Чк чн нщ пишется без ь знака. Правила чк чн слова исключения

I. Тучка, девочка, белочка, дочка, ласточка, обманщик, внучка, сорочка, Жучка, цветочки, ночной, точный, облачный, солнечный, лимончик, вечный, прочный, гонщик, мощный, кончик.

II. Птенчик, тушканчик, горчичник, скворечник, отличник, привычка, водичка, почка, косточка, стаканчик, сердечный, облачный, молочный, гаечный, мучной, обычный, ночной, погонщик, беспомощный.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

1. На столе ярко горела свечка. 2. Птенчик выпал из гнезда. 3. Шлю тебе сердечный привет. 4. Раньше люди пользовались солнечными часами. 5. Малыши построили песочный замок. 6. Птички клевали сочные ягоды. 7. На пироге румяная корочка. 8. В конце предложения надо поставить точку. 9. Хорошая привычка - закаляться холодной водой. 10. Дети принесли цветы к Вечному огню.

1. Отец ремонтирует машину гаечным ключом, 2. Скучно сидеть без дела. 3. Дождевая вода стекает в бочку. 4. Внучка за Жучку, Жучка за внучку. 5. Ночные бабочки летят на свет. 6. Я пришёл в школу точно по звонку. 7. Бабушка пьёт сердечные капли. 8. Ласточки свили гнездо под крышей. 9. По стене прыгает солнечный зайчик. 10. У отца срочная работа.

ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Записать слова. Рядом написать образованные от них слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Птенец, кошка, собака, ночь, булка, носки, коза, туча, вода, звезда, белка, лиса.

2. Прослушать отрывки из стихотворений и загадки. Выписать слова с сочетаниями чн, чк.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

(А. Пушкин)

Плутовка к дереву на цыпочках подходит.

(И. Крылов)

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

(С. Есенин)

Милые синички

Ростом невелички,

Так что жить не тужить

Могут в рукавичке.

(А. Прокофьев)

Я за свечку, свечка - в печку…

(К. Чуковский)

Но у мамы есть привычка

Говорить всегда не то.

Говорю я ей про птичку,

А она мне про пальто.

(А. Варто)

Жёлтые комочки,

Бегают за квочкой.

Лёгкие, как вата,

Это кто? (Цыплята)

Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Чёрная собачка весь дом стережёт. (Замок)

На красной перекладинке белые курочки сидят. (Зубы)

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик - в ручейке,

А широкий - в море. (Речка)

Далеко мой стук слышится вокруг.

Червячкам я враг, а деревьям - друг. (Дятел)

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть олова с сочетаниями нч, чн, чк.

Отличный урожай в нашем саду! Сладкие яблочки, красные вишенки, сочные груши. Налетели птички. Они тоже хотят полакомиться ягодами и фруктами. На верхушках деревьев от вишенок остались одни косточки.

СЕСТРИЧКА

У меня родилась сестричка Лизочка. Я помогаю маме ухаживать за ней. Каждый день я хожу на молочную кухню и приношу бутылочки с молочком. Мама греет молоко на кухне, а я показываю Лизочке игрушечных зверей. Она тянет к ним ручки и улыбается.

ЧЕМ ЛЮДИ ПИШУТ

Обычно я пользуюсь шариковыми ручками. Они появились недавно. Чем только люди раньше не писали! Деревянными палочками на дощечках из глины. Гусиными перьями при помощи чернил. Намного позже появились привычные нам ручки. Они удобные и прочные. Иногда их называют вечными перьями.

УЛИЧНЫЙ МУЗЫКАНТ

На дворе была скучная и сырая погода. Люди закончили свои привычные дела. Маленькими точками в некоторых окнах светились ночники. Было тихо и безмолвно. И вдруг послышались звуки скрипичного смычка. Уличный музыкант выводил печальную и грустную мелодию. Ночной город слушал колыбельную.

Упражнение 1, с. 3

1. Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова.

Здесь хорошее местечк о,
Протекает мимо речк а.

Принесли мы для бычк а
Полведёрка молочк а.

Дождик вылился из тучк и,
Вымыл ёжику колючк и.

Подарила мама дочк е
Разноцветные платочк и.

  • Подчеркните в словах буквосочетание чк.

Упражнение 2, с. 3

2. Замените звуковые обозначения слов буквенными.

[р’э́ч’ка] рéчка [нóч’ка] нóчка
[пóч’та] пóчта [п’э́ч’ка] пéчка
[п’ис’мó] письмó [тóч’ный’] тóчный
[мóщ’ный’] мóщный [х’и́щ’ный’] хи́щный
[мáч’та] мáчта [пал’тó] пальтó

Упражнение 3, с. 4

3. Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные слова с уменьшительно-ласкательным значением. Запишите.

синица - синичк а крыльцо - крылечк о
облако - облачк о кольцо - колечк о
задача - задачк а место - местечк о
вода - водичк а сестра - сестричк а
конец - конч ик птенец - птенч ик
диван - диванч ик стакан - стаканч ик

  • Подчеркните буквосочетания чк, нч.

Упражнение 4, с. 4

4. Прочитайте.

1. Улетела ласточ ка за тридевять земель . 2. На солнечн ой поляночк е мотыль ки и бабочк и лакомятся сладким соком с цветов. 3. В лесочк е над речк ой построена дачк а. На дачк е живёт неболь шая собачк а.

  • Вставьте, где нужно, мягкий знак. В других словах соедините линией буквы на месте пропуска.
  • Подчеркните в первом предложении главные члены.

Упражнение 5, с. 5

5. Прочитайте. Образуйте однокоренные слова по образцу. Запишите.

  • Подчеркните в словах буквосочетание чн. Составьте и запишите предложение с одним из слов.

Цветочная клумба украшала наш сад.

Упражнение 6, с. 5

6. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Белка и грибы

На по ляне у пе нёчка
Белка набра ла гри бочков.
Скрылось солнце за го рой,
Время двигаться до мой.
Но до мой да лековато,
А гри бы тя желоваты...

А. Захаров

  • Придумайте и запишите заголовок к тексту.
  • Устно составьте продолжение текста.

Съела белка половину -
Подняла легко корзину
Прыг с осины на сосну:
"Я грибы домой несу!"

Упражнение 7, с. 6

7. Прочитайте.

Синичк а - воробью сестричк а.
Конч ил дело, гуляй смело.
Кто любит труд, того люди чт ут.

Конспект открытого урока
по русскому языку
2 – Г класса

Правописание
сочетаний
ЧК, ЧН .

подготовил учитель:

Новожилова И. П.

Макеевка - 2011

Правописание сочетаний ЧК, ЧН.

Цель урока : - помочь детям усвоить, что звук [ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать.

Закрепить знания детей по правописанию слов с сочетаниями чк, чн.

задачи урока : обобщить знания учеников о звуке [ч"]. Практиковать написание слов с орфограммой. Формировать навыки устной и письменной речи (составление предложений). Развивать навыки каллиграфического письма. Формировать навыки групповой работы.

Ход урока

    Орг.момент

    Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.

Сядьте тихо и неслышно

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудится

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы – ученики.

Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс и не повлияла на наше настроение.

2. Чистописание .

    Мне кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть? (показываю).

    Что закрыла тучка? Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе.

    Тучка. Какой звук вы слышите в середине слова? [ч] Какой буквой обозначается этот звук? (ч)

    Давайте найдем эту букву на нашей помощнице – Ленте букв.

    Что мы знаем о букве Ч? (согласная). А о звуке [ч]? Непарный, глухой, всегда мягкий.

    Молодцы. Тучка открыла нам задание. Напишем заглавную и строчную букву ч.

    Давайте будем любить эту букву, она нам необходима сегодня на уроке.

    Ребята, а тучка не уходит. Наверно нам еще что-то надо вспомнить. Какое правило встретилось в слове тучка? (чк пишется без ь)

    Почему мы не пишем мягкий знак? (звук ч – всегда мягкий). С какой ещё согласной дружит буква ч? (н - чн)

    Запишем эти два сочетания на следующей строке.

    Что вы написали на второй строчке? (чк, чн)

    Правописание слов с сочетаниями чк чн – это и есть тема нашего урока.

2.1. Словарная работа.

    Подул ветерок, наша тучка полетела дальше, а вдогонку за тучкой летят снежинки и падают на деревья, кусты.Когда много снега им тепло. А на какое дерево они подают, мы узнаем, отгадав загадку.

    В осеннем лесочке стоит белая красавица в желтом сарафанчике. (береза )

    Правильно, это береза.

    Произнесем слова по слогам. (Показываю на доске).

    Давайте запишем это словарное слово. (Словарь: береза,)

    Посмотрите внимательно на слово. Какой слог ударный? (рё) Почему? (на слог с гласной ё всегда падает ударение)

    Какую букву мы должны запомнить? (е)

    Мы знаем много словарных слов. В каком словарном слове есть сочетание ЧК? (Девочка)

    Запишите это слово(на доске), поставьте ударение и выделите гласную, которую нужно запомнить.

    Проверьте то, что вы написали.

    Вывод: чк, чн встречается и в словарных словах.

3. Объяснение нового материала

Почему ЧК и ЧН пишутся без мягкого знака?

Жили – были буквы, и был среди них Ь. Никто с ним не дружил и Ь знаку было скучно. Все буквы играли в слова, начали они собирать слово ВИНЕГРЕТ, у них все получилось. Начали они собирать слово СЛОВАРЬ, собрали они слово СЛОВАР. Буква Р сказала: « Приходи к нам Ь мы с тобой тоже будем играть.». Ь знак пришел к ним, подошел он к букве Р и получилось у них слово словарь. Все буквы обрадовались, что у них получилось и это слово. Потом они начали собирать слово ДОЧКА. Ь знак увидел, что это слово получилось без него, и он побежал к буквам ЧК, а буква Я сказала:

Куда ты бежишь Ь знак, ты в этом слове не можешь стоять, ведь буква Ч и так мягкая. Если ты встанешь после неё, то она превратиться в зелёное облачко и улетит. Тогда у нас больше не будет буквы Ч и наши слова с буквой Ч пропадут и не будут получаться.

И Ь знак не встал в слове ДОЧКА.

4. Закрепление нового материала.

    Снова подул ветер. С нашей берёзы полетели снежинки и упали рядом с необычным домиком, где живут слова с сочетаниями чк, чн. Слова не могут попасть в дом, их не пускает “Ь”, который тоже хочет жить в этом домике. Нам нужно правильно распределить слова по окошкам и тогда “Ь” пропадёт.

    Запишите слова в два столбика в тетради, сочетания чк, чн подчеркните.(ученик у доски)

    то чк а

    но чк а

    пе чк а

    чн

    то чн о

    сро чн о

    со чн о

    Проверим.(поменялись тетрадями «взаимопроверка»)

5. Физминутка.

Жук испугался - в норке темно,

Жутко ему опускаться на дно.

И вылез наш жук, увидал Божий свет…

При свете таком у жука страха нет.

6. Упражнения по развитию устной и письменной речи.(работа в группах)

    Посмотрите! Озорник ветер не только со снежинками играет. Он перемешал слова в предложении. Давайте вернем слова на свои места. (на доске Ряба снесла яичко курочка.)

    Какое предложение у нас получится? (Курочка Ряба снесла яичко)

    Какое правило мы должны помнить при записи предложения? (начало предложения с большой буквы, в конце ставится точка).

    Какие правила написания слов встретились? Подчеркните их. (чк, Р – большая буква).

    Из какой сказки это предложение? (Курочка Ряба)

    (У доски дети, а все остальные списывают в тетрадь перепутанные слова. Подчеркните чк, чн). У речки дубовая роща. Мама купила Коле книжечку. У охотника была внучка Катя. За речкой горит огонёк. Прилетела к нам синичка. Я кушал сочный апельсин.

    Молодцы. А из какой сказки вот это предложение: Жучка за внучку, внучка за бабку? (Репка).

    А чем закончилась эта сказка?

    Что помогло героям сказки вытащить репку? (Вот и мы работали вместе, дружно).

7. Работа с учебником .

Открываем учебник на стр. 91 упр. 184(дочка, удачный, ручка, сказочный, тучка, почка), комментированное письмо, правило,упр.185- устно(Верочка, Зиночка, Леночка, Ирочка, Людочка).

8. Физминутка

На уроке мы писали

И, конечно же, устали.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Вот проверили осанку

И свели лопатки.

На носочки поднялись.

Руки опустили,

А теперь присели вниз.

Коленки обхватили.

Снова встали - ноги вместе

И уже сидим на месте.

9. Работа с карточками в парах.

    А сейчас мы будем работать в парах – на стол к вам опустилось облачко, а на нем задание. Внимательно прочитайте задание. Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу. Выписываем слова на новой строке, через запятую. Сидим прямо.

Слова: синички, птички, червячки, кусочки, лампочки.

    Проверьте друг у друга. .(поменялись тетрадями «взаимопроверка»)

10. Диктант с простукиванием.

Дети сегодня у нас необычный урок, мы были в сказке и сейчас тоже попали в сказочный лес, где живет волшебный дятел, который будет вам немного подсказывать, т.к. тема у нас новая. Сели ровно и внимательно слушаем. Не забываем, с какой буквы мы начинаем писать начало текста и новое предложение.

Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку.

11. Дидактическая игра.

    Мы хорошо поработали, а теперь отдохнем, поиграем и играя, поучимся. (на доске слово ТОЧКА)

    Измените слово (первую букву) так, чтобы получилось новое слово, с новым значением. Например: точка – бочка.

    Чем похожи по написанию эти слова. (точка – бочка- кочка – почка – ночка).

12. Работа над орфоэпией .

Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с ЧН, хотя правильное произношение этих слов такое коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о. Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений, которое записано у вас на карточке.

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.

И, конечно, не нарочно

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил.

И уж вовсе, не нарочно

На ковёр кисель пролил…

Просто было очень скучно…

Но теперь-то я послушный!

13. Домашнее задание.

стр.93, упр. 190

14. Подведение итогов урока.

Как вы думаете, хорошо ли мы поработали на уроке?

    Что мы узнали нового на этом уроке?

    Делаем вывод: мягкий знак не может жить в одном доме с чк и чн!