Панихида на день рождения умершего. Можно ли отмечать день рождения умершего человека

Во всех делах твоих помни о конце твоём ().
Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы () .

Поминове́ние усо́пших - богоугодное действие, ходатайственного характера, направленное на улучшение участи усопших.

Для христианина смерти, как исчезновения, или прекращения существования, нет. – это завершение земного пути, прекращение страданий, своеобразный рубеж, за которым наступает то, к чему он всю жизнь шел и стремился. Кто познал истину и умер в вере, тот победил смерть, вместе с Воскресшим . не разделяет своих членов на живых и мертвых, у Христа все живы.

По учению Святой Православной Церкви все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно. «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» (). Поэтому умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой , сохраняя молитвенное общение со всеми остальными ее чадами.

Любовь не умирает

Плодом жизни любого человека является только одно – , которую он смог проявить в своей жизни. После временного разлучения и тела до , усопший уже не может творить дела любви, но его любовь может умножаться через его близких в его память.
Близкие могут , желая помочь усопшему, поминать его на Литургии, молиться о нём, творить дела милосердия в его память.

Поминовение на Божественной литургии

«Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь может наилучшим образом сделать это молитвой о них и, в особенности, подачей записки для поминовения на Божественной . Ничего лучшего и большего сделать для них мы не можем. Это им всегда необходимо…» (архиеп. .

Милостыня

Кроме молитвы за усопших ещё одним действием поминовения их является . Под милостынею понимается не только подаяние нищим в память усопшего, но всякое благодеяние по отношению к нуждающимся.

Из глубокой древности идет обычай совершать о каждом усопшем поминовение в третий, девятый и сороковой дни по его кончине, а также совершать сорокоусты. – это непрерывное поминовение в течение 40 дней по кончине.

Также поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, день рождения и именин в том смысле, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет тело его.

Помимо участия в заупокойных богослужениях, Святая Церковь заповедует своим чадам поминать усопших и на домашней молитве . Здесь каждому молящемуся предоставляется некоторая свобода для проявления личного усердия. В дополнение к вечерним и утренним молитвам иноки и миряне прочитывают помянник, совершая поименное поминовение живых и мертвых. Кроме того, существует древний обычай читать . На домашней молитве по благословению духовника может быть совершено поминовение и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении – своих родных и близких, скончавшихся вне ограды Православной Церкви – некрещеных, еретиков и т.д. Оптинские старцы разрешали на домашней молитве поминать даже самоубийц.

Слышат ли усопшие наши молитвы о них?

Общение между земной и Небесной Церковью несомненно существует. Оно основано на христианской любви и выражается в молитвенной помощи друг другу. Спаситель говорит: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы » (). Апостол Павел пишет: «Любовь никогда не перестаёт » ().

Вопрос о том, как именно отражаются на усопших за них со стороны членов земной , не имеет в Православном Догматическом Богословии детального, вплоть до подробностей, раскрытия. О чём можно говорить с уверенностью, богоугодные молитвы за почивших ближних не остаются бесплодными; благодаря молитвенному повиновению почившие могут получать утешение и отраду. Мы не можем точно сказать, что усопшие именно слышат наши молитвы, но можем утверждать, что они чувствуют их.

О каких-то деталях из жизни усопших и о том, как на них сказываются обращенные к молитвы, можно узнать из содержания частных откровений, преподававшихся в разное время тем или иным святым.

Так, из откровения преподобному Григорию, ученику святого Василия Нового, известно, что душа блаженной Феодоры (после её физической смерти), проходя через , ощущала на себе следствие молитв духовника, отца Василия. При этом она понимала, кто за неё молится. Его молитвы способствовали ей в прохождении мытарств.

Довольно внимательно к этому вопросу относился святитель . В одном из наиболее известных произведений этого автора, «Диалоги…», представлена история о двух благочестивых женах, которые, к сожалению, не могли обуздать свои языки. Они не сделали этого даже и после того, как были обличены и наставлены «человеком Божьим», предупредившем их, что если не исправятся, то он отлучит их от Церкви. Вскоре остроязычные женщины умерли и были погребены в пределах местного храма. Когда в храме совершалась , и диакон, в определенное время, согласно традиции, указывал лишённым общения покинуть собрание верных, бывшая кормилица умерших жен видела, как они, вдруг, поднимались из гробов и удалялись вон. Когда она сообщила об этих видениях «человеку Божьему», тот вручил ей и велел принести её Господу. После того, как она выполнила распоряжение святого, усопшие больше не «поднимались» из гробов и не удалялись из церкви. Из сказанного следует, что каким-то таинственным образом душам женщин становилось известным возглашение диакона, однако каким, святитель Григорий не объясняет.

Свидетельств подобного рода известно немало, однако, следует помнить, что не всё, о чём в них сообщается, можно понимать буквально: в них много загадочного и символического.

Кроме того, доверять можно не всяким свидетельствам. Например, далеко не всякое «явление» «родственника» во сне есть действительное явление родственника. Скажем, под видом родственных душ спящему могут являться лукавые духи. С другой стороны, «явление почившего родственника» может быть естественным результатом напряженных воспоминаний или переживаний о нём. Правильным действием в случае «явления» усопшего ближнего будет - усилить молитву как о себе, так и о ближнем, чей образ был явлен во сне.

Конечно, редко, но случается так, что человек умирает в день своего рождения. Бывает и по-другому, когда родственники хотят по личным причинам помянуть покойного на день раньше, так как вовремя выполнить память не получается, а этот день как раз случайно выпадает на его день рождения. Как в таких случаях быть – поминать или нет усопшего? Можно ли вообще поминальные трапезы устраивать в тот день, когда человек был рожден?

Наказы предков

Иногда может показаться, что наши предки, несмотря на свою неграмотность и чопорность, намного больше знали, чем современный человек о простых житейских вопросах! Особо относились к усопшим, к обрядам и традициям, которых всегда придерживались на Руси в этом плане.

Так, никогда не ходили на кладбище, ничего не относили на могилу – ни полотенца, ни поминальную еду в день рождения покойного. Этот день никак не отмечали даже дома в семейном кругу, словно забывали об этой дате и ничего не справляли!

В старину считалось, что после смерти у умершего человека дня рождения, когда его душа была в этом теле, больше нет. Теперь, как только душа покинула это тело, день смерти станет новым ее днем рождения. Именно в эту дату и нужно поминать усопшего, а не тогда, когда он был рожден! Связано такое толкование с тем, что, считалось, что после смерти душа вновь возрождается в этом мире и именно в ту секунду, когда покидает старое тело.

Поминая душу в прижизненную дату рождения, родственники непроизвольно «тянут» ее в прежнее существование, не давая покоя, и нарушают спокойное новое существование, поэтому таких поминальных трапез не устраивают! Кроме того, на состоянии самих родственников подобные поминки также отразятся негативно и будут угнетать сознание и душу мыслями о умершем родственнике, что также очень плохо и, прежде всего, для психического состояния.

Что говорят священники?

Для кого-то это станет новостью, но поминальные трапезы сохранились в традициях православного народа как отголоски язычества и советской власти, и поминание усопшего вовсе не должно включать в себя большую часть поминальной еды и особенно спиртное! Поминание покойных должно состоять, согласно православным традициям, исключительно в памяти о нем и мольбах, за успокоение его души! На столе должны стоять отварной рис с изюмом, мед, хлеб, а для водки там места быть не должно.

Учитывая это, можно сказать, что поминают мертвых, и на день рождения прижизненный, и в день кончины, и в другие важные для него дни, но молитвенно. А поминки с трапезами проводят лишь на третий, девятый и сороковой день смерти.

Получается, что, согласно советам предков, в день рождения покойного не поминают. Однако церковь на это запреты не дает, и поминать покойного в такой день можно, только речь идет о молитвенных, мысленных поминаниях, а не о конкретном употреблении поминальной еды! Поэтому если у вас время выпадает так, что поминки, пусть даже большие нужно устроить в день рождения усопшего, нужно их проводить, не стоит откладывать, ничего запрещенного в этом нет.

Конечно, редко, но случается так, что человек умирает в день своего рождения. Бывает и по-другому, когда родственники хотят по личным причинам помянуть покойного на день раньше, так как вовремя выполнить память не получается, а этот день как раз случайно выпадает на его день рождения. Как в таких случаях быть – поминать или нет усопшего? Можно ли вообще поминальные трапезы устраивать в тот день, когда человек был рожден?

Иногда может показаться, что наши предки, несмотря на свою неграмотность и чопорность, намного больше знали, чем современный человек о простых житейских вопросах! Особо относились к усопшим, к обрядам и традициям, которых всегда придерживались на Руси в этом плане.

Так, никогда не ходили на кладбище, ничего не относили на могилу – ни полотенца, ни поминальную еду в день рождения покойного. Этот день никак не отмечали даже дома в семейном кругу, словно забывали об этой дате и ничего не справляли!

В старину считалось, что после смерти у умершего человека дня рождения, когда его душа была в этом теле, больше нет. Теперь, как только душа покинула это тело, день смерти станет новым ее днем рождения. Именно в эту дату и нужно поминать усопшего, а не тогда, когда он был рожден! Связано такое толкование с тем, что, считалось, что после смерти душа вновь возрождается в этом мире и именно в ту секунду, когда покидает старое тело.

Поминая душу в прижизненную дату рождения, родственники непроизвольно «тянут» ее в прежнее существование, не давая покоя, и нарушают спокойное новое существование, поэтому таких поминальных трапез не устраивают! Кроме того, на состоянии самих родственников подобные поминки также отразятся негативно и будут угнетать сознание и душу мыслями о умершем родственнике, что также очень плохо и, прежде всего, для психического состояния.

Но поминальные трапезы сохранились в традициях православного народа как отголоски язычества и советской власти, и поминание усопшего вовсе не должно включать в себя большую часть поминальной еды и особенно спиртное! Поминание покойных должно состоять, согласно православным традициям, исключительно в памяти о нем и мольбах, за успокоение его души! На столе должны стоять отварной рис с изюмом, мед, хлеб, а для водки там места быть не должно.

Учитывая это, можно сказать, что поминают мертвых, и на день рождения прижизненный, и в день кончины, и в другие важные для него дни, но молитвенно. А поминки с трапезами проводят лишь на третий, девятый и сороковой день смерти.

Получается, что, согласно советам предков, в день рождения покойного не поминают. Однако церковь на это запреты не дает, и поминать покойного в такой день можно, только речь идет о молитвенных, мысленных поминаниях, а не о конкретном употреблении поминальной еды! Поэтому если время выпадает так, что поминки, пусть даже большие нужно устроить в день рождения усопшего, нужно их проводить, не стоит откладывать, ничего запрещенного в этом нет.

В жизни каждого человека очень часто случаются неприятные ситуации. Особенно тяжело их перенести если дело касается смерти, ведь понимать что больше не увидишь родного, близкого человека не так уж просто. После смерти человека необходимо хранить о нем память, приходить на могилу в указанные дни и ухаживать за ней. Но можно ли ходить на кладбище в день рождения умершего, а главное как в этот день правильно себя повести? Касательно этого вопроса в течении конкретных периодов вырисовывались свои мнения и они были разными.

Посещение кладбища в день рождения умершего

В древние времена большое количество масс населения считали что вспоминать умершего в день когда он родился, а соответственно и ходить на кладбище нет никакой потребности. Объяснялось это тем, что человек, который отошел в загробную жизнь не имеет ничего общего со своей земной датой рождения, ведь в этот день он пришел на земля, а теперь его с ней ничего не связывает. Некоторые народы считали за должное отпраздновать с усопшим этот знаменательный день и если тело хранилось в виде праха шли на кладбище, забирали его в свой дом, устраивали праздник, а после этого дня вновь возвращали мертвого родственника на место вечного покоя. Некоторое количество людей считали что в день рождения покойника необходимо принести ему гостинцы прямо на могилу, чтобы показать что все о нем помнят и любят данного человека. Существует и мысль что нельзя ходить на кладбище умершего в день когда он родился зимой. Связано это не с самой памятной датой, а с тем что посещение кладбища в холодную пору считалось страшным поступком в древнем мире. Такой запрет связывали с тем, что зима – это время полного покоя природы, а также душ отошедших в мир иной и их покой никаким образом нарушать нельзя.

Можно ли посетить кладбище в день рождения умершего? В современном мире этим вопросом задается чуть ли ни каждый второй человек. Его возникновение связано с сложившимися веками традициями предков, но очень часто разбиваются об скалу учений христианского мира, причем не является важной конфесиальная принадлежность человека.

День рождение умершего человека на кладбище – мнение церкви

Церковь во весь голос твердит что день рождение умершего человека на кладбище проводить можно и даже в некоторой мере необходимо. Особенно хорошо такое посещение сочетать со заупокойной службой и раздачей милостыни. Конечно здесь не предполагается устраивать после посещения родственника посиделки, употреблять спиртные напитки, ведь служители церкви утверждают что таким образом можно принести душе родственника только вред и еще больше страданий, обесценить проведенное в его память богослужение. На гроб можно принести цветы и свечку, но не больше. Главное в этот день идти к покойному на гроб с молитвой и благими намерениями. Некоторые священники придерживаются мысли что человек, который в такой день отправляется на гроб покойного не должен плакать, ведь если это происходит душа не может найти себе покоя. Касательно посещений могилы в определенное время суток или по погоде здесь церковнослужители единогласны – главное желание посетить могилу человека и вспомнить о нем добрым словом, а остальные факторы не являются важными.

Поход на могилу в день рождения покойника – современный взгляд

Современные люди в большинстве случаев не склонны к суевериям и даже в некоторых случаях перегибают палку, желанием выпить на могиле водки и так отпраздновать день в который родился их близкий человек. Но это довольно таки редкие случаи и день рождение умершего человека на кладбище таким образом не проходит. Человек 21 века, который является практикующим христианином, нанимает в храме поминальное богослужение, вместе со священником отправляется на гроб, где проводится общее молитвенное правило. Затем родственники остаются на гробу, очень часто желая высказать близкому человеку все свои беды и проявить эмоциональное состояние. Возвращаются домой со светлыми мыслями, угощают родственников и соседей сладостями, с той целью, чтобы кто-то еще вспомнил об усопшем и поддержал его душу молитвой в загробном мире.

Посещение кладбища в день рождения умершего стало уже хорошей традицией, которой все привыкли следовать и только некоторые суеверные люди следуют таким ограничениям, как запрет посещения зимой, после двенадцати часов дня, с пустыми руками. Но такая практика не должна быть чем-то страшным или действием, которое производится принудительно. Каждый человек должен сам для себя решать нужно ли ему это, а потом производить какие-либо конкретные действия. Не важно, получится посетить место захоронения родственника, друга, родителей, детей, или нет - главное чтобы об них остались только хорошие и позитивные воспоминания. Практика посещения кладбища – это возможность отдать покойному должное и если есть возможность, желание, силы ей нельзя пренебрегать.

У каждого народа и конкретного человека свое представление об этом дне. Кто-то празднует, а другие забывают, одни молятся – некоторые пьют и едет, но помнят же во всяком случае. Если спросить еще раз можно ли ходить на кладбище в день рождения умершего ответ большинства будет однозначным и уверенным – конечно можно. Главное при этом нужно верить что смерть – это перерождение, которое несет новую жизнь, что-то светлое и хорошее и тогда даже такой процесс как посещение места погребения родного человека не будет нести в себе ноток грусти. Все что не делается необходимо производить искренне и с любовью, ведь именно в таком эмоциональном поле человек огражден от всего плохого и не смотря на запреты, суеверия всегда остается уверенным в том что все будет хорошо.

Поход на кладбище к человеку, который в день такого визита родился – это вполне нормальное явление. Делать это или нет решает каждый индивидуально исходя из своих убеждений и религиозной принадлежности. Отсюда вывод – пусть каждый делает так, как ему удобно и как он привык, ведь никто не может знать внутреннего состояния человека.

Нет такой семьи, в которой бы не вспоминали об умершем в день его рождения. Разумеется, рано или поздно, большинство людей задаются вопросами о том, насколько этот обычай соответствует православным традициям и каковы правила поминовения.

Церковь призывает к поминовению покинувших этот мир близких не только в день их рождения, но и в другие даты. Кроме того, вспоминать об усопшем в молитвах не возбраняется в любое время.

Нужно ли в этот день посещать кладбище?

Среди принятых в народе негласных правил того, как поминать усопшего в его день рождения, имеется обычай посещения кладбища. Православная церковь ни в коем случае не препятствует этой традиции. Однако многие священники обращают внимание прихожан на то, как они ведут себя при посещении могилы.

Речь не только о неумеренном употреблении спиртного, но и о привычке обихаживать захоронение. Памятные даты, такие как день рождения, похорон, смерти, не являются лучшим временем для того, чтобы покрасить оградку или же заняться иными мелочами. Для этого есть другие дни. Не следует забывать о благоустройстве места последнего пристанища близкого человека и вспоминать о необходимости этого лишь в дни поминовения.

Что делать на месте захоронения?

Если, придя на могилу в особую дату, не стоит заниматься хозяйственными хлопотами, то что же тогда делать? Как поминать умершего в его день рождения? Просто постоять рядом с надгробием? Подобные вопросы обычно возникают у людей суетливых, привыкших к тому, что в каждую минуту жизни у них имеется какое-либо занятие, приносящее пользу.

Правила поведения на кладбище при поминовении ушедшего в мир иной человека в дату его рождения запрещают суету и хлопоты, занятия тем, что можно сделать и в другой день. В этот же будет уместно:

  • разместить цветы как искусственные, так и живые;
  • поставить и зажечь свечку или же небольшую лампаду;
  • оставить у надгробия какой-либо предмет, который пришелся бы по душе покойному.

Что касается оставления предметов, то это очень древняя традиция, присутствующая в каждой человеческой культуре. Вполне вероятно, что данный способ того, как поминать усопшего в его день рождения, гораздо старше, чем христианство и его обычаи.

Нужно ли молиться об усопшем дома?

Как правило, люди заказывают молебен в храме в такую дату. Однако подобная возможность имеется не у каждого. Не все могут и просто прийти в церковь. В подобных ситуациях не стоит отчаиваться или пренебрегать обращением к Господу. В том, как поминать усопшего в его день рождения, не приходя в храм, помогает домашняя молитва.

Слова в таком молении допустимы любые. Важно не забыть поблагодарить Бога за каждый день, проведенный с покойным, при его жизни, разумеется, и попросить милости для души почившего.

Пример текста:

«Господи Всемогущий, всемилостивый и Всевидящий. Все мы пребываем в воле твоей, от тебя исходим и к тебе возвращаемся. Благодарю тебя Господи за милость твою к рабу (имя умершего) в ходе жизни его. Молю тебя о милосердии и прощении к душе его. Молю допустить в твое Царствие и не дать сгинуть в геенне. Аминь»

Как поминать в церкви?

Как поминать усопшего в его день рождения в церкви? Конечно же, заказать соответствующий дате молебен. Для этого вовсе не нужно вникать в тонкости православных традиций, достаточно лишь побеседовать с батюшкой или работниками церковной лавки. Они обязательно объяснят, какой именно молебен требуется.

Однако если заказать поминовение возможности нет, то отказываться от посещения храма не нужно. Помолиться за усопшего вполне можно и самостоятельно, используя собственные, простые, понятные и искренние слова.

Конечно же, не каждый человек может найти нужные фразы для того, чтобы выразить в молитве свои мысли, чаяния, печаль, тревоги или иные чувства. В подобной ситуации в том, как поминать усопшего в его день рождения, помогут готовые тексты.

Разумеется, души отличаются. Поминовение детей требует одних слов, супругов - других. Однако главное, что должно быть в подобной молитве - искренность и понимание того, что именно говорится. Использование устаревших терминов, которыми нередко наполнены тексты обращений к Господу, совершенно не требуется. Если молящийся не понимает смысла этих слов или же затрудняется в их произношении, то они превращаются в энергетический мусор, отвлекающий человека. Молящийся начинает думать только о том, как правильно произнести мудреные слова и не забыть их, а вовсе не вспоминает об усопшем и уж тем более не концентрируется на обращении к Богу.

Как помянуть детей в молитве?

Одно из самых жутких испытаний среди всех, которые выпадают на долю человека, это смерть детей. Не всем под силу пережить подобное, не впав в отчаяние, не потеряв веру в промысел божий и сохранив тепло в душе. И слабым утешением даже для глубоко верующих людей является мысль о том, что их чадо пребывает в лучшем мире, чем земной.

Поминальная молитва в таких ситуациях нужна. Она помогает человеку вспоминать об усопшем не со слезами и отчаянием, а с улыбкой. Разумеется, для этого требуются не только поминальные моления, но и время.

Пример текста:

«Господи Боже, Всемилосердный и Всемогущий! Утешь сокрушенное сердце раба твоего (имя собственное). Не оставь в нем места для скорбей и уныния, позволь ему наполниться радостью за дите мое (имя усопшего), в лоне твоем пребывающее. Как призвал к себе, так не оставь своей милостью душу невинную. Не дай душе дитя моего (имя усопшего) познать неземных горестей, не отринь от своего Царствия, упокой с миром, Господи. Аминь»

Как помянуть супругов в молитве?

В современном мире достаточно актуален вопрос о том, поминают ли усопших в их день рождения оставшиеся на этом свете супруги в том случае, если с покойными они находились в разводе. У церковнослужителей единого мнения в данном вопросе нет. С точки зрения церкви, развод является нонсенсом, из ряда вон выходящим событием и допускается лишь при наличии объективных причин. К примеру, физиологической несостоятельности одного из супругов. Но мирская регистрация отношений и браком не является в принципе. То есть для священника пара не обвенчанная - не муж и жена. С другой стороны, православное духовенство в нашей стране не проявляет особой жесткости в вопросах брака ввиду того, что народ перенес десятилетия безверия.

Поминовение бывшего супруга не возбраняется, как и любого другого человека. Однако молиться за него нужно просто, не делая акцент на близости. То есть достаточно обычного текста.

Совершенно иное отношение требуется при молитве за почившего супруга, с которым была разделена пополам вся жизнь, с ее радостями и горестями. У многих людей возникает вопрос о том, можно поминать усопших в день их рождения молитвой самостоятельно, ничего не заказывая. Разумеется, церковью подобное поминовение одобряется.

Пример текста:

«Господь Вседержитель! Пребываем мы в воле твоей, Господи. По ней приходим в мир земной. По воле твоей несем испытания до той поры, пока не призовешь к себе. Без ропота, но с печалью в сердце обращаюсь к тебе, Господи. Молю тебя, дать сил мне (имя собственное) перенести утрату. И возрадоваться за супруга моего (имя почившего), в Царствие твоем пребывающего. Молю тебя не оставить душу его, не дать узнать гнев твой и допустить райских кущ. Молю дать успокоение душе его и наполнить сердце мое благодарностью. Аминь»