Отношения ссср и китая. Кризис отношений с китаем

Вконтакте

Одноклассники

Сегодня Китай стал для нашей страны чуть ли не главной надеждой экономики, союзником в борьбе с западными «врагами» и лучшим другом — по крайней мере, в этом очень хотят убедить граждан наши власть имущие. У наших стран богатая история взаимоотношений, чаще всего дружественная, но бывали и весьма напряженные времена, вплоть до вооруженных столкновений.

Давайте сегодня вспомним историю отношений СССР, а затем и России, с Китаем, и будем надеяться, что новый виток дружбы не перейдет в новый виток вражды и конфронтации.

На первой фотографии — советские солдаты Забайкальского фронта разговаривают с местными жителями. Маньчжурская операция по разгрому японских войск во время Второй Мировой проходила в том числе и на территории Китая.

КНР и СССР установили дипломатические отношения 2 октября 1949 года. Советский Союз первым из иностранных государств признал Китайскую Народную Республику. 14 февраля 1950 года в Москве был подписан Договор о дружбе, союзе и взаимопонимании между СССР и КНР. Подписывал документ министр иностранных дел СССР Андрей Вышинский. Присутствовали Чжоу Эньлай, Вячеслав Молотов, Иосиф Сталин, Мао Цзэдун, Борис Подцероб, Н.Т.Федоров, посол КНР в СССР Ван Цзясян.

Связи России и Китая всегда были отмечены широким спектром областей сотрудничества. Это и интенсивные контакты на высшем уровне, и торгово-экономические, гуманитарные связи, и сотрудничество на международной арене. На фото: советские и китайские специалисты изучают материалы о природных условиях провинции Хэйлунцзян для организации крупных государственных сельских хозяйств, 1954 год.

Представитель Коммунистической партии Китая Чжу Дэ присутствовал на ХХ съезде КПСС. Съезд стал историческим благодаря закрытому докладу «О культе личности и его последствиях», который был посвящен осуждению культа личности Иосифа Сталина. Однако доклад не получил одобрения среди зарубежных гостей съезда. В первом же выступлении главы китайской делегации Чжу Дэ прозвучало несогласие с тем, как оценивал Сталина Хрущев в своем докладе.

Пребывание Председателя Президиума Верховного Совета СССР К.Е.Ворошилова в КНР. Мао Цзэдун и Климент Ворошилов следуют в Пекин после встречи на аэродроме.

Были в истории связей двух стран и периоды противостояния. В 1959 году леворадикальные взгляды Мао Цзэдуна привели к разрыву отношений Китая с Советским Союзом. Мао с самого начала крайне отрицательно относился к либеральной политике Хрущева и, в особенности, к его тезисам о мирном сосуществовании двух систем. Во время «Большого скачка» эта неприязнь вылилась в открытую конфронтацию. СССР отозвал из Китая всех специалистов, помогавших поднимать экономику страны, и прекратил финансовую помощь. На фото: I секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев после дружеской беседы с председателем КНР Мао Цзэдуном в комнате ожидания в Пекинском аэропорту.

Члены советского правительства встречают китайскую и вьетнамскую делегации, прибывшие на празднование годовщины Октябрьской революции.

Только в 1989 году между Китаем и СССР были восстановлены межпартийные связи, состоялся визит Михаила Горбачёва в Китай, который положил конец конфронтации, укрепил международные позиции двух стран.

С начала 90-х, после распада СССР, начинается новая эра отношений между Россией и Китаем — от простой нормализации к добрососедскому партнерству, а в 1996 году – к стратегическому взаимодействию. На фото: президент России Борис Николаевич Ельцин, Наина Иосифовна Ельцина и Ян Шанкунь, председатель Китайской Народной Республики.

Контакты между главами государств двух стран носят регулярный характер - встречи проводятся не менее трех раз в год (официальные визиты, двусторонние контакты в рамках саммитов Шанхайской организации сотрудничества и АТЭС). На фото: главы государств-участники Шанхайской организации сотрудничества /ШОС/ во время первого саммита в расширенном составе в китайском городе Шанхае (слева направо): президент Узбекистана Ислам Каримов, президент Киргизии Аскар Акаев, президент России Владимир Путин, председатель КНР Цзян Цземинь, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент Таджикистана Эмомали Рахмонов после подписания Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратимом и экстремизмом.

21 марта 2006 года президент России Владимир Путин открыл Российский информационный центр в Пекине. Глава государства в сопровождении генерального директора РИА Новости Светланы Миронюк осмотрел фотовыставку, подготовленную агентством РИА Новости совместно с оргкомитетом по проведению года России в Китае, посвященную отношениям между двумя странами.

В феврале 2007 года в Москве состоялась презентация русскоязычного сайта китайского медиа-холдинга «Жэньминь жибао». Директор-распорядитель сайта «Жэньминь жибао» Гуан Цзяньвэнь высоко оценил взаимодействие с РИА Новости. В качестве примера он привел подготовку и проведение онлайн-конференции первого вице-премьера РФ Дмитрия Медведева. Интернет-конференция Медведева прошла 2 февраля в РИА Новости. В прямом эфире вице-премьер ответил на 19 вопросов пользователей китайского Интернета о состоянии российско-китайских отношений.

8 августа 2008 года премьер-министр России Владимир Путин присутствовал на церемонии открытия XXIX летних Олимпийских игр, которая проходила на стадионе «Птичье гнездо» в Пекине.

В мае 2013 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Китай. 14 мая он прибыл в Шанхай. В Шанхае Предстоятель Русской Православной Церкви встретился с православными верующими, совершил Божественную литургию в здании бывшего шанхайского кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных», а также встретился с вице-мэром мегаполиса.

Китай занимает ведущее место среди внешнеторговых партнеров России. В рейтинге основных торговых партнеров Китая Россия с мая 2012 года занимает девятую позицию. Товарооборот России с КНР в 2012 году составил около 88,16 миллиарда долларов. В первом полугодии 2013 года (по данным китайской таможенной статистики) товарооборот составил 43,18 миллиарда долларов, в том числе экспорт России в КНР — 21, 236 миллиарда долларов, импорт из КНР — 21,94 миллиарда долларов. На фото: самолет президента РФ Владимира Путина в пекинском аэропорту «Шоуду».

Вконтакте

Одноклассники

Одна лошадиная сила

Дуэль восковыми пулями

Конский хвост

Катание на льду в Центральном парке

В московском метро

Народные гуляния

В универмаге

Англия в 1928 году в цвете

СССР 60-х глазами туриста

Эротические обложки пластинок

О пользе телевидения

Техно эротика 20-х годов

2000-й год: взгляд из 1910-го

В последующем списке приведена хронология событий, отражающих взаимоотношения СССР и Китая.

  • 1922 -- После революции из России в Китай поступают беженцы. Русское население Харбина, Шанхая и других китайских городов увеличивается.
  • 1927 -- После неудачи, постигшей Кантонское восстание 1927 года, 14 декабря были разорваны дипломатические отношения между СССР и Китаем.
  • 1929 -- До 1926 года включительно советское правительство оказывало поддержку Гоминьдану и Чан Кайши, который провёл несколько месяцев в Москве. Однако по мере продвижения Чан Кайши к власти возник острый конфликт между его сторонниками и коммунистами. В Китае продолжается серия войн и конфликтов, один из которых -- Конфликт на КВЖД -- задевает интересы СССР.
  • 1932 -- Между Китаем и СССР на Дальнем Востоке Японией создаётся государство Маньчжоу-го, враждебно настроенное по отношению к СССР.
  • 1938 -- С территории Маньчжоу-го в СССР вторгаются японские войска. В ходе операции в районе озера Хасан они разбиты советскими войсками. Конфликт повторяется в 1939 году на территории Монголии, возле реки Халхин-Гол.
  • 1937--1942 -- Советские специалисты, лётчики, военные советники оказывают содействие Китаю в войне против японских захватчиков.
  • 1937--1938 -- при участии нескольких тысяч советских специалистов китайские рабочие построили 2925-километровую автотрассу через Синьцзян для доставки грузов из СССР.
  • 1938 -- СССР и правительство Синьцзяна (после проведения с советской помощью геологоразведочных работ) заключили устное соглашение о строительстве нефтеперерабатывающего комбината в Тушанцзы на паритетных началах, которое завершилось к ноябрю 1940 года. В 1939 -- мае 1941 годов на месторождении было пробурено 9 скважин, суточный дебет сырой нефти составил 1,2 тонны.
  • 16 июня 1939 -- между СССР и Китаем заключен торговый договор.
  • 1945 -- СССР наносит поражение японской Квантунской армии на территории Маньчжурии.
  • 1945--1949 -- При советской поддержке к власти в Китае приходит Мао Цзэдун и КПК.
  • 2 октября 1949 -- Советский Союз первым из стран мира признаёт Китайскую Народную Республику на следующий день после её учреждения.
  • 1949--1956 -- Расцвет советско-китайских отношений. Советско-китайский «Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи». Китаю оказывается помощь в строительстве государства, армии, обучении специалистов. Китаю вновь переданы Далянь, КВЖД. Генерал КГБ Николай Леонов отмечал, что по принятому руководством СССР решению КНР была отдана вся советская разведывательная агентура, заведенная на территории Китая к тому времени. «Мы должны всемерно укреплять вечную, нерушимую братскую дружбу Советского Союза с великим китайским народом», -- отмечает в своей речи на траурном митинге в день похорон Сталина председатель Совета министров СССР Г. М. Маленков. «После победы в войне Советский Союз протянул нам руку помощи и дружбы для восстановления китайской экономики», -- отмечает член Политбюро ЦК КПК ЦаоГанчуань.
  • 1956 -- После прихода к власти Хрущёва и XX съезда отношения между двумя странами ухудшаются. Мао Цзэдун обвиняет советское правительство в ревизионизмеи уступкам Западу (в частности, во время Карибского кризиса). Руководители КНР считали ошибочной советскую идеологическую концепцию «мирного сосуществования».
  • 18 августа 1960 года СССР отозвал из КНР всех специалистов и аннулировал ранее заключенные торговые договоры.
  • 1963 -- Обмен письмами между ЦК КПСС и ЦК КПК, выражающие различие между их идеологическими позициями.
  • 1964 -- Мао заявляет, что в СССР победил капитализм. Практически полный разрыв отношений между КПСС и КПК.
  • 1969 -- Вооружённые пограничные конфликты между СССР и Китаем возле острова Даманский (Приморье), реки Тасты и озера Жаланашколь (Казахстан).
  • 11 сентября 1969 года в пекинском аэропорту премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай провел встречу с председателем Совета Министров СССР Косыгиным с целью урегулирования крайне напряженных после вооруженных столкновений на восточных и западных участках китайско-советской границы отношений между двумя странами; встреча положила начало постепенной нормализации советско-китайских отношений, на ней было решено вновь назначить послов и активизировать торговые и экономические связи.
  • 1984 -- возобновление обмена студентами и стажерами (по 70 человек с каждой стороны).
  • 1986 декабрь -- открыты Генеральные консульства: китайское в Ленинграде и советское в Шанхае.
  • 1989 -- восстановление межпартийных связей, визит М. С. Горбачёва в Китай, нормализация отношений.

Некоторые российские эксперты считают, что в своих сочинениях китайские россиеведы начала XXI в. намеренно подчеркивают и повторяют слова «война» и «враг» применительно к отношениям Китая с Россией, явно выполняя задачи, которые ставит перед ними пропагандистский отдел ЦК КПК.

Кроме того, в XXI в. официальная точка зрения КНР по-прежнему состоит в том, что в 1969 г. имела место советская агрессия на острове Даманском и в районе озера Жаланашколь. Российская Федерация не оспаривает эту версию из опасений ухудшить двусторонние отношения с Китаем.

В китайских исторических учебниках и атласах части Сибири и Дальнего Востока часто окрашены в «китайские» цвета на картах соответствующих периодов. По мнению политолога, президента Института Стратегических оценок Александра Коновалова, Китай -- в будущем серьёзная головная боль для России.

С 1970 г. экономическое положение КНР относительно России (а до 1992 г. - СССР) существенно изменилось. Если в 1970 г. ВВП Советского Союза более чем в четыре раза превышал китайский, то к началу 1990-х гг. Китай обошел постсоветскую Россию по этому показателю, а к 2010 г. ВВП КНР был в четыре раза выше российского.

  • 1991 -- после распада СССР начинается новая эра отношений между Россией и Китаем, поддерживаются официально хорошие отношения. Начиная с периода 1991-1996 гг., когда отношения между двумя государствами перешли от простой нормализации к добрососедскому партнерству, а в 1996 г - к стратегическому взаимодействию. 16 июля 2001 г. по инициативе Цзян Цзэминя -- Председателя КНР, был подписан договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве:
  • 2001 -- заключение Российско-китайского договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, создание Шанхайской организации сотрудничества.
  • 2005 -- ратифицирован договор об урегулировании спорных пограничных вопросов между двумя странами, в результате которого Китай получил ряд спорных территорий общей площадью 337 квадратных километров. Проводятся первые совместные военные учения. На саммите ШОС принята декларация с призывом к США определить сроки вывода американских военных баз из бывших советских республик в Центральной Азии.

Как отмечает к. п. н. Елена Подолько: Россия и Китай впервые в истории двусторонних отношений провели в 2006 г. Год России в Китае и в 2007 г. - Год Китая в России, а в 2005 и в 2007 гг. - беспрецедентно масштабные военные антитеррористические учения поочередно в Китае и России с участием стран - членов ШОС.

  • 2007 -- антитеррористические учения ШОС.
  • 2006 -- год России в Китае.
  • 2007 -- год Китая в России.
  • 2009 -- Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР до 2018 гг
  • 2009 -- год русского языка в Китае.
  • 2010 -- год китайского языка в России, завершение строительства ответвления на Китай нефтепровода Восточная Сибирь -- Тихий океан.
  • 2012 -- год российского туризма в Китае. (По статистике российской стороны, количество китайских туристов, побывавших в России в 2012 году, увеличилось на 47 % по сравнению с предыдущим годом.)
  • 2013 -- год китайского туризма в России.

Россия стала первой страной, которую посетил глава КПК Си Цзиньпин в качестве главы государства -- председателя КНР. Вице-премьер Госсовета КНР Ван Янраннее отмечал, что это свидетельствует о том, что новое китайское руководство придает большое значение развитию отношений с Россией. Си Цзиньпин был одним из немногих мировых лидеров, посетивших Россию для участия в праздновании 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 2015 года.

Существуют сомнения в том, что российско-китайское сотрудничество действительно выгодно и перспективно или по крайней мере может стать таковым для российской стороны. Торговые отношения продолжают крепнуть, однако они все больше устраивают интересы скорее Китая, чем России.

Американцы, вспоминая Карибский кризис, называют его самым опасным моментом в холодной войне, когда мир стоял на грани катастрофы. Несмотря на некоторые напряженные моменты, Вашингтон и Москва сумели разрешить этот кризис, но только после гибели летчика американских ВВС майора Рудольфа Андерсона-младшего (Rudolph Anderson Jr).

Семь лет спустя, в марте 1969 года подразделение солдат из Народно-освободительной армии Китая (НОАК) напало на советскую погранзаставу на острове Даманский, убив десятки и ранив еще большее количество пограничников. Из-за этого инцидента Россия и Китай оказались на грани войны, которая могла привести к применению ядерного оружия. Но после продлившихся две недели столкновений конфликт утих.

Что если бы непродолжительный конфликт 1969 года между Китаем и Советским Союзом перерос в войну?

История

Инцидент на острове Даманский, где была устроена засада и произошли основные боевые действия, стал низшей точкой в советско-китайских отношениях. Еще за десять лет до этого Пекин и Москва стояли плечом к плечу как главный оплот коммунистического мира. Но борьба по вопросам идеологии, лидерства и ресурсов привела к резкому разрыву между союзниками, и это имело глобальные последствия. Раскол усилил территориальные споры, существовавшие еще с царских времен. Вдоль длинной, слабо обозначенной границы было множество серых зон, на обладание которыми претендовали как Китай, так и СССР.

Контекст

Американцам пора понять: Китай - это не СССР

Цюши 10.05.2012

Почему Китай не станет следующим СССР?

U.S. News & World Report 22.06.2014

Если Китай распадется, как СССР

Синьхуа 14.08.2013
После нескольких мелких инцидентов столкновения на Даманском усилили напряженность до максимума. Советы провели контрнаступление, но понесли серьезные потери, как и во время августовского инцидента в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Стороны укрепились во мнении, что китайское руководство готовилось к этим столкновениям и руководило ими. Зачем китайцам провоцировать своего гораздо более сильного соседа? И что, если бы Советы более агрессивно отреагировали на китайские провокации?

Сразу после этого конфликта СССР и Китай начали подготовку к войне. Красная Армия перебросила свои силы и средства на Дальний Восток, а НОАК провела полную мобилизацию. В 1969 году Советы имели огромное техническое превосходство над Китаем. Но Пекин создал самую большую армию в мире, и значительная ее часть была сосредоточена недалеко от советско-китайской границы. В отличие от нее, Красная Армия сконцентрировала основную часть своих сил и средств в Восточной Европе, где они могли готовиться к конфликту с НАТО. Следовательно, в момент столкновения китайцы вполне могли обладать превосходством в обычных силах вдоль большей части границы.

Однако китайское превосходство в живой силе отнюдь не означало, что НОАК сможет провести длительное вторжение на территорию СССР. У китайцев не было тылового обеспечения и авиации, чтобы захватить и удержать большие участки советской территории. Более того, протяженная советско-китайская граница давала Советам массу возможностей для ответных действий. Поскольку наступление НАТО было маловероятно, Советы могли перебросить из Европы на восток значительные силы и средства, чтобы атаковать Синьцзян и прочие приграничные территории.

Самым важным направлением возможного удара была Маньчжурия, где Красная Армия в конце Второй мировой войны провела сокрушительное и молниеносное наступление. Несмотря на большой численный перевес, у НОАК в 1969 году надежд остановить такое наступление было ничуть не больше, чем у Квантунской армии в 1945-м. А потеря Маньчжурии стала бы колоссальным ударом по экономической мощи Китая и по его политической легитимности. В любом случае советская авиация очень быстро вывела бы из строя китайские ВВС и подвергла мощным воздушным ударам города, центры связи и военные базы на территории Китая.

Захватив в 1945 году Маньчжурию, Советы разграбили японскую промышленность и ушли. Такой же сценарий они могли разыграть и в 1969 году, но лишь в том случае, если бы китайское руководство посмотрело в глаза реальности. Поскольку перегибы «культурной революции» остались в очень недалеком прошлом, а соперничающие фракции по-прежнему состязались в идеологическом радикализме, Москве было бы трудно найти конструктивного партнера для проведения мирных переговоров. Советское наступление в случае его развития было бы очень похоже на наступление японских войск в 1937 году, правда, без превосходства на море, каким обладал имперский флот Японии. В предвидении таких ударов НОАК могла уйти во внутренние районы, оставляя после себя выжженную землю.

Ядерное оружие?

Китай испытал свой первый ядерный заряд в 1964 году, что теоретически давало Пекину средства ядерного сдерживания. Однако системы доставки таких зарядов к цели оставляли желать лучшего. Ракеты на жидком топливе не внушали особого доверия по показателями надежности, на их подготовку требовалось несколько часов, а находиться на стартовой площадке они могли строго ограниченное время. Более того, в то время китайские ракеты обладали недостаточной дальностью пуска, чтобы нанести удар по ключевым советским объектам, находившимся в европейской части России. Китайская бомбардировочная авиация, представленная немногочисленными Ту-4 (советская копия американского В-29) и Н-6 (копия советского Ту-16), не имела больших шансов преодолеть современную систему ПВО Советского Союза.

Советы, со своей стороны, были близки к достижению ядерного паритета с США. У СССР был современный и передовой арсенал оперативно-тактического и стратегического ядерного оружия, способный с легкостью уничтожить китайские силы ядерного сдерживания, войсковые соединения и крупные города. Чутко прислушиваясь к мировому общественному мнению, советское руководство не решилось бы начать полномасштабное ядерное нападение на Китай (американская и китайская пропаганда в таком случае порезвилась бы вовсю). Но ограниченные удары по китайским ядерным объектам, а также удары тактическим оружием по развернутым порядкам китайских войск могли показаться вполне разумными и целесообразными. Многое зависело бы от того, как китайцы отреагируют на поражения на поле боя. Если бы китайское руководство решило действовать по принципу «пан или пропал», и применить свои ядерные силы, дабы упредить решительные и победоносные действия Советов, оно вполне могло получить упреждающий удар со стороны Советов. А поскольку Москва считала Китай абсолютно невменяемым, она вполне могла принять решение об уничтожении китайских ядерных сил до того, как они создадут ей проблемы.

Реакция США

Соединенные Штаты отреагировали на эти столкновения с осторожностью и опаской. Пограничный конфликт убедил Вашингтон в том, что советско-китайский раскол остается в силе. Однако официальные лица по-разному оценивали вероятность более масштабного конфликта и его последствия. Советы по различным официальным и неофициальным каналам пытались выяснить отношение США к Китаю. Предположительно, Соединенные Штаты в 1969 году отрицательно отнеслись к советскому зондированию в попытке предложить совместное нанесение ударов по китайским ядерным объектам. Но даже если бы Вашингтон не захотел сжечь Китай в ядерном пламени, он вряд ли пошел бы на какие-то серьезные действия для защиты Пекина от гнева Москвы.

За 10 лет до этого Дуайт Эйзенхауэр изложил самые большие препятствия в войне Советского Союза против Китая: что делать после победы. У Советов не было ни возможностей, ни желания править еще одной территорией размеров с континент, особенно когда там может возникнуть массовое сопротивление недовольного населения. А Соединенные Штаты, обхаживавшие «законное» правительство на Формозе (Тайвань), с радостью поддержали бы различные силы сопротивления советской оккупации. Если бы Пекин пережил войну, Соединенные Штаты вполне могли «спустить с поводка Чан Кайши» в попытке отнять у континентального Китая часть его территорий и поставить их под власть Запада.

Наиболее вероятным исходом такой войны мог стать кратковременный успех Китая, после чего СССР нанес бы по нему быстрый и сокрушительный ответный удар. Пекин в таком случае попал бы в еще более прочные объятия США, и возможно, именно по этой причине Советы решили не рисковать.

Роберт Фарли часто публикует статьи в The National Interest. Он автор книги The Battleship Book. Фарли преподает в Паттерсоновской школе дипломатии и международной торговли (Patterson School of Diplomacy and International Commerce) при Университете Кентукки. Его сфера специализации включает военную доктрину, национальную безопасность и морские дела.

Какие последствия для международной ситуации имел переход советско- китайских разногласий в открытое противостояние?
2. Как обострение внутрикитайских отношений в 1969 г. повлияло на советско- китайский конфликт?
3. В какой ситуации советско-китайское противостояние достигло своей кульминации?
4. Как удалось нормализовать американо-китайские отношения?
5. Как произошла нормализация отношений КНР с Японией?
1, Разрыв советско-китайского соглашения о сотрудничестве в области ядерной энергии в 1959 г. был знаком принципиальных расхождений между СССР и КНР. В 1960 г. КНР покинули советские специалисты, что усугубило экономический хаос в Китае, вызванный неумелым хозяйственным руководством КПК в период «большого скачка». Визит Хрущева в Пекин в 1959 году оказался безрезультатным.
Между СССР и Китаем существовало несколько групп противоречий, связанных прежде всего с нежеланием Китая играть роль младшего партнера СССР. Лидер КНР Мао Цзэдун пытался воспользоваться смертью Сталина и колебаниями международных позиций СССР, чтобы выдвинуть КНР на лидерские позиции, или, как минимум, добиться укрепления международного положения своей страны за счет СССР.
Нарастание советско-китайских противоречий стало изливаться во внешнеполитическую сферу. В 1962 г. во время вооруженного конфликта между КНР и Индией советское правительство заняло нейтральную позицию, отказавшись от поддержки Китая. Китайско-индийский конфликт почти совпал с Карибским кризисом. В этой ситуации китайская сторона впервые позволила себе открыто критиковать внешнюю полк- тику Москвы в печати, назвав размещение советских ракет на Кубе авантюризмом, а их вывод по договоренности с США - капитулянтством. Полемика развернулась в 1963 г., в год подписания Договора о запрещении испытаний ядерного оружия. В советской и китайской прессе стали публиковаться острые высказывания. ЦК КПСС и ЦК КПК обменялись резкими посланиями. Между тем, с 1962 г. заметно возросла напряженность на советско-китайской границе, где участились случаи ее незаконного перехода со стороны КНР.
Но самым главным было другое: руководство КНР заявило, что считает неравноправными договоры Китая с царской Россией. Но как: раз в этих договорах определялась большая часть линии границы между двумя странами. Заявление Пекина подразумевало возможность ее непризнания. В СССР позицию КНР восприняли как посягательство на территории Советского Союза, что заставляло думать об угрозе для них со стороны Китая. Но, опасаясь конфликта с КНР, советское руководство согласилось вступить с Китаем в консультации об уточнении линии прохождения государственной границы. Эти консультации застопорились летом 1964 г., после того как в беседе с иностранными журналистами Мао Цзэдун заявил о возможности предъявить Советскому Союзу «счет» за территории к востоку от Байкала, которые, по его мнению, были незаконно захвачены Российской империей. Хотя официально КНР не выдвинула территориальных претензий к СССР, в советских стратегических планах возник вопрос об укреплении границ с Китаем. Численность советских войск на Дальнем Востоке стала увеличиваться.
Со своей стороны, китайское руководство убедилось в невозможности сотрудничества с СССР в деле создания «единого антиимпериалистического фронта». Последняя попытка КПК вернуться к сотрудничеству с СССР на антиамериканской основе была предпринята во время визита в Москву премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая после отстранения от власти Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. Но поскольку новое советское руководство намеревалось продолжать линию на избежание войны с США, китайский зондаж успеха не имел. Отказ КПК направить делегацию для участия в XXIII съезде КПСС в 1966 г. означал формальный разрыв отношений между двумя компартиями. В дополнение к мерам по укреплению советско-китайской границы в январе 1966 г. СССР заключил новый Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи с Монголией. Вслед за тем на монгольской территории были размещены советские войска и тяжелая техника. 1С концу 1967 г. численность личного состава в зоне границы СССР с КНР и МНР оценивалась в 250-350 тыс. человек.
Убедившись в невозможности привлечь СССР на сторону «китайской революции», руководство КНР встало на путь противостояния одновременно и Советскому Союзу, и Соединенным Штатам. Выдвинутая Китаем «теория трех миров» давала обоснование новой политики. В соответствии с ней все государства мира делились на три группы - сверхдержавы, малые и средние развитые страны (западноевропейские государства и основная часть стран «социалистического лагеря») и «третий мир» развивающихся стран. Руководители Китая провозгласили себя лидером «третьего мира» в борьбе за победу идей национального освобождения и развития.
Ключевое слово
Культурная революция - период острой борьбы за власть внутри компартии Китая (1966-1976 гг.), сопровождавшийся массовыми политическими репрессиями против противников Мао Цзэдуна и резким обострением отношений КНР с большинством государств мира.
В 1966 г. в Китае началась «культурная революция» (1966-1976 гг). Резкая взаимная критика и напряженность в отношениях СССР и КНР достигли высшей точки. Опасность ситуации была настолько очевидна, что трезвомыслящая часть китайского руководства, прежде всего Чжоу Эньлай, стала пытаться привлечь внимание Мао Цзэдуна к необходимости пересмотреть линию на одновременное противостояние с США и СССР. Сам Чжоу Эньлай склонялся к примирению с США. Политическим оппонентом этой линии выступал маршал Линь Бяо, который являлся противником улучшения отношений Китая с США. Оба лидера были согласны между собой в признании ослабления позиций США в Азии, связанного с неудачной для Соединенных Штатов войной во Вьетнаме. Но если Линь Бяо полагал момент подходящим для развертывания общеазиатской революции - в Таиланде, Японии, Индонезии, Лаосе, на Филиппинах, то Чжоу Эньлай указывал на угрозу Китаю со стороны СССР. Остается не проясненным, в самом ли деле он считал советскую опасность реальной, или ссылка на угрозу с севера была оправданием предложения начать поиск взаимопонимания с США. «Советская угроза» стала подталкивать КНР во второй половине 1960-х годов к поиску путей нормализации отношений с Вашингтоном.
2. «Культурная революция» сопровожалась разгулом насилия над теми, кто не разделял радикальных воззрений Мао Цзэдуна и пытался критиковать его политику. В стране возникла атмосфера страха, беззакония и произвола. Отряды «революционной молодежи», выполняя инструкции компартии, терроризировали население. «Нормальной» практикой компартии Китая стали ссылки интеллигенции на «перевоспитание» в деревню. Репрессии в КНР не достигли того уровня жестокости, который был характерен для СССР 1930-х годов, но они были им однородны. Методы «революционного воздействия» китайская сторона применяла и в отношении иностранных дипломатов и членов их семей.
Отношения между КПСС и КПК были разорваны. Грубая идеологическая полемика сочеталась с резким ухудшением отношений на межгосударственном уровне. Китайская официальная печать и руководители КНР продолжали оспаривать законность погранично-территориального размежевания между Китаем и Россией, по сути дела требуя передачи КНР части территорий СССР. 26 января 1967 г. власти КНР организовали осаду советского посольства в Пекине отрядами китайской «революционной молодежи» - цзяофаней. Осада продолжалась 18 дней. Работать в КНР становилось опасно. В феврале 1967 г. советская сторона была вынуждена эвакуировать из КНР детей и других членов семей советских дипломатов, безопасность которых на китайской территории было трудно гарантировать. Начались пограничные инциденты. Пытаясь воздействовать на КНР, советская сторона провела на
Дальнем Востоке крупные военные маневры, но они не произвели желаемого эффекта.
Особую остроту приобрел вопрос о границе по рекам Амур и Уссури, которые имели статус пограничных артерий, поскольку они разделяли на довольно протяженном участке государственные территории СССР и КНР. В соответствии с русско-китайскими договорами XIX в., граница была проведена не по середине главного фарватера, как это было принято в международной практике демаркации пограничных рек, а по той их стороне, что признавалась за Китаем, т.е. по китайскому берегу реки. КНР открыто требовала изменения линии границы по пограничным рекам и приведения ее в соответствие с мировыми нормами. При такой постановке вопроса «спорными» оказывались около 600 речных островов.
С середины 1967 г. советские пограничники стали патрулировать не только речные острова, но и китайские берега рек Амур и Уссури на том основании, что линия границы юридически в самом деле проходила не по рекам, а по их берегам на китайской стороне. Со своей стороны граждане КНР усилили натиск на границу со стороны Китая и стали регулярно высаживаться на островах, нарушая пограничный режим. В марте 1969 г. на одном из них - острове Даманском - произошли кровавые вооруженные столкновения со многими жертвами и фактами зверств по отношению к раненным советским пограничникам и надругательств над телами погибших. Вооруженные столкновения начались и на линии советско-китайской границы в Средней Азии. Советско-китайская война могла стать реальностью. Летом 1969 г. из Пекина стали эвакуировать некоторые правительственные учреждения, а из Маньчжурии - стратегически важные промышленные предприятия. Сценарии нападения Китая на дальневосточные районы СССР анализировались в Москве.
Москва пыталась убедить своих партнеров по международному коммунистическому движению осудить действия КНР и поддержать позицию Москвы. Кроме того, СССР пытался получить поддержку других стран Азии и США. Однако последние выступили против «коллективной безопасности в Азии». В ходе визита по странам Азии летом 1969 г. президент Р. Никсон неоднократно отрицательно высказывался об этой идее. Со стороны американского президента это было дружественным жестом в отношении Пекина.
3. В конце лета 1969 г. западные спецслужбы обратили внимание на то, что стали поступать сигналы, указывавшие на рост готовности СССР рассмотреть вопрос о нанесении упреждающего удара по ядерным объектам КНР. В августе 1969 г. из американских разведывательных данных стало известно, что дислоцированные в Монголии советские бомбардировщики отрабатывают удары по макетам, напоминающим китайский завод по обогащению урана в районе озера Лобнор. Одновременно было зафиксировано, что советские дипломатические сотрудники не очень высокого уровня стали осторожно и в неофициальном порядке зондировать вопрос о возможной реакции США в случае советской превенттгеной акции против ядерных объектов КНР. Такого рода удары в литературе получили название «ядерной кастрации». Американские эксперты также обратили внимание на передислокацию в июне 1969 г. частей ВВС СССР из Европейской части Советского Союза в Сибирь. 27 августа 1969 г. директор ЦРУ Ричард Хелмс устроил специальный брифинг, на котором сообщил журналистам об имеющихся в распоряжении США разведывательных данных. Хотя при Дж. Кеннеди американская администрация, как свидетельствуют ее бывшие сотрудники, сама рассматривала вопрос о нанесении по Китаю как раз такого удара, в ситуации 1969 г. Соединенные Штаты сочли необходимым удержать Москву от ее предполагаемых опасных намерений. Ситуация стала еще более напряженной.
3 сентября 1969 г. в Ханое умер президент ДРВ Хо Ши Мин. На его похороны отправилась высокопоставленная советская делегация во главе с А. Н. Косыгиным. Она пробыла в Ханое четыре дня. Во время ее пребывания во Вьетнаме 5 сентября 1969 г. в Вашингтоне была проведена пресс-конференция заместителя госсекретаря США Эллиота Ричардсона, который заявил: «Мы не можем не быть глубоко озабоченными в связи с тем, что эскалация этой [советско-китайской] ссоры наносит массированный ущерб международному миру и безопасности». Хотя такая формулировка не позволяла рассматривать американское заявление как выражение поддержи! одной из сторон в конфликте, Вашингтон все же указал на заинтересованность в его ограничении. Поскольку СССР выступал в споре в качестве более сильной стороны, это адресовало американское предупреждение в значительной степени ему - и в этой мере США фактически выступили в защиту Китая.
Реакция США в целом отрезвляюще подействовала на обе стороны. Первый шаг к ослаблению напряженности сделал Советский Союз. По пути обратно в Москву с похорон Хо Ши Мина советская делегация несколько раз с борта самолета запрашивала согласие китайской стороны на проведение встречи с китайскими представителями во время возможной остановки в Пекине. После ряда попыток согласие КНР было получено. 11 сентября 1969 г. в пекинском аэропорту состоялась встреча А. Н. Косыгина с премьером Госсовета КНР Чжоу Зньлаем. В ходе ез была достигнута договоренность о начале советско-китайских переговоров по пограничным вопросам в октябре 1969 г. Китайская сторона отказатась от требования отвода советских войск со спорных территорий как предварительного условия переговоров. А. Н. Косыгин, по утверждениям китайской стороны, не подтверждаемым советской, обещал, что советские войска будут отведены от границы. Советско-китайские отношения остались враждебными, но кульминация противостояния была пройдена.
4. Еще в июле 1971 г. государственный секретарь США Г. Киссинджер в полной тайне побывал в Пекине с рабочим вшитом и согласовал с китайским руководством основные условия предстоящей нормализации американо-китайских отношений. В августе 1971 г. США выступили с идеей передачи КНР места Китая в Совете безопасности ООН, которое до тех пор занимал делегат Тайваня, при сохранении за Тайванем статуса члена ООН и права участвовать в ее генеральных ассамблеях. Это предложение не было принято. Но в октябре 1971 г. КНР все же была принята в ООН одновременно с «добровольным» выходом из ее состава Тайваня, стремившегося таким образом избежать процедуры исключения.
В феврале 1972 г. в Пекин с официальным визитом прибыл президент США Р. Никсон. Поскольку и об этом визите ведущие политики мира, включая руководителей всех союзных Соединенным Штатам стран, узнали только из газет, визит американского президента в Китай получил в литературе название «шока Никсона». Президент США вел переговоры с высшими руководителями Китая, включая 79-летнего Мао Цзэдуна.
Условия американо-китайской нормализации были закреплены в подписанном 27 февраля 1972 г. в Шанхае коммюнике. С общеполитической точки зрения, главным в этом документе было указание на отказ обеих держав от попыток установить свою гегемонию в Восточной Азии и о выступлении каждой из них против попыток любой державы установить такую гегемонию. Иными словами, США подтвердили намерение поддержать КНР в случае нарастания угрозы со стороны СССР, а Китай обещал продолжить линию дистанцирования от Москвы. Речь шла об отказе Соединенных Штатов от «двойного сдерживания» одновременно СССР и КНР в пользу сдерживания одного только Советского Союза, в том числе и путем параллельных акций с Китаем.
Шанхайское коммюнике не устранило всех проблем американо- китайских отношений. Между двумя странами не были установлены дипломатические отношения, поскольку таковые существовали между США и Тайванем. По этому поводу в коммюнике было сказано, что «все китайцы по обе стороны Тайваньского пролива считают, что существует только один Китай, и Тайвань является частью Китая». Но американская сторона обязалась эвакуировать с острова военные объекты, прекратить в будущем дипотношения с Тайбэем, денонсировать амери- кано-тайваньский договор и поддержать КНР по вопросу о передаче ей права представлять Китай в Совете безопасности ООН. Уступив Пекину по основным проблемам в принципе, американская сторона зарезервировала за собой отсрочку, необходимую для перевода отношений с Тайванем в неофициальное русло. Предстояло разорвать дипломатические отношения с Тайванем, денонсировать американо-тайваньский договор безопасности 1954 г. и получить на это согласие американских законодателей.
5. Возросшей активностью своей дипломатии на китайском, советском и других «трудных» направлениях американская администрация стремилась компенсировать психологические и политические потери, с которыми для США была сопряжена война во Вьетнаме. Пример Вашингтона, смело ломающего стереотипы, заражал американских союзников - в Азии не меньше, чем в Европе.
Япония чувствовала себя очень уязвленной «шоком Никсона», поскольку она гораздо раньше США стала стремиться к улучшению отношений с КНР, но ей не позволяли этого делать американские политики. Теперь, когда Вашингтон осуществил нормализацию отношений с КНР первым, сделав то, в праве на что он отказывал Японии, в Токио решили действовать, не оглядываясь на США. Японское правительство попыталась проводить во внешней политике более независимый курс.
Хозяйственные успехи к началу 1970-х годов вывели Японию в число экономических лидеров мира. Благодаря высоким (12-16%) темпам роста в 1960-х годах, она вышла на второе место в мире по размерам ВНП, немного опередив даже Советский Союз. В ноябре 1969 г. японское правительство смогло добиться от США согласия на восстановление суверенитета Японии над архипелагом Рюкю (Окинава), и в мае 1972 г. Окинава перешла под контроль Японии, хотя на острове сохранились американские базы. Премьер-министр Японии Эйсаку Сато в 1970 г. был удостоен Нобелевской премии мира за разрешение этой дипломатической задачи переговорным путем.
В июле 1972 г. правительство страны возглавил Какуэй Танака, сторонник активной внешнеполитической линии, выражением которой стала выдвинутая им концепция «многополюсной дипломатии» (таке- ку гайко). Она предусматривала нормализацию связей с Китаем и улучшение отношений с СССР.
29 сентября 1972 г. К. Танака с официальным визитом прибыл в КНР. Стремясь оказаться на полшага впереди Вашингтона, японская сторона в ходе визита договорилась не только о нормализации отношений с КНР, но и об установлении дипломатических отношений. Японо-тайваньские официальные связи были разорваны. Япония признала правительство КНР единственным законным правительством Китая, а Тайвань - неотъемлемой частью КНР. Вместе с тем, японская сторона сохранила экономические и прочие связи с Тайванем, придав им неофициальную форму.
Минимум знаний
1. Советско-китайские противоречия обострились в результате целого комплекса проблем, и заключались они, прежде всего, в споре за лидерство в мировом коммунистическом движении, разном понимании содержания международных отношений (КНР настаивал на продолжении и развитии конфликта с Западом). Советско-китайское противостояние не только ослабило блок коммунистических держав, но и создало в мире новый очаг конфликтности.
2. «Культурная революция» и массовые репрессии в КНР привели к дальнейшей эскалации советско-китайского конфликта. КНР стала оспаривать принадлежность к СССР ряда его дальневосточных территорий, произошел вооруженный инцидент на острове Даманском. В ответ СССР пытался предложить другим азиатским государствам проект системы коллективной безопасности в Азии, направленный, по сути, против КНР. Этот проект не получил поддержки коммунистического движения и международного сообщества в целом.
3. К лету 1969 г. серьезно возросла угроза широкомасштабной войны между СССР и КНР, о чем свидетельствовали военные приготовления обеих сторон. США в весьма сдержанной форме поддержали в этом противостоянии Китай. Однако благодаря дипломатическим усилиям СССР удалось частично разрядить напряженность и смягчить остроту противоречий с КНР к сентябрю 1969 г.
4. Во второй половине 1960-х годов США стремились расширить свои возможности в дипломатическом давлении на СССР и укрепить свои позиции в Восточной Азии. Для этого они пошли на нормализацию отношений с КНР, закрепив дистанцирование КНР от Москвы посредством обещания дипломатической поддержки в случае возобновления советско-китайского конфликта. Однако дальнейшему улучшению отношений между США и КНР мешал Тайваньский вопрос.
5. Стремительное экономическое развитие Японии, ее превращение в одну из крупнейших экономик мира способствовали активизации внешней политики «страны восходящего солнца». Одним из итогов нового курса стало установление в 1972 г. дипломатических отношений с КНР наряду с сохранением полноценных экономических связей с Китайской Республикой на Тайване.

Отношения между СССР и китайскими коммунистами никогда не были ровными и гладкими. Даже в 40-е гг., когда военная мощь сил Мао Цзэдуна зависела от размеров помощи СССР, его сторонники не прекращали бороться с «коминтерновцами» - теми, кого считали проводниками влияния Москвы. Когда после капитуляции Японии КПК повела войну не на жизнь, а на смерть против Гоминьдана, Сталин не верил в её победу. Он пытался внушить руководству компартии мысль о «двух Китаях», т. е. о создании на его территории коммунистического и гоминьдановского государств, как это уже произошло в Германии, а потом в Корее и во Вьетнаме.

К тому же Сталин сильно сомневался в верности Мао идеям марксизма. Но победителей, как известно, не судят. После установления власти КПК над всем Китаем (1949 г.) сомнение это не то чтобы совсем исчезло, но ушло на второй план. Наступил период «вечной дружбы» между СССР и КНР.

14 февраля 1950 года Китай и СССР заключили Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между КНР и СССР. Настоящий договор посвящен образованию союза Китая и СССР. В то время дипломатия Китая склонялась в одну сторону – в сторону СССР. в то время заключение Китаем и СССР Договора о военно-политическом союзе, с одной стороны, сыграло ключевую роль в сфере безопасности и государственного строительства Нового Китая, с другой стороны, из-за слепого копирования модели развития СССР позже мы пережили немало трудностей в ходе государственного строительства. В 1950 году из-за большой разницы в государственной мощи СССР относился к Китаю как к младшему брату. В этой связи по сути Договор о дружественном союзе и взаимной помощи между КНР и СССР является неравноправным договором.

Фактически тесные отношения между СССР и Китайской Народной Республикой во главе с Мао Цзэдуном установились раньше - когда СССР оказывал помощь компартии Китая в борьбе за власть. Так что само подписание договора просто констатировало положение вещей и было приурочено к визиту Мао Цзэдуна в Москву.

Продлилась «вечная дружба» всего десяток лет. За это время Китай получил громадную экономическую помощь. Советский Союз предоставил ему выгодные кредиты, построил свыше 300 крупных заводов, полностью оснастил их; больше половины торговли КНР приходилось на СССР. В 1954 г. советская сторона передала КНР Порт-Артур и Дальний, возвращённые после победы над Японией, а также знаменитую Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД).

Однако после смерти Сталина и началом в 1956 году десталинизации в СССР отношения между странами сильно осложнились. Дело в том, что Мао стал примерять на себя одежды вождя мировой революции. Китайские лидеры сначала в узком кругу, а затем и в печати начали призывать СССР проводить жёсткую политику по отношению к Западу, не останавливаться перед угрозой вооружённого конфликта с ним и даже мировой войны.


Советские руководители не оставались в долгу, подчёркивая провал печально знаменитого «большого скачка» в социализм в Китае (в 1960-1961 гг., как писали западные газеты, от голода там умерло 6-7 млн. человек). Хотя обе стороны громко заявляли о незначительности расхождений между друзьями (китайцы выражались так: «Маленький спор и большое единство»), и в Советском Союзе, и в Китае многие понимали - прежней дружбе пришёл конец.

Речь Н. С. Хрущёва на закрытом заседании XX съезда КПСС (1956) была воспринята Мао Цзэдуном резко негативно. Также КНР отрицательно относится к новому внешнеполитическому курсу СССР - на выход из изоляции и установление деловых отношений со странами Запада, известный как курс на «мирное сосуществование двух систем». КНР обвиняет советское руководство в ревизионизме и уступках Западу.

В 1960 г. произошло событие, которое означало открытый разрыв. Никита Хрущёв, раздражённый усилением критики в его адрес со стороны китайцев, дал указание в три дня отозвать из Китая всех технических специалистов. Остановившиеся по этой причине китайские заводы и фабрики ознаменовали начало нового этапа в советско-китайских отношениях - 20-летия открытой вражды между коммунистическими государствами.

Во время Карибского кризиса (1962) КНР поддерживала идею вооружённой конфронтации СССР и США и была недовольна мирным разрешением кризиса.

В 1962 году СССР поддержал Индию в войне с КНР.

В 1963 году КНР и СССР обменялись письмами, в которых высказали свои идеологические позиции и таким образом формально признали наличие разногласий.

СССР и КНР превратились из лучших друзей в главных врагов. «Товарищеская критика» сменилась обвинениями друг друга во всех смертных грехах. Даже вмешательство США во вьетнамские дела не сблизило прежних союзников. Китай, помогавший оружием коммунистическому правительству Северного Вьетнама, не разрешал, однако, перевозить советскую военную технику через свою территорию. Когда в Китае началась «культурная революция» (1966-1976), антисоветские настроения, поддерживаемые Мао, достигли пика. Из посольства СССР, у которого не прекращались даже ночью угрожающие расправой демонстрации и митинги, уже эвакуировали детей и женщин. Какое-то время казалось, что дело дойдёт до разрыва отношений между странами.

Китай предъявил также свои претензии на часть территории СССР. Эти притязания, распространявшиеся на Дальний Восток и юг Сибири, были явно несерьёзны, но в одном китайцы были правы. Границу между государствами проводили в прошлом веке, когда Китай был слабым, зависимым от великих держав государством. Поэтому на многих участках она проводилась не по водной поверхности реки, как это принято в международных отношениях, а по китайскому берегу. Течение пограничной реки Уссури настолько бурное, что иногда она меняет русло, откалывая целые куски суши от китайской территории. Образовавшиеся острова считались уже советской территорией. Пока отношения между странами были дружескими, эти вопросы удавалось улаживать, но когда они испортились, пограничные проблемы стали поводом к многочисленным стычкам (только в 1967 г. их было около 2 тыс.).

Самым известным из конфликтов на советско-китайской границе стали события на острове Даманский (1969), которые стоили десятков жизней и в которые были вовлечены довольно значительные военные силы. Вражда достигла таких масштабов, что населению внушалась мысль о подготовке к возможной войне.

В Китае это выразилось в массовом строительстве бомбоубежищ, создании складов продовольствия, больших закупках вооружений на Западе; в СССР - в ускоренном строительстве оборонных сооружений на советско-китайской границе (прежние были взорваны по приказу Хрущёва в период «вечной дружбы»), формировании новых военных соединений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, резком увеличении оборонных расходов. Собственно, возведение знаменитого БАМа тоже было прямо связано с китайской угрозой.

Договор о дружбе тем не менее расторгнут не был, так как ни одна из сторон не придавала дипломатическому этикету серьёзного значения. В 1979 году КНР воевала с Вьетнамом, и СССР выступил на стороне Вьетнама, хотя имел договоры о дружбе и содействии с обеими странами

Только после смерти Мао Советский Союз и Китай смогли начать очень медленно продвигаться навстречу друг другу. Бессмысленное противоборство привело к тому, что в 80-е гг. политические, торговые, культурные связи странам приходилось начинать почти с нуля