Дмитрий нагишкин - сердце бонивура.

В 1953 году на полках советских книжных магазинов появился роман Дмитрия Нагишкина под названием «Сердце Бонивура». Автор представил его как правдивый рассказ о жизни и смерти героя - комсомольца Виталия Баневура. В нем рассказывалось о том, как храбрый мальчик противостоял козням белогвардейцев, не сгибаясь под тяжелым грузом ответственности.

Данный роман стал легендой в Советском Союзе, все воспринимали его как пример истиной доблести советского человека. Однако сегодня историки ставят под сомнение правдивость написанного в книге, и, как оказывается, на то есть веские причины. Но давайте обо всем по порядку.

Существовал ли герой-комсомолец на самом деле?

Историки долго копались в запыленных архивах, покуда не нашли ответ на этот вопрос. Оказывается, Баневур Виталий Борисович - вполне реальный человек. Согласно официальным данным, он родился в начале 1902 года в Варшаве. Его отец работал ювелиром, что позволяло семье жить в достатке.

Приход Первой мировой войны заставил их переехать в Москву в 1915 году. Здесь они прожили всего лишь два года, после чего перебрались во Владивосток. То есть, исходя из официальных документов, Баневур Виталий Борисович действительно жил в указанное в книге время на территории Владивостока.

Чем прославился Баневур?

Советская версия истории гласит о том, что в октябре 1920 года наш герой посещает столицу, где случайно попадает на III съезд комсомола. Здесь Баневур вдохновляется идеей равенства и общего блага, что разжигает в нем огонь восстания против белогвардейцев. Поэтому, вернувшись домой, он вместе с Марией Фетисовой начинает восстанавливать некогда разгромленное подполье.

Основной задачей данной организации была пропаганда советского образа жизни. Для этого он вместе с ребятами расклеивает агитационные листовки, проводит с местным населением разъяснительные беседы, и попутно шпионит за передвижением врагов. В итоге белогвардейцам становится известно, что за всем этим стоит Баневур Виталий Борисович, и они открывают на него охоту.

Дабы избежать ловушки врага, юноша бежит на станцию Первая речка. Здесь находится военное депо, на котором изготовляют бронепоезда на заказ Японии. Понятное дело, наш герой не может упустить возможности насолить белогвардейцам, а потому устраивает череду диверсией на этой станции.

Вместе с партизанами

Увы, долго скрываться от глаз белогвардейцев у юноши не получилось. Поэтому, после того как его персону раскрыли, он отправляется вглубь тайги. Благо в лесах были партизанские отряды, к которым Виталий Баневур с радостью примкнул. Наконец-то, он нашел силу, способную дать здравый отпор ненавистному врагу.

Вместе с новыми друзьями Баневур один за одним наносил удары по ключевым точкам белогвардейцев. Естественно, серьезного урона партизаны нанести не могли, но лишить врага без связи или провизии на неделю-вторую - это запросто.

И подобные вылазки в стан противника продолжались вплоть до июня 1922 года. В этот период японские войска покинули земли возле Владивостока, что дало прекрасную возможность для атаки Красной армии. И после этого белогвардейцы начали день за днем терять свои позиции и города.

«Сердце Бонивура»

Смерть народного героя - самый спорный вопрос. Книга говорит о том, что на дальнем востоке Виталий Баневур погиб от рук белогвардейцев. Произошло это в том момент, когда враги пришли в деревню, где скрывался партизан, и волей случая поймали его. Дабы отомстить за все прегрешения, что он им сотворил, они вывели его в центр села и прилюдно вырезали еще бьющееся сердце. В частности, именно поэтому книга и называется «Сердце Бонивура».

Однако современные историки не согласны с такой трактовкой событий. Их данные говорят о том, что Баневур Виталий Борисович погиб от рук заезжих казаков, на которых он наткнулся в лесу. Об этом четко говорится в мемуарах, сохранившихся до наших дней.

История Баневура - правда или вымысел?

В существовании Виталия Баневура сегодня никто из специалистов не сомневается. Вот только история, написанная в книге, не имеет ничего общего с действительностью. Точнее, ее герой не был таким, как его описывают. В реальной жизни он был озорным и непоседливым мальчишкой, которого пьянила жизнь в партизанском отряде. Погиб он так же не так славно, как в романе: его убили казаки, но не за революционные идеи, а потому что он оказался не в том месте, не в то время.

И тем не менее роман «Сердце Бонивура» хорошо отображает другие аспекты того времени. А именно те порядки и атмосферу, что царили в тех краях. Поэтому его можно по праву считать хорошей исторической повестью с небольшой долей выдумки.

«От героев былых времен не осталось порой имен...» - поется в песне из сверх популярного фильма советских времен. Но бывало и наоборот: остается только имя, а вокруг него – легенды, становящиеся со временем историческими фактами. Ставится памятник на могиле, где никто не похоронен, создается музей. Школьникам задают сочинения на тему о герое, писатели пишут романы, режиссеры ставят фильмы… А был ли, герой-то? Человек с таким именем был, это точно, только про жизнь и смерть его почти ничего неизвестно – почти все придумано. Как знаменитый заплыв Чапаева через Урал-реку…

Те, чья юность пришлась на середину прошлого века, помнят, конечно, и фильм «Сердце Бонивура», и книгу Дмитрия Нагишкина «Сердце Бонивура». По этим двум источникам можно воссоздать официальную биографию героя-дальневосточника. Секретарь комсомольской организации батальона имени К. Либкнехта, в 1920 году по заданию партизан расклеивал листовки, собирал сведения о врагах. После возвращения из Москвы с III съезда РКСМ возглавил революционную молодежь в оккупированном интервентами Владивостоке. Распространял революционную литературу, организовывал побеги политзаключенных, печатал листовки, уничтожал провокаторов, проводил диверсии.
По решению партийного комитета был назначен комиссаром партизанского отряда. Захваченный вместе с ранеными бойцами в плен, был зверски замучен белогвардейцами, которые у него, еще живого, вырезали сердце.
В реальности все было проще. Виталий Баневур родился в Варшаве в семье ювелира. Его мать Анна Наумовна была по образованию врачом, но по специальности не работала и занималась только семьёй. В 1915 семья Баневуров эвакуировалась в Москву, в августе 1917 года перебралась во Владивосток. В 1919 году Виталий окончил 8-й класс Владивостокской мужской гимназии. Его отца к тому времени уже не было в живых.
Еще в гимназии увлекался политической деятельностью и весной 1918 г. состоял в Союза учащихся социалистической интеллигенции. Мать и сестра Лидия тогда же, опасаясь прихода большевиков, эмигрировала в США. Виталий ехать с ними отказался.
Вот, собственно, и все, что о нем доподлинно известно и может быть подтверждено документально.
Дмитрий Нагишкин, писатель-сказочник (!) получив заказ на книгу о герое-партизане Дальнего Востока, прежде всего, поменял ему фамилию на более благозвучную – Бонивур - и сделал руководителем комсомольского подполья Владивостока. Писатель же отправил своего героя в октябре 1920 года вместе с несколькими товарищами в Москву на III съезд комсомола, где он слушал видел выступление Ленина. Хотя реальный прототип в списках участников съезда не числится и, судя по всему, в Москве никогда не был.
Признанным фактом является то, что Виталий Баневур (Бонивур) участвовал и в Гражданской войне на Дальнем Востоке, и в партизанском движении, причем незадолго да эвакуации японцев был убит казаками.
Мы как-то забываем, что в начале двадцатых годов Дальний Восток был частично оккупирован японской армией, которая с успехом сотрудничала с белогвардейцами в борьбе с большевиками. По версии Дмитрия Нагишкина, в декабре 1921 года Виталий Баневур совместно с Марией Фетисовой начал восстановление разгромленного владивостокского подполья. О его деятельности стало известно белогвардейцам и они объявили награду за его голову. По предложению руководства Баневур покинул город и устроился работать в депо станции Первая речка.
В депо строились бронепоезда для японской армии. Виталий организовал подпольную группу, которая начала сопротивление строительству бронепоездов: устраивались аварии, итальянские забастовки. Более того, удавалось организовать диверсии против уже выпущенных бронепоездов: они попадали на запасные пути, слетали с рельс и разбивались.
Тем не менее обстановка в депо вокруг Баневура начала накаляться и по решению подполья он ушёл в тайгу в отряд Топоркова. В отряде Баневур принимал участие в диверсионных акциях против поездов белогвардейцев и японских интервентов, в уничтожении телефонных и телеграфных линий, налётах на гарнизоны белогвардейцев. Весной 1922 года он принял участие в бою, в котором был разгромлен белогвардейский отряд, направленный для уничтожения партизан.
В июне 1922 года Япония объявила об эвакуации своих войск из Приморья, после чего началось наступление Народно-революционной армии. В сентябре Дальбюро ЦК РКП(б) приняло решение в занятых белыми и интервентами районах тайно провести съезды крестьянских уполномоченных, выделенных бедняцко-середняцким активом. Съезды должны были избрать комитеты по установлению Советской власти в Приморье.
На 13 сентября такой съезд был намечен в деревне Кондратеновка. Предатель сообщил белогвардейцам в Никольск-Уссурийске о проведении такого съезда и они направили туда свои отряды. Они схватили Виталия Баневура. В течении нескольких дней он подвергался страшным пыткам, а 17 сентября был выведен за деревню и белогвардейцы, разрезав грудь, вырвали его сердце.
Писатель Виктор Кин в статье, опубликованной в 1925 году, дал несколько иную версию гибели Банивура. По его утверждению, Баневур был инструктором Никольск-Уссурийского райбюро комсомола, располагавшегося в деревне Кондратенково. Так как белые готовились к эвакуации, то их в расчет вовсе не принимали. Однако на деревню был произведен казачий налет, и замешкавшийся Баневур (он пытался спасти пишущую машинку) был убит казаками, которые вывели его из деревни и вырезали ему сердце.
Но по утверждению краеведа Юрия Филатова, специально занимавшегося вопросом деятельности дальневосточного подполья, он не нашел имени Баневура ни в одном из списков комсомольских делегатов. По данным Филатова, Баневур был просто связным партизанского отряда имени Карла Либкнехта и был убит казачьим разъездом, когда пробирался на соседний хутор, где жила его девушка.
Российскому зрителю, тем, кому сейчас под 50 и более, Лев Прыгунов запомнился прежде всего яркой ролью большевика-подпольщика Виталия Бонивура в телесериале «Сердце Бонивура» (1969), отдавшего свою молодую жизнь за освобождение Приморья от белогвардейцев. И которого, как утверждает актер, воплотивший мужественного героя на экране, в реальности никогда не было!
- Виталий Бонивур - фантом, выдуманный советской пропагандой! Дмитрия Нагишкина, автора романа «Сердце Бонивура», направили в Приморье сразу после войны, чтобы он написал исторический роман на революционную тему. Но он был пьющий человек. Он пропил все командировочные деньги и ничего не написал. Его даже хотели отдать под суд. Но отправили обратно в Москву. И только в 1954 году он написал эту книгу. Причем он просто наткнулся на фамилию Банивур в каких-то документах. Фамилия ему понравилась. Он в ней изменил букву «а» на букву «о», а все остальное выдумал, - рассказал Лев Прыгунов.
По его словам, подробностями создания романа «Сердце Бонивура» с ним поделилась дочь Дмитрия Нагишкина, Ирина, с которой он дружил. А ей, в свою очередь, рассказал отец. Скорее всего, не стоит брать на веру «откровения» артиста, известного своими антикоммунистическими взглядами еще со времен Советского Союза, которые он подчеркивал и подчеркивает при каждом удобном случае. Впрочем, у него вполне может быть своя правда в этой истории.
- Когда вышла книга, она очень плохо расходилась. Потом комсомольцы за нее зацепились и начали ее раскручивать. Им нужен был новый герой. А в 1968 году неожиданно начались съемки фильма по этой книге. Фильм снимали в Черновицах, в Прикарпатье, там места очень похожи на Дальневосточные. Там и горы такие же, как сопки в Приморье. Оператор туда поехал, поснимал какие-то пейзажи, а мы со съемочной группой туда не ездили. Основные съемки проходили в Москве. Когда вышел фильм, он получил совершенно невероятную популярность! И тут же появились родственники командира партизанского отряда Топоркова и его бойцов. Тут же нашлась деревня Банивурово. Выяснились еще какие-то «исторические» подробности. И это нормальная советская мифология. Это такой же миф, как заплыв Чапаева через реку Урал или легендарный герой Гражданской войны Щорс.
И здесь необходима еще одна ремарка для прояснения ситуации: Прыгунов в своем обличительном запале смешал все в одну кучу: и правду, и вымысел. Щорс Николай Александрович - это историческая личность, герой Гражданской войны, командир пехотной дивизии, погибший в 1919 году от пули предателя. А вот комдив Василий Чапаев реку Урал действительно не переплывал. Так что и в истории с Бонивуром могут быть какие-то перегибы в сторону абсолютного негатива.
И как же тогда могила Бонивура, возникшая задолго до написания книги и, тем более, появления фильма? В свое время все пионеры Приморского края побывали на ней в обязательном порядке. Даже сейчас туда все еще организовывают экскурсии.
- Где настоящая могила Бонивура точно никто не знает. Его семья с приходом красных партизан уехала за границу, - утверждают краеведы.
В конце 60-х годов ХХ века дальневосточные моряки рассказывали, что в одном из портов Канады они встречались со старухой, которая подробно расспрашивали их про Владивосток. Она говорила, что ее сын, Виталий Бонивур, погиб незадолго до прихода красных, и похоронен именно там, где находится его официальная могила, только в надписи была сделана ошибка: вместо «а» написали «о», а исправлять было некогда, вот-вот должен был отойти последний пароход в Канаду.
Значит, все-таки был? Настоящие большевики-подпольщики сквозь зубы это подтверждали, но в своих мемуарах о Бонивуре упоминали вскользь, постольку-поскольку. И уж точно не как о руководителе всего дальневосточного подполья.
Вообще о таком герое Гражданской войны, принявшим мученическую смерть, узнали спустя 30 лет после его гибели. В 1953 году, как уже говорилось, вышла книга Дмитрия Нагишкина «Сердце Бонивура», заказанная ему ЦК ВЛКСМ.
Роман о герое писался долго - с 1944 по 1953 год, но получился очень интересным. Удалось в мельчайших деталях рассказать о жизни Владивостока, собрать правдивый исторический материал о красных партизанах.
Благодаря деталям и яркому изложению читатели поверили в красивую в своей жестокости легенду. Правда в ней, все-таки была - белогвардейцы действительно жестоко истязали красных, вырезали им звезды на спине и груди, отрубали им головы и с ними фотографировались.
Помимо мучительной смерти и вырванного сердца сказочник приписал Бонивуру огромный авторитет среди молодежи, членство в обкоме РКСМ и участие в съезде.
На самом деле, по словам краеведа Юрия Филатова, в гимназии будущий герой учился плохо, хулиганил и грубил взрослым. Потом влюбился в «идейную» девушку, увлекся идеями переустройства мира, покинул родительский дом и подался к партизанам. Там было не скучно.
«Нам не чуждо было и бурное веселье, свойственное комсомольскому возрасту, - вспоминает в мемуарах красный партизан Николай Харченко. - Мы с удовольствием танцевали под гармошку и балалайку, проводили веселые массовые игры. При центральной школе рудника организовали школу танцев. В хоровом кружке (руководил им лаборант Пасхальский) разучивались любимые шахтерами революционные и народные песни, бала поставлена драма "Труд и капитал".
- Летом 1922 года Виталий Бонивур служил связным в отряде имени Карла Либкнехта, - рассказывает свою историю Филатов. - На соседнем хуторе жила его возлюбленная. Ночью он пошел к ней, по пути наткнулся на казачий разъезд. Виталий бросился бежать. Казаки его догнали и прямо на скаку рубанули шашкой. По одной версии, этот удар оказался смертельным, по другой - еще живого доставили в отряд и там расстреляли.
Получить всесоюзную известность спустя тридцать лет после смерти - случай почти библейский. Простой паренек, ничего путного не совершивший, становится кумиром миллионов только потому, что писателю-сказочнику заказали роман, а потом по этому роману сняли фильм.
Не зря в свое время Советский Союз в шутку называли «страной чудес». Действительно, в каждой шутке…

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Виталий Борисович Баневур (Бонивур)

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Революционер, участник Гражданской войны на Дальнем Востоке
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Гражданство:

Российская империя 22x20px Российская империя
РСФСР 22x20px РСФСР

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:
Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Вита́лий Бори́сович Баневу́р (Бониву́р) ( (1902 ) - 17 сентября ? ) - участник Гражданской войны на Дальнем Востоке, герой-комсомолец .

Биография

В декабре 1921 года Виталий Баневур совместно с Марией Фетисовой начал восстановление разгромленного владивостокского подполья. О его деятельности стало известно белогвардейцам, и они объявили награду за его голову. По предложению руководства Баневур покинул город и устроился работать в депо станции Первая речка. В депо строились бронепоезда для японской армии. Виталий организовал подпольную группу, которая начала сопротивление строительству бронепоездов: устраивались аварии, итальянские забастовки . Более того, удавалось организовать диверсии против уже выпущенных бронепоездов: они попадали на запасные пути, слетали с рельсов и разбивались. Тем не менее обстановка в депо вокруг Баневура начала накаляться, и по решению подполья он ушёл в тайгу в отряд Топоркова . В отряде Баневур принимал участие в диверсионных акциях против поездов белогвардейцев и японских интервентов, в уничтожении телефонных и телеграфных линий, налётах на гарнизоны белогвардейцев. Весной 1922 года он принял участие в бою, в котором был разгромлен белогвардейский отряд, направленный для уничтожения партизан.

В июне 1922 года Япония объявила об эвакуации своих войск из Приморья, после чего началось наступление Народно-революционной армии. В сентябре Дальбюро ЦК РКП(б) приняло решение в занятых белыми и интервентами районах тайно провести съезды крестьянских уполномоченных, выделенных бедняцко-середняцким активом. Съезды должны были избрать комитеты по установлению Советской власти в Приморье. На 13 сентября такой съезд был намечен в деревне Кондратеновка. Предатель сообщил белогвардейцам в Никольск-Уссурийске о проведении такого съезда, и они направили туда свои отряды. Они схватили Виталия Баневура. В течение нескольких дней он подвергался страшным пыткам, а 17 сентября был выведен за деревню и белогвардейцы, разрезав грудь, вырвали его сердце.

Писатель Виктор Кин (расстрелян как «враг народа ») в фельетоне, опубликованном в 1925 году, даёт несколько иную версию гибели Баневура. По его утверждению, Баневур был инструктором Никольск-Уссурийского райбюро комсомола, располагавшегося в деревне Кондратеновка . Так как белые готовились к эвакуации, то их в расчёт вовсе не принимали. Однако на деревню был произведён казачий налёт, и замешкавшийся Баневур (он пытался спасти пишущую машинку) был убит казаками, которые вывели его из деревни и вырезали ему сердце.

…Баневур сидел за машинкой, в распахнутую дверь влетел мальчишка:

Баневур!
- Ну? - неохотно отозвался Баневур, разыскивая на клавишах букву «щ».
- Белые! Беги! Скорей!
Баневур вскочил, спрятал в кожаную сумку канцелярию райбюро и выбежал. Через заборы, огороды - в лес, начинавшийся тут же, рядом с деревней. Но, перелезая последнюю изгородь, он внезапно ударил себя по лбу:
- А машинка?
Оставить белым гордость райбюро, великолепный «Ундервуд», побывавший под пулями Каппеля и японцев? «Ундервуд», честно выполнявший свои комсомольские обязанности, если не считать букву «щ»? Баневур колебался. Затем быстро засыпал сумку землей, бегом вернулся в избу и схватил машинку с недописанным листом о комсомольской годовщине. Выбежать он уже не успел…

«Комсомольская правда», 29/Х-25

Напишите отзыв о статье "Баневур, Виталий Борисович"

Литература

Фильмография

Память

Примечания

Ссылки

  • (версия BBC)
  • // «Комсомольская правда», 29/Х-25

Отрывок, характеризующий Баневур, Виталий Борисович

Караффа расслабленно опустился в кресло и совершенно спокойно произнёс:
– Люди интересуют меня лишь настолько, сколь послушны они нашей святейшей церкви. Или сколь неординарны и необычны их умы. Но таковые попадаются, к сожалению, очень редко. Обычная же толпа не интересует меня вообще! Это сборище мало мыслящего мяса, которое не годится более ни на что, кроме как на выполнение чужой воли и чужих приказов, ибо их мозг не в состоянии постичь даже самую примитивную истину.
Даже зная Караффу, я чувствовала, как у меня от волнения закружилась голова... Как же возможно было жить, думая такое?!.
– Ну, а одарённые?.. Вы ведь боитесь их, Ваше святейшество, не так ли? Иначе Вы бы так зверски не убивали их. Скажите, если Вы всё равно в конце сжигаете их, то зачем же так бесчеловечно их мучить ещё до того, как взойдут на костёр? Неужели для Вас недостаточно того зверства, которое Вы творите, сжигая живьём этих несчастных?..
– Они должны покаяться и признаться, Изидора! Иначе их душа не очистится, несмотря на то, что я предам их пламени святого костра. Они обязаны избавиться от зарождения в них дьявола – должны избавиться от своего грязного Дара! Иначе их душа, придя на Землю из тьмы, снова окунётся в такую же тьму... И я не смогу выполнить свой долг – присоединить их падшие души к Господу Богу. Понимаете ли Вы это, Изидора?!
Нет, я не понимала... так как это был самый настоящий бред крайне сумасшедшего человека!.. Непостижимый мозг Караффы был для меня загадкой за семью самыми тяжёлыми замками... И постичь эту загадку, по-моему, не мог никто. Иногда святейший Папа казался мне умнейшим и образованнейшим человеком, знающим намного больше, чем любой ординарный начитанный и образованный человек. Как я уже говорила раньше, он был чудесным собеседником, блиставшим своим цепким и острым умом, который полностью подчинял себе окружавших. Но иногда... то, что он «изрекал» не было похоже на что-нибудь нормальное или понятное. Где же находился в такие минуты его редкий ум?..
– Помилуйте, Ваше святейшество, Вы ведь говорите сейчас со мной! Зачем же притворяться?!. О каком «господе» здесь идёт речь? И к какому «господу» Вы желали бы присоединить души этих несчастных «грешников»? Да и вообще, не скажете ли, какому господу Вы сами верите? Если, конечно же, верите вообще...
Вопреки моему ожиданию – он не взорвался в гневе... А всего лишь улыбнулся и учительским тоном произнёс:
– Видите ли, Изидора, человеку не нужен Бог, чтобы во что-то верить, – видя моё ошарашенное лицо, Караффа весело рассмеялся. – Не правда ли, забавно слышать это именно от меня, Изидора?.. Но правда – она правда и есть, хотя я понимаю, что из уст Римского Папы это должно звучать более чем странно. Но повторяю – человеку истинно не нужен Бог… Ему для этого хватает и другого человека. Возьмите хотя бы Христа... Он ведь был просто очень одарённым, но всё же ЧЕЛОВЕКОМ! А достало ему всего лишь пройтись по воде, оживить полумёртвого, показать ещё несколько таких же «фокусов», ну, а нам – правильно объявить, что он является сыном Бога (а значит – почти что Богом), и всё пошло точно так, как было всегда – толпа, после его смерти, с радостью понеслась за своим искупителем... даже хорошенько не понимая, что же такое он по-настоящему для них искупил...

Радомир (Иисус Христос), умевший ходить по воде...

Как я уже говорил Вам ранее, людей надо уметь направлять и правильно ими управлять, Изидора. Только тогда возможно полностью держать над ними контроль.
– Но Вы никогда не сможете контролировать целые народы!.. Для этого нужны армии, святейшество! И даже, допустив, что Вы эти народы как-то подчинили бы, я уверена, снова нашлись бы смелые люди, которые повели бы остальных отвоёвывать свою свободу.
– Вы совершенно правы, мадонна, – кивнул Караффа. – Народы не подчиняются добровольно – их надо подчинять! Но я не воин, и я не люблю воевать. Это создаёт большие и ненужные неудобства… Поэтому, чтобы подчинять мирно, я использую очень простой и надёжный способ – я уничтожаю их прошлое... Ибо без прошлого человек уязвим... Он теряет свои родовые корни, если у него нет прошлого. И именно тогда, растерянный и незащищённый, он становится «чистым полотном», на котором я могу писать любую историю!.. И поверите ли, дорогая Изидора, люди этому только радуются...так как, повторяю, они не могут жить без прошлого (даже если сами себе не желают в этом признаваться). И когда такового не имеется, они принимают любое, только бы не «висеть» в неизвестности, которая для них намного страшнее, чем любая чужая, выдуманная «история».
– И неужели Вы думаете, что никто не видит, что по-настоящему происходит?.. Ведь на Земле так много умных, одарённых людей! – возмущённо воскликнула я.
– Ну почему не видят? Избранные – видят, и даже пытаются показать остальным. Но их мы время от времени «подчищаем»... И всё снова становится на свои места.
– Так же, как Вы «подчищали» когда-то семью Христа с Магдалиной? Или сегодня – одарённых?.. Что же это за «бог», которому Вы молитесь, Ваше Святейшество? Что за изверг, которому надобны все эти жертвы?!
– Если уж мы говорим откровенно, я не молюсь богам, Изидора... Я живу РАЗУМОМ. Ну, а Бог нужен всего лишь безпомощным и нищим духом. Тем, кто привык просить – о помощи... о выгоде... да обо всём на свете! Только бы не бороться самому!.. Это – людишки, Изидора! И они стоят того, чтобы ими управляли! А остальное уже дело времени. Вот поэтому я и прошу Вас помочь мне дожить до того дня, когда я обрету полную власть в этом ничтожном мире!.. Тогда Вы увидите, что я не шутил, и что Земля будет полностью мне подчиняться! Я сделаю из неё свою империю... О, мне нужно только время!.. И Вы его мне дадите, Изидора. Вы просто пока об этом не знаете.
Я потрясённо смотрела на Караффу, очередной раз понимая, что на самом деле он намного опаснее, чем я ранее представляла. И я точно знала, что он ни за что не имеет права далее существовать. Караффа был Папой, не верящим в своего Бога!!! Он был хуже, чем я могла это себе вообразить!.. Ведь можно попытаться как-то понять, когда человек вершит какое-то зло во имя своих идеалов. Такое нельзя было бы простить, но как-то можно было бы понять... Но Караффа и в этом лгал!.. Он лгал во всём. И от этого становилось страшно...
– Знаете ли Вы что-либо про Катар, Ваше Святейшество?.. – не утерпев, спросила у него я. – Я почти уверена, что Вы об этом немало читали. Это была чудесная Вера, не правда ли? Намного правдивее, чем та, которой так лживо кичится Ваша церковь!.. Она была настоящей, не то, что Ваш сегодняшний пустозвон…
Думаю, (как делала это часто!) я намеренно злила его, не обращая внимания на последствия. Караффа не собирался отпускать или жалеть нас. Поэтому, я без угрызений совести разрешала себе это последнее безобидное удовольствие… Но как оказалось, Караффа обижаться не собирался… Он терпеливо выслушал меня, не обращая внимания на мою колкость. Потом поднялся и спокойно произнёс:
– Если Вас интересует история этих еретиков – не откажите себе в удовольствии, сходите в библиотеку. Надеюсь, Вы всё ещё помните, где она находится? – Я кивнула. – Вы найдёте там много интересного… До встречи, мадонна.
У самой двери он вдруг остановился.
– Да, кстати… Сегодня Вы можете пообщаться с Анной. Вечер в Вашем полном распоряжении.
И, повернувшись на каблуках, вышел из комнаты.
У меня резко сжалось сердце. Я так страдала без моей милой девочки!.. Так хотела её обнять!.. Но радоваться особо не спешила. Я знала Караффу. Знала, что по малейшему изменению его настроения он мог всё очень просто отменить. Поэтому, мысленно собравшись и постаравшись не слишком надеяться на «светлое» обещание Папы, я решила сразу же воспользоваться разрешением и посетить когда-то сильно потрясшую меня папскую библиотеку…

На днях наткнулся на песню небезызвестной группы Монгол Шуудан, что воспевает свистопляс анархии и хаоса времен Гражданской войны в России 1917—1922/1923 годов.

Монгол Шуудан - Бонивур .

Неплохая песня, кстати. Но, кто такой Бонивур? Почему у него на спине Красная Звезда? Википедия говорит:

Виталий Борисович Баневур (Бонивур) (1902 — 17 сентября 1922) — участник Гражданской войны на Дальнем Востоке, герой-комсомолец.

А чем прославился?

В декабре 1921 года Виталий Баневур совместно с Марией Фетисовой начал восстановление разгромленного владивостокского подполья. О его деятельности стало известно белогвардейцам, и они объявили награду за его голову. По предложению руководства Баневур покинул город и устроился работать в депо станции Первая речка. В депо строились бронепоезда для японской армии. Виталий организовал подпольную группу, которая начала сопротивление строительству бронепоездов: устраивались аварии, итальянские забастовки. Более того, удавалось организовать диверсии против уже выпущенных бронепоездов: они попадали на запасные пути, слетали с рельсов и разбивались. Тем не менее обстановка в депо вокруг Баневура начала накаляться, и по решению подполья он ушёл в тайгу в отряд Топоркова. В отряде Баневур принимал участие в диверсионных акциях против поездов белогвардейцев и японских интервентов, в уничтожении телефонных и телеграфных линий, налётах на гарнизоны белогвардейцев.

Ну, кроме того, что он там бегал по полям и сражался с белогвардейцами (кто только там в это время между собой не бился - миллионы человек), получается, что его подвиг - это сопротивление строительству поездов. Да еще какое сопротивление! Сначала Бонивур сам строил эти поезда в депо, а потом вместе с друзьями их же взрывал. Работал в ноль! Тем и знаменит. Его бы могли пришибить собственные коллеги-рабочие депо, если бы узнали, что он взрывает их паровозы. Но, такого шанса им не выдалось и Бонивура в одной из разборок зарубили шашками местные казаки. Говорят, что после этого, ему кровожадно вырезали сердце.

Конечно, про сердце советская пропаганда скорее всего приврала, отдав дань легенде про Данко. Как его убили, никто толком не знает: кто-то говорит, что он погиб во время казачьего налета на станицу, пока он спасал пишущую машинку, кто-то утверждает, что его в поле поймал и расстрелял казачий разъезд.

Виталий Бонивур погиб в 1922 году, но впервые о таком герое Гражданской войны, принявшим мученическую смерть, узнали спустя 30 лет после гибели. В 1953 году вышла книга Дмитрия Нагишкина "Сердце Бонивура". Прежде писатель был известен как автор увлекательных детских сказок.
Роман о герое писался долго - с 1944 по 1953 год, но получился очень интересным. Удалось в мельчайших деталях рассказать о жизни Владивостока, собрать исторический материал о красных партизанах.
Благодаря деталям и яркому изложению читатели поверили в красивую в своей жестокости легенду. Правда в ней, все-таки была - белогвардейцы действительно жестоко истязали красных, вырезали им звезды на спине и груди (вот откуда у “на спине у Бонивура красная звезда” - примечание мое), отрубали им головы и с ними фотографировались.

"Я проверял списки членов съезда, подпольщиков, но нигде не нашел упоминаний о Бонивуре, - говорит Юрий Филатов. - В 1950-х годах выдумывали новых героев взамен погибших реальных".
Настоящие большевики-подпольщики сквозь зубы возмущались этой легендой и в своих мемуарах о Бонивуре упоминали вскользь.
Дальнему Востоку возвращают непридуманную историю .

Советская система выстаивала свою идеологию и под нее выстраивала мифологию героизма. Герой-комсомолец, блин… свои собственные паровозы под откос пускал. Герой… Как там было?…

Родина ждет героев - пи#да рожает дураков.

А вот фильм “Сердце Бонивура” все же посмотрю - так, ради интереса, чего там навыдумывали.

Виталий Борисович Боневур (Бонивур)
Дата рождения
Место рождения
  • Варшава , Российская империя
Дата смерти
Место смерти
  • Кондратеновка , Уссурийский район , Приморский край , РСФСР
Страна
Род деятельности =

Вита́лий Бори́сович Баневу́р (Бониву́р) ( (1902 ) - 17 сентября ) - участник Гражданской войны на Дальнем Востоке, герой-комсомолец .

Биография [ | код ]

Традиционная версия жизнеописания [ | код ]

Беллетризованная биография Баневура была изложена в книге Дмитрия Нагишкина «Сердце Бонивура», вышедшей в 1953 году и позже экранизированной. Нагишкин сделал Баневура руководителем комсомольского подполья Владивостока. Согласно Нагишкину, в октябре 1920 года Баневур вместе с несколькими товарищами побывал в Москве на III съезде комсомола, видел выступление Ленина .

В декабре 1921 года Виталий Баневур совместно с Марией Фетисовой начал восстановление разгромленного владивостокского подполья. О его деятельности стало известно белогвардейцам, и они объявили награду за его голову. По предложению руководства Баневур покинул город и устроился работать в депо станции Первая речка. В депо строились бронепоезда для японской армии. Виталий организовал подпольную группу, которая начала сопротивление строительству бронепоездов: устраивались аварии, итальянские забастовки . Более того, удавалось организовать диверсии против уже выпущенных бронепоездов: они попадали на запасные пути, слетали с рельсов и разбивались. Тем не менее обстановка в депо вокруг Баневура начала накаляться, и по решению подполья он ушёл в тайгу в отряд Топоркова . В отряде Баневур принимал участие в диверсионных акциях против поездов белогвардейцев и японских интервентов, в уничтожении телефонных и телеграфных линий, налётах на гарнизоны белогвардейцев. Весной 1922 года он принял участие в бою, в котором был разгромлен белогвардейский отряд, направленный для уничтожения партизан.

В июне 1922 года Япония объявила об эвакуации своих войск из Приморья, после чего началось наступление Народно-революционной армии. В сентябре Дальбюро ЦК РКП(б) приняло решение в занятых белыми и интервентами районах тайно провести съезды крестьянских уполномоченных, выделенных бедняцко-середняцким активом. Съезды должны были избрать комитеты по установлению Советской власти в Приморье. На 13 сентября такой съезд был намечен в деревне Кондратеновка. Предатель сообщил белогвардейцам в Никольск-Уссурийске о проведении такого съезда, и они направили туда свои отряды. Они схватили Виталия Баневура. В течение нескольких дней он подвергался страшным пыткам, а 17 сентября был выведен за деревню и белогвардейцы, разрезав грудь, вырвали его сердце.

Писатель Виктор Кин (расстрелян как «враг народа ») в фельетоне, опубликованном в 1925 году, даёт несколько иную версию гибели Баневура. По его утверждению, Баневур был инструктором Никольск-Уссурийского райбюро комсомола, располагавшегося в деревне Кондратеновка . Так как белые готовились к эвакуации, то их в расчёт вовсе не принимали. Однако на деревню был произведён казачий налёт, и замешкавшийся Баневур (он пытался спасти пишущую машинку) был убит казаками, которые вывели его из деревни и вырезали ему сердце.

…Баневур сидел за машинкой, в распахнутую дверь влетел мальчишка:

Баневур!
- Ну? - неохотно отозвался Баневур, разыскивая на клавишах букву «щ».
- Белые! Беги! Скорей!
Баневур вскочил, спрятал в кожаную сумку канцелярию райбюро и выбежал. Через заборы, огороды - в лес, начинавшийся тут же, рядом с деревней. Но, перелезая последнюю изгородь, он внезапно ударил себя по лбу:
- А машинка?
Оставить белым гордость райбюро, великолепный «Ундервуд», побывавший под пулями Каппеля и японцев? «Ундервуд», честно выполнявший свои комсомольские обязанности, если не считать букву «щ»? Баневур колебался. Затем быстро засыпал сумку землей, бегом вернулся в избу и схватил машинку с недописанным листом о комсомольской годовщине. Выбежать он уже не успел…

«Комсомольская правда», 29/Х-25

Литература [ | код ]

Фильмография [ | код ]

Память [ | код ]

  • В 1960 году на Гданьской судоверфи в ПНР был построен крупнотоннажный сухогруз «Партизан Бонивур» проекта В-54, тип Marceli Nowotko/Лениногорск. Был приписан к Черноморскому морскому пароходству ММФ СССР .
  • Имя Боневура носит недостроенный и законсервированный город, располагающийся ниже Комсомольска-на-Амуре по течению Амура
  • Памятник Виталию Баневуру во Владивостоке .
  • Памятник Виталию Баневуру в поселке Ливадия Находкинского городского округа Приморского края расположен в сквере Баневура, монумент сооружён 30 октября 1978 года.
  • В Хабаровском крае в районном центре пос. Переяславка при Краевом Детском Центре «Созвездие» существует Дружина имени Бонивура .
  • В 1964 году пионерской дружине школы № 14 (ныне № 4) в городе