Руководитель и лидер: есть ли отличия. В чем разница между руководителем и лидером

«Он прирожденный лидер» - так говорят и про руководителей больших предприятий, и про стартаперов, и даже про детей. Понятие лидерства охватывает все сферы жизни. А если на место слово «лидер» поставить слово «руководитель» - что изменится и изменится ли что-нибудь?

Лидер и руководитель - понятия отнюдь не тождественные: харизматик, которому все пророчат блестящее будущее топ-менеджера, может занимать весьма скромную должность или вовсе реализовывать свой потенциал вне карьеры. С другой стороны, у руля крупной компании может оказаться тихий интроверт, которого в школе одноклассники называли «ботаном». Почему так получается и есть ли здесь парадокс?

Главные отличия

В отличие от руководителя, прирожденный лидер следует, что называется, своей звезде, своему внутреннему закону. Его стратегическая цель - не в том, чтобы выполнить как можно лучше и эффективнее некие заданные извне показатели, будь то норма прибыли или KPI.

Он может в принципе не оказаться на карьерной лестнице, так как внутренне нацелен на решение других задач.

Американский профессор социальной психологии Уоррен Беннис (Warren Bennis) в книгах «Как становятся лидерами» и «Семь возрастов руководителя» объясняет разницу между лидером и руководителем, а также между их ролями и задачами в обществе подробно и образно.

«Когда люди заявляют, что не могут или не хотят быть лидерами, они обычно имеют в виду руководство другими людьми и публичные выступления, - пишет Беннис. - Но формы лидерства настолько же многообразны, насколько уникальны сами люди».

Среди важных различий Беннис отмечает следующие:

    Руководитель заинтересован в сохранении существующего положения дел, лидер - в развитии.

    Руководитель управляет, лидер - вдохновляет.

    Руководитель полагается на контроль, лидер внушает доверие.

    Руководитель сосредоточен на системе и структуре, лидер - на людях.

    Руководитель принимает текущее положение дел, лидер бросает ему вызов.

Лидер по сути своей неформален, он является неким социальным феноменом и часто являет собой или создает нечто, чего до него в принципе не существовало. Примеров в истории множество: каждая трансформация общества провоцируется лидерами - яркими индивидуальностями, бросающими вызов существующей системе. Лидер движения суфражисток Эммелин Панкхерст подняла волну, которая принесла британским женщинам избирательное право. Нельсон Мандела всю жизнь действовал так, что итогом стал конец апартеида в ЮАР. Сфера лидерства не ограничивается политикой, она распространяется на всю жизнь. Джордано Бруно, Альберт Эйнштейн, Стив Джобс, Джон Леннон, Федор Достоевский - примеры ярких лидеров: они породили идеи, воззрения, процессы, которых до них в обществе не существовало.

Примеры показывают разницу между лидерством и руководством ярче, чем любые определения. Становится ясно, что, в отличие от лидера, руководитель - формальная характеристика, относящаяся скорее к должности, чем к человеку.

Можно добавить, что если руководитель всю жизнь учится быть хорошим менеджером-управленцем, то основная задача лидера - максимально полно осознать и проявить свою уникальность и в полной мере ее прожить, не считаясь со стереотипами, часто гребя против волны или сильно ее обгоняя.

Подлинный лидер

Кристофер Баан, Фил Лонг и Дана Перлман (Christopher Baan, Phil Long, Dana Pearlman) в книге «Лотос: практическое руководство для подлинного лидерства в поисках устойчивости» описали модель «подлинного лидера». Она основана на материалах исследования десятков успешных лидеров, в том числе того, как их видят окружающие. Авторы используют также глубинные интервью, проведенные с бизнес-лидерами, общественными деятелями и экспертами в сфере устойчивого развития.

Авторы делают акцент на внутренних качествах, а не на способах действия и ситуативных реакциях. Ключевые характеристики лидера - осознавание себя и реальности, искренность с собой и окружающими, умение в нужный момент нажать на кнопку «стоп», чтобы проанализировать свои мысли, чувства и действия; способность к подстройке и развитию; умение увидеть в парадоксах новые возможности, и обязательно - чувство юмора.

Комбинация этих качеств делает лидера тождественным самому себе - без масок и иллюзий относительно мира и себя. Такая подлинность вызывает доверие окружающих, восхищение, стремление учиться у этого человека и идти за ним.

Но вернемся к сопоставлению понятий «лидер» и «руководитель» и их ролей. Может показаться, что лидер - это увлекательно, прогрессивно и почетно, ведь он движет общество вперед; а руководитель тогда - это некий рак и щука, который дает задний ход и упорствует в стагнации. Но такая упрощенная черно-белая картина сильно искажает реальное положение вещей. Как и лидеры, руководители крайне необходимы обществу, просто они решают другие задачи.

Задачи руководителя

В отличие от лидера, задача руководителя - поддержание существующей структуры, следование правилам, планирование и реализация планов. Пока лидер ведет свою группу к далекой звезде, кто-то должен подумать о хлебе насущном и обеспечить лошадей фуражом, а звездолеты - топливом. Этим и занимается руководитель в классическом понимании термина.

По данным ресурса HeadHunter, чаще всего в списке компетенций, необходимых руководителю, называют планирование и организацию (63%), принятие решений и инициирование действий (60%). Осуществление руководства только на третьем месте (49%), далее следуют работа в команде (42%), убеждение и оказание влияния (34%), формулирование стратегий и концепций, ориентация на результат и ожидания клиентов (по 33%). Правда, в последнее время, когда процессы ускоряются и фактор неопределенности усиливается, границы размываются и от руководителя порой ждут большей гибкости и адаптивности, чем это было раньше.

Ицхак Адизес, мировой гуру эффективного управления, не проводит границы между понятиями «лидер» и «руководитель» и считает, что стилей руководства может быть несколько.

Задача представителей разных стилей - научиться распознавать и понимать друг друга, чтобы объединяться для решения общих задач.

Свою типологию стилей Адизес излагает в книге «Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей». Он считает, что каждая организация нуждается в четырех основных видах управленческой деятельности:

    (P)roducing - производство результатов.

    (A)dministrating - администрирование, обеспечивающее эффективность организации.

    (E)ntrepreneuring - предпринимательство, необходимое для осуществления изменений.

    (I)ntegrating - работа с людьми для обеспечения жизнеспособности и эффективности организации.

Из первых букв каждой функции складывается аббревиатура PAEI. Роли распределяются так:

    P-роль - производитель; отвечает на вопрос «что должно быть сделано»; прагматик и «силовик», живущий в настоящем.

    А-роль - организатор; создает правила и регламенты и следит за их соблюдением; анализ, систематизация, выводы.

    Е-роль - предприниматель-стратег: изучает возможности и решает, куда организации развиваться в перспективе.

    I-роль - душа компании; отвечает за создание атмосферы, сплоченность команды как сообщества непохожих; помогает конструктивно проживать конфликты и расти.

По Адизесу, все четыре роли присутствуют в каждом руководителе, но в очень разных пропорциях: как правило, одна из них преобладает, а другие сопутствуют. Так появляются профили руководителя: pAei, paeI, Paei, paEi.

Вопрос в том, где «руководитель» и «лидер» могут встречаться в рамках одной личности, а где окажутся разными людьми, из которых получится удачная команда.

Очевидно, что хороший администратор может быть руководителем, но он не обязательно будет лидером. Если руководитель это осознает, он научится делегировать полномочия тем коллегам, которые в нужный момент проявляют роли P, E и А.

Идея в том, что какого бы типа ни был номинальный руководитель, вряд ли ему удастся охватить все четыре роли без участия других ключевых фигур, а без этого организация не сможет долго оставаться жизнеспособной. И способность руководителя увидеть лидеров другого, дополнительного по отношению к нему самому типа станет гарантией успеха его организации. А это и есть основная задача руководителя: обеспечить жизнеспособность и успех своей компании и каждого ее члена.

И еще кое-что о разнице между лидерством и руководством. Руководитель может быть просто «спущен сверху», и тогда он будет занимать должность и реализовывать ее функции согласно штатному расписанию независимо от своих талантов, умений и личных склонностей. А вы слышали когда-нибудь о назначенном и уполномоченном лидере? То-то и оно.

Однако лидер - не равно руководитель, и на вершине карьерной лестницы далеко не всегда оказывается наш блестящий и улыбчивый бывший одноклассник. Хороший руководитель может быть плохим оратором и замкнутым интровертом, а прирожденный лидер может остаться лидером только в кругу своих друзей.

В чем разница?

Различия между между лидерством и руководством хорошо описал Уоррен Беннис, один из первых исследователей современного лидерства. Это двенадцать метафорических утверждений:

  1. Руководитель управляет, лидер изменяет и совершенствует.
  2. Руководитель - это копия, лидер - это оригинал.
  3. Руководитель поддерживает, лидер развивается.
  4. Руководитель фокусируется на системах и структуре, лидер фокусируется на людях.
  5. Руководитель полагается на контроль, лидер внушает доверие.
  6. Замысел руководителя краткосрочный, у лидера далекие перспективы.
  7. Руководитель спрашивает, каким образом и когда, лидер спрашивает, что и почему.
  8. Руководитель смотрит на нижнюю строчку с «Итого», лидер поднимает глаза на горизонт.
  9. Руководитель подражает, лидер создает.
  10. Руководитель принимает текущее положение дел, лидер бросает ему вызов.
  11. Руководитель - классический бравый солдат, лидер - это только он сам.
  12. Руководитель делает все правильно, лидер делает правильные вещи.

Что говорят работодатели

Хорошо, если руководство и лидерство идут рука об руку. Однако сегодня все больше людей говорят о разнице поколений, о мотивации молодых, и лидерство играет в этом особую роль. Вдохновляющий глава компании заряжает команду энергией: это делает Марк Цукерберг из Facebook, это делал Стив Джобс в Apple. Они не просто управляют, а дают каждому почувствовать свою значимость, свою роль в изменениях и близком прекрасном будущем - неважно, являешься ли ты непосредственным работником компании или всего лишь пользуешься ее продуктами.

Тем не менее требования к руководителю работодатели предъявляют вполне земные. Согласно опросу HeadHunter, только 34% компаний ждут от управленцев способности влиять и убеждать, лишь 18% опрошенных ждут инициативности, а на эмоциональный контроль смотрят только 12% компаний.


«Руководство - больше формальная характеристика, относящаяся к должности, нежели человеку. Лидерство по сути - неформальный и социальный феномен. Не каждый руководитель является лидером (и не всегда должен им являться), и не каждый лидер занимает пост руководителя (хотя иногда это очень желательно и совпадает). Руководство вообще часто относят к отдельной профессии, неслучайно существует много способов обучиться менеджменту, получить MBA, тем самым развить профессиональные знания и навыки (hard skills), необходимые руководителю. Руководитель должен уметь планировать деятельность, делегировать задачи, осуществлять контроль, выстраивать коммуникацию, рассчитывать нужные показатели и прочее. Однако выдающиеся руководители развивают в себе и лидерские компетенции (soft skills): влияние на других людей, убеждение и мотивирование, готовность проявлять высокую активность и сохранять жизненный тонус. Без этих качеств руководитель рискует остаться чисто формальным звеном в коллективе, либо занимать статус экспертного советника - не более». Виталий Алтухов, ведущий эксперт «Лаборатории «Гуманитарные технологии», директор по разработке и исследованиям «Профилум»

Руководство и лидерство - те области человеческой деятельности, к которым склонны и готовы далеко не все, и есть люди, которым такая активность может причинять больше дискомфорта, чем удовлетворения от самореализации. Развитие этих компетенций хорошо ложится на благодатную почву - если эти качества уже есть в человеке и нужно лишь применить их.

Как узнать про способности к руководству?

Способов много. Мы предлагаем объективный и профессиональный инструмент - тест «Профориентация» . Результаты теста могут подробно рассказать, насколько у вас развиты качества, которые пригодятся будущему или действующему руководителю.

Результаты теста разделены на несколько блоков, и мы пройдем по каждому из них.

Если смотреть на блок профессиональных интересов, то это прежде всего стремление к менеджменту, желание заниматься управлением людьми и процессами. Но даже тут можно выделить несколько типов руководства.

Кто-то больше тянется к проектной и предпринимательской деятельности - тогда может быть проявлен интерес к предпринимательству.

Кому-то ближе контроль и планирование - тогда это администрирование. В работе руководителя часто много общения, встреч и переговоров, поэтому интерес к коммуникациям также не должен быть слишком низким.


Пример из результатов теста «Профориентация».

Если говорить про способности руководителя, то важной является абстрактная логика: она позволяет решать аналитические задачи. Также обратите внимание на лексику и эрудицию, раскрывающие словарный запас, любознательность и хорошую осведомленность.

Среди личностных качеств можно выделить больше экстравертивную направленность, так как руководителю приходится много работать с людьми, хотя встречаются и эффективные руководители-интроверты, чаще административного типа. Также стоит отметить стремление к планомерности как основе организованности и влиянию, как необходимому качеству для завоевания лидерских позиций.

Анализируя сводные результаты и свойственные роли, в первую очередь стоит обратить внимание на готовность к управлению, а также интерес к проектам, коммуникации, контролю и администрированию. Ну и помнить о том, что наличие всех нужных качеств не дает гарантии успеха в руководстве. Это всего лишь показатель, что стоит пробовать себя в этом направлении - стараться и развиваться дальше.

Пройти «Профориентацию»!

А как относитесь к руководству и лидерству вы?

Вопросы управления во все времена привлекали повышенное внимание людей, ищущих власти, ведь механизмы её получения и удержания никогда не будут изучены до конца. Отдельные школы менеджмента противопоставляют руководителя и лидера как две различные формы влияния на коллектив. Кем быть лучше: назначенным на должность управленцем или признанным авторитетом, которого любят и боготворят?

Определение

Лидер – гласный или негласный статус, позволяющий человеку пользоваться авторитетом и влиянием в социальной группе, управлять ею и реализовывать определённые проекты и идеи. Харизматические «вожди» получают власть за счёт своего обаяния и внутренней притягательности, формальные – в силу легитимности. Утрата статуса происходит по мере того, как на смену старым лидерам приходят новые, пользующиеся большим доверием и уважением.

Руководитель – лицо, обладающее формальным статусом и должностными инструкциями, уполномоченное управлять определённой общностью людей. Это может быть директор фирмы, начальник отдела, президент, председатель правления. Его главное отличие – легитимность, то есть обладание нормативно закреплённой властью и определённым кругом полномочий.

Сравнение

Не совсем правильно проводить границу между указанными категориями по таким основаниям, как стиль управления, вмешательство в деятельность коллектива, авторитет. Ведь и лидер, и руководитель могут быть одинаково пассивными или активными, деспотичными или демократичными, образованными или безграмотными. Обсуждая категории без эмоций, отличия видятся совершенно в ином.

Во-первых, лидер – понятие более широкое, чем руководитель. Это могут быть как формальные, так и неформальные «вожди» сообщества. Во-вторых, руководитель всегда имеет легитимный статус. Его утрата автоматически влечёт за собой потерю своего места. Лидер может быть негласным, духом нации или общества. Даже если его отстранят от занимаемой должности, он всё равно сохранит авторитет и статус.

Выводы сайт

  1. Объём понятия. Лидер – понятие более широкое, нежели руководитель.
  2. Способ получения статуса. Руководителей назначают, лидерами – становятся.
  3. Формальное выражение власти. Руководитель всегда имеет легитимность, лидер может быть избран негласно.
  4. Утрата функций. Руководитель теряет статус, когда его отстраняют от должности, лидер – когда появляется новый «вождь».

Существуют два типа управленцев, функции которых на первый взгляд схожи, но на самом деле имеют колоссальное различие. Речь идет о прирожденном лидере и обычном начальнике. Это все равно, что спросить, какова разница между апельсином и мандарином? Только в случае с руководителями разница более чем очевидна. А теперь попытаемся разобраться, почему многие люди считают, что между этими должностями нет никакого отличия.

Многие офисные работники настолько привыкли к корпоративной иерархии, что смотрят на менеджера снизу вверх и по умолчанию наделяют начальника статусом лидера. Начальник отдела - это просто дополнительные полномочия и определенное количество власти над другими сотрудниками. Мы же ведь не будем отрицать того, что любой рядовой офисный работник, находящийся в самом низу корпоративной иерархии, может иметь лидерские задатки, но вместе с тем не иметь полномочий.

Качества хорошего лидера, которые мы будем рассматривать далее, могут пригодиться и вне пределов офиса и с успехом могут применяться в семье, в социальной группе или во взаимодействии с друзьями.

Если же вы уже стали начальником отдела своей компании, то вам интересно будет ознакомиться с ключевыми моментами, которые помогут вам в дальнейшем стать хорошим лидером.

Лидер соотносит ежедневную работу с большими целями

В крупных компаниях офисные работники порой чувствуют себя винтиком в огромном механизме. Люди выполняют однотипную работу, сдают ее к определенному сроку, даже не подозревая, какова отдача и каков результат. Здесь и проявляется первое отличие между лидером и обычным управленцем. Нчальник отдела делает ставку на то, чтобы его подчиненные выполняли работу хорошо и сдавали ее точно в срок. Обычный менеджер убежден, что его работа заключается в правильном регулировании элементов механизма, под которыми мы подразумеваем рядовых сотрудников. Поэтому он концентрируется только на текущих задачах

Настоящий лидер всегда сохраняет в поле зрения главную цель. Он знает, что вся скучная и монотонная работа создана, чтобы в конечном итоге добиться хорошего результата. Лидер заботится о том, чтобы каждый из сотрудников знал о своем собственном вкладе в общее дело.

Лидер видит в сотрудниках людей

Руководитель отдела имеет место в своей организации, он убежден, что четкая иерархия создана для того, чтобы происходило движение по карьерной лестнице. Мелкий начальник всегда будет мечтать взять под свою опеку более крупный отдел. Именно поэтому всех своих сотрудников и подчиненных менеджер рассматривает исключительно с точки зрения должности.

Лидер склонен отбрасывать в общении с подчиненными всякие условности, видя в обычных сотрудников, прежде всего, людей. Он интересуется делами сотрудников, их мечтами и чаяниями, а свое общение строит на доверии. Такое непринужденное общение помогает лидеру хорошо узнать своих подчиненных для того, чтобы в дальнейшем более успешно использовать сильные и слабые стороны работников.

Лидер не присваивает себе достижения других

Менеджер это такой же сотрудник в компании, он имеет свои собственные цели и мотивы. Точно так же он приходит к своему начальнику с отчетом о проделанной работе. И если кто-то из рядовых работников добился хорошего результата или придумал гениальную идею, велик соблазн присвоить себе авторство. Если же весь отдел сработал хорошо, управляющий воспользуется возможностью в очередной раз показать, какой он гениальный начальник.

Лидер всегда найдет теплые слова для каждого из своих сотрудников и подчеркнет, что достижение цели - это, прежде всего, коллективный успех. Он с удовольствием упивается успехами своих подчиненных, ведь он знает, что чем больше успешных людей вокруг, тем лучше для коллектива.

Лидер берет ответственность на себя

Крайне важно уметь брать на себя ответственность за провал, даже если ошибки совершали рядовые сотрудники. Лидер никогда не станет обвинять кого-то из членов своей команды. Ведь он понимает, что это ему нужно было научить подчиненного делать свое дело правильно. Лидер воспринимает ошибки кого-то из членов группы как проблему функционирования системы, а за отладку системы, как известно, спрос с мастера.

Рядовой начальник находит источник ошибки и наказывает человека, который совершил промах.

Лидера волнует процесс, а не результат

Что важнее, процесс или результат? Обычный менеджер сразу скажет, что ничто, кроме результата, не имеет значения. Именно поэтому менеджер так щепетилен, если дело касается сроков или точного выполнения инструкции.

Однако если рассматривать картину процесса более углубленно, станет очевидным важность основательной фундаментальной работы. Поэтому лидер всегда смотрит глубже, он понимает, что результат - это лишь проявление усердия и трудолюбия.

Лидер мотивирует и вдохновляет

Заманчиво применить власть по отношению к подчиненному, когда он не укладывается в отведенные сроки. Да и авторитет не помешает, если нужно добиться от коллектива результата. Но лидер, прежде всего, имеет страсть и самоотдачу, он буквально «горит» на работе, вдохновляя всю свою команду.

Лидер поддерживает свою команду

Существует большая разница между раздачей заданий и желанием помочь своей команде при необходимости. Помните о том, что великие лидеры сами с блеском справляются со всеми задачами, что раздают своим подчиненным. И если возникнет необходимость, великий лидер не будет сидеть, сложа руки, он сам выполнит работу, поддерживая этим самым свою команду.

Однако лидер не равно руководитель, и на вершине карьерной лестницы далеко не всегда оказывается наш блестящий и улыбчивый бывший одноклассник. Хороший руководитель может быть плохим оратором и замкнутым интровертом, а прирожденный лидер может остаться лидером только в кругу своих друзей.

В чем разница?

Различия между между лидерством и руководством хорошо описал Уоррен Беннис, один из первых исследователей современного лидерства. Это двенадцать метафорических утверждений:

  1. Руководитель управляет, лидер изменяет и совершенствует.
  2. Руководитель - это копия, лидер - это оригинал.
  3. Руководитель поддерживает, лидер развивается.
  4. Руководитель фокусируется на системах и структуре, лидер фокусируется на людях.
  5. Руководитель полагается на контроль, лидер внушает доверие.
  6. Замысел руководителя краткосрочный, у лидера далекие перспективы.
  7. Руководитель спрашивает, каким образом и когда, лидер спрашивает, что и почему.
  8. Руководитель смотрит на нижнюю строчку с «Итого», лидер поднимает глаза на горизонт.
  9. Руководитель подражает, лидер создает.
  10. Руководитель принимает текущее положение дел, лидер бросает ему вызов.
  11. Руководитель - классический бравый солдат, лидер - это только он сам.
  12. Руководитель делает все правильно, лидер делает правильные вещи.

Что говорят работодатели

Хорошо, если руководство и лидерство идут рука об руку. Однако сегодня все больше людей говорит о разнице поколений, о мотивации молодых, и лидерство играет в этом особую роль. Вдохновляющий глава компании заряжает команду энергией: это делает Марк Цукерберг из Facebook, это делал Стив Джобс в Apple. Они не просто управляют, а дают каждому почувствовать свою значимость, свою роль в изменениях и близком прекрасном будущем - неважно, являешься ли ты непосредственным работником компании или всего лишь пользуешься ее продуктами.

Тем не менее требования к руководителю работодатели предъявляют вполне земные. Согласно опросу HeadHunter, только 34% компаний ждут от управленцев способности влиять и убеждать, лишь 18% опрошенных ждут инициативности, а на эмоциональный контроль смотрят 12% компаний.


«Руководство – больше формальная характеристика, относящаяся к должности, нежели человеку. Лидерство по сути - неформальный и социальный феномен, - рассказывает Виталий Алтухов, ведущий эксперт «Лаборатории «Гуманитарные технологии», директор по разработке и исследованиям «Профилум». - Не каждый руководитель является лидером (и не всегда должен им являться), и не каждый лидер занимает пост руководителя (хотя иногда это очень желательно и совпадает). Руководство вообще часто относят к отдельной профессии, неслучайно существует много способов обучиться менеджменту, получить MBA, тем самым развить профессиональные знания и навыки (hard skills), необходимые руководителю. Руководитель должен уметь планировать деятельность, делегировать задачи, осуществлять контроль, выстраивать коммуникацию, рассчитывать нужные показатели и прочее. Однако выдающиеся руководители развивают в себе и лидерские компетенции (soft skills): влияние на других людей, убеждение и мотивирование, готовность проявлять высокую активность и сохранять жизненный тонус. Без этих качеств руководитель рискует остаться чисто формальным звеном в коллективе, либо занимать статус экспертного советника - не более».

Руководство и лидерство - те области человеческой деятельности, к которым склонны и готовы далеко не все, и есть люди, которым такая активность может причинять больше дискомфорта, чем удовлетворения от самореализации. Развитие этих компетенций хорошо ложится на благодатную почву - если эти качества уже есть в человеке и нужно лишь применить их.

Как узнать про способности к руководству?

Способов много. Мы предлагаем объективный и профессиональный инструмент - тест « ». Результаты теста могут подробно рассказать, насколько у вас развиты качества, которые пригодятся будущему или действующему руководителю.

Результаты теста разделены на несколько блоков, и мы пройдем по каждому из них.

Если смотреть на блок профессиональных интересов, то это прежде всего стремление к менеджменту, желание заниматься управлением людьми и процессами. Но даже тут можно выделить несколько типов руководства.

Кто-то больше тянется к проектной и предпринимательской деятельности - тогда может быть проявлен интерес к предпринимательству.

Кому-то ближе контроль и планирование - тогда это администрирование. В работе руководителя часто много общения, встреч и переговоров, поэтому интерес к коммуникациям также не должен быть слишком низким.


Пример из результатов теста «Профориентация».

Если говорить про способности руководителя, то важной является абстрактная логика: она позволяет решать аналитические задачи. Также обратите внимание на лексику и эрудицию, раскрывающие словарный запас, любознательность и хорошую осведомленность.

Среди личностных качеств можно выделить больше экстравертивную направленность, так как руководителю приходится много работать с людьми, хотя встречаются и эффективные руководители-интроверты, чаще административного типа. Также стоит отметить стремление к планомерности как основе организованности и влиянию, как необходимому качеству для завоевания лидерских позиций.

Анализируя сводные результаты и свойственные роли, в первую очередь стоит обратить внимание на готовность к управлению, а также интерес к проектам, коммуникации, контролю и администрированию. Ну и помнить о том, что наличие всех нужных качеств не дает гарантии успеха в руководстве. Это всего лишь показатель, что стоит пробовать себя в этом направлении - стараться и развиваться дальше.

А как относитесь к руководству и лидерству вы?