Гофман. Представление себя другим в повседневной жизни

Для социологии эта книга представляет собой учебное пособие, в котором подробно разбирается определенный социальный подход к изучению социальной жизни. Драматургический подход фокусируется на принципах театрального представления, т.е. на том, какими именно способами индивид представляет себя и свою деятельность другим, контролирует у этих людей формирование определенного впечатления о себе и что может делать, а что нет во время этого представления. Данная книга исследует именно это театральное представление индивидом себя другим.

Гофман выделяет две формы выражения:
- произвольную (способ выражения, при котором индивид дает окружающим некоторую информацию о себе)
- непроизвольную (способ выражения, при котором индивид выдает себя)
Т.е. если мы говорим о первом способе, то индивид передает какую-либо информацию посредством вербальных символов (разговора, общения), а второй способ заключается в том, что индивид может дать о себе какую-либо информацию непроизвольно с помощью определенной манеры общения, с помощью своих отличительных качеств, различных действий и т.д. Коммуникация у Гофмана - это процесс передачи информации, которая включает в себя различные обобщенные символы и симптоматику отдельных индивидов.

Предположения позволяют человеку начать взаимодействие с другим, сконструировать начальный ход своих действий, строить первоначальные выводы о нем. Посредством последующей коммуникации с другим, некоторые выводы будут опровергаться, некоторые наоборот укрепляться, возможно, будет реконструироваться ход действия по отношению к другому.

В большей степени Гофмана интересует второй тип самовыражения - непроизвольный (который он называет еще театральным, невербальным и непреднамеренным).
Элементами выражаемого поведения являются: определение ситуации индивидом, выдвижение различных предположений, конструирование действия индивидом, само действие, появление различных выводов об индивиде и возможное изменение этих выводов в последующем.
Асимметрия коммуникации заключается в следующем: индивид осознает только произвольную часть самовыражения (та часть самовыражения, которая состоит из вербальных утверждений индивида). Наблюдатели же принимают во внимание и произвольную и непроизвольную часть самовыражения индивида (непроизвольная часть - та часть, которая состоит из проявлений непроизвольного самовыражения индивида, которой он почти не владеет которую почти не контролирует). Симметрия коммуникации может быть восстановлена посредством контроля индивида за непроизвольной частью самовыражения, планирования им определенной ситуации.
Гофман выделяет два режима исполнения роли (два полюса):
1) Вера в собственную роль - режим, при котором индивид полностью увлечен собственным действием
2) Отсутствие веры в собственную роль - режим, при котором индивид цинично относится к собственному действию
Эти режимы могут меняться. Если изначально у человека не было веры в собственную роль, то в скором времени человек может «вжиться» в роль которую он играет и приобрести веру в эту роль. Если изначально вера в роль существовала, то постепенно человек ограждаться от своей роли, чтобы защитить свое внутреннее Я от слишком тесного соприкосновения с аудиторией. Также Гофман пишет, что существуют колебания веры: ситуация, когда индивид колеблется между верой и цинизмом и, в конце концов, останавливается на чем-то одном.
Передний план - «стандартный набор выразительных приемов и инструментов, …выработанных индивидом в ходе исполнения », которые сопровождают его лишь в исключительных случаях. Личный передний план - набор выразительных приемов и инструментов, которые тесно связаны с самим исполнителем и сопровождают его повсюду. Элементами переднего плана являются различные элементы обстановки: мебель, декорации, физическое расположение участников и т.д. Элементами личного переднего плана являются элементы внешнего вида человека и его манер: отличительные звания официального положения или ранга, умение одеваться, пол, возраст, расовые характеристики, габариты, внешность, осанку, характерные речевые обороты, выражения лица, жесты и пр. Данные элементы представляют собой некоторый реквизит для протекания человеческого действия. Этот факт делает их крайне важными для постановки данного действия. Информация, сообщаемая передним планом всегда абстрактна и обобщенна. Это происходит вследствие того, что она содержит нормы, которые могут быть использованы различными рутинными представлениями.
Идеализация - процесс воплощения индивидом общепринятых ценностей определенного общества в большей степени, чем в повседневной жизни (в совершенной степени). Идеализация проявляется в том, что индивид принимает определенную роль (идеальный образец поведения), не свойственную ему в повседневной жизни и следует ей определенный промежуток времени. Посредством идеализации индивид может внушить аудитории определенное впечатление, которое зачастую может помочь ему в осуществлении своих корыстных целей.
Зона исполнения - любое место, в котором восприятие исполнения так или иначе ограничено. Зоны исполнения заостряют внимание индивидов на определенных аспектах исполнения и ограничивают в других.
Зона переднего плана - место проведения представления, в котором какое-либо исполнение является точкой отсчета (другими словами: место, в котором выразительно подчеркиваются некоторые элементы определенного представления). Поведение в этой зоне направлено на создание определенного впечатления об индивиде, впечатления, что деятельность индивида в этой зоне направлена на поддержание и воплощение определенных социальных норм и стандартов.
Исполнитель придерживается определенных правил вежливости (нормы вербального обращения исполнителя к аудитории) в беседе и определенных приличий поведения (соблюдение исполнителем определенных ограничений в поведении когда он находится в зоне видимости или слышимости аудитории, но не обязательно говорит с ней), которые можно разбить на моральные требования и инструментальные.
Зона заднего плана - место, в котором «осо-знанные противоречия с насаждаемым впечатлением при-нимаются как должное» (другими словами: место, в котором появляются и признаются скрываемые от публики факты). Зоны заднего плана играют роль так называемых закулис, т.к. в них репетируются и подготавливаются различные представления, а также в них нет возможности попасть членам аудиторий (в них могут попасть только исполнители).

ского оркестра - лишь один из позднейших примеров это­го. Существует еще одно явление в том же роде, которое Эверет Хьюз называл “коллективной мобильностью”. Ей мы обязаны тем, что обладатели какого-то статуса стара­ются изменить совокупность исполняемых ими задач в та­ком духе, чтобы сделать ненужным любой поступок, не­совместимый по средствам выражения с тем образом сво­его Я, который эти статусные служители пытаются уста­новить для самих себя. При желании прослеживается и некий параллельный процесс, который можно бы назвать “ролевым предпринимательством” внутри конкретного социального образования - предпринимательством, по­средством которого отдельный участник взаимодействия пытается не столько передвинуться на более высокую по­зицию, уже давно установленную в структуре организа­ции до него, сколько создать для себя новую позицию, с такими обязанностями, которые благоприятны для прояв­ления свойственных ему качеств. Современная жизнь по­рождает однобокую специализацию, при которой многие исполнители одновременно на правах общественной соб­ственности используют в своей работе весьма богатые соци­альные декорации, в то же время соглашаясь отсыпаться после работы в одиночестве, в убогих каморках без всяких претензий. Все большее распространение получают сегод­ня внушительные представительские фасады (такие, как сложная лабораторная посуда, нержавеющая сталь, рези­новые перчатки, белый кафель и лабораторный халат), ко­торые вовлекают все большее число людей в выполнение неблагодарных задач поддержания чистоты. После перво­начальной тенденции, существовавшей в высоко автори­тарных организациях, требовать от одной из своих команд тратить все ее время на достижение строго предписанных показателей чистоты в обстановке, в которой будет рабо­тать другая команда, теперь в учреждениях вроде госпи­талей, военно-воздушных баз и больших домохозяйств на­блюдается упадок этой гипертрофированной строгости к рабочей обстановке такого типа. Последний пример про­исходящих в антураже общения изменений - это подъем и распространение джаза вкупе с культурными образцами “западного побережья”, где в ходу такие жаргонные сло­вечки, как bit (маленькая эпизодическая роль в жизни и

на сцене), goof (бестолковый дурак, псих), scene (место сбо­ра данной социальной группы), drag (тягомотное, скучное представление), dig (усердный студент или прилежный по­сетитель всевозможных концертов и спектаклей), что по­зволяет людям поддерживать в себе нечто вроде отноше­ния профессионального актера к техническим аспектам ис­полнений в ежедневных жизненных спектаклях.

РОЛЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ПЕРЕДАЧЕ ВПЕЧАТЛЕНИЙ О СЕБЕ

Возможно, под конец позволительно сделать одно заме­чание морального свойства. В этой книге экспрессивный компонент общественной жизни трактовался как некий источник впечатлений, подаваемых или воспринимаемых другими. Впечатление, в свою очередь, рассматривалось как источник информации о неочевидных фактах и как средство, при помощи которого реципиенты способны регу­лировать свою реакцию на информанта, не дожидаясь вы­яснения всех последствий действий этого информанта. Сле­довательно, экспрессия, выразительность рассматривалась, исходя из той коммуникативной роли, которую она игра­ет во время социального взаимодействия, а не, к примеру, в категориях “консуматорной”* или “снимающей напря­жение” функции, какую эта экспрессия могла бы иметь для самого выразителя 8 .

В глубине всякого социального взаимодействия скры­та, по-видимому, некая фундаментальная диалектика. Ког­да человек попадает туда, где присутствуют другие, он обя­зательно захочет узнать что-то реальное о застигнутой им ситуации. Если бы он владел такой информацией, он был бы способен предвидеть, что будет происходить дальше и со знанием дела вносить соответствующие поправки в ход взаимодействия, в итоге он смог бы дать другим присутст­вующим в меру собственного просвещенного эгоизма то,

* Consummatory - термин известного американского социолога Т. Пар-сонса, означающий самодостаточную удовлетворенность достижением цели, когда действующий не имеет побуждения изменять ситуацию и от­ношение к объекту действия. (Прим. пер.).

8 Подобную трактовку см.: Parsons Т., Bales R. F., Shils E. Working papers in the theory of action Glencoe (III.): The Free Press, 1953 Ch. 2.

что они ожидали от него. Чтобы полностью раскрыть дей­ствительный характер незнакомой ситуации со множеством участников, этому человеку было бы необходимо знать все относящиеся к делу социальные данные о других. Ему так­же нужно было бы знать фактический исход или конеч­ный результат деятельности этих других в течение вза­имодействия, равно как и их подлинные внутренние чув­ства по отношению к нему. Полная информация такого порядка доступна редко. При ее отсутствии люди склон­ны пользоваться заменителями - случайными реплика­ми, психологическими тестами, статусными символами и т. д. - как опорами для предвидения. Короче, поскольку реальность, интересующая данного индивида, в данный момент не доступна восприятию, то вместо нее приходит­ся полагаться на имеющиеся видимости. Парадокс состо­ит в том, что чем больше человек интересуется реально­стью, недоступной восприятию, тем больше он должен со­средоточивать свое внимание на внешних проявлениях, на видимостях.

Человек склонен обращаться с другими присутству­ющими на основе впечатления, которое они создают о сво­ем прошлом и будущем во время взаимодействия. Именно в такие моменты коммуникационные акты переходят в мо­ральные поступки. Впечатления, которые производят дру­гие, чаще всего истолковываются как неявные притяза­ния и обещания, а любые притязания и обещания тяготе­ют к высказываниям морального характера. Про себя каж­дый такой истолкователь думает: “Я пользуюсь этими впе­чатлениями о вас как способом познания вас и вашей дея­тельности, и вам не стоит вводить меня в заблуждение”. Любопытно здесь то, что человек обычно придерживается этой позиции, даже если он ожидает от других большей частью бессознательного самовыражения в их поведении, и даже если он надеется на возможную эксплуатацию этих других на основе добытой о них информации. Так как про­изводители впечатлений, используемых наблюдающим ин­дивидом, соблюдают множество норм вежливости и при­личия - норм, свойственных и сфере социального обще­ния, и сфере исполнения рабочих задач, то всем предо­ставляется возможность заново оценить, насколько повсе­дневная жизнь опутана моральными ограничениями и при­страстиями.

Заключение. Рамки социального взаимодействия

Перейдем теперь на точку зрения других. Если они со­бираются вести себя по-джентльменски и не портить игры наблюдающему индивиду, они, наверное, почти не будут сознательно остерегаться того, что о них формируются ка­кие-то впечатления, но скорее будут действовать без вся­ких хитростей и затей, давая возможность этому индиви­ду получать достоверные впечатления о себе и своих до­стоинствах. Если же им случится задуматься по поводу то­го, что их наблюдают, они все равно не допустят чрезмер­ного влияния на себя этого факта, довольствуясь надеж­дой, что наблюдающий получит правильное впечатление и потому отдаст им должное. Если бы они захотели повли­ять на трактовку, какую дает им наблюдающий индивид (и этого, собственно, следует чаще всего ожидать), то и тогда в их распоряжении имеются джентльменские сред­ства. От них требуется всего лишь правильно управлять своим поведением в настоящем, чтобы его будущие пред­видимые последствия были таковы, что невольно застав­ляли бы всякого справедливого и порядочного человека обращаться с ними в данный момент так, как они сами то­го хотят. Как только это исполнено, им лишь остается по­ложиться на восприимчивость и справедливость наблюда­ющего их поведение индивида.

Наблюдаемые, конечно, нередко применяют эти благо­пристойные средства, чтобы повлиять на манеру обраще­ния с ними наблюдателя. Но существует и другой путь, более короткий и эффективный, каким наблюдаемые спо­собны влиять на наблюдателя. Вместо того, чтобы пассив­но позволять впечатлению о себе складываться в качестве случайного, побочного продукта своей деятельности, на­блюдаемые лица могут переориентировать всю ее систему координат и прямо направить усилия на создание жела­емых впечатлений. Вместо попыток добиться определен­ных целей приемлемыми средствами, они могут попытаться достичь общего впечатления, будто они добиваются опре­деленных целей только социально приемлемыми средства­ми. Всегда возможно манипулировать впечатлением, ко­торое наблюдатель вынужден использовать как замену ре­альности, потому что знак присутствия некоего явления, не будучи этим явлением, применим и при его отсутствии. Сама необходимость для наблюдателя опираться на постав­ляемые другими представления о вещах и явлениях по-

Заключение. Рамки социального взаимодействия

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЕБЯ ДРУГИМ

В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

“Маски суть застывшие выражения и превосходные эхо сигналы чувств, одновременно правдивые, сдержанные и пре­увеличенные. Живые организмы, соприкасаясь с внешней средой, вынуждены обзаводиться какой-то защитной обо­лочкой, и никто не протестует против таких оболочек на том основании, что они, мол, не главные их части. Однако некоторые философы, по-видимому, досадуют на то, что обра­зы не вещи, а слова не чувства. Слова и образы подобны ра­ковинам, таким же неотъемлемым частям природы, как и субстанции, которые они покрывают, но больше говорящим глазу и больше открытым для наблюдения. Этим я не хо­чу сказать, будто субстанция существует ради видимости, лица ради масок, страсти ради поэзии и проявлений добро­детели. Ничто не возникает в природе ради чего-то друго­го: все такие фазы и произведения равно включены в круг бытия...”

Дж . Сантаяна Santayana G. Soliloquies in England and

later soliloquies. L.: Constable, 1922.

Предисловие

Эта книга представляется мне чем-то вроде учебника, где подробно разбирается один из возможных социологи­ческих подходов к изучению социальной жизни, особен­но той ее разновидности, которая организована в ясных материальных границах какого-либо здания или заве­дения. В ней описано множество приемов, в совокупно­сти образующих методический каркас, который можно применять при изучении любого конкретного социаль­ного уклада, будь то семейного, промышленного или тор­гового.

Подход, развиваемый в данной работе, - это подход театрального представления, а следующие из него прин­ципы суть принципы драматургические. В ней рассмат­риваются способы, какими индивид в самых обычных ра­бочих ситуациях представляет себя и свою деятельность [стр.29] другим людям, способы, какими он направляет и контро­лирует формирование у них впечатлений о себе, а также образцы того, что ему можно и что нельзя делать во вре­мя представления себя перед ними. Применяя эту мо­дель, я буду стараться не пренебрегать ее очевидной недо­статочностью. Сцена представляет зрителю события прав­доподобно выдуманные; жизнь, предположительно, пре­подносит нам события реальные и обычно неотрепетиро­ванные. Еще важнее, вероятно, то, что на сцене актер иг­рает в маске некоего персонажа, сообразуясь с масками, изображаемыми другими актерами. Существует и третий участник представления - публика (или аудитория), уча­стник очень важный и тем не менее такой, которого не было бы там, если бы сценическое представление вдруг стало реальностью. В действительной жизни эти три уча­стника сжаты в два: роль, которую играет один, приспо­сабливается к ролям, исполняемым другими присутству­ющими и эти другие составляют также и публику. Про­чие несоответствия театрального подхода реальным об­стоятельствам будут рассмотрены позже.

Иллюстративные материалы, использованные в этом исследовании, смешанной природы: какие-то взяты из вполне почтенных работ, где сделаны компетентные об­общения о надежно установленных закономерностях; ка­кие-то позаимствованы из неофициальных мемуаров, пи­санных разными колоритными личностями; многие же принадлежат некой промежуточной области. Кроме того довольно часто привлекались материалы моего собствен­ного исследования местного фермерского сообщества, веду­щего натуральное хозяйство на одном из Шетландских островов*. Оправдание такого подхода (и, как мне кажет­ся, родственного подходу Г. Зиммеля) в том, что эти иллю­страции, взятые вместе, встраиваются в достаточно связ­ную систему понятий, которая объединяет обрывки опы­та, уже имеющегося у читателя, и снабжает учащегося неким путеводителем, достойным проверки в моноиссле­дованиях институциональных основ социальной жизни.[стр.30]

Эта система понятий развертывается логически. Вве­дение по необходимости абстрактно и его можно опус­тить.

Представляемая читателю книга является результа­том научного исследования человеческого взаимодействия, предпринятого по заданию Факультета социальной ант­ропологии и Исследовательского комитета по социальным наукам в Эдинбургском университете, и исследования социальной стратификации, выполненного при поддерж­ке фонда Форда, руководимого профессором Чикагского университета Э. А. Шилзом. Я очень признателен этим организациям за инициативу и поддержку, Кроме того я хотел бы также выразить благодарность моим учителям: Ч. У. М. Харту, У. Л. Уорнеру и Э. Ч. Хьюгу. Я поблаго­дарен также Элизабет Бот, Дж. Литлджону и Э.Банфил-ду, которые помогали мне в начале исследования, и кол­легам из Чикагского университета, которые помогали мне позже. Без сотрудничества и помощи моей жены, Ангелики Гофман, эта работа никогда не была бы написана.

В начале, нужно сказать о том, что данная книга представляет собой результат научного исследования человеческого взаимодействия. Исходя из этого, можно сделать вывод, что учёными социологами были проведены исследования самых разных взаимодействий и в дальнейшем И. Гофман написал свою книгу, которая стала результатом деятельности социологов.

Введение.

Как известно, что людям свойственно собирать информацию о тех, кто с ними рядом находится. Ведь с получением «желаемой» информацией индивид сможет предсказать ту или иную реакцию от человека или же знать, что другой от них ждёт. Такими носителями информацией можно считать «знаковые средства выражения». Самое интересное это то, что получить информацию можно разными способами: наблюдение, применять предыдущий опыт общения, знание самого индивида (можно угадать, как индивид будет вести себя в той или иной ситуации), общение.

Но бывают такие случаи, когда общение и наблюдения с определённым индивидом не помогают «раскусить» другого индивида, то тогда, по мнению Гофмана, человеку необходимо выразиться(намеренно или ненамеренно), а другим получить впечатления о нём. Стоит выделит тот факт, что самовыражения содержит в себе два разных вида «знаковой активности»:

· Произвольное, когда индивид даёт о себе информацию (вербальное общение, чаще всего).

· Непроизвольное , когда индивид выдаё т себя (по Гофману, это симптоматика самого действующего лица).

Если использовать произвольное самовыражение, использую вербальное общение, то именно этот процесс и будет называться «коммуникацией».

Основное различие между произвольным и непроизвольным самовыражением это то, что первое -это обман, а второе-это притворство .

Гофман выделяет такой термин, как единичное взаимодействие. Это значит, что когда множество индивидов находятся в присутствии друг друга,между ними возникает некий единичный эпизод, который они «переживают». Если говорить о характеристиках данного взаимодействия, то можно выделить следующие:

· «Контакт», «Исполнение»- это характеризует то, что все происходящие взаимодействия, участники которого находятся непосредственно в определённом эпизоде, влияют друг на друга.

· «Партия», «Рутина»-это определённый образец действия, который индивид может применить в других ситуациях.

· «Социальные отношения»-такого рода отношения возникают, когда индивид может играть одну и ту же партию или ситуацию перед одной и той же группой лиц.

· «Социальная роль»-похожа на социальные отношения.

Исполнения.

Вера в исполняемую роль.

В данном разделе Ирвинг Гофман говорит о том, что существует определённый цикл «от неверия к вере». Изначально всё складывается так, что у индивида появляется некая убеждённость, а под конец-цинизм. Очень часто получается так, что сначала индивид увлечён своим профессиональным исполнением, а потом он начинает «выбирать» между цинизмом и искренностью. Это продолжается до тех пор, пока человек не пройдёт, все эти фазы и пока у него не установится убеждения по этому поводу.

Передний план исполнения.

Термин «исполнение» Ирвинг Гофман использует для обозначения всех возможных действий и поступков индивида, который находится в поле зрения множества зрителей. Исходя из этого, мы будем называть его «передний план» . Передний план состоит из совокупности тех выразительных приёмов и инструментов, которые появляются у индивида в процессе своего исполнения. Они могут развиваться, как намеренно, так и невольно.

Передний план имеет составляющее, как:

· Обстановка (мебель, декорации, место участников). То есть всё то, что способствует для реализации действий индивида.

Кроме того, помимо «переднего плана» существует «личный передний план».

«Личный передний план», как правило, очень тесно связан непосредственно с самим исполнителем, который «следует» с ним повсюду. У «личного переднего плана» есть отличительные элементы, например:

· Положения ранга.

· Пол.

· Возраст.

· Расовая принадлежность.

· Внешность.

То есть все элементы, которыми обладает личный передний план являются для исполнителями некими отличительными чертами.

Ирвинг Гофман замечает, что «передний план» институционализируется «в виде обобщённых стереотипных ожиданий, развитию которому он даёт толчок, и приобретает какое-то самостоятельное значение и стабильность независимо от конкретных задач, которые случается исполнять во имя его в определённый момент времени» (стр59-60).

Но, что значит институционализируется ? Это значит, что один и тот же«передний план» могут применять и использовать разные рутинные исполнители. Поэтому данный вид плана будет являться, как «коллективным представлением».

Театральное воплощение.

Проблема театрализации индивидами собственной деятельности состоит в том, что индивиду очень важно показать всю значимость его деятельности по отношению к другим. А проблема в том, чтобы данный процесс на всём протяжении определённых взаимодействий был направлен на том, чтобы передать именно то, что хочет индивид и убедить в этом всех остальных.

Идеализация.

Ирвинг Гофман говорит о том, что «если индивид хочет довести своё исполнение до идеально образца, тогда ему придётся воздерживаться или скрывать свои действия, несовместимые с этим делом» (стр74). Данный «процесс» можно назвать идеализацией. Например, многие хозяйки заменяют товары высокого качества на более дешёвые, выдавая их за продукты высокого качества.

Команды.

Термин «исполнительная команда» или «команда» используется автором данной книги для того, чтобы показать наличие большого числа индивидов, сотрудничающих «в жизненной постановке какой-либо отдельно взятой рутинной партии» (стр115). Данные термины очень важны. Так как только в сплочённой команде человек может достигнуть желаемых результатов.

Введённый термин «команда» Ирвином Гофманом позволяет понять, что индивид может быть представлен, как в роли исполнителя, так и в роли своей собственной аудитории (или вообразить аудиторию присутствующих).

Существует очень тесная связь между индивидами , которые принадлежат к одной и той же команде. Исходя из этого, выделить несколько важных аспектов этой связи:

1. Каждый участник определённой команды должен придерживаться доброжелательного поведения, а другие следовательно, должны полагаться на него. При соблюдении этого условия между индивидами образуется «крепкая» связь.

2. Все участники группы связаны узами взаимной зависимости и взаимного панибратства.

Стоит отметить, что «команда» отличается от «клика» (то есть неформальной команды или малой группой) . «Клики» создаются для того, чтобы защитить индивида от лиц их собственных рангов, а не от лиц других социальных рангов.

Абсолютно все команды отличаются друг от друга тем, что имеют разные способы и степени, которыми они направляют свои исполнения. В большинстве случаев, в исполнении должны быть две функции при условии, если данная команда будет иметь распорядителя, который будет исполнять эти функции:

1. Распорядитель может корректировать любого члена команды, то есть он может применять наказания или приёмы успокоения.

2. Распорядитель может «распределить партии в исполнении и личных передних планов, применяемые в каждой партии» (стр134).

В данном параграфе «Команды» мы выяснили, что главная задача любой команды состоит в том, чтобы поддерживать равновесие определённой ситуации.(продолжение следует).

Гофман пишет, что данная книга предназначена для того, чтобы стать для читателя неким путеводителем в его исследованиях различных социальных укладов (семейного, промышленного, торгового). Любой читатель может обнаружить в ней множество приемов, образующих некий методологический каркас, который можно применять в таких исследованиях. Для социологии эта книга представляет собой учебное пособие, в котором подробно разбирается определенный социальный подход к изучению социальной жизни. Драматургический подход фокусируется на принципах театрального представления, т.е. на том, какими именно способами индивид представляет себя и свою деятельность другим, контролирует у этих людей формирование определенного впечатления о себе и что может делать, а что нет во время этого представления. Данная книга исследует именно это театральное представление индивидом себя другим.

Гофман выделяет две формы выражения:

Произвольную (способ выражения, при котором индивид дает окружающим некоторую информацию о себе)

Непроизвольную (способ выражения, при котором индивид выдает себя)

Т.е. если мы говорим о первом способе, то индивид передает какую-либо информацию посредством вербальных символов (разговора, общения), а второй способ заключается в том, что индивид может дать о себе какую-либо информацию непроизвольно с помощью определенной манеры общения, с помощью своих отличительных качеств, различных действий и т.д. Коммуникация у Гофмана - это процесс передачи информации, которая включает в себя различные обобщенные символы и симптоматику отдельных индивидов.

Предположения позволяют человеку начать взаимодействие с другим, сконструировать начальный ход своих действий, строить первоначальные выводы о нем. Посредством последующей коммуникации с другим, некоторые выводы будут опровергаться, некоторые наоборот укрепляться, возможно, будет реконструироваться ход действия по отношению к другому.

В большей степени Гофмана интересует второй тип самовыражения - непроизвольный (который он называет еще театральным, невербальным и непреднамеренным).

Элементами выражаемого поведения являются: определение ситуации индивидом, выдвижение различных предположений, конструирование действия индивидом, само действие, появление различных выводов об индивиде и возможное изменение этих выводов в последующем.

Асимметрия коммуникации заключается в следующем: индивид осознает только произвольную часть самовыражения (та часть самовыражения, которая состоит из вербальных утверждений индивида). Наблюдатели же принимают во внимание и произвольную и непроизвольную часть самовыражения индивида (непроизвольная часть - та часть, которая состоит из проявлений непроизвольного самовыражения индивида, которой он почти не владеет которую почти не контролирует). Симметрия коммуникации может быть восстановлена посредством контроля индивида за непроизвольной частью самовыражения, планирования им определенной ситуации.

Гофман выделяет два режима исполнения роли (два полюса):

1)Вера в собственную роль - режим, при котором индивид полностью увлечен собственным действием

2)Отсутствие веры в собственную роль - режим, при котором индивид цинично относится к собственному действию

Эти режимы могут меняться. Если изначально у человека не было веры в собственную роль, то в скором времени человек может «вжиться» в роль которую он играет и приобрести веру в эту роль. Если изначально вера в роль существовала, то постепенно человек ограждаться от своей роли, чтобы защитить свое внутреннее Я от слишком тесного соприкосновения с аудиторией. Также Гофман пишет, что существуют колебания веры: ситуация, когда индивид колеблется между верой и цинизмом и, в конце концов, останавливается на чем-то одном.

Передний план - «стандартный набор выразительных приемов и инструментов, …выработанных индивидом в ходе исполнения», которые сопровождают его лишь в исключительных случаях. Личный передний план - набор выразительных приемов и инструментов, которые тесно связаны с самим исполнителем и сопровождают его повсюду. Элементами переднего плана являются различные элементы обстановки: мебель, декорации, физическое расположение участников и т.д. Элементами личного переднего плана являются элементы внешнего вида человека и его манер: отличительные звания официального положения или ранга, умение одеваться, пол, возраст, расовые характеристики, габариты, внешность, осанку, характерные речевые обороты, выражения лица, жесты и пр. Данные элементы представляют собой некоторый реквизит для протекания человеческого действия. Этот факт делает их крайне важными для постановки данного действия. Информация, сообщаемая передним планом всегда абстрактна и обобщенна. Это происходит вследствие того, что она содержит нормы, которые могут быть использованы различными рутинными представлениями.

Идеализация - процесс воплощения индивидом общепринятых ценностей определенного общества в большей степени, чем в повседневной жизни (в совершенной степени). Идеализация проявляется в том, что индивид принимает определенную роль (идеальный образец поведения), не свойственную ему в повседневной жизни и следует ей определенный промежуток времени. Посредством идеализации индивид может внушить аудитории определенное впечатление, которое зачастую может помочь ему в осуществлении своих корыстных целей.

Зона исполнения - любое место, в котором восприятие исполнения так или иначе ограничено. Зоны исполнения заостряют внимание индивидов на определенных аспектах исполнения и ограничивают в других.

Зона переднего плана - место проведения представления, в котором какое-либо исполнение является точкой отсчета (другими словами: место, в котором выразительно подчеркиваются некоторые элементы определенного представления). Поведение в этой зоне направлено на создание определенного впечатления об индивиде, впечатления, что деятельность индивида в этой зоне направлена на поддержание и воплощение определенных социальных норм и стандартов.

Исполнитель придерживается определенных правил вежливости (нормы вербального обращения исполнителя к аудитории) в беседе и определенных приличий поведения (соблюдение исполнителем определенных ограничений в поведении когда он находится в зоне видимости или слышимости аудитории, но не обязательно говорит с ней), которые можно разбить на моральные требования и инструментальные.

Зона заднего плана - место, в котором «осо¬знанные противоречия с насаждаемым впечатлением при¬нимаются как должное» (другими словами: место, в котором появляются и признаются скрываемые от публики факты). Зоны заднего плана играют роль так называемых закулис, т.к. в них репетируются и подготавливаются различные представления, а также в них нет возможности попасть членам аудиторий (в них могут попасть только исполнители).