Иулиа́ния Лазаревская, Муромская. Житие святой праведной иулиании лазаревской

Жизнеописание святой Иулиании Лазаревской написано ее сыном. Это единственное сохранившееся подробное описание жизни святой, восполняющее сторицей недостаточность сведений о других.

Родилась Иулиания в 30-е годы XVI в. в г. Плосне у благочестивых дворян Иустина и Стефаниды Недюревых. Шести лет она осталась круглой сиротой. Бабушка с материнской стороны взяла девочку к себе в город Муром. Через 6 лет умерла и бабушка, завещав своей дочери, уже имевшей 9 детей, взять на воспитание 12-летнюю сироту.

Иулиания пользовалась любой возможностью помочь другим. Она избегала детских игр и забав, предпочитая пост, молитву и рукоделие, чем вызывала постоянные насмешки сестер и слуг. Она привыкла подолгу молиться со множеством поклонов. Кроме обычных постов налагала на себя еще более строгое воздержание. Родственники были недовольны, боялись за ее здоровье и красоту. Иулиания терпеливо и кротко переносила упреки, но продолжала свой подвиг. Ночами Иулиания шила, чтобы одевать сирот, вдов и нуждающихся, ходила ухаживать за больными, кормила их.

Слава о ее добродетелях и благочестии разнеслась по окрестностям. К ней посватался владелец села Лазаревское, что неподалеку от Мурома, Юрий Осорьин. Шестнадцатилетняя Иулиания была выдана замуж за него и стала жить в семье мужа. Родители и родственники мужа полюбили кроткую и приветливую невестку и вскоре поручили ей ведение хозяйства всей многочисленной семьи. Она окружила старость родителей мужа неусыпной заботой и лаской. Дом вела образцово, вставала с зарей, ложилась спать последней.

Домашние заботы не прервали духовного подвига Иулиании. Каждую ночь она вставала на молитву со множеством поклонов. Не имея права распоряжаться имуществом, всякую свободную минуту и многие ночные часы занималась рукоделием, чтобы на полученные средства творить дела милосердия. Искусно вышитые пелены Иулиания дарила в храмы, а остальную работу продавала, чтобы деньги раздать нищим. Благодеяния она совершала тайно от родных, а милостыню посылала по ночам с верной служанкой. Особенно заботилась она о вдовах и сиротах. Целые семьи кормила и одевала Иулиания трудами рук своих.

Имея множество слуг и дворни, она не позволяла одевать и разувать себя, подавать воду для умывания; была со слугами неизменно приветлива, никогда не доносила мужу об их поступках, предпочитая брать вину на себя.

Бесы пригрозили Иулиании во сне, что погубят ее, если она не прекратит благодеяний людям. Но Иулиания не обратила внимания на эти угрозы. Она не могла проходить мимо человеческого страдания: помочь, порадовать, утешить - было потребностью ее сердца. Когда наступило голодное время и множество людей умирало от истощения, она, вопреки обычаю, стала брать у свекрови значительно больше пищи и тайно раздавала голодным. К голоду присоединилась эпидемия, люди запирались в домах, боясь заразиться, а Иулиания тайком от родных мыла в бане больных, лечила их, как умела, молилась об их выздоровлении. Тех, кто умирал, она обмывала и нанимала людей для погребения, молилась об упокоении каждого человека. Будучи неграмотной, Иулиания изъясняла Евангельские тексты и духовные книги. И мужа своего она приучила к частой и теплой молитве. Свекор и свекровь ее умерли в глубокой старости и, приняв перед кончиной постриг. Иулиания прожила с мужем в согласии и любви много лет, родила десять сыновой и трех дочерей. Четверо сыновей и три дочери умерли в младенчестве, а два сына погибли на царской службе. Преодолевая скорбь сердца, Иулиания так говорила о смерти детей: «Бог дал, Бог и взял. Ничтоже искуса греховна не сотвори, и души их со ангелы славят Бога и о родителях своих Бога молят».

После трагической смерти двух сыновей Иулиания стала проситься отпустить ее в монастырь. Но муж ответил на это, что она должна воспитать и вырастить остальных детей. Всю жизнь Иулиания забывала себя ради других, поэтому и на этот раз она согласилась, но упросила мужа, чтобы им не иметь супружеских отношений, и жить как брат с сестрой. Это был рубеж в жизни праведной Иулиании. Она еще более увеличила свои подвиги и стала вести монашескую жизнь. Днем и вечером она занималась хозяйством и воспитанием детей, а ночами молилась, делала множество поклонов, сократив сон до двух-трех часов; спала на полу, положив под голову поленья вместо подушки, ежедневно посещала богослужения в храме, держала строгий пост. Жизнь ее стала непрестанной молитвой и служением.

По болезни и усталости Иулиания одно время перестала часто ходить в храм, увеличив домашнюю молитву. Она была прихожанкой церкви святого Лазаря - брата святых Марфы и Марии. Священник этой церкви услышал в храме голос от иконы Божией Матери: «Пойди и скажи милостивой Иулиании, отчего она не ходит в церковь? И домашняя ее молитва угодна Богу, но не так, как церковная. Вы же почитайте ее, ей уже 60 лет и на ней почивает Дух Святой». После смерти мужа Иулиания раздала свое имущество бедным, лишив себя даже теплой одежды. Она стала еще более строгой к себе; постоянно, даже во сне творила Иисусову молитву. Чем суровее становились подвиги Иулиании, тем сильнее были нападения на нее духов злобы, не желавших признать своего поражения. Однажды, - повествует ее сын, - Иулиания, придя в маленькую комнату, подверглась нападению бесов, угрожавших убить ее, если она не оставит своих подвигов. Она не устрашилась, а только взмолилась Богу и просила послать святителя Николая на помощь. В то же время явился ей святитель Николай с палицей в руке и прогнал духов нечистых. Бесы исчезли, но один из них, угрожая подвижнице, предрек ей, что в старости она сама начнет «голодом помирать, нежели чужих людей кормить».

Угроза беса исполнилась лишь отчасти - Иулиании действительно пришлось страдать от голода. Но ее любящее и сострадательное сердце не могло оставить умирающих от голода без помощи. Это было в страшные годы (1601 - 1603), в царствование Бориса Годунова. Люди, обезумевшие от голода, ели даже человеческое мясо.

С полей своих Иулиания не собрала ни зерна, запасов не было, скот пал почти весь от бескормицы. Иулиания не отчаялась: распродала оставшийся скот и все ценное в доме. Жила в нищете, не в чем было в церковь выйти, но «ни едина нища... не отпусти тща». Когда все средства истощились, Иулиания отпустила на волю своих холопов (и это в XVI веке!), но некоторые из слуг не пожелали оставить госпожу, предпочитая погибнуть вместе с ней. Тогда Иулиания со свойственной ей энергией принялась спасать близких от голодной смерти. Она научила своих слуг собирать лебеду и древесную кору, из которых пекла хлеб и кормила им детей, слуг и нищих. «Окрестные помещики с упреком говорили нищим: зачем вы заходите к ней? Чего взять с нее? Она и сама помирает с голоду. - A мы вот что скажем, - говорили нищие, - много обошли мы сел, где нам подавали настоящий хлеб, да и он не елся нам так всласть, как хлеб этой вдовы... Тогда соседи-помещики начали подсылать к Ульяне за ее диковинным хлебом. Отведав его, они находили, что нищие были правы, и с удивлением говорили меж себя: мастера же ее холопы хлебы печь! С какой любовию надобно подавать нищему ломоть хлеба,... чтобы этот ломоть становился предметом поэтической легенды тотчас, как был съедаем!»

Иулиании приходилось бороться не только с опасностью смерти, спасая своих слуг и близких, но и с еще более страшной опасностью духовной гибели. Ужасна власть голода. Чтобы добыть пищи, люди шли на любое преступление. Иулиания любила своих слуг и считала себя ответственной за их души, которые по ее словам, «были поручены ей Богом». Как воин на поле битвы, она непрестанно боролась со злом, и так сильна была ее молитва и влияние на окружающих, что ни один из близких ей людей не запятнал себя преступлением, во время общей разнузданности это было настоящим чудом.

От нее не слышали ни слова ропота, печали, напротив все три голодных года она была в особом приподнятом и радостном настроении: «Ни опечалися, ни смутися, ни поропта, но паче первых лет весела бе», - пишет ее сын.

Перед кончиной Иулиания призналась, что давно желала ангельского образа, но «не сподобилась ради грехов своих». Она попросила у всех прощения, дала последние наставления, поцеловала всех, обернула вокруг руки четки, трижды перекрестилась, и последними ее словами были: «Слава Богу за все! В руки Твои, Господи, предаю дух мой». Присутствовавшие при кончине видели, как вокруг головы ее появилось сияние в виде золотого венца «яко же на иконах пишется». Произошло это 10 января 1604 года.

Явившись во сне благочестивой служанке, Иулиания повелела отвезти свое тело в Муромскую землю и положить в церкви святого праведного Лазаря. В 1614 году, когда копали землю рядом с могилой Иулиании для ее умершего сына Георгия, были обретены мощи святой. Они источали миро, от которого шло благоухание, и многие получали исцеления от болезной - особенно больные дети.

Чудеса на могиле праведницы свидетельствовали, что Господь прославил смиренную рабу свою. В том же 1614 г. святая праведная Иулиания была причислена к лику святых.

Кроме жития святой, в XVII веке была написана служба, составление которой приписывается ее сыну Дружине Осорьину. На иконе второй половины XVII века «Собор Муромских святых» святая Иулиания изображена вмести со святыми Петром и Февронией, князьями Константином, Михаилом и Феодором Муромскими. В Муромском музее есть икона, на которой святая Иулиания изображена вместо со своим мужем Георгием и дочерью, инокиней Феодосией, ставшей местночтимой святой.

С XVIII века фамилия святой Иулиании - Осорьина писалась как Осоргина. В роде Осоргиных старшего сына всегда называли Георгием в память предка. Род святой Иулиании не угас - ее потомки оставили свой след в истории России. Один из них, Георгий Михайлович Осоргин, был расстрелян на Соловках - это описано у Солженицына в «Архипелаге ГУЛАГ». В Париже живет Николай Михайлович Осоргин - профессор Православного богословского института, автор ряда книг, он же регент Сергиевского подворья, основанного его дедом в Париже. На подворье есть икона святой праведной Иулиании Лазаревской.

Храм в селе Лазаревское, где находились мощи святой Иулиании (в четырех верстах от Мурома), был закрыт в 1930 году. Рака с мощами, перенесенная в Муромский краеведческий музей, стояла рядом с мощами святых Петра и Февронии Муромских. В год тысячелетия Крещения Руси начались хлопоты о возвращении мощей в православный храм Мурома. И сегодня мощи святой праведной Иулиании Лазаревской открыто почивают в храме Благовещения Пресвятой Богородицы бывшего Благовещенского монастыря города Мурома.

У интеллигенции дореволюционной России была своя любимая святая: Иулиания Лазаревская или Муромская. Она была примером для всех людей, видевших свое предназначение в служении человечеству.

В наиболее просвещенных семьях того времени на повести об Улиании Осорьиной (именно так ее звали в миру) воспитывали младшее поколение. Иконы с изображением этой святой были особо хранимы и почитаемы, хоть и сохранилось их очень мало.

Сама же Ульяна была совершенно обычной, реальной женщиной простого происхождения. Кроме того, она даже не была монахиней. Скорее всего, по этой причине Иулиания не была столь почитаема верующими, как другие святые, имеющие церковное прошлое. С приходом советского времени ее имя и вовсе почти забыли.

Если смотреть на жизнь Ульянии Осорьиной поверхностно, то она ничем не отличается от жизней других женщин того времени.

Родилась святая в 30-х годах 16 века в состоятельной семье в Москве. Ее отец Устин Недюрев был известный в городе человек, так как служил ключником во дворце Ивана Грозного.

Когда девочке исполнилось шесть лет, она осиротела, и бабушка забрала ее в Муром. Девочка с детства была очень скромным ребенком, верующим в Бога. Так, она не любила играть с детьми, отдавая все свое время занятиям рукоделием и молитвой.

Когда девочке исполнилось шестнадцать лет, ее сосватали дворянину Георгию Осорьину. После свадьбы она стала жить в четырех километрах от города в усадьбе мужа, селе Лазарево.

Послушная и добрая девушка приглянулась родственникам мужа, а потому ей поручили вести домашнее хозяйство. С тех пор у нее началась жизнь, привычная для женщин ее круга того времени.

Труды и благотворительность

Но, несмотря на все домашние обязанности, Иулиана не стала менее набожна. Она просыпалась по ночам на молитву, совершая множественные поклоны. Так как она не могла распоряжаться имуществом мужа, то все свободное время, включая ночь, посвящала рукоделию, чтобы на вырученные деньги помогать нуждающимся.

Искусно вышитые полотна она отдавала в церковь, другую же работу продавала, чтобы иметь возможность помочь нищим. Все благие дела она творила втайне от близких людей, отправляя свою служанку по ночам разносить бедным подаяние.

Особой заботой она окружала сирот и женщин, оставшихся без мужей. Благодаря постоянному труду, у Иулиании получалось содержать множество семей. Через некоторое время она стала известна как «монахиня в миру», благотворительница и спасительница всех нуждающихся.

Семейная жизнь

Иулиания прожила с супругом много лет в любви, и подарила ему 13 детей: трех девочек и десять мальчиков. Правда, шестерых из них не стало еще в раннем детстве, а двое погибли позже, уже во взрослом возрасте.

После их гибели, Иулиания решила уйти в монастырь, о чем рассказала мужу и родным, прося у них позволения. Однако супруг отказал ей в этом, сказав, что у нее есть еще дети, которых нужно растить и воспитывать. Но после этого разговора он позволил ей не исполнять супружеские обязанности.

Так как Иулиания привыкла жить в кротости и послушании мужу, она согласилась, показав еще раз почитание супруга и проявив христианское смирение. Она целыми днями работала по хозяйству, а все ночи молилась, оставляя на сон всего два – три часа.

Трудные годы

После того, как святая похоронила мужа, она еще больше окунулась в дела благотворительности. Все доставшееся от мужа имущество она отдала нуждающимся. Сама же при этом довольствовалась малым и вскоре дошла до крайней нужды.

Во времена, когда у власти был Борис Годунов (1601-1603 годах), в Муром пришел голод. То лето было очень дождливым, а в августе уже ударил мороз, вот урожай и не созрел. В дом Иулиании так же пришел голод. Но несмотря на это, женщина продолжала кормить бедных, выпекая хлеб из коры деревьев и сорной травы. Кроме того, хлеба, которые пекла Иулианна, становились не только съедобными, но и приобретали необычайно сладкий вкус.

Вскоре Иулиания заболела, но она так же продолжала вставать на ночную молитву. Перед смертью она созналась, что давно хотела иметь образ ангела, но грехи ее остановили. Все кто присутствовал при смерти Ульянии, заметили похожее на нимб сияние золотого цвета вокруг ее головы. Праведница умерла в 1604 году 15 января. Святую Иулианию погребли, согласно ее завещанию, в Лазарево.

Мощи Иулиании Лазаревской

Через 10 лет, в 1614 году умер сын Иулиании – Георгий. Когда для него копали могилу, то нашли мощи святой, которые не только источали миро и издавали благоухание, но и исцеляли больных, в особенности, детей. В том же году церковь решила канонизировать Иулианию, и праведная была причислена к лику святых.

Жизнь потомков святой Иулиании так же не прошла бесследно. Одного из них, Георгия Михайловича Осоргина, расстреляли на Соловецких островах, о чем написал Солженицын в своем произведение «Архипелаг ГУЛАГ». Другой ее потомок, Николай Михайлович Осоргин, живет в Париже и работает в православном богословском институте в профессорском звании. Кроме того он является автором нескольких книг, а так же регентом Сергиевского подворья, который был основан еще его дедом.

Святые мощи Иулиании хранились в церкви села Лазарево, но в 1930 году храм закрыли. Гробница с останками праведницы, была перенесена в местный музей и поставлена рядом с усыпальницами Муромских святых супругов .

В 1989 году мощи святой вернули Православной церкви. Сейчас они находятся в города Мурома.

В настоящее время также восстанавливается храм, возведенный в честь Архангела Михаила в селе Лазарево (в 6 км от Мурома), где была погребена святая и до 1920-х годов находились ее мощи. В селе находятся святые чудодейственные источники. Это место в настоящее время является подворьем Муромского .

23 августа 2004 года впервые отмечался День благотворительности и милосердия. Празднование было благословлено Патриархом Всея Руси Алексием II.

В 1604 году (400 лет назад) умерла святая праведная Иулиания Лазаревская (Осорьина), прославившаяся благодаря удивительной доброте и аскетичным образом жизни в миру. А спустя десять лет и именно в этот день 10/23 августа 1614 года были обретены мощи святой, и она была причислена к лику святых.

Именно, поэтому, новый для нашей страны праздник милосердия был учрежден 23 августа в день, когда были найдены останки святой Иулиании Муромской.

Хочется отметить еще один удивительный праздник, который тоже отмечается летом на муромской земле: 8 июля — День семьи, любви и верности. Статус всероссийского он приобрел в 2008 году.

Каждое лето, восьмого июля, церковь и все верующие люди, вспоминают жизнь святых супругов, являющихся образцом истинной любви и семейной верности. Именно это объясняет второе название праздника – День Муромских.

Достопримечательности города Мурома и его окрестностей, где мне удалось побывать, есть на этой на карте. Подробное описание каждой из них смотрите .

Читая жития святых, мы часто задаем себе вопрос, как применить написанное на практике. Мы обычные люди. Учимся. Работаем. Заботимся о своих семьях. Воспитываем детей. Почему же жития не часто рассказывают о святых, чья жизнь, как и наша проходит среди повседневных хлопот? Неужели все эти примеры не для нас?

Путь спасения и святости в православии доступен каждому. Поэтому истории обычных людей встречаются в житийной литературе наряду с историями монахов, епископов, царей и князей.

Жития мирян, которые в своей жизни воплотили идеалы святости и были прославлены Церковью особенно ценны для нас как пример. Одна из таких историй произошла в России шестнадцатого – начала семнадцатого веков.

В Муромской земле в селе Лазарево жила Ульяна Осорьина. Была она женой провинциального дворянина по имени Георгий. Пока муж нёс цареву службу в городе Астрахани на южной окраине Российского государства, Ульяна управляла домашним хозяйством и воспитывала детей. Типичная представительница «среднего класса» – как сказали бы сейчас. Но было в её жизни дело, которое ставило рачительную помещицу выше повседневных забот и сделало по-настоящему святым человеком. Это помощь нуждающимся, которую она оказывала на протяжении всей своей жизни.

Жалеть тех, кому трудно и стараться помочь им Ульяна стала еще в юности. Она была очень набожной, но ей редко приходилось бывать в церкви. Село с храмом было далеко от их деревни, и большую часть времени девушка проводила дома, занимаясь прядением и вышивкой. Ульяна не имела возможности служить Богу церковной молитвой, но служила Ему, помогая деревенским беднякам одеждой, которую сама и шила ночи напролёт.

Заниматься благотворительностью она не бросила и после замужества, хотя на неё свалились заботы по руководству поместьем со множеством слуг и крестьян. Голодные годы тогда случались нередко, и милостыня была не просто благочестивым обычаем, а способом спасти чью-то жизнь. Все свободные средства и даже еду со своего стола она отдавала голодающим. Чтобы не смущать строгую свекровь, Ульяна даже прибегла к хитрости.

Свекровь: Что случилось с тобой, Ульяна? Когда хлеба было вдоволь, тогда я не могла заставить тебя покушать ни утром, ни в полдник. Ты всё постилась! А теперь, когда еды не хватает, ты и завтракаешь, и полдничаешь.

Ульяна: Матушка, пока не родились дети, не хотелось мне есть. А теперь, после родов, обессилела я и не могу насытиться. Не только днем, но и ночью постоянно хочется мне есть, но стесняюсь просить у тебя.

Свекровь: Приносите-ка Ульяне есть как попросит. Хоть ночью, хоть утром, хоть когда скажет вам.

И всё, что ей приносили Ульяна раздавала.

Самый большой подвиг, Ульяне Осорьиной довелось совершить в старости, когда дети уже выросли, а муж умер.

В 1601 году в царствование Бориса Годунова в Россию пришел великий трёхлетний голод, вызванный природными катаклизмами. Толпы голодающих бросали свои дома и выходили на дороги разбойничать. В некоторых местах доходило до людоедства. На этом фоне многие землевладельцы наживались на людском горе, продавая хлеб по завышенной во много раз цене. Страна шла к политическому кризису и гражданской войне, а Ульяна продолжала делать, то что делала всю жизнь. Продав собственное имущество, она кормила оставшихся с нею слуг и помогала нуждающимся. Когда же поместье в Лазареве окончательно разорилось, она переселилась в Нижегородскую землю, в деревню Вочнево.

Чтобы хоть как-то прокормиться она приказала слугам делать хлеб из лебеды и древесной коры. Хлеба этого хватало и для того, чтобы раздать нищим. А нищих вокруг было без числа.

Первый нищий: Эй, зачем в Ульянин дом идёте? Она там сама с голоду помирает.

Второй нищий: Много сёл мы обошли, но такого вкусного хлеба не ели.

Первый нищий: Откуда у неё вкусный хлеб-то? Лебеда же одна.

Второй нищий: С молитвой сделан, вот и вкусный.

Пережив голод, Ульяна Осорьина скончалась 10 января 1604 года. Говорят, перед смертью она очень жалела, что так и не приняла монашество. Но через десять лет, когда Смутное время уже подходило к концу, она – обычная мирянка – была причислена к лику святых.

Святая праведная Иулиания Лазаревская, Муромская, а в земной жизни Ульяна Осорьина, любящая жена, мать и чуткая к чужой беде женщина, смотрит на нас с иконописного образа, подтверждая – путь святости доступен каждому.

И сфотографировались все вместе.

иеромонах Варфоломей (Минин),

кандидат исторических наук

«Любовь к Богу и человеку как высшая нравственная категория»

«На рамо вземши крест свой

последовала еси Христу

милостынею, постом и молитвою,

Всехвальная Иулиания милостивая

И всем в мире живущим

Правило явилася еси жития»

Из тропаря

святой праведной

Иулиании Лазаревской

В сонме святых в земле Владимирской просиявших Святая Церковь в чине праведных жен прославляет святую праведную Иулианию Лазаревскую (Муромскую).

Первое описание жития праведной Иулиании принадлежит ее сыну - Дружине (Каллистрату) Осорьину. Повесть о Иулиании Лазаревской (Муромской) представляет собой, собственно говоря, не канонический текст жития, построенного по законам агиографического жанра. Это, прежде всего, записи биографического характера. В простоте и безыскусности повествования, являющегося в истории древнерусской литературы единственным образцом биография древнерусской женщины, скрывается историческое свидетельство «о том, как глубоко Евангелие могло войти в совесть и преобразить жизнь древнерусского человека.»

Родилась праведная Иулиания в городе Плосне предположительно в середине 30-х гг. XYII века. Прожила она около 70 лет и преставилась в преддверии «Смутного времени» в 1604 году. В дни ее земного бытия на Московском престоле пребывали цари Иоанн IY Васильевич, Феодор Иоаннович и Борис Годунов. Это была эпоха митрополита Макария, Стоглавого собора, время взятия Казани, урощения Великого Новгорода, "опричнины" и годины тяжелых испытаний, обрушившихся на Русскую землю в последней четверти 16 века. И на фоне этих величественных исторических событий, затронувших течение жизни многих людей и народов, внешне незаметно и притаенно протекала духовная жизнь угодницы Божией.

Родители праведной Иулиании были людьми благочестивыми и занимали высокое социальное положение. Ее отец - Иустин Недюрев был ключником при дворе Великого московского князя. Мать- Стефанида Григориева была родом из города Мурома. В возрасте шести лет Иулиания осиротела и была взята на воспитание Анастасией Никифоровой - своей бабкой со стороны матери. Таким образом, она была взята в Муром. На попечении своей бабушки она находилась 6 лет. После ее кончины в возрасте 12 лет она переходит на воспитание к своей тетке Наталии. Сохранились свидетельства об ее духовном устроении. Нет, в жизни человека, более важных дней, чем годы детства, когда устрояется сам строй человеческой души - заносчивой или смиренной, любящей или обидчивой, имеющей страх Божий или дерзкой. Хотя храм находился в двух верстах от селения, где жила Иулиания, и она в силу этих обстоятельств не имела возможности слушать поучения от Божественных словес, но сам Дух Божий обрел в ней пристанище и наставлял глаголами благими. От детства она имела в себе страх Божий -«была Иулиания с раннего детства кротка и молчалива, незаносчива и негорда…» Эту детскую черту - смирение и послушание она сохранит во всей своей последующей жизни.

После четырех лет пребывания в доме своей тетки в возрасте 16 лет она была выдана замуж за состоятельного и добродетельного человека Георгия Осорьина (Осоргина). Венчание состоялось в церкви праведного Лазаря в селении ее мужа. Перед своей кончиной она призналась своим детям, что мечтала «принять образ ангельский образ иноческий…» Но, проявляя послушание и смирение, она восприняла как волю Божию решение о браке своих воспитателей и благоговейно выслушала наставления священника Потапия, совершавшего таинства венчания, о высоком смысле христианского брака. Это же послушание и смирение праведная Иулиания оказывала как своему супругу, так и его родителям. Видя ее духовное устроение, кротость и разумность Иулиании передают все "домовое строение".

Как часто домашние дела удаляют нас от Неба, как часто в мирских попечениях гаснет самый высокий духовный пыл. Казалось, что именно в таком положении окажется Иулиания Осоргина, повторив судьбу многих русских женщин. Иулиания должна была заботиться о пропитании для многочисленных слуг, следить за выполнениями ими различных работ

Но духовная жизнь имеет свои законы отличные от законов этого мира, погрязшего в житейских попечениях. Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывал, что "смирению уступают все страсти... Все добродетели усматриваются последующими за ним...", "Все святые признавали себя недостойными Бога: этим они явили свое достоинство, состоящее в смирении". Смирение появляется от видения своего падшего состояния, от осознания своего падения, греховности. Смирение (нищета духа) предшествует другим дарованиям Божиим.

Именно эту добродетель стяжала праведная Иулиания еще в детские годы и была удостоена от Господа иных добродетелей.

По глубокому замечанию профессора А.И. Осипова «Смирение является той первой из добродетелей, на которой зиждется все здание совершенства святых, без которой невозможны ни правильная духовная жизнь, ни приобретение каких-либо иных богоподобных свойств. Если вся лествица добродетелей строится на смирении, то увенчается она той из них, которая больше всех (1 Кор. 13, 13) и которая именует Самого Бога (1 Ин. 4, 6) - Любовью.»

Эту высшую добродетель стяжала святая праведная Иулиания. Она была сама проявлением негаснущей любви Богу и неутомимого попечения о своих ближних.

Хотя Иулиания распоряжалась домашними делами, но она не могла проявлять самочиние и самовольно распоряжаться имуществом своего супруга без его ведома. Она подает милостыню от своего рукоделия, заботится о вдовах и сиротах.

Первая половина XYI века была относительно благоприятна для жизни людей. Изобилие и плодородие Муромского Поочья отмечали иностранные путешественники. Сигизмунд Герберштейн отмечал: « В 24 милях от Владимира прямо на восток, в обширных лесах, в древности было одно княжество: народы его назывались муроманами и изобиловали мехами, медом и рыбою». [ 10] Только под 1557 годом русские летописи сообщают о голоде, поразившем Русскую землю. В этот год были «великие мразы во всю зиму, и ни един день с оттепелем не бывал; и снеги пришли паче меры, многие деревни занесло, и люди померли по деревням, и на путях также много народа кончашася, сии бо мученически кончашася». Церковь совершает усердные моления в связи с этим бедствием. Сохранилось послание митрополита Макария по поводу этого голода.

Праведная Иулиания у родных испрашивает для себя пищу, которую раздает нуждающимся. Она сама занимается погребением умерших от голода и заказывает по ним сорокоусты.

Вслед за голодом Русь посетила моровая язва. Праведная Иулиания берет на себя попечение и об этих несчастных, которых сторонились все, не исключая ближних. Она ухаживает за заразными больными и собственноручно моет их

С особым почитанием праведная Иулиания относилась к Святителю Николаю Мирликийскому. За это она сподобилась явления Великого чудотворца, «источающего всему миру многоценное милости миро». За свою добродетельную жизнь она подверглась нападению бесовского полчища. Праведная Иулиания, увидев множество бесов с оружием грозно идущих на нее, обратилась с горячей молитвой к Господу, Пречистой Его Матери и Святителю Николаю. Святитель Николай, явившейся в ее жилище с Великой книгой, обратил в бегство бесовское войско и утешил праведную Иулианию словами, что сам Христос-Спаситель « повелел мне оберегать тебя от бесов и злых человек.»

В семейной жизни праведная Иулиания не имела себе утешения. Ее муж часто по делам находился по 2-3 года в отъезде. В браке у них было много детей - десять сыновей и три дочери. Четверо сыновей и три дочери ее умерли в младенчестве. Двое из ее сыновей погибли уже взрослыми насильственной смертью. Дети приносили ей много горя и печали. Среди домашних, детей и слуг не редкими были ссоры. Преодолевая сердечную скорбь, праведная о смерти своих чад говорила: «Бог дал, Бог и взял. Ничтоже искуса греховна не сотвори, и души их со ангелами славят Бога и о родителях своих Бога молят».

После гибели своего сына на царской службе праведная Иулиания стала просить мужа отпустить ее в монастырь. Но супруг указывает ей на необходимость завершить дело воспитания детей. Мысли о монастыре не могут исполниться, но ее муж - Георгий Осоргин на просьбы жены решил освободить ее от обязанностей супружества и они живут с этого времени вместе как брат и сестра.

Любящее сердце святой праведной Иулиании простираясь в попечении на дальних, не забывает и о ближних. Святая Иулиания не забывает обетов, данных ею Богу пред святым алтарем в таинстве венчания. Ее отношение к домашним безупречно. Она послушна мужу, попечительна о детях, незабывчива о нуждах своего дома. И только, исполнив до конца свой долг перед домашними, она от полноты своего любящего сердца изливает свое попечение на всех нуждающихся.

По кончине своего супруга праведная Иулиания раздает деньги нищим. Творение Иисусовой молитвы она не оставляет даже во сне.

В 1601-1603 гг. при царе Борисе Годунове наступил страшный голод, во время которого были даже зафиксированы случаи людоедства. В исторических источниках того времени содержатся описания бедствий, посетивших Русскую землю. Жак Маржерет пишет: «В 1601 г. начался великий голод, продолжавшийся три года… В эти три года случались события почти невероятные; казалось почти обычным, если муж бросал и детей, если жена убивала мужа, а мать своих детей, и съедали их… Голод был так велик, что, не считая умерших в других городах, в одной Москве погибло от него более 120 тысяч людей.» Исаак Масса в своем «Кратком известии о Московии» продолжает: «В то время, по воле Божией, во всей московской земле наступила такая дороговизна и голод, что подобного еще не приходилось описывать ни одному историку. Даже матери ели своих детей… И на всех дорогах лежали люди, умершие от голода… Никто ни не смел подать кому-нибудь на улице милостыню, ибо собиравшаяся толпа могла задавить его до смерти. И я сам охотно бы дал поесть молодому человеку, который сидел против нашего дома и с большой жадностью ел сено в течение четырех дней, от чего надорвался и умер, но я, опасаясь, что заметят и нападут на меня, не посмел.». Воцарившийся на царском престоле Борис Годунов пытается оказать помощь бедствующим, но это приводило иногда к результатам прямо противоположным и только усугубляло степень бедствия. Так Исаак Масса отмечает: « Царь Борис от доброго усердия своего повелел раздавать милостыню во многих городах Москвы, но это не помогло, а стало еще хуже, чем было до того, когда ничего ни раздавали: ибо для того, чтобы получить малую толику денег, все крестьяне и поселяне вместе с женами и детьми устремились в Москву из всех мест на сто пятьдесят миль вокруг, усугубляя нужду в городе и погибая, как погибают мухи в холодные дни.» И вот на этом мрачном фоне отчаяния, боязни оказать милостыню нуждающимся или тщетности усилий оказать эту помощь мы видим образ праведной Иулиании. «С полей своих Иулиания не собрала ни зерна, запасов не было, скот пал от бескормицы. Иулиания не отчаялась: распродала оставшийся скот и все ценное в доме. Жила в нищете, не в чем было в церковь выйти, но «ни едина нища…не отпусти тща». Праведная Иулиания, раздав все возможное, сама оказалась в крайней степени нищеты. Она отпустила на волю своих рабов и переселилась в свою Нижегородскую вотчину. Некоторые из ее слуг остались вместе с праведной Иулианией. Пришлось для пропитания собирать лебеду и древесную кору. Из этого праведная Иулиания пекла хлебы и кормилась не только сама, но спасала от голода своих детей, слуг и нищих: На упреки соседей нищие отвечали, «что нигде они не едали такого сладкого хлеба, как у этой вдовы.»

В тяжелые годы голода многие люди страдали не только телесно, но и духовно. Впадали в отчаяние и различные скорби, лишались благодатного чувства сострадания и любви к своим ближним. Исаак Масса отмечает, поразившие его случаи жестосердия богатых людей,- « Многие богатые крестьяне, у которых были большие запасы хлеба, зарыли его в ямы и не осмеливались его продавать; другие же, продавшие и получившие большие деньги, из страха, что их или задушат, или обкрадут, повесились от такой заботы в собственных домах». Все эти три года голода праведная Иулиания не только заботилась о помощи голодающим, но являла образ сострадания и сердечной любви. Как пишет ее сын - Дружина Осорьин в своих воспоминаниях «ни опечалися, ни смутися, ни поропта, паче первых лет весела бе».

В Рождество Христово 1604 года праведная Иулиания почувствовала приближение конца своего земного пути. Она попросила у всех прощения, трижды осенила себя крестным знамением и почила о Господе со словами: « Слава Богу за все! В руки Твои, Господи, предаю дух мой!».

При погребении многие сподобились видеть над ее головой сияние золотого круга "яко же на иконах пишется".

8 августа 1615 года преставился муромский дворянин Георгий Осорьин. В Михайло-Архангельском притворе храма во имя Святого праведного Лазаря селения Лазаревского Муромского уезда начали копать могилу новопреставленному и неожиданно обрели целый, неповрежденный гроб. Местные жительницы, бывшие при погребении, решили открыть гроб и увидели, что он полон благовонного мира. Новость о происшедшем распространилась быстро. Дружина Осоргин - брат почившего, сам убедился в подлинности этого известия, - « и было миро то днем по виду как квас свекольный, ночью же сгущалось как масло багряновидное. Тела же всего не посмели от ужаса осмотреть, видели только ноги ее и бедра целые…»

Так были обретены честные мощи святой праведной Иулиании Лазаревской. Не человеческим произволением, но волею Божией.

Прошло всего десять лет, когда 2 января 1604 года, почила о Господе в возрасте около 70 лет Иулиания Осоргина (Осорьина). Этого времени оказалось достаточно для слабой памяти человеческой, чтобы точное место погребения было забыто. После своей праведной кончины она была 10 января 1604 года погребена около церкви праведного Лазаря. На месте ее погребения был в последствии воздвигнут Михаило-Архангельский храм и сам Архистратиг Божий охранял ее святые мощи до времени обретения.

Со времени обретения мощей начинается почитание святой праведной Иулиании Лазаревской, совершаются чудотворения и исцеления.

С этого времени в церковной памяти не угасает молитвенное почитание великой угодницы Божией, оказавшейся не замеченной своими современниками, но ведомой и знаемой Самим Господом.

В XYII веке были составлены житие и служба святой праведной Иулиании Лазаревской. Их составление приписывается ее сыну Дружине Осорьину, занимавшему место губного старосты.

В церковном календаре 2 (15) января Православная церковь прославляет память святой праведной Иулиании Лазаревской (Муромской). В этом 2004 году исполнилось 400 лет со времени ее преставления. В этот же день Святая Церковь вспоминает преставление преподобного Серафима Саровского (1833). 229 года разделяют эти две памятные в истории Русской Православной Церкви даты. В истории церкви нет ничего случайного и это не простое совмещение двух событий. Житие святой праведной Иулиании открывает нам образ совершенной любви к Богу и своим ближним. В житий праведной Иулиании Лазаревской имеется одно важное упоминание о слышании гласа Божией Матери, исшедшего от Ее образа, священнику церкви Святого Лазаря, духовно окормлявшего праведную. Глас от иконы Богородицы повелел священнику почитать праведную Иулианию, «потому что ей уже не меньше 60-ти лет и Дух Святой на ней почиет». В словаре русских святых, изданном в 1862 году, святой праведной Иулиании дается краткая и выразительная характеристика: «Она была попечительною материю всех неимущих и страждущих». Откуда же в этой слабой телесно женщине была сила поддерживать слабых, быть утешительницей скорбящих? Великий старец преподобный Серафим Саровский в беседе открыл Николаю Александровичу Мотовилову (в ответ на его желание) цель христианской жизни: «Истинная …цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божьяго. Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средство для стяжания Святаго Духа Божьяго. …лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа. … Вот почему господь Иисус Христос сказал: « Всяк, иже не собирает со Мной, той расточает».

Жизненный путь Святой праведной Иулиании был путем стяжания Святого Божьего Духа, а ее добрые дела являлись собиранием со Христом, во Христе и во славу Божию. Само имя Иулиания является царственным именем, связанным с именем римского императора Юлия Цесаря. В имени Иулиании отражается восстановлением человеком своего царственного достоинства, к которому призвал свое создание Творец. Вся жизнь Иулиании было утверждением этого высокого призвания человека, вечного смысла его бытия с Богом и в Боге. Основанием своего духовного роста, вхождения в дарованную Создателем свободу праведная Иулиания положила смирение. Высокая и жертвенная любовь, проявленная праведной Иулиание в своей земной жизни, превосходила слабые и немощные человеческие силы, была высоким даром Божием, плодом жизни в Духе Святом - источнике благодати, явлением Неба на земле.

Благочестивая отрасль благочестивого корене - род Осоргиных не угас. В 18 веке написание Осорьины было изменено на Осоргины. Трагический ХХ век разметал этот род. Один из потомков - Георгий Михайлович Осоргин был расстрелян на Соловках. Хотя посещение богослужений было разрешено только заключенным их духовенства, Осоргин тайно от лагерной администрации посещает Пасхальную службу в единственном на Соловках храме. Не боясь ни угрозы наказания, ни заразной болезни - тифа, который поразил Святителя Воронежского епископа Петра, Георгий Осоргин со Святыми дарами посещает Владыку Петра на Анзере, где находились тяжелобольные. По доносу он был приговорен к расстрелу. Солженицын в своем описании «лагерного царства» книге «Архипелаг ГУЛАГ» описывает последние три дня из жизни потомка праведной Иулиании, повторившего на Соловках ее подвиг ухода за больными: « По доносу посажен в карцер и приговорен к расстрелу. И в этот самый день сошла на соловецкуюпристань его молодая жена! И Осоргин просит тюремщиков не омрачать жене свидания. Он обещает, что не даст ей задержаться долее трех дней, и как только она уедет, пусть расстреляют. И вот что значит самообладание…Ни в одной фразе ни намекнуть…ни дать омрачиться глазам. Лишь один раз (жена жива и вспоминает теперь) , когда гуляли около Святого озера, она обернулась и увидела как муж взялся за голову с мукой.- «Что с тобой?» - «Ничего»,- прояснился он тут же. … Когда пароход отходил от пристани, Осоргин опустил голову. Через десять минут он уже раздевался к расстрелу. Но ведь кто-то же и подарил им эти три дня..»

Другая ветвь рода Осоргиных оказалась в изгнании. Николай Михайлович Осоргин - профессор Православного богословского института в Париже является автором многих книг. Родом Осоргиных было основано в Париже Сергиевское подворье. Почитание праведной Иулиании Лазаревской перешагнуло через границы ее земного Отечества.

В 2006 году Муром посетила внучка в тринадцатом поколении святой Иулиании Лазаревской В преддверии дня памяти св. Иулиании Лазаревской в Муром приехала ее внучка в тринадцатом поколении 76-летняя Ульяна Осоргина. Потомок святой живет в Соединенных Штатах Америки. В первый день пребывания в Муроме Ульяна (Иулиания) Осоргина приложилась к мощам своего праведного предка — милостивой Иулиании, покоящимся в Николо-Набережной церкви. Священник храма отец Сергий подарил гостье медальон с изображением св. Иулиании Лазаревской. Также иностранная гостья приложилась и к мощам святого князя Константина и его чад — Михаила и Феодора, покоящимся в соборе Благовещенского монастыря. Ульяна Осоргина родилась в семье русских беженцев в Париже. Всю свою жизнь женщина посвятила детям. Вот уже не один десяток лет она работает гувернанткой в американской семье. Ее родные племянники выстроили в Санта-Фе храм в честь преподобной Иулиании.

На родине Святой Иулиании в Муромском крае не пресекается людской поток к раке ее святых и цельбоносных мощей. Сам храм в селе Лазаревском, где пребывали ее честные мощи, был закрыт в годину гонений в 1930 году. Мощи были переданы в Муромский краеведческий музей. Празднование Тысячелетия Крещения Руси стало временем выхода русского народа из 70-летнего атеистического пленения. Народу Божию стали возвращать храмы и православные святыни. Церкви были возвращены мощи святой праведной Иулиании Муромской. В настоящее время они находятся в древнем граде Муроме в храме Николы-Набережного. В тропаре святой преподобной Иулиании Муромской Святая Церковь прославляет ее житие как правило « всем в мире живущим…»

Взирая на ее жизнь, удивляясь ее праведной кончине, вспоминая чудесное обретение ее честных мощей, прославляя множество чудес у раки ее святых мощей происшедших, нельзя не увидеть в самой этой жизни прославление силы Божией, в немощи нашей совершающейся.

Святая праведная Иулиания,

моли Бога о нас!

Память ее празднуепия 2 янв. в день престаеления и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых. (По старому стилю).

Св. Иулиании родилась в 30-х гг. ХVI в. в богатой и знатной семье дворян Недюревых. Отец ее, Иустин, или Истома, был ключником при дворе царя Иоанна Грозного. Мать ее звали Стефанидой. Шести лет Иулиания осиротела, и ее взяла на воспитание благочестивая бабка ее с материнскои стороны, но, когда девочке минуло двенадцать лет, умерла и она, и Иулиания осталась в семье своей тетки Наталии Араповой. Здесь ее не поняли. Кроткая, молчаливая, молитвенно настроенная, она казалась странной своим двоюродным сестрам, и они преследовали ее насмешками. Но Иулиания была тверда, когда дело касалось ее убеждений. Ее положение было тем труднее, что в ее времена молодых девушек грамоте не учили, наставников у нее не было, а церковь была далеко от усадьбы ее родных, и посещать ее Иулиании не приходилось. Все женские рукоделия она изучила в совершенстве и все ночи напролет проводила, работая для бедных.

На шестнадцатом году ее выдали замуж за богатого и знатного молодого дворянина Георгия Осорьина, сына владельцев села Лазаревское, находившегося в окрестностях Мурома. Там она и провела почти всю свою жизнь. Сильное впечатление произвело на молодую женщину слово священника, сказанное им новобрачным, о семейной жизни. Вся семья мужа сразу же полюбила и оценила ее. Ей поручили управление домом. Но как ни уставала она от ежедневной суеты, она не оставляла ни своей долгои утренней и вечерней молитвы, ни своей тайной ночной работы на бедных. Милостыню она подавала через преданную ей служанку. Услуг от прислуги, по возможности, она избегала, говоря: «Кто я, чтобы Божие создание служило мне.» Однако же много горя пришлось ей претерпеть из-за слуг, часто испорченных и грубых. Как могла, она старалась покрыть недостатки их и взять их вину на себя. И не раз свекор и свекровь упрекали ее за излишнюю доброту.

В неурожайные и голодные годы (1570- 1572) св. Иулиания втайне удвоила свою милостыню. Когда же затем разразилась эпидемия чумы, она так же тайно ухаживала за больными и хоронила умерших. И раньше она всегда хоронила бедных и молилась за них. Когда умерли родители ее мужа, то на поминовение их и на милостьппо св. Иулиания истратила большую часть своего имущества. Муж ее был на царской службе и часто годами не бывал дома, что доставляло супруге его немало скорби. Из их десяти сыновей и трех дочерей четыре сына и две дочери умерли в детстве. Оставшимся в живых мать посвятила всю свою жизнь, но старший из них был убит на охоте, а другой - в бою. Тогда она стала просить мужа отпустить ее в монастырь. Но он уговорил ее остаться в семье ради оставшихся в живых детей.

Св. Иулиания любила слушать чтение Священного Писания, святоотеческих книг и житии святых, которым она старалась подражать, и муж ее, бывая дома, часто читал ей вслух. Уговаривая ее, он указал ей на слова Космы Пресвитера: «Не спасут нас ризы черные, как не погубят ризы светлые». Она покорилась и сказала: «Да будет воля Божия». Но с тех пор она стала проводить жизнь подвижническую. Спала она теперь час или два на дровах, подложив под голову ключи. Когда весь дом засыпал, она вставала на молитву и молилась до утрени. Потом шла в церковь и, вернувшись после обедни, посвящала весь остальной день домашним делам. По пятницам она совершенно воздерживалась от пищи и проводила весь этот день в строгом уединении, по субботам кормила бедных.

Через 10 лет умер ее муж. Горе детей было страшное, но мать утешала их и наставляла к доброй жизни, чтобы сподобиться христианской кончины, как их отец. «Прежде всего,- говорила она, - любите друг друга, будьте целомудренны и творите милостыню». Милостыня стала ее главной заботой. Имущество свое она уже раздала и входила ради милостыни в долги. Теплые вещи, которые делали еи дети, она раздавала, одевалась зимой как и летом, в башмаки вкладывала ореховую скорлупу.

Однажды суровой зимой, когда Иулиания не в силах была ходить в церковь и молилась дома, пришел к неи священник и сказал, что он услышал голос от иконы Пресвятой Богородицы: «Пойди и скажи милостивой Иулиании: почему она не ходит больше в церковь? Ее домашняя молитва приятна Богу, но не так, как молитва, творимая в церкви. А вы ее почитайте: ей не менее шестидесяти лет, и Дух Святой почивает на ней».

В молодые годы было ей раз в тяжелую минуту жизни явление святителя Николая: задремав после долгои молитвы, она увидела множество бесов, угрожавших ей за ее подвижническую жизнь. Но святитель Николай, к которому она всегда прибегала, явился ей, и бесы исчезли. Он же благословил ее и сказал: «Мужайся, дочь моя, Христос велел мне защищать тебя от бесов и злых людей. Она проснулась и увидела, что кто-то в неизреченном свете выходит из ее комнаты. Она бросилась за ним, но двери все были закрыты,

При конце ее жизни страшный голод несчастного царствования Бориса Годунова заставил ее с семьей и не пожелавшими оставить ее слугами переселиться в пределы нынешней Нижегородской губернии, где еще была пища. Там она велела слугам печь хлеб, смешивая муку с древесной корой и лебедой для себя и для бедных. Количество голодающих увеличивалось, и все они приходили просить у нее хлеба, причем все они уверяли, что он вкуснее испеченного из чистой муки, который раздавало правительство. Там св. праведная Иулиания и скончалась 2 января 1604 г., напутствованная Святыми Тайнами. Болела она всего шесть дней, но на молитву вставала каждую ночь, говоря, что молитву Бог требует и от больных. Перед смертью она сказала: «В молодости я хотела монашеской жизни, но оказалась ее недостойной». Потом она простилась со всеми, обернула четки вокруг своей руки и произнесла свои последние слова на земле: «Слава Богу за все! В руце Твои, Господи, предаю дух мой». И все увидели сияние вокруг ее головы. Утром оказалось, что свечи, которые никто не зажигал, горят вокруг ее тела. Тело свое она велела, явившись одной служанке, погребсти в Лазареве, рядом со своим мужем.

Святые мощи ее были обретены нетленными в 1614 г., когда готовили могилу для сына ее Георгия, причем гроб ее оказался наполненным ароматным миро, от которого исцелялись болящие. Первыми исцеленными быпи дети Чевелевы из Мурома, у которых шла кровь из рук и ног, и множество слепых и других больных Московский дворянин Ковков, страдавший непонятной болезнью, исцелился после того, как натерся песком с могилы праведницы, принесенным ему слугой. Он пришел пешком из Москвы благодарить святую. До последнего времени сохранялся обычай матерям приносить и приводить к мощам св. праведной Иулиании больных детей.

Рядом с ней почивает дочь ее, инокиня Феодосия, могила которой местно чтится. Житие св. праведной Иулиании написано сыном ее Каллистратом (Дружиной) Осорьиным.

  • Село Лазцревасое нахойиось в 4 верастах от Мурома. С 1392 Муром в составе Великого княжества Московского (до начала XV в. - столица Муромскаго княжества). Ныне Муром является районным центрам Владимирской обл. и входит в состав Владимирской епархии. Прав. Иулиания Лазаревская называют также Иулианией Муромской.
  • В пределах Нижегородских прав. Иулиания проживала в с. Вочнево, где и преставилась.
  • В 1614 г. мощи св. прав. Иулиании обретены нетленными и источающими миро. Благочестивый обычай приводить болящих к св. мощам распространился в силу происходящих от них чудесных исцелений.
  • Св. праведница упоминается в числе Муромских святых в рукописи ХXII в.