Памятник венера милосская. Древнегреческая скульптура «Венера Милосская

Изначально создателем Венеры Милосской считался Пракситель, первый изваявший скульптуру типа «Венера стыдливая». Однако этот мастер жил в IV до н.э., а ряд особенностей, таких как удлиненное повернутое туловище и маленькая грудь, характерен для более позднего периода – конец II, начало I века до н.э. Личность доподлинно так и не была выяснена, но принято считать автором Милосской Александроса (Агесандра) Антиохийского. Именно это имя было указано на постаменте статуи, утерянном позже.

Спрятанная скульптура и алчный крестьянин

Однажды случайной находкой из Греции на острове Милос оказалась статуя богини. По мнению исследователей она провела в плену земли около 2-х тысячелетий, было очевидно, для того чтобы предотвратить уничтожение статуи, ее надежно спрятали от опасности.

Подобные меры безопасности спустя 50 лет пришлось повторить. В 1870 году Венеру Милосскую снова заточили в подземный плен – погреб полицейского здания Парижа. Приближение немцев к столице вынудило пойти на такие меры, уже вскоре полицейская префектура дотла, а статуя, благодаря бдительности работников искусства, осталась неповрежденной.

Но перед этим она достаточно долго пробыла в загоне для коз, куда ее спрятал крестьянин, жаждущий выгоды. Именно здесь античную богиню заметил офицер французской армии – Дюмон-Дюрвиль. Как человек имеющий образование, он не мог не оценить по достоинству шедевр, явно сохранивший свой первоначальный вид практически полностью. Француз без сомнений признал богиню любви и красоты. Вдобавок ко всему, существует много упоминаний о том, что в руках у Венеры было яблоко от Париса.

Объемы Милосской богини практически подходят под современные параметры красоты 90-60-90. Формы статуи 86-69-93 при росте 164 см.

За свою находку крестьянин потребовал нереальную сумму, которой у офицера не было. Однако с помощью дипломатии и уговоров Дюмон-Дюрвиль договорился, чтобы тот не продавал никому скульптуру, пока он не вернется с деньгами. Объяснив ценность подлинного шедевра консулу в Константинополе, офицер добился от него помощи в приобретении скульптуры для музея Франции.

Морское сражение за Венеру Милосскую

С радостной новостью Дюмон-Дюрвиль примчался на Милос, но тут его ожидало разочарование. Жадный крестьянин уже продал статую туркам, сделка был совершена, а античное произведение было упаковано. Однако все же уговоры Дюмона в комплекте с заоблачной суммой сделали свое дело. Упакованная статуя тайно была перегружена на французский корабль.

Турки обнаружили пропажу и не согласились просто так расстаться с ценной находкой. В результате произошло небольшое сражение между французским и турецким судном за право обладать скульптурой богини. Многие считают, что именно в этом противостоянии были утеряны руки Венеры. До сих пор об их местонахождении ничего не известно.

Ежегодно в Лувр приезжают более 6 миллионов человек, желающих посмотреть на безрукую богиню. Более того, 20% из этого числа не посещает другие залы и экспозиции.

Жемчужина Лувра

Афродита Милосская все же осталась в руках у французов. В 1821 году скульптура была определена французским послом в Лувр. Сейчас Венера считается одним из главных экспонатов музея и находится в отдельном зале. Несмотря на щербинки и отсутствие рук, античная богиня предстает перед посетителями Лувра истинным идеалом красоты.

На тему, почему Венера Милосская стоит в Лувре без рук, есть множество шуток, обыгрывающих положение современной женщины, занятой слишком многими делами. Были и предположения, порой довольно смелые, по поводу возможного направления верхних конечностей и их изгиба. Многие скульпторы и художники пытались восстановить их наиболее вероятное положение, но успех оказался весьма спорным. Современному посетителю одного из величайших музеев искусства остается самому гадать, какими были руки Венеры и наслаждаться тем, что осталось от скульптуры.

О названии

Скульптура предположительно изображает греческую богиню любви и красоты Афродиту, которая у римлян носила имя Венеры. Найдена она была на острове Мелос (в другой транскрипции Милос), что в Эгейском море. Почему ее назвали Венерой Милосской, а не Афродитой Мелосской, теперь уже не важно, имя это прижилось, к нему все привыкли, и, как обычно в таких случаях говорят, так уж сложилось исторически.

История находки

Факты таковы. В 1820 году лейтенант французского флота Оливье Воутьер во время стоянки его корабля на якоре в гавани Мелоса решил разнообразить рейдовую скуку поездкой на остров. Там местными жителями время от времени обнаруживались интересные находки, которые можно было приобрести недорого. Офицер заметил, что один из крестьян, разбирая древнюю кладку стены для использования каменных блоков в качестве строительного материала, вроде бы нашел что-то. Изучив предмет, Воутьер понял, что это верхняя часть статуи, изображающей женщину. Он сразу же признал, что находка эта незаурядна и представляет ценность. Начальство, получив рапорт лейтенанта, распорядилось приобрести у крестьянина скульптуру за сравнительно скромную сумму. Венеру тщательно упаковали, в 1821 году привезли во Францию и показали Людовику XVIII, который передал ее в Лувр, где она находится и поныне.

Параметры и возраст статуи

Искусствоведы Лувра отнесли скульптуру к шедеврам греческой классической эпохи. Позднейшие исследования, однако, «омолодили» Венеру, более тщательный анализ манеры и техники исполнения указывал, что она высечена из мрамора позже, примерно за столетие до Рождества Христова, в так называемый эллинистический век. Статуя состоит из двух плотно пригнанных фрагментов, ее высота от головы до ног составляет 6 футов 7 дюймов (чуть более двух метров). Установлен с высокой степенью вероятности и автор скульптуры, это малоизвестный греческий художник по имени Александрос Антиохийский.

Были ли руки?

Существует предположение, что рук Венера Милосская лишилась не в глубокой древности, а срезу же после ее приобретения лейтенантом Вуатье. Будто бы из-за прекрасного произведения искусства заспорили французские и турецкие моряки, и при выяснении отношений повредили статую.

Большинство ученых сегодня считают, однако, что в момент обнаружения рук уже не хватало. Служа объектом поклонения, в первоначальном виде статуя была раскрашена и драпирована, а кроме этого на ее запястья жрецы надевали металлические браслеты. Возможно, что в ладони Афродита держала яблоко.

Венера Милосская, известная также как Афродита Милосская, - древнегреческая статуя, которая считается одним из самых известных творений древнегреческой культуры. Создана между 130 и 100 гг. до н. э. Изображает Афродиту (Венера у древних римлян) - греческую богиню любви и красоты. Выполнена статуя из белого мрамора. В высоту она достигает 203 см и имеет идеальные пропорции человеческого тела, соответствующие правилу золотого сечения.


Статуя Венера Милосская в Лувре

Статуя неполная. Недостаёт рук и оригинального плинтуса или основной платформы. Они были утеряны уже после обнаружения данной скульптуры. Считается, что на платформе было указано имя создателя. Это известный мастер эллинистической эпохи Александрос Антиохийский. В настоящее время данный древний шедевр находится в Париже в Лувре. Своё название получил от греческого острова Милос в Эгейском море, где был обнаружен.


История обнаружения Венеры Милосской

Точно неизвестно, кто конкретно обнаружил уникальную статую. По одной версии она была найдена 8 апреля 1820 года крестьянином Йоргосом Кентротасом в древних городских руинах Милоса возле деревни Трипити. По другой версии первооткрывателями являлись Йоргос Боттонис и его сын Антонио. Эти люди случайно зашли в небольшую подземную пещеру, находящуюся недалеко от руин древнего театра, и обнаружили прекрасную мраморную статую и другие мраморные фрагменты. Случилось это в феврале 1820 года.

Однако есть и третья версия. По ней Венеру Милосскую нашёл французский морской офицер Оливье Вутье. Он исследовал остров, пытаясь найти древние артефакты. Помогал ему в этом молодой крестьянин Воутер. Эта пара и откопала уникальную статую в древних руинах. При этом верхняя часть туловища и нижняя с плинтусом лежали раздельно вместе с колоннами (гермами), увенчанными головами. В левой руке Венера держала яблоко.


Вид на Венеру Милосскую спереди и сзади

Но скорее всего, статую нашли местные крестьяне и, ища покупателя, сообщили о находке французу Оливье Вутье. Тот древний шедевр купил, но у него не было разрешения на вывоз. Получить его можно было только у турецких чиновников, которые находились с Стамбуле. Такое разрешение сумел организовать через французского посла в Турции другой морской офицер Жюль Дюмон-Дюрвиль.


Жуль Дюмон-Дервиль

Пока в Стамбуле утрясались бюрократические нюансы, уникальная находка находилась на хранении у крестьянина Димитрия Мораитиса. Но тут следует сделать небольшое отступление и сказать, что поиск древних артефактов в XIX веке считался чрезвычайно выгодным и популярным бизнесом. Им занимались тысячи людей, а покупали уникальные находки как государства, так и владельцы частных коллекций. При этом считалось очень престижным выставить в государственном музее неповторимый в своей красоте древний шедевр. В результате этого, целые бригады искателей рыскали в долине Нила и на островах Средиземного моря, надеясь быстро обогатиться.


Венера Милосская в наши дни (слева) и её изначальный вариант (справа)

Поэтому крестьянин, хранящий статую женщины с яблоком в поднятой левой руке и с правой рукой, поддерживающей одежду на бёдрах, соблазнился финансовым предложением, поступившем от греческих пиратов. Венера Милосская была продана морским разбойникам, а французам ничего не оставалось, как забирать её обратно силой. В одном из боёв французские моряки захватили статую, но пока тащили её к себе на борт, потеряли обе руки и плинтус. Однако в жаркой схватке возвращаться за ними не стали.

После этого бригантина расправила паруса и со всей возможной скоростью понеслась к родным французским берегам, так как информация об исторической ценности статуи дошла до турецкого султана. Он повелел отобрать её у французов любой ценой и привезти с Стамбул. Но мужественные французские моряки, рискуя свободой и жизнью, сумели избежать столкновения с турецкими судами. Уникальный древний шедевр был благополучно доставлен в Париж.

Венера Милосская в Лувре

В Париже привезённую статую тут же поместили в Лувр. Там верхнюю и нижнюю части соединили в единое целое. Имелся ещё небольшой фрагмент левой руки, но его не стали присоединять к туловищу. Вся же Венера Милосская изначально была выполнена из 7 блоков паросского мрамора. Один блок для обнажённого торса, другой для завёрнутых в одежды ног, по одному блоку для каждой руки, небольшой блок для правой ноги, блок для плинтуса и отдельный блок, изображающий небольшую колонну, стоящую возле статуи.


Полный вид статуи - так Венера Милосская выглядела в древности

В 1821 году отреставрированная скульптура была показана Людовику XVIII. Тот полюбовался на древний шедевр, и тот, после этого, стал доступен для всеобщего обозрения. Осенью 1939 года статую упаковали и вывезли из Лувра в связи с началом Второй Мировой войны. Все военные годы она находилась в замке Валансе в центральной части Франции, там же хранились и другие исторические шедевры.

После войны Венеру Милосскую вернули в Лувр. Там она и находится по сей день в одной из галерей музея на первом этаже. Она считается одной из лучших классических скульптур Древнего мира, олицетворяя собой женскую красоту и совершенство человеческих тел.

1. Название "Венеры Милосской" вводит в заблуждение


Венера - у римлян, Афродита - у греков.

Распространено мнение, что эта статуя изображает греческую богиню любви и красоты. Но греки называли эту богиню Афродитой, а Венера — римское название.

2. Статуя была названа в честь места, где она была обнаружена


Статуя с острова Милос.

8 апреля 1820 года фермер по имени Йоргос Кентротас наткнулся на статую в руинах древнего города на острове Милос.

3. Создание статуи приписывают Александросу Антиохийскому

Шедевр Александроса Антиохийского.

Скульптор эллинистического периода Александрос, как полагают, вырезал из камня этот шедевр между 130 и 100 годами до н.э. Изначально статуя была найдена с постаментом-плитой, на которой она стояла. Там и была обнаружена надпись о создателе. Впоследствии постамент загадочно пропал.

4. Возможно, статуя изображает не Венеру

Амфитрита и Посейдон.

Некоторые полагают, что скульптура изображает не Афродиту / Венеру, а Амфитриту — морскую богиню, которая была особенно почитаема на Милосе. Третьи же и вовсе предполагают, что это статуя богини победы Виктории. Также идут споры о том, что у статуи изначально было в руках. Высказываются разные версии, что это могло быть копье или прялка с нитками. Существует даже версия, что это было яблоко, а статуя - Афродита, которая держит в руках награду, врученную ей Парисом, как прекраснейшей богине.

5. Скульптуру подарили королю Франции

Париж. Лувр. Венера Милосская.

Изначально Кентротас нашел эту статую вместе с французским моряком Оливье Вутье. Сменив несколько владельцев при попытке ее вывоза из страны, статуя в итоге попала к послу Франции в Стамбуле, маркизу де Ривьер. Именно маркиз презентовал Венеру французскому королю Людовику XVIII, который, в свою очередь, передал статую Лувру, где она находится по сей день.

6. Руки статуя потеряла из-за французов

Статуя без рук.

Кентротас нашел фрагменты рук, когда он обнаружил статую в руинах, но после того, как их реконструировали, их сочли слишком "грубыми и неизящными". Современные искусствоведы считают, что это ничуть не означает, что руки не принадлежали Венере, скорее всего они были повреждены в течение веков. Как руки, так и оригинальный постамент были утеряны при перевозе статуи в Париж в 1820 году.

7. Оригинальный постамент убрали целенаправленно

Искусствоведы 19-го века решили, что статуя Венеры является работой греческого скульптора Праксителя (она была очень похожей на его статуи). Это классифицировало статую, как принадлежащую к классической эпохе (480—323 до н. э.), творения которого ценились намного больше, чем скульптуры эллинистического периода. Чтобы поддержать эту версию даже ценой дезинформации, постамент удалили, прежде чем скульптура была представлена королю.

8. Венера Милосская - объект национальной гордости французов


Венера Медичи - конкурентка Венеры Милосской.

Во время своих завоеваний Наполеон Бонапарт вывез один из самых прекрасных примеров греческой скульптуры - статую Венеры Медичи - из Италии. В 1815 году французское правительство вернуло эту статую Италии. А в 1820 году Франция с удовольствием воспользовалась возможностью заполнить пустующее место в главном французском музее. Венера Милосская стала популярнее Венеры Медичи, которая тоже была представлена в Лувре.

9. Ренуар не был впечатлен скульптурой

Ренуар ставил красоту Венеры под сомнение.

Пожалуй, самый известный из недоброжелателей Венеры Милосской, известный художник-импрессионист заявлял, что скульптура очень далека от отображения женской красоты.

10. Во время Второй мировой войны Венеру прятали


Один из замков во французской провинции.

К осени 1939 г., когда над Парижем нависла угроза войны, Венеру Милосскую наряду с некоторыми другими бесценными артефактами, такими как скульптура Ника Самофракийская и работы Микеланджело, были вывезены из Лувра на хранение в различных замках в сельской местности Франции.

11. Венеру обокрали


Венера Милосская. Лувр. Париж.

Венере не хватает не только рук. Она была первоначально украшена ювелирными изделиями, в том числе браслетами, серьгами и тиарой. Эти украшения пропали давным давно, но в мраморе остались отверстия для крепления.

Предмет кровопролитных сражений, массовых интриг и многочисленных споров, Венера Милосская полна тайн. Приглашаем вас познакомиться с некоторыми из них.

  • Статуя, изображающая греческую богиню любви и красоты, названа тем не менее не греческим именем. Венера - божество римской мифологии, которой является точным аналогом греческой Афродиты. Таким образом, альтернативное название статуи - Афродита Милосская.

​​

  • Часть своего имени статуя получила не при создании. В частности, Милосской скульптуру назвали в 1820 году в честь места ее находки - греческого острова Милос.
  • О времени создания Венеры Милосской (130-100 гг. до н.э., эллинистический период) стало доподлинно известно благодаря обнаруженному вместе с мраморным шедевром постаменту, на котором помимо этого было указано, что автором работы является Александр из Антиохии. Почему было? Да потому что сразу же после находки постамент куда-то пропал.
  • Как выяснилось позже пропажа постамента - далеко не случайность. Его целенаправленно скрыли, чтобы выдать скульптуру за творение классического периода Греции (510—323 годы до н. э.), произведения которого ценятся намного выше, чем эллинистического. Параллельно с этим авторство приписывалось Праксителю - отцу-основателю направления в скульптуре, в котором выполнена Венера Милосская. Хотя впоследствии хитрость была выявлена, постамента все же не нашли, а потому Александр Антиохский считается самым вероятным автором работы, но отнюдь не доподлинным.
  • Некоторые специалисты считают, что на скульптуре изображена не Венера/Афродита, а Амфитрита - дочь мифологического морского бога Нерея и жена последующего правителя морского царства Посейдона. В пользу этой версии говорит тот факт, что Амфитрита была особо почитаема жителями острова Милос. При этом бытует также предположение, что на статуе изображена богиня победы Ника. Разрешить этот спор могли бы руки статуи, а точнее находящиеся в них предметы. К примеру, копье бы свидетельствовало о том, что это Ника, а яблоко стало бы окончательным аргументом в пользу Афродиты (перед началом Троянской Войны Парис преподнес его богине любви и красоты). Однако руки статуи, к сожалению, не сохранились.
  • Широко известно, что, найденная в 1820 году греческим крестьянином Йоргосом Кентротасом вкупе с французским моряком Оливье Вутье, Венера Милосская была незаконно вывезена во Францию, где в 1821 году вошла в экспозицию Лувра. Однако далеко не все знают, что в Париж статуя изначально отправилась в качестве подарка французского посла маркиза де Ривьер королю Людовику XVIII, который впоследствии и передал ее Лувру.
  • Многие шедевры античности доходят до наших дней в неидеальном состоянии в основном из-за безжалостного влияния времени, однако отсутствие рук у Венеры Милосской - результат банальной человеческой природы. В момент находки статуи она состояла из всех частей тела, однако в результате кровавой стычки между французами и турками за право обладание этим сокровищем древности Афродита лишилась своих рук. В этом виде она и была доставлена в Париж.
  • Своим появлением в культурной жизни Парижа Венера Милосская стала своеобразным символом национальной гордости французов. Дело в том, что в 1815 году Лувру пришлось вернуть итальянцам статую Венеры Медицейской, которую Наполеон Бонапарт вывез из Италии во время своих завоеваний. Появление же Венеры Милосской в 1820 году не только восполнило потерю, но и целенаправленно было объявлено более ценным экспонатом. Уловка удалась - новинка сразу же привлекла внимание ценителей и деятелей искусства, а также широкой общественности.
  • Несмотря на свою неповторимость у Венеры Милосской были и недоброжелатели. Самым знаменитым противником мнения о том, что статуя является олицетворением красоты, являлся известный художник-импрессионист Пьер Огюст Ренуар.
  • Наряду со статуей Ника Самофракийская и циклом скульптур Рабы работы Микеланджело, Венера Милосская оказалась в числе избранных шедевров искусства, которые тайно вывезли из оккупированного Парижа в время Второй Мировой и схоронили в пригороде французской столицы.
  • В свое время Венера Милосская лишилась не только рук, но и драгоценностей. В частности, в первое время статуя выставлялась украшенной браслетом, серьгами и прочей дорогостоящей бижутерией. Хотя этих драгоценностей давно уже нет, на мраморе до сих пор можно увидеть отверстия, предназначенные для крепления украшений.
  • Сегодня мы видим статую совсем не такой, какой ее видели в древности, и дело не только в отсутствии рук. Оригинальный цвет Венеры Милосской, как и любой другой древней мраморной статуи, - не белый. Греки античности традиционно обрабатывали мраморные изваяния различными красками, частично меняющими внешний облик скульптуры. Сегодня же исследования показывают, что от древней краски статуи не осталось и следа.
  • Несмотря на то, что Венера Милосская считается многими образцом женской красоты, ее высота составляет чуть более 2 метров, что превосходит рост подавляющего большинства людей нашей планеты. Возможно, это намек на идеал, достигнуть которого дано лишь единицам.
  • Некоторые искусствоведы склонны считать, что скульптура Венеры Милосской - реплика с римской статуи Афродиты Капуанской (создана за 170 лет до творения Александроса Антиохского), которая, в свою очередь, также является копией с оригинальной греческой статуи.
  • С одной стороны, отсутствующие у Венеры Милосской руки предмет горького сожаления, с другой - неиссякаемый источник для предположений о том, каким образом были расположены руки статуи и, самое главное, что в них могло находиться. Этот вопрос не раз становился и по сей день становится темой многочисленных дискуссий и научных работ.

Кстати, хотим напомнить, что есть вероятность того, что вскоре 200-летнему пребыванию Венеры Милосской в Лувре придет конец. По крайней мере администрация острова Милос сообщила о намерении .