Что такое церковное новолетие и когда оно отмечается. Начало индикта – церковное новолетие

По ст. ст. и обозначает начало нового богослужебного круга двунадесятых церковных праздников . См. также индикт

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии (Ис. 61, 1 –2) о наступлении лета благоприятного (Лк. 4, 16 –22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник» . И доныне в Православной Церкви 1 сентября за литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.

То же Евангелие читалось патриархом и в особом чине летопроводства - праздничной службе, совершавшейся 1 сентября. Знаменательно, что Евангелие читал сам патриарх - в практике Константинопольской Церкви в поздневизантийское время патриарх сам читал Евангелие, кроме этого случая, лишь трижды в году: на утрене Великой пятницы (первое из 12 Страстных Евангелий) и на литургии и вечерне первого дня Пасхи.

Согласно Типикону Великой церкви и византийским служебным Евангелиям, чин летопроводства имеет следующий порядок: после утрени архиерей с процессией под пение «большого» Трисвятого исходит на городскую площадь. Когда процессия достигнет площади, диакон возглашает ектению, и поются 3 антифона. После антифонов архиерей произносит возглас, благословляет трижды народ и садится на седалище. Далее следуют прокимен и Апостол; по Апостоле архиерей, благословив трижды народ, начинает чтение Евангелия. Затем произносятся литийные прошения; по окончании прошений и главопреклонной молитвы певцы начинают петь тропарь 2 гласа: Всея твари Содетелю... , и процессия идет в храм для совершения Божественной литургии.

В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября - и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)). В целом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.

На Руси по принятии христианства гражданский год вплоть до в. начинался с марта. С 1 марта вели начало года все древние русские летописцы, включая прп. Нестора . Но, несмотря на то, что только в в. началом гражданского года официально становится 1 сентября , имеются свидетельства о совершении на Руси 1 сентября чина летопроводства не только в конце XIV в. , но даже уже в XIII в. (чин упоминается в Вопросоответах епископа Феогноста (1291 г.)). Чин состоял из пения стихир, антифонов, чтения паремий, Апостола, Евангелия и произнесения молитв. Русские редакции XVII в. чина летопроводства 1 сентября содержатся в Московском Потребнике мирском 1639 г., в Московском Потребнике 1651 г., в Требнике митр. Петра Могилы 1646 г. и в напечатанном без обозначения года сборнике церковных чинов . Близок к печатным московским чинам и новгородский чин, содержащийся в рукописном сборнике первой четверти XVII в.

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.

С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета» , соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.

Тропарь Индикта, глас 2

Всея твари Содетелю,/ времена и лета во Своей власти положивый,/ благослови венец лета благости Твоея, Господи,/ сохраняя в мире люди и град Твой,/ молитвами Богородицы, и спаси ны.

Кондак Индикта, глас той же

В Вышних живый, Христе Царю,/ всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, иже дни и нощи, времена и лета сотворивый,/ благослови ныне венец лета,/ соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве.

Использованные материалы

  • Михаил Бернацкий Празднование Начала индикта - церковного новолетия
  • Полный Тропарион. - Изательство "Троица". - 2006. - Т. 1.

PG. 117. Col. 21

Требники ГИМ. Син. слав. 372, кон. XIV - нач. XV в. и РНБ. Соф. 1056, XIV в.

Никольский К., прот. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885. С. 113

1 сентября (14 сентября по новому стилю) Православной Церковью празднуется церковное новолетие (начало церковного года), называемое также Началом индикта.

В VI в., в царствование Юстиниана I (527-565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio — объявление), 15-летним периодам наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений (по мнению В. В. Болотова индиктионы имели египетское происхождение). Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г.

В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября — и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)). В целом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии (Ис 61. 1-2) о наступлении лета благоприятного (Лк 4, 16-22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник» (PG. 117. Col. 21). И доныне в Православной Церкви 1 сентября за литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.

То же Евангелие читалось Патриархом и в особом чине летопроводства — праздничной службе, совершавшейся 1 сентября. Знаменательно, что Евангелие читал сам Патриарх — в практике Константинопольской Церкви в поздневизантийское время Патриарх сам читал Евангелие, кроме этого случая, лишь трижды в году: на утрене Великой пятницы (первое из 12 Страстных Евангелий) и на литургии и вечерне первого дня Пасхи.

Согласно Типикону Великой церкви и византийским служебным Евангелиям, чин летопроводства имеет следующий порядок: после утрени архиерей с процессией под пение «большого» Трисвятого исходит на городскую площадь. Когда процессия достигнет площади, диакон возглашает ектению, и поются 3 антифона. После антифонов архиерей произносит возглас, благословляет трижды народ и садится на седалище. Далее следуют прокимен и Апостол; по Апостоле архиерей, благословив трижды народ, начинает чтение Евангелия. Затем произносятся литийные прошения; по окончании прошений и главопреклонной молитвы певцы начинают петь тропарь 2 гласа: Всея твари Содетелю... , и процессия идет в храм для совершения Божественной литургии.

На Руси по принятии христианства гражданский год вплоть до XV в. начинался с марта. С 1 марта вели начало года все древние русские летописцы, включая прп. Нестора. Но, несмотря на то, что только в XV в. началом гражданского года официально становится 1 сентября, имеются свидетельства о совершении на Руси 1 сентября чина летопроводства не только в конце XIV в. (Требники ГИМ. Син. слав. 372, кон. XIV — нач. XV в. и РНБ. Соф. 1056, XIV в.), но даже уже в XIII в. (чин упоминается в Вопросоответах епископа Феогноста (1291 г.)). Чин состоял из пения стихир, антифонов, чтения паремий, Апостола, Евангелия и произнесения молитв. Русские редакции XVII в. чина летопроводства 1 сентября содержатся в Московском Потребнике мирском 1639 г., в Московском Потребнике 1651 г., в Требнике митр. Петра Могилы 1646 г. и в напечатанном без обозначения года сборнике церковных чинов (Никольский К., прот. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885. С. 113). Близок к печатным московским чинам и новгородский чин, содержащийся в рукописном сборнике первой четверти XVII в.

Отметим интересные особенности, содержащиеся в московском и новгородском чинах (подробнее см.: Там же. С. 114-116). Во время чтения паремий протопоп совершал чин водоосвящения до момента погружения креста. Затем, после чтения Евангелия, святитель погружал крест в воду при пении тропаря: Спаси, Господи, люди Твоя... и омывал иконы губой, омоченной в освященной воде, после чего читались молитва Патриарха Филофея Константинопольского: Владыко Господи Боже наш... и главопреклонная молитва. В московском печатном чине описывается, кроме того, обряд пришествия царя к действу (в Москве чин совершался на соборной площади Московского Кремля, и царь чаще всего прибывал туда уже после прихода Патриарха с крестным ходом, но иногда мог приходить и вместе с ним), его встречи и поздравительной речи к нему Патриарха. В Новгороде служащий святитель обращался с поздравлением к воеводам и народу с произнесением «титла» о царском многолетнем здравии.

Киевский чин отличался от московского и новгородского. В нем не указаны крестный ход на площадь, водоосвящение и омовения икон. Чтение Евангелия совершалось в храме, не было паремий и Апостола. Лития совершалась пред храмом: сначала дважды обходили храм с крестным ходом при пении стихир, в третье обхождение останавливались пред каждой стороной храма, и диакон произносил ектению; перед западной стороной святитель читал молитву. Обряд поздравления также не указан в киевском чине.

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.

С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.

Михаил Бернацкий

* Индикт – пятнадцатилетний период времени, делившийся на три пятилетия, установленный римским императором для сбора налогов, когда год начинался 1 сентября.

В языческой Руси гражданский Новый год наступал в марте. И после Крещения Руси долгое время новолетие отмечали по дохристианскому календарю, то есть в марте. Церковное же новолетие праздновалось 1 сентября, как было принято в Византии в память победы 1 сентября 312 г. императора Константина Великого над враждебным к христианам Максентием и дарования свободы христианству.


В 1492 г. Московский Собор постановил перенести гражданский Новый год также на 1 сентября. Это изменение утвердил и Великий князь Иоанн III Васильевич. Таким образом, круг гражданского года соединился с церковным. В церковный устав ввели и чин «летопроводства», знаменующий окончание лета и сбор урожая: ровно в полночь 31 августа церковный колокол извещал о наступлении Нового года. А 1 сентября после утрени совершалось «Действо нового лета», на площади перед храмом при огромном стечении народа. В Москве оно проходило на Ивановской площади Кремля, с участием царя и предстоятеля Русской Церкви.


1 сентября Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге Назарета пророчество Исаии (Ис. 61, 1–2) о наступлении лета благоприятного (Лк. 4, 16–22). В этом чтении христиане видели указание Господа на празднование дня нового года; предание связывает само это событие с днем 1 сентября. И доныне в Церкви 1 сентября за Литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.

«И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?» (Лк. 16–22)

Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 4:

Благодарни суще недостойнии раби, Твои, Господи, / о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, / славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, / и рабски любовию вопием Ти: / Благодетелю Спасе наш, слава Тебе. Слава: глас 3: Твоих благодеяний и даров туне, / яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, / к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, / и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: / слава Тебе, Боже Прещедрый.

Кондак Индикту глас 2:

Всея твари Содетелю, / времена и лета во Своей власти положивый, / благослови венец лета благости Твоея Господи, / сохраняя в мире люди и град Твой, / молитвами Богородицы, и спаси ны.

Ин кондак, глас тойже:

В вышних живый Христе Царю, /всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, / Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, /благослови ныне венец лета, / соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве.

В канун предстоящего праздника предлагаем вниманию читателей сайта главу из книги А. Трофимова «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», в которой объясняется причина установления даты празднования церковного новолетия.

ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ ХРИСТИАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ

«Праздник» – это слово обозначает особое радостное состояние человеческого сердца. Христианская Церковь установила и освятила праздники в честь основных событий в жизни Христа и Божией Матери, раскрывающих путь спасения человечества. Эти праздники утверждают радость духовного постижения истины, утверждают радость того, что падшему человеку открылся путь спасения, путь возврата в Отчий Дом через Великую Жертву Христа Спасителя.

Святая Церковь премудро устроила жизнь верующих: подготовка к праздникам, сами праздничные богослужения, обряды построены так, что каждый праздник может быть глубоко прежит как душой не готовой к познанию тайн Царства Небесного, так и теми, кому эти тайны доступны в меру раскрытия их духовного сознания.

Праздник в обычном понимании есть воспоминание, память о великом событии. Но если бы дни праздников являлись только памятью о событиях, то они не имели бы такого огромного значения в жизни Церкви. Каждое событие, празднуемое Церковью, это событие нынешнего дня, всегда живое и действенное. В эти дни каждая верующая душа реально приобщается к празднуемому событию, соучаствует в нем; благодать, идущая свыше, касается сердца человека, потому-то он и испытывает такую радость, ликование и любовь. В эти дни ликует не только человек: вся природа, мир небесный участвуют в общей радости. И человек преображается, чувствуя единство со всем миром и прежде всего – любовь Божию к себе, свою близость к Богу, а также любовь братьев своих. В этом единении всего мира, в чувстве реального соучастия в празднуемых событиях – тайна христианского богослужения.

Потому так важно для христианина участвовать в церковном праздновании, в праздничном богослужении – это приобщение к святости празднуемого события. Ведь спасение – это жизнь, это действие, вечно совершающееся и приобщающее нас к великому и вечному. Поэтому в праздники мы не только удивляемся со всем Горним миром великим делам Божиим, творимым на Земле («всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу» – акафист Пресвятой Богородице; «Ангели вхождение Пречистыя зряше, удивишася» – служба празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы), не только радуемся празднуемому событию, но и сопереживаем, соучаствуем в нем, через это участие приближаясь к Самому Спасителю и Пречистой Матери нашей.

Необходимо сказать несколько слов и об этимологии самого слова «праздник». Око состоит из трех частей: ПРА-ЗД-НИК. Корень в слове – «зд», это славянское «зде» (здесь). «здъ» – в переводе со славянского имеет значения: «здесь, в этом месте» и «на земле, в земной жизни, на этом свете».

Как написано в житии святого Авраамия Смоленского XVI века: «Богородица ми есть помощница и поручница животу… зде и в будущий день». В другом тексте XVII века: «Жалея о невинной крестьянской крови разлитии и о душах ваших, еже бы вам здесь телом, а в будущем веце душею, не погибнути, сего нашею царскою грамотою вас в нашу царскую милость призываем».

Этот же корень видим в словах: со-зд-ание, зд-ание, миро-зд-ание. Происходят они от однокоренного слова «зъдати», «зъдатель», т.е. создавать, создатель. Этим словом в древнерусских текстах называют Бога – Творца мира: «Приими, Захарие… колесницу цареву лествицу, по ней же Зъдатель земным явится, одр святый… Приснодеву Отроковицу» (XVII век). «Рукоу Божьеу зъданъи члкъ» (XI век) И в то же время слово это означает «строить», «сооружать» на земле: «Владимир помысли создати црквь Престыя Бца, и послав приводе я мастеры и грекь. И наченшу же здати, и яко сконча зижа украси ю иконами» (Лаврская летопись XI-XII вв.).

«Пра» – это приставка, означающая прошедшее событие, т.е. перед тем, как быть «зд»(есь). Следовательно, праздник – это событие, которое происходит в Горнем мире, которое было в замысле Творца неба и земли еще до того, как явилось на земле – здесь. Таким образом, само слово, его корень и значение показывает, что отмечая праздники, установленные по Божественному промыслу, мы возвращаемся в Царство Небесное, восхищаем дух наш в Горний мир.

На примере этого прекрасного и радостного слова хочется показать, как слуги диавола пытаются исказить смысл слов, придавая им обратный смысл. Из слова «праздник» было сделано слово «праздный», «праздность», «празднословие». Эти слова означают ничегонеделание, что абсолютно несовместимо со значением слова «праздник». Недаром в церковнославянском языке «беременная» звучит как «непраздная». Те же попытки искажения мы видим и во многих других словах, например: благо – блажь и т.п.

В дни праздников мы отмечаем особые, значимые события в жизни. Но в чем важнейшее событие, совершившееся во всей вселенной? Конечно, в приходе Христа Спасителя. Вся история сотворенного мира делится на две части – до пришествия Христа и после него. Как велико и непостижимо это событие: Сам Бог, Сын Божий Единородный, Слово Божие, которым весь мир сотверен, воплотился, облекся человеческой плотью: «Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу», – поем мы в акафисте Пресвятой Богородице. Потому Сам Господь Иисус Христос называет Себя не только Сыном Божиим, но и Сыном Человеческим. Эту великую тайну воплощения и ее величайшее значение для судьбы мира подчеркивает святой апостол Иоанн Богослов в своем первом Послании: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (Ин. 4, 1–3).

Праздники христианской Церкви утверждают приход Христа во плоти и значение Его воплощения для спасения мира. Поэтому отрицание воплощения Христа есть один из показателей подчинения темным силам. Святой апостол Иоанн говорит, что антихрист «и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 4, 3), так как основным способом воздействия темных и лукавых духов на сознание людей всегда было отрицание воплощения и Воскресения Христа. И одним из первых деяний антихриста было отрицание Воскресения Христова: когда стража, присутствовавшая при Воскресении, отошла от Гроба, то, по словам святого апостола Матфея, «некоторые из стражи, вошедши в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделавши совещание, довольно денег дали воинам и сказали: скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали. И если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взявши деньги, поступили, как научены были. И пронеслось слово сие между Иудеями до сего дня» (Мф. 28, 11–15).

Мы видим, что и до наших дней способ воздействия темных сил остается таким же, как и в описанном Евангельском событии. Отрицание воплощения и Воскресения Христова совершилось и совершается во-первых, через ложь, ибо сатана, по словам Христа, «лжец и отец лжи», и во-вторых – через деньги, которые до сего дня являются причиной величайших злодеяний, преступлений и искажений человеческого пути.

Во всех праздниках Христовой Церкви раскрывается и утверждается значимость Рождения Христа – Ипостаси Пресвятой Троицы – в человеческой плоти. Все праздники, раскрывающие значение Христа в деле спасения мира, разделяются на праздники, подготавливающие событие Рождества Христова через Деву Марию и посвящены Ей, и на праздники, утверждающие Рождение, жизнь Христа во плоти и Его Великую Жертву.

Установление и соблюдение праздников церковных необходимо для спасения человека. Посвященные величайшим событиям из истории Домостроительства нашего спасения, они научают нас истинам веры, возбуждают в сердцах любовь, благоговение и послушание Богу. Праздники напоминают нам о Небе, о жизни вечной – истинной цели нашей жизни на земле, укрепляют в нас решимость идти по пути спасения, подражая примеру жизни святых и праведников. Христианские праздники, благодаря общецерковной молитве, вводят человека в таинственное общение с Богом, низводят на нас Его благодать, просвещая и освящая наши души, укрепляя нас на путях жизни.

Праздники помогают отойти умом от земных помыслов, сердцем от забот, телом от повседневного труда, чтобы как можно меньше препятствий было у христианина для общения с Богом. Потому так важно в праздники бывать в храме, где все напоминает о нашем предстоянии Богу, где звучит Слово Божие, совершаются великие Таинства. По учению Церкви от освящения праздничного дня и посещения храма Божия особое благословение нисходит на человека, помогая ему во всех жизненных делах.

«…Торжества празднеств служат утешением для человеческой жизни: они печальную тяжесть жизни обращают в веселие», – говорит свт. Прокл, архиепископ Константинопольский (V век). В эти дни все говорит нам о великой любви и милосердии Божественном, и сердце невольно раскрывается для братской любви к ближнему. Радость праздника поддерживает в человеке бодрость духа, желание трудиться, уничтожает однообразие будничной жизни.

Но христианская праздничная радость не имеет ничего общего с ничегонеделанием, с суетными развлечениями. Радость духовная наполняет сердце человека, жажда внешних утешений и наслаждений отходит, и человек чувствует жажду к делам любви и милосердия, желание внести мир в обстановку дома, семьи, коллектива, в котором трудится.

Свт. Григорий Богослов говорит: «Праздновать – значит приобретать для души блага постоянные и вечно обладаемые; главное в праздник – памятование о Боге и Небесном Отечестве нашем». – И это первый признак истинного духовного празднования, а не внешнего, формального, в чем часто обличал Господь учителей еврейского народа. «Святая Церковь,– пишет свт. Димитрий Херсонский,– для того и учередила праздники, чтобы душа наша, отторгаясь от всех забот и попечении житейских, могла беспрепятственно возноситься в свое Небесное Отечество, дыша родным небесным воздухом; чтобы мысль наша, оттрясши прах земной, отрешившись от помышлений суетных, могла погрузиться всецело в созерцание тайн Божиих, почить в видении обителей небесных, уготованных любящим Господа; чтобы сердце наше, освободившись от тяготы страстей и похотей плотских, могло насладиться сокровищами любви и благодати Божественной и упиться, по выражению святого пророка, от тука дома Божия; чтобы, проводя торжества церковные во псалмах и пениях духовных, мы приготовляли себя к великому славному торжеству избранных Божиих, поющих Богу вечную и неумолкающую песнь хвалы и благодарения».

Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Праздники установлены для того, чтобы мы проводили их благочестиво, они – обнаружение добрых дел, благочестия души, благоустроения жизни».

Необходимым условием участия в благодатной жизни, открываемой праздничным богослужением, является покаяние, очищение души от греха, внутренняя решимость следовать за Господом на всех путях жизни. Для человека, с решимостью следующего за Христом, каждый праздник становится и новым явлением благодати Божественной, и новым событием в духовной жизни. Тогда начинается его подлинная духовная жизнь, и он становится способным увидеть то, что объективно явлено нам через совершаемое в храме богослужение. Для человека, который научится переживать каждый праздник как событие своей духовной жизни, вся жизнь становится богослужением, а само богослужение церковное – лишь наиболее ярким проявлением и вершиной его внутреннего делания. Когда душа человека действительно живет в богослужении, возвращаясь к одному и тому же духовному содержанию богослужебного круга, мы всякий раз восходим на новую ступень духовного опыта и постижения благодатной жизни, раскрывая новые и новые их стороны.

Как это ни печально, но и в среде духовенства сейчас редко встречается понимание того, почему празднование тех или иных великих событий христианской Церкви совершается в определенные дни. Духовный смысл самих праздников понимается многими и сознательно и интуитивно, тем более, что существует обширная святоотеческая литература, прекрасные проповеди и статьи, раскрывающие глубину Премудрости Божией и смысл праздников христианских. Но как только дело касается календаря, установления дат празднования, чего только ни услышишь: столько противоречащих точек зрения, часто полное неприятие взглядов друг друга; те, кто только что соглашались в главном, становятся непримиримыми врагами. Христианской любви как будто нет и в помине. А ведь это только на руку врагам Церкви Христовой. Антихристианская пропаганда использует эти разногласия, чтобы показать кажущуюся несостоятельность и выдуманность христианских праздников.

Христианство вобрало в себя все лучшее и светлое из древних языческих культов, в которых все же отражалась частица истины. И как раз в вопросах установления дня празднований христианство многое восприняло от раскрытий и духовного понимания бытия, существовавшего в ветхозаветное время. В атеистической литературе часто приводятся факты, что празднования многих знаменательных дней христианской Церкви совпадают с днями празднований, существовавших в языческих религиях. На этом основании утверждается, что христианство лишь воспользовалось старыми обычаями, чтобы привлечь народ в свою веру и тем самым обманывало народ. В действительности же христианство не «воспользовалось» языческими представлениями, а показало, что в этих представлениях было истинным, а что – ложным. Ведь дни празднований событий духовной жизни неразрывно связаны с жизнью природы земли, с космической жизнью. Древние это прекрасно понимали и потому выделяли особые дни, которые символизировали удивительную гармонию и связь явлений жизни – это дни равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния, определенного расположения планет и созвездий, солнца и луны. К этим особо значимым дням приурочивались многие празднества древних религий. Человек понимал, что должен жить в гармонии и едином ритме с природой, потому всегда духовно связывал свои праздники с жизнью природы, со сменой времен года, с красотой каждого из них. Это совершенно естественно, и люди разных стран и народов нередко устанавливали свои празднества в одинаковые дни. Все это – отражение объективных, Богом дарованных законов, ритмов жизни природы и всего мира.

Споры между христианами относительно установления дня празднования главных торжеств Церкви Христовой могут прекратиться только тогда, когда будут поняты принципы, по которым избирались эти дни.

Устанавливая дату празднований, Церковь нередко руководствовалась своими особыми, дидактическими и миссионерскими соображениями. Особо отмечая тот или иной день, Церковь имела в виду и преодоление каких-то местных традиций, пережитков прежних обычаев. Знаменитый историк, авторитет в вопросах истории календаря, праздников и летосчисления профессор Василий Васильевич Болотов говорит: «Язычество, с которым ведет борьбу Церковь, есть не только религия, но и сложившийся известным образом быт. Доказать язычнику несостоятельность его представлений о богах и убедить его веровать в Единого Христианского Бога значит сделать много, но еще не все. Порвать свои житейские отношения с соседями-язычниками новообращенный не имел возможности. Нужно было охранять его от рецидива, и праздники занимали едва не главное место между теми орудиями, которыми отвергнутое язычество могло вести партизанскую войну с побеждающим христианством… Учреждая во дни языческих праздников свои праздники, Церковь выбивала из рук политеизма одно из последних средств обороны. Установить христианский праздник в день праздника языческого значило созвать христиан в церковь и поставить их под влияние таких воспоминаний, что для многих становилось потом психологически невозможно».

1 сентября (14 сентября по новому стилю) православные христиане празднуют Церковное Новолетие, которое в соответствии с византийской традицией именуется Началом Индикта.

НАЧАЛО ИНДИКТА - НОВОЛЕТИЕ

В VI в., в царствование Юстиниана I (527–565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio - объявление), 15-летним периодам наложения дани.

Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений (по мнению В. В. Болотова индиктионы имели египетское происхождение).

Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г.

В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября - и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)). В целом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии (Ис 61. 1–2) о наступлении лета благоприятного (Лк 4, 16–22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник» (PG. 117. Col. 21). И доныне в Православной Церкви 1 сентября за литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.

То же Евангелие читалось Патриархом и в особом чине летопроводства - праздничной службе, совершавшейся 1 сентября. Знаменательно, что Евангелие читал сам Патриарх - в практике Константинопольской Церкви в поздневизантийское время Патриарх сам читал Евангелие, кроме этого случая, лишь трижды в году: на утрене Великой пятницы (первое из 12 Страстных Евангелий) и на литургии и вечерне первого дня Пасхи.

Согласно Типикону Великой церкви и византийским служебным Евангелиям, чин летопроводства имеет следующий порядок: после утрени архиерей с процессией под пение «большого» Трисвятого исходит на городскую площадь. Когда процессия достигнет площади, диакон возглашает ектению, и поются 3 антифона. После антифонов архиерей произносит возглас, благословляет трижды народ и садится на седалище. Далее следуют прокимен и Апостол; по Апостоле архиерей, благословив трижды народ, начинает чтение Евангелия. Затем произносятся литийные прошения; по окончании прошений и главопреклонной молитвы певцы начинают петь тропарь 2 гласа: Всея твари Содетелю..., и процессия идет в храм для совершения Божественной литургии.

На Руси по принятии христианства гражданский год вплоть до XV в. начинался с марта. С 1 марта вели начало года все древние русские летописцы, включая прп. Нестора. Но, несмотря на то, что только в XV в. началом гражданского года официально становится 1 сентября, имеются свидетельства о совершении на Руси 1 сентября чина летопроводства не только в конце XIV в. (Требники ГИМ. Син. слав. 372, кон. XIV - нач. XV в. и РНБ. Соф. 1056, XIV в.), но даже уже в XIII в. (чин упоминается в Вопросоответах епископа Феогноста (1291 г.)). Чин состоял из пения стихир, антифонов, чтения паремий, Апостола, Евангелия и произнесения молитв. Русские редакции XVII в. чина летопроводства 1 сентября содержатся в Московском Потребнике мирском 1639 г., в Московском Потребнике 1651 г., в Требнике митр. Петра Могилы 1646 г. и в напечатанном без обозначения года сборнике церковных чинов (Никольский К., прот. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885. С. 113). Близок к печатным московским чинам и новгородский чин, содержащийся в рукописном сборнике первой четверти XVII в.

Отметим интересные особенности, содержащиеся в московском и новгородском чинах (подробнее см.: Там же. С. 114–116). Во время чтения паремий протопоп совершал чин водоосвящения до момента погружения креста. Затем, после чтения Евангелия, святитель погружал крест в воду при пении тропаря: Спаси, Господи, люди Твоя... и омывал иконы губой, омоченной в освященной воде, после чего читались молитва Патриарха Филофея Константинопольского: Владыко Господи Боже наш... и главопреклонная молитва. В московском печатном чине описывается, кроме того, обряд пришествия царя к действу (в Москве чин совершался на соборной площади Московского Кремля, и царь чаще всего прибывал туда уже после прихода Патриарха с крестным ходом, но иногда мог приходить и вместе с ним), его встречи и поздравительной речи к нему Патриарха. В Новгороде служащий святитель обращался с поздравлением к воеводам и народу с произнесением «титла» о царском многолетнем здравии.

Киевский чин отличался от московского и новгородского. В нем не указаны крестный ход на площадь, водоосвящение и омовения икон. Чтение Евангелия совершалось в храме, не было паремий и Апостола. Лития совершалась пред храмом: сначала дважды обходили храм с крестным ходом при пении стихир, в третье обхождение останавливались пред каждой стороной храма, и диакон произносил ектению; перед западной стороной святитель читал молитву. Обряд поздравления также не указан в киевском чине.

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.

С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.

Михаил Бернацкий. Патриархия.Ru.

ЦЕРКОВНЫЙ ГОД

Церковный календарь – это не простое воспоминание в течение года исторических событий из земной жизни Иисуса Христа, Богородицы и святых. Календарный год – это период жизни христианина, в течение которого он призывается Церковью взойти на новую ступень духовной лестницы, возводящей нас на небо к Самому Богу, через Его Сына, призывающего каждого из нас к божественному совершенству: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). «Сего бо ради Бог на землю сниде (сошел), да нас на небеса возведет», – говорится в церковном песнопении. «Для того Бог вочеловечился, – писали древние святые, – чтобы человек обожился», то есть стал «богом по благодати».

Каждый год Церковь наставляет своих чад на путь духовного совершенства выверенной веками системой праздников, постов, всем строем своего богослужения – суточного, седмичного (еженедельного) и годового его кругов. Эти три круга богослужения составляют суть церковных праздников и православного календаря.

В Православии каждое время суток и каждый день недели посвящены молитвенному воспоминанию особенного Божественного промышления о спасении человечества (например, в среду воспоминается, как Иуда сговорился с первосвященниками предать им Христа, в пятницу – распятие Господа, в воскресенье – Его восстание из мертвых). В течение года каждый день в храмах творится молитвенная память кого-то из угодников Божиих: пророков, апостолов, мучеников, святителей, праведников, блаженных – тех, кто своей жизнью показал нам пример служения Богу и ближним, пример достижения заповеданного нам Господом совершенства. Кроме того есть еще ежегодные праздники в честь Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. Потому в Церкви каждый день года праздник – малый, средний или великий.

Что же такое православный праздник, как его надо понимать и отмечать? Слово «праздник» однокоренное со словом «праздный», означающим «порожний», «пустой». «Праздник» буквально – это день, не занятый делами, свободный от работы, порожний от вседневной суеты.

По четвертой заповеди, данной Богом еще Моисею, человек должен шесть дней «делать дела свои», а каждый седьмой день посвящать Богу – богослужению, молитве, добрым делам по отношению к ближним – всем нуждающимся в нашей помощи. Кроме каждого седьмого дня («шаббата» – дня покоя) Ветхий Израиль по прямому указанию Яхве почитал и особые дни года. Так же поступают и христиане – Новый Израиль. В такие «праздные» от привычной суеты дни человек должен погрузиться умом в созерцание Бога и Его благих дел, дабы и самому подражать Ему в том же. Издревле в праздники христиане совершали особые торжественные богослужения.

В чем же его суть, зачем оно нам?

Православный праздник есть прежде всего молитва – славословие Бога за Его промышление (заботу) о нас – Его «блудных сынах», некогда ушедших от Него «на страну далечу» за легкой и сладкой жизнью, но впавших в скорби, болезни, тоску и уныние от однообразия и бессмысленности своего существования, духовно изголодавшихся по Его благодати – милующей, прощающей, утешающей, исцеляющей, просвещающей, вразумляющей, умудряющей, освобождающей нас от рабства греху и сатане и преображающей в славу сынов Божиих. Но сами мы не знаем, как правильно молиться, славословить и благодарить Бога, и потому нам следует учиться этому у святых, а для этого – молиться в храме на богослужении вместе со всей Церковью.

Преподобный Петр Дамаскин писал: «Церковь хорошо и богоугодно приняла песни и прочие тропари, ради немощи ума нашего, чтобы мы, неразумные, привлекаемые сладостию песнопения, как бы нехотя воспевали Бога. А имеющие познание от вникания умом в произносимые слова приходят в умиление и, как по лестнице, восходят в благие мысли… И насколько мы преуспеваем в навык мыслей по Богу, настолько Божественное желание влечет нас достигнуть разумения и поклонения Отцу духом и истиною (Ин. 4: 24), как сказал Господь» .

Праздник – это созерцание Бога и Его славы открытым лицом, что доступно пока только ангелам и святым, уже пребывающим на небе. Наши земные праздники – это символ и подобие небесного торжества, как хор, поющий в храме богослужебные песнопения, символизирует и в меру сил подражает хору ангелов, на духовном небе славословящих Творца всяческих.

По своей духовной немощи и малоопытности большинство из нас не умеет молиться, не знает, как и за что славословить Бога, какими словами и о чем должно и можно Его просить; еще не испытали на собственном опыте, что значит «преклонить колена сердца» пред Господом, не научились «устраняться суетного мира, ум на небеса преложив», и, говоря словами апостола Павла, еще не нашли и не ощутили Бога, «хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17: 27).

Этому мы можем научиться у святых, у тех, кто многими потами, а часто собственными страданиями и даже своей кровью стяжали благодать Святого Духа, вступили в непосредственное богообщение и передали нам свой опыт познания Бога, составив молитвы, праздничные и будничные службы на каждый день церковного года. И для этого научения мы должны ежедневно молиться дома и как можно чаще приходить на службу в храм, если и не каждый день, как это делают монахи в монастырях, то, по крайней мере, в воскресные и праздничные дни, чтобы вместе со всей Церковью боговдохновенными словами древних псалмов и христианских гимнов воздавать Богу хвалу за Его милость, благость и неизреченную любовь к Своему норовистому и, по большому счету, неблагодарному творению.

Священномученик Сергий (Мечёв), пострадавший за Христа в начале прошлого века, говорил, что совершаемое здесь, на земле, богослужение есть последовательное раскрытие во времени тайн вечности. А для каждого верующего оно есть путь, ведущий нас к вечной жизни. Поэтому церковные праздники представляют собой не случайное собрание памятных дней, но сияющие в нашем временном мире точки вечности, прохождение через которые подчиняется неизменному духовному порядку. Точки эти сменяют друг друга в определенной последовательности, как ступени единой лестницы духовного восхождения, так что, стоя на одной из них, мы уже видим свет, озаряющий нас с другой ступени. Тайна богослужения есть величайшая из тайн Церкви, которую мы сами не можем постигнуть сразу. Но она открыта святым. Поэтому, только входя в их опыт через те молитвы и богослужебные песнопения, в которых они его запечатлели, прося их помощи за нас грешных, мы начинаем прикасаться к этой тайне. И по мере того как через это в нас будут рождаться и возрастать элементы вечности, мы начнем понимать, что наша жизнь есть только путь, ведущий к ней. И тогда, после исхода из сей жизни, мы, быть может, сподобимся Вечного Царства, уготованного Господом для тех, кто уже на земле начал входить в Его Вечную Память, которая есть величайшее достижение для человека, идущего от дольнего к горнему.

Всем православным христианам важно научиться понимать церковный календарь, читать его как книгу, повествующую о спасении Богом человеческого рода от власти сатаны, о преображении человека, о победе над грехом и смертью. Однако чтобы по-настоящему понять эту книгу, ее надо прочитывать собственной жизнью, или, как говорил святой Иоанн Кронштадтский , «жить жизнью Церкви». И тогда прожитый нами в Церкви очередной год станет не просто «прошлым годом» нашей биографии, а новым витком на восходящей спирали, приближающей нас к «небу небес».

Заметим, что церковный год начинается не 1 января (и даже не 14-го), а 1 сентября по юлианскому календарю, или 14 сентября по принятому теперь григорианскому («новому стилю»), и потому заканчивается он соответственно 31 августа (13 сентября). Поэтому первый большой праздник церковного года – Рождество Богородицы (8/21 сентября), а последний – Ее Успение (15/28 августа) – переход из временной жизни в вечную. Во временных границах, обозначенных двумя этими событиями, протекает год жизни православного христианина, который должен быть наполнен для него глубоким духовным содержанием и смыслом.

Символически рождаясь вместе с Приснодевой в начале церковного года, христианин призывается прожить предстоящие двенадцать месяцев, дарованных ему Богом, как время, благоприятное для спасения – духовного и телесного труда по очищению себя от греховных страстей и стяжанию добродетелей, – так, чтобы закончить год, уподобившись в них совершенству Богородицы, Которая была удостоена за то блаженного завершения сей временной жизни – Успения – и воссоединения со Своим сыном Иисусом Христом.

Этот путь длиною в год Церковь, как вехами, обозначает малыми и большими праздниками, главные из которых Рождество Богородицы (8/21 сентября), Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября), Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Введение Богородицы во храм (21 ноября / 4 декабря), Рождество Христово (25 декабря / 7 января), Обрезание Господе (1/14 января), Крещение Господне (6/19 января), Сретение (2/15 февраля), Благовещение (25 марта / 7 апреля), Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение), Пасха Христова,Вознесение Господне , Пятидесятница (Святая Троица) , Рождество пророка Иоанна Крестителя (24 июня / 7 июля), память апостолов Петра и Павла (29 июня / 12 июля), Преображение Господне (6/19 августа), Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа). А также периодами особенного телесного и молитвенного делания – многодневными постами. Это посты Рождественский, Великий, Петровский (или Апостольский) и Успенский.

Не у всех перечисленных выше праздников проставлена дата. Это не случайно. Православный календарь представляет собою соединение Месяцеслова (или Святцев) и Пасхалии. Месяцеслов указывает на имена святых, чья память празднуется в тот или иной день месяца, а также непереходящие (или неподвижные) праздники, которые имеют постоянную календарную дату. Пасхалия определяет подвижную дату праздника Пасхи и всех зависящих от нее переходящих праздников (Вербное воскресение, Вознесение, Троица), которые не имеют постоянной даты в календаре, но перемещаются в зависимости от дня празднования Пасхи. Так происходит потому, что Месяцеслов связан с солнечным календарем, а Пасхалия – с лунным.

Правилами Православной Пасхалии определено праздновать Пасху Христову в первое воскресение после первого весеннего полнолуния, последовавшего за днем весеннего равноденствия 21 марта (по юлианскому календарю). Поэтому православная Пасха отмечается в разные годы в период от 22 марта до 25 апреля по юлианскому календарю (то есть от 4 апреля до 8 мая нового стиля), приходится почти на середину церковного года и в календарном, и в духовном смысле является его центром.

Прежде чем перейти к рассказу о великих праздниках, скажем еще несколько слов о сути церковного праздника.

Православный христианин, живущий духовной жизнью, то есть старающийся жить по-евангельски и потому строго судящий себя за нарушение заповедей Божиих, приходит к празднику с сознанием своей греховной немощи, видением своих неизжитых греховных страстей и привычек, своей непобеды над грехом, исповедует это в таинстве покаяния и просит за это у Бога прощения. Но одновременно он приходит в храм с надеждой и искренне просит и ожидает от Господа милости и помощи, которые Христос подает нам, соединяя с Собой в таинстве Евхаристии, и без участия в этом таинстве человек, по слову Спасителя, не может наследовать жизни вечной (ср.: Ин. 6: 26–59).

У каждого праздника своя благодать, свое откровение таин Божиих, хотя и подается она от одного Святого Духа. И потому, ожидая праздник, христианин должен подготовить себя к принятию благодати – жизнью по заповедям, добрыми делами, молитвой, чтением Священного Писания и духовной литературы, а когда надо, и длительным постом, ибо благодать действует в человеке сообразно его устроению и готовности вместить ее.

Суть православного праздника заключается вовсе не в праздничной трапезе («яствах и питии»), не в провозглашаемых за столом тостах и многолетиях, не в том, как украшен храм (березками, елями или вербами), а в радостном ожидании и в самой встрече человека со своим Господом, Который приветствует приходящего к Нему – пусть и грешного, но искренне кающегося в своем несовершенстве (ибо «Бог и намерение целует»). В праздник Господь особенным образом открывает Себя человеку, дарует верующим – Своим ученикам – радость Свою совершенную (см.: Ин. 15: 11), которой никто не может отнять (см.: Ин. 16: 22). В праздники Господь вновь и вновь призывает нас к Себе, извлекая из суеты будней и тины наших страстей, приподнимает над бренной землей, открывая нам Царство Свое будущее, уже пришедшее в силе. И это Царство Божие – внутрь нас есть.

Освободить душу от привычных забот, «упразднить», очистить от греховных помыслов и нечистых желаний, чтобы в это уготовленное место вошел Господь, – вот задача истинного «празднолюбца» – верующего христианина, идущего в храм на праздник. А вовсе не то, что совершают многие: поставил свечку, перекрестил лоб, помазался маслицем у священника, да и бегом домой к телевизору. А то и того не делают – заглянул в календарь: «Праздник что ли? Ну, так у нас, православных, есть повод по рюмочке…»

Нет, не для того Бог сошел на землю, стал Человеком, учил заблудших, насыщал голодных, исцелял болящих, был гоним соплеменниками, предан ближайшим учеником, распят на Кресте, воскрес и перед Своим Вознесением дал повеление ученикам проповедовать Евангелие по всему миру и крестить все народы. Не для того! Так постараемся стать достойными учениками Христа! И если будем не слушателями только, но и делателями слов Его, то, заслышав в храме: «Приидите, празднолюбцы! Возрадуемся Господу и Его Пречистой Матери и святым Его!», «Хвалите имя Господне…», сердце наше будет исполняться неотмирной радостью, а душа приходить в восторг. Потому что только у нас есть такой Бог – милующий кающихся, прощающий согрешающих, страдающий со страдающими, давший заповедь любви до смерти (см.: Ин. 15: 12–13) и Сам первый исполнивший ее, распявшись за нас на Кресте… Только у нас есть такой Бог, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить, и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10: 45).

Последним праздником завершающегося года является Успение, а первым праздником нового года - Рождество Пресвятой Богородицы.

Еще в Ветхом Завете Господь Бог наш повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди в сей день, освободившись от житейской суеты, служили Единому Богу. В этом именно месяце, когда начали убывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских. В этом же месяце святый пророк Моисей сошел с горы с лицом, осиянным славою Божественною, и принес новые скрижали, на которых был начертан Закон, данный Самим Господом. И в этом же месяце совершилось освящение Храма Господня, созданного царем Соломоном, и внесен был туда Ковчег Завета. В Ветхом Завете есть много других указаний о большом значении седьмого месяца (нынешнего сентября), считая по Библейской хронологии сотворение мира в марте месяце.

В VI в., в царствование Юстиниана I (527–565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio - объявление), 15-летним периодам наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений (по мнению В. В. Болотова индиктионы имели египетское происхождение). Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г.

В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября - и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)). В целом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.

На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие. Кроме того, через 532 года круги Солнца и Луны снова начинаются вместе, то есть повторяется природная ситуация дня подвига Иисуса Христа, когда полнолуние бывает в пятницу. Временной интервал в 532 года называют индиктионом. 1 сентября 2007 года (14 сентября по новому стилю) наступает 7516 год от сотворения мира.

С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное».

На Руси в XVII веке день новолетия царь Алексей Михайлович, а за ним бояре и весь народ московский посвящали делам милосердия. Ни один нищий не отходил от домов без утешения – их всех богато оделяли милостыней, одеждой и обувью, кормили сытным праздничным обедом. Простой народ наделяли гостинцами и подарками, посещали заключенных в темницах.

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.

С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.

Тропарь, глас 2

Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея Господи, сохраняя в мире люди и град Твой, молитвами Богородицы, и спаси ны.

Кондак, глас тойже

В вышних живый Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве.