Интерьеры особняка смирнова на пятницкой. Особняк П.П

В Москве сохранилось множество особняков прошлых столетий, по которым можно буквально читать историю купеческой и дворянской Москвы. В каких-то особняках работают музеи, а какие-то переданы в частную собственность или принадлежат государственным органам, различным посольствам. Вот и особняк Смирнова был превращен в Дом приемов, поэтому мне удалось попасть внутрь с экскурсией буквально чудом. Продолжая хорошую традицию Шагаю.ру, рассказываю об очередном закрытом для свободного посещения особняке, который приобрел в 19 веке известный предприниматель Петр Петрович Смирнов (да-да, тот самый род основателей знаменитого бренда водки) и заказал декор и перестройку дома известному архитектору Шехтелю. И одним модерном тут не обошлось…

Перед входом в особняк

Особняк Смирнова

Прогуливаясь по Тверскому бульвару, обратите внимание на болотно-зеленый дом в стиле модерн с выступающим железным балконом (Тверской бульвар д.18. с.1). Это здание дворянской усадьбы, которую заказал изменить Шехтелю магнат Петр Петрович Смирнов. Здание глобально не перестраивалось, упор был сделан на декор, как внутренний, так и внешний, перепланировку и изменение фасада. Симметричность бывшей дворянской усадьбы с двумя флигелями не сразу бросается в глаза из-за именных окон, балкона с одной стороны и других декоративных приемов.


Особняк Смирнова

Балкон стал одним из камней преткновения данного проекта. Дело в том, что он оказался выше уровня пола той комнаты, из которой можно было бы на него выйти. Как сказала экскурсовод, за это Шехтеля неоднократно обвиняли в том, что он плохой архитектор. Однако, сделал он это осмысленно, потому что, опустив балкон до уровня пола, он сделал бы невозможным проходить под ним людям. Представляю, как отреагировала бы пафосная публика Москвы 19 века, если бы на модном «променаде» им дорогу преградило «железное чудище».


Особняк Смирнова


Особняк Смирнова

Перед тем, как перейти к рассказу и фотографиям интерьеров дома Смирнова, хочу сказать пару слов о входах в здание. Вход с левой стороны здания предназначался для жителей дома, через него мы и попали в особняк. Через этот вход можно было сразу подняться в кабинет, минуя залы для гостей. С правой стороны вход был гостевой, а соответственно гораздо пышнее и праздничней. Одна шикарная лестница и необыкновенные камины чего стоят – войдя в парадный холл, невольно открываешь рот. Но! Фотографировать там нельзя, теперь это все принадлежит Пенсионному Фонду России, спасибо, что разрешили зайти на 5 минут просто посмотреть, потоптаться у порога. Охранник (ну вот чисто сериальный персонаж) решил с нами пообщаться и рассказал, что эта лестница ведет в комнату, в которой Смирнов повесился, а теперь там сидит важный чиновник. Мы посмеялись, но, правда это или нет – не знаю.

Совсем чуть-чуть истории

В лучшие годы обновленного Шехтелем особняка, начиная с 1906 и вплоть до Революции 1917, в нем был открыт клуб Московского русского собрания, работал ресторан. В общем, в этот особняк был в центре светской жизни. А если представить, что Тверской бульвар был в то время практически единственным в городе, то понятно, почему сюда стремились все горожане, откуда атмосфера раздолья и веселья.

Ходили слухи, что этот особняк Петр Петрович заказ построить для своей любовницы. Но экскурсовод развеяла этот миф, объяснив, что к этому моменту он был безнадежно женат на этой «любовнице» и даже успел обзавестись с ней общими детьми.

Как и большинство богатых семей России, с приходом Революции, они бежали заграницу, а особняк был национализирован. Но благодаря реставрации в наше время, хотя бы с экскурсией мы можем заглянуть в дом такого знаменитого человека, как Петр Петрович Смирнов. И это очень здорово!

Интерьеры дома Смирнова созданы в самых разнообразных стилях. Не удивляйтесь, если из эпохи Ренессанса в следующем зале вы окажетесь в Древнем Египте.

Фотографии интерьера особняка Смирнова

За время часовой экскурсии нам удалось увидеть несколько залов особняка:

Египетский зал Романская гостиная Классический зал (ренессанс) Аванзал в стиле модерн Готический кабинет Рокайльная комната, напоминающая о рококо Греческий классический зал

Поднимаемся по лестнице, которая предназначалась для обычной жизни обитателей дома Смирнова.Первым делом попадаем в готический кабинет хозяина, в котором царит модная в то время камерная атмосфера, дополняемая деревянным потолком и темными цветами интерьера.


Особняк Смирнова

Из мебели в комнате стоят диван, кресла и журнальный столик, но, как я поняла, это не подлинные вещи семьи Смирновых. Кстати, кроме этого гарнитура в особняке больше нет мебели, так что смотрим именно залы и декор Шехтеля. Вход в кабинет происходил напрямую с непарадного входа, чтобы в него можно было попасть без прохождения через анфиладные помещения. Здесь можно было работать, вести встречи в приватной обстановке, что немаловажно для предпринимателя.В кабинете самое ценное с точки зрения творчества Шехтеля – потолок и двери.


Особняк Смирнова

В помещениях, именуемых «Рокайльная комната» и "Будуар" нам, как туристам, был интересен великолепный потолок с затейливой подсветкой, а также камин. Не буду рассуждать о подлинности, не знаю.


Особняк Смирнова


Особняк Смирнова


Особняк Смирнова

В аванзале рука Шехтеля угадывается безошибочно, стоит только посмотреть на лестницу в стиле модерн. Изогнутые перила напоминают особняк Ребушинского, только здесь лестница гораздо меньше и скромнее.


Особняк Смирнова


Особняк Смирнова

На стенах можно разглядеть декор, относящийся к Средневенковью, как бы намекая, что в следующем зале мы увидим Романский стиль.И правда, пройдя крошечный аванзал, мы очутились в Романской гостиной – самом красивом помещении особняка Смирнова, на мой взгляд.


Особняк Смирнова


Особняк Смирнова

Я даже не сразу поняла, что первым делом хочу рассмотреть: то ли камин, декорированный сценой средневекового сражения, то ли шикарную витражную композицию окон во всю стену.Стена с витражами ясно указывает на романо-готический стиль, если присмотреться, то увидите роспись на тему дерева жизни.


Особняк Смирнова

Камин заслуживает отдельного внимания, не просто так вся экскурсионная группа к нему буквально прилипла. Сцену битвы поддержива.т романские колонны, стоящие на лежачих львах, а у основания колонные – головы то ли людей, то ли чудовищ.


Особняк Смирнова


Особняк Смирнова

Напротив камина находится ложный балкон.


Особняк Смирнова

Потолок также притягивает взгляд. Вообще, в этой комнате создается впечатление, как будто ты попал на сцену театра.


Особняк Смирнова

Вскоре мы оказались в классическом зале, в котором царит атмосфера позднего Ренессанса. Относительно предыдущих помещений эта комната довольно большая, имеет правильную прямоугольную форму. Мебели здесь нет, можно лишь полюбоваться камином и старинным зеркалом.


Особняк Смирнова

Потолок украшен лепниной, Шехтель использовал для декора любимую им тему морских чудищ, поддерживая ее сине-зеленой гаммой.


Особняк Смирнова

Из окна классического зала можно увидеть тот самый балкон, о котором я писала в начале отзыва.


Особняк Смирнова


Особняк Смирнова

Египетский зал в особняке оказался самым большим и самым, на мой взгляд, новодельным. Декор со сценками из египетских мифов выполнен со вкусом, здесь нет аляпистых красок. Самая фишка зала – потолок, напоминающий по форме солнце, а это не спроста, ведь декорирован он мифами на солярную тему, т.е солнечную.

Особняк Смирнова

Также мы увидели Греческий зал, но, к сожалению, он был настолько маленький для такой большой группы туристов, что даже сфотографировать его толком не получилось. На этом экскурсия закончилась, по лестнице мы спустились к выходу.


Особняк Смирнова

Мои впечатления о посещения особняка Смирнова весьма смешанные, потому что толпа, которая еле помещалась в зал, несколько напрягала, восприятие не то. Сходить в особняк рекомендую, так как интересна история знаменитого рода, в декоре залов, слава богу, сохранились весьма любопытные детали. Ну а фанатам Шехтеля вообще не стоит думать!

Городской особняк по адресу Тверской бульвар, 18 в Москве получил свой нынешний вид в самом начале XX столетия. Проект выполнил для Петра Петровича Смирнова - представителя купеческого рода водочных «королей» - архитектор .

Еще в начале 60-х годов восемнадцатого века здесь находились владения Василия Васильевича Истлентьева - ротмистра конного гвардейского полка, но уже в 1763 году участок с домом был выкуплен Александром Григорьевичем Петрово-Солововым - генерал-поручиком.

В послепожарной Москве место числилось уже за графом Владимиром Григорьевичем Орловым, а далее, в девятнадцатом столетии, дом неоднократно переходил из рук в руки и перестраивался. В результате этого здесь появился «ампирный особнячок», внутренние объемы которого создавали некий конгломерат строений разных эпох, что отражалось даже в планах комнат и залов: разноуровневые полы, многочисленные лабиринты комнат и служебных помещений.

Наконец, в 1900 году, 28 ноября, особняк у тогдашнего собственника Николая Петровича Малютина - потомственного почетного гражданина - выкупает для своего семейства Петр Петрович Смирнов, отдав за него почти 300 тысяч рублей.

Фото 1. Тверской бульвар, 18 в городе Москве

К тому времени Петр Петрович состоял в счастливом браке с Евгенией Ильиничной Морозовой, с которой воспитывал троих детей: Татьяну с братьями Арсением и Алексеем. В 1900 году родилась уже Ольга.

До своего переезда в Москву из Санкт-Петербурга, купец занимался чаеторговлей вплоть до 1893 года, пока по настоянию отца и создателя водочной империи Петра Арсеньевича Морозова не был задействован в семейном бизнесе. Таким образом в 1894 году и было образовано «Товарищество водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных вин П.А. Смирнова» с уставным капиталом под 3 миллиона тогдашних рублей.

Семья Петра Морозова росла и в отцовском особняке на места стало не хватать, после чего Петр Арсеньевич решается на покупку дома для семьи сына.


Фото 2. Бывший особняк Петра Петровича Смирнова на Тверском бульваре

Архитектура городского особняка

Вопросами реконструкции выкупленного особняка на Тверском бульваре, 18 занялся сам Петр Петрович, для чего пригласил зодчего Шехтеля, с которым их семья была к тому времени прекрасно знакома.

Была поставлена задача устройства красивого и приличного жилья с обязательным сохранением имевшегося многоуровневого внутреннего устройства. В то же время, заказчик пожелал сделать особняк украшение Тверского бульвара, поэтому особое внимание Шехтель уделил уличному фасаду, оставив практически без изменений стены со стороны двора.

Доминантой главного фасада стал кованый балкон, напоминающий своим видом корабль, плывущий над головами проходящих под ним людей. На него можно было попасть через парадный зал особняка.


Вторым по значимости элементом стал высокий аттик, оформленный высокими витражными окнами и с размещенным на нем картушем с личной монограммой хозяина.

Первый уровень особняка отвели под хозяйственные нужды, а вот на втором этаже Шехтель сумел создать великолепно скомпонованную анфиладу жилых комнат для взрослых членов семьи и парадных залов. Непосредственно детская половина находилась в мансарде.

Главную лестницу изготовили из белого натурального мрамора, а сама балюстрада была оформлена с использованием любимого Шехтелем приема - в виде набегающей волны. На втором этаже марша находился внушительный оконный проем с фасетным многоцветным стеклом, которое в солнечные дни отбрасывало вокруг мозаику из всех цветов радуги.

На стенах вестибюля висели парадные портреты Петра Петровича и Евгении Ильиничны.


Все залы городского особняка в доме №18 по Тверскому бульвару были оформлены в разных стилях.

Так, парадная столовая с деревянными панелями, цилиндрическим сводом, приземистыми колоннами, огромным камином и стрельчатым окном с встроенными витражами относилась к романскому стилю. Большая гостиная декорирована в классическом виде: богатая лепнина, зеленоватый оттенок стен и потолочная роспись, в которую Шехтель вплел монограмму-вензель хозяйки.

Особо выделялся Египетский зал, для увеличения площади которого была выстроена пристройка со стороны двора. Декор был представлен копиями рисунков в золотисто-бежевой гамме, выполненных с древних папирусов, а также египетскими колоннами. Именно здесь хозяева проводили выставки реалистической живописи, которая не особо сочеталась с имевшимся антуражем.


Для хозяина - Петра Петровича - Шехтелем был обустроен рабочий кабинет, оформленный в готическом стиле. Для самой Евгении Ильиничны был предусмотрен изящный будуар, главным украшением которого стал парусный потолок с орнаментальной лепниной с изображение роз, двумя изваяниями женских фигур, одетых в тунику, и освещением через плафоны, напоминающих распускающиеся бутоны.

В особняке Смирнова на Тверском бульваре, 18 имелся и зимний сад с разнообразными растениями и даже небольшим зверинцем. Помещения для детей оформили с использованием сюжетов русских сказок.

В 1821 году это был нарядный ампирный особняк с двумя отдельно стоящими флигелями, типичный представитель застройки Тверского бульвара пушкинского времени. Чуть позже дом сросся с флигелями, а в 1901-1903 годах Федор Осипович Шехтель перестроил его по заказу известного винозаводчика Смирнова. Он изменил постройку всего лишь несколькими штрихами, которые тем не менее придали ей совсем иной характер. Главным украшением сдержанного фасада стал кружевной кованый балкон, напоминающий плывущий по волнам корабль – излюбленная Шехтелем морская тематика.

В ХIX веке роскошное здание, творение знаменитого на весь мир русского архитектора эпохи модерна Федора Шехтеля, было центром русской общественной жизни. В шикарных интерьерах парадных помещений с 1906 года проходили праздничные дворянские собрания, проводились концерты с участием С. Рахманинова и Ф. Шаляпина, пышно отмечались значимые события. Роскошь интерьеров должна была соответствовать статусу «новой русской» элиты начала ХХ века. Парадные помещения, собранные в анфиладу, сменяют один архитектурный стиль другим: «Романский зал», «Классический зал», «Египетский зал», «Рокайльная комната», «Будуар», «Кабинет». Здание являлось не только одним из самых богатых, но и одним из самых передовых в плане технического оснащения.

У этого дома странная судьба. Строился для красивой жизни, а стал местом прописки одного из самых невесёлых учреждений города. Один из наиболее богатых домов дореволюционной Москвы, одна из интереснейших построек Шехтеля, находящаяся на самом известном бульваре города, – и при этом, почти никаких упоминаний в литературе. Дело в том, что долгие годы особняк П.П. Смирнова принадлежал городской прокуратуре и был одним из «закрытых» памятников в столице.
В 1922 году здесь размещается Революционный военный трибунал, а потом разместилась Военная прокуратура. Судебные заседания проходили прямо в Романском зале. Тем самым для обычных москвичей вход в этот историко-архитектурный памятник оказался закрытым на многие десятилетия.
Реставрация парадных залов, проведенная в 2005-2006 годах, вернула им прежнее великолепие. В последнее время его занимают различные ресторанные и клубные заведения. Частью дома владеет Пенсионный фонд.

Особняк П.П. Смирнова – сплетение невероятных событий и судеб в мистических интерьерах. Нам предоставляется редкая возможность побывать во «Дворце водочного короля».

Это интересно:
Инженерные новшества Ф. Шехтеля в особняке Смирнова:
- одно из первых зданий в Москве с центральным паровым отоплением с собственной котельной, (до середины 90-х ХХ века использовались немецкие радиаторы начала ХIХ века, заменены только при реставрации);
- один из первых в Москве особняк с полной электрификацией, включая использование встроенных светильников в декорации залов (прообраз современных подвесных потолков со встроенным освещением);
- первый дом с принудительной вентиляцией (прообраз современных кондиционеров);
- первый особняк, где в зимнем саду – оригинальное применение промышленных принципов остекления: большие металлические рамы 2,5 х 3 метра с мелким членением, с устройством двойного остекления – (прообраз современных стеклопакетов). Такие окна практически не замерзали и при большом освещенном объеме сохраняли тепло.

Московский модерн в лицах и судьбах Соколова Людмила Анатольевна

Особняк П.П. Смирнова на Тверском бульваре, № 18 (1901–1903)

Этот особняк Франц Шехтель построил (при участии известного архитектора А.А. Галецкого) по заказу сына «водочного короля» П.А. Смирнова – Петра Петровича.

Тот приобрел за 299 тысяч рублей у потомственного почетного гражданина Николая Петровича Малютина участок с несколькими зданиями на Тверском бульваре.

Кстати, растиражированные слухи о том, что особняк был перестроен «для любовницы, которая затем стала его законной супругой», и другие – не более чем миф. Я склонна доверять фактам, приведенным в ЖЖ Николая Подосокорского – историка идей, литературоведа, литературного критика, кандидата филологических наук, что и вам советую.

Особняк П.П. Смирнова

Франц Осипович перестроил старый ампирный особнячок в величественное здание, с фасадом, прорезанным длинными витражными окнами и увенчанным высоким щипцом, на котором располагался картуш с монограммой владельца, отчасти напоминающее замок. Длинный балкон второго этажа с оригинальной кованой решеткой напоминает корабль. Здание было оснащено по последним техническим достижениям своего времени: собственное водяное отопление, вентиляционная система, канализация, горячая и холодная вода. И конечно же телефонизировано.

Первый этаж был отдан хозяйственным службам. На второй этаж вела мраморная лестница, напоминающая застывшую волну. Там располагалась анфилада парадных залов и жилых комнат хозяина и хозяйки, отделанных в разных стилях, что привычно для гениального архитектора, – он продумывал мельчайшие детали интерьера. Кабинет Петра Петровича был сделал в готическом стиле, а в будуаре Евгении Ильиничны потолок был в форме надутого ветром паруса, украшенный по углам богатым лепным орнаментом. Большое значение Франц Осипович придавал освещению. Это и уникальные окна с «горящими» витражами и фасетными стеклами, преломляющими лучи света и дающие эффект дополнительного освещения, многоярусные люстры и потолочные светильники в форме распускающихся бутонов роз…

Детские комнаты, оформленные по мотивам русских сказок, располагалась в мансарде. В дворовых флигелях жила прислуга. Была и собственная конюшня, которая выходила на Малый Гнездниковский переулок. А еще здесь был большой зимний сад с диковинными растениями и даже небольшой зверинец.

После Октябрьского переворота особняк, естественно, реквизировали. С 1922 года здесь заседал Революционный военный трибунал, а затем – городская прокуратура. В 1990-х годах часть особняка отдали Пенсионному фонду РФ. А в 1994 году его потеснили, подселив сюда фирму «Мелодия», у которой отобрали храм Святого Андрея в Вознесенском переулке, № 8, который президент Борис Ельцин пообещал королеве Англии Елизавете II во время ее визита в Москву вернуть англиканской общине.

Потом в здании сменялись клубы и рестораны, а сейчас, после реставрации, вернувшей зданию былое великолепие, находится Дом приемов и торжеств «Империя».

Благодаря Петру Арсеньевичу Смирнову (1831–1898), которого еще при жизни называли «водочным королем», русская водка, в частности «Смирновская», известна всему миру.

История о том, как бывший крепостной крестьянин из деревни Каюрово Ярославской губернии, начинавший половым в московских трактирах, стал купцом 1-й гильдии, одним из самых богатых людей России, создателем «водочной империи», поставщиком дворов его императорского величества и его императорского высочества великого князя Сергея Александровича, потомственным почетным гражданином и коммерции советником, кавалером орденов Анны, Станислава и Владимира, описана и рассказана не раз.

У создателя «Товарищества водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных вин П.А. Смирнова» Петра Арсеньевича было пятеро сыновей и семь дочерей.

Нас интересует старший сын – владелец особняка Петр Петрович Смирнов (1868–1910).

Вначале отец отправил его в Санкт-Петербург, потом вернул в Москву и сделал одним из директоров созданного «Товарищества». После смерти отца именно он продолжил семейное дело, потому что у остальных братьев к нему душа не лежала: Николай предпочитал работе удовольствия, а у Владимира появилась страсть – лошади, и он стал крупным коннозаводчиком.

Петр Петрович был щедрым благотворителем: членом Московского совета детских приютов, попечителем Долгоруковского детского приюта, старостой Благовещенского и Верхоспасского соборов Московского Кремля.

Женат он был на Евгении Ильиничне, урожденной Морозовой. У них были дети: Татьяна, Арсений, Алексей, Ольга и Анатолий. Семья была крепкая и счастливая. Но вдруг такое несчастье: в 1910 году Петр Петрович тяжело заболел фолликулярной ангиной и скоропостижно скончался.

Евгения Ильинична осталась одна с пятью детьми да еще во главе бизнеса. С началом Первой мировой войны Россия приняла «сухой» закон и ввела государственную монополию на водку – это сильно ударило по «Товариществу П.А. Смирнова».

Сошлюсь опять на И. Подосокорского:

«Но вопреки всяким слухам и позднейшим измышлениям семья Евгении Ильиничны до самой революции проживала в этом особняке. Никакому клубу его не сдавали, и никакого синематографа она тут открывать не хотела. Старшая дочь и сын к тому времени создали свои семьи и жили в доме на Пятницкой. Революцию в этом доме встретила Евгения Ильинична с тремя младшими детьми. Дом заняли юнкера, которые вели из дома обстрел красноармейцев, штурмующих соседний особняк градоначальства.

Послереволюционная судьба семьи очень печальна. Евгения Ильинична, стремясь спасти семью, вышла замуж за итальянского делового партнера Смирновых (итальянского консула Далла Вале Ричи. – Авт. ) и уехала с ним в Японию. Но детей им взять не разрешили, и они остались в России. Алексей и Анатолий погибли в 1920-х годах. Татьяне с дочкой удалось в 1926 году уехать в Париж. Сын Арсений много скитался по Средней Азии, где умер в середине XX века…»

После национализации завод, некогда принадлежавший Смирновым, продолжал работать, превратившись позже во всемирно известный «Кристалл».

Сумевший уехать за границу младший из сыновей «водочного короля» Владимир вывез технологию и рецепты знаменитых водок и зарегистрировал бренд Smirnoff, который у него затем перекупили компаньоны. Сейчас бренд принадлежит не потомкам «водочного короля», а крупному британскому производителю напитков Diageo.

Из книги Москва и москвичи автора

Из книги Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1930-1940-е годы автора Андреевский Георгий Васильевич

Глава четвертая ДОМ НА ПОКРОВСКОМ БУЛЬВАРЕ Не дом, а целое «жилтоварищество». – Василий Сергеевич находит свою любовь. – Задание НКВД. – Семейный совет. – «Компромат». – Аресты начались. – Городецкий оправдывается. – Берия восстанавливает законность. – Не судите,

Из книги Технология власти автора Авторханов Абдурахман Геназович

IV. ГРУППА СМИРНОВА Расправа Сталина была жестокой, систематической и целеустремленной. До сих пор она не давала промаха. Ликвидируя действительных врагов, сталинцы рассчитывали на предупреждение и устрашение возможных врагов. Чистки и расправы должны были отучить

Из книги Все о Москве (сборник) автора Гиляровский Владимир Алексеевич

Ночь на Цветном бульваре Дырка в кармане! Что может быть ничтожнее этого?А случилось так, что именно эта самая маленькая, не замеченная вовремя дырка оказалась причиной многих моих приключений.Был август 1883 года, когда я вернулся после пятимесячного отсутствия в Москву и

Из книги Почему Сталин проиграл Вторую мировую войну? автора Винтер Дмитрий Францович

Глава XXVI Взрыв на бульваре Ататюрка Если Россия подчинит Турцию, она станет сильнее всей остальной Европы. (К.Маркс, 1853 г.) 24 февраля 1942 г. на бульваре Ататюрка в Анкаре некий террорист бросил бомбу в германского посла в Турции фон Папена. Заговорщик не рассчитал, затянул с

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Дом Петра Петровича Смирнова на Тверском бульваре Это здание цвета «кофе с молоком» на Тверском бульваре считают самым загадочным творением в стиле модерн. И не зря считают. За его довольно сдержанным фасадом с выносными эркерами, арочными проёмами окон, кованой

Из книги Секретные операции ХХ века: Из истории спецслужб автора Бирюк Владимир Сергеевич

«Охотники» на «Бульваре «Скадов»» 2 августа 1990 г. войска Ирака вторглись в Кувейт, небольшой эмират, очень богатый нефтью. Отсюда, из Персидского залива, иракские дивизии могли двинуться на юг в направлении нефтяных месторождений Саудовской Аравии, необходимо было лишь

Из книги Неизвестная война императора Николая I автора Шигин Владимир Виленович

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. ПАМЯТНИК НА МАТРОССКОМ БУЛЬВАРЕ Как могла бы сложиться жизнь Казарского, останься он живым? Скорее всего, Казарский пополнил бы ряды ближайших соратников Николая I, таких, как генералы П. Киселев, А. Чернышев, А. Орлов и другие. По крайней мере, Николай,

автора

Особняк А.И. Кекушевой на Остоженке, № 21 (1900–1903) Вначале несколько слов о самой улице.Когда-то в этом месте рядом с Москвой-рекой были пойменные заливные луга, на которых после покоса сушилось в стогах сено, вот и название стог – Остожье, а позже – Остоженка (в 1935–1986 годах

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Доходный дом Кекушевой на Остоженке, № 19 (1900–1903) Доходный дом Грязнова на Остоженке, № 17 (1901) Практически параллельно со строительством замка Лев Николаевич при участии архитектора В.С. Кузнецова на собственные средства строит рядом доходный дом № 19. И дом № 17 – по

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк В.Д. Носова на Введенской площади (Электрозаводская улица, № 12) (1903) На месте Введенской площади, в низине, вплоть до 1800 года, находился «прачечный пруд» на реке Хапиловке. Указом Павла I пруд засыпали, берега Яузы благоустроили, недалеко построили церковь Введения

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк М.Г. Понизовского на Поварской улице, № 42 (1903) Я сознательно отступила от хронологии, поскольку особняк Миндовского более известен, и соседний дом, № 42, принято с ним сравнивать, а не наоборот. Особняк М.Г. Понизовского Так вот, двухэтажный дом № 42, расположенный

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк С.П. Рябушинского на Малой Никитской улице, № 6/2 (1900–1903) Эта постройка не зря считается одним из шедевров не только самого архитектора, но и московского модерна в целом.Налицо все излюбленные приемы этого стиля. Все четыре фасада здания выглядят абсолютно

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк А.И. Дерожинской в Кропоткинском переулке, № 13 (1901) Это здание по праву считается одним из лучших творений Шехтеля и входит в десятку самых ярких образчиков московского модерна.Его заказала Францу Осиповичу, уже ставшему к тому времени самым модным архитектором

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Высоцких в Огородной слободе, № б (1900–1901) Этот чудный особняк в переулке Огородная слобода (ранее назывался Чудовский переулок, потом Фокин переулок, затем до возвращения исторического названия – переулок Стопани, в честь революционера и советского партийного

Из книги Москва и москвичи автора Гиляровский Владимир Алексеевич

Ночь на Цветном бульваре Дырка в кармане! Что может быть ничтожнее этого?А случилось так, что именно эта самая маленькая, не замеченная вовремя дырка оказалась причиной многих моих приключений.Был август 1883 года, когда я вернулся после пятимесячного отсутствия в Москву и

Особняк Смирнова, о котором сегодня пойдет речь, расположен на Тверском бульваре. Понятно, что такое место в центральной части города использовалось под застройку давно, но мы будем рассматривать интерьеры, созданные в самом начале ХХ века. В 1900 году эти владения приобрел Петр Петрович Смирнов – старший сын основателя династии, учредителя всемирно известного водочного бренда Петра Алексеевича Смирнова. Для перестройки особняка был приглашен известный и очень популярный в Москве архитектор Франц-Альберт Шехтель. Архитектор работал над домом дважды: в 1901-1903гг и по просьбе наследников в 1910-1913гг. Ф.Шехтель не стал кардинально перестраивать особняк, он лишь изменил планировку, объединил ряд построек под одним фасадом и оставил разноуровневое внутреннее устройство дома, обыграв его в интерьерных решениях. Здание получилось разноэтажным и протяженным, не помещающимся в объектив. Давайте рассмотрим фасад особняка. Вот вид с Тверского бульвара на левую часть здания. Обратите внимание на малозаметный эркер – выступающий, полностью застекленный балкон, потом мы увидим его изнутри

Вот центральная часть особняка Смирнова, трехэтажная…

…вот правая часть

На самом деле в особняке больше этажей, чем кажется. Во-первых, первый этаж особняка Смирнова стал полуподвалом из-за поднятия культурного слоя Тверского бульвара на 70 см. Во-вторых, с бульвара, к счастью, не видна мансарда, надстроенная в 1990-х годах. Все залы, по которым мы с вами пройдем, расположены вдоль фасада и окнами выходят на Тверской бульвар. Запомните огромное трехчастное окно с витражами и мотив лепнины в верхней части окон и арки

Особого упоминания заслуживает ажурный балкон. Он поднят на уровень гораздо выше пола комнаты, к которой относится. А вот причины такого решения называются разные: от ошибки архитектора, который был очень востребованным и одновременно вёл несколько объектов, до необходимости дать возможность прохода под ним по улице. Также противоречивы мнения о том, можно ли на него выйти: где-то балкон назван чисто декоративным, где-то говорят о возможности выхода на него. Кстати, я нигде не встречала таких рассуждений про эркер, хотя там то же самое решение, как мы потом увидим.

Сразу оговорюсь, что я не была в правой части здания, т.к. её занимает Пенсионный фонд РФ — не то ведомство, которое охотно демонстрирует свои интерьеры. В утешение можно сказать, что интересных объектов в части, занимаемой ПФ РФ, находится немного. Это парадная лестница из белоснежного итальянского мрамора (кстати, её первый пролёт можно увидеть с улицы через стекло двери), лепнина на потолке, барельефы на стенах, оформление дверных групп

Именно по этой лестнице попадали в особняк Смирнова гости. Сейчас посетители проходят для осмотра залов через так называемый Северный вестибюль, небольшая входная дверь которого находится слева от арки под витражным окном. При входе надо спускаться по ступенькам, так как пол вестибюля ниже уровня бульвара – это тот культурный слой, о котором я упоминала выше. Пол Северного вестибюля имеет очень своеобразное покрытие

Пол Северного вестибюля особняка Смирнова на Тверском бульваре

Своды вестибюля изначально были расписаны, но росписи не сохранились. В углу вестибюля ломаный дверной проём, в который видна мраморная лестница, ведущая на второй этаж, где располагаются основные помещения

Вот вид на косой дверной проём сверху, с межлестничной площадки. Обратите внимание, что лестница здесь тоже не прямая, она ломано изгибается и ….

…за поворотом открывает нам лестничный холл в классическом стиле, со строгими прямыми линиями…

…и таким же классическим оформлением

Лестница разделяется и ведёт в разные помещения. Одно из них – кабинет, его ещё называют готическим, но сейчас оснований для такого определения не осталось. Из подлинного тут потолочные балки из мореного дуба, очищенные при реставрации от многих слоев краски…

…и двери, также восстановленные. Обратите внимание, рисунок в верхней части двери повторяет рисунок лепнины на фасаде здания

Кабинет имеет выход в эркер, расположенный в левой части фасада. На последнем фото видно, что уровень пола эркера приподнят по отношению к кабинету и что выход в эркер был изначально предусмотрен

Помещения спланированы так, что в кабинет можно попасть сразу с лестницы, минуя прочие помещения: это удобно и для работы занятого бизнесмена, и для деловых встреч. Рядом с кабинетом находится будуар хозяйки или малая гостиная

Она примечательна своим потолком – парусными сводами с цветами и листьями розы…

…и угловым камином из розового мрамора, с густо-бирюзовой внутренней отделкой плиткой «кабанчик». Камин декоративный, так как в усадьбе было сделано центральное отопление с собственной котельной. Вообще особняк Смирнова был оборудован по последнему слову техники: полная электрификация, принудительная вентиляция, в зимнем саду рамы двойного остекления (по принципу нынешних стеклопакетов).

Из будуара и с лестницы можно пройти в так называемый Романский зал или Романскую гостиную, одно из самых впечатляющих помещений особняка. Стена напротив окна оформлена в виде арки с орнаментом из кедровых веток и медальонами с изображениями мифических зверей

У стены напротив окна стоят мощные колонны со стилизованными капителями

Капители колонн в Романском зале

У боковой стены находится монументальный камин с барельефом, изображающим сражение средневековых рыцарей

Этот барельеф поддерживают две колонны, которые опираются на спины лежащих львов …

Лев у камина в Романском зале

…а вверху оканчиваются капителями с витиеватым растительным узором, в котором обнаруживаются …какие-то демонические лица!

Капители колонн камина в Романском зале

Возможно, в оформлении камина Ф.Шехтель зашифровал смысл, не очевидный при беглом осмотре. Дело в том, что на барельефе камина нельзя различить своих и врагов, победителей и побежденных, это просто битва всех со всеми. И это бессмысленное убийство людьми друг друга как апофеоз зла (дьявольские маски), опирающегося на власть (львы в основании). В гостиной есть ещё один барельеф, с более очевидно читаемыми символами – на противоположной стене, у окна, над проходом в аванзал

Здесь изображены дерущиеся дракон и собака – масонские символы. Эту сцену можно трактовать как вечную битву за душу человека

Барельеф в Романском зале

Ещё хочу обратить внимание на тщательную проработку мельчайших деталей. Вот как оформлена площадка перед камином. На этом фото также видно, что внутренняя часть камина выполнена из плитки «кабанчик» коричневого цвета

Площадка перед камином в Романском зале

Романский зал выдержан в коричневых и зеленых тонах. Стены обшиты мореным дубом, оконные рамы так же выполнены из того материала, а подоконники – из мрамора

Подоконник в Романском зале

Романская гостиная занимает в высоту два этажа и именно её высокие тройные окна мы видели с бульвара. Витраж изображает виноградную лозу, простенок заполнен растительным узором

Витражное окно Романского зала

Потолок Романского зала полуцилиндрический, с выделенными ребрами и крупным орнаментом из неровных спиралей на светлом поле

Потолок Романского зала

Переход потолка в стену оформлен широкой темно-зеленой полосой с изображениями зверей и птиц. К потолку на цепях подвешена люстра, которая очень удачно вписалась с интерьер, хотя появилась здесь гораздо позднее

Люстра Романского зала

Дело в том, что после революции в особняке разместились сначала Революционный военный трибунал, а потом, на много лет, Военная прокуратура. Вот военный прокурор Москвы и привез после войны из Германии в качестве трофея эту люстру, выполненную в югендстиле – направлении модерна, характерном для Германии.

Из Романского зала через проём с барельефом дракона и собаки попадаем в аванзал – фактически проходную комнату, призванную оформить перепад уровня пола между разными частями строения

По изогнутости дубовых перил, по фонарику в начале лестницы сразу можно узнать Шехтеля

Витая лестница аванзала

Посмотрите, как капитально выполнены окна в этой проходной комнате, по сути – коридоре

Подоконники аванзала

Вот завершение оконных рам-пилястр

Из аванзала через такие вот двери

проходим в следующую комнату анфилады – Рокайльную или Розовый зал. Здесь восстановлен только потолок, но какой!!!

Всмотритесь в завитки лепнины – по углам изображены женщины в туниках – так называемые «декадентские дамы»

Помимо несомненных художественных достоинств, этот потолок примечателен и новациями в техническом плане. Здесь придумано и реализовано то, что впоследствии назовут встроенными светильниками и точечным освещением. И это было выполнено сто с лишним лет назад! Впоследствии Шехтель в своих проектах будет неоднократно использовать такой способ освещения, но такого утонченно-изящного воплощения уже не повторится

Из Розовой гостиной попадаем в Классический зал — второй по величине зал анфилады. Он выполнен в стиле позднего ренессанса, посвящен морской тематике и выдержан в зеленоватой гамме. Здесь сохранились только потолок и камин.

В центре потолка в пустом восьмиугольном плафоне скорее всего было живописное панно. Фотографий потолка не сохранилось, поэтому росписи не восстановили. Все остальное пространство потолка декорировано лепными рельефами на тему морской стихии с изображениями мифических персонажей — сирен, нереид — и разных фантастических морских существ

Фантастические морские чудища – один из любимых декоративных приемов Шехтеля

Помимо морских нимф, здесь изображены духи моря или морские боги в фас и профиль

Моя любовь на все времена – подоконники начала прошлого века 🙂

Именно из этого зала виден тот кованый балкон, про который я говорила при обзоре фасада. По моим фотографиям не видно, возможен ли на него выход, и я не помню комментариев экскурсовода на эту тему. Давайте просто полюбуемся линиями и мотивами, характерными для модерна

Вид на балкон из Классического зала

Напротив окон расположен камин из темно-зелёного мрамора с внутренней отделкой плиткой «кабанчик» коричневого цвета. Камин украшен зеркалом в лепном обрамлении. По этой же стене находятся двери в следующий зал – Египетский, куда мы и направимся.

Египетский зал – единственный, который не является частью анфилады и выходит окнами не на Тверской бульвар, а на внутренний двор. Это самый большой зал, площадью более 200 кв. м. Он изначально предназначался для масштабных мероприятий: художественных выставок, балов и больших приёмов. Вот вид на Египетский зал от входа из Классического зала

Вот вид с противоположной точки, от окон. На месте массивных колон до шехтелевской реконструкции была стена, а сам зал было флигелем

Зал выдержан в бежево-золотистой цветовой гамме. Стены оформлены декором, напоминающим порталы египетских храмов. Такие же обрамления вокруг больших, квадратных, доходящих почти до пола, окон

Верхняя часть порталов украшена рельефными изображениями и росписями с египетскими мотивами

Оформление верхней части портала

В верхней части стен, перемежаясь с порталами, по периметру всего зала тянется фриз с иероглифами и росписями на темы Древнего Египта

Выступы на месте снесенной стены оформлены капителями с лотосами и площадками с иероглифами

На стенах имеются и крупные изображения, во всю высоту стены

В центре потолка восьмиугольный плафон с символическим изображением Ра, бога солнца Древнего Египта.

Плафон на потолке в Египетском зале

При реставрации обнаружилось оригинальное инженерное и художественное решение. Светильник плафона крепился не на потолке, а был опущен ниже, что позволяло незаметно расположить за ним вентиляционное отверстие, что было очень важно для танцзала. От центрального светильника расходятся не то лучи, не то змеи – символы египетских божеств, связанных с солнцем. По периметру плафона изображены сцены из жизни египетских фараонов

Из Египетского и Классического залов можно попасть в Греческую гостиную. Это небольшая комната продолжает анфиладу залов вдоль Тверского бульвара. Напротив окна расположена пара колонн ионического ордера из искусственного мрамора

По периметру стены под потолком тянется лепной фриз на античную тему с изображениями колесниц, воинов и обслуживающих их ремесел

Изначально здесь был проход в ту часть особняка, которая сейчас отдана Пенсионному Фонду и наглухо изолирована от просмотренной нами.

Наша прогулка по особняку Смирнова окончена. До новых встреч в прекрасных интерьерах!