Методика сложные аналогии для младших школьников. Использование методики “Сложные аналогии” для тестирования школьников

Для полноценной диагностики процесса мышления у младших школьников применяют методику «Простые аналогии». По результатам тестирования анализируется текущий уровень развития, выявляются проблемные моменты.

Характеристика методики оценки мышления младших школьников «Простые аналогии»

Для успешного обучения в школе и развития от дошкольников и учеников младших классов требуется максимум внимания, умение сосредоточиться на задании и способность логически мыслить. Эти качества приобретаются не сразу, а постепенно развиваются и формируются в процессе взросления. Для своевременной коррекции уровня развития мышления проводится специальное тестирование.

Диагностируя уровень развития мыслительного процесса у младших школьников, важно помнить, что показатели оценки теста - это только основа для дальнейшего анализа с целью разработки для каждого ребёнка программы коррекции.

Мышление развивается одновременно с другими процессами (воображение, внимание, память) в тесной взаимосвязи. Оно отражает признаки объектов, помогает установить причинно-следственные связи между предметами. С развитием мышления формируется объективное восприятие реальности. Поэтому так важно не просто его развивать, но и контролировать этот процесс.

Авторы теста и цели исследования

Известный американский изобретатель и психолог Уильям Гордон в прошлом столетии предложил метод тестирования способностей творческого мышления для взрослых – «Простые аналогии». Идея заинтересовала детских психологов и педагогов, поэтому они упростили тест и адаптировали для младших школьников. Над этой задачей работали специалисты из разных стран, поэтому однозначно автор методики не назван.

Российские педагоги в своей практике ориентируются на технику выполнения теста, описанную в учебнике по возрастной психологии авторами И.Ю. Кулагиной и Калюцким В.Н.

Главная цель исследования - оценить гибкость и логичность мышления учеников начальной школы. Но такая диагностика преследует и другие задачи:

  • проверить точность и скорость установления причинно-следственных связей между предложенными объектами;
  • установить, насколько быстро ребёнок понимает задачу и как быстро приступает к решению;
  • насколько развиты у школьника ассоциативные связи;
  • проанализировать концентрацию, устойчивость внимания и способность его переключения;
  • определить ведущий тип мышления, используемый учеником при решении задачи - логический или визуальный.

Выбирать аналогии ребёнок может, используя визуальное или логическое мышление. При визуальном типе выполняется оценка объектов по внешним признакам, а при логическом - анализируется суть понятия.

Мышление младших школьников характеризуется высокими темпами развития, особенно словесно-логического типа. На этом факте основана большая часть методик диагностики учеников.

Как проводить тестирование по методике «Простые аналогии»

Педагог или психолог, который проводит тестирование, объясняет каждому ученику, что ему требуется сделать. В качестве примера обычно используется первый вопрос в бланке с заданиями, но также можно предложить и свои варианты. Как правило, двух-трёх аналогий достаточно для понимания сути задания.

Пример объяснения: перед вами группы слов. В каждой из них первые два слова находятся в определённой связи, которую необходимо понять. Третье слово также имеет аналогичную связь с одним из слов, написанных ниже. Какое из этих слов подходит, то и нужно отметить на бланке.

Есть задание:

  • школа = обучение, больница = ?;
  • а) доктор; б) ученик; в) лечение; г) учреждение; д) больной.

Слово «школа» имеет связь со словом «обучение». С каким словом по такой же аналогии будет иметь связь слово «больница»? Такой вопрос должен поставить себе каждый школьник и выбрать слово-ответ. Ответ такой: если в школе детей обучают, то в больнице - лечат, значит, подходит слово «лечение».

Разработано несколько вариантов задания с аналогиями. Обычно они состоят из 32 вопросов и на каждый отведено не более трёх минут. Но можно использовать и бланки с меньшим количеством заданий. Для младшеклассников чаще выбирают такие:

  1. «Бежать - Кричать, стоять - ?: а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня».
  2. «Рожь - Яблоня, поле - ?: а) забор, б) садовник, в) яблоки, г) сад, д) листья».

Для проведения исследования понадобятся:

  • секундомер;
  • стимульный материал (бланк с заданиями) по количеству тестируемых;
  • ручка или карандаш, чтобы отмечать выбранные варианты ответов.

Стимульный материал

  • 1. Лошадь: Жеребёнок = Корова: ? Пастбище, Рога, Молоко, Телёнок, Бык.
  • 2. Тонкий: Толстый = Безобразный: ? Красивый, Жирный, Грязный, Урод, Веселый.
  • 3. Свинец: Тяжёлый = Пух: ? Трудный, Перина, Перья, Лёгкий, Куриный.
  • 4. Ложка: Каша = Вилка: ? Масло, Нож, Тарелка, Мясо, Посуда.
  • 5. Яйцо: Скорлупа = Картофель: ? Курица, Огород, Капуста, Суп, Шелуха.
  • 6. Коньки: Зима = Лодка: ? Лёд, Каток, Весло, Лето, Река.
  • 7. Ухо: Слышать = Зубы: ? Видеть, Лечить, Рот, Щётка, Жевать.
  • 8. Собака: Шерсть = Щука: ? Овца, Ловкость, Рыба, Удочки, Чешуя.
  • 9. Пробка: Плавать = Камень: ? Пловец, Тонуть, Гранит, Возить, Каменщик.
  • 10. Чай: Сахар = Суп: ? Вода, Тарелка, Крупа, Соль, Ложка.
  • 11. Дерево: Сук = Рука: ? Топор, Перчатка, Нога, Работа, Палец.
  • 12. Дождь: Зонтик = Мороз: ? Палка, Холод, Сани, Зима, Шуба.
  • 13. Школа: Обучение = Больница: ? Доктор, Ученик, Учреждение, Лечение, Больной.
  • 14. Песня: Глухой = Картина: ? Хромой, Слепой, Художник, Рисунок, Больной.
  • 15. Нож: Сталь = Стол: ? Вилка, Дерево, Стул, Пища, Скатерть.
  • 16. Рыба: Сеть = Муха: ? Комар, Комната, Жужжать, Паутина.
  • 17. Птица: Гнездо = Человек: ? Люди, Птенец, Рабочий, Зверь, Дом.
  • 18. Хлеб: Пекарь = Дом: ? Вагон, Город, Жилище, Строитель, Дверь.
  • 19. Пальто: Пуговица = Ботинок: ? Портной, Магазин, Нога, Шнурок, Шляпа.
  • 20. Коса: Трава = Бритва: ? Сено, Волосы, Острая, Сталь, Инструмент.
  • 21. Нога: Сапог = Рука: ? Галоши, Кулак, Перчатка, Палец, Кисть.
  • 22. Вода: Жажда = Пища: ? Пить, Голод, Хлеб, Рот, Еда.
  • 23. Электричество: Проволока = Пар: ? Лампочка, Ток, Вода, Трубы.
  • 24. Паровоз: Вагоны = Конь: ? Поезд, Лошадь, Овёс, Телега, Конюшня.
  • 25. Алмаз: Редкий = Железо: ? Драгоценный, Железный, Твёрдый, Сталь, Обычный.
  • 26. Бежать: Стоять = Кричать: ? Молчать, Ползать, Шуметь, Звать, Плакать.
  • 27. Волк: Пасть = Птица: ? Воздух, Клюв, Соловей, Яйца, Пение.
  • 28. Растение: Семя = Птица: ? Зерно, Клюв, Соловей, Пение, Яйцо.
  • 29. Театр: Зритель = Библиотека: ? Актёр, Книги, Читатель, Библиотекарь, Любитель.
  • 30. Железо: Кузнец = Дерево: ? Пень, Пила, Столяр, Кора, Листья.
  • 31. Нога: Костыль = Глаза: ? Палка, Очки, Слезы, Зрение, Нос.
  • 32. Утро: Ночь = Зима: ? Мороз, День, Январь, Осень, Сани.

Таблица: ключ к тесту (вопросы 1–16)

Тестирование проводится для группы школьников или по одному. Группа должна быть небольшой: не более 10 – 15 человек. За партой или столом каждый ребёнок сидит сам.

Работа ведётся так:

  1. Руководитель раздаёт участникам бланки с заданиями, а на доске описывает или объясняет другим удобным способом, что нужно делать.
  2. Затем педагог оговаривает правила оформления теста. Важно чётко и доступно изложить все нюансы и желательно дополнить, что нельзя ставить на бланке лишние значки.
  3. После этого оговаривается время, отведённое на выполнение заданий, если оно ограничено. Обычно - 2–3 минуты. Есть ли ограничения, определяет психолог или педагог, проводящий тестирование, в соответствии с индивидуальными особенностями группы .
  4. Далее школьники отвечают на задания, после чего руководитель собирает бланки и приступает к анализу результатов.

Не все дети с одинаковой скоростью включаются в процесс. Если в коллективе есть медлительный ученик, нужно чаще подходить к нему во время выполнения заданий и при необходимости пояснять вопрос или просто подбадривать ребёнка. Но подсказывать запрещается!

Интерпретация результатов

Подсчёт результатов не занимает много времени. Правильный ответ - 1 балл. Максимальное количество баллов - 32.

Таблица: коридоры итоговых баллов

После анализа ответов детей психолог выдаёт рекомендации учителю и родителям по коррекции состояния ребёнка, предлагает индивидуальные программы развития внимание, усидчивости, логического мышления, умения анализировать и систематизировать информацию.

Для развития логического мышления рекомендуется привлекать ребёнка к интересным интеллектуальным занятиям, например, к игре в шахматы. Полезны также чтение книг с пересказом, решение логических математических заданий, некоторые компьютерные игры-стратегии.

«Простые аналогии» - один из самых объективных, точных и простых методов оценки мышления учеников начальной школы. Такое тестирование помогает педагогу установить проблемы в развитии и предложить варианты коррекции индивидуально для каждого тестируемого.

Определение школьной тревожности. Методики на исследование памяти. Тесты мышления. Вербальные методики. Детские проективные методики. Опросники межличностных отношений ребёнка. Данная анкета предназначена для разного рода случаев психологической практики, в которой требуется определить особенности взаимоотношений детей или подростков в диаде. Анкета направлена на выявление мотивации дружбы с конкретным человеком. Данная анкета предваряет психологическую консультацию родителей. Анкета предназначена для сбора сведений о неуспевающем ребенке со стороны работников образовательного учреждения. Дислалия. Дизартрия. Ринолалия. Методика предназначена для исследования работоспособности у дошкольников. Данная методика применяется в целях знакомства с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире. Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика состоит из 30 заданий на установление логических связей между словами по заданному образцу. Она предназначена для оценки особенностей вербального (понятийного) мышления. Другой вариант "Аналогий". В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по признакам: скорость процессов воображения, необычность, оригинальность образов, богатство фантазии, глубина и проработанность (детализированность) образов. Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. В шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов. В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагается пять наборов слов по десять слов в каждом. Методика предназначена для оценки уровня развития вербального интеллекта у детей 6 – 8 лет. В задачу ребенка входит закончить начатое психологом предложение. Все предложения построены таким образом, что их можно закончить лишь определенным словом. С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки. Методика предназначена для оценки концентрации внимания у детей. Используется в батарее с другими тестами на внимание. Шкала для оценки уровня развития операции обобщения. Методика позволяет выявить уровень процессов обобщения и отвлечения. Оценка уровня зрительного восприятия. Эта методика предназначается для психодиагностики мыш­ления детей в возрасте от 3 до 4 лет. Эта методика предназначена для диагностики уровня разви­тия наглядно-действенного мышления. Представляемая далее методика определяет запас слов, ко­торые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе. Методика предназначена для оценки словарного запаса ребенка и беглости мышления. При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Этот вариант методики предназначается для детей, поступающих в школу. Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена ниже). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке. Оценивается объём зрительной памяти. Уровень развития понятийного мышления. Задача этой методики - определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению. ... Методика предназначена для оценки долговременной памяти ребенка. Проводится индивидуально. Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на вопросы экспериментатора. В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изобра­жен лабиринт, вход в кото­рый указан стрелкой, рас­положенной слева вверху, а выход - стрелкой, распо­лагающейся справа вверху. Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Методика предназначена для оценки уровня развития когнитивного представления у ребенка. Применяется индивидуально. Цель данной методики - оценка образно-логического мышления ребенка. Оценивается фантазия ребёнка. Данная методика относится к классическим, использующимся для усвоения процессов анализа и синтеза. Может быть применена для изучения мышления школьников любого возраста. Цель: исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков. Материал: несколько пар слов для сравнения, отпечатанных на листе бумаги. Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения. Оценивается уровень развития восприятия. Методика предназначена для оценки готовности к обучению. Ребенку предлагается серия рисунков, на каждой из которых не хватает какой-то существенной детали. Цель этой методики, основанной на прогрессивных матрицах Равена, - определить, насколько ребенок в со­стоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти об­разы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исс­ледовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. Методика предназначена для примерной оценки уровня развития у ребенка технического мышления. Проводится индивидуально, используется в батарее с другими тестами. Общая тревожность в школе. Переживание социального стресса. Фрустрация потребности в достижение успеха. Страх самовыражения. Страх ситуации проверки знаний. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Проблемы и страхи в отношениях с учителями. Программа содержит четыре методики, направленные на выявление психосоциальной зрелости, уровня развития аналитического мышления и речи, а также школьно-необходимых функций в форме способности к произвольному поведению. Произвольность внимания. Активность мышления. Данная методика применяется как для предварительного знакомства с ребенком, так и с целью выяснить степень выраженности познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере. Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

Одним из признаков зрелости мышления является умение устанавливать между понятиями логические связи. Оно формируется у человека постепенно, в том числе в процессе школьного обучения. Задача педагогов и психологов состоит в том, чтобы отслеживать становление мыслительных процессов ребёнка, с целью выявить отставание от возрастной нормы. Одним из тестов оценки способностей мыслить логически является методика «Сложные аналогии».

Суть методики

Тестирование «Сложные аналогии» является одним из распространённых способов исследования динамики умственной деятельности. Данная методика была разработана нашей соотечественницей Э. А. Коробковой - психологом, работавшим с детьми, имеющими проблемы в развитии интеллекта.

Тест направлен на изучение способностей ребёнка к построению логических умозаключений, абстрагированию и установлению связей между понятиями. Суть его состоит в том, чтобы обнаружить отношения между 20 парами понятий и типировать их в соответствии с предложенным ключом или «шифром».

Список понятий для тестирования по методу «Сложные аналогии»

  1. Испуг - бегство;
  2. Физика - наука;
  3. Правильно - верно;
  4. Грядка - огород;
  5. Пара - два;
  6. Слово - фраза;
  7. Бодрый - вялый;
  8. Свобода - воля;
  9. Страна - город;
  10. Похвала - брань;
  11. Месть - поджог;
  12. Десять - число;
  13. Плакать - реветь;
  14. Глава-роман;
  15. Покой - движение;
  16. Смелость - геройство;
  17. Прохлада - мороз;
  18. Обман - недоверие;
  19. Пение - искусство;
  20. Тумбочка - шкаф.

Шифр состоит из 6 пар слов, обозначающих понятия, соотносящиеся между собой по определённому принципу:

Шифр

  1. Овца - стадо (часть - целое);
  2. Малина - ягода (род - вид);
  3. Море - океан (маленькое - большое);
  4. Свет - темнота (антонимы);
  5. Отравление - смерть (причина - следствие);
  6. Враг - неприятель (синонимы).

При работе с детьми лучше всего проводить исследование в индивидуальном порядке или в небольших группах по 4–5 человек, поскольку разъяснение задание может потребовать пристального внимания экспериментатора к каждому из участников.

Тестирование рекомендуется проводить с детьми достигшими возраста 12–14 лет, а также старшеклассниками, верхней возрастной границы не предусмотрено. Данная методика может оказаться слишком сложной для детей более младшего возраста, т.к. их логическое мышление сформировано ещё в недостаточной степени, чтобы улавливать абстрактные связи между понятиями. Некоторые источники указывают на то, что с данным тестом не всегда хорошо справляются даже образованные взрослые, поэтому тестирование младшеклассников по этой программе не рекомендуется.

Проведение диагностики среди школьников (младших, средних, старших классов)

Для проведения тестирования потребуется:

  • бланк с заданием;
  • часы или секундомер;
  • протокол для фиксации объяснений испытуемого.

На первом этапе тестируемому предлагается «шифр» к заданию - 6 пар слов, объединённых определённым типом логической связи. Подростку нужно установить, какие отношению существуют между представленными понятиями. В случае затруднений, экспериментатор задаёт наводящие вопросы (именно поэтому рекомендуется производить тестирование индивидуально).

Если ребёнок в силу возраста или личностных особенностей не может установить связей, между предложенными понятиями, дальнейшее тестирование не имеет смысла. Следует, однако, сделать оговорку, что трудности с выполнением задания могут быть сопряжены не только с нарушениями мыслительных процессов, но и со стеснительностью ребёнка, когда ему сложно войти в контакт с экспериментатором, а также со снижением мотивации, когда тестируемый не хочет сотрудничать или ленится выполнять задание.

Убедившись, что испытуемый понимает логические связи между предложенными парами понятий, экспериментатор открывает вторую часть бланка с 20 парами слов, находящихся в тех же отношениях, что и слова из первого списка. Ребёнка просят установить эти отношения и обозначить их буквой, соответствующей типу логической связи или же просто указать пару слов из ключей, имеющих тот же вид связи.

Бланк заданий к методике

  • А. Овца - стадо;
  • Б. Малина - ягода;
  • В. Море - океан;
  • Г. Свет - темнота;
  • Д. Отравление - смерть;
  • Е. Враг - неприятель.
1. Испуг - бегство А Б В Г Д Е
2. Физика - наука А Б В Г Д Е
3. Правильно - верно А Б В Г Д Е
4. Грядка - огород А Б В Г Д Е
5. Пара- два А Б В Г Д Е
6. Слово - фраза А Б В Г Д Е
7. Бодрый - вялый А Б В Г Д Е
8. Свобода - воля А Б В Г Д Е
9. Страна - город А Б В Г Д Е
10. Похвала - брань А Б В Г Д Е
11. Месть - поджог А Б В Г Д Е
12. Десять - число А Б В Г Д Е
13. Плакать - реветь А Б В Г Д Е
14. Глава-роман А Б В Г Д Е
15. Покой - движение А Б В Г Д Е
16. Смелость - геройство А Б В Г Д Е
17. Прохлада - мороз А Б В Г Д Е
18. Обман - недоверие А Б В Г Д Е
19. Пение - искусство А Б В Г Д Е
20. Тумбочка - шкаф А Б В Г Д Е

Можно в качестве примера разобрать две первые пары слов совместно, но оставшуюся часть заданий школьник выполняет самостоятельно. На прохождение теста отводится 3–5 минут в зависимости от возраста учащихся.

По ходу тестирования экспериментатор заполняет протокол: в нём он фиксирует не только ответы испытуемого, но и логические выводы, которые позволили ему отнести ту или иную пару к определённой категории.

Протокол экспериментатора для тестирования по методу «Сложные аналогии»

Пара понятий Ответ испытуемого Комментарий
Испуг - бегство
Физика - наука
Правильно - верно
Грядка - огород
Пара- два
Слово - фраза
Бодрый - вялый
Свобода - воля
Страна - город
Похвала - брань
Месть - поджог
Десять - число
Плакать - реветь
Глава-роман
Покой - движение
Смелость - геройство
Прохлада - мороз
Обман - недоверие
Пение - искусство
Тумбочка - шкаф

Рассуждения тестируемого могут быть не менее полезны и показательны для оценки его логического мышления, чем сами ответы и их правильность. Обоснование выбора того или иного ответа позволяет выявить соскальзывания и растекаемость мышления, указывающие на его незрелость.

Интерпретация результатов

Экспериментатор подсчитывает количество правильных ответов: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.9 баллов - ход рассуждений логичен, но, возможно, испытуемый отвлекался в процессе тестирования;

  • 8 баллов - есть нарушения в выстраивании связей между явлениями (может быть, в силу отсутствия опыта работы с подобными заданиями);
  • 7 баллов - наблюдаются проблемы с логикой в установлении отношений, не вызывающих особых сложностей;
  • 6–5 баллов - испытуемому тяжело найти связи между неоднозначными парами (например, «ягода - малина»);
  • 4 балла - нарушение логики, «растекание» процессов мышления, связанных с установлением соответствий;
  • 3–2 балла - школьник понимает суть задания, но ошибается при сравнении, что говорит о соскальзывании умозаключений, то есть доля логичности в рассуждениях есть, но связь выстраивается ошибочно. Например, пара «враг - неприятель» может быть интерпретирована как отношения, происходящие во время войны - ход мысли в чём-то правильный, но задание выполняется по другому принципу.
  • 1 балл - испытуемый обладает растекаемостью мышления, его аргументы нелогичны, аналогии воспринимаются ложно, налицо неумение строить логические связи.
  • Методика «Сложные аналогии» является распространённым способом исследования мышления. Однако, некоторые критики отмечают, что она довольно сложна - даже взрослые образованные люди без нарушений мыслительной деятельности не всегда выполняют её правильно на 100%. Поэтому, если школьник показывает низкие результаты, это не может интерпретироваться как диагноз об умственном отставании, но должно стать поводом к проведению дальнейшего обследования. Окончательные выводы и рекомендации по прохождению коррекционной программы обучения должны быть сделаны специалистом в области возрастной психологии.

    Методика направлена на изучение возможности установления логических связей и отношений между понятиями. В данном варианте мето­дики минимизирован фактор трудностей актуализации нужного слова, подбор простых аналогий выстроен в порядке усложнения заданий (по мере увеличения номера задания). Методика предъявляется детям со сформированным навыком чтения (осмыс­ленное чтение).

    Примечание. Задание только в самом крайнем случае может быть предъяв­лено ребенку на слух с опорой на пассивное чтение, только при условии достаточного объема слухоречевой памяти.

    Выделенные задания представляют собой вариант наглядной помощи. Вы­полнение этих заданий можно рассматривать как вариант обучения. В этом случае возможен анализ обучаемости ребенка. Ребенку предъявляется пара слов из левого столбца, и его просят подобрать такое слово из нижних пяти справа, которое так же будет относиться к вер­хнему слову справа, как нижнее слово из левой части относится к своему верхнему (по аналогии). Оценивается возможность выявления отношений между верхним и нижним словами в левой части задания и подбора по аналогии с этим нижнего слова из правой части. Может быть выявлено утомление при работе с вербально-логическим материалом.

    Анализируемые показатели:

    Возможность удержания инструкции и выполнения задания до конца;

    Доступность выполнения заданий по аналогии;

    Способность анализа большого количества печатного (зрительного) ма­териала;

    Стратегия выявления ребенком логических связей и отношений между понятиями;

    Оценка характера обучаемости и объема необходимой помощи со сторо­ны взрослого.

    Диагностика типологических особенностей личности

    Методика «Лесенка»

    Самооценка – это оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. У младшего школьника она формируется преимущественно в зависимости от его успеха или, наоборот, неуспешности в школе. Поэтому учитель во многом ответственен за ее формирование. Начиная с первых дней обучения в школе, самооценка ребенка зависит от успешности в учебной деятельности, от характера межличностных отношений в классе: с учителем, одноклассниками. Предлагаем методику «Лесенка», которая эффективно используется учителями на практике с целью изучения самооценки младших школьников.



    «Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный . Групповой вариант позволяет учителю оперативно выявить уровень самооценки его учеников. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку школьника, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

    Групповое изучение самооценки младшего школьника

    Учебные материалы: у каждого ученика – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка.

    Инструкция:

    1. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок».

    2. Повторить инструкцию еще раз.

    3. Поблагодарить ребят за работу.

    Индивидуальное изучение самооценки младшего школьника:

    При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. Обязательно поблагодарите ученика за ответы.

    Учебные материалы: для ученика – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш.

    Инструкция

    1. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему».

    2. В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.

    3. Поблагодарите ребенка за работу.

    Интерпретация результатов

    При анализе полученных данных исходите, пожалуйста, из следующего.

    1. Выполнение этого задания требует понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач. Методика заимствована из психологии труда.

    2. Для проведения опыта нужен бланк или просто отпечатанный на машинке ряд задач.
    Задание пригодно для исследования больных с образованием не ниже 7 классов.


    3. Инструкция дается в форме совместного решения первых трех задач. «Вот посмотрите, — говорят больному, — здесь написано два слова — сверху лошадь, снизу жеребенок. Какая между ними связь? Жеребенок — детеныш лошади. А здесь, справа тоже сверху одно слово — корова, а внизу пять слов на выбор. Из них нужно выбрать только одно слово, которое также будет относиться к слову «корова», как жеребенок к лошади, т. е. чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет… теленок. Значит, нужно раньше установить, как связаны между собой слова, написанные слева, вот здесь (показ) и затем установить такую же связь справа.

    Разберем еще пример: вот здесь слева — яйцо — скорлупа. Связь такая: что бы съесть яйцо, нужно снять скорлупу. А справа — картофель и внизу пять слов на выбор. Нужно выбрать из пяти нужных слов справа одно такое, которое относится к верхнему, как это нижнее — к этому верхнему (показ слов слева)».

    Инструкция несколько длинновата, но обязательно нужно добиться того, что бы больной ее хорошо усвоил.

    4. В норме, при соответствующем образовании, исследуемые усваивают порядок решения задач после 2-3 примеров. Если больной, имеющий образование 7 классов, никак не может усвоить задание после 3-4 примеров, это дает основание думать, что его интеллектуальные процессы по крайней мере затруднены.

    Форма протокола к методике “Простые аналогии”

    Номер задачи Ответ Объяснение

    Примечание. Так же, как в задании «Существенные признаки», в протоколе должно быть указано, когда велось обсуждение — сразу, в порядке решения задач, либо после решения последней задачи. Кроме того, протокол может быть неравномерным по точности. Многие задачи, решавшиеся правильно, могут быть записаны только крестиком, но если по поводу какой-либо задачи завязалась интересная дискуссия с больным, эту дискуссию следует записать как можно более подробно, в виде диалога.