Почему Бог не слышит нашу молитву и не сразу исполняет нашу просьбу.

Ника Кравчук

Почему Бог не слышит мои молитвы?

Часто можно услышать: почему Бог не слышит мои молитвы? Раз так, то я и в церковь ходить не буду, и обращаться к Нему не стану. А еще говорят, что Бог — это любовь и милосердие. Тогда почему Он не исполняет мои прошения? Я очень сильно молилась...

Такие разочарования обычно происходят в двух случаях:

  1. люди пытались молиться формально;
  2. человек просил искренне, но Божья воля была обратной.

Почему Всевышний допускает болезни и смерти?

Перед тем, как рассматривать эти две ситуации, попробуем хотя бы представить, как поступает Господь. Да, действительно, Бог есть безграничные любовь и милосердие. Он видит каждого из нас насквозь, поэтому всегда делает так, как человеку лучше. Кроме этого, Всевышний оценивает все в масштабах вечности и готовит человека к той жизни, в которой не будет ни начала, ни конца.

Все проблемы начинаются с того, что человек ищет своей воли. За словами «Бог не слышит меня» он пытается несознательно замаскировать то, что на самом деле он не слышит Господа.

Бог имеет одну «цель». Он хочет, чтобы люди спаслись и очутились в Царстве Небесном. Если для человека, чтобы попасть в рай, надо в этой жизни помучиться, перенести тяжелейшие болезни и даже умереть в 30 лет, то как в этой ситуации должен поступить Господь?

Дать человеку возможность перенести достойно все свои телесные немощи в этой временной жизни, чтобы потом вечно наслаждаться пребыванием в раю?

Или сделать человека абсолютно здоровым, невзирая на возможные плачевные последствия, когда после излечивания тот может позабыть о Боге, впасть в тяжелейшие грехи — алкоголизм, блуд, растрачивание жизни впустую?

Поверьте, если человек после излечивания сделает выводы и изменит свою жизнь к лучшему, начнет двигаться в сторону спасения, то Господь даст ему шанс пожить.

Поэтому вопрос должен задаваться не как «почему Бог не слышит мои молитвы?», а как «почему я не ищу волю Божью, если она для меня — благо?»

Это относится не только к проблемам жизни-смерти, а и выбора профессии, мирского или монашеского пути и т. д. Пока вам только кажется, что так или иначе будет лучше, Господь знает наверняка.

Вспомните, как в детстве с вами поступали родители. Они любили вас безгранично, души не чаяли. Но все ли ваши капризы они исполняли? Правильно, только то, что вам точно было нужно, а не десятый килограмм шоколадных конфет или тридцатая кукла/машинка в коллекцию.

Бог не слышит меня, или Я прошу о душевредной ерунде

А теперь давайте посмотрим на наше поведение. Мы часто слышим евангельские слова «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».

Эти строки мы оцениваем как непосредственное руководство к действию. Но просить можно о разном: о даровании любви и смирения, молитвенного настроя, о пребывании с Богом и достойной подготовке к райской жизни.

Но можно молиться и о новой машине, дорогой шубе, поступлении детей в самые престижные университеты (чтобы потом похвастаться перед всеми, какие мы молодцы), путевке на роскошные курорты. Можно молиться и о благополучии семьи: чтобы муж нашел хорошую работу, дети удачно женились, сын завязал с разгульным образом жизни и пришел к Богу.

Все эти прошения требуют индивидуального рассмотрения и фильтрации на «полезные» и «душепагубные». Когда в следующий раз станете задаваться вопросом «Почему Бог не слышит мои молитвы?», подумайте, спасительным ли для вас будет исполнение таких прошений.

Кроме того, мы забываем еще об одном важном нюансеблагодарственной молитве. Вот привыкли всегда просить: Боже, сделай то, устрой то. Иногда нужно хоть несколько минуток тишины и чистосердечного обращения к Богу с благодарностью.

Кстати, об искренности обращения. Вторая распространенная ошибка по поводу того, что «Бог не слышит меня», как раз и связана с тем, насколько мы верим и как сильно надеемся на то, что нас услышат.

Мне нравится такой пример о том, как надо обращаться к Богу в, казалось бы, совсем безнадежной ситуации.

Представьте себе, что человека ведут на казнь, все очень плохо. Но он проходит мимо правителя и изо всех сил обращается к нему с безграничным упованием на то, что никто, кроме этого человека, помочь не может. Но последнему возможно все. В этом обращении будут вопль израненной души, последние надежды и вера в то, что все обязательно решится.

Вот как нужно молиться. Разве такое прошение можется остаться незамеченным?

А как поступаем мы? Как говорит один священник, занимаемся «губошлепанием». Рассеянно проговорили, текст молитв механически прочитали, но не прониклись. Чтобы Бог услышал, необязательно обращаться вслух. Главный орган — наше сердце. Им и надо молиться.

Кроме того, никогда не стоит разочаровываться и задавать ропотные вопросы в стиле «почему Бог не слышит мои молитвы и посылает так много испытаний».

Во-первых, Господь точно все слышит. Бог всегда поступает так, как будет человеку полезно и спасительно. Даже если кажется, что это превращает земную жизнь в ад. Но что такое 30-70 лет по сравнению с вечностью?

Во-вторых, обращаемся ли мы к нему искренне, или занимаемся «губошлепанием»? Пусть каждый задаст себе несколько ключевых вопросов, это поможет обрести уверенность в том, что Господь все слышит, и посылает нам только душеполезное. Необходимо научиться Ему доверять и во всем полагаться на Его волю.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

В издательстве «Никея» вышла книга игумена Нектария (Морозова) «Что нам мешает быть с Богом». Она сложилась из приходских бесед, которые священник, будучи настоятелем саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», вел на протяжении нескольких лет. Представляем вашему вниманию главу из книги.

Мы все так или иначе чего-то просим у Бога. Просим по-разному и в разных случаях. Просим, когда оказываемся в каких-то сложных жизненных ситуациях и обстоятельствах, когда нам помощь Божия особенно нужна; иногда просим у Бога что-то, оказавшись в таком положении, когда, кроме Него, нам и помочь-то никто не может; порой просим Его о чем-то, когда должны были бы что-то сделать сами, но делать этого не хочется.

И конечно, каждый день, если мы читаем утренние и вечерние молитвы, если мы ходим в храм, мы просим о самом важном – просим о том, чтобы Господь нас помиловал, спас, просим о том, чтобы дал нам все потребное для нашей земной жизни и для нашего вечного благобытия.

Когда человек чего-то ждет от Бога, то, во-первых, исполнение этого прошения бывает очень важным само по себе, а во-вторых, это очень значимо для нас, как отклик на наши молитвы, как свидетельство о том, что Бог действительно есть, что Он слышит нас, что Он милосерд и по Своему милосердию и любви наши прошения исполняет. И вместе с тем практически постоянно приходится слышать вопрос: почему я молюсь, но Господь не исполняет моих просьб? Почему я молюсь, и Господь как бы не слышит меня? Вот об этом я и хотел бы немного поговорить.

Во-первых, наверное, прежде чем судить о том, слышит ли нас Господь или же не слышит и милосерд Он или же немилосерд из-за того, что не исполняет наших просьб, нужно бывает разобраться: а действительно ли мы просим то, что нам полезно, что нам необходимо, что послужит ко благу и не причинит вреда? Часто бывает так, что мы «вымаливаем» у Бога что-либо по страсти, по неразумию – и при этом хотим, чтобы Господь исполнил нашу молитву во что бы то ни стало.

Конечно, человек церковный, имеющий определенный опыт христианской жизни, скорее всего, не будет просить о том, что напрямую греховно и вредно. Не будет требовать, чтобы Господь кому-то за него отомстил, не будет искать того, чтобы Господь помог ему удовлетворить какую-то постыдную страсть; не будет молиться о том, что является проявлением корыстолюбия, сребролюбия, тщеславия. И тем не менее даже если порой мы просим у Бога о вещах каких-то, на первый взгляд, богоугодных, то нужно всегда поразмыслить: а точно ли это в настоящий момент полезно нам?

Порой мы просим о том, чтобы Господь дал нам возможность жить спокойно, бесскорбно и предаваться подвигам христианского благочестия без помех – чтобы нам не мешали в этом ни наши близкие, ни наши ближние, ни какие-то обстоятельства нашей жизни, ни работа. И Господь нам этого не дает, а если мы попытаемся уразуметь почему, то поймем, что как раз все то, что является помехой, и выявляет некое намерение, стремление нашего сердца: действительно ли мы так хотим того, чему оно «мешает»? И если хотим, то все эти помехи удастся преодолеть.

А кроме того свойство помех таково, что посредством преодоления мы стяжеваем опыт, приобретаем христианское мужество и становимся искусными в духовной жизни.

Если бы Господь Сам устранял те помехи, которые есть на нашем пути, то что бы тогда оставалось делать нам? Получать «готовое спасение»? Но оно таковым не бывает, потому что надо всей своей жизнью доказать, что мы его действительно ищем, жаждем. Это спасение должно стать для нас как бы «родным», «нашим». И для кого-то оно действительно становится родным, а для кого-то так и остается чем-то чужим.

Ну и конечно, то, что мы порой воспринимаем как помехи, нередко является тем, мимо чего Господь не хотел бы, чтобы мы проходили. Так например, «помехами» мы очень часто считаем людей ― людей, которые о чем-то просят, людей, которые о чем-то говорят, людей, которые требуют внимания к себе, но на самом деле наше спасение через этих людей и совершается. Вот лишь один из распространенных примеров того, из-за чего Господь может не откликаться на наши молитвы.

И таких вещей на самом деле очень много, вещей, которых мы ждем от Бога и которые нам в данный момент на самом деле не нужны или даже противопоказаны. И поэтому просить-то, может быть, и надо, но вместе с тем надо Богу доверять и надеяться на то, что Его мудрость и любовь помогут избрать то, что нам действительно полезно, и не дать нам того, что вредно.

Бывает и по-другому. Бывает так, что мы просим о том, что нам действительно необходимо – о том насущном, без чего не обойтись. И опять-таки Господь почему-то нас «не слышит» и почему-то нам этого не дает. В таком случае всегда бывает необходимо проверить расположение сердца, с которым мы молитву Богу возносим.

Вот, например, говорит преподобный Исаак Сирин о том, что молитва злопамятного подобна сеянию на камне. И действительно, если человек злопамятен, если держит на кого-то обиду, не говоря уж о том, что желает кому-то зла, то сколько бы он ни молился – даже если он молиться будет часами, днями, ночами, сутками напролет,– никакой пользы эта молитва приносить не будет, и человек только лишь, как говорят, преуспеет на горшее: пребывая в такой молитве и не понимая, что между ним и Богом стоит его желание зла другому человеку, он будет ожесточаться и приходить в еще худшее состояние.

Но не только злопамятность, а и всякая другая страсть, с которой христианин не хочет бороться, которую он любит, которую он принимает, которую он не отвергает и не отторгает от сердца, тоже встает между ним и Богом, как стена, когда он приступает к молитве. Одно дело, когда мы молимся с осознанием своего страстного состояния, когда кто-то из нас говорит: «Господи, я понимаю, что грешен и в этом, и в том, и прошу Тебя, чтобы Ты мне помог с этими грехами справиться, но, помимо этого, прошу еще и о том, чего требует в этот момент мое сердце».

Другое дело, когда мы оставляем все, что Сам Бог считает первостепенным, то есть борьбу со страстями, и просим о чем-то, что беспокоит нас, забывая о том, что в нашей жизни, скажем так, беспокоит Бога. В таком случае молитва наша тоже очень часто остается без ответа.

Есть и еще одна причина, почему Господь не исполняет наших прошений. Но здесь, наверное, нужно говорить именно о тех случаях, когда мы молимся о чем-то, хотя и нужном, но тем не менее житейском. Просим о том, чтобы Господь исцелил болезнь, помог нам в каких-то семейных или рабочих обстоятельствах.

Порой бывает так, что одни верующие люди об этом просят как о чем-то само собой разумеющемся, а другие люди, также церковной жизнью живущие, говорят: а надо ли у Бога об этом просить? Ведь это же не что-то необходимое для нашего спасения и, наверное, нужно просто стараться приобрести то, в чем мы нуждаемся, справиться с тем, с чем нужно справиться, избавиться от того, от чего нужно избавиться, если речь идет о каких-то житейских вопросах. И не беспокоить по этому поводу Бога. Как правильно здесь рассудить?

Преподобный Исаак Сирин говорит, что наша молитва должна быть сообразна с нашей жизнью. Если нас что-то беспокоит, то это что-то, нас беспокоящее, обязательно должно обращаться в повод для молитвы. Если мы можем о чем-то не беспокоиться – например, если мы болеем и совершенно по этому поводу не переживаем,– наверное, можно об этом не молиться, а просто поблагодарить Бога за то, что Он нам эту болезнь послал. Если мы живем в нищете и тоже совершенно по этому поводу не переживаем,– наверное, можно не молиться о том, чтобы Господь послал нам работу или кого-то, кто бы нам помог. Но чаще бывает иначе. Мы сталкиваемся с каким-то житейским испытанием и приходим и в смятение, и в состояние скорби, печали. А раз так, то, значит, обязательно Богу помолиться надо.

И вот бывает так, что человек усердно молится, а помощь не приходит и ничего в жизни не меняется. И опять-таки задает он вопрос: «Господи, где Ты и почему Ты не отвечаешь на мою молитву? Или хуже я всех людей?». От такой мысли христианин приходит порой в состояние не смирения, а уныния. А порой и еще какие-то, худшие мысли закрадываются в сердце человека.

А причина неисполнения прошения здесь часто бывает одна и та же: Господь не дает просимого, чтобы не уподобились мы тем самым прокаженным, которые, будучи очищенными, тотчас же радостно удалились по своим делам и не возвратились, чтобы поблагодарить. Господь заранее знает нашу неблагодарность, нашу легкомысленность и ведает, что мы, получив просимое, тотчас же от Него отойдем в сторону или, по крайней мере, уже не будем молиться столь же усердно.

И вот за эту нашу потенциальную неблагодарность Господь оставляет нас пребывать в состоянии прошения, потому что сама эта молитва – молитва прошения – уже нашей душе определенную пользу приносит. И вместе с тем страшный вред нам могло бы причинить неблагодарное оставление молитвы после исполнения просимого.

Тот же преподобный Исаак Сирин говорит о том, что нет такого дара, который Господь бы дал человеку и который остался бы потом не умноженным, кроме того дара, за который человек бывает неблагодарен. Господь готов не только давать, но и давать гораздо больше, чем дал однажды, но если мы Его не благодарим за то, что Он дал, то рука Божия как бы закрывается и мы уже ничего не получаем, чтобы это полученное нам не обратилось в осуждение.

И поэтому, когда мы о чем-то просим, в чем испытываем потребность по-житейски, надо обязательно испытать свое сердце и спросить себя: а буду ли я Богу благодарен, когда Он мне даст то, в чем я сейчас так нуждаюсь? И если мы не можем себе дать однозначный ответ, то, наверное, можно проверить себя еще так: а бываю ли я благодарен в таких случаях людям?

Ведь человек, который умеет быть благодарным людям, скорее всего будет благодарен и Богу. И наоборот, человек, который бывает неблагодарным по отношению к тем людям, которые для него делают что-то благое, и Богу будет точно так же неблагодарен.

Если говорить о тех утренних и вечерних молитвах, которые мы читаем каждый день, и о тех прошениях, с которыми мы в них обращаемся к Богу, то на самом деле, наверное, нужно удивиться вот чему. Мы просим, читая ежедневное правило, о вещах самых важных, самых великих – о том, о чем просили Бога святитель Иоанн Златоуст, святитель Василий Великий, преподобный Макарий Египетский и другие великие святые, потому что молимся их словами. Понятно, что о чем-то пустом, суетном они просить не могли и молились о спасении и о тех добродетелях, которые для спасения человеку потребны.

И возникает вопрос: почему мы каждый день об этом просим, но у нас никак то, о чем мы просим, не появляется? Ведь совершенно очевидно, что святые, которым эти молитвы принадлежат, просимое от Бога в конце концов получили – стяжали эти добродетели не только своими трудами, но и по благодати и по милости Божией.

Очень хорошо говорил об этом в своих поучениях святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он спрашивал: если ты молишься Богу, но при этом самого себя не слышишь, то имеешь ли ты право надеяться на то, что тебя услышит Господь? По-другому можно было бы сказать, что наша «неуслышанность» в молитве имеет свои причины в том, что мы сами не понимаем и не берем на себя труд понять, насколько действительно нуждаемся в тех духовных дарах, которые у Бога в утренних и вечерних молитвах испрашиваем.

Ну и, наверное, очень важно сказать о том главном правиле, которое нужно иметь в виду, когда мы вообще к молитве Богу приступаем. Преподобный Миос Киликийский говорил, что послушание дается за послушание: Бог слушает тех, кто слушается Его. Вот, в сущности, самый главный ответ. Наша жизнь, далекая не только от духа евангельского, но даже от стремления следовать на деле евангельским заповедям, бывает самым великим препятствием к тому, чтобы Бог наши молитвы исполнил.

И наоборот, если жизнь человека всецело посвящена тому, чтобы заповеди Божии здесь, на земле, исполнить, то Господь всю жизнь такого человека просто превращает в чудо, потому что осуществляет все, что только он ни попросит. Вот знаете, родители, которые видят, что их ребенок все делает, чтобы им угодить,– и учится замечательно, и убирается дома, и следит за собой,– как правило, на своего ребенка не нарадуются и готовы бывают ему сделать любой подарок, о котором он попросит, а может быть, даже и не попросит, а они сами догадаются, что ему это нужно. Почему? Потому что они не боятся его испортить и хотят хоть чем-то вознаградить его усердие. Так бывает и с нами: Господь не вознаграждает либо потому, что нечего вознаграждать, либо потому, что это послужит к нашему вреду, а не к нашей пользе.

Ну и еще, наверное, нужно раз за разом самим себе и другим напоминать такую простую истину. Когда мы что-то у Бога просим, никогда не надо усиливаться что-то выпросить. Кроме, пожалуй, одной ситуации: когда мы просим о прощении и спасении нас и наших ближних. В этой молитве можно и колени стереть, и сердце сокрушить, и ничего не будет лишним.

Во всех остальных случаях, когда мы просим о чем-либо, обязательно нужно добавлять те слова, которые добавлял в своей молитве Сам Господь: впрочем не как Я хочу, но как Ты. Это настолько должно соединиться с духом нашей молитвы, чтобы мы могли порой эти слова и не произносить, но они как бы сами собой подразумевались. И, как ни странно, именно это оставление исполнения нашей молитвы на усмотрение Божие – наш отказ от того, чтобы настаивать на том, что мы хотели бы для себя попросить, является зачастую залогом того, что Господь нашу молитву исполнит. Впрочем, исполнит, возможно, совсем не так, как мы того ожидали.

Мы просим, если перефразировать евангельские слова, не рыбу, а змею – Господь же дает нам рыбу, просим мы камень – Он дает нам хлеб. А на самом деле мы постоянно просим и змею, и камней, и еще что-то более вредное для себя, но если говорим при этом: «Господи, не как я хочу, но как Ты хочешь», то Господь дает нам то, в чем мы на самом деле нуждаемся.

Вопросы после беседы

– Уже в двух духовных книгах я встретила такой совет: когда молишься сам, нужно дать возможность Богу сказать что-то тебе, то есть, как я понимаю, не только говорить в одну сторону, а как-то слышать и ответ от Него. Как практически этого достичь? Медленнее молиться или что делать?

– Я думаю, что здесь, скорее всего, идет речь о том совете, который дал митрополит Антоний Сурожский одной старой монахине и который затем цитировался многими авторами. Но дело в том, что этот совет, неправильно понимаемый, многим людям приносит существенный духовный вред, потому что человек, следуя ему, подчас не просто старается дать в своей душе действовать и говорить Богу, а начинает нетерпеливо ждать некоего ответа. А когда человек что-то подобное сильно ждет, то, как правило, приходит враг и дает ему то, что он ждет, а вернее, то, что человек принимает за ожидаемое. И таким образом нетрудно обмануться.

Этого ответа ждать не надо, просто в молитве должно быть как можно меньше человеческого «я». Господь наполняет Собою все, кроме того места, которое занимает человек: ничто в мире – ни растения, ни животные, ни неживая природа – не может «выталкивать» из себя Бога, а человек может. Только в человеке Господь постоянно встречает сопротивление. За каждым всенощным бдением мы слышим возглас: «Яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши». Что значат эти слова: «во святых почиваеши»? То, что Господь может как бы отдохнуть в сердцах святых, потому что святые с Ним не борются. А мы постоянно с Богом боремся. И когда гордый и страстный человек встает на молитву и о чем-то просит Бога, то он во всем этом имеет настолько много самого себя, что эта масса требований и условий не оставляет Богу места в его жизни и в его молитве. Если же мы оставляем Богу место в нас действовать, если действительно хотим поступить так, как желает того Господь, то ответ последует – не в этот момент что-то будет сказано или открыто, а вся последующая жизнь будет ответом на эту молитву.

Если же говорить о совете митрополита Антония, то он давал этот совет пожилой монахине, которая старалась не молиться постоянно Иисусовой молитвой, а именно твердить ее. И он понял, что она настолько надеялась на частоту повторения этой молитвы, на свое усердие в ней и прилагала столько сил, чтобы твердить ее безостановочно, что, судя по всему, молитва как таковая совершенно от этого ушла. Она уже не была тем покаянным деланием, которым по существу должна являться. И он сказал что-то вроде: остановись и дай Богу как-то действовать, а не только сама все время что-то делай. И когда она из этого круга, в котором, как белка в колесе, крутилась, на мгновение вышла, то ее усердие и ревность, которые, безусловно, имели место, и стали основанием того, чтобы Господь действительно ее сердце успокоил. А если взять сейчас «человека с улицы», который о Боге даже не думает, и дать ему совет, который дал митрополит Антоний этой женщине – вот ты сядь в кресло, ни о чем не думай, и ты услышишь ответ от Бога в своем сердце,– я не знаю, что услышит человек. Она потому и услышала, что она все время Его искала, но не знала, что для этого нужно упраздниться от самой себя хотя бы на мгновение.

– Если молишься и вдруг зазвонил телефон, то что делать?

– Лучше всего, как показывает опыт, в большинстве случаев выключать телефон, начиная молиться, то есть сделать так, чтобы этот выбор просто перед нами не стоял. Бывают исключения: допустим, если мы знаем, что у нас есть кто-то из наших родных и близких, кто тяжело болен и в любой момент может нам позвонить и попросить о помощи. Да, наверное, тогда можно телефон не отключать.

Если мы заняты каким-то делом – по церковному послушанию, на работе, по долгу – и у нас выдалось время помолиться, но мы знаем, что нас в любой момент могут потребовать вернуться к делу, то да, тоже надо быть готовым прервать молитву и подойти к телефону, потому что мы молимся, воспользовавшись этим свободным временем. Если же мы дома и ничто нас не связывает, то надо отключать телефон и молиться без оглядки на него.

– А если не телефон звонит, а кто-то из близких зовет в этот момент?

– Что касается близких… Если что-то с близким человеком случилось в этой квартире, то, конечно, надо оставить молитву и идти ему помогать. Но надо своих близких научить, что в это время просто не нужно вас беспокоить без действительной нужды, что нужно отнестись с уважением к тому, что вашей душе необходимо, тем более что время молитвы не такое уж продолжительное: не три, не четыре и не пять часов она, к сожалению, у нас занимает, а гораздо меньше.

– А если во время молитвы начинаешь вспоминать свои грехи, то как быть?

– Продолжать молитву, молясь, в том числе, и о прощении этих грехов. Бросаться и тотчас записывать их, чтобы затем исповедовать, не надо. Ничего страшного: если нам напоминает об этих грехах Господь, то Он напомнит и после молитвы, то есть не даст о них забыть.

– Можно ли слушать молитвы в аудиозаписи? Сейчас есть разнообразные диски с утренним и вечерним правилом, последованием ко Причащению…

– Для кого, в первую очередь, предназначены эти аудиозаписи? В первую очередь, для людей слепых и слабовидящих; еще для людей неграмотных (таких, правда, мало, но им тоже подходит такой вариант); для человека, который лежит в состоянии тяжелой болезни и не в силах подняться и помолиться; ну и, наверное, для тех людей, которые настолько расслаблены, что для них молитва – это что-то невозможное, и слушание молитв в потенциале может постепенно привести их к молитве на практике, в реальности.

Мне приходилось неоднократно видеть людей, которые первый раз приходили в храм на службу после того, как посмотрели пасхальное богослужение по телевизору – и такое, конечно, бывает. Но в принципе, если мы не слепые, не больные и не совсем расслабленные, то, конечно, надо молиться самим. И слушание молитв в этом случае не заменяет собственной молитвы. Наверное, человек, желающий лучше узнать псалмы, может слушать запись псалмов – это вполне будет уместно. Но именно с целью ознакомительной, а не вместо чтения Псалтири. Поэтому лучше для себя традиционный способ молитвы избирать.

– Скажите, пожалуйста, если человека не знаешь, а просят за него молиться, как это правильно делать? Трудно, когда почти не имеешь представления, о ком молишься…

– Преподобный Варсонофий Великий, когда ему подобные вопросы задавали, говорил, что не надо брать на себя именно некий подвиг молитвы о незнакомом, неизвестном нам человеке, а достаточно хотя бы однажды обратиться к Богу с прошением о том, чтобы Господь этого человека помиловал. Если же наша жизнь такова, что мы часто молимся о разных людях – и о знакомых, и о незнакомых, и это уже какое-то сроднившееся с нашей жизнью занятие, то, наверное, можно молиться и более постоянно, но тогда и вопрос такой не возникнет. По существу же Вы исполните просьбу о молитве, если помолитесь хотя бы однажды.

– Вот у меня тоже возникает этот вопрос: как молиться? Просит кто-то помолиться об общем знакомом, а знаешь, что знакомый этот, допустим, алкоголик, наркоман, экстрасенс. Нужно ли брать благословение для того, чтобы молиться о таком человеке или же можно не спрашивать?

– Я прошу прощения, это совершенно разные вещи – алкоголик, наркоман и экстрасенс. Что касается наркомана или алкоголика, то если есть возможность задать вопрос об этом священнику, которому исповедуешься, и взять благословение на такой молитвенный подвиг, ради этого человека подъемлемый, лучше это сделать.

Единственное, что нужно всегда иметь в виду, – это когда мы о человеке, в такой бездне пребывающем, молимся, Господь может каким-то образом потребовать, чтобы мы за эту молитву в своей жизни ответили, потому что когда мы просто молимся, это имеет одну силу, а когда мы готовы молиться за этого человека, невзирая на те или иные скорби, на нас обрушивающиеся, тогда, конечно, совершенно другую силу наша молитва имеет.

А что касается молитвы за экстрасенсов, я думаю, не стоит на себя такое брать, и в том числе даже не стоит на это спрашивать благословения священника, потому что, как правило, ничего хорошего из этого не получается. Можно просто сказать: «Господи, спаси этого человека и отведи его от этого заблуждения, а меня, грешного, помилуй». Но брать на себя регулярную молитву о нем не стоит.

Не так давно у меня состоялся разговор с одним солдатиком о вере в Бога. Говоря о своем неверии, он привел неожиданный, по крайней мере для меня, аргумент. Касался он молитвы.

Молодой человек утверждал, что если бы Бог был, то был бы и отклик на молитву, исполнение прошения. «Я пробовал молиться Ему в трудную минуту, но ничего не изменилось», – говорил он, и у меня в ту минуту было стойкое ощущение, что какими-либо аргументами, которые обычно убеждают людей, настроенных непредвзято, я не сумею поколебать его уверенность в небытии Бога. Конечно, я бы мог рассказать ему о том, что нужно было молиться дольше, и что сложившаяся трудная ситуация была дана ему для пользы, и что… – всё это было для него «твердой пищей», а ему нужно было «молоко». Мне неизвестны обстоятельства жизни того солдата и исход ситуации, о которой он рассказывал. Из его слов я понял, что он не получил от Бога того, чего ожидал, по крайней мере в том «формате», в каком ему было нужно. Но тогда этот бесхитростный молодой человек поставил, сам не понимая того, передо мной достаточно остро вопрос: почему Бог порой как будто не слышит наши молитвы? Нет, Он, разумеется, их слышит, но почему не спешит их услышать тогда, когда, как нам думается, самое время решать проблему, когда терпеть уже не представляется возможным? Ситуация, с которой сталкивается без преувеличения всякий верующий. Хорошо, что в случае с солдатом всё оказалось не столь драматично, но бывают ситуации намного сложнее и, увы, куда более тяжелые. У меня в памяти навсегда остался случай, о котором рассказала мне мама погибшей девушки. Та девушка попала в сложную жизненную ситуацию: ее оставил давний друг, и одновременно она лишилась любимой работы. Положение осложнялось еще тем, что на нее был оформлен кредит. И началась депрессия. Следуя маминому примеру, она стала усердно просить Господа о помощи, предпринимая при этом попытки куда-то устроиться. Я не знаю, сколько это продолжалось, но у них с мамой состоялся разговор, в котором девушка признавалась, что уже устала просить и начинает отчаиваться. «Мама, почему Он не слышит?» – вопрос, оставшийся для нее без внятного ответа: наверное, мама не смогла подобрать убедительных слов или сама не знала, что ответить… Вскоре девушка выпрыгнула из окна своей квартиры.
Похожих случаев, пусть и не со столь трагическим концом, достаточно много. В каждом из них, если он до конца и в верном направлении не осмыслен верующим сердцем, – некая недосказанность и неудовлетворенность, которые приводят неутвержденные сердца к ослаблению в вере и служат поводом к сомнению. Поэтому, я думаю, о проблеме «неуслышанной» молитвы надо говорить и ее надо обсуждать.
Сразу хочу заметить, что в описании подобных ситуаций не следует видеть попытку бросить тень на действия Промысла Божия или возложить вину за случившееся на Самого Господа. Конечно же, все ответы на вопросы нам надо искать в области нашей человеческой немощи, а если точнее – в области нашего неверного отношения к самим себе и окружающим нас обстоятельствам.
Проблема «неуслышанной» молитвы чаще всего сводится к недостатку трезвого взгляда на ситуацию и к неадекватной самооценке, вызывающей дефицит терпения. В ситуациях умножающихся скорбей и проблем мы все бываем похожи на апостола Петра, который, исполненный веры в только что узнанного Христа, пошел к Нему по волнующемуся озеру, но при усилении ветра и волн стал утопать. И причина тому – не усиление волнения на озере, а ослабление веры. Вот так и мы. Нам бы дойти до Христа по возможности при полном штиле. А если что-то и взволновалось, то чтобы это волнение поскорее утихло. Нам бы всё и сразу. Попросил? Тут же и получи, что просишь. Но такого не бывает, а если бы было, то и не требовало бы веры как таковой, а было бы чем-то вроде «сим-сим, открой дверь»! Не говорю, что такого не бывает в принципе, а не бывает как принципа в действиях Промысла Божия в человеческом роде. Обычно всегда есть период более-менее длительной молитвы, период осмысления и переосмысления человеком ситуации и период явления помощи Божией.

Урок первый: не ослабевать в молитве и не терять надежду



Господь, разумеется, слышит наши молитвы! Нам же, дабы обезопасить себя и своих ближних от духовного претыкания, хорошо бы уяснить некоторые мысли и взять их на вооружение в ситуациях, когда о чем-то важном просим Господа. И такие мысли подсказывает нам евангельское повествование об исцелении Господом дочери хананеянки (см.: Мф. 15: 22–28). Этот случай, описанный евангелистом Матфеем, – нечто новое и очень важное в отношениях Христа и тех, кто спешил к Нему за помощью. Вот как задается вопросом великий Златоуст: «Что значит этот новый и необыкновенный поступок Иисуса? Иудеев и неблагодарных вводит, и злословящих призывает, и искушающих не оставляет, а ту, которая сама приходит к Нему, просит Его и молит… Он не удостаивает даже и ответа». Это, пожалуй, единственный случай, описанный Евангелием, когда Господь уступает просьбе о помощи, как будто не желая помогать, а лишь благодаря настойчивости просящей. Хотя, разумеется, дело здесь не в нежелании Господа помочь, что невозможно и помыслить, а в особом духовном устроении хананеянки, которое позволило Господу преподать очень важные уроки и окружающим Его, и всем нам. Вот мы и поучимся у нее. Первое, что обращает на себя внимание в повествовании, – видимая непреклонность Господа. Женщина, исстрадавшаяся (весь вид ее говорил об этом) по своей дочери, умоляет о помиловании. Апостолы, тронутые ее страданием, ходатайствуют за нее, подкрепляя ее просьбу своей. Но Господь отвечает нехарактерно для Себя, словами, исполненными формализма и равнодушия: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Но разве различает Бог иудея и язычника в делах любви и милосердия? Разве не имеет Он других овец, которых Ему подобает привести? Конечно, дело не в безразличии Бога к язычникам и тем более не в формализме. По согласному толкованию святых отцов, Господь, зная дальнейшее развитие ситуации, желал обнаружить важнейшие качества хананеянки, которая, получив затем просимое, научит и нас добиваться этого. Когда она не добивается своего и когда не помогает даже ходатайство апостолов, она поступает так, что удивляется даже Златоуст: «Как же поступает жена? Умолкла ли она, услышав это? Отошла ли? Потеряла ли бодрость? Нет. Она еще более усилила свои моления». И здесь для нас первый очень важный урок. Как бы горестна и безотлагательна ни была наша ситуация, как бы ни казалось нам, что Бог равнодушен к нам, ибо и наша слезная молитва, и ходатайства наших помощников – святых остаются без ответа, мы не должны ослабевать в молитве и терять надежду. Бог медлит с ответом, предвидя в этом благо для нас самих – и никак не иначе! Время ожидания в молитве – плодотворное время. Здесь замечательная возможность научиться терпеть в надежде на милосердие Божие, научиться постоянно и с усердием молиться, и много чего еще. Чем быстрее поймем и лучше усвоим это, тем быстрее получим плод и от своей молитвы. И это первый урок нам от хананеянки.

Урок второй: проси в смирении

Второй урок – в поразительном смирении этой женщины. Евангелие повествует далее, как она решается подойти ко Христу и, кланяясь Ему в ноги, повторяет свою просьбу. Ответ Господа, казалось бы, должен был разбить последнюю ее надежду, ибо отказ звучал еще и оскорбительно для самой хананеянки. Псы не должны есть хлеб, испеченный детям! Поставим себя на ее место! Мы, оскорбленные и обиженные, отошли бы в озлоблении от Христа. Не так поступает она. Она из самого «оскорбления» извлекает для себя пользу, смиряется, признавая себя псом, и этим окончательно преклоняет Господа к милости. Поступает подобно мудрецу, который наклоняет главу перед набегающей высокой волной и этим сохраняет себя в целости. Это переломный момент повествования, из которого мы и извлечем второй урок. Общим местом в рассуждениях святых отцов о молитве является утверждение о том, что плодотворной может быть только молитва, исходящая из смиренного сердца. «Для правильности молитвы надобно, чтобы она приносилась из сердца… сокрушенного и смиренного», – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов). Смирись перед Господом, прежде чем просить чего-то. Осознай и исповедуй перед Ним свою греховность, осознай, что недостоин исполнения своего прошения, осознай себя вообще недостойным милостей Божиих – и тогда проси. Проси так, как последний из рабов просит о чем-то царя. Такой взгляд на себя и свою просьбу научит тебя терпеливой безропотной молитве, привлечет к тебе милость Божию, и ты непременно во благовремении узришь исполнение своего прошения.
Итак, ищущему в молитве разрешения своих скорбей следует «облачиться» в следующие «доспехи» воина Христова: 1) в молитве пребывай терпеливо, с надеждой на Господа ожидая исполнения прошения, а время исполнения предоставь Самому Господу. Помни о том, что кажущаяся нестерпимой ситуация на самом деле может быть очень полезной для твоей души; 2) проси Бога со смирением. Не ожидай и не считай, что Бог немедленно должен исполнить твою просьбу, а напротив, считай себя недостойным ее исполнения; 3) помни и о том, что просимое тобой может быть вообще Богу не угодно, а если угодно, то может быть исполнено не совсем так, как ты ожидаешь. Будь к этому готов. Приведу пример: одна верующая женщина просила Господа обратить к вере ее неверующую дочь. Просила слезно и постоянно. Господь услышал ее молитву и даровал дочери тяжелую болезнь, через которую она уверовала и уже на смертном одре часто исповедовалась и причащалась. Поэтому и образ исполнения наших прошений нам также следует возложить на Господа.
***
Многообразие жизненных скорбей, с которыми сталкивается человек, не позволяет ему прикоснуться к тайне, по какой причине именно со мной случилось то или это, – пути Господни неисповедимы. Да и так ли важно это знать? Что по-настоящему важно, так это сохранить свою духовную главу – веру – при обилии житейских невзгод. Лишь верный взгляд на себя и адекватная оценка обстоятельств, сопряженные с терпеливой молитвой, помогут нам выйти победителями из любой ситуации. В общем-то, об этом и говорит нам повествование об исцелении Господом дочери хананеянки.

В оззовет ко Мне, и услышу его.

(Пс.90,15).

П росите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

(Мф.7,7-8 ) .

П риближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня.

(Мф.15.8 ) .

В се мне позволительно, но не все полезно.

(1Кор.10.23).

П росите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений .

(Иак.4,3).

З а Богом молитва, а за царем служба не пропадает.

Б ог не как свой брат, скорее поможет.

Русская пословица.

Б лагой Податель смотрит и на прошение, и на время. Как плод, снятый прежде времени, вреден, так и дар, не вовремя данный, причиняет вред, а впоследствии он же полезен. Если прошение неблаговременно, то Податель медлит исполнить его.

С лушай, возлюбленный: если и отказано тебе в получении просимого, не преставай взывать к Богу, не приходи в уныние, что не будешь услышан. Вспомни хананеянку и поревнуй ее терпению; вспомни, как ей было отказываемо в получении просимого ею. Почему ученики приходят ко Христу и говорят за нее: Отпусти ее, потому что кричит за нами (Мф.15,23). Отринул ее вконец? Не мало отказывал ей, но дал ей, чего просила, в наше научение, чтобы и мы, получив отказ, умели стоять в своем прошении.

Преподобный Ефрем Сирин (IV в.).

К ак же будет Бог человеколюбив, если Он исполнит вредное для меня прошение?

Блаженный Феофилакт Болгарский (ок.1107).

Н е домогайся немедленно получить просимое, как бы приобретая это силою. Богу угодно, если пребудешь в молитве, оказать тебе большее благодеяние. А что выше этого: беседовать с Богом и быть привлекаемым в общение с Ним?

Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.).

К огда молимся и Бог медлит услышать, то делает это к пользе нашей, чтобы научить нас долготерпению; а поэтому и не надобно унывать, говоря: мы молились и не были услышаны. Бог знает, что человеку полезно.

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн (VI в.).

Б ог не презирает молитвы, но желания их иногда не исполняет единственно для того, чтобы по Божественному Своему намерению устроить все лучше. Что бы было, если бы Бог — Всеведец совершенно исполнял наши желания? Я думаю, хотя не утверждаю, что все земнородные погибли бы.

Преподобный Лев Оптинский (1768-1841).

Г осподь молитвы всех слышит. Только гордых не принимает. А смиренных и укоряющих себя всегда приемлет. Господь тебе помогает,— только ты не можешь видеть этого. Он не может оставить тебя, ибо любит тебя.

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824-1894).

Е сли молишься Богу о чем-либо и Он медлит услышать тебя, не скорби об этом. Ты не умнее Бога. Делается же это с тобою или потому, что ты недостоин получить просимое, или потому, что пути сердца твоего не соответственны, но противны с просимым тобою, или потому, что ты не достиг еще той меры, которая нужна для того, чтобы принять дарование, просимое тобою.

Преподобный Исаак Сирин (VII в.).

В сякому человеку хочется помогать и оказывать внимание тем, которых видит он не спящими, не ленивыми, но готовыми, расположенными и желающими делать, что надлежит. Как же ты, беспробудно спящий и не заботящийся о своем спасении, просишь себе неодолимой помощи и огорчаешься, не получая ее? Пусть предшествует то, что в твоих силах, тогда последует и зависящее от этой помощи.

Преподобный Исидор Пелусиот (V в.).

П ерекрестился ты раз-другой и ждешь, что вот-вот все небо подвигнется тебе на помощь; сам же между тем и на волос не движешься к тому, чего требует от тебя Бог в настоящих твоих обстоятельствах. Как же тебя слышать? Покайся, исповедуй грехи, положи исправить свои сердечные расположения — и жди, как благово лит устроить тебя Бог, не предрешая того. Тогда, если и придет на мысль, что Бог не слышит, все же ты хоть какое-либо основание к тому иметь будешь. Но я думаю, что такая мысль не придет уже. Ибо тогда совесть будет уверять тебя, что все еще мало терпел сравнительно с грехами, и молиться тебя заставит: прибавь, Господи,— чтобы совсем очиститься.

П ока остается, хоть малое, чаяние чего-либо от своих способов, Господь не вмешивается сюда.

М олитва никогда не пропадет даром, исполняет Господь прошение или нет. По неведению мы часто просим неполезного и вредного. Не исполняя этого, Бог за труд молитвенный подаст другое что, незаметно для нас самих.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).

Б ог по беспредельной благости и милосердию всегда готов все даровать человеку, но человек не всегда готов принять от Него что-нибудь.

М олитва без любви не бывает услышана.

Н аши молитвы бесплодны потому, что это не суть прошения прилежные и неотступные, которые бы исходили из глубины души и в которых бы вся душа изливалась, но только желания слабые, которые мы изрекаем без возбуждения духа и думаем, что они сами собой должны исполниться; или потому, что прошения наши нечисты и злы, что мы просим вредного, а не полезного для души нашей или просим не во славу Божию, но для удовлетворения наших хотений, плотских и самолюбивых.

Н ет человека, которого молитва не могла бы сделаться сильной, если он того твердо и чистосердечно, с верой и упованием на Бога, возжелает; и нет вещи, в которой бы молитва не могла соделатьея действенной, если только предмет молитвы не противен премудрости и благости Божией и благу молящегося.

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).

В то время, когда Господь не посылает нам просимого, Он как бы готовит, как бы определяет, как лучше наградить нас. Наша неотступная просьба столько же приятна Богу, сколько людям она противна: из нее Бог видит, что мы усердно желаем просимого и что мы не хотим получить этих благ ни от кого другого, кроме Бога.

Архимандрит Кирилл (Павлов) (XX-XXI вв ).

Е сли не тотчас услышаны молитвы наши, значит, Он не желает, чтобы с нами было то, чего мы хотим, но то, чего Он хочет. В этом случае Он желает нам и приготовляет нечто большее и лучшее, чем то, о чем мы у Него в молитве просим. Поэтому всякую молитву сокрушенно нужно оканчивать: Отче, да будет Твоя (Мф.26,42), а не моя воля!

Святитель Николай Сербский (Велимирович) (1881-1956).

В се, просящие чего-нибудь у Бога и не получающие, без сомнения, не получают по какой-либо из следующих причин: или потому, что прежде времени просят; или потому, что просят не по достоинству, а по тщеславию; или потому, что, получивши просимое, возгордились бы или впали бы в нерадение.

Д олго пребывая в молитве и не видя плода, не говори: «Я ничего не приобрел». Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше этого: прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?

Б ог дарует больше, чем мы просим. Мытарь просил отпущение, а получил оправдание. Разбойник просил Господа помянуть его в Царствии, но первый наследовал рай.

Преподобный Иоанн Лествичник (+649).

И так часто бывает, что неуслышанная молитва приносит успокоение ума и сердца, откуда и можем узнать волю Божию, что не в исполнении просимого нами, но во всецелом предании себя в волю Божию относительно испрашиваемого предмета открывается благоволение Божие.

Святитель Иоанн, митрополит Тобольский (+1715).

Е сли мы просим чего-то у Бога и при этом сами ничем не жертвуем, то наша просьба недорого стоит. Если я сижу сложа руки и говорю: «Боже мой, прошу Тебя, исцели такого-то больного», а сам при этом не иду ни на какую жертву, то я все равно что просто произношу хорошие слова. Если же у меня есть любовь, если у меня есть жертва, то Христос, увидев их, исполнит мое прошение — конечно, если это пойдет на пользу другому. Поэтому, когда люди просят вас помолиться о больном, говорите им, чтобы сами они тоже молились или, по крайней мере, старались избавиться от своих недостатков.

Старец Паисий Святогорец (1924-1994) .

Больше всего Маше нравились слова «Просите, и дано будет вам». Ведь так легко и приятно жить, когда знаешь: стоит только попросить – и тебе всё дадут. Маша этим не злоупотребляла, однако пару раз проверила. Например, чтоб поскорее прошла простуда, и можно было пойти на осенний праздник в школе. И ещё несколько похожих случаев.

Только в девятом классе схема почему-то дала сбой. Сначала Машу приняли в компанию старшие ребята, у одного даже машина была. Компания собиралась в роще, включала магнитолу, открывала двери авто и коротала вечера. Кто-то курил, иногда выпивал. Старшие девчонки, посмелее, сидели на коленях у парней. Маше тоже очень хотелось, но тот, кто ей нравился, был «занят», а другие не интересовали. Но в принципе Маше вполне хватало просто тусовок. Ведь на следующий день обо всём можно было рассказывать одноклассницам. Те завидовали.

В классе у Маши была конкурентка – Ира. Отличница и красавица. Но её не отпускали гулять по вечерам с ребятами, а заставляли готовиться к поступлению. Ира тоже завидовала Маше, что ясно читалось на ее лице.

К концу года у Маши выходили две тройки. А у Иры – одна четверка среди пятёрок и перспектива поехать с группой лучших учеников в Лондон. Конечно, съездить за границу большой группой ровесников хотелось, но если нет – это можно было пережить. А вот пережить победоносный взгляд Ирки и то, как все начнут перед ней лебезить, а она – выступать павой… Хуже не придумаешь! И Маша бросилась на колени перед иконами: «Господи, сделай так, чтоб и у меня не было троек в четверти… Пожалуйста! Я постараюсь в следующем году учиться лучше. Ну, сделай – очень надо!» Но в этот раз не случилось, и две тройки осели-таки в дневнике противными загогулинами.

Тогда Маша впервые усомнилась в том, что Бог слышит ее. Она же так просила, так хотела. Однако, успокоившись, девушка решила не рубить с плеча и дать Создателю еще один шанс.

«Они просто поболтали пару раз в кафе, но этого оказалось достаточно, чтоб наша девушка определилась: вот такой муж ей нужен»

Он представился скоро. На первом курсе института Маша встретила свою судьбу. Видный, веселый и очень перспективный Алексей. Они просто поболтали пару раз в кафе, но этого оказалось достаточно, чтоб наша девушка определилась: вот такой муж ей нужен. Закрутить студенческий роман – дело нехитрое. Осенне-зимние вечера долгие, сессия нескоро, народ вокруг дружелюбный и компанейский, место для тусовок всегда найдется. И всё вроде бы складывалось, а вроде бы и нет. Как ни старалась Маша быть лучшей, самой-самой, всегда рядом и так далее, Алексей держал дистанцию. Конечно, от того, что само в руки идет, не отказывался, но и замуж не звал, более того – даже в любви не признавался. Потому что не было ее.

Но Маше было надо. Настолько, что она себя убедила, будто жить без него не сможет. Зато Алексей без угрызений совести заглядывался на других, а на Веру из параллельной группы – особенно долго. «Господи, отдай его мне!» – просила мысленно Маша, но и из своих рук ситуацию не выпускала. И правильно. Потому что Алексей так и ушел бы, точно ушел бы, не подсуетись она вовремя. А суетилась Маша в лучших традициях женских сериалов – забеременела. Алексей человеком себя считал порядочным, предложил-таки руку заждавшейся подруге.

Маша была хорошей женой. В доме всегда порядок, завтрак-обед-ужин вкусные и разнообразные, деньги сосчитаны, отпуск-подарки-кружки-секции в бюджет вписаны. Муж и дочь (у них родилась девочка) чистенькие, причесанные, отглаженные.

С Алексеем не ссорились. Новоиспеченная супруга очень любила их посиделки по вечерам на кухне, когда дочка уже спит, за окном темно, на столе пара бокалов вина, и кажется, что можно вот так сидеть бесконечно, тихо болтая о пустяках. Вместе выбирали обои в детскую комнату, строили планы – дачу отремонтировать, потом квартиру расширить.

И когда однажды Алексей пришел с работы поздно – «чтоб не будить дочь» – собрал вещи и заявил, что уходит к другой женщине, у Маши поплыло перед глазами. Потом она плакала, умоляла, угрожала, проклинала. Но он в один миг стал каким-то бесчувственным, далеким и совсем чужим. «Я тебя не люблю. Прости. Я хочу быть с Верой». Та самая Вера, из института. Так значит, вот она какая! Высиживала-выжидала, змея! Маша не помнила себя от горя и негодования.

«Господи, верни его мне! Он же мой муж, не отдавай ей, я не могу без него», – рыдала она возле икон. День, три, месяц… Алексей не вернулся. Голова Маши разрывалась от вопросов, сердце – от обиды.

Куда она теперь одна с младенцем на руках? На какую работу ее возьмут? Почему он ушел? Чем та лучше нее? Почему он выбрал ее? Как Бог допустил это? Да есть ли Он вообще, если позволяет такое, ведь Маша так просила. Именно тогда она перестала верить вообще и в «просите, и дано будет вам» особенно. Слишком часто не получала просимого, а раз так – то и не надо ей ничего, сама как-нибудь.

Устроилась на работу, дочь отдала в ясли. Алексей приходил, предлагал помощь – он может оплатить дочке няню или брать ее к себе. «Ушел к своей?….Вот и нечего к нам таскаться! Пусть родит тебе сама!» – шипела Маша в ответ. Специально била побольнее, зная, что Вера долгие годы безуспешно лечится от бесплодия. Заодно делала всё для того, чтобы в те недолгие часы, которые бывший муж проводил у нее дома, он как можно острее чувствовал свою отдалённость от них, невозможность быть рядом с дочкой, а значит и с ней, с Машей. Просила малышку почаще обнимать папу, лепетать «папа» или еще лучше «не уходи». Пекла ароматные пироги, невзначай забывала на столе фотографии дочки из бассейна, из парка аттракционов – где ее жизнь протекала ярко, насыщенно, но без отца. Алексей уходил домой мрачным. Серым. Маша ликовала. Но все-таки уходил. И Маша кусала от обиды губы.

Так прошло четыре года. В один из вечеров Маше позвонила Вера и осипшим голосом сказала, что Алексей разбился в автомобиле, сообщила дату похорон. Всю церемонию Маша не сводила глаз с соперницы. А та все время смотрела перед собой, ни на что не реагировала. Словно это был не живой человек, а манекен, который принесли с собой родственники. А на кладбище, когда тело стали опускать в вырытую яму, Вера упала на колени, впиваясь руками в землю и выла: «Отпустите меня к нему…Я останусь… Лёша, не оставляй…» Откуда столько силы было в этой хрупкой женщине, но трое мужчин не могли оторвать ее от могилы. Она все звала и звала его, своего любимого.

«Потом еще несколько месяцев она вздрагивала, когда вспоминала тот вой и взгляд»

Маша почувствовала неловкость. За свою вражду с Верой и битву за этого мужчину, хотелось спрятаться куда-то, отойти в сторону. Нет, она никогда не любила мужа так. И, положа руку на сердце, если бы он не ушел из семьи, а просто погиб, вряд ли стала бы убиваться так же. Ей стало жаль Веру. Потом еще несколько месяцев она вздрагивала, когда вспоминала тот вой и взгляд.

Но очень скоро Маше стало не до Веры и не до самокопаний. Дочь серьезно заболела, нужно было оперировать. А средств не было, взять неоткуда, и прогнозы совсем не радостные. В общем, классика жанра. Маша не находила себе места, перестала спать. Драгоценное время утекало.

Как-то ночью, когда малышка успокоилась после обезболивающего и уснула, Маша мерила комнату шагами. От усталости и страха в голове не было ни одной мысли, слез тоже не было. И вдруг в такт шагам, будто изнутри себя самой, из глубины, она услышала: «Боже, помоги ей…Боже, помоги ей… Спаси ее…». Маша остановилась на месте. Это еще что? Откуда? В ее доме давно не было ни одной иконы, церковь она обходила и рассчитывала только на себя. Но сейчас она слишком устала. Дочка снова стала возиться в кроватке. Зажмурив глаза, Маша зашептала: «Господи, помоги ей! Услышь! Пусть она поправится!»

На следующий день позвонили из больницы и сказали, что освободилось одно место на операцию по квоте, пациент решил обратиться за границу. Но возьмут только в том случае, если все анализы на руках, если нет – есть другие желающие. Часть документов у Маши была на руках, вторую она сделала в тот же день, пришлось, правда, провести день в поликлинике, упрашивать, умолять, ломиться во все двери, но через день всё было готово. А еще через день дочку положили в больницу.

Пока шла операция, Маша ходила вокруг здания и бормотала «Господи, помоги». А еще вспоминала о том, что никогда не мечтала о ребенке. Выйти замуж мечтала, потом – только за Алексея, и чтоб достаток был, машина красивая, а дочь как-то сама собой получилась. Она даже расстроилась, когда узнала – пришлось отменить летний отпуск. И что? В итоге она не спит уже несколько месяцев, сходит с ума от страха и молится, как заведенная, о девочке, которой была в общем-то не рада, но которая как-то очень незаметно стала самой главной. Странное чувство – твое счастье зависит от благополучия другого человека. Нелогично. Но именно так и было.

Девочка поправилась. Маша, конечно, поплакала от счастья. И от чувства умиротворения. Примирения. Она снова полюбила слова «просите, и дано будет вам». И не только их. Оказалось, в Евангелии много еще интересного. И, кажется, начала понимать, почему Бог «не всегда ее слышал»