Может ли кум жениться на куме. Можно ли вступать в брак крестным одного ребенка

Может ли кум жениться на куме?

О духовном родстве

Предлагаем ознакомиться и с таким мнением о духовном родстве. Но все же не стоит забывать, что благословение на брак – очень важный момент, которым нельзя пренебрегать. И прислушиваться к решению священника надо в каждом отдельном случае.

Недавно ко мне в храм пришли молодые люди, очень удрученные… Они хотят венчаться, однако уже несколько батюшек, к которым они подходили, отказывали им в совершении над ними Таинства Брака, как только узнавали, что они оба являются крестными одного ребенка. Я был несколько удивлен таким решением священников, учитывая важность Таинства Брака, особенно в наше время, когда вообще мало кто решается не только венчаться, но и даже расписываться в загсе. Честно говоря, я был не готов решить эту проблему и сразу им помочь не смог. Пришлось посмотреть церковную литературу, интернет, посоветоваться со священниками. И вот что мне стало известно по этому вопросу.

Многие священники, церковнослужители, свечницы и уборщицы в храмах считают и, более того, активно проповедуют, что крестному и крестной одного ребенка нельзя вступать в брак, так как между ними во время Таинства Крещения ребенка возникает духовное родство, препятствующее им быть мужем и женой. Первый, вполне законный вопрос: откуда известно об этом «духовном родстве», какие каноны его определяют?

Если обратиться к церковной истории, то мы увидим, что начиная с VI-го и до XII века происходило развитие идей духовного родства и формировалось все более строгое к нему отношение. Если при императоре Юститиниане запрещалось жениться только крестному на своей крестнице (сер. VI века), то впоследствии отцы Трулльского Собора (691-692 гг. в Константинополе) в 53-м правиле запретили брак и между восприемниками и родителями воспринятых: «сродство по духу есть важнее союза по телу», потому, в частности, «воспринимающие детей от святого Крещения не должны вступать в брак с матерями их вдовствующими».Еще позже Константинопольский синод при патриархе Николае III Грамматике (1084-1111 гг.) определил, что наличие духовного родства до 7-й степени включительно, подобно кровному родству, признано препятствием к браку.

К нам на Русь правила о кумовьях попали из Номоканона (Номокано́н – византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся Церкви, составленные в VI-VII веках и впоследствии дополненные).

«Правило 209. О духовнем сродстве.

Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелеваем к тому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются. Аще ли совокупятся, имеют запрещение лет седмь надесять и метании по вся дни сто, сухо ядуще среду и пяток. Прощаяй же сих, да будет проклят.

О друзем сродстве духовнем.

Два некая, иже не имеют кого сродника, аще детца их един кум крестит, сиречь, от купели святаго крещения приемлет, дети оны да не приходят в брако причастие, до осмаго степене. Понеже братия суть. Един бо отец роди тех духовныи святым крещением».

Как видим, эти правила неимоверно строги, хотя если почитать Номоканон внимательно, то можно увидеть, что многие правила сегодня совершенно не исполняются, некоторые неприменимы и, даже более того, и в наше время изменяются, например: «Правило 175: Аще убиет сам себе человек, ни поют над ним, ниже поминают и разве аще бяше изумлен, сиречь, вне ума своего. По четвертому надесять ответу святаго Тимофея Александрийскаго». И сравним это правило с постановлением Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года – Чин молитвеннаго утешения сродников, живот свой самовольне скончавшаго (http://www.patriarchia.ru/db/t ext/1586949.html).

Еще, что вполне очевидно, правила Номоканона относительно духовного родства исходят не от апостольских постановлений или соборов первых веков (эти правила не имеют никаких ссылок на подобные постановления), а от более позднего светского императорского законодательства, и только позднее вплетаются в церковные нормы. Но, тем не менее, эти правила Номоканона на много лет определили отношение к духовному родству на Руси.

Современное отношение к проблеме. Указы, действующие в РПЦ.

Теперь хочется указать на положение дел относительно духовного родства в нашей Церкви. С одной стороны, укоренилось мнение, что кумовья вступать в брак не могут. Но, с другой стороны, мы живем по постановлениям и указам, принятым на Вселенских соборах и в нашей Русской Православной Церкви. И никто не отменял указа Святейшего Синода от 19 января 1810 года, который опирается на 53-е правило VI Вселенского собора, и признает духовное родство только между крестным, крещаемым и родителями крещенного. Также следует заметить, что этот указ отрицает духовное родство между детьми крестного и крещаемым, между крестным и крестной одного и того же младенца, ссылаясь на Требник, где сказано: «При святом крещении требуется один восприемник: если крещаемый мужского пола – муж-восприемник; если женского – только восприемница».

Эти указы нашей Церкви действуют и сейчас. Их никто не отменял. Следовательно те, кто утверждает, что брак между кумовьями или их детьми невозможен – идут против действующих постановлений Русской Православной Церкви.

Кроме вышеприведенных указов, нужно обратиться и к исторической перспективе. Как совершалось Крещение в древней Церкви?

В древности к каждому желающему стать христианином прикреплялся верующий человек, который обучал его основам веры. Если же крестили младенцев, то крестными выступали сами родители.

«По обычаю Древней Церкви, в Крещении, как правило, участвовал один восприемник, одинакового пола с крещаемым. При преобладавшем тогда крещении взрослых это вытекало из естественного чувства стыдливости. Но впоследствии в Крещении, которое, по учению Церкви, является духовным рождением человека, по аналогии с рождением плотским, стали участвовать одновременно и восприемник и восприемница – крестные отец и мать. Кодекс императора святого Юстиниана I (534 г.), запрещающий брак между восприемником и воспринятой, еще не рассматривает возможность брака между восприемницей и восприемником. Этот обычай распространился на Западе в VIII веке и легко вошел в жизнь Церкви, тем более что со временем по преимуществу стали крестить младенцев. Против двойного восприемничества выступал епископ Римский святой Лев I Великий (440-461 гг.), в 813 году Майнцский Собор осуждал эту практику, но она прочно укоренилась.

Позже обычай участия восприемника и восприемницы в крещении проник и на Восток. В Русской Церкви он распространился уже в XIII веке. Этой практике противодействовали митрополиты святые Киприан (XIV в.) и Фотий (XV в.), но после XV века участие в крещении младенца двух восприемников – крестного отца и крестной матери – не встречало более возражений со стороны церковной власти». (Православная Энциклопедия, статья «Восприемники»).

«Духовное родство существует между крестным отцом и его крестником и между крестной матерью и ее крестницей, а также между родителями воспринятого от купели и восприемником того же пола, что и воспринятый (кумовство). Поскольку согласно канонам при Крещении требуется один восприемник того же пола, что и крещаемый, второй восприемник является данью традиции и, следовательно, нет канонических препятствий для заключения церковного брака между восприемниками одного младенца. Строго говоря, по той же причине между крестным отцом и его крестницей и между крестной матерью и ее крестником также не существует духовного родства. Однако благочестивый обычай запрещает такие браки, поэтому во избежание соблазна в таком случае следует испросить специальных указаний от правящего архиерея». («Настольная книга священнослужителя», издание Московской Патриархии, М. 1983 г.).

Если говорить о роли крестного, то очевидно, что первостепенная его задача – научить крестника основам веры. И это главное. А дальше хоть два крестных, хоть шесть (на Украине бывает и такое) – не имеет никакого значения. Крестные даются крещаемым не для числа и не для духовного сродничества, а для научения и помощи во спасение души.

А если мы согласно отцам Церкви, постановлениям Святейшего Синода, тексту Требника и церковной истории считаем, что крестный должен быть только один, то не может быть и речи о невозможности брака с человеком, которого просто назвали, по народной традиции, кстати, пришедшей от католиков, вторым крестным.

И напоследок

Один мой знакомый священник рассказывал, что его матушка не берет себе в крестники никого, чтобы впоследствии ее дети могли сочетаться браком с детьми ее знакомых и друзей из хороших православных семей.

Также слышал совершенно достоверные истории от своих знакомых священников о супругах, которые, став крестными у одного крещаемого и впоследствии воцерковившись, расторгали свой брак. Вот это, на мой взгляд, самая настоящая духовная трагедия, которая вырастает всего лишь из неверного понимания двух слов – «духовное родство».

Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что многие, говоря о запрете на брак между кумовьями, просто перестраховываются, не до конца разобравшись в проблеме, и несколько побаиваясь не понимаемого ими понятия духовного родства. Но мы, чада нашей Церкви, должны руководствоваться постановлениями, принятыми в Русской Православной Церкви, которые в свою очередь опираются на постановления VI Вселенского Собора и гласят, что брак невозможен между крестным/ой, крестницей/ком и родителями крещаемого, и все. Все остальные случаи – дозволительны.

Иерей Тимофей Куропатов, православный женский журнал «Славянка», март-апрель 2012 года

Может ли кум жениться на куме? О духовном родстве Недавно ко мне в храм пришли молодые люди, очень удрученные… Они хотят венчаться, однако уже несколько батюшек, к которым они подходили, отказывали им в совершении над ними Таинства Брака, как только узнавали, что они оба являются крестными одного ребенка. Я был несколько удивлен таким решением священников, учитывая важность Таинства Брака, особенно в наше время, когда вообще мало кто решается не только венчаться, но и даже расписываться в загсе. Честно говоря, я был не готов решить эту проблему и сразу им помочь не смог. Пришлось посмотреть церковную литературу, интернет, посоветоваться со священниками. И вот что мне стало известно по этому вопросу. Многие священники, церковнослужители, свечницы и уборщицы в храмах считают и, более того, активно проповедуют, что крестному и крестной одного ребенка нельзя вступать в брак, так как между ними во время Таинства Крещения ребенка возникает духовное родство, препятствующее им быть мужем и женой. Первый, вполне законный вопрос: откуда известно об этом «духовном родстве», какие каноны его определяют? Если обратиться к церковной истории, то мы увидим, что начиная с VI-го и до XII века происходило развитие идей духовного родства и формировалось все более строгое к нему отношение. Если при императоре Юститиниане запрещалось жениться только крестному на своей крестнице (сер. VI века), то впоследствии отцы Трулльского Собора (691-692 гг. в Константинополе) в 53-м правиле запретили брак и между восприемниками и родителями воспринятых: «сродство по духу есть важнее союза по телу», потому, в частности, «воспринимающие детей от святого Крещения не должны вступать в брак с матерями их вдовствующими». Еще позже Константинопольский синод при патриархе Николае III Грамматике (1084-1111 гг.) определил, что наличие духовного родства до 7-й степени включительно, подобно кровному родству, признано препятствием к браку. К нам на Русь правила о кумовьях попали из Номоканона (Номокано?н – византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся Церкви, составленные в VI-VII веках и впоследствии дополненные). «Правило 209. О духовнем сродстве. Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелеваем к тому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются. Аще ли совокупятся, имеют запрещение лет седмь надесять и метании по вся дни сто, сухо ядуще среду и пяток. Прощаяй же сих, да будет проклят. О друзем сродстве духовнем. Два некая, иже не имеют кого сродника, аще детца их един кум крестит, сиречь, от купели святаго крещения приемлет, дети оны да не приходят в брако причастие, до осмаго степене. Понеже братия суть. Един бо отец роди тех духовныи святым крещением». Как видим, эти правила неимоверно строги, хотя если почитать Номоканон внимательно, то можно увидеть, что многие правила сегодня совершенно не исполняются, некоторые неприменимы и, даже более того, и в наше время изменяются, например: «Правило 175: Аще убиет сам себе человек, ни поют над ним, ниже поминают и разве аще бяше изумлен, сиречь, вне ума своего. По четвертому надесять ответу святаго Тимофея Александрийскаго». И сравним это правило с постановлением Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года – Чин молитвеннаго утешения сродников, живот свой самовольне скончавшаго (http://www.patriarchia.ru/db/text/1586949.html). Еще, что вполне очевидно, правила Номоканона относительно духовного родства исходят не от апостольских постановлений или соборов первых веков (эти правила не имеют никаких ссылок на подобные постановления), а от более позднего светского императорского законодательства, и только позднее вплетаются в церковные нормы. Но, тем не менее, эти правила Номоканона на много лет определили отношение к духовному родству на Руси.

«По обычаю Древней Церкви, в Крещении, как правило, участвовал один восприемник, одинакового пола с крещаемым. При преобладавшем тогда крещении взрослых это вытекало из естественного чувства стыдливости. Но впоследствии в Крещении, которое, по учению Церкви, является духовным рождением человека, по аналогии с рождением плотским, стали участвовать одновременно и восприемник и восприемница – крестные отец и мать. Кодекс императора святого Юстиниана I (534 г.), запрещающий брак между восприемником и воспринятой, еще не рассматривает возможность брака между восприемницей и восприемником. Этот обычай распространился на Западе в VIII веке и легко вошел в жизнь Церкви, тем более что со временем по преимуществу стали крестить младенцев. Против двойного восприемничества выступал епископ Римский святой Лев I Великий (440-461 гг.), в 813 году Майнцский Собор осуждал эту практику, но она прочно укоренилась. Позже обычай участия восприемника и восприемницы в крещении проник и на Восток. В Русской Церкви он распространился уже в XIII веке. Этой практике противодействовали митрополиты святые Киприан (XIV в.) и Фотий (XV в.), но после XV века участие в крещении младенца двух восприемников – крестного отца и крестной матери – не встречало более возражений со стороны церковной власти». (Православная Энциклопедия, статья «Восприемники»). «Духовное родство существует между крестным отцом и его крестником и между крестной матерью и ее крестницей, а также между родителями воспринятого от купели и восприемником того же пола, что и воспринятый (кумовство). Поскольку согласно канонам при Крещении требуется один восприемник того же пола, что и крещаемый, второй восприемник является данью традиции и, следовательно, нет канонических препятствий для заключения церковного брака между восприемниками одного младенца. Строго говоря, по той же причине между крестным отцом и его крестницей и между крестной матерью и ее крестником также не существует духовного родства. Однако благочестивый обычай запрещает такие браки, поэтому во избежание соблазна в таком случае следует испросить специальных указаний от правящего архиерея». («Настольная книга священнослужителя», издание Московской Патриархии, М. 1983 г.).Если говорить о роли крестного, то очевидно, что первостепенная его задача – научить крестника основам веры. И это главное. А дальше хоть два крестных, хоть шесть (на Украине бывает и такое) – не имеет никакого значения. Крестные даются крещаемым не для числа и не для духовного сродничества, а для научения и помощи во спасение души. А если мы согласно отцам Церкви, постановлениям Святейшего Синода, тексту Требника и церковной истории считаем, что крестный должен быть только один, то не может быть и речи о невозможности брака с человеком, которого просто назвали, по народной традиции, кстати, пришедшей от католиков, вторым крестным. И напоследок Один мой знакомый священник рассказывал, что его матушка не берет себе в крестники никого, чтобы впоследствии ее дети могли сочетаться браком с детьми ее знакомых и друзей из хороших православных семей. Также слышал совершенно достоверные истории от своих знакомых священников о супругах, которые, став крестными у одного крещаемого и впоследствии воцерковившись, расторгали свой брак. Вот это, на мой взгляд, самая настоящая духовная трагедия, которая вырастает всего лишь из неверного понимания двух слов – «духовное родство». Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что многие, говоря о запрете на брак между кумовьями, просто перестраховываются, не до конца разобравшись в проблеме, и несколько побаиваясь не понимаемого ими понятия духовного родства. Но мы, чада нашей Церкви, должны руководствоваться постановлениями, принятыми в Русской Православной Церкви, которые в свою очередь опираются на постановления VI Вселенского Собора и гласят, что брак невозможен между крестным/ой, крестницей/ком и родителями крещаемого, и все. Все остальные случаи – дозволительны. Иерей Тимофей Куропатов, православный женский журнал «Славянка», март-апрель 2012 года

Итак, более 15 лет назад родственники пригласили меня и моего супруга стать крестными их ребенка. Дело было в «лихие 90-е», когда, как поговаривали, было модно венчаться, креститься. Но для нас это было не данью моде, а чувствами и обязанностями православных людей. Ребеночка мы окрестили. Я лично горда была носить звание Крестной матери, тем более что своих детей у меня еще не было. Но как-то, уже после состоявшегося Таинства, периодически стали возникать разговоры о том, что супруги, тем более венчаные (а мы венчаные) не могут быть крестными родителями одного малыша, якобы грех это сильнейший. Вот с тех пор и засел этот вопрос у меня в голове: можно или нет? Тем более что батюшка в церкви ничего не сказал нам по этому поводу. А тут еще в семье проблемы серьезные периодически возникали. Зато «червячок» в голове ел мозг: «Грешна ты, матушка! Нельзя тебе с супругом-то быть!» Так и жила я до недавнего времени. Но видимо, мысли мои были настолько сильны, что ответ все же пришел. Пришел в виде статьи в православном женском журнале «Славянка». Журнал попал ко мне случайно, но помог очень! Замечательная статья, где расписано все по полочкам. Рекомендую ознакомиться! Теперь я точно знаю, что с супругом у нас все в порядке! А вот и сама статья:

Может ли кум жениться на куме?
О духовном родстве

Недавно ко мне в храм пришли молодые люди, очень удрученные… Они хотят венчаться, однако уже несколько батюшек, к которым они подходили, отказывали им в совершении над ними Таинства Брака, как только узнавали, что они оба являются крестными одного ребенка. Я был несколько удивлен таким решением священников, учитывая важность Таинства Брака, особенно в наше время, когда вообще мало кто решается не только венчаться, но и даже расписываться в загсе. Честно говоря, я был не готов решить эту проблему и сразу им помочь не смог. Пришлось посмотреть церковную литературу, интернет, посоветоваться со священниками. И вот что мне стало известно по этому вопросу.

Многие священники, церковнослужители, свечницы и уборщицы в храмах считают и, более того, активно проповедуют, что крестному и крестной одного ребенка нельзя вступать в брак, так как между ними во время Таинства Крещения ребенка возникает духовное родство, препятствующее им быть мужем и женой.
Первый, вполне законный вопрос: откуда известно об этом «духовном родстве», какие каноны его определяют?

Если обратиться к церковной истории, то мы увидим, что начиная с VI-го и до XII века происходило развитие идей духовного родства и формировалось все более строгое к нему отношение. Если при императоре Юститиниане запрещалось жениться только крестному на своей крестнице (сер. VI века), то впоследствии отцы Трулльского Собора (691-692 гг. в Константинополе) в 53-м правиле запретили брак и между восприемниками и родителями воспринятых: «сродство по духу есть важнее союза по телу», потому, в частности, «воспринимающие детей от святого Крещения не должны вступать в брак с матерями их вдовствующими». Еще позже Константинопольский синод при патриархе Николае III Грамматике (1084-1111 гг.) определил, что наличие духовного родства до 7-й степени включительно, подобно кровному родству, признано препятствием к браку.

К нам на Русь правила о кумовьях попали из Номоканона (Номокано?н – византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся Церкви, составленные в VI-VII веках и впоследствии дополненные).

«Правило 209. О духовнем сродстве.
Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелеваем к тому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются. Аще ли совокупятся, имеют запрещение лет седмь надесять и метании по вся дни сто, сухо ядуще среду и пяток. Прощаяй же сих, да будет проклят.
О друзем сродстве духовнем.
Два некая, иже не имеют кого сродника, аще детца их един кум крестит, сиречь, от купели святаго крещения приемлет, дети оны да не приходят в брако причастие, до осмаго степене. Понеже братия суть. Един бо отец роди тех духовныи святым крещением».

Как видим, эти правила неимоверно строги, хотя если почитать Номоканон внимательно, то можно увидеть, что многие правила сегодня совершенно не исполняются, некоторые неприменимы и, даже более того, и в наше время изменяются, например: «Правило 175: Аще убиет сам себе человек, ни поют над ним, ниже поминают и разве аще бяше изумлен, сиречь, вне ума своего. По четвертому надесять ответу святаго Тимофея Александрийскаго». И сравним это правило с постановлением Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года – Чин молитвеннаго утешения сродников, живот свой самовольне скончавшаго (http://www.patriarchia.ru/db/text/1586949.html).

Еще, что вполне очевидно, правила Номоканона относительно духовного родства исходят не от апостольских постановлений или соборов первых веков (эти правила не имеют никаких ссылок на подобные постановления), а от более позднего светского императорского законодательства, и только позднее вплетаются в церковные нормы. Но, тем не менее, эти правила Номоканона на много лет определили отношение к духовному родству на Руси.

Современное отношение к проблеме. Указы, действующие в РПЦ.
Теперь хочется указать на положение дел относительно духовного родства в нашей Церкви. С одной стороны, укоренилось мнение, что кумовья вступать в брак не могут. Но, с другой стороны, мы живем по постановлениям и указам, принятым на Вселенских соборах и в нашей Русской Православной Церкви. И никто не отменял указа Святейшего Синода от 19 января 1810 года, который опирается на 53-е правило VI Вселенского собора, и признает духовное родство только между крестным, крещаемым и родителями крещенного. Также следует заметить, что этот указ отрицает духовное родство между детьми крестного и крещаемым, между крестным и крестной одного и того же младенца, ссылаясь на Требник, где сказано: «При святом крещении требуется один восприемник: если крещаемый мужского пола – муж-восприемник; если женского – только восприемница».

Эти указы нашей Церкви действуют и сейчас. Их никто не отменял. Следовательно те, кто утверждает, что брак между кумовьями или их детьми невозможен – идут против действующих постановлений Русской Православной Церкви.

Кроме вышеприведенных указов, нужно обратиться и к исторической перспективе. Как совершалось Крещение в древней Церкви?
В древности к каждому желающему стать христианином прикреплялся верующий человек, который обучал его основам веры. Если же крестили младенцев, то крестными выступали сами родители.

«По обычаю Древней Церкви, в Крещении, как правило, участвовал один восприемник, одинакового пола с крещаемым. При преобладавшем тогда крещении взрослых это вытекало из естественного чувства стыдливости. Но впоследствии в Крещении, которое, по учению Церкви, является духовным рождением человека, по аналогии с рождением плотским, стали участвовать одновременно и восприемник и восприемница – крестные отец и мать. Кодекс императора святого Юстиниана I (534 г.), запрещающий брак между восприемником и воспринятой, еще не рассматривает возможность брака между восприемницей и восприемником. Этот обычай распространился на Западе в VIII веке и легко вошел в жизнь Церкви, тем более что со временем по преимуществу стали крестить младенцев. Против двойного восприемничества выступал епископ Римский святой Лев I Великий (440-461 гг.), в 813 году Майнцский Собор осуждал эту практику, но она прочно укоренилась.

Позже обычай участия восприемника и восприемницы в крещении проник и на Восток. В Русской Церкви он распространился уже в XIII веке. Этой практике противодействовали митрополиты святые Киприан (XIV в.) и Фотий (XV в.), но после XV века участие в крещении младенца двух восприемников – крестного отца и крестной матери – не встречало более возражений со стороны церковной власти». (Православная Энциклопедия, статья «Восприемники»).

«Духовное родство существует между крестным отцом и его крестником и между крестной матерью и ее крестницей, а также между родителями воспринятого от купели и восприемником того же пола, что и воспринятый (кумовство). Поскольку согласно канонам при Крещении требуется один восприемник того же пола, что и крещаемый, второй восприемник является данью традиции и, следовательно, нет канонических препятствий для заключения церковного брака между восприемниками одного младенца. Строго говоря, по той же причине между крестным отцом и его крестницей и между крестной матерью и ее крестником также не существует духовного родства. Однако благочестивый обычай запрещает такие браки, поэтому во избежание соблазна в таком случае следует испросить специальных указаний от правящего архиерея». («Настольная книга священнослужителя», издание Московской Патриархии, М. 1983 г.).

Если говорить о роли крестного, то очевидно, что первостепенная его задача – научить крестника основам веры. И это главное. А дальше хоть два крестных, хоть шесть (на Украине бывает и такое) – не имеет никакого значения. Крестные даются крещаемым не для числа и не для духовного сродничества, а для научения и помощи во спасение души.

А если мы согласно отцам Церкви, постановлениям Святейшего Синода, тексту Требника и церковной истории считаем, что крестный должен быть только один, то не может быть и речи о невозможности брака с человеком, которого просто назвали, по народной традиции, кстати, пришедшей от католиков, вторым крестным.

И напоследок
Один мой знакомый священник рассказывал, что его матушка не берет себе в крестники никого, чтобы впоследствии ее дети могли сочетаться браком с детьми ее знакомых и друзей из хороших православных семей.

Также слышал совершенно достоверные истории от своих знакомых священников о супругах, которые, став крестными у одного крещаемого и впоследствии воцерковившись, расторгали свой брак. Вот это, на мой взгляд, самая настоящая духовная трагедия, которая вырастает всего лишь из неверного понимания двух слов – «духовное родство».

Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что многие, говоря о запрете на брак между кумовьями, просто перестраховываются, не до конца разобравшись в проблеме, и несколько побаиваясь не понимаемого ими понятия духовного родства. Но мы, чада нашей Церкви, должны руководствоваться постановлениями, принятыми в Русской Православной Церкви, которые в свою очередь опираются на постановления VI Вселенского Собора и гласят, что брак невозможен между крестным/ой, крестницей/ком и родителями крещаемого, и все. Все остальные случаи – дозволительны.

Иерей Тимофей Куропатов, православный женский журнал «Славянка», март-апрель 2012 года

До недавнего времени мучил меня один вопрос. Сидел он в голове достаточно долго - более 15 лет! И вот, о, счастье! Одной заботой стало меньше! Но, обо всем по порядку…

Итак, более 15 лет назад родственники пригласили меня и моего супруга стать крестными их ребенка. Дело было в«лихие 90-е», когда, как поговаривали, было модно венчаться, креститься. Но для нас это было не данью моде, а чувствами и обязанностями православных людей.Ребеночка мы окрестили. Я лично горда была носить звание Крестной матери, тем более что своих детей у меня еще не было. Но как-то, уже после состоявшегося Таинства, периодически стали возникать разговоры о том, что супруги, тем более венчаные (а мы венчаные) не могут быть крестными родителями одного малыша, якобы грех это сильнейший. Вот с тех пор и засел этот вопрос у меня в голове: можно или нет? Тем более что батюшка в церкви ничего не сказал нам по этому поводу. А тут еще в семье проблемы серьезные периодически возникали. Зато «червячок» в голове ел мозг: «Грешна ты, Матушка! Нельзятебе с супругом-то быть!» Так и жила я до недавнего времени. Но видимо, мысли мои были настолько сильны, что ответ все же пришел.Пришел в виде статьи в православном женском журнале «Славянка». Журнал попал ко мне случайно, но помог очень! Замечательная статья, где расписано все по полочкам. Рекомендую ознакомиться! Теперь я точно знаю, что с супругом у нас все в порядке!

Здравствуйте «Дышу Православием»! Мы молодая пара и хотим пожениться, но недавно стали крестными одного ребенка. Можно ли жениться крестным родителям? Родители крестника (очень верующие люди), говорят, что по канонам нам венчаться нельзя, потому что мы крестные одного ребенка. Они ссылаются на 211-й статью Номоканона. Скажите, что нам делать? Олег и Евгения, г. Воронеж.

Прежде всего, следует помнить, что иметь двух крестных, это традиция, а не церковное правило. В разных поместных церквах, эта традиция соблюдается по разному. Например, в Сербской Церкви, согласно традиции, допускается только один крестный (для девочки – женщина, для мальчика – мужчина). В Грузии, к примеру, количество крестных может быть не ограничено, причем согласно некоторым традициям, крестным можно стать даже заочно. Русская Церковь приняла традицию иметь двух крестных от Греческой Церкви. Но подчеркиваю, это всего лишь традиция, а не обязательное церковное правило.

Но при таком рассуждении возникает вопрос – как быть с правилом, которое регламентирует запрет на вступлении в брак крестным родителям одного ребенка? Двести одиннадцатая статья гласит — «Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелеваем, ктому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются ». В 1730 году по вопросу происхождения этого правила (и вообще его авторитетности), был создан запрос для богословской комиссии и 30 мая этого же года, Святейший Синод, высказал серьезное каноническое сомнение по поводу этого правила: «А что в Требнике напечатан Номоканона пункт 211, и тот пункт весьма сумнителен потому, что от кого изложен и в которые лета, того не напечатано и весьма неизвестно » (подробнее см. в делах от 30 мая 1730 года, в Полном собрании постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания, т. VII, №2308 ).

Чуть позднее, Синод сформулировал Указ, с издания которого 211-я статья Номоканона утратила свою силу:

«Восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при Крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола »

Спустя несколько десятилетий, Святейший Синод закрепил это положение издав ещё один указ:

«Что касается второго восприемника, то он не создает духовного родства ни с крещаемым, ни с первым восприемником, поэтому брак между восприемниками (крестными родителями) одного крещаемого младенца с богословской точки зрения считается возможным »

(цит. по С. Булгаков — Настольная книга священнослужителя, Т.4. Издание Московской Патриархии, М.: 1983 г., с. 234. )

По всей видимости, несмотря на предыдущие указы Синода, в народе ещё оставалось некоторое смущение и непонимание степеней духовного родства. Поэтому, спустя несколько десятилетий, Священный Синод издает ещё один указ, согласно которому, брак между крестными родителями допускается только с благословения правящего архиерея:

«Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же младенца) могут вступать в брак только после разрешения епархиального архиерея »

Таким образом, до сегодняшнего дня, нет никаких оснований запрещать вступать в брак крестным родителям одного ребенка. Единственное, что вам нужно сделать, согласно правилам, написать прошение правящему архиерею вашей епархии, с просьбой благословить вас на церковный брак.

Анатолий Баданов
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»

Строка поиска: крестные

Найдено записей : 234

Можно ли брать в крестные мусульманина?

мария

Нельзя. Только православного христианина, и не просто крещеного, а исполняющего обеты христианские, знающего вероучение, воцерковленного.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. Я 4 месяца назад родила ребенка. И так случилось, что мне срочно надо было найти крестного. Этого парня я до последнего не хотела брать за кума, потому что я его рассматривала как потенциального будущего молодого человека. Мама у меня верующая, и очень торопила это событие, чтобы можно было его причащать, подавать записочки и тому подобное. А времени до крещения оставалось совсем чуть чуть. Вот я и попросила своего знакомого стать крестным папой. Прошло несколько месяцев, я поняла, что у меня есть чувства к нему, и он меня любит тоже. И я немного путаюсь, крестные родители ведь отрекались друг от друга, и между ними запрещены отношения. А у кума и матери своего крестника? Что с этим делать? Может ли кум женится на матери своего крестника?

Вероника

Здравствуйте, Вероника. Крестные родители называются "восприемниками", т.к. воспринимают младенца от купели, и воспринимают меру ответственности за него. Восприемник должен быть одного пола с ребенком. У мальчика мужчина, у девочки женщина. Двух восприемников не бывает. Но, если по народной традиции и было двое - "папа" и "мама" крестные, то ни в какое родство друг с другом они не вступают. Первая степень духовного родства устанавливается только между восприемником и младенцем. Вторая степень духовного родства устанавливается между восприемником и родителями младенца. Восприемник мальчика не может вступить в брак с его матерью. Вторая степень родства это та же, что и между родными братьями и сестрами. Ни один священник не благословит такой брак. Идите на прием к епископу.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. На крещении сына присутствовал только крестный отец, крестная мама по серьезным причинам не могла присутствовать на крещении. Можно ли дать сейчас ребенку крестную маму, или это не возможно? Спасибо за ответ.

Ирина

Здравствуйте, Ирина. Для крещения младенца уставом требуется лишь один восприемник, одного пола с ребенком. У мальчика - мужчина, у девочки - женщина. Все остальное - крестные "папы" и "мамы" - народная выдумка.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, можно ли крестить ребенка 27 сентября, и должны ли присутствовать оба крестных? Спасибо.

Раиса

Здравствуйте, Раиса. Крещение можно совершить в любой день, и в двунадесятый праздник тоже. Но необходимо заранее договориться со священником в храме. Крестные обязательно присутствуют на крещении, если пришел только один, второго не записывают как крестного, "заочно". Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Мой муж переспал с крестной нашего сына, мальчик очень часто стал болеть, скажите, может это быть связано, и как это событие может повлиять на судьбу?

Наталья

Близкие, крестные должны молиться за крестника. А какие они молитвенники, если даже не покаялись в грехе? Мальчик Ваш за грехи взрослых не отвечает. Молитесь сами, берегите его.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка. Пожалуйста, подскажите, как поступить. Моя двоюродная сестра решила крестить своего сына. Выбрала крестной мою дочь, а крестного хочет выбрать моего мужа, так как из близких ей некого выбрать, а чужого человека она не хочет брать крестного. Т. е. дочь с отцом крестные, как я понимаю, кумовья друг другу. Или выбрать крестного моего родного брата, но он крестный моей дочери. Т.е. крестный с крестницей будут крестить ребенка. Такое можно допустить?

Марина

Не надо запутывать ситуацию - крестят мальчика, а для него достаточно только крестного отца.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка. Пожалуйста подскажите как поступить. Моя двоюродная сестра решила крестить своего сына. Выбрала крестной мою дочь, а крестного хочет выбрать моего мужа так как из близких ей некого выбрать, а чужого человека она не хочет брать крестного. Т. е. дочь с отцом крестные, как я понимаю, кумовья друг другу. Или выбрать крестного моего родного брата, но он крестный моей дочери. Крестный с крестницей будут крестить ребенка. Такое можно допустить?

Марина

Здравствуйте, Марина. Крестные друг с другом ни в какое родство не вступают. По уставу, да и самой сути учения об институте восприемников, у младенца должен быть, да и по существу так и есть, только один восприемник - одного пола с ребенком. У мальчика - мужчина, у девочки - женщина. Восприемник вступает в духовное родство с родителями ребенка и с самим ребенком. В Вашем случае восприемником будет Ваш муж, и только он.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день, батюшка! Я человек верующий, крестилась сама, т.е. будучи взрослой сама сознательно захотела этого, но как-то подзадержалась на уровне новоначального (5 лет назад было крещение). В храме на службах бываю, но недостаточно часто, в таинствах участвую редко. Последний раз причащалась перед рождением ребенка 8 месяцев назад. Но несмотря на это, мои родственники, которые и вовсе в храме не бывают, считают меня очень церковным человеком и многие хотят, чтобы была крестной у их детей. Но я-то понимаю, что это не просто так, и какая это большая ответственность, и что на причастие детей они водить не будут, а живут в другом городе, и вряд ли я смогу поучаствовать в их духовном воспитании. Как мне быть в этих ситуациях? Отказывать? Но как это сделать мягко, чтобы не обидеть? Я думаю, изложенные выше мотивы не все поймут, и решат, что я просто не хочу. Или соглашаться? Я читала, что восприемники чуть ли не принимают на себя грехи своих крестников. Спаси Господи!

Татьяна

Дорогая Татьяна, постепенно воцерковляясь, когда будете в храм с ребеночком ходить, сможете принять и приглашение стать крестной. Грехи на себя крестные, конечно, не принимают, а, хоть и в другом городе, молятся за своих крестников. Это не такое малое участие в их возрастании в вере. Да благословит Вас Господь!

иерей Сергий Осипов

Можно ли брать в крестные свою куму, у которой я крестил ребенка?

Вова

Да, Владимир, можете.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Моему сыночку будет 1 годик, можно ли переносить дату празднования? И кто из крестных родителей должен проводить обряд пострижин, и обязательно ли это?

таня

Церковь не предусматривает никакого "обряда пострижин", это - просто народная традиция. Крестные же занимаются духовным воспитанием ребенка: молятся о нем, приводят в храм причащаться, рассказывают о Боге и вере (сообразно возрасту). Празднование дня рождения - это тоже просто традиция, не имеющая отношения к церкви. Вы можете перенести торжество на более удобный день.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Я крещеная, но замужем за мусульманином, детей у нас пока нет, но заведомо решено, что воспитываться они будут в религии мужа. У меня вопрос, могу ли я при этих обстоятельствах стать крестной матерью? И если нет, то какие аргументы я должна привести родителям ребенка, чтобы объяснить им и не обидеть их своим отказом?

Юлия

Я бы не взял Вас в крестные. Не потому, что Вы замужем за мусульманином, не потому, что муж настаивает на мусульманстве ваших детей. А потому, что у Вас из-за этого не болит душа и не плачет сердце... Какая Вы христианка?

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, у меня двое детей, мальчик и девочка, оба некрещеные. Сам я грузин, и живу в Краснодаре, крещен в Грузии. Крестные детей будут армянская семья, муж с женой. Они крещены в Армянской православной церкви. Могут ли возникнуть какие-то недопонимания, если крестить будем в Русской православной церкви?

Владимир

Здравствуйте, Владимир. Обязательно возникнут. Во-первых, и Грузинская и Русская Церкви находятся в каноническом общении и являются Православными, а Армянская - нет. Восприемники должны быть православными. Во-вторых, на тот случай, если Ваши друзья решать перейти в православие, - супруги не могут быть крестными одного ребенка одновременно. Их придется "поделить": женщина будет восприемницей девочки, а мужчина восприемником мальчика.

иерей Александр Белослюдов

Можно ли брать крёстную, если ей только двенадцать лет?

Наталья

Наталья, крестные нужны, прежде всего, для того, чтобы наставлять своего крестника в вере, водить его в храм, учить молиться и т.д. Дети до 14 лет не могут становиться крестными, так как они не способны еще во всей полноте исполнять обязанности восприемника.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Мы подали заявление на регистрацию брака на 27 сентября 2014 года, без венчания. В этот день можно ли после регистрации гулять свадьбу?

Ирина С

Ирина, 27 сентября - день Воздвижения Креста Господня. Это постный день, в который мы вспоминаем крестные страдания нашего Спасителя, Его жертву за грехи всех людей. Для православного человека веселиться и гулять в такой день неприемлемо. Я бы посоветовал Вам расписаться, а свадебные торжества перенести на день Венчания.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день, батюшка, подскажите, как мне реагировать на родственников мужа? С мужем живем хорошо, выйдя за него замуж, я поменяла веру, приняла христианство, мне очень хорошо в этой вере. Крестный у меня - дядя мужа, я их очень всех полюбила, но получилось так, что мой крестный вместе с другими родственниками начали распускать обо мне слухи: то я воровка, то еще что-нибудь, я очень болезненно переживала все, тем более от крестного. Муж метался между мной и родственниками, но я никогда не препятствовала их общению. Спустя некоторое время крестные поняли, как меня обижали, и попросили прощения, я им сказала, что зла не держу ни в коем случае, и мне стало приятно, что мы стали общаться как раньше, дружно! Но вот опять что-то случилось, не знаю, крестный позвонил моему свекру (мы с родителями живем на одном участке) и наговорил на меня, что я колдую на свекра, чтобы их быстрее со свету сжить, теперь свекор боится меня, сторонится, мои угощения не ест и говорит, что действительно чувствует, что я что-то делаю. Батюшка, я беременная, и очень боюсь всяких колдовских дел. Как мне себя вести, не знаю. Как доказать, что я очень боюсь Божьего наказания, и ничего не делала черного? Как крестному не стыдно наговаривать про беременную крестницу?! Подскажите, как мне вести себя, мне нервничать нельзя, но такие разговоры переходят все рамки!

фелофея

Здравствуйте, Фелофея. Никому ничего не доказывайте. Заботьтесь о своем здоровье. Больше гуляйте, кушайте фрукты. Все подобные разговоры обрывайте сразу словами: "Я такие слова слушать не буду, беременным можно только о хорошем говорить," и улыбайтесь! Храни Господь.

иерей Сергий Осипов

Можно ли быть крестным отцом дважды?

Александр

Александр. Быть крестным это большая ответственность перед Богом за своих крестников. Крестные обязаны молиться за них, принимать участие в их православном воспитании. Крестным можно быть у многих людей, но нужно за всех их потом молиться.

Иеромонах Викторин (Асеев)