Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте. Восприятие дошкольников: особенности развития и диагностика Развитие восприятия младший дошкольный возраст

Министерство образования и науки РФ

Министерство образования и науки УР

ГОУ СПО «Сарапульский педагогический колледж»

Тема: Восприятие в дошкольном возрасте.

Выполнила:

Студентка группы 313-1

Специальность 050704:

«Дошкольное образование»

Иванова Василина

Проверила:

Галлямова Г.Д.

2009г

Введение

Восприятием называется отражение предметов и явлений действительности в момент их воздействия на наши органы чувств.

Из рассмотрения основных свойств восприятия, особенно его осмысленности, видно, что оно может давать разные результаты в зависимости от многих условий. Это объясняется тем, что условия определяют характер действий восприятия, выполняемых человеком, а от особенностей действий восприятия зависит его результат.

Действия восприятия, как и всякие познавательные действия, направлены на решение определенных задач. Самые обычные задачи, которые человек решает при помощи восприятия, - это задачи установления внешних свойств предметов и явлений и их узнавания. Такие задачи встречаются буквально на каждом шагу и взрослым человеком решаются, как правило, почти автоматически. Задачи восприятия решаются при помощи специальных средств. Это, как и в других случаях, знания, но знания особого рода – наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов – сенсорные эталоны. Сенсорные эталоны созданы человечеством, которое расчленило и систематизировало каждый вид свойств в соответствии с научными и практическими целями.

Виды восприятия

Мы видим находящийся за окном пейзаж, слышим музыку и человеческую речь, улавливаем запах цветущей сирени – все это разные виды восприятия. В зависимости от того, какой орган чувств принимает преимущественное участие в восприятии, различают: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое восприятие

В ходе восприятия мы получаем сведения о внешних свойствах предметов и явлений – их форме, величине, цвете, запахе, вкусе, звучании – и по этим свойствам узнаем сами предметы и явления.

Свойства восприятия

Основные свойства восприятия – его предметность, осмысленность и константность.

Предметность восприятия состоит в том, что получаемые нами из внешнего мира впечатления мы всегда относим к тем или другим предметам и явлениям. Мы видим не просто что-то красное, а красный флаг, красный цветок, слышим звуки человеческой речи, воспринимаем вкус конфеты и т.д. в случае, когда источник впечатлений нам неизвестен, мы пытаемся его определить.

С предметностью восприятия тесно связана его осмысленность. Воспринимая что – либо, мы используем свой опыт, невольно добавляем к полученным впечатлениям те, которые были получены нами раньше, и именно поэтому узнаем предметы, которые служат источником впечатлений.

Воспринимая предметы и их свойства, мы называем их, относя к знакомому виду предметов и свойств. Такое называние может быть более точным, конкретным и более общим, но оно всегда участвует в человеческом восприятии.

Осмысленность восприятия проявляется в том, что одни и те же предметы и их свойства разные люди могут воспринимать по-разному в зависимости от своего прошлого опыта, состояния, индивидуально – психологических особенностей. Особенно большое влияние на восприятие оказывает установка – ожидание увидеть что-то определенное.

Константность (постоянство) восприятия - это относительная независимость восприятия свойств предметов – их формы, величины, цвета – от условий, в которых это восприятие происходит. Когда мы смотрим на предметы, их изображения возникают на сетчатке нашего глаза. Эти изображения резко изменяются при перемещении самих предметов или при нашем собственном передвижении, изменяющем расстояние до предметов или их положение по отношению к нам.

В дошкольном возрасте выделяют: восприятие формы и размера, восприятие сюжетных картин, восприятие времени, восприятие пространства, восприятие художественных произведений.

Восприятие формы и размера.

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет, выделяя в предметах не существенный, а второстепенные признаки, т. е. то, что ярко выделяет данный предмет на фоне других. В дошкольном возрасте у ребенка формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое.

Ребенок-дошкольник при восприятии предметов, прежде всего, обращает внимание на его форму, затем размер и лишь к концу дошкольного возраста - на цвет. Цвет предмета является для дошкольника опознавательным Признаком лишь тогда, когда другой ведущий признак (форма) по каким-либо причинам не получил сигнального значения. Важно, какая задача ставится перед ребенком: если надо «спрятать» цветную фигуру на аналогичном фоне, то решающее значение приобретает цвет, если выложить узор из одноцветных фигур - форма. Иногда дошкольники могут ориентироваться и на оба признака одновременно.

В определении ребенком предпочтений одному или другому признаку предмета существенная роль принадлежит слову. Фиксируя предмет, слово выделяет в качестве его основного опознавательного признака форму. Но у младших дошкольников форма слита с предметным содержанием, что проявляется в опредмечивании ребенком любой новой формы. Например, 3 - 4-летние малыши в треугольнике видят крышу, в прямоугольнике - окно, в круге - солнышко и т.п., а 5 - 6-летние - могут выделить уже именно форму по сходству ее с определенным предметом, говоря, что круг - как колесо, кубик - как кусок мыла, а цилиндр - стакан.

Освоив названия геометрических фигур, дошкольники свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых им вещах, т. е. отделяют форму от предметного содержания, говоря, что дверь - это прямоугольник, тарелка - круг и т.д. Таким образом, форма приобретает для дошкольника сигнальное значение, а ее обобщенное значение обозначается ребенком словом.

Среди современных компьютерных программ для детей существует достаточное число игр для формирования у детей сенсорных эталонов, помогающих ребенку освоить названия форм и цветов. Эти эталоны обеспечивают формирование важнейших психических качеств в дошкольном возрасте. При этом детям даются как раздельно, так и одновременно эталоны формы, цвета или размера, которые «спрятались» в том или ином предмете и которые ребенок должен найти. В компьютерных играх, в отличие от обычных занятий, существует возможность наложить эталон (например, квадрат или круг) на ту или иную фигуру, продемонстрировать ребенку его ошибки и самому ребенку найти причину ошибки и исправить ее, что трудно бывает реализовать в других играх. «Оживление» правильно собранной фигурки, яркие цвета и музыкальное сопровождение стимулируют поиск правильного ответа и не дают детям устать, как это тоже часто бывает при обычных занятиях.

Многие детские компьютерные программы включают в свою структуру раскраски, которые также помогают дошкольнику довольно быстро в игровой форме освоить названия цветов.

Восприятие сюжетных картин

Восприятие дошкольника характеризуется синкретичностью, т.е. предмет осмысливается на основании одной несущественной его части, восприятие целого не основано на его анализе. Эта особенность часто проявляется у дошкольников при восприятии предметов и их изображений на картинке, а также целых эпизодов и событий. Например, в одном из экспериментов детям предлагалось рассмотреть изображение старика, который тащит за собой тележку с огромным узлом и разными вещами (ведром, шваброй, сапогами), которые хорошо видны. Большинство 4 -5-летних детей говорили, что «дядя везет лошадь». Ребенок воспринимает узел как лошадь только потому, что один его угол смутно напоминает ему голову лошади. Подобные ошибки часто повторяются при восприятии ребенком плохо, нечетко изображенных предметов, при этом любая часть предмета, что-то напоминающая дошкольнику, может стать для него опорной. Поэтому явление синкретизма довольно часто можно заметить у ребенка при использовании в работе с ним стилизованных изображений, когда художник, нарушив четкость реальной формы предмета, прибегает к ее утрированию, к некоторым условностям в изображении, которые затрудняют узнавание даже хорошо знакомых детям предметов.

Указанная выше особенность детского восприятия должна учитываться при подборе компьютерных программ. Дело в том, что часто художники, создающие графическую часть детской компьютерной игры, прибегают к стилизации образов. Например, в указывавшейся нами ранее серии игр «Тим и Том» компании «Новый диск» некоторые персонажи созданы на основе стилизации образов ряда животных, порой даже взрослому сложно определить, образ какого животного имел в виду художник: кролик не очень отличается от кенгуру, мышь от кузнечика и т.д.

Дошкольником лучше воспринимаются персонажи, в основе типажа которых лежит образ ребенка: голова увеличена по отношению к туловищу, большие глаза, округлые щеки, «детская» улыбка. Яркие плоские изображения ближе и понятнее детям, чем образы, созданные на основе З D -технологий, тем более что восприятие человека в основе своей двухмерно и даже взрослый пользователь ПК не сможет в полной мере оценить все прелести трехмерной графики. Вот почему малыши с большим удовольствием играют в игрушки, созданные по мотивам мультфильмов компании Уолта Диснея. Примером такой великолепной двухмерной графики могут быть игры «Бемби», «Большая игра Пятачка», из отечественных продуктов можно выделить игру «Дача кота Леопольда» фирмы «1С».

Надо отметить, что детям-дошкольникам трудно правильно воспринять картинку. На первых порах у них преобладает фрагментарное восприятие, т. е. узнавание отдельных предметов, никак между собой не связанных. Поэтому для детей 3 - 4 лет на экране необходимо предлагать очень простые картинки, на которых присутствует только один предмет, несложный по своей структуре.

Дети 5 - 6 лет уже хорошо улавливают действия, которые производят персонажи, начиная с 6 лет дошкольники вникают в отношения между предметами и явлениями (причины, связи, обстоятельства, цели). Старшие дошкольники при толковании изображений активно используют свой опыт, раскрывая внутренние связи между предметами путем осмысления всей изображенной на картинке (или экране) ситуации. Уровень понимания ребенком-дошкольником картинки зависит от ее содержания (насколько оно ему знакомо), от структуры картинки или статичности сюжета. Поэтому чем младше дошкольник, тем проще должны использоваться картинки в детских компьютерных программах. Для младших дошкольников не рекомендуется использовать динамичные сюжеты: персонажи и предметы должны быть статичными, крупными и с небольшой цветовой вариацией. Включаемые в игру предметы и герои должны быть знакомы и понятны младшему дошкольнику.

Детям очень нравятся в качестве главных героев животные, озвученные «детскими» голосами. Если в игру вводятся новые, явно незнакомые предметы, то они должны четко называться, а в картинке-сюжете их должно быть не более одного. Когда в программы, созданные для тренировки когнитивных навыков, вводится много незнакомых предметов, ребенку сложно выполнить предлагаемые задания. Например, ребенок 3 - 4 лет в качестве объектов для запоминания может не воспринять керосиновую лампу, дирижабль или печатный станок.

Сложные сюжеты с обилием мелких деталей и предметов доступны только к концу дошкольного возраста, поэтому большинству дошкольников не интересно играть в стратегии и RTS -игры (Real Time Strategy ) не только из-за сложности ставящихся перед игроком задач, но и из-за невозможности адекватно воспринять изображенные на экране игровые сцены, изобилующие мелкими движущимися объектами и деталями. Проведенный нами опрос среди родителей 6-леток, имеющих компьютер дома, показал, что лишь небольшая часть старших дошкольников (преимущественно мальчики) играет в стратегии.

К компьютерным программам, направленным на развитие восприятия сюжета (этот вид игр весьма распространен среди отечественных и зарубежных продуктов) относятся игры, в которых надо собрать картинку из нескольких частей. Игры можно варьировать по степени сложности, так как картинка разбивается на 8, 12, 16, 24 и 48 частей. Поэтому такие игры можно давать детям от 5 до 7 лет во все более усложняющихся вариантах. Так как во многих вариантах в процессе игры осуществляется подсчет времени и набранных играющими очков, такого рода игры можно давать детям не только в индивидуальных, но и в коллективных занятиях в виде игры-соревнования.

Воспитателям и педагогам, работая с 5 -6-летними детьми, следует обращать внимание ребят на исходную картинку, которую надо внимательно рассмотреть и запомнить, так как без этого невозможно собрать ее из частей. Так у детей формируются основы произвольного запоминания и внимания, необходимые для нормального психического развития.

Восприятие времени

Восприятие времени для ребенка - гораздо более сложная задача, чем восприятие пространства. Это обусловлено самой природой времени как объекта познания и его ролью в жизни дошкольника. Во-первых, для восприятия времени у человека нет специального анализатора, оно познается через движения или ритм жизненных процессов: для ребенка это режим дня (сон, еда, прогулка и т.д.). У взрослого человека восприятие времени - результат согласованной работы нескольких анализаторов, объединенных в одну систему, у ребенка такой согласованной работы анализаторов пока нет. Во-вторых, восприятие времени субъективно, так как зависит от состояния самого человека (интенсивности деятельности, состояния ожидания, увлеченности и т.п.). В-третьих, изменчиво обозначение временных отношений: «завтра» становится «сегодня», а «сегодня» -- «вчера». Такая незримость времени затрудняет его восприятие дошкольником.

Младшие и средние дошкольники ориентируются во времени исключительно по бытовым событиям: «мы завтракаем - значит, утро», «ложимся спать - вечер». Примечательно, что дошкольник может считать окончание дневного сна началом нового дня. Постепенно ребенок начинает определять время по природным явлениям: «Зимой утром еще не совсем светло», «Вечером уже темно, нет солнца». Старший дошкольник осваивает времена года сначала по одежде, которая меняется со сменой сезонов, затем по природным признакам: «Осенью листва опадает, а весной - распускается» и т. п. .

Изучению времен года посвящено несколько игровых программ различных компаний. Например, в уже упоминавшейся игре «Башня знаний» компании «Кирилл и Мефодий» ребенок должен одеть главного героя в соответствии с погодой за окном (снег - сапожки и пальто, солнце и зеленая листва - майка и шортики и т.п.).

Труднее всего детям представить прошлое и те огромные отрезки, которые оно может занимать. Для младшего дошкольника есть только одно определение: «Это было давно». В старшем дошкольном возрасте в этом неопределенном «давно» появляются некоторые временные ориентиры: «Это было до войны». Игровые программы, в основе сюжета которых лежат исторические события и эпохи, вводят ребенка в мир прошлого, показывая, сколь оно разнообразно и продолжительно.

Признаком первой дифференциации времени является появление слов «сначала», «потом», «раньше», «после этого». Знакомство с часами является важным этапом в понимании независимости времени от желания и деятельности человека, еще одной вехой в преодолении детского эгоцентризма.

Для ознакомления старших дошкольников со временем достаточно эффективной, на наш взгляд, является упоминавшаяся уже игровая программа «Башня знаний», в которой ребенок может располагать стрелки каким угодно образом, а компьютер называет ему выбранное время. Время показано как на часах со стрелками, так и на электронном табло.

Восприятие пространства

В дошкольном возрасте интенсивно продолжает развиваться и восприятие пространства. Ребенок осваивает понятия «верх» - «низ», «над» - «под», «далеко» - «близко», «за» - «перед», «право» - «лево» и т.д. Только к концу дошкольного детства у ребенка появляется ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции. Но такая ориентировка может быть сформирована несколько раньше при специальном обучении, когда ребенок может самостоятельно перемещать предметы в пространстве, рассматривая их взаимоположение с разных сторон. При компьютеризированном обучении также возможно помочь ребенку в освоении пространственных взаимоотношений. Для этого необходимо использовать игры, где у ребенка есть возможность перемещать предметы в виртуальном пространстве. Нами замечено, что такие игровые программы стимулируют развитие не только пространственного восприятия, но и трехмерного мышления. Примером такой игровой программы может быть «Клиффорд готовится к школе», где в игре «Лазалки» ребенку необходимо разместить в пространстве различные части объемных фигур-лазалок. Всевозможные лабиринты, по которым надо провести определенный предмет, а также игры, в которых надо быстро поймать фигуру и поставить ее на нужное место, также развивают пространственные представления ребенка. Хотя большинство таких игр достаточно сложны и рассчитаны на более старший возраст (примерно 10-12 лет), существуют и специальные модификации для дошкольников, которые можно использовать не только для обучения, но и для коррекции, т. е. исправления недостатков зрительной, моторной или пространственной координации у 5 -7-летних детей.

К концу дошкольного возраста дети научаются соизмерять длину, ширину, высоту, форму и объем предметов. Но успешность выполнения заданий на определение указанных величин с помощью компьютера зависит от объема предыдущего опыта, полученного в непосредственной деятельности с предметами. Хотя уже большинство дошкольников 5 лет среди ленточек на экране могут выбрать самую узкую, а среди героев игры - самого высокого и т.п.

Восприятие художественных произведений

Восприятие прекрасного - это продукт общественного развития ребенка. Уже в дошкольном возрасте дети пользуются такими понятиями, как «красивое» и «некрасивое». При этом данные понятия совмещаются у них с понятиями «плохое» и «хорошее»: «все хорошее - красивое», а «все плохое - некрасивое». Это приходит к ребенку с культурными установками, воплощенными в сказках, кинофильмах, мультфильмах. Злой герой чаще страшный, в его одеждах преобладают темные цвета и оттенки, добрый герой красив, одет ярко, часто в его одеждах присутствует золотой и белый цвета. Поэтому дети, рисуя то, что им неприятно, изображают это подчеркнуто небрежно, используя темные тона и интенсивную штриховку. Когда же они изображают приятные для них образы, то прорисовывают их тщательно, используя яркие и чистые цвета. Таким образом, восприятие художественного произведения - это сложный психический процесс, в который включаются не только узнавание и понимание изображения, но и эмоциональная окрашенность воспринятого, определенное отношение к нему. Конечно, оценочные суждения дошкольников еще примитивны, но они свидетельствуют о зарождении умения не только почувствовать красивое, но и оценить.

В художественном восприятии имеет значение степень близости и доступности образа для дошкольника. Дети 3 - 4 лет в ролях находчивых, юмористических персонажей предпочитают видеть животных с антропоморфическими признаками, поэтому описанные выше диснеевские герои так у них популярны. Наиболее доступны для понимания ребенка этого возраста эмоции, выраженные в мимике персонажа, значительно труднее воспринять эмоциональное содержание, переданное в позе и жестах, особенно когда оно воплощается посредством изображения взаимоотношений. При этом важно, какая именно эмоция отображается на лице героя: эмоцию радости и гнева дошкольники улавливают легче, чем выражение грусти и печали. Средним дошкольникам нравятся герои-животные, сказочные человечки, дети-ровесники. Не случайно многим детям этого возраста нравится образ большой собаки Клиффорда в одноименных играх (рис. 2.9), так как он создает чувство защищенности и безопасности. Старших дошкольников привлекают часто более занимательные и находчивые, веселые персонажи.

В процессе развития художественного восприятия у детей появляется понимание выразительных средств произведений искусства, что ведет к более адекватному и глубокому его восприятию. Умелое применение музыки, картин, художественного слова помогает глубже воспринять художественные образы, воплощенные в них.

Развитию художественного восприятия дошкольника могут способствовать специальные обучающие приемы, которые в последнее время используются рядом специально предназначенных для данной цели развивающих компьютерных программ.

Заключение

Расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов происходит главным образом за счет систематизации этих представление. Так, знакомясь с цветом, дети узнают о последовательности расположения цветов в спектре, об их делении на теплые и холодные цвета, об оттенках, которые занимают промежуточные положение между цветами спектра. Определяя цвет предмета, они устанавливают его место среди других цветов.

Знакомство с формами углубляется путем овладения их группировкой, делением на округлые и прямолинейные, представлениями об отличии форм друг от друга и их связи, возможности перехода одних форм в другие.

Результатом действий восприятия являются образы предметов и явлений, их внешних свойств. Их полнота, детальность, четкость, и главное, правильность зависят от того, настолько успешно выполняются действия восприятия, насколько хорошо человек ими владеет. Это сказывается наиболее явно, когда перед восприятием возникают сложные задачи, но проявляются и в быту. Людей, которые отличаются четким и быстрым восприятием, подмечают незаметные для других особенности предметов.

Хотя при выполнении действий восприятия огромное значение имеет прошлый опыт человека, запас представлений и знаний, образы, которые возникают в результате восприятия, нельзя изменить, даже зная о том, что они неправильны. Так если человеку надевают специальные очки, переворачивающие или «выворачивающие наизнанку» видимые предметы, он знает, в чем дело, но оказывается не в состоянии исправить свои образы. Такое исправление наступает постепенно, по мере того как вырабатываются новые действия восприятия, приспособление к изменившимся условиям.

Список использованной литературы

    Венгер Л.А, Мухина В.С. Психология: Учеб.пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошк.воспитание» . – М.: Просвещение, 1988.

    Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.

    Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.

Введение…………………………………………………………………………………………………………

Виды восприятия……………………………………………………………………………………………

Свойства восприятия……………………………………………………………………………………..

Восприятие формы и размера………………………………………………………………………

Восприятие сюжетных картин………………………………………………………………………

Восприятие времени……………………………………………………………………………………

Восприятие пространства…………………………………………………………………………….

Восприятие художественных произведений………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………………………………………..

Элементарные формы восприятия начинают развиваться очень рано, в первые месяцы жизни ребенка, по мере образования у него условных рефлексов на комплексные раздражители. Дифференциация комплексных раздражителей у детей первых лет жизни еще очень несовершенна и значительно отличается от дифференциации, возникающей в более старшем возрасте. Это объясняется тем, что у детей процессы возбуждения преобладают над торможением.

Вместе с тем отмечается большая неустойчивость обоих процессов, их широкая иррадиация и, как следствие этого, неточность и непостоянство дифференциации. Для детей дошкольного и младшего школьного возрастов характерна малая детализация восприятий и их большая эмоциональная насыщенность.

Маленький ребенок прежде всего выделяет блестящие и движущиеся предметы, необычные звуки и запахи, т. е. все, что вызывает его эмоциональные и ориентировочные реакции. Вследствие недостаточности опыта он еще не может отличать главные и существенные особенности предметов от второстепенных. Необходимые для этого условно-рефлекторные связи возникают лишь по мере действия с предметами в процессе игры и занятий.

Непосредственная связь восприятий с действиями - характерная особенность и необходимое условие развития восприятия у детей. Увидев новый предмет, ребенок тянется к нему, берет его в руки и, манипулируя с ним, постепенно выделяет его отдельные свойства и стороны.

Отсюда огромное значение действий ребенка с предметами для формирования правильного и все более детального восприятия их. Большие трудности для детей представляет восприятие пространственных свойств предметов. Необходимая для их восприятия связь зрительных, кинестезических и осязательных ощущений образуется у детей по мере практического знакомства с величиной и формой предметов, оперирования ими, а умение различать расстояния складывается тогда, когда ребенок начинает самостоятельно ходить и перемещаться на более или менее значительные расстояния.

Вследствие недостаточной практики зрительно-двигательные связи у детей младшего возраста все еще несовершенны. Отсюда неточность их линейного и глубинного глазомера. Особенно часто дети ошибаются в величине удаленных предметов, а восприятие перспективы на рисунке достигается лишь к концу дошкольного возраста и часто требует специальных упражнений.

Абстрактные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник) связываются в восприятии дошкольников с формой определенных предметов (треугольник дети часто называют «домиком», круг - «колесиком» и т. д.); и только позднее, когда они узнают название геометрических фигур, у них возникает общее представление о данной форме и правильное различение ее независимо от других признаков предметов.

Еще большие трудности для ребенка представляет восприятие времени. У детей 2-2.5 лет оно еще совсем смутное, недифференцированное. Правильное употребление детьми таких понятий, как «вчера», «завтра», «раньше», «позже» и т. д. в большинстве случаев отмечается лишь около 4 лет, продолжительность же отдельных промежутков времени (час, полчаса, 5-10 минут) часто путают и шести - семилетние дети.

Значительные сдвиги в развитии восприятия у ребенка возникают под влиянием речевого общения с взрослыми . Взрослые знакомят ребенка с окружающими предметами, помогают выделять их наиболее важные и характерные стороны, учат способам действия с ними, отвечают на многочисленные вопросы относительно этих предметов.

Усваивая названия предметов и их отдельных частей, дети учатся обобщать и дифференцировать предметы по наиболее важным признакам. В большой степени восприятия детей зависят от их предшествующего опыта. Чем чаще ребенок сталкивается с различными предметами, чем больше он узнает о них, тем полнее он может воспринять и в дальнейшем правильнее отражать связи и отношения между ними.

Неполнотой детского опыта, в частности, объясняется и то, что при восприятии малоизвестных вещей или рисунков маленькие дети часто ограничиваются перечислением и описанием отдельных предметов или их частей и затрудняются объяснить их значение в целом.

Психологи Бине, Штерн и другие, подметившие этот факт, сделали из него неправильный вывод о наличии жестких стандартов возрастных особенностей восприятия вне зависимости от содержания того, что воспринимается.

Такова, например, схема Бине, устанавливающая три возрастные ступени восприятия детьми картинок: в возрасте от 3 до 7 лет - стадия перечисления отдельных предметов, в возрасте от 7 до 12 лет - стадия описания и от 12 лет - стадия объяснения, или интерпретации.

Искусственность подобных схем легко обнаруживается, если детям предъявлять картинки с близким, знакомым им содержанием. В этом случае даже трехлетние дети не ограничиваются простым перечислением предметов, а дают более или менее связный рассказ, хотя бы и с примесью выдуманных, фантастических объяснений (данные С. Рубинштейна и Овсепяна).

Таким образом, качественное своеобразие содержания детского восприятия вызывается, прежде всего, ограниченностью детского опыта, недостаточностью систем временных связей, образовавшихся в прошлом опыте, неточностью выработанных ранее дифференцировок.

Закономерностями образования условно-рефлекторных связей объясняется также тесная связь детского восприятия с действиями и движениями ребенка .

Первые годы жизни детей - это период выработки основных межанализаторных условно-рефлекторных связей (например, зрительно-двигательных, зрительно-осязательных и др.), образование которых требует непосредственных движений и действий с предметами.

В этом возрасте дети, рассматривая предметы, в то же время ощупывают и осязают их. В дальнейшем, когда указанные связи становятся более прочными и дифференцированными, непосредственные действия с предметами бывают менее необходимы, и зрительное восприятие делается относительно самостоятельным процессом, в котором двигательный компонент участвует в скрытой форме (производятся главным образом движения глаз).

Обе эти стадии отмечаются всегда, но связывать их с строго определенным возрастом нельзя, так как они зависят от условий жизни, воспитания и обучения ребенка.

Важное значение для развития восприятия и наблюдательности в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет игра . В игре дети дифференцируют различные свойства предметов - их цвет, форму, величину, вес, а так как все это связывается с действиями и движениями детей, то тем самым в игре создаются благоприятные условия для взаимодействия различных анализаторов и для создания многостороннего представления о предметах.

Большое значение для развития восприятия и наблюдательности имеет рисование и лепка, в процессе которых дети учатся правильно передавать контуры предметов, различать оттенки цветов и т. д. В процессе игры, рисования и выполнения других заданий дети приучаются самостоятельно ставить перед собой задачу наблюдения. Тем самым уже в старшем дошкольном возрасте восприятие делается более организованным и управляемым.

В школьном возрасте восприятие становится еще более сложным, многосторонним и целенаправленным. Школа с ее разнообразными учебными и внеклассными занятиями раскрывает перед учащимися сложную картину природных и общественных явлений, формирует их восприятие и наблюдательность.

Развитию восприятия в школьном возрасте особенно содействует наглядность обучения . Систематические практические и лабораторные занятия, широкое использование наглядных пособий, экскурсии, ознакомление с разными видами производственной деятельности - все это дает огромный материал для развития восприятий и наблюдательности учащихся.

Развитие восприятий у школьников требует значительного внимания и руководства со стороны учителей и воспитателей. Особенно это относится к учащимся младших классов, которые из-за недостаточности жизненного опыта часто не могут выделить основное и существенное в наблюдаемых явлениях, затрудняются в их описании, пропускают важные детали, отвлекаются случайными, несущественными деталями.

Задача преподавателя заключается в том, чтобы тщательно подготовить учащихся к восприятию изучаемых объектов, сообщить необходимые сведения о них, которые облегчили бы и направили восприятие учащихся в сторону выделения наиболее важных особенностей предметов.

Демонстрация наглядных пособий (рисунков, схем, диаграмм н т. п.), проведение лабораторных работ и экскурсий только тогда достигают цели, когда учащиеся ясно сознают задачу наблюдений. Без этого они могут смотреть на предметы и тем не менее не видеть самого главного.

На одном из уроков в I классе учительница проводила беседу о белках. Она повесила картину с изображением двух белок и провела беседу об их образе жизни, ничего, однако, не сказав об их внешнем виде. Затем, сняв картину, она предложила ученикам дорисовать по картонному трафарету недостающие детали изображения белки и раскрасить рисунок. Совершенно неожиданно это оказалось для детей трудной задачей. Посыпались вопросы: какого цвета белка, какие у нее глаза, есть ли у нее усы, есть ли брови и т. п. Таким образом, хотя дети и смотрели на картину, но очень мало заметили на ней (из наблюдений М. Скаткина).

В процессе школьных занятий с целью развития восприятии необходимы тщательные сравнения предметов, их отдельных сторон, указание на сходство и различие между ними. Важнейшее значение имеют самостоятельные действия учащихся с предметами и участие различных анализаторов (в частности, не только зрения и слуха, но и осязания).

Активные, целенаправленные действия с предметами, последовательность и систематичность в накоплении фактов, их тщательный анализ и обобщение - таковы основные требования к наблюдению, которые должны строго соблюдаться учащимися и преподавателями.

Особенно надо заботиться о правильности наблюдений. Вначале наблюдения школьников могут быть недостаточно подробными (что естественно при первом ознакомлении с предметом или явлением), но наблюдения никогда не должны подменяться искажением фактов и их произвольным толкованием.

1 " См.: Каничева Р. А. Влияние цвета на восприятие размера // Психологические исследования/ Под ред. Б. Г. Ананьева. Л., 1939. Т. IX.

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первона­чально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным , целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются про­извольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск.

Зна­чительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь - то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предме­ты, он отделяет их от других, определяя их состояния, связи или действия с ними, - видит и понимает реальные отношения между ними.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития восприятия ребенка дошкольного возраста

Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. На этом этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас и он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Для каждого психического процесса существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие. Если ребенок недостаточно был включен в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок. Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения.

Восприятие ребенка тесно связано с игрой. В игре он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес, активно познает воспринятую информацию. Особое значение в жизни дошкольника имеют ролевые игры, в которых он познает законы общения, социальные отношения, характеры и социальные роли людей.

Восприятие – это ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию: объединяет свойства предметов в целый образ предмета; все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации и весь полученный опыт об окружающем мире.
Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не подметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью.
Если в процессе восприятия ребенок не получит благоприятных условий для развития восприятия, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте. При серьезных отставаниях может наблюдаться задержка психического развития.
Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Восприятие младшего дошкольника (3-4 года) носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, величина и др., - не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: наложения, прикладывания, измерения и др. в процессе активного познания ребенок знакомится с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства. Он учится воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, названия, учится различать их оттенки и особенности. За этот период у него формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, прямоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины; о времени.
Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организованна целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.

К основным линиям сенсорного развития детей дошкольного возраста можно отнести:

1) усвоение сенсорных эталонов.

Что такое сенсорные эталоны?

Как отмечает Л.А. Венгер, В.С. Мухина, это наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов.

Сенсорные эталоны цвета – цвета спектра и их оттенки, формы – геометрические фигуры и их разновидности, величины – единицы метрической системы линейных мер и т.д.

2) способы восприятия. Выделяют 2 способа восприятия:

* внешние пробы, к которым относятся такие приемы, как: прикладывание образца к предмету, обведение контура образца и предмета пальцем. Данный способ характерен для детей младшего дошкольного возраста.

Для детей младшего дошкольного возраста характерны такие приемы (наглядно-действенное мышление)

* зрительное сравнение, когда дети на глаз воспринимают предмет, могут без помощи внешних проб сравнивать, соотносить его с другими предметами. Характерно для детей старшего дошкольного возраста.

3) обследование предметов, в ходе которого ребенок сначала в процессе ведущей деятельности обследует предмет, выделяя его цвет, форму, размер, части, а затем в старшем дошкольном возрасте Словечно описывает различные свойства конкретного предмета.

Таковы основные линии развития восприятия детей дошкольного возраста. Лишь посредствам систематического и целенаправленного обучения возможно достичь высокого уровня сенсорного развития дошкольников.

Ориентировка в пространстве.

Уже в раннем детстве ребенок достаточно хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов. Однако он не отделяет направлений пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов. Представления о предметах и их свойствах образуются раньше, чем представления о пространстве. И служат их основой.

Первоначальные представления о направлениях пространства, которые усваивает трехлетний ребенок, связаны с его собственным телом. Оно является для него точкой отсчета, по отношению к которой ребенок только и может определять направление. Например, определить положение других частей тела в качестве правых или левых ребенку удается только по отношению к положению правой руки.

Дальнейшее развитие ориентировки в пространстве заключается в том, что дети начинают выделять отношения между предметами (один предмет за другим, перед другим, слева, справа от него, между другими).

Только к концу дошкольного возраста у детей появляется ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умение менять точки отсчета.

Ориентировка во времени.

Ориентировка во времени создает для ребенка большие трудности, чем ориентировка в пространстве. Ребенок живет, его организм определенным образом реагирует на течение времени: в известное время суток ему хочется есть, спать и т.д., но сам ребенок долго не воспринимает время.

У ребенка знакомство со временем начинается только с усвоением обозначений и мер времени, выработанных людьми. А эти обозначения и меры усвоить не так-то легко, поскольку они имеют относительный характер (то, что накануне называлось «завтра», называется «сегодня», а на следующий день – «вчера»).

Усваивая представления о времени суток, дети прежде всего ориентируются на собственные действия: утром умываются, завтракают; днем играют, занимаются, обедают; вечером ложатся спать. Представления о временах года усваиваются по мере знакомства с сезонными явлениями природы.

Особые трудности связаны с усвоением представлений о том, что такое «вчера», «сегодня», «завтра», это объясняется относительностью данных понятий.

Представления о больших исторических периодах, последовательности событий во времени, длительности жизни людей на протяжении дошкольного возраста обычно остаются недостаточно определенными.

Педагогам и родителям в ажно заметить ранние формы отступлений от нормального хода развития ребенка. Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы, как пластичность. Исследования Ивана Петровича Павлова показали, что, чем моложе организм, тем нервная система более пластична и гибко реагирует на воздействия извне. Значению современной коррекционно-развивающей работы уделено много внимания в трудах Льва Семеновича Выготского. Он доказал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро, и что еще более ценно, имеют высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно.


Наталия Годиева
Методическая разработка по развитию зрительного восприятия у дошкольников.

Окружающий человека мир – это мир предметов и явлений, поэтому целостное восприятие предметов позволяет человеку правильно ориентироваться в нем. Без этого у ребенка могут возникнуть различные проблемы не только в интеллектуальной сфере, но и в эмоционально волевой сфере, в социализации ребенка в целом. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, не замеченные взрослым.

В процессе развития восприятие совершенствуется, и оттачивается в согласованной работе с мышлением, воображением, речью. Если в процессе воспитания ребенок не получает благоприятных условий для развития восприятия, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что дошкольный возраст - это важный этап в развитии ребенка. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико. Данный возрастной период рассматривается, как критический и сензитивный для совершенствования механизмов зрительного восприятия, развития целостного восприятия сложных изображений и ситуаций. В дошкольном возрасте зрительное восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления.

Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей дошкольного возраста выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт разнообразных ориентировочных действий, зрительное восприятие становится ведущим.

Одной из форм воздействия на ребенка является дидактическая игра. Игра - это не только основной вид деятельности дошкольников, но и средство развития.

Поэтому в первую очередь проводятся игры на выполнение заданий по практической ориентировке, затем – игры, основанные на зрительной ориентировке, а в дальнейшем игры, в которых дети должны опираться на приобретенные в процессе дидактических игр чувственный опыт и опыт, обобщенный в слове, уметь оперировать образами-представлениями, вызванными этим словом.

Восприятие формы.

На основе длительного использования способов проб и примеривания в самых разных ситуациях и на самых разных объектах у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие формы, умение вычленять ее из предмета и соотносить с формой других предметов

1. Почтовый ящик. Цель: Учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.

2. Найди свою пару. Цель: Учить воспринимать плоскостную форму, осуществлять выбор по образцу, проверять его с помощью наложения.

3. Бегите ко мне. Цель: Продолжать учить выбору формы по образцу, сделать ее значимым для действия признаком.

4. Магазин. Цель: Учить выбирать объемные формы по плоскостному образцу, отвлекаясь от функционального назначения предмета.

5. Узнай и запомни. Цель: Учить детей запоминать воспринятое, осуществлять выбор по представлению.

Восприятие величины.

Один и тот же предмет в сравнении с другими может восприниматься и большим и маленьким. В то же время величина имеет разные параметры – высоту, длину, ширину на основе длительного применения проб и примеривания у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие величины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине. Игры и упражнения на восприятие величины следует проводить параллельно с играми на восприятие формы, чтобы дети овладевали способом проб на разном материале.

1. Уложи куклу спать. Цель: Учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине; закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»)

2. Построй ворота. Цель: Обратить внимание на высоту и ширину предметов, учить соотносить предметы по высоте и ширине в действиях с ними; закреплять знание слов «высокий», «низкий», «широкий», «узкий».

3. Улица. Цель: Учить зрительно и по слову производить выбор и соотнесение величин.

4. Зоопарк. Цель: Продолжать знакомить детей с относительностью величин предметов, учить соотносить их по величине зрительно и путем наложения.

5. Найди, где спрятано. Цель: Удерживать в памяти представление о предметах разной величины и находить их по истечении некоторого времени.

Восприятие цвета.

Игры и упражнения строятся так, чтобы ребенок сначала вычленил цвет как значимый признак и выполнил задание. Только после этого нужно назвать цвет. Сначала даются названия основных цветов: желтый, красный, зеленый, синий, а также белый и черный, а затем дополнительных цветов и оттенков.

1. Привяжи ленточки к шарикам. Цель: Учить различению цветов, подбирать одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой; учить ориентироваться на цвет как на значимый признак;

2. Подарим куклам бусы. Цель: Учить выполнять чередование цветов по образцу.

3. Запомни и найди. Цель: Продолжать развивать внимание, запоминание с опорой на представление о цвете.

4. Запомни и назови. Цель: Вспоминать нужный цвет по его названию, удерживая в памяти определенное время; учить сосредоточиваться на цели, которая отсрочена от инструкции.

5. Что бывает такого цвета. Цель: Соединять представление о цвете с представлением о реальных предметах; дать понять, что цвет – одно из свойств предмета и некоторым из них присущи определенные цвета.

Формирование целостного образа предмета.

При проведении игр необходимо придерживаться предлагаемой последовательности, так как она учитывает закономерности формирования целостного образа – от узнавания к восприятию и представлению.

1. Лото. Цель: Учить выбирать парные предметы по образцу.

2. Найди свою половинку. Цель. Обратить внимание на то, что предметы могут по-разному выглядеть спереди, сзади, сбоку; уточнять представление о предмете.

3. Чего не хватает.

Цель: Обратить внимание на то, что при отсутствии какой-либо части целое нарушается; уточнять представление о предметах, о соотношении частей.

4. Лото-вкладки.

Цель: Формировать целостный образ предмета, обратить внимание на пространственное расположение деталей и на их соотношение с другими частями целого.

5. Собери целое.

Цель: Уточнять представления о предметах; учить выделять части и соединять их в целое; развивать мелкую моторику.

Восприятие пространства.

Когда мы говорим о пространственном восприятии, мы в первую очередь имеем в виду восприятие направления (наверху, внизу, справа, слева, за, перед) и пространственные отношения предметов и их частей.

В первую очередь ребенок начинает правильно различать отношения предметов и их частей по вертикали («на», «под»). Горизонтальные положения воспринимаются в целом как положение «рядом», «около», и лишь постепенно уточняется, т. е. появляется восприятие таких отношений, как «справа», «слева», «за» (позади, «перед» (впереди).

1. Петрушки. Цель: Познакомить с пространственными отношениями, выраженными с помощью предлогов «на», «под», «рядом»; вызывать интерес к пространственному положению предмета, делать его значимым.

2. Кто внимательный. Цель: Формировать восприятие пространственных отношений и умение воспроизводить их по подражанию действиям взрослого и по образцу.

3. Внизу-наверху. Цель: Формировать правильные представления о пространственных отношениях предметов; показать, что расположение предметов по отношению друг к другу относительно и может изменяться.

4. Что нарисовано. Цель: Учить видеть в рисунке реальные отношения предметов, переносить пространственные отношения с плоскостного изображения на объемное; продолжать анализировать плоскостной образец, выделяя форму и величину частей, и их пространственное расположение.

5. Угадай, кто за кем. Цель: Формировать у детей представление о заслоняемости одних предметов другими; уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за», «перед».

Публикации по теме:

Тема: «Длинные и короткие дорожки». Цель: Развитие зрительного восприятия величины (вторая младшая группа). Задачи: 1. Учить выделять величину,.

Рунова Людмила Николаевна, учитель-дефектолог (тифлопедагог) высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 432 г. Челябинска».

Конспект НОД по развитию зрительного восприятия «История о том как прожорливая гусеничка превратилась в красивую бабочку» ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ПРОЖОРЛИВАЯ ГУСЕНИЧКА ПРЕВРАТИЛАСЬ В КРАСИВУЮ БАБОЧКУ ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Коррекционно-образовательные цели: Продолжать.

Цель: развивать зрительное восприятие. Коррекционно-обучающие задачи: -продолжать учить детей располагать предметы в возрастающем и убывающем.