Ложь во спасение. Библия о лжи


I . Определение термина

1. Терминология Ветхого и Нового Заветов
В Ветхом Завете чаще всего используются два слова в значении ложь и обман:
Еврейское существительное ложь , которое используется в Ветхом Завете - «sheqer »: Захария 13:3 «…тебе не должно жить, потому что ты ложь говоришь во имя Господа ».
Еврейский глагол лгать - «kazabh »: Иов 34:6а «Должен ли я лгать на правду мою? »; Михей 2:11 «Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь и сказал: “я буду проповедывать тебе о вине и сикере”, то он и был бы угодным проповедником для этого народа »;

В Новом Завете чаще всего в этом значении используется греческое слово «pseudos ». Значение этого слова переводится следующим образом: «говорить лживо», «выдумывать (фабриковать)», «делать ложные утверждения».Иоанна 8:44 «Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи ».

2. Что есть ложь ?

Определение термина : Ложь есть преднамеренное искажение истины. Однако нужно заметить, что ложь не ограничивается одними лишь словами.

  • Ложью может быть целая жизнь, прожитая в угоду ложным принципам; лицемерно прожитая жизнь;
  • Поклонение идолу также является ложью;
  • Ложная система ценностей и построенное на ней мировоззрение также является ложным.
  • Самообман и притворство являются распространённой ложью.
  • Ложью также являются ложные надежды и ожидания;
  • Лицемерие, лесть, двуличие и двойная жизнь также являются примерами лжи.
  • Отрицание божественности Иисуса Христа является ложью: 1 Иоанна 2:22 «Кто лжец , если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына ».


3. Происхождение лжи

Ложь является противоположностью истины и никогда не происходит от истины:
1 Иоанна 2:21 «Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины ». Если ложь не происходит от Бога, который есть Истина, то откуда взялась ложь?

Истоки появления лжи уходят в глубь веков и напрямую связаны с личностью Сатаны, которого Слово Божье называет лжецом и отцом лжи: (Иоанна 8:44 «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи »; Деяния 5:3 « сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? »).

История грехопадения Адама и Евы в Бытии 3 является иллюстрацией того, что Сатана является не просто лжецом, но отцом лжи. Это также является первым примером лжи, свидетельство о которой сохранилось для нас в Священном Писании.

Но это не единственный пример лжи в Библии.



II . Примеры лжи и обмана в Библии


В Библии очень много примеров лжи: лжи во благо и лжи во зло; лжи праведников и лжи нечестивых; мужской и женской лжи. Предлагаем вам взглянуть только на некоторые из этих примеров:

1. Авраам:
Бытие 12:10-13 «И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той. Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей : вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя », Бытие 20:2 «И сказал Авраам о Сарре, жене своей : она сестра моя. И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру »;

2. Исаак:
Бытие 26:6-7 «Исаак поселился в Гераре. Жители места того спросили о жене его, и он сказал: это сестра моя; потому что боялся сказать: жена моя, чтобы не убили меня, думал он, жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом »,

3. Иаков:
Бытие 27:22-24 «Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы. И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал : я »;

4. Повивальные бабки в Египте:
Исход 1:15-19 «Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых. Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых? Повивальные бабки сказали фараону : Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают ».

5. Мелхола - жена Давида:
1 Царств 19:11-17 «И послал Саул слуг в дом к Давиду, чтобы стеречь его и убить его до утра. И сказала Давиду Мелхола, жена его: если ты не спасешь души твоей в эту ночь, то завтра будешь убит. И спустила Мелхола Давида из окна, и он пошел, и убежал и спасся. Мелхола же взяла статую и положила на постель, а в изголовье ее положила козью кожу, и покрыла одеждою. И послал Саул слуг, чтобы взять Давида; но Мелхола сказала: он болен . И послал Саул слуг, чтобы осмотреть Давида, говоря: принесите его ко мне на постели, чтоб убить его. И пришли слуги, и вот, на постели статуя, а в изголовье ее козья кожа. Тогда Саул сказал Мелхоле: для чего ты так обманула меня и отпустила врага моего, чтоб он убежал? И сказала Мелхола Саулу : он сказал мне: отпусти меня, иначе я убью тебя »,

6. Давид:
1 Царств 21:10-15 «И встал Давид, и убежал в тот же день от Саула, и пришел к Анхусу, царю Гефскому. И сказали Анхусу слуги его: не это ли Давид, царь той страны? не ему ли пели в хороводах и говорили: "Саул поразил тысячи, а Давид - десятки тысяч"? Давид положил слова эти в сердце своем и сильно боялся Анхуса, царя Гефского. И изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей. И сказал Анхус рабам своим: видите, он человек сумасшедший; для чего вы привели его ко мне? разве мало у меня сумасшедших, что вы привели его, чтобы он юродствовал предо мною? неужели он войдет в дом мой? »

7. Раав блудница:
И. Навин 2:3-6 «Царь Иерихонский послал сказать Рааве: выдай людей, пришедших к тебе, которые вошли в твой дом, ибо они пришли высмотреть всю землю. Но женщина взяла двух человек тех и скрыла их и сказала : точно приходили ко мне люди, но я не знала, откуда они; когда же в сумерки надлежало затворять ворота, тогда они ушли; не знаю, куда они пошли; гонитесь скорее за ними, вы догоните их. А сама отвела их на кровлю и скрыла их в снопах льна, разложенных у нее на кровле ».

Ложь является искажением истины или, иными словами, ложь скрывает истину. Цель сокрытия истины у разных людей разная. И приведённые выше примеры свидетельствуют об этом. Из всех примеров лжи оправданным сокрытием истины является ложь повивальных бабок в Египте и ложь блудницы Раав. В обоих случаях их ложь сохранила жизнь Божьим людям.
В остальных случаях ложь используется для прикрытия слабости или греха. Что же касается лжи Анании и Сапфиры, описанном в 5-й главе Деяния Святых Апостолов, то Слово Божье называет их ложь, в первую очередь, грехом против Самого Бога: Деяния 5:3-4 «Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу ». Эта ложь стоила им жизни.

Священное Писание пестрит примерами и иллюстрациями человеческой лжи и её последствиями. Библия приводит примеры разного типа лжи:

  • В случае обольщения Евы Змеем речь идёт о лжи, которая является половинной истиной (Бытие 3 ).
  • Ложь Каина в Бытии 4:9 является примером уклончивого ответа на прямой вопрос.
  • Обман Иаковом своего отца в Бытии 27:19 является примером преднамеренной и распланированной лжи.
  • Ложь братьев Иосифа в ответ на вопрос отца об их младшем брате в Бытии 37:31-32 является примером глубины развращённости человеческих сердец, которые осознанно предаются лжи и обману.
  • Даже неплохие люди часто поддаются желанию солгать. История отречения Петра является примером лжи, подкрепляемой клятвой, ведь Пётр клялся, что не знал Иисуса (Матфея 26:72 ).

III . Корень «ложь» в сложносоставных словах


На страницах Священного Писания часто встречаются сложносоставные слова, одним из корней которых является слово «ложь»:

1. «Лжесвидетели» (pseudomartus ).
Лжесвидетели - ложно клянущиеся и дающие ложные показания люди.
Матфея 26:59-60 «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля ». Лжесвидетельство запрещено 9-й заповедью Закона Божия (Исход 20:16 «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего »).

2. «Лжепророки» (pseudoprophetes ).
Лжепророки - люди, ложно пророчествующие от имени Господа Бога.
Матфея 7:15 «Берегитесь лжепророков , которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные ». Иеремия 23:16-26 «Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних…Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь , пророчествующих обман своего сердца? »

3. «Лжеучителя» (pseudodidaskalos ).
Лжеучителя - учителя, обучающие ложным небиблейским доктринам.
2 Петра 2:1-2 «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители , которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении ».

4. «Лжебратья» (pseudadelphos ).
Лжебратья - нечестивые люди, вкравшиеся в среду верующих и выдающие себя за братьев и сестёр в Господе. 2 Коринфянам 11:26 «…много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями ». Галатам 2:4-5 «…а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас ».

5. «Лжеапостолы» (pseudapostolos ).
Лжеапостолы - это люди, выдающие себя за посланников Божьих, в то время, как являются лжебратьями, лжеучителями и лжепророками.
2 Коринфянам 11:13 «Ибо таковые лжеапостолы , лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых ».

6. «Лжехристы» (pseudochristoi ).
Лжехристы - это нечестивые, провозглашающие себя Христом - Мессией, обещанным Богом народу Божьему. Лжехристы - это люди, которые выдают себя за посредников между Богом и человеком.
Матфея 24:24 «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных ». Марка 13:22 «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных ».



IV . Отношение Бога ко лжи


Всё сказанное выше свидетельствует о том, что ложь является универсальным грехом.

1. Ложь это универсальный грех
Ложь это грех, в котором повинно всё человечество: Псалтирь 57:4 «С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь ».
В грехе лжи повинны все люди без исключения. Возможно, вы очень редко говорите неправду и, возможно, вам не нравится кого-либо обманывать, но это не делает вас невиновным во лжи. Один человек сказал, что никогда никого не обманывал. Но в ответ на вопрос: «Попадали ли вы в ситуацию, когда вам кто-то звонил по телефону, а вы в ответ попросили сказать, что вас нет дома?», виновато улыбнулся и сказал: «Да».
Итак, мы все повинны во лжи. Это часть нашей ветхой природы Адама, от которой верующий в Иисуса Христа должен избавиться: Колоссянам 3:8-10 «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового , который обновляется в познании по образу Создавшего его ».

2. Отношение Бога к этому греху

Отношение Бога по отношению к этому греху весьма очевидно на протяжении как Ветхого, так и Нового Заветов:

A. Господь ненавидит ложь
Притчи 6:16-19 «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель , наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями ». Притчи 12:22 «Мерзость пред Господом - уста лживые , а говорящие истину благоугодны Ему ».

Б. Праведные призваны…

  • Ненавидеть ложь (Притчи 13:5 «Праведник ненавидит ложное слово , а нечестивый срамит и бесчестит себя »);
  • Избегать лжи и отвергать ложь (Софония 3:13 «Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи , и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их », Ефесянам 4:25 «Посему, отвергнув ложь , говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу »);
  • Не оказывать уважение лжецам и не искать их расположения (Псалтирь 39:5 «Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи »; Псалтирь 100:7 «Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими »);
  • Молиться за избавления от этого греха (Псалтирь 118:29 «Удали от меня путь лжи , и закон Твой даруй мне », Псалтирь 119:2 «Господи! избавь душу мою от уст лживых , от языка лукавого »).


B. Нечестивые , в соответствии с Божьим Словом,

  • Любят ложь (Псалтирь 51:5 «…ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь , нежели говорить правду »);
  • Прибегают к её помощи (Псалтирь 61:5 «Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи ; устами благословляют, а в сердце своем клянут »);
  • Ищут её (Псалтирь 4:2б «…доколе будете любить суету и искать лжи »);
  • Прислушиваются к ней (Притчи 17:4 «Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного »).


3. Наказание за ложь
Ложь является грехом. А каждый грех наказуем. За ложь Господь наказывает очень строго: Притчи 6:12-15 «Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит - без исцеления ».

Кроме того, Библия предупреждает всех лжецов о том, что…

  • Лжецы Царства Божия не наследуют: Откровение 21:27 «И не войдет в него [в Небесный Иерусалим] ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи , а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни »; Откровение 22:14-15 «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду »;
  • Лжецы будут исторгнуты в огненное озеро: Откровение 21:8 «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере , горящем огнем и серою. Это смерть вторая »;
  • Лжецов ожидает погибель: Псалтирь 5:7 «Ты погубишь говорящих ложь ; кровожадного и коварного гнушается Господь ». Эта погибель придёт от Господа!
  • Пощады лжецам не будет: Притчи 19:5 «Лжесвидетель не останется ненаказанным , и кто говорит ложь, не спасется ».
  • Лжецу закрыт доступ к общению с Господом: Псалтирь 23:3-5 «Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто , кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно , - тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего ».

Мы выяснили, что ложь является универсальным грехом, в котором повинно всё человечество. Человек лжёт в детстве, в отрочестве, в зрелом возрасте, в старости. Человек лжёт по поводу и без повода. Человек лжёт преднамеренно и спонтанно. Каждый из нас знает, что лгать - нехорошо, но, тем не менее, слова неправды периодически слетают с наших уст.

В теории так всё просто и понятно: не лги. Но на практике дело обстоит намного сложнее. Что же нам делать? Мы предлагаем вам стараться создавать для себя такую обстановку и атмосферу, в которой вам бы не приходилось лгать. Ложь является замыкающим и размыкающим звеном в цепочке наших грехов. Ложь либо прикрывает уже сделанные нами грехи, либо является первым шагом к совершению очередного греха. Старайтесь не делать того, за что вам будет стыдно перед Господом Богом, людьми и самим собой, и тогда вы не будете попадать в ситуации, выход из которых возможен только при помощи обмана. Старайтесь не грешить и не делать таких поступков, которые вам бы пришлось прикрывать ложью.

Ложь – источник и причина вечной смерти

Авва Анув сказал: «С того времени, как я принял Крещение и наречен христианином, ложь не исходит из уст моих». Авва Анув (82, 67).

От любви к славе человеческой рождается ложь (82, 184).

Ложь да не исходит из ваших уст (34, 8).

Обучим язык наш славословию Божию, молитве и правде, чтобы избавиться от лжи, когда она выйдет нам навстречу (34, 91).

Храни себя от лжи, ибо она изгоняет страх Господень. Преподобный авва Исаия (34, 199).

Надобно ли лгать, имея в виду что-нибудь полезное? Этого не позволяет сказанное Господом, Который решительно говорит, что ложь от диавола (Ин. 8:44), не указывая никаких различий во лжи.. Святитель Василий Великий (8, 213).

У лживого дерзкое сердце… он охотно выслушивает тайны и легко открывает их; он умеет низлагать языком своим и тех, которые твердо стоят в добре (25, 20).

Злополучен и жалок тот, кто коснеет во лжи, потому что диавол «лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). Кто коснеет во лжи, тот не имеет дерзновения, потому что ненавистен и Богу, и людям (25, 20).

Лживый человек ни в каком деле не заслуживает одобрения и во всяком ответе подозрителен (25, 20).

Нет язвы глубже этой, нет позора выше этого. Лжец для всех гнусен и всем смешон. Поэтому будьте внимательны и не коснейте во лжи (25, 20).

Диавол вовлекает нас в хитрословие, чтобы человек оправдывал себя, когда виновен, извинял себя в грехе и беззаконии, а извинением и виновностью усугублял свое бедствие (29, 306).

Диавол учит нас изворотливости в слове, чтобы, когда спрашивают, не высказывать нам вины своей и чтобы, сделав грех, извернуться и оправдать себя. Преподобный Ефрем Сирин (29, 307).

Ложь – гнусное бесчестие человека. Избежим обвинения, вызываемого ложью. Не делай себя в глазах друга не заслуживающим доверия, чтобы не встретить к себе недоверия даже и тогда, когда говоришь истину. Тот, кто оказался лжецом в одном, уже не стоит того, чтобы ему верили даже и в том случае, если он говорит правду (36, 925).

Как горючее вещество от дома, удаляй ложь от уст твоих (39, 610).

Нет ничего бессильнее лжи, хотя бы она прикрывалась бесчисленными покровами (42, 184).

Ложь всегда изобличает сама себя тем, чем думает повредить истине, а между тем истину обнаруживает яснее (42, 378).

Ложь есть разрушение любви. Святитель Иоанн Златоуст (46, 965).

Сплетающий ложь извиняется благими намерениями, и то, что на самом деле является гибелью души, он считает правым делом (57, 102).

Кто стяжал страх Божий, тот устранился от лжи, имея в себе неподкупного судию – свою совесть (57, 102).

Когда мы будем совершенно чисты от лжи, тогда уже, если случится и нужда потребует, и то не без страха, можем употребить ее. Преподобный Иоанн Лествичник (57, 102).

Нужно большое внимание, чтобы нам не быть окраденными ложью; ибо лжец не имеет общения с Богом. Ложь отчуждает от Бога (58, 106).

Мысленно лжет тот, кто принимает за истину свои предположения, то есть пустые подозрения на ближнего (58, 106).

Как всякий грех происходит или от сластолюбия, или от сребролюбия, или от славолюбия, так и ложь бывает от этих трех причин. Человек лжет или для того, чтобы не укорить себя и не смириться, или для того, чтобы исполнить свое желание, или ради приобретения и не перестает изворачиваться и ухищряться в словах до тех пор, пока не исполнит своего желания. Такому человеку никогда не верят, хотя бы он и сказал правду, никто не доверяет ему, и самая правда его кажется невероятной (58, 111).

Иногда случается такое дело, что бывает крайняя нужда скрыть малое; и если кто не скроет малое, то дело приносит большое смущение и скорбь. Когда встретится такая крайность и видит кто-либо себя в такой нужде, то может поэтому изломить слово для того, чтобы не вышло большего смущения и скорби или обиды. Но когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а каяться и плакать перед Богом, и считать такой случай временем искушения. И на такое уклонение нужно решаться не часто, а разве однажды из многих случаев (58, 112).

Жизнью своей лжет тот, кто, будучи блудником, притворяется воздержанным, или, будучи корыстолюбивым, говорит о милостыне и хвалит милосердие, или, будучи надменен, дивится смиренномудрию. И не потому удивляется добродетели, что желает похвалить ее, ибо если бы он говорил с этой мыслью, то он сперва со смирением сознался бы в своей немощи, говоря: «Горе мне, окаянному, я сделался чуждым всякого блага», и тогда уже, при сознании своей немощи, стал бы он хвалить добродетель и удивляться ей. И опять он не с той целью хвалит добродетель, чтобы не соблазнять другого, ибо он должен был бы (в таком случае) думать так: «Поистине я окаянен и страстен, но зачем мне соблазнять других? Зачем наносить вред душе другого и налагать на себя иную тяжесть?». И тогда, хотя бы он в том и согрешил, однако коснулся бы и добра, ибо осуждать себя есть дело смирения, а щадить ближнего есть дело милосердия. Но лжец не по какой-либо из упомянутых причин удивляется добродетели, но похищает имя добродетели или для того, чтобы покрыть свой стыд и говорить о ней, как будто и сам он совершенно таков, или часто для того, чтобы повредить кому-нибудь и обольстить его (58, 112).

Будем избегать лжи, чтобы избавиться от участи лукавого, и постараемся усвоить себе истину, чтобы иметь единение с Богом, сказавшим: «Я есмь путь и истина» (Ин. 14:6). Преподобный авва Дорофей (58, 114).

Тогда иудеи покушались затмить Воскресение Христово легким туманом лжи: «ученики украли». Эту ничтожность легко было преодолеть, и истина восторжествовала. Но и до сих пор враг не перестает чадить перед солнцем Воскресения, желая затмить его. Никто да не смущается! От отца лжи чего ожидать, кроме лжи? Он многих из своих клевретов научил целые книги писать против Воскресения. Этот книжный туман книгами и рассеян. Не бери худой книги – и не затуманиться, а случится нечаянно напасть на такую — возьми в противоядие книгу добрую и освежишь голову и грудь. Бывает другой туман от врага – в помыслах. Но и этот тотчас рассеется, как дым от ветра, от здравого христианского рассуждения. Пройди рассуждением все совершившееся и увидишь ясно, как день, что всему этому нельзя было совершиться иначе как силою Воскресения Христова. Это убеждение будет для тебя потом твердыней, установившись на которой легко станешь отражать и поражать врагов истины. Епископ Феофан Затворник (107, 101-102).

Да удалится от нас помысел неверности клятве! Но чтобы он вернее был удален, поражайте его, как стрелою, грозным словом Божиим: «Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7). Если не оставит Господь без наказания произносящего имя Его напрасно, легкомысленно, без нужды, то чего должен ожидать тот, кто, давая клятву перед Богом, употребил бы имя Божие неблагонамеренно, святотатственно, чтобы Его святостью покрыть нечистоту своей неверности? «Ты погубишь говорящих ложь» (Пс. 5:7), но не прежде ли прочих погубишь, Господи, говорящих ложь перед именем Твоим и лгущих перед лицом Твоим, как Анания и Сапфира, не людям, но Тебе, Богу? Апостол Петр обличил Ананию именно этими словами: «Ты солгал не Человекам, а Богу», «услышав сии слова, Анания пал бездыханен». А потом и Сапфира, после подобного обличения, вдруг «упала у ног его и испустила дух» (Деян. 5, 4-5; 10). Этот пример и многие примеры вне священной истории показывают, что ложь перед именем Божиим и пред лицом Божиим — ложь клятвопреступная, как бы в нетерпение приводит небесное Правосудие и привлекает грозные и внезапные удары судьбы. Филарет, митрополит московский (114, 207-208).

Видим, что разная ложь бывает в мире. Лжет купец, когда говорит, что товар его такой-то цены стоит, а это не так. Лжет свидетель на суде, когда говорит то, чего не видел и не слышал, или не говорит того, что видел и слышал, и черное называет белым, и горькое – сладким… Лжет работник, который, взяв достойную цену, обещал работать усердно нанявшему его, но работает лениво или совсем не работает. Лжет должник, который занимает деньги и обещает отдать, но не отдает… Лжет пастырь, который обещает и присягает пасти стадо овец Христовых, но не пасет или нерадиво пасет их. Так, лжет христианин, который в Крещении святом обещает работать Христу Господу, но не работает. Таков всякий, кто по святом Крещении беззаконнует и прилепляется к суете мира сего. Святитель Тихон Задонский (104, 913).

Наши праотцы прельстились, то есть признали истиной ложь, и, приняв ложь под личиной истины, неисцелимо повредили себя смертельным грехом … (108, 231).

Прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину (108, 231).

Мнение составляется из ложных понятий и ложных ощущений, по этому свойству своему оно вполне принадлежит к области отца и представителя лжи – диавола (108, 247-248).

В ложной мысли ума уже существует все здание прелести, как в зерне существует то растение, которое должно прорасти, если посадить его в землю(109, 203).

Ложь есть источник и причина вечной смерти. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 208).

КЛЕВЕТА

Об отсутствующем брате нельзя говорить ничего с намерением очернить его – это есть клевета, хотя бы сказанное было и справедливо (9, 54).

… Но есть два случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное (но правду): когда необходимо посоветоваться с другими, опытными в этом, как исправить согрешившего, и когда нужно предостеречь других (не многословя), которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с плохим человеком, считая его добрым… Кто без такой необходимости говорит что-нибудь о другом с намерением очернить его, тот – клеветник, хотя бы и говорил правду. Святитель Василий Великий (10, 192).

Если жалоба несправедлива, то делается клеветой… Святитель Григорий Богослов (15, 333).

Если же подвергнешься клевете и после откроется чистота совести твоей, не гордись, но со смирением служи Господу, избавившему тебя от клеветы человеческой (25, 194).

Не огорчай брата клеветой на брата его, ибо не дело любви — возбуждать ближнего на погибель души (25, 197).

Не должно и доверять говорящему дурное, потому что клевета часто бывает от зависти… (25, 208).

Если враг располагает к клевете — оградим себя молчанием (25, 233).

Как моль портит одежду, так клевета – душу христианина. Преподобный Ефрем Сирин (26, 586).

Если ты оклеветал кого-либо, если сделался врагом кому-либо, примирись до Суда. Все окончи здесь, чтобы тебе без забот увидеть Суд (35, 802).

Для многих невыносимее всех смертей кажется то, когда враги распространяют о них худые слухи и навлекают на них подозрение… Если это правда – исправься; если ложь — посмейся над этим. Если сознаешь за собою то, о чем сказано,- вразумись; если не сознаешь – оставь без внимания, лучше же сказать: веселись и радуйся, по слову Господа (Мф. 5:11) (38, 860).

Помни, что тот, кто слышит о себе клевету, не только не терпит вреда, но еще получит величайшую награду (39, 269).

Прогоним клеветника, чтобы, принимая участие в чужом зле, не причинить гибели себе самим (39, 723).

Не допускающий клеветника к себе и самого себя избавляет от этого напрасного греха, и согрешающего удерживает от несправедливости обвинения против ближнего, наконец, и оклеветанного спасает от обвинения; таким образом, гнушаясь услугами клеветника, он делается устроителем мира и учителем дружбы (39, 723).

Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: «Оставь, брат, я каждый день грешу еще более тяжкими грехами, как же нам осуждать других?». Святитель Иоанн Златоуст (45, 965).

Если кто наговорит перед тобою на брата своего, уничижит его и проявит злобу, не склоняйся против него, чтобы не постигло тебя то, чего не желаешь(66, 317).

Позаботимся о чести ближнего, кто бы он ни был, не позволяя ему умалиться в нашем мнении, когда его поносят,- это сохранит нас от оклеветания. Преподобный авва Исаия (66, 347).

Всякий несчастный достоин милости, когда оплакивает свои бедствия. Но если он станет клеветать на других и вредить им, то пропадет жалость к его бедствиям; признается уже он достойным не сожаления, а ненависти, как употребивший во зло свое бедствие вмешательством в чужие дела. Итак, семена этой страсти надо истреблять в начале, пока не проросли, и не сделались неистребимыми, и не породили опасности для того, кто принесен в жертву этой страсти (50, 300).

Владыка Христос ублажил тех, которые ради Него терпели обличения в делах явных и тайных, если обличающие окажутся лжецами. Поэтому надо знать, что для желающего войти на высшую степень блаженства, должно быть и другое: чтобы и разглашаемое о нем было ложно. Одно из этих двух без другого не так полезно… Если, страдая ради Христа, услышим о себе правду, то необходимо краснеть, потому что, заслуживая одобрения с одной стороны, обличаемся с другой. И если страдаем, но не ради Христа, то получаем награду за терпение, но не улучим высшего блаженства, какое улучили бы, если бы соединилось и то, и другое (и страдание за Христа, и клевета на нас).Преподобный Исидор Пелусиот (52, 223).

Любящий ближнего никогда не может терпеть клеветников, но убегает от них, как от огня. Преподобный Иоанн Лествичник (57, 249).

По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего. Бог будет открывать соблазнившимся истину о тебе. Преподобный Максим Исповедник (68, 243).

Душа клеветника имеет язык с тремя жалами, ибо уязвляет и себя, и слышащего, и оклеветанного. Авва Фалассий (68, 329).

Оклеветали вас… хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдет вместо епитимий за то, в чем сами себя считаете виновными. Поэтому клевета для вас – милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно. Епископ Феофан Затворник (Собр. писем, вып. 3, 251).

Путем поношения и уничижения предшествовал нам Сам Христос, никакого греха не сотворивший. Сколько и как жестоко хулили Его фарисейские уста и какие поношения бросали в Него, как ядовитые стрелы,- об этом свидетельствует святое Евангелие. Мало им было говорить, что Он любит есть и пить вино, что Он друг мытарей и грешников, самарянин, что Он беса имеет и исступлен,- Тот, Который всяким образом искал погибших, но называли Его и лжецом, развращающим народ: «мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю» (Лк. 23:2), Того, Который учил их: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12:17), Который силою Божества Своего запрещал и изгонял демонов. Никто от них клеветы и поношения не избежал. Отыскали дети мира сего, что хулить и в непорочном житии, выдумал лживый язык, чем и беспорочных порочить. Пророк Моисей, законодатель, вождь Израилев, друг и собеседник Божий, от сонмища Кореева и Авиронова претерпел укорение (Чис. 16) и от прочих своих людей. Сколько на Давида, святого царя Израилева и пророка Божия, бросали враги ядовитых стрел, видно из псалма: «Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною» (Пс. 101, 9 и далее). Лживый язык ввергнул в ров ко львам, как в гроб, пророка Даниила (Дан. 6:16). Как пострадали апостолы от всего мира, которому милость Божию проповедовали! Обольстителями, развратителями и возмутителями вселенной называли тех, которые обращали от прелести к истине, и от тьмы к свету, и от царства диавольского к Царствию Божию. То же познали на себе и преемники их — святители, мученики и прочие святые. Читай церковную историю и увидишь, как никто от них не ушел от клеветы. То же и теперь святые, живущие в мире, от злого мира терпят. Ибо мир во злобе своей постоянен: не любит истины, которую и словом, и житием являют святые, и всегда держится лжи и неправды, которою они гнушаются. Не ты первый терпишь поношение и бесчестие. Видишь, что святые терпели и ныне терпят (Ин. 9:10-34).
Всему будет конец. Злоречие и терпение кончится, хулящие и терпящие хулы каждый свое воспримут от правды Божией. Хула обратится в вечное поношение и срамоту хулящим, а поношение терпящим – в вечную славу, когда люди дадут ответ не только за хулу, но и за всякое праздное слово. «Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба»,- пишет апостол (2 Фее. 1, б-7). Больше себе вредят злоречивые и клеветники, чем тому, кого хулят, ибо имя и славу того временно помрачают, свои же души губят. Чем по долгу христианскому нужно им отвечать? Христос говорит: «благословляйте проклинающих вас… и молитесь за обижающих вас» (Мф. 5:44). Когда клевета, поношения и укорения падают на тебя и изнеможешь от злоречивых языков, как загнанный псами олень,- беги к живому источнику Святого Писания и ищи у него прохлады. Бог не тех ублажает, которых все хвалят, наоборот, говорит им: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!» (Лк. 6:26). Но ублажает тех, которые терпят поношение от злых: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:11-12). Кто не утешится, гонимый необузданными языками, когда только подумает о великой награде на небесах? Кто не утешится, слыша такое обещание, не согласится терпеть всякое временное бесчестие и поругание? Добрая надежда умягчит всякую скорбь, тем более надежда на Вечную Жизнь, славу и веселие. Всякой скорби и бесчестию нынешнему, даже если они и продлятся всю жизнь, смерть положит конец, но нет конца будущему веселию и славе. Тогда забудет человек все беды и напасти; одно утешение, радость и непрестанное веселие будет иметь без конца. «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше» (Ис. 66:13-14). Но ты скажешь: это воздаяние обещано терпящим ради Христа; правда, но кто из нас страдает не как убийца, или вор, или злодей, но как христианин, «не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1Пет. 4:15-16). Ибо и утешения этого приобщится со святыми как «соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа» (Апок. 1:9). «Любящим Бога… все содействует ко благу»,- говорит апостол (Рим. 8:28). Им клевета и поношение обращаются на пользу милостью Божиею (Лк. 18:14). Сего ради, уязвляемая клеветою и злоречием беззаконных людей душа «надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа» (Пс. 26:14). «Уповай на его, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень» (Пс. 36:5-6). Молчи, как немой, как Давид делал: «а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих; и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа, ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь. Господи, Боже мой!» (Пс. 37:14-16). Делай и ты так же, и Бог заговорит вместо тебя. Как отец по плоти, когда видит безобразника, ругающего и обижающего детей, в молчании на отца взирающих, вместо них сам отвечает и защищает их, так и Бог, Отец Небесный, поступает с нами и обижающими нас. Ибо всякая обида и поношение, нам наносимые, совершаются перед Богом, как Вездесущим и Всевидящим. Когда Он видит, что мы, обижаемые и поносимые, терпим, молчим и на Него одного взираем, и предаем это дело Его праведному Суду, говоря с пророком: «Ты услышишь. Господи, Боже мой» (Пс. 37:16), тогда Он вместо нас заговорит, заступится и защитит нас, и смирит восстающих на нас. Так делал святой Давид, который во всяких напастях к единому Богу прибегал, и на Него взирал, и помощи и защиты искал от Него, как из псалмов его можешь видеть. Последуй и ты этому пророку и, затворив уста, молчи, пусть Бог Сам вместо тебя заговорит. Когда так пребудешь постоянно в молчании, то поношение и уничижение, не что иное, как похвалу и славу, у Бога исходатайствуют тебе. Весь свет — ничто перед Богом, потому и уничижение всего света, не только некоторых злоречивых, ничто перед славой, которую Бог подает своему верному рабу. Не тот блажен, кого люди, неправедные судии, хвалят, но тот, кого хвалит Святой и Праведный Бог; и окаянен не тот, кого люди уничижают, но кого уничижает Бог (115, 535-537).

«Любящим Бога… все содействует ко благу»,- говорит апостол (Рим. 8:28). Им клевета и поношение обращаются на пользу милостью Божией. Целомудренного Иосифа ввергла в темницу женская клевета, но так он был вознесен на высокую честь и всю страну спас от голода (Быт. 39 и 41). Моисей от злоречивых уст бежал из Египта и был пришельцем в земле Мадиамской (Исх. 2:15-22). Но там сподобился видеть купину, чудесно горящую в пустыне, и слышать Бога, из купины беседующего с ним (Исх. 3:2-7). Святому Давиду много наветов делал злоречивый язык, но так он к молитве побуждался и много богодухновенных псалмов сочинил на пользу Святой Церкви. Даниила клевета ввергла в ров на съедение львам, но неповинность заградила уста зверей и прославила его больше прежнего (Дан. 6:16-28). Израильтянина Мардохея Аманов язык умыслил убить, но Божиим промыслом совершилось противоположное: Мардохей прославился, Аман повешен на дереве, которое уготовил к погибели Мардохею, и так сам упал в яму, которую вырыл для неповинного (Есф. 7). Те же суды Божии и ныне совершаются (104. 860-861).

Злоречием и клеветой смиряемся, и самомнение наше уничтожается. Так дается нам злоречивый язык, как «ангел сатаны», чтобы мы не превозносились(104, 865).

Многие не убивают руками человека и не уязвляют, но уязвляют и убивают языком, как орудием, по написанному о «сынах человеческих», «у которых зубы – копья и стрелы, и у которых язык – острый меч» (Пс. 56:5). Многие не едят рыбы, мяса, молока, чего Бог не запретил, а даже благословил верным и познавшим истину принимать с благодарением (1 Тим. 4, 4-5), но пожирают живых людей. Многие не подают делами своими соблазна – это хорошо и похвально,- но языком разносят соблазны, и от места на место переносят зло, как больной заразу и как ветер пожар, от чего бывает много бед и напастей(104, 867-868).

Клеветник вредит тому, на кого клевещет, ибо языком своим уязвляет его, как мечом, и славу его, как пес зубами одежду, терзает: он-де то и то делает. Вредит себе, ибо тяжко грешит. Вредит тем, которые слушают его, ибо дает им повод к клевете и осуждению, и так их к тому же беззаконному делу, в котором сам находится, приводит. И так же, как от одного зараженного человека многие люди телом заражаются и погибают, так от одного клеветника, источника клеветы, многие христианские души заражаются и погибают (104, 868).

Поношение и оклеветание бывают или правдивые, или ложные. Правдивое – если мы подлинно виноваты в том, за что нас поносят, и потому приемлем достойное; тогда нужно исправляться, чтобы поношение упразднилось и стало ложным. Ложное поношение – когда мы не виноваты в том, за что нас поносят; и это поношение нужно терпеть с радостью и утешаться надеждой на вечные Божии милости. К тому же, хотя в том не виноваты, за что поносят нас, но в другом согрешили, и потому нужно терпеть. Святитель Тихон Задонский (104, 871).

Некто из зависти к добродетельному диакону Пафнутию оклеветал его в воровстве, подбросив книгу ему в келлию. Книгу нашли, и на диакона наложили епитимию. Не оправдываясь, Пафнутий три недели исполнял ее. Но вот на клеветника напал бес. После его признания только молитва Пафнутия исцелила несчастного. Древний Патерик (72, З68).

(13 голосов : 4.62 из 5 )

инок Всеволод (Филипьев).

Насельник Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, США Преподаватель патрологии и гомилетики Свято-Троицкой духовной семинарии.

Вынужденная ложь

На первый взгляд вопрос вынесенный в заглавие данной работы кажется простым. Однако данный вопрос зачастую приобретает такую окраску, что возникает ряд серьезных трудностей. Казалось бы все ясно: Истина – это хорошо, ложь – плохо. Действительно, разумное следование христианским истинам всегда признается добродетелью, но нередко христиане встают перед вопросом: всегда ли является грехом некая малая ложь? Такую ложь стало даже принято называть “благим обманом”, “святой ложью”, “ложью во спасение” и так далее.

Дело усугубляется тем, что случаи такой лжи иногда встречаются в жизнеописаниях праведных людей. Приведем примеры; Ревекка и Иаков прибегли к такой лжи, когда Иаков обманом получил благословение отца, предназначавшееся Исаву (). Преподобный прибег к хитрости, чтобы посрамить еретика Аполлинария. Он обманом получил на время еретические Аполлинариевы книги, хранившиеся у одной женщины, и склеил все листы в них, так что Аполлинарий не смог более использовать свои книги в решающем диспуте с православными, в результате чего последний был посрамлен и вскоре лишился жизни от скорби и великого стыда1.

Подобных примеров можно немало найти в Ветхом Завете и в житиях святых. Основываясь на поверхностном понимании таких примеров, не пытаясь глубже изучить данный вопрос, некоторые христиане (встречаются среди них и богословски образованные) приходят к выводу, – что ложь, имеющая целью сохранить жизнь ближнего или свою, наставить человека на правильный путь, сохранить чью-то честь и т.п. – нравственно невменяема Богом в грех. Иными словами такая ложь есть “ложь во спасение”, “ложь спасающая”.

Правда, пока еще не нашлось человека, который бы написал целенаправленный богословский труд, защищающий “спасительную ложь”, но нередким явлением в XX веке стали отдельные попытки нравственного обоснования “благой лжи”, встречающиеся в трудах того или иного автора. Так, в предреволюционное время священник Петров в своих произведениях приводил факты, оправдывающие вынужденную ложь. В частности он описывает случай, когда один священник скрыл вбежавшую к нему женщину с красным флагом, вооруженную револьвером. Пришедшему вскоре офицеру тот священник поклялся, положив руку на распятие, что у него в доме нет этой революционерки. И это выставляется свящ. Петровым, как “святая ложь”2.

Наши прародители обманутые диаволом и сами стали лгать Богу, друг другу и даже сами себе. С тех пор и до сего дня диавол успешно продолжает обольщать большую часть человечества (). Дошло до того, что многие наиболее выдающиеся лжецы известны мировой истории, как выдающиеся и всеми почитаемые личности. Почему же человечество так раболепно преклоняется перед ложью? Потому что после грехопадения ложь приразилась к падшему человеческому естеству, стала для него как бы естественной. Св. Писание свидетельствует, что после падения человек по природе своей стал лжецом: “Всякий человек лжив” (). Таким образом с одной стороны – диавол побуждает людей ко лжи6, с другой – падшая человеческая природа сама по себе удобопреклонна ко всякой неправде. Подчеркнем именно ко всякой : не только к большой и явной, но и к малой, едва приметной.

Но отличны ли друг от друга по своей природе малая и большая ложь? Православное нравственное богословие отвечает на это однозначно: малая и большая ложь единоприродны. Когда Священное Писание говорит нам о порочности лжи, то оно не делает никаких извинительных оговорок для некоей малой лжи. Иначе пришлось бы признать, что есть такая малая (или вынужденная, или ведущая ко благу) ложь, которая вовсе уже не ложь…, а что же она такое, уж не правда ли? Отцу лжи диаволу, конечно, хотелось бы навязать людям утвердительный ответ на этот вопрос. Но послушаем, что говорит нам Священное Писание. Оно утверждает, что всякая неправда есть грех” (; выделено – и. В.).

Бог не приемлет ложь и никогда не лжет Сам (; ). Человек созданный по образу и подобию Божию не был причастен ко лжи, как и ко всякому злу. Но и после падения людей, после изгнания их из рая, Бог призывал человечество отказаться от лжи, ибо без этого невозможно возвращение к Богу, в котором нет никакой лжи. В ветхозаветный период ложь была запрещена и осуждена законом Моисеевым. “И сказал Господь Моисею, говоря:…не лгите и не обманывайте друг друга” (). Но могли ли люди, даже принадлежащие к избранному народу, в полноте исполнять эту нравственную заповедь? Очевидно, что нет, как не мог быть исполнен и весь закон собственными силами падшего человечества. Однако Ветхий Завет подготовил благоприятную почву для Божественного Спасителя».

О нравственном идеале Христианства

С приходом на землю Господа Иисуса Христа, Спасителя человеков, началась совершенно новая невиданная доселе эпоха. Сын Божий неслиянно соединился с человеческим естеством и тем самым обновил и освятил его. С тех пор все нравственные заповеди данные Богом человечеству стали в принципе исполнимы для обновленных и возрожденных крещением людей, для православных христиан. Во Христе нам дано созерцать и веровать в живую Истину (Ср. ). В таинствах Православной Церкви нам преподается Божественная благодать, и, будучи освященными ею, мы сильны следовать Истине, жить правдой и отвергать ложь. Именно так и жили первохристиане, вдохновлявшиеся примером Божественного Учителя. Ведь и Сам Христос за всю Его страдальческую жизнь никогда не прибег даже к малому лукавству, хотя сатана многократно пытался склонить Богочеловека ко лжи, “оправдываемой” благой целью. Но Христос доказал, что возможно жить правдой, не прибегая даже к малым компромиссам с ложью, равно как и со всяким злом и грехом.

В Себе, в Своей жизни, Господь начертал для нас светлый кристально-чистый идеал христианской нравственности. К этому лучезарному божественному идеалу уже два тысячелетия шествуют православные христиане. Но особенно полно воплотили в своей жизни сей идеал первохристиане: апостолы и их ученики, которые всеми силами стремились исполнить заповедь Спасителя о необходимости личной честности ().

Дабы понять с какой серьезностью относились первые христиане к вопросу правды и лжи (в частности ко лжи вынужденной), достаточно привести случай троекратного отречения апостола Петра от Иисуса Христа (). Ясно, что апостол Петр в душе не отрекался от Спасителя, он отрекся только на словах, то есть слукавил, ради, казалось бы благовидной цели: желая не быть схваченным стражниками и продолжать следовать за Христом. И что же? – в историю христианской Церкви отречение апостола Петра вошло, как страшное предательство, что осознал и сам апостол Петр, и в чем он всю свою оставшуюся жизнь горько каялся.

Последователи Бога-Истины, предпочитали смерть отречению от истины. Нравственность мучеников первых веков христианства вдохновляла мучеников и исповедников последующего времени, уча их, что “Истина… должна стоять выше всех земных расчетов и предрассудков”9. О чем свидетельствовал и святой мученик , говоря, что христиане “признавались в истине, за истину подвергались даже смерти, но не хотели жить обманом ”10 (выделено – и. В.).

6. Смотри: ; 2 Парал. 18, 21; .

7. Смотри также: Григорий Дьяченко “Практическая симфония”, Москва, 1903 г., стр. 314.

18. Там же.

19. “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 198.

20. “Сочинения епископа Игнатия”, Санкт-Петербург, 1886 г., т. IV, стр. 85.

21. Там же, стр. 82.

22. “Сочинения епископа Игнатия”, Изд. Сретенского мон-ря, 1996 г., т. II, стр. 203.

23. “Сочинения епископа Игнатия”, Санкт-Петербург, 1905 г., т. III, стр. 152.

24. Против данного утверждения можно привести только, неправильно понимаемую некоторыми, притчу Спасителя “о неверном домоправителе” (). Но вот что пишет о ней Архиеп. Аверкий, суммируя толкования этой притчи святыми отцами. “В притче о неверном управителе многих смущает, что хозяин имения, под которым несомненно разумеется Бог, похвалил своего управляющего за то, будто, что тот… совершил мошенничество… Но господин похвалил управителя не за мошенничество как таковое, а за находчивость , которую тот проявил оказавшись в бедственном положении”, дабы и мы проявляли находчивость и рвение ко спасению своих душ, находясь перед угрозой вечных мук во аде (Архиеп. Аверкий “Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета”, ч. I, Джорданвилл, 1974 г.). 24-а. Праведный Иаков, несмотря на его явную богоизбранность, за то, что хитростью присвоил себе отцовское благословение и сам впоследствии был обманут собственным тестем Лаваном ().

24-б. см. сноску 3. Следует также отметить, что высказывание арх. Иоанна страдает внутренней противоречивостью, ибо как можно одновременно: выдумывать любую ложь (очевидно предназначающуюся для ближних) и при этом все-таки не лгать ближнему своему?

25. Авва Дорофей “Душеполезные поучения”, Джорданвилл, 1970 г., стр. 112. (Слова внутри этой цитаты взятыя в скобки вставлены для ясности мной – и. В). Отметим, что хотя в учении преп. Дорофея о лжи имеется указанная особенность, он при этом учил, что ложь чужда Богу и происходит от диавола (Там же, стр. 106), и увещевал христиан не лгать (Там же, “Поучение 9. О том, что не должно лгать”).

26. Схиархим. “Симфония по творениям Свят. ”, Москва, 1996 г., стр. 451.

27. “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 198.

28. Схи-архим. Иоанн (Маслов) “Симфония по творениям Свят. Тихона Задонского”, Москва, 1996 И, стр. 451.

29. Там же.

29-а. Под словом икономия некоторые понимают снисхождение или послабление. В I правиле св. оно переведено, как “некое благоусмотрение”, то есть, как мера направленная к церковной пользе (Протопресв. Георгий Граббе “Акривия и икономия”, “Православная Русь”, №22, 1978 г.).

Обоснование икономии было развито в период споров “между высшим духовенством и монашескими кругами, примкнувшими к студитам”. Последние – если не входить в подробности, и в целом обозначить главные мотивы их борьбы – отстаивали обязательность норм христианской нравственности для всех христиан, включая царей. Именно тогда высшей иерархией и был вновь “пущен в обращение принцип «спасительной икономии» или принятия таких решений, которые, хотя и не соответствуют абсолютной справедливости, но предупреждают обнаружение еще большего зла ” (Ф. И. Успенский “История Византийской империи”, Москва, 1996 г.; выделено – и. В.).

Однако исходя из нижеприводимых слов Апостола Павла можно утверждать, что всякая икономия вступает в противоречие с новозаветной нравственностью, и потому всегда должна быть рассматриваема, как вынужденное и нежелательное исключение. Апостол пишет: “не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых” (). Итак, святые Апостолы не учили делать зло, чтобы вышло добро. (Безусловно, Бог силен содеянное людьми и падшими ангелами зло, направлять к добру //, но из этого не следует, что люди должны умышленно творить зло).

Тем не менее фактом церковной истории, по крайней мере с начала IV века, является повременное использование принципа икономии в церковной политике. Что объясняется понижением общего уровня нравственности христианского общества. Но это в свою очередь не обозначает отмену высокого Евангельского нравственного идеала, как такового.

29-b. И действительно, в самое последнее время из среды церковного народа, этого подлинного хранителя православного благочестия, все чаще стали раздаваться голоса призывающие официальных представителей Церкви “право править слово Истины”. Ревнители Православия призывают: “Давайте, наконец, назовем вещи своими именами, как это делали святые отцы: ересь назовем ересью, а не «иной конфессией», ложь – ложью, а не иной точкой зрения” (Из обращения иноков Псковского Святогорского монастыря, “Русский вестник”, №7-8, 1998 г.). Такие здравые голоса раздавались и ранее. Достаточно вспомнить огненную проповедь мирянина Московской Патриархии Бориса Талантова, направленную против нравственных изъянов некоторых иерархов советского времени, причины коих он видел в укоренившемся мировоззрении “сергиевщины”. (Исповедник Борис Талантов, погибший в заключении в 1970 г., канонизирован Русской Зарубежной Церковью. Смотри “Список Новомучеников” в “Троицком Православном Русском календаре” за 1998 г.).

30. Канонизирован Русской Зарубежной Церковью и Польской Православной Церковью.

31. Протопресв. М. Польский “Новые мученики Российские”, т. II, Джорданвилл, 1957 г.

32. По данной теме смотри статьи: Свящ. В. А. Черкасов “О зле”, жур. “Кормчий” за 1908 г. №№14,20-25; М. Апостолов “Ложь во спасение?”, газ. “Православное слово” (Нижегородской епархии Московской Патриархии), февральский выпуск за 1997 г.; откликом на указанную статью является статья Р. Мягкова “Ложь во спасение?”, “Православная Русь” (США), №10 за 1998 г.

Просмотры: 28 924

Нужна ли ложь во спасение? Или можно обойтись одной лишь правдой?

Ложь – болезнь всего человечества

Правдивая ложь… Имеет ли место быть такое явление?

«Я тебе солгал, чтобы защитить тебя же от последствий…». Вспомните, ведь, у каждого наверно такое было… И каков конечный результат? Доверие к этому человеку сразу же пропадает. Отношения становятся натянутыми. Не зря говорят, от любви до ненависти – один шаг… Этот один шаг и есть ложь.

Ложь стала настолько популярной в современном мире, что мало кто придает ей веского значения. Ведь обманывают все, по крайней мере, мы привыкли так думать. Политики продолжают слагать легенды о лучшей жизни для народа, СМИ предлагают истину на любой вкус, адвокаты прибегают ко лжи для того, чтобы оправдать клиента, и чаще всего прав тот, кто больше платит. Да и мы, с вами часто пытаясь прикрыть свою «наготу», поддаемся искушению выставить себя в лучшем свете.

Пс.119:2 «Господи! избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого ».

Давайте, для начала разберемся, что такое ложь и для чего она служит?

Ложь – это утверждение, заведомо не соответствующее истине, и сказанное сознательно. Из этого следует, что лжем мы умышленно. Тогда возникает вопрос – зачем? Неужели, нельзя сказать правду? Существует группа лиц, которые лгут везде, всем и все время. Они настолько привыкли к нереальному миру, что не могут без этого обходиться.

Есть оппоненты таким людям, которые ложь не переносят вообще. Они ее чувствуют за километры. Даже если человек еще ничего не сказал, но подумал. Эта группа людей сразу выводят его на «чистую воду». В данном случае, лучше сказать правду. Только для того чтобы не испортить отношения с таким человеком. Ведь он праведный, он приближенный к истине. Нужно держаться таких людей. Они покажут вам лучшую сторону жизни, без лукавства и лицемерия.

Многие зарубежные психологи рассматривали проблему лжи. Выдвигали свои теории возникновения, побуждения лжи, ее виды и функции.

Французский психолог Клоди Билан, основываясь на наблюдениях американских ученых, пришла к выводу, что каждый человек лукавит дважды в день. По большей мере женщины, потому что не хотят обидеть кого – то или, прослеживая свои причины, а мужчины говорят неправду только для манипулирования кем – то.

Существует огромное количество причин для того чтобы начать обманывать. Начинают лгать, чтобы скрыть семейные драмы, проблемы от посягательств других. Обманывают, чтобы скрыть:

  • диагноз (СПИД, онкозаболевания, сердечно – сосудистые болезни и т.д.),
  • любовные отношения
  • измены, внебрачные связи
  • пагубные привычки (табакокурение, алкоголизм, наркомания)
  • проблемы в школе, институте
  • свое «Я» от папарацци, назойливых соседей и т.д
  • истинные цели, которые осудят окружающие.

Психолог Алексей Ситников создал список из десяти причин, побуждающих нас говорить неправду.

  1. Защитить, кого мы любим
  2. Не причинять зла другому
  3. Избежать наказания
  4. Оградить свой внутренний мир
  5. Казаться лучше
  6. Получить выгоду
  7. Добиться правды
  8. Из робости
  9. Получить удовольствие
  10. Защитить свои интересы

С течением времени отношение ко лжи менялось. У каждого народа своя точка зрения по поводу обмана. Различные взгляды по этому поводу будут и у мужчин и у женщин, верующих и атеистов, детей и взрослых.

Человек в любом возрасте понимает и осознает, что ложь – это явление неправильное. Из-за этого нужно всегда быть на чеку, помнить что соврал, кому соврал, где и при каких обстоятельствах. Мозг постоянно находиться в напряжении. Человек начинает больше уставать, становиться раздражительнее, чувствовать некий дискомфорт.

Дети до 7-8 лет обман воспринимают совершенно по-другому. У них нет понятие «ложь», существует только – «истинная правда».

Подростки тоже к неправде относятся отрицательно. Это, скорее всего, в силу максимализма, присущий в их возрасте. Либо все, либо ничего. Они очень радикально подходят к каждому высказыванию, влекущее за собой надежду на что – то.

Все религии мира категорично и однозначно относятся к лукавству.

Самыми прекрасными словами Коран описывает праведных людей, осуждая ложь, как явление пагубное. Ложь ужаснее пьянства, которое лишает человека здравого смысла, и влечет за собой погрязание в грехах и пороках.

В Библии же написано, что ложь непосредственно переплетается с царством тьмы, где господствует дьявол. Сатана – лжец и ложь – его сущность.

Ин. 8:44 «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи».

Одна из десяти заповедей Божьих, посвящена именно лжи.

Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна

Данная заповедь запрещает ложь как явление. И единственное средство борьбы против нее – говорить чистую правду.

В Священном Писании встречается множество слов, производных от «лжи»:

  • Лжесвидетели (Мф.26:59-60)
  • Лжепророки (Мф. 7:15)
  • Лжеучители (2Пет.2:1-2)
  • Лжебратья (2Кор.11:26)
  • Лжеапостолы (2Кор.1:13)

Ложь – порок, опутавший все человечество, начиная с Эдемского сада. Порок, который часто пытается скрыться за благими намерениями, но при этом именно ложь продолжает сеять семя раздора в отношения миллионов людей. Ежеминутно в мире говориться столько лжи, что страшно себе представить.

Фальшь влияет на отношения людей и сводит все на нет. Вследствие этого, рушатся семьи, и т.д.

Словом, отношения, неважно какие, любовные, дружеские или партнерские, построенные на лжи – никогда не выдержат испытаний.

Неправда стала одним из распространенных средств интриги, самозащиты и продвижение не только по карьерной лестнице, но и в жизни.

Как говорил святитель Николай Сербский: «С Богом нас разделяет ложь, и только ложь. Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные желания – вот совокупность лжи, ведущая нас к небытию, иллюзиями богоотречению. С этой дороги нет возврата без тяжелого жизненного потрясения, пока человек, ослепнув, подобно Савлу, не падет на землю и пока Бог не поднимет его из пыли и немощи, и не вернет ему зрение».

Ложь и лицемерие в свете Библии

1Пет.2:1-3 «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь ».

Апостол призывает хранить себя от лживых и лицемерных речей, поскольку это не приближает нас к Богу и спасению. Бог не разделяет, где человек обманул во чье-то благо, или сказал неправду ради своей выгоды. Бог ненавидит всякую ложь. За то, что мы солгали – великая расплата. За наши грехи будут расплачиваться наше последующее поколение. К чему это приведет? К замкнутому кругу. Наши дети, расплачиваясь за грехи предков, будут грешить. Их дети будут отвечать за их грехи. Последствия лжи, недоговоренности выльются в испорченные отношения, в болезни, в заблудшие души ваших близких. Одна из великих утрат человечества – это потеря родных. С проблемами можно справиться, а вот с их уходом… увы.

Не нужно грешить так, чтобы страдали потом ваши родные.

В Библии написано: «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями ». Притчи 6:16-19

Человек рождается в этот мир с уже греховным сердцем. Ребенок с детства начинает обманывать, хоть и неосознанно. Становясь взрослым, он понимает, что это плохо, но все же продолжает это делать. Однако Бог дал человеку власть, усмирять и контролировать свои уста. Прит.4:24 «Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя ».

“Вот, [нечестивый] зачал неправду, был чреват злобой и родил себе ложь; ” (Пс. 7:15). “нечестивые не пребудут перед очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие. Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь” (Пс. 5:6,7). .

Последствия лжи. К чему ведет обман.

Пс.9:28 «уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком – его мучение и пагуба »

Ложь и лицемерие в Библии сравниваются с мучением и пагубой. Обманывая, человек мучается, что его разоблачат. Это подталкивает его лгать и изворачиваться еще больше.

Почему мы обманываем? Ведь, ложь еще никому не приносила счастья и радости. Она ранит сердца, разрушает семьи, рушит отношения между любящими людьми. Одна лживая фраза способна растоптать веру, похоронить надежду, уничтожить любовь… Ой как не зря, лукавство приписывается к смертным грехам.

Неужели так сложно говорить правду? Не уж то нам нравиться причинять боль дорогому человеку для того, чтобы показать иллюзию счастья, радости и положительных эмоций?

Расплата, ведь, велика будет…

Причинами лжи являются страх, заблуждение и желание обмануть ближнего с выгодой для себя.
Есть такая древнеиндийская мудрость: “Нет добродетели выше справедливости, нет порока хуже лжи”.

Ложь там, где нет истины. Последствия лжи – страдания обусловленных душ

Человек лжет, когда хочет:

  1. Скрыть от других уже совершенный ранее грех.
  2. Когда планирует совершить какой-то грех.

Закономерность нашей жизни заключается в том, что за каждым нашим действием следуют последействие, или так называемое последствие. Что по сути, должно быть определяющим фактором в принятии каких-либо решений. Но в бурном потоке современного образа жизни мы все меньше и меньше оставляем времени на то, чтобы подумать о последствиях принимаемыми нами решениях. И как результат, люди редко задумываются над тем к чему ведет обман . А ведь жизнь учит нас тому, что порой цена обмана несоизмеримо велика по отношению к той мнимой выгоде, которую якобы мы можем получить.

Я когда-нибудь..устану врать…
Устану врать..себе..и другим…
И однажды признаюсь во всем…
Всем…и во всем…
Я уставший..вернусь в тот дом…
И соберу всех тех людей…
Которых знал…Которых любил…
Которых не знал…и не любил…
Я расскажу им, как жил…
Не как хотел… А как было на самом деле…
Я покажу им себя…
Не того, каким я хотел себя видеть…
А того, каким был знаком только себе…
Как обманывал…
Грешил…
Как часто..боялся делать добро…
Говорить..правду…
Мне будет, наверное,стыдно…
От того, что я…окажусь не очень хорошим человеком…
Но мне..нечего будет терять…
И я признаюсь тем людям…
Которые давно меня забыли…
Что именно ИХ…
А не ТЕХ, с кем был…
Я любил больше всех на свете…
Я вспомню все…
Я вспомню лица…над которыми так цинично смеялся…
И…извинюсь…перед ними…
А друзей…которых..все-таки не смог сберечь…
Я…соберу и…их окажется не много…
Быть может даже ОДИН…
Потому что…потому что и они…
Тихо и бесшумно…если и не стреляли…
То ведь целились…но ведь.. ведь целились…
Только тогда..я разберусь в себе…
Я может быть..увижу ту…
С которой стоило бы прожить жизнь…
И вытащу из толпы того…
С кем надо было бы идти по этой жизни рядом…Плечо в плечо…
И все получилось не так..как хотелось…
Но еще..ведь только начало, да?…
И хочется верить…что когда-нибудь…
Когда я устану врать…
самому себе…
Я вернусь …в тот дом…
и признаюсь во всем…
ВСЕМ и ВО ВСЕМ…и ВО ВСЕМ…

В своем монологе, Дмитрий Нагиев, рассказывает о самой пагубной привычке – врать. В первую очередь, себе, а потом уже и остальным. Жить иллюзиями – это нерезонно. Выставлять себя в лучшем свете используя ложь – бессмысленно, лучше доказывать поступками свою значимость в жизни.

Цена обмана

Притчи 6:12-15 «Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит – без исцеления».

Как видим, казалось бы слова, пустые слова, но к чему они могут привести? К погибели!

Вот что говорили святые отцы о лжи

  • «Ложь заключает двери к молитве. Ложь изгоняет веру из сердца человека. Господь удаляется от человека, творящего ложь»(свт. Феофан Затворник).
  • «Ложь есть разрушение любви». (Иоанн Златоуст)
  • «Ложь есть источник и причина вечной смерти». Епископ Игнатий (Брянчанинов)
  • «У лживого дерзкое сердце… Он охотно выслушивает тайны и легко открывает их. Он умеет низлагать языком своим и тех, которые твердо стоят в добре. Диавол учит нас изворотливости в слове, чтобы, когда спрашивают, не высказывать нам вины своей и чтобы, сделав грех, извернуться и оправдать себя». (Преподобный Ефрем Сирин)

В отличие от обмана, который чаще всего направлен на то, чтобы усластить наш слух, правду не всегда легко открыть и порой её куда сложнее принять, но если мы хотим научиться быть счастливыми мы вынуждены отвергнуть всякую ложь и научиться жить в истине. И пусть это нелегко, но это единственный путь быть теми, кто мы есть на самом деле.

Как же быть? Чему следовать: человеческим предрассудкам или Слову Божьему? Лично я выбираю второй вариант.

Библия призывает: родителей – не учить детей врать, президентов, депутатов и всех государственных деятелей – быть мужественными, научиться говорить правду в лицо населению, судей и адвокатов – быть справедливыми, а не гнаться за большими деньгами, а всех верующих – служить Христу, быть праведником, говорить только истину.

Иначе случится нечто ужасное «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и ВСЕХ ЛЖЕЦОВ участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Библия. Откровение 20:8) .

Апостол Павел писал: «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему…» (Библия. Ефесянам 4:25) , ведь «сеющему правду – награда верная» (Библия. Притчи 11:18) .

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход 20:16). Много вопросов возникает, когда размышляешь над Заповедями Божьими. Например, одна наша читательница спросила: «Читая историю про повивальных бабок (Исход 1:15-21) и про блудницу Раав из 2-ой главы Иисуса Навина, я прихожу к выводу, что Бог поощрял ложь. А когда люди укрывали евреев от нацистов во время войны, был ли это грех в Божьих глазах? Вряд ли. Значит Бог допускает “святую ложь”?» Предлагаем вместе поразмышлять на эту тему.

«Святая ложь» – это довольно интересное выражение, потому что никто точно не знает, где проходит граница «несвятой» и «святой» лжи. Где грань, которую нельзя переступить?

Те люди, которые оболгали Христа и предали Его на распятие, тоже думали, что делают благое дело, сохраняя единство и чистоту иудейской веры. Иисус Христос дает четкое предостережение Своим последователям: «Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он [тем] служит Богу» (Иоанна 16:2).


Раав-блудница спасает воинов Божьих

Мы все люди грешные, все склонны ошибаться, мы многое ставим под сомнение. Но всякий раз, когда человек сам определяет для себя границы дозволенного (нарушая заповеди Божьи) – это приводит к печальным последствиям. Именно поэтому Господь дал нам «вернейшее пророческое слово» (2 Петра 1:19) , которое четко определяет правильность нашего пути и истинность наших отношений с Господом. Будет правильным, если в этом вопросе Слово Божье станет решающим в выборе нашей позиции.

Что же на этот вопрос нам отвечает Библия? Ярчайший пример для всех христиан – наш Господь Иисус Христос. О Нем сказано: «Не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Исаия 53:9) . Иисус Христос никогда не говорил неправды. Он лучше всех знал, что именно ложью были совращены Адам и Ева, ложью треть ангелов пала на небесах, и отец всякой лжи – дьявол (Иоанна 8:44).

Но как же быть, если дело касается чужой жизни?

Архивы КГБ сохранили протоколы допросов священников, арестованных за антисоветскую деятельность. От них требовалось, чтобы они свидетельствовали против прихожан. Честное свидетельство повлекло бы репрессии против этих людей. Как должен был поступить истинный слуга Божий? С чистой совестью засадить человека в тюрьму или солгать? Согрешить против Бога и лгать эти люди не могли, и ответ чаще всего был следующим: «Да. Я знаю этого человека, но говорить о нем отказываюсь по своим религиозным убеждениям». И чаще всего свое убеждение им приходилось скреплять своею же кровью, потому что многих из них расстреляли. Цена верности Богу очень велика.

А теперь почитаем библейские истории, о которых упоминается в вопросе читательницы. «Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок…: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых. Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы… оставляете детей в живых? Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают. За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался. И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их» (Исход 1:15-21). Разве эта история говорит о Божьем благоволении ко лжи? Конечно нет. Бог благословляет повивальных бабок за то, что они отказывались совершать убийство детей, рискуя своей жизнью.

Вот еще один библейский пример: история про женщину по имени Раав, которая спасла двух разведчиков из народа Божьего: «И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон. [Два юноши] пошли и пришли в дом блудницы, которой имя Раав, и остались ночевать там. И сказано было царю Иерихонскому: вот, какие-то люди из сынов Израилевых пришли сюда в эту ночь, чтобы высмотреть землю. Царь Иерихонский послал сказать Рааве: выдай людей, пришедших к тебе…, ибо они пришли высмотреть всю землю. Но женщина взяла двух человек тех, и скрыла их, и сказала: точно приходили ко мне люди, но я не знала, откуда они; когда же в сумерки надлежало затворять ворота, тогда они ушли; не знаю, куда они пошли; гонитесь скорее за ними, вы догоните их. А сама отвела их на кровлю и скрыла их в снопах льна, разложенных у нее на кровле… Прежде нежели они легли спать, она взошла к ним на кровлю и сказала им: я знаю, что Господь отдал землю сию вам…; итак поклянитесь мне Господом что, как я сделала вам милость, так и вы сделаете милость дому отца моего, и дайте мне верный знак, что вы сохраните в живых… всех, кто есть у них, и избавите души наши от смерти. Эти люди сказали ей: …когда же Господь предаст нам землю, мы окажем тебе милость и истину» (Иисуса Навина 2:1-15).

Кажется, что ложь в этой истории помогла Раав спасти свою жизнь и жизнь своих родственников. Конечно, нет. Бог спасает Раав не за ложь, а за веру. Бог призывает нас восхищаться не ложью и хитростью Раав-блудницы, а ее верой в непобедимого Бога Израилева. Бог приглашает нас восхищаться делами веры, тем, что эта женщина, рискуя своей жизнью, спасла жизни воинов Божьих.

Если мы видим, что Раав лгала, и Бог ее спас, то можно сделать ложное заключение, что если Раав была блудницей, и Бог ее спас, следовательно Бог одобряет блуд. Такая логика очень опасна. В Слове Божьем описано много различных деяний людей, но это вовсе не означает, что Бог одобряет эти действия.

Итак, перечислим некоторые библейские тексты, которые говорят об отношении Бога ко лжи: «Ты погубишь говорящих ложь» (Псалом 5:7); «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки… лжесвидетель, наговаривающий ложь» (Притчи 6:16-19); «Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется» (Притчи 19:5); «Всякая ложь не от истины» (1 Иоанна 2:21); «Посему, отвергнув ложь, говорите истину» (Ефесянам 4:25); «И не войдет в него (Царство Небесное) ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» (Откровение 21:27).

Картина становится ясной: «Всякая неправда есть грех» (1 Иоанна 5:17) . Но как же поступить, когда кажется, что нужно сознательно солгать? Это именно тот случай. Когда необходимо быть «мудрыми, как змеи и простыми, как голуби» (Матфея 10:16). В Слове Божьем есть чудесное обетование: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Матфея 10:19-20).

Владислав Наумов