Что делать если чувствуешь вину перед усопшими. Избавление от чувства вины перед умершим

Как пережить смерть близкого человека? Читайте наши рекомендации...

Когда умирает близкий человек, часто возникает чувство вины: не додал, не сказал, не сделал, а теперь уже ничего не поправишь. Всегда ли эта вина – справедлива, или за ней кроется что-то другое?


Смерть близкого связана не только с чувством горя, но и с переживанием своей вины.

Когда уходит родной человек, кажется, что ты виноват: устал от трудного ухода и мучительных последних дней, чего-то не додал, не отвез в другую больницу, не купил другое лекарство, остался жить, когда он умер.

Почему оно возникает и насколько оправдано? Отвечает психолог, директор Христианской службы психологической помощи «Свеча», доктор биологических наук Александра Имашева.

Как и почему возникает чувство вины

Чувство вины при потере ближнего возникает всегда. Это нормальная реакция на смерть близкого человека. Практически все, кто переживает утрату, испытывает чувство вины перед умершим.

Это чувство может иметь разные формы: вина за испытанное облегчение, что кончился ужасный, тяжелый период болезни близкого (получается, думает человек, что его смерть стала платой за мое освобождение, и я ей радуюсь). Чаще всего возникает вина за то, что-то, как кажется, было не сделано или сделано не до конца (не того врача позвали, не так лечили).

Может мучить вина за несправедливость, которая была допущена (или якобы допущена) по отношению к умершему при его жизни: редко приходили к нему, мало звонили, плохо заботились, а теперь уже ничего не поправишь.

Бывает даже чувство вины за то, что ближний умер, а ты живешь, «а ведь он был лучше меня».

Иногда чувство вины идет вторым, например, сначала возникает гнев на умершего – почему ты меня оставил?! – или на Бога (судьбу) – почему Бог его забрал?! - а потом сразу приходит вина: как я могу так думать, какой же я мерзавец. Чувство вины найдет к чему прицепиться.

Крайне редко чувство вины действительно имеет некоторые основания. Например, если наш ближний был сильно болен и не хотел лечиться, а мы шли у него на поводу, потому что нам не хотелось с ним возиться. И вот он умер, а мы чувствуем себя виноватыми.

Или если его болезнь накладывала на него какие-то ограничения (например, в еде), а мы их игнорировали и кормили его всем подряд, что привело к обострению болезни и смерти.

Или если он очень страдал от вашей ссоры и хотел помириться, а вы ему в этом отказывали, и это сильно омрачило его последние дни и часы.

В таких редких случаях оправданной вины поможет исповедь и покаяние для верующего или психолог для атеиста.

Но обычно вина, практически неизбежно приходящая после смерти близкого, абсолютно иррациональна.

Ее переживают и специалисты-психологи, отлично знающие механизм возникновения этого чувства и его необоснованность. «Я все понимаю, - говорит психолог, - знаю, почему так происходит, могу разложить по полочкам, но все равно чувствую себя виноватой после смерти мамы: не в ту больницу положила, не те лекарства привезла». А ведь маме было 89 лет, и она пережила три инфаркта. Иррациональная вина прицепляется к любой возможной причине из перечисленных выше и начинает грызть человека.

Почему же она возникает?

Смерть – это огромное, неподвластное и совершенно неведомое нам событие. Мы словно заглядываем в непроглядную пропасть.

Когда мы переживаем смерть ближнего, то, во-первых, ощущаем, что ничего не можем сделать, никак предотвратить, а во-вторых, неизбежно понимаем: то же самое ждет нас самих.

Наша психика оказывается в очень сложной ситуации полной потери контроля над происходящим, абсолютной беспомощности и переживания полнейшей неизвестности. Возникает экзистенциальный страх, возвращающий нас к неким первичным смыслам: кто я и зачем я живу, если моя жизнь тоже неизбежно закончится.

Это приводит нас к огромному, всепоглощающему ужасу, который просто невыносим: дай ему волю, он сведет с ума. Как это так – меня не будет!

Ужас от встречи со смертью «лицом к лицу» настолько силен, что нам проще испытывать неприятные чувства вины или гнева, лишь бы прикрыть ими этот страх.

Механизмы защиты психики действуют вне нашего желания и осознания: сначала «включаются» шок и отрицание, которые заставляют нас «не видеть» смерть, потом вспыхивают гнев и вина.

Чувство вины и гнева из-за смерти близкого - это ответ психики на собственную беспомощность, невозможность «проконтролировать» смерть

Чувство вины в этом случае – компенсаторное чувство, которое призвано хотя бы в иллюзорной форме вернуть нам возможность контроля над происходящим. Нам легче чувствовать себя виноватыми в том, что не достали нужные лекарства (действие, которое мы можем взять под контроль!) и тем самым не предотвратили смерть (иллюзия контроля над смертью!), чем откровенно себе признаться, что мы ничем и никак не могли помочь в том, чтобы человек не умер.

В других случаях чувство вины – это форма переживания необратимости случившегося и понимания, что изменить ничего нельзя. Это опять же потеря контроля над происходящим, которая для нас невыносима. Например, если при жизни свекрови мы с ней ругались, но знали, что в принципе можем помириться, то после ее смерти эта возможность ушла навечно. Ушла из-под нашего контроля. И эта утрата власти над реальностью переживается нами как чувство вины за нереализованные возможности.

Точно по той же причине при смерти ближнего возникает и чувство гнева. Это – ответ психики на собственную полную беспомощность, ее яростный протест.

А «прицепиться» уж гнев может к чему угодно, что нашей психике покажется адекватным: гнев на умершего (как он мог меня бросить!?), гнев на Бога (как Он мог его забрать!?), гнев на врачей (почему не спасли?!). Но в конечном счете, все это – лишь реакция нашей психики на нашу абсолютную беспомощность перед лицом смерти.

Конечно, верующим гораздо проще пережить и смерть ближнего, и мысли о собственной смертности. В сознании верующего смерть – это не конец и исчезновение, а переход в иную форму существования, поэтому остается и надежда на встречу с ушедшими, на примирение с ними, и, что очень важно, вера, что даже смерть не заставит тебя полностью исчезнуть.

Как восстановиться после смерти ближнего

В современной культуре существует тенденция как можно быстрее избавляться от негативных чувств.

Долгое страдание, долгое горе не приветствуется обществом, на такого человека смотрят косо и всеми силами пытаются «вытащить» его из этого состояния.

В ход идут топорные утешения типа «не плачь», «займись чем-нибудь другим», «отвлекись на что-нибудь», «возьми себя в руки», «тебе уже пора успокоиться» и другие псевдопозитивные рецепты, которые не работают.

Они не помогают, а раздражают или заставляют чувствовать себя еще более виноватым – ведь своим страданием ты напрягаешь окружающих. Человек пытается как можно быстрее «перескочить» свое горе, не переживает его полноценно и только загоняет вглубь.

Но наше горе при утрате близкого – это плата за нашу любовь к нему. И чем сильнее была любовь, тем глубже будет горе, поэтому не надо его стыдиться, считать себя слабым, идти на поводу у тех, кто считает, что пора перестать страдать. Горевание занимает время: чтобы пережить горе от смерти близкого, необходимо не менее года.

Психологи говорят о «работе горя» - утрату необходимо принять, прожить и пережить. После этого, в нормальной ситуации, горе переходит в светлую печаль и светлые воспоминания. Если проходит год, полтора, а легче не становится, то это уже нездоровое переживание горя и требуется помощь специалиста – психолога или психотерапевта.

Как быстро пройдет тяжелое горе, зависит еще и от наших отношений с умершим.

Если отношения были хорошими, здоровыми, то горе пройдет легче, если они были чем-то осложнены, то и горевание будет сложнее.

Мы все время будем видеть, что ничего уже нельзя исправить, и эта необратимость дополнительно будет давить на нас.

Но до этого надо дожить. Вначале, после первоначального шока от утраты, будет много негативных чувств - и гнев, и вина, и тоска, и одиночество. Вина, принимающая разные формы, может возникнуть прямо в первые дни после смерти близкого и оставаться до самого конца горевания. Чувство вины перед умершим - это естественная часть переживания горя, а переживание горя – единственная возможность вернуться к нормальной жизни.

Переживайте горе

- Как бы плохо ни было, важно напоминать себе, что горе пройдет. Но это вовсе не значит, что мы не забудем человека, станем к нему равнодушны, но острое горе сменится мирной печалью.

Можно написать себе на листочке бумаги или карточке три утверждения и носить их с собой, доставать и перечитывать, или примагнитить на холодильник, чтобы они всегда были перед глазами:

1. Мои чувства нормальны

2. Мне станет лучше

3. Я справлюсь, как справились до меня другие

Если чувство вины связано с испытанным облегчением после смерти тяжело больного, мучившегося человека, то следует сказать себе, что это объективно был тяжелый груз, и облегчение после того, как груз снят – это нормальное, естественное чувство. В этом нет нелюбви к ушедшему, нет эгоизма, а есть обыкновенная, не поддающаяся сознательному контролю реакция психики на освобождение. Такое облегчение не отменяет горя от смерти и не умаляет нашей любви к ушедшему. И наказывать себя за это не нужно.

- Важно соблюдать ритуалы, связанные со смертью. Недаром они освящены веками. Первое, что может облегчить тяжелое состояние близких – это заботы об отпевании, о похоронах, кладбище, гробе, венках, цветах. Устроить поминки, собраться на девять и на сорок дней – все это реально помогает пережить горе. Ведь, делая все это, мы проявляем свою заботу об умершем.

На поминках мы разделяем с другими наше горе и любовь к ушедшему, говорим и слушаем, как другие говорят о нем теплые, хорошие слова – и нам становится легче.

Поминки – это вообще как бы очень сжатый во времени процесс проживания горя. Часто бывает, что они начинаются со слез, даже рыданий, а заканчиваются в гораздо более позитивном настроении. Как будто за несколько часов проживается целый год.

- Не прогоняйте воспоминания о покойном. Не надо стараться «забить» их другими мыслями или отвлекаться, если они приходят. Не надо специально вызывать в памяти эти воспоминания, особенно если они для вас мучительны, но если они «накатывают», то погрузитесь в них и проживите их.

- Плачьте. Слезы не слишком приняты в нашей культуре, даже если это плач по умершему. Одно из самых банальных «утешений» - это уговоры «не плачь, успокойся, выпей валерьянки». На самом деле, слезы – это и естественное болеутоляющее (при плаче в организме человека вырабатываются вещества, успокаивающие нервную систему), и способ выразить и тем самым «выпустить наружу» душевную боль и тоску.

Когда горюющий человек плачет – это не признак слабости, а признак того, что переживание горя движется в правильном направлении.

- Говорите об умершем человеке и о своих переживаниях. Если приходят воспоминания об умершем близком, о его последних днях и других мучительных вещах, нужно найти человека, с которым можно об этом поговорить.


Терпеливо выслушайте все, что он вам расскажет. В состоянии горя, особенно в первые дни после утраты, горюющий может быть многословен и повторять одно и то же, не торопите его. Или он может замолчать – тогда просто побудьте с ним. Предложите горюющему человеку практическую помощь в организации похорон или поминок. Если он испытывает чувство вины за то, что не успел сделать или сказать, или за испытанное облегчение после смерти тяжелобольного, объясните ему, что это понятно, естественно и объяснимо.

- Постараться не замыкаться в себе, как бы этого ни хотелось. Горе – процесс, который лучше переживать с людьми. Даже если не хочется разговаривать – лучше пусть они будут рядом. Очень помогает общение с теми, кто недавно пережил подобную утрату.

- Через некоторое время (в течение первого года) обязательно надо разобрать и раздать вещи умершего. Не надо строить дома «храм» ушедшего человека, оставлять его комнату в нетронутом состоянии, словно он еще жив. Это только продлит переживание горя. Конечно, избавляться от вещей дорогого умершего очень тяжело, ощущения, будто собственными руками окончательно отдаешь его и память о нем. Обычно при этом текут слезы – пусть текут. Но в течение первого года сделать это надо.

После смерти близких многие испытывают не только вполне объяснимую подавленность и грусть. Нередко людей просто одолевает печаль и депрессия, а также чувство бессилия от невозможности изменить ход событий и вернуть покойного. Многие склонны скучать и даже разговаривать с умершими, продолжая незаконченную беседу.

В некоторых случаях люди могут страдать от чувства вины перед покойным. Чтобы преодолеть подобное, прежде всего нужно попытаться понять, чем могут быть вызваны подобные переживания, и насколько реально изменить сложившуюся ситуацию.

Как справиться с подобными эмоциями

Если человек является непосредственным виновником гибели умершего, например, в результате ДТП, ситуация может быть еще более тяжелой. Однако и из этого положения можно найти выход. Например, если водитель, допустивший на пешехода, по истечении солидного времени после трагического инцидента не только продолжает раскаиваться, но и мучается от осознания собственной вины, необходимо пустить эту энергию в «мирное русло», например, помочь родственникам погибшего как морально, так и материально. Если близкие покойного категорически отказываются выходить на контакт, можно попробовать действовать с помощью посредников, обратившись к своим друзьям и знакомым. В крайнем случае, можно что-то сделать, сохраняя анонимность, чтобы попытаться сдвинуть тяжкий груз со своей души.

Верующие люди могут обратиться в храм – исповедь, молитва и пост способны не только вернуть душевное равновесие, но найти выход из сложившейся ситуации. Иногда бывает достаточно лишь пообщаться со священнослужителем, независимо от того, к какой конфессии принадлежит человек.

Если самостоятельно справиться с чувством вины никак не получается, а печаль и депрессия со временем лишь нарастают, несмотря на все предпринимаемые действия, стоит задуматься о помощи квалифицированных специалистов-психологов. Возможно, стоит человеку выговориться, озвучив свои страхи и суть переживаний, появится возможность взглянуть на сложившуюся ситуацию под другим углом. Вполне вероятно, что в результате доверительной беседы могут обнаружиться и новые пути решения проблемы, в частности, какие-либо действия, способные компенсировать ощущение тяжести на душе и чувства вины перед покойным.

Действия, способные уменьшить чувство вины перед покойным

Впрочем, иногда люди и сами не могут объяснить, чем могло быть вызвано чувство вины перед умершим. Во-первых, необходимо принять случившееся как факт – изменить уже ничего нельзя, человека не вернуть, как бы этого ни хотелось. А во-вторых, можно и нужно изменить свое отношение к произошедшему. Согласно древнему русскому поверью, нельзя слишком много плакать, вспоминая усопшего – в противном случае ему будет, мягко говоря, некомфортно в потустороннем мире.

Вспоминая о том, кого уже нет, лучше задуматься, каким бы могли быть его пожелания, и по мере своих сил попытаться это осуществить. Например, с чувством вины думая о покойных родителях, стоит попытаться понять, что могло бы сделать их счастливыми – замужество дочери, поступление сына в ВУЗ или рождение внуков? А может быть, в последние годы они очень часто говорили о таких простых вещах, как ремонт или обустройство красивого цветника под окнами дома? Ведь это не так сложно – попытаться сделать то, чего бы им, возможно, очень хотелось при жизни. А человек, испытывающий вину, может облегчить свое состояние, сконцентрировавшись на достижении той или иной цели подобного рода.

анонимно

Добрый день! Мне 50 лет С мужем прожили 26 лет. Год назад мой муж скоропостижно умер. Ему было 49 лет. Диагноз медэкспертизы отравление этиловым спиртом. Я очень по нему скучаю, мне его очень не хватает, чувство тоски и одиночества и еще меня преследует просто не дает мне покоя чувство вины, что могла что-то сделать и не сделала чтобы он жил. У нас двое детей, сыну -26 дочке -20, дети живут своей жизнью. Я в основном одна. Я никак не могу начать жить, все кажется теперь неинтересным. Последние 10-12 лет муж пил и в последние 1,5 года особенно. Сначала первые годы я и ругалась, и постоянно его искала, беспокоилась, плакала. Потом поняла что это бессмысленно и только от этого хуже всем. Я решила себя изменить, перестала ругаться когда приходил пьяный. А с трезвым разговаривала, говорила о том что мы очень страдаем, просила перестать пить, задуматься о детях, о своем здоровье. Но все продолжалось. С каждым разом мне все тяжелее становилось прощать его, дети, особенно дочка просила уйти от папы. но как начинала думать о разводе и представляла что его теперь никогда не будет в моей жизни, мне становилось плохо, я не могла этого представить и опять все шло своим чередом. Но вот 1,5 года до смерти я почувствовала огромное чувство тоски одиночества в душе и еще пустота, у меня было такое чувство что все ушло. Дети как раз выросли, сын стал жить гражданским браком отдельно, дочка уехала учиться. а муж продолжал пить, к этому времени практически каждый день, на разговоры реагировал просто агрессивно, говорил, что я его очень достала со всем этим, даже как-то сказал, что будь проклят тот день когда я на тебе женился. Я поставила ему ультиматум выбирай либо бутылка либо я. Ушла в другую комнату, хотела квартиру снимать, но финансово было невозможно, нужно было учить дочку. Так вот и жили эти 1,5 года в разных комнатах и он все продолжал пить и вот случилось непоправимое горе. И теперь мне кажется, что я не ценила того что у меня было, что я не смогла до конца помочь ему, что я его бросила, мне казалось тогда что все ушло, а теперь я так по нему скучаю и так люблю его, так хочется вернуть все обратно, попросить у него прощения, обнять его, поцеловать, но увы уже ничего не вернуть и это просто меня убивает. Я думаю что я косвенно подтолкнула его к этому. Как вы думаете, есть ли моя вина в этом? Отчего за 1,5 года смерти появилось это щемящее чувство тоски, одиночества и пустоты? Отчего они появляются? до этого я жила себе и жила, да я огорчалась, да было все, но я жила и радовалась этому. Почему вспоминаются сейчас только вот эти последние 1,5 года? Хотя было много и хорошего за нашу жизнь. Я устала прокручивать в голове события за эти 1,5 года, и вижу только свои ошибки, я очень чувствую себя виноватой перед ним, мне так жаль что так все получилось, во сне мне все снится как я ему говорю о своей любви, жалею его, прошу прощения. Как начать жить заново и как избавиться теперь от этого гнетущего состояния вины? Спасибо за ответ. Извините, что получилось может быть не последовательно и так длинно.

Здравствуйте! Соболезную вашему горю. Вместе с тем, мне трудно что-то сказать о ситуации... Мужа нет, что его заставляло пить неизвестно, могли бы вы что-то сделать, тоже неясно. В конце концов, бороться с болезнью или нет - это выбор каждого. По моему опыту работы с алкоголиками, могу уверенно сказать, пока человек сам не захочет что-то изменить, вся активность родственников или специалистов абсолютно бесполезна. Вы его не бросили, как бы тяжело не было - оставались возле мужа, заботились о ваших общих детях (тратя деньги на учебу дочери, а не на съем отдельного жилья для себя). Думаю, что если бы муж захотел что-то изменить, вы протянули бы ему руку помощи, т.к. были рядом. Возможно, что-то можно было сделать по-другому: когда-то не сказать обидных слов, а когда-то лишний раз напомнить о том, что он дорог вам но что поделать, никто из нас не идеален... В вашем тексте много женственности, принятия (вы как-то совсем без злобы пишите о муже) и любви к своей семье. Может быть та вина, которую вы сейчас переживаете, связана с тем, что вам некому сейчас отдавать свою любовь: мужа не стало, дети отдалились? И от этого может казаться, что вы что-то сделали неправильно: не долюбили, не уберегли... То есть, возможно, проблема не в том, какие ошибки вы совершили в прошлом, а проблема в том, кому вам отдавать свою любовь и заботу в настоящем.

анонимно

Спасибо за ответ. Вы наверное правы. Мне всегда хотелось семью, я этим очень дорожила, для меня это было все, это самое дорогое. Сейчас так больно, что так получилось что я осталась одна. Мне не хватает единства семейного, совместного застолья, когда много людей в доме вот таких маленьких житейских забот. Я от этого очень страдаю. Я на мужа очень обижалась, мне казалось что он разрушил семью, я так хотела сохранить семью и ничего у меня не получилось, все рухнуло и я теперь не могу себя простить никак. И я повторно хочу спросить - Почему появляется в душе чувство тоски и одиночества, пустота? Откуда они берутся? Эти чувства появились у меня еще при жизни мужа. Отчего? Пустота была настолько сильной, что мне кажется она то как раз и мешала мне в отношениях с мужем, мне казалось что все ушло, чувства ушли. Так почему сейчас, когда его не стало они как будто с новой силой возникли? Я себя понять не могу. Спасибо вам огромное за участие, за ответ. Я вам очень благодарна. Для меня сейчас это очень важно.

Здравствуйте! Я к сожалению, не увидел вопроса в вашем письме и к своему стыду не ответил вовремя. Вы спрашивали о причинах возникновения пустоты - я об этом ничего не знаю... Думаю, что никто не знает. Есть такая идея, что пустота была всегда, а все что мы видим - есть следствие пустоты. Если говорить о психологической реальности, то мы все живем в бессмысленном мире со 100% гарантией, что это все закончится нашей смертью. И в этом очень много одиночества и бессмысленности (пустоты на психологическом уровне), переживать это очень неудобно, поэтому есть множество социальных практик, как от этого переживания отвлечься: карьера - достижение все большей власти и денег, семья и забота о близких, хобби и увлечения, наркотики и алкоголь, различные практики направленные на саморазвитие и т.д. В данной плоскости мышления, ценность семьи и ценность употребления алкоголя - явления одного порядка, задача реализации этих ценностей состоит в том, чтобы отвлечься от одиночества и бессмысленности существования. Вместе с тем, наших сил не хватает на непрерывное переживание этих двух данностей, и задачей творческого приспособления становится поиск адекватных способов наполнения / отвлечения. Возможно, еще при жизни мужа, когда забота о семье подходила к концу (дети вырастали и уезжали, муж отдалялся в своей алкоголизации), вы могли почувствовать ту бессмысленность и одиночество, которые мы все ощущаем время от времени, но скрываем друг от друга... Важно понимать, что эти переживания нормальны, более того, очень большой дар оставаться с ними, не пугаясь и не убегая в суету.

На прием пришла клиентка Светлана с такой проблемой: «Меня мучает сильное чувство вины перед умершим отцом. Дело в том, что когда он слег, мы с сестрой долго не могли определиться, кто будет за ним ухаживать, и поругались прямо у его кровати, после чего я, хлопнув дверью, ушла. Больше отца я живым не видела. Теперь я его вижу по ночам, он приходит ко мне, ходит по коридору - мне кажется, укоризненно качает головой и как бы говорит мне: «Как ты могла ругаться с родной сестрой у постели собственного отца и уйти, не обернувшись?». У меня нарушился сон, настигает ощущение того, что я скоро умру, что он заберет меня с собой, за эту провинность. А у меня дочь, ей всего 12 лет, ее еще растить и растить. Можно ли избавиться от этого чувства постоянной вины перед умершим? Или стоит готовиться к худшему?»

Чувство постоянной вины - сильнейшая психологическая ноша, которая мешает жить нормальной жизнью, испытывать удовольствие и радоваться. Мысли постоянно возвращаются к тому моменту, после которого появилось ощущение вины. В голове прокручивается масса разных вариантов. Мучает досада - как же я могла так нехорошо поступить!

Был бы человек жив, можно было бы попросить прощения, объяснить свое поведение, оправдаться, в конце концов. А перед умершим - как извинишься? Подобные мысли порой накрывают как лавиной, давят на сердце и мозг - кажется, что выхода нет, что всю жизнь придется нести в себе эту ношу и мучиться. Это ощущение иногда настолько сильное, что организм не справляется с напряжением и возникает психосоматика.

Чувство вины: как и почему оно возникает?

Ощущение вины - это сложный комплекс переживаний, формирование которого в полной мере объясняет Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Рассматривая психику человека через призму врожденных свойств (векторов), становится понятно, что подобные ощущения могут возникать у людей с особой совокупностью внутренних свойств.

В Системно-векторной психологии эта совокупность свойств называется - анальный вектор. Именно его обладатели склонны испытывать чувство вины или обиды. Почему?

К основным свойствам анального вектора относится способность жить прошлым, анализировать и систематизировать информацию, хорошо запоминать. Природа наделяет людей этими свойствами для того, чтобы они могли передавать накопленный опыт подрастающему поколению, наращивать объем знаний и обучать. Однако не всегда они используют заданные природой свойства по назначению, накапливая вместо знаний и навыков - багаж воспоминаний и испытанных когда-то ощущений.

К особым ценностям и жизненным приоритетам обладателей анального вектора относится семья, родители, дети, традиции. Они всегда стремятся сохранять былой уклад, избегают радикальных новшеств, внезапных изменений. Носители анального вектора всегда стремятся быть хорошими, хотят, чтобы их любили, уважали, ценили. Именно эти люди способны испытывать постоянное чувство вины - внутреннее сожаление, что поступили неправильно, некрасиво, неверно.

Особенно остро ощущается вина перед умершим близким родственником (отцом, матерью) - ведь это самые родные люди.

При наличии еще и зрительного вектора такой человек обладает повышенной чувствительностью, большой эмоциональной амплитудой. Так, зрительный вектор в несколько раз способен усилить вину, наполнить ее сильными эмоциональными переживаниями. Отсюда и яркие образы умершего, и боязнь «кары» за провинность, и «предчувствие» беды.

Психология вины: этапы формирования чувства вины

«Виновен!» - внутренний приговор оглашается тогда, когда ситуация из прошлого уже проанализирована и получила собственную оценку. Убежденность в том, что содеянное - плохой поступок, неправильный, недостойный, и есть вина, психология объясняет это так. Неприятная ситуация фиксируется в памяти и дальше постоянно всплывает, мучает. Злость на себя усиливается.

Коварство чувства вины состоит и в том, что формируется оно бессознательно и незаметно для самого человека, а всплывает в сознании, как устойчивое ощущение, и влияет на всю жизнь.

Стоит отметить, что манипуляция чувством вины и обиды строится по той же формуле. Человеку вспоминают какую-либо ситуацию или поступок, придают по максимуму негативный оттенок, могут внушить, что это вообще «ужас ужасный», - и «марионетка» готова. Обладатель анально-зрительной связки векторов тут же ощутит чувство сильной вины, поймет, что был неправ, несправедлив, будет стараться исправить эту ситуацию, искупить свою вину, сделать так, чтобы было всем хорошо.

Если же внутренняя оценка - «я сделал хорошо, а меня обвиняют» - то возникает обида . Обидчивость - еще одна отличительная черта людей с анальным вектором.

Как избавиться от чувства вины, в том числе, перед умершим?

Избавление от ощущений обиды и вины происходит только после полного осознания и переоценки прошедших ситуаций. Даже от ощущения вины перед умершим можно избавиться, если эту ситуацию рассмотреть системно: понять причины своего поведения, объяснить мотивы поступков других людей. Понять, почему в той ситуации ваша реакция была такой, а у другого человека иначе.
Также помогает избавиться от этих ощущений правильное и конструктивное использование своих способностей и свойств.

Чтобы переоценить ситуацию, нужно знать не только свои врожденные свойства, которые формируют поведенческие моменты, но и понимать и видеть свойства других людей.

Все это можно узнать на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Тысячи людей прошли этот онлайн-курс и написали свои результаты . Среди них есть и те, кто испытывали чувство вины перед умершим и людьми и смогли избавиться от этого, воплотив жизнь без вины в настоящее.

«…Незадолго до этого я похоронила мужа, с которым прожила 24 года. Кто когда-нибудь терял близких, хорошо понимает эту боль, это ноющее чувство вины, обиды на жизнь, невозможность возврата… После тренинга стало легче, пришло глубинное понимание, что в уходе людей никто не виноват…»

Почему возникает чувство вины перед умершим?

Но обычно вина, практически неизбежно приходящая после смерти близкого,

абсолютно иррациональна.

Ее переживают и специалисты-психологи, отлично знающие механизм

возникновения этого чувства и его необоснованность.

«Я все понимаю, - говорит психолог, - знаю, почему так происходит,

могу разложить по полочкам,

но все равно чувствую себя виноватой после смерти близкого и дорогого мне человека .

Иррациональная вина прицепляется к любой возможной причине и начинает грызть человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чувство вины перед умершим близким: как в нем разобраться?

Когда умирает близкий человек, часто возникает чувство вины: не додал, не сказал, не сделал, а теперь уже ничего не поправишь. Всегда ли эта вина – справедлива, или за ней кроется что-то другое?

Смерть близкого связана не только с чувством горя, но и с переживанием своей вины. Когда уходит родной человек, кажется, что ты виноват: устал от трудного ухода и мучительных последних дней, чего-то не додал, не отвез в другую больницу, не купил другое лекарство, остался жить, когда он умер. Почему оно возникает и насколько оправдано? Отвечает психолог, директор Христианской службы психологической помощи «Свеча», доктор биологических наук Александра Имашева .

Как и почему возникает чувство вины

Чувство вины при потере ближнего возникает всегда. Это нормальная реакция на смерть близкого человека. Практически все, кто переживает утрату, испытывает чувство вины перед умершим.

Это чувство может иметь разные формы: вина за испытанное облегчение, что кончился ужасный, тяжелый период болезни близкого (получается, думает человек, что его смерть стала платой за мое освобождение, и я ей радуюсь). Чаще всего возникает вина за то, что-то, как кажется, было не сделано или сделано не до конца (не того врача позвали, не так лечили). Может мучить вина за несправедливость, которая была допущена (или якобы допущена) по отношению к умершему при его жизни: редко приходили к нему, мало звонили, плохо заботились, а теперь уже ничего не поправишь. Бывает даже чувство вины за то, что ближний умер, а ты живешь, «а ведь он был лучше меня».

Иногда чувство вины идет вторым, например, сначала возникает гнев на умершего – почему ты меня оставил?! – или на Бога (судьбу) – почему Бог его забрал?! - а потом сразу приходит вина: как я могу так думать, какой же я мерзавец. Чувство вины найдет к чему прицепиться.

Крайне редко чувство вины действительно имеет некоторые основания. Например, если наш ближний был сильно болен и не хотел лечиться, а мы шли у него на поводу, потому что нам не хотелось с ним возиться. И вот он умер, а мы чувствуем себя виноватыми. Или если его болезнь накладывала на него какие-то ограничения (например, в еде), а мы их игнорировали и кормили его всем подряд, что привело к обострению болезни и смерти. Или если он очень страдал от вашей ссоры и хотел помириться, а вы ему в этом отказывали, и это сильно омрачило его последние дни и часы. В таких редких случаях оправданной вины поможет исповедь и покаяние для верующего или психолог для атеиста.

Но обычно вина, практически неизбежно приходящая после смерти близкого, абсолютно иррациональна. Ее переживают и специалисты-психологи, отлично знающие механизм возникновения этого чувства и его необоснованность. «Я все понимаю, - говорит психолог, - знаю, почему так происходит, могу разложить по полочкам, но все равно чувствую себя виноватой после смерти мамы: не в ту больницу положила, не те лекарства привезла». А ведь маме было 89 лет, и она пережила три инфаркта. Иррациональная вина прицепляется к любой возможной причине из перечисленных выше и начинает грызть человека.

Почему же она возникает?

Смерть – это огромное, неподвластное и совершенно неведомое нам событие. Мы словно заглядываем в непроглядную пропасть. Когда мы переживаем смерть ближнего, то, во-первых, ощущаем, что ничего не можем сделать, никак предотвратить, а во-вторых, неизбежно понимаем: то же самое ждет нас самих. Наша психика оказывается в очень сложной ситуации полной потери контроля над происходящим, абсолютной беспомощности и переживания полнейшей неизвестности. Возникает экзистенциальный страх, возвращающий нас к неким первичным смыслам: кто я и зачем я живу, если моя жизнь тоже неизбежно закончится.

Это приводит нас к огромному, всепоглощающему ужасу, который просто невыносим: дай ему волю, он сведет с ума. Как это так – меня не будет! Ужас от встречи со смертью «лицом к лицу» настолько силен, что нам проще испытывать неприятные чувства вины или гнева, лишь бы прикрыть ими этот страх. Механизмы защиты психики действуют вне нашего желания и осознания: сначала «включаются» шок и отрицание, которые заставляют нас «не видеть» смерть, потом вспыхивают гнев и вина.

Чувство вины и гнева из-за смерти близкого - это ответ психики на собственную беспомощность, невозможность «проконтролировать» смерть

Чувство вины в этом случае – компенсаторное чувство, которое призвано хотя бы в иллюзорной форме вернуть нам возможность контроля над происходящим. Нам легче чувствовать себя виноватыми в том, что не достали нужные лекарства (действие, которое мы можем взять под контроль!) и тем самым не предотвратили смерть (иллюзия контроля над смертью!), чем откровенно себе признаться, что мы ничем и никак не могли помочь в том, чтобы человек не умер.

В других случаях чувство вины – это форма переживания необратимости случившегося и понимания, что изменить ничего нельзя. Это опять же потеря контроля над происходящим, которая для нас невыносима. Например, если при жизни свекрови мы с ней ругались, но знали, что в принципе можем помириться, то после ее смерти эта возможность ушла навечно. Ушла из-под нашего контроля. И эта утрата власти над реальностью переживается нами как чувство вины за нереализованные возможности.

Точно по той же причине при смерти ближнего возникает и чувство гнева. Это – ответ психики на собственную полную беспомощность, ее яростный протест. А «прицепиться» уж гнев может к чему угодно, что нашей психике покажется адекватным: гнев на умершего (как он мог меня бросить!?), гнев на Бога (как Он мог его забрать!?), гнев на врачей (почему не спасли?!). Но в конечном счете, все это – лишь реакция нашей психики на нашу абсолютную беспомощность перед лицом смерти.

Конечно, верующим гораздо проще пережить и смерть ближнего, и мысли о собственной смертности. В сознании верующего смерть – это не конец и исчезновение, а переход в иную форму существования, поэтому остается и надежда на встречу с ушедшими, на примирение с ними, и, что очень важно, вера, что даже смерть не заставит тебя полностью исчезнуть.

Как восстановиться после смерти ближнего

В современной культуре существует тенденция как можно быстрее избавляться от негативных чувств. Долгое страдание, долгое горе не приветствуется обществом, на такого человека смотрят косо и всеми силами пытаются «вытащить» его из этого состояния. В ход идут топорные утешения типа «не плачь», «займись чем-нибудь другим», «отвлекись на что-нибудь», «возьми себя в руки», «тебе уже пора успокоиться» и другие псевдопозитивные рецепты, которые не работают. Они не помогают, а раздражают или заставляют чувствовать себя еще более виноватым – ведь своим страданием ты напрягаешь окружающих. Человек пытается как можно быстрее «перескочить» свое горе, не переживает его полноценно и только загоняет вглубь.

Но наше горе при утрате близкого – это плата за нашу любовь к нему. И чем сильнее была любовь, тем глубже будет горе, поэтому не надо его стыдиться, считать себя слабым, идти на поводу у тех, кто считает, что пора перестать страдать. Горевание занимает время: чтобы пережить горе от смерти близкого, необходимо не менее года.

Психологи говорят о «работе горя» - утрату необходимо принять, прожить и пережить. После этого, в нормальной ситуации, горе переходит в светлую печаль и светлые воспоминания. Если проходит год, полтора, а легче не становится, то это уже нездоровое переживание горя и требуется помощь специалиста – психолога или психотерапевта.

Как быстро пройдет тяжелое горе, зависит еще и от наших отношений с умершим. Если отношения были хорошими, здоровыми, то горе пройдет легче, если они были чем-то осложнены, то и горевание будет сложнее. Мы все время будем видеть, что ничего уже нельзя исправить, и эта необратимость дополнительно будет давить на нас.

Но до этого надо дожить. Вначале, после первоначального шока от утраты, будет много негативных чувств - и гнев, и вина, и тоска, и одиночество. Вина, принимающая разные формы, может возникнуть прямо в первые дни после смерти близкого и оставаться до самого конца горевания. Чувство вины перед умершим - это естественная часть переживания горя, а переживание горя – единственная возможность вернуться к нормальной жизни.

Переживайте горе

Как бы плохо ни было, важно напоминать себе, что горе пройдет. Но это вовсе не значит, что мы не забудем человека, станем к нему равнодушны, но острое горе сменится мирной печалью.

Можно написать себе на листочке бумаги или карточке три утверждения и носить их с собой, доставать и перечитывать, или примагнитить на холодильник, чтобы они всегда были перед глазами:

  • Мои чувства нормальны
  • Мне станет лучше
  • Я справлюсь, как справились до меня другие

Если чувство вины связано с испытанным облегчением после смерти тяжело больного, мучившегося человека, то следует сказать себе, что это объективно был тяжелый груз, и облегчение после того, как груз снят – это нормальное, естественное чувство. В этом нет нелюбви к ушедшему, нет эгоизма, а есть обыкновенная, не поддающаяся сознательному контролю реакция психики на освобождение. Такое облегчение не отменяет горя от смерти и не умаляет нашей любви к ушедшему. И наказывать себя за это не нужно.

Если проходит год, полтора, а легче не становится, то это уже нездоровое переживание горя и требуется помощь специалиста – психолога или психотерапевта

Важно соблюдать ритуалы, связанные со смертью. Недаром они освящены веками. Первое, что может облегчить тяжелое состояние близких – это заботы об отпевании, о похоронах, кладбище, гробе, венках, цветах. Устроить поминки, собраться на девять и на сорок дней – все это реально помогает пережить горе. Ведь, делая все это, мы проявляем свою заботу об умершем. На поминках мы разделяем с другими наше горе и любовь к ушедшему, говорим и слушаем, как другие говорят о нем теплые, хорошие слова – и нам становится легче.

Поминки – это вообще как бы очень сжатый во времени процесс проживания горя. Часто бывает, что они начинаются со слез, даже рыданий, а заканчиваются в гораздо более позитивном настроении. Как будто за несколько часов проживается целый год.

Не прогоняйте воспоминания о покойном. Не надо стараться «забить» их другими мыслями или отвлекаться, если они приходят. Не надо специально вызывать в памяти эти воспоминания, особенно если они для вас мучительны, но если они «накатывают», то погрузитесь в них и проживите их.

Плачьте. Слезы не слишком приняты в нашей культуре, даже если это плач по умершему. Одно из самых банальных «утешений» - это уговоры «не плачь, успокойся, выпей валерьянки». На самом деле, слезы – это и естественное болеутоляющее (при плаче в организме человека вырабатываются вещества, успокаивающие нервную систему), и способ выразить и тем самым «выпустить наружу» душевную боль и тоску. Когда горюющий человек плачет – это не признак слабости, а признак того, что переживание горя движется в правильном направлении.

Александра Имашева, психолог, директор Христианской службы психологической помощи «Свеча», доктор биологических наук

Рекомендация друзьям и родственникам горюющего: не закрывайтесь от таких разговоров, а участвуйте в них, чтобы человек не чувствовал себя запертым в своем горе. Терпеливо выслушайте все, что он вам расскажет. В состоянии горя, особенно в первые дни после утраты, горюющий может быть многословен и повторять одно и то же, не торопите его. Или он может замолчать – тогда просто побудьте с ним. Предложите горюющему человеку практическую помощь в организации похорон или поминок. Если он испытывает чувство вины за то, что не успел сделать или сказать, или за испытанное облегчение после смерти тяжелобольного, объясните ему, что это понятно, естественно и объяснимо.

Постараться не замыкаться в себе, как бы этого ни хотелось. Горе – процесс, который лучше переживать с людьми. Даже если не хочется разговаривать – лучше пусть они будут рядом. Очень помогает общение с теми, кто недавно пережил подобную утрату.

Через некоторое время (в течение первого года) обязательно надо разобрать и раздать вещи умершего. Не надо строить дома «храм» ушедшего человека, оставлять его комнату в нетронутом состоянии, словно он еще жив. Это только продлит переживание горя. Конечно, избавляться от вещей дорогого умершего очень тяжело, ощущения, будто собственными руками окончательно отдаешь его и память о нем. Обычно при этом текут слезы – пусть текут. Но в течение первого года сделать это надо.