Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова. Анализ стихотворения М.Ю

Судьбу русского поэта начала XIX века Михаила Юрьевича Лермонтова трудно назвать счастливой. В три года оставшись без матери на попечении родной бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, он практически не знал семейного счастья, ведь бабушка была уверена, что юноше просто необходимо стать военным. Скитаясь по казармам, юноша часто испытывал чувство одиночества, может быть, поэтому мотив одиночества и становится ведущим в его творчестве. Почти в каждом стихотворении повторяются слова «один» , «одинокий» . Есть они и в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» , об анализе которого пойдет речь далее.

Подобную лирику принято называть философской , и, хотя здесь присутствует пейзаж, задача данного стихотворения заключается том, чтобы подчеркнуть мысли лирического героя, тревожащие его душу и волнующие его сердце. В природе все спокойно, ничто не нарушает красоту ночного пейзажа:

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...

А герою не просто не спится - герою «так больно и так трудно» , что он один выходит на дорогу, видимо, чтобы насладиться красотой ночи, послушать, как «звезда с звездою говорит» , и получить душевное успокоение. Если в народной поэзии было принято использование параллелизма, чтобы через восприятие состояния природы можно было понять состояние лирического героя, то в поэзии XIX века, особенно в творчестве М. Лермонтова , Ф. Тютчева , А. Фета , проявляется другая тенденция - противопоставлять гармонию в природе и разлад в душе человека.

Подобный контраст присутствует и в произведении Лермонтова. Автор любуется умиротворенным состоянием природы, тогда как его герой мучается извечными вопросами бытия:

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Подобные вопросы обычно задают себе люди, прожившие долгую жизнь, но, по меньшей мере, странно слышать их от человека, которому исполнилось лишь 27 лет. Однако стихотворение, написанное в 1841 году, за три месяца до трагической гибели на дуэли, воспринимается как предсказание, будто само провидение водило рукой поэта.

При этом важно отметить, что герой, хотя и не ждет уже ничего от жизни, но и прошлого ему ничуть не жаль. Почти дословно напишет подобные строки через 100 с лишним лет Сергей Есенин перед тем, как добровольно уйдет из жизни: «Не жаль мне лет, растраченных напрасно...» Он навсегда обрел свободу, но обрел ли покой, неизвестно.

Лирический герой Лермонтова тоже жаждет «свободы и покоя» , а для этого он хочет «забыться и заснуть» . Однако он желает навеки заснуть не «холодным сном могилы» , а так,

Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь.

Конечно, такое физически невозможно. Только те мертвецы, которых не похоронили, действительно не могут обрести покой, и их душа скитается неприкаянной. Поэт же имел в виду другое. Возможно, для него было необходимо остаться жить в своих стихах, в своем творчестве. Подобная идея «нерукотворного памятника» уже неоднократно использовалась в произведениях поэтов разного времени, начиная с Горация и заканчивая Пушкиным . Но такая идея звучит слишком монументально.

Герой стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова специально выходит один на дорогу, чтобы быть наедине с Богом. Возможно, тогда его молитва будет услышана и сбудется его горячее желание, выраженное в заключительных строчках этого произведения. Герой мечтает, чтобы всю ночь и весь день, его слух лелея, «про любовь сладкий голос пел» , а над ним «чтоб вечно зеленея тёмный дуб склонялся и шумел» .

Все-таки удивительно, как спокойно звучат рассуждения о смерти: герой не испытывает ни страха, ни ужаса - подобное состояние в поэзии принято называть оксюмороном «светлая печаль». Это состояние подчеркнуто и ритмической организацией стихотворения: пятистопный хорей слегка замедляет ритм, а слоги с пропущенным ударением (пиррихий ) передают несколько сбивчивый ритм, как будто имитируя дыхание человека. Чередование мужской и женской рифмы завершают мелодику стихотворения, как будто оттачивая все оставшиеся грани алмаза, перед тем как он превратится в бриллиант.

Не случайно это стихотворение признано одним из лучших лирических шедевров русской поэзии начала XIX века.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова

Одним из самых ярких и проникновенных лирических произведений Михаила Лермонтова является его стихотворение «Выхожу один я на дорогу», созданное в 1841 году, буквально накануне трагической гибели поэта на дуэли. Появившись на свет уже после выпуска единственного прижизненного сборника поэзии, оно стало своеобразным итогом, вершиной его поэтического творчества. Её завершающий этап проходил под девизом переосмысления жизненных ценностей и подведения итогов, осознания неизбежности своей судьбы. В то время Лермонтов, по сведениям очевидцев, находился в состоянии прострации и отстраненности от всего вокруг него происходящего, считая свою судьбу уже предрешенной. Достойным завершением своего жизненного пути он считал смерть на поле боя, и даже сам искал какой-либо повод, чтобы побыстрее встретить свою кончину.

Главная тема стихотворения

В такой нелегкий для поэта жизненный период и создается стихотворение «Выхожу один я на дорогу», жанр которого лирический монолог, а основная тема - острое чувство личного одиночества, легкой и светлой грусти о прошедших важных и знаковых событиях, не оставивших в душе поэта никакого следа, легкая задумчивость и размышления о прожитой жизни. Настроение стихотворения пропитано печалью и медитацией о смысле жизни, поэт изображает себя как усталого странника, бесцельно бредущего по ночной дроге в неизвестном направлении. Описание окружающей странника природы призвано лишний раз подчеркнуть одиночество героя, его обособленность от всего мира, душевные переживания и терзания: в ночном небе даже «звезда с звездою говорит», а герою даже поговорить не с кем, он один в этом мире и ему некому излить свои душевные переживания.

Композиция произведения разделена на две противоположные по чувствам части: первая — это лирическое описание незамысловатой, но безусловно величественной и великолепной природы южной ночи, наполненной миром, спокойствием и гармонией «Ночь тиха, пустыня внемлет Богу», вторая часть раскрывает нам чувства и душевные переживания героя, полного отчаяния и тоски, раздираемого мучительными вопросами, на которые он и сам не знает ответа. Финал произведения созвучен началу: герой стремиться обрести покой в единении с природой, её красота успокаивает его душевные раны и придает ему сил идти дальше. В произведении используется контрастное противопоставление спокойствия и умиротворения ночной природы с душевными терзаниями героя, который уже ничего не ждет от жизни и разучился получать удовольствие от самых простых жизненных радостей.

Беспокойная и деятельная натура великого поэта видит только один выход из сложившейся ситуации, это смерть, но не обычная кончина, наполненная забвением и тленом, а дивный, глубокий сон между жизнью и смертью, который позволит ему победить время и посмотреть на судьбу России и ее народа в будущем. Финал стихотворения знаменуется появлением описания могучего дуба-великана, символизирующего вечную жизнь и силу, этот образ дает поэту надежду на бессмертие, греет его мятежную душу, в будущем он мечтает иметь такой дуб в качестве живого памятника на своей могиле.

Структурный анализ стихотворения

Для написания произведения Лермонтов использовал пятистопный хорей, он предполагает чередование мужской и женской рифмы, которые придают особый ритм и удивительную плавность данному поэтическому повествованию. Использована перекрестная рифмовка, строфы представлены в виде четких четверостиший. Как средства художественной выразительности здесь используются различные метафоры, эпитеты («сладкий голос», «темный дуб»), антитезы и олицетворения («звезда с звездою говорит» «земля спит»). Постоянное повторение нечетких, шипящих звуков, которые имитируют легкий шепот в ночи и тихие, неторопливые разговоры, придает произведению некоторую интимность и душевность.

Поздняя лирика Лермонтова наполнена нетипичным для его творческого наследия спокойствием, что говорит о том, что повзрослевшему поэту стал чужд юношеский максимализм и неприятие полумер, отрицание окружающего мира и вызов обществу (хотя на тот момент ему было всего 25 лет) и данное произведение стало его финальной чертой, подводящий итог всей его жизни. Нежная лиричность и глубокий философский смысл данного произведения привлекли в свое время внимание многих композиторов, однако одним из самых известных и популярных является романс на стихи Лермонтова русской певицы и композитора Елизаветы Шашиной, музыка к которому была создана ею в 1861 году.

«Выхожу один я на дорогу…»
Если б знал он, как во все века
Будет волновать людей и трогать,
Обжигать сердца его строка.
Рыцарь чести, юный светоч разума,
Если б знал, что до грядущих дней
Родина как сына мудроглазого
Сбережет его в груди своей.

За несколько дней до 15 июля, до дуэли и смерти, написано лермонтов-ское «Выхожу один я на дорогу…»
В ночной час одиноко выходит поэт к пустынному склону Машука. В небесах – южная голубая ночь, в туманном синем свете – земля. Звезды мер-цают, их далекие лучи делаются то ярче, то они чуть гаснут. Там, на высоте, таинственная беседа.
Мир и покой, но:
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
В лунном свете стелилась впереди покрытая мелкой каменной осыпью машукских скал дорога – кремнистый путь. Одиноко по ней шел поэт:
Уж не жду от жизни ничего я…
И не жаль мне прошлого ничуть.


«Выхожу один я на дорогу…», принадлежащем «к лучшим созданиям Лермонтова». Поэт взволнован величием ночи, очарован торжественной ти-шиной и покоем, разлитым в природе. Это настроение передается и нам, чи-тателям. Мы видим и «кремнистый путь», и «сиянье голубое», и яркие звез-ды, ощущаем торжественную тишину ночи. Это гимн красоте, гармонии сво-бодной и могучей природы, не знающей противоречий.
От ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянье, мысль поэта обраща-ется к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевные тре-воги, к своим грустным мыслям. Поэту «больно и… трудно» оттого, что нет «свободы и покоя». Но он любит жизнь с ее страданиями и радостями, гонит прочь промелькнувшую мысль о смерти.
Предвидя все, все понимая, вписывал Лермонтов свое стихотворение в «Записную книгу Одоевского». В ней уже было рассказано о судьбе дубового листка, оторвавшегося от ветки родимой и унесенного бурей к далекому бе-регу Черного моря, где растет молодая чинара, с которой шепчется морской ветер, в ее ветвях качаются и поют свои песни вольные птицы; была расска-зана грустная повесть о том, как отказалась дать приют страннику полная жизни и счастья чинара – повесть о жизни и о смерти.
В эту книгу вписан также и «Сон», вписано в нее и стихотворение о том, как тучка ночевала на груди утеса-великана и в золотых утренних лучах рано умчалась вдаль, весело играя по лазури, оставив и забыв утес, по кото-рому тихо струились слезы.
Здесь и знаменитый «Пророк».
«Выхожу один я на дорогу» написано, как завещание. Последнее, что поэт передает потомкам: он не отказался ни от всевиденья, ни от ответствен-ности. Лермонтов знал, какой ценой входит в историю его поэзия.


В стихотворении наиболее полно отразились особенности лирики Лер-монтова, приемы его письма. Взгляд поэта сосредоточен не столько на внеш-нем мире, сколько на душевных переживаниях человека. Он обнажает борьбу противоречивых мыслей и влечений. Жанр произведения – лирический мо-нолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?» Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания.
Композиция стихотворения делится на две части. В первой – велико-лепный пейзаж. Изумительные метафоры, живописующие красоту и тихую зачарованность южной ночи: («звезда с звездою говорит»; «пустыня внемлет богу»). Начиная с третьей строфы, автор обращается к своим мыслям и тре-вожным раздумьям. Смятение его души очень образно передают восклица-тельные предложения, умолчания. Все устремлено в будущее, в мечту. Час-тое повторение местоимения «я» и союза «чтоб» придают повествованию ус-ловно-сослагательное. В этой части преобладают существительные, на них падает особое смысловое ударение: «прошлое», «жизнь», «покой», «свобо-да», «сон», «силы».


Стихотворение написано пятистопным хореем с чередованием женской и мужской рифмы. Рифмовка перекрестная. Строфы представляют собой четкие четверостишия. Все это придает особую мелодичность и плавность стиху. Использование приема звукозаписи (частое повторение шипящих зву-ков) придают повествованию задушевность, имитируют тихую речь, шепот в ночи.
В финале стихотворения появляется образ великана-дуба – символа вечной жизни и мощи. Именно этот образ привлекает внимание поэта, греет его смятенную душу. Он дает надежду на бессмертие. Такой живой памятник хотел бы воздвигнуть над своим последним прибежищем поэт:
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел.
И растет такой огромный дуб в Тарханах, на малой родине поэта. Каж-дый год в день памяти приходят сюда тысячи людей, чтобы поклониться праху великого русского гения. И дуб шумит листвой над тарханскими тро-пинками, над озером, словно вечный сторож печальных мест. Вновь слагают здесь стихи поэты:


Если б знал он в миг смертельной раны,
Если б знал он, падая в крови,
Что родник судьбы его – Тарханы
Станут пульсом скорби и любви,
Местом, где, склонясь в молчанье строгом,
Будут люди из столиц и сел
Вслушиваться в звездную дорогу,
По которой Лермонтов прошел.

“Выхожу один я на дорогу” – одно из последних стихотворений Лермонтова, который, будто предчувствуя свою смерть, высказал все, что было у него на душе. Предлагаемый краткий анализ “Выхожу один я на дорогу” по плану поможет понять всю глубину и значимость этого произведения. Его можно использовать на уроке литературы в 6 классе в качестве основного материала.

Краткий анализ

История создания – написано стихотворение незадолго до гибели Лермонтова на дуэли, в 1841 году, а опубликовано уже посмертно, в 1843 году (журнал “Отечественные записки”).

Композиция – простая, мысль развивается последовательно от первой строфы до пятой.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – пятистопный хорей с анапестическими ходами.

Эпитеты – “ кремнистый путь” , “ холодный сон” , “ тихий голос “.

Инверсия – “ сиянье голубое “.

Олицетворение – “ пустыня внемлет Богу “, “ звезда со звездою говорит “.

Оксюморон – “ светлая печаль”.

История создания

Стихотворение Лермонтова “Выхожу один я на дорогу” написано в конце весны – начале лета 1841 года, то есть незадолго до того, как он погибнет на дуэли подобно своему кумиру, Пушкину. В нем, как и в других произведениях позднего периода, явно прослеживаются все типичные черты лермонтовской поэзии. История создания тесно связана с внутренними исканиями поэта, который хотел найти истинную свободу. При этом он подчеркивает, что не хотел бы заснуть “ холодным сном могилы ” – Лермонтов как будто предчувствовал, что именно такая печальная судьба его и ожидает.

Как и многие последние стихотворения поэта, это было опубликовано уже после его смерти, в 1843 году – в журнале “Отечественные записки”.

Композиция

Лермонтов использует максимально простую последовательную композицию, которая помогает проследить мысль и увидеть, какие переживания обуревают его. Так, в первой строфе лирический герой поднимает мотив одиночества, которое тем более горько, что даже звезды могут поговорить между собой – эта мысль напрямую высказывается и подчеркивается во второй строфе. Третья строфа демонстрирует мечты лирического героя, который ищет свободу и в то же время покой, а четвертая и пятая расшифровывают, что имелось в виду – человек хочет соединиться с природой и спать дивным, спокойным сном под ее покровительством.

Тема

Центральной является тема одиночества, которая проходит через все творчество Лермонтова, который остро чувствовал, что его никто не понимает. В то же время поэт поднимает тему жизни и смерти, подчеркивая мысль, что, несмотря на усталость от людей, он по-прежнему хотел бы ощущать всю полноту жизни, но не так, как другие люди, а в единении с природой. Также он как будто подводит итог своей жизни, спрашивая у себя же – ждет ли он чего-то или, может быть, жалеет о том, что было в прошлом.

Ему хочется изменить свою жизнь, он ждет покоя и любви, он прославляет все сущее и не жалеет даже о том плохом, что было за прошедие годы. При этом и о смерти лирический герой, олицетворяющий самого поэта, говорит с удивительным для человека такого возраста спокойствием.

Жанр

Это классический пример жанра философской лирики. Несмотря на то, что многие мысли высказываются Лермонтовым с помощью образов природы, его нельзя отнести к лирике пейзажной – все описания здесь необходимы для того, чтобы передать чувства лирического героя (не связанные с природой), помочь лучше прочувствовать их.

Написан стих пятистопным хореем, в котором прослеживаются анапестические ходы, с помощью которых ритмика немного сбивается, помогая имитировать человека. Окончательную ритмическую завершенность произведение придает чередование мужской и женской рифмы.

Это произведение отражает мысли поэта, которых хотел бы продолжать жить в покое и счастье – и в некотором роде так и произошло, потому что душа Лермонтова осталась жить в его произведениях.

Средства выразительности

В этом непростом философском стихотворении Лермонтов использовал разнообразные средства выразительности. Они могут показаться достаточно простыми, но на самом деле полностью решают художественную задачу, выражая мысли, которые волновали поэта в момент написания. В стихотворении есть:

  • эпитеты – “ кремнистый путь” , “ холодный сон” , “ тихий голос “, “темны дуб”;
  • инверсия – “ сиянье голубое “;
  • олицетворение – “ пустыня внемлет Богу “, “ звезда со звездою говорит “;
  • оксюморон – “ светлая печаль”.

Также в качестве вспомогательных средств выступают риторические вопросы – “ Жду ль чего? жалею ли о чём? ” и восклицания – “ Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! “. Они придают стихотворению экспрессию, подчеркивают эмоциональную окраску определенных строф.

Н.Г.Шакирова, учитель русского языка и литературы МБОУ лицей с.Месягутово

«Выхожу один я на дорогу…» Если б знал он, как во все века Будет волновать людей и трогать, Обжигать сердца его строка. Рыцарь чести, юный светоч разума, Если б знал, что до грядущих дней Родина как сына мудроглазого Сбережет его в груди своей. В. Туркин.

С исключительной проницательностью, верно поняв

творчество Лермонтова, великий критик В.Г. Белинский заявлял, что наступит время, когда имя Михаила Юрьевича станет «народным именем и гармонические звуки его поэзии будут слышны в повседневном разговоре толпы, между толками ее о житейских заботах». Он же назвал стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» шедевром русской лирики.

Лермонтовская поэзия, выставляя на всеобщее обозрение внутреннюю жизнь человека его эпохи, тем самым проясняла источники его страданий. Она указывала на современную общественную действительность, уродующую человеческую личность. Михаил Юрьевич Лермонтов внес в лирику глубокий и сложный психологический анализ внутренних переживаний. Этот анализ и заключил в себе то богатство раскрытия внутреннего мира человека, которое прославило великую русскую литературу. "Выхожу один я на дорогу..."- лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Оно написано за несколько месяцев до роковой дуэли, которая произошла весной 1841 года. Лермонтов написал стихотворение, которое, вопреки многим другим произведениям этого периода, наполнено не отчаянием, а светлой грустью и сожалением о том, что какие-то очень важные и знаковые события не оставили в душе поэта следа. Как и в юношестве, Лермонтов по-прежнему испытывает острое чувство одиночества, он изображает себя в этом произведении странником, который бредет по ночной дороге, пытаясь найти ответы на мучившие его вопросы.

В стихотворении переплетены черты, традиционные для лирики Лермонтова, и в то же время появляются мотивы, ознаменовавшие новый этап в творчестве поэта.

Если говорить о традициях, то мы видим привычные мотивы одиночества, тоски поэта, жажды найти собеседника, обрести «родственную душу». К числу новаторских мотивов отнесём примирённость стиха, устремлённость к положительным идеалам. Таким образом, можно сказать, что стихотворение соединяет все мотивы лермонтовской поэзии.

Жанр произведения - лирический монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания. В основе стихотворения- контраст

В первой же строчке - уже знакомый нам мотив одиночества:

Выхожу один я на дорогу…

«Я», «один». Однако слово « выхожу» нарушает привычный образ одинокого узника (Ср.: «Пленный рыцарь»). Лирический герой находится в открытом, распахнутом мире. Перед ним- дорога, над ним -небо. Человек погружён в открытую и свободную стихию природы. Мир природы наделён чертами, необычными для романтической поэзии. Здесь нет привычного погружения героя в мир разобщённости. Здесь мир характеризуется единением: путь перед героем освещён и залит лунным светом, соединяющим небо и дорогу.

Сквозь туман кремнистый путь блестит

Туман тоже связующее звено: он заполняет пространство между землёй и небом. «Кремнистый путь»- указание на кавказский пейзаж.

Пространство перед лирическим героем расширяется: перед стоящим на дороге путником– пустыня

Ночь тиха, пустыня внемлет Богу

Значение слова «пустыня» имеет в стихотворении два значения:

    Пространство, противопоставленное городу(Лермонтов считал город средоточием зла и порока, значит, его герою лучше держаться от него подальше);

    Открытое, большое распахнутое пространство.

Значит «пустыня»- возможность избежать пороков общества и выйти на простор.

Герой один в огромном мире, и мир этот «говорит» и «внемлет»

И звезда с звездою говорит.

Изумительны метафоры, олицетворения, живописующие красоту и тихую зачарованность южной ночи: («звезда с звездою говорит» ; «пустыня внемлет Богу»). Поэт рисует сказочную красоту южной ночи, используя эпитеты («кремнистый», «торжественно», «чудно»).Лирический герой понимает всю прелесть и совершенство окружающего мира, он прекрасен:

В небесах торжественно и чудно!

Слово «чудно» тоже имеет два значения:

    Нечто прекрасное;

    Нечто чудесное

Лирический герой оказывается свидетелем какой-то тайны природы, и слово «один» приобретает новый смысловой оттенок, оттенок избранничества: только ондопущен в святилище природы. Другие люди спят и не видят открывшегося ему таинства.

Спит земля в сиянье голубом

Обобщение мотива слияния земли и неба. Сон не синоним смерти, как обычно, а спокойная полнота жизни. Но полноте и спокойствию природы противопоставлено состояние лирического героя.

Он сомневается в будущем:

Жду ль чего?

С горечью вспоминает о прошлом:

Жалею ли очём?

Мир природы представлен глаголами настоящего времени, для неё нет ни прошлого, ни будущего. Для лирического героя переживания настоящего момента невозможны без памяти о прошлом и мечты о будущем. Не случаен образ дороги, она понятие движения: от прошлого к настоящему и будущему.

Третья строфа полностью посвящена поэтическому «Я».Начиная с неё, автор обращается к своим мыслям и тревожным раздумьям. Лирический герой стремится вырваться из мира изоляции и приобщиться к миру природы.Перекличка вопросов: Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?
и ответов:
Уж не жду от жизни ничего не я,(отказ от будущего) И не жаль мне прошлого ничуть (отказ от прошлого)… -

Придает особую тональность стихотворению. Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, полного отказа от жизни:

Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!

Герой хотел бы влиться в вечный мир природы и приобщиться к её сну.

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Что вкладывает лирический герой в понятия «сон» и «покой»? Здесь это не синонимы к слову «смерть», как, например, в стихотворении «Сон», а синонимы к словам «счастье», «гармония». Сон-это полнота жизненных сил. Смятение души героя образно передают восклицательные предложения, умолчания. Все устремлено в будущее, в мечту. Частое повторение местоимения «я» и союза «чтоб» придают повествованию условно-сослагательное значение. В этой части преобладают существительные, на них падает особое смысловое ударение: «прошлое» , «жизнь» , «покой» , «свобода» , «сон» , «силы» . При всей тяжести существования, при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы.

Но не тем холодным сном могилы…

Герой верит в бессмертие души. Его мятежный, неспокойный дух больше не ищет бури, он жаждет спокойствия, отвлечения от земных противоречий:

Я б хотел навеки так заснуть

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь.

Частое повторение местоимения «я» и союза «чтоб» придают повествованию условно-сослагательное значение. В этой части преобладают существительные, на них падает особое смысловое ударение: «прошлое» , «жизнь» , «покой» , «свобода» , «сон» , «силы» . В пятой строфе появляется надежда на любовь и достижения личного счастья:

Про любовь мне сладкий голос пел

И слияние с мифологической и космической жизнями:

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

Дуб-символ мирового дерева, соединяющего небо и землю, символ вечной жизни и мощи. Именно этот образ привлекает внимание поэта, греет его смятенную душу. Он дает надежду на бессмертие. Дуб - это символ крепости жизни, ее вечности и незыблемости. Такой живой памятник хотел бы воздвигнуть над своим последним прибежищем поэт. Все-таки удивительно, как спокойно звучат рассуждения о смерти: герой не испытывает ни страха, ни ужаса - подобное состояние в поэзии принято называть оксюмороном «светлая печаль». Это состояние подчеркнуто и ритмической организацией стихотворения: пятистопный хорей слегка замедляет ритм, а слоги с пропущенным ударением (пиррихий ) передают несколько сбивчивый ритм, как будто имитируя дыхание человека. Чередование мужской и женской рифмы завершают мелодику стихотворения, как будто оттачивая все оставшиеся грани алмаза, перед тем как он превратится в бриллиант.

Использование приема звукописи (частое повторение шипящих звуков) придают повествованию задушевность, имитируют тихую речь, шепот в ночи.

В какой-то степени это произведение можно считать пророческим, так как желание Лермонтова все же осуществилось. Погибнув на бессмысленной и глупой дуэли, он не только остался в памяти людей как блистательный русский поэт, но и вдохновил своим творчеством последующие поколения. И, тем самым, выполнил свою миссию, которая была предначертана ему судьбой.

И сейчас на малой родине Михаила Юрьевича Лермонтова, в селе Тарханы Пензенской области, находится его прах. О вечности и любви шепчутся листья старого дуба, раскинувшего ветви над входом в часовню.