Бог и вера в моей жизни. Что такое Бог? Понимание Бога в православии

Предлагаем вниманию читателей подборку цитат великих ученых-физиков о вере и Боге.

(1564-1642) – итальянский философ, математик, физик, механик и астроном, оказавший исключительное влияние на науку своего времени. Первым использовал телескоп для научных открытий, которыми стали спутники Юпитера, пятна на Солнце, горы на Луне, и фазы Венеры. Защитник гелиоцентрической системы Коперника и основатель экспериментальной науки.

«Природа, без сомнения, есть Вторая Книга Бога, от которой мы не должны отказываться, но которую мы обязаны читать».

«Намерение Священного Писания в том, чтобы научить нас тому, как идти на небо, а не тому, как идет небо».

«В действиях природы Господь Бог является нам не менее достойным восхищения образом, чем в божественных стихах Писания».

(1643-1727) – английский физик, математик, астроном. Основатель классической теории физики.

«Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану Всеведущего и Всемогущего Существа. Вот – мое первое и последнее слово».

(1711-1765) русский ученый-естествоиспытатель, химик, физик, астроном, энциклопедист. Заложил основы физической химии и молекулярно-кинетической теории теплоты. Утвердил основания современного русского литературного языка, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета. Предсказал наличие атмосферы у планеты Венера.

«Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество; в другой – Свою волю. Первая – видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал Божественное всемогущество, по вере себе дарованного понятия. Вторая книга – Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению. В сих пророческих и апостольских богодухновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учителя. А в оной книге сложения видимого мира сего физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учители».

«Правда и вера суть две сестры родные, дочери одного всевышнего родителя, никогда в распрю между собой прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания собственного мудрствования на них вражду восклеплет».

(1775-1836) – французский физик и математик, открыл основной закон электродинамики.

«Самое убедительное доказательство бытия Бога – это гармония средств, при помощи которой поддерживается порядок в универсуме, благодаря этому порядку живые существа находят в своем организме все необходимое для развития и размножения своих физических и духовных способностей».

(1777-1855) – немецкий математик, астроном, физик.

«Когда придет наш последний час, с какой неизъяснимой радостью мы устремим свой взор к Тому, о присутствии Которого мы могли лишь догадываться в этом мире».

Ганс Эрстед (1777-1851) – датский физик.

«Всякое основательное исследование природы кончается признанием существования Бога».

Уильям Томсон, лорд Кельвин (1824-1907) один из величайших физиков. Работал в области электростатики, тепло- и электропередачи, термодинамики, теории упругости, геологии, практической физики и техники. Первым сформулировал Второй закон термодинамики.

«Не бойтесь быть свободомыслящими людьми. Если вы помыслите глубоко, через науку вы обретете веру в Бога».

Томас Эдисон (1847-1931) – американский изобретатель.

«Величайшее мое уважение и восхищение – всем инженерам, особенно же самому великому из них – Богу!»

Густав Ми (1868-1957) – немецкий физик.

«Нужно сказать, что мыслящий естествоиспытатель по необходимости должен быть благочестивым человеком. Он должен благоговейно преклонить колени перед Божественным Духом, Который так ясно проявляет Себя в природе».

(1818-1889) великий английский физик. Работал над пониманием природы теплоты, ее взаимосвязью с механической работой, что привело к открытию Первого закона термодинамики. Совместно с лордом Кельвином разработал абсолютную шкалу температуры.

«После того, как мы узнаем Волю Бога и подчиняемся ей, у нас есть еще одно важное дело: постичь Его Мудрость, Мощь и Милосердие из тех свидетельств, что явлены в Его делах. Познание законов природы – есть познание Бога».

Джон Амброз Флеминг (1849-1945) – британский физик и радиотехник.

«Великое множество современных открытий полностью разрушило старые материалистические представления. Универсум предстает сегодня перед нами как мысль. Но мысль предполагает наличие Мыслителя».

(1856-1940), английский физик, изучал рентгеновские лучи, открыл электрон. Лауреат Нобелевской премии по физике 1906г.

«Не бойтесь быть независимыми мыслителями! Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога, которая есть основание религии. Вы увидите, что наука не враг, а помощница религии».

«С верхушек башен крепости науки видны величайшие деяния Божии».

Макс Планк (1858-1947) выдающийся немецкий физик, основатель квантовой теории.

«Куда бы и как далеко мы бы ни стали смотреть, мы не находим противоречий между религией и естественной наукой, напротив, именно в основополагающих пунктах наилучшее сочетание. Религия и естественная наука не исключают друг друга, как это в наши дни некоторые верят или этого боятся, эти две области дополняют друг друга и зависимы друг от друга».

«Религия и естествознание нуждаются в вере в Бога. При этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания - в конце. Для одних он означает фундамент, а для других - вершину построения любых мировоззренческих принципов».

Альберт Эйнштейн (1879-1955 гг.) – автор специальной и общей теории относительности, ввел понятие фотона, открыл законы фотоэффекта, работал над проблемами космологии и единой теории поля. По мнению многих выдающихся физиков (например Льва Ландау) Эйнштейн является самой значительной фигурой в истории физики. Лауреат Нобелевской премии по физике 1921 г.

«Гармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием».

«Моя религия состоит в чувстве скромного восхищения перед безграничной разумностью, проявляющей себя в мельчайших деталях той картины мира, которую мы способны лишь частично охватить и познать нашим умом. Эта глубокая эмоциональная уверенность в высшей логической стройности устройства вселенной и есть моя идея Бога»

«Действительной проблемой является внутреннее состояние души и мышления человечества. Это не физическая проблема, а проблема этики. Что нас пугает, это не взрывная сила атомной бомбы, но сила озлобленности человеческого сердца, взрывная сила для озлобления»

«Напрасно перед лицом катастроф XX века многие жалуются: «Как Бог допустил?»… Да. Он допустил: допустил нашу свободу, но не оставил нас во тьме неведения. Пусть познания добра и зла указан. И человеку самому пришлось расплачиваться за выбор ложных путей».

«Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть каким-то образом человеком религиозным. Иначе он не способен себе представить, что те невероятно тонкие взаимозависимости, которые он наблюдает, выдуманы не им. В бесконечном универсуме обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума. Обычное представление обо мне, как об атеисте – большое заблуждение. Если это представление почерпнуто из моих научных работ, могу сказать, что мои научные работы не поняты».

(1882-1970), немецкий физик, один из создателей квантовой механики.

Лауреат Нобелевской премии по физике 1954 г.

«Наука оставила вопрос о Боге совершенно открытым. Наука не имеет права судить об этом».

«Многие ученые верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди».

Нильс Бор (1885-1962) великий датский физик, лауреат Нобелевской премии по физике. Создал первую квантовую теорию атома, участвовал в разработке основ квантовой механики. Внёс значительный вклад в развитие теории атомного ядра и ядерных реакций, процессов взаимодействия элементарных частиц со средой.

«Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром».

(1892-1962), американский физик, лауреат Нобелевской премии по физике 1927 г.

«Для меня Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека. Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, Разума – неопровержим. Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: “В начале – Бог”».

Вольфганг Паули (1900-1958), швейцарский физик, один из создателей квантовой механики и релятивистской квантовой теории поля, лауреат Нобелевской премии по физике 1945 г.

«Мы должны признать также, что на всех путях познания и избавления зависим от факторов, находящихся вне нашего контроля и носящих в религиозном языке название благодати».

Карл Вернер Гейзенберг (1901-1976) немецкий физик, один из создателей основ квантовой физики, лауреат Нобелевской премии 1932 г.

«Первый глоток из сосуда естественных наук делает нас атеистами, но на дне сосуда нас ожидает Бог».

(1902-1984) – английский физик, один из создателей квантовой механики, квантовой электродинамики, квантовой статистики. Нобелевская премия по физике 1933 г. «За разработки новых, перспективных форм атомной теории»

«Природе присуща та фундаментальная особенность, что самые основные физические законы описываются математической теорией, аппарат которой обладает необыкновенной силой и красотой. Мы должны просто принять это как данное. Ситуацию, вероятно, можно было бы описать, сказав, что Бог является математиком очень высокого ранга, и что он при построении Вселенной использовал математику высшего уровня».

«Оказывается, одна из основных особенностей природы заключается в том, что законы фундаментальной физики описываются очень изящными и мощными математическими теориями. Для понимания этих теорий нужно быть математиком высокого уровня. Вы можете удивляться: почему Природа устроена таким образом? Единственное, что можно ответить на современном уровне знаний – Природа таким образом сконструирована. Остается только принять это. Другими словами, Бог – математик очень высокого уровня и Он использовал самую совершенную математику при создании Вселенной. Наши слабенькие математические усилия позволяют нам понять устройство лишь маленького кусочка Вселенной, и по мере дальнейшего развития математики мы надеемся понять устройство Вселенной лучше».

В жизни часто можно встретить людей, которые сами не веря в Бога, пытаются подкрепить имеющееся неверие ссылками на известных людей. И если верующий не достаточно хорошо владеет знаниями в данных вопросах, получается «провальная» ситуация, и кажется, что атеист оказался правым. Однако на поверку, факты из жизни выдающихся мужчин и женщин всех времен и народов, представляются несколько другими, чем хотелось бы неверующему оппоненту.

Ниже приведен список высказываний о том, что говорили великие люди о Боге - цитаты о Боге , Христианстве, Библии и вообще, о взаимоотношениях человека с Богом. Думается, что эта солидная подборка позволит всем христианам дать мощный отпор тем, кто намеревается под тенью великих людей пропагандировать безбожие и высмеивать христианство.

Безусловно, следует помнить тот факт, что неверие, так же, как и вера в Бога, – это система взглядов, которая реальными, видимыми фактами не может быть доказана. Поэтому атеизм, как и христианство, является ничем иным, как религией!

Подробно об этом можно почитать в рубрике «Рассуждения». Естественно, нельзя рассматривать все эти цитаты, как жизненную позицию того или иного автора. Но сам факт того, что эти люди имели такие мысли, уже о многом говорит. Итак, вот она, обещанная подборка.

Великие люди о Боге, цитаты о Боге:

  1. ПУШКИН А.С.

(солнце русской поэзии)

«Есть Книга, в которой каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из которой нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы наизусть, которое не было уже пословицей народов. Книга сия называется Евангелием - и такова её вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удручённые унынием, случайно откроем её, то уже не в силах противиться её сладостному влечению... Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучшего Писания… Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание, потому что в нём находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу; всё, что было великого в самой глубокой древности - всё находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра. Поэзия Библии особенно доступна для чистого воображения. Мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике… Библия всемирна.»

  1. АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН

(физик, создатель теории относительности)

«Я верю в Бога как в Личность и по совести могу сказать, что ни одной минуты своей жизни я не был атеистом.»
«Нельзя читать Евангелие не чувствуя действительного присутствия Иисуса, Его Личность пульсирует в каждом слове.»
«Правда, я иудей, но лучезарный опыт Иисуса Назорея произвёл на меня потрясающее впечатление. Никто не выражался так, как Он. Действительно, есть только одно место на земле, где мы не видим тени, и эта Личность - Иисус Христос. В Нём Бог открылся нам в самом ясном и понятном образе. Его я почитаю.»
«Человек, который потерял способность удивляться и благоговеть - мёртв. Знать, что существует сокрытая реальность, которая открывается нам как высшая мудрость и блистающая красота, знать и ощущать это - вот ядро истинной религиозности.»

  1. ИСААК НЬЮТОН

(учёный, физик, математик)

«Небесный Владыка управляет всем миром, как Властитель вселенной. Мы удивляемся Ему по причине Его совершенства, почитаем Его и преклоняемся перед Ним по причине Его беспредельной власти. Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло бы произойти никакого разнообразия; и всё, соответственное месту и времени, разнообразие сотворённых предметов, что и составляет строй и жизнь вселенной, могло произойти только по мысли и воле Существа самобытного, Которое я называю Господом Богом.»

«Знаем учение и Моисея, и пророков, и Апостолов, и, даже самого Христа. Если мы с ними не согласны, то мы так же неизвинительны как и евреи.»

  1. НАПОЛЕОН БОНАПАРТ

(французский государственный деятель, полководец)

«Александр Македонский, Август Кесарь, Карл Великий и я сам основали громадные империи. А на какой основе состоялись эти создания наших гениальностей? - На основе насилия. Один лишь Иисус Христос основал Свою империю любовью... И будьте уверены, что все они были настоящими людьми, но никто из них не был подобен Ему; Иисус Христос больше, чем человек. На расстоянии тысячи восьмисот лет Иисус Христос предъявляет трудное для выполнения требование, превосходящее все другие требования. Он просит человеческого сердца.»

Когда однажды Наполеон, будучи на острове Св. Елены, заговорил о великих мужах прошлого времени и стал сравнивать их с собою, то он вдруг обратился к одному из своих собеседников с вопросом: «Можешь ли ты сказать мне, кто такой был Иисус Христос?» И когда собеседник сознался, что он не имел случая поразмыслить об этом, Наполеон продолжал: «Мне думается, я понимаю кое-что в людях, и скажу тебе: всё это были люди, и я также человек, но с этим одним не может сравниться никто потому, что Иисус Христос был больше, чем человек.»

  1. ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ

(итальянский физик, механик, астроном, философ и математик)

«Священное Писание никогда не может ни лгать, ни ошибаться. Всё, что оно говорит, совершенно непреложно. Как оно, так и природа, созданы божественным Словом: Библия - по внушению Духа Святого, а природа - к исполнению Божественных велений.»

  1. МАКС ПЛАНК

(немецкий физик-теоретик, основатель квантовой механики)

«Куда бы мы ни обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией. Мы, скорее, констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука, в конечном результате ищут истину и приходят к исповеданию Бога.»

«Когда религия и наука исповедуют веру в Бога, первая ставит Бога в начале, а вторая - в конце всех мыслей. Религия и наука нисколько не исключают друг друга.»

  1. ЛУИ ПАСТЕР

(французский микробиолог, химик-основатель современной микробиологии и иммунологии)

«Я мыслил и изучал, потому и стал верующим, подобно бретонскому крестьянину. А если бы я ещё более размышлял и занимался науками, то сделался бы таким верующим, как бретонская крестьянка...»

«Потомки в один прекрасный день от души посмеются над глупостью современных нам учёных-материалистов. Чем больше я изучаю природу, тем более изумляюсь неподражаемым делам Создателя.»

  1. НИКОЛАЙ КОПЕРНИК

(польский астроном, создатель гелиоцентрической модели мира)

«Переплетённая терпением моя жизнь, была одной радостью. Хотя перед величием Божиим я должен сознаться: Вседержитель! Мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия, но мне казалось, что я иду по следам Бога. Чувствую, недалеко и моя смерть, но это меня не пугает. Всемогущий Бог найдёт для моего духа иную форму бытия, поведёт меня дорогой вечности, как ведёт блуждающую звезду через мрак бесконечности. Я спорил с людьми за правду, но с Богом - никогда, спокойно ожидая конца отмеренного мне времени.»

  1. ВИССАРИОН БЕЛИНСКИЙ

(русский литературный критик)

«Есть Книга, в которой сказано всё, всё решено, после которой ни в чём нет сомнения, Книга бессмертная, святая Книга, вечной истины, вечной жизни - Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках и философии заключаются только в большом проникновении в таинственную глубину этой Божественной Книги. Основание Евангелия - откровение истины, посредством любви и благодати.»

  1. АЛЕКСАНДР ГЕРЦЕН

(писатель, философ)

«Евангелие я читал много и с любовью, по-славянски и в лютеранском переводе. Я читал без всякого руководства, не всё понимал, но чувствовал искреннее и глубокое уважение к читаемому. В первой молодости моей я часто увлекался вольтерианизмом, любил иронию и насмешку, но не помню, чтоб когда-нибудь я взял в руки Евангелие с холодным чувством. Во все возрасты, при разных событиях я возвращался к чтению Евангелия, и всякий раз его содержание низводило мир и кротость на душу.»

  1. ИОГАНН ГЁТЕ

(выдающийся немецкий мыслитель, поэт)

«Пусть мир прогрессирует и развивается сколько ему угодно, пусть все отрасли человеческого исследования и знания раскрываются до высшей степени, ничто не может заменить Библию, она - основа всякого образования и всякого развития! Человеческий ум может разрастись сколько угодно, но выше величия и нравственной культуры христианства, как они отражены в Евангелиях, он не пойдёт... Я считаю все четыре Евангелия безусловно истинными, ибо в них проявляется отблеск величия личности Христа, и в такой форме, в какой только Божество могло явить Себя на земле. Если меня спрашивают, согласна ли моя натура оказать Ему благоговейное поклонение, я отвечаю: безусловно. Я поклоняюсь Ему, как откровению высшего принципа нравственности.»
«Если Бог когда-либо приходил на землю, то только в Личности Иисуса Христа.»
«Евангелие отражает от себя сияние, исходящее от личности Христа.»

  1. БЛЕЗ ПАСКАЛЬ

(французский математик, писатель, учёный, философ)

«Евангелие даёт человеку утешение, в каком бы положении и в каких бы условиях он не находился. Христос притягивает к Себе всё человечество. Без учения Христа у человека будут пороки и бедствия, заблуждения, мрак отчаяния и смерть. Исполняя учение Христа, люди могут освобождаться от этого. Во Христе - вся наша добродетель и блаженство. Без учения Христа люди съели бы друг друга, мир сделался бы адом и развратился бы».

«Только Бог может заполнить вакуум в сердце каждого человека. Ничто, из сотворённого человеком, этот вакуум заполнить не может. Только Бог, Которого мы познаём через Иисуса Христа, заполняет эту пустоту»

«Познание Бога без познания своей греховности приводит к гордости. Познание своей греховности без познания Бога приводит к отчаянию. Познание же Иисуса Христа приводит на верный путь, так как в Нём находим мы Бога и свою греховность».

«Есть только три разряда людей. Одни обрели Бога и служат Ему, - люди это разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его, - эти безумны и несчастливы. Третьи не обрели, но ищут Его, - эти люди разумны, но еще несчастливы.»

«Земную науку надо понять, чтобы ее полюбить, а Божественную надо полюбить, чтобы понять ее».

  1. НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ

(русский писатель)

«Владеем сокровищем, которому цены нет, и не только не заботимся о том, чтобы это почувствовать, но не знаем даже, где положили его. У хозяина спрашивают показать лучшую вещь в его доме, и сам хозяин не знает, где лежит она. Не будьте мёртвыми душами, но живыми. Есть только одна дверь к жизни, и эта дверь - Иисус Христос.»

  1. ДОСТОЕВСКИЙ Ф. М.

(выдающийся мыслитель, русский писатель и философ)

«В несчастье яснеет истина. Я скажу вам про себя, что я - дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор, и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных. И, однако же, Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил в себе символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовию говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, - то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиною. Христианство есть единственное убежище Русской земли от всех её зол.»

«Легко сделаться атеистом русскому человеку, легче, чем всем остальным в мире! И русские не просто становятся атеистами, а непременно уверуют в атеизм, как в новую веру, никак того не замечая, что уверовали в нуль...»

  1. КОНРАД АДЕНАУЭР

(первый канцлер ФРГ)

«Если Христос не жив сегодня, тогда у мира нет вообще никакой надежды. Только факт воскресения даёт надежду на будущее.»

  1. АВРААМ ЛИНКОЛЬН

(выдающийся президент США)

«Я часто преклонял мои колени пред Богом, побуждаемый сильным убеждением, что ни к кому другому я не могу обратиться в моей нужде. Я верю, что Библия - наилучший дар Божий человеку. Всё прекрасное от Спасителя мира передаётся нам через эту Книгу.»

  1. ВЛАДИМИР СОЛОВЬЁВ

(русский религиозный философ, поэт и публицист)

Гениальный русский философ считал Библию источником своего мировоззрения. Он признавал Священное Писание единственным и ничем не заменимым светильником человеческой жизни, а образ Христа считал наилучшею и единственною проверкою совести. Владимир Соловьёв пишет:
«Стоит только перед тем, как решиться на какой-нибудь поступок, вызвать в душе своей нравственный образ Христа, сосредоточиться на нём и спросить себя: мог бы Он совершить этот поступок; или другими словами, - одобрит ли Он его или нет, благословит меня на его совершение или нет - и мы получим ответ. Предлагаю эту проверку всем, она не обманет. Во всяком сомнительном случае, если только осталась возможность опомниться и подумать, вспомните о Христе, представьте Его себе живым, каков Он и есть, и возложите на Него всё бремя ваших сомнений.»

  1. ТАРАС ШЕВЧЕНКО

(украинский поэт, художник и писатель)

«Сейчас моё единственное утешение - это Евангелие. Я читаю его ежедневно и ежечасно.»

  1. ЛЕВ ТОЛСТОЙ

(выдающийся русский писатель, философ и мыслитель)

«На протяжении 35-и лет моей жизни я был в полном смысле слова нигилистом, не то, чтобы специалистом-революционером, но не верящим ни во что. Но пять лет тому назад ко мне пришла вера. Теперь я верю в доктрину об Иисусе Хрис¬те, и вся моя жизнь неожиданно совершенно изменилась. Жизнь и смерть перестали быть для меня злом, вместо безнадёжности и отчаяния, я теперь ощущаю радость и счастье, которых не сможет отнять у меня даже смерть.»

  1. МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ

(выдающийся русский ученый, химик, физик, поэт и философ)

«Природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога. И не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию.»

  1. ВИЛЬЯМ ШЕКСПИР

(английский поэт и драматур)

«Я вручил мою душу в руки Бога моего, Создателя, и абсолютно непоколебимо верю в Иисуса Христа, моего Спасителя.»

  1. БАЙРОН

(английский поэт)

«Если Человек может быть Богом, и если Бог может быть Человеком, то Иисус Христос был и Тем и Другим.»

  1. ГЕНРИХ ГЕЙНЕ

(немецкий поэт и публицист)

«И что это за Книга Библия! Величественная и обширная, как мир, укоренившаяся в глубинах вселенной и восходящая до таинственной лазури небес! Воистину - это Слово Божие, тогда как все другие книги мира выражают только своё, человеческое искусство.»

«Я уже высказался по поводу превращения, которое по отношению к божественным делам произошло в моей душе. Своим освящением я обязан просто чтению одной книги. Книги? Да, это старая, очень старая книга, и эту Книгу называют просто - Библией. С полным правом её называют также Священным Писанием.»

  1. ДИККЕНС

(английский писатель)

«Я предал душу свою на милость Божию во Христе Спасителе. »

  1. ЖУКОВСКИЙ В. А.

(русский поэт, переводчик и критик)

Жуковский считал чтение и изучение Нового Завета главным предметом жизни. Свои мысли о значении Евангелия для духовной жизни человека он изложил в написанной им повести "Капитан Бопп", где юнга-мальчик приводит грубого и жестокого капитана ко Христу, читая ему Евангелие и молясь о нём.

  1. МАРТИН ЛЮТЕР

(реформатор, религиозный мыслитель)

«Во всех областях жизни люди ищут и трудятся день и ночь, чтобы найти верное разрешение занимающего их вопроса. Но почему же они оставляют в стороне Библию, как ненужную? Между тем те, кто принимается за чтение и изучение Слова Божия, быстро охватывают всю важность такой Книги, как Библия.»

  1. ЧАРЛЬЗ ДАРВИН

(английский натуралист, создатель теории эволюции)

«Я никогда не был атеистом в смысле отрицания существования Творца.»

«В первую клетку жизнь должна была быть вдохнута Творцом.»

«Мир покоится на закономерностях и в своих проявлениях представляется, как продукт разума - это указание на его Творца».

  1. КАРЛ МАРКС

(немецкий философ-материалист)

«Сочетание со Христом состоит в самом тесном и живом общении с Ним, в том, что мы всегда имеем Его перед глазами и в своём сердце, и проникнутые величайшей любовью к Нему, обращаем в то же самое время сердца наши к нашим братьям, которых Он теснее связал с нами, за которых Он также принёс Себя в жертву. Таким образом, сочетание со Христом внутренне возвышает, утешает в страданиях, успокаивает и даёт серце, открытое человеческой любви, всему великому и благородному не из-за честолюбия, не из стремления к славе, а только ради Христа.»

  1. КАНТ ИММАНУИЛ

(немецкий философ, родоначальник классической немецкой философии)

«Существование Библии является наибольшим и наивысшим благословением, какое только человечество когда-либо испытало.»

«Все книги, которые я читал, не дали мне того утешения, которое мне дало Слово Божие: «Если я пойду и долиною смертной тени - не убоюсь зла, потому что Ты со мною (Пс. 22:4)»
Юнгу Шиллингу он писал:
«Вы хорошо поступаете, что ищете успокоения в Евангелии, потому что это неиссякаемый источник всей истины, которую разум никогда в другом месте не найдёт.»

  1. РУССО Ж. Ж.

(французский писатель, мыслитель)

«Слова Библии наполняют меня удивлением, святость Евангелия говорит моему сердцу. Взгляните на книги философов, как они ничтожны против Библии. Возможно ли, чтобы такая удивительная и вместе с тем простая книга была делом рук человеческих?»

  1. МАЙКЛ ФАРАДЕЙ

(английский физик-экспериментатор, химик)

Знаменитый английский физик Майкл Фарадей сидел за письменным столом и читал Библию. Вошедший друг, увидев Фарадея обхватившего голову руками, испуганно спросил:
«Что с тобой? Ты плохо себя чувствуешь?»
Фарадей ответил:
«О нет, не это! Я поражаюсь, почему люди предпочитают блуждать в неизвестности по многим важным вопросам, когда Бог подарил им такую чудесную книгу Откровения?!»

  1. ТОМАС АРНОЛЬД

(знаменитый профессор Оксфордского университета)

В своём труде о воскресении Христа из мёртвых написал:
«Бесчисленные тысячи людей самым тщательным образом исследовали содержание Библии, книгу за книгой, подобно добросовестному суду, изучающему важное судебное дело. В течение многих лет делал это и я, хотя не для убеждения других людей, а для своего собственного удовлетворения. Занимаясь долгие годы изучением истории минувших времён и событий, и устанавливая и взвешивая факты, исследованные уже многими другими учеными, скажу, что я не знаю никакого другого факта в истории человечества более достоверного и доказанного, чем данное Богом великое знамение: смерть и воскресение Христа...»

  1. РОБЕРТ БОЙЛЬ

(известный английский физик, химик и богослов)

«В сравнении с Библией все человеческие книги являются малыми планетами, которые свой свет и блеск получают от Солнца.»

  1. ДЖОРЖ ВАШИНГТОН

(выдающийся государственный деятель, первый президент США)

«Невозможно правильно править миром без Бога и Библии.»

  1. СИМПСОН Д.Я.

(шотландский хирург, профессор)

Один молодой человек однажды подошёл к доктору Симпсону, и хотел сделать ему комплимент о его великом открытии в медицине (доктор Симпсон открыл анестетические свойства эфира и хлороформа). Хирург сказал ему: «Молодой человек, величайшие открытия, которые я когда-либо сделал, это во-первых то, что я осознал себя грешником, и во-вторых, что Иисус Христос - мой Спаситель...»

  1. КЕПЛЕР

(великий итальянский скульптор, архитектор, художник, поэт и мыслитель)

«Велик наш Господь и велика держава Его, и премудрости Его нет конца. Хвалите Его солнце и луна, звёзды и планеты- на каком бы языке восхваление не происходило. А также вы, свидетели Его открытых истин, и ты, душа моя, - воспевай честь и славу Господу всю твою жизнь»

  1. НИКОЛАЙ ПИРОГОВ

(хирург, педагог и общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии)

«Я не могу слышать без отвращения ни малейшего намёка об отсутствии творческого плана и творческой целесообразности в мироздании, а посему существование Верховного Разума, а, следовательно, и Верховной Творческой Воли, я считаю необходимым и неминуемым роковым требованием моего собственного разума. Так, если бы я и хотел теперь не признавать существование Бога, то не мог бы этого сделать, не сойдя с ума.»
«Мне нужен был отвлечённый и непостижимо высокий идеал веры. И принявшись за Евангелие, которого я никогда ещё не читывал, а мне было уже 38 лет от роду, я нашёл для себя этот идеал.»

Ванга — глубоко религиозный человек, она верит в Бога, в его существование.

У нас сохранились магнитофонные записи бесед, в которых ясновидящая рассказывает о Боге, Иисусе Христе и Вере, поэтому цитируем строго документально:

«Слушайтесь Бога, и все будет хорошо. Если пойдете против него — будете мучиться и страдать. Крестите своих детей, чтобы уберечь их от несчастий».

«Крепите веру в Бога, любите друг друга и будьте добрее, так как без этого ни в чем не добьетесь успеха. Хотя и с трудом, но плохое уступает место хорошему. Не спешите. Небу лучше известно, в каком порядке должны следовать события. Там другие законы и причины».

«Мы живем в трудные времена. Разлучены братья и сестры. Сплотимся же, чтобы сохранить себя для лучшей доли». «Один Бог, один властитель, единый народ — вот что нужно!»

«Не день, не два, а уже пятьдесят три года (с тех пор как начала пророчествовать. — Ред.) нет покоя в моей душе. Но скажу вам — только добро может победить зло. Доброта — Божья благодать. Будьте мудрыми, не верьте безумным речам! Тогда скорее спасетесь».

Своеобразно Ванга трактует многие библейские легенды. Например, радуга, по мнению Ванги, это напоминание о Всемирном потопе. «В давние времена на людей за их прегрешения была ниспослана кара: сорок дней лил дождь. Вода залила землю, утонули живые существа, утонули, конечно, и люди. Остался в живых Ной да с ним в ковчеге «всякой твари по паре». Ной на своем ковчеге, хотя и не потерял окончательно веры в спасение, отчаялся бороться с волнами, и тут на небе взошла радуга. Под радугой сверкали снегами вершины гор, оттуда летел голубь с оливковой веточкой в клюве. То был сигнал: ты спасен, потому что верил».

Вообще, о Всемирном потопе и ковчеге Ноя Ванга высказывалась очень много раз с теми или иными оттенками и вариациями:

«Когда дождь перестал, на небе впервые появилась радуга, а до того он шел и шел целых 40 дней и уничтожил весь род человеческий и всех земных тварей. Остался только ковчег Ноя.

Поздним вечером, незадолго до полуночи, я прохожу по своему дому мимо этого Ноева ковчега. Он так и стоит там много лет…»

А однажды Ванга сказала: «Ноев ковчег совсем рядом с моим домиком. Стоит мне пройти десять шагов, и я дотронусь рукой до его теплого, замшелого бока. Разогретое солнцем дерево так приятно на ощупь!»

Загадочные слова — Ноев ковчег в доме Ванги в Петриче… Ноев ковчег рядом с домиком. Что это — видение легендарного события, описанного в Старом Завете, когда Бог уничтожил свое творение? Или же откровение пророчицы символизирует нечто совсем иное?

Ванга призывала не ссориться, а любить друг друга, подчеркивая, что главное для благоденствия народа — вера и любовь.

Очень часто, в сущности, почти всегда, отвечая на вопрос о положении в стране, пророчица неустанно повторяла, что народ должен восстановить утраченную веру в Бога и укреплять свою мораль. По мнению Ванги, для преодоления кризиса необходимо прежде всего следовать христианским добродетелям, укреплять моральные принципы и на этой основе предпринимать конкретные действия. Вот что говорит Ванга: «Есть Добро. Есть Зло. И есть у каждого человека право выбора…»

Право выбора… Человек приходит в мир с этим правом, оно — самое важное его достояние с первого до последнего дня жизни. Дуализм лежит в основе устройства земной жизни — нет только плохого или хорошего, они всегда соседствуют друг с другом. Будет ли человек добродетельным или же не устоит перед искушением, будет ли он служить людям и следовать христианской морали или же возлюбит самого себя — выбор за ним, на все его воля, о которой Ванга говорит, что «никакая — сила ее не сломит».

«Молитесь, чтобы Бог пощадил человека, ибо человек обезумел в своей ненависти к ближнему».

«Будьте добрее, чтобы не страдать больше, человек рожден для добрых дел. Плохие же не остаются безнаказанными. Самое жестокое наказание ожидает не причинившего зло, а его потомков. Это еще больнее».

Далее позволим себе цитаты — высказывания Ванги о Боге, Иисусе Христе, вере снабжать небольшими комментариями. Все эти комментарии сделаны были непосредственно в ходе или сразу после бесед с ясновидящей. Итак, цитаты из беседы с Вангой и комментарии.

«Исследуете меня, экспериментируете, изучаете с помощью приборов и аппаратуры… Хотите объяснить то, что я делаю? Да как это объяснишь, когда это Божьих рук дело?»

«Мой дар от Бога. Он лишил меня зрения, но дал мне другие глаза, которыми я вижу мир- и видимый,и невидимый…»

«В Бога не веруете, а хотите, чтобы он помог. Без веры ко мне не приходите. Не я, а Он вам помогает».

Упование Ванги на Бога не оставляет ее до последнего вздоха. Его она благодарит за свой чудесный дар и судьбу. Его молит о прощении человеческих грехов, в Него заставляет верить, Его авторитет почитать.

Бог для Ванги — ответ на все вечные вопросы существования, которые продолжают задавать простые люди. Бог для нее — начало и конец человеческого бытия, добра, справедливости и правды.

Примечательно, что все известные прорицатели в новейшей истории человечества ставят превыше всего веру в Бога. И, объясняя, что прошлое и будущее — моменты единого процесса, называемого временем, пытаются раскрыть и великую истину о том, что есть сила, создавшая людей, и что они в своем многообразии лишь ее частицы.

Об этой истине, о высшем познании порядка вещей часто говорила Ванга:

«Сколько книг написано, но никто не даст окончательного ответа, если не поймет и не признает, что существует духовный мир (небо) и физический (земля) и верховная сила, называйте ее как хотите, которая нас создала».

Чтобы понять Библию, человек должен духовно возвыситься, только тогда он сможет воспринять и понять высшее знание. Бог вознаградит его, и даст ему силу, и поможет ему, чтобы он смог понять, как все произошло».

«Бог существует. И если замолчите, камни скажут, что Он есть. Как незрячие знают, что есть свет, как хромым известно, что есть здоровые, так и здоровые должны знать, что есть Бог!»

Очень много сохранилось фрагментов, где Ванга ведет разговор о Библии. Для нее Библия — и источник вдохновения, и духовной поддержки (лично для себя и для огромного множества людей), и вера в спасение, и возможность предотвратить большие и малые беды.

Ванга прямо заявляет: «Будет плохо, но мы с бедой справимся. И в Библии об этом написано. Чаще заглядывайте в Библию, особенно когда трудно и тяжело. Там обо всем написано».

Это не просто призыв обыкновенного верующего человека. Известно, что большинство пророков и астрологов глубоко религиозны, независимо от того, какому Богу они поклоняются. В их вере скрыт метафизический смысл, мало доступный современным людям, которых долгие годы воспитывали в духе атеизма и отрицания духовных первооснов бытия.

По мнению прорицательницы, проблемы, стоящие перед людьми и страной, могут решить только вера, любовь и сострадание. Ванга призывает народ повернуться лицом к религии, в противном случае…

«Людей ждут тяжкие испытания, ибо мы безбожники!»

«Люди не верят в Бога и в единение, поэтому они мучаются в грехе».

Если вера в Бога — одно из условий для достижения светлого будущего, то другое условие — единство нации. Пророчица не устает подчеркивать, что люди должны быть едины, любить друг друга и взаимно помогать, тогда как, к сожалению, многовековая история страны свидетельствует об обратном.

В «Энциклопедии» нельзя обойти стороной и такие сложные вопросы: каким представляется Ванге образ Бога? Каким Ванга видит Иисуса Христа? Что она говорит об апостолах?

По библейским канонам смысл слова «апостол» — это «посланный», то есть посланник, представитель.

В Новом Завете апостолами называются двенадцать учеников Иисуса, а также Павел и другие христиане, проповедующие Евангелие.

Иисус избрал двенадцать учеников, дабы они следовали за Ним, проповедовали и исцеляли. После Своего воскресения из мертвых Иисус повелел ученикам идти по всему миру и возвещать Евангелие.

Позднее, когда они искали человека, который мог бы стать апостолом вместо отпавшего Иуды Искариота, Петр сказал, что нужно избрать одного из тех, кто был с Иисусом с самого начала Его служения и кто видел Его после воскресения из мертвых. Павел отстаивал свое право быть апостолом, так как верил: пережитое им по дороге в Дамаск было встречей с живым Иисусом. Он был избран Христом, чтобы нести Евангелие неиудейскому миру (язычникам).

А Ванга об апостолах и их миссии говорит так:

«Все апостолы сейчас на месте не сидят, они спустились на Землю, ибо пришло время Святого духа. Но самая важная миссия возложена на апостола Андрея. Он прокладывает путь Христу так, как Он повелел».

По Закону Божьему и Библии, Бог — высочайшее существо. Ему нет равного никого и нигде, ни на земле, ни на небе.

Мы, люди, своим разумом вполне постичь Его не можем. И сами мы ничего не могли бы узнать о Нем, если бы Сам Бог не открыл нам о Себе. Что мы знаем о Боге, все это открыто нам Им Самим.

Бог Библии — это высшая духовная личность, находящаяся за пределами нашего понимания, но открывающая Себя человеческому роду через творение мира и участие в мировой истории. Он создал все живое и саму жизнь, которая продолжается только благодаря Ему.

Из Ветхого Завета мы узнаем о том, как Бог сотворил мир и как Он помогал Своему народу, Израилю.

В Новом Завете Бог открывается нам прежде всего в жизни, смерти и воскресении Иисуса.

В Библии нет абстрактных философских описаний сущности Бога, но из нее следует, что Бог всевидящ, всезнающих и вездесущ. Он святой и справедливый, любящий и прощающий. Существование Бога рассматривается в Библии как факт, не нуждающийся в доказательствах. Она начинается с простого утверждения: «В начале сотворил Бог…»

Люди представляли себе Бога по-разному. Они поклонялись многим богам. Ветхий Завет показывает, что Яхве (ветхозаветное имя Бога) — единственный истинный Бог. Он — Творец и Царь всего сущего, только Он есть «свет», только Он абсолютно свят и исполнен любовью.

Наконец, согласно Закону Божьему, Сам Сын Божий, Иисус Христос, явился на землю и дополнил все, что нужно знать людям о Боге. Он открыл людям великую тайну, что Бог один, но трои-чен в Лицах. Первое Лицо — Бог Отец, второе Лицо — Бог Сын, третье Лицо — Бог Дух Святой.

Это не три Бога, а один Бог в трех Лицах, Троица единосущная и нераздельная.

Все три Лица имеют одинаковое Божеское достоинство, нет между ними ни старшего ни младшего; как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сын есть истинный Бог, так и Дух Святой есть истинный Бог.

Разделяются Они только тем, что Бог Отец ни от кого не рождается и не исходит; Сын Божий рождается от Бога Отца, а Дух Святой исходит от Бога Отца.

Теперь подробней об Иисусе Христе. «Иисус» — имя, данное Сыну Божьему, ставшему человеком. Оно означает «Спаситель». «Христос» — греческий перевод слова «Мессия», «Помазанник». Иисус Христос через раскрытие тайны Пресвятой Троицы научил нас не только истинно поклоняться Богу, но и любить Бога, так как все три Лица Пресвятой Троицы — Отец, Сын и Святой Дух — вечно пребывают друг с другом в непрерывной любви и составляют Собою одно Существо. Бог есть всесовершеннейшая Любовь.

Теперь, после того как мы вспомнили, каким представляется Бог по Библии и Закону Божьему, ознакомимся с тем, что Ванга говорит о Боге и Иисусе Христе.

Ясновидящая Ванга не претендует на абстрактное философское описание сущности Бога. Прорицательница в данном случае не предсказывает, а скорее дает именно поэтический образ Бога:

«Бог существует, но у него нет плоти. Это огненный шар, на который больно смотреть из-за ослепительного сияния. Только свет — и ничего больше».

Вот еще любопытный образец того, как Ванга представляет себе Бога. По ее глубокому убеждению. Бог напоминает ей некое недреманное око. «Никто не спрячется в доме, никто не скроется в тени дерева, ни один хороший или дурной поступок не останется незамеченным. И не думайте, что вы вольны делать что хотите, в действиях своих никто не свободен, и все предопределено. Можно лишь испытывать чувства: радости от доброго поступка, горечи и раскаяния от дурного». Так считает Ванга.

А на вопрос журналиста К.К., который взял у нее интервью еще в 1983 году, на вопрос — видела ли она Иисуса Христа, Ванга ответила так: «Да, видела. Но он вовсе не такой, как изображен на иконах. Христос — огромный огненный шар, на который невозможно смотреть, настолько он ярко светел. Только свет, ничего другого. Если кто-нибудь скажет тебе, что видел Бога, и был он подобен внешне человеку, знай, тут скрыта неправда».

Ванга не раз говорила, что истину следует искать в Библии и что она откроется каждому, кто морально очистился и возвысился, чтобы понять ее язык.

Библия обещает второе пришествие Христа. Ванга тоже об этом говорит и даже предупреждает о приближении этого дня.

Ответ на вопрос о том, что такое Бог, зависит прежде всего от того, приверженцам каких религиозно-философских мировоззрений он будет задан. Для адептов (последователей) монотеистических религий, наиболее распространёнными из которых являются христианство, ислам и иудаизм, это прежде всего Творец мира и персонификация Абсолюта во всех его проявлениях. Для них единый Бог ─ первооснова и начало всего сущего на свете. Являясь вечным и неизменным, Он в то же время безначален, бесконечен и постижим для человеческого разума лишь в тех пределах, которые Сам же и устанавливает.

Что такое Бог в понимании язычников?

Представление каждого отдельно взятого человека о Боге зависит не только от особенностей культуры и религии его народа, но в значительной степени и от личных качеств, среди которых ключевыми являются духовная зрелость и уровень образования. Недостаточно лишь дать себе ответ на ключевой вопрос "есть ли Бог", важно ещё иметь хоть сколько-нибудь ясное представление о том, какой смысл вкладывается в это понятие. В противном случае невозможно разобраться в способах и формах Его воздействия на мир.

Приверженцы политеизма (многобожия), или, как их принято называть в христианском богословии, язычники, верят сразу в нескольких богов, каждый из которых, как правило, способен оказывать влияние лишь на одну какую-либо сторону человеческой жизни.

В дохристианский период на Руси почитались как высшие боги, к которым относятся Перун, Мокошь, Даждьбог, Сварог, Велес и ряд других, так и духи-покровители рода. Существовал также культ умерших предков ─ пращуров. Совершавшиеся в их честь различные обряды, имели своей целью обеспечить прежде всего земное благополучие, принести успех, богатство, многочадие, а также оградить от влияния злых духов, природных бедствий и нашествий врагов. Вера в бога, а точнее, в целый пантеон богов являлась для язычников важной составляющей их жизни. Такой подход к восприятию божества был характерен практически для всех народов мира на ранней стадии их развития.

Понимание Бога в православии

В рамках православия ─ религиозной конфессии , охватывающей большинство жителей России ─ Бог воспринимается как бестелесный и невидимый Дух. На страницах Ветхого Завета есть свидетельство о том, что человеку не дано видеть Бога и остаться при этом живым. Подобно тому, как лучи солнца, согревающие всё земное, способны ослепить того, кто дерзнёт поднять свой взор к сияющему диску, так и великая святость Божества недоступна для человеческого созерцания.

Бог всемогущ и всеведущ. Он знает обо всём на свете, и от него не может сокрыться даже самая потаённая мысль. В то же время могущество Господне столь беспредельно, что позволяет Ему вершить всё, на что есть Его святая воля. Бог в православном понимании является творцом и выразителем всего доброго, что только существует в мире, и поэтому, говоря о нём, принято употреблять выражение «всеблагой».

Бог единый в трёх Лицах

Основным догматом православия является учение о Святой Троице. Оно заключает в себе утверждение о том, что единый Бог имеет в Себе три ипостаси (лица), носящих следующие названия: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Они соединены между Собой не слитно, но в то же время и не раздельно. Понять это сложное на первый взгляд сочетание можно на примере того же солнца.

Его диск, сияющий в небе, а также свет, излучаемый им, и тепло, согревающее землю, ─ по сути три самостоятельные реальности, но в то же время все они являются неслитными и нераздельными составляющими единого небесного светила. Подобно солнцу, дарующему тепло, Бог Отец рождает Бога Сына. Как от солнца исходит свет, так от Бога Отца исходит Бог Святой Дух. Таким образом, молитва Богу всегда бывает обращена ко всем Его трём ипостасям одновременно.

Крестная жертва Иисуса Христа

Ещё одним важнейшим догматом православия является учение о жертве, принесённой на кресте Сыном Божьим, посланным Отцом Небесным для искупления первородного греха, совершённого когда-то Адамом и Евой. Воплотившись в человека и соединив в Себе все его свойства, кроме греха, Иисус Христос Своей смертью и последующим воскресением открыл врата Царства Небесного всем адептам (последователям) созданной Им на земле Церкви.

Согласно евангельскому учению, истинная вера в Бога невозможна без завещанной Спасителем любви к ближнему и без жертвенности. Православие ─ это религия любви. Слова Иисуса Христа, обращённые к Его ученикам: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 13:34), стали главной заповедью, выражающей в себе величайший гуманизм, заключённый в учении, дарованном людям Сыном Божьим.

Поиски истины

Создав человека по образу и подобию Своему, Господь наделил его разумом, одним из свойств которого является способность к критическому осмыслению всего происходящего в мире. Именно поэтому у многих путь к религиозной жизни начинается с вопроса: «Есть ли Бог?», и последующий путь к спасению души во многом зависит от того, насколько убедительный ответ на него будет получен.

Христианство, как и любая другая религия, основана прежде всего на слепой вере в те догматы, которые оно проповедует. Однако на протяжении двух тысячелетий, минувших с событий, описанных в Евангелии, пытливые умы не прекращают поиски доказательств существования Бога. Этому волнующему людей вопросу посвятили свои труды многие церковные деятели, жившие в разные эпохи и принадлежавшие к разным христианским конфессиям, такие как Мальбранш и Анзельм Кентерберийский, а также выдающиеся философы Аристотель, Платон, Лейбниц и Декарт.

Утверждения Фомы Аквинского

В XIII веке ответить на вопрос "что такое Бог" и доказать неоспоримость Его бытия пытался выдающийся итальянский богослов Фома Аквинский (1225-1274). В своих рассуждениях он опирался на закон причинно-следственной связи, рассматривая Бога как причину всего сущего на земле. Выведенные им доказательства существования Бога он сформулировал в пяти пунктах, включённых им в капитальный труд под названием «Сумма теологии». Вкратце они содержат в себе следующие утверждения:

  1. Поскольку всё в этом мире находится в движении, то должно быть нечто, давшее этому процессу первоначальный толчок. Им может быть только Бог.
  2. Поскольку ничто в мире не может произвести само себя, а всегда является производным от чего-то, то приходится признать существование некоего первоисточника, ставшего начальным звеном последующей цепи появления всё новых и новых реалий. Этот первоисточник всего в мире и есть Бог.
  3. Каждая вещь может иметь как реальное бытие, так и остаться в нереализованной потенции. Иначе говоря, может появиться на свет, а может нет. Единственной силой, переводящей её из потенции в реальность, следует признать Бога.
  4. Поскольку оценить степень совершенства той или иной вещи можно лишь в сравнении с чем-то превосходящим её, то логично предположить существование некоего абсолюта, стоящего выше всего сущего в мире. Таким верхом совершенства может быть только Бог.
  5. И наконец, на существование Бога указывает целесообразность всего происходящего в мире. Раз человечество движется по пути прогресса, значит, должна быть некая сила, не только определяющая верное направление движения, но и создающая необходимые предпосылки для осуществления этого процесса.

Доказательство, которого не было

Однако наряду с религиозными философами, пытавшимися найти аргументы для обоснования идеи бытия Божия, всегда были те, кто указывал на невозможность научно обоснованного ответа на вопрос о том, что такое Бог. Видное место среди них занимает немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804).

Вопреки утверждению Воланда ─ героя бессмертного булгаковского романа «Мастер и Маргарита», Кант не опровергал якобы построенные им пять доказательств бытия Божия и не изобретал шестого, на этот раз абсолютно неопровержимого. Напротив, он всю жизнь не уставал повторять, что в плане доказательства бытия Божия никакое теоретическое построение не может иметь под собой сколько-нибудь серьёзного научного обоснования. В то же время веру в Бога он считал полезной и даже необходимой в нравственном отношении, поскольку признавал глубину и значимость христианских заповедей.

В результате такого подхода к основам вероучения немецкий философ подвергался жестким нападкам со стороны представителей церкви. Известно даже, что некоторые из них с целью выражения своего презрения к учёному называли его именем своих домашних собак.

Любопытная деталь: легенда о том, что Кант, вопреки своим воззрениям, создал так называемое нравственное доказательство бытия Божия ─ именно то, о котором говорил Воланд на скамейке у Патриарших прудов, ─ была рождена самими клерикалами, желавшими подобным образом уже после смерти отомстить своему лютому врагу.

Религия как восстановление связи человека с Богом

В завершение разговора уместно будет остановиться на вопросе возникновения религии. Кстати, само это слово произошло от латинского глагола religare, что означает «воссоединять». В данном случае имеется в виду восстановление связи с Богом, нарушенной в результате первородного греха.

Среди историков существует три основные точки зрения по поводу возникновения религии. Первая из них так и называется ─ «религиозная». Её сторонники придерживаются мнения, что человек был сотворён Богом и до своего грехопадения имел с Ним непосредственное общение. Затем оно было нарушено, и в настоящее время для человека лишь молитва Богу является единственной возможностью обратиться к своему Творцу, открывающему Себя через пророков, ангелов и различные чудеса.

Религиозный компромисс

Вторая точка зрения ─ «промежуточная». Она является неким компромиссом. Опираясь на современные научные знания и настроения, преобладающие в обществе, её сторонники в то же время придерживаются главного религиозного постулата о сотворении мира и человека Богом. По их утверждению, после грехопадения человек полностью разорвал общение со своим Творцом и в результате вынужден заново искать к Нему путь. Именно этот процесс они называют религией.

Точка зрения материалистов

И наконец, третья точка зрения ─ «эволюционная». Те, кто её придерживается, настаивают на том, что религиозные представления возникают на определённом этапе развития общества и являются следствием невозможности людей найти рациональные объяснения явлениям природы.

Воспринимая их как разумные действия неких существ, более могучих, чем он сам, человек создавал в своём воображении пантеон богов, приписывал им собственные эмоции и поступки, проецируя тем самым в вымышленный им мир особенности того общества, в котором находился. Соответственно, с развитием общества усложнялись и по-новому расцвечивались религиозные представления, прогрессируя от примитивных форм к более сложным.

Часть 1. О вере и жизни христианской.

Вера в Бога. О Боге – Троице

Богу свойственно быть невидимым, но познаваемым из дел.

Святитель Афанасий Великий

Что есть вера? Вера – это особое искусство жизни с Богом.

Искусство веры открывается тем, кто всем своим существом доверился Слову Божию и живой верой усвоил его себе как Божию силу во спасение. (Рим.1,16)

Верить в Бога – значит признать Его существование, значит доверять Ему, быть готовым следовать Его заповедям в собственной жизни, и в этом – быть последовательным, сохранять верность сознательно избранному пути. Не случайно в апостольских посланиях сказано, что вера без дел мертва.

Премудрость сотворения мира заключается в том, что все созданное обращено к Создателю, все является таинственным свидетельством, иносказанием, притчей о Святой Живоначальной Троице, создавшей мир.

Вера в Единого Бога Троицу отличает Христианство от всех других религий, исповедующих Единобожие. Бог един по Существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Все Три лица Пресвятой Троицы совершенно равного Божеского достоинства. Однако не три Бога, а Один Бог. Святые отцы для того, чтобы как-то приблизить учение к восприятию человека, пользовались разными аналогиями.

Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий считал радугу, потому что один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен. И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Мы ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый.

В книге Бытия указывается, что человек в самом создании своем наделен образом и подобием Божиим. Бог, желая создать Адама, сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию...» Бог обращается к Своему Единородному Сыну и Святому Духу. После сотворения человека Бог сказал: «Вот, Адам стал, как один из Нас». Если бы Божество было односоставным, то Бог сказал бы: «Вот, Адам стал, как Я».

В Книге Бытия пишется: «И явился Аврааму Бог. Авраам возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Он побежал навстречу им и поклонился до земли, и сказал: Владыка, если я обрел благодать пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего». Авраам увидел в образе трех мужей Святую Троицу.

Видя Троих, Авраам обращался к Одному, и этим он объявил единство Божества; ибо Бог един по Естеству и троичен в Лицах. Троица Святая неизобразима в своем существе, и если Церковь и имеет, и чтит изображение Святой Троицы, то изображение это никак нельзя почитать как изображение существа Божия, и нельзя это изображение рассматривать как изображение естества Божия, но следует относиться к этой иконе как к символическому изображению. Дух Святой сошествием Своим исполняет Церковь славой Пресвятой Троицы, и слава эта становится для Церкви ее дыханием, ее светом, ее славой. Вся полнота и многообразие дарований, данных Духом Святым в Пятидесятнице, сопрягается в единство силой Троического действия. Вся жизнь и устроение Церкви печатлеется Святой Троицей и в Ее образе зреет и созидается непреходящим и неземным устроением.

Велики и сладостны плоды Святого Духа. Мир, тишина, необыкновенная сладость, необыкновенная радость, теплота и благовоние. Как легка и радостна жизнь со Духом Святым. И каждый в ней может пребывать и радоваться. Стяжанию Святого Духа должна быть посвящена вся наша жизнь. Святой Василий Великий в Шестодневе говорит: «Мир есть художественное произведение, подлежащее созерцанию всякого, так что через него познается премудрость его Творца...» И далее: «Прославим наилучшего Художника, прещедро и искусно сотворившего мир, и из красоты видимого уразумеем Превосходящего всех красотою. И целый мир, состоящий из разнородных частей, связал Он (Бог) каким-то неразрывным союзом любви в единое общение и в одну гармонию».

Самое совершенное и великое дело, которого только может желать и достигнуть человек, есть сближение с Богом и пребывание в единении с Ним.

Преподобный Никодим Святогорец