К вопросу о происхождении князя владимира. Споры вокруг князя Владимира: как на самом деле проходило Крещение Руси Сын ключницы

Сразу несколько СМИ в один голос оповестили жителей Москвы, коих и не спросили, что всё уже решено! "Конкурсная комиссия Российского военно-историческое общества выбрала лучший проект памятника князю Владимиру, который будет установлен на Воробьевых горах в Москве. Об этом в среду, 11 февраля, сообщается на сайте общества. Из десяти представленных проектов конкурсная комиссия, которую возглавляет архимандрит Тихон, выбрала один их двух проектов народного художника России Салавата Щербакова. Победителя определило тайное голосование. Установить памятник князю Владимиру на Воробьевых горах в Москве ранее предложила инициативная группа. В нее входят, в том числе, архимандрит Тихон, лидер байкерского клуба «Ночные волки» Александр Залдастанов, историк Алексей Новоточинов и председатель Центрального совета Всероссийского общественного движения «Народный Собор» Владимир Хомяков. Российское военно-историческое общество поддержало эту инициативу. Памятник князю Владимиру на московских Воробьевых горах будет установлен в 2015 году, к тысячелетию преставления Крестителя Руси. Все выдвинутые на конкурс проекты можно посмотреть на выставке в медиа-палатах Российского военно-исторического общества." http://ria.ru/religion/20150211/1047165383.html http://tass.ru/kultura/1764201

1) До каких пор всякими новомодными скульптурными проектами будут уродовать наш родной город?
2) Какое право Российское военно-историческое общество имеет устанавливать в Москве памятники, без широкого обсуждения горожанами столь сомнительной инициативы, нарушая исторический ландшафт?
3) Кто вообще такие все эти названные, что решили повторить издевательство Зураба Церетели над Стрелкой, но на этот раз аж над Смотровой площадкой! Многометровый уродец крестителя Киева рядом с МГУ и над Лужниками - какому "мыслителю" такое пришло в голову?

Приглашаю всех, кто считает, что князю Владимиру не место на Воробьёвых, сделать перепост со словами - "Князь Владимир Святославич, тебя тут не стояло!"

Где-то в 1017-1018 годах современник князя Владимира Титмар из Мерзебурга http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Thietmar2/frametext.htm писал в своей "Хронике": "VII, 72. Продолжу рассказ и коснусь несправедливости, содеянной приемным сыном князя Светослава, рожденным в не брака неизвестно от кого ключницей Малкой (иудейкой жидовкой) и названным Владимиром. Он взял жену из Греции по имени Елена (Helena) ранее просватанную за Оттона III, но коварным образом у него восхищенную. По ее настоянию он (Владимир. - Сост.) принял святую христианскую веру, которую добрыми делами не украсил, ибо был безудержным и жестоким распутником..." Это свидетельство современника особенно ценно тем, что оно опровергает известный довод церковников, что Владимир преобразился после крещения. Чёрного кобеля не отмоешь добела! И вот этому безудержному и жестокому распутнику хотят поставить 24-х метровую статую рядом с МГУ! Фу! Фу!
Москвичи не допустите такого позора!

Оригинал взят у

Смерть: дата неизвестна
Будутино (?) Отец: некий Малк Любчанин Мать: неизвестна Супруг: Святослав Игоревич (не женаты; наложница) Дети: Владимир I Святославич

Малуша Любечанка (версии: Малка , Мауса, Мауся, Малфреда) (ок. 940-944 г. - ?) - ключница-рабыня великой княгини Ольги , наложница её сына великого князя Святослава Игоревича , сестра Добрыни , мать Владимира Святого .

Поскольку никаких достоверных данных о её происхождении нет, а сыну её довелось стать одним из самых знаменитых русских князей, по поводу родственных связей Малуши (с целью создать определенную репутацию Владимиру, проследив корни его предков по женской линии) было высказано немало гипотез, некоторые из которых являются весьма надуманными и фантастическими.

Биография

О крайне низком социальном положении Малуши свидетельствует оскорбление, нанесенное позже её сыну Владимиру: когда в 979 году Владимиру сватали Рогнеду , дочь полоцкого владетеля Рогволода , она ответила: «Не хочу я за робичича». Этот ответ сильно оскорбил Добрыню, сестру которого назвали рабыней, и после победы, одержанной над Рогволодом, он, по замечанию летописи, приказал племяннику «быть с ней (т.е. овладеть Рогнедой) перед отцом её и матерью».

Брат Малуши Добрыня, ставший воеводой, быть может, тоже начинал свой карьерный взлёт при княжеском дворе с рабских должностей (тем же ключником), что косвенно подтверждают былины.

Да три года жил Добрынюшка да конюхом,
Да три года жил Добрынюшка придверничком,
Да три года жил Добрынюшка де ключником,
Ключником, Добрынюшка, замочником,
Золотой де казны да жил учетчиком...

Как сообщают поздние источники XVI века Никоновская и Устюжская летописи, Владимир Святославич родился в селе Будутине (Будятине) (возможно, д. Будник под Псковом или с. Будятычи (укр.Будятичі) под Владимиром-Волынским), куда разгневанная Ольга отослала беременную Малушу. Это село принадлежало Ольге (или Малуше) и после её смерти было завещано церкви Богородицы.

Точный год рождения Владимира неизвестен. Его отец Святослав родился в , а старший сын Владимира Вышеслав - около , откуда историки выводят год рождения Владимира -й с точностью до нескольких лет.

О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его занимался скорее всего дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было доверять воспитание наследников членам старшей дружины. Затем в 970 году Добрыня (с вероятно 10-летним) племянником был послан великим князем держать Новгород, то есть выступал при нем регентом .

Версии

Отец Малуши «Малк Любчанин»

В настоящее время гипотеза Шахматова считается опровергнутой. Он строил свои выводы на «Хронике» Яна Длугоша , использовавшего не дошедшие до нашего времени русские летописи. У него имя древлянского князя читалось «Мискиня », Шахматов посчитал, что это испорченное «Мистиня », после чего сблизил его с «Мистиша » (Мстислав). Однако в оригинале у Длугоша имя читалось как «Нишкина » (польск. Niszkina ), что делает построения Шахматова ошибочными. Это также делает отождествление Мистиши и Люта Свенельдичей маловероятным . Наиболее обстоятельная критика дана в работах историков А. В. Соловьёва и А. В. Поппэ .

  • М. Грушевский отнесся отрицательно к выводам Прозоровского и Шахматова.

Имя «Малуша»

Первоисточники

  • ПВЛ: 49,247
  • Татищев: 51,204,237,279,307
  • НПЛ: 121,523

Литература

  • Д. И. Прозоровский. О родстве св. Владимира по матери. - Записки Императорской Академии наук, т. V, кн. I. СПб., 1864 .
  • И. И. Срезневский. О Малуше, милостнице в. к. Ольги, матери к. Владимира. - Записки Императорской Академии наук, с. 33.
  • А.Шахматов. Разыскания о русских летописях. Глава ХIV. Свенельдич и сказочные предки Владимира Святославича
  • Владимир Святой. - М .: Молодая гвардия , 1997. - 446 с. - (Жизнь замечательных людей : Серия биографий; Вып. 738). - 10 000 экз. - ISBN 5-235-02274-2

Примечания

  1. Вариант имени Малуши, известный из Никоновской и Архангелогородской летописей
  2. На родине князя Владимира
  3. Владимир Святославович // БСЭ
  4. Дядя по матери
  5. Диба Ю. Літописне Будятино (про місце народження князя Володимира Святославовича та розташування найдавнішої церкви Пресвятої Богородиці) // П’яті « Ольжині читання ». Пліснеськ. 7 травня 2010 року. Львів-Броди, 2011, с.23-28.
  6. ПСРЛ. Т. 9, с. 35; Т. 37, с. 60
  7. Прозоровский Д. О родстве св. Владимира по матери // Записки Императорской Академии наук. - СПб., 1864. - т. V, кн. I. - С. 19
  8. Диба Ю. Історично-географічний контекст літописного повідомлення про народження князя Володимира Святославовича: Локалізація Будятиного села // Княжа доба. Історія і культура. Львів: Інститут українознавства ім. І. Крип`якевича НАН України. - Вип. VI. - С. 37-70
  9. ПВЛ: В год 6478 (970). Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у древлян. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: «Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя». И сказал им Святослав: «А кто бы пошел к вам?». И отказались Ярополк и Олег. И сказал Добрыня: «Просите Владимира». Владимир же был от Малуши - ключницы Ольгиной. Малуша же была сестра Добрыни; отец же им был Малк Любечанин, и приходился Добрыня дядей Владимиру. И сказали новгородцы Святославу: «Дай нам Владимира», Он же ответил им: «Вот он вам». И взяли к себе новгородцы Владимира, и пошел Владимир с Добрынею, своим дядей, в Новгород, а Святослав в Переяславец.
  10. С. Герберштейн. Записки о Московии
  11. Принято считать, что речь здесь идёт о княгине Ольге, которая на самом деле была не женой Владимира, а его бабушкой.
  12. Монархи России
  13. Бернштам Т. А. “Слово” об оппозиции Перун–Велес/Волос и скотьих богах Руси // Полярность в культуре (Альманах “Канун”. – Вып. 2). – Санкт-Петербург, 1996. – С. 108

По примеру Игоря у Святослава было несколько жен (историки насчитывают до шести). Но любимой, самой верной, матерью его сына - будущего князя Владимира, собирателя земли русской, всегда оставалась Малуша. Она не играла ведущей роли в государственной политике, да это было и невозможно при княгине Ольге, а потом и при ее рано возмужавшем сыне. Источники называют Малушу дочерью Малка Любечанина, который был слугой княгини в городе Любече.

Сама Малуша служила у Ольги ключницей, и в ее ведении было все огромное дворцовое хозяйство киевской княгини. Уже это говорит о большом доверии к Малуше и о ее недюжинных способностях в домоводстве и грамотности, так как без знания арифметики экономия невозможна, об умении разбираться в тогдашней «рыночной конъюнктуре» и об отличной памяти. Как таковая должность ключницы не считалась оскорбительной - у киевских князей в слугах и помощниках должны были находиться знатные люди. Это были привилегированные должности, а не рабская повинность. Некоторые сведения можно почерпнуть из второстепенных летописных сводов, в которых Малушу называют Малфрид и приписывают ей смешанное славяно-варяжское происхождение. То, что ее родной брат Добрыня - будущий воевода у киевского князя Владимира - носил чисто славянское имя, также вполне допустимо. Сам князь Святослав является тому примером.

Как бы там ни было, но Святослав сошелся с Малушей без материнского благословения, и хотя из всех его сыновей именно рожденному от Малуши Владимиру суждено было обрести историческую славу и продолжить династию, он в глазах Ольги и ее двора долгое время оставался нелегитимным наследником. Другое дело - его вечный соперник Ярополк, сын «грекини», как пишут источники. С глаз долой, в деревенскую глушь отправила рассерженная Ольга провинившуюся ключницу. Не такой невесты хотела она своему единственному сыну! Согласно летописям там же, в селе Будутино, и родился Владимир примерно в 960 г. Как Святослав примирился с матерью и уговорил ее вернуть в Киев свою опальную фаворитку, остается загадкой до сих пор. Видно, он действительно любил Малушу и опекал ее, хотя и государственные интересы, и нежные чувства (а иначе бы он забыл ее и оставил все, как есть) мирно уживались у Святослава с любовью к остальным представительницам прекрасного пола. В киевском дворце был расквартирован весь «гарем» Святослава - его жены, наложницы и дети.

Неисправимый язычник и многоженец, киевский князь был сыном своей эпохи, и новая династическая иерархия, основанная на принципах законности, преемственности и (преимущественно) единобрачия пока с трудом побеждала царивший вокруг него языческий хаос.

При жизни княгиня Ольга заботилась обо всех наследниках своего сына, но потом судьбу фаворитки надо было решать окончательно. При первой возможности Малуша была отправлена в Новгород, а вместе с ней и Владимир - примерно в 970 г. Так Владимир стал законным новгородским князем, а Малуша - его соправительницей, «невенчанной княгиней». Чувство вины, кроткий нрав или покорность судьбе привели Малушу к тому, что сведений о ней сохранилось крайне мало. Неизвестно, осталась ли она в Новгороде или переехала в спокойную сельскую местность.

На ее гербе можно было начертать старинное изречение «Живи незаметно». Тем не менее, судя по тому, что она и ее брат Добрыня сумели воспитать из княжеского отпрыска великого правителя, Малуша была достойной женщиной, в которой удачно сочетались доброта, наблюдательность и практичность. Первые найденные в Новгороде деревянные мостовые ориентировочно принадлежат к 970-м гг. и свидетельствуют о достаточно развитом городском благоустройстве. После утверждения Владимира на киевском престоле в 978 г. имя Малуши также не упоминается, что некоторыми исследователями трактуется как свидетельство смерти относительно молодой женщины в период между 971 и 978 г. - возможно, от болезни.

Юлия Матюхина. Фавориты правителей России

Ставшая матерью князя Владимира.

Также Малуша была сестрой Добрыни - будущего воеводы Владимира и прообраза былинного Добрыни Никитича.

Ранние годы

Место и точное время рождения Малуши неизвестны. Предполагается, что она происходила из города Любеча, теперь известного как село на Украине, или из Любека - западнославянского города, в настоящее время находящегося на территории Германии. Родилась около 940 года.

У княгини Ольги Малуша находилась в положении рабыни, хотя некоторые исследователи считают её чем-то вроде фаворитки. Последнее вряд ли возможно, учитывая факты унизительного обращения с ней, Добрыней и даже Владимиром.

Так, описывая ранние годы Добрыни Никитича, былины сообщают, что ему пришлось в молодости прослужить и ключником, и конюхом, и придверником, и замочником. Когда князь Владимир сватался за Рогнеду, дочь полоцкого князя Рогволода, та в гневе сказала, что не хочет выходить за «робичича», то есть рабского сына.

Владимир и Добрыня расценили это как серьёзное оскорбление, и Добрыня посоветовал племяннику отомстить - обесчестить Рогнеду на глазах её родителей. Сообщается, что Ольга за что-то разгневалась на Малушу и отослала её в отдалённую деревню.

Незадолго до этого её «взял на ложе» сын Ольги Святослав . От этого контакта она забеременела и уже в деревне родила Святославу сына - Владимира . Впоследствии эту деревню (точнее - село) Ольга подарила церкви Богородицы. Существует несколько версий относительно того, почему Малушу отослали в деревню.

По версии Д. И. Прозоровского, Малуша, будучи христианкой, нарушила заповедь «не прелюбодействуй», совокупившись со Святославом, что и вызвало гнев княгини. Подтверждением этой версии Прозоровский считал запись в одной из летописей, где Малуша названа «миостницей» княгини - то есть раздавала по её приказу милостыню на улицах; это было занятием христианки.

По другой версии, Ольга не сердилась на ключницу, а отослала её подальше от Киева, чтобы уберечь от гибели во время небольшой гражданской войны. Народные волнения начались из-за того, что в Киев по просьбе Ольги приехал епископ Адальберт Магдебургский для распространения христианства. Языческое население города воспротивилось этому и устроило резню, в которой чуть не погиб Адальберт.

Малуша в старости

Отсутствуют данные и о дальнейшей жизни Малуши и о её смерти. Впрочем, существует «Сага о йомсвикингах», рассказывающая о скандинавском братстве и загадочном замке Йомсборг. События в ней происходят в Х веке; определённая часть произведения посвящена жизни русского князя Владимира и его окружения, и в частности, упоминается Малуша в старости.

Мать князя в саге с трудом передвигается, однако обладает даром предсказания. Она предвидит, что в будущем году на Руси не ожидается никаких войн и раздоров, а в Норвегии родится королевич, который будет воспитан на Руси. В данном случае речь идёт о норвежском короле Олафе I Трюггвасоне, который действительно провёл детство и молодые годы в Новгороде и Киеве.

На Русь его взяла с собой мать Астрид, которая бежала сюда к своему брату Сигурду от преследования. Сигурд служил в войске князя Владимира, куда впоследствии был зачислен и Олаф. Однако достоверность саги вызывает сомнения у исследователей из-за некоторых историко-культурных нестыковок. С другой стороны, археологические находки пока что говорят в пользу её подлинности. Так или иначе, это единственный памятник, в котором упоминаются поздние годы Малуши.

Сегодня каждый школьник знает, что 1025 лет назад Русь крестил князь Владимир, внук княгини Ольги. Великое историческое значение этого деяния трудно переоценить. Но сама личность великого князя до сих пор вызывает споры. Например, в Крыму, где Владимир сам принял крещение в завоеванном им Херсонесе, экскурсоводы ставят под сомнение даже его славянское происхождение.

Приехав в крымский Херсонес, я испытала шок. В ответ на вопрос, как пройти к часовне, возведенной на месте крещения князя Владимира , одна из экскурсоводов, сопровождавшая группу украинских туристов, ответила: «К этой беседке теперь экскурсии не водят».

По ее словам, часовню переименовали в честь Климента Римского , который прибыл в Херсонес в I веке.

А Владимир - полужид-полуваряг, - сообщила тетка. - Потому и определили этого язычника-прелюбодея и братоубийцу в крестители, чтобы евреям и русам обирать всех славян было легче.

Так почему же вы Владимирский собор не переименовали? - перебила я, в душе злясь на себя за свою историческую неосведомленность в столь важной теме. - Чтобы туристы ездили, рубли и валюту везли. Бренд все-таки. А чего вы злитесь? Я рассказываю то, что украинские историки давно уже доказали, но экскурсоводам запретили все это российским паломникам говорить, чтобы не оскорблять их «чувства верующих». Неверующие-то сюда деньги пачками не везут, да и нехристи не едут.

Сын ключницы

По приезде в Москву я принялась штудировать исторические источники.

Подтверждения еврейских корней Владимира у серьезных авторов не нашла. Зато на всех националистических сайтах эта версия очень популярна. Вот на таком уровне: «Во всех старых летописях говорится, что Владимир - «сын раввичич», то есть «сын раввина». Потом как-то… кем-то… поменялась одна буква, и появилось «сын рабичич», т.е. уже «сын рабыни». Кто и когда обнаружил эту сенсационную подделку во всех летописях, разумеется, не сообщается. Но всем, кто хоть раз работал в архивах с древними документами, да еще монастырскими, легче представить, что документ просто исчез, чем поверить в то, что в каждом из них кто-то тайно вымарывал букву и заменял другой. Сектанты-неоязычники, запустившие эту версию в канун перестройки, объясняют ее так. Цитирую: «Мать Владимира - одна из наложниц его отца князя Святослава - Малуша (ласкательное от ивритского имени ее отца раввина Малка. После падения иудейской Хазарии семиты расползлись по всей Руси) была ключницей княгини Ольги.

Узнав, что Малуша зачала от Святослава, разгневанная Ольга сослала ее в село Будутино близ Пскова, где и родился Владимир… Не лучше относился к плоду своей мимолетной - по пьянке - связи с ключницей и сам Святослав Игоревич… Сына он не любил».

Вот и все доказательства, хотя собиратель древнерусских имен Николай Тупиков приводит около десяти вариантов личных имен и пять образованных от «Малка», которые носили славяне. А известный русский археолог Дмитрий Прозоровский еще в 1864 году сделал открытие и оспорил самого Карамзина , доказав, что Владимир - законный сын Святослава, а Малуша, как и дядя Владимира Добрыня , - потомки князя Мала Древлянского , чей род сыграл выдающуюся роль в истории русской державы.

Изнасиловал жену

Версию о насильственном массовом крещении Киевской Руси не подтверждают даже советские историки-атеисты. Но и не отрицают эпизоды крещения силой небольшой части воинов-язычников в Новгороде и Полоцке, неизбежные при любом не эволюционном развитии событий. Отдельные волхвы периодически бунтовали против новой религии, но свидетельств о повсеместных народных восстаниях нет даже в преданиях.

Русская православная церковь в спор с неоязычниками и националистами не вступала, так как почитает людей святыми вне зависимости от национальности за духовный подвиг. Столько ужасов, сколько она сама рассказала о князе Владимире в период его жизни до крещения, нам сегодня и не придумать! Старшего брата Ярополка , посаженного отцом княжить в Киеве, он повелел убить. Насильно взял в жены его беременную жену - прекрасную гречанку, которую забрал из монастыря и привез из похода отец - Святослав. А до этого не дал Ярополку жениться на полоцкой княжне Рогнеде - сам стал свататься к ней. И за отказ выйти за него прямо на глазах ее родителей овладел плененной Рогнедой , дабы побольнее унизить за то, что предпочла ему брата. После взятия Херсонеса Владимир потребовал от византийского императора Василия II , чтобы тот выдал за него сестру Анну . Иначе, дескать, он возьмет Константинополь. Император согласился, но при условии крещения Владимира.

И Анна стала пятой женой новоявленного христианина. Летопись представляет Владимира так:

«Бе же Володимер побежен похотью женьскою, и быша ему жены водимыя: Рогнед…, от нея же роди четыре сыны: Изеслава, Мьстислава, Ярослава, Всеволода, а две дщери; от Грекине Святополка; от Чехине Вышеслава; а от другое Святослава и Мьстислава и Станислава; а от Болгарыни Бориса и Глеба; а наложниц бе у него 300 в Вышгороде, а 300 в Белегороде, а 200 на Берестове». Крови на Владимире - казалось бы, не отмыться. Но таинство крещения, пусть и совершенного ради корыстной цели, и влияние жены-христианки изменили князя. В благодарность за нее он вернул Херсонес византийцам. И с тех пор память народная не оставила нам ни в сказаниях, ни в летописях новых сюжетов о каких-либо его злодеяниях. Вчера еще языческая Русь начала постепенно вырабатывать свою, как теперь бы сказали, национальную идею. Как написал русский церковный историк профессор Антон Карташов , «каждый народ слагается и существует в истории, как особый духовный тип. Свой идеал родины русские нарекли «Святой Русью».