И́ов Многострадальный. История Иова Многострадального

Иов - ветхозаветный праведник. Основным источником описания его жизни является Книга Иова Ветхого Завета.

Согласно указанным источникам, Иов жил за 2000 — 1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии, в стране Авситидийской, в земле Уц. Есть мнение, что Иов приходился племянником Аврааму; был сыном брата Авраама — Нахора.

Иов был человеком богобоязненным и благочестивым. Всей душой он был предан Господу Богу и во всем поступал согласно Его воле, удаляясь от всего злого не только в делах, но и в мыслях. Господь благословил его земное существование и наделил праведного Иова большим богатством: у него было множество скота и всякого имения. У него было семь сыновей и три дочери, составлявшие счастливое семейство. Этому счастью позавидовал Сатана и перед лицом Бога стал утверждать, что Иов праведен и богобоязнен только благодаря своему земному счастью, с потерей которого исчезнет и всё его благочестие. Чтобы изобличить эту ложь, Бог позволил Сатане испытать Иова всеми бедствиями земной жизни.

Сатана лишает его всего богатства, всех слуг и всех детей. Праведный Иов обратился Богу и сказал: «Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!» И не согрешил Иов перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова. Тогда Сатана поразил его тело страшною проказой. Болезнь лишила его права пребывания в городе: он должен был удалиться за его пределы и там, скобля струпья на своем теле черепком, сидел в пепле и навозе. Все отвернулись от него.

Видя его страдания, его жена говорила ему: «Чего ты ждёшь? Отрекись от Бога, и Он поразит тебя смертью!» Но Иов сказал ей: «Ты говоришь, как безумная. Если мы любим принимать от Бога счастье, то не должны ли переносить с терпением и несчастье?» Таким терпеливым был Иов. Он лишился всего и сам заболел, терпел обиды и унижения, но не роптал, не жаловался на Бога и не сказал против Бога ни одного грубого слова. О несчастии Иова услышали друзья его Елифаз, Вилдад и Софар. Семь дней они молча оплакивали его страдания; наконец они стали утешать его, уверяя, что Бог справедлив, и если он страдает теперь, то страдает за какие-нибудь согрешения свои, в которых должен покаяться. Это заявление выходило из общего ветхозаветного представления, что всякое страдание есть возмездие за какую-нибудь неправду. Утешавшие его друзья старались найти у Иова какие-либо прегрешения, которые оправдали бы его несчастную судьбу, как целесообразную и осмысленную.


Р. Ляйнвебер. Иов многострадальный

Но и в таком страдании Иов ни одним словом ропота не согрешил перед Богом.

После этого Господь за терпение вдвое наградил Иова. Скоро он исцелился от своей болезни и разбогател вдвое больше, чем прежде. У него опять родилось семь сыновей и три дочери. Он прожил после сего в счастье 140 лет и умер в глубокой старости.

ЗАКОН БОЖИЙ. История Многострадального Иова.

09:22 2012

Святой праведный Иов Многострадальный



Святой праведный Иов жил за 2000 — 1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии, в стране Авситидийской, в земле Уц. Жизнь и страдания его описаны в Библии (Книга Иова). Есть мнение, что Иов приходился племянником Аврааму; был сыном брата Авраама — Нахора. Иов был человеком богобоязненным и благочестивым. Всей душой он был предан Господу Богу и во всем поступал согласно Его воле, удаляясь от всего злого не только в делах, но и в мыслях. Господь благословил его земное существование и наделил праведного Иова большим богатством: у него было множество скота и всякого имения. Семь сыновей праведного Иова и три дочери были дружны между собой и собирались на общую трапезу все вместе поочередно у каждого из них. Через каждые семь дней праведный Иов приносил за своих детей жертвы Богу, говоря: «Может быть, кто из них согрешил или похулил Бога в сердце своем». За свою справедливость и честность святой Иов был в великом почете у сограждан и имел большое влияние а общественные дела.


Ветхий Завет, Книга Иова


1


Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.
И родились у него семь сыновей и три дочери.
Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока.
Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними.
Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их [и одного тельца за грех о душах их]. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни.
И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.
И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.
И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?
Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле;
но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?
И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.
И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего.
И вот, приходит вестник к Иову и говорит:
волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего;
и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился
и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!
Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.


2


Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа.
И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.
И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно.
И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него;
но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, — благословит ли он Тебя?
И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.
И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.
И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел [вне селения].
И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри.


Когда Ангелы Божий вновь предстали перед Господом и среди их сатана, то диавол сказал, что Иов праведен, пока сам невредим. Тогда Господь возвестил: «Я попускаю тебе сделать с ним, то хочешь, только душу его сбереги». После этого сатана поразил праведного Иова лютой болезнью — проказой, которая покрыла его с ног до головы. Страдалец принужден был выселиться из общества людей, сел вне города на куче пепла и глиняным черепом скоблил свои гнойные раны. Все друзья и знакомые оставили его. Жена его принуждена была добывать себе пропитание, трудясь и скитаясь из дома в дом. Она не только не поддерживала своего мужа в терпений, но думала, что Бог наказывает Иова за какие-либо тайные грехи, плакала, роптала на Бога, укоряла и мужа и наконец посоветовала праведному Иову похулить Бога и умереть. Праведный Иов тяжко скорбел, но и в этих страданиях остался верен Богу. Он отвечал жене: «Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, злого не будем принимать?» И не согрешил праведный ни в чем перед Богом.



Ян Лиевенс, Иов


12


И отвечал Иов и сказал:
подлинно, только вы люди, и с вами умрет мудрость!
И у меня есть сердце, как у вас; не ниже я вас; и кто не знает того же?
Посмешищем стал я для друга своего, я, который взывал к Богу, и которому Он отвечал, посмешищем — человек праведный, непорочный.
Так презрен по мыслям сидящего в покое факел, приготовленный для спотыкающихся ногами.
Покойны шатры у грабителей и безопасны у раздражающих Бога, которые как бы Бога носят в руках своих.
И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе;
или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские.
Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?
В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти.
Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи?
В старцах — мудрость, и в долголетних — разум.
У Него премудрость и сила; Его совет и разум.
Что Он разрушит, то не построится; кого Он заключит, тот не высвободится.
Остановит воды, и все высохнет; пустит их, и превратят землю.
У Него могущество и премудрость, пред Ним заблуждающийся и вводящий в заблуждение.
Он приводит советников в необдуманность и судей делает глупыми.
Он лишает перевязей царей и поясом обвязывает чресла их;
князей лишает достоинства и низвергает храбрых;
отнимает язык у велеречивых и старцев лишает смысла;
покрывает стыдом знаменитых и силу могучих ослабляет;
открывает глубокое из среды тьмы и выводит на свет тень смертную;
умножает народы и истребляет их; рассевает народы и собирает их;
отнимает ум у глав народа земли и оставляет их блуждать в пустыне, где нет пути:
ощупью ходят они во тьме без света и шатаются, как пьяные.




Илья Ефимович Репин, Иов и его друзья, 1869


13


Вот, все это видело око мое, слышало ухо мое и заметило для себя.
Сколько знаете вы, знаю и я: не ниже я вас.
Но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом.
А вы сплетчики лжи; все вы бесполезные врачи.
О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость.
Выслушайте же рассуждения мои и вникните в возражение уст моих.
Надлежало ли вам ради Бога говорить неправду и для Него говорить ложь?
Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Бога так препираться?
Хорошо ли будет, когда Он испытает вас? Обманете ли Его, как обманывают человека?
Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите.
Неужели величие Его не устрашает вас, и страх Его не нападает на вас?
Напоминания ваши подобны пеплу; оплоты ваши — оплоты глиняные.
Замолчите предо мною, и я буду говорить, что бы ни постигло меня.
Для чего мне терзать тело мое зубами моими и душу мою полагать в руку мою?
Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его!
И это уже в оправдание мне, потому что лицемер не пойдет пред лице Его!
Выслушайте внимательно слово мое и объяснение мое ушами вашими.
Вот, я завел судебное дело: знаю, что буду прав.
Кто в состоянии оспорить меня? Ибо я скоро умолкну и испущу дух.
Двух только вещей не делай со мною, и тогда я не буду укрываться от лица Твоего:
удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня.
Тогда зови, и я буду отвечать, или буду говорить я, а Ты отвечай мне.
Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие мое и грех мой.
Для чего скрываешь лице Твое и считаешь меня врагом Тебе?
Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь и не сухую ли соломинку преследуешь?
Ибо Ты пишешь на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей,
и ставишь в колоду ноги мои и подстерегаешь все стези мои, — гонишься по следам ног моих.
А он, как гниль, распадается, как одежда, изъеденная молью.


14


Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями:
как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается.
И на него-то Ты отверзаешь очи Твои, и меня ведешь на суд с Тобою?
Кто родится чистым от нечистого? Ни один…




Уильям Блейк, Иов обвиняемый


Услышав о несчастиях Иова, три его друга пришли издалека нему разделить его скорбь. Они считали, что Иов наказан Богом а грехи, и убеждали неповинного ни в чем праведника покаяться. Праведник отвечал, что он страдает не за грехи, но что эти испытания посланы ему от Господа по непостижимой для человека Божественной воле. Друзья, однако, не верили и продолжали считать, что Господь поступает с Иовом по закону человеческого возмездия, наказывая его за совершенные грехи. В тяжкой душевной скорби праведный Иов обратился с молитвой к Богу, прося Его Самого засвидетельствовать перед ними его невиновность. Тогда Бог явил Себя в бурном вихре и укорил Иова за то, что он пытался проникнуть своим разумом в тайны мироздания и судеб Божиих.



Job and his three friends, Holman Bible, 1890


40


И отвечал Господь Иову из бури и сказал:
препояшь, как муж, чресла твои: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне.
Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?
Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он?
Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие;
излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его;
взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их;
зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою.
Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя.
Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол;
вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его;
поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены;
ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья;
это — верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой;
горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют;
он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах;
тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его;
вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его.
Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром?
Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его?
вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его?
будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко?
сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы?
станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих?
будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами?
можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою?
Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперед не будешь.



41


Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его?
Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем?
Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое.
Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их.
Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его?
Кто может отворить двери лица его? круг зубов его — ужас;
крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твердою печатью;
один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними;
один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются.
От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари;
из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры;
из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла.
Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя.
На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас.
Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут.
Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов.
Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса.
Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы.
Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево.
Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву.
Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется.
Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи.
Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь;
оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою.
Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным;
на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости.



42


И отвечал Иов Господу и сказал:
знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено.
Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? — Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал.
Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне.
Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя;
поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле.
И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.
Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.
И пошли Елифаз Феманитянин и Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сделали так, как Господь повелел им, — и Господь принял лице Иова.
И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде.
Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него, и дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу.
И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц.
И было у него семь сыновей и три дочери.
И нарек он имя первой Емима, имя второй — Кассия, а имя третьей — Керенгаппух.
И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их.
После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода;
и умер Иов в старости, насыщенный днями.


Святой Иоанн Златоуст говорит: «Нет несчастья человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта, испытавший вдруг и голод, и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение богатства, и затем, испытав коварство от жены, оскорбления от друзей, нападения от рабов, во всем оказался тверже всякого камня, и притом до Закона и Благодати».



Евгений Макаров, Иов и его друзья, 1869 г.



Святой праведный Иов Многострадальный, святой пророк Боговидец Моисей, святой пророк царь Давид


Молитвы святому и праведному Иову Многострадальному


Молитва первая


О великий праведниче, Иове Многострадальне, чистым житием своим и святою близостию к Богу просиявый. Ты до Моисеа и Христа на земли пожил еси, вся же заповеди Божия, нося их в сердце своем, исполнял еси. Явленныя миру чрез Христа и Его Святых апостолов тайны, глубокими своими откровении уразумев, причастник веяний Духа Свята быти сподобился еси. Всякия козни диавольския, в посланных тебе от Господа особых искушениих, истинным смирением своим препобедив, образ злострадания и долготерпения всей вселенней явился еси. Любовь велию к Богу и ко всем людем в безмерных своих скорбех сохранив, чистым сердцем за гробом единения с Господем радостно ожидал еси. Ныне же в селениих праведных пребываеши и Престолу Божию предстоиши. Услыши нас грешных и непотребных, пред святою иконою твоею предстоящих и усердно к ходатайству твоему прибегающих. Моли Человеколюбца Бога, да к вере крепцей, непорочней и нерушимей нас утвердит, от всякаго зла враг видимых и невидимых защитит, в скорбех и искушениих нам крепость подаст, в сердцах наших память смертную присно сохранит, в долготерпении и братолюбии укрепит, и сподобит нас на страшнем суде Христове добрый ответ дати и в воскрешенней плоти нашей Триединаго Бога созерцати и славу Ему со всеми святыми воспевати во веки веков. Аминь.



Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, Страждущий Иов и его друзья, 1852-1860, Лейпциг


Молитва вторая


О святый угодниче Божий, праведне Иове! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Многие люди, приходящие к Вере, приходящие в Церковь, знакомятся с книгой , и рассказ о том, как Бог послушал дьявола и лишил праведного преданного ему Иова всего, что у того было, неприятно удивляет и расстраивает людей.

Почему Бог разговаривал с дьяволом? Почему Бог поступил так жестоко по отношению к человеку? Почему Иов принял волю Божию со смирением? Есть ли справедливость в нашем мире? Что есть Божественная справедливость и что есть Божественная любовь?

С этими непростыми вопросами мы обратились к .

Мне кажется, книга праведного Иова, рассказ о праведном Иове – это рассказ не о взаимоотношениях Бога и диавола, не рассказ о том, почему Бог поступил так, а не иначе, почему Господь избрал этот способ, а не какой-либо другой, это, прежде всего, рассказ о взаимоотношениях Бога и человека. Именно в таком ключе нужно этот рассказ рассматривать.

Это рассказ о взаимоотношениях Бога и человека, рассказ о доверии человека к Богу и о доверии Бога к человеку. Господь имеет промысел свой о каждом из нас. И Господь каждого из нас теми или иными путями, порой совершенно неведомыми, порой совсем непонятными, порой очень трудно объяснимыми с человеческой точки зрения, ведет ко спасению. И совсем неважно, какие способы избирает Господь для осуществления этого промысла, совсем неважно, какие внешние обстоятельства могут быть у этого промысла Божия. Ведь совсем неважно, почему Господь избрал такую модель спасения – через предательство одного из учеников, совсем неважно, почему Господь избрал Свою смерть именно на кресте. Ведь, по большому счету, Господь мог сделать совершенно иначе – и предательство могло осуществиться иначе, и предательства могло вовсе и не быть, но промысел Божий был таков, и внешние обстоятельства были таковыми…

То же самое с праведным Иовом – совсем неважно, почему Господь избрал ту или иную модель во взаимоотношениях Бога и человека, очень важно, что Иов откликнулся на этот призыв Божий, на эти обстоятельства, которые на него внезапно обрушились, с доверием.

К сожалению, доверие ушло из нашей жизни: ушло доверие человека к человеку и ушло доверие человека к Богу. Очень важно прочувствовать в рассказе праведного Иова именно восстановление этого доверия – то, что Иов со смирением принимает все, что с ним происходит, принимает, как все происходящее от Бога, принимает с благодарностью, принимает со смирением.

Друзья пришли его утешить, каждый по-разному, но, в конечном итоге, утешить никто из них не мог, потому что главное утешение – это утешение от Бога.

Книга праведного Иова очень важная, в ней много мудрости, ее нужно как можно чаще перечитывать, потому что в этой несправедливости жизни с человеческой точки зрения, в этой горести жизни, которая рассказывается, Иов увидел и услышал Бога. Этот рассказ о встрече человека и Бога очень важен. Эта встреча должна произойти, и мы должны быть готовы к тому, что обстоятельства этой встречи могут быть разными – они могут быть радостными, они могут быть горестными, но если мы верим Богу, если мы всецело ему доверяем, тогда мы сможем эти обстоятельства перенести и принять.

Очень часто мы пытаемся взаимоотношения человека и Бога, и вообще взаимоотношения Бога с другими существами, построить по принципу взаимоотношений человека с человеком.

Да, мы бы поступили именно так, как мы бы поступили – мы не стали бы слушать, мы сказали бы что-то в ответ, развернулись бы, пожали плечами и отошли, что-то крикнули бы вслед, мы рассказали бы всем другим, какой он хам и как все неправильно, а Господь поступает иначе. Господь слушает каждого, и Господь отвечает каждому, потому что Господь верит каждому человеку и верит в каждого человека, в то, что каждый человек и каждое существо, в том числе, и падший ангел может исправиться. В этом отличие Бога от человека.

Господь смотрит на человека совсем иначе, и на ангелов он смотрит другими глазами, он видит их такими, какие они есть. Видит каждого из нас такими, какие мы есть – созданными, чистыми, ангелами, поэтому этот другой взгляд – он позволяет совсем по-другому оценивать.

Почему Господь слушал диавола? Почему Господь ему отвечал? Почему Господь распорядился поступить так? Такова была воля Божия. Мы не можем толковать и отвечать на вопрос «почему». У нас могут быть, конечно, какие-то свои домыслы. Мы можем говорить о том, что, наверное, я сегодня сломал руку, потому что не перевел бабушку через дорогу, – возможно, это наказание. Ну, наверное, это может быть отчасти неким объяснением, которое помогает нам разобраться в самих себе, но все это очень натянутое, притянутое за уши чисто человеческое объяснение. Это произошло так, потому что была воля Божия.

И, в конце концов, неважно, почему это произошло, очень важно задуматься о себе. Мы должны задуматься о своей жизни независимо от того, сломали мы руку или не сломали, мы должны думать о себе каждый день и делать какие-то выводы. Поэтому этот рассказ, повторюсь, рассказ о доверии и о промысле Божием о каждом из нас.

Я думаю, что люди, приходящие в Церковь, слышат, все-таки разные истории – это могут быть Евангельские истории, истории Ветхого завета. Хотя, конечно, по-человечески очень важно, наверное, услышать что-то радостное и легкое, если можно сказать, что в Библии есть легкие места. Важно в Боге видеть, прежде всего, милостивого отца, а не грозного судью.

Это происходит как раз тогда, когда мы начинаем Бога бояться, когда уходит наше доверие, когда мы замыкаемся в себе, когда мы перестаем верить в то, что Господь любит каждого из нас, Господь спасает каждого из нас, и Господь исцелит каждого из нас, Господь каждому из нас протянет руку, обязательно. И Господь никогда никого не наказывает. Всякое его наказание есть, прежде всего, наказание любовью.

У нас, в принципе, не хватает в сердце любви, обычной человеческой любви, я не говорю уже о любви Божественной. Господь любит каждого из нас, взирая на нас через призму своей Божественной любви, поэтому его наказания – они сквозь призму любви. У нас нет любви даже человеческой, поэтому все наши рассуждения о справедливости и о правде, о которых мы так часто любим говорить, и по отношению к себе и, в особенности, по отношению к другим людям – все эти рассуждения о справедливости и правде – они часто бывают ложными, потому что никакой справедливости, никакой правды без любви быть не может, а любви не хватает…

Поэтому очень часто, к сожалению, мы неправильно оцениваем поступки и события, которые с нами происходят, мы не видим их подлинного смысла, он от нас уходит.

С человеческой точки зрения справедливости, конечно, в этом мире нет. Ее искать не нужно, потому что если бы в мире была справедливость, то Христа невинного не распяли бы – пожалуйста, вот вам ответ, есть ли справедливость в этом мире. Ее нет. Человеческую справедливость искать не нужно, а Божественная справедливость – это любовь. Любовь в этом мире есть.

В давние времена к востоку от Палестины в земле Уц жил праведный человек по имени Иов. Он был пятым от Авраама. Это был справедливый и добрый человек, который всегда старался во всей своей жизни угодить Богу.

Господь наградил его за благочестие большими благами. Он имел многие сотни крупного и тысячи мелкого скота. Утешала его большая и дружная семья: у него было семь сыновей и три дочери.

Но диавол позавидовал Иову. Он стал клеветать Богу на праведного Иова: «Разве даром богобоязнен Иов? Отними у него все, что у него есть, - благословит ли он Тебя?»

Бог, чтобы показать всем, насколько верен Ему Иов, и научить людей терпению в их страданиях, разрешил диаволу отнять у Иова все, что он имел.

В один день разбойники угнали у Иова весь его скот, слуг перебили, а страшный вихрь из пустыни разрушил дом, в котором собрались дети Иова, где все они погибли. Но Иов не только не стал роптать на Бога, а сказал: «Бог дал, Бог и взял; да будет благословенно имя Господне».

Посрамленный диавол не удовлетворился этим. Он снова стал клеветать на Иова: «За жизнь свою отдаст человек все, что есть у него: коснись его костей, его тела (то есть порази его болезнью), - увидишь, благословит ли он Тебя?»

Бог разрешил диаволу лишить Иова еще и здоровья. И вот заболел Иов самой страшной болезнью - проказой.

Даже жена Иова стала уговаривать его сказать слово ропота против Бога. А его друзья, вместо утешения, только расстраивали невинного страдальца своими несправедливыми подозрениями.

Они верили, что Бог добрых награждает, а злых наказывает, и кто терпит от Бога наказание, тот грешник. Иов защищал свое доброе имя: он уверял, что страдает не за грехи, а что Бог посылает одному тяжкую, а другому счастливую судьбу по Своей неведомой воле. Его друзья полагали, что Бог поступает с людьми по тем же законам, по которым выносит суд человеческое правосудие.

Но Иов остался тверд, не потерял надежды на милосердие Божие и только просил Господа засвидетельствовать о его невинности.

Бог явился Иову в вихре и указал ему, что для человека найдется слишком много непостижимого в явлениях и творениях окружающей природы. И невозможно проникнуть в тайны судеб Божиих – почему Бог поступает с людьми так или иначе.

Иов был прав в том, когда говорил о Божием Промысле о человеке и что Бог поступает с людьми по Своей Премудрой воле.

В беседе с друзьями Иов пророчествовал о Спасителе и о будущем воскресении: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей увижу Бога. Я увижу Его сам; мои глаза, а не глаза другого, увидят Его».

После этого Бог, показав всем пример верности и терпения в Своем рабе Иове, Сам явился и велел друзьям его, взиравшим на Иова, как на великого грешника, просить молитв за себя у него.

Бог наградил Своего верного раба. Иову вернулось здоровье. У него было снова семь сыновей и три дочери, а скота стало вдвое больше прежнего, и жил Иов еще сто сорок лет в почете спокойно, благочестиво и счастливо.

История многострадального Иова учит нас, что Бог посылает несчастья и праведникам не за грехи, а для еще большего утверждения их в добре, для посрамления диавола и прославления правды Божией. Затем история жизни Иова раскрывает нам, что не всегда земное счастье соответствует добродетельной жизни человека, учит нас быть сострадательными к несчастным.

Иов, своими невинными страданиями и терпением, прообразовал Господа Иисуса Христа. Поэтому в дни воспоминания страданий Иисуса Христа (на Страстной седмице) в церкви читается повествование из книги Иова.

Праведник, главное действующее лицо одноимённой ветхозаветной книги.

Кни-га Ио-ва со-сто-ит из 2 час-тей: про-за-ические по-ве-ст-во-вательные об-рам-ле-ния (про-лог - гла-вы 1-2; эпи-лог - гла-ва 42, сти-хи 7-17) и рит-ми-зи-рованных по-этических глав. В про-ло-ге опи-сы-ва-ет-ся не-по-роч-ный, че-ст-ный и бо-го-бо-яз-нен-ный жи-тель зем-ли Уц Иов, ко-то-ро-го с до-зво-ле-ния Бо-га ис-пы-ты-ва-ет са-та-на , при-шед-ший пред-стать пред Гос-по-дом ме-ж-ду «сы-на-ми Бо-жии-ми» (Иов. 1:6). Пра-вед-ный Иов об-ре-ка-ет-ся на го-ре и стра-да-ние: гиб-нут его 10 де-тей и всё иму-ще-ст-во, сам он по-ра-жён му-чи-тель-ной бо-ле-знью (1:13-2:10). При этом са-та-на вы-сту-па-ет не как про-тив-ник Бо-га, а как враг и об-ви-ни-тель че-ло-ве-ка. Он за-яв-ля-ет, что Иов чтит Бо-га не бес-ко-ры-ст-но, а лишь по-то-му, что Бог по-мо-га-ет ему (1:9-10), сто-ит от-нять у пра-вед-ни-ка иму-ще-ст-во, де-тей и здо-ро-вье, и он про-кля-нёт Бо-га (1:11, 2:5). В по-этической час-ти кни-ги пред-став-ле-ны дис-кус-сия Иова с дру-зья-ми и от-вет ему Бо-га. Иов жа-лу-ет-ся на свою участь, об-ви-ня-ет дру-зей в не-до-ста-точ-ном со-чув-ст-вии к его стра-да-ни-ям (6:14-30, 16:1-5), ут-верж-да-ет свою не-по-роч-ность (гла-вы 23, 27, 31), тре-бу-ет су-да с Бо-гом (9:29-35, 16:21-22). Он об-ви-ня-ет Гос-по-да в не-спра-вед-ли-во-сти Его кар (гла-ва 10), те-ря-ет ве-ру в воз-дая-ние за доб-ро-де-тель (гла-ва 21) и в спра-вед-ли-вость ус-та-нов-лен-но-го Бо-гом по-ряд-ка ве-щей (гла-ва 24). Дру-зья Иова ут-верж-да-ют прин-цип выс-шей спра-вед-ли-во-сти: Бог на-ка-зы-ва-ет греш-ни-ков и воз-наг-раж-да-ет пра-вед-ни-ков (4:7-9). Стра-да-ния Иова и его не-же-ла-ние при-знать свою не-пра-во-ту скло-ня-ют дру-зей к мыс-ли, что сам Иов - ве-ли-кий греш-ник (гла-ва 22). Бог, всту-пив-ший в спор, не объ-яс-ня-ет Иову при-чи-ну его бед-ст-вий, но по-ка-зы-ва-ет не-со-изме-ри-мость че-ло-ве-че-ско-го стра-да-ния и ве-ли-чия Твор-ца ми-ра, ча-стью ко-то-ро-го яв-ля-ет-ся че-ло-век (гла-вы 38-41). Иов бе-рёт на-зад свой вы-зов, «от-ре-ка-ет-ся и ра-ска-и-ва-ет-ся в пра-хе и пеп-ле» (42:6). В про-за-ическом эпи-ло-ге кни-ги Бог сто-ри-цей воз-наг-ра-ж-да-ет Иова за стой-кость в стра-да-ни-ях (42:10-17) и по-ри-ца-ет его дру-зей за то, что те го-во-ри-ли о Нём «не так вер-но, как раб... Иов» (42:7). Иов упо-ми-на-ет-ся так-же в других книгах Библии (Иез. 14:14; Иак. 5:11 и др.) и в Ко-ра-не (су-ры 6:84, 21:83, 38:41-43). Имя Иова встре-ча-ет-ся в апок-ри-фический «Апо-ка-лип-си-се Пав-ла» (гла-вы 27, 49). Су-ще-ст-ву-ет так-же апо-кри-фическое «За-ве-щание Иова», на-пи-сан-ное на греческом языке.

День па-мя-ти в Русской пра-во-слав-ной цер-к-ви - 6(19) мая, в Рим-ско-ка-то-лической цер-к-ви - 10 мая.

Про-за-ические и по-этические час-ти Кни-ги Ио-ва пред-став-ля-ют со-бой, по за-клю-че-нию современных ис-сле-до-ва-те-лей, не-за-ви-си-мые, но ин-кор-по-ри-ро-ван-ные од-но в дру-гое, литературные про-из-ве-де-ния. Осо-бен-но-стью кни-ги яв-ля-ют-ся сло-ва (свыше 100), встре-чаю-щие-ся толь-ко в ней. С од-ной сто-ро-ны, язык кни-ги (осо-бен-но в диа-ло-гическом дис-кур-се) де-мон-ст-ри-ру-ет зна-чительное влия-ние ара-мей-ско-го языка, что по-зво-ля-ет го-во-рить о со-став-ле-нии по-ве-ст-во-ва-ния на се-ве-ре Па-ле-сти-ны или да-же о его пе-ре-вод-ном ха-рак-те-ре. С дру-гой сто-ро-ны, име-на дру-зей Иова, от-ра-жаю-щие их про-ис-хож-де-ние, - Ели-фаз Фе-ма-ни-тя-нин, Вил-дад Сав-хея-нин, Со-фар На-ами-тя-нин - мо-гут ука-зы-вать на связь по-этической сю-жет-ной ос-но-вы с Эдо-мом (тер-ри-то-рия к югу, юго-во-сто-ку от Мёрт-вого моря). Зем-ля Уц отож-де-ст-в-ля-ет-ся с Эдо-мом так-же в Пла-че Иере-мии (4:21). Клю-че-вые сю-жет-ные зве-нья Кни-ги Ио-ва де-мон-ст-ри-ру-ют влия-ние древ-не-пер-сид-ской (сю-жет о са-та-не), а так-же древ-не-еги-пет-ской и ва-ви-лон-ской литературной тра-ди-ций (фи-гу-ра пра-вед-ни-ка, сю-жет ис-пы-та-ния пра-вед-ни-ка). Боль-шин-ст-во современных ис-сле-до-ва-те-лей да-ти-ру-ет про-за-иче-скую часть Кни-ги Ио-ва вре-ме-нем до VI века до нашей эры, по-этический текст - меж-ду VI-IV веками до нашей эры. Гла-вы 28 и 32-37, воз-мож-но, яв-ля-ют-ся позд-ней-ши-ми встав-ка-ми.

Кни-гу Иова ком-мен-ти-ро-ва-ли и ис-сле-до-ва-ли ещё в древ-но-сти; к ней об-ра-щались бо-го-сло-вы, фи-ло-со-фы, пи-са-те-ли (Еф-рем Си-рин, Гри-го-рий I Ве-ли-кий , Ав-гу-стин Бла-жен-ный, И.В. Гёте, А.С. Пуш-кин, С. Кьер-ке-гор, Н.А. Бер-дя-ев , М. Бу-бер и др.). На-счи-ты-ва-ют свыше 30 ин-тер-пре-та-ций толь-ко основные те-мы этой кни-ги, сре-ди ко-то-рых: судь-ба Иова - при-мер тер-пе-ния для всех стра-даю-щих, осо-бен-но не-вин-но; стра-да-ние пра-вед-ни-ка яв-ля-ет-ся сред-ст-вом очи-ще-ния ду-ши; пра-вед-ник стра-да-ет за кол-лек-тив-ный грех все-го на-ро-да; оп-рав-да-ние Бо-га (тео-ди-цея); ука-за-ние на то, что Бог сто-и́т вы-ше лю-бой эти-ки; Бог ис-пы-ты-ва-ет лю-дей, что-бы дать воз-мож-ность им про-явить се-бя, а за-тем воз-дать им; ут-верж-де-ние су-ще-ст-во-ва-ния про-ви-де-ния и пред-оп-ре-де-ле-ния; опи-са-ние ду-хов-ной эво-лю-ции че-рез фи-зи-че-ское и ин-тел-лек-ту-аль-ное стра-да-ние в но-вую иден-тич-ность лич-но-сти; ал-ле-го-рия стра-да-ний еврейского на-ро-да в еги-пет-ском пле-ну; судьба Иова как прообраз страданий и воскресения Иисуса Христа и т.д.

Ико-но-гра-фия. Наи-бо-лее ран-ние изо-бра-же-ния Иова встре-ча-ют-ся в рос-пи-сях си-на-го-ги в Ду-ра-Ев-ро-пос (245-256 годы). В даль-ней-шем ис-то-рия Иова, про-воз-ве-ст-ни-ка вос-кре-се-ния, слу-жив-ше-го об-раз-цом ве-ры и тер-пе-ния, ил-лю-ст-ри-ро-ва-лась во всех ви-дах хри-сти-ан-ско-го изо-бра-зительного искусства: в скульп-ту-ре (сар-ко-фаг Юния Бас-са, 359 год, му-зеи Ва-ти-ка-на; фа-сад северного тран-сеп-та со-бо-ра в Шар-тре, начало XIII века), в ми-ниа-тю-ре (Еван-ге-лие Рав-ву-лы, 586 год, Базилика Лау-рен-циа-на, Фло-рен-ция; «Сло-во Гри-го-рия На-зи-ан-зи-на», 880-883 годы, Национальная базилика, Па-риж; «Иов и уте-ши-те-ли», ми-ниа-тю-ра «Ча-со-сло-ва Эть-е-на Ше-ва-лье» Ж. Фу-ке, 1452-1460 годы), в мо-ну-мен-таль-ной жи-во-пи-си (фре-ска Ни-ко-ло-Дво-ри-щен-ско-го со-бо-ра в Ве-ли-ком Нов-го-ро-де, 1125 год, вит-ра-жи ка-пел-лы Сент-Ша-пель в Па-ри-же, 1239-1248 годы, и Ру-ан-ско-го со-бо-ра, XIII век). Обыч-но Иова из-об-ра-жа-ют си-дя-щим на гнои-ще, с об-на-жён-ным те-лом, по-кры-тым яз-ва-ми, в ок-ру-же-нии тро-их дру-зей, уп-ре-каю-щих его. Сце-ны из жиз-ни Иова вклю-ча-лись в вет-хо-за-вет-ные цик-лы рос-пи-сей (фре-ски Бар-то-ло ди Фре-ди в Кол-лед-жа-та, Сан-Джи-минь-я-но, 1367 год).

Ис-то-рия Иова пред-став-ле-на Т. Гад-ди в пи-зан-ском Кам-по-сан-то (середина XIV века). Ико-на Иова на-чи-ная с XVII века встре-ча-ет-ся в пра-оте-че-ском ря-ду русских вы-со-ких ико-носта-сов (ико-но-стас Тро-иц-ко-го со-бо-ра Ипать-ев-ско-го монастыря, 1652 год). Со-глас-но ико-но-пис-но-му под-лин-ни-ку XVII века, Иов был «сед, бра-да Ни-ко-ли-на. На гла-ве шап-ка… а шу-ба на нём кня-же-ска». Жи-тий-ные ико-ны Иова край-не ред-ки («Жи-тие пра-вед-но-го Ио-ва», XIX век., ГИМ). В эпо-ху Воз-ро-ж-де-ния Иов сре-ди других свя-тых пред-сто-ит Бо-го-ма-те-ри [ал-тарь ц. Сан-Джоб-бе Джо-ван-ни Бел-ли-ни (смотри Бел-ли-ни, се-мья), около 1480 года, га-ле-рея Ака-де-мии, Ве-не-ция; «Ма-дон-на с Мла-ден-цем и пред-стоя-щи-ми Святого Ио-ан-ном Кре-сти-те-лем и Ио-вом» Фран-ча-бид-жо, 1516 год, га-ле-рея Уф-фи-ци, Фло-рен-ция]. В XV-XVI веках Иов по-чи-тал-ся в Западной Ев-ро-пе и как по-кро-ви-тель му-зы-ки и изо-бра-жал-ся в ком-па-нии му-зы-кан-тов, уте-шаю-щих его сво-ей иг-рой («Ал-тарь Ио-ва» А. Дю-ре-ра, 1504 год, Ште-де-лев-ский ху-дожественный институт, Франк-фурт-на-Май-не, Му-зей Валь-раф-Ри-хард-Люд-виг, Кёльн); со-глас-но ле-ген-де, он рас-пла-тил-ся с ни-ми ку-соч-ком сво-ей ко-жи, ко-то-рый чу-дес-ным об-ра-зом пре-вра-тил-ся в зо-ло-тую мо-не-ту (ми-ниа-тю-ра, ил-лю-ст-ри-рую-щая по-эму «Де-вять чте-ний из Ио-ва» П. Нес-со-на, XV век, Национальная базилика, Па-риж). В XVII веке сю-же-ты из жиз-ни Иова бы-ли по-пу-ляр-ны в жи-во-пи-си ба-рок-ко: кар-ти-ны «Мно-го-ст-ра-даль-ный Иов» Х. Се-гер-са (1-я половина XVII века, Нац. га-ле-рея, Пра-га); «Же-на, на-сме-хаю-щая-ся над Ио-вом» (Ж. де Ла-ту-ра, около 1635 года, Де-пар-та-мент-ский му-зей Во-ге-зов, Эпи-наль) и др. Ро-ман-тическим па-фо-сом про-ник-ну-ты ил-лю-ст-ра-ции к Кни-ге Ио-ва У. Блей-ка (1818-1825 годы, ак-ва-рель).

Иллюстрации:

«Иов Мно-го-ст-ра-даль-ный». Ми-ни-а-тю-ра из Ки-ев-ской Псал-ти-ри. 1397. Рос-сий-ская на-цио-наль-ная биб-ли-о-те-ка (С.-Пе-тер-бург). Архив БРЭ;

Х. Се-герс. «Мно-го-ст-ра-даль-ный Иов».1-я пол. 17 в. На-цио-наль-ная га-ле-рея (Пра-га). Архив БРЭ.