Стыд, совесть, долг. Основные моральные понятия

1.1 Совесть и стыд

Действительно, переживания стыда и чувствование совести родственны, но следует их различать.

Человек совестливый по мере своего самосовершенствования предъявляет к себе все более высокие требования. Чистая совесть - нормальное состояние человека, выполняющего моральный долг, это награда за нравственные усилия. Отечественный ученый XX в. Г. Бандзеладзе, считает, что без чистой совести добродетель потеряла бы всякую ценность.

Совесть интуитивна, она усматривает то, чего еще нет, поэтому должна «работать» до совершения поступка. Переживания после проступка будут уже стыдом. Совесть включается только тогда, когда человек знает моральные нормы. Если он не знает их и «морально невинен», то и совесть в нем не может заговорить.

Совесть человека, по существу, независима от мнения окружающих. В этом совесть отличается от другого внутреннего контрольного механизма сознания - стыда. Стыд и совесть в общем довольно близки.

Совесть называют «моральным принципом» или «структурой внутренней дисциплины». Можно поддержать позицию Т. Флоренской в различии стыда и совести: стыд – перед другим за себя, совесть основана на сострадании другому из-за себя, как виновника страдания.

В стыде также отражается осознание человеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствия некоторым принятым нормам или ожиданиям окружающих и, стало быть, вины. Однако стыд полностью сориентирован на мнение других лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека эти лица. Поэтому индивид может испытывать стыд - даже за случайные, непредполагаемые результаты действий или за действия, которые ему кажутся нормальными, но которые, как он знает, не признаются в качестве таковых окружением. Логика стыда примерно такова: «Они думают про меня так-то. Они ошибаются. И тем не менее мне стыдно, потому что про меня так думают».

Стыд – это эмоциональное состояние или глубинное человеческое переживание, которое возникает в результате несоответствия своего поведения с принятыми нормами и осознания человеком, что он поступил нечестно или смехотворно (традиционная трактовка словарей и справочников).

Логика совести иная. Совесть называют «моральным принципом» или «структурой внутренней дисциплины». Можно поддержать позицию Т. Флоренской в различии стыда и совести: стыд – перед другим за себя, совесть основана на сострадании другому из-за себя, как виновника страдания.

И это было осмыслено исторически довольно рано.

Демокрит, живший на рубеже V и IV вв. до н.э еще не знает специального слова «совесть». Но он требует нового понимания постыдного: «Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других». И в другом месте: «Должно стыдиться самого себя столько же, сколько других, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя, и в каждой душе должен быть начертан закон: «Не делай ничего непристойного».

Совесть интуитивна, и человек, у которого «она есть», умеет ее чувствовать и опирается на нее в своих выборах. Такой человек всегда поступает обдуманно, честно, не причиняя вреда себя и окружающему миру.

Мы говорим про него «совестливый человек», «живет по совести».

Совести нельзя научить. Совесть – это личный опыт зрелого человека. В процессе воспитания ребенка мы даем ему лишь предпосылки чувствования своей совести. Каждый человек, взрослея, проходит сам свой путь совершенствования.

1.2 Виды совести по Э. Фромму

Психоаналитик Э. Фромм считает, что совесть бывает двух видов - авторитарная и гуманистическая.

Авторитарная совесть выражает нашу подчиненность внешнему авторитету. При авторитарной совести мы некритически усваиваем повеления некоей внешней силы, религиозной или социальной, и выполняем ее волю, потому что боимся. Подчиняясь авторитарной совести из страха наказания, человек следует повелениям, которые далеки от его собственных интересов.

Власть преследует свои корыстные цели и использует индивидов лишь как средство, принуждая их к подчинению с помощью формирования механизмов авторитарной совести. Если человек отступает от велений власти, он чувствует себя виноватым перед ней и страдает, боясь последующего наказания. Но как только люди понимают, что власть утратила силу и ничем не может им повредить, они тотчас теряют свою авторитарную совесть и больше не подчиняются тому, перед чем еще вчера робели и преклонялись.

Гуманистическая совесть по Фромму – это голос самого человека, лучшего начала в нем, способного на саморазвитие. Гуманистическая совесть не дает людям быть рабами, безропотно подчиняться чужим интересам, тратить жизнь впустую. Она призывает к самореализации, к воплощению в действительность лучших своих сил и возможностей к тому, чтобы строить свою жизнь в гармонии с другими людьми. Иногда голос совести звучит косвенно через страх старости или смерти, когда человек вдруг понимает, что он не состоялся и не выполнил долга перед самим собой.

Совесть - это призыв.

Совесть как зов была понята в XX в. еще одним выдающимся мыслителем Мартином Хайдеггером. Совесть для него сродни истине. Она заставляет человека вспомнить о своей конечности, смертности и вынырнуть из обезличенного обыденного мира, обернувшись к вопросу о Бытии и к теме собственной неповторимой индивидуальности. Зов совести приходит в молчании.

ХХ века в трудах некоторых отечественных ученых-юристов свобода совести и вероисповедания рассматривалась как одна из важнейших личных духовных свобод31. При характеристике свободы совести и вероисповедания как правового института важно также рассмотреть собственно его содержание и выявить тенденции развития данного института. Так, М. Г. Кириченко усматривал в содержании свободы совести десять...

Их практического воплощения в действиях. Следование моральным ценностям воспринимается человеком как долг. Неис­полнение долга воспринимается как вина и переживается в укорах и муках совести. Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и...

И укор со стороны собственного «я». Совесть тревожит личность, не дает ей морально уснуть, заставляет ее корректировать свои поступки согласно ценностям и установлениям, су­ществующим в обществе . Совесть - феномен эмоциональный, она проявляет себя через глубокие негативные переживания, самоупре­ки, укоры, через тревожность и озабоченность человека моральностью и гуманностью своего...

В светский аналог "святой инквизиции". Необходимо разработать всестороннее понятие свободы совести, исследовать механизмы мировоззренческой потребности во всех сферах жизнедеятельности общества. В реалиях современности главным аспектом свободы совести является осознание многообразия отношений и уважение к соотношению знания и веры у разных людей. Развитие цивилизации обусловливает изменение...

Стыд — сознание или чувство вины за действительное или мнимое несоответствие личного поведения \ личных качеств некоему стандарту, принятому в данном обществе, в данной среде.

Стыд может выступать просто как стеснение, смущение, как чувство неловкости в непосредственных отношениях человека с другими людьми.

Человек иногда стыдится не только за себя, но и за других людей, близких ему или принадлежащих к одной с ним социальной группе (например, роду-племени), или зависимых от него (например, если он начальник, руководитель).

Стыд и совесть

Стыд по сравнению с совестью является более внешней формой морального поведения. В известном смысле они относятся друг к другу как явление и сущность. И как явление не всегда совпадает с сущностью и даже может противоречить ей, так и стыд не всегда «связан» с совестью. В некоторых случаях стыдливость никак не связана с совестью. Литературный пример: стыдливый, но вороватый заведующий домом престарелых в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».

Стыд в отличие от совести более изменчив, переменчив, исторически, этнически и территориально обусловлен. Если говорить о соотношении абсолютного и относительного в стыде и совести, то в совести акцент падает на абсолютное а в стыде-стыдливости — на относительное. Совесть гнездится в самой глубине человеческого естества, а стыд дает о себе знать в относительно внешних отношениях между людьми.

Стыдливость

Стыдливость — способность человека управлять своим поведением с целью недопущения или ограничения состояния стыда. В отдельных случаях стыдливость может переживаться как «страх или боязнь стыда» (Спиноза).

«Нет ни стыда, ни совести» — бесстыдство, бессовестность.

«Стыд и позор», «стыд и срам».

Позор — стыд — бесстыдство. Позор и бесстыдство — крайние степени присутствия стыда и его недостатка-отсутствия.

См. также здесь, в Дневнике размышлений: "Совесть - внутренний регулятор морального поведения" (http://сайт/44720.html)

Казалось бы, это три понятия очень-очень родственные, практически аналогичные. Да, все они близки, но есть между ними и существенные отличия. Причем, каждое из них можно рассмотреть как с положительной, так и отрицательной стороны.

Чувство вины

Возникает как короткая или длительная реакция, сопровождаемая негативными эмоциями на то, что, по мнению человека, он сделал неправильно, и в результате этих действий пострадал и расстроился кто-либо, или стало плохо самому. Чувство вины исходит из осуждения – другими людьми или самим себя. У всех людей это чувство развито по-разному. Один человек постоянно считает себя виноватым и занимается самобичеванием. Переживает, страдает, зачастую берет вину других на себя, постоянно подстраиваясь под ситуацию. А другой никогда себя ни в чем не обвиняет, считая, что во всех несчастьях виноваты окружающие люди.

Некоторым личностям самолюбие просто не позволяет ощущать чувство вины. В идеале человек должен испытывать вину непродолжительное время или, по крайней мере, до тех пор, пока не исправит свою ошибку (в случае возможности ее исправить).

Если же, например, из-за однажды украденной конфетки в магазине старушка или ребенок испытывают в течение десяти лет неловкость и чувствуют виноватость, это уже ненормально. Может развиться множество комплексов и, что совсем плохо – признание себя никчемным неудачником без перспектив и будущего. Таким образом, две крайности: гипертрофированное чувство вины и полное его отсутствие – это плохо и, в конечном итоге, приводит человека к эмоциональному и душевному краху и огромному разочарованию.

Семь основных механизмов внушить и развить чувство вины

  • Родителям – ребенку: это всем известная система кнута и пряника. Каждый помнит, за какие поступки в детстве родители ругали, а за какие – хвалили. Руганью прививают чувство вины за дело или слово. Когда ребенка ругают и внушают чувство вины, для него это всегда неприятно, а порой превращается в стресс. Тогда дитя, чтобы избежать ругани, наказаний со стороны взрослых и испытания чувства вины, начинает все делать так и для того, чтобы только понравиться взрослым и окружающим.
  • Ребенок – родителям: это называется манипуляцией. «Вы не сделали, не купили, не устроили то-то, значит меня вы не любите, вы плохие!», «А вот Паше, Саше, Маше родители разрешили это, а вы мне нет» и т.д.
  • Внушение якобы через любовь: «если любишь, будешь делать/покупать/разрешать то-то», «если не совершишь этот поступок, значит не испытываешь ко мне настоящего чувства, ты – обманщик/обманщица!».
  • Общественное порицание: все начинается еще с детского садика, а продолжается в школе, ВУЗе и на работе. Человек не оправдывает ожидания воспитателей, учителей, преподавателей, работодателей. Ему говорят: «Вот какой ты плохой, сделал не так, как следовало!»
  • Сексуальное воспитание: долгое время секс как таковой отрицался и порицался. Он считался чем-то непотребным, греховным, даже в лексиконе это слово появилось не сразу. Другое дело, что совсем недавно психиатры, сексологи и сексопатологи пришли к выводу, что секс в умеренных количествах баз извращений – это прекрасно, однако устаревшее негативное понимание все ещё вертится в нашем обществе и головах некоторых людей.
  • Религиозные убеждения: «Вот за твой поступок Бог накажет тебя!», «Ты портишь себе карму и попадешь в Ад!». Религия призывает быть совершенными, но этого достичь в реальном мире невозможно. Отсюда – внушение чувства вины за отсутствие идеала.
  • Жесткая самокритика за совершенные поступки: да, покритиковать себя иногда полезно, но нужно знать четкую грань, не перегибать палку. Критика должна быть конструктивной, а не разрушительной.

Стыд – испытание неловкости , сопровождаемое осознанием своей неполноценности или неправоты после совершения какого-либо поступка, за не так или не к месту сказанные слова. Часто стыд идет рука об руку с чувством вины.

Стыдно бывает из-за своих слов и дел, а иногда из-за чужих. Стыд также возникает из-за несоответствия собственным установкам, стандартам и правилам, чертам характера (например, если человек считал себя и считается другими храбрым, а однажды струсил, то ему за это непременно будет стыдно).

С одной стороны чувство стыда ставит человека в какие-то рамки, даже порой накладывая табу на определенные некрасивые (и визуально, и морально) действия (например, нехорошо ходить в одних трусах по городским улицам, в пьяном виде орать песни на весь подъезд, не уступить место в вагоне метро старушке-инвалиду и т.д.). С другой стороны слишком гипертрофированное чувство стыда приводит к разрушению личности, и, как крайнему последствию этого разрушения – совершению страшного насилия в отношении себя или других.

Стыд закладывают в человека еще в раннем детстве родители и близкие люди. Тут главное не переборщить. Слишком сильно развитое чувство стыда формирует у человека мнение о том, что он неполноценен. Под влиянием постоянного сильного стыда люди начинают видеть в себе одни недостатки (зачастую придуманные), развивается куча комплексов, происходит установка самому себе огромного количества «нельзя» и гонение себя в жесточайшие рамки (таких людей на простонародном языке называют «забитыми»). Но человек не может долго держать табу на себе и своих эмоционально-душевных потребностях. Когда-нибудь комплексы от стыда прорываются наружу и выражаются в чем-нибудь ужасном – разбое, убийстве, самоубийстве.

Совесть – всегда положительное качество

Когда ее нет, это очень грустно. Совесть – это высокоморальное качество . Совесть – это система нравственных установок и ценностей в человеке, позволяющая контролировать, совершать и дифференцировать собственные поступки. Совесть ставит перед человеком достаточно четкие и реальные границы между «хорошо-плохо», «честно-нечестно», «зло-добро», «прекрасно-уродливо». Правда, в современном обществе при уровне нравственности ниже плинтуса слишком совестливым человеком быть очень тяжело. Но можно сказать в утешение: «Каждому воздается по его заслугам». А за добро всегда придет благодарность.

Посеешь в юности цинизм, грязь и равнодушие – пожнешь в браке отчуждение, измену и развод (И.м. Макарий Маркиш).

Попытка узнать себя

В юности, в молодости каждый из нас хочет узнать, кто он такой, какое его место в этом мире, и завоевать в нем как можно лучшее место, обрести уважение к себе. Себя мы узнаем в общении с другими людьми. Мы ищем ответы на вопросы: «Как относятся ко мне другие люди?», «Достоин ли я любви?», «Как сделать так, чтобы люди ценили и любили меня больше?»

Действительно, это очень важные вопросы. Ответами на эти вопросы мы обычно считаем такие признаки:

Принимают ли меня в компании,

Многие ли ищут моей дружбы,

Многие ли в меня влюбляются.

В молодежной среде эти критерии успеха общеприняты. Но давай посмотрим беспристрастно, насколько эти критерии ценности нашей личности заслуживают доверия.

Первое. Принимают ли тебя в компаниях .

Компании бывают разные. Бывают компании, объединяющие людей, которые действительно стараются жить достойно. И для того, чтобы тебя приняли туда, нужно чего-то стоить. Но таких компаний очень мало, и сами компании маленькие, поскольку людей, живущих осмысленно, не так уж много.

Посмотри беспристрастно на те компании, которые ты знаешь. Кого там ценят, кто популярен? Или сильный, жестокий и злой. Или шут-кривляка, для которого нет ничего святого. Или девчонка – свой парень, в которой женского только имя. Или кто-то с деньгами или возможностями – но разве это что-то говорит о нем как о человеке? И так далее.

А что касается приема девушек в мужские компании – это вообще печальное явление. Как-то, проходя в своем подъезде через толпу подростков, я видел, как девочку лет двенадцати спросили: «Хочешь вступить в нашу компанию?» Это наивное и пока еще чистое создание ответило «Да!» с таким трепетом в голосе, как будто ее принимают в Думу или, по крайней мере, в Гарвард. Через три года эти же подростки на лавочке перед домом лениво делились друг с другом тем, где они ее… – не буду передавать циничную формулировку, – и в подъезде, и на детской площадке, и в подвале. А подвал у нас страшный, сырой, холодный, темный, пахнущий гнилой картошкой и мышиным пометом. Причем они все делали это с ней. Это называется, девчонку «оценили»?..

Есть такое животное – овца. Овцам лучше пастись в стаде, там больше шансов защититься от волков. А человеку имеет смысл выбирать свой способ жизни самостоятельно. Потому что в человеческом стаде волков часто больше, чем вне его.

Достойный человек – это человек, который везде, в том числе и в компании, ведет себя достойно, даже тогда, когда ему приходится ради этого идти наперекор обычаям и мнению товарищей. Далеко не всегда следствием такой цельности является популярность в данной компании.

Второе. Дружба.

Настоящая дружба связана со способностью человека светить другим людям, бескорыстно что-то делать для них, делиться с ними радостью. Поэтому если ты настоящий друг многим людям, это очень хорошо говорит о тебе. Ты умеешь любить!

Но оглянись вокруг. Много ли ты видишь примеров такой, настоящей дружбы? Разве большинство твоих знакомых «дружат» не ради какой-то выгоды? Ради удобства, тщеславия, развлечений? А если так, значит, количество «друзей» говорит либо о твоих возможностях кому-то что-то дать, либо о твоем умении получать что-то от многих. Не более того.

Третье. Многие ли в тебя влюбляются.

В молодежной среде массовый успех приходит примерно по той же схеме, что и успех «звездочек» в шоубизнесе. Там продюсер платит СМИ определенные деньги за раскрутку имени вполне заурядного человека. Имя становится известным, и, согласно механизму массового психоза, в сознании толпы этот обыкновенный человек приобретает притягательную силу, никак не связанную с его качествами.

В молодежной тусовке «раскрутка» происходит порой с участием денег, часто без них. Но эффект тот же: многие хотят побыть рядом с тобой, чтобы погреться в лучах твоей «славы». Влюблены ли они в тебя на самом деле? Вряд ли. Тщеславия, боязни одиночества, физиологии тут гораздо больше, чем любви.

Если ты стоящий, действительно хороший и сильный человек, не обожание толпы подтверждает это, а любовь хорошего, достойного, сильного человека. Если в кругу твоего общения нет такого человека, то пусть даже тебя никто не любит – это ровно ничего не значит. А если в твоем классе есть один такой человек, то все-таки он не обязан тебя любить, даже если ты стоишь этого. Потому что настоящая любовь, в отличие от массового психоза, – это чудо, его нельзя запрограммировать.

Таким образом, очевидно, что все три критерия нашей ценности, к которым мы привыкли, ненадежны. И мы часто мучаемся оттого, что эти критерии говорят одно, а что-то в глубине нас – совсем другое.

Зеркало, которое не врет

Как же узнать себя, чтобы не обмануться?

Действительно, зеркалом для нас являются окружающие нас люди. Причем чем теснее и дольше мы общаемся с этими людьми, тем точнее «показания». Взаимодействуя с ними, мы можем делать выводы о себе. Только делать это нужно правильно.

Достоверный критерий оценки наших личных качеств – наша реакция на других людей. Если общение с другими людьми часто вызывает у нас зависть, гнев, обиду, ненависть, осуждение и другие негативные эмоции – это четкий критерий того, что с нами что-то не в порядке. В нас сильны соответствующие страсти (зависть, гнев, обидчивость), которые мешают нам любить.

Описанные в начале три юношеских критерия касаются не нашей реакции на людей, а скорее реакции людей на нас. Это гораздо менее точный критерий. И поэтому не стоит придавать этим признакам какое-либо значение.

Классик давным-давно сказал: «Самые большие глупости мы делаем, чтобы угодить мнению людей, которых не уважаем». Задумайся, всегда ли ты уважаешь тех людей, мнением которых дорожишь? Разве ты не знаешь их недостатков, не видишь их ошибок? Насколько разумно – выбирать линию поведения, ориентируясь не на то, что лучше для тебя, а на то, что может заинтересовать посторонних людей, которые, в общем, сами пока еще многого не осознали?

Если мы не хотим обмануться в выборе ориентиров, стоит думать своей головой. Больше доверять своей совести, чем толпе, и самому решать, что хорошо, а что плохо. Таков путь умного, самостоятельного человека. И это путь успеха.

Для чего нам даны стыд и совесть

Один из факторов дешевой популярности в молодежном коллективе – раскрепощенность. Культ раскрепощенности пришел с Запада в 1990-х годах вместе с потоком американских молодежных фильмов, в большинстве своем довольно глупых. Приди в школу полуголым или обругай учителя матом на уроке, отчуди еще как-нибудь – и местная слава тебе обеспечена, включая интерес противоположного пола.

Так вот, во всем есть золотая середина и болезненные крайности. Раскрепощенность – хорошее и привлекательное качество, если ее понимать как внутреннюю свободу человека, благодаря отсутствию комплексов или победе над этими комплексами. Раскрепощенный в этом смысле человек естественен, он не боится выражать свои чувства. И, если в нем преобладают добрые чувства, такой человек красив.

Но ведь мало кто в молодости свободен от комплексов. И желая казаться раскрепощенными, люди порой ведут себя неестественно, демонстративно, выражая таким образом свое внутреннее уродство. Получается победа не над комплексами, а над стыдом и совестью.

А стыд и совесть, в отличие от комплексов, очень ценные качества. Совесть напоминает человеку о том, что определенных вещей делать не следует, иначе плохо будет. Стыд – это способность слышать голос совести и слушаться его. Также стыд может приходить уже после совершенной ошибки – в виде раскаяния.

Прислушиваясь к голосу совести и придавая своему отношению к людям большее значение, чем отношению других к нему, человек может обрести подлинное человеческое достоинство. Подлинное человеческое достоинство делает человека независимым от мнений толпы. Он не боится быть собой, и ему нравится быть собой. Его внутренний покой – прочный, устойчивый. Человек с достоинством уважает себя, и точно так же уважает других. И за это его уважают.

Все мы проходим в своей жизни такое испытание, когда человек, интересный нам в той или иной степени, предлагает нам совершить поступок, в правильности которого мы не уверены. Например, вступить в «близкие отношения». Те люди, которые не доверяют себе или не уважают себя, обычно не выдерживают этого испытания и совершают эту ошибку. Человеку с достоинством гораздо легче устоять. И наступает момент истины. По реакции человека на ваш отказ можно сделать вывод, насколько он вас любит, насколько уважает. Если любит и уважает, ваш отказ не обидит его, а только увеличит его почтительное отношение к вам. Если же он пытается давить на вас, манипулировать – его отношение недостойно вас. Вы достойны лучшего, как говорят в рекламе.

Телевизор и толпа сверстников говорят, что «все делают это», что стыд не моден.

Во-первых, толпа ошибается, когда говорит, что все это делают. В возрасте до 18 лет девственны 47% женщин и 44% мужчин.

Во-вторых, что с того, что вокруг кто-то это делает? Мало ли кто какие ошибки совершает. Мнение большинства не должно быть законом уже потому, что большинство людей несчастны. Перефразируя известный афоризм: «Если ты такой умный, то почему такой несчастный?» Не моден стыд, но «не модны» и крепкие счастливые браки. Причем вторая «мода» – прямое следствие первой.

Спросим себя: кто больше желает нам счастья – наша совесть или толпа сверстников вкупе с продюсерами с зачастую нарушенной половой ориентацией, заправляющими модой, шоу-бизнесом и телевидением?

Ответ очевиден.

Что мы приобретаем или сохраняем, если мы сохраняем свою чистоту?

Отвечу, может быть, неожиданно. Люди, которые хранят свою чистоту, светятся! Светятся какой-то радостью, какой-то тайной будущей любви. Если человек прекрасен внешне, да еще и светится этим светом – он прекрасен вдвойне. И он счастлив, как и всякий человек с чистой совестью.

С этим светом все обстоит так же, как и с прочими известными нам излучениями. Все излучения воспринимаются только устройствами, которые настроены на тот же диапазон частот. Поэтому кем-то этот свет воспринимается не вполне отчетливо. Зато такие люди могут быть очень чуткими к излучению человека чувственного, страстного, сосредоточенного на сексуальном. Это не свет. Это что-то инфракрасное.

Через наши излучения мы выбираем друг друга в этом мире. Светлый человек выбирает светлого. Страстный выбирает страстного. В чем проблема? Проблема в том, что страстный, развращенный человек не может жить семейной жизнью продолжительное время. Он или уйдет, или будет изменять. Это такая же хроническая болезнь, как алкоголизм. Поэтому не стоит мечтать о том, что мы вволю погуляем, а потом создадим настоящую, крепкую семью. Крепкую семью можно создать только с человеком, который с помощью разума и выдержки хранит свой свет. Но как привлечь такого человека, если сам не светишься?..

Для девушки потеря стыда означает потерю возможности создать семью с достойным мужчиной. Поскольку с достойным мужчиной может быть только достойная женщина. С настоящим принцем – только настоящая принцесса. А какая же принцесса – без стыда и совести?

Конечно, принцессе из американского мультика не нужен стыд. Но, поверьте, американцы ничего не понимают в принцессах. Принцесс в Америке никогда не было. Их принцессы – не из жизни, а из эротических фантазий несчастливых художников этих мультфильмов. Очень жаль девочек, воспитанных на такой патологической видеопродукции. Им потом крайне трудно привести свои понятия к норме…

Береженых Бог бережет

Из СМИ постоянно раздаются голоса тех людей, которым человеческое достоинство не свойственно. Почему-то там они преобладают. Но в жизни много и других людей, просто они не всегда на виду. Я хочу дать слово именно тем людям, которые сознают свою ценность и поэтому берегут себя. Эти письма пришли на наш сайт «Настоящая любовь».

«Я поражаюсь тому, что девушки с 14-16 лет начинают хвастаться опытом! Я горжусь тем, что невинна, и собираюсь продолжать в том же духе. И меня не волнует, что когда многие мальчики узнают, что мне уже 16, начинают намекать на подобные темы и призывать к действиям».

Евгения, 16 лет.

«Многие парни, узнав, что девушка – девственница, перестают за ней ухаживать. Им кажется, что с ней что-то не так, никто наверно внимания не обращал, раз дожила до 23-х и осталась невинной. Со мной такая ситуация. Я еще надеюсь встретить свою любовь, не отчаиваюсь. Считаю, если какие-то отношения не получаются, значит, это просто не твой человек, главное – не отчаиваться и уделять внимание другим вещам: работа, дополнительное образование, хобби и т.д. Не ко всем же приходит настоящая любовь в 20 лет… Смотрю я на некоторых ровесниц, уже матери-одиночки в такие-то годы! Думаю, не все так плохо в моей жизни!»

Лилия, 23 года.

«В свои 22 я ещё девственница. Я симпатичная и у меня отличная фигура, многие говорят, просто идеальная. Я довольно открытый и общительный человек. Другая на моём месте в своём арсенале имела бы очень большую коллекцию мужчин. В наше время не только у мужчин спортивный интерес, но и у некоторых девушек тоже, но у меня не то воспитание. Я никогда не была обделена мужским вниманием, но меня всегда что-то останавливало от более близких отношений. Я и сейчас иногда думаю, что всем мужчинам вокруг нужен только секс. Конечно, есть исключения, но их очень сложно найти. Даже если такого человека найдешь, очень сложно понять – «это именно то, что мне нужно», а не очередной парень, которому нужен просто секс, и коллекции которого ты будешь далеко не №1, о каких-то чувствах говорить вообще не приходится.

Сейчас у меня есть парень, с которым мы очень редко встречаемся, он живет в другом городе и бывает в Питере не чаще чем два раза в месяц. Он мне очень нравится, и я ему тоже. Знакомы мы всего три месяца, но меня очень сильно к нему тянет, я чувствую, что это тот человек, который мне нужен, и ему почему-то хочется верить. Я просто боюсь его реакции, что он не поймёт и посмеётся. Я даже представляю, как он может отреагировать, да и не только он, но и любой другой на его месте. «Как с такими данными в 22 года можно быть девственницей, это просто нереально! Может быть, с тобой что-то не так?» Поэтому я стараюсь не говорить на тему близких отношений. Я просто очень скромная и говорю, что я не буду это обсуждать, настаивать бесполезно».

Наталья 22 года.

«Мне 25 и я до сих пор девственница, но я никогда не чувствовала себя белой вороной. У меня на счет этого никаких комплексов. Я не когда не обращала внимания на слова и мнения общества. Я считаю, не общество толкает к лишению девственности в раннем возрасте, а моральное воспитание родителей».

Ашхен, 25 лет.

«У меня есть знакомые, которые встречаются с парнями и при первой встрече им отдаются, тем самым отталкивают их от себя, парням быстро надоедают такие девушки. И это приводит к тому, что к 40 годам женщина – да, стала секс-машиной, но НИКОГДА не испытывала ЛЮБОВЬ. Я встретила свою любовь в 20 лет, до этого не было половых отношений с парнями, и я сейчас СЧАСТЛИВА, у меня очень любящий муж, и мы уже больше года вместе».

Женя, 21 год.

«Вот, мне скоро будет 21, а я не то, что девственник, я даже ещё ни разу не поцеловался. Многие мои друзья и знакомые утверждают, что если ты не переспал с женщиной, то ты не мужик. Когда я им говорю, что не собираюсь до свадьбы, так ещё начинают меня геем обзывать. Но я своё мнение не изменю. Я абсолютно уверен, что встречу в будущем любимую женщину, которая не бросит меня из-за того, что до брака «не нагулялся». Если других женщин не устраивает моя девственность, то пусть гуляют на все четыре стороны. И вы, дорогие девушки, тоже берегите свою чистоту до брака. Если парень не оценит это, то зачем вам такой нужен? Он просто эгоистичен по отношению к вам».

Александр, 20 лет.

«Радуюсь, что не поторопилась, иначе не встретила бы я его теперь, чистого, ясноглазого. И не было бы разговора, когда мы вдруг обнаружили, что мечта у нас общая – семья из пяти человек. Будет трудно, но, несмотря на это, хочу сохранить свет, который узнала».

Ольга, 23 года.

«Жизнь меня занесла на Запад. А здесь, поверьте, все еще хуже, чем странах бывшего СССР. У меня много подруг, которые то и дело утверждают, что мне будет очень сложно найти парня. А вот я почему-то уверена в противоположном – если найду, то только того, у которого я буду единственной, как сердце в груди. В 21 год одна – сложно, потому что нет рядом плеча, на которое я могла бы опереться, но это лучше, чем стать подстилкой (в моем понимании). Как-то год назад моя подруга во время своей депрессии рассказала, что она еще девственница (в 20 лет). Да с какой горечью и слезами на глазах! Я просто не поверила, что еще существуют люди, которые о своей чистоте сожалеют! Я ей ответила, что тоже не была близка с парнем в каком-либо отношении. Но, в отличие от неё, я горжусь этим».

Аленка, 21 год.

«Я полностью согласна с тем, что девственность должна быть отдана только мужу. Ведь после неудачного опыта может серьезно нарушиться психика… Я горжусь, что я еще девственница, хоть и подруги меня не понимают. Я читала, что если ты для себя решила сохранить девственность до брака, то Бог тебе в этом поможет».

Катерина 18 лет.

«Я живу в такой республике, где девушка должна хранить свою чистоту. И я считаю, что это правильно. Меня воспитали именно так и я благодарна за это своим родителям. Мне 19, я довольно-таки современная, но это не мешает оставаться мне такой, какая я есть. Девушки, испокон веков невеста наряжалась в белое платье, а белый цвет, как вы знаете, символизирует чистоту и невинность. Не нарушайте этой традиции! Чистота девушки – это как нераскрывшийся цветок, до которого сможет дотронуться только тот единственный и неповторимый, который по праву будет называться вашим мужем!!!»

Мила, 19 лет.

«Хранение чистоты до брака – не испытание. Во всяком случае, для меня. Таким образом ты просто защищаешь себя от грязи, лицемерия, чужого эгоизма… А если ты слушаешь окружающих, если они имеют влияние на тебя, и уже в 16 лет тебе стыдно, что нет опыта близости, ты просто еще не сформировавшаяся личность, с очень мягким стержнем, раз голос людей, которые себя не уважают, важнее голоса собственного сердца!»

Даша 19 лет.

«Я считаю, что каждый орган в организме должен использоваться по своему назначению. Свои детородные органы рассматриваю как колыбель своих детей. Поэтому никогда не использовала их в спортивных интересах, оздоровительных, завлекательных, развлекательных и других качествах. При половом акте переплетаются не только тела, но и на тонком невидимом плане и судьбы. Во время экстаза происходит сращивание пересекаемых структур и, в конечном счете, процесс конъюгации. Люди обмениваются не только эмоциями, но и способностями, характером, возрастом, внешностью, привычками, удачей и судьбой. Может быть, и поэтому у умственно неполноценных людей повышенная половая активность. Зачем растрачивать себя для сомнительного опыта? Зачем терять свою индивидуальность?

Отношение ко всему зависит от мировоззрения человека, его миссии и ценностей в жизни. Что для человека приемлемо или неприемлемо, подскажет ему или ей внутренний голос. Если для души что-то противно или неприятно, то и не надо через свою душу перешагивать. Она лучше всех мудрецов знает, что для человека лучше. А если души нет, то и туда ему дорога, каждому своё».

Ирина, 22 года.

Наш с вами разговор не на уровне «нельзя-можно». Мы живем в реальном мире, а в реальном мире трудно совершать правильные поступки, особенно когда рядом мало или вовсе нет тех, кто так поступает. Реальность такова, что мы с вами к моменту прочтения этой книги, возможно, уже совершали ошибки, и поздно говорить о вершинах чистоты и добродетели. Но жизнь – не черно-белая, есть много оттенков. Мы говорим с вами о том, что полезно нам и что вредно, мы говорим о добре и зле как о полюсах, по которым настраивается наш компас. А дальше мы делаем выбор, причем каждый день много раз, в какую сторону идти и насколько настойчиво. Кто-то выбирает полюс сиюминутных удовольствий, полюс слабости, и за всю жизнь так и не создает настоящей семьи. Кто-то довольствуется среднестатистической долей двух-трех непродолжительных браков с несчастными детьми-полусиротами. А кто-то понимает, что жизнь одна, и обидно разменивать ее по мелочам, хочется выиграть главные призы. Крепкая счастливая семья, наполненная любовью, — один из самых главных, если не самый главный приз в этой жизни. Ради него стоит воспользоваться разумом и волей, которые для чего-то даны нам.

Совесть представляет способность человека критически осмысливать свои поступки и переживать их, эмоционально реагировать на собственные оценки - автономную, по сути независимую от мнения окружающих способность человеческого сознания. В этом совесть отличается от другого контрольного механизма сознания - стыда. В стыде отражается осознание человеком своего несоответствия некоторым принятым нормам или ожиданиям окружающих, но, в отличие от совести, в стыде более четко, более формально определяются критерии несоответствия. Они всецело заданы здесь со стороны правил приличия, выработанных данной общностью, группой и т. д., в то время как в совести в гораздо большей степени самостоятельно определяются критерии оценки. Стыд и совесть являются специфически нравственными чувствами сознания вины. Можно испытывать стыд за других, близких людей. Это происходит в том случае, если чувствуется какая-то совместная ответственность, сопричастность общности, члены которой совершили неблаговидные поступки. Это может проявляться даже в отдаленном историческом времени и в масштабах принадлежности к обширной социально-исторической общности людей. Например, стыд немцев за преступления нацистов, желание искупить вину, проявить заботу о потерпевших, хотя современные люди немецкой национальности, разумеется, лично не ответственны за преступления своих предков. В отличие от совести, «стыд полностью сориентирован на мнение других лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека эти лица. Поэтому индивид может испытывать стыд - даже за случайные, непредполагаемые результаты действий или за действия, которые ему кажутся нормальными, но которые, как он знает, не признаются в качестве таковых окружением» .

Философы очень давно обратили внимание на значение совести как внутреннего контрольного механизма поведения. Уже Демокрит говорил о том, что человек должен учиться стыдиться самого себя. «Должно стыдиться самого себя столько же, сколько других, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя, и в каждой душе должен быть начертан закон: «Не делай ничего непристойного» . Хотя здесь не употребляется еще термин «совесть», речь идет именно о ней. При этом Демокрит однозначно связывает совесть с долгом, понимаемым в виде некоторого императива, предъявляемого человеку обществом, но одновременно добровольно принимаемого и самим человеком в виде требования улучшения своей природы, формирования в ней некоторого закона, которого там изначально не содержится.

Вопрос о том, почему человек принимает на себя обязательства, выражаемые понятием личного долга, и ориентируется на совесть для контроля этих же добровольно принятых им обязательств, собственно, представляется одним из самых сложных вопросов этики. Как мы уже видели, он по-разному решался в различных способах обоснования морали.

Самое простое решение заключается в том, что голос совести воспринимается как нечто внешнее, идущее либо от преследования со стороны душ тех людей, которые пострадали от нанесенных им обид, либо как голос некоторого авторитета - родоначальника, божественного предка, следящего за выполнением им же установленных заповедей, которые составляют содержание должного. Но в таком случае внутренний контрольный механизм совести фактически объясняется с помощью чего-то внешнего. В этом есть рациональное зерно, так как человек, в принципе, осознает сам себя через взгляд со стороны. И не случайно сам термин «совесть» происходит этимологически от понятия

«со-видение», т. е. наблюдение за поведением кем-то, невидимо, но ощутимо присутствующим.

Однако уже в монотеистических религиях, несмотря на то, что в них сохраняется представление о постоянном наблюдении со стороны Бога за поведением человека, преодолевается понятие о совести, как постоянном со-видении. Известный теоретик христианской идеологии Аврелий Августин, объясняя задачи преодоления греха, говорил о том, что мысль, согласно которой Бог непосредственно наказывает нас за все грехи, является упрощенной. Человек, по его представлению, сам наказывает себя последствиями своего греха . Это позволяет взглянуть на совесть совсем с другой стороны. В данной логике рассуждения она может быть представлена как некоторое средство контроля поведения, которое человек заинтересованно формирует в связи с самостоятельной психотерапевтической практикой, направленной на то, чтобы избежать впадения во грех.

По существу, то же понимание совести может быть развито на основе нерелигиозной точки зрения. При нерелигиозном подходе к этике меняется не само представление о необходимости совести, не осознание того, что она представляет собой контрольный механизм поведения, а то, что в качестве авторитетного источника требования берется уже не Бог, не некоторая трансцендентная сила, а значимое мнение других людей. Причем мнение, основанное не просто на собственном предположении о том, что другие люди прореагируют на мое поведение таким-то и таким образом, а на ожидаемой реакции, подтвержденной фактом существования в обществе некоторой социальной нормы. Норма, например, показывает, что предательство точно будет осуждено, что измена родине недопустима, хотя какой-то отдельный человек может полагать, что государство, в котором он живет, несовершенно, что рождение на данной территории является случайным фактом, и, следовательно, об измене в случае действий против интересов своего народа говорить нельзя. Такие рассуждения в отдельных случаях, предположим, когда человек встает выше локальных интересов своего государства и пытается утверждать общечеловеческий интерес, являются морально допустимыми. Но они недопустимы тогда, когда не соотносятся с жертвенным поведением, а направлены просто на самооправдание в совершаемом по слабости духа предательстве.