Чем обработать трубу чтобы не ржавела. Защита металлических водопроводных труб от коррозии

Коррозия является одной из основных проблем всех металлоконструкций. Многие специалисты считают, что появление ржавчины – это неотвратимый процесс, и единственной их рекомендацией является смена металлических труб на пластиковые. Однако учитывая хрупкость пластика, такие пертурбации можно провести далеко не везде. К тому же, развитие коррозии можно замедлить, значительно снизив её разрушающее воздействие.

Существует несколько способов борьбы с коррозией профильных труб в Москве, и самый простой из них – это нанесение на металл специальных средств, образующих защитную пленку на его поверхности. Таким средством может быть краска, лак или эмаль. Для лакокрасочных покрытий характерна низкая газопроницаемость и газопроницаемость, а также способность к водоотталкиванию. Такие покрытия не позволяют металлу контактировать с влагой, кислородом и прочими агрессивными веществами, вызывающими коррозию. ЛКМ являются относительно недорогими и очень легки в нанесении. Для этого используется обыкновенная кисть. Также возможен вариант со спреем.

Защитные качества лакокрасочных материалов сохраняются на протяжении нескольких лет, после чего слой необходимо обновлять. Они имеют несколько недостатков:

  1. Не выдерживают значительные механические повреждения.
  2. Не стойки к температурным перепадам.

Как следствие, со временем на поверхности окрашенных труб образуются трещины, потому такой вид защиты следует осуществлять регулярно.

Как правильно подготовить трубу под покраску

Для того, чтобы надежно защитить трубу от коррозии, необходимо не только использовать качественные защитные вещества, но и позаботиться о правильном их нанесении. В первую очередь здесь следует добиться высокой адгезии, то есть, качества сцепления наносимого состава с металлом. Данный способ борьбы с коррозией на профильных трубах в Москве предполагает равномерный слой нанесения, отсутствие воздушных пузырей и пористости. Поэтому, качество покрытия будет напрямую зависеть от подготовки основания.

Слабое место металлических труб — подверженность коррозии. С течением времени трубы из чугуна и стали неизбежно ржавеют, а это влияет на эксплуатационные характеристики трубопровода не лучшим образом. Чтобы трубопровод служил дольше, и его состояние не влияло отрицательно на качество воды, следует своевременно удалять ржавчину.

Ржавчина влияет не только на то, что в местах образовавшегося налета, труба может попросту дать течь, но и на качество транспортируемой жидкости. Вода в ржавых трубах имеет неприятный запах и становится пригодной только для технического использования.

При коррозии в трубах отопления снижается эффективность обогрева, что неизбежно увеличивает эксплуатационные расходы.

Способы очистки ржавых труб

Появление коррозии может происходить как с наружной, так и с внутренней стороны трубы. Способы очистки зависят от локализации налета и от степени поражения.

Не стоит очищать от ржавчины сильно проржавевшие трубы — это может привести к их повреждению, и в результате, труба придет в негодность . Поэтому в случае сильного поражения коррозией гораздо целесообразней просто заменить поврежденный участок трубопровода или всей линии целиком.

Только если труба незначительно повреждена ржавчиной, очистка будет эффективна, и увеличит срок эксплуатации трубы на некоторое время.

Очищение трубы снаружи

Если труба проржавела снаружи для ее очищения можно использовать:


Обратите внимание! Специальные средства для удаления ржавчины стоит использовать, строго соблюдая инструкцию и дозировку. В их состав входят сильнодействующие щелочи, которые при нарушении инструкции могут повредить трубы.

Очищение трубы с внутренней стороны

Помимо коррозии на внутренних стенках труб скапливаются и накипь, и различные отложения. Чтобы сохранить пропускную способность трубы, необходимо регулярно прочищать и промывать ее изнутри в целях профилактики.

Покрасить трубы отопления – типичная задача, которая возникает там, где система не заменена на варианты из пластика, нержавейки, меди. Как привести в порядок обычную систему, чтобы она имела наилучший вид? Еще важна надежность защиты, краска должна быть устойчивой к температурам и внешним воздействиям, не привносить вредностей внутрь дома. Поэтому к ее подбору и нанесению требуется подойти тщательно…

С трубами все серьезно…

Покраску и защиту труб отопления лучше делать по правилам, в противном случае буду повышенные расходы.

Если не сделать качественную защиту стальных труб с самого начала, то под слоем краски металл будет ржаветь. Это проявится вздутием, отслоением слоя, выступлением ржавчины местами. Тогда необходимо будет сдирать механически ржавчину и былую краску, после чего… делать по правилам – произойдут тройные трудозатраты и денежные расстройства.

Интенсивность коррозии будет зависеть от среды нахождения, от влажности. Снаружи, стальные детали, которые подвергаются воздействию осадков, окисляются интенсивно. В контакте с грунтом этот процесс еще быстрее.

В помещении, особенно в сухом и отапливаемом, этот процесс замедленный. Но наверняка многие видели ржавчину на радиаторах и трубах, даже на покрашенных. Как обработать эти детали надежно, особенно, если речь идет об эксплуатации в неблагоприятных условиях?

Покраска стальных деталей

Сталь и чугун красятся по следующей схеме.

  • 1. Механическое удаление ржавчины, старой краски, вычищение загрязнений до металла, обезжиривание растворителем.
  • 2. Обработка всей поверхности и внутренних полостей ингибитором ржавчины. Чаще используют ортофосфорную кислоту. Это важный пункт. При реакции кислоты с окислами железа, образуются устойчивые вещества в виде пленки на детали.
  • 3. Грунтовка металла. Грунт – особый состав, который прочно связывается с поверхностью детали, входит в мельчайшие неровности. Образует прочную защитную пленку. Рекомендуется использовать только качественные составы.
  • 4. Покраска. Слой краски должен быть устойчивым к внешним воздействиям. Желательно от того же производителя, что и грунтовка для лучшего сочетания.

Дополнительная информация — последовательность выполнения работ при покраске и защите элементов системы отопления приведен на рисунке.

В чем особенность защиты отопления

Отопительные трубопроводы и радиаторы нагреваются. При этом находятся в жилых помещениях. Следовательно, составы, которые можно применить для окраски отопительной системы, должны быть:

  • эластичными, не трескаться при постоянных температурных расширениях. Не терять адгезию с металлом.
  • не выделять каких-либо составляющих, в том числе и при нагреве.

Но мало того, для наружных работ, составы должны быть еще и устойчивыми к воздействию замораживанием, если трубы зимуют без нагрева в открытом виде. А также – к осадкам с агрессивной кислотно-щелочной водицей, и к воздействию ультрафиолета, если нет наружной дополнительной защиты.

Для наружного применения защита должна быть особо устойчивой к электрохимическим реакциям, а для грунта — также к значительным механическим воздействиям.

Что применяют для труб

К радости потребителя, некоторые современные покрасочные средства отвечают выше перечисленным требованиям. В продаже можно найти специальные составы для разогревающихся отопительных систем.

Как правило, для труб и радиаторов внутри дома применяют поверхностные краски на водной основе. Они считаются наиболее безвредными и не пахнут. Но наполнители могут быть различными.

Для наружных работ, атмосфероустойчивыми могут быть составы на масляной основе. Сохнут они дольше, но там важнее сопротивляемость созданной ими пленки к воздействию агрессивных вод. Они могут наносятся на различные трубы. Правда защиту теплотрасс снаружи зданий и в грунте осуществляют несколько иными способами.

Теплотрасса снаружи и под землей

Трубопроводы отопления снаружи здания как правило теплоизолируются. На них, помимо обычной защиты от коррозии, устанавливается оболочка из утеплителя. Тонкие трубы, которые применяются в частных домах, чаще одевают в скорлупу из плотного пенополиуретана или экструдированного полистирола. Эти теплоизоляционные материалы водоотталкивающие, даже если произойдет протечка сквозь внешнее покрытие, они вероятно предотвратят дальнейшее распространение влаги.

Скорлупа надевается на трубы в шахматном порядке, а стыки проклеиваются строительным скотчем.

Поверх теплоизоляции наклеивается с помощью не агрессивного к полистиролам состава кожух из рубероида, который выступает в качестве долговременной защиты от влаги.

Но большие диаметры теплоизолируются чаще рулонной стекловатой. Такой способ дешевле. Поверху обустраивается битумно-рубероидная обложка.

Сами же трубы под теплоизоляцией обрабатываются обычно – ингибитором ржавчины и качественной грунтовкой.

Новая серебрянка для труб

Один из надежных методов защиты труб отопления, который можно применить в домашних условиях – покрытие цинково-полимерным составом. Так называемое «холодное оцинкование». Это совсем не то, что называется оцинковкой в заводских условиях, но тем не менее, – защиту рекламируют как прочую. В полимерно-эпоксидный состав добавлена цинковая пыль, с величиной стружки менее 10 мкм. Подойдет как замена обычной «серебрянке», как вариант, хоть и не дешевый, но в качестве интересного эксперимента….

Какие составы применяются – чем красить?

В настоящее время широко применяются для покраски труб следующие серии красок

Эти и другие покрытия для отопительных труб и радиаторов можно встретить на полках магазинов. Правда они являются лишь частью необходимой защиты металла от коррозии. Полная покраска включает в себя и процессы, которые были перечислены выше.

Коррозия - бич всех металлоконструкций, а протекающие трубы - страшный сон любого владельца жилья. Появление ржавчины неотвратимо, как смена времен года, ее вызывают физические и химические факторы окружающей среды. Но можно замедлить развитие коррозии и уменьшить ее разрушительное воздействие.

Металл и пластик: за и против

Расхожее мнение специалистов в области ремонта гласит, что есть только один радикальный способ борьбы с коррозией - замена всех труб на пластиковые. Но металлические трубы так просто не сдаются, ведь не всегда есть возможность сделать капитальный ремонт во всей квартире. К тому же стальные и чугунные трубы гораздо прочнее и надежнее пластиковых и металлопластиковых. Они более устойчивы к высокому давлению и температуре (особенно к их перепадам), имеют низкий коэффициент теплового расширения (не деформируются) и высокую теплопроводность.

Пластик теоретически весьма долговечен, но это пока не проверено временем. Недостаточно изучена и безопасность этого материала при его длительном применении, но уже известно, что он боится хлорированной воды. Так что металлическим трубам все еще есть место в наших домах, а значит, проблема их защиты от коррозии по-прежнему актуальна.

Вокруг агрессия!

Как бороться с ржавчиной в бытовых условиях? Самый доступный способ - нанесение на металл средства, которое образует защитную пленку на его поверхности: краски, лака, эмали. Лакокрасочные покрытия имеют низкую паро- и газопроницаемость и высокие водоотталкивающие свойства. Таким образом, они не допускают к поверхности металла влагу, кислород и другие агрессивные вещества, которые и вызывают коррозию. ЛКМ относительно недороги, легко наносятся обычной кистью или из спрея. Они сохраняют защитные свойства в течение нескольких лет. Их важное качество - устойчивость к высоким температурам, основной недостаток - чувствительность к механическим повреждениям и перепадам температуры, из-за чего на поверхности образуются мелкие трещины, открывающие доступ влаге и воздуху к металлу. Поэтому окрашивание следует проводить регулярно.

Главное - качество!

Преграда в виде ЛКМ не останавливает коррозию полностью, а лишь замедляет ее. Поэтому на первый план выходит качество покрытия - высокая прочность сцепления состава с основанием (адгезия), равномерность нанесения, отсутствие пористости и воздушных пузырей. А качество покрытия напрямую связано с тем, как подготовлено основание. Старая, отслаивающаяся краска должна быть тщательно удалена. Если труба ржавая, то нужно счистить рыхлые слои, а затем воспользоваться специальным преобразователем ржавчины (150-200 руб./кг). В основе таких средств - кислота (обычно ортофосфорная). Она химически взаимодействует с ржавчиной и превращает ее в соли железа - нейтральное вещество, которое образует однородную и прочную дополнительную защитную пленку.

Далее следует нанести антикоррозионную грунтовку и только затем - совместимую с грунтовкой краску. Чем толще слой последней, тем хуже сцепление с основанием. Поэтому главное правило - лучше несколько тонких слоев покрытия, чем один толстый.

Ассортимент антикоррозионных ЛКМ достаточно обширен. Самые простые - грунтовка ГФ-021 (стоимость данного продукта от компании «Химсервис» составляет 50 руб./кг) и эмаль ПФ-115 (к примеру, цена на этот материал у компании «РегионСнаб» равна 48 руб./кг). Более дорогие, но и эффективные - полиуретановые, алкидные, эпоксидные ЛКМ, которые не только хорошо защищают металл, но и имеют прекрасные декоративные свойства (в частности, эмаль «жидкий пластик»). Хорошо, если в составе краски есть ингибиторы коррозии - вещества, замедляющие окисление. Наиболее удобны в использовании средства, которые объединены названием «краска по ржавчине 3 в 1» (примерно 200 руб./кг), - в них одновременно содержатся преобразователь ржавчины, антикоррозионная грунтовка и износостойкая эмаль.

А что под землей?

Особенно подвержены коррозии трубы, проходящие под землей, - на загородном участке без них никак не обойтись. В грунте возникает иной механизм коррозии, чем в атмосфере. Основная причина почвенной коррозии - электрохимические факторы: металлическая труба в грунте становится электродом, а влажная земля - электролитом.

Для изоляции трубопровода от этой агрессивной среды ЛКМ непригодны, так как защитный слой механически повреждается при соприкосновении с грунтом. Намного практичнее эластичные покрытия на основе каменноугольной смолы (битума) с различными добавками, минеральными или полимерными, увеличивающими его прочность. Такая смесь называется битумной мастикой (от 25 руб./кг). Еще один вариант - обернуть трубы любым изоляционным материалом, например, гидроизолом (от 40 руб./кв. м), который представляет собой асбестовую бумагу, покрытую битумом с добавкой целлюлозы.

Что новенького?

Сравнительно новый эффективный и недорогой метод защиты от почвенной коррозии - использование геотекстиля (от 20 руб./кв. м). Это нетканое полимерное полотно, обладающее отличной водо- и воздухопроницаемостью, прочное, износостойко выдерживает высокие механические нагрузки и воздействие агрессивных сред. Геотекстиль создает надежный разделительный слой между трубой и грунтом. Наилучший эффект даст одновременное оборачивание трубы, выстилание траншеи и хороший дренаж. При этом попадающая в грунт вода не задерживается, а значит, не успевает воздействовать на защитное покрытие трубы. Синтетика практически не разлагается в грунте, что позволяет дренажу на ее основе функционировать в течение длительного времени. Работа с геотекстилем несложная и не требует особой квалификации.

Поистине уникальный метод защиты - холодное цинкование. Металлополимерные составы (200-350 руб./кг) обладают протекторным действием, которое сопоставимо с оцинковкой, выполненной традиционным способом - горячим или гальваническим. Такие составы обеспечивают на многие годы защиту в воде, почве, атмосфере, их применяют как для получения самостоятельных защитных покрытий, так и в качестве грунтовок перед нанесением ЛКМ. Система холодной оцинковки содержит связующую - полистирольную, эпоксидную, алкидную и другую основу и цинковый порошок («цинковую пыль»), в котором металлического цинка примерно 95 % с размером частиц менее 10 мкм. Наносят состав как обычную краску - кистью или валиком. После высыхания на поверхности образуется полимерно-цинковая пленка, сочетающая все достоинства полимерного и цинкового покрытий: первый образует механическую барьерную защиту, а второй - электрохимическую. Кроме того, такое покрытие достаточно эластично и не дает микротрещин, а также его легко ремонтировать.

Правильная антикоррозийная защита поможет сохранить первоначальный вид различных конструкций и труб из металла. При условии выбора качественных материалов, правильного нанесения, тщательной подготовки поверхности она избавит вас от лишних затрат, сбережет время и силы.

Металлические трубы имеют множество преимуществ, но во время их эксплуатации каждый может столкнуться с одной проблемой – коррозией. Коррозия труб приводит к сокращению срока их службы и бесполезной трате огромной массы металла, особенно если речь идет о стальных трубах. В связи с ней происходят аварии и утечки воды на водопроводных линиях, из-за нее увеличивается шероховатость внутренней поверхности труб, что сопровождается возникновением дополнительного сопротивления, падением напора воды и в конечном итоге увеличением затрат на её подачу.
Иными словами, коррозия металла создает необходимость в дополнительных строительных и эксплуатационных затратах в системах водоснабжения. Именно поэтому борьбе с коррозией в водопроводной практике уделяется особое внимание.

Причины коррозии извне и внутри труб

От коррозии металла страдает как внутренняя, так и внешняя поверхность стенок труб. Коррозия извне труб возникает вследствие контакта металла с почвой, поэтому её иногда называют почвенной коррозией. Растворы солей, которые содержатся в почве, есть жидкими электролитами, а поэтому они разрушают структуру металла при длительном взаимодействии с ним. Как особую характеристику почвы выделяют её коррозионную активность, которая находится в обратно пропорциональной связи с электрическим сопротивлением почвы, то есть чем выше электрическое сопротивление, тем меньше коррозионная активность почвы, и наоборот – чем ниже электрическое сопротивление почвы, тем выше её коррозионная активность. Благодаря тому, что известна эта зависимость, специалисты могут определять коррозионную активность грунтов, измерив всего лишь уровень их электрического сопротивления.
Коррозия внутри труб возникает от коррозийных свойств самой воды. Вода с низким водородным показателем (pH) и высоким содержанием кислорода, сульфатов, хлоридов и растворенной углекислоты быстро приводит к корродированию внутренней поверхности стенок металлических труб.

Способы защиты металлических труб от коррозии

Внешняя изоляция

Первым и важнейшим способом есть внешняя изоляция. Кроме антикоррозионных функций она уменьшает теплопотери и обеспечивает механическую защиту. Для создания изоляции могут быть использованы разные материалы, коротко рассмотрим возможные варианты.
1. Битумная изоляция. Состоит из слоя полиэтилена, который защищается битумным покрытием. Иногда может присутствовать стеклохолст, обернутый вокруг труб. Может использоваться для трубопроводов, которые размещаются в глинистых, песчаных и каменистых грунтах.
2. Полиэтиленовая антикоррозионная изоляция. Состоит из многослойного покрытия, специально предназначена защищать трубопроводы от коррозии.
3. Пенополиуретановая изоляция. Бывает двух видов. Первый – применение пенополиуретановых скорлуп, используется для наземных и подземных трубопроводов при канальном и бесканальном проведении труб. Второй – создание пенополиуретановой оболочки путем впрыскивания жидкого ППУ между трубой и предварительно созданной полиэтиленовой изоляцией, после чего ППУ отвердевает и превращается в целостную оболочку.

Существует ещё изоляция стекловатой и минеральной ватой, однако эти варианты изначально предназначены для уменьшения потерь тепла и предупреждения создания конденсата, а не для защиты от коррозии, поэтому они и используются преимущественно для изоляции трубопроводов тепловых сетей.
Возможна вариация толщины изоляционного слоя. В каждом конкретном случае толщина рассчитывается в зависимости от функциональной нагрузки на трубопровод, важности водопроводной линии и коррозийной активности почвы, в которой она размещена – чем выше эта активность, тем толще должен быть изоляционный слой.

Внутренняя изоляция

Трубы целесообразно изолировать не только извне, но и внутри. Например, в США для стальных и чугунных труб ранее успешно применялось внутреннее цементное покрытие толщиной 3–6 миллиметров, и это на долгое время сохраняло пропускную способность трубопроводов на высоком уровне. Могут применяться цементно-песчаные растворы, лаки. Кроме этого возможно саму воду через специальную обработку лишать её коррозионных свойств.

Катодная защита

Катодная защита – иной способ защиты металлических трубопроводов от коррозии, принципиально отличающийся от рассмотренных выше. В его основу положена электрохимическая теория коррозии, согласно которой коррозия связанна с гальваническими парами, что образовываются в области соприкосновения металлов с почвенной средой, а деструкция металлов происходит в местах, где из него выходит ток в окружающую среду. Следовательно, если подключить внешний источник постоянного тока и направить ток в землю через предварительно зарытые около трубопровода старые железные трубы, рельсы и другие металлические предметы, то поверхность трубопровода превратится в катод, что защитит его от деструктивного влияния гальванических пар. А отводиться от трубопровода ток должен через специальный провод к отрицательному полюсу внешнего источника. Недостаток этого способа в энергозатратности, поэтому чаще его используют как дополнительный, но не основной метод.

Удаление водопроводных труб от электротранспортных путей

Способствовать корродированию металлических труб может воздействие блуждающих токов, которым особенно подвергаются трубы, проложенные возле путей внутризаводского либо городского электротранспорта. Этого избегают двумя путями – удаляя водопроводные трубы от электротранспортных путей и придерживаясь известных правил построения рельсовых дорог для электротранспорта.

Перечисленные методы защиты водопроводных труб от коррозии обычно используются комплексно. В этих методах обобщён опыт многолетней практики и разнообразных технических исследований, поэтому их эффективность не только доказана, но и проверена жизнью.