Мастер-класс для родителей «Изготовление кукол-марионеток. Кукла марионетка из подручных материалов Марионетка своими руками из дерева

Особенность марионетки в том, что она повторяет анатомию человека и приводится в движение при помощи нитей, подвязанных к её сочленениям. Существует два типа марионетки: марионетка с деревянным каркасом и марионетка на металлическом пруте. Рассмотрим сначала изготовление марионетки с каркасом из дерева.

Марионетки с деревянным каркасом

Величина куклы может колебаться от 30 см до 1/3 человеческого роста. Поэтому размеры деталей подбираются в зависимости от задуманного.

Состоит из деревянных брусков, соединённых между собой подвижно. Размеры членений повторят пропорции человеческого тела.

Голова и плечевая планка могут крепиться подвижно или неподвижно. Также могут крепиться и кисти рук и стопы, в зависимости от сложности движений, которые должна выполнять кукла.

Подвижными должны быть сочленения в плечах, локтях, коленях, тазобедренном суставе. Они выполняются с помощью узла (смотри ), чтобы руки и ноги не могли вывернуться (рис. 37).

Когда каркас готов, его обтягивают поролоном, тем самым придавая кукле человеческие формы, и одевают.

Вождение куклы производится с помощью ваги. Вага состоит из крестовин и двух поперечных съёмных планок. Размеры ваги зависят от размеров куклы (рис. 38).

Нити притягиваются следующим образом:

1 – к коленям;

2 – неподвижно к голове;

3 – к рукам;

4 – тазобедренный сустав.

Перекладины с нитями от коленей и таза – съёмные.

Если нужно, чтобы могла наклонять голову, голову прикрепляют неподвижно к плечам и протягивают дополнительную нитку к спине, закрепив её на основной крестовине ваги. Чем подвижнее должна быть кукла, тем больше нитей и приспособлений окажется на ваге. К этому усложнению и усовершенствованию требуется творческий подход (рис. 39).

Наряду с такими делают и животных-марионеток. Принцип остаётся тот же. Лишь изменяется длина ваги, в зависимости от того, какие пропорции имеет животное.

Рассмотрим в качества примера куклу-марионетку – кота. В данном случае управление куклой не очень сложное, хотя тоже требует определённого навыка в вождении (рис. 40).

Кукла выполнена из пенопласта, обточенного в определённой форме, и обтянута искусственным мехом. Лапы кота пришиваются свободно и не управляются нитями.

Вага состоит из палочки, на которой крепится съёмная для вождения головы и неподвижно закрепляются нити, на которых держится туловище. Хвост прикрепляется нитью с петлёй, которую тоже можно снять с ваги.

Возможно жёсткое крепление головы кота на стержне, которое даёт больше вариантов движения (рис. 41).

Технология изготовления паркетных кукол

Изготовление паркетных кукол не отличается особой сложностью. Все зависит от назначения куклы (её рули) и фантазии художника. Паркетные куклы выполняются главным образом из поролона. Т.к. он очень лёгок и пластичен в движении. Как известно, паркетные куклы могут достигать человеческого роста и выше, поэтому поролон – незаменимый материал. В оформлении куклы могут быть использованы различные материалы, имеющиеся под рукой. Планшетные куклы – это те же паркетные, только меньших размеров.

Ранее мы с вами рассматривали, для кукольных театров, для школьного кукольного спектакля.

КУКЛЫ И МАРИОНЕТКИ
Существует четыре основных вида театральных кукол: ручные, или перчаточные (верховые), тростевые, теневые и куклы на нитках (марионетки). Хотя ручные куклы различаются по размеру - от маленьких, с которыми играют дети, до театральных, почти в треть человеческого роста, - все они надеваются на руку и управляются кистью и пальцами. Выразительность кукле придает голова, которая изготавливается из разных материалов: резиновый мяч или картонный цилиндр; набитый тряпьем носок; папье-маше, пластичные материалы, дерево. У куклы обычно застывшие черты лица, но иногда делают подвижными челюсть, глаза и уши. К воротнику крепятся одежда на манер кимоно и свободно висящие нагруженные ноги. Кукловод надевает куклу на руку, просунув указательный палец в шею, а большой и средний в рукава. Работа пальцами и кистью руки приводит куклу в движение. Обычно кукла вращает головой и двигает руками и корпусом, но опытный кукловод может заставить ее ходить, прыгать, танцевать или бегать. Представления с верховыми куклами играют над ширмой, за которой скрыты кукловоды, их обычная публика - дети, отчего в их репертуаре комедии, фарсы или волшебные сказки. Действие перемежается короткими диалогами и поддерживается шумовыми эффектами. Для таких представлений характерно гротескное преувеличение в сюжете, характере и пластике героев (как в спектаклях с Панчем и Джуди). Разновидностью перчаточных кукол являются пальчиковые куклы. Они малого размера, поскольку большой и указательный пальцы, продетые снизу одежды, образуют их ноги. Шевеля ими, кукловод заставляет кукол ходить, бегать, танцевать, скакать с удивительной ловкостью. Из-за маленького размера и неподвижности туловища и головы пальчиковые куклы обычно используются для забавы, как игрушки. В кинематографе используются шарнирные куклы. Искусно собранные, они в миниатюре воспроизводят человеческую фигуру, им могут быть приданы самые разнообразные позы. В этих позах их последовательно фотографируют для анимационного (мультипликационного) фильма. Куклы такого типа обычно бывают размером со среднюю детскую куклу, соответственно подбираются декорации и реквизит. Тростевыми куклами, как и перчаточными, управляют снизу. Шеи и головы у них полые, и изготавливаются они из тех же материалов, что и перчаточные. Через шею в голову вставляют и укрепляют там длинную тонкую трость. Плечевой пояс из легкого дерева крепится на трости чуть ниже шеи, еще ниже - бедренный пояс. Между плечами и бедрами размещается туловище - плотно набитый мешочек из прочной ткани. Руки и ноги - тряпичные, из папье-маше или легкого дерева - сгибаются в сочленениях и присоединяются к туловищу тряпичным или кожаным ремешком. К каждой руке прикрепляется по трости, а ноги утяжеляются грузилом и свободно свисают. Использовались и очень большие тростевые куклы иного типа, например японской куклой высотой 1,2 м управляли три кукловода, стоявшие рядом с ней. Такой же высоты весьма тяжелые традиционные сицилийские куклы. У них трости крепятся к темени, и кукольники водят их по сцене, наклоняясь над ними. Тростевые куклы используют в представлениях всякого рода - трагических, фарсовых, сказочных и балаганных, и предпочтительно там, где больше действия, чем диалогов. Сцена для тростевых кукол такая же, как и для перчаточных, но когда тростевых кукол водят сверху, требуется сцена, как в представлениях марионеток. Теневые куклы - разновидность тростевых. Зрители видят не их самих, но их силуэты на освещенном экране. Это плоские фигуры из картона, жести, на Востоке - из кожи, с шарнирными соединениями, редко больше 50 см в высоту. Вырезается, как правило, профиль куклы в том ракурсе, тень от которого особенно выразительна на экране. Сцена в теневом театре такая же, как и в кукольном, но просцениум затянут полупрозрачным белым полотном. Кукла, которой управляют снизу, движется вдоль экрана. Яркий свет из глубины коробки падает на фигуры, и их тени ложатся на экран. Силуэты декораций и реквизита дополняют представление, которое разнообразят диалог либо музыка и шумовые эффекты. Марионетки - это куклы с подвижными шарнирами, управляемые с помощью нитей. Руки и ноги марионетки вырезают из дерева, отливают из пластмассы или делают из папье-маше. Ноги обычно утяжеляют свинцом. Марионетки управляются маленьким деревянным приспособлением (т.н. вага), к которому они подвешены на нитях, - как правило, это вощеный лен или шелковая леска. Вага делается из четырех планок 15-20 см длиной - по две в верхней и нижней секциях, скрепленных бечевкой. К крестовине нижней секции крепятся нити, управляющие головой, плечами и спиной. К верхней секции с подвижной крестовиной крепятся руки и ноги. На ваге есть петля из бечевки или кожаного ремешка, в которую кукловод продевает левую руку, удерживая марионетку и управляя ею; правой рукой он натягивает и ослабляет нити. С помощью более сложной конструкции и увеличив число креплений, можно заставить марионетку выполнять самые разные трюки. Чтобы несколько марионеток действовали синхронно, их крепят на общую вагу. Сцена для марионеток обычно разборная и состоит из платформы и тропы. Платформа находится на уровне глаз зрителей, портал образует зеркало сцены, по бокам открытой, чтобы дать марионеткам свободно перемещаться; внутренние секции замаскированы кулисами. За платформой, примерно на высоте 90 см, расположена тропа с передним и задним ограждением, где кукловоды работают, оставаясь невидимыми. Сцену освещают верхний свет, рампа, прожекторы; ее убранство завершает занавес. Задник и декорации свешиваются с тропы. Есть свидетельства о существовании кукол в древнейших цивилизациях. Они использовались в храмах и во время религиозных шествий. Почти одинаковые куклы на шарнирах выкапывались в столь отдаленных друг от друга землях, как Египет и Мексика, где они несомненно использовались во время погребальных церемоний. В одной египетской гробнице был найден кукольный театр. В богатом фольклоре древней Индии есть сказки об удивительных куклах, они долгое время почитались в Сиаме, Яве, Бирме, Персии и Турции. В этих восточных странах до сих пор можно увидеть те же традиционные кукольные представления, что ставились на протяжении многих веков. В Греции и Риме куклы были одинаково любимы и простым народом, и знатью. Мифология и злободневная сатира входили в репертуар кукольного театра. После падения Рима куклы в буквальном смысле слова ушли в подполье - они появились в катакомбах, а затем в первых христианских храмах (сначала в Италии, потом во Франции). После внутрицерковной полемики об уместности использования кукол они были решением Тридентского Собора изгнаны из храмов. У церковных стен и на рыночных площадях куклы разыгрывали миракли, основанные на библейских сюжетах. Постепенно их репертуар пополнился светскими развлекательными представлениями. Изменялись и персонажи, сообразуясь со странами, где разъезжали и наконец оседали труппы. Определились национальные фавориты: Гиньоль и Полишинель во Франции, Пульчинелла, Панталоне и Арлекин в Италии, Хансвурст и Кашперль в Германии и Австрии, Карагез в Турции, Панч и Джуди в Англии. Эти знаменитые персонажи до сих пор процветают у себя на родине, любимые всеми поколениями.

Из европейских стран больше всего любили кукольный театр в Италии. Под влиянием итальянских кукольников в Средние века вошли в употребление новые виды кукол, прежде всего - марионетки, которые появились в Венеции в 17 в. В Англии кукольный театр распространился в эпоху Реставрации. Панч, английский прототип европейской перчаточной куклы, развлекал зрителей не только своими семейными дрязгами с Джуди, но и дерзкими пародиями на легендарных героев. В 16-19 вв. куклы стали пользоваться широкой известностью во всей Европе, ими интересовались такие выдающиеся люди, как Й.Гайдн, И.В.Гете, Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Жорж Санд, У.Хогарт и Дж.Крукшенк. В Мюнхене открылись два кукольных театра: первый придерживался старых традиций, второй экспериментировал и утверждал новое. Во Франции вошел в моду восточный теневой театр, и художники того времени чрезвычайно обогатили его выразительные возможности. Тогда же появились целые оперы с участием всех знаменитых певцов. На первую половину 20 в. пришелся расцвет кукольного театра почти во всех крупных городах Европы. В США английский Панч снискал некоторую популярность, но кукольный театр приживался плохо, пока старания Т.Сарга, Р.Буфано и др. не были поддержаны зрителями и педагогами. Пожалуй, самый важный вклад США в развитие кукольного театра - это обучающие программы с участием кукол.





ЛИТЕРАТУРА
Что же такое театр кукол? М., 1990 Соломоник И.Н. Традиционный театр кукол Востока: Основные виды театра объемных форм. М., 1992 Соломоник И.Н. Куклы выходят на сцену. М., 1993 Кужель Ю.Л. Театр Дзерури. М., 1993 Самигуллина Р.А. От Петрушки к Прометею. Уфа, 1993 Кукольники в Петербурге. СПб, 1995

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "КУКЛЫ И МАРИОНЕТКИ" в других словарях:

    Куклы с подвижными членами, приводимые в движение особым механизмом или скрытым за ширмами человеком; названы по имени изобретателя их, итальянца Мариони. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. МАРИОНЕТКИ… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от marion, marionnette) первоначально небольшие изображения св. Девы Марии в средневековой кукольной мистерии Рождества Христова; позже это название распространилось на всю область кукольного театра, иначе называемого театром марионеток. Куклы,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Мексиканская марионетка Марионетка (от фр. marionnette) разновидность театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей. В переносном значении человек, правительство, государство, являющиеся послушным орудием в чужих руках … Википедия

    Джордж Лемнен. Девочка с куклой, 1904 кукла из шерстяных ниток Кукла солдат, Берлин, начало XX века … Википедия

    - (лит. Vilniaus teatras „Lėlė“) кукольный театр, действующий в Вильнюсе с 1958 года (как Вильнюсский кукольный театр; с 1969 года носит название «Леле», от лит. Lėlė «Кукла»); один из трёх профессиональных кукольных театров в Литве.… … Википедия

    Содержание 1 Литература 2 Архитектура 3 Музыка 4 Театр … Википедия

— пластилин;

— проволока в изоляции;

— газеты, туалетная бумага;

— клей ПВА;

— глазки готовые, трессы на парик;

— пластик самозатвердевающий или замазка по дереву.

Это то, что обязательно для начала. Дополнительно в ход пойдет все, что плохо лежит: палочки для суши, зубачистки и скрепки концелярские.

Тело я обклеила газетой. Ждем, пока высохнет. Разрезаем и вынимаем пластилин. Я использовала La doll, чтобы склеить и укрепить места соединения будущих деталей (голова с телом, плечо с рукой и т.д.), так же загладила чуть-чуть голову. Хочу, чтобы фактура бумаги угадывалась.

Тело уже выпотрошено 🙂 Пластилин удален, вставлены петли из проволоки. Склеено клеем. Поверх укреплено La doll. Детализировала также им. Можно использовать замазку по дереву. Она более жидкая и хуже шлифуется. Отшлифовано шкурками и напильниками.

Итак, по ходу возникли проблемы с суставами. Я делаю по принцепу «болтушки», то есть, петли деталей связываем лентами. С бедрами трудность, так как если просто сделать петли и связать, кукла не будет сидеть, если будет сидеть, то длинная лента будет очень некрасиво висеть не в сидячем виде 🙂 (Я сильно косноязычный человек оказывается)

Решаем первую. Взяли обычную пластиковую куклу у ребенка и нашли решение там, немного усовершенствовав.

Крепление бедер мне нравится!

Внутри в ноге (между попой и бедром) сделана воронкообразная выемка, куда поместятся петля и крепление лентой.

Также кукла сможет сидеть.

Руки и ноги имеют по 3 детали каждая. Опишу на примере ноги.

1. Бедренная должна быть полая, сквозь нее пройдет лента от тела к голени.

2. Голень не полая. Внутри каркас из проволоки. С двух сторон увенчана петлями.

3. Ступня с петлей.

Фото смешное. Это показаны петли. Я их вставила изнутри, когда тело было разрезано.

Укрепила изнутри La doll и клеем «Момент».

А это моя принцесса получила «мейк». Пристрастие к клоунам и арлекинам не отпускает меня 🙂 Голова так же сделана - пластилин - основа (вынут в последствии, т.е. полая),папье-маше - в основе, заглажено La doll. Повторюсь - более бюджетный вариант -это замазка по дереву.

По-моему удалась 🙂 Какой то кукольник писал: «Если куклу не хочется переделать на третий день, то она получилась».

Вот я и делаю лицо вначале до конца Ведь лицо - это главное.

La doll я покрыла акриловым грунтом. Мейк сделан акриловыми красками и сухой пастелью.

Это материалы, которые нужны для покрытия папье-маше.

Краску и пастель надо закрепить лаком.

Паричек я делаю из тресса овчины. Клеем на прозрачный клей спиралью, начиная со стороны шеи и заканчивая на макушке. Овчина очень приятна, ее можно красить в любой цвет, стрич и завивать.

Суставы куклы мы препим отласными лентами. Осталось сшить одежду и кукла готова.

Приступим к самому главному и неизведанному 🙂 Вага. Рассмотрев все варианты, остановилась на немецкой ваге для марионеток.

Выкройку перенесла на бумагу. По статье написано - использовать фанеру 10 и 5 мм. У меня обнаружились обрезки ламината 🙂 буду использовать его. Вооружившись лобзиком по дереву, напильниками, макетным ножом и шкурками иду выпиливать.

Для сборки потребовалась еще и дрель, два шурупа и крепкая проволока, а самое главное любящий и терпиливый муж.

И ввууаллля 🙂

Для подвески куклы на вагу я взяла леску. Вагу надо закрепить на уровне поясницы (вашей поясницы) на этом уровне будет оптимально управлять ей. Закрепляем леску между петельками в деталях куклы и петельками в ваге. Положение при этом у куклы должно быть самое простое (руки опушены, голова чуть-чуть наклонена) кукла должна стоять.

Куклы марионетки появились ещё в древнем Египте. Изначально они были из дерева, но когда получили свою популярность их стали делать и из других материалов. Создав несколько марионеток, можно провести великолепное представление, которое увлечёт как детей, так и взрослых. Такую красоту нетрудно создать своими руками. Для этого нужно приложить немного усилий. В нашем мастер-классе, как сделать куклу марионетку, с пошаговыми фото, мы подробно опишем все этапы создания такой куколки.

Необходимые материалы:


Как сделать куклу марионетку - пошаговая инструкция

Изготовление тела куклы-марионетки:


Изготовление одежды:


Причёска:

Утяжка лица:

Делаем утяжку лица по схеме. Точку 1 стягиваем с точкой 2, точку 5 с точкой 6. Точку 3 стягиваем с точкой 4, точку 7 с точкой 6, а точку 9 с точкой 10)

Привязываем куклу к ваге:


Она может стать не только вашей любимой игрушкой, но и декоративным украшением. Для этого куклу нужно подвесить где-нибудь на видном месте, и она будет вас радовать ещё очень долго. Также можно сделать несколько кукол-марионеток и устроить домашний кукольный театр.

РМы будем делать своими руками марионетку - разновидность театральной куклы, которую кукловод (то есть вы!) приводит в движение при помощи нитей.

Нам понадобится:
пластилин
оберточная бумага
акриловые краски
клей ПВА дисперсионный
плоский деревянный брусок шириной около 3 см и длиой 1 м
объемный деревянный брусок длиной около 12 см периметром 4-5 см
остатки белой ткани и немного розовой
брючная тесьма длиной около 50 см
толстые нити (или тонкие шнуры)
канцелярский кнопки, маленькие гвозди и молоток
кисти и карандаш.

Итак, приступаем к работе!

Воспользовавашись нашим предыдущим уроком (дед мороз), изготавлиеваем основу для головы и ботинок в технике папье-маше. Намечаем условный центр и проделываем в лицевой половинке справа и слева от него по два сквозных отверстия слева и справа, как показано на фото.


Продеваем в отверстия шнур, фиксируем петлю при помощи карандаша, делаем крепкий узел и проклеиваем его с изнаночной стороны тремя слоями оберточной бумаги.


При желании, шнур в данном случае можно заменить обычной канцелярской скрепкой или проволокой, плотно закрутив ее концы с внутренней стороны. Используя любой мягкий тряпичный шнур или тесьму, формируем узел, крепим его при помощи клея и кусочков оберточной бумаги к внутренней поверхности будущей головы. Промазываем срез клеем ПВА...


... и соединяем детали между собой. При помощи швейных нитей временно фиксируем конструкцию до полного высыхания клея. Такую же операцию проделываем с половинками туфель.

Пока сохнет голова Поваренка, изготовим вагу - деревянную крестовину, которую будем использовать для управления куклой. Распиливаем брусок как показано на фото, спиливаем наждачной бумагой острые углы и соединяем части при помощи клея ПВА. Пока вага проклеивается, делаем набросок нашего персонажа на бумаге - он понадобится нам для определения длины деталей рук, ног и тела. Воспользовавшись чертежом, распиливаем брусок на кусочки нужной длины.


Раскладываем подготовленные детали на чертеже - постепенно начинает вырисовываться образ нашего Поваренка!

Нарезаем брючную тесьму на кусочки как показано на фото и при их помощи соединяем детали между собой. Важно: руки проклеиваются с внутренней стороны локтя, ноги - с обратной стороны колен. Для дополнительной фиксации места склеивания обматываются несколькими слоями швейных нитей и промазываются тонким слоем клея ПВА.

В поясничной зоне полоски ленты дополнительно фиксируются при помощи кнопок и маленьких гвоздиков. Руки крепятся к плечам как показано на фото. Настал черед головы!


В местах, показанных на фото, наполовину вбиваем дополнительные гвоздики - за них будут крепиться нити управления.


Подсохшую вагу дополнительно укрепляем в месте склейки гвоздиками. Кроме того, наполовину вбиваем гвоздики слева и справа на короткой полосе, и снизу (на самом удаленном конце длинной полосы). В остальных местах делаем петли, как показано на фото. Швы склейки на голове маскируем кусочками оберточной бумаги.

Воспользовавшись простейшими выкройками (здесь в очередной раз может разгуляться ваша фантазия!), изготавливаем передник, брюки, рубашку и колпачок!

Из розовой ткани изготавливаем перчатки, наполняем их ватой или флизелином и приклеиваем к рукам.

Настало время оживить Поваренка: при помощи акриловых красок рисуем ему лицо а потом и наряжаем в заботливо сшитый костюм! Совет: места срезов на ткани можно не пришивать нитками, а проклеить тонким слоем клея ПВА.


На левой руке, обоих ногах и спине, в местах, где расположены гвоздики прокалываем ткань, как показано на фото, закрепляем нити прочными узелками и снова прячем шапки гвоздиков под ткань (длинный конец нити остается пока свободным). Осталось правильно закрепить нити управления (а это были именно они!) к ваге.
Порядок закрепления такой:
1) закрепляем нить к левой височной петле, продеваем ее в центральную петлю ваги (ту, что размещена чуть ниже перекрестья) и крепим другим концом ко второму ушку,
2) нить, закрепленную на спине крепим к гвоздику, разположенному на наиболее удаленном от перекрестья конце длинной палки,
3) нить, закрепленную на левой руке, продеваем в петлю, расположенную на наименее удаленном от перекрестья конце длинной палки ваги, и крепим ко второй руке,
4) нить, идущую от левой ноги крепим к левому гвоздику короткой палки перекрестья ваги, а правую - к правой. Важно: при закреплении нитей ног к ваге необходимо поставить кукулу на ровную поверхность, прижать ступни ног и закрепить к ваге натянутые нити!.
Вот и готова наша кукла-марионетка! Желаем вам творческих успехов!