Конспект фразеологизмы. Конспект урока на тему "Фразеологизмы" (6 класс)

Чекарева Алена Алексеевна, учитель начальных классов, МОУ СШ №2 г.Ярославль
Описание работы: предлагаю Вам конспект урока для 2 класса общеобразовательной школы на тему: "Фразеологизмы – это интересно!". Данный материал будет полезен для учителей русского языка, для учителей начальных классов.

Конспект урока по русскому языку для 2 класса "Фразеологизмы – это интересно!"

Тема урока: Фразеологизмы – это интересно!
Цель урока: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
Задачи:
- познакомить учащихся с фразеологизмами, учить находить их в речи и правильно употреблять, формировать орфографический навык;
- развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;
- развивать творческие способности и образное мышление школьников;
- воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.
Какие формируются УУД:
Личностные:
1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
2. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные:
1. Развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
3. На основе анализа объектов делать выводы.
4. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные:
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
2. Прогнозировать предстоящую работу.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Оборудование урока: раздаточный материал, интерактивная доска.

Ход урока:

1. Организационный момент (цель: мотивация к действиям на уроке)
Здравствуйте ребята.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

2. Подготовка к применению понятия/правила (цель: проверить степень усвоения нового материала)
- Ребята у вас на партах у каждого лежит раздаточный материал, подпишите фамилию и имя.
- Чтобы писать красиво и аккуратно на уроках русского языка, начнем с минутки чистописания. Я буду вывешивать на доску картинку, а вы должны записать это слово.
- Составьте предложение с любым из слов.
- Вспомните из чего состоит наша речь?
- Сколько значений может быть у слова? Например?
- А какое значение может быть у слова?
- Где мы можем узнать, уточнить значение слова?
- Прочитайте заглавие стихотворения Орлова.
- Когда люди желают друг другу «НИ ПУХА, НИ ПЕРА»?
- Прочитайте стихотворение и подумайте, почему он выбрал именно такой заголовок.
Чтение стихотворения.

НИ ПУХА, НИ ПЕРА

Рано утром Ну, ни пуха
Мама-квочка Ни пера!
В класс отправила Через час
Сыночка. Едва живой,
Говорила: Петушок
- Не дерись, Идёт домой,
Не дразнись, Ковыляет еле-еле
Не петушись. Он со школьного двора,
Поспеши, А на нём и в самом деле
Уже пора Нет ни пуха, ни пера.

В. Орлов

Что пожелала мама-квочка, провожая сына словами «Ни пуха, ни пера»? (удачи)
- Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуха, ни пера»?
- В каком месте слова «Ни пуха, ни пера» употреблены в переносном значении?
- Правильно. Пожелание мамы. Она пожелала удачи петушку. Если же понимать это выражение буквально, получится смешная-грустная история, которую и описал поэт.
- Таких устойчивых выражений немало в русском языке.
- Называются такие выражения - фразеологизмы.
- Какая же тема нашего сегодняшнего урока?
- Тема нашего урока: Фразеологизмы – это интересно!
Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально, дословно. Слово «Фразеологизм» состоит из двух частей: Фразис - Выражение, логос - слово, понятие.
- Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это лучшее украшение нашей речи. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь.
- Вы, наверное, неоднократно слышали выражение «А Васька слушает да ест». Это цитата из басни И.А.Крылова «Кот и повар»(1813). Употребляется в значении: «один говорит, а другой не обращает внимания на него».
- А как вы думаете откуда к нам пришли фразеологизмы?
Прямой смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями наших предков, их работой.
Большинство фразеологических оборотов имеют исконно русское происхождение:
1) обороты разговорно – бытовой речи: из огня да в полымя;
2) пословицы, поговорки, крылатые слова, устойчивые слова из русского фольклора: красная девица; добрый молодец; отложить в долгий ящик;
3) выражения из книжного языка: свежо предание, а вертится с трудом (А.Грибоедов «Горе от ума»)
4) отдельные выражения профессиональной речи: без сучка, без задоринки.
- Фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным.
Например, на краю земли (света) – далеко, намылить шею – проучить, пешком ходит под стол – маленький, зуб на зуб не попадает – замёрз.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Одним словом». У вас на партах лежит раздаточный материал. Нужно выразить смысл фразеологизма одним словом, а затем записать. Внизу задания, есть слова для справок, где можно найти нужное слово. Первый пример, мы делаем вместе. Как без рук, т.е беспомощный, зачеркните карандашом это слово, чтобы потом не запутаться.
На руках носить – любить
Рукой подать – близко
Вылетело из головы - забыл;
Вешать нос - унывать;
В час по чайной ложке - медленно;
Во все горло - громко;
Во весь дух, со всех ног - быстро.

Слова для справок: громко, унывать, беспомощный, быстро, медленно, любить, близко, забыл.
- Молодцы ребята, а сейчас мы с вами будем «Путешествовать по зоопарку». Посмотрите на доску, на слайде представлены картинки с животными: волк, лиса, рыба, баран, заяц, змея, ёж, собака.
Ваша задача место точек назвать животное, которое подходит к этому фразеологизму.

Голодный как…волк
Хитрая как…лиса
Трусливый как…заяц
Изворотливый как…змея
Колючий как…ёж
Немой как…рыба
Верный как…собака
Упрямый как…баран
- Молодцы, ребята.

3. Включение нового понятия в систему ранне изученных (цель: определить роль и значение понятия в системе языковых единиц)
- Сейчас выполняем 2 задание в раздаточном материале.
Выберите из слов для справок и вставьте нужные слова так, чтобы получились фразеологизмы.
Перемывать (косточки), (медвежья) услуга, (крокодиловы) слезы, втирать (очки), на душе (кошки) скребут, (руки) не доходят, денег (куры) не склюют, потерять (голову), мокрая (курица), (львиная) доля.
Слова для справок: куры, львиная, кошки, руки, курица, голову, медвежья, крокодиловы, косточки.
- Молодцы, ребята, а теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Скороговорка». Прочитайте про себя скороговорку, найдите фразеологизм и объясните его. Кто хочет прочитать быстро скороговорку?
Услыхали бобы о грибах. Пошли бобы по грибы. А грибы забрались на дубы, и остались бобы на бобах. (Остаться на бобах – остаться ни с чем).
- А теперь выполняем следующее задание, найдите и подчеркните фразеологизм и объясните его значение.
1) Долго ли он собирается водить нас за нос?
2) Что же ты словно воды в рот набрал?
3) Заруби ты себе на носу: я не обязан делать эту работу!
4) Что же ты не приезжал? Словно сквозь землю провалился…
5) Вряд ли мне удастся убить двух зайцев сразу.

4. Анализ текста (цель: выяснить функцию понятия/правила в устной и письменной речи)
- Вставьте в текст фразеологизмы.
У нас в школе некогда _________. Надо упорно трудиться.
Если ты работаешь на уроках ______________, на переменах кричишь _________, то хорошего результата ты не добьешься. Если ты на уроке молчишь, словно ________ и из тебя слово _____________, так тоже дело не пойдет. Но если ты выполняешь домашнее задание __________, прочитываешь книги _________, знаешь русский язык так, что правила _________, то всё получится. Покажи свой талант, ученик, раскрой себя.
Банк фразеологизмов: на всю катушку, считать ворон, от корки до корки, без сучка и задоринки, клещами не вытащишь, во всю Ивановскую, спустя рукава, воды в рот набрал, от зубов отскакивать.
- Русский язык удивительный, интересный, увлекательный. Уверена, что, научившись преодолевать головоломки русской речи и русского письма, вы будете получать удовольствие от уроков русского языка. И русский язык станет для вас, ребята, верным другом.
- И наш урок русского языка мы закончим такой фразой: "Люби, цени и знай свой язык". Пропишите пожалуйста,эту фразу.

5. Итог урока (цель: закрепить алгоритм языкового разбора) Ребята, вот и подошел наш урок к концу.
Ребята, вот и подошел наш урок к концу.
- Что нового усвоили? Что такое фразеологизмы?

6. Задание на дом (цель: дать установку на тренировку определенных умений)
- Откройте дневники и запишите домашнее задание. Составить небольшой рассказ (можно описать случай из жизни), используя фразеологизмы.
Раздаточный материал

КОНСПЕКТ РАЗНОУРОВНЕВОГО МОДУЛЬНОГО УРОКА (6 КЛАСС)

1. Название модуля: « Фразеологизмы. Источники фразеологизмов ».

2. Интегрирующая дидактическая цель: сформировать представление учащихся о фразеологизмах и источниках их появления.

3. Целевой план действий для учащихся:

    дать представление учащимся о фразеологизмах;

    познакомить учащихся с источниками происхождения фразеологизмов;

    развивать умение пользоваться словарем;

    развивать умение употреблять фразеологизмы в речи;

    воспитывать интерес к русскому языку.

4. Банк информации: а) входной контроль.

Уровень А.

      Что такое синонимы, антонимы, омонимы? (Синонимы - это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Антонимы - слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Омонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

Альтернативный вопрос. Что такое слово? Что такое лексическое значение слова? (Слово - значимая единица языка, которая служит для наименования предметов, признаков, действий, количества. Лексическое значение - это то, что обозначает слово ).

Уровень В.

1. Чем диалектизмы отличаются от профессионализмов и жаргонизмов? (Диалектизмы, профессионализмы и жаргонизмы - все относится к необщеупотребительной лексике, т. е. использование их ограничено определенной областью употрбления. Диалектизмы - слова употребляемые только жителями той или иной области. Профессионализмы - слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии. Жаргонизмы - слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой.

Альтернативный вопрос : задание уровня А.

Уровень С.

      Чем архаизмы отличаются от историзмов? (Архаизмы и историзмы - это у старевшие слова слова, вышедшие из активного употребления. И сторизмы - слова, вышедшие из активного употребления в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений (например, кафтан, веретено). Архаизмы - слова, вышедшие из активного употребления в силу того, что были вытеснены словами более точными и удобными (например, чело - лоб, уста - губы )).

Альтернативный вопрос : задание уровня В.

б) объяснение нового материала (адаптировано для всех уровней).

Фразеология - раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.

Фразеологизмы - это устойчивые сочетание слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.

Значение фразеологизмов разъясняется как в толковых словарях (там они обозначаются ◊), так и в специальных фразеологических словарях.

Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и в художественных произведениях. Они придают речи выразительность.

Источники фразеологизмов

По происхождению одни фразеологизмы являются собственно русскими, другие - заимствованными.

Собственно русские фразеологизмы связаны с историей нашей Родины, с работой наших предков, с их обычаями, например: задать трепака, как у Христа за пазухой, один как перст . Многие возникли из пословиц: собаку съел, стреляный воробей ; художественных произведений: медвежья услуга, как белка в колесе .

Фразеологизмы заимствовались также из древнеславянского языка: фома неверующий, манна небесная ; из мифов разных народов: ахиллесова пята, авгиевы конюшни.

Примечание. Теоретическая информация представлена также в виде слайдовой презентации.

в) закрепление ранее изученного материала.

Уровень А.

Задание 1.

Цель:

: даны картинки, подберите к каждой из них соответствующий фразеологизм. В случае затруднения используйте слова для справок. Объясните значение фразеологизмов.

1


2 3

4

5

Слова для справок: заблудшая овечка; не разлей вода; как с гуся вода; крокодиловы слезы; перемывать кости.

Ответ. 1 - как с гуся вода (не реагировать на замечания и упреки); 2 - не разлей вода (о неразлучных друзьях); 3 - перемывать кости (злословить, сплетничать); 4 - заблудшая овечка (человек, сбившийся с верного жизненного пути); 5 - крокодиловы слезы (неискренние сожаления, притворное сочувствие).

Задание 2.

Цель:

Методический комментарий для учащихся : перед вами фразеологизмы, замените каждый фразеологизм одним словом (словосочетанием). В случае затруднения используйте слова для справок. С одним из фразеологизмов составьте предложение.

      Делать из мухи слона.

      Кровь с молоком.

      Как две капли воды.

      Бить баклуши.

      Семи пядей во лбу.

      Зарубить на носу.

      Куры не клюют.

Слова для справок: з апомнить, одинаковые, преувеличивать, очень умный, очень много, здоровый, бездельничать.

Ответ. 1. Преувеличивать. 2. Здоровый. 3. Одинаковые. 4. Бездельничать. 5. Очень умный. 6. Запомнить. 7. Очень много.

Задание 3.

Цель:

Методический комментарий для учащихся

1. Хоть пруд пруди.

А. Как гром среди ясного неба.

2. Кто во что горазд.

Б. Куда глаза глядят.

3. Как снег на голову.

В. Кто в лес, кто по дрова.

4. Ни рыба ни мясо.

Г. В двух шагах.

5. Рукой подать.

Д. Куры не клюют.

6. Куда ноги несут.

Е. Ни то ни сё.

Ответ. 1Д, 2В, 3А, 4Е, 5Г, 6Б.

Задание 4.

Цель:

Методический комментарий для учащихся

1. Рукой подать.

А. Грош цена.

2. На вес золота.

Б. Как кошка с собакой.

3. В час по чайной ложке.

В. Молоко на губах не обсохло.

4. Песок сыплется.

Г. Одержать победу.

5. Душа в душу.

Д. У черта на куличках.

6. Потерпеть фиаско.

Е. На всех парах.

Ответ. 1Д, 2А, 3Е, 4В, 5Б, 6Г.

Задание 5.

Цель: развивать умение определять значение фразеологизмов; развивать творческие способности учащихся.

прочитайте фразеологизмы, распределите их на три группы по значения: 1) «бездельничать»; 2) «обманывать»; 3) «быстро». Составьте с фразеологизмов из каждой колонки по одному предложению (всего 3 предложения).

Сломя голову, сидеть сложа руки, во все лопатки, водить за нос, втирать очки, бить баклуши, во весь дух, вводить в заблуждение, со всех ног, высунув язык.

«Бездельничать»

«Обманывать»

«Быстро»


Ответ.

«Бездельничать»

«Обманывать»

«Быстро»

Сидеть сложа руки, бить баклуши.

Водить за нос, втирать очки, вводить в заблуждение.

Сломя голову, во все лопатки, во весь дух, со всех ног, высунув язык.

Уровень В.

Задание 1.

Цель: совершенствовать умение подбирать фразеологизмы.

Методический комментарий для учащихся : даны картинки, завершите фразеологизмы. Объясните значение фразеологизмов.

1


Язык... 2 Проще …. 3 Плясать под …


5 Ломать ….

Ответ. 1 - язык заплетается (о том, кто говорит невнятно); 2 - проще пареной репы (очень просто, пара пустяков); 3 - плясать под чужую дудку (безоговорочно подчиняться кому-то); 4 - ход конем (хорошо продуманный шаг, неожиданный для противника); 5 - ломать копья (бороться за что-то, с жаром спорить о чем-то).

Задание 2.

Цель: совершенствовать навыки объяснения фразеологизмов, развивать навык составления предложений, развивать навык употребления фразеологизмов в речи.

Методический комментарий для учащихся : перед вами фразеологизмы, замените каждый фразеологизм одним словом (словосочетанием). С одним из фразеологизмов составьте предложение.

1. Зеница ока.

2. С крепя сердце.

3. Морочить голову.

4. Кожа да кости.

5. Бить ключом.

6. Как белка в колесе .

Ответ. 1. Самое важное. 2. Нехотя, против своей воли делать что-либо. 3. Отвлекать от основного пустыми разговорами. 4. Очень худой. 5. Активно, энергично проявлять себя. 6. Быть в постоянных заботах, хлопотах.

Задание 3.

Цель: совершенствовать навык подбора синонимов.

Методический комментарий для учащихся : установите соответствие между фразеологизмами из правого и левого столбика. Подберите к каждому фразеологизму синоним.

1. С пустыми руками.

А. Приводить в бешенство.

2. Ни кровинки в лице.

Б. Не покладая рук.

3. Доводить до белого каления.

В. Несолоно хлебавши.

4. Засучив рукава.

Г. Вешать нос.

5. Пасть духом.

Д. На ладан дышит.

6. Еле-еле душа в теле.

Е. Как мел.

Ответ. 1В, 2Е, 3А, 4Б, 5Г, 6Д.

Задание 4.

Цель: совершенствовать навык подбора антонимов.

Методический комментарий для учащихся : установите соответствие между фразеологизмами из правого и левого столбика. Подберите к каждому фразеологизму антоним.

1. Гол как сокол.

А. Из рук валится.

2. Верста коломенская.

Б. Ума палата.

3. В руках горит.

В. Денег куры не клюют.

4. Без царя в голове.

Г. Сто лет в обед.

5. Появиться на свет.

Д. Мужичок с ноготок.

6. Без году неделя.

Е. Уйти в мир иной.

Ответ. 1В, 2Д, 3А, 4Б, 5Е, 6Г.

Задание 5.

Цель: развивать умение находить фразеологизмы в текстах; развивать творческие способности учащихся.

Методический комментарий для учащихся: прочитайте текст. Найдите и выпишите из него 10 фразеологизмов. Составьте с 2 из них предложения.

    Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.

А Саша стучит.

    Прекрати стук! – сказал папа.

А Саша стучит.

    Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!

Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

  • Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Саша заплакал.

    Я машину чиню.

А бабушка:

    Всему своё время.

    Зачем молоток унесла?

    Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

    Не все: мы не спим.

    Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал: «Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка». А бабушка говорит: «Кашу маслом не испортишь».

Ответ . Кашу маслом не испортишь; как об стенку горох; хоть кол на голове теши; сказано – сделано; не видать как своих ушей; всему своё время; ему про Ерёму, а он про Фому; как с Луны свалился; русским языком сказано; воду в ступе толочь.

Уровень С.

Задание 1.

Цель: совершенствовать умение подбирать фразеологизмы.

Методический комментарий для учащихся : даны картинки, подберите к ним соответствующие фразеологизмы. Объясните значение фразеологизмов. Составьте с ними предложения.



Ответ. 1 - как за каменной стеной (под надежной защитой); 2 - проглотить пилюлю (молча, терпеливо снести обиду, оскорбление); 3 - держать камень за пазухой (затаить зло на кого-либо); 4 - спустя рукава/засучив рукава (работать кое-как, без особого усердия и старательности / работать хорошо, старательно); 5 - играть в кошки-мышки (подвергать себя излишнему риску, поступать неосмотрительно).

Задание 2.

Цель: совершенствовать навыки объяснения фразеологизмов, развивать навык составления предложений, развивать навык употребления фразеологизмов в речи.

Методический комментарий для учащихся : перед вами фразеологизмы, замените каждый фразеологизм одним словом (словосочетанием). С двумя из фразеологизмов составьте предложение.

      Палец о палец не ударит.

      Взять голыми руками.

      Делать из мухи слона.

      Вывести на чистую воду.

      Бросать слова на ветер.

      Ждать у моря погоды.

Ответ. 1. Ничего не делать. 2. Захватить, завладеть чем-либо без особых усилий. 3. Преувеличивать. 4. Разоблачить. 5. Говорить необдуманно. 6. Бездействовать, напрасно надеяться на что-либо.

Задание 3.

Цель: совершенствовать навык подбора синонимов, развивать навык употребления фразеологизмов в речи, развивать творческие способности учащихся.

Методический комментарий для учащихся : подберите к каждому фразеологизму фразеологизм-синоним. Составьте с двумя фразеологизмами предложения.

      Ахиллесова пята.

      У черта на куличках.

      Раз-два о обчелся.

      Что есть духу.

      Спрятать концы в воду.

      Не успел оглянуться.

Возможный ответ. 1. Больное место. 2. За тридевять земель. 3. Кот наплакал. 4. Сломя голову, во все лопатки, только пятки засверкали. 5. Заметать следы. 6. В один миг, не успел глазом моргнуть.

Задание 4.

Цель: совершенствовать навык подбора антонимов, развивать навык употребления фразеологизмов в речи, развивать творческие способности учащихся.

Методический комментарий для учащихся : подберите к каждому фразеологизму фразеологизм-антоним. Составьте с двумя фразеологизмами предложения.

      Рукой подать.

      Заварить кашу.

      Чуть свет.

      Воспрянуть духом.

      Не зги не видно.

      Жить своим горбом.

Возможный ответ. 1. За семь верст, за тридевять земель. 2. Расхлебывать кашу. 3. На ночь глядя. 4. Повесить нос. 5. Хоть иголки собирай. 6. Сидеть сложа руки, сидеть на шее.

Задание 5.

Цель: развивать умение использовать фразеологизмы в речи; развивать творческие способности учащихся.

Методический комментарий для учащихся: прочитайте фразеологизмы. Составьте с ними небольшой связный текст, озаглавьте его.

Пальчики оближешь; развесить уши; потерять голову; собаку съесть; одним духом; морочить голову; плакать в три ручья; быть не в своей тарелке; ни в сказке сказать, ни пером описать.

Возможный ответ .

Попались на удочку.


Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдём, да поёдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел».

Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля,- возмутился дед, - всё время кому – нибудь морочит голову. У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

    Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, со мной пойдёте.

И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

5. Выходной контроль.

Уровень А.

а) устойчивые словосочетания;

.

    Установите соответствие.

1. Галопом по европам.

А. Точь-в-точь.

2. Тяп-ляп.

Б. Наугад.

3. Попасть пальцем в небе.

В. Наспех.

4. Тютелька в тютельку.

Г. Недалеко.

5. От чистого сердца.

Д. Небрежно.

6. Не за горами.

Е. Искренне.

А. Мурашки бегают по коже.

2. Нести вздор.

Б. С гулькин нос.

3. Мороз по коже дерёт.

В. Нести околесицу.

4. Кот наплакал.

Г. Держать язык за зубами.

5. Прикусить язык.

Д. Меж двух огней.

1. Непочатый край.

А. Рта не закрывает.

2. Мухи не обидит.

Б. Раз-два и обчелся.

3. Слова не вытянешь.

В. Брать быка за рога.

4. Дать маху.

Г. Пальца в рот не клади.

5. Ходить вокруг да около.

Д. Попасть в точку.

Ответы. 1 – б. 2 – 1В, 2Д, 3Б, 4А, 5Е, 6Г. 3 – 1Д, 2В, 3А, 4Б, 5Г. 4 – 1Б, 2Г, 3А, 4Д, 5В. 5 – г.

Уровень В

1. Найдите верное определение фразеологизмов.

а) устойчивые словосочетания;

б) устойчивые сочетание слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению;

в) устойчивые предложения, равные по значению либо одному слову, либо словосочетанию;

г) сочетания слов равные по значению слову.

2. Установите соответствие.

1. Галопом по европам.

А. Точь-в-точь.

2. Тяп-ляп.

Б. Наугад.

3. Попасть пальцем в небе.

В. Наспех.

4. Тютелька в тютельку.

Г. Недалеко.

5. От чистого сердца.

Д. Небрежно.

6. Не за горами.

Е. Искренне.

3. Найдите синонимы к фразеологизмам из правой колонки в левой.

1. Между молотом и наковальней.

А. Мурашки бегают по коже.

2. Нести вздор.

Б. С гулькин нос.

3. Мороз по коже дерёт.

В. Нести околесицу.

4. Кот наплакал.

Г. Держать язык за зубами.

5. Прикусить язык.

Д. Меж двух огней.

4. Найдите антонимы к фразеологизмам из правой колонки в левой.

1. Непочатый край.

А. Рта не закрывает.

2. Мухи не обидит.

Б. Раз-два и обчелся.

3. Слова не вытянешь.

В. Брать быка за рога.

4. Дать маху.

Г. Пальца в рот не клади.

5. Ходить вокруг да около.

Д. Попасть в точку.

5. Как обозначаются фразеологизмы в толковом словаре?

а) сломя голову;

б) как снег на голову;

в) что есть мочи;

г) во весь дух;

д) отливать пули;

е) как пуля.

Ответы. 1 – б. 2 – 1В, 2Д, 3Б, 4А, 5Е, 6Г. 3 – 1Д, 2В, 3А, 4Б, 5Г. 4 – 1Б, 2Г, 3А, 4Д, 5В. 5 – г. 6 а, в, г, е.

Уровень С.

1. Найдите верное определение фразеологизмов.

а) устойчивые словосочетания;

б) устойчивые сочетание слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению;

в) устойчивые предложения, равные по значению либо одному слову, либо словосочетанию;

г) сочетания слов равные по значению слову.

2. Установите соответствие.

1. Галопом по европам.

А. Точь-в-точь.

2. Тяп-ляп.

Б. Наугад.

3. Попасть пальцем в небе.

В. Наспех.

4. Тютелька в тютельку.

Г. Недалеко.

5. От чистого сердца.

Д. Небрежно.

6. Не за горами.

Е. Искренне.

3. Найдите синонимы к фразеологизмам из правой колонки в левой.

1. Между молотом и наковальней.

А. Мурашки бегают по коже.

2. Нести вздор.

Б. С гулькин нос.

3. Мороз по коже дерёт.

В. Нести околесицу.

4. Кот наплакал.

Г. Держать язык за зубами.

5. Прикусить язык.

Д. Меж двух огней.

4. Найдите антонимы к фразеологизмам из правой колонки в левой.

1. Непочатый край.

А. Рта не закрывает.

2. Мухи не обидит.

Б. Раз-два и обчелся.

3. Слова не вытянешь.

В. Брать быка за рога.

4. Дать маху.

Г. Пальца в рот не клади.

5. Ходить вокруг да около.

Д. Попасть в точку.

5. Как обозначаются фразеологизмы в толковом словаре?

    Выпишите фразеологизмы со значением «быстро».

а) сломя голову;

б) как снег на голову;

в) что есть мочи;

г) во весь дух;

д) отливать пули;

е) как пуля.

    Посчитайте сколько фразеологизмов в данном тексте?

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря.

Дома он палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не стыдили вернувшиеся с работы родители, что ему не говорили, а ему все нипочем. Я давно бы сквозь землю провалился, и мучили бы меня угрызения совести. А ему все равно. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.

    Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.

И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число…

Ответы. 1 – б. 2 – 1В, 2Д, 3Б, 4А, 5Е, 6Г. 3 – 1Д, 2В, 3А, 4Б, 5Г. 4 – 1Б, 2Г, 3А, 4Д, 5В. 5 – г. 6 – а, б, г, е. 7 – в.

Оценка результатов.

Уровень А. Правильно 5 ответов – «5»; 4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».

Уровень В. Правильно 6 ответов – «5»; 5-4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».

Уровень С. Правильно 7 ответов – «5»; 6-5 ответа – «4»; 4-2 ответа – «3».

Конспект урока по теме «Фразеологизмы».

Тип урока: комбинированный.

Цели: познакомить учащихся с новым лексическим понятием; показать отличительные

особенности фразеологизмов;

научить различать фразеологизмы и похожие на них словосочетания;

показать богатство средств выразительности в русском языке;

тренировать учащихся в употреблении фразеологизмов, развивать их культуру

Оборудование: презентация.

Ход урока.

    Проверка знаний учащихся по теме «Лексика» (мини -тест).

Вопросы теста.

1.Как называются слова, обозначающие предметы и явления, оставшиеся в далёком прошлом?

а) Архаизмы, б) общеупотребительные, в) историзмы.

2.Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности?

а) Жаргонизмы, б) диалектизмы, в) историзмы.

3.Как называются слова, вышедшие из активного, повседневного употребления?

а) Архаизмы, б) жаргонизмы, в) историзмы.

4.Слова, связанные с особенностями работы людей в той или иной специальности, называются:

а) диалектизмами, б) неологизмами, в)профессионализмами.

5.Какие слова передают отношение говорящего к предмету его речи:

а)Диалектные, б) эмоционально окрашенные, в)жаргонизмы.

6.Слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной средой или возрастной группой,- это:

а) диалектизмы, б) неологизмы, в) жаргонизмы.

7.Какая лексическое понятие характеризует новые предметы, явления, орудия труда и т.д:

а) неологизмы, б) жаргонизмы, в)диалектизмы.

8.Как называются слова, пришедшие в наш язык вместе с заимствованием у других народов предметов личного или домашнего обихода, орудий труда, предметов искусства и т. д.?

а) Эмоционально окрашенные, б) заимствованные, в) устаревшие.

9. Какие из перечисленных ниже групп находятся за пределами литературного языка:

а) заимствованные, б) диалектные, в)жаргонизмы, г)историзмы.

10.К какой группе отнесёте слова запон, кочет, окурнуться?

а) Диалектизмы, б) заимствованные, в) жаргонизмы.

11.Как называются слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но разные по лексическому значению:

а) синонимы, б) омонимы, в) антонимы.

12. Как называются слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие близкое лексическое значение?

а) Синонимы, б) омонимы, в) антонимы.

Ключ к тесту.

2.На доске написано новое слово. Попробуем отгадать его смысл, читая по частям. (Фразе созвучно слову фраза, выражение. Корень лог известен вам: наука. Как же теперь объясните значение непонятного слова?).

Заглянем в учебник, чтоб проверить правильность нашего вывода.

Что нового подсказал вам учебник? Какие слова в определении являются ключевыми?

Продолжим чтение параграфа.

Перескажите друг другу содержание параграфа.

2. Проверим, как поняли, что такое фразеологизм. Выписать из предложений в столбик через запятую только фразеологизмы.

Слайд №1.

1.В футболе нельзя бить рукой по мячу. 2.Часы бьют полночь. 3.Друзья, договорившись о сделке, бьют по рукам. 4.Бью челом к Вашей милости! 5. Бить детей –непе-дагогично.6. Наши спортсмены побили все рекорды.7.Дети нечаянно побили посуду, когда хотели накрыть на стол. 8.Газеты начали бить тревогу по поводу ЕГЭ.9.Что толку биться лбом об стенку, когда можно поискать другой выход! 10. Русские воины привыкли биться с врагом насмерть, удивляя его своим мужеством.

Постарайтесь теперь подобрать к словосочетаниям синонимы или дайте их толкование Запишите их рядом с фразеологизмами через тире.

Проверьте себя!

Почему мы можем утверждать, что выписанные словосочетания являются синонимами?

3. Слайд №3.

Дайте толкование фразеологизмов, которые положены в основу картинок. Выписать фразеологизмы и синонимы к ним.

›…фразеологизмов_и_детские_тексты..

Примерные ответы: обманывать, довериться, злобиться, дремать, преувеличивать, умолкнуть, болтать, кокетничать, испытывать неловкость.

4. Аудирование. Выпишите в ходе чтения стихотворения фразеологизмы. (Текст читается сначала весь, затем – медленно по четверостишиям.

Не вешай нос в любой беде

И не криви душой трусливо!

Пусть эти правила везде

С тобой пребудут, друг мой милый!

Как говорят, держи в узде

Ты чувств своих поток горячий,

Но нелегко жить на земле

С душой холодной и незрячей.

Будь скромен, добр, трудолюбив,

Не чти копейку больше жизни!

Свою гордыню усмирив,

Служи с достоинством Отчизне!

(Не вешай нос, не криви душой, держи в узде, усмирив гордыню).

Устная проверка.

5. Сочиняем стихи сами!

Слайд № 4.Подумайте, какие фразеологизмы можно вставить на месте пропусков, записать их, чтоб затем можно было прочитать стихотворение в законченном варианте.

Немало способов придумал

Народ, чтоб речь обогатить!

Мы говорим о слабых людях:

«……………………………………….. .. .. »

Того, кто много обещает,

Но мало делает всерьёз,

Такая фраза осуждает:

« ……………………………….. »

О том, кто лжёт без всякой меры-

И по нужде, и просто так,

Все скажут: «……………….. » ,

Связался с ним - …………..

И если нет у человека

Совсем ни капельки стыда,

То говорят о нём извеку:

«………………………..»

О том, кто друг-приятель с ложью,

Вам скажут даже первачки

(И убедиться в том несложно!),

Что он …………………

Таких народ не уважает,

О них не стнут песни петь,

И право, Бог сам разрешает

На негодяев ………

Для вставки: верёвки можно вить, водит всех за нос, врёт как сивый мерин, попал впросак, как с гуся вода, втирает всем очки, зуб иметь.

6. В оставшееся время предлагаю выбрать любую из картинок и написать небольшой рассказ, из 3-4 предложений, употребив соответствующий фразеологизм.

    Собака на сене.

    Умный не по годам

Иллюстрации к фразеологизмам

7. Чтение работ, составленных учащимися.

8. Подведение итогов, самооценка своей деятельности на уроке.

9. Задание на дом: параграф учебника; задание по рядам: 1 ряд - подготовить сообщение о происхождении фразеологизма Мамай прошёл, 2 ряд - всемирный потоп, 3 ряд - прописать ижицу кричать на всю ивановскую поставить в тупик бить баклуши.

    Иллюстрации к фразеологизмам

Конспект

Конспект урока русского языка в 6 классе (2 часа) Грамматическая тема : Повторение по разделу «Лексика и фразеология». Тема высказывания: ... определите стиль речи. О происхождении какого фразеологизма рассказывается в тексте? Подберите к нему слово...

  • Конспект

    Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Фразеологизмы » (второй урок ). Цели урока : углубить и расширить знания о фразеологизмах ... Учащиеся должны выбрать подходящие по смыслу фразеологизмы ). - Многие фразеологизмы имеют литературную основу. ...

  • Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку и литературе на 2013-2014 учебный год для 6-А, 9-А, 10-Б, 11-а класс

    Календарно-тематическое планирование

    ... . Фразеологизмы . Понятие о фразеологии. Фразеологический словарь. Фразеологизмы , источники появления фразеологизмов . ... интерпретационных диалогов. Обобщающий урок по теме «Бессоюзное сложное предложение... выписки, тезисы, конспект . Развитие речи. Жанры...

  • Сценарий урока в 6 классе

    по теме «Фразеологизмы»

    Цели урока:

    Обучающие:

    Обучать правильному употреблению фразеологизмов в речи;

    Научить:

    Подбирать фразеологические синонимы и антонимы;

    Исправлять неточности во фразеологизмах

    Подбирать фразеологизмы по определенной теме

    Объяснять происхождение некоторых фразеологизмов.

    Развивающие:

    Развитие речи;

    Развитие мышления;

    Воспитывающие:

    Воспитание чувства взаимопомощи;

    Воспитание дисциплины на уроке.

    Тип урока : урок закрепления полученных знаний

    Оборудование: изображения грибов, карточки со словами, бумажные кленовые листья, юмористические картинки фразеологизмов; проектор, компьютер, презентация, карточки с заданием, 2 корзины.

    План урока

    Ход урока

    1.Орг.момент

    Здравствуйте, ребята!

    Ребята, я сейчас шла на урок и услышала такой разговор: «Наш Алеша на уроке сел в калошу». А второй мальчик ответил: «Это ложь, нет таких калош».

    Как вы думаете, о чем шла речь? Почему они не поняли друг друга? (ответы)

    2. Актуализация опорных знаний

    Кто скажет, как называется наука, изучающая фразеологизмы? (Фразеология). Слайд 1 (приложение 1)

    Что такое фразеологизмы? (Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий. В предложении является одним членом предложения)

    Что же такое «устойчивое сочетание слов»? Как это понять?

    Словосочетания. Слайд 2

    Свободные

    Ребенку намылили голову, но мыло попало в глаза.

    (намылить голову, т.е. натереть мылом, возможна замена слов на другие)

    Несвободные

    За двойку по литературе папа мне намылил голову.

    (намылить голову, т.е отругать, замена слов невозможна, является одним членом предложения)

    Слайд 3 - давайте посмотрим, чем же отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний

    Какие вы знаете фразеологизмы? (Примеры).

    Мы часто употребляем фразеологизмы в речи, даже не задумываясь. А зачем нам нужны фразеологизмы? Не проще ли говорить напрямую. Слайд 4

    Например: Алеша ломал голову над задачей. (Алеша решал задачу).

    Сравните эти предложения. Что можем сказать о первом предложении (решал очень трудную задачу, долго мучился, может, так и не решил). А второе предложение о чем – то нам говорит?

    Так зачем мы употребляем фразеологизмы? (Обладают яркой образной окрашенностью, экспрессией (выражение чувств), поэтому используются для более точного, образного выражения мыслей, чаще всего в разговорной и художественной речи)

    Сегодня мы будем говорить с вами о фразеологизмах.

    И нашей главной целью будет – закрепить имеющиеся знания о фразеологизмах.

    Записываем число и тему урока.

    Ребята, а вы любите путешествовать?

    Сейчас мы отправимся с вами в путешествие по стране Фразеология. Путешествие будет увлекательным, работайте быстро, ловко, умело, чтобы комар носа не подточил.

    Слайд 5 Итак, не будем бить баклуши,
    Вы засучите рукава.
    Задание приготовьтесь слушать,
    Чтоб не шла кругом голова.

    Как вы думаете, что обозначают эти фразеологизмы?

    Чем по отношению друг к другу являются бить баклуши(бездельничать) и засучить рукава(много работать)? (Антонимами)

    3.Закрепление полученных знаний

    Слайд 6 Перед вами карта нашего путешествия. На ней есть различные островки. Чтобы успешно продвигаться по ним, нам нужно хорошо выполнять задания.

    Слайд 7 Городские ворота.

    Итак, мы оказались у Городских ворот, возле которых стоит стража и не пускает без пароля. Но выход есть. Перед нами стихотворение. Вставьте пропущенные фразеологизмы, пользуясь подсказками в таблице.

    Когда от забот________,

    То лучше прогуляться с другом.

    Пройдет он ________,

    У________не будет________,

    Он _______даже_______,

    Что только _______,

    Да, вас ________...

    Но ______такого друга________.

    Ответы:

    1. голова идет кругом

    2. сквозь огонь и воду

    3. у моря ждать погоды

    4. не покажет вида

    5. проглотил обиду

    6. водой не разольешь

    7. днем с огнем не найдешь

    Что обозначают эти фразеологизмы?

    Слайд 8 Зоопарк

    Правильно, это препятствие преодолели. И мы попадаем в зоопарк. Вы знаете, что такое зоопарк? Но наш зоопарк необыкновенный, а фразеологический. Да, вот беда: убежали все животные. Наша задача - поймать и вернуть их на место.

    Пишет как_________лапой.

    Делить шкуру не убитого _______.

    Носа не подточит.

    Не все______масленица.

    Денег______не клюют.

    ( Из представленных на доске картинок животных выбрать нужную).

    Какие вы знаете фразеологизмы со словом "кошка"? (на сердце кошки скребут, знает кошка, чье сало съела).

    Слайд 9 Город мастеров

    Шли-шли и добрались до города мастеров. Все кругом стучит, звучит, свои слова говорит. Слова не простые, а профессионализмы. Что это такое?

    (Профессионализмы - это слова, употребляющиеся в определенной профессии).

    Вот и наши мастера употребляют такие фразеологизмы. Хотя теперь они стали общеупотребительными. Мало кто знает, откуда они пришли. Давайте отгадаем. Соедините фразеологизм с той профессией, откуда он пришел?

    Заварить кашу

    парикмахер

    Играть первую скрипку

    шофер

    Стричь под одну гребенку

    портной

    Шито белыми нитками

    кузнец

    Между молотом и наковальней

    артист

    Завестись с полуоборота

    повар

    Молодцы! Теперь мастера будут нам благодарны. Нужно помогать людям.

    Составьте с некоторыми из этих фразеологизмов предложения. Работаем у доски и в тетради.

    Итак, сначала слово каша употребляли в значении званый обед, праздник по поводу крестин, свадьбы», а затем и в значении «беспорядок», «суматоха», «сумятица», «путаница». «Сам кашу заварил, сам и расхлебывай»

    Фразеологизм «Первую скрипку играть » значение

    Это то же, что «быть запевало и», «играть первую роль». Так мы говорим про людей, явно главенствующих, руководящих другими.

    стричь всех под одну гребенку

    ( иноск. ) - относиться к людям, обращаться с разными лицами одинаково, не принимая во внимание существенную разницу между ними

    Шито белыми нитками что . Разг. Пренебр. Грубо подделано; неловко, неумело скрыто что-либо. - Несерьёзно же всё это, несерьёзно! - В голосе дрогнуло то самое отвращение, которым был переполнен сам Бахирев. - Белыми же нитками всё это шито! За кого вы нас принимаете, в самом деле?

    (быть, находиться, оказаться, очутиться и т.п. ) между молотом и наковальней - (Книжного стиля.) (Чаще в знач. сказуемого.)(Употребляется при подлежащем со значением лица или отвлеченного предмета.) Быть в трудном, опасном положении, когда неприятности угрожают с двух сторон.

    Разг. Ирон. 1. Быстро приходить в состояние возбуждения, эмоционального напряжения. 2. Будучи несдержанным, остро и болезненно реагировать на замечания, критику, сердиться из за пустяков

    Каким членом предложения являются фразеологизмы? (Они всегда являются одним членом предложения).

    Слайд 10 Лес синонимов и антонимов.

    Помогли одним, теперь давайте поможем другим. Впереди - лес антонимов и синонимов. Дремучий лес, и была в нем сильная буря. Деревья вывернуло с корнем. (Раздаются бумажные кленовые листья, с написанными на них фразеологическими антонимами.)

    Ваша задача - найти антонимы, соединив кленовые листочки.

    Что такое антонимы? (Антонимы - это слова с противоположными значениями.)

    Найдите антонимы, и дерево оживет.

    кричать вовсе горло

    денег куры не клюют

    рукой подать

    набрать в рот воды

    ни гроша за душой

    черепашьим шагом

    наговорил с три короба

    язык проглотил

    бежать во все лопатки

    за тридевять земель

    А что такое синонимы? (Синонимы - это слова, одинаковые по смыслу, но различающиеся оттенком лексического значения.)

    Слайд 11 Перед нами две корзины с надписями "мало", "быстро". Из грибов нужно выбрать фразеологические синонимы и разложить в корзины. (по одному берут гриб и кладут в опред.корзину)

    Раз-два и обчелся

    во весь опор

    Всего ничего

    со всех ног

    Кот наплакал

    во весь дух

    на всех парах

    С гулькин нос

    сломя голову

    Слайд 12 Переправа

    Добрались до переправы. Вода быстрая, шумная. Того гляди замочит, если не исправим быстро предложения. Если исправим их, то построим мостик.

    1. Он никогда не откладывал дела в длинный (долгий) ящик.

    2. Он начал рассуждать, и заигрался (заблудился) в трех соснах.

    3. В общении с другими людьми большое значение (большую роль) играет ваше умение вести беседу.

    В чем ошибки? Когда так говорят?

    Пора и отдохнуть. Физкультминутка нас зовет. (Приложение2)

    Следующая станция Мир книг. Слайд 13

    Ребята, а как вы думаете, употребляют ли наши писатели и поэты в своих произведениях фразеологизмы? Да. Сейчас вам предстоит найти фразеологизмы в отрывках произведений писателей и в русско-народных сказках. Работаем в парах. (раздаются тексты)

    1 Некуда нос высунуть

    Некуда выйти

    2 ума палата

    Иметь много ума

    3 ни в сказке сказать, ни пером описать

    чудное

    4 Как белка в колесе

    проворно

    5 Держи карман шире

    надеяться на что-либо, чего не может быть

    6 Смерть у него на носу

    близко

    7. Гляди в оба

    внимательно

    8 век бы глаз от нее не отвел

    Смотрел долго

    9 ни в сказке сказать, ни пером описать

    Красивое. Чудное, необычайное

    10.Спустя рукава, засучив рукава

    Бездельничать, работать

    А что называется крылатым выражением? (Устойчивый фразеологизм образного или афористического характера, вошедший в лексику из исторических либо литературных источников и получивший широкое распространение благодаря своей выразительности). А Васька слушает да ест; а воз и ныне там)

    Слайд 14 - Откуда взяты данные примеры? (Из басен И.А.Крылова. Учёные дали название таким фразам по фамилии известного русского баснописца) (Приложение 3)

    Слайд 15 Музей

    В каждой стране есть музей. Как вы знаете, многие фразеологизмы пришли из разных источников: из профессий, мифов, легенд, художественных произведений. Давайте узнаем, что же они обозначали раньше. (Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о следующих фразеологизмах).

    - кричать во всю Ивановскую (Ивановская - площадь на территории Московского Кремля. Свое название она получила от находящейся на ней колокольни Ивана Великого - самого высокого сооружения старой Москвы.

    В XVI-XVII веках на этой площади были расположены центральные правительственные учреждения России, которые назывались приказами. Их можно сравнить с современными министерствами.

    Тогда не было ни газет, ни радио, ни телевидения, ни Интернета - того, что сейчас называется средствами массовой информации. Новости просто объявлялись вслух собравшейся толпе. Основную информацию люди могли получить на Ивановской площади, на которой специальные глашатаи зычными голосами читали народу правительственные указы и приказные постановления. В переносном смысле оно означает: "очень громко кричать" или попросту "орать во все горло".

    - отложить дела в долгий ящик

    Есть предположение, будто это словосочетание, означающее "дать делу длительную отсрочку", "надолго задержать его решение", возникло еще в Московской Руси, триста лет назад.

    Царь Алексей, отец Петра I, приказал в селе Коломенском перед своим дворцом установить длинный ящик, куда всякий мог бы опустить свою жалобу. Жалобы опускались, но дождаться решений было очень не легко; часто до того проходили месяцы и годы. Народ переименовал этот "длинный" ящик в "долгий".

      Выражение «бить баклуши» возникло в связи с тем, что начальные этапы изготовления деревянной утвари - раскалывание чурбанов на баклуши, обтёсывание баклуши вчерне, проводились не ремесленником, а подмастерьем или даже ребёнком. Первоначально выражение имело смысл делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать, праздно проводить время.

    Однако более вероятным появлением данного фразеологизма считается следующий факт: Помимо обрубок древесины, баклушами называли недавно замершие лужи. Дети ради забавы разбивали их сапогами.

    Слайд 16-18 Мастерская художника: Портрет на память.

    Вот и подходит к концу наше путешествие. Но у людей от каждого события остается память. Вот и нам на память художник оставил "портреты фразеологизмов". Попробуем их отгадать. (Дети отгадывают фразеологизмы и составляют с ними предложения).

    1. Как с гуся вода (все сойдет быстро и легко)

    2. Отложить дела в долгий ящик (отложить надолго)

    3. Сесть в калошу (оказывать в нелепом смешном положении)

    3. Носить в решете воду (Выполнять ненужную, напрасную работу ).

    4. Цыплят по осени встречают (Погодите, не торопитесь)

    5. По щучьему велению (без вмешательства кого-либо)

    6. Битый небитого везет

    А сейчас мы с вами попробуем выпустить книжку фразеологизмов.

    Я раздаю вам фразеологизм, а вы попытайтесь сделать к нему рисунок. Потом мы все листочки соединим, и у нас получится книжка. А два человека-художника у нас займутся обложкой.

    4.Итог урока

    5. Рефлексия

    Домашнее задание

    О каком явлении в русском языке мы сегодня говорили? (фразеологизмах)

    Что такое фразеологизм?

    Какими членами предложения являются фразеологизмы? (фразеологизм в предложении является одним членом предложения)

    Какими свойствами слова обладают фразеологизмы? (синонимия, антонимы)

    Как можно узнать лексическое значение фразеологизма? (по словарю)

    Ребята, на экзамене в 9 классе у вас будет задание, найти фразеологизмы в предложении. Посмотрим, сможем ли мы справиться с этим заданием? (задание из ГИА по слайдам) (Приложение 4)

    Слайд 19-22

    Ответы:

    Спасибо за урок! Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. Молодцы! Слайд 23

    Я надеюсь, теперь вы будете использовать фразеологизмы в своей речи, чтобы сделать ее богатой, красивой и правильной.

    На уроке я был(а):

      Участником (поднимаем красный кружок)

      Наблюдателем (поднимаем синий кружок)_

    Выставление оценок

      Найди историю возникновения любого фразеологизма.

      Придумай игру с использованием фразеологизмов.

    Этот материал войдет в вашу книжку фразеологизмов.

    Приложение 3

    1.Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой. Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянут – всё нельзя, да не позволено, да не ваше! (Дикий помещик» Салтыков-Щедрин)

    2.А у молодого пескаря ума палата была. Начал он этим умом раскидывать. («Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин)

    3.И каких страхов он, старый пескарь, натерпелся, покуда его по реке волокли, - это ни в сказке сказать, ни пером описать. Чувствует, что его везут, а куда - не знает. Видит, что у него с одного боку - щука, с другого - окунь; думает: вот-вот, сейчас, или та, или другой его съедят, а они - не трогают...

    («Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин)

    4.Хлопочет, мечется, ему дивятся все:
    Он, кажется, из кожи рвется,
    Да только все вперед не подается,
    Как Белка в колесе. («Белка» Крылов)

    5.- В жизни первенствующую роль добро играет, - разглагольствовал карась, - зло - это так, по недоразумению допущено, а главная жизненная сила все-таки в добре замыкается.

    Держи карман!

    Ах, ерш, какие ты несообразные выражения употребляешь! "Держи карман"! разве это ответ?

    Да тебе, по-настоящему, и совсем отвечать не следует. Глупый ты - вот тебе и сказ весь!

    («Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин)

    6.Он жил и дрожал - только и всего. Даже вот теперь: смерть у него на носу, а он все дрожит, сам не знает, из-за чего. В норе у него темно, тесно, повернуться негде, ни солнечный луч туда не заглянет, ни теплом не пахнет («Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин)

    7. "Смотри, сынок, - говорил старый пескарь, умирая, - коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!" («Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин)

    8. Царский советник одну ногу через порог занес, а другую не переносит, замолчал и про свое дело забыл: стоит перед ним такая красавица, век бы глаз от нее не отвел, все бы смотрел да смотрел. (из русско-народной сказки)

    9. На конька Иван взглянул
    И в котёл тотчас нырнул,
    Тут в другой, там в третий тоже,
    И такой он стал пригожий,
    Что ни в сказке не сказать,
    Ни пером не написать! («Конек-горбунок» Ершов)

    10. За домом едва
    Пожелтела трава,
    Два брата рубили дрова.
    Один это делал спустя рукава,
    Другой – засучив рукава. (В. Викторов)

    Приложение 4

    1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

    1) А эта кисочка Машенька улыбнулась ему и промурлыкала: - Оч-чень р-реалистично нар-рисовано.

    2) – Гений и злодейство есть вещи несовместные, - сурово сказал Лева Махервакс, лучший фонарёвский друг.

    3) Он же хочет получше нарисовать, а за это вот всю дорогу горит синим пламенем.

    4) – Вот вы все убиваете в нем художника, - обличал он своих ребят.

    2 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

    1) За спиной висел чудовищный ранец из волосатой и пегой коровьей шкуры

    2) В ранце тарахтел пенал, горсть грецких орехов, литой чёрный мяч и арифметика

    3) На ногах - «броненосцы»

    4) Тетя Варя в ужас пришла.

    3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

    1) Сквозь розовую пелену я видел чьи-то чёрные, как ночь, глаза, полные участия и тревоги. (Болдырев В.)

    2) Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу. (Болдырев В.)

    3) Раскалённые скалы, точно огромные печи, дышали жаром. (Куликов А.)

    4) Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста. (Мартьянов С.)

    4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

    1) И вот перед костром между деревцами в розоватом отблеске пламени появились большие белые птицы, точно снежные комья. (Савин В.)

    2) И всё-таки чувствуем себя на льду океана не в своей тарелке. (Болдырев В.)

    3) Стучим топорами по голым деревьям, и они звенят, как корабельные мачты. (Болдырев В.)

    4) Ветер подхватил горящую солому и швырял её тяжёлыми пригоршнями в ночную степь. (Логвиненко И.)

      Морочить голову.

      Не в своей тарелке.

      медведь на ухо наступил

      гнаться за двумя зайцами

      Делать из мухи слона

      Сесть в калошу

      Подложить свинью

      Кот наплакал

      Водить за нос

      Волосы дыбом

      Вот где собака зарыта!

      Дело в шляпе

      Зарубить на носу

      МАЛО

      БЫСТРО

    Урок № ________

    Тема: « Фразеологизмы»

    Цель урока: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

    Задачи: предметные: знать определение фразеологизмов; развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;

    метапредметные : формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников;

    личностные : воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

    Тип урока: урок открытия нового знания.

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

      Организационный этап.

    Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

    Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

      Проверка д/з.

    Проверка наличия домашнего задания

    Показывают работы.

      Актуализация опорных знаний.

    Лексический терминологический диктан т (нужно определить слова по лексическому значению и записать их в тетрадь) с последующей взаимопроверкой.

    1) Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка и его основную единицу - слово. (Лексикология )

    2) словарный запас одного человека (лексикон );

    3) слова, одинаковые по значению и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы );

    4) слова с противоположным лексическим значением (антонимы );

    5) слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками лексического значения (синонимы );

    6)слова, употребляемые жителями той или иной местности (диалектизмы );

    7) слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой (жаргонизмы );

    8) новые слова, возникающие в языке (неологизмы ).

    У учеников в тетради должна получиться запись: лексикология, лексикон, омонимы, антонимы, синонимы, диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы.

    Взаимопроверка.

      Мотивация УД.

    «Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

    - Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

    Светлана стала как-то странно вертеться.

    - Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…

    Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее?

    В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов, в этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить на носу» - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение».

    Определите тему урока.

    Анализируют, осмысливают.

    Прогнозируют тему урока.

      Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

    Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале.

    Оформление тетради. Оформление эпиграфа.

      Работа над темой.

    Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!», «Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!»

    Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. А помогает нам в этом изучение сегодняшней темы.

    Итак, не будем бить баклуши. Вы засучите рукава. Задания приготовьтесь слушать, Чтоб не кружилась голова.

    Работа над новым материалом. Работа с учебником – прочитать материал учебника.

    «Фразеология – от греч. фразис – «выражение» и логос – «учение» – раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы».

    Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению словосочетанию либо целому предложению.

    Задание : найдите (устно) и запишите запомнившиеся фразеологические обороты в тексте стихотворения В. Суслова и объясните их значение.


    Бывает частенько, что слово одно,
    Но очень по-разному служит оно.
    Примеры тут можно найти без труда,
    Возьмём хоть короткое слово «вода».
    Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
    С тех пор уж немало воды утекло .
    О смелом мы вправе сказать наперёд:
    «Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»
    А гуси и утки-сухие всегда.
    Заметили люди: «Как с гуся вода».
    Случилось с тобою: ты правил не знал,
    Молчал при опросе! Воды в рот набрал!
    Лентяй отдыхает, а время идёт-
    Под камень лежачий вода не течёт.
    Сказать болтуну мы порою не прочь:
    «Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!
    Не прочь и другому сказать невзначай:
    «Довольно лить воду! Ты дело давай!»
    Работать впустую!... Что скажут потом?
    На дело, мол, воду носить решетом!
    Стихи я пишу, не жалея труда,
    Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».

    Запись в тетрадь.

    Работают в парах.

      Физкультминутка

    Ухо – нос. Левой рукой ребёнок захватывает кончик носа, правой рукой – противоположное ухо. Затем я хлопаю в ладоши. Он отпускает их, меняет местами положение рук.

    Выполняют разминку.

      Работа над темой.

    Задание : найдите объяснение каждому фразеологизму

    Клевать носом ; идти в ногу ; вставлять палки в колёса ; заячья душа ; играть первую скрипку ; заблудиться в трёх соснах .

    Для справок. Трусливый человек ; дремать ; мешать ; быть самым главным ; действовать согласованно ; не суметь разобраться в чём-то простом .

    Задание : синтаксический разбор предложения.

    Солнце блестит во всю ивановскую, и берёзы распустились. (А.П. Чехов)

    Вывод : Фразеологизм выполняет роль одного члена предложения.

    История появления фразеологизма.

    Во всю ивановскую значит «что есть мочи, изо всех сил».

    Очень давно, в XVI – XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях.

    В Москве указы русских царей зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царёвы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую.

    С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую.

    Вы тоже на следующий урок найдете историю наиболее понравившегося фразеологизма.

    Записать фразеологизмы, устно объяснить значение, записать кратко толкование.

      Закрепление материала.

    Задание : ну а сейчас мы обязательно посетим фразеологический зверинец, где вы, несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов. Дополните их, соединяя стрелками. Взаимопроверка
    Хитёр как лиса
    Труслив как заяц
    Голоден как волк
    Здоров как бык
    Изворотлив как уж
    Надут как индюк
    Нем как рыба
    Грязный как свинья
    Упрям как осёл
    Болтлив как сорока
    Колючий как ёж.

    Коллективная работа.

    Ответ : кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано.

      Я вам прочитаю сказку, а вы должны найти и выписать 10 фразеологизмов

    Кашу маслом не испортишь.

    Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
    А Саша стучит.
    - Прекрати стук! – сказал папа.
    А Саша стучит.
    - Как об стенку горох , - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши , а он всё своё. Отберу молоток!
    Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
    - Отдай!
    - Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей !
    - Я машину чиню, - заплакал Саша.
    А бабушка:
    - Всему своё время .
    - Зачем молоток унесла?
    - Ему про Ерёму, а он про Фому . Да ты как с Луны свалился . Русским языком сказано , поздно уже, все спят. Марш в кровать.
    Папа сказал:
    - Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
    А бабушка говорит:
    - Кашу маслом не испортишь.

    Задание : творческий диктант:

    Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не …

    Ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм:

      Рефлексия.

    Что нового узнали на уроке о фразеологических оборотах?

    Чему научились?

    Что бы вы посоветовали ученику, изучающему эту тему самостоятельно?

    Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

    Заключительное слово учителя:

    Знакомство с фразеологией помогает понять историю и характер нашего народа. Во фразеологизмах отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам

      Домашнее задание

    23, упр.179-180

    Найдите историю наиболее понравившегося фразеологизма.

    Запись в дневник.

    Приложение к уроку

    Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.

    1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят

    2) кто во что горазд 2) в двух шагах

    3) как снег на голову 3) куры не клюют

    4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова

    5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба

    6) куда ноги несут 6) ни то ни сё

    7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство

    8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши

    9) доводить до белого каления 9) как мел

    Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:

    1) рукой подать 1) мастер на все руки

    2) на вес золота 2) спустя рукава

    3) семи пядей во лбу 3) у черта на куличках

    4) песок сыплется 3) взять себя в руки

    5) в час по чайной ложке 5) грош цена

    6) мастер кислых щей 6) хоть кол на голове теши

    7) засучив рукава 7) молоко на губах не обсохло

    8) потерпеть фиаско 8) потерпеть фиаско

    9) душа в душу 9) одержать победу

    10)засучить рукава 10)на всех парах

    Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика:

    1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят

    2) кто во что горазд 2) в двух шагах

    3) как снег на голову 3) куры не клюют

    4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова

    5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба

    6) куда ноги несут 6) ни то ни сё

    7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство

    8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши

    9) доводить до белого каления 9) как мел

    Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:

    1) рукой подать 1) мастер на все руки

    2) на вес золота 2) спустя рукава

    3) семи пядей во лбу 3) у черта на куличках

    4) песок сыплется 3) взять себя в руки

    5) в час по чайной ложке 5) грош цена

    6) мастер кислых щей 6) хоть кол на голове теши

    7) засучив рукава 7) молоко на губах не обсохло

    8) потерпеть фиаско 8) потерпеть фиаско

    9) душа в душу 9) одержать победу

    10)засучить рукава 10)на всех парах