Оформление прямой речи и диалогов. Виды диалогов

По сути дела, диалог - это разговор или беседа, обмен высказываниями или репликами. В литературно-художественных произведениях диалоги играют очень важную роль, поскольку помимо так называемого «разбавления» долгих описаний, они призваны донести до читателя важную информацию в более яркой и привлекательной для него форме. А все потому, что реплики героев, переданные на страницах романов, сохраняют индивидуальные особенности тех, кто их произносит. Поэтому очень важно, чтобы диалог был построен не только грамотно с точки зрения пунктуации, но еще и добавлял искру в повествование.
Чтобы добиться этой цели, нужно учитывать несколько моментов.

1. информативность.
Обмен репликами между персонажами служит для того, чтобы донести до читателя важную сюжетную информацию в привлекательной для него форме. Сталкиваясь на страницах вашего повествования, герои говорят между собой не просто абы о чем. Они делятся сведениями, которые важны для понимания всего текста в целом, они дают пояснения событиям, имеющим место в сюжете, направляя мысли читателя в нужно русло.
Таким образом, диалоги являются прекрасным инструментом автора, помогающим развить сюжет, раскрыть характеры и мотивы героев. Однако, не перегибайте. Не нужно превращать диалоги в набор сухих фактов. И главное правило: диалог должен сливаться с сюжетом, должен соответствовать контексту данной сцены.

2. естественность.
Диалоги персонажей должны выглядеть естественно, так, как обычно говорят в жизни живые люди. Если в написании текстов мы употребляем различные обороты, причастные или деепричастные, то в репликах героев их не должно быть. Согласитесь, ни одна мама не скажет своему ребенку: «Собери игрушки, валяющиеся на полу, поместив их в коробку, находящуюся в шкафу!», нет, скорее всего, она скажет так: «А ну-ка, быстро убери все игрушки с пола!».
Таким образом, все диалоги пишутся в разговорном стиле речи, но с учетом требований сюжета. Например, лектор в университете, войдя в аудиторию, скажет: «Здравствуйте!», а друзья при встрече говорят: «Привет». Студент, пришедший сдавать экзамен, ляпнет: «Здрасте!».
Для того чтобы диалог был естественным, прибегнете к разговорным выражениям. Пронаблюдайте, как говорят люди на улице, какие фразы они используют или отдельные слова. Это поможет вам составить собственные реплики.

3. соответствие с характерами персонажей.
Это очень важно. Все персонажи говорят соответственно своему воспитанию и образованию, возрасту, полу, вероисповеданию и так далее. Прежде чем строить диалоги с ним, продумайте, какой ваш герой? Образованный или нет, какое воспитание он получил? Относится ли он к категории интеллигентов или к простым разнорабочим, имеется ли у него судимости или каков его круг общения. Все эти моменты помогут вам продумать его личный словарный запас. Согласитесь, ни один судья на суде не будет выражаться тюремными жаргонами. А дети в детском садике не будут говорить как ведущие новостей на телеканале.

4. простота и понятность.
Диалог должен быть таким, чтобы у читателя никогда не возникало вопроса «Кто это говорит?». Очень часто, некоторые авторы, чтобы уйти от избитых фраз «сказал», «ответила», «спросил» и так далее, пытаются перестроить структуру диалога. Собственно, структура эта выглядит в норме так: «П, - а, -п». То есть, понятно, «П» - это слова персонажа, «А» - это слова автора. Персонаж говорит свою реплику, а автор поясняет ее, определяя, кто это сказал и каким образом.
В общем-то, ничего постыдного в употреблении слов «сказал» и ему подобных нет. Тем более, их можно заменять на синонимы, или на описание действия героя в момент произнесения фразы. Главное в этом не переусердствовать. Читатель всегда должен знать, кто на данный момент говорит. Причем, не возвращаясь к предыдущим репликам, отсчитывая «первый - второй, ага, это слова Сергея!».
Вот как это выглядит, скажем, у Стивена Кинга в романе «Стрелок» из цикла «Темная башня»:
» - Сколько я себя помню, он все время был здесь… Норт, я имею в виду, не Бог. - Она хрипло расхохоталась во тьме. »
Как видите, все очень просто, фраза героини, затем пояснения автора. Причем, вместо «сказала она» используется «Она хрипло расхохоталась во тьме».
Обратите внимание, как в этой диалоговой фразе автор передал не только сведения о неком герое по имени Норт, но и о самой героине, а также обстановку, в которой происходит беседа.

Это то, что касается теории. Теперь немного практических советов.

- избегайте прямолинейности.
Прямолинейные фразы - это те фразы, которые передают непосредственно информацию, без эмоциональной окраски. В прямолинейных диалогах персонажи говорят то, что думают. Наверное, это проще будет показать на примере.
Для стартовой точки, придумаем ситуацию, очень банальную, скучную. Например, утром в офисе встретились коллеги Иван и Светлана. Какой между ними может произойти диалог?

Доброе утро, Светлана!
- Доброе утро, Иван.
- Ты выглядишь грустной.
- Да, ты прав. Я грустная. Хочешь знать почему?
- Да, хочу….

Думаю, хватит. Думаю, такой диалог дальше этих слов не будет прочитан никем. Каковы его недостатки? Прямолинейность. Фразы сухие, блеклые. Разговор этих людей скучный, не интересный, не привлекательный. Такое ощущение, что говорят роботы, а не люди. В этих сухих строчках не видно жизни, не видно характеров героев. Диалог плоский, бесцветный, пресный.

- создайте конфликт
Конфликт в данном случае не подразумевает драку или ругань между персонажами. Конфликт - это столкновение интересов. Он необязательно выражается в громких спорах. Достаточно противопоставить желания персонажей. Например, одному хочется поболтать, другому нет, или одному хочется что-то сделать, другому - не хочется этого делать. Играйте на этом, и ваши диалоги оживут:

Привет, Светик, чего ты такая убитая?
- Да ничего, отстань!
- Ну, я же не слепой, вижу, что что-то случилось! А ну-ка давай, выкладывай!
- Да не твое это дело, Иван, не лезь в душу!
- Ты же знаешь, я не отстану.
- Ну, понимаешь, кот мой пропал.

Чувствуете, как изменилось настроение данного диалога? Он приобрел жизнь, благодаря простому приему. Светлана не хотела ничего говорить, но Иван настоял на разговоре. Ведь это вполне жизненная ситуация.

- создайте объем
Объем в тексте важен всегда. Наша жизнь многогранна, мы не только окружены объемными предметами, но еще и звуками, запахами. Мы совершаем несколько дел одновременно, и это нормально для живого человека. При написании литературного произведения это так же необходимо учитывать. Во время разговора с кем бы то ни было, мне не стоим как вкопанные. Мы жестикулируем, мы двигаемся, пританцовываем, киваем головой. Словом совершаем массу действий. Кроме того, у нас есть еще и мимика, мы улыбаемся, сводим брови, морщим лоб. Потому что мы живые люди. Давайте попытаемся придать объем нашему диалогу из примера:

Привет, Светик! - Воскликнул Иван, увидев ее в дверях, - чего ты такая убитая? - спросил он, заметив ее сведенные брови и опущенные уголки губ.
- Да ничего, отстань! - ответила она, махнув на него рукой, и попыталась проскользнуть мимо к своему столу.
- Ну, я же не слепой, - не сдавался коллега, ухватив ее за локоть, - вижу, что что-то случилось! А ну-ка давай, выкладывай! - потребовал он, отводя ее в сторону, к стене.
- Да не твое это дело, Иван, - Светлана попыталась освободить свою руку, сморщившись от боли, - не лезь в душу!
- Ты же знаешь, - мягко произнес он, - я не отстану.
- Ну, понимаешь, - ответила Света совсем тихо, со слезами в голосе, - кот мой пропал.

Ну вот, совсем другое дело! Диалог ожил, герои ожили, они говорят, у них есть настроение, они двигаются, что-то делают.

- исправьте ошибки
Прочитайте получившийся диалог. Если возможно, вслух, с выражением. Вы сразу увидите, что нужно подправить. Очень важна для диалогов правильная пунктуация. Если вы где-нибудь забыли поставить запятую или тире, читатель может не понять его смысл. Возможно, где-то нужен знак вопроса, или многоточие. Помните, пунктуация - это то, что придаст тексту выразительность. Поэтому с этим надо быть особенно внимательным.

В заключение хочется сказать следующее. Ваши персонажи изъясняются в той мере, в которой можете изъясняться вы сами. Если ваш словарный запас скуден, то вы не сможете создать красноречивого героя. Побольше читайте, обращайте внимание на опытных писателей, учитесь у них писать свои диалоги.
Старайтесь придумывать свои собственные фразы и афоризмы. Пусть ваши герои произносят неожиданные реплики, но в соответствии с контекстом. Учитесь быть оригинальным.

Диалог является неотъемлемой частью любого рассказа, романа, сценария или пьесы. За некоторыми исключениями диалог, которому веришь, считается хорошим. Когда персонажи реагируют так, как реагировали бы мы, то зритель начинает симпатизировать героям. Впрочем, при этом необходим элемент неожиданности. Поэтому грамотный баланс между предсказуемостью и непредсказуемостью может сделать из плохого диалога хороший. В этой статье мы посмотрим, как это сделать.

Написать хороший и живой диалог - сложная задача. Многие сценаристы и писатели советуют приступать к ним только после окончания работы над произведением. То есть в этом случае у вас может быть просто указано, что происходит в конкретной сцене, о чем говорят персонажи и чем заканчивается диалог. Некоторые считают, что диалоги можно писать по мере развития и придумывания сюжета. Правда все сходятся на том, что их все равно нужно будет по нескольку раз переписывать. Так что вам решать, когда приступать к ним.

Диалог в жизни и романе - разные вещи

Конечно диалог должен выглядеть настоящим, реальным, как в жизни. Но при этом он должен быть лишен многих моментов, которые случаются в реальной жизни. Люди часто путаются в том, что говорят, используют ненужные слова и даже фразы. В романе или сценарии так тоже может быть, но только когда это имеет какое-то значение.

В жизни диалоги могут быть лишены всякого смысла, в то время как в произведении каждая фраза, даже каждое слово должно иметь значение.

Раскрывайте своих персонажей

Помните, что сопереживание вашим персонажам возникает тогда, когда он или она раскрываются читателю. Персонаж может показать свое истинное лицо через поступок, а может и через диалог. Истинное мастерство в том, чтобы в одной-единственной фразе сказать о герое больше, чем в длинном и перенасыщенном диалоге. Помните, что читатель ничего не знает о ваших персонажах и вы через диалоги должны показывать, что они думают. Даже если герой , вы можете дать понять это читателю, а можете и скрыть это до той поры, когда правда вылезет наружу.

У каждого человека своя манера говорить. Он использует определенные слова, странные выражения, придумывает или говорит все прямо без утайки. Так что тщательно продумайте, что вы хотите сообщить читателю его словами.

Сделайте ваш диалог простым

Конечно все любят запутанные диалоги в тарантиновских фильмах, но если вы посмотрите любой его фильм, то увидите, что все персонажи выражаются достаточно просто. Тарантино работает со зрителем настолько искусно, что тот даже не понимает, насколько диалог прост, потому что в простых словах скрывается много смысла. Поэтому вы должны писать такие диалоги, которые будут понятны любому читателю, но при этом иметь двойное дно.

Помните о контексте

Лучшие мастера диалога усвоили одно из главных правил - персонажи очень часто должны говорить не то, что думают. Или говорить не прямо. Или увиливать. То есть нет ничего хуже чем прямой ответ на вопрос, а за ним еще и еще. Конечно, если ваш персонаж Ходор, то будет сложно вложить ему в уста что-то двузначное, в другом же случае старайтесь сделать так, чтобы ваш персонаж всегда не говорил на 100% то, что думает.

Ваши персонажи испытывают при каждой предыдущей фразе и имеют в голове какой-то вариант ответа. Тем не менее они отвечают на предыдущую реплику не таким образом, который сложился у них в голове. Заставьте своих персонажей играть в тонкую психологическую игру.

Читайте диалог вслух

Вы удивитесь, насколько иначе диалог звучит, чем выглядит на бумаге. Он может выглядеть идеально, оригинально и живо, а вот при прочтении обнаружатся многие недостатки. Несмотря на то, что это похоже на совет для сценаристов (потому что по сценарию будет сниматься фильм), это также важно и для романистов, ведь вам может просто показаться, что диалог прекрасен, потому что вы по кирпичику складывали его. На деле это оказывается просто карточным домиком.

Поэтому читайте диалоги, вносите поправки. Возможно во время прочтения вы поймете, какое слово лучше подойдет, какой ответ будет более точным и нужным.

Подключайте все органы чувств читателя

В сцене с диалогом вы можете обращать внимание как на предметы и объекты, так и вставлять своим персонажам такие фразы, которые запустят в читателе или зрителе образное или . Устами персонажа вы можете описать вкус или запах, рассказать о прикосновении или физической боли. Не заставляйте читателя напрягать только один орган чувств, ищите баланс.

Персонажи должны использовать пространство сцены

У читателя возникнет очень неприятное ощущение бутафории, если в сцене ваши персонажи будут только общаться, если место действия не имеет никакого значения.

Когда ваши персонажи находятся в темной комнате - диалог и взаимодействие со сценой одно, когда в бассейне или в заброшенном здании - другое. Подумайте о том, жарко ли вашим героям или холодно, голодны они или хотят пить, потому что это влияет на их фразы и манеру поведения. Пускай персонажи комментируют происходящее в локации, а не просто мирно беседуют таким образом, что перенеси их в другое место, ничего не изменится.

Написание диалога многим кажется самым интересным процессом в работе над романом или сценарием. И действительно, диалоги интересны в виду своей эмоциональности и порыва страстей, они восхищают и заставляют смеяться. Однако когда неопытный человек садится за диалог, у него ничего не получается. Персонажи отказываются разговаривать. Все дело в том, что вы не знаете ничего о персонажах. Вы не знаете, чем они занимались до начала сцены, чего они хотят конкретно в диалоге и глобально. Поэтому естественно они начинают бессмысленно говорить друг с другом и читатель начинает откровенно скучать.

Изучайте досконально своих персонажей, живите их жизнью и тогда в определенный момент они сами заговорят, а вам только и останется, что выбирать фразы, нужные вам для определенных задач.

Диалог – это процесс взаимной коммуникации, во время которой реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей «слушающий – говорящий». Особенность диалога в коммуникативном плане – диалогическое единство, выражение мыслей и их восприятие, реакция на них, что отражается в структуре диалога. Он состоит из взаимосвязанных реплик собеседников.

Процесс двустороннего общения происходит в конкретной ситуации, в которой каждый из участников попеременно бывает в роли говорящего и слушающего, т.е. в процессе диалога происходит обмен информацией.

Реплики диалога – это речевые акты, т.е. действия, определяемые целью говорящего, направленной на результат.

Намеренность, целенаправленность, соблюдение правил разговора – основные черты диалога.

Целенаправленность речевого действия в диалоге – это явные или скрытые цели адресата или адресанта, например, сообщение, вопрос, приказ, совет, извинение, повеление .

Чтобы достичь своих целей, каждый из собеседников реализует то или иное намерение, побуждая собеседника к определённым речевым действиям. Побуждающая информация может быть выражена прямо (форма глагола в повелительном наклонении) и косвенно (вопрос: не могли бы Вы? не трудно ли Вам? и т.п.).

В диалоге следует соблюдать следующие правила ведения разговора :

1. Сообщение подаётся частями: слушающий подготавливается к восприятию его просьбы или другой информации, затем идёт обоснование (например, почему дана такая оценка событиям) и только потом даётся непосредственная информация (например, изложение просьбы, совет). При этом должны соблюдаться соответствующие правила этикета;

2. Сообщение должно соответствовать теме разговора;

3. Собеседники должны делать речь понятной, недвусмысленной и последовательной.

При несоблюдении правил ведения разговора нарушается взаимопонимание, например, если речь одного из собеседников непонятна для другого (обилие терминологии в неподготовленной аудитории, нечёткая артикуляция и т.п.).

Типичный набор смысловых частей разговора :

Установление контакта с собеседником (зрительного и речевого).

Распространённые фразы: «Здравствуйте», «Давно не виделись», «Извините», «Кого я вижу» и т.п.

1.Начало разговора

    приветствие

    вопрос о том, возможен ли разговор: «Я вас не отрываю?», «Вы можете сейчас поговорить?», «Извините, можно у вас спросить?», «вы сейчас не заняты?».

    вопросы о жизни, делах, здоровье (обычно в неофициальной дружеской беседе)

    сообщение о цели разговора

2.Развитие темы.

Информация говорящего + реакция собеседника, его ответные реплики. В этот момент инициатива в разговоре может перейти к собеседнику.

3.Конец разговора.

    Заключительные фразы, сопровождающие конец разговора (носят обобщающий характер).

    Этикетные фразы, сопровождающие конец любого разговора.

    Прощание.

Каждая тема (в идеале) получает развитие, прежде чем собеседники перейдут к новой теме. Если один из собеседников не поддерживает тему, это может говорить о том, что:

    собеседник не желает говорить на эту тему;

    собеседник склонен навязать свою тему;

    возможно, собеседник не расслышал ваших слов и нужно их повторить;

    собеседник не желает говорить с Вами .

Речевое поведение собеседника требует понимания, проникновения в его настроение, мысли, побуждения, мотивы, иначе невозможно осуществление успешной коммуникации. В этом отношении весьма важна эмпатия (способность вставать на место другого человека, способствующая взаимопониманию и гармонизации отношений).

Совершенствование техники общения, техники ведения диалога требует изучения моделей ведения диалогов, владения вариативностью средств выражения мыслей и чувств , владения тактическими приёмами речевого общения.

Известно, что одна и та же мысль может быть выражена различными лексико-грамматическими средствами.

Общие правила ведения диалога по Ю. В. Рождественскому:

    Вопрос требует ответа;

    Повеление требует ответа действием или словом;

    Повествование требует ответной реакции (ответной реплики или ответного повествования или внимательного молчания).

Внимательное молчание – отсутствие речи, при котором выражением лица, жестами, междометиями, повтором слов слушающий извещает говорящего о том, что его речь принимается и понимается.

Формы диалога должны планироваться как на обыденном, так и на официальном, так и на государственном уровнях.

При планировании диалогов нужно учитывать законы риторики диалога .

1. Закон сопротивления всему новому. Всякий новый проект встречает сопротивление людей. Любое новое высказывание или действие встречает сопротивление несмотря на то, что это высказывание или действие не угрожает благополучию отдельных людей, организаций и состоянию общества в целом.

Для осуществления нового проекта, продвижения новой идеи необходимо создать благоприятную почву . Условия реализации проекта – связь с общественностью (посредством диалога).

План мероприятий по связям с общественностью разрабатывается так, чтобы:

1) ввести в действие те виды словесности, которые можно применить с наибольшим эффектом для пропаганды данного проекта .

2) должна быть разработана система аргументации в пользу проекта (система доводов отлична в среде власти, общественности, фирм, общественных организаций и т.п.; система доводов должна отвечать интересам той или иной категории граждан).

3) необходимо обеспечить диалоговый режим словесных действий (т.е. представлять свои аргументы с учётом альтернатив и развивать альтернативные взгляды с возможной подробностью, каждый раз опровергая альтернативы).

Под диалоговым режимом также понимается реальный диалог в письменной и устной формах с категориями заинтересованных лиц и лиц, затронутых в связях с общественностью. Далее необходимо корректировать выводы .

2. Законом граничных условий изобретения : изобретение содержания речи невозможно без учёта культурных условий риторического изобретения (совокупности данных о личной культуре собеседника или аудитории: духовной, моральной, нравственной, этического и эстетического уровней, а также уровня образования) Это закон культурных условий риторического изобретения.

Эффективность ведения диалога часто зависит от того, какие виды словесности используются в диалоге: следует привлекать только необходимые виды словесности (избегать многословия и пустословия, говорить об одном и том же разными словами). Время для решения нужно сокращать и переходить к действию.

Для успешного ведения диалога необходимо знание правил ведения диалога и понимание правильности его течения. Например, не следует путать речь в суде и речь в собрании, хотя и та и другая носят характер диалога-театра, иначе можно нанести ущерб и делу, и конкретному лицу.

3. Закон диалогической социализации.

Основные правила диалога предполагают социализацию человека через речь:

1. Если к тебе обратились с речью, следует оставить любые занятия и выслушать речь;

2. Если к тебе обратились с речью в тот момент, когда ты произносишь речь, следует замолчать и выслушать речь;

3. Если нет мысли, которая рождается в душе благодаря диалогу, то дело не может состояться.

4. Закон устранения вреда от речи : Диалог предполагает защиту слушающего от говорящего, слушающий должен определять, не нанесёт ли ему говорящий скрытого или явного ущерба.

Правила для слушающего включают в себя оценку речи говорящего, т. к. горящий опасен для слушающего тем, что может завлечь его в трудную ситуацию или привести к неправильному пониманию и поступку.

Правила для слушающего по Ю. В. Рождественскому:

1. Необходимо искать различие в речах, получаемых от разных лиц .

2. Необходимо делить полученные высказывания на истинные и ложные, пригодные и непригодные :

3. Необходимо отделить интересы говорящего от содержания его высказывания.

4. Необходимо распознать и разделить намерения и интересы говорящего и характер ситуации и содержание речи.

5. Необходимо определить искренность говорящего: нет ли за его словами того, что может нанести ущерб.

6. Необходимо сохранять свои дела и помыслы, которые нельзя знать другим, в секрете .

7. Необходимо оценить ошибки в содержании речи вне отношения к говорящему: нелогичность, вымысел, неопределённость суждения .

8. Необходимо уяснить ошибки в содержании речи в связи с её модальностью, т. е. оценить отношение говорящего к своей речи (Самооправдание, Хвастовство, Некомпетентность критики, Непонимание сути дела, Искажение истины в гневе )

Правила говорящего – типичные правила риторики:

1. Осторожность (необходимо следить за языком) .

2. Необходимо соблюдать замысел речи .

3. Смысл слова зависит от того, каким топом оно сказано .

Топ – основная единица изобретения (инвенции) – общее место, смысловая модель.

Использование того или иного топа зависит от функционально-смыслового типа речи (описание, повествование, рассуждение).

Виды топов:

1) род и вид;

2) целое и часть;

3) определение;

4) свойства (описание признаков);

5) обстоятельства (время и места в описании, причины и следствия в рассуждении);

6) сравнение и противопоставление;

7) имя (обыгрывается название чьего-либо имени);

8) пример (иллюстрация);

4. Типичные ошибки говорящего :

1) противоречие содержания речи ситуации (неуместность);

2) тривиальность содержания речи для слушающего (отсутствие новизны);

3) многословие (избыточность).

Продуктивность словесных средств, используемых в речи (логос) зависит от искусства дебатирования, но само искусство дебатирования опирается на объективные законы диалога. Диалоги в соответствии с законами образования общих мест (топов) разделяются на диалоги в одном виде словесности и диалоги в разных видах словесности.

Диалоги в одном виде словесности подчиняются следующим законам:

1. Закон времени.

Бесконечное продолжение диалога в одном виде словесности уничтожает информационную ценность речи (и наоборот).

2. Закон аудитории .

Бесконечное расширение аудитории в одном виде словесности уничтожает информационную ценность речи (и наоборот).

Это значит, что если хочешь «похоронить дело» привлеки к нему как можно больше лиц 3. Закон компетентности аудитории .

Бедность знаний по предмету речи в аудитории уничтожает информационную ценность речи (и наоборот).

4. Закон уместности .

Организация диалога по месту, времени и участникам, не учитывающая интереса участников к предмету диалога, уничтожает информационную ценность диалога.

Многие важные по существу диалоги не дают результатов, т. к. не затрагивают действительных интересов участников. Этот закон именуют ещё законом заинтересованности в содержании дела : ни одна речь в одном виде словесности не может привлечь к диалогу участников, если у них нет прямой заинтересованности.

И это поучительная история о том, как «слабый» диалог может


потянуть
за
собой
весь
сценарий.

Даже при наличии захватывающей и увлекательной идеи и убедительного сюжета.

Вне зависимости от жанра, плохо написанный диалог делает историю плоской, разрушая всю атмосферу. Впечатляющие моменты, построенные на скучных диалогах - будь то шокирующе жуткие сцены, щекочущий нервы экшн, уморительные шутки или душераздирающие драмы - подобны открытой во время поднятия суфле двери духовки. Разочаровывают своей пустотой.

Диалог: искусство или ремесло?

Перед тем как приняться за эту статью, мне пришлось задуматься над тем, является написание диалогов для сценария умением, которым можно овладеть, или это все же искусство. Мне довелось работать с некоторыми действительно одаренными писателями, у которых был «слух» на диалоги.

Нужно изучить, как люди говорят в реальном мире, а затем извлечь оттуда лучшее - то, что будет отражать настоящую жизнь, а не имитировать ее.

В конце концов, я решила: несмотря на то, что эти навыки можно усовершенствовать, как в случае с ремеслом, для лучших авторов диалогов - это искусство, пусть они и упорно работают над тем, чтобы сделать их выдающимися. Это, однако, не значит, что мы не можем чему-то у них научиться и использовать их опыт для собственного развития. Давайте посмотрим на то, чем же хорошие авторы диалогов отличаются от всех остальных.




Авторы, известные своими диалогами активно слушают. Они обращают внимание на голоса, они подслушивают, они запоминают модели, фразы, отличительные особенности и интонации. Однако транскрибирование не является залогом написания отличного диалога. Нужно изучить, как люди говорят в реальном мире, а затем извлечь оттуда лучшее - то, что будет отражать настоящую жизнь, а не имитировать ее. Мы рассказываем истории, а не делаем документальные фильмы.



Пример активного слушания

Лучшие писатели возвышаются над повседневностью. В действительности наши обычные разговоры могу быть пространными, бессвязными и попросту скучными. При написании сценария мы хотим кратко и содержательно выразить мысли и чувства героя.

Профессиональные драматурги используют знакомые им голоса. Голоса, раздающиеся у них в голове, будь они «смышленые», «с южным акцентом» или «вкрадчивые». Уже не один великолепный автор диалогов рассказывал мне, что порой дело доходит до того, что герои разговаривают с ним у него в голове. Поздравляю, вы выбрали ту самую профессию, в которой «голоса в голове» не гарантируют вам место в сумасшедшем доме.

Все хорошо в меру. Хорошо написанный диалог часто можно охарактеризовать как «сдержанный». В нем нет затянутых и многословных сцен, длинных, непрерывающихся монологов и всегда остается место для подтекста - того, что оказывает наибольшее воздействие и остается межу строк.

Диалог должен пленять читателя и звучать аутентично. Читайте свою работу вслух. Давайте ее почитать другим. Записывайте ее и слушайте запись. Если она «звучит как диалог» - начинайте переписывать.

Настоящие профи, несмотря на их опыт, по-прежнему мучительно размышляют над каждым словом. Они хотят, чтобы намерения героев говорили сами за себя, их личности прослеживались, а даже тончайшие оттенки речи были очевидны зрителю.

Отличные сценаристы часто приходят в индустрию из театра. Да, я говорю об Аароне Соркине, Алане Боле и многих других. Потому что на странице пьесы практически нет описаний. Вот где настоящий минимализм. Драматурги учатся рассказывать целые истории и раскрывать персонажей с помощью диалога. Они вынуждены делать это чертовски хорошо. Неплохим упражнением может быть написание сцены или эпизода, практически полностью состоящего из диалогов.

«Замечательно», - можете сказать вы. Хорошие авторы умеют писать хорошие диалоги - вот новость! Сдержанные, свободные, аутентичные и дополняющие атмосферу… Но только как они это делают? К счастью, универсального рецепта идеального диалога не существует - иначе бы драматургия превратилась в кулинарию. Однако есть несколько нюансов, отличающих качественно написанный диалог. О них мы и поговорим.

Живо написанные сцены начинаются позже и кончаются раньше.

Туда и обратно

Живо написанные сцены начинаются позже и кончаются раньше. Без потери времени на приветствиях и уходах. Такой подход позволяет сосредоточиться на цели сцены. Эффективные эпизоды одновременно раскрывают сюжет и характер героев.

Джек, Джон, Джейк и Джо заходят в бар


Я знаю, что некоторые начинают сходить с ума от мысли, что читатель может пропустить что-то в их сценарии - но это лишь потому, что мы не обязаны читать все подряд. Мы должны иметь возможность перестать обращать внимание на имена героев после первого акта, потому что их голоса выразительны. Это будет сложно сделать в группе, где персонажи сильно похожи - тем важнее их разделять. Визуальная разница между именами героев помогает нашему мозгу обрабатывать информацию, что способствует свободному течению истории.

Стопудово ископаемый перец

Сильный диалог отражает свое время и соответствует возрасту персонажей. Писать сценарии для подростковых фильмов может быть непросто, однако лучшие диалоги избегают клише - иначе к моменту прочтения они уже устаревают.

Вспомните комедию «Бестолковые», написанную и снятую Эми Хэкерлинг, которую прославляли за ее молодежный язык. Что сделало этот фильм столь привлекательным и впечатляющим, так это его новизна. В нем было не только отражение молодежного сленга, но еще и шаг вперед - автор сознательно отказалась от копирования современных трендов.

Точно так же исторический диалог, испещренный современными словечками, демонстрирует невнимательность к деталям и плохую подготовку.

Настоящая сила диалогов часто заключается в том, что остается невысказанным.

Не верь чужим речам, а верь своим глазам

Недавно мне попалась чудесная статья, где была приведена сцена длиной в одну страницу с описанием спора между мужчиной и женщиной, затем диалог был урезан вдвое, потом еще - и, в конце концов, осталась только парочка реплик. Чем больше они вырезали, тем более динамичной становилась сцена. Меньшее количество слов давало больше места для подтекста. Эмоции в сцене обострялись благодаря тому, что мы видели действия персонажей, а не просто слушали, что они говорят.

Настоящая сила диалогов часто заключается в том, что остается невысказанным. Действия говорят сами за себя. Подтекст, переданный выражением лица, жестом или взглядом персонажа, усиливает слова и подчеркивает значимость момента.

До полной готовности

Хорошо построенные сцены доходят до очевидной кульминации, после чего сцена сменяется следующей. Снова и снова авторы дают нам реплику с наибольшим эффектом, будь то «соль» какой-либо шутки, пик конфликта или большое разоблачение, и тут же смягчают реакцию, добавив еще несколько реплик следом. Знайте, когда ваша сцена достигает апогея, и сразу останавливайтесь, чтобы достигнуть максимального эффекта.

С тем, как должен выглядеть хороший диалог мы более-менее разобрались. Осталось выяснить, каких ошибок стоит избегать - завтра мы поговорим о том, что может «убить наповал» вашу историю.

Продолжение материала вы можете найти по данной .

1. Познакомить учащихся с понятием “диалог”.
2. Развивать умения и навыки составлять диалог на предложенную тему, расставлять знаки препинания при диалоге.
3. Воспитывать культуру речи.

Ход урока

Психологический настрой на урок:

– Я в школе на уроке,
– Сейчас я начну учиться.
– Я радуюсь этому.
– Внимание мое растет.
– Я как разведчик все замечу.
– Память моя крепка
– Голова мыслит ясно.
– Я хочу учиться.
– Я готов к работе.
– Я работаю.

У: Спасибо. Мы настроились на рабочий лад.

– Сегодня, ребята, у нас будет не совсем обычный урок. Вы попробуете себя в роли актёров, экспертов по русскому языку, писателей и даже редакторов.

А цели и задачи для всех нас будут общие: мы должны будем решить

– что такое диалог?
– где он встречается в речи?
– как выделяется на письме?

Но без вашей помощи, вашего активного участия в работе это будет трудно сделать.

– Итак, откройте тетради, запишите дату, вид работы (классная работа), тему урока.
– А сейчас учащиеся вашего класса инсценируют небольшое стихотворение О.Григорьева “Яма”.

Ваша задача будет состоять в следующем: внимательно прослушать стихотворение и ответить на вопросы:

– Сколько персонажей участвует в разговоре?
– Кто из персонажей диалога заслуживает осуждения и почему?

Инсценирование стихотворения.

– Яму копал?
– Копал.
– В яму упал?
– Упал.
– В яме сидишь?
– Сижу.
– Лестницу ждешь?
– Жду.
– Яма сыра?
– Сыра.
– Как голова?
– Цела.
– Значит живой?
– Живой.
– Ну, я пошла домой.

– Итак, разговор двух или нескольких лиц называется диалогом.

– А в каком стиле речи чаще всего используется диалог? (В разговорном стиле, в обыденной, повседневной речи: в школе, на улице, дома.) Мы сталкиваемся с элементами диалога каждый день.

Работа с терминами “диалог”.

МОНО
ПОЛИ
ДИА лог
ЭПИ
ПРО

ДЖОТ ТОТС На каждом листочке бумаги придумайте одно слово, связанное с понятием “диалог” (например: беседа, информация и т.д.). проговорите это слово громко для членов вашей команды и запишите на одном листочке бумаги, положите в центр стола лицевой стороной вверх. У каждого из вас по 4 листочка. Итого в центре стола получится 16 листочков. Слова не должны повторяться.

Теперь оставьте на столе любые 9 карточек по три ряда.

ТИК-ТЭК-ТОУ Каждый член команды составляет по 1 предложению, используя любые три слова на одной линии (по вертикали, горизонтали или диагонали) из этих 9 карточек. Выберите лучшее предложение и зачитайте.

Чтение, размышление. Скажите пожалуйста сколько времени спросила Ольга.

1. Перед вами предложение с прямой речью. Запишите его, расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему. Помогаем партнерам по столу.

2. Посмотрите, как оформляется диалог на письме.

Вообразите же моё удивление, когда на рассвете меня разбудил чей-то тоненький голосок. Он сказал: А:
– Пожалуйста... нарисуй мне барашка! – П!
– А?.. – П?
– Нарисуй мне барашка, – попросил голосок. – П, – а.
(Антуан де Сент-Экзюпери.)

Итак, какие знаки препинания ставятся при диалоге?

  • Слова каждого из участников диалога называются репликой.
  • Каждая новая реплика пишется с красной строки. Перед ней ставится тире.
  • Этот знак помогает увидеть границу между высказываниями разных участников диалога.

Наблюдение над языком.

Сейчас мы познакомимся с вами с небольшим шутливым стихотворением, и вы должны подумать и ответить:

– Есть ли в этом стихотворении диалог, и в каком стиле речи он встречается?
– Согласны ли вы с героем стихотворения? Почему он не прав?

Выразительное чтение стихотворения Григория Граубина “Ленительный падеж”.

Спросили Лежебокина:
– А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
И за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
– В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
– Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог ты новые
Придумать имена?
– Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный !

– Ребята, а нет ли среди вас Лежебокина? Хорошие ли вы друзья?

Микс-Фриз-Груп под музыку двигаются, музыка останавливается и задается вопрос, требующий числового ответа, дети должны объединиться:

1. Сколько падежей в русском языке? (6) Назовите их.
2. Сколько лиц, как правило, участвует в диалоге? (2)
3. Сколько главных членов предложений в русском языке? (2) Назовите их.
4. Сколько второстепенных членов в русском языке? (3) Назовите их.

– Где же ещё может встречаться диалог? (В художественном произведении – художественный стиль.)
– А в сказках используется диалог?

Братья молча постояли
да в затылке почесали.
“Спрос не грех. Прости ты нас, –
Старший молвил, поклонясь: –
коли так, не заикнуся
уж о том”. – “я не сержуся, –
тихо молвила она: –
и отказ мой не вина”.
Женихи ей поклонились,
потихоньку удалились,
и согласно все опять
стали жить да поживать.

Давайте постараемся вспомнить из какой сказки этот отрывок? (“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” А.С.Пушкин.)

– Кто с кем разговаривает?
– Почему царевна отказывает братьям?

Наблюдение над языком.

– Но иногда, используя диалог, мы не замечаем, что засоряем свою речь словами-сорняками.

Что мы делаем с сорняками, если пропалываем грядку? (Вырываем, уничтожаем.)

– Правильно. Послушайте сейчас небольшой текст и ответьте на вопрос: “Почему собеседник не понял нашего героя? Что ему помешало?”

Серёжа вернулся из кино.
– Что, хорошая была картина? – Спросил я.
– Ух, и здорово!– ответил он. – Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом, ну, понимаете… Ну, словом, просто здорово…Понимаете?
Но я не понимал. Он так и не сумел мне толком рассказать, что же так понравилось ему в картине. Для такого рассказа у него не нашлось нужных слов.

КЛОК БАДИС Встретьтесь с партнером на 3 часа дня и обсудите с ним ответ на этот вопрос.

– Слова-сорняки засоряют нашу речь, обедняют её, не дают выразительно, точно, ярко рассказать о понравившемся кинофильме, прочитанной книге, делают речь бедной и невыразительной. И вы должны избегать таких слов в своей речи.
– А вот от каких слов мы никак не можем отказаться, разговаривая по телефону, покупая продукты в магазине, встречаясь или прощаясь друг с другом?

Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.

– Для чего нужно использовать эти слова в своей речи? (Вы показываете свою воспитанность, знание правил поведения, уважительное отношение к собеседнику.)
– Представьте себе такую ситуацию: вы позвонили другу (подруге), но его(её) не оказалось дома, а трубку подняла мама. С чего вы начнёте и чем закончите диалог?

Примерный диалог.

– Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, Колю.
– А его нет дома.
– Пусть он перезвонит мне, когда придёт.
– Обязательно передам.
– Спасибо большое. Извините за беспокойство.

Итоги урока:

– Таким образом, что мы сегодня узнали о диалоге?

1. Диалог – разговор двух или нескольких лиц.
2. Диалог состоит из реплик и слов автора.
3. Каждая реплика пишется с новой строчки через тире.
4. Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но диалог кавычками не выделяется.
5. Диалог используется в разговорном и художественном стилях.
6. Нужно правильно использовать слова автора при диалоге, избегая слов-сорняков и повторов.

Билетик на выход.

Ответить на 1 из этих вопросов, письменно.

Что такое ДИАЛОГ?
Какие знаки препинания ставятся при ДИАЛОГЕ?
В какой речи чаще всего употребляется ДИАЛОГ?
Как вы понимаете, что такое культура общения?

Домашнее задание: Составить небольшой диалог на тему: “Разговор по телефону”, используя “волшебные слова”.