Среднеурбанизированные страны. Уровень мировой урбанизации

12Янв

Что такое Урбанизация

Урбанизация – это глобальный процесс миграции населения из сельской местности в городскую, что в итоге приводит к стремительному росту городов. Сам термин «УРБАНИЗАЦИЯ », происходит от латинского слова «urbanus », что буквально переводится как: городской.

Что такое УРБАНИЗАЦИЯ – определение и понятие простыми словами.

Простыми словами, Урбанизация – это процесс при котором население из сел переезжает жить в города или поселения городского типа. В свою очередь данный процесс вызывает стремительный рост и развитие городских поселений, которые со временем объединяются в крупные мегалополисы с огромным количеством жителей.

Причины урбанизации. Черты, особенности и признаки урбанизации.

Существует огромное количество причин, которые способствуют развитию урбанизации, к ним могут относиться различные экономические, социальные и культурные факторы. Тем не менее среди всех можно отметить несколько основных, которые влияют на процесс урбанизации населения больше всего, это:

  • Глобальная индустриализация;
  • Коммерция;
  • Социальные аспекты;
  • Рынок труда;
  • Модернизация и изменение образа жизни.

Глобальная индустриализация. По своей сути, это переход от старой экономики сельского хозяйства к новой несельскохозяйственной, которая базируется на развитии промышленности. Благодаря промышленной революции все больше людей были необходимы в качестве рабочих на всевозможных городских фабриках. В свою очередь это стимулировало рост построек в границах города.

Коммерция. Еще одним фактором для стимуляции урбанизации выступает торговля. Города со своей развитой инфраструктурой более привлекательны для совершения различных коммерческих операций, что несомненно способствует развитию бизнеса. А там, где бизнес, всегда люди.

Социальные аспекты. В данную категорию можно отнести такие аспекты, которые в городах явно лучше, чем в сельской местности, это:

  • лучшие условия для проживания;
  • развитая система образования;
  • хорошая медицина;
  • условия для отдыха;
  • наличие развитой социальной жизни.

Рынок труда. В городах и поселках существуют широкие возможности для трудоустройства, которые постоянно привлекают людей из сельских районов. Поэтому большинство людей часто мигрируют в городские районы для доступа к хорошо оплачиваемым рабочим местам.

Модернизация и изменение образа жизни. По мере того, как городские районы становятся более технологичными, со сложными коммуникациями, инфраструктурой, медицинскими объектами, учебными заведениями и другими социальными удобствами, люди все больше отдают предпочтение такому образу жизни.

Проблемы, последствия и влияние урбанизации.

Следует понимать, что урбанизация, это естественное явление, которое возникло благодаря вектору развития человечества. Данный процесс принес с собой как позитивные, так и негативные моменты.

К позитивным моментам можно отнести:

  • Возможность получить более высокооплачиваемую работу;
  • Развитие технологий и инфраструктуры;
  • Развитие транспорта и связи;
  • Качественное образование;
  • Качественная медицина;
  • Улучшение качества жизни.

Следует отметить, что подобные положительные эффекты в первую очередь касаются более развитых и экономически успешных стран. В менее благополучных странах, где контроль урбанизации находится на низком уровне, многие из этих эффектов сводятся к нулю, а иногда и переходят в негативный аспект.

Проблемы урбанизации.

Проблемы с жильем. Урбанизация привлекает людей в города, что приводит к увеличению численности населения. С увеличением числа жителей, часто возникает нехватка свободного жилья, что ведет к повышению цен на жилплощадь. В основном, данная проблема возникает при некорректной работе городских властей и ответственных за градостроение служб.

Перенаселение. Это еще одна проблема урбанизации, которая связана с тем, что очень большое количество людей живет на относительно маленькой площади. В свою очередь, данный фактор создает дополнительную нагрузку на все коммунальные службы, да и на инфраструктуру в целом.

Безработица. Данная проблема существует даже в самых развитых городах. Все дело в том, что из-за огромного количества жителей, рынок труда переполнен рабочими нуждающимися в работе. В свою очередь, спрос на рабочую силу может быть не так высок, это и порождает безработицу.

Трущобы и бедные кварталы . Стоимость проживания в городских районах очень высока. Когда это сочетается с спонтанным ростом населения и безработицей, возникают целые кварталы из трущоб.

Антисанитария, плохая медицина и болезни. Из-за перенаселения и быстрого прироста жителей, в большинстве городских центров, как правило, обнаруживаются недостатки в водоснабжении и очистных сооружениях. Подобные проблемы ведут к плохой санитарной обстановке. В сочетании с плохой медициной, это способствует росту заболеваний.

Проблемы с транспортом. Одна из самых распространенных проблем больших городов, это заторы на дорогах.

Городская преступность. Проблемы нехватки ресурсов, перенаселенности, безработицы, нищеты, отсутствия социальных услуг и образования обычно приводят ко многим социальным проблемам, включая насилие, злоупотребление наркотиками и преступности.

Категории: , / / от

Урбанизация в России может быть рассмотрена в узком понимании слова как рост городов и их населения. В более широком понимании данный процесс предполагает повышение значимости городского образа жизни в развитии современного общества.

Особенности процесса

Подобный процесс наблюдается на разных исторических этапах формирования человеческого общества, но только в девятнадцатом веке происходит существенное скопление людей в городах. В XX веке усиливается урбанизация городов России. Пик данного процесса приходится на послевоенный период.

Современная урбанизация в России является процессом объединения больших городов в агломерации.

Смысл процесса

В содержательном смысле урбанизация представляет собой целостный процесс, подразумевающий изменение социальных функций и культурного содержания городского населения, потребностей, капитала, производственных орудий. Экологический подход к урбанизации, который в стране является максимально развитым, предполагает использование принципов и способов освоения территорий с учетом специфики природной среды.

Урбанизация в России имеет следующие особенности:

  • интенсификация, концентрация, многогранность городской деятельности в агломерациях и городах;
  • городской образ жизни распространяется не только в крупных центрах, но и за их пределами;
  • формирование масштабных городских агломераций;
  • поэтапный переход от единичных центров к полосовым, узловым, линейным агломерациям;
  • рост радиуса расселения за пределами урбанизированных районов, которые связаны с зонами отдыха, производственными районами.

Урбанизация населения России приводит к неизбежной деформации структуры пригородных территорий, сокращению параметров Среди характерных черт процессы отметим субурбанизацию, которая предполагает быстрое развитие территорий вблизи крупных городов. Также в наши дни наблюдается рурурбанизация, которая связана с внедрением на селе норм и условий городской жизни.

Первый этап урбанизации в нашей стране

Уровень урбанизации России существенно изменился с начала прошлого века. В 20-50-е годы XX века страна являлась малоразвитой державой. Она существенно уступала европейским государствам по уровню урбанизации.

В то время процент городского населения составлял только 15 процентов. Но уже тогда в России выделяли и Санкт-Петербург. Среди крупных населенных пунктов, жители которых вели городской образ жизни, также отмечали Тулу, Астрахань, Ростов-на-Дону.

В тот период урбанизация в России была развита слабо, небольшие города лишь формально считались центрами, в реальности в них практически отсутствовала крупная промышленность.

Рост доли горожан в стране проходил достаточно медленно, и к 1914 году процент урбанизации в России достиг не больше 17 процентов.

В последующие десятилетия ситуация изменилась коренным образом, в результате доля городского населения возросла в десять раз, горожане стали составлять больше половины всего населения.

Особенно быстрыми темпами процесс урбанизации в России протекал в тридцатые годы двадцатого века. Ежегодный рост городского населения в то время составлял около десяти процентов. В стране велась ускоренными темпами индустриализация, которая привлекала население в города. Из-за насильственной коллективизации люди вынуждены были покидать свои деревни, села, перебираться в города.

В качестве основного источника увеличения численного городского населения выступали именно деревенские люди. Во второй половине двадцатого века ежегодный прирост городских поселений составил миллион человек, что стало рекордным показателем для России.

Второй этап

Он пришелся на вторую часть прошлого века. Это время можно охарактеризовать быстрым индустриальным развитием в послевоенное время. Помимо стремительного увеличения числа городских жителей, их образ жизни стал транслироваться и распространяться на сельских территориях. Особенности урбанизации в России в это время - рост количества городов с 877 до 1037 штук. В СССР к 1981 году города составляли половину всех советских поселений.

В это время растет значение интенсивных урбанизационных факторов из-за внутренней дифференциации данного процесса. Если изначально сфера урбанизации была сконцентрирована в отдельных городах, то новый уровень урбанизации России привел к ее распространению по всей территории страны. Данный процесс является важнейшей социальной и экономической особенностью государства, характеризуется преодолением отличий между деревней и городом.

Вместо компактных городов стали появляться урбанизированные ареалы, в которых концентрировалось промышленное производство и население, распространение жителей осуществляется по принципу от центра к окраинам.

Третий этап

Как дальше происходила урбанизация в России? Развитие процесса на данном этапе охарактеризовалось тенденцией снижения числа городских жителей, его назвали «русским крестом». К сожалению, тенденция снижения количественного состава городских поселений наблюдается и в настоящее время.

Причиной существенного уменьшения численности и доли городского населения в конце девяностых годов прошлого века стал экономический кризис. Именно он способствовал возникновению естественной убыли россиян. Несколько лет происходил миграционный отток жителей из городов в

Подобное «кризисное» снижение количества горожан и в настоящее время наблюдается на севере РФ, люди стремятся переехать в центральные регионы страны, либо выехать в Санкт-Петербург и Москву.

Московская и Ленинградская области являются самыми многочисленными российскими агломерациями. Низкий процент городского населения существует в Северо-Кавказском районе. Данному явлению можно найти сразу два весомых объяснения. В этом районе существуют благоприятные климатические и природные условия для существования сельского хозяйства, поэтому в регионе отмечена высокая плотность деревенских жителей. Здесь находятся национальные республики, в которых не приветствуется урбанизация.

Особые территории

Среди регионов Российской Федерации с максимальной концентрацией горожан выделяют Мурманскую область, а также Ханты-Мансийский автономный округ.

Урбанизация Приморского края России происходит достаточно медленно в сравнении с развитием центральных отечественных регионов. К тому же здесь невысока и доля сельских жителей, так как в регионе нет благоприятных условий для освоения территорий.

В самом конце двадцатого века стали проявляться признаки субурбанизации. Минимальная концентрация городских жителей (менее половины) характерна для национальных автономий, которые всегда отстают от процессов урбанизации. Помимо большей части северокавказских республик, к ним можно отнести Алтай, Калмыкию, Корякский, Эвенкийский, Бурятский автономные округа.

Невелика доля городского населения и в Краснодарском крае, поскольку здесь существуют идеальные условия для выращивания различных сельскохозяйственных культур.

Категории городских пунктов

В России выделяют города и поселки городского типа. Они могут быть курортными, дачными, рабочими, в зависимости от условий их создания. Существуют определенные критерии, согласно которым сельские населенные пункты отличают от городских поселений.

В ходе тех административных изменений, которые произошли в девяностые годы двадцатого столетия, в нашей стране появился такой новый субъект как Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. Он интересен тем, что не имеет ни единого городского населенного пункта.

Критерии для выделения

Учитывается число жителей, которые задействованы в сельском хозяйстве (показатель не должен превышать 15 процентов от всего количества населения). Есть определенные требования к городам и по числу жителей. Чтобы населенный пункт получил статус города, в нем должно быть зарегистрировано не менее 12 тысяч человек.

Часть городов, в которых существенно снизилось число жителей, долгое время сохраняли свой первоначальный статус. Только в начале двадцать первого века пошел процесс их преобразования в либо в сельские поселения.

Новые тенденции

Во второй половине прошлого века на территории страны городские поселения возникали в двух случаях:

  • в результате освоения новых природных ресурсов появился Мирный, Нижневартовск, Братск, Новый Уренгой;
  • в ходе расширения и трансформирования районных центров и поселков городских типов.

Процессы урбанизации двигались и вглубь, и вширь. Такой процесс особенно ярко проявлялся в Ростовской, Тюменской, Оренбургской областях, Карелии, Алтайском крае. В основном подобные процессы наблюдались в национальных автономиях и сельскохозяйственных южных регионах.

Поскольку раньше в этих районах наблюдалась пониженная доля городского населения, увеличение дифференциации регионов отражалось на уровне урбанизации в конце ХХ века. Среди тех причин, которые вызвали существенные изменения в тенденциях урбанизации, выделим:

  • неоправданное переведение больших поселений сельскохозяйственного типа в городские поселки;
  • искусственное сохранение в статусе «город» тех населенных пунктов, в которых существенно снизилось количество жителей.

Во время социально-экономического кризиса, с которым столкнулась наша страна, люди искали любые способы для выживания. Гораздо проще перенесли все сложности сельчане, так как у них была возможность вести собственное подсобное хозяйство.

Заключение

В России процесс урбанизации имеет свои отличительные характеристики. В последнее время в стране сложилась достаточно трудная экономическая ситуация, которая негативно отразилась на данном процессе. Оказалось, что намного проще выдержать все тягости и лишения, связанные с повышением тарифов за электрическую энергию, воду, коммунальные услуги, сельским жителям, нежели горожанам. Именно поэтому постепенно снижается численность населения в небольших российских городах, они превращаются в поселки городского типа.

Подобные явления абсолютно не свойственны для европейских населенных пунктов, поэтому их по праву можно считать отличительными характеристиками нашей страны.

В последнее время наблюдаются некоторые положительные сдвиги, связанные с увеличением рождаемости в стране. Это приводит к некоторому росту числа горожан даже в тех регионах, где отмечается сложная экономическая ситуация.

Те меры социальной поддержки, которые оказываются молодым матерям, стимулируют их желание на рождение второго, третьего ребенка. Безусловно, пока нельзя говорить о том, что урбанизация идет быстрыми темпами, но характерная для конца двадцатого века, практически миновала.

В последнее время уже не появляются новые города, при этом происходит укрупнение уже существующих населенных пунктов.

В современном мире одним из важнейших глобальных явлений является урбанизация. О том, что означает данный термин, и какой уровень урбанизации Зарубежной Европы рассказывается в этой статье.

Общие сведения

Прежде чем говорить об урбанизации Зарубежной Европы, необходимо понять, что понимается под каждым из этих двух понятий. Под «урбанизацией» понимается увеличение количества городов. Данный процесс сопровождается высоким темпом роста городского населения в регионе, стране, мире, и соответственно усилением значимости городов в экономическом, политическом и культурном планах. К Зарубежной Европе относится 40 стран, расположенных в европейской части огромного континента - Евразии.

Общие черты

В современном обществе процесс урбанизации обладает следующими чертами:

  • Значительное увеличение числа городских жителей;
  • Увеличение числа городских жителей в больших городах;
  • Расширение территории больших городов, их «расползание».

Рис. 1. Большие и малые города на карте Европы

Рост городского населения

На протяжении всей истории городам всегда доставалась ведущая роль в жизни общества, его развитии. Однако, начиная с 19 века, количество городских жителей заметно возросло. В начале прошлого столетия данная тенденция усилилась, а после окончания Второй мировой войны наступила эпоха настоящей «городской революции». Количество жителей в городах увеличивается не только благодаря миграции сельского населения, но и в результате административного преобразования сельских поселений в городские.

Урбанизация стран Зарубежной Европы находится на одном из самых высоких уровней в мире. В среднем около 75 % европейского населения составляют жители городов. В следующей таблице приведены статистические данные о доле городских жителей в численности всего населения каждой отдельно взятой страны Зарубежной Европы.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Страна

Столица

Процент урбанизации

Андорра-ла-Велья

Брюссель

Болгария

Босния и Герцеговина

Будапешт

Великобритания

Германия

Копенгаген

Ирландия

Исландия

Рейкьявик

Лихтенштейн

Люксембург

Люксембург

Македония

Валлетта

Нидерланды

Амстердам

Норвегия

Португалия

Лиссабон

Бухарест

Сан-Марино

Сан-Марино

Словакия

Братислава

Словения

Финляндия

Хельсинки

Черногория

Подгорица

Хорватия

Швейцария

Стокгольм

В Западной Европе самый высокий показатель урбанизации, в то время как в Восточной Европе картина прямо противоположная: данный уровень варьируется от 40% до 60%. Это связано, прежде всего, с социально-экономическим развитием стран: западноевропейские страны относятся к развитым, а восточноевропейские - к государствам с низким доходом на душу населения.

Рис. 2 Парижская агломерация на карте

Большие города и их «расползание»

В начале 20 столетия в мире было не так уж много больших городов - всего 360. Но уже к концу их количество заметно возросло - 2500. На сегодняшний день это число приблизилось к 4 тысячам. Стоит отметить, что если раньше к большим относили города свыше 100 тысяч жителей, то сегодня исследования «крутятся» главным образом вокруг городов-миллионеров с населением свыше одного миллиона. В Европе таких городов немало. Среди них стоит отметить Лондон (свыше 8 млн.), Берлин (свыше 3 млн.), Мадрид (свыше 3 млн.), Рим (свыше 2 млн.) и другие.

Данная тенденция стала возможна из-за развития научно-технического прогресса, возрастания роли науки в развитии производства, повышения общего уровня образования, развития непроизводственной сферы.

Отличительной чертой современного процесса урбанизации является «расползание» больших городов - разрастание их и так немалой территории. Иными словами, крупные промышленные центры, портовые города, столицы выходят за пределы своих границ, перерастая в нечто большее - городскую агломерацию.

Но это не предел: многие агломерации объединяются в мегаполисы. В зарубежной Европе самыми крупными столичными агломерациями являются Парижская и Лондонская. Кроме того, выделяют такие крупные промышленные агломерации, как Гданськ-Гдыня (Польша), Рейнско-Рурская (Франция), Южно-Йоркширская (Англия) и другие.

Европейская урбанизация имеет свои отличительные черты. Среди них субурбанизация (расселение городских жителей в пригородах), дезурбанизация (отток горожан в сельские поселения) и рурализация (распространение городских норм, образа жизни в сельской местности).

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 178.

РАЗДЕЛ 4. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО РАССЕЛЕНИЯ

XX в. называют веком урбанизации. Городское расселение в этот период развивалось особенно быстро. Интенсивные процессы урбанизации привлекли усиленное внимание специалистов многих отраслей знаний, в результате чего были выявлены общие закономерности развития городского расселения в разных странах мира, созданы теории урбанизации в разных науках - географии, экономике, социологии и др. Этап ускоренного развития урабанизационных процессов прошла в XX в. и наша страна. Но прежде чем рассмотреть глобальные закономерности развития урбанизации и их проявление в России, остановимся на общей картине городского расселения современного мира.

Мировые процессы урбанизации в XX в.

Как уже отмечалось выше, урбанизация - это усиление значения городских поселений в разных сферах жизни общества. В той или иной степени урабанизационными процессами оказываются охваченными практически все области жизнедеятельности современного общества. В наиболее обобщенном виде это проявляется в формировании и всё более широком распространении современного городского образа жизни, который в перспективе, по всей видимости, охватит все человечество. Но образ жизни - это качественная характеристика, трудно формализуемая при сравнении разных территорий, и сильно зависящая от многих характеристик населения и хозяйства конкретных обществ (состава населения, природно-ресурсного потенциала и др.). Поэтому обычно о развитии процессов урбанизации судят по нескольким характеристикам населения, которые сужают значение этого понятия, но при этом сравнительно легко отражаются количественными статистическими показателями. Наиболее широко из таких показателей используются:

Количество городских поселений, в том числе больших и крупнейших;

Численность городского населения;

Доля городского населения, в том числе населения, проживающего в больших и крупнейших городах.

Для планеты в целом изменение некоторых подобных показателей на протяжении XX в. представлено & табл. 4.1. Хорошо видно, что на протяжении этого века число горожан на Земле выросло более чем в 13 раз, и их доля ^плотную приблизилась к половине жителей планеты. При этом происходило образование все более крупных городов. В том числе в настоящее время имеется уже более 20 городов и городских агломераций с численностью населения более 10 млн. человек. Тогда как в начале века самыми крупными были немногочисленные города-миллионеры. Именно в таких наиболее крупных городских поселениях происходит постепенная концентрация городских жителей. И сегодня уже каждый пятый человек на Земле проживает не просто Р городе, а в очень крупном городском поселении с численностью населения более 1 млн. человек. В ближайшей перспективе какого-либо замедления темпов роста показателей урбанизации не ожидается.

Таблица 4.1 Изменение основных показателей урбанизации в XX в.

Все перечисленные в таблице показатели характеризуют степень урбанизированности общества, отражая отдельные важные процессы урбанизации - рост количества городских поселений, в том числе поселений крупных размеров, концентрацию населения во все более крупных городских образованиях, увеличение численности и доли городского населения. Наиболее обобщенным является последний показатель, который характеризует городское население не только само по себе, но и в сравнении с сельским, т. е. отражает значение городских поселений во всей структуре расселения той или иной территории. Поэтому показатель доли городского населения называют также показателем уровня урбанизированности (урбанизации) и именно по нему, прежде всего, судят о развитии процессов урбанизации на какой-либо отдельной территории или на Земле в целом.

Можно выделить несколько пороговых значений уровня урбанизации.

1. Если он меньше 10%, то территория является практически неурбанизированной. И в городских поселениях, как правило, преобладает сельский образ жизни, т. е. различия между сельскими и городскими поселениями сравнительно невелики. Все они имеют преимущественно сельский характер. Численность и доля горожан растут очень медленно.

2. Если уровень урбанизации меньше 25%, то все еще явно преобладает сельское расселение (т. е. территория слабо урбанизирована), но уже выделяется городской образ жизни, который становится привлекательным для значительной доли сельских жителей. Поэтому городское население начинает быстро расти, массово образуются новые городские поселения, увеличиваются различия между ними и сельскими населенными пунктами.

3. Когда уровень урбанизации достигает 50%, то городское расселение начинает преобладать над сельским (среднеурбанизированная территория). Темпы роста численности и доли городского населения в этот период наиболее велики. Городские поселения по большинству характеристик резко отличаются от сельских.

4. По достижении уровня урбанизации 75% городское расселение начинает явно преобладать над сельским (высокоурбанизированная территория). Городской образ жизни начинает распространяться и в сельской местности - начиная с пригородных зон крупнейших городов, где преимущественно и формируются новые городские поселения. При этом темпы роста численности и доли городского населения резко замедляются.

5. По достижении уровня урбанизации Ш)% территория становится практически полное -п.к» урбанизированной. Городской образ жизни, как правило, распространяется и на всю сеть сельских поселении, т. е. различия между городскими и сельскими поселениями снова практически исчезают, поскольку все поселения приобретают городской характер. Численность и доля горожан растут очень медленно, а в некоторых случаях даже снижаются.

По мере социально-экономического развития отдельные государства проходят эти пороговые уровни урбанизации, становясь все более урбанизированными. Но поскольку на каждый конкретный момент времени разные территории существенно различаются по уровню социально-экономического развития, возникает сильная дифференциация по уровню и темпам урбанизации. Так, Великобритания, Нидерланды, Бельгия уже в начале XX в. были преимущественно урбанизированными странами (более 75% горожан), и доля городского населения в них продолжала расти. Наиболее быстрыми темпами увеличивалась доля горожан в среднеурбанизиро-ванных странах (США, Германия, Франция - доля горожан составляла около 50%). Тогда как на большинстве территорий мира в тот период времени городское населения не достигало и 10%, и эта доля увеличивалась очень медленно. Средний уровень урбанизации на Земле составлял около 14%. И можно было отметить, что страны с более высоким уровнем урбанизации отличались и более быстрыми темпами роста этого уровня, т. е. дифференциация возрастала.

В начале XXI в. дифференциация по уровню и темпам урбанизации также велика, но имеет уже другой характер. Наиболее развитые государства имеют 90% и более горожан, и в них уровень урбанизации уже почти не растет или даже снижается. Тогда как большинство развивающихся государств имеет от 10 до 75% горожан, и в них уровень урбанизации быстро увеличивается. Поэтому можно отметить, что в странах с более низким уровнем урбанизации он растет быстрее, чем в странах с высоким уровнем. А в итоге дифференциация по данному показателю между отдельными государствами мира сокращается.

Тем не менее и в настоящее время различия по доле городского населения хорошо видны даже на уровне регионов мира (табл. 4.2). Сблизились показатели уровня урбанизированное™ Северной и Латинской Америки, Зарубежной Европы, Австралии и Океании. Хотя в начале XX в. различия показателя между этими регионами превышали "3 раза, а в середине века -1,5 раза. Особенно примечателен рост уровня урбанизированности в Латинской Америке, который в начале века был ниже среднемирового, а в конце века значительно превышает среднемировой уровень. Ниже мирового уровня доля городского населения в настоящее время лишь в Африке и Зарубежной Азии. Но растет она здесь самыми быстрыми темпами, и большинство государств можно уже считать среднеурбанизированными (доля городского населения около 50%). Хотя по-прежнему сохраняется несколько практически неурбанизированных государств, самым крупным по численности населения из которых является Уганда.

Главное дифференцирующее влияние на уровень урбанизации оказывают, безусловно, социально-экономические факторы. В общем случае можно сказать, что чем выше уровень социально-экономического развития той или иной территории (страны), тем выше и доля городского населения. Но в некоторых случаях существенны также природные факторы, а именно не благоприятность природных условий для ведения сельского хозяйства и жизни людей. Если социально-экономическое развитие таких территорий все-таки имело место (вследствие наличия полезных ископаемых, выгодного географического положения и по другим причинам), то население может быть сконцентрировано в городских поселениях в очень высокой степени (свыше 90%), не отражающей реального уровня развития территории. Так, в пустынном, но обладающем развитой нефтедобычей государстве Кувейт доля городского населения превышает 90%. А самым урбанизиро-1нным африканским государством является Джибути, где деется относительно крупный порт-столица. Аналогичная ситуация сложилась в некоторых северных и восточных регионах России (Мурманская, Магаданская области и др.).

Таблица 4.2

Уровень урбанизации регионов мира

На протяжении XX в. многократно увеличилось количество городских поселений. Интенсивный процесс образования новых городов охватил все регионы мира, кроме зарубежной Европы (где городская сеть к началу XX в. в основном уже сформировалась). При этом массово образовывались городские поселения в слабо урбанизированных районах - как путем основания новых городов "на пустом месте", так и путем преобразования в города наиболее крупных сельских поселений, в которых получали развитие городские функции, т. е. урбанизация распространялась вширь. Но постепенно все более значительная доля городских поселений появлялась на уже высоко урбанизированных территориях, образуя сложные системы с существующими городами. Такая форма расселения получила название городских агломераций.

Первые городские агломерации сформировались еще во второй половине XIX в. или вокруг крупнейших городов (Лондона, Парижа, Нью-Йорка и др.), или в районах близкого расположение большого количества отдельных сравнительно небольших городов (морское побережье Нидерландов, Рурский угольный бассейн в Германии и др.). Агломерации первого типа получили название моноцентрических (так как имеют один главный центр), а второго типа - полицентрических (имеют несколько примерно равных по значению центров). Большее распространение получили моноцентрические агломерации, хотя и полицентрических в современном мире довольно много - преимущественно в районах добычи полезных ископаемых с бассейновым типом залегания.

К концу XX в. городские агломерации стали основной формой расселения в наиболее урбанизированных регионах мира, практически полностью заменив изолированные города (которые сохранились в относительно слабоурбанизированных районах, но концентрируют лишь небольшую долю городского населения). Быстро развиваются городские агломерации в средне, и даже слабоурбанизированных странах, но в них они не многочисленны. Очень часто это лишь одна агломерация, формирующаяся вокруг самого крупного города страны (столицы или экономической столицы).

Таким образом, городские агломерации - взаимосвязанные группы поселений, прежде всего городских, объединенных трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными, инфраструктурными, производственными и другими связями. Наиболее важными считаются трудовые связи, которые в рамках суточного цикла посредством маятниковых миграций жителей связывают отдельные поселения в единое целое?. При этом работают или учатся такие маятниковые мигранты преимущественно в главном городе (ядре) агломерации, а проживают - в других поселениях. Культурно-бытовые и рекреационные связи между поселениями осуществляются в основном в рамках недельного цикла, хотя по массовости они могут превосходить ежедневные трудовые поездки. Инфраструктурные связи проявляются в совместном использовании населенными пунктами агломерации крупных транспортных объектов (железнодорожных магистралей, аэропортов и др.), сооружений городского хозяйства (водозаборов, очистных сооружений). Производственные связи осуществляются между предприятиями в рамках кооперации, когда филиалы, поставщики комплектующих, склады продукции, опытно-испытательные полигоны предприятия из одного города агломерации (как правило, ее главного центра) находятся в других населенных пунктах агломерации.

Ученые различных стран по-разному подходят к определению границ городских агломераций. В зарубежной Европе внешняя граница агломерации во многих случаях определяется по окончании непрерывной городской застройки. В таком понимании агломерация совпадает с фактическим городом и часто называется конурбацией. Так, численность населения Московской агломерации (конурбации) оценивается европейскими учеными в 10-11 млн. чел. Отечественные ученье в рамки агломерации включают все населенные пункты, значительная доля жителей которых связана трудовыми поездками с главным городом агломерации. Обычно такие пункты располагаются не далее 1,5-часовой поездки от ядра агломерации. При таком подходе население Московской агломерации оценивается в 12,5-14 млн. чел. В США в качестве агломераций выделяются стандартные метрополитене-кие статистические ареалы (СМСА), которые целиком включает в себя первичные территориальные единицы (графства), удовлетворяющие определенным критериям связанности с главным городом, который должен насчитывать не менее 50 тыс. жителей (учитываются и непрерывность застройки, и трудовые связи, и плотность населения).

В конечном итоге, независимо от методов определения границ городских агломераций, в развитых странах оценки численности населения в настоящее время даются именно для агломераций, а не для городов в их юридических границах. Это же относится и к крупнейшим городам в развивающихся странах. И действительно, выделение отдельных поселений внутри агломерации "при взгляде снаружи" (из-за пределов агломерации) не имеет смысла, поскольку это единая социально-экономическая система, искусственно разделенная исторически сложившимися юридическими границами (границами отдельных поселений). Так, население Парижа в юридических границах города составляет в настоящее время около 2 млн. чел. Но ни у кого не вызывает сомнений, что многие формально самостоятельные поселения за городской чертой (например, район небоскребов Дефанс) - это тоже Париж. А общая численность населения Парижской агломерации ("Большого Парижа") оценивается в 11-12 млн. чел. Список наиболее крупных городских агломераций мира по состоянию на начало XXI в. представлен в табл. 4.3.

Примечательно, что в начале XX в. крупнейшей агломерацией на Земле являлся Лондон (насчитывавший 4,5 млн. жителей), который сегодня занимает 20-е место. Соответственно, за сто лет население Лондона выросло примерно в 2,5 раза. А первой агломерацией с населением свыше 10 млн. чел. в 1940-х гг. стал Нью-Йорк, который в настоящее время находится на 7-м месте. За XX в. население этого города выросло примерно в 10 раз. Население сегодняшнего лидера Токио выросло за 100 лет примерно в 30 раз. Но население большинства современных крупнейших городских агломераций за последние 100 лет выросло в 100 раз и более (Мехико, Сеул, Сан-Паулу и т. д.). Именно такие сверхвысокие темпы роста городов в крупных развивающихся странах (около 5% ежегодного прироста населения в среднем за 100 лет) и сформировали современный список крупнейших агломераций мира, почти 2/3 из которых находятся в развивающихся странах.

Таблица 4.3 Крупнейшие городские агломерации мира

Агломерация Население, млн. чел. Страна
Токио 31,0 Япония
Мехико 21,0 Мексика
Сеул 19,9 Корея
Сан-Паулу 18,5 Бразилия
Осака-Киото-Кобе 17,6 Япония
Джакарта 17,4 Индонезия
Нью-Йорк 17,0 США
Дели 16,7 Индия
Бомбей 16,7 Индия
Лос-Анджелес 16,6 США
Каир 15,6 Египет
Калькутта 13,8 Индия
Манила 13,5 Филиппины
Буэнос-Айрес 12,9 Аргентина
Москва 12,1 Россия
Шанхай 11,9 Китай
Рейнско-Рурская 11,3 Германия
Париж 11,3 Франция
Рио-де-Жанейро 11,3 Бразилия
Лондон 11,2 Великобритания
Тегеран 11,0 Иран
Чикаго 10,9 США
Карачи 10,3 Пакистан
Дакка 10,2 Бангладеш

С течением времени пригородные поселения в рамках агломераций начинают развиваться быстрее, чем центральный город, в том числе за счет переезда части жителей из центрального города в пригороды. Этот процесс получил название субурбанизации (от латинского слова suburb - пригород). При этом "выталкивают" жителей из центральных городов сложная экологическая ситуация, рост преступности, высокая стоимость недвижимости, высокие налоги и другие условия, которые в пригородных поселениях оказываются значительно лучше.

Необходимым условием субурбанизации является развитие транспорта для обеспечения перевозок между местом жительства и местом работы, так как большинство переселяющихся продолжает работать в главном городе. Именно поэтому первые признаки субурбанизации появились в развитых странах после развития в них пригородного железнодорожного сообщения. Но интенсивная субурбанизация началась только с массовой автомобилизацией населения, поскольку только личный автомобиль обеспечивает достаточно высокую степень свободы относительного размещения места жительства и места работы.

Первоначально переселяются в пригороды наиболее обеспеченные слои населения, элита общества. Этим они создают для остальных слоев населения образец поведения, не реализуемый по материальным причинам. Но по мере роста благосостояния общества в переселение вовлекаются все более широкие массы населения. Интенсивная субурбанизация связана с переселением многочисленного в развитых странах "среднего" класса. Вслед за переселением жителей начинается перемещение в пригороды промышленности и других сфер занятости. Перемещение торговли и сферы обслуживания непосредственно связано с переселением жителей и идет практически одновременно с ним. В некоторой степени перемещаются в пригороды и управленческие функции. Тем не менее перемещение в пригороды рабочих мест происходит все-таки в меньшей степени, чем переселение жителей.

В настоящее время большинство развитых стран уже прошли стадию субурбанизации. В итоге основная часть городского населения в этих странах живет в пригородах. А кризис главных городов, который являлся одной из причин субурбанизацию, в ее результате еще больше усилился. Главные города лишились значительной части налоговой базы и сократилось количество рабочих мест. Соответственно, выросла безработица, увеличилась концентрация маргинальных слоев населения с низкими доходами и т. д. Поэтому в первые десятилетия после второй мировой войны большинство развитых государств осуществляло государственных программы, направленные на деконцентрацию населения и хозяйства, подстегивая субурбанизацию, то в последние десятилетия государственные, и местные программы направлены на, возрождение городских центров. Хотя в основном не как мест проживания, а как мест Концентрации различных прогрессивных видов.деятельности.

Но и городские агломерации являются не конечной формой развития юродского расселения. В некоторых районах особенно привлекательных для городского развития, сосед-е агломерации разрастаются и сливаются своими периферийными частями. Иногда более мелкие агломерации попадая в зону влияния более крупной агломерации становясь агломерациями второго порядка. Образовавшиеся системы из 3-5 агломераций называют урбанизированными районами. В России подобные районы сформировались вокруг Московской агломерации, вдоль Волги, вдоль восточных склонов Уральских гор, в Кузнецком угольном бассейне.

В отдельных случаях, как правило, вдоль важнейших транспортных полимагистралей, Количество слившихся агломераций может составлять десятки. Такие крупнейшие на данный момент формы городского расселения получили название урбанизированных зон или мегалополисов. Мегалополис - первоначально имя собственное первой такой городской структуры, которая была описана в 1950-х гг. французским урбанистом Ж. Готманом на северо-востоке США в следствии подобные образования сформировались и в

других регионах Земли. Характеристики крупнейших мегалополисов Земли представлены в табл. 4.4.

Населения из сельского окружения и ближайших малых городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.). Процесс, обратный урбанизации, называется рурализацией .

Процесс урбанизации идёт за счёт:

  • преобразования сельских населённых пунктов в городские;
  • формирования широких пригородных зон;
  • миграции из сельской местности (провинции) в городскую.

Явление трансформации естественных природных ландшафтов в искусственные, под влиянием застройки, обозначают понятием «урбанизация природы ». Процесс ко- или соэволюции искусственных и природных факторов развития называют геоурбанизацией , его изучает геоурбанистика .

Урбанизация тесно связана со многими политическими процессами в государстве (а часто и собственно появлением этого института). Например Р. Адамс считает наличие городов непременным признаком государства. Гринин и Коротаев указывают на тесную взаимосвязь между урбанизацией и эволюцией государственности . Так, первая фаза урбанизации наблюдались в IV - нач. III тыс. до н. э. и была связана со становлением ранних государств. Появление первого развитого государства (в середине II тыс. до н. э. в Египте) оказало заметное влияние на динамику урбанизации: в XIII в. до н. э. численность городского населения мира впервые превысила 1 млн чел. Урбанизационный взрыв XIX-ХХ вв. и мегаурбанизация (то есть роста численности населения сверхкрупных городов в общем населении мира) в сфере политического развития соотносятся с повсеместным распространением зрелой государственности .

Приток сельского населения в города опережает потребность в рабочей силе , что часто приводит к росту безработицы , обострению социально-экономических проблем. В то же время, урбанизация, благодаря быстрому снижению рождаемости в индустриальном обществе , способствует сглаживанию отрицательных последствий демографического взрыва в развивающихся странах .

По состоянию на 2014 г., более половины населения Земли проживает в городах - 3,9 млрд человек, количество горожан продолжает расти .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Субурбанизация - процесс роста и развития пригородной зоны крупных городов. В результате происходит формирование городских агломераций . При субурбанизации темпы роста населения пригородов по сравнению с городами-центрами агломераций выше .

    Растущее благосостояние позволяет людям строить дома «сельского типа» в пригородах, избегая таких «прелестей» больших городов как шум, загрязнение воздуха, недостаток зелени и т. д. Однако население пригородов ни в коей мере не становится сельским, практически все продолжают работать в городе. Субурбанизация невозможна без массовой автомобилизации, так как в пригородах может отсутствовать социальная инфраструктура (магазины, школы и др.), а главное - нет места приложения труда.

    В процессе компьютеризации непроизводственных секторов экономики, в последнее десятилетие появился эффект отрыва места работы (номинального) от места исполнения трудовых задач: человек за компьютером может выполнять работу для фирмы на другом конце земного шара. Транспортная проблема, тормозящая процесс субурбанизации, таким образом несколько ослабляется (для некоторых видов нематериального производства становится неважно, в какой точке земного шара находится исполнитель).

    К понятию субурбанизации близко понятие рурбанизация (от англ. Rural - сельский, лат. urbanus - городской) - распространение городских форм и условий жизни на сельские поселения, составная часть процесса урбанизации в его широком понимании. Рурбанизация может сопровождаться миграцией городского населения в сельские поселения, переносом в сельскую местность форм хозяйственной деятельности, характерных для городов. В России с начала XXI века это явление наблюдается главным образом в Московской области . Во многих формально сельских населённых пунктах строятся промышленные предприятия и склады, выводимые из Москвы , подавляющее большинство населения ведёт городской образ жизни, население увеличивается за счёт переселенцев из Москвы и других регионов.

    Негативные последствия субурбанизации

    Жители пригородов зачастую становятся «заложниками автомобиля », так как общественный транспорт в пригородах, как правило, отсутствует. К тому же в небольших странах с высокой плотностью населения, например Бельгии и Нидерландах , пригороды занимают почти всё свободное пространство, вытесняя природные ландшафты. В Соединённых Штатах Америки, ЮАР, Британии субурбанизация сопровождается так называемым бегством белых (англ. White flight ): центральные районы городов заселяются представителями негроидной расы, в то время как белое население перемещается в пригороды .

    Часовая миграция жителей пригородов в города приводит к заторам на дорогах , что ведёт к загрязнению воздуха, потере времени и другим проблемам. Для борьбы с этим во многих развитых странах ведётся политика развития в пригородах общественного транспорта, например пригородного железнодорожного и легкорельсового , например система RER в Париже .

    Скорая помощь и пожарные спасатели дольше едут до места ЧП .

    Обслуживание личного автотранспорта приводит к росту инфраструктурных издержек для города , и личных затрат для человека .

    Дезурбанизация (рурализация)

    Дезурбанизация (рурализация) - процесс деконцентрации населения и расселения его вне городов, в определённой мере - процесс противоположный урбанизации.

    Ложная урбанизация

    Она же трущобная урбанизация. В связи с демографическим взрывом в развивающихся странах , в первую очередь, Латинской Америки , Юго-Восточной Азии , Африки возникло понятие ложная урбанизация . Она представляет собой стремительный рост численности городского населения, не сопровождаемый достаточным ростом числа рабочих мест. Отличие от истинной урбанизации состоит в том, что не происходит развития городских функций, характеризующих мировой процесс урбанизации. Происходит «выталкивание» в города сельского населения из перенаселенных аграрных районов. Доля городского населения намного превышает долю экономически активного городского населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах. Прибывающее в города сельское население пополняет армию безработных, а недостаток жилья вызывает появление неблагоустроенных городских окраин с антисанитарными условиями жизни .

    Урбанизация в России

    Низкий уровень механизации, традиционное низкопроизводительное натуральное хозяйство в России начала XX века требовали, чтобы большинство людей жило в сельской местности, а не в городах, поэтому ещё в начале 20-го века в селах жило 87 % населения России. В связи с аграрным перенаселением , нехваткой земельных наделов , всё больше безземельных крестьян, в поисках заработка, переселялись в города. Советская власть с 1920-х годов стала снабжать колхозы и совхозы тракторами и машинами, в рамках коллективизации и «смычки города и деревни », производительность труда выросла и необходимость в значительном числе сельского населения уменьшилась. Голод в СССР 1930-х годов и политика индустриализации СССР также ускорили переселение бывших крестьян в города, где условия жизни были лучше. В 1887 году в России насчитывалось 16 городов с населением более 50 000 чел., в 1989 году в СССР был 1001 город, в 170 городах проживало 70 % населения. На 2010 год процент городского населения составил 73,7 % (высокий уровень урбанизации) , безработица среди сельского населения, по состоянию на 2016 г., в 1,7 раза выше, чем среди городского .

    Наука

    Изучением процессов урбанизации занимается новая для и XXI веков дисциплина