Конспект занятия по теме весна средняя группа. Занятия по развитию речи на тему «Весна

Цель : развитие связной речи по теме «Весна.Признаки весны».

Программное содержание :

Учить подбирать слова-определения к существительному

Учить отвечать полными предложениями, отгадывать загадки

Учить детей составлять рассказ по опорным картинкам

Развивать речь — доказательство

Развивать слуховое внимание, мелкую моторику;

Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов;

Уточнять и расширять представление о перелетных птицах, диких животных;

Упражнять в умении выявлять простейшие причинно следственные связи;

Уточнять и расширять представления о весенних изменениях в живой и неживой природе;

Обогащать словарный запас по теме «Приметы весны»;

Воспитывать умение слушать друг друга;

Воспитывать любовь к родной природе и бережного отношения к ней

Предварительная работа :

  • Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы (солнце, небо, ветер, почки, птицы, одежда людей, работа дворников….за работой техники);
  • опытно-экспериментальная деятельность: нагревание предметов от солнца, таяние снега и сосулек в помещении, установление причинно следственной связи: где быстрее тает, наблюдение за срезанными ветками в группе;
  • рассматривание картинок с приметами ранней весны, открыток, альбомов с журнальными вырезками, модели признаков ранней весны, перелетные птицы, дикие животные, репродукции художников;
  • чтение худ.литературы, заучивание стихотворений (мнемотехника), отгадывание загадок, прослушивание закличек о весне, музыкальные произведения, приметы, звуки природы, беседы;
  • разучивание: дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры
  • худ.творчесво: рисование на тему весна(трафареты, печатки, штампики), аппликация, лепка, раскраски, конструирование из природного материала, оригами.

Дети, кто из вас знает какое сейчас время года? (весна)

Дети, у меня есть изображение «тучки» и «солнышка». О каком настроении

«говорит солнышко »? (веселом, радостным) .

О каком настроении «говорит тучка »? (грустном)

А какое настроение сегодня у вас? (веселое)

Сейчас весна. Это красавица- весна привела нам тёплое, лучистое солнышко. Посмотрите, как ярко оно светит. Вот поэтому у вас сегодня и настроение хорошее.

А чтобы солнышко еще больше грело и светило, давайте его позовем. Дети зовут солнышко и делают движения руками.

Солнышко - вёдрышко,

Выгляни в окошко,

Посвети немножко.

А вот уже солнышко стало светить ярче. Солнышко проснулось, потянулось и побежали во все стороны солнечные лучики.

Я хочу пригласить вас в сказку. «ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА»: Дети вместе с воспитателем садятся на стулья , просматривая презентацию « Весна». На экране появляются картинки , демонстрирующие события сказки . Воспитатель : «Жили-были четыре времени года. Вы их узнали? Дети : Зима, Весна, Лето, Осень. Воспитатель продолжает рассказывать сказку : Времена года жили дружно и по очереди правили миром. На смену Зиме приходила красавица Весна, дальше теплое Лето, потом разноцветная Осень.Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Дети устали от морозов и холода, им хотелось тепла,чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!» На экране появляются картинки КОСТЕР, ЛАМПОЧКА, СОЛНЦЕ. Воспитатель : Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей - « Солнце» Если дети дают неправильный ответ , то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов ).

Загадка

Молодое, новое,

К радости готовое.

Встанет рано поутру —

Я глаза скорей протру,

А оно — всё ярче, ярче,

За окном — всё жарче, жарче…

Что это такое? —Дети : Солнце!

Игра "" Сравни и назови ""

Воспитатель начинает фразу , дети заканчивают

Солнце желтое, как… (одуванчик)

Солнце круглое, как… (мячик)

Солнце ласковое, как (мама, бабушка)

Солнце румяное, как (колобок)

Воспитатель : Солнце стало подниматься выше, светить ярче и сильнее. Согрело землю. Ещё недавно все вокруг былобелым-бело. Новдруг! Чтотакое? Снегначинаеттаять…Видишь, егостановитсявсеменьше?(с сопровождением демонстрационных слайдов. )

Воспитатель : А что же в это время происходит ввесеннем лесу? Лес оживает, с юга возвращаются перелетные птицы. Прилетевшие из теплых стран соловьи наполняют весенний лес своими трелями, дятел стучит словно молоточком тук-тук,тук-тук. Просыпаются насекомые: жуки,пауки,комары,мухи.

Игра "" Продолжи звук "

Зашумел ветер около уха (ш-ш-ш-ш)

Летала оса около носа (с-с-с-с)

Летел, жук жужжал (ж-ж-ж-ж)

Поймали комара, послушаем (з-з-з-з)

Отпустили, сильно подуем (у-у-у-у).

Воспитатель : Ой, дети, мы с вами забыли главное правило, в лесу шуметь нельзя, а мы расшумелись. Давайте возьмем бинокли, никого не видите вокруг? Лес густой, может там звери бродят. Дети, тихо, я кажется, заметила медведей. Посмотрите в бинокли вот туда, в просвет между деревьями. Правда ли, что там семья бурых медведей? Давайте, притаимся, присядем на корточки и понаблюдаем за ними. Шепотом говорите мне, какие там медведи и что они там делают. Правильно, там медведица с медвежатами. А почему мы их не встретили зимой? (Они спали в берлоге) Дети! Где родились медвежата? (в берлоге) Когда? (зимой) Чем кормит их мама (молоком) Что медведи едят весной (свежую травку, улиток, муравьев из муравейника).

Сейчас я вам расскажу, как медведь встретил весну.

Без забот и без тревоги спал медведь в своей берлоге

Спал всю зиму до весны и, наверно, видел сны

Вдруг, проснулся косолапый, слышит, каплет - вот беда!

В темноте пошарил лапой и вскочил - кругом вода.

Заспешил медведь наружу: заливает - не до сна!

Вылез он и видит лужи, тает снег… Пришла весна!

Воспитатель : Что делает медведица весной в лесу? (трется спиной о деревья, спина у нее чешется) Зачем она это делает? (Она линяет, старая густая шерсть у нее выпадает, к лету вырастет редкая шерсть, чтобы ей не было жарко) Куда мама привела детенышей? (к реке) Что она там будет делает? (рыбу ловит) Как она ловит рыбу?

Воспитатель : Дети! Я знаю, что в этом лесу есть белки, но не вижу их. Посмотрите вокруг себя в бинокли, поищите их на деревьях. Только тихо, не спугните! (Демонстрация слайда.) Ребята! Я заметила их! Какие они? (рыжие) А были какие? (серые) Что у них произошло? (линька) Что белки делают в лесу? (устраивают гнезда в дупле дерева).А кто из зверей еще линяет? Скажите, какие изменения происходят со зверями весной? (звери линяют, меняют зимнюю теплую шубку на более легкую) Почему в лесу появляется так много маленьких зверей? (Звери выводят потомство, взрослые звери кормят малышей, учат их охотиться, спасаться от врагов).

Воспитатель : Давайте вспомним, как называются детеныши диких животных.

Игра « Мамы и малыши» « Один-много» .

- медведь - медвежата - медвежонок;

Белка-бельчата-бельчонок;

Волк-волчата-волчонок;

Лиса-лисята-лисенок

Воспитатель : Демонстрация слайдов.

Этимедвежатавеснойвпервыйразвышлиизсвоейберлоги. Онидаженезнают, чтотакоевесна. Давайте им расскажем,что происходит весной:

Веснойначинаетсильнейпригреватьсолнышко. Искаждымднемстановитсявсетеплей.

Оттепласнегначинаеттаять.

Растаявшийснегпревращаетсявводу, маленькиевеселыеручейкижурчатнакаждомшагу.

Детиобожаютпускатьвеснойкораблики!

Таетледнаречкахиозерах! Начинаетсяледоход!

Веснойпросыпаютсяидеревья! Наихветкахнабухаютпочки…

Веснойулюдеймногоработывсадах, поляхиогородах!

- Веснойприродаоживаетотзимнегосна! Появляютсяперваятравкаицветы

Воспитатель : Этицветыназываютсяподснежники. Онипоявляютсяраннейвесной, кактольконачинаеттаятьснег. Иногдакажется, чтоонипророслипрямоиз-подснега. Поэтомуихиназывают-подснежники!

МАТЬ-И-МАЧЕХАнарадостьвсемвапрелесияетяркозолотомцветовипорецептамдедовиотцовоткашлянасспасаетвсамомделе.

А скажите, подснежники можно рвать? (Дети: Нет.)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они скоро погибнут.

Воспитатель : Посмотрите сколько разнообразных первоцветов,первых весенних цветов,какие они красивые(Демонстрация слайдов : гиацинт,примула,тюльпаны,нарцисс,пролеска,весенник,медуница,крокусы)

Пальчиковая гимнастика " Цветок "

Вырос высокий цветок на поляне,

(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(Развести пальцы рук.)

Всем лепесткам красоту и питанье

(Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.)

Дружно дают под землей корешки.

(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)

Игра "" Доскажи словечко ""

Плачет- заливается -

Солнце ей не нравится.

Изо льда бабулька,

Капает... (сосулька)

Солнцем радует погода,

Просыпается природа,

Соловьи разводят трель,

С крыши капает... (капель)

Солнце лучиком играет,

А снежок всё тает, тает!

Птичкам стало не до сна,

В гости к нам пришла... (весна)

Воспитатель : Демонстрация слайдов.

Какие вы Молодцы! Как много знаете про весну. Теперь Зима обязательно уступит место Весне.

Еслиснегповсюдутает, деньстановитсядлинней,

Есливсезазеленелоивполяхзвенитручей,

Если птицам не до сна,

Если солнце ярче светит,

Значит к нам пришла весна!

Тема занятия: Спешит весна. Звенит капель

Программное содержание : Познакомить дошкольников с признаками весны и устанавливать простейшие взаимосвязи: солнышко светит, на улице начинает звенеть капель, появляются проталинки, а затем первые цветочки и трава. Развивать наблюдательность и любознательность в трудовой работе. Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее.

Материал: кукла - силуэты и одежда для них: Незнайка и его друзья. Карточка для моделирования «Весенней погоды». Лопатки на каждого ребенка. Грамзапись капели. Цветные часы для определения времени года.

Ход занятия

Воспитатель просит детей посмотреть в окно и определить, приметы какого времени года они наблюдают за окном? (ответы детей обсуждаются)

Проводится дидактическая игра «Выложи модель сегодняшнего дня».

Дети с помощью фломастеров составляют модель дня по следующим параметрам:

Зарисовки дети делают в произвольной форме фломастерами. Затем объясняют погоду по своим зарисовкам.

Солнце яркое, лучистое. Светит и улыбается.

На голубом небе плывут облака.

Дождя на улице нет.

Ветер на улице сильный. Он качает деревья.

Какое время года мы установим на наших часах «Времена года»? (время года - весну)

Погода за окном позволяет нам сегодня отправиться на прогулку или нет? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что погода располагает идти гулять)

На прогулку мы сегодня возьмем с собой свои любимые игрушки. Какую одежду мы должны им надеть?

Проводится дидактическая игра «Оденем друзей по-весеннему!»

Дети должны подобрать своим друзьям соответствующую одежду: девочкам и мальчикам (силуэты кукол и одежды)

Олег, расскажи нам, кто твой друг и что ты ему помог надеть на прогулку?

Мой друг Незнайка. Я помог ему надеть его красивую шляпу, штаны и курточку. На шею повязал шарф.

Алина, кто твой друг и что ты помогла ему надеть на прогулку?

Мой друг - маленькая кукла Анечка. Я помогла ей надеть красивое пальто, шапочку, штанишки и шарфик. Еще я дала ей маленькую сумочку.

Сергей, кто твой друг и что ты помог надеть своему другу на прогулку?

Мой друг - Знайка. Я помог ему надеть зеленую курточку и зеленый шарф, черные штанишки. Еще я дал ему маленький портфель с книжками. И т.д.

Как можно назвать одним словом одежду, которую вы помогли надеть своим друзьям, какая она? (весенняя, легкая)

Вот теперь мы все готовы и можем отправиться на прогулку.

Где бы вы хотели сегодня погулять? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что можно пойти в парк, который находится возле школы)

II часть занятия проводится на территории школьного парка.

По дороге к парку воспитатель и дети наблюдают за дорогой.

Какие машины мы видим на дороге? (ответы детей обсуждаются)

Как называется дорога, по которой едут машины? (проезжая часть дороги)

Где должны идти люди? (по тротуару)

Как называют люди, которые идут по тротуару? (пешеходы)

Какие правила должны соблюдать пешеходы? (правила дорожного движения)

Вот мы и пришли в парк. Кто из вас может рассказать, что такое парк? (ответы детей обсуждаются: парк - это место для прогулок взрослых и детей)

Что есть в парке для отдыха взрослых? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что в парке для отдыха взрослых есть: скамейки, прогулочные дорожки, клумбы с цветами, деревья и т.д.)

Что есть в парке для отдыха детей? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что в парке для отдыха детей есть: скамейки, качели, песочница, гимнастическая лесенка, дорожки для катания на велосипеде, роликах и т.д.)

Дети, кто из вас заметил изменения в парке, после того, как мы были с вами здесь последний раз? Что изменилось? (ответы детей обсуждаются)

В парке весело чирикают воробьи и щебечут птицы.

Почему у птиц такой веселый щебет? (они рады, что пришла весна)

В парке необычно светло от солнышка и зеленой травки на проталинках.

Какие звуки мы слышим кроме щебетания птиц? (звон капели)

Что такое капель? (таяние сосулек)

Почему сосульки стали таять? (пригревает солнце)

Где появились первые проталинки? (там, где больше светит солнце)

Почему на проталинках появилась зеленая травка? (потому что солнце растопило снег, он превратился в воду, напитал землю, и травка стала расти)

Что нужно для роста растений? (солнце, тепло, вода, земля)

Давайте подойдем к деревьям и рассмотрим наши деревья в парке.

Какие деревья вы узнали? (ответы детей обсуждаются)

Я узнал березу. У нее белый ствол и черные пятнышки.

Я узнала рябину. На ее веточках есть еще красные рябинки.

Я узнал тополь. Он очень высокий. Веточки все тянутся вверх.

Давайте подойдем поближе и посмотрим, возле какого дерева снега много, а возле какого мало и почему?

Возле рябины и тополя снега мало, а возле березы снега много.

Как вы думаете, почему возле березы снега много? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что кора березы белая, а кора рябины и тополя темная. Там, где темная кора, снег начинает таять быстрее)

Кто заметил изменения на веточках деревьев?

На веточках появились бугорки.

Как мы называем эти бугорки? (почки)

Что такое почки? (это домики для листочков)

Зачем нужны листочкам эти домики? (чтобы перезимовать и не замерзнуть)

Почему домики для листочков еще закрыты? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что еще не весь снег растаял, еще дует холодный ветер. А листочки очень нежные, они могут погибнуть от мороза)

Кому больше нужно будет воды для роста, травке или деревьям? (деревьям)

Почему? (деревья большие, а травка маленькая)

Как можно помочь деревьям, чтобы у них было много воды после таяния снега? (надо под деревья набросать много снега)

Вот мы с вами сейчас дорожки почистим и деревьям поможем.

Проводится трудовая деятельность: воспитатель вместе с детьми чистит дорожки, а снег бросают под деревья.

Кто из вас помнит, как мы называли последний месяц зимы? (если дети забыли, воспитатель напоминает - лютень)

Почему февраль называют лютень? (зима не хочет уходить и поэтому посылает сильные ветры, метели, снегопады и т.д.)

Как вы думаете, как можно назвать первый месяц весны? Какой он? (ответы детей обсуждаются)

Воспитатель предлагает послушать пословицы и поговорки о первом месяце весны:

«Февраль весну пугает, да все равно в марте тает.»

«Весна днем красна, да и то не сполна.»

«Февраль завывает, а март слезы проливает.»

«Весна красна цветами, а зима сугробами!»

Очень часто дети и взрослые весну-красну зазывают, чтобы она быстрее пришла, да тепло принесла. Уж очень всем зима наскучила:

Приди, Весна-красна!

Приди, солнышко лучистое!

Принеси тепло, да водицу!

Будет травка зеленеть!

Будет птица песни петь!

Приди, весна, к нам с радостью!

Приди с великой милостью!

Прогони зиму суровую!

Приведи за собой лето теплое!

В конце занятия воспитатель предлагает послушать приметы о весне:

«Увидал скворца - весна у крыльца.»

«Длинные сосульки к долгой весне.»

«Снег прилипает к деревьям - к теплу.»

Итоговое комплексное занятие для детей средней группы: «Весна - весняночка», которое было разработано мною с целью закрепления у детей знаний о приметах весны, об изменениях в природе с наступлением весны.

Задачи:

Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь по теме;

Повторить с детьми названия весенних цветов (ландыш, подснежник, тюльпан, нарцис, одуванчик)

Развивать внимательность и наблюдательность, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки;

Упражнять умение работать коллективно в нетрадиционной технике, используя обрывную аппликацию;

Вызвать у детей радость от проделанной деятельности.

Материалы и оборудование:

➣ Стенгазета «Весна - весняночка»;

➣ Иллюстрации весенних цветов (ландыш, подснежник, тюльпан, одуванчик, нарцисс);

➣ Разрезные картинки весенние цветы;

➣ Бумажные салфетки зеленого цвета (трава), желтые кружки(одуванчики), клей, кисти, салфетки на каждого ребенка, ватман(поляна).

Предварительная работа:

✓ наблюдения в природе;

✓ рассматривание картин и иллюстраций о весне;

✓ отгадывание загадок.

Ход НОД:

1 часть : Дети входят в группу, рассаживаются полукругом, воспитатель читает стихотворение:

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые ноги у весны. (И. Токмакова)

В-ль : Ребята, о чем это стихотворение? (о весне).

В-ль: Правильно, о весне.

Ребята, посмотрите внимательно на картинку (указывает на стенгазету «Весна - весняночка»).

Сейчас я загадаю вам загадки, вы их отгадаете, и найдете здесь.

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник -

Смастерили мы... (Скворечник)

В голубой рубашечке,

Бежит по дну овражка. (Ручей)

Здесь на ветке чей - то дом,

Ни дверей в нем, не окон,

Но птенцам там жить тепло,

Дом такой зовут... (Гнездо)

На реке и треск, и гром,

Это значит ледолом,

На реке идет лед

Это значит...(Ледоход)

Морковка бела,

Всю зиму росла.

Солнышко пригрело -

Всю морковку съело (Сосулька)

У него морковный нос,

Очень любит он мороз,

В стужу он не замерзает.

А весна приходит - тает. (Снеговик)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький (Подснежник)

Она приходит с ласкою,

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет (Весна)

(После каждого ответа воспитатель спрашивает у ребенка: -Когда это бывает?)

В-ль : Молодцы, все загадки отгадали. Дети, а кто знает пословицы о весне?

Дети называют пословицы:

Грач на горе - весна на дворе.

Зима весну пугает, а сама тает.

Весна красна цветами, а осень пирогами

В-ль: Давайте поиграем, покажем, как весна к нам идет!

Проводится подвижная игра «Веснянка»

Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки. Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.

Прилетело сто грачей, «Летят» по кругу.

А сугробы тают, тают, Медленно приседают.

А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.

В-ль : Ребята, посмотрите! А вот и цветочки выросли.

(Дети подходят к стенду «Весенние цветы)

В-ль : Какие цветы здесь растут?

Дети по очереди показывают и называют цветы.

Воспитатель хвалит детей.

Проводится дидактическая игра «Собери цветок»

Воспитатель раздает каждому ребенку конверт, в нем разрезная картинка

На паласе дети выкладывает свой цветок. Затем воспитатель у каждого ребенка спрашивает, какой цветок у него получился.

В-ль: Ребята, а теперь мы с вами покажем, как растут цветы.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Вырос Высокий цветок на поляне. Показать руками цветок.

Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальцы рук.

Всем лепесткам красоту и питанье Движение пальцами вместе-врозь.

Дружно дают под землей корешки. Ладони вниз, тыльной стороной

Друг к другу, пальцы развести.

В-ль: Ребята, загадки о весенних приметах вы отгадали, показали, как весна идет, как цветок растет, вспомнили названия весенних цветов, картинки собрали, а сейчас я предлагаю изобразить поляну с одуванчиками.

2 часть : Дети выполняют коллективную работу «Поляна одуванчиков» в нетрадиционной технике - обрывная аппликация.

(звучит аудиозапись «Волшебные звуки природы - пение птиц, шум воды, колокольчики).

3 часть : Воспитатель подводит итоги, спрашивает у детей, чем они сегодня занимались, что больше всего понравилось и угощает детей «съедобной полянкой цветов» из печенья и мармелада.

Самоанализ.

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи. На каждый момент занятия были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве.

Во время аппликации использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие. Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей среднего возраста - 20 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены.

Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Отгадывание загадок - сидя на стульях, подвижная игра - движение по кругу, дидактическая игра - рассаживание на паласе, пальчиковая гимнастика - стоя. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей. Я считаю, что поставленные программные задачи в ходе занятия были решены.

Цель: Уточнить знание детьми времён года, времени года которое за окном, и примет весны.

Образовательные: Учить использовать нетрадиционные формы рисования на крупе пальчиком для изображения солнца – главной приметы весны. Расширять представление детей о птицах, об их жизни в весенний период. Продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнёзда. Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала. Учить использовать для закрепления частей пластилин.

Развивающие: Развивать творческое воображение детей с помощью игры «Шнур-затейник»; помочь детям представить дощечку со шнурком в виде весеннего ручейка. Развивать речь детей, обогащать их словарь. При помощи дыхательной гимнастики развивать речевое дыхание. Учить понимать образный смысл загадок.

Воспитательные: Воспитывать в детях желание помочь ручейку пробиться сквозь снег и добраться до речки. Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к пернатым друзьям. Воспитывать любознательность.

Материал и пособия: картина-пейзаж, картинки: сосульки, солнце, ручей, гнезда птиц; шкатулка с картинками птиц, подносы с крупой, развивающая игра «Шнур-затейник» на каждого ребенка, таз с водой, материал для конструирования кораблика, металлофон, маски-шапочки птиц, фонограмма- звуки природы.

Ход занятия

Эмоциональный настрой «Улыбка».

Воспитатель: Дети, какое сейчас время года?

Ожила вокруг природа

Пробудилась ото сна

С голубого небосвода

С солнцем к нам пришла весна!

(Выставляю на панно картинку солнышко.)

Воспитатель: Ребята, а на что похоже солнышко? Какой оно формы, цвета?

Можно сказать, что оно лучистое? Почему? Если бы вы рисовали солнышко, с чего бы вы начали? После того как нарисуем круг, что следует нарисовать? Сколько лучиков нарисуем?

Посмотрите, у меня есть солнышко, а у вас пока нет. Давайте каждый из вас нарисует себе солнышко и тогда у нас будет ещё светлее.

Рисование «Солнышко» (нетрадиционный способ рисования пальчиком на подносе с крупой ).

Воспитатель: Какие замечательные солнышки у нас получились!

Психогимнастика

Весной так хочется погулять, подставить своё лицо солнышку (движения выполняются вместе с детьми), протянуть ладошки к солнышку, прогреть их, а затем прислонить их к лицу и ощутить их тепло. Вот так пригревает солнышко нашу землю.

Ребята, что происходит со снегом весной на крышах домов?

(Выставляю картинку с изображением сосулек.)

Послушайте, какая музыка звучит сейчас? (Металлофон, капель.) На что похожа эта музыка?

Дети, а что происходит со снегом весной на полях, лугах?

Правильно, от таяния снега образуются ручьи. (Выставляю картинку ручеёк.) Предлагаю детям присесть, взять дощечки со шнурком и послушать историю про ручеёк. (Звучит музыка.)

Работа со шнуровкой.

Жил-был маленький ручеёк. Он был очень любопытным и решил отправиться в путешествие. Сначала он начал двигаться по прямой дорожке. На его пути встретилась кочка. Тогда ручеёк повернул, обогнул её и снова побежал по прямой дорожке. (Показываю.) В конце своего пути наш ручеёк наткнулся на большую снеговую горку, через которую никак не мог пробиться.

Ребята, давайте поможем ручейку. (Отложили дощечки.)

Физкультминутка «Поможем ручейку»

То-то славно ребята,

Зиму гоним долой

Загребаем лопатой

Выметаем метлой.

Все работают с нами

Где уж тут усидишь!

Мы сбиваем снежками

Сосульки звонкие с крыш.

Мухе сонной сказали:

Просыпайся, весна!

Ручеёк за ворота

Сам пробиться не смог

Закипела работа

В добрый путь, ручеёк!

Маршируют, изображая

работу с лопатой.

Взмах рук вправо-влево.

Делают снежки, бросают.

Приседают с произнесением

слова «бах»

(сосульки падают)

Наклон вперёд, руки отвести

Назад, сказать «вж»

Медленный бег

Ходьба топающим шагом

со взмахом рук вправо-влево.

Машем над головой.

После того как мы помогли ручейку, он на своём пути влился в большой ручей, где дети пускали кораблики.

Ребята, а вы хотели бы сами пустить кораблик?

Конструирование из природного материала «Кораблик»

Воспитатель: Как много корабликов у нас получилось. Давайте подойдём и пустим кораблик.

Дыхательное упражнение «Кораблик»

Мы плывём под парусами,

А куда не знаем сами.

Может выйдем в океан,

Повидаем много стран?

Воспитатель: - Ребята, что это за звуки? (Звучит муз. запись «голоса птиц».)

Весной всё оживает, просыпается вокруг. Но самое главное чудо, которое происходит в природе весной – это то, что именно весной к нам из тёплых стран прилетают пернатые друзья. Самыми первыми прилетают грачи (картинка). Это крупные чёрные птицы с длинным клювом. Ходят важно, длинным клювом землю ковыряют, червяков ищут. Кричат «Крак! Крак! Весна! Весна!»

Дети, у меня для вас есть сюрприз. У меня есть шкатулка, но не простая, а волшебная. Если правильно отгадать загадку, то в шкатулке появится птичка. Хотите проверить? Тогда слушайте внимательно.

  1. Кто присел на толстый сук

И стучит «тук-тук, тук-тук». (Дятел.)

  1. На шесте дворец

Во дворце певец,

Как зовут его… (Скворец.)

  1. Прилетают к нам с теплом

Путь проделав длинный

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка.)

(После каждой отгаданной загадки выставляю картинку.)

Вот сколько птиц к нам прилетело. Давайте ещё раз назовём этих птиц. Дети, а вы хотели бы сами стать птичками? Для этого вам нужно найти волшебные шапочки, одеть их и произнести волшебные слова. Разойдитесь по группе и поищите волшебные шапочки.

Раз, два, три

Волшебные шапочки ищи.

(Дети ходят по группе, ищут шапочки с изображением птиц. Найдя, одевают их и становятся в круг.)

Я вижу, что все одели волшебные шапочки. Теперь нам осталось произнести волшебные слова. Повторяйте за мной.

Раз, два, три

Вокруг себя повернись

И быстро в птичку превратись!

Назовите, в какую птичку вы превратились? (Название птицы должно соответствовать изображению на шапочке.)

Прилетели птички

Птички-невелички

Весело скакали

Зёрнышки клевали

И быстро улетали.

Как вы думаете, куда могли полететь птички. Правильно, в свой домик. А как называется дом птицы? А вы знаете, что гнёзда у птиц бывают разные? Где строит своё гнездо дятел? Ласточка? А где живёт скворец? (После каждого ответа выставляю картинку с изображением гнезда.)

Вот мы и узнали где живут птицы. А где же ребята?

Раз, два, три

Вокруг себя повернись

И в ребяток превратись.

(Дети снимают шапочки.)

Дети, обратите внимание какая красивая, весенняя, весёлая, получилась картина. Вам нравится? Давайте вспомним о чём мы говорили сегодня с вами на занятии. (Итог занятия.)

Игра «Доскажи словечко»

Погода весной … (какая?)

Ручьи весной … (что делают?)

Солнце весной … (какое?)

Снег …(что делает?)

Сосульки весной … (что делают?)

Птицы весной … (что делают?)

Освітні завдання. Формувати екологічну свідомість, підтримувати у дітей прагнення дотримуватись правил природокористування, розуміння того що природа потребує дбайливого ставлення з боку людини. Виховувати любов та бережне ставлення до рідної природи.

Викликати у вихованців захоплення від природи, жваво реагувати на весняні зміни в найближчому довкіллі.

Розширювати та збагачувати поняття дітей про хід і послідовність змін у природі, розуміти їх причини і наслідки. Знайомити вихованців з особливостями життя тварин та птахів у весняний період.

Вчити дітей складати творчі розповіді за схемою на основі власного досвіду, добирати рими до слів. Формувати вміння сприймати зображення через уявні відчуття і передавати їх у зв"язному висловлюванні.

Розвивати навички різних видів мовлення (розповідного, пояснювального, діалогічного), поповнювати активний словник епітетами, порівняннями, образними висловами. Удосконалювати у дітей артикуляцію, чіткість і виразність мовлення.

Учити малят розуміти зміст тематичних образних порівнянь, епітетів, підтримувати цікавість до літературних та музичних творів,розвивати здатність бачити прекрасне, чарівне, дивовижне в природному довкіллі

Удосконалювати вміння малят творчо мислити, передавати в руховій діяльності об"єкти живої природи.

Попередня робота:

Читання оповідання Г. Скребицького В. Чапліна «Хто як весну зустрічає».

Розглядання альбомів «Розповімо дітям «Про тварини України» «Про птахів України»

Обладнання: картки-схеми; малюнки із зображенням сонця, вогню, лампочки, дерев. кущів. квітів; скляний мольберт з розмальованим тлом; музика «Пори року»

Вихователь звертається до дітей:

Діти, сьогодні зранку я в групі знайшла ось таку книгу(показує книгу). Вона називається «4 сестриці- господині». Як ви гадаєте, хто ж ці сестриці господині»?
Про що говориться в цій книзі?(діти розглядають ілюстрації і висловлюють свої припущення)

Діти сідають на подушечки, вихователь читає оповідку:

Жили-були собі 4 пори року: Зима, Весна, Літо, Осінь. Жили завжди вони дружно у злагоді і мирі, та по-черзі панували на Землі: три місяці - Зима, три місяці - Весна, три місяці - Літо, три місяці - Осінь.

Але одного разу Зима вирішила. що вона головна на Землі: нахмурила брови, махнула засніженим рукавом і не захотіла поступатися Весні. Стурбувалися люди, засумували під сніговим простирадлом рослини, перестали співати птахи. Разом з ними захвилювалися Літо і Осінь.

Лише одна Весна була спокійна і впевнена:

Не турбуйтеся любі мої!- сказала вона. -У мене є диво, яке допоможе перемогти холод.
Діти, а далі я більше нічого не можу прочитати, тому що,мабуть, сніжинка залетіла на сторінку і розтанула там, всі букви розмились.
Але ось в книзі є ще конверт, а там якісь малюнки, можливо, вони нам допоможуть дізнатися про диво. яке говориться в казці.

Вихователь виставляє малюнки, на яких зображені лампочка. вогонь, сонце.

Діти, та як ви вважаєте, що ж може бути тим дивом, яке допоможе Весні побороти зимовий холод?
Так, це сонце.(Діти розповідають, чому саме сонце, а не лампочка і вогонь може перемогти зимовий холод)

Д/вправа «Сонечко яке?»

У вихователя в руках іграшкове сонечко, до кого торкнеться воно, той і відповідає. Вихователь починає фразу, діти продовжують:

Сонечко жовте, як…(кульбабка)

Сонечко кругле, як…(м"ячик)

Сонечко рум"яне, як…(колобок)

Сонечко ласкаве, як…(мама, бабуся)

Діти, а як ви думаєте, що робить сонечко?Як же воно допомагає Весні? (Діти передаючи сонечко по колу називають слова-дії: сонечко світить, зігріває землю, розтоплює сніг, зазирає у віконечко…)
То ж давайте будемо продовжувати нашу весняну казку. Діти, які ж зміни відбуваються в природі з приходом весни? (діти називають)
Так, діти, але в природі все відбувається в певній послідовності і про це допоможуть дізнатися ось такі схеми-позначки.
Ой, вони всі перемішалися. Можливо ви мені допоможете поставити їх у правильній послідовності.

Діти виставляють схеми- позначки.

Тепер уявіть, що ми з вами письменники - «творці книги». Складемо красиву розповідь за цими схемами-позначками:

«Прилинула на крилах Весна- чарівниця.ю Пригріло тепле весняне сонечко. Всюди розсипало свої золоті промінчики. Потекли жваві веселі струмочки з-під снігу і розбудили землю від зимового сну. З"явилися перші весняні квіти: проліски, підсніжники, ряст, первоцвіти. На деревах і кущах з"явилися бруньки, повертаються з теплих країв птахи.»

Молодці, а тепер уявіть, що ми поети. Зараз пограємо в гру «Слово називай - риму добирай»

Д/гра «Слово називай - риму добирай»

Діти підбирають рими: весна-красна, ясна, запашна; сонечко - віконечко; бурульки - цокотульки, веселуни; квіточки - діточки, зіроньки; деревце - стебельце; пташка - комашка, ромашка; комашки - пташки, пастушки.

А зараз я вас запрошую на зелену галявину.

Вправа на релаксацію «Намалюй те, про що ми говорили».

Діти сідають по колу один за одним і на спині дитини, що сидить попереду, малюють весняні слова, називаючи, що малює:

Я малюю веселе сонечко.

Я малюю зелену травичку.

Я малюю дзвінкий струмочок.

Я малюю блакитну квіточку.

Я малюю рясний дощ.

Я малюю тендітний підсніжник.

Я малюю блакитне небо.

Діти, як ви думаєте. де живе Весна?
Так, у лісі. А ви б хотіли побувати у весняному лісі.
Але до лісу дуже далеко, потрібен транспорт. У нас його немає. Як же нам бути?(Пропозиції дітей)
Ось нам художник подарував картину, яка називається «Весна у лісі».

Давайте розглянемо її, подивимось, що робить Весна у лісі.

Вихователь відкриває картину, накриту тканиною:

Але що це? Де поділось зображення на ній? Здається, я здогадалась. Це, мабуть, останні витівки Зими. Це вона стерла все те, що намалював художник. Тож давайте ми з вами створимо самі картину «Весна в лісі».

Вихователь пропонує з малюнків, що лежать на столі викласти на скляному мольберті веселий пейзаж (основа за тонована у відповідні веселі кольори).

Діти підбирають зображення дерев, кущів, квітів відповідно до сезону і кліматичних умов зростання, викладають картину і коментують свій вибір(під музичний супровід П. У. Чайковського «Пори року» Весна)

Діти, що ж ми з вами створили?
Картину «Веселий пейзаж».
Що вам найбільше подобається?
А тепер заплющуйте очі, уявно доторкніться на картині до кори дерев, хвої, снігу, вербових котиків. Що ви відчуваєте?
Які вони?(кора дерев - шорстка, хвоя - колюча, сніг - холодний. мокрий, вербові котики - м"які та ніжні)
А тепер уявіть, що ви відчуваєте запах весни. Чим пахне весна?(прохолодним повітрям, запахом торішньої трави, листям)
А тепер уявіть. що ви одягли навушники. Послухайте, які звуки лунають весною?(Діти називають)
Як дзюрчить струмочок? (дз-з-з)
Як розкриваються бруньки? (пам)
Як шумить вітер? (ш-ш-ш)
Як скрекоче сорока? (скре- ке-ке)
А зараз уявіть. що у вас в руках біноклі. Подивіться в них. Можливо, за допомогою бінокля ви зможете розглядіти те, що не побачили «неозброєним оком»(Діти називають те. що побачили: комашку, жук-сонечко).
Діти, але мені здається. що на картині когось не вистачає. Хто живе в лісі?
Так, дикі тварини.
Але чомусь їх не видно.

Лунає телефонний дзвінок:

Малята, звірі повідомляють нам, що у них з приходом весни з"явилось дуже багато клопотів, тому їх не можна побачити, але звірята прислали загадки про себе. Якщо ви відгадаєте, про кого йде мова, вони неодмінно з"являться на екрані.

Загадка про зайця:

Взимку білий він, як сніг,

Влітку сірий з вух до ніг.

Не помітять хижаки:

Ні лисиці, ні вовки.

На екрані з"являється зайчик.

Хто це?
Так, це заєць, значить ви вірно відгадали загадку.

Д/гра «Довідкове бюро»

Дитина розповідає про зміни, які сталися в житті зайця з приходом весни: «Взимку заєць був білий пухнастий. Але навесні почав линяти, по-літньому одягатись. Зимова шерсть линяє, а замість білої виростає інша - сіра,гладенька, щоб легше було від ворогів ховатися. У зайчихи народилися маленькі зайчата, вона годує їх молоком, а як підростуть - будуть гризти траву, молоді пагінці дерев, кущів.»

Загадка про білочку:

По деревах спритно скаче,

Шишки лускає добряче.

За умови правильної відповіді на екрані з"являється білка.

Розповідь дитини: «Білочка живе на деревах. Харчується насінням шишок,жолудями, горіхами,бруньками дерев. Шубка була у білки червоняста, але на зиму стала сіра. Навесні у білки з"являються білченята, вони голі і сліпі. Незабаром вони підростуть і будуть собі здобувати їжу.»

Загадка про їжака:

Взимку спав у купі хмизу,

Навесні він звідти виліз,

Колючки свої почистив

І побіг шукати їсти.

За умови правильної відповіді на екрані з"являється їжак.

Розповідь дитини: «Взимку їжак під купою хмизу цілу зиму нічого не їв, дуже схуд і зголоднів. Харчується мишами, комахами. Навесні у їжака з"являються малята.»

Ну що ж, діти, ви, мабуть, зрозуміли, що ліс - це царство Природи, але ми його гості, і ми повинні, завжди перебуваючи в лісі, пам"ятати про це і іншим нагадати. Тож давайте розтавимо в лісі екологічні знаки, щоб ніхто не зміг нашкодити цьому царству.(Діти розвішують екологічні знаки пояснюючи, що кожен з них означає.)

У грамзапису лунає курликання журавлів.

Голоси яких птахів ви чуєте?
Так, це журавлики повертаються до нас із теплих країв?
Як іще називають журавлів?(віщунами, провісниками весни,через приємний голос, що вони подають після повернення з вирію)
Уявіть собі, що ви повертаєтеся на батьківщину із теплих країв.

Під звуки мелодії «журавлі» летять до рідної землі. Як музика стихне «журавлики» завмирають і стоять нерухомо. Але щоб потрапити на батьківщину необхідно дати інтерв"ю журналісту(вихователю).

Запитання до «журавликів»:

Як називають птахів, які відлітають у теплі краї?
Де ви провели зиму?
Чому не залишилися зимувати у нас?
Де ви живете?
Чим ви харчуєтесь?
Які ще пташки зимували разом з вами?
Чому не відлітали сороки, синички, дятли?
Яку користь приносять пташки?
Як люди готуються до зустрічі птахів?
Діти, чому за Зимою приходить Весна? (сонце навесні піднімається все вище над землею, воно віддає більше тепла і допомагає перебороти зимовий холод)
А який настрій принесла вам весняна пора? (веселий, бадьорий, радісний, піднесений)
А коли такий настрій, що хочеться робити? (веселитися, сміятися радіти, співати)

Діти співають пісню «Веснянка».

Підготувала та провела.