Основные причины взрывов паровых и водогрейных котлов. Причины перегрева и закипания отопительных котлов

Мероприятия по предупреждению взрывов в котлах, топках, газоходах и боровах можно разделить на три категории: мероприятия по обеспечению правильного устройства, монтажа, ремонта и эксплуатации оборудования; мероприятия по правильной подготовке к пуску, по самому пуску, выключению горелочно-форсуночных устройств и останову котла; мероприятия по правильной эксплуатации котлов на любом топливе, исключающие взрывы топливо-воздушной смеси.[ ...]

К первой категории мероприятий относятся: тщательный контроль при монтаже и эксплуатации за состоянием оборудования и обеспечение выполнения требуемых от них действий.[ ...]

Из практики эксплуатации газовых котельных известны аварии из-за нарушения этого требования. В топках котлов квартальной отопительной котельной в г. Воскре-сенске из-за отсутствия аварийного освещения и перерыва в подаче электроэнергии кочегары в темноте после погашения горелок перекрутили краны, не имевшие фиксаторов открытия и закрытия, в результате чего топка наполнилась газом. При очередном розжиге и недостаточной вентиляции произошел взрыв. По такой же примерно причине произошел взрыв в топке во время розжига котла в котельной Люберецкого завода им. Ухтомского, У одного из кранов перед горелками вследствие заводского брака сместилось стопорное кольцо, ограничивающее поворот пробки. Дефект можно было бы вовремя заметить, но персонал невнимательно отнесся к состоянию запорной арматуры. В результате газ заполнил топку, при внесении факела газовоздушная смесь взорвалась, два человека получили ожоги.[ ...]

Наиболее ответственный момент при эксплуатации котлов на газовом топливе - зажигание горелок во время растопки котла, правильное управление горелками и запорными устройствами, особенно при случайном затухании горелок, отрыве или проскоке пламени. Длительные и повторяющиеся безуспешные попытки зажечь горелки могут привести к образованию в топке и газоходах взрывоопасной смеси. После каждой неудачной попытки зажечь горелки надо тщательно провентилировать газовый тракт котла. Запальники надо выбирать надежные.[ ...]

Примеры аварий из-за неправильной подготовки к растопке газовых котлов и их причины здесь не приводятся, так как они были достаточно полно рассмотрены выше. Следует заметить, что очень часто случаи взрывов по такой причине встречаются при сжигании не только газа, но и жидкого и твердого топлива. Причины- плохой надзор со стороны администрации котельной и недостаточный уход со стороны обслуживающего персонала за измерительными приборами, оборудованием, системами регулирования, контроля и защиты.[ ...]

Примером может служить взрыв газов в борове и экономайзере котлов. При взрыве разрушилось котельное помещение. Стены котельной были сдвинуты, окна выбиты, перекрытие провалилось и было пробито над экономайзером частями первой секции. Место установки экономайзеров представляло собой груду развалин, стена в 4 кирпича, отделяющая прямой ход от экономайзера, была совершенно разрушена. Для предупреждения таких взрывов после перерыва в работе надо немного открыть регистр, поддувало и затем начать растопку обычным порядком. Если котел стоит в горячем резерве с закрытым регистром и поддувалом и с заглушенной топкой, готовый к включению в работу с другими котлами, то при его пуске принимаются те же меры предосторожности.[ ...]

В топках пылеугольных котлов возможно выпадение части несгоревшего топлива из факела и скопление его в газоходах. В случае, если повторно будут разжигаться горелки или если частички угольной пыли воспламенятся от раскаленных стенок топки или тлеющего угля, возможен взрыв. Особенно внимательно надо рассмотреть возможность перехода к сжиганию в топках котлов другого вида топлива, и в первую очередь топлива с большей вероятностью образования взрывоопасной смеси. Котел должен быть специально оборудован и приспособлен к сжиганию в его топке нового вида топлива, в противном случае возможен взрыв топливо-воздушнсэй смеси. Например, в одной котельной г. Горького (с двумя котлами ДКВ-4 и одним судовым оборотным котлом) произошли два взрыва топливо-воздушной смеси после перевода котлов с твердого топлива на мазут. При переводе на мазут в котлах не были обеспечены хорошая тяга и достаточная подачи воздуха к форсункам. Топливо сжигалось с большой неполнотой сгорания и из трубы шел черный дым. Через неплотности в кладке подсасывался воздух, который, соединяясь с газообразными продуктами неполного сгорания, образовывал взрывоопасную смесь. Эта смесь скапливалась в основном в сборном газоходе, расположенном в золовом этаже котельной, где и произошли взрывы. В результате был разрушен отводной газоход от одного из котлов, выступавший над полом. Разлетевшимися кирпичами повреждена часть котельного оборудования и выбиты окна.[ ...]

В некоторых случаях взрывы топливовоздушной смеси происходят вследствие попыток сжигать вместо предназначенного для этих котлов топлива всевозможные горючие отходы. Эти попытки часто приводят к выбросам пламени из топки, ожогам кочегаров, взрывам газов в газоходах и т. д.[ ...]

На другом предприятии в топке для угля с колосниковой решеткой горизонтально-водотрубного котла сжигали древесные отходы, главным образом мелкую стружку. Топка не соответствовала сжигаемому топливу, неоднократно наблюдались выбросы пламени из топки. Для уменьшения возможности выброса пламени была разработана инструкция, в которой ограничивалось количество стружки для каждого заброса в топку, предусматривался заброс не в одно топочное отверстие, а по очереди в каждое и т.д. Но практически режим топки регулировался не инструкцией, а количеством поступавших отходов. В результате при очередном выбросе пламени обожгло четырех рабочих.[ ...]

Еще на одном предприятии в локомобильном паровом котле топка была приспособлена для сжигания хлопковой шелухи. Затем топка была переконструирована для сжигания угля. Через дымовую трубу стали вылетать частицы несгоревшего угля. Во избежание пожара инспекция пожарной охраны потребовала установки искроуловителя. Разработка конструкций искроуловителя и его монтаж были выполнены наспех, очень примитивно, с наличием в них объемных тупиков, способствующих скоплению продуктов неполного сгорания высокой концентрации (поступавших вследствие неправильной эксплуатации топки). В связи с избытком воздуха, входившего через топочные дверки во время шуровки и чистки топки, создавались благоприятные условия для образования взрывоопасной смеси, взрывавшейся при попадании искр в искроуловитель. При взрывах газов из топки выбивалось пламя. За короткий промежуток времени было четыре случая ожогов кочегаров. По требованию инспекции Котлонадзора искроуловитель был заменен другим.[ ...]

Рисунки к данной главе:

Механизм взрыва котлов простой. В зону риска в основном попадают те котлы, которые работают не постоянно, а эпизодически. Слабые места находятся там, где систему отопления может «прихватить» ледком — это расширительные баки, циркуляционные трубы и холодные помещения типа чердаков.

Основной причиной, по которой взрываются котлы является замерзание системы отопления, при этом вода в трубах перестает циркулировать. Топливо при этом продолжает гореть. Внутри чугунных (металлических) секций котла или труб закипает вода. При этом давление пара внутри системы начинает очень быстро расти. В некоторый момент будет достигнута критическая точка роста давления, которую металл не может выдержать – и какими будут последствия разрушения труб и секций котла, предугадать уже невозможно. Дело в том, что одновременно в замкнутое пространство выкидывается очень большой объем пароводяной cмеси. Давление внутри помещения быстро растет. И, в лучшем случае, все закончится выбитыми стеклами. При худшем раскладе будут разрушены конструкции помещения, возможны причинения вреда здоровью людей или даже смертельный исход лиц, находящихся в зоне действия взрыва, в результате обрушения конструкций помещения котельной.

Так, например, 04.01.2016 произошёл взрыв бытового твёрдотопливного котла, установленного в квартире блокированного жилого дома в г. Ляховичи. Никто не пострадал, повреждены ограждающие конструкции помещения топочной, в которой был установлен котёл. Причина взрыва – отсутствие циркуляции воды в системе отопления, предположительно в результате в системе отопления, предположительно в результате образования ледяной пробки в отводящем трубопроводе. Способствующие факторы – бессистемный режим топки котла, вынужденная эксплуатация котла лицом, не знающим правил безопасной эксплуатации котла.

8 января 2017 в г. Любани (Минская область) в котельной жилого дома взорвался бытовой твердотопливный котел. В результате взрыва произошло обрушение кирпичной стены, повреждена крыша, уничтожены помещение котельной и котел. Пострадавших нет. Причина взрыва устанавливается.

За последние восемь лет это уже семидесятая чрезвычайная ситуация, произошедшая при эксплуатации бытовых отопительных котлов

Для снижения риска замерзания трубопроводов котла и системы отопления Правила безопасности требуют от владельцев потенциально опасных объектов, т.е. водогрейных котлов, чтобы монтаж и наладку систем отопления проводили только специализированные организации, зарегистрированные на территории Республики Беларусь и имеющие при этом соответствующее разрешение (лицензию) Госпромнадзора на выполнение данного вида работ.

При этом сотрудники или специалисты этой организации должны провести обучение владельца правилам безопасной эксплуатации котла и отопительной системы и сделать отметку об этом в паспорте котла.

Перед пуском котла домовладелец должен убедиться в том, что запорные системы должны быть открыты сразу на двух трубопроводах — том, который подает теплоноситель в котел, и том, который отводит теплоноситель из котла. Открыть надо и все запорные устройства, установленные на системе отопления. С нижнего отделения дымовой трубы необходимо удалить накопленный конденсат. Это поможет избежать отравления угарным газом. Необходимо регулярно проверять состояние оголовка дымовой трубы и каналов дымоходов. Прежде чем начать разжигать котел, необходимо открыть линию подпитки системы и контрольную линию заполнения расширительного бака. То, что система не замёрзла, станет ясно, когда вода начнет вытекать с контрольной линии.

Но представим себе следующую ситуацию: с контрольной линии системы отопления вода не пошла. Что же делать в таком случае? Если давление в котле непрерывно растет и достигает показателя давления водопроводной сети, то это свидетельствует о том, что система отопления замерзла. При таком раскладе разжигать котел категорически запрещается. Надеяться на то, что пар преодолеет ледяную пробку, не надо — вместе с этим пар разнесет и трубопровод и котел. Нужно определить примерное место замерзания отопительной системы, отогреть его и проверить, побежала ли из контрольной линий отопительной системы при открытой подпитке вода. И только, если это произошло, начинайте разжигать котел, контролируя при этом показания манометра. Если давление теплоносителя в системе отопления приближается к максимально допустимому, нужно немедленно прекратить подачу топлива. Если же котел работает на местных видах топлива, нужно удалить его из котла в безопасное место. Это состояние отопительной системы свидетельствует о том, что система отопления не отогрета.

Нечасто, но случается и так, что на чердаке замерзает установленный там котел. Как и трубу, отогревать его открытым огнем категорически запрещено, делать это можно с помощью, например, горячей водой. Однако, если при разогреве вы увидели, что с поверхности нагрева котла пошла вода — то это означает, что котел разгерметизировался. И дорога ему только одна — в ремонтную мастерскую. В таком состоянии котел к дальнейшей эксплуатации непригоден. Стальной котел специалисты, имеющие на это соответствующее разрешение переварят, ну, а, в чугунном котле они заменят поврежденные секции и перепакуют их заново.

Особую тревогу в органах Госпромнадзора вызывает эксплуатация котлов созданных (сваренных) так называемыми в народе «кулибиными» (народными умельцами).

За последние пять лет восемь котлов, которые взорвались, были самодельными. Народные умельцы кое-как склепали отопительные агрегаты. Но понятно, что при этом возникает огромный риск того, что могут начаться проблемы с поверхностями нагрева, топками, застойными зонами котлов… В конце концов это заканчивается тем, что вода перегревается, что приводит к разрыву котла. К тому же необходимо учитывать, что на «самоделки» не установлены, как правило, ни термометры, ни манометры, ни предохранительные клапаны.

И поэтому Госпромнадзор предупреждает: не пользуйтесь самодельными котлами и не доверяйте установку сертифицированных тепловых агрегатов лицам, которые не имеют специальной квалификации. Те деньги, которые вы сэкономите на этом, могут аукнуться пожаром, сильным разрушением или тяжелыми травмами людей. Так нужно ли рисковать ради экономии материальных средств своим имуществом, жильем, а может, здоровьем или даже жизнью?

Главный государственный инспектор Павлющенко В.В.

Ведущий государственный инспектор

Мисюн В.М., Казимирский О.С.

Взрыв самодельного отопительного котла

Рабочий процесс твердотопливных котлов (ТТК) на первый взгляд не представляет трудностей: залил теплоноситель, заложил топливо, зажег его и грейся себе на здоровье. Однако, с наступлением холодов, все чаще со средств массовой информации мы узнаем о взрывах котлов в различных районах России, да и не только. Сами по себе ТТК массивны, собраны из чугунных секций и при взрывах порой разрушают котельные и, к сожалению, уносят человеческие жизни. Поэтому безопасность твердотопливных котлов – это непустой звук, а необходимое условие при их эксплуатации. Рассмотрим несколько причин, которые производят к взрыву , разрыву трубопроводов, к выходу из строя группы безопасности ТТК. Итак:

Не правильный монтаж твердотопливного котла

Если вы решили установить себе твердотопливный котел лучше всего привлечь для этого дела настоящих специалистов, которые зарекомендовали себя положительно в этом вопросе. Но бывает так, что это невозможно: то ли их нет, то ли им нужно много платить и приходится монтировать ТТК самостоятельно. Раз уж так случилось и чтобы избежать неправильного монтажа твердотопливного котла, обратите внимание на следующие требования к безопасной установке твердотопливного котла:

  • Площадь помещения где предполагается разместить котел (котельная) должна быть не менее 7 м².
  • Обязательное наличие в котельной приточной вентиляции, сечение которой определяется из расчета 85 мм на 1 квт мощности твердотопливного котла. Вентиляция обеспечивается наличием форточки в окне и зазора под дверью.
  • Между корпусом котла и стеной должно быть расстояние не менее 0,5 м.
  • Особое внимание нужно уделить материалу, которым вымощен пол вокруг котла. Обычно для этих целей используется лист металла или другой негорючий материал.
  • Требования к дымоходу должно быть следующее: избегать по возможности крутых поворотов дымохода, дымоход, состоящий из нескольких труб, должен быть надежно загерметизирован на стыках и сечение труб должно соответствовать сечению на выходе из котла.
  • Сечение электропроводки к циркуляционному насосу должно соответствовать требованиям пожаробезопасности.

Установка твердотопливного котла

Это то что касается монтажа твердотопливного котла, однако нужно обратить еще на некоторые нюансы, которые в той или иной мере влияют на безопасную эксплуатацию ТТК:


  • при погрузке и разгрузке котла нужно соблюдать осторожность;
  • перед покупкой котла правильно установите его мощность, соответствующую площади отапливаемого помещения;
  • после установки котла проверьте все соединения на герметичность;
  • перед тем как запустить котел внимательно ознакомитесь с правилами эксплуатации прибора.

Давление в котле превышает допустимое

Необходимо постоянно контролировать давление в котле

Самая распространенная причина взрыва твердотопливных котлов заключается в избыточном давлении, которое возникает вследствие закипания теплоносителя. Особенно, это касается системы отопления с закрытым . При открытом типа расширительных бочков избыточное давление сбрасывается в бак и в большинстве случаев есть возможность избежать взрыва котла или повреждения туб теплоносителя. В свою очередь, причин повышения давления теплоносителя существует несколько:

  • Остановка циркуляционного насоса.
  • Не правильно отрегулирована автоматика котла.
  • Течь теплообменника, которая случается при образовании микротрещин в теплообменнике. В этом случае сложно обнаружить утечку так, как она быстро испаряется.
  • Просачивание воды через подпиточный кран. Происходит в том случае если он неисправен или открыт.
  • Проблемы с трехходовым клапаном. Нарушение функциональности клапана происходит вследствие его засора.
  • Недостаток теплоносителя в системе отопления

Если устранение вышеперечисленных причин не дали должного результата, вызывайте мастера газовщика.

Не работает циркуляционный насос системы отопления

Перед пуском нужно удалить воздух из циркуляционного насоса

Циркуляционный насос может не работать по нескольким причинам. Одна из них хотя и банальна, но все существует – это просто забыли его включить и ушли с дома. Опять же обратим внимание на тип расширительного бочка. Если бочек закрытого типа, может случиться большое несчастья при неисправности клапана сброса давления. Проблема не так ужасна последствиями если система бочка открытая и существует сброс лишнего теплоносителя чрез сливную трубку бака.

Насос еще может остановится если существуют перебои в электросети и опять же при неисправности клапана сброса давления может произойти повышение давления в котле со всеми вытекающими последствиями. В системе безопасности некоторых котлов на этот случай устанавливается дополнительный аккумулятор, который подпитывает циркуляционный насос во время отсутствия электричества.

При установке циркуляционного насоса ось крыльчатки должна быть установлена строго горизонтально!

Не исправна группа безопасности котла

Группа безопасности котла

Установка группы безопасности твердотопливных котлов является обязательным так как она помогает избежать превышение допустимого давления в отопительной системе, держит его (давление) на должном уровне, а также вовремя развоздушивает систему. Напомнить что рабочее давление в системе отопления должно быть в пределах от 1 до 2 бар.

Конструктивно группа безопасности состоит из трех элементов: манометра , предохранительного клапана и воздухоотводник а. Выход из строя одного из этих элементов может привести к повышению давления в котле. И еще, категорически запрещается установка запорной арматуры между котлом и группой безопасности.

Не прочищены дымоходы котла отопления

Дымоход, забитый сажей

Какой бы ни был качественным прочистка дымоходов обязательно иначе котел выйдет из строя. Трубы дымохода забиваются отложениями сажи, которая при попадании на нее искры может просто взорваться Конечно, взрыв не будет такой силы, как разрыв секций котла, однако неприятностей может наделать много. Кроме того, налет сажи на трубе дымохода ухудшит вытяжку продуктов горения, которые могут прорываться в котельную, отравляя воздух. Да и чем хуже тяга тем меньше КПД котла, а значить нужно больше использовать топлива и деньги в прямом смысле будут вылетать в трубу.

Первый признак засорения дымохода – это появления темного дыма и искр на выходе из трубы. Вторым признаком можно считать отсутствие гула при горении дров, а также желтоватый оттенок пламени. Все это говорит о том что дымоход пора чистить.

Не прочищенный зольник котла

Отложение сажи в зольника также может привести к взрыву сажи. Поэтому за этим местом в котле нужно следить постоянно и вовремя удалять сажу. Нужно учитывать тот факт что количество сажи в зольнике (как и в дымоходе) зависит от качества сжигаемого топлива. Мокрые и смолянистые дрова будут образовывать больше сажи чем сухие и чистые. Сжигание всякого рода пластмассы в топке также приводит к усиленному образованию сажи.

Не стоит чистить зольник когда печь не остыла, ведь горячая сажа является предметом пожароопасным. С этих же соображений не нужно выгребать ее руками, а использовать для этого специальную лопатку.

2017-06-23 Евгений Фоменко

Причины перегрева котлов

Существует много различных причин, из-за которых может произойти подобное, попробуем рассмотреть их на примерах котлов с различными способами работы.

Газовые

Первая причина, почему перегревается газовый котел, и жидкость в нем бурлит — это отсутствие циркуляции в отопительном контуре. Причина этого кроется в засорении фильтров, или произошло завоздушивание отопительного контура. Необходимо просмотреть все фильтры, промыть их, а при необходимости, заменить новыми. Если проблема кроется в завоздушивании, необходимо удалить воздух. Очень часто такая ситуация возникает в старых газовых устройствах фирмы Навьен.

Следующей причиной может послужить банальное засорение накипью, то есть, частички налета отслоились и забили проток. При этом во время работы могут идти щелчки, или такие звуки, будто он стучит. Решение довольно простое — необходимо прочистить аппарат при помощи специальных химических средств, или используя кислоты.

Так же возможно, что было продолжительное неиспользование системы, а затем ее пуск без предварительной прогонки вентиляционной системы. При запуске возможны звуки шума, и устройство выдает ошибку о недостаточной циркуляции. Этому может служить залипание в насосе по причине простоя. Нужно разобрать насос и промыть, затем повторить запуск вновь.

Некачественная газовоздушная смесь может послужить причиной взрыва, существуют нижние и верхние пределы, при которых происходит взрыв.

Еще одна причина — это несоблюдение рекомендаций по месту установки оборудования. Если помещение имеет высокую влажность воздуха или низкую температуру, металл, из которого изготовлен котел, будет портиться. Возможно образование коррозии в случае, если использовали сернистое топливо.


Ведь существую такие участки, которые нет возможности прочистить полностью при помощи продувки, например зазоры труб и перегородок. Если котел постоянно находится в рабочем состоянии влага не сможет повредить ему, а когда он отключен зола, а также поверхность обмуровки впитывают влагу, которая потом приводит к коррозии, а это в свою очередь может привести к утечки газа и взрыву.

Часто у пользователей возникает вопрос, почему булькает вода, причин может быть несколько. Первая — вышел из строя насос или подклинивает, происходит закипание теплоносителя и слышны подобные звуки. Вторая — засорилась батарея.

Если у вас происходит перегрев устройства необходимо выполнить следующие действия для устранения:


Промывка теплообменника
  • Проверить тягу в дымоходе, обратите внимание, нет ли при работе запаха угарного газа.
  • Твердотопливные

    Очень часто ненормальная работа твердотопливного котла отопления связана с неправильным выбором модели. То есть, выбирая дровяной котел, пользователь отдает предпочтение устройству, которое обладает большой по размерам топкой, которая рассчитана на отопление площади свыше 150 м2.

    Однако если у вас отапливаемое помещение всего 70м2 это приведет к тому, что устройство перегревается. А так же к росту давления в котле, что может в конечном итоге привести к взрыву. Еще одной причиной может послужить неверная установка, ведь часто такое ответственное дело доверяют не квалифицированным специалистам, а людям с улицы.

    Следующая ситуация, способная повысить давление, это, если внезапно отключается электричество, и, как следствие этого, останавливается циркуляционный насос. Теплоноситель прекращает циркулировать по отопительной системе, резко повышается давление, и начинает быстро закипать жидкость, все это может привести к возникновению аварии.

    Циркуляционный насос в системе отопления

    Что делать, если это случилось? Перекройте подачу топлива к камере сгорания, категорически запрещается тушить пламя водой, так как это может привести к термическому ожогу кожи и взрыву котла. Чтобы безопасно потушить пламя, можно воспользоваться песком, золой.

    Паровые

    Рассмотрим, каковы основные причины, почему может взорваться котел. Если в паровом котле резко снизить уровень жидкости. Эта причина является самой частой, из-за уменьшения жидкости происходит перегрев стенок выше максимально допустимого значения. Происходит изменения химической структуры металла, уменьшается его сопротивление, и при воздействии на стенки давления, они поддаются выдуванию, что в конечном итоге приводит к взрыву.

    При снижении уровня воды ни в коем случае нельзя заполнять его холодной водой, это приведет в кому, что металл потеряет свою пластичность, повысится его хрупкость и образуются трещины. Если обнаружили снижения воды, необходимо постепенно отключить устройство, прекратить подачу топлива. После того, как он остынет, заполните его жидкостью до установленной нормы, затем запустите вновь.

    Для недопущения снижения уровня жидкости до критического значения он должен быть оборудован устройством, контролирующим верхние и нижние границы уровня жидкости, и при обнаружении несоответствия значений прекратить подачу топлива.

    Жидкость несоответствующего качества. Происходит вследствие изменения химического состава воды, а чаще всего, повышение ее жесткости, поскольку увеличивается отложение накипи. Если вода, которая течет у вас в трубопроводе, не соответствует заявленным в инструкции характеристикам, необходимо очистить ее.


    Для этого используют содово-известковый раствор, натриевый, фосфатное осаждение, можно также очищать катионированием, этот метод предполагает фильтрацию воды через специальный материал катион.

    Образование накипи на внутренних элементах, которая образуется в результате скопления солей, содержащихся в питающей жидкости. Избежать этого можно используя фильтры очистки, которые устанавливаются перед входом в устройство. Если она уже скопилась, необходимо прочистить котел, дабы избежать его перегрева. Слой накипи не должен превышать 0,5 мм для исправной работы устройства.

    Скопление в топочной камере взрывоопасного газа, возникающее вследствии неправильной работы вентиляционной системы, либо поступления топлива.

    Часто причиной взрывов устройств служат дефекты или неисправность главных узлов, уменьшение их запаса прочности, вследствии неправильной эксплуатации, поломки датчиков контроля, а также измерительных устройств.

    Увеличение рабочего давления. Основной причиной подобной неисправности служит выход из строя элементов безопасности, а также несоблюдение установленного режима.

    Группа безопасности котла отопления

    Для того, чтобы своевременно выявить неисправность, необходимо периодически подвергать их техническому освидетельствованию (один раз за год), а также испытаниям, для большей безопасности проводите их не только по плану.

    Электрические

    Причины перегрева в электрокотлах:


    Меры предупреждения и профилактика перегрева

    К мерам предупреждения и недопущения аварийных ситуаций можно отнести следующее:

    • Устанавливайте дополнительный контур для охлаждения котла, который работает на твердом топливе. В двухконтурном котле при повышении теплоносителя, жидкость сможет охладиться за счет системы водоснабжения.
    • Установка буферной емкости , она предупредит закипания котла, возьмет на себя лишнюю температуру, а также может хранить тепло для отопительного контура.
    • Нужно установить источник бесперебойного питания . Если произойдет отключение электроэнергии, автоматически включится бесперебойник, энергия будет поступать из аккумулятора, и система продолжит работать.
    • Периодически прочищать вентиляционную систему .

    Принцип работы системы отопления

    Если описать очень кратко, тогда принцип отопительной системы в частном доме заключается в том, что некая жидкость, будь то вода или часто используемый антифриз, прогревается в котле до заданной пользователем температуры.

    Схема системы отопления

    Затем по отопительной магистрали (трубе) протекает к радиаторам, в которых отдает свое тепло, затем обратно циркулирует при помощи обратного контура к отопительному устройству. Там вновь прогревается, это по сути представляет из себя замкнутый контур.

    Существует две разновидности системы:

    • Однотрубная. Является наиболее экономичной и простой в исполнении. Имеет вид кольца, в который последовательно вмонтированы отопительные радиаторы. Теплоноситель циркулирует по кругу, при этом к первому радиатору поступает наиболее прогретая жидкость, которая делится с ним теплом и при этом теряет несколько градусов, в то время как к пятому или шестому радиатору доходит уже значительно остывший теплоноситель.

      Выход из подобной ситуации, чтобы не были холодными батареи, это увеличение количества секций с каждым последующим радиатором, дабы потери в тепле не были столь ощутимы. Или увеличивать температуру теплоносителя в котле, а это повлечет за собой значительные затраты.

      Однако, можно установить циркуляционный насос, который будет искусственно увеличивать скорость движения теплоносителя и, соответственно, снижать потерю тепла, а также это незначительно сократит интервал нагрева. Однако, и тут есть недостаток, а именно, затраты на электроэнергию.

    • Двухтрубная, в разы превосходит по энергетическим показателям. Она предполагает разветвление теплоносителя на два выхода, как следствие потери тепла сокращаются вдвое. Обратный контур у них совместный.

      Однако для построения подобной системы понадобится вдвое больше труб, запорных арматур, датчиков. Наиболее часто используется в газифицированных помещениях.

    ПРИМЕЧАНИЕ: Выходить в цех до отключения и обеспаривания поврежденного паропроводов категорически запрещается. При обнаружении свищей или течей и парений в арматуре начальнику смены цеха немедленно определить опасную зону и оградить ее для предотвращения проникновения людей в эту зону. В опасной зоне прекратить все работы, вести постоянное наблюдение за поврежденным участком, следить за уровнем в барабане и давлением в паропроводе. Время останова блока определяется главным инженером станции.

    15. ВЗРЫВ В ТОПКЕ ИЛИ ГАЗОХОДАХ КОТЛА

    А) ПРИЗНАКАМИ этой а.с. является:

    Характерный звук в районе аварии, разрушение обмуровки к/а.

    Плохая вентиляция топки и газоходов котла перед растопкой или после останова;

    Погасание факела в топке котла;

    Неплотность топливной арматуры перед горелками;

    Нарушение топочного режима (неполное сгорание топлива из-за недостаточного количества воздуха, плохое перемешивание топлива и воздуха).

    В) ДЕЙСТВИЯ ПЕРСОНАЛА:

    Аварийно отключить котел и блок;

    Проверить выполнение операций по останову блока по п.3;

    Провентилировать топку и газоходы котла в течение 10 мин. при отсутствии очагов горения в топке и газоходов;

    Выяснить причину взрыва;

    Осмотреть котел с целью определения величины и характера разрушений, закрыть лючки-гляделки и лазы, которые могли открыться при взрыве, осмотреть состояние обмуровки котла и облицовку газоходов.

    Приступить к растопке котла можно только, выяснив и устранив причину взрыва и ликвидировав последствия взрыва с разрешения главного инженера.

    16. ЗАГОРАНИЕ ХВОСТОВЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ НАГРЕВА КОТЛОВ

    При появлении признаков резкого повышения температуры уходящих газов, разности температур между газом и воздухом оперативный персонал обязан:

    Немедленно потушить котел;

    Отключить тягодутьевые машины, закрыв их направляющие аппараты, исключив вентиляцию топки и газоходов;

    Заключение о прекращении горения может быть сделано только после тщательного внутреннего осмотра поверхностей нагрева и газоходов;

    Включить все виды внутреннего пожаротушения и обмывки ТВП;

    Обеспечить обильное наружное орошение газохода (воздухопровода) и подачу воды через люки непосредственно на горящие поверхности с помощью пожарных стволов силами собственного оперативного и ремонтного персонала, а также с привлечением пожарных подразделений;

    Прокачивать воду через экономайзер и создавать необходимый расход аккумулированного пара через пароперегреватель открытием продувки в атмосферу для предупреждения их повреждения.

    17. ПОЖАР В ЦЕХЕ

    А) ПРИЗНАКАМИ пожара являются:

    Сильный дым в цехе;

    Пламя в пределах цеха.

    Б) ПРИЧИНАМИ пожара могут быть:

    Взрыв или хлопок в топке;

    Короткое замыкание в электрическом кабеле или электродвигателе;

    Нарушение правил пожарной безопасности в цехе.

    В) ДЕЙСТВИЯ ПЕРСОНАЛА:

    При обнаружении очага пожара действовать согласно общеобъектовой инструкции по предупреждению и ликвидации пожара, оперативного плана пожаротушения;

    При пожаре, угрожающем жизни персонала или оборудованию, а также цепям дистанционного управления отключающей арматуры, входящей в схему защит, немедленно отключить котел и блок. Проверить выполнение операций по останову блока по п.3.

    18. ПОВЫШЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ СВЕЖЕГО ПАРА ЗА КОТЛОМ

    А) Признаками этой а.с., определяемой по показаниям щитовых приборов, могут быть:

    Срабатывание ПС РОУ при давлении пара перед турбиной 143 кгс/см 2 ;

    Открытие контрольных импульсных предохранительных клапанов при повышении давления за котлом до 155 кгс/см 2 ;

    Открытие рабочих импульсных предохранительных устройств при повышении давления в барабане котла до 172 кгс/см 2 .

    Б) ПРИЧИНАМИ этой а.с. могут быть:

    Резкое повышение частоты в системе (сброс нагрузки);

    Некачественная работа системы регулирования турбины;

    Неисправность регуляторов тепловой нагрузки или регуляторов топлива.