Специалист в атомной промышленности за что отвечает. Какие ВУЗы готовят специалистов для атомной отрасли России? Какие качества нужны человеку, чтобы работать в атомной отрасли

Атомная энергетика и ядерные технологии - это увлекательный, высокотехнологичный сегмент науки и промышленности. Уже невозможно представить жизнь в современном обществе без так называемого «мирного атома». Как же стать специалистом в этой отрасли? Куда пойти учиться и где потом работать? На эти важные вопросы отвечает Симферовская Е.И., руководитель Информационного центра по атомной энергии («Росатом»).

Специалисты каких направлений требуются для работы в госкорпорации «Росатом» и атомной отрасли?

Ядерные технологии широко распространены в современном мире. И так же разнообразны профессии, которые требуются для атомной промышленности.

    Ведь «мирный атом» используется в разных отраслях:
  • космические установки;
  • добыча и обогащение ядерного топлива;
  • атомная энергетика;
  • ядерная медицина;
  • атомный флот;
  • детекторы ядерных излучений;
  • предприятия по переработке ядерных отходов;
  • техника и строительные сооружения для атомной промышленности;
  • оборудование для медицинских исследований;
  • строительство современных суперкомпьютеров;
  • новые материалы для ядерных объектов;
  • системы контроля радиационной обстановки;
  • информационно-технические системы защиты ядерных объектов.

Какие качества нужны человеку, чтобы работать в атомной отрасли?

    Работник атомной отрасли - это высококвалифицированный специалист:
  • имеющий базовое профессиональное образование;
  • обладающий повышенным чувством ответственности за то, что он делает;
  • пунктуальный в выполнении требований безопасности;
  • способный быстро принимать решения;
  • обладающий эмоционально-волевой устойчивостью;
  • способный к постоянному творческому поиску и исследовательской деятельности;
  • постоянно повышающий свой профессиональный уровень;
  • обладающий высоким уровнем общей культуры.

Какие специальности востребованы в настоящее время в атомной отрасли?

В разработке, строительстве и эксплуатации атомных объектов принимают участие ученые различных специальностей: ядерная физика, электрофизика, биофизика, медицинская физика, радиационная химия, радиационная биология и др. также необходимы инженеры-проектировщики, инженеры-эксплуатационщики, специалисты по радиационной безопасности и информационным системам, строители, рабочие и техники различных специальностей.

И, конечно, никуда не деться без специалистов в управлении, делопроизводстве, менеджменте, связях с общественностью и других «сопутствующих» профессиях.

Базовым ВУЗом атомной отрасли России является Национальный исследователь­ский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ), созданный во исполнение Ука­за Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 г. № 1448 и распоряже­ния Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. № 480-р на базе прославленной отечественной «кузницы атомных кадров» - Московского инженерно-физиче­ского института.

НИЯУ МИФИ является университе­том нового типа, реальным воплощением нового подхода к системной модерниза­ции отечественной науки и образования. Он сформирован как инновационный сете вой регионально-распределенный образо­вательно-научный комплекс, в состав кото­рого входят 22образовательныхучреждения в 5 федеральных округах России.

Подготовка специалистов в НИЯУ МИФИ является «сквозной» (под лозунгом «от парты до диплома и далее»), концептуально реализу­ющей современный общемировой принцип не­прерывности образования. Она осуществляется по 60 специальностям высшего и 45 - среднего профессионального образования, с использо­ванием уникального научного оборудования, разветвленной материально-технической базы и передовых методических подходов. Более 1600 профессоров, преподавателей и научных сотрудников НИЯУ МИФИ имеют ученые степе­ни доктора и кандидата наук.

По результатам «Рейтинга российских ВУ­Зов по научным достижениям», составленного в 2009 г. независимым рейтинговым агент­ством в сфере образования «РейтОР», НИЯУ МИФИ занял третье место, пропустив вперед лишь МГУ им. Ломоносова и СПбГУ.

Высокий уровень и комплексный характер подготовки выпускников НИЯУ МИФИ обе­спечивают их высокую конкурентоспособность на рынке труда и востребованность в совре­менных областях инновационных высоких тех­нологий - в первую очередь в атомной технике и энергетике.

Кроме НИЯУ МИФИ, подготовку от­ечественных специалистов по отдельным направлениям ядерных технологий осущест­вляют Московский энергетический инсти­тут (технический университет), Московский государственный технический университет, Российский химико-технологический универ­ситет. Томский политехнический университет, Уральский государственный технический уни­верситет, Нижегородский государственный технический университет и некоторые другие.

1.Какова физическая основа ядерной энергетики?

2.Как работает ядерный реактор?

3.Каким образом внутриядерная энергия, высвобождаемая в реакторе, преобразуется в электрическую?

4.Как происходит управление и регулирование цепной реакции в реакторе?

5.Какие бывают реакторы и что означают их названия?

6.Может ли реактор на АЭС взорваться, как атомная бомба?


7.Что представляет собой атомная электростанция?

8.Что такое «одноконтурная АЭС»?

9.Почему наиболее распространенной компоновочной схемой АЭС в настоящее время является двухконтурная?

10.Почему в реакторах на быстрых нейтронах (типа отечественного БН-600) используется более сложная (трехконтурная) схема?

11.Что такое «внешний контур охлаждения АЭС»?

Что такое «пруд-охладитель»?

Какие технические решения применяются при недостаточной тепловой емкости пруда-охладителя?

Имеют ли они отношение к атомным станциям так называемые кислотные дожди?

Как разные типы электростанций влияют на окружающую среду?

Каковы экологические преимущества атомной энергии?

Каковы общие принципы обеспечения безопасности на АЭС и других ядерных объектах?

Что такое системы безопасности атомных станций?

Каковы главные принципы совершенствования технических систем безопасности АЭС?

В чем смысл многоуровневой системы барьеров?

Что такое САОР, как она работает? Какова вероятность ее отказа?

Что такое «работа АЭС в маневренном режиме»?

Что такое КИУМ?

Какова сравнительная стоимость электричества, вырабатываемого с помощью АЭС?

Как часто нужно ремонтировать АЭС?

Где появилась первая АЭС?

Сколько атомных станций работаете мирен в России?

Объединены ли АЭС России какой-либо организационной структурой?

Какая часть электроэнергии вырабатывается на АЭС в мире и в России?

Каковы перспективы развития атомной энергетики в мире?

Имеет ли особенности развитие атомной энергетики в России?

Каковы планы развития атомной энергетики в России?

Как выбирают площадки для строительства новых АЭС?

Есть ли у России опыт строительства АЭС за рубежом и как он используется

в настоящее время?

Существуют ли нормы на удаленность населенных пунктов от АЭС?

Как юридически регулируются вопросы, связанные с использованием атомных электростанций в России?

Почему именно уран используется при изготовлении топлива для ядерной энергетики?

Сколько урана на Земле? Какие урановые руды считаются богатыми, какие - бедными?

Где расположены урановые месторождения в мире и в России? Сколько урана на них добывается и каковы перспективы развития урановой отрасли?

Ведется ли в России поиск новых месторождений урана?

Как добывают уран? Насколько это безопасно для населения прилегающей к месторождению территории?

Какие стадии уран проходит в процессе его превращения в ядерное топливо?

Как и где обогащается уран? В чем сущность процесса обогащения?

Что такое Международный центр по обогащению урана? Для чего он был создан?

Что представляет собой топливо для реакторов АЭС?

Какие материалы, кроме урана, используются при производстве твэлов?

Насколько радиоактивен диоксид урана, используемый в ядерном топливе? Что имеет большую удельную (на единицу массы урана) активность: урановая руда или диоксид урана?

Представляет ли радиационную опасность ядерное топливо перед его загрузкой?

В чем главные отличия процессов сгорания ядерного и органического топлива?

Какова энергоемкость ядерного топлива в сравнении с органическим?

Какие требования предъявляются к твэлам и тепловыделяющим сборкам?

Взаимозаменяемы ли ТВС для различных типов реакторов?

Насколько произведенное в России ядерное топливо соответствует международным стандартам качества?

Что такое «радиоактивные отходы»?

Каким образом происходит переработка и хранение РАО?

Существуют ли технологии, позволяющие не просто изолировать РАО от по­падания в доступные для человека экосистемы, а физически уничтожать их (или хотя бы наиболее опасные из входящих в состав РАО радионуклиды)?

Что такое ОЯТ и чем оно отличается от радиоактивных отходов?

Представляет ли ядерное топливо (свежее, отработанное)

опасность с точки зрения террористической угрозы?

Не способствует ли производство ядерного топлива и утилизация ОЯТ распространению ядерного оружия?

Какова дальнейшая судьба отработанного топлива после выгрузки из реактора?

Как перевозится отработанное топливо? Насколько безопасны такие перевозки?

Что такое регенерированное топливо?

Что такое ядерно-топливный цикл и каковы его основные типы?

Используются ли в качестве ядерного топлива другие делящиеся материалы, кроме урана? Какие и как именно?

На какое время хватит человечеству делящихся материалов в различных сценариях развития ядерной энергетики?

Что такое радиоактивность, какой она бывает?

Что такое ионизирующее излучение? В чем заключается главная

причина его негативного воздействия на человека?

Что такое активность источника ионизирующих излучений, в чем она измеряется?

Что такое доза излучения, в чем она измеряется?

Часто приходится слышать о физических и биологических различиях между воздействием на человеческий организм природных и техногенных ионизирующих излучений. Существуют ли такие различия?

Каковы дозы ионизирующего излучения, получаемые человеком? Какова при

этом значимость различных факторов?

Есть ли различия в дозах от естественных источников радиации в зависимости

от места пребывания и жительства?

Какие уровни воздействия ионизирующего излучения могут представлять

угрозу для жизни и здоровья человека и в какой форме?

Может ли человек без помощи специальных приборов ощущать ионизирующую радиацию или чувствовать радиоактивное загрязнение продуктов питания и питьевой воды на вкус?

Какие принципы легли в основу формирования предельно-допустимых уровней радиационного воздействия для сотрудников атомной промышленности и энергетики и для населения в целом?

Какими льготами пользуются сотрудники АЭС и предприятий ЯТЦ?

Что такое риски и каковы основные области их приемлемости для общества?

Как классифицируются риски по способу их оценки и каковы их уровни

в реальной жизни?

Каким образом устанавливаются предельно-допустимые нормативы

по воздействию ионизирующих излучений на организм человека?

Насколько отличаются реальные уровни облучения персонала АЭС

и предприятий ЯТЦ от предельно-допустимых? Не подвергается при работе

АЭС повышенному облучению население прилегающих территорий?

Имеет ли смысл населению прилегающего к АЭС региона, как об этом

говорят, пить йод «для профилактики радиационных поражений»?

Правда ли, что кагор защищает от радиации? А что еще, кроме кагора?

Каковы основные принципы обеспечения радиационной безопасности?

Есть лив России единые нормативные документы, лежащие в основе правил работы с источниками ионизирующих излучений и в условиях их воздействия? 107

В чем заключается базовая концепция предельно-допустимых нормативов радиационного воздействия, заложенная в НРБ-99?

Отвечают ли требования НРБ-99 международной практике радиационной

защиты и гигиены?

Как соотносятся риски при различных способах получения энергии?

Что такое МАГАТЭ и каковы ее главные задачи?

Что такое Госкорпорация «Росатом»?

Что такое Топливная компания «ТВЭЛ»?

Есть ли в России независимый надзорный орган в сфере использования

атомной энергии?

Как классифицируются инциденты на ядерных объектах?

Оцениваются ли количественно риски тяжелых аварий на современных

и перспективных АЭС?

Каковы текущие технические перспективы российской атомной энергетики?

Как видятся сейчас основные этапы качеавенного технологического развития российской атомной энергетики и ЯТЦ?

Что такое «тяжелая вода», какова ее роль в атомной энергетике?

Что такое «атомно-водородная энергетика»

и как в ее развитии могут помочь ВТГР?

Что такое термоядерный синтез и какова его возможная роль в энергетике
будущего?

Используются ли ядерные технологии в неэнергетических целях?
Какие ВУЗы готовят специалистов для атомной отрасли России?

25 мая, в день, когда по всей стране для выпускников школ прозвучал последний звонок и для тысяч молодых людей начался новый жизненный этап, связанный с государственной итоговой аттестацией и поступлением в высшие и средние специальные образовательные учреждения, в МБОУ «Лицей №24» г. Волгодонска состоялось открытие «Общественной приемной Росатома для выпускников г. Волгодонска – шаг к выбору профессии в атомной отрасли». Проект нацелен не только на тех, кто завершает курс школьного обучения, но и на тех учащихся, которые готовятся стать выпускниками и рассматривают вопрос выбора профессии как особо актуальный.

Проект будет осуществляться МБОУ «Лицеем №24» г.Волгодонска, Ростовской АЭС, Волгодонским инженерно-техническим институтом Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» как ресурсным центром непрерывной технологической подготовки и профильного обучения, фондом «БлагоДарение», благотворительной организацией, ориентированной на улучшение качества социальной среды города Волгодонска, при поддержке Управления образования Администрации города Волгодонска.

Основная цель проекта - реализация личностного потенциала обучающихся в профессионально-образовательном плане в соответствии с потребностями регионального рынка труда. Проект направлен на повышение интереса учащихся средних и старших классов к профессиям атомной промышленности; на выработку гибкой системы сотрудничества старшей ступени школ г. Волгодонска с ВИТИ НИЯУ МИФИ и предприятиями Росатома; на дополнительную информационную поддержку выпускников школ г. Волгодонска, планирующих связать свое будущее с атомной энергетикой; создание условий для формирования внутренней потребности и готовности к профессиональному самоопределению через психологическое сопровождение профориентационного выбора выпускников и привлечение к поступлению в вузы по специальностям, необходимым для будущей работы на РоАЭС, а также на информационно-просветительскую деятельность в популяризации применения высоких технологий атомной отрасли, развития атомной энергетики, охраны окружающей среды и ядерной радиационной безопасности для улучшения качества жизни населения.

На торжественном мероприятии открытия Общественной приемной присутствовали представители Администрации г. Волгодонска, Ростовской атомной станции, Волгодонского инженерно-технического института, руководство и лучшие учащиеся старших классов лицея № 24. С приветственным словом к собравшимся обратились Глава администрации г. Волгодонска В.П. Мельников, руководитель ВИТИ НИЯУ МИФИ В.А. Руденко, заместитель директора по управлению персоналом Ростовской АЭС М.В. Рябышев и директор МБОУ «Лицей №24» г. Волгодонска Н.В. Белан.

Согласно программе торжественного открытия Общественной приемной состоялся просмотр подготовленного Лицеем № 24 видеофильма «Атомные станции России». Затем к.э.н., доцент ВИТИ НИЯУ МИФИ Ж.С. Рогачева провела интерактивное занятие с учениками 10-х классов на тему «Источники энергии», а студентка ВИТИ НИЯУ МИФИ, представитель студенческого союза вуза Екатерина Ухалина выступила с презентацией о Волгодонском инженерно-техническом институте как вузе, готовящем высококвалифицированные кадры для атомной отрасли.

Среди первых мероприятий, которые планируется провести в рамках функционирования общественной приемной Росатома для выпускников г.Волгодонска, – Научно-практическая конференция «РоАЭС и перспективы развития города», экскурсия на РоАЭС, семинары-консультации с просмотром видеофильмов о ядерной энергии на службе человечества, а также ряд мероприятий, подготовленных непосредственно профессорско-преподавательским коллективом ВИТИ НИЯУ МИФИ, таких как: конференция «Технология развития атома» (заведующий кафедрой «Атомная энергетика к.т.н., доцент А.Ю. Смолин), экскурсия в лаборатории ВИТИ НИЯУ МИФИ и фронтальная работа «Электричество» (заведующий кафедрой «Физика», д.ф.-м.н., профессор В.И. Ратушный) и др.

Реализация проекта позволит отработать эффективную систему взаимодействия между специалистами атомной отрасли, преподавателями НИЯУ МИФИ и учащимися по повышению мотивации в выборе профессии, связанной с атомной отраслью.

Проект станет ещё одним эффективным каналом общения выпускников г. Волгодонска, желающих связать свою судьбу с работой в отрасли атомной энергетики, даст возможность удержать в городе лучших учеников и поможет сформировать будущий коллектив студентов ВИТИ НИЯУ МИФИ.

Но не многие знают о их гостеприимстве. Ни разу меня ещё без подарок не отпускали. Итак, совсем недавно получил целый мешок различных интересных книжек от них. Мешок, кстати, с изображением наших крутых физиков-ядерщиков - Курчатовым, Славским и Александровым. В прошлый раз я рассказал и , а сегодня подробнее остановимся на книге «Профессии атомной отрасли».


1. Сражу скажу, что книга рассчитана на школьников и написана нормальным человеческим языком, а не словами ученых об отрасли, в которой они диссертации защищали. Родителям тоже будет интересно.


2. Вы когда-нибудь задумывались о пользе урановой таблетки? А вот на страницах книги вам это сделать придется. Вся книга представляет собой игровой формат. Множество загадок, экспериментов присутствует практически на каждой странице. Возможно, что после её прочтения дети захотят стать учеными, если родители не против. Так вот на одной из страниц предлагается провести эксперимент «У воды есть кожа». Хотите узнать что такое?


3. В середине, как и вначале, бумажного издания мы натыкаемся на фрагменты, которые необходимо вырезать или отклеить, чтобы потом приклеить в другое место.


4. Вот В этот значок радиации необходимо приклеить первооткрывателей атомной науки. Вам это сделать будет куда проще, а вот детишкам придется попотеть. Ну, а для тех кто никогда не интересовался атомной и ядерной физикой ждет много интересных фактах о выдающихся людях.


5. Принцип действия рентгена в домашних условиях. Норм, чо! Поднесите страничку с грузовиком к лампочке и узнаете что там. Кстати, очень забавная зверушка, вернее кости зверушки, рентген все-таки. А на соседней страницы небольшой рассказ о том, как на таможне используют изобретение Вильгельма Конрада в целях безопасности.


6. Надоело считать и читать? Займись раскраской!


7. В конце книге экзамен в виде кроссворда. Ничего сложного здесь не спрашивают, а если вопрос покажется трудным, то можно пролистать книгу ещё раз в поисках верного ответа. А если уж очень все сложно, то на последней странице есть ключ.