Лик нерукотворный иисуса христа. Икона спаса нерукотворного - спасительная древняя реликвия

Происхождение

О происхождении реликвии, послужившей источником иконографии, существуют две группы легенд, каждая из которых сообщает о её нерукотворном происхождении.

Реконструкция Константинопольской иконы Спас Нерукотворный

Восточный вариант легенды

Восточный вариант сказания о Нерукотворном образе прослеживается в сирийских источниках с IV века . Нерукотворный образ Христа был запечатлён для царя Эдессы (Месопотамия , современный г. Шанлыурфа , Турция) Авгаря V Уккамы после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Таким образом, согласно преданию, Мандилион стал первой в истории иконой .

Льняной плат с изображением Христа долгое время хранился в Эдессе как важнейшее сокровище города. В период иконоборчества на Нерукотворный образ ссылался Иоанн Дамаскин , а в 787 году Седьмой Вселенский собор , приводя его как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания . 29 августа 944 года образ выкуплен у Эдессы императором Константином VII Багрянородным и торжественно перенесён в Константинополь , этот день вошёл в церковный календарь как общецерковный праздник. Реликвия была похищена из Константинополя во время разграбления города участниками IV Крестового похода в 1204 году , после чего утеряна (по преданию, корабль, перевозивший икону, потерпел крушение).

Наиболее близкими к первоначальному образу считаются Мандилион из храма Сан-Сильвестро-ин-Капите , находящийся сейчас в капелле Санта-Матилда Ватикана , и Мандилион, с 1384 года хранящийся в церкви Св. Варфоломея в Генуе . Обе иконы написаны на холсте, укреплены на деревянных основах, имеют одинаковый формат (приблизительно 29x40 см) и закрыты плоским серебряным окладом , прорезанным по контурам головы, бороды и волос. Кроме того о виде первоначальной реликвии могут свидетельствовать створки триптиха с утраченным ныне средником из монастыря св. Екатерины на Синае . По наиболее смелым гипотезам, средником служил «оригинальный» Спас Нерукотворный, присланный Авгарю .

Западный вариант легенды

Святой Лик из Манопелло

Западный вариант легенды возник по разным источникам от XIII до XV в., вероятнее всего, в среде францисканских монахов. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника , сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу , подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая «плат Вероники » хранится в соборе св. Петра в Риме. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение лат. vera icon (истинный образ ). В западной иконографии отличительная особенность изображений «Плат Вероники» - терновый венец на голове Спасителя.

В честь «Плата Вероники» в своё время называлось ныне отменённое созвездие . На платке, на просвет видно изображение лица Иисуса Христа. Попытки исследовать изображение установили что изображение было нанесено не краской и не какими-либо известными органическими материалами. В данное время учёные намерены продолжать исследования.

Известны, как минимум, два «Плата Вероники»:1. в соборе Святого Петра в Ватикане и 2. «Лик из Манопелло» , который также называется «Вуаль Вероники», но на нём нет тернового венца, рисунок в позитиве, пропорции частей лица нарушены (нижнее веко левого глаза сильно отличается от правого и др.), что позволяет сделать вывод, что это список со «Спаса Нерукотворного», присланного Авгарю , а не «Плат Вероники».

Версия связи образа с Туринской плащаницей

Существуют теории, связывающие Нерукотворный образ Спасителя с другой известной общехристианской реликвией - Туринской плащаницей . Плащаница представляет собой ростовое изображение Христа на холсте. Выставляемый в Эдессе и Константинополе плат с изображением лика Спасителя, согласно теориям, мог быть плащаницей, сложенной несколько раз, таким образом, оригинальная икона могла быть не утеряна во времена крестовых походов, а вывезена в Европу и обретена в Турине. Кроме того, один из изводов Нерукотворного Образа - «Спас Нерукотворный - Не рыдай Мене, Мати » (Христос во гробе ) исследователями возводится к плащанице, как к историческому прототипу.

Икона Спас Нерукотворный в русском письме

Первые образцы. Начало русской традиции

Иконы Спаса Нерукотворного попадают на Русь , по некоторым источникам, уже в IX веке . Древнейшая из сохранившихся икон данного иконографического типа - Новгородский Спас Нерукотворный (вторая половина XII века). Можно выделить следующие иконографические типы Нерукотворного образа: «Спас на убрусе » или просто «Убрус », где лик Христа помещен на изображении плата (убруса) светлого оттенка и «Спас на чрепии » или просто «Чрепие » (в значении «черепица», «кирпич»), «Керамида ». По преданию, образ Христа проступил на черепице или кирпичах, скрывавших нишу с иконой Нерукотворного Спаса. Изредка на этом типе икон фоном служит изображение кирпичной или черепичной кладки, чаще же фон дан просто более тёмным (по сравнению с убрусом) цветом.

Изводы

Наиболее древние изображения выполнялись на чистом фоне, без какого-либо намёка на материю или черепицу. Изображение ровного прямоугольного, либо слегка изогнутого убруса в качестве фона встречается уже на фреске церкви Спаса на Нередице (Новгород) конца XII в. Убрус со складками начинает распространяться со второй половины XIII века , прежде всего в византийской и южнославянской иконописи , на русских иконах - с XIV в. С XV века драпированный плат могут держать за верхние концы два ангела . Кроме того, известны различные варианты иконы «Спас Нерукотворный с деяниями », когда образ Христа в среднике иконы окружают клейма с историей образа. С конца XVII в. в русской иконописи под влиянием католической живописи появляются изображения Христа в терновом венце на плате, то есть в иконографии «Плат Вероники ». Изображения Спасителя с бородой клинообразной формы (сходящейся к одному или двум узким концам) известно и в византийских источниках, однако, только на русской почве они оформились в отдельный иконографический тип и получили название «Спас Мокрая Брада ».

В собрании Государственного музея искусств Грузии находится энкаустическая икона VII века, называемая «Анчисхатским Спасом », представляющая Христа погрудно и считающаяся «оригинальной» эдесской иконой.

Христианская традиция рассматривает Нерукотворный образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле - как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.

По традиции, икона «Спас Нерукотворный» - первый самостоятельный образ, который доверяют писать иконописцу , прошедшему ученичество.

Различные изображения Спаса

Вятский Спас Нерукотворный

Список с чудотворной Вятской иконы Спас Нерукотворный до 1917 года висел с внутренней стороны над Спасскими воротами Московского Кремля . Сама икона была доставлена из Хлынова (Вятки) и оставлена в московском Новоспасском монастыре в 1647 году . Точный список был отправлен в Хлынов , а второй установлен над воротами Фроловской башни . В честь образа Спасителя и фрески Спаса Смоленского с внешней стороны ворота, через которые была доставлена икона и сама башня были названы Спасскими.

Отличительной особенностью вятского Спаса Нерукотворного является изображение ангелов, стоящих по сторонам, фигуры которых не полностью прописаны. Ангелы не стоят на облаках, а как бы парят в воздухе. Можно выделить и воеобразные особенности лика Христа. На вертикально свисающем полотнище убруса с волнообразными складками фронтально изображен чуть удлиненный лик с высоким лбом. Он вписан в плоскость иконной доски так, что центром композиции становятся крупные глаза, наделенные большой выразительностью. Взгляд Христа направлен прямо на зрителя, брови высоко подняты. Пышные волосы опускаются длинными, отлетающими в сторону прядями, по три слева и справа. Короткая борода разделена на две части. Пряди волос и борода выходят за пределы окружности нимба. Глаза написаны легко и прозрачно, их взгляд обладает притягательностью реального взгляда. Лик Христа выражает спокойствие, милосердие и кротость.

После 1917 года оригинал иконы в Новоспасском монастыре и список над Спасскими воротами был утрачен. Ныне в монастыре хранится список XIX века, который занимает в иконостасе Спасо-Преображенского собора место оригинала. Список оставленный в Вятке хранился до 1929 года , после чего также был утрачен.

В июне 2010 года при помощи научного сотрудника Вятского художественного музея Галины Алексеевны Моховой было установлено, как точно выглядела чудотворная Вятская икона, после чего был написан новый точный список Спаса Нерукотворного и в конце августа отправлен в Киров (Вятку) для установки в Спасском соборе.

Харьковский Спас Нерукотворный

Основная статья: Спас Обновлённый

Исторические факты

Копию с древней чудотворной Вологодской иконы Нерукотворного Спаса имел при себе Император Всероссийский Александр III во время крушения поезда у станции Борки . Практически сразу после чудесного спасения по указу Правильствующего Синода был составлен и издан специальный молебен в честь чудотворного образа Спаса Нерукотворного.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Игумен Иннокентий (Ерохин). Нерукотворный образ Спасителя как основа иконописи и иконопочитания на сайте Владивостокской епархии
  • Шарон Герстель. Чудотворный Мандилион. Образ Спаса Нерукотворного в византийских иконографических программах
  • Ирина Шалина. Икона «Христос во гробе» и нерукотворный образ на Константинопольской плащанице
  • Воинские реликвии: Знамена с Образом Спаса Нерукотворного

Икона Спаса Нерукотворного занимает особое место в иконописи, и ей посвящена обширная литература. Традиция гласит, что известная нам икона является рукотворной копией чудесно обретенного оригинала. Согласно преданию, в 544 году н.э. два нерукотворных изображения Иисуса были найдены в надвратной нише стены города Эдессы. Когда нишу открыли, в ней горела свеча и лежал плат с чудесным изображением, которое в то же время оказалось отпечатанным на керамической плитке, закрывающей нишу. Таким образом, сразу возникли две версии изображения: Мандилион (на плате) и Керамион (на плитке). В 944 г. Мандилион перемещается в Константинополь и через два десятилетия тем же путем следует и Керамион. Согласно свидетельствам паломников, обе реликвии хранились в сосудах-ковчегах, подвешенных на цепях в одном из нефов Храма Богоматери Фаросской, домовой церкви Императора /1-4/. Эта знаменитая церковь была также местом хранения других сопоставимых по значению реликвий. Сосуды никогда не открывались и обе реликвии никогда не демонстрировались, но списки начали возникать и распространяться по христианскому миру, постепенно приняв форму известного нам иконописного канона. После разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году, Мандилион предположительно попал в Париж, хранился там до 1793 года и исчез во время французской революции.

Существует несколько версий предания о первоначальном происхождении Мандилиона. Наиболее популярное в средние века повествование называется в научной литературе epistula Avgari и его можно найти полностью в /4, 5/. Больной проказой эдесский царь Авгарь послал письмо Иисусу с просьбой приехать и исцелить его. Иисус ответил письмом, которое позже получило широкую известность в качестве самостоятельной реликвии, но не исцелило Авгаря. Тогда Авгарь прислал слугу-художника, чтобы тот нарисовал образ Иисуса и привез с собой. Приехавший слуга застал Иисуса в Иерусалиме и попытался его зарисовать. Видя неуспешность его попыток, Иисус попросил принести воды. Он умылся и утерся платом, на котором чудесно запечатлелся Его лик. Слуга увез с собой плат и, согласно некоторым версиям рассказа, с ним вместе отправился апостол Фаддей. Проходя мимо города Иераполя, слуга спрятал на ночь плат в груде черепицы. Ночью произошло чудо и изображение плата отпечаталось на одной из черепиц. Слуга оставил эту черепицу в Иераполе. Таким образом появился второй Керамион – иерапольский, который также в конце концов оказался в Константинополе, но имел меньшее значение, чем эдесский. В конце рассказа слуга возвращается в Эдессу, и Авгарь исцеляется, дотронувшись до чудесного полотенца. Авгарь поместил плат в надвратную нишу для всеобщего поклонения. Во времена гонений реликвия была замурована в нише ради сохранности, и о ней забыли на несколько столетий.

Историю Св. Мандилиона часто путают с историей плата Вероники – отдельной реликвии, хранящейся в Соборе Св. Петра в Риме и принадлежащей западной традиции. По преданию, в день распятия Св. Вероника дала полотенце Иисусу, изнемогающему под тяжестью своего креста, и он вытер им свой лик, отпечатавшийся на полотенце. Некоторые считают, что это и есть история возникновения иконы Спаса Нерукотворного, т.е. Мандилиона, но это совершенно независимая реликвия, независимое повествование и независимое изображение, имеющее другие типические черты. На большинстве иконописных версий плата Вероники глаза Иисуса закрыты и черты лица другие, чем на Мандилионе. Его главу венчает терновый венец, что согласуется с ситуацией рассказа. На Мандилионе глаза открыты, тернового венца нет, волосы и борода Иисуса мокрые, что согласуется с рассказом о слуге Авгаря, в котором Иисус вытирается полотенцем после умывания. Культ плата Вероники возник относительно поздно, около 12 века. Некоторые известные иконы, связанные с этим культом, являются в действительности версиями Св. Мандилиона и имеют византийское или славянское происхождение/6, 7/.

В данном очерке я размышляю об удивительной харизме этой единственной в своем роде иконы, пытаюсь собрать вместе и сформулировать разные аспекты её символического значения и разгадать загадку её притягательной силы.

ЛИК СПАСИТЕЛЯ
Спас Нерукотворный – это единственная икона, изображающая Иисуса просто как личность, как человека, имеющего лицо. Остальные иконические образы Иисуса показывают Его совершающим какое-либо действие или содержат указания на Его атрибуты. Вот Он сидит на троне (значит Он – Царь), вот Он благословляет, вот Он держит в руках книгу и указывает на написанные там слова. Множественность образов Иисуса богословски правильна, однако может скрыть основную истину христианства: спасение приходит именно через личность Иисуса, через Иисуса как такового, а не через какие-то его отдельные действия или атрибуты. Согласно христианскому учению, Господь послал нам Своего Сына как единственный путь к спасению. Он Сам – начало и конец пути, альфа и омега. Он спасает нас самим фактом своего вечного присутствия в мире. Мы идем за ним не в силу каких-то обязательств или рассуждений или обычаев, а потому, что Он нас зовет. Мы любим его не за что-то, а просто за то, что Он есть, т.е. примерно так же, как любим мы не всегда объяснимой любовью избранников или избранниц наших сердец. Именно этому отношению к Иисусу, отношению в высшей степени личному и соответствует образ, изображенный на Св. Мандилионе.

Эта икона сильно и явно выражает самое сущность христианской жизни – необходимость для каждого установить личное отношение с Богом через Иисуса. С этой иконы Иисус смотрит на нас так, как ни с какой другой, чему способствуют преувеличенно большие и слегка скошенные глаза. Этот Иисус смотрит не на человечество вообще, а на конкретного зрителя и ожидает столь же личного ответа. Встретившись с Его взглядом, трудно укрыться от безжалостных мыслей о себе и своем взаимоотношении с Ним.

Икона-портрет дарит значительно большее ощущение прямого контакта, чем икона с повествовательным содержанием. Если повествовательная икона передает историю, то икона-портрет выражает присутствие. Икона-портрет не отвлекает внимание на одежду, предметы или жесты. Иисус здесь не благословляет и не предлагает словесных формул спасения, за которые можно спрятаться. Он предлагает только Себя. Он есть Путь и Спасение. Остальные иконы – это о Нём, а здесь Он сам.

ФОТОПОРТРЕТ
Св. Мандилион - это единственный в своем роде ‘фотопортрет’ Иисуса. Это собственно и не рисунок, а именно отпечаток лица, фотография в прямом материальном смысле. Будучи стилистически нейтральным изображением лица как такового, наша икона имеет что-то общее с не слишком почетным, но совершенно необходимым и распространеным в нашей жизни жанром паспортного фото. Так же как и на паспортных фото, здесь изображено именно лицо, а не характер или мысли. Это просто портрет, а не психологический портрет.

Обычный фотопортрет изображает собственно человека, а не его видение художником. Если художник заменяет оригинал образом, отвечающим его субъективному видению, то портретное фото запечатлевает оригинал как он есть физически. Так же и с этой иконой. Иисус здесь не интерпретирован, не преображен, не обожествлен и не осмыслен - Он есть как Он есть. Напомним, что Бог в Библии неоднократно именуется «сущим» и говорит о себе, что Он «есть что Он есть».

СИММЕТРИЯ
Среди других иконических образов, Спас Нерукотворный уникален своей симметрией. На большинстве версий Лик Иисуса почти полностью зеркально симметричен, за исключением скошенных глаз, движение которых придаёт лицу жизнь и одухотворяет его/8/. Эта симметрия отражает, в частности, фундаментально важный факт творения – зеркальную симметрию облика человека. Симметричны и многие другие элементы Божьего творения (животные, элементы растений, молекулы, кристаллы). Пространство, основная арена творения, само по себе обладает высокой степенью симметрии. Православный храм также симметричен, и Нерукотворный Образ часто занимает в нём место на основной плоскости симметрии, связывая симметрию архитектуры с асимметрией иконописи. Он как бы прикрепляет к стенам динамичный в своем многообразии и красочности ковер храмовых росписей и икон.

Так как согласно Библии человек создан по образу и подобию Божию, можно предположить, что симметрия – один из атрибутов Бога. Спас Нерукотворный выражает таким образом симметрию Бога, творения, человека и храмового пространства.

ГЕНИЙ ЧИСТОЙ КРАСОТЫ
На приведенной в заголовке новгородской иконе 12 века из Третьяковской галереи (это древнейшая русская икона Спаса) Св. Лик выражает позднеантичный идеал красоты. Симметрия – это лишь один из аспектов этого идеала. Черты лица Иисуса не выражают боль и страдания. Этот идеальный образ свободен от страстей и эмоций. В нем видится небесное спокойствие и мир, возвышенность и чистота. Это сочетание эстетического и духовного, прекрасного и Божественного, которое так же сильно выражено в иконах Богоматери, как бы напоминает нам о том, что красота спасет мир...

Тип лица Иисуса близок к тому, который в эллинистическом искусстве называют «героическим» и имеет общие черты с позднеантичными изображениями Зевса/9/. Этот идеальный Лик выражает соединение в единой личности Иисуса двух природ – Божественной и человеческой и использовался в ту эпоху и на других иконах Христа.

КРУГ ЗАМЫКАЕТСЯ
Спас Нерукотворный – это единственная икона, в которой нимб имеет форму полностью замкнутого круга. Круг выражает совершенство и гармонию мирового устройства. Положение лика в центре круга выражает полноту и завершенность совершенного Иисусом акта спасения человечества и Его центральную роль в мироздании.

Изображение головы в круге напоминает также о положенной на блюдо голове Ионна Предтечи, предварившего своим страданием крестный путь Иисуса. Образ головы на круглом блюде имеет также очевидные евхаристические ассоциации. Круглый нимб, содержащий лик Иисуса, символически повторяется в круглых просфорах, содержащих Его тело.

КРУГ И КВАДРАТ
На новгородской иконе круг вписан в квадрат. Высказывалось мнение, что геометричность этой иконы создает образ парадокса Боговоплощения через идею квадратуры круга, т.е. как совмещение несовместимого /10/. Круг и квадрат символически изображают Небо и Землю. Согласно космогонии древних, Земля – это плоский квадрат, а Небо – это сфера, по которой обращаются Луна, Солнце и планеты, т.е. мир Божественного. Этот символизм можно найти в архитектуре любого храма: квадратный или прямоугольный пол символически соответствует Земле, а свод или купол потолка – Небу. Поэтому сочетание квадрата и круга – это фундаментальный архетип, выражающий структуру Космоса и имеющий в данном случае особое значение, так как Христос, воплотившись, соединил Небо и Землю. Интересно, что круг вписанный в квадрат (а также квадрат, вписанный в круг), как символическое отображение структуры Мироздания, используется в мандале, основной иконе тибетского буддизма. Мотив квадрата, вписанного в круг можно также увидеть и в иконе Спаса в рисунке кресчатого нимба.

ЛИК И КРЕСТ
Кресчатый нимб является каноническим элементом почти всех основных типов икон Иисуса. С точки зрения современного зрителя, сочетание головы с крестом выглядит как элемент распятия. В действительности наложение лица на крестообразный мотив скорее отражает конечный результат своеобразной конкуренции изображений креста и Лика Иисуса за право служить государственной эмблемой Римской Империи. Император Константин сделал именно крест основным символом своей власти и императорским штандартом. Иконы Христа вытесняют крест на государственных изображениях начиная с 6 века. Первым сочетанием креста с иконой Иисуса были, по-видимому, круглые изображения Иисуса, прикрепляемые к военным крестам-штандартам подобно тому, как к таким же штандартам прикреплялись портреты императора /11/. Таким образом, сочетание Иисуса с крестом указывало скорее на Его властные полномочия, чем на роль Жертвы /9 (см. гл.6)/. Не удивительно, что идентичный кресчатый нимб присутствует и на иконе Христа-Вседержителя, в которой роль Христа как Владыки подчеркивается особенно явно.

Буквы, изображаемые в трех перекладинах креста, передают транскрипцию греческого слова «о-омега-н», означающее «сущий», т.е. так называемое небесное имя Бога, которое произносится как «хэ-он», где «хэ» - артикль.

‘АЗ ЕСМЬ ДВЕРЬ’
Икону Спаса Нерукотворного часто размещают над входом в сакральное помещение или пространство. Вспомним, что он был обретен в нише над воротами города Эдессы. В России его также часто помещали над воротами городов или монастырей, а также в храмах над входными дверями или над царскими вратами алтарей. При этом подчеркивается сакральность охраняемого иконой пространства, которое тем самым уподобляется Богохранимому граду Эдессе/1/.

Здесь есть и другой аспект. Подчеркивая, что путь к Богу лежит только через Него, Иисус называет себя дверью, входом (Ин. 10:7,9). Так как сакральное пространство ассоциируется с Царством Небесным, то проходя под иконой в храм или алтарь, мы символически совершаем то, к чему нас приглашает Евангелие, т.е. проходим через Иисуса в Царство Небесное.

ГЛАВА И ТЕЛО
Св. Мандилион – это единственная икона, на которой изображена только голова Иисуса, даже без плеч. Безтелесность лика говорит о примате духа над телом и порождает множественные ассоциации. Голова без тела напоминает о земной смерти Иисуса и создает образ Жертвы, как в смысле его распятия, так и в смысле евхаристических ассоциаций, о которых говорилось выше. Изображение одного Лика соответствует православному богословию иконы, согласно которому на иконах изображается личность, а не человеческая природа /12/.

Изображение головы также напоминает об образе Христа как Главы Церкви (Ефес 1:22,23). Если Иисус – это Глава Церкви, то верующие – это её тело. Изображение Лица продолжается вниз расширяющимися линиями мокрых волос. Продолжаясь вниз, в пространство храма, эти линии как бы охватывают верующих, которые тем самым становятся Телом, выражая полноту церковного существования. На новгородской иконе направление волос подчеркнуто резко прочерченными белыми линиями, разделяющими отдельные пряди.

КАК ВЫГЛЯДЕЛ СВ. МАНДИЛИОН?
Судя по историческим свидетельствам, эдесский Мандилион представлял собой изображение на плате, натянутом на небольшую доску и хранился в закрытом ларце /2/. Вероятно, имелся золотой оклад, который оставлял открытым только лицо, бороду и волосы. Епископ Самосаты, которому было поручено привезти Св. Мандилион из Эдессы, должен был выбрать подлинник среди четырех претендентов. Это говорит о том, что уже в Эдессе с Мандилиона делались копии, которые были также изображениями на тканевой основе натянутыми на доску. Эти копии по-видимому и послужили началом традиции изображений Нерукотворного Образа, так как нет никаких сведений о копировании Мандилиона в Константинополе. Так как иконы вообще как правило пишутся на тканевой основе (паволока) натянутой на доску, Св. Мандилион является прото-иконой, прототипом всех икон. Из сохранившихся изображений наиболее близкими оригиналу считаются несколько сохранившихся в Италии икон византийского происхождения, датировка которых дискутируется. На этих иконах Св. Лик имеет натуральные размеры, черты лица восточные (сиро-палестинские) /13/.

СКРИЖАЛЬ НОВОГО ЗАВЕТА
Значение Мандилиона в Византии было сопоставимо со значением Скрижалей Завета в древнем Израиле. Скрижали были центральной реликвией ветхозаветной традиции. На них самим Богом были начертаны заповеди, составлявшие главное содержание Ветхого Завета. Присутствие Скрижалей в Скинии и Храме подтверждало подлинность Божественного происхождения заповедей. Так как в Новом Завете главное – сам Христос, то Св. Мандилион – это скрижаль Нового Завета, его зримый Богоданный образ. Этот мотив явно звучит в официальном византийском повествовании об истории Мандилиона, в котором рассказ о его перенесении в Константинополь созвучен Библейскому повествованию о перенесении скрижалей в Иерусалим Давидом /14/. Так же как и скрижали, Мандилион никогда не демонстрировался. Даже императоры, поклоняясь Мандилиону, лобызали закрытый ларец. В качестве скрижали Нового Завета, Св. Мандилион стал центральной реликвией византийской империи.

ИКОНА И РЕЛИКВИЯ
Византийское благочестие стремилось к синтезу иконы и реликвии /15/. Иконы часто возникали вследствие стремления «размножить» реликвию, освятить ей весь христианский мир, а не только небольшую часть пространства. Икона Спаса Нерукотворного напоминала не только только о реальности земной жизни Спасителя, но и о реальности и подлинности самого Святого Плата. На связь с реликвией указывают складки материи, изображенные на многих версиях иконы Св. Мандилиона. На иконах Св. Керамиона изображен тот же лик, но фон имеет фактуру черепицы.

Впрочем, прямая связь с реликвией подчеркивалась не всегда. На иконе, представленной в заголовке, Лик изображен на однородном золотом фоне, символизирующем Божественный Свет. Таким способом усиливается эффект присутствия Иисуса, подчеркивается Его Божественность и факт Воплощения, а также и то, что источником спасения является сам Иисус, а не реликвия. Вольф /10/ указывает на «монументализацию» Лика, освобожденного от тканевой основы, его перемещение с материи в сферу духовного созерцания. Высказывалась также гипотеза, что золотой фон новгородской иконы копирует золотой оклад иконы-прототипа /16/. Новгородская икона была процессионной, выносной, чем объясняются её большие размеры (70х80см). Так как размер Лика больше человеческого лица, этот образ не мог претендовать на роль прямой копии Св. Мандилиона и служил его символическим заместителем в богослужениях Страстной Недели и праздника иконы 16 августа.

Интересно, что оборотная сторона новгородского Мандилиона как раз иллюстрирует использование икон для «размножения» реликвий. На ней представлена сцена Поклонения Кресту /17/, содержащая изображение всех основных страстных реликвий из церкви Богоматери Фаросской (терновый венец, губка, копье и т.д. /4/). Так как в древности изображение рассматривалось как заместитель изображаемого, наша икона создавала в пространстве новгородского храма своего рода эквивалент церкви Богоматери Фаросской – основного храма-реликвария Византии.

БОГОВОПЛОЩЕНИЕ И ОСВЯЩЕНИЕ МАТЕРИИ
Боговоплощение единодушно признаётся ключевой темой Мандилиона. Хотя явление Христа в материальном мире и является темой любой иконы, в рассказе о чудесном отображении Лика Христа на плате не только подтверждается с особенной ясностью доктрина о Боговоплощении, но и создается образ продолжения этого процесса после земной смерти Иисуса. Уходя из мира, Христос оставляет в нем свои «отпечатки» на душах верующих. Подобно тому, как Св. Мандилион силой Св. Духа перешел с плата на черепицу, той же силой передается и образ Божий от сердца к сердцу. В церковной иконописи Мандилион и Керамион иногда помещают в основании купола напротив друг друга, чем воссоздается ситуация чудесного воспроизведения образа /1/.

Св. Мандилион занимает особое место как среди икон, так и среди реликвий. Многие реликвии являются обычными предметами, уникальными в силу своей близости к Божественному (например, пояс Богоматери). Мандилион же являлся материей, непосредственно измененной целенаправленным Божественным воздействием и может рассматриваться как прообраз преображенной материальности будущего века. Реальность преображения ткани Мандилиона подтверждает реальную возможность обожения человека уже в этом мире и предвещает его преображение в будущем, причем не в виде бестелесной души, а в качестве обновленной материальности, в которой Образ Божий будет таким же образом «просвечивать» через человеческую природу, как Св. Лик просвечивает через ткань Мандилиона.

Изображение ткани на иконах Спаса Нерукотворного имеет более глубокий смысл, чем просто иллюстрация натуральности Св. Плата. Ткань Плата – это образ материального мира, уже освященного присутствием Христа, но еще ожидающего грядущее обожествление. Это многозначный образ, отражающий как потенциальную обожествляемость материи нашего мира уже сегодня (как в Евхаристии), так и её грядущее полное обожение. Ткань Плата обозначает также и самого человека, в котором Христос властен явить свой образ. С этим кругом образов связан и евхаристический смысл Мандилиона. Образ Св. Лика, проступающий на Мандилионе, подобен Телу Христову онтологически существующему в евхаристическом хлебе. Нерукотворный образ не иллюстрирует, а дополняет причастие: то, что не видно в Евхаристии, доступно созерцанию на иконе. Не удивительно, что Св. Мандилион широко использовался в иконографических программах алтарей /18,19/.

Вопрос о природе Мандилиона, как и сам парадокс Боговоплощения, труден для рационального осмысления. Мандилион – это не иллюстрация Боговоплощения, а живой пример воплощения Божественного в материальное. Как понимать святость Мандилиона? Свято ли только само изображение, или материал тоже свят? В Византии в 12 веке происходили на эту тему серьезные богословские дебаты. Дискуссия закончилась официальным утверждением о святости только изображения, хотя практика почитания этой и других реликвий свидетельствует скорее об обратном.

ЗНАМЯ ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Если язычники поклонялись «Богам сделанным людьми» (Деяния, 19:26), то христиане могли противопоставить этому Нерукотворный Образ, как материальное изображение, сделанное Богом. Создание Иисусом собственного изображения являлось сильнейшим доводом в пользу иконопочитания. Икона Спаса занимает почетное место в иконографических программах византийских храмов вскоре после победы над иконоборчеством.

Сказание об Авгаре заслуживает внимательного прочтения, так как оно содержит богословски значимые идеи, связанные с иконопочитанием:
(1) Иисус хотел иметь Своё изображение;
(2) Он послал вместо себя Своё изображение, подтверждая тем самым правомочность почитания изображения как Своего представителя;
(3) Он послал изображение в ответ на просьбу Авгаря об исцелении, что прямо подтверждает чудотворность иконы, а также потенциальную целительную силу других контактных реликвий.
(4) Посланное до этого письмо не исцеляет Авгаря, что согласуется с тем, что экземпляры священных текстов, несмотря на практикующееся поклонение им, как правило не играют роли чудотворных реликвий в православной традиции.

В сказании об Авгаре примечательна также роль художника, который оказывается неспособным нарисовать Христа своими силами, но приносит заказчику изображение, начертанное согласно Божественной воле. Этим подчеркивается, что иконописец является не художником в обычном смысле, а исполнителем Божьего замысла.

НЕРУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗ НА РУСИ
Почитание Нерукотворного Образа приходит на Русь в 11-12 веках и распространяется особенно широко начиная со второй половины 14 века. В 1355 г. новопоставленный московский митрополит Алексий привез из Константинополя список Св. Мандилиона, для которого был сразу заложен храм-реликварий /7/. Почитание копий Св. Мандилиона внедрялось как государственный культ: по всей стране стали возникать церкви, монастыри и приделы храмов, посвященные Нерукотворному Образу и получавшие название «Спасских». Перед иконой Спаса молился Дмитрий Донской, воспитанник митрополита Алексия, получив известие о нападении Мамая. Хоругвь с иконой Спаса сопровождала русское войско в походах начиная от Куликовской битвы вплоть до первой мировой войны. Эти хоругви начинают называть «знамения» или «знамена»; слово «знамя» заменяет древнерусское «стяг». Иконы Спаса размещаются на крепостных башнях. Также как и в Византии, Спас Нерукотворный становится оберегом города и страны. Распространяются образы для домашнего использования, а также миниатюрные изображения Спаса, использующиеся как амулеты/20/. Церковные здания на книжных иллюстрациях и иконах начинают изображать с иконой Спаса над входом в качестве обозначения христианской церкви. Спас становится одним из центральных образов русского православия близким по значению и смыслу к кресту и распятию.

Возможно, сам митрополит Алексий был инициатором использования Нерутворного Образа в иконостасах, которые приобретают близкий к современному вид именно в эту эпоху /7/. В связи с этим возник новый тип огромных икон Спаса с размером лика намного превосходящим натуральный. Св. Лик на этих иконах приобретает черты Небесного Иисуса, Христа-судии Последнего дня /21/, что было созвучно распространенным в ту эпоху ожиданиям близкого конца света. Эта тема присутствовала и в западном христианстве того времени. Данте в Божественной Комедии использовал иконографию Св. Лика для описания лицезрения Божества в Судный День /7/.

Образ Спаса приобрел новые оттенки смысла в контексте идей исихазма. Образы Мандилиона, особенно на крупных иконах, кажутся «заряженными» нетварной энергией, излучают неземную силу. Не случайно, в одном из рассказов о Мандилионе сам образ становится источником нетварного Света, подобного Фаворскому /14/. Новая трактовка темы преображающего фаворского света появляется на иконах Симона Ушакова (17 век), на которых сам Св. Лик становится источником нездешнего сияния /22/.

СЛУЖБА ИКОНЕ
Общецерковный характер поклонения Св. Мандилиону выразился в существовании праздника иконы 16 августа, в день переноса реликвии из Эдессы в Константинополь. В этот день читаются особые библейские чтения и стихиры, выражающие богословские идеи, связанные с иконой /12/. Стихира празднику передает изложенное выше сказание об Авгаре. Библейские чтения излагают важнейшие этапы истории Воплощения. Ветхозаветные чтения напоминают о невозможности изображения Бога, остававшегося невидимым, тогда как Евангельские чтения содержат ключевую для богословия Мандилиона фразу: «И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи видевшие то, что вы видите!» (Лк. 10:23).

Существует также канон нерукотворному образу, авторство которого приписывают Св. Герману Константинопольскому /12/.

ЛИТЕРАТУРА
/1/ А. М. Лидов. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. М., Феория. 2009. С нашей темой наиболее близко связаны главы «Мандилион и Керамион» и «Святой Лик – Святое Письмо – Святые Врата», с. 111-162.
/2/ А. М. Лидов. Святой мандилион. История реликвии. В книге «Спас Нерукотворный в русской иконе». М., 2008, с. 12-39.
/3/ Робер де Клари. Завоевание Константинополя. М., 1986. с. 59-60.
/4/ Реликвии в Византии и Древней Руси. Письменные источники (редактор-составитель А.М. Лидов). М., Прогресс-Традиция, 2006. Часть 5. Реликвии Константинополя, с.167-246. Текст epistula Avgari можно найти в Части 7. с. 296-300.
/5/Е. Мещерская. Апокрифические деяния апостолов. Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. М., Присцельс, 1997. 455 с. См. главу «Древнерусская версия легенды об Авгаре по рукописи XIII века»,
Данная версия Еpistula Avgari была популярна в средневековой России.
/6/ В Риме было несколько древних изображений Христа византийского происхождения включая несколько копий Св. Мандилиона. Согласно Л. М. Евсеевой /7/ их образы конвергировали и к 15 веку образовался известный образ Христа с Плата Вероники с длинными симметричными прядями волос и короткой слегка раздвоенной бородой, см:
http://en.wikipedia.org/wiki/Veil_of_Veronica
Этот иконографический тип оказывал влияние и на поздние русские иконы Спаса. Высказывается также предположение, что имя «Вероника» происходит от «vera icona» (истинный образ): первоначально так называли римские списки Св. Мандилиона, потом возникла легенда о Веронике и появился сам Плат Вероники, первые достоверные сведения о котором датируются 1199г.
/7/ Л.М.Евсеева. Нерукотворный образ Христа» митрополита Алексия (1354-1378) в контексте эсхатологических идей времени. В книге «Спас Нерукотворный в русской иконе». М., 2008, с.61-81.
/8/ На многих иконах Спаса (включая и новгородскую икону в иллюстрации) можно заметить небольшую намеренную асимметрию лика, которая, как было показано Н. Б. Тетерятниковой, способствует «оживлению» иконы: лик как бы «поворачивается» в сторону зрителя, смотрящего на икону под углом. N. Teteriatnikov. Animated icons on interactive display: the case of Hagia Sophia, Constantinople. В книге «Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси», ред.-сост. А.М. Лидов, М.: Индрик, 2011, с.247-274.
/9/ H. Belting. Likeness and presence. A history of image before the era of art. Ch .11. The Holy Face. The University of Chicago Press, 1992.
/10/ Г. Вольф. Святой лик и святые стопы: предварительные размышления перед новгородским Мандилионом. Из сборника «Восточнохристианские реликвии», ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2003, 281-290.
/11/Крестов с портретами императоров сохранилось немного. Наиболее ранний пример – крест 10 века с портретом императора Августа хранящийся в сокровищнице Аахенского собора и использовавшийся в коронационных церемониях императоров Каролингской династии. http://en.wikipedia.org/wiki/Cross_of_Lothair
/12/ Л. И. Успенский. Богословие иконы православной церкви. М., 2008. Гл. 8 «Иконоборческое учение и ответ на него церкви», с. 87-112.
/13/ См. http://en.wikipedia.org/wiki/File:Holy_Face_-_Genoa.jpg http://en.wikipedia.org/wiki/File:39bMandylion.jpg
/14/ Повесть о перенесении Нерукотворного Образа из Эдессы в Константинополь. В книге «Спас Нерукотворный в русской иконе». М., 2008, с.415-429. Интересно, что в другом византийском сочинении набор страстных реликвий хранившихся в церкви Богоматери Фаросской сравнивается с Декалогом (десятью заповедями).
/15/ И. Шалина. Икона «Христос во гробе» и нерукотворный образ на Константинопольской плащанице. Из сборника «Восточнохристианские реликвии», ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2003, с. 305-336. http://nesusvet.narod.ru/ico/books/tourin/
/16/ И.А.Стерлигова. Драгоценный убор древнерусских икон ХI-XIV веков. М., 2000, с. 136-138.с.
/17/ Оборотная сторона новгородского Мандилиона:
http://all-photo.ru/icon/index.ru.html?big=on&img=28485
/18/Ш. Герстель. Чудотворный Мандилион. Образ Спаса Нерукотворного в византийских иконографических программах. Из сборника «Чудотворная икона в Византии и древней Руси», ред.-сост. А.М. Лидов. М., «Мартис», 1996. С. 76-89.
http://nesusvet.narod.ru/ico/books/gerstel.htm .
/19/М. Эмануэль. Спас Нерукотворный в иконографических программах церквей Мистры. Из сборника «Восточнохристианские реликвии», ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2003, с. 291-304.
/20/А. В. Рындина. Образ-реликварий. Спас Нерукотворный в малых формах русского искусства XIV-XVI. Из сборника «Восточнохристианские реликвии», ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2003, с. 569-585.
/21/Пример подобной иконографии см.
http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=719
/22/ Образ Спаса был для Ушакова основным, программным и был повторен им многократно. В отличие от древних икон, где Божественный свет передается фоном и разлит по всей плоскости иконы, у Ушакова «нетварный свет» просвечивает через сам лик. Ушаков стремился к сочетанию православных принципов иконописи с новыми техническими приемами, позволяющими передать Св. Лик «светло, румяно, тенно, тенно и живоподобно». Новый стиль был одобрительно воспринят большинством современников, но вызвал критику ревнителей старины, которые называли ушаковского Спаса «одутловатым немчином». Многие считают, что «световидные» лики Ушакова передают скорее физический, тварный, чем нетварный свет, и что этот стиль означал распад византийского иконного образа и его замену на эстетику западного искусства, в котором прекрасное занимает место возвышенного.

Православные храмы изобилуют ликами святых, способными оказать свою божественную помощь людям в затруднительном положении и при наличии тяжёлых болезней. Каждая икона характеризуется каким-то своим особенным действием, позволяет улучшить жизнь человека в определённой сфере. В этой статье я хотела бы предложить вам разобраться со значением иконы Спаса Нерукотворного, а также с тем, в каких ситуациях вы можете молить её о милости.

Нерукотворный Образ Спасителя представляет собой одно из изначальных изображений, запечатлевшее на себе лик Господа. Образ выступает весьма значимым у приверженцев христианской религии, зачастую его выдвигают на одно место с крестом и распятием.

Если вы – православный человек и желаете узнать настоящую характеристику данной иконы, а также от каких неприятностей можно защитить себя с её помощью – непременно читайте дальше.

Как изначально появился Нерукотворный Образ Иисуса Христа

Узнать, как выглядел Спаситель мы можем по большому количеству различных церковных преданий и легенд, но при этом Библия ни одним словом не упоминает про внешний вид Иисуса. Как же тогда могло появиться изображение того , про который мы рассказываем сейчас?

История создания образа «Спаса Нерукотворного» со всеми деталями была сохранена и передана римским историком Евсевием (учащимся у Памфила, проживающим в Палестине). Нужно отметить, что Евсевий внёс очень большой вклад в историю – многие сведения времён Иисуса сохранились до наших дней именно благодаря его усилиям.

Но как же всё-таки появился Нерукотворный Спас? Про славу Спасителя знали далеко от его места проживания, часто его посещали жители других городов и даже стран. Как-то раз царь города Эдесс (сейчас это современная Турция) отправил к нему глашатая с посланием. В письме рассказывалось, что Авгарь измучен старостью и тяжёлым заболеванием ног. дал обещание отправить кого-то из своих учеников оказать помощь правителю и принести просветление его народу с помощью света Святого Евангелия. Следующий случай был записан и передан Ефремом Сириным.

Авгарь кроме гонца отправил к Иисусу ещё и живописца, но того так сильно ослепило божественное сияние, что он был не в состоянии писать портрет Христа. Тогда Спаситель решил преподнести Авгарю своеобразный презент – полотно (убрус), которым вытер своё лицо.

Полотно сохранило отпечаток божественного лика – именно поэтому ему дали название нерукотворного, то есть такого, который создали не человеческие руки, а божественная сила (аналогично Туринской плащанице). Это стал первый образ, возникший ещё при жизни Иисуса. А когда ткань была доставлена послами в Эдессу – она сразу же превратилась в местную святыню.

Когда Иисуса распяли на кресте, в Эдессу отправляется апостол Фаддей, исцеляющий Авгаря и совершающий другие чудеса, а также активно обращающий местное население стать христианами. Про эти удивительные события мы узнаём от другого историка – Прокопия Кесарийского. А в записях Евагрия (Антиохия) рассказывается про чудесное спасение горожан от засады врагов.

Внешний вид иконы Спаса Нерукотворного

Исторические документы сохранили до наших дней описание божественного лика, который хранился царём Авгарем. Полотно натянули на основу из дерева. Удивительно, что Спас Нерукотворный является единственным образом, изображающим Иисуса в виде человеческого существа, делая акцент на его человеческой природе.

А на всех прочих изображениях Спаситель изображён уже с элементами церковной атрибутики или же выполняет определённые действия. А на образе Спаса можно лицезреть облик Иисуса, причём он не является «видением» автора, а представляет собой реальный образ Господа.

Чаще всего встречаем изображение Спаса на убрусе – образ Спасителя, изображённый на фоне полотенца со складками. В большинстве своём плат имеет белый цвет. В некоторых случаях лик изображают на фоне кладки из кирпичей. А в ряде традиций полотенце придерживают по краям парящие в воздухе ангельские существа.

Образ уникален своей зеркальной симметричностью, в которую не вписались лишь глаза Спасителя – они чуть-чуть перекошены, что добавляет мимике лица Иисуса большей одухотворённости.

Список Нерукотворного Спаса, который находится в городе Новгород, представляет собой эталон античного воплощения про идеальную красоту. Кроме совершенной симметрии большого значения здесь уделяют полному отсутствию эмоций – возвышенной чистоте, душевному спокойствию Спасителя, которые словно заряжают всех, кто обращает свой взор на его икону.

Что образ означает в христианстве

Сложно переоценить, что обозначает лик Нерукотворного Спаса – ведь его удивительное возникновение само по себе представляет достаточно значимый аргумент в пору борьбы с иконами. В действительности именно образ является главным подтверждением того, что лик Спасителя можно изображать и использовать в качестве святыни и молиться ему о своих просьбах.

Сохранившийся на полотне отпечаток представляет собой главный тип иконографии, напоминающий про божественное начало иконописи. Это мастерство изначально обладало также описательной функцией – истории из Библии начинали оживать перед очами первых приверженцев христианства. Кроме того, раньше практически не было книг, даже знаменитого Священного Писания, представлявшего собой большую редкость в течение длительного времени. Поэтому вполне логично, что верующие очень хотели обладать зримым воплощением Спасителя.

Тот же факт, что на иконе изображается лишь лицо Иисуса призвано напомнить христианам, что они могут спастись исключительно, если установят личные взаимоотношения с Христом. А если это не произойдёт – никакие из церковных обрядов не смогут пропустить верующего в Царство Небесное.

На образе Иисус смотрит чётко на зрителей – он словно призывает каждого, кто обратит на него свой взор, последовать за Собой. Процесс созерцания образа Спаса Нерукотворного позволяет осознать истинное значение жизни в христианстве.

Что обозначает икона «Спаса Нерукотворного»

Удивительный образ Спасителя отличается определёнными характеристиками:

  • именно описываемая икона представляет собой непременный элемент программы обучения иконописцев и их первую самостоятельную икону;
  • это единичное из ликов Иисуса, на котором присутствует замкнутый нимб. Нимб выступает олицетворением гармонии и завершённости Вселенной;
  • изображение отличается симметрией. Лишь глаза Иисуса немного скашиваются в боковую сторону, чтобы продемонстрировать более живую картину. Симметрия на образе призвана напомнить про симметрию во всём, что было сотворено Господом;
  • лицо Иисуса на иконе не выражает эмоций страдания или боли. Напротив, оно вызывает ассоциации со спокойствием, равновесием и чистотой, а также – свободой от любых эмоциональных переживаний. Зачастую лик ассоциируется с понятием «чистой красоты»;
  • икона демонстрирует исключительно портрет Спасителя, одну его голову, даже отсутствуют плечи. Эта особенность может быть трактована с разных позиций, в частности, голова ещё раз делает акцент на главенстве духовного над телесным, плюс выступает своеобразным напоминанием про важность Сына Божьего в церковной жизни.

Примечательно, что описываемая икона выступает единственным изображением только лица Иисуса. На всех остальных святых Ликах можно обнаружить Спасителя двигающимся либо стоящим во весь рост.

  • если человек решает сложную жизненную проблему, находится в затруднительном положении, из которого трудно найти выход – стоит обратиться за помощью к иконе «Нерукотворного Спаса»;
  • если утрачивается вера – также поможет лик Спасителя;
  • если имеют место различные тяжёлые патологии – тоже стоит обратиться к лику;
  • при наличии дурных, греховных помыслов, помолившись у данной иконы, вы сможете быстро избавиться от последних;
  • молясь у образа реально получить милость и снисхождение у Спасителя, как для себя, так и для своего близкого окружения;
  • если вы страдаете от апатии, нехватки физической энергии – эту беду также позволяет решить лик Спаса Нерукотворного.

Прежде, чем вы начнёте просить про помощь Христа у его иконы – покайтесь и прочтите текст молитвы «Отче наш».

В завершение предлагаю вам также просмотреть информативное видео про икону «Нерукотворный Спас»:

Нерукотворный образ Спасов

Нерукотворный (?????????????) образ, или икона Спаса «на убрусе», известная на Западе как «святой лик» (?????????), занимает первое место среди икон Христовых.

Выражение «нерукотворный» получает свое подлинное значение в свете евангельского сопроводительного текста (см.: Мк. 14:58): «нерукотворный» образ – это прежде всего воплощенное Слово, явленное в храме тела Своего (Ин. 2:21). С этого времени Моисеев закон, запрещающий человеческие образы (см.: Исх. 20:4), теряет смысл, и иконы Христовы становятся неопровержимыми свидетельствами Боговоплощения. Вместо того чтобы творить «рукотворенный», т. е. сделанный по своему произволению образ Богочеловека, иконописцы должны следовать преданию, связывающему их с «нерукотворенным» первообразом. Это предание в начале V в. приобрело легендарную форму в истории эдесского царя Авгаря, заказавшего живописный портрет Христа. Византийская версия легенды говорит, что эдесский образ был отпечатком лика Спасителя на плате, который Он приложил к Своему лицу и передал посланцу Авгаря. Первые образы Христа, «мандилион» и два его чудесных отпечатка на черепицах, «керамиды», должны были, таким образом, являться своего рода «нерукотворными» документами, непосредственными и, так сказать, материальными свидетельствами вочеловечения Бога-Слова. Эти легендарные повествования по-своему выражают догматическую истину: христианская иконография, и прежде всего возможность изображать Христа, основана на самом факте Воплощения. Поэтому священное искусство иконописания не может быть произвольным творчеством художника: так же как богослов в области мысли, иконописец должен в искусстве выражать живую, «нерукотворенную» Истину, Откровение, содержимое Церковью в Предании. Лучше, чем какое-либо другое священное изображение, «нерукотворный» образ Христа выражает догматическую основу иконографии. Поэтому VII Вселенский Собор уделил этой иконе особое внимание, и именно эта икона Христа почитается в день Торжества Православия (см. выше кондак праздника, с. 117).

Спас Нерукотворный «на убрусе». Фреска церкви Спаса на Нередице. Новгород. 1199 г.

Спаса Нерукотворный «на чрепии». Фреска церкви Спаса на Нередице. Новгород. 1199 г.

Иконографический тип Нерукотворного Спаса представляет только лик Христа, без шеи и плеч, обрамленный с обеих сторон длинными прядями волос. Борода иногда кончается клином, иногда раздвоена. Правильные черты лица переданы схематично: прекрасная линия рта лишена всякой чувственности, удлиненный и тонкий нос составляет вместе с широкими бровями рисунок, напоминающий пальму. Серьезное и бесстрастное выражение лика Богочеловека не имеет ничего общего с бесстрастным равнодушием к миру и человеку, так часто встречающимся в религиозных изображениях Дальнего Востока. Здесь бесстрастие абсолютно чистой человеческой природы, исключающей грех, но открытой всему горю падшего мира. Взгляд больших, широко раскрытых глаз, обращенных к зрителю, печален и внимателен; он как будто проникает в самые глубины сознания, но не подавляет. Христос пришел не судить мир, но чтобы мир был спасен Им (см.: Ин. 3:17). В нимб, окружающий голову Христа, вписан знак креста. Этот крещатый нимб мы видим на всех изображениях Господа. Греческие буквы в трех концах креста составляют Имя Божие, открытое Моисею: ? ?? – Сый (Сущий) (см.: Исх. 3:14). Это страшное имя Иеговы, принадлежащее божественной природе Христа. Сокращенное написание имени Иисуса Христа IС ХС (на одной внизу, на другой – вверху) указывает на Ипостась воплощенного Слова. Надписание имени обязательно на всех иконах Христа, Богоматери (MP ?Y) и всех святых.

Спас Нерукотворный. Хоругвь. Около 1945 г.

Иконы Нерукотворного Спаса были, вероятно, многочисленны в Византии начиная с VI в.; они особенно распространились после перенесения иконы из Эдессы в Константинополь в 944 г. Однако лучшие иконы этого типа, которые нам известны, русского происхождения. Одна из древнейших сохранившихся икон (XII в.) находится в московском Успенском соборе. Она написана в монументальном стиле, напоминающем фреску.

Наша икона (см. с. 121) написана на хоругви русским иконописцем около 1945 г. Здесь новая техника и художественное чутье нашего современника послужили для передачи того, что не творится человеческими руками: традиционного облика Христа, каким знает Его только Церковь.

Спас Вседержитель. Россия. XVI в. Галерея Темпл. Лондон

Из книги Путешествия вне тела автора Монро Роберт Аллан

6. ОБРАТНЫЙ ОБРАЗ Парадоксально, но современные ученые гораздо легче примирятся с возможностью существования области, именуемой здесь Локал III, чем признают Локал II. Почему?Да потому, что она согласуется с новейшими открытиями в физике, с крохотными фактиками, добытыми

Из книги Юная волшебница, или Магия для тинейджеров автора Равенвольф Сильвер

Образ богатства Слово «богатство» имеет разный смысл для разных людей. Некоторые думают, что большие деньги делают человека богатым, другие считают настоящим богатством гармоничную и увлекательную жизнь. Возьмите свою фотографию и наклейте ее на большой лист бумаги.

Из книги Золотая книга йоги автора Шивананда Свами

Из книги Выше нас только звёзды автора Правдина Наталия Борисовна

Мой сияющий образ Напоследок хочу предложить вам еще один метод создания позитивного внутреннего образа себя. Он очень прост - нужно научиться представить себя такой, какой вы хотели бы стать.Впрочем, знаете ли вы сами, какой хотите стать? Если нет, начинайте

Из книги Сила безмолвия автора Минделл Арнольд

21. Безвредный образ жизни Дао, которое можно выразить словами, не есть вечное Дао. Лао Цзе, Глава 1 Дао Де цзин «…существует универсальный поток, который невозможно определить явным образом и можно познавать только косвенно, как то, на что указывают эксплицитно

Из книги Легенды и притчи, рассказы о йоге автора Бязырев Георгий

МЫСЛЕННЫЙ ОБРАЗ Дорогие мои читатели, наши предки-гиперборейцы говорили: «Все есть Мысль. Вселенная представляет собой мысленный образ». И этим все сказано. Поняв суть этого афоризма, можно получить представление о причине сотворения человека. Человек - это инструмент,

Из книги Путешествия вне тела автора Монро Роберт Аллан

6. Обратный образ Парадоксально, но современные ученые гораздо легче примирятся с возможностью существования области, именуемой здесь Локал III, чем признают Локал II. Почему?Да потому, что она согласуется с новейшими открытиями в физике, с крохотными фактиками, добытыми

Из книги Привидения среди нас автора Ильин Вадим

Возвратившийся образ Американский художник-портретист Джерард Хейл был широко известен как автор одной из своих поздних работ - великолепного изображения головы Христа. А в 1928 году он работал в Париже и получил там заказ на портрет от одной очень богатой француженки,

Из книги Язык символов [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 1 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Образ мира Если жилище души и символ ее деяний – это сердце, то жилище Бога и образ созданного им мира – это храм. Он является копией небесной модели – первого храма, первого священного пространства, и его возведение соответствует сотворению Космоса. Архитектор, мастер,

Из книги Анапанасати. Практика осознавания дыхания в традиции тхеравады автора Буддхадаса Аджан

Окончательный образ Если мы хотим следить за этим процессом, или последовательностью, успокоения, то нам следует наблюдать и видеть, что когда мы упражняемся так, как описано здесь, то дыхание очищается и успокаивается само по себе. Когда мы практикуем таким образом –

Из книги Все тайны подсознания. Энциклопедия практической эзотерики автора Науменко Георгий

Образ жизни Чтобы плодотворно практиковать анапанасати, вам следует внести некоторые коррективы в свой образ жизни. Ваш образ жизни и анапанасати взаимосвязаны. Таким образом, нам следует обсудить тот образ жизни, который способствует изучению Dhamma и практике citta-bhаvanа.

Из книги Русы – Космическая Раса автора Климкевич Светлана Титовна

Образ души Все народы и племена, когда-либо населявшие нашу планету, верили в загробную жизнь. Когда археологи открывают древние захоронения людей каменного века, они находят их похороненными в позе младенца в утробе своей матери или на ложе из цветов. Тем самым древние

Из книги Уникальная энциклопедия счастья. Как выиграть счастливый билет и поймать золотую рыбку. Лучшие техники и приемы автора Правдина Наталия Борисовна

Спас Нерукотворный пришёл! 623 = Сохранить Божественное Знание о Единстве Всего Сущего = Целостность – характеризует процесс эволюции (Д. Радьяр) = «Числовые коды». Книга 2. Крайон Иерархия 19.08.14 г.Я ЕСМЬ ЧТО Я ЕСМЬ!Я ЕСМЬ Отец Небесный! Я ЕСМЬ Вечность!Светлана, Спас

Из книги 30 шагов к богатству автора Правдина Наталия Борисовна

Мой новый образ! Первое, что должно войти в ваши планы – изменение себя. С момента вашего рождения, когда вы явились в этот благостный мир, вам было предназначено стать счастливым человеком. Возможно, чужие неправильные мысли повлияли на ваше благосостояние, и оно

Чудесно отпечатавшийся на плате, которым Христос вытер свой лик

История происхождения

Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Ухама , больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.

Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.

Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным.

Положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля.

Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. В память об этом в Православной Церкви существует два типа икон Нерукотворного Спаса: лик Спасителя на убрусе, или Убрус , и лик без убруса, т.н. Чрепие .

После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

Перенесение в Константинополь

В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа .

Существует несколько преданий о последующей судьбе Нерукотворного Образа. По одному – его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204–1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную , где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.

Упоминание в древних источниках