Радужный остров коневец. Коневец – остров, который стоит посетить

Катер на Коневец отчалил без нас. Мы опоздали буквально на две-три минуты. Мужик на берегу сказал, что сегодня будет еще один рейс на остров. Надо ждать. Что ж, я купил во Владимировском сельпо бутылку карельской водки "Русский гарант" и расположился на берегу. Водка оказалась прекрасной - с чесноком и перчиком. На этикетке было написано, что сам товарищ Сталин пил эту водку и рекомендовал пить соратникам. Ну, раз сам... Я опрокидывал в себя стопку за стопкой, стопку за стопкой... Погода стремительно портилась, волна становилась все круче. К двум часам дня катер вернулся. На пассажирах не было нитки сухой. Капитан сказал, что в ближайшие три дня никуда не пойдет - шторм.

Ну, не обидно ли так облажаться? С пьяных глаз я отчетливо понял, что Коневецкие бесы не хотят пускать меня на остров. Или - не бесы? Когда в 1393 году новгородский монах Арсений возвратился в Россию с Афона, он намеревался поселиться на одном из отдаленных островов Ладожского озера. Не на Коневце. Буря прибила его лодку к этому острову. Арсений пытался плыть дальше, но волны дважды возвращали его назад. Он понял, что это неспроста, и остался. Так возник Коневецкий монастырь Рождества Богородицы, в котором на протяжении шестисотлетней истории подвизалось много замечательных иноков. Некоторые из них помянуты на страницах «Мест силы». Например, выходец из Адриан (основавший на Коневце Казанский скит) и его ученик Зосима, в честь которого Достоевский назвал своего старца из «Братьев Карамазовых». На Коневце же жил старец Исайя, который потом ушел восстанавливать . Это были люди, поднявшие русский пустыннический дух в начале 19-го века.

Но сейчас не о них, об Арсении. В его времена Коневец был безлюден. Туземцы боялись селиться на острове, потому что там водились духи. Обитали они в огромном камне высотой более четырех метров и весом где-то 750 тонн. У этого камня каждый год приносили в жертву коня. Отсюда и название камня - Конь-камень (я знаю и описал еще и с этим названием). Отсюда же и название острова - Коневец. В общем, Арсений увидел, что место было "пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным". Нечто вроде того острова, к которому прибило Просперо из Шекспировской "Бури". Но только Просперо был магом, а Арсений - православным монахом. Он не стал подчинять себе бесов, но взял образ Богородицы, принесенный им с Афона, и совершил вокруг Коня-камня крестный ход. А потом окропил камень святой водой. Тут бесы, жившие в нем, обратились в ворон и со зловещим карканьем улетели.

Говорят, что отправились они в сторону Сортан-лахты, то есть Чертовой ("сорт" - просто испорченное русское "черт") бухты, где бросились в воду. И потому теперь на Ладожском озере часто случаются внезапные бури. Это метеорологический факт. Но где же та бухта? На сайте Коневецкого монастыря сказано, что теперь она называется бухта Владимирская. То есть - та самая, на берегу которой, кляня непогоду и собственную нерасторопность, я допивал свою водку? Но, может быть, это еще какое-то место на Ладоге. Например, Сортавала, центр финского алкогольного туризма в Карелии и пристань, откуда ходят кораблики на Валаам, еще один знаменитый остров силы на Ладожском озере.

Допив водку, я решил объехать озеро по кругу, поискать другие места, где фонтанирует сила. Не ждать же у моря погоды три дня в этой Чертовой бухте. Валентина, моя подруга и водительница, села за руль, и мы двинулись. Настроение было паршивое, мы ехали медленно. Лил страшный дождь, и дорога за ним была почти что не видна. Но вот что забавно: уже под Шлиссельбургом дождь вдруг прекратился. И ветер утих. А наутро выглянуло солнце, как бы подтверждая, что на Коневце меня просто не хотят видеть. Ну, не хотят и не надо. Обогнув Ладожское озеро с юга и востока, найдя много мест, о которых еще буду рассказывать (см. , и ), на третий день пути я оказался на пристани в Сортавале (в прошлом - Сердоболе), где ожидал корабля на Валаам.

Волнение на озере еще не до конца утихло, так что было неясно, удастся ль уплыть. Муторное ожидание. Вдруг из Москвы позвонил мой приятель по "Независимой газете" Миша Карпов и сообщил, что при странных обстоятельствах погиб наш общий друг Женя Александров. Вроде - убит. Мне стало совсем плохо. Да тут еще подошел какой-то придурок с газетой и поинтересовался: "А ваш кобель вас еще не кусал?" Я объяснил, что скорей небо упадет на землю и Нева потечет вспять, чем мой благородный кобель укусит меня. На что человек заметил, что ни в чем нельзя быть уверенным. Вот, он показал газету, тут пишут, что совершенно домашняя собака ни с того ни с сего загрызла хозяина. Я поспешил отойти от безумца.

Побывав на Валааме, я все-таки решил попытаться добраться до Коневца. Приехал во Владимировку. Погода отличная, у пирса корабль, готовый отплыть через час. Все складывалось прекрасно. Только возникла проблема с собакой. Ее не хотели сажать на пароход. Я предложил заплатить за животное как за взрослого туриста. "Да не в том дело, - сказала девушка, пропуская нас, - просто там есть пес, который дерет приезжих собак. Смотрите, под вашу ответственность". Я не придал ее предупреждению никакого значения, поскольку мой Осман (см. его фото и ), даром что лабрадор, умеет за себя постоять. Но первый же встретившийся на острове монах, сказал, чтобы мы оставили собаку на корабле. Почему? "Потому что наш Тютя не выносит чужих", - был ответ. А кто такой Тютя? "Увидите, но лучше оставьте собаку". Я не послушался.

Когда мы увидели Тютю, никаких опасений он у нас не вызвал: нормальная дворняга, даже - не из самых крупных. Рядом с ним была Марта, его жена, как объяснили паломницы. Осман с Тютей сблизились, встали в боевые позиции, порычали и вдруг бросились друг на друга. Мой действовал четче: ему удалось схватить Тютю за ухо и оказаться сверху. Сказался большой опыт драк с московскими стаффордширами. Добить дворнягу было теперь делом техники. Но я решил, что гость не должен так поступать, и стал оттаскивать своего пса за ошейник. Это было грубейшей ошибкой. Как только хватка ослабла, Тютя вывернулся, вцепился в шею Османа и уже подбирался к сонной артерии. Что было - смотреть? Нет, надо их разнимать. На Тюте не было ошейника, так что пришлось голыми руками лезть к нему в пасть, раздвигать его челюсти. Но чуть я раздвинул их, мой боевой лабрадор вскочил на ноги и - о, бля! Он целил в Тютину шею, но в сутолоке промахнулся. Его зубы со стуком сомкнулись на запястье моей левой руки, все еще пытавшейся удерживать Тютю.

Так я оказался покусан собственной собакой. Сбылось пророчество, бывшее мне через безумца из Сортавалы. Сейчас, когда я смотрю на шрамы, оставленные моим верным песиком, я думаю, что все могло обернуться значительно хуже. Зубы наткнулись на кость, не задев никаких важных сосудов. Подоспевшие монастырские рабочие помогли разнять собак. Хорошо еще, что у Тюти в душе оказался строгий запрет на покус человека, а иначе бы - что осталось от моих рук, побывавших в его пасти? Не знаю. Монах, исполнявший послушание лекаря, осмотрев мои раны, сказал: "Ничего". И помазал их каким-то снадобьем. Я было завел разговор, что надо бы промыть раны и, может быть, сделать укол. Но он возразил: "У вас ведь собака здоровая? И наш Тютя здоров. Не беспокойтесь. Вот, если бы вас укусил человек, тогда было бы плохо. Я в прежние времена встречал человеческие покусы, вот это долго не заживает. А у вас все пройдет моментально". Действительно, раны зарубцевались стремительно. Преподобный Арсений помог. Уже назавтра моя опухшая рука зажелтела и пошла на поправку.

Позже рабочие, помогавшие мне растащить собак, объяснили, что Тютина бабушка была волчицей. Когда Тютя взматерел, он загрыз всех кобелей, живших на острове. Впоследствии он загрызал всех своих сыновей, как только они вырастали и становились ему конкурентами. Естественно, он всегда готов загрызть и любых кобелей, привозимых на Коневец. В какой-то момент монахи, как ни любили этого славного пса, поняли, что Тютя слишком много себе позволяет. И решили отправить его на материк, поскольку - ну, действительно, нехорошо держать в святом месте прирожденного убийцу. Но в той деревне, куда его привезли, неистовый Тютя загрыз не то 11, не то 13 собак (сколько точно, не помню, но - всех), и его вернули на остров.

Допускаю, что все эти подвиги Тюти только легенда, но все же - возникшая не на пустом месте. Вообще, волк - одна из самых таинственных тварей на свете. Его создал черт, но - не смог оживить. Бог вдохнул в волка жизнь, и волк сразу вцепился зубами в ногу создателя (черта). Отсюда амбивалентность преданий о волке: он и враг, и помощник. Он друг и святых, и нечистых. Местные видят в Тюте скорей прирученного волка: дикого зверя, живущего среди людей под видом доброй собаки. После нашей отчаянной схватки, я увидел в нем воплощение духа этого острова, нечто вроде тех бесов, которых когда-то изгнал из камня Арсений. Они утонули? Да полноте, духи не тонут. Они вернулись сюда в виде внука волчицы. И если раньше жертвами духа этого места были кони, то теперь вот - собаки. А потом еще кто-то будет. В конце концов, со времен Антония Великого известно, что бесы - побочный продукт аскетического производства святости. Были б подвижники, бесы найдутся.

Поверьте, я не держу зуб на Тютю. Я его хорошо понимаю. Когда через час после драки мы встретились (моего кобеля уже приютили сердечные люди из психбольницы, расположенной рядом с монастырем), он явно был недоволен мной. Еще бы - какой-то пришелец не позволил ему исполнить свое предназначение. Привез собаку на остров, но не дал ее в жертву. Зачем же тогда привозил? Тютя ворчал. Потом он поднял глаза, говорящие: "Ну, что с вами делать, с профанами". Скорбно вздохнул. Принял кусок сыра, предложенный мною в знак примирения (и компенсации: агнец за искомого Исаака), и заковылял к своей Марте. Шерсть на его шее была совершенно пропитана кровью.

Что же касается мистической топографии Коневца, то без собаки, натасканной на поиски мест силы, мое обследование острова оказалось неполным. Тем не менее, из того, что случилось со мною на острове и по дороге к нему, явственно следует: дух Коня-камня продолжает морочить приближающихся к нему странников. Вот я был многократно предупрежден о том, что на Коневце должно что-то случится, но - продолжал маниакально стремиться туда. Как будто бы пелена затмила мой глаз, натренированный схватывать всякого рода приметы и знаки. Как будто меня погрузили в сон, ход которого я не мог контролировать. Сделали бессознательным участником странной мистерии. И таким методом кое-что показали.

Сдается мне, что блазнить - в характере камня Коня (в этом смысле схожего с Коньком-Горбунком). Когда-то он пленил преподобного Арсения, не позволил ему уплыть. Почему? Может, Арсений должен был сыграть роль Одиссея, развязавшего Эолов мех на Ладоге? А может, камню надо было очиститься от бесов, обитавших в нем? Кто знает. Люди считают, что это они, а вовсе не камень, определяют течение жизни на острове. И в знак мнимой власти над камнем оставляют на нем следы. В результате деяний Арсения Конь-камень оказался оседлан часовней. Приглядевшись, можно различить на нем и петроглифы. Изображение бесов? Похоже. Хотя кто-то мог просто нагадить. Как один из великих князей, посетивший священное место и оставивший в память об этом на камне табличку (теперь, правда, снятую). Выглядит это, как "Здесь был Коля". Тупой вандализм. Собаки куда деликатней.

КАРТА МЕСТ СИЛЫ ОЛЕГА ДАВЫДОВА - АРХИВ МЕСТ СИЛЫ -

Коневец: Остров которого не было
http://bagira.guru/puteshestviya/ostrov-kotorogo-ne-bylo.html

Ладожское озеро, Валаам — кому не знакомы эти названия? А вот про то, что на Ладоге есть ещё один остров, Коневец, существование которого окутано вековыми легендами, мало кому известно. Раньше Коневец даже не был обозначен на карте, так как на нём располагалась военная база, занявшая всю территорию острова. В зданиях монастыря и в церкви хранились запасы различного оружия, в том числе и химического, что нанесло огромный урон фрескам и прочим историческим ценностям.


Валаамский двойник

Остров Коневец находится в Ладожском озере, в 5 км от западного берега. В этом месте мыс будто бы врезается в воду, образуя бухту. Жившие в этих местах до 9-го века финно-угорские племена, предки нынешних карелов, называли Коневец Рантасаари, что в переводе означает «прибрежный
остров». До 14-го века карелы использовали эту территорию для выпаса лошадей.

Коневец значительно меньше Валаама, он тянется всего на 5 км в длину и на 2 в ширину. Климат здесь суровый: зима длится почти пять месяцев, да и лето не радует тёплом. Температура воздуха редко поднимается выше 20°С. В наше время Коневец прославился благодаря Коневскому Рождество-Богородичному монастырю.

Большая история маленького острова

Своё название остров получил по огромному валуну — Конь-камню, одной из местных достопримечательностей. По некоторым сведениям, в этих местах до 14-го века проводились тайные языческие обряды, и этот мегалит был местом — жертвоприношений язычников. В определённые дни на остров отправлялись ладьи со жрецами, которые приносили в жертву языческим богам коня.

В 1393 году новгородский монах Арсений возвращался с Афона на землю Русскую, намереваясь поселиться на одном из островов Ладожского озера. Заставшая его в пути буря прибила лодку к Коневцу. Несколько раз Арсений пытался отчалить от острова и продолжить свой путь, но волны снова и снова возвращали его обратно. Он понял, что это не случайно, и решил остаться. На берегу Арсений встретил рыбака, от которого и узнал о жертвоприношениях.


В то время Коневец был почти безлюден. Люди боялись там жить, считалось, что в огромном валуне, названном Конь-камнем, обитали духи. Впечатления Арсения от увиденного были довольно мрачные: «Пуще дремучего леса ужасом бесовским окружённый». Он взял образ Богородицы, принесённый им с Афона, и совершил вокруг Конь-камня крёстный ход, а затем окропил валун святой водой. Согласно житию святого Арсения, после этого обряда духи вышли из камня, превратились в чёрных воронов и улетели прочь, к противоположному берегу Ладожского озера, к Чёртовой бухте, где бросились в воду. В наши дни эта бухта называется Владимирской.


Именно тогда вместе с бесами с острова исчезли и змеи, которых там нет до сих пор. Впрочем, существует и более реальная версия исчезновения змей на Коневце. На острове в советское время исследовали различные радиоактивные вещества и испытывали действие этих веществ на животных. А потом всё оставшееся от таких экспериментов тут же и закапывали.


Православные монахи, поселившиеся на Коневце, возвели на вершине камня деревянную часовню. Однако точную дату строительства первой часовни учёным установить не удалось. Известно только, что, поскольку остров подвергался неоднократным нападениям и разорениям со стороны шведов, она отстраивалась заново в 1815 и в 1895 годах.


Арсений Коневский основал на острове православный мужской монастырь, в соборе которого хранилась уникальная святыня, привезённая им с горы Афон, — чудотворная икона Божьей Матери, аналогов которой в мире не существует. На ней изображена Богородица с Младенцем, играющим с птенцом голубя, символизирующим духовную чистоту.

К сожалению, первые монастырские строения не сохранились до наших дней: в результате всё тех же вторжений шведской армии они были разграблены и разрушены. Только в конце Северной войны, после того как остров стал владением России, монастырь начал отстраиваться заново. Но длилось это недолго.

После революции, забрав с собой главную святыню собора, монахи бежали в Финляндию, где она и хранится сейчас в Ново-Валаамском монастыре. А после Второй мировой войны Коневец и вовсе исчез с карт, так как на нём воцарилась власть военных.


После распада СССР, в 1991 году, Коневецкая обитель стала одним из первых монастырей, которые было решено вернуть Русской православной церкви. В ноябре 1991 года были обретены мощи преподобного Арсения, скрытые от шведов в 1573 году. Двадцать монахов вернулись на Коневец и начали восстанавливать монастырь.

Кроме доходов от своего натурального хозяйства, в наше время они получают приличную помощь извне. Монахи сами пекут хлеб, изготавливают сыр, у них есть огород и немного домашнего скота. Отопление на острове по-прежнему осуществляется дровами,а передвижение — на санях. Электричество имеется только в доме, оставленном военными, да и то автономное. К 2004 году монастырь в основном восстановили.


В Коневецком монастыре Рождества Богородицы на протяжении 600-летней истории жили много известных иноков. Например, выходец из Монахова рва Адриан, основавший на Коневце Казанский скит, и его ученик Зосима, в честь которого Достоевский назвал своего старца из «Братьев Карамазовых». На Коневце жил и старец Исайя, который потом ушёл восстанавливать Важеозёрскую пустынь. Это были люди, поднявшие русский пустыннический дух в начале 19-го века.

Места силы

Самым интересным местом Силы на острове является Конь-камень. Этот ледниковый валун, ровесник Ладожского озера, поражает своими огромными размерами: длиной 9,2 м, шириной 6,4 м, высотой более 4,3 м и весом более 750 тонн. Этот древний дохристианский алтарь, на котором приносились жертвы духам, оберегающим пастбища, считается самым энергетически ярким объектом острова.

Никто не станет спорить, что Конь-камень — место сильное. Оно таковым было бы даже в том случае, если бы на нем никаких жертвоприношений не проводилось вообще, ведь мегалит немало повидал на своём веку. Этому камню тысячи лет. Он старше египетских пирамид.

Есть на острове ещё одно интересное место — Змеиная гора. В христианские времена оно приобрело дурную славу, в основном из-за названия. В древности Змеиная гора служила местом уединения и размышления. Возможно, поэтому она была выбрана для постройки скитов православными старцами Зосимой и Василиском в конце 18-го века.

Удивительно другое: на Змеиной горе не осталось ничего от келий пустынников, только крест, установленный уже в наше время. У Змеиной горы (змей давно нет, а название сохранилось) интересная энергетика — спокойствие, умиротворение, созерцательность.
Остров Коневец поможет тем, кто потерял жизненные ориентиры, запутался в проблемах, устал от суеты. Но, чтобы в полной мере почувствовать энергетику древнего острова, лучше отправиться туда в одиночестве, подойти к Конь-камню, дотронуться до его шершавого бока.


Дорога к храму

Ближайший к Коневцу город Приозерск находится от острова в 40 км, если говорить о водном пути. А вот до Санкт-Петербурга водный путь совсем не близкий, около 170 км. Попасть на остров можно в период летней навигации на туристических теплоходах. Есть ещё один вариант. Сначала надо доехать на пригородной питерской электричке или автобусе до посёлка Сосново (Приозерское направление), затем — на рейсовых автобусах до посёлка Владимировка. Отсюда придётся добираться до острова на частном катере (если ещё не встал лёд), а позже можно дойти по льду пешком, это около 5 км.

Лучше не приезжать на Коневец поздней осенью: навигация уже закончилась, а лёд недостаточно крепок, чтобы можно было по нему безопасно перемещаться. Остановиться на острове на ночлег можно тоже по-разному: в палатке, поставленной вами в лесу, в монастыре или в небольшой монастырской гостинице для паломников.

Галина Минникова

Коневец (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Знаменитый остров, на котором расположен одноимённый монастырь, считается в народе местом святым и намоленным. Множество туристов и паломников не только из России, но и из других стран приезжают на Коневец ежегодно, даже несмотря на то, что на острове нет постоянного транспортного сообщения с «большой землёй». Небольшой остров размерами 5х2 км находится в Ладожском озере и отделён от материка Ладожским проливом. До Приозерска от Коневца - порядка 30 км.

Ландшафты Коневца - суровые и каменистые, хотя возвышенностей здесь почти нет. Самая высокая точка острова - 34-метровая Святая гора, названная так из-за явления Богородицы монаху, прибывшему на остров молить её о помощи. На Святой горе в честь этого события была выстроена часовенка, а позднее появился и скит. Подле горы можно увидеть остатки монастырских сельскохозяйственных угодий, а в последние годы на склонах горы пытаются создать ландшафтный парк из лиственных деревьев.

В конце 14 века преподобный Арсений с миссией обращения финских язычников заложил на острове монастырь, куда поместил вывезенную с Афона икону Богородицы.

Наносной остров Коневец был в Ладоге не всегда: его песок за многие столетия нанесли сюда озёрные воды, и этот процесс продолжается. Воздух здесь морской, а климат - не особенно располагающий к отдохновенному туризму: обычно зимой всё течёт, а летом сыро, и ветер нагоняет тучи; но погода склонна ещё и быстро меняться. Вода в Ладожском озере холодная, но лёд вокруг Коневца зачастую встаёт только в январе-феврале. Большая часть острова покрыта лесом, где обитает мелкая живность. На берегу живёт множество перелётных птиц. В 19-20 веках монахи активно завозили на Коневец для высадки разнообразные деревья, и сегодня растительный мир острова достаточно многообразен и богат.

Считается, что Коневец - единственный остров в Ладоге, на котором нет змей.

Исторически Коневец стал принадлежать нашей стране при Петре I. После того, как окончилась Великая Отечественная война, на Коневце организовали военно-морскую базу, и доступ на остров был закрыт. Здесь проводили испытания разных видов оружия, и следы этого до сих пор можно видеть повсюду на острове. Испытания продолжались вплоть до самой перестройки, и по сей день полигон остаётся действующим.

Монастырь на Коневце

Коневский монастырь, посвящённый Рождеству Богородицы, получил своё название в честь основателя, преподобного Арсения Коневского. Ещё в период Средневековья на Коневце находилось языческое святилище, главным сакральным объектом которого был так называемый Конь-камень - огромный гранитный булыжник, напоминающий лошадиную голову. Этот 750-тонный валун, давший название всему острову, сохранился здесь и по сей день. В конце 14 века преподобный Арсений с миссией обращения финских язычников заложил на острове монастырь, куда поместил вывезенную с Афона икону Богородицы. С тех пор Коневец стал, по аналогии с Валаамом, миссионерским центром. Остров единожды захватывали шведы, но спустя сто лет он вернулся к Российской империи, и монастырь был восстановлен.

В последние годы каждый летний сезон Коневец приглашает волонтёров (трудников) для подмоги по хозяйству. Приезжающие обеспечиваются жильём и вегетарианским питанием в обмен на помощь с благоустройством территории, уходом за посадками, реконструкцией построек и т. п.

Пика своего расцвета монастырь достиг в 19 веке. Слухи о его величии дошли до Петербурга, и в 1858 г. императорское семейство и их знаменитые современники посетили обитель. Популярность позволила монахам запустить масштабное строительство, результатом чего стало здание собора Рождества Богородицы, завершённое в 1809 г. Им можно полюбоваться и сегодня: это внушительная церковь с восемью колоннами и пятью куполами, рядом с которой стоит трёхъярусная колокольня 35-метровой высоты. Другие памятники и достопримечательности обители - храм и часовня Николая Чудотворца 1815 г. постройки, храм преподобного Арсения (1849 г.), Казанский скит на Святой горе, часовня Успения Богоматери (1899 г.) и тот самый Конь-камень.

После революции монастырь отошёл к финнам и во время войны сильно пострадал. Возвращён РПЦ он был в 1990 г. Годом спустя были обретены мощи основателя монастыря, спрятанные при шведском вторжении в 16 веке. Сегодня мужской монастырь является действующим, поэтому желающие попасть сюда должны получить разрешение в паломнической службе. Это не касается групповых экскурсий, организованных турфирмами.

Практическая информация

Для того, чтобы попасть на остров из Санкт-Петербурга, нужно двигаться по Приозерскому шоссе до поворота на пос. Плодовое, а затем - до бухты Владимирская. Второй вариант - доехать на электричке до станции «Громово», откуда до бухты в летний период дважды в день ходит автобус. Из бухты паломников забирает катер монастыря, о чём следует договариваться заранее. Плыть до Коневца не более часа. Более удобный способ попасть на Коневец - это круиз на теплоходе по Ладоге, в программу многих из них входит посещение острова.

Коневец – это остров в Ладожском озере (Ленинградская область, Приозерский район, вблизи д.Владимировки). На острове находится Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь.

Остров Коневец и Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь на карте:

Вообще о Коневце ходит множество легенд. О том, что этот остров сначала облюбовали карелы. Будучи язычниками, они приносили богам в жертву лошадей на огромном валуне (сейчас он называется «конь-камень»). На рубеже XIV- X V веков сюда пришел преподобный Арсений. Он христианскими обрядами решил побороть языческие. И давай нечисть всякую поливать святой водой. Свидетели говорят, что все языческие духи вдруг превратились в воронье и улетели прочь с острова. И змеи тоже куда-то уползли. Утверждают, что до сих пор Коневец – единственный остров в Ладожском озере, на котором нету змей. И мы их там тоже не встретили.

А может гадов ползучих там нет по другой причине? Ведь ходят слухи, что на острове в советское время исследовали различные радиоактивные вещества. И не просто изучали их химические формулы, а испытывали действия этих веществ на животных. А потом все результаты таких экспериментов тут же и закапывали. Так что, кто знает, что еще таит в себе этот остров. Может лучше не рисковать, и надолго здесь не задерживаться.

Когда мы были на острове Коневец, то всего этого не знали, т.к. оказались там случайно. Возвращались в Петербург из Приозерска, решили свернуть во Владимирскую бухту и узнать на будущее, как добраться до Коневца. На берегу три местных жительницы торговали черникой и копченой рыбкой. Муж одной из них занимался доставкой желающих на остров. Женщины сразу же организовали нам плавсредство и любезно предоставили мне платок и длинную юбку (монастырь все-таки мужской, а я неподготовленная в коротком сарафанчике с ого-го каким декольте). А еще меня пытались обнадежить, что юбку иногда стирают. В сам монастырь мы в итоге не заходили, так что воспользоваться экипировкой не пришлось:).

Мы прошлись по длинному пирсу, где нас ожидал капитан Сергей на борту своего скоростного судна. Вскоре мы отчалили от берега:

Минут пятнадцать сумасшедших скачек по волнам и нас встречает величавый Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь :

А вот он во всей своей красе:

Причал острова Коневец:

А вот и монастырская лодка:

Пляжи на острове Коневец восхитительные:

Но купаться тут не принято. Святые места как-никак. Да и вспоминая о радиоактивных загрязнениях в этих краях, как-то самому не захочется лезть в воду. Но мы этого не знали, и в этот жаркий день озеро так и манило нас в свои свежие холодные объятья.

Скоро солнце сядет, пора вызывать капитана Сергея.

Еще 15 минут, и мы вернемся на «большую землю»:

Позже мы узнали, что на острове Коневец много чего еще интересного есть, и «Конь-камень», и другие часовни и скиты, и затопленные корабли. Вот что значит отсутствие интернета, когда заранее не подготовились.

Если вы хотите добраться на остров Коневец, то эта информация может вам понадобиться:

Частный извозчик Сергей: +7 921 633-33-16

Коневский монастырь: +7 812 571-71-94

Если кто-то из читателей здесь побывал и может дополнить статью, будем очень рады вашим комментариям, ведь они кому-то могут пригодиться!

Плавали на остров Коневец

Марина и Костя Саморосенко

Полезные статьи:

Но то, что там, на расстоянии шестидесяти километров от него, есть еще остров Коневец до недавнего времени почти никому не было известно. Коневец расположен на западе Ладоги. В этом месте в озеро будто бы врезается мыс, создавая там бухту, носящую название Владимирская, или, как в прежние времена называли ее монахи, жившие на острове – Чертова.

Расстояние между бухтой и островом составляет около семи километров. Ближайший к Коневцу город Приозерск находится от острова в сорока километрах, если говорить о водном пути. А вот до Санкт-Петербурга водный путь совсем не близкий, около ста семидесяти километров.

Остров Коневец значительно меньше Валаама, он простирается на восемь километров в длину и на четыре в ширину. В западной части острова, его берег на всю длину представляет собой довольно крутой обрыв. Но на одном из уступов есть возможность спуститься к озеру, к нему ведет песчаная крутая тропинка. Берег восточной части острова будто бы весь изрезан. Такое впечатление создается из-за множества полуостровов, между которыми находятся заливы.

На Коневце произрастает очень много сосновых деревьев. Климат суровый: зима длится почти пять месяцев, да и лето не радует теплом. Температура воздуха редко поднимается выше двадцати градусов.

Свое название остров Коневец получил благодаря огромному валуну – Конь-камню, одной из достопримечательностей острова, который до четырнадцатого века был местом жертвоприношений язычников. В наше время остров прославился, благодаря своему Коневскому Рождество-Богородичному монастырю.

История острова Коневец.

На исходе четырнадцатого века Арсений Коневский основал на Коневце мужской монастырь. Тогда же началось строительство храма Рождества Богородицы, заложенного в те времена на берегу Ладожского озера. А в начале пятнадцатого века преподобный Арсений принимает решение переместить монастырь на возвышенность, так как существовала постоянная угроза наводнения. В наши дни монастырь там и находится.

Несмотря на то, что остров маленький, ничем особенно не примечательный, он был захвачен шведами дважды: в конце 16-го века и в начале 17-го. Во время шведского владычества, Коневские монахи находились в Воскресенском монастыре, расположенном под Новгородом. Собор монастыря на Коневце в ту пору был почти полностью разрушен.

Те монастырские строения, которые мы видим сегодня, были возведены в конце девятнадцатого и в начале двадцатого века. Это было самое благодатное время для монастыря. Коневец посещал император, известные русские и зарубежные писатели и драматурги. В семнадцатом году, когда в России свершилась революция, монастыря это не коснулось, так как остров в ту пору принадлежал Финляндии. Но монахов становилось все меньше, так как из России на Коневец никто не ехал.

Во время Советско-Финской войны на острове находился штаб и некоторые подразделения финских войск. Монахи перед началом войны смогли частично вывезти монастырскую утварь, однако, основная часть ее осталась на острове, в том числе: иконостасы, колокола всех храмов. Удалось спасти только колокола Казанского скита.

Перед второй мировой войной остров Коневец снова отошел Финляндии и монахи стали возвращаться, чтобы возродить монастырь. Монастырь находился в очень плачевном состоянии, всюду было все разрушено и разорено. Уцелел только Никольский храм. А в конце лета сорок четвертого года Коневец, уже принадлежавший Советскому Союзу, покинули все монахи. Они отправились в Финляндию, где жили в коммуне Кейтеле до середины двадцатого века.

В августе пятьдесят шестого года десять из тридцати двух, оставшихся в живых, иноков возвратились в Ново-Валаамский монастырь, основанный в Финляндии. При них была Коневская чудотворная икона. С конца прошлого века двадцать монахов вернулись на Коневец и начали восстанавливать монастырь. Кроме доходов от своего натурального хозяйства, в наше время они получают приличную помощь извне. Монахи сами пекут хлеб, изготавливают сыр, у них есть огород и немного домашнего скота. Отопление на острове по-прежнему осуществляется дровами, а передвижение – на санях. Электричество имеется только в доме, оставленном военными, да и то автономное.

Достопримечательности острова Коневец.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Это основная достопримечательность острова. В соборном храме находятся мощи основателя монастыря – Преподобного Арсения Коневского. Храм находится на том самом месте, которое он выбрал для его возведения. За всю историю острова на фундаменте, заложенном преподобным Арсением, возводили храм не один раз. Здание храма по своей архитектуре больше относится к древнерусским традициям, но также заметно влияние барокко и классицизма. Впрочем, выглядит все это очень даже гармонично. К востоку от храма по пути к Казанскому скиту можно увидеть хозяйственные строения монастыря. Два больших здания, построенных во второй половине девятнадцатого века: дом для рабочих и гостиница, за которой располагается скотный двор, сооруженный в начале 19 века. Еще дальше на восток находится деревянная конюшня, практически полностью сохранившаяся до наших дней, она представляет собой двор и две избы для работников конюшни.

Тот факт, что на острове Коневец находилась секретная военная база, возможно, послужил на пользу монастырю и спас его от полного разорения, так как доступ сюда был запрещен.

Никольская часовня.

Всем, путешествующим по водным путям, покровительствует Святитель Николай. Об этом помнят и на Коневце. Почти на пристани находится Никольская часовня, построенная в начале девятнадцатого века. Это первое, что видят прибывшие на остров. Во времена ее основания это было здание из камня с деревянным крестом, в часовне проходили напутственные и благодарные молебны. Никольская часовня, высотой семь с половиной метров была видна издалека. Все храмы и часовни острова отличаются скромным убранством и Никольская не исключение. Основателем часовни был игумен Илларион, он же написал устав Коневецкого монастыря. На территории монастыря была не только часовня, но и храм, построенный в честь святителя Николая.

Коневский скит.

Скит назван в честь иконы Божьей Матери, находящейся в Коневецком монастыре. Коневский скит располагается там, где был построен первый монастырь – во Владычной бухте. До его основания здесь была только скромная часовня, как память о том, что там был заложен монастырь. Начало строительства скита пришлось на конец девятнадцатого века. Красивая белокаменная с пятью куполами церковь была украшением и центром скита. В ней находился великолепный иконостас, весь резной, с отделкой напоминающей малахит. Кроме храма в скиту был келейный корпус – двухэтажное здание. Все было разрушено. И только в начале двадцать первого века строения были восстановлены и в них начались службы.

Успенская часовня.

Это сооружение находится в том месте острова Коневец, где ранее стоял крест, у которого молился преподобный Арсений. Успенская часовня была возведена в конце девятнадцатого века в честь Успения Божией Матери. На входе в нее находились образы преподобного Арсения и святителя Евфимия. В настоящее время часовня восстановлена и это одно из самых красивых деревянных сооружений. Резные работы по дереву гармонично сочетают в себе несколько стилей: русского традиционного искусства, классику и даже немного восточных мотивов.

Казанский скит.

Идущая через сосновый лес дорога, затем поднимается на возвышенность. Там, на холме находится Казанский скит, который был сооружен во имя Казанской иконы Божией Матери. На его территории находятся чудом уцелевшие каменные постройки, одни из первых на острове Коневец. В 1794 году был заложен первый камень для строительства храма, который находился в самом центре скита. Кроме храма, на территории скита находятся одноэтажные келейные дома. Скит обнесен оградой. По архитектурному стилю храм можно отнести к древнерусскому зодчеству. В северной части скита стоит длинное одноэтажное здание, которое как бы отгораживает двор. В этом здании находились теплые кельи монахов и трапезная с кладовыми. Есть еще два домика, расположенных по углам ограды, в которых всего одна келья и неотапливаемые сени.

Конь-камень.

У Казанского скита дорога обрывается. Но если пойти влево по тропинке, которая замысловато петляет по возвышенности и зарослям леса, то она в итоге приведет к северной части Святой горы. У подножия ее находится огромный камень (валун), который по форме очень похож на голову лошади. К этому камню можно спуститься по каменным ступеням. На самой вершине валуна сооружена деревянная часовенка. Это и есть одна их значимых достопримечательностей острова Коневец – часовня на Конь-камне. По преданию эту часовню построили после изгнания злых духов из-под камня Преподобным Арсением. Часовню, как и все остальные сооружения на острове, приходилось восстанавливать не один раз. Последнее строительство часовни пришлось на 1815 год.

Как добраться до острова Коневец.

Добраться до острова можно различными путями, в зависимости от времени и степени комфорта. Из Санкт-Петербурга до Приозерска или Кузнечного идут электрички, отправляются они с Финского вокзала. Ехать на электропоезде надо до станции Громово. Оттуда ходит автобус по маршруту Сосново-Владимировка, на котором вы доберетесь до берега Ладожского озера. Катера, которые из поселка идут на Коневец не имеют четкого расписания. Да и чтобы вас взяли с собой, приходится договариваться. Это летом, а зимой можно дойти пешком. Всего лишь пять километров по люду Ладоги.

Лучше не приезжать на Коневец поздней осенью или поздней весной, так как навигация уже закончилась, а лед недостаточно крепок, чтобы можно было по нему безопасно перемещаться. Остановиться на острове не ночлег можно тоже по-разному: в палатке, поставленной вами в лесу, в монастыре или в небольшой монастырской гостинице для паломников. Остров Коневец имеет небольшой размер, поэтому осмотреть его и все достопримечательности можно за один день.

Кроме того, читайте на сайте:

Вопрос

Добрый день:) Я уже писала в это сообщество один раз, и очень благодарна тем, кто откликнулся и действительно помог мне справиться с моей проблемой. Дело в том, что прошло время, и появилась ещё …