Цвет облачения священников. Цвет облачения православных священнослужителей

И пр.) используются разных цветов.

Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий. На православных иконах цвета в изображении ликов, одеяний, предметов, самого фона, или "света", как его называли в древности, также имеют глубоко символическое значение. То же самое относится к настенным росписям, убранству́ храмов. Исходя из установившихся традиционных цветов современных богослужебных облачений, из свидетельств Священного Писания, творений святых отцов, из сохранившихся образцов древней живописи, можно дать общие богословские толкования символики цвета.

Важнейшие праздники Православной Церкви и священные события, которым усвоены определенные цвета одеяний, можно объединить в шесть основных групп.

  1. Группа праздников и дней памяти Господа Иисуса Христа, пророков, апостолов и святителей. Цвет облачений - золотой (желтый), всех оттенков.
  2. Группа праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, бесплотных сил, дев и девственников. Цвет облачений - голубой и белый.
  3. Группа праздников и дней памяти о Кресте Господнем. Цвет облачений - фиолетовый или темно-красный.
  4. Группа праздников и дней памяти мучеников. Цвет облачений - красный. В Великий четверг - темно-красный, хотя все убранство алтаря остается черным, на престоле - белая пелена.
  5. Группа праздников и дней памяти преподобных, подвижников, юродивых. Цвет облачений - зеленый. День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим, день Святого Духа празднуются, как правило, в зеленых облачениях всех оттенков.
  6. В период постов цвет облачений - темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный. Последний цвет употребляется преимущественно во дни Великого поста. На первой седмице этого поста и на будних днях прочих седмиц цвет облачений черный; в воскресные и праздничные дни - темный с золотой или цветной отделкой.

Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях.

В древности в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, хотя повседневные одежды духовенства (особенно - монашества) имели черный цвет. В древности в Греческой и Русской Церквах по Уставу Великим постом облачались в "багряны ризы" - в облачения темно-красного цвета. В России впервые было официально предложено облачиться по возможности в черные ризы петербургскому духовенству в 1730 г. для участия в похоронах Петра II. С тех пор черные облачения входят в обиход погребальных и великопостных служб.

В каноне богослужебных облачений нет "своего места" у оранжевого цвета. Будучи соединением красного и желтого, он в тканях как бы скользит: с оттенком в сторону желтого воспринимается как желтый (золото часто дает оранжевый отлив), а с преобладанием красного - как красный. Если учесть это замечание об оранжевом цвете, то нетрудно заметить, что в церковных облачениях присутствуют белый цвет и все семь основных цветов спектра, из которого он состоит, и черный цвет как отсутствие света, символ небытия, смерти, траура или отречения от мирской суеты и богатства.

Семь основных цветов радуги (спектра) соответствуют таинственному числу семь, положенному Богом в порядки небесного и земного бытия, - шести дням творения мира и седьмому - дню покоя Господа; Троице и Четвероевангелию; семи таинствам Церкви; семи светильникам в небесном храме и т. д. А наличие в красках трех непроизводных и четырех производных цветов соответствует представлениям о несозданном Боге в Троице и созданном Им творении.

"Бог есть любовь", явленная миру особенно в том, что Сын Божий, воплотившись, пострадал и пролил Кровь Свою за спасение мира, Кровью Своею омыл грехи человечества. Бог есть огонь поядающий. Моисею Господь открывается в огне неопалимой купины, огненным столпом путеводит Израиль в обетованную землю. Это позволяет отнести красный цвет, как цвет пламенной любви и огня, к символу, преимущественно связанному с представлением об Ипостаси Бога Отца .

Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве. Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека. Фиолетовый цвет - седьмой по счету от красного, с которого начинается спектральная гамма. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержа в себе красный и голубой цвета, обозначает, кроме того, некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в крестном подвиге Христа. И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти.

Фиолетовый цвет также употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.

Праздникам мучеников усвоен красный цвет богослужебных облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу "всем сердцем и всею душею" (Мк. 12, 30). Таким образом, красный цвет в церковной символике - это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.

Зеленый цвет облачений на дни памяти подвижников и преподобных означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетаванием с Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы.

Белый цвет богослужебных облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения потому, что он, как отмечалось, знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. По этой причине в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесения Господня.

Белый цвет также принят для поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света.

С учетом установившейся в Русской Церкви богослужебной практики, таблица цветов богослужебных облачений выглядит следующим образом.

  • Средние Господские праздники , седмичные дни вне Великого поста, субботние и воскресные дни - золотистый (желтый)
  • Богородичные праздники голубой
    • Собор Пресвятой Богородицы - белый или голубой
  • Крестовоздвижение (до отдания включительно) и другие празднования в честь Креста Господня - бордовый или фиолетовый
  • Св. ап. и ев. Иоанна Богослова - белый
  • Навечерие Рождества Христова - белый
  • Рождество Христово (до отдания включительно) - золотистый или белый
  • Обрезание Господне , Навечерие Богоявления , Богоявление (до отдания включительно) - белый
  • Сретение Господне (до отдания включительно, кроме воскресных дней) - голубой или белый
  • Подготовительные Недели к Великому посту - золотистый (желтый) (в некоторых храмах фиолетовый )
  • Прощеное воскресенье , начиная от "Сподоби, Господи..." - черный (в некоторых храмах фиолетовый )
  • Страстная седмица - черный или темно-фиолетовый
    • Великий Четверг - фиолетовый
    • Великая Суббота (начиная от чтения Евангелия на Литургии и заканчивая полунощницей непосредственно перед Пасхальной заутреней) - белый .
  • Пасха (до отдания включительно, кроме воскресных дней) - красный По традиции, во время пасхальной заутрени священнослужители , если есть такая возможность, несколько раз переоблачаются в ризы разных цветов

Вышитых произведений церковного искусства, включая церковные облачения и храмовую утварь.

ЦВЕТА БОГОСЛУЖЕБНЫХ ОБЛАЧЕНИЙ ДУХОВЕНСТВА

По существу, в соответствии со сложившимся каноном цветовая гамма церковных богослужебных облачений состоит из двух основных цветов : белого и черного. При этом белый цвет вмещает все семь основных цветов спектра, на которые он разлагается, а черный цвет олицетворяет отсутствие света, и символизирует небытие, смерть, траур, отречение от мирской суеты и богатства, принадлежность к «темным силам».

ВСЯ ГАММА ЦВЕТОВ БОГОСЛУЖЕБНЫХ ОБЛАЧЕНИЙ

Черный цвет олицетворяет ад, смерть, духовную тьму. В иконописи черным закрашивалось изображение пещеры, в которой в белых пеленах покоится родившийся Богомладенец; изображения гроба, из которого в белых пеленах выходит воскресший Лазарь; отверстие ада, откуда воскресший Христос выводит праведников (тоже в белых пеленах). Если нужно было изобразить что-то, имеющее в обычной жизни черный цвет, то этот цвет заменяли другим. Например, черных коней изображали синими. По той же причине в древности старались избегать и коричневого цвета, так как он по существу является цветом «земли» и грязи.

Желтый цвет в иконописи и богослужебных облачениях является преимущественно синонимом, образом золота.

Белый цвет - символ Божественного нетварного (несозданного) света. В великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения, Благовещения служат в белых облачениях. Белые ризы надеваются во время крещений и погребений. Праздник Пасхи (Воскресения Христова) начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, хотя основным пасхальным цветом является красный с золотом. На Пасху в некоторых храмах на каждой из восьми песней канона принято менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета. В иконописи белый цвет означает сияние вечной жизни и чистоты.

Красный цвет продолжает богослужение Пасхи вслед за белым и не изменяется до праздника Вознесения. Этот цвет является символом пламенной любви Бога Отца к роду человеческому. В красных или багряных облачениях проходят службы в честь мучеников, т.к. красный цвет символизирует кровь. В Великий четверг цвет облачений - темно-красный, хотя все убранство алтаря остается черным, на престоле - белая пелена.

Желтый (золотой) и оранжевый - цвета славы, царского и епископского величия и достоинства. В облачениях этого цвета служат по воскресным дням - дням памяти Господа, Царя Славы. В ризах золотого (желтого) цвета отмечают дни особых помазанников божьих: пророков, апостолов и святителей. В иконописи золото символизирует Божественный свет.

Зеленый цвет является слиянием желтого и голубого. Зеленые одеяния приняты в дни подвижников и преподобных и напоминают об их монашеском подвиге, который соединяет человека со Христом (желтый цвет) и возводит его на небо (голубой). В Вербное Воскресение, в день Святой Троицы и в Понедельник Святаго Духа служат в зеленых цветах всех оттенков.

Голубой или синий - цвета неба, бесплотных сил, дев и девственников. Голубой цвет неба соответствует ипостаси Духа Святого. Невещественная область небесного бытия – Небо духовное является отображением неба вещественного. Дух Святой называется Царем Небесным. Голубой цвет это цвет праздников Пресвятой Богородицы потому, что Приснодева - избранный сосуд благодати Духа Святого дважды осенена Его наитием - в Благовещении и в Пятидесятнице. Голубой цвет символизирует Ее небесную чистоту и непорочность.

Однако на иконах Матерь Божия часто изображается в покрывале пурпурного (темно-красного, вишневого) цвета , надетом поверх одеяний темно-голубого или зеленого цветов. Дело в том, что в древности наряду с золотыми одеяниями цари и царицы носили и пурпурные одежды, багряницы. В этом случае в иконописи цвет покрывала говорит о том, что Богоматерь является Царицей Небесной.

Фиолетовый соединяет в себе красный - цвет крови Христовой и Воскресения, и синий, указующий на то, что Крест открыл нам дорогу в небо. Принят в дни памяти Креста Господня и употребим для епископской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Епископа, образом и подражателем которого он является в Церкви. Наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства имеют тот же смысл. На Крестовоздвижение принят особый чин. Вечером (до выноса Креста) принят фиолетовый цвет, а утром белый, как на двунадесятый Господский праздник.

Черный или темно-коричневый - цвет плача и покаяния, принят в дни Великого Поста, символизирует отречение от мирской суеты.

ЦВЕТА ПОВСЕДНЕВНЫХ И ПРАЗДНИЧНЫХ ОБЛАЧЕНИЙ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ

В период постов цвет облачений - темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный. На первой седмице Великого Поста и на будних днях прочих седмиц цвет облачений черный; в воскресные и праздничные дни - темный с золотой или цветной отделкой.

В древности повседневные одежды духовенства Православной Церкви (особенно - монашества) были черными, однако богослужебные облачения не были черными. В Греческой и Русской Церквах по Уставу в Великий пост служили в облачениях темно-красного цвета (багровых). В 1730 г. для участия в похоронах Петра II петербургскому духовенству впервые было предложено облачиться в черные ризы. С тех пор в погребальные и великопостные службы приняты черные облачения .

Полное богослужебное облачение священника состоит из шести одеяний: подризника , епитрахили , поручей , пояса, набедренника и фелони . Палица по существу то же, что и набедренник , поэтому она не учитывается.

Некоторые священники при богослужении носят фиолетовую камилавку - головной убор цилиндрической формы. Камилавка – вторая по счету после набедренника награда священников.

В сякий, кто хотя бы раз присутствовал на православном богослужении, непременно обращал внимание на красоту и торжественность облачений. Цветовое разнообразие является неотъемлемой частью церковно-литургической символики, средством воздействия на чувства молящихся.

Цветовую гамму облачений составляют все цвета радуги: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; их совокупность - белый цвет, и противоположность последнего - черный. Каждый цвет усвоен определенной группе праздничных или постных дней.

Белый цвет, объединяющий в себе все цвета радуги, символ Божественного нетварного света. В белых облачениях служат в великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения, Благовещения; в них начинается Пасхальная утреня. Белые ризы полагаются для. совершения крещений и погребений.

Красный цвет, вслед за белым, продолжает богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Это символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому. Но это также - цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь мучеников.

Желтый (золотой) и оранжевый цвета являются цветами славы, величия и достоинства. Они усвоены воскресным дням, как дням Господа - Царя Славы; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников - пророков, апостолов и святителей.

Зеленый цвет - слияние желтого и голубого. Он принят в дни преподобных и свидетельствуют о том, что их монашеский подвиг оживотворил человека соединением со Христом (желтый цвет) и возводит его на небо (голубой) . В зеленых цветах всех оттенков по древней традиции служат в Вербное Воскресение, в день Святой Троицы и в Понедельник Святаго Духа.

Голубой, или синий - цвет праздников Пресвятой Богородицы. Это - цвет неба, он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе. Фиолетовый цвет принят в дни памяти Креста Господня. В нем соединены красный - цвет крови Христовой и Воскресения, и синий, указующий, что Крест открыл нам дорогу в небо. Черный или темно-коричневый цвет наиболее близок по духу дням Великого Поста. Это символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния.

Символика цветов

Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий. На православных иконах цвета в изображении ликов, одеяний, предметов, самого фона, или «света», как его точно называли в древности, также имеют глубоко символическое значение. То же самое относится к настенным росписям, убранству храмов. Исходя из установившихся традиционных цветов современных богослужебных облачений, из свидетельств Священного Писания, творений святых отцов, из сохранившихся образцов древней живописи, можно дать общие богословские толкования символики цвета.

Важнейшие праздники Православной Церкви и священные события, которым усвоены определенные цвета одеяний, можно объединить в шесть основных групп.

  1. Группа праздников и дней памяти Господа Иисуса Христа, пророков, апостолов и святителей. Цвет облачений - золотой (желтый), всех оттенков;
  2. Группа праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, бесплотных сил, дев и девственников. Цвет облачений - голубой и белый;
  3. Группа праздников и дней памяти о Кресте Господнем. Цвет облачений - фиолетовый или темно-красный;
  4. Группа праздников и дней памяти мучеников. Цвет облачений - красный. (В Великий четверг цвет облачений - темно-красный, хотя все убранство алтаря остается черным, на престоле - белая пелена);
  5. Группа праздников и дней памяти преподобных, подвижников, юродивых. Цвет облачений - зеленый. День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим, день Святаго Духа празднуются, как правило, в зеленых облачениях всех оттенков;
  6. В период постов цвет облачений - темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный. Последний цвет употребляется преимущественно во дни Великого поста. На первой седмице этого поста и на будних днях прочих седмиц цвет облачений черный; в воскресные и праздничные дни - темный с золотой или цветной отделкой.

Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях.

В древности в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, хотя повседневные одежды духовенства (особенно - монашества) имели черный цвет. В древности в Греческой и Русской Церквах по Уставу Великим постом облачались в «багряны ризы» - в облачения темно-красного цвета. В России впервые было официально предложено облачиться по возможности в черные ризы петербургскому духовенству в 1730 г. для участия в похоронах Петра II. С тех пор черные облачения входят в обиход погребальных и великопостных служб.

В каноне богослужебных облачений нет «своего места» у оранжевого цвета. Однако он присутствует в Церкви с древнейших времен. Этот цвет очень тонкий, и не всякий глаз воспринимает его правильно. Будучи соединением красного и желтого цветов, оранжевый цвет в тканях практически постоянно скользит: с оттенком в сторону желтого он воспринимается как желтый (золото часто дает оранжевый отлив), а с преобладанием красного - как красный. Такая неустойчивость оранжевого цвета: лишила его возможности занять определенное место в ряду общепринятых цветов для облачений. Но практически он часто встречается в церковных ризах, которые считаются либо желтыми, либо красными.

Если учесть это замечание об оранжевом цвете, то нетрудно заметить, что в церковных облачениях присутствуют белый цвет, как символ света, все семь цветов спектра солнечного света и черный цвет.

Церковная литургическая литература хранит полное молчание о символике цветов. Иконописные «лицевые подлинники» указывают, какого цвета одеяния следует писать на иконах того илк иного святого лица, но не объясняют почему. В связи с этим «расшифровка» символического значения цветов в Церкви довольно-затруднительна. Однако некоторые указания Священного Писания. Ветхого и Нового Заветов, толкования Иоанна Дамаскина, Софрония Иерусалимского, Симеона Солунского, творения, которые связаны с именем Дионисия Ареопагита, некоторые замечания в деяниях Вселенских и Поместных Соборов дают возможность установить ключевые принципы расшифровки цветовой символики. Помогают этому и труды современных светских ученых. Много ценных указаний по данному предмету содержится в статье нашего отечественного ученого В. В. Бычкова «Эстетическое значение цвета в восточнохристианском искусстве» (Вопросы истории и теории эстетики». Изд. МГУ, 1975, с. 129–145.). Автор основывает свои выводы на данных истории, археологии и толкованиях вышеуказанных учителей Церкви. На иных источниках строит свою работу Н. Б. Бахилина (Н. Б. Бахилина. История цветообозначений в русском языке. М., «Наука», 1975.). Материалом для ее книги служит русский язык в памятниках письменности и фольклора от XI в. вплоть до современности. Замечания о символическом значении цветов у этого автора не противоречат суждениям Бычкова, а в ряде случаев прямо подтверждают их. Оба автора ссылаются на обширную научно-исследовательскую литературу.

Предлагаемая ниже трактовка основных значений цветов в церковной символике дается с учетом современных научных исследований в этой области.

В сложившемся каноне церковных богослужебных облачений мы по существу имеем два явления - белый цвет и все семь основных цветов спектра, из которого он состоит (или на которые он разлагается), и черный цвет как отсутствие света, символ небытия, смерти, траура или отречения от мирской суеты и богатства. (Н. Б. Бахилина в указанной книге отмечает, что в сознании русских людей с глубокой древности черный цвет имел два разных символических значения. Он, в противоположность белому, означал нечто принадлежащее к «темным силам», «сонмищу бесов», смерти в одном своем смысле и монашескую одежду как знак смирения и покаяния - в другом (с. 29–31).

Спектр солнечного света-это цвета радуги. Семицветная радуга составляет и основу цветовой гаммы древних икон. Радуга, это поразительное по красоте своей явление, была представлена Богом Ною как знамение «завета вечного между Богом и между землею и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле» (Быт. 9, 16). Радуга, подобно дуге или мосту, переброшенным между некими двумя берегами или краями, означает и связь между Ветхим и Новым Заветами и «мост» между жизнью временной и вечной в Царстве Небесном.

Эта связь (в обоих смысловых значениях) осуществляется Христом и во Христе как Ходатае за весь род человеческий, дабы он более не был истребляем волнами потопа, но обретал бы спасение в Воплотившемся Сыне Божием. С этой точки зрения радуга есть не что иное, как образ сияния славы Господа Иисуса Христа. В Откровении апостол Иоанн Богослов видит Господа Вседержителя, Сидящего на престоле, «и вокруг престола радуга» (Откр. 4, 3). В другом месте он видит «Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга» (Откр. 10, 1). Евангелист Марк, описывая Преображение Господне, говорит, что «одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег» (Мк. 9, 3). А снег при ярком блистании на солнце дает, как известно, именно радужные переливы.

Последнее особенно важно отметить, потому что в церковной символике белый цвет - не просто один из многих других цветов, он есть символ Божественного нетварного света, переливающегося всеми цветами радуги, как бы содержащего в себе все эти цвета.

Внешний, вещественный, земной свет всегда рассматривался Церковью лишь как образ и знамение невещественного Божественного света. В самом деле, если нет и не может быть ничего внешнего, что не было бы явлением в видимом веществе невидимого, духовного, то свет и составляющая его цветовая гамма должны содержать в себе отображения определенных Божественных истин и явлений, быть образами тех цветов, которые в области небесного бытия присущи определенным духовным явлениям и лицам. Откровение Иоанна Богослова изобилует поразительным множеством цветовых подробностей. Отметим главные. Святые и ангелы в области небесной жизни облачены в белые ризы Божественного света, в такие же светлые одежды облачена «жена Агнца» - Церковь. Этот общий для Божественной святости свет как бы раскрывается в многоцветий радуги, и в сиянии вокруг престола Вседержителя, и в блеске различных драгоценных каменьев и золота, из которых состоит «Новый Иерусалим», духовно также означающий Церковь - «жену Агнца». Господь Иисус Христос является то в подире (ветхозаветное облачение первосвященника, которое у Аарона было голубым), то в одеянии цвета крови (красном), что соответствует пролитию крови Сына Божия за спасение человеческого рода и тому, что Господь Иисус Христос постоянно питает Кровию Своей Церковь в таинстве Причащения. Ангелы опоясаны по персям золотыми поясами, на главах Христа и окружающих Его старцев-священников Тайнозритель видит золотые венцы.

Золото благодаря своему солнечному блеску является в церковной символике таким же знаком Божественного света, как и белый цвет. Оно имеет и особое смысловое значение - царственной славы, достоинства, богатства. Впрочем, это символическое значение золота духовно объединяется с его первым значением как образа «Божественного света», «Солнца правды» и «Света миру». Господь Иисус Христос есть «Свет от Света» (Бога Отца), так что понятия царственного достоинства Небесного Царя и присущего Ему Божественного света объединяются на уровне представления о Едином в Троице Боге, Творце и Вседержителе.

В. В. Бычков в указанной статье пишет об этом так: «Свет играл важную роль практически на любом уровне восточнохри-стианской культуры. Весь мистический путь «познания» первопричины в той или иной форме был связан с созерцанием в себе «Божественного света». «Преображенный» человек мыслился как «просветленный». Свет, освещение, возжигание различных светильников и свечей в определенные моменты службы, светильнич-ные мотивы - все это имело большое значение в структуре богослужения - литургическом пути приобщения к высшему знанию. «Канон утрени» завершался восклицанием предстоятеля: «Слава Тебе, показавшему нам свет!». Имелся в виду и свет солнца (восход), и свет истины, ибо Иисус Сам сказал о Себе: «Я свет миру» (Ин. 9, 5). Поэтому и золото - устойчивый символ истины».

Тот же В. В. Бычков подмечает и подчеркивает, что в иконописи Божественный свет символизировался не только золотом, но и белым цветом, который означает сияние вечной жизни и чистоты (аналогичное смысловое значение слова «белый» в древнерусском языке отмечает и Н. Б. Бахилина) в противоположность черному цвету ада, смерти, духовной тьмы. Поэтому в иконописи чернотой закрашивались только изображения пещеры, где в белых пеленах покоится Родившийся Богомладенец, гроба, из которого в белых пеленах выходит воскресший Лазарь, отверстие ада, из глубины которого изводятся Воскресшим Христом праведники (тоже в белых пеленах). А когда на иконах нужно было изобразить нечто, имеющее в обыденной земной жизни черный цвет, то старались этот цвет заменить каким-нибудь другим. Например, черных коней рисовали синими;

Следует заметить, что по аналогичной причине в древней иконописи старались избегать и коричневого цвета, ибо он является по существу цветом «земли» и грязи. И когда на старинных иконах мы встречаем иной раз коричневый цвет, то можно думать, что живописец все же имел в виду темно-желтый, охристый цвет, стремился передать некую телесность, но не земную, поврежденную грехом.

Что же касается чистого желтого цвета, то в иконописи и богослужебных облачениях он является преимущественно синонимом, образом золота, но сам по себе, непосредственно не заменяет белый цвет, как может заменять его золото.

В радуге красок есть три самостоятельных цвета, от которых обычно образуются остальные четыре. Это - красный, желтый и голубой (синий). Имеются в виду красители, которыми обыкновенно пользовались в старину при иконописании, а также красители, наиболее распространенные в обиходе современных живописцев, «обычные». Ибо многие современные химические красители могут давать при сочетании совсем другие, неожиданные эффекты. При наличии «старинных» или «обычных» красителей художник может, имея красную, желтую и голубую краски, получить путем их сочетания зеленую, фиолетовую, оранжевую, синюю. Если же у него нет красной, желтой и голубой красок, он не может получить их путем смешения красок других цветов. Подобные же цветовые эффекты получаются при смешении излучений различных цветов спектра с помощью современных приборов - колориметров.

Таким образом, семь основных цветов радуги (спектра) соответствуют таинственному числу семь, положенному Богом в порядки небесного и земного бытия, - шести дням творения мира и седьмому - дню покоя Господа; Троице и Четвероевангелию, семи таинствам Церкви; семи светильникам в небесном храме и т. д. А наличие в красках трех непроизводных и четырех производных цветов соответствует представлениям о несозданном Боге в Троице и созданном Им творении.

«Бог есть любовь», явленная миру особенно в том, что Сын Божий, воплотившись, пострадал и пролил Кровь Свою за спасение мира, Кровью Своею омыл грехи человечества. Бог есть огонь поядающий. Моисею Господь открывается в огне неопалимой купины, огненным столпом путеводит Израиль в обетованную землю. Это позволяет отнести красный цвет, как цвет пламенной любви и огня, к символу, преимущественно связанному с представлением об Ипостаси Бога Отца.

Сын Божий есть «сияние славы Отчей», «Царь мира», «Архиерей грядущих благ». Этим понятиям более всего соответствует цвет золота (желтый) - цвет царского и архиерейского достоинства.

Ипостаси Духа Святого хорошо соответствует голубой цвет неба, извечно льющего дары Духа Святого и Его благодати. Небо вещественное есть отображение Неба духовного - невещественной области небесного бытия. Дух Святой и называется Царем Небесным.

Лица Святой Троицы едины в Существе Своем, так что, по учению Православной Церкви, Сын - в Отце и Духе, Отец - в Сыне и Духе, Дух - в Отце и Сыне. Поэтому если принимать цвета в качестве символов Троицы, то любой из цветов может символически отражать представления о любом из Лиц Триединого Божества. Все промыслительные действия Божии содержат в себе участие всех Лиц Троицы. Но есть Божественные акты, в которых преимущественно прославляются или Бог Отец, или Бог Сын, или Бог Дух Святой. Так, в Ветхом Завете заметней всего слава Бога Отца - Творца и Промыслителя мира. В земной жизни и крестном подвиге Иисуса Христа прославлен Бог Сын. В Пятидесятнице и последующем излиянии благодати в Церкви прославляется Утешитель, Дух Истины.

Соответственно этому красный цвет может выражать преимущественно представления о Боге Отце, золотой (желтый) - о Боге Сыне, голубой (синий) - о Боге Духе Святом. Указанные цвета, конечно, могут обладать и обладают также особыми, иными смысловыми символическими значениями в зависимости от духовного контекста иконы, настенной росписи, орнамента. Но и в этих случаях не следует при изучении смысла произведения совсем пренебрегать главными значениями этих трех основных, непроизводных цветов. Это дает возможность истолковать смысл церковных облачений.

Праздник праздников - Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Но уже пасхальная литургия, а затем вся седмица служатся в красных ризах, знаменующих торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в Искупительном Подвиге Сына Божия. В некоторых храмах принято на пасхальной утрени на каждой из восьми песней канона менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета. В этом есть смысл. Игра цветов радуги очень соответствует этому торжеству торжеств.

Воскресные дни, память апостолов, пророков, святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета, так как это прямо связано с представлением о Христе как Царе Славы и Предвечном Архиерее и о тех Его служителях, которые в Церкви знаменовали собою Его присутствие и имели полноту благодати высшей степени священства.

Праздники Богоматери знаменуются голубым цветом облачений потому, что Приснодева - избранный сосуд благодати Духа Святого, дважды осенена Его наитием - и в Благовещении и в Пятидесятнице. Обозначая сугубую духоносность Пресвятой Богородицы, голубой цвет в то же время символизирует Ее небесную чистоту и непорочность. Голубой цвет является также цветом высокой энергии, что соответствует представлению о силе Духа Святого и Его действии.

Но на иконах Матерь Божия, как правило, изображается в покрывале пурпурного (темно-красного, вишневого) цвета, надетом поверх риз темно-голубого или зеленого цветов. Дело в том, что пурпурные одеяния, багряницы, наряду с золотыми, были в древности одеждой царей и цариц. Иконопись в этом случае обозначает цветом покрывала, что Богоматерь является Царицей Небесной.

Праздникам, где прославляется непосредственно действие Святого Духа, - Дню Святой Троицы и Дню Святого Духа усвоен не голубой, как можно было бы ожидать, а зеленый цвет. Этот цвет образуется сочетанием голубого и желтого цветов, знаменующих Духа Святого и Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа, что точно соответствует по смыслу тому, как Господь исполнил Свое обетование послать от Отца на соединенную со Христом и во Христе Церковь Духа Святого, «Господа животворящего». Все имеющее жизнь творится волей Отца посредством Сына и оживотворяется Духом Святым. Поэтому символом вечной жизни явлено древо и в Священном Писании, и в церковном сознании. Так что и обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринималась религиозным чувством, как символ жизни, весны, обновления, оживотворения.

Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является средостением двух противоположных концов спектра - красного и голубого (синего). В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов. Таким образом фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра. Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей. Господь Иисус сказал о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22, 13).

Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве. Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека. Фиолетовый цвет - седьмой по счету от красного, с которого начинается спектральная гамма. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержа в себе красный и голубой цвета, обозначает, кроме того, некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в крестном подвиге Христа. И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти.

Фиолетовый цвет поражает глубочайшей духовностью. В качестве знамения высшей духовности в сочетании с представлением о крестном подвиге Спасителя этот цвет употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.

Праздникам мучеников усвоен красный цвет богослужебных облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу «всем сердцем и всею душею» (Мк. 12, 30). Таким образом, красный цвет в церковной символике-это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.

Зеленый цвет облачений на дни памяти подвижников и преподобных означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетаванием с Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы.

Белый цвет богослужебных облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения потому, что он, как отмечалось, знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. По этой причине в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесения Господня.

Белый цвет также принят для поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света.

Добрый день.
Сегодня на Богослужении на батюшке были одежды светло-зеленого цвета, не так давно светло фиолетовые, но чаще желто-золотые. Скажите а от чего зависит цвет одеяний и что он означает?

Юрий

ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТОВ ЦЕРКОВНЫХ ОБЛАЧЕНИЙ

В церковных облачениях представлены все цвета радуги, а также белый и черный цвет. Рассмотрим значения каждого цвета.
Начнём с белого цвета, который представляет собой сочетание всех цветов радуги.

БЕЛЫЙ ЦВЕТ

Белый цвет имеет очень важное духовное значение.
Он является символом Божественного света. Именно поэтому облачения белого цвета используются в такие праздничные дни, когда прославляется явление миру Господа, Его Божественного света.
Какие это события Священной истории?
Благовещение (Архангел Гавриил возвещает Деве Марии о пришествии в мир Господа, о том, что Её осенит Божественная благодать, и Она станет Матерью Бога).
Рождество Христово
Богоявление (когда при Крещении Спасителя в водах Иордана разверзлись Небеса и был слышен глас с Небес о том, что это Сын Божий, и видимо на Христа Спасителя сошёл Святой Дух в виде голубя)
Преображение (Когда ученики Христовы не могли даже смотреть на Христа – так сиял исходящий от него Божественный свет)
Вознесение Господне на небо

Не случайно и на Пасху, в день Светлого Христова Воскресения, Богослужение начинается в облачении белого цвета. Это означает Божественный свет, который возсиял из Гроба Господня в момент Воскресения Спасителя. Во время пасхального богослужения священник несколько раз меняет цвет облачения. Это связано с тем, что Пасха – это праздник праздников, это великое торжество. И игра цветов подчёркивает это. Начинается же Пасхальное богослужение в облачении белого цвета.

В белые одеяния облачается священник и при отпевании усопших и заупокойных богослужениях. Это связано с тем, о чём мы просим Господа в молитвах о наших усопших родственниках. Мы просим Господа упокоить их со святыми, с праведниками, даровать им Царствие Небесное, где по преданию, все облечены в белые ризы Божественного света.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ

С него начинаются цвета радуги. Красный цвет – это символ любви Бога и человека.
Это цвет крови, которую пролил ради нас Христос. Это также и символ крови, которую пролили за Христа тысячи мучеников, которые пострадали за веру православную.
Именно поэтому облачения красного цвета связаны:
Во-первых, с нашим великим праздником Пасхи. Мы уже говорили, что во время пасхального богослужения происходит смена облачений. Заканчивается она красным цветом. И потом уже в течение 40 дней после пасхи – до отдания этого праздника – все богослужения совершаются в красных облачениях.
И, во-вторых, с днями памяти святых мучеников.

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ

Желтый цвет – это цвет золота. Поэтому именно желтый цвет называют Царским.
Кого часто в песнопениях Церковь именует Царём?
Христа Спасителя, Который утвердил здесь на земле Церковь Христову и поставил в ней Своих служителей - апостолов и их последователей.
Не случайно и один из волхвов принёс в дар Христу золото: он принёс Ему золото как Царю. Вспомним и о том, что врата, чрез которые во время Божественной Литургии невидимо проходит Христос, также называются царскими.
Не случайно поэтому жёлтый цвет богослужебных облачений является наиболее часто используемым. Именно в жёлтые одеяния облачаются священники в воскресные дни (когда прославляется Христос, его победа над силами ада).

Кроме того, облачения желтого цвета полагаются и в дни памяти апостолов, пророков, святителей - то есть тех святых, которые своим служением в Церкви напоминали Христа Спасителя: просвещали людей, призывали к покаянию, раскрывали Божественные истины, совершали таинства, будучи священниками.

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ

Зелёный цвет – это цвет жизни, цвет обновления, оживотворения. Зелёный цвет представляет собой сочетание двух цветов – жёлтого и голубого.
Жёлтый, как мы уже говорили, символизирует Христа Спасителя.
Голубой же цвет – это символ Духа Святого.
Эти значения зелёного цвета и определяют его использование в церковном богослужении.
Облачения зелёного цвета используются в дни памяти преподобных – то есть святых, ведущих подвижнический, монашеский образ жизни, уделивших особое внимание подвигам духовным. Среди них – и преподобный Сергий Радонежский, основатель Свято-Троице-Сергиевой Лавры, и преподобная Мария Египетская, проведшая много лет в пустыне, и преподобный Серафим Саровский и многие-многие другие.
Связано это с тем, что подвижническая жизнь, которую вели эти святые, изменила их человеческую природу – она стала иной, она обновилась - её освятила Божественная благодать. В своей жизни они соединились со Христом (Которого символизирует жёлтый цвет) и со Святым Духом (Которого символизирует второй цвет - голубой).
В одеяния зеленого цвета облачаются священнослужители и в День Святой Троицы. В этот день мы прославляем схождение Святого Духа на Церковь Христову, на всех верующих во Христа. Именно это было обещано Господом апостолам и произошло на 50-ый день после Воскресения Христова.
Святой Дух всё освящает, всё обновляется под Его влиянием, всё обновляется – и прекрасным примером этому является первое чудо, произошедшее после схождения Святого Духа: апостолы заговорили на различных языках.
Зеленый цвет облачений в этот день напоминает нам об этом: Святой Дух (его символизирует голубой цвет) освящает всех верующих во Христа (его символизирует жёлтый цвет). Это единение с Богом и есть символ Вечной жизни, к которой призван каждый из нас.

ГОЛУБОЙ И СИНИЙ ЦВЕТА

Эти оба цвета имеют одинаковое значение и используются либо самостоятельно, либо в сочетании. Голубой цвет – это цвет Неба, с которого сходит на нас Дух Святой. Поэтому голубой цвет – это символ Духа Святого.
Это символ чистоты.
Вот почему голубой (синий) цвет используется в церковном богослужении в дни праздников, связанных с именем Божией Матери.
Пресвятую Богородицу Святая Церковь называет сосудом Духа Святого. Дух Святой сошёл на неё и Она стала Матерью Спасителя. Пресвятая Богородица с детства отличалась особой чистотой души. Поэтому Богородичным цветом и стал голубой (синий) цвет.Мы видим священнослужителей в голубых (синих) облачениях в праздники:

Рождества Божией Матери
В день Её Введения во храм
В день Сретения Господня
В день Её Успения
В дни прославления икон Божией Матери

ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ

Фиолетовый цвет – последний цвет в ряду цветов радуги.
Если представить цвета радуги в виде круга, то чтобы соединить концы этого круга, нужно первый цвет (красный) соединить с последним - фиолетовым.
И тогда мы увидим, что фиолетовый цвет находится между красным и синим цветом.Именно эти два цвета – красный и синий – при смешении образуют фиолетовый цвет. Поэтому значение фиолетового цвета определяется значениями красного и синего цвета. Красный – символ Любви Бога и человека, синий – символ Святого Духа. Не случайно, поэтому, фиолетовый цвет отличается особой духовностью.
Вот почему именно:
в дни воспоминания крестных страданий Спасителя и Его крестной смерти (воскресные дни Великого поста, Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой, в дни поклонения Кресту Христову (День Воздвижения Креста Господня и др.)
Оттенки красного цвета в фиолетовом напоминают нам о крестных страданиях Христа.Оттенок же синего цвета (цвета Духа Святого) означает, что Христос есть Бог, Он неразрывно связан с Духом Святым, с Духом Божиим, Он - одна из ипостасей Пресвятой Троицы. Фиолетовый цвет в ряду цветов радуги седьмой. Это соответствует седьмому дню сотворения мира. Господь творил мир шесть дней, седьмой же день стал днём покоя. После крестных страданий закончился земной путь Спасителя, Христос победил смерть, победил силы ада и упокоился от дел земных.
Это ещё одно из духовных значений фиолетового цвета.
И ещё один важный момент – фиолетовый цвет соединяет в себе начало и конец цветов радуги (красный и синий цвета).Это соответствует словам Христа Спасителя о себе: “Я есть Альфа и Омега, начало и конец, Первый и последний”. Смерть Спасителя, конец Его земной жизни стала началом новой жизни – жизни в Царствии Небесном.

ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ

В церковном облачении используется и чёрный цвет.
Обычно ему приписывают значение смерти. В сознании же русских людей чёрный цвет с древности приобрёл значение смирения и покаяния. Именно поэтому мы видим у монахов облачения чёрного цвета.
Облачения чёрного цвета используются в дни Великого поста (кроме субботних, воскресных и праздничных дней, когда пост ослабляется).
Облачения черного цвета напоминают нам о том, что Великий пост – это время особого покаяния и смирения.

ЦВЕТ ОБЛАЧЕНИЯ

Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий.

То же самое относится к настенным росписям, убранству’ храмов и другим атрибутам.

Праздник праздников — Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя.

Но уже пасхальная литургия, а затем вся седмица служатся в красных ризах, знаменующих торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в Искупительном Подвиге Сына Божия.

В некоторых храмах принято на пасхальной утрени на каждой из восьми песней канона менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета. В этом есть смысл. Игра цветов радуги очень соответствует этому торжеству торжеств.

Воскресные дни, память апостолов, пророков, святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета, так как это прямо связано с представлением о Христе как Царе Славы и Предвечном Архиерее и о тех Его служителях, которые в Церкви знаменовали собою Его присутствие и имели полноту благодати высшей степени священства.



Голубой

Праздники Богоматери знаменуются голубым цветом облачений потому, что Приснодева — избранный сосуд благодати Духа Святого, дважды осенена Его наитием — ив Благовещении и в Пятидесятнице. Обозначая сугубую духоносность Пресвятой Богородицы, голубой цвет в то же время символизирует Ее небесную чистоту и непорочность. Голубой цвет является также цветом высокой энергии, что соответствует представлению о силе Духа Святого и Его действии.

Зеленый

Праздникам, где прославляется непосредственно действие Святого Духа, — Дню Святой Троицы и Дню Святого Духа усвоен не голубой, как можно было бы ожидать, а зеленый цвет.

Этот цвет образуется сочетанием голубого и желтого цветов, знаменующих Духа Святого и Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Все имеющее жизнь творится волей Отца посредством Сына и оживотворяется Духом Святым. Поэтому символом вечной жизни явлено древо и в Священном Писании, и в церковном сознании. Так что и обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринималась религиозным чувством, как символ жизни, весны, обновления, оживотворения.


Фиолетовый

Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является средостением двух противоположных концов спектра — красного и голубого (синего). В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов. Таким образом фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра.

Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей. Господь Иисус сказал о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22, 13).

Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве. Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека.

Фиолетовый цвет - седьмой по счету от красного, с которого начинается спектральная гамма. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержа в себе красный и голубой цвета, обозначает, кроме того, некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в крестном подвиге Христа.

И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти.

Фиолетовый цвет поражает глубочайшей духовностью. В качестве знамения высшей духовности в сочетании с представлением о крестном подвиге Спасителя этот цвет употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.

Символика красного

Праздникам мучеников усвоен красный цвет богослужебных облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу «всем сердцем и всею душею» (Мк. 12, 30). Таким образом, красный цвет в церковной символике-это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.



Символика зеленого

Зеленый цвет облачений на дни памяти подвижников и преподобных означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетаванием с Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы.



Символика белого

Белый цвет богослужебных облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения потому, что он, как отмечалось, знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. По этой причине в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесения Господня.

Белый цвет также принят для поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света.