О вреде мата, сквернословия. Портал "дивное дивеево"

Вступление.
Не употребляй нецензурных и вообще никаких грязных, ругательных слов. Проходя через твое сознание, твой язык, они загрязняют тебя, твой ум, твою душу. Употребляя грязные слова, ты сам становишься грязнее.Ф.Г.Углов

Русский язык всегда отличался от других красотой, гибкостью и разнообразием, недаром его называют великим и могучим. Но огромное число русскоговорящих взрослых и детей зачастую вставляют в свою речь матерщину и даже заменяют ею остальные слова. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц, проституток и других опустившихся лиц, то теперь всё в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Малые дети, слыша брань родителей, засоряют свой язык, даже не понимая смысла произносимых слов. Сегодня мат проник в литературу, кино и на телевидение. «Невинная» привычка употреблять мат привела к тому, что многие используют его для связи слов, вставляя мат через каждое нормальное слово. Что же такое мат? Является ли он частью национального языка или это признак особой деградации нашей культуры, признак нашего духовного и нравственного разложения?
Словом Бог сотворил все: « И сказал Бог: да будет свет » /Бытие 1, 3/. Словом Бог создал наш мир — всю Вселенную, весь космос (в переводе с греческого — «красота»), слово — это Дар Божий человеку, через него мы уподобляемся своему Создателю, сотворившему им эту красоту. Слово - орудие и человеческого творчества. Мы просвещаем и просвещаемся словом. А сквернословие сеет тьму. Апостол учит: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст наших, а только доброе…» /Еф. 4, 29/. Слова должны приближать к Богу, а не удалять от Него. Нам Господь уста дал не для того, чтобы диавола прославлять. Наша речь должна быть чистой, мы должны хвалу возносить Господу, величать Матерь Божию и Святых Православной Веры.

В древней Иудее к предостережению против скверно-словия относились очень серьезно, настолько, что даже по сей день в современной еврейской семье можно услышать наш «международный» фольклор разве что в порядке исключения: неупотребление грязной ругани стало национальной традицией.

С древних времен, с первых шагов христианства по российской земле, русские люди особым образом молились Пресвятой Богородице, нигде так часто, как у нас, не просили и не просят Ее помощи. И для этого есть основания. Среди верующих живет предание о том, что Россия — это Дом Богородицы, один из Ее уделов на земле.
И Она особо молит Бога о спасении нашего отечества и православных людей.Но молясь за них, Дева Мария отказывается упоминать в своих молитвах тех, чья речь пересыпана матом, потому-то в народе в прежние времена и называли матерщинников еще и богохульниками. Будем помнить о том, что СКВЕРНОСЛОВИЕ — начало пути к еще большему злу. ЭТО - НАЧАЛО БОГООТСТУПНИЧЕСТВА . Следует всегда помнить слова Господа Иисуса Христа: «… За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда, ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матфея 12:36-37). Каждому из нас предстоит на Страшном Суде ответить не только за все дела наши, но и за каждое сказанное нами слово.

Мистические же корни брани уходят в далекую языческую древность. Люди дохристианского мира были прекрасно осведомлены о существовании духов, полагая, что все они злые: ничего не зная об ангелах и небесной иерархии, живущие в окружении невидимого демонического мира, они и не могли считать по-другому. И чтобы защитить себя от бесовщины, вступали с демоническим миром в контакт.

Контакт этот был двояким: демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его. Так вот, пугали специально предназначенными для этого скверными словами, демонстрируя нечистому духу свое собственное, якобы еще большее непотребство…

Аналогичные ситуации сегодня можно наблюдать перед началом драки, когда противники, отвратительно гримасничая, выкрикивают в адрес друг друга матерщину, запугивая друг друга, демонстрируя готовность не просто избить — убить… Ни одна трагедия, если она случается в такой вот ситуации, без подобного «вступления» не обходится.

Матерщина имеет отчётливо выраженную культовую функцию в славянском язычестве. Она широко представлена в обрядах языческого происхождения и носит ритуальный характер. Одновременно с этим матерщина имеет ярко выраженный антихристианский характер. В древнерусских рукописях мат рассматривается как черта бесовского поведения.

Поскольку те или иные представители нечистой силы восходят к языческим богам, с наибольшей вероятностью можно видеть в матерщине языческие заклинания. Матерщина выступает у славян в роли проклятия. Связь с язычеством при этом несомненна. Например, одно из матерных слов на букву «е», которое имеет славянское происхождение, переводится как «проклинать». Человек, произносящий его, тем самым проклинает себя и окружающих. Слово, начинающееся на букву «х», в древнерусском языка означало волхва. Сочетание этой буквы и окончания, соответствующего окончанию множества русских глаголов, — волховское действие, которое было связано с умершими предками, и этим возгласом на языческих ритуалах вызывали души умерших.

Остальные матерные слова — это имена языческих богов, то есть, бесов. И человек, который произносит эти слова, автоматически призывает этих бесов на себя, своих детей и свой род. Здесь мы имеем дело с таинством слова. Кого зовёшь, тот и приходит. Называешь человека по имени — он отзывается. Призываешь имя Божье в молитве — Господь ответит, если будет Его воля. Когда произносятся имена чертей, дьявола, демонических сил, откликаются бесы, которые сопровождают чертыхающегося человека и влияют на его настроение, здоровье, финансы, взаимоотношения с другими людьми.

Неслучайно люди, которых бесы связали грехом, слышат «голоса» и свидетельствуют, что в их сознании против их воли звучит поток бранных и богохульных слов. Или возьмём другой пример. У закоренелых матерщинников бранные слова едва ли не полностью вытесняют нормальную речь. Без мата они уже двух слов связать не могут. И не мыслят, что можно как-то говорить по-другому. Рабы мата.

«Сквернословие» совсем не напрасно происходит от слова «скверна»: матерщина — это явное и открытое проявление зла в человеке. В словаре В.Даля сказано: «СКВЕРНА — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».
Это определение — результат глубочайшего изучения Владимиром Далем прежде всего народной речи. Те, кто полагает, что на Руси матерились, особенно в деревнях, чуть ли не во все времена, глубоко заблуждаются и не знают собственной истории. Как раз в прежние времена люди куда более ясно отдавали себе отчет в том, что сквернословие — тяжкий грех перед Богом и перед другими людьми, за пристрастие к мату наказывали, причем по-настоящему строго. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче, например, за сквернословие полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали матерящихся и тут же, на месте преступления, при всем честном народе секли розгами для всеобщего назидания.

Грех сквернословия был осужден и на Карфагенском соборе (правило 71): «Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других»… Что же говорить, если сквернословит, да еще в адрес собственного ребенка или просто так, из чистого кокетства, желая выглядеть «раскованной» и «современной», сама мать?.. Но, возможно, все это — действительно не более чем предрассудки, не имеющие под собой оснований? Попробуем выяснить, есть ли у брани мистический источник и каков он. Ведь далеко не каждому современному человеку возможно понять, какая на самом деле беда кроется за бранными словами.

Гнилое слово от гнилого сердца.

Русская пословица гласит: «От гнилого сердца и слова гнилые». Когда сердце человеческое развращается, гнилые, скверные слова появляются как признаки духовного разложения. Сквернословие — это признак избытка скверны в сердце. Если душа человека не очищена, а переполнена грехом и горечью, то сквернословие льётся из него неудержимым потоком.

Известный лексикограф Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека — это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом».

Причиняя зло окружающим, сквернослов может не знать, что самый большой вред он наносит себе и своему потомству. Человеческие гены «слышат» мысли и слова, воспринимают их и фиксируют в генетическом коде, передавая мутацию следующему поколению. Скверные слова негативно воздействуют на генетический код матерщинника, фиксируются в нём, становясь проклятием, падающим на собственную голову и головы детей, внуков и правнуков. Такое же разрушительное воздействие на человека и его генетику производят блуд, пьянство, курение, наркомания, воровство, ложь, зависть, насилие и жестокость во всех видах, включая аборты, то есть всё то, что Библия именует словом «грех». И этот вывод генетической науки также согласуется с Библией: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов, наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня» (Второзаконие 5:9).
В медицинской практике существует на первый взгляд непонятное явление. Порой при полной парализации речи, когда человек вообще не может выговорить ни одного слова, он тем не менее свободно произносит целые фразы, состоящие из непечатной брани. Явление действительно странное, но отнюдь не редкое. О чем же оно свидетельствует?

И врачи, и священнослужители в этом вопросе единодушны. Получается, что бранные слова проходят путь от мозга к органам речи совершенно по другим нервным цепочкам, чем все остальные.

Мы знаем, что представители дьявольского мира, не говоря о самом Сатане, в значительной степени владеют приемами воздействия на материю, в том числе — на наше тело, устройство которого им хорошо известно. Известно, какие центры человеческого мозга за что отвечают, а какие его участки в случае необходимости могут сдублировать «неработающие», пораженные болезнью. Прекрасная возможность возбудить дублирующие центры, продемонстрировав с помощью этого «благодеяния» свою власть над наполовину омертвевшей плотью… И это здесь, в материальном мире! А что же будет, когда душа, которой овладел бес, окажется за его гранью? Что будет с таким человеком в момент смерти? Власть демона над ним станет полной и окончательной, как выражаются юристы, не подлежащей обжалованию.

Осталось добавить, что по свидетельству церкви, самое распространенное наказание свыше, постигающее сквернослова, — смерть без покаяния, то есть внезапная
смерть. Имеется в виду не то, что она случится раньше времени, а то, что будет такой в конце естественного срока жизни. Для человека верующего это всегда страшно, ведь среди обязательных христианских молитв есть и молитва с просьбой о достойной, сопровождаемой покаянием кончине. Что касается людей неверующих, есть очень простое, но от этого не менее мудрое, чем любая истина, рассуждение.
Допустим, вы в Бога не верите, а ваша подруга верит и, в отличие от вас, боится нарушать заповеди. Если права она — после смерти вас, а не ее ждет ужасная, мучительная вечность. Если правы вы и людей за гранью физического бытия не ждет ничего, верующая подруга никак от этого не пострадает. А вот в здешней жизни выиграет точно, потому что сама эта жизнь уже сотни и тысячи раз успела за всю историю человечества доказать: только люди, сознательно стремящиеся быть добрыми, порядочными, нравственными, действительно в итоге обретают здесь, на земле, судьбу если и не броско счастливую, то уж точно достойную.

Когда человек говорит матерные слова, он не только оскверняет, пачкает свои уста, но и льет грязь в уши окружающих, развращает их содержанием матерщины, наводит на них дурные мысли — сеет зло, даже когда сам этого не осознает, Когда мы слышим, что человек матом ругается, то должны ему сказать, чтобы он не употреблял таких слов, но, если он нас не послушает, лучше отойти от зла, чтобы не повредить своей душе. Как сказано: «отвращаетесь от зла, прилепляйтесь к добру » (Рим. 12,9).

Медицинское доказательство последствий нецензурной брани.

В конце прошлого века сотрудник Института проблем управления РАН, основатель «Института квантовой генетики», биолог Пётр Гаряев взялся за исследования, которые позволили создать аппарат, переводящий человеческие слова в электромагнитные колебания, а затем прослеживал, как эти колебания влияют на молекулы наследственности — ДНК. С помощью этой современной технологии стало возможным проверить, как отражаются на живом организме злые и добрые слова.

Выяснилось, что некоторые слова могут оказаться страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажая его наследственные программы и вызывая мутации, в конце концов, приводящие к вырождению. Во время отборной брани корёжатся и рвутся хромосомы. Мат обладает качеством блокирования созидательных процессов в организме человека. Воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч (!) рентген — рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы. То есть бранные слова вызывают мутации, аналогичные воздействию радиации. Грубыми, злыми словами можно не только расшатать здоровье и вызвать болезнь, но и убить человека. И не только слова, но и злые мысли действуют разрушительно.

Слова «мат» и «мать», как бы случайно имеют один корень, но раз с матом связано много отрицательных эмоций, то они передаются и слову «мать». При этом осложняется формирование правильного отношения к матери.

С матерными словами связано ещё одно интересное наблюдение. В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время как в России эти заболевания существуют и процветают. Любопытно и то, что многих заболеваний нет у животных только потому, что они не умеют разговаривать и, тем более, ругаться матом. Если человек при выбросе отрицательной энергии вспоминает половые органы, то это оказывает на них негативное влияние. Поэтому матерщинники рано становятся импотентами или приобретают урологические заболевания. Беда ещё в том, что необязательно браниться самому, достаточно нечаянно услышанной ругани, из-за чего страдают заболеваниями и люди, живущие в окружении ругающихся.

Мат употребляют с целью выразить откровенное зло, в котором есть гнев и осквернение. Они и выполняют своё предназначение, уничтожая ум и здоровье как тех, кто ругается, так и тех, кто эту ругань слышит. Как в видимом мире есть продукты скоропортящиеся, так и в памяти сквернословие портится, гниёт. Отсюда старческие болезни: склероз, общая атрофия, сердечная недостаточность и другие заболевания.

Если злоба разрушительна, то, напротив, простое доброе слово, сказанное с любовью, врачует. Это ещё один результат исследований П.П.Гаряева, доказанный экспериментально. Особенно же благотворно влияет на организм молитва: силою благодати исправляются дефекты наследственного материала, ремонтируются повреждённые мутациями молекулы ДНК, происходит исцеление человека. Не то же ли говорит Библия? «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует» (Притчи 12:18). Итак, генетика подтвердила то, что церковь знает, а многие христиане практикуют уже не одно тысячелетие. Но всё-таки одно дело знать заповедь, а другое дело обнаружить, что злая брань — это воистину меч, вонзающийся в организм человека, разрушающий его на клеточном уровне. Но если дело обстоит столь серьёзно, то как же нам всем нужно беречь и щадить друг друга! И как счастливы те семьи, в которых отсутствуют ругань и ссоры, где царят мир, любовь и согласие!

Всех, кто матом ругается, ждет ад.

Если у кого есть страсть к мату, то надо покаяться, и Господь поможет освободиться от него.

Оскверняясь матом, человек отталкивает от себя Святаго Духа Божия. Устами христианин принимает Пречистое Тело и Кровь Христовы. Оскверняя матерщиною уста, освященные прикосновением к ним Тела и Крови Христовых, человек прогневляет. Христа Спасителя.

Будем помнить, что устами своими мы лобызаем святой Крест, святые иконы, мощи, священные книги, Евангелие. Устыдимся произносить срамные, гнилые слова устами, освященными прикосновением их к великим святыням!

Необходимо сознавать, что любую речь нашу слышат не только люди, которых мы привыкли не стесняться, но слышат и Ангелы, и Матерь Божия, и Сам Господь. Неужели не устережемся сквернословия, чтобы срамной речью не оскорбить Ангелов, Богородицу, не доставить радование бесам и не прогневить этим Бога?!

Есть люди, которые думают; «Погрешу пока, а потом покаюсь ». Но Господь может не дать возможности покаяния грешнику, который даже не собирался в своей жизни бороться с грехом.

Покаемся же искренне в этом гнусном грехе (кажущемся некоторым незначительным). Отбросим бесовское и примем Божие. Апостол Павел говорит: «…ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмой? » /Кор. 6, 14/ Так, где же окажется душа сквернослова по смерти? Горе сквернословам: «Гортань их - открытый гроб » /Рим. 3, 13/.

«Дорогой Иисус Христос, прости меня за то, что я совершал этот грех в своей жизни — матерился. Я прошу Тебя простить и освободить меня. Верю, что Ты — Сын Божий. Прошу Тебя стать Господином моего сердца, уст и всей моей жизни. Верю, что Ты умер и воскрес для моего оправдания. Измени меня и сделай Своим другом. Аминь»

Мысли святых отцов

Господствуй над языком, чтобы не умножить грехов твоих.
(Пр. Антоний Великий)

Господь хранит твою душу, пока ты хранишь язык.
(Пр. Антоний Великий)

Если будешь помнить сказанное в Писании: «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 37), то поймешь, что лучше молчать, чем говорить.
(Прп. Пимен Великий)

Смерть и жизнь — во власти языка…
Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою…
(Прит. .13, 3)

Воздержание языка показывает человека мудрого.
(Прп. Авва Исайя)

Известно, что врачи узнают здоров человек или болен осматривая язык, можно сказать, что наши слова служат верным признаком добрых или худых расположений нашей души.
(Свт. Тихон Задонский)

Некоторые очень разборчивы в пище и не допускают в уста свои известных яств, но не так разборчивы и осторожны относительно слов, исходящих из уст их.

Привычка к словам негодным служит некоторым путем и к делам. Поэтому со всяким охранением надо остерегать душу, чтобы, находя удовольствие в словах, незаметно не принять чего-нибудь плохого, как иные с медом глотают отраву.
(Свт Василий Великий)

Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
(Пс.38,2)

«Смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.» Библия, Притчи 18:22.

Предлагаем вниманию читателей статью из журнала “Православный паломник” .

«За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься».

(Мф. 12, 36-37)

Ничто в наше время не обесценено больше слова. Так и хочется вслед за св. праведным Иоанном Кронштадтским воскликнуть: «Что у нас пользуется меньшим уважением как слово? Что у нас изменчивее как слово? Что мы бросаем подобно грязи поминутно как не слово?»

Докатились

Сквернословие, а проще говоря, мат стал в последнее время явлением повсеместным и распространенным в самых широких слоях общества. Появились даже специальные курсы для детей, где за деньги их родителей (!) малышей учат ругаться матом и устраивают отчетные концерты перед мамами и папами, где ребятишки со сцены читают совсем не детского содержания стишки, написанные исключительно нецензурными словами. Все это происходит официально в стенах досуговых культурных центров! И чего еще ждать, когда мат по-хозяйски расположился на страницах газет, книг и модных журналов, когда его можно услышать с театральной сцены, экрана телевизора, когда почти во всех кинофильмах последнего времени (особенно иностранных) герои говорят на этом мерзком наречии.

Спорт и мат стали почти синонимами. Чтобы понять это, достаточно один раз побывать на футбольном матче или пожить рядом со школьным стадионом. В интернетовских соцсетях существуют целые сообщества так называемых самодеятельных (и не очень) литераторов, творящих на языке гениталий.

Так что же это за зараза такая? Откуда она взялась? И так ли уж она страшна?

Светский взгляд на проблему

Есть много мнений о том, что представляет собой мат. Так, некоторые ученые считают, что это просто невинные слова, которые раньше употреблялись без постыдного оттенка, а потом вдруг (с чего бы это?) стали неприличными. Например, на русской свадьбе пели так называемые корильные песни, в которых содержались непристойные на современный взгляд оскорбления жениха, чтобы невесте потом не пришлось корить избранника. Или крестьянин отпугивал нечистую силу нецензурной лексикой, уверенный в том, что «черт матюгов боится».

Однако как бы наши предки не относились к «невинным» словам, думается, что и они понимали, что это сквернословие. В XVII веке один анонимный автор написал даже «Поучение о матерной брани», где объяснил, что такой бранью оскорб­ляются три матери: Матерь Божия, родная мать каждого человека и Мать-сыра Земля. Как вы думаете, чего хорошего может ждать от жизни человек, который постоянно нарушает Божию заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле…» (Исх. 20, 12)? Правильно– ничего!

Светские психологи утверждают, что использование мата является свидетельством низкого уровня контроля собственных эмоций, повышенным уровнем агрессии.

А что думает об этом Церковь?

«Сквернословие – гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху (Еф. 5, 4-5), – пишет епископ Васильсурский, викарий Нижегородской епархии Варнава (Беляев). – Срамо­словие присуще всем векам, местам и народам. Порок этот есть наследие чисто языческое. Он всецело коренится в фаллических культах Древнего Востока, начиная с “глубин сатанинских” (Откр. 2, 24) и темных бездн разврата в честь Ваала, Астарты и прочих и кончая классическими наследниками библейского Хама. Причем порок этот и какое-то тайное странное тяготение к нему находятся в прямой зависимости от того, насколько близко стоит человек к Богу. И если он отодвигается от Божества, то тотчас же начинает входить в область сатанинскую и приобретать эту скверную привычку – призывать вместо Бога имя лукавого и вместо божественных вещей поминать срамные».

Вопрос о сквернословии Церковь выносила даже на обсуждение своих соборов и считала необходимым обращаться к содействию государственной власти, особенно в тех случаях, когда язычники позволяли себе непристойно выражаться в священных для христиан местах. Вот выписка из решения Карфагенского собора 419 года: «В сии дни, что и изрещи стыд есть, совершают на полях и на стогнах непристойныя плясания, и непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств, и целомудрие других безчисленных благочестивых жен, собирающихся во святый день, так что от прибежища самыя святыя веры почти убегати нужно бывает» (71 правило).

Бесы рукоплещут

Святитель Иоанн Златоуст огромное значение придавал словам, выходящим из наших уст, и предостерегал: «Подлинно, есть много путей погибели чрез уста, например, когда кто сквернословит, когда насмехается, когда пустословит, когда тщеславится как фарисей…»

Употребляя нецензурные слова, подумайте, кому вы служите вместо Бога, кому «молитесь». «Ты не просто совершаешь легкомысленное дело, не простую грубую шутку допускаешь, – говорит епископ Варнава (Беляев), – слова твои не простое колебание воздушных волн. Но ты произносишь – хотя, несчастный, и не веришь в это – страшные заклинания, ты накликаешь и привлекаешь гнуснейших бесов, ты в это время сатане приносишь противоестественную словесную жертву. Ты делаешься, посредством самых смрадных приемов, колдуном, магом, чародеем, быть может, не зная и не хотя того. Однако дело остается делом – и бесы тебя окружают и рукоплещут».

Святые отцы о сквернословии

Апостол Павел пишет: «Блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а напротив благодарение, ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый… не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5, 3–5). В Послании к Колоссянам тот же Павел призывает: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших» (Кол. 3, 8).

Климент Александрийский еще в конце II века по Рождестве Христовом на своих лекциях поучал слушателей катехизаторской школы в Александрии, готовившихся к принятию Крещения: «От неблагопристойных речей мы не только сами должны воздерживаться, но строгостью своего взгляда, отворачиванием головы, так называемым морщением носа, а часто и жестким словом намордник набрасывать на уста и тем, кто вдается в такие речи. Ибо исходящее из уст, говорится, оскверняет человека» (Мф. 15, 18).

А вот Иоанн Златоуст: «Хочешь ли знать, сколь великое зло – говорить срамное и постыдное? Всмотрись, как краснеют от твоего бесстыдства те, которые тебя слушают. В самом деле, что может быть хуже и презреннее человека, бесстыдно срамословящего?.. Как же ты можешь научить целомудрию жену, когда бесстыдными глазами возбуждаешь ее идти в распутство? Лучше извергать гнилость изо рта, нежели сквернословие. Если у тебя дурно пахнет изо рта, то ты не прикасаешься к общей трапезе; но когда в душе твоей такой смрад, скажи мне, как ты дерзаешь приступать к Тайнам Господним?.. Ничто так не прогневляет Его, Святейшего и Чистейшего, как такие слова; ничто не делает людей столь наглыми и бесстыдными, как когда они говорят и слушают подобные слова; ничто так легко не расстраивает нервы целомудрия, как возгорающийся от таких слов пламень. Бог вложил в уста твои благовоние, а ты влагаешь в них слова, зловоннее всякого трупа, убиваешь самую душу и соделываешь ее нечувствительною».

Как спасаться

Во-первых, обратиться умом к Богу и вооружиться Иисусовой молитвой. «Если ты научишься не говорить ничего лишнего, – советует Иоанн Златоуст, – но постоянно ограждать и мысль и уста свои беседою из Божественных Писаний, то хранение твое будет крепче адаманта… Видел ли наказываемых за злословие? Посмотри на получающих награду за благословение. Благословящии тя благословени, и проклинающии тя прокляти (Чис. 24, 9). Благословите изгоняющия вы, молитеся за творящих вам напасть, да будете подобни Отцу вашему, Иже есть на небесех (Мф. 5, 44-45)…

Но ты болтлив, ты имеешь этот недостаток? Говори лучше о своих делах Богу, – и это не будет недостатком, а будет приобретением… Хочешь быть далеким от скверных слов? – избегай не только скверных слов, но и беспорядочного смеха и всякой похоти…

Прежде всех других членов умерим этот (язык), его обуздаем и изгоним из уст ругательства и брани, и сквернословие, и злоречие, и злую привычку к клятвам. Поучимся побеждать злого беса. Он обыкновенно вредит нам всеми мерами, но особенно посредством языка и уст. Ибо никакой другой член так не пригоден ему для обольщения и погибели нашей, как невоздержанный язык и необузданные уста».

Галина Дигтяренко

«Бог вложил в уста твои благовоние, а ты влагаешь в них слова, зловоннее всякого трупа, убиваешь самую душу и соделываешь ее нечувствительною».

Иоанн Златоуст

«Сквернословие – гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху».

(Еф. 5, 4-5)

«Положи Господи хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах мои х».

(Пс. 140: 2,3)

«Хочешь быть далеким от скверных слов? Избегай не только скверных слов, но и беспорядочного смеха и всякой похоти».

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Феофан Затворник

У меня есть подруга, которая в компании часто употребляет в своей речи матерные слова. Мне это неприятно слушать из ее уст, я пытаюсь объяснить ей, что так нельзя, но она не видит в этом ничего дурного, ведь другие ребята также поругиваются. Как мне лучше отговорить ее от мата, или же в этом нет ничего страшного, а просто дань моде?
Люба Т., 15 лет, г.Рязань

Гуляя по улице, передвигаясь на общественном транспорте, посещая публичные заведения, везде мы можем встретить ругающихся подростков. Что заставляет подростков ругаться матом?
Вот мнение одного молодого человека, которое я нашла на одном из Интернет-сайтов. «Во-первых, в этом возрасте подростки хотят выглядеть старше своих лет. И ругаясь матом, они пытаются не только показать себя старше, но и проявить себя, как лидера в компании друзей. А уж если кто-то из окружения использует нецензурную брань, то другие начинают повторять за ним, чтобы не выделяться из толпы. Вот только никто из них не замечает того, что во время использования ненормативной лексики они выглядят далеко не взрослыми.
Во-вторых, люди в большинстве случаев ругаются матом, когда эмоции переполняют их, и они не могут сдержаться. В подростковом возрасте держать себя в рамках приличия – ещё сложнее. Поэтому важно с раннего детства заниматься самовоспитанием и дисциплиной, чтобы в любой ситуации проявлять себя достойно. Родители подают пример хорошего поведения. Именно они помогают нам в детстве понять «что такое хорошо, а что такое плохо».
И последней по списку, но не последней по значимости стоит проблема о самообразовании. У всех нас в жизни бывали ситуации, когда нам было нечего сказать. И вот тут перед нами стоит важный выбор: либо заполнить паузу матом или каким-нибудь другим бранным словом, либо промолчать. Но промолчать – не значит согласиться с поражением. Для того, чтобы в нашей жизни не было неловких ситуаций во время диалога с людьми, стоит заняться самообразованием. В этом нам помогут книги. Именно через книги мы пополняем наш словарный запас и становимся умными, эрудированными людьми.
Главное – делать упор на самодисциплину и самообразование. И только тогда мат уйдёт из нашего лексикона. Я подросток и сам последовал этим советам, которые услышал от взрослых и состоявшихся людей. И ни капельки об этом не жалею. Ведь русский язык настолько богат и красив, что не стоит засорять свою речь бранью».
Я абсолютно согласна с юношей, подтверждение этому мы находим у древних философов и мудрецов. Так Сенека сказал: «Речь - это показатель ума» .

Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна» (грязь). Но мало кто догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет скрыть собственную уязвимость и защищает, ведь обнаружить слабость и неуверенность равносильно полному поражению. Школьники стараются бранными словами задеть родителей, учителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.
Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово - не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии.
Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые выяснили, что ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению.
Корни сквернословия уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Наши предки, пребывая еще в язычестве, произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Таким образом, употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.
Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Ведь не зря такие слова называли «нецензурными», т.е. находящимися под запретом. Примитивный язык формирует примитивное мышление. Язык, замусоренный грязными словами, порождает такой же замусоренный разум.
В компании подростков или среди других друзей многое зависит от лидера, от того, кто является «законодателем моды». Попробуйте установить свои правила общения – без мата, а вдруг им понравится?
Ну, если уж не получится, то постарайтесь найти себе другое общество, в котором мат не является нормой. Испачкаться очень легко, а отмыться, порой, невозможно до конца жизни.
Наталья ЛАРИНА, психолог

Сквернословие - болезнь нашего общества, которой поражены сегодня многие люди самых разных слоев и возрастных групп. То, что даже несколько лет назад считалось верхом бесстыдства и распущенности, сегодня стало чуть ли не нормой. Сквернословие проникло в печать, кино, на телевидение. Происходит опошление нашего быта. Уже повсеместно можно слышать утверждения, что мат - нормальное явление в языке, и если наш русский - великий и могучий, то и "матерки" у нас самые отборные и выразительные.. Мат грозит стать чуть не альтернативной нормальному литературному русскому языку. Гнилые слова становятся нормой в языке. Сквернословие употребляется даже в семьях и между взрослыми, и в разговоре родителей с маленькими детьми.

Если мы хотим, чтобы наш народ не прогнил, мы должны решительно отказаться от сквернословия и беречь великий Божий дар - прекрасный русский язык. "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог...Все через Него начало быть...", - говориться в Евангелии от Иоанна о Сотворении Мира. Слово есть духоносная сущность. Через слово молитвы человек общается с Богом... И с демонами - тоже через слова. Недаром молитвами наоборот, призывающими духов зла, называет сквернословие православная Церковь

"Уста тех, которые говорят срамное, изрыгают из своей гортани слова зловонные и непотребные, есть гроб, вместилище мертвых костей и тел", - говорил в своих проповедях святой Иоанн Златоуст.

Причина сквернословия корениться в грехах: раздражительности, гневе, зависти и злости. Хотя человек, оправдывая себя, говорит, что, если бы не его окружение или ситуация, в которой он находился, он бы не сквернословил.

Если вынести за скобки все варианты человеческих рассуждений, то получилось бы примерно следующее: " Бог был не прав, дав мне таких родителей (жену, соседей, происхождение, страну, внешность и так до бесконечности). И пока человек так рассуждает, он находится в порочном кругу самооправданий и ропота на Бога. Напротив, человек, ежедневно ходящий пред Богом и молящийся Ему, принимает все без ропота - и хорошее и, как ему кажется, плохое, говоря: "Слава Богу за все!" Хотя кто наверняка может знать, что для его души полезно и что вредно, а молитва несет душе тишину и мир, вселяя надежду, что человек справится со всеми трудностями, которые встречаются в жизни.

Причиной для сквернословия уже не служит раздражение, гнев, но скверные, гнилые слова стали частью обыденной речи, ими порой перекидываются даже влюбленные. Это признак особой деградации нашей культуры, когда уничтожается всякое понятие меры, такта в общении между людьми. Сегодня продаются даже словари матерной ругани.

Так было не всегда. Это явление приняло массовый характер в последнее время, когда силы тьмы, постепенно захватывают сферу духовного влияния на русский народ. Матерная ругань есть явное проявление зла в человеке. Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием - от слова скверна. В словаре Даля, который является результатом глубокого изучения не книжного, а именно народного русского языка, сказано: "скверна" - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвичина, смрад, вонь, непотребство, разврат, все богопротивное. Вот куда мы впали, отдавшись во власть смрадных, гнилых слов. Сквернословие наносит прямой вред не только духовному, но и физическому здоровью нации.

Матерщина - не просто ругань, стремление одержать верх над противником в словесной стычке. В конечном счете, она направлена не против людей, а против Бога, за что получила именование "черной ругани". Материться значит "ругаться по-черному". С дохристианских времен мат носит чисто магический, сакральный характер. Он - элемент служения сатане, проникший в светскую жизнь. Каждое матерное слово - это хуление Бога и прославление сатаны. Поэтому не случайно, что нецензурные слова у матерщинника заменяют молитвы. В сложные минуты, в тяжелом труде он не ищет помощи в обращении к Богу, а материться. Всплеск энергии в матерном слове, - и дело движется, хотя толкает его зло, которому тем самым отдает себя человек. Работа со злостью может быть эффективной. В результате воспитывается условный рефлекс: плохо тебе - матерись. Так человека отучают от Бога. Поэтому следует сказать четко и ясно, что матерщина - это служение сатане, которое человек осуществляет по собственной воле и публично. Возможно, что это достаточно страшно, чтобы сподвигнуть человека обуздать свой язык.

Мат - это вызов Божиим заповедям, вызов Богу. Святитель Иоанн Златоуст наставлял: "Не подобает, братие, православным христианам ругаться во брани, понеже есть Мати Божия". Матерящийся оскорбляет, во-первых, Пресвятую Деву Марию Богородицу, во-вторых, землю-мать, а в третьих, собственную мать. Хулитель, пока не раскается, считает Иоанн Златоуст, не должен даже входить в храм, прикладываться к иконам, кресту, подходить к причастию. Многие люди не подозревают, какая огромная сила скрывается в тех словах, которые мы произносим вслух и даже про себя. Мы не задумываемся над выбором слов. Но то, что мы облекаем в форму слов, затем возвращается к нам (бумерангом) в виде соответствующего жизненного опыта. Иоанн Златоуст говорит: "За срамословие Бог попущает на человека беды, напасти и многие болезни".

Необходимо сознавать, что речь нашу слышат не только люди, которых мы привыкли не стесняться, но слышат и Ангелы и Сам Господь. Неужели не остережемся от сквернословия, чтобы срамной речью не оскорбить Ангелов, не доставить радование бесам и не прогневить этим Бога? Вдумаемся, как, марая в грязи безнравственности свою речь, мы посрамляем дар Божий - великий наш русский язык. Мы попираем достоинство народа нашего и наше собственное достоинство.

В прежние времена русские люди отдавали себе отчет в том, насколько мерзко сквернословие, за него строго наказывали. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, при народе, для всеобщего назидания наказывали их розгами.

Для убедительности того, как мерзостен перед Богом грех сквернословия, приведем несколько примеров явного наказания Божия за дерзкое срамословие. Свящ. Порфирий Амфитеатров вспоминал:

"На первых порах своей пастырской службы я усмотрел, что мои прихожане, помимо многих других нравственных недостатков, особенно заражены были привычкой к сквернословию. Немедленно начав борьбу с разного рода пороками своих пасомых, я особенно ополчился против их сквернословия. Обличал и бичевал этот порок. Благие результаты борьбы сказались: сквернословие сперва перестало оглашать улицы, а потом стало и совсем исчезать. Но вот, гуляя по своему саду, я был неприятно изумлен и возмущен ужасной матерщиной, разражавшейся на дороге. Я увидел парня лет 16, Василия, который, бичуя палкой волов, осыпал их отборным сквернословием. На мои обличения парень оправдывался, что его раздражали волы, медленно тащившие бочку с бардой, и что он и рад бы не сквернословить, да не может сладить с собой. Объяснив гнусность и греховность сквернословия, я постарался внушить парню немедленно и навсегда оставить свою дурную привычку, чтобы не подвергнуться гневу Божию. Парень на мои увещевания должного внимания не обратил и в тот же день подвергся грозному наказанию Божию. Направляясь с бардой вторично из винокуренного завода в барскую усадьбу, парень по-прежнему начал осыпать волов ударами и сквернословием. Вдруг раздался треск, бочка лопнула, и кипящая барда обдала парня с головы до ног. Страдания и стоны его были услышаны. Немедленно он был отправлен в больницу, где пролежал около трех месяцев. По выходе его из больницы я беседовал с ним по поводу постигшего его несчастья, которое он сам всецело приписывает праведной каре Божией за грех сквернословия". (Свящ. Порфирий Амфитеатров, Корм. 1905г.).

Вслед за святым крещением через помазание освященным миром на уста крещаемого налагается печать даров Святого Духа. Срамословием оскорбляется Дух Святой, освятивший уста христианина для употребления их во славу Божию. Оскверняясь сквернословием, человек отталкивает от себя Духа Божия.

По слову Христа Спасителя "за всякое праздное слово люди дадут ответ в день Суда" (Мф. 12, 36). Однако грех сквернословия намного тяжелее греха празднословия. Стало быть, и наказание будет куда более тяжким! Горе сквернословам. "Гортань их - открытый гроб" (Рим.3, 13).

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской Академии наук под руководством Петра Горяева пришли к ошеломляющему выводу о том, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Причем ДНК не разбирается, общаемся ли мы с живым человеком или с героем телеэкрана. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Первое из ожидающих душу после смерти испытаний - это мытарство за злые и бранные слова, "от слов своих оправдаешься, от слов своих осудишься". А наша "родословная" означает "род" в "слове". Православие считает сквернословие смертным грехом, т. е. грехом, ведущим к смерти, оно словесная жертва сатане. Корни его - в фаллических культах древнего Востока.

Тяготение к этому пороку стоит в прямой зависимости от того, насколько люди близки к Богу. Отодвигаясь от Него, человек вольно или невольно попадает в область сатанинскую, т.е. осатаневает, приобретая привычку обращаться не к Богу, а к сатане.

Матерясь в драке или в бою, человек неосознанно призывает бесов на помощь и получает от них силу и жестокость. Но долги приходиться платить, и сатана собирает щедрую дань с матерящегося воинства в виде пьянства, курения, половой распущенности. Все звенья этой порочной цепи поддерживают друг друга и ведут к смерти духовной и телесной.

В старой казачьей сказке "Смерть атамана Игната" есть такой эпизод: "Жестокая битва завязалась. Ядра до того густо летят, как будто мост через Кубань перекинули. А ни одно ядро казаков не разит потому, что они в духовной и плотской чистоте. Но распалился гневом Игнат да как крикнет: "Ах ты, ... забыл атаман, что казаку нельзя черными словами ругаться, тут его ядро в грудь и ударило". В щите веры оказалась щель - враг человеческий туда и уязвил!

Не так давно я была свидетельницей случая, когда священник отказался освятить человеку его машину:

"Бесполезно ее освящать. Я всего раз призову силы небесные, а ты в ней, матерясь, постоянно призываешь силы адовы!"

"Язык" по-старославянски означает "народ", каков язык, таков и народ. Может ли рассчитывать на что-то хорошее скверноязычный народ? И путь каждого из нас во многом зависит от его языка.

Один из великих подвижников благочестия, авва Сисой сказал однажды своему: "Поверь, вот уже тридцать лет молюсь я Богу так: Господи Иисусе Христе! Защити меня от языка моего". И действительно. пагубная привычка злоречия и злоупотребления языком потому особенно корениться в нас и трудно побеждается, что самое орудие греха - язык постоянно при нас. Злоупотребление языком даже в обыкновенных разговорах неизвинительно для христианина. Святые Отцы требовали от своих учеников молчания и так усиленно старались обуздывать свой язык, что употребляли к тому самые решительные меры, - например, об авве Агафоне повествуется, что он провел три года, держа во рту камень, пока не научился молчанию. Что человеку следует более молчать, нежели говорить, тому научает его самая природа, которая дала ему два уха и два глаза, но один язык, чтобы он менее говорил, а более слушал и замечал.

Будем же молиться, чтоб Господь помог нам победить язык наш и удержать слово наше в осторожном и мудром употреблении. "Положи Господи хранение устом нашим и дверь ограждения о устах наших". (Пс.140, 3).

Трезвитесь, бодрствуйте с Богом!

"Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его." Библия, Притчи 18:22.
Корни, истинный смысл и последствия нецензурной брани.

Русский язык всегда отличался от других красотой, гибкостью и разнообразием, недаром его называют великим и могучим. Но огромное число русскоговорящих взрослых и детей зачастую вставляют в свою речь матерщину и даже заменяют ею остальные слова. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц, проституток и других опустившихся лиц, то теперь всё в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Малые дети, слыша брань родителей, засоряют свой язык, даже не понимая смысла произносимых слов. Сегодня мат проник в литературу, кино и на телевидение. Что же такое мат? Национальный язык или что-то другое? Почему все ругательства связаны именно с сексуальной жизнью человека?

В конце двадцатого века сотрудник Института проблем управления РАН, основатель "Института квантовой генетики", биолог Пётр Гаряев взялся за исследования, которые позволили создать аппарат, переводящий человеческие слова в электромагнитные колебания, а затем прослеживал, как эти колебания влияют на молекулы наследственности - ДНК. С помощью этой современной технологии стало возможным проверить, как отражаются на живом организме злые и добрые слова.

Выяснилось, что некоторые слова могут оказаться страшнее мин: они "взрываются" в генетическом аппарате человека, искажая его наследственные программы и вызывая мутации, в конце концов, приводящие к вырождению. Во время отборной брани корёжатся и рвутся хромосомы. Мат обладает качеством блокирования созидательных процессов в организме человека. Воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч (!) рентген - рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы. То есть бранные слова вызывают мутации, аналогичные воздействию радиации. Грубыми, злыми словами можно не только расшатать здоровье и вызвать болезнь, но и убить человека. И не только слова, но и злые мысли действуют разрушительно.

Слова "мат" и "мать", как бы случайно имею один корень, но раз с матом связано много отрицательных эмоций, то они передаются и слову "мать". При этом осложняется формирование правильного отношения к матери.

Матерщина имеет отчётливо выраженную культовую функцию в славянском язычестве. Она широко представлена в обрядах языческого происхождения и носит ритуальный характер. Одновременно с этим матерщина имеет ярко выраженный антихристианский характер. В древнерусских рукописях мат рассматривается как черта бесовского поведения.

Поскольку те или иные представители нечистой силы восходят к языческим богам, с наибольшей вероятностью можно видеть в матерщине языческие заклинания. Матерщина выступает у славян в роли проклятия. Связь с язычеством при этом несомненна. Например, одно из матерных слов на букву "е", которое имеет славянское происхождение, переводится как "проклинать". Человек, произносящий его, тем самым проклинает себя и окружающих. Слово, начинающееся на букву "х", в древнерусском языка означало волхва. Сочетание этой буквы и окончания, соответствующего окончанию множества русских глаголов, - волховское действие, которое было связано с умершими предками, и этим возгласом на языческих ритуалах вызывали души умерших.

Остальные матерные слова - это имена языческих богов, то есть, бесов. И человек, который произносит эти слова, автоматически призывает этих бесов на себя, своих детей и свой род. Здесь мы имеем дело с таинством слова. Кого зовёшь, тот и приходит. Называешь человека по имени - он отзывается. Призываешь имя Божье в молитве - Господь ответит, если будет Его воля. Когда произносятся имена чертей, дьявола, демонических сил, откликаются бесы, которые сопровождают чертыхающегося человека и влияют на его настроение, здоровье, финансы, взаимоотношения с другими людьми. Неслучайно люди, которых бесы связали грехом, слышат "голоса" и свидетельствуют, что в их сознании против их воли звучит поток бранных и богохульных слов. Или возьмём другой пример. У закоренелых матерщинников бранные слова едва ли не полностью вытесняют нормальную речь. Без мата они уже двух слов связать не могут. И не мыслят, что можно как-то говорить по-другому. Рабы мата.

С матерными словами связано ещё одно интересное наблюдение. В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время как в России эти заболевания существуют и процветают. Любопытно и то, что многих заболеваний нет у животных только потому, что они не умеют разговаривать и, тем более, ругаться матом. Если человек при выбросе отрицательной энергии вспоминает половые органы, то это оказывает на них негативное влияние. Поэтому матерщинники рано становятся импотентами или приобретают урологические заболевания. Беда ещё в том, что необязательно браниться самому, достаточно нечаянно услышанной ругани, из-за чего страдают заболеваниями и люди, живущие в окружении ругающихся.

Мат употребляют с целью выразить откровенное зло, в котором есть гнев и осквернение. Они и выполняют своё предназначение, уничтожая ум и здоровье как тех, кто ругается, так и тех, кто эту ругань слышит. Как в видимом мире есть продукты скоропортящиеся, так и в памяти сквернословие портится, гниёт. Отсюда старческие болезни: склероз, общая атрофия, сердечная недостаточность и другие заболевания.

Когда мы обращаемся к Священному Писанию по поводу этого вопроса, то находим в Послании апостола Павла к Ефесянам такую заповедь: "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, чтобы оно доставляло благодать слушающим." В другом месте того же текста Павел сказал: "Сквернословие неприлично вам". Известно и рассуждение апостола Иакова в его послании о том, что язык - это "неудержимое зло, которое исполнено смертоносного яда". То, о чём говорят уста, зависит от состояния сердца, "ибо от избытка сердца говорят уста " (Матфея 12:34). "Исходящее из уст из сердца исходит; сие оскверняет человека" (Матфея 15:18).

Душа - тонкая и сложная составляющая человека. Бог, когда творил Землю, дал человеку дар слова, тем самым, отличив его от животных. И следует помнить слова Господа Иисуса Христа: "… За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в денб суда, ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (Матфея 12:36-37). Каждому из нас предстоит на Страшном Суде ответить не только за все дела наши, но и за каждое сказанное нами слово.

Русская пословица гласит: "От гнилого сердца и слова гнилые". Когда сердце человеческое развращается, гнилые, скверные слова появляются как признаки духовного разложения. Сквернословие - это признак избытка скверны в сердце. Если душа человека не очищена, а переполнена грехом и горечью, то сквернословие льётся из него неудержимым потоком.

Известный лексикограф Владимир Даль писал: "С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека - это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом".

Если злоба разрушительна, то, напротив, простое доброе слово, сказанное с любовью, врачует. Это ещё один результат исследований П.П.Гаряева, доказанный экспериментально. Особенно же благотворно влияет на организм молитва: силою благодати исправляются дефекты наследственного материала, ремонтируются повреждённые мутациями молекулы ДНК, происходит исцеление человека. Не то же ли говорит Библия? "Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых - врачует" (Притчи 12:18). Итак, генетика подтвердила то, что церковь знает, а многие христиане практикуют уже не одно тысячелетие. Но всё-таки одно дело знать заповедь, а другое дело обнаружить, что злая брань - это воистину меч, вонзающийся в организм человека, разрушающий его на клеточном уровне. Но если дело обстоит столь серьёзно, то как же нам всем нужно беречь и щадить друг друга! И как счастливы те семьи, в которых отсутствуют ругань и ссоры, где царят мир, любовь и согласие!

Причиняя зло окружающим, сквернослов может не знать, что самый большой вред он наносит себе и своему потомству. Человеческие гены "слышат" мысли и слова, воспринимают их и фиксируют в генетическом коде, передавая мутацию следующему поколению. Скверные слова негативно воздействуют на генетический код матерщинника, фиксируются в нём, становясь проклятием, падающим на собственную голову и головы детей, внуков и правнуков. Такое же разрушительное воздействие на человека и его генетику производят блуд, пьянство, курение, наркомания, воровство, ложь, зависть, насилие и жестокость во всех видах, включая аборты, то есть всё то, что Библия именует словом "грех". И этот вывод генетической науки также согласуется с Библией: "Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов, наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня" (Второзаконие 5:9).

От любого греха, и от сквернословия в том числе, может освободить Бог. Тебе нужно признаться в том, что мат победил тебя, и он властвует над тобой. Если ты согласен с прочитанным и хочешь быть благословением для своих потомков, а не проклятием, можешь попросить Господа, чтобы Он тебя освободил от этого рабства.:

"Дорогой Иисус Христос, прости меня за то, что я совершал этот грех в своей жизни - матерился. Я прошу Тебя простить и освободить меня. Верю, что Ты - Сын Божий. Прошу Тебя стать Господином моего сердца, уст и всей моей жизни. Верю, что Ты умер и воскрес для моего оправдания. Измени меня и сделай Своим другом. Аминь"