Святой мученик младенец гавриил белостокский. Мученик младенец гавриил белостокский

О мученической смерти младенца Гавриила говорится в знаменитой книге Владимира Даля

3 мая по новому стилю Православная Церковь чтит память святого мученика младенца Гавриила Белостокского. Гавриил, сын благочестивых крестьян Петра и Анастасии, родился 22 марта 1684 года в селе Зверки Гродненской губернии. Родители младенца Гавриила хранили православную веру, несмотря на притеснения, которым подвергались православные Белой Руси, не желавшие принимать унию с латинянами. Их единственный ребенок - любящий родителей, невинный мальчик стал жертвой жидовского изуверства.

11 апреля 1690 года, когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался иудей-арендатор. Он тайно увез дитя в Белосток, где младенца предали пыткам. Иудеи посадили младенца Гавриила в подвал, где при помощи острых орудий проткнули ему бок для выпускания крови. После чего младенец мученик был распят на кресте, установленном в корыте и исколот острыми орудиями для выпускания остатков крови. Когда через девять дней мучений ребенок скончался, жиды тайно вывезли его бездыханное тело в поле и бросили у опушки леса, вблизи села Зверки.

Приближался праздник святой Пасхи. К телу прибегали голодные собаки, на их лай сошлись жители и обнаружили жертву иудейского изуверства. Во время следствия выяснились обстоятельства ритуального убийства, которое совершили иудеи, они были найдены и наказаны - в архивах городского Заблудовского правления оставлена соответствующая запись. Тело замученного младенца Гавриила при стечении народа предано было земле близ кладбищенского храма в Зверках и пребывало там около 30 лет.

В начале 18-го века по всей территории Белостокского уезда прошел мор. Людей едва успевали хоронить, в селе Зверки умерших детей старались положить поближе к могиле младенца Гавриила, чувствуя необычную благодать этого места. Однажды во время погребения случайно задели гроб мученика и тело обнаружили нетленным. Весть об этом разнеслась среди верующего народа. Это было в 1720 году. Предание связывает с этим событием многие исцеления, происшедшие у могилы святого мученика младенца Гавриила и окончанием эпидемии, что послужило поводом его почитания.

9 мая 1755 года мощи Святого мученика младенца Гавриила были перенесены в монастырь в Слуцкий Свято-Троицкий в Минской губернии. Крестный ход со святыми мощами величественно прошествовал более 300 верст. В 1820 году мученик младенец Гавриил был причислен к лику святых Российской Православной Церковью. В 1855 году была составлена молитва мученику младенцу Гавриилу, в 1893 году власти Литовской епархии распорядились, чтобы во всех церквях губернии находились иконы святого мученика младенца Гавриила. Над мощами святого мученика младенца Гавриила горела неугасимая лампада чистого серебра, дар архиепископа Волынского Антония Храповицкого, будущего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. В 1908 году в типографии Успенской Почаевской Лавры была напечатана “Cлужба Святому мученику младенцу Гавриилу, в лето Господне 1690-ое от иудей умученному в Белостоке граде, егоже нетленныя мощи во граде Слуцке доднесь почивают”, составленная архиепископом Антонием.

В Слуцке находилась специальная книга, в которой записывались достоверные чудесные случаи связанные с находящимися там мощами Святого мученика младенца Гавриила. Всенародное почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской Империи. В день памяти святого к месту его упокоения со всей страны собирались тысячи паломников.

О мученической смерти младенца Гавриила упоминается в изданной в 1913 году книге Владимира Даля “Записка о ритуальных убийствах”: “в Минской губернии, у Слуцка, в Свято-Троицком монастыре, почиют мощи младенца Гавриила, замученного в 1690 году жидами. В надписи рассказаны все подробности этого происшествия; злодейство совершено в Белостоке, труп найден в густом хлебе, с обычными в сих случаях знаками. Собаки открыли лаем своим тело младенца, признанного впоследствии местным угодником. В честь ему сложены молебные песни, известные под названием тропаря и кондака. Еврей-арендатор Шутка был главный убийца”. В 1912 году на суде по делу о ритуальном убийстве Андрюши Ющинского, совершенного иудеями накануне праздника Св.Пасхи, сторона обвинения предъявляла мощи св.мученика Гавриила как аргумент в судебном споре.

Когда после октябрьского переворота 1917 года начались кровавые гонения на православных, врагам Христа сильно мешала память об уподобившемся Ему младенце. В 1919 году в Москве большевицкой властью было возбуждено судебное дело “об антисемитской агитации” в соборе Василия Блаженного в связи с обнаружением в нем усыпальницы св.мученика Гавриила. Как гласит протокол: “26 октября 1919 года в собор зашли члены РКП(б) ротный и взводный командир Первых московских пулеметных курсов РККА Антонов и Баскаков с просьбой показать им достопримечательности собора. В качестве экскурсовода выступила сторожиха Мошкова; она на нижнем этаже собора показала красноармейцам усыпальницу-ящик, на вопросы о происхождении дала следующее объяснение: “Здесь находится половина мощей отрока Гавриила, которого евреи зарезали. Ведь им нужна русская кровь… Они ее пьют. Наши все священники это знают и нам сказывали. Это дело изучил наш священник, протоиерей Кузнецов. Сам протоиерей мне это сказывал”.

27 октября 1919 года собор посетила член РКП(б) Клемент; сторож Мошков, показывая ей на ту же гробницу, сказал: “Отрок Гавриил, замучен жидами… Они его убили и из жилы кровь пили”. Настоятель храма Иоанн Восторгов, который был расстрелян в 1918 году, поставил раку с мощами в храме, украсил ее цветами, служил возле нее молебны и произносил погромные антисемитские проповеди. Кроме того, в соборе открыто с прилавка распространялись многочисленные листовки Восторгова, по мнению суда, радикально черносотенного и контрреволюционного содержания. Священники Кузнецов и Ковалевский служили молебны перед мощами, а на ковчеге с мощами написан тропарь и кондак Гавриилу. По постановлению суда ящик с мощами Гавриила был отправлен в Уголовный музей при Главмилиции. По отношению к тропарю и кондаку суд вынес следующее постановление: “Употребление тропаря гл. 5 и кондака гл. 6 в честь отрока Гавриила, как определенно человеконенавистнического и контрреволюционного характера, развращающего правосознание трудящихся, считать недопустимыми, и лиц, их публично употребляющих, привлекать к ответственности за контрреволюционные деяния”.

Часть мощей святого младенца, хранившихся в Троицком Слуцком монастыре, в 30-е годы была перенесена в музей атеизма в Минске. Возможно, святыня погибла бы, но во время советско-германской войны почитание отрока Гавриила было восстановлено. В 1941 году его мощи из музея были перенесены в кафедральный Преображенский собор Минска. В селе Заблудове на немецкие деньги была построена церковь, где разместили часть мощей. В 1944 году при отступлении вермахт помог организовать перевозку мощей из Минска в Гродно в церковь Покрова Божией Матери, где они находились в подвале до 1992 года, после чего были переданы Польской православной церкви. В крестном ходе при встрече святых мощей мученика-младенца в ныне польском Белостоке приняли участие до 60 тысяч человек.

При этом польские СМИ обошли тогда это событие полным молчанием. Ведь всенародное почитание святого младенца по сей день доставляет немало хлопот еврейским потомкам арендатора Шутко. Еще в 1975 году известный либеральный “священник” Александр Мень выражал надежду, что Гавриил Белостокский и некоторые другие будут когда-нибудь деканонизированы. Еврейские организации бывшего СССР обратили внимание на возрождение в Белоруссии почитания Гавриила Белостокского еще в 1997 году. Возрождение почитания Гавриила Белостокского упоминается как нарушение религиозных свобод в докладах Конгресса США по антисемитизму в 2003, 2004, 2005 и 2006 годах, а также подкомитета Конгресса США по иностранным делам.

В щекотливом положении находятся и функционеры чекистской Московской патриархии. “Деканонизировать” святого, по молитвам к которому по сей день продолжаются чудесные исцеления, и который почитается в народе покровителем болящих детей, они не решаются. Поэтому в МП корректировке постепенно подвергается житие святого отрока. Так, в одной из последних его редакций не сообщается ни единого слова ни о каких убийцах-евреях, смерть младенца наступила якобы в результате “удара молнии”.

Церковь вот уже более трёх веков чтит память принявшего крестные муки невинного младенца Гавриила. По свидетельству летописи Слуцкого Свято-Троицкого монастыря, Гавриил родился 22 марта 1684 года в селе Зверки близ Белостока у благочестивых крестьян Петра и Анастасии. Мальчик рос кротким, незлобивым, заметна была в нем склонность к созерцательному уединению.

Земли этого села (ныне это Польша) помещик отдал в аренду одному еврею, который, в сущности, и распоряжался судьбой всех крестьян. Они терпели и отдавали ему большую часть своего урожая. Во всяком народе есть люди умные и глупые, злые и добрые, - это совершенно бесспорно. Вот и этот еврей-арендатор оказался злодеем.

Он похитил шестилетнего Гаврюшу и распял на кресте в Пятницу Страстной седмицы, это было 11 апреля 1690 года. Еврей похитил мальчонку, когда мать понесла мужу -отцу Гаврюши обед в поле.

Убийца приласкал дитя и тайно увез его в Белый Сток, где младенца сообщники и соратники еврея-иудея предали мучению. Иудеи заточили младенца Гавриила в подвал, где при помощи острых орудий проткнули ему бок для выпускания крови. После чего младенец мученик был распят на кресте, установленном в корыте для сбора его крови и исколот острыми орудиями для выпускания остатков крови. После полного истечения крови младенец был убит.

После этого иудеи тайно вывезли его бездыханное тело в поле и бросили у опушки леса, вблизи села Зверки. К телу прибегали голодные собаки, над ним кружились хищные птицы, но собаки не только не растерзали его, но охраняли даже от птиц. Через девять дней после убийства православные жители Зверков по непрестанному лаю собак обнаружили нетленное тело мученика младенца Гавриила.

Во время следствия выяснились обстоятельства ритуального убийства, которое совершили иудеи, они были найдены и наказаны; в мемуарах городского Заблудовского правления оставлена соответствующая запись.

Видный богослов и историк Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский (+1866) в известном труде "Жизнеописание русских святых, чтимых Православною Церковью" под 20 апреля писал:

"Жид Шутко, арендатор Зверков, приласкал к себе дитя, завел в свой дом и увез его в Белый Сток; здесь сбежавшиеся жиды мучили отрока без милосердия. Внеся его в темное место распяли и пустили из боку кровь, потом кололи его разными инструментами, пока не выпустили всей крови, а мертвое тело бросили в поле. По ране в боку и другим признакам очевидно было, что кровь выпущена из отрока изуверством жидовским. Жиды судебно изобличены в преступлении".

В этой же книге помещен рисунок академика живописи Ф.Солнцева, на котором изображены мучения младенца Гавриила. Младенец мученик изображен распятым на большом кресте. Крест укреплен в корыте, в которое струйками течет кровь из ран от гвоздей в руках, ногах и из исколотого тела. Все тело в кровавых пятнах, рубашка спущена до пояса, корыто поставлено на подставке. На полу лежат: молоток, клещи, два ножа; один из них с острым концом.

Подробное описание мучений младенца Гавриила можно также прочитать в книге "Святая юность. Рассказы о святых детях и детстве и отрочестве святых" (издана в 1913 году, переиздана Международным издательским центром православной литературы в 1994 году).

В ней рассказывается: "Евреи распяли шестилетнего православного младенца Гавриила. Он был прободен в бок, и из него по каплям выточили кровь. По поверью, ходящему между христианами и подтвержденному, к сожалению, многократными случаями, некоторые изуверские иудейские секты используют кровь невинных христианских младенцев для приготовления опресноков. С этой целью заранее намечается жертва, обыкновенно ребенок из бедной семьи. Евреи заманивают его к себе и, держа стоя и заткнув ему рот, острыми инструментами колют его так, чтоб из жил его вытекла вся кровь. Потом, обескровленного убивают его и бросают непогребенным".

Младенец Гавриил явно пострадал за Христа, потому что принял мученическую смерть.

На девятый день ребенок скончался, его бросили в поле у опушки леса близ деревни Зверки. Тело младенца-мученика Гавриила было выброшено в поле на съедение птицам. Голодные собаки, нашедшие тело, не только не растерзали его, но охраняли даже от хищных птиц. На доносившийся лай собак пришли жители деревни, нашли тело мученика и признали, что младенец погиб в результате ритуального убийства.

Тело замученного Гавриила, при большом стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, предано было земле близ храма. Монахи близлежащего Заблудовского монастыря засвидетельствовали мученическую кончину Гавриила и решили, что он, как мученик, достоин погребения не на сельском кладбище, а в стенах обители. Гаврюшу похоронили. А потом был погром. Помещик вынужден был сменить арендатора. Но его не убили, даже не судили, кажется. Во всяком случае, нигде никаких упоминаний об этом нет. Сказано, что он просто бежал из этих мест.

На могилке святого мученика совершались чудеса. Там получали исцеление от скорбей и болезней и взрослые, и дети. Через 30 лет после смерти мощи св. Гавриила оставались нетленными. В 1746 г. храм, в котором был погребен младенец, сгорел, но святые мощи уцелели. Частично обгорела ручка, но когда святые мощи были перенесены в монастырь, ручка чудесно зажила и вновь покрылась кожей.

В 1775 году раку с мощами мученика Гавриила поставили в храме Свято-Троицкого монастыря в Слуцке по благословению настоятеля обители архимандрита Михаила Казачинского. 9 мая 1755 г. ввиду напряженной обстановки, вызванной внешними обстоятельствами и недоброжелательностью инославного населения, по благословению киевского митрополита архимандрит Михаил (Козачинский) перенес мощи Святого мученика младенца Гавриила в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь в Минской губернии (один из важнейших центров православия в Западном крае).

Он составил стихотворное повествование о младенце мученике Гаврииле, в котором были слова как бы вложенные в уста самого младенца мученика, извещающего людей о своих мучениях: "Когда из других мест жиды прибежали,/ То бесчеловечно меня там мучить стали,/ Внесли меня в темный подвал на страдание/ И, распяв на кресте, кровь из бока выпускали,/ Потом кололи все мое тело,/ Пока хоть каплю крови оно имело".

Крестный ход со св. мощами - раку несли на руках, - величественно прошествовал более 300 верст. К дороге, по которой проходил крестный ход, пришел многочисленный православный люд с далеких и близких мест. Православные христиане, стоя по обе стороны дороги на коленях, со слезами на глазах просили святого о помощи и даровании им силы на сохранение веры отцов, Святого Православия.

Мощи младенца мученика Гавриила лежали в раке совершенно открытыми. Обе ручки младенца держали маленький наперстный крест. Пальцы исколоты, на теле рваные раны. У раки висела доска, а на ней на церковно-славянском и польском языках надпись: "Мощи младенца Гавриила Гавделюченко из села Зверки графства Заблудовскаго, рожденного 1684 года марта 22 дня, а замученного от жидов в Белом Стоку 1690 года апреля 20 дня. О сем, кто хощет пространнее ведати, отсылается до книг правных Магдебургии Слуцкой. 1755 года мая 9 дня, за благополучным княжением сиятельнейшего князя Иеронима". В 1820 году мученик младенец Гавриил был причислен к лику святых Российской Православной Церковью. В 1855 году была составлена молитва мученику младенцу Гавриилу, игуменом Модестом, ректором Слуцкой семинарии.

В 1891 году над мощами святого поставили икону святого младенца мученика, дар И.П.Трутнева, список с иконы расположенной в иконостасе большого монастырского храма Святого Духа. В 1893 году власти Литовской епархии распорядились, чтобы во всех церквях губернии находились иконы святого мученика младенца Гавриила. Это был известный нам образ святого мученика младенца Гавриила, он изображен с руками, сложенными на крест и положенными на грудь или же держащий в руках крестик, в простой одежде подпоясанной шнурком, без обуви.

Над мощами святого мученика младенца Гавриила горела неугасимая лампада чистого серебра, дар архиепископа Волынского Антония (Храповицкого). Вместе с возрастающей славой младенца мученика Гавриила и расширяющимся его почитанием православные старались особым образом украсить раку с его святыми мощами.

В 1897 году на добровольные пожертвования была изготовлена новая серебряная рака. Деревянная рака, в которой до этого находились мощи, была с частицей мощей мученика младенца Гавриила в июне 1908 года перенесена по благословению епископа Белостокского Владимира в Белосток. (В 1915 году эта рака с частицей мощей была перевезена епископом Владимиром Белостокским в Москву, где находилась в Покровском Соборе на Красной площади.)

В 1915 году, во время Первой мировой войны, беженцы из Белостока привезли мощи в Москву, где они были поставлены в храме Василия Блаженного на Красной площади. В день памяти младенца Гавриила 3 мая 1918 г. настоятель храма протоиерей Иоанн Восторгов отслужил Литургию и просто рассказал о мученике Гаврииле. И его сразу обвинили в разжигании национальной розни. Живая память и честь, воздаваемая святому мученику младенцу Гавриилу народом, побудили построить на родине младенца Гавриила часовню. В 90-х годах XIX столетия по инициативе настоятеля заблудовского прихода священника Петра Четыркина начался сбор средств среди местного православного населения на строительство часовни в селе Зверки, которая должна была стоять на месте где в XVII веке находился родительский дом святого мученика младенца Гавриила. По благословению Брестского епископа Иосифа часовня была готова в апреле 1894 года и 19 апреля была освящена.

Часовня была деревянная, на каменном фундаменте, украшена куполом с крестом. Железная кровля, стены обиты досками и покрашены в ярко зеленый цвет. Внутренние стены оклеены обоями. Перед входом небольшое крыльцо под навесом. Двор часовни огражден деревянным забором. В день освящения часовни, церковь в Заблудове была заполнена местными прихожанами и паломниками. По окончании службы и отдыха зазвонили колокола приглашая молящихся к участию в торжествах посвященных освящению нововыстроенной часовни. После молебна святому мученику младенцу Гавриилу при колокольном звоне и пении кондака и "Христос Воскресе" крестный ход тихо двинулся в направлении села Зверки.

Из Зверков вышли паломники, которые пришли туда раньше, и присоединились к крестному ходу. Матери с детьми на руках, на коленях встречали крестный ход с иконой святого мученика младенца Гавриила. Крестный ход остановился у украшенной зеленью часовни. После освящения воды освятили часовню и две иконы мученика младенца Гавриила. По окончании освящения часовни раздали иконки с изображением святого мученика младенца Гавриила.

На следующий день 20 апреля в празднично украшенной заблудовской церкви было совершено богослужение с молебном святому мученику младенцу Гавриилу. Это событие привело к обновлению и росту почитания святого мученика младенца Гавриила на его родине.

Память мученика младенца Гавриила празднуется 20 апреля, в день мученической кончины, и в день Св. Духа, когда мощи обносили вокруг монастырской церкви. Св. Гавриил считается целителем детей. В 1894 г. был учрежден ежегодный крестный ход из Заблудова в Зверки. С этого времени ежегодно 20 апреля из заблудовской церкви совершался крестный ход к часовне в селе Зверки, чтобы прославлять молитвой память Святого мученика младенца Гавриила и просить его о заступничестве перед престолом Божиим. Происходило это празднество очень торжественно при огромном стечении паломников и православного духовенства.

В 1895 году было окончено строительство церкви в Друскенниках. 11 июля 1895 года ее освятили с посвящением святому мученику младенцу Гавриилу. В торжествах принимал участие епископ Брестский Иосиф, благодаря стараниям которого и был построен храм. Несмотря на дождливую погоду в торжествах приняли участие не только верующие нового прихода, но и большое количество паломников из разных мест, прибывших в этот курортный край. До этого времени из 500 православных храмов этой губернии не было ни одной церкви посвященной святому мученику младенцу Гавриилу, который был близок этому краю по своему происхождению. Место под эту церковь было выбрано не случайно. Храм посещался людьми, прибывшими из дальних мест с целью исцеления от болезней на известном курорте, что усилило почитание святого младенца мученика Гавриила.

В 1902 году, 6 октября все село Зверки сгорело вместе с часовней. По Божию промыслу в сгоревшей часовне остался неповрежденный огнем крест и икона святого мученика младенца Гавриила. Этот знак Божией милости побудил начать действия к возвращению святых мощей мученика младенца Гавриила на родину.

В 1908 году в типографии Успенской Почаевской Лавры была напечатана "Cлужба Святому мученику младенцу Гавриилу, в лето Господне 1690-ое от иудей умученному в Белостоке граде, егоже нетленныя мощи во граде Слуцке доднесь почивают", составленная архиепископом Волынским и Житомирским Антонием (Храповицким).

В 1908 году епископ Гродненский и Брестский Михаил вместе с епископом Белостокским Владимиром приняли решение перенести из Слуцка часть мощей святого мученика младенца Гавриила в город Белосток.

11 мая 1908 года в "Гродненских епархиальных ведомостях" напечатано "Воззвание к православным" епископа Гродненского и Брестского Михаила, в котором сообщалось, что "31 мая совершится перенесение из города Слуцка в Жировицкий монастырь Успения Божией Матери креста и мощевика, в котором вначале почивали мощи святого мученика младенца Гавриила. С 1 июня по 12 июня святые мощи будут перенесены из Жировицкого монастыря в город Белосток". 7 июня 1908 года крестный ход со святыми мощами возглавляемый священниками из двух приходов существующих в Ялувце прибыл в полдень в Сьвислочь и, получив там благословение, двинулся в Ялувец. После всенощного бдения в Крестовоздвиженской церкви на следующий день рано утром святые мощи были перенесены в другую церковь - святого князя Александра Невского и после литургии переданы православным из прихода в Новой воле, которые прошли двадцать верст со своим душепастырем, отцом Николаем Ежиковским. В Новой воле 9 июля святые мощи мученика младенца Гавриила были переданы отцу Платону Герминовичу с Потоки.

Следующим местом этого перенесения святых мощей были Заблудов и Зверки. Это событие описал в "Воззвании настоятеля Заблудовского повета" священник Василий Чулков: "10-11 июня в присутствии огромного скопления православных паломников и участии представителей властей, через город Заблудов и село Зверки прошел из города Слуцка торжественный крестный ход с иконой и частью святых мощей мученика младенца Гавриила. Это торжество подняло дух и религиозные чувства в народе. Прихожане Заблудовской церкви пришли к мнению, чтобы на отчизне святого мученика младенца Гавриила построить храм" ("Гродненские епархиальные ведомости" от 17 августа 1908 года). В этом воззвании отец Василий обратился ко всем православным Гродненской епархии жертвовать на строительство церкви в Зверках.

11 июня святые мощи мученика младенца Гавриила достигли пригорода Белостока - Дуйлид. На следующий день утром отец Александр Калишевич с крестным ходом переносит святые мощи мученика младенца Гавриила в Белосток, где соединился с крестным ходом из Белостока и все направляются в Свято-Никольский кафедральный собор. Так без малого через 150 лет святыня вернулась на свою отчизну.

Часть святых мощей мученика младенца Гавриила находилась в Свято-Никольском кафедральном соборе города Белостока до 1912 года, пока не были перенесена в Благовещенский монастырь в Супрасле. В книге-справочнике "Православные русские обители" изданной в 1910 году читаем: "В Белостокском уезде, в 14 верстах от уездного Белостока, на левом берегу реки Супрасля стоит православный Благовещенский монастырь - древний памятник православия, процветавшего в Западном крае России до появления унии".

Работы по приготовлению к строительству в Зверках церкви посвященной святому мученику младенцу Гавриилу началась со времени перенесения части святых мощей в Белосток, но были прерваны во время Первой мировой войны в 1915 году, когда значительная часть прихожан вместе с духовенством была эвакуирована в глубь России.

В Слуцке находилась специальная книга, в которой записывались известные духовным и государственным властям чудесные случаи, связанные с находящимися там мощами Святого мученика младенца Гавриила.

Всенародное почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской Империи. В день памяти святого к месту его упокоения со всей страны собирались тысячи паломников. В журнале "Русский инок" в 1914 году описан один из таких дней торжественного народного величия: "В печати появилось в высшей степени интересное сообщение о посещении древнего Свято-Троицкого монастыря в городе Слуцке, где покоятся мощи святого мученика младенца Гавриила. Мощи младенца мученика лежат в гробике совершенно открытыми. Обе ручки младенца обхватывают маленький наперстный крест. Пальцы на руках исколоты и видны рваные раны. Мощи мученика сохранились замечательно. На младенце мученике надета шелковая рубашечка.

20 апреля всенощное бдение у раки с мощами мученика младенца Гавриила совершено тремя архиереями с литией на открытом воздухе. Всю ночь совершалось бдение и поклонение святым мощам мученика. Молящиеся прибывали отовсюду. Питейные заведения в течение трех дней были закрыты. Ввиду огромного числа молящихся, стекавшихся на поклонение мощам, в монастыре 20 апреля совершены две литургии с крестным ходом вокруг монастыря. Богослужение совершал архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) в сослужении с епископами Минским Митрофаном и Слуцким Феофилактом и сонмом духовенства. Владыкой Антонием (Храповицким) произнесено слово в память Святого мученика младенца Гавриила.

Во время крестного хода с мощами мученика младенца Гавриила на глазах народа, архиепископа Антония (Храповицкаго) и предводителя дворянства Рыбакова шестилетний крестьянский мальчик с парализованными ногами получил исцеление. Архиепископ Антоний (Храповицкий) окропил малютку святой водой, затем всенародно произнес акафист мученику младенцу Гавриилу. Владыка Антоний (Храповицкий) отметил, что такой наплыв паломников (35 тысяч) он наблюдал только в Почаеве, да и то редко.

Праздник прошел благополучно. Были получены сотни приветственных телеграмм от членов Государственного Совета, Думы, братств. В объединенном собрании под председательством архиепископа Антония (Храповицкого) всех православных людей, участвовавших в торжестве прославления святого мученика младенца Гавриила, постановлено повергнуть к стопам Его Императорского Величества Государя Императора верноподданнические чувства любви и преданности. Всеподданнейшая телеграмма была составлена в следующих выражениях: "Ливадия, Его Императорскому Величеству. В лице ныне прославляемого Святого мученика младенца Гавриила, Белоруссия вспоминает свои вековые страдания, ослабу от которых она имеет только от Самодержавных обладателей земли Русской, посему о Них всегда горячо молится и ныне в священный день памяти умученного младенца умиленно просит Господа услышать мольбы многотысячного собравшегося сюда народа и сохранить помазанника Своего, Государя нашего, в здравии и долгоденствии".

Во время Первой мировой войны в период эвакуации в 1915 году епископ Белостокский Владимир вывез деревянную раку с частицей святых мощей мученика младенца Гавриила в Москву и временно поместил в Покровском соборе на Красной площади. Во время революции и гражданской войны святые мощи мученика младенца Гавриила находились в монастыре Святой Троицы в Слуцке.

После октябрьского переворота 1917 года начались кровавые гонения на православных.

Врагам Христа мешала память об уподобившемся Ему младенце. Так защищавший его память от поругания священномученик Иоанн Восторгов, настоятель московского Покровского собора на Красной площади был арестован иудо-большевиками и впоследствии расстрелян. За отцом Иоанном следили, специально подосланные чекисты, слушали его проповеди, пытались даже обвинить его в антисемитизме из-за того, что в храме Василия Блаженного находился ковчег с частицей мощей мученика младенца Гавриила, ставшего жертвой ритуального убийства совершенного членами изуверской иудейской секты. Но даже по тем временам обвинение оказалось бездоказательным и абсурдным. Тогда решили прибегнуть к провокации, обвинив отца Иоанна в "попытке продать уже не принадлежавший (согласно декрету об отделении церкви от государства от 23 января 1918 года, в части национализации церковных имуществ), купцу Пирогову дом московского миссионерского общества" (А.Светозарский. Пастырь добрый).
30 мая 1918 года о. Иоанн был арестован в своей квартире вместе с епископом Селенгинским Ефремом (Кузнецовым), его давним знакомым, который участвовал в Поместном Соборе и с началом смуты не смог уже вернуться в свою Иркутскую епархию. Одновременно были арестованы священник о. Корнеев и староста Успенского собора Н.Н. Ремизов. Сначала о. Иоанна содержали на Лубянке во Внутренней тюрьме ВЧК, затем перевели в Бутырку, где ему даже разрешили совершать богослужения в тюремной церкви" (А.Степанов. Делатель любви. Жизнь и подвиги вождя Черной Сотни священномученика протоиерея Иоанна Восторгова).

23 августа (5 сентября) 1918 года недалеко от Московского Братского кладбища, основанного Преподобномученицей Великой княгиней Елизаветой Феодоровной, были расстреляны: Ефрем, епископ Селенгинский, протоиерей Иоанн Восторгов, бывший министр внутренних дел Н.А. Маклаков, бывший председатель Государственного Совета И.Г. Щегловитов, бывший министр внутренних дел А.Н. Хвостов и бывший директор департамента полиции, сенатор С.П. Белецкий.

В 1919 году, когда иудо-большевики реквизировали мощи святых (постановление ВЧК от 23 апреля 1919 года), духовенство и клир Покровского собора были обвинены в контрреволюции и антисемитской агитации. В ноябре 1919 года было возбуждено уголовное дело "Об антисемитской агитации в московском соборе Василия Блаженного в связи с мощами мученика Гавриила".

Вмешательство властей в церковные дела дошло до того, что они запретили употребление тропаря и кондака мученику младенцу Гавриилу. "Народный суд" постановил: "Употребление тропаря, глас 5-й и кондака глас 6-й в честь младенца Гавриила, как определенно человеконенавистнического и контрреволюционного, развращающего правосознание трудящихся, считать недопустимыми, и лиц, их публично употребляющих, привлекать к ответственности за контрреволюционные деяния".

В постановлении "Народного суда" города Москвы от 5 декабря 1919 года написано: "Ящик с мощами так называемого мученика Гавриила сдать в судебное учреждение как вещественное по преступлению доказательство, для дальнейшего направления в соответствующее место. Этот ящик со всем содержимым сдан на хранение в Уголовный музей при Главмилиции (из журнала "Революция и Церковь", 1919; N6-8).

Совет народных комиссаров 29 июля 1920 года постановил: "Планово и последовательно препроводить на территории полную ликвидацию мощей". Это распоряжение не обошло и Святые мощи мученика младенца Гавриила... В 30-х годах Троицкий Слуцкий монастырь, где хранились мощи, был закрыт, а Святые мощи мученика младенца Гавриила перенесены в музей атеизма в Минске.

Во время Великой Отечественной войны репрессии стали слабеть, и в хаосе военной неразберихи православным жителям Минска удалось в 1942 году Святые мощи мученика младенца Гавриила поместить в деревянную раку в кафедральном соборе Преображения Господня в Минске, настоятелем которого был митрополит Пантелеимон (Рожновский). В 1943 году известие о нахождении святых мощей в минском соборе дошли до настоятеля церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селении Сьвислочь отца Алексия Зноско. Отец Алексий написал в короткое время акафист святому мученику младенцу Гавриилу, используя более 40 акафистов, которые служили образцом.

В 1944 году, во время немецкой оккупации появилась возможность осуществить давнюю мечту православного народа Белостокского края - перенести святые мощи на родину святого мученика младенца Гавриила.

Митрополит Пантелеимон (Рожновский) поручил отцу Алексию Зноско посетить кафедральный собор и отделить частицы от святых мощей младенца мученика. Отец Алексий много лет спустя рассказывал: "Пошли вместе с архимандритом в собор, и при раке с мощами прочитали акафист святому мученику Гавриилу моего авторства. По прочтении акафиста открыли раку и архимандрит вынул из левой ключицы частичку (длиной 1,5 см) и вручил ее мне". Эта частичка святых мощей была разделена на три части.

После этого отец Алексий Зноско доложил о своей миссии архиепископу Венедикту, который решил, что приход в селении Сьвислочь получит в дар одну частицу святых мощей, вторая частица была предназначена для Заблудова, а третья частица - для Гродненской кафедры. В мае 1944 года в день освящения отстроенной после военных действий церкви, частичка святых мощей была уложена в кресте под святым алтарем, где по сей день и находится. Послевоенная судьба этой великой святыни овеяна туманом тайны. Святые мощи на протяжении последних нескольких десятков лет находились в подземельях гродненской церкви вдалеке от тех, кто мог бы осквернить их. Святые мощи находились во влажном подвальном помещении в крайне непригодных для их хранения месте, но не пострадали, что лишний раз свидетельствует об их святости.

21/22 сентября 1992 г. святые мощи были перенесены с крестным ходом - первым с 1944 года - из гродненской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, где они хранились в Свято-Николаевский собор г. Белостока, по благословению архиепископа Варшавского и всея Польши Саввы.

На польской границе святые мощи встречали несколько тысяч верующих, которые сопровождали их до самого Белостока через все города и села. Мощи младенца мученика Гавриила перевозились в машине в дубовой раке, по пути верующие осыпали ее цветами, в каждом городе или деревне, где есть храм, делали остановку. Святые мощи вносились с крестным ходом в храм и служились молебны и акафисты, верующие прикладывались к святыне, оставались на ночь в храме, чтобы помолиться перед Святыми мощами мученика младенца Гавриила.

В самом Белостоке (ныне Польша, 280 тысяч жителей) святые мощи встретили на границе города и несли по главным улицам с крестным ходом в Николаевский собор. Крестный ход продолжался около трех часов, в нем участвовало 50-60 тысяч человек. Движение транспорта по улицам было остановлено. Крестный ход встречали даже представители светских властей. Однако, как обычно, когда дело касается жизни Православной Церкви, польские средства массовой информации обошли это событие молчанием.

Богослужение в Николаевском соборе продолжалось всю ночь, литургия была отслужена утром 23 сентября, после нее святые мощи младенца мученика Гавриила обнесли с крестным ходом вокруг храма и поместили в правом приделе собора, где они будут почивать постоянно. Еженедельно по вторникам пред ракой со святыми мощами читается акафист младенцу мученику Гавриилу.

В Польше мученик младенец Гавриил почитается православными как покровитель детей и молодежи. В день 22 сентября Польская Православная Церковь чтит перенесение Святых мощей мученика младенца Гавриила, обретающихся ныне в польской земле.

С 1993 года ежегодно 2-3 мая по новому стилю мощи младенца Гавриила переносятся из Белостока в Заблудов, где при открытой раке проводят всю ночь богослужения. Мощи привозят на машине до окраины Заблудова и оттуда на руках верующие несут их в заблудовский храм. Обычно по случаю праздника 2 мая из Белостока в Заблудов выходит паломнический крестный ход (обычно более тысячи паломников). Сейчас (2002 год) в деревне Зверки строится здание женского монастыря, куда в будущем планируется перенести из Белостокского собора Святые мощи младенца Гавриила.

Святый мучениче младенче Гаврииле, моли Бога о нас!

Тропарь, глас 5-й:

Святый младенче Гаврииле,/ ты за Прободеннаго нас ради от иудей/ люте от онехже в ребра прободен был еси/ и за Истощившаго кровь Свою за нас/ все тело твое на истощение крове/ в лютыя язвы предал еси,/ ныне же во славе вечней с Ним вселился еси./ Тем помяни и нас, молим, зде чтущих память твою,/ прося нам здравие телеси/ и спасение душам нашим.

Кондак, глас 6-й:

Отечество твое Зверки бысть,/ мучениче Христов Гаврииле,/ идеже от истых зверей - иудеев восхищен:/ абие родителей лишен еси,/ таже вся поряду люте претерпев,/ в отечество Небесное преселился еси./ Восхищай и нас зде от всяких напастей и скорбей/ и умоли, молим тя,/ улучити вечное наследие твое.

В истории всех народов разное бывало. Например, наши князья непримиримо воевали друг с другом во времена средневековья, у Ивана Грозного были опричники. Многое было. Мы от своей истории не отказываемся. В ней было и величие, и слава, и падение великое по грехам нашим. Был и замученный младенец Гавриил. Только о нём упоминать опасно. Протоиерей Иоанн Восторгов упомянул - и был арестован за антисемитскую пропаганду, затем расстрелян. А вскоре арестовали всё духовенство собора и даже церковного сторожа. Раку с мощами отправили в музей московской милиции. Собор закрыли.

Св. мученик Гавриил считается целителем детей. Святые мощи его несколько раз меняли место своего пребывания. С 1944 по 1992 гг. они хранились в Гродненской Покровской церкви, откуда торжественно были перенесены в Свято-Никольский собор г. Белостока (Польша).

Источник православие.ру; русбеседа.ру

КРАТКОЕ ЖИТИЕ МУЧЕНИКА МЛАДЕНЦА ГАВРИИЛА БЕЛОСТОКСКОГО, СЛУЦКОГО Святой мученик младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский, Слуцкий) родился 22 марта 1684 года в селе Зверки Заблудовского прихода Белостокского уезда Гродненской губернии (территория нынешней Польши). Был он сыном благочестивых крестьян Петра и Анастасии Говдель. Крестили его с именем святого Архангела Гавриила в храме тогдашнего Свято-Успенского Заблудовского монастыря, одной из немногих обителей в этой части Речи Посполитой, сохранившей в то время верность православию. Младенец Гавриил отличался от других детей необычными для его возраста качествами души. Он рос ребенком кротким и незлобивым. В нем была заметна склонность к молитве и уединению, чем к детским увеселениям и играм. Его родители, несмотря на притеснения, которым подвергались тогда православные Речи Посполитой, не желавшие принимать Брестскую унию, свято хранили православную веру. Большое влияние на святого младенца Гавриила оказывала близость монастыря, в котором во время богослужений он духовно созрел, учился молитве и познавал Бога. В 1690 году семью Говдель постигло великое горе. Невинный мальчик стал жертвой изуверства. 11 апреля, когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался арендатор-еврей, приласкал дитя и тайно увез его в г. Белосток, где младенца предали мучениям: распяли, прокололи бока, постепенно испуская кровь. На девятый день ребенок скончался, его бросили в поле у опушки леса близ деревни Зверки. Голодные собаки, нашедшие тело, не только не растерзали его, но охраняли даже от хищных птиц. На доносившийся лай собак пришли жители деревни, нашли тело мученика и признали, что младенец погиб в результате ритуального убийства. При стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, тело замученного младенца Гавриила было предано земле близ кладбищенского храма в Зверках, где и пробыло около 30 лет. В начале 18 века по всей территории Белостокского уезда прошел мор. Людей едва успевали хоронить. В селе Зверки умерших детей старались хоронить поближе к могиле младенца Гавриила, чувствуя необычную благодать этого места. Однажды в 1720 году во время погребения случайно задели гроб мученика. К величайшему удивлению, его тело обнаружили нетленным. Весть об этом молниеносно разнеслась среди православно верующего народа, усиливая почитание мученика. Предание связывает с этим событием многие исцеления, происшедшие у могилы святого, и окончание эпидемии, что послужило поводом для почитания мученика. Обретенные мощи благоговейно перенесли в крипту под храмом в селе Зверки. В 1746 году сгорела сельская церковь в Зверках, но мощи остались неповрежденными. Частично обгорела только ручка, да и то, несомненно, произошло согласно Божию промыслу, ради укрепления веры и благочестия в православном народе. Когда святые мощи были перенесены в Заблудовский монастырь, ручка чудесно зажила и вновь покрылась кожей. Св. Гавриил считается целителем детей. Святые мощи его несколько раз меняли место своего пребывания. С 1944 по 1992 гг. они хранились в Гродненской Покровской церкви, откуда торжественно были перенесены в Свято-Никольский собор г. Белостока. День памяти - 3 мая

Первые мощи, к которым мне посчастливилось приложиться, были мощами святого мученика , маленького шестилетнего мальчика из православной семьи, много лет назад в наших местах замученного религиозными изуверами. Почему именно к ним? Просто тогда они были единственными, что хранились в Свято-Покровском соборе города Гродно. В небольшом ковчеге из жёлтого металла напротив южных алтарных врат.

Не скажу, чтобы тогда я был очень уж верующим, но приложиться смог. Я не оговорился, приложиться губами к останкам умершего человека способен далеко не каждый.

Помню, как группой из четырех человек мы приехали в Тихона Задонский монастырь. Встретили нас очень радушно и тут же открыли раку с мощами святителя Тихона.

Мы с матушкой возликовали и, положив поклоны, с благоговением поцеловали святые останки. Затем, обернувшись к сопровождавшим нас молодым людям, я сделал приглашающий жест, и неожиданно для себя увидел их одновременно вытянувшиеся лица с брезгливой складкой на губах.

Как-то, уже став священником, я приехал к себе на родину и зашёл в собор. К тому времени мощи младенца Гавриила перенесли в Польшу, а в Гродно оставалась только их частица. Вошёл в совершенно пустой собор и вдруг неожиданно почувствовал, как какая-то непреодолимая сила повлекла меня к этой самой частице. Иду, ощущая благовонный запах, а моё нутро наполняется радостью, граничащей с ликованием. На всю жизнь у меня осталась в памяти, как святой младенец мученик встречал меня в храме, где пролежал сорок шесть лет.

Потому представьте моё удивление, когда после назначения настоятелем восстанавливающегося сельского храма, затерянного в далекой русской глубинке, на одном из его столпов я увидел удивительно трогательный новописанный образ младенца Гавриила. До этого иконы Гавриила Белостокского я видел только у нас в западной Беларуси. Спрашиваю у старосты:

– Откуда здесь эта икона?

– Батюшка, дело случая. Это произошло несколько лет назад, когда в нашей школе у старшеклассников шли выпускные экзамены. Один из учеников изо всех сил старался получить высокие оценки. Юноша всё время проводил над учебниками и, что говориться, перетрудился. В один из вечеров его мама услышала непрекращающийся хохот, доносящийся из комнаты сына. Открыла дверь и всё поняла, а дальше её реакция была совершенно неадекватной. Вместо того чтобы вызвать скорую да вести сына в психушку, совершенно далёкий от веры человек, она побежала в церковь.

– Помогите!

– Хорошо, – согласился мой предшественник, – везите мальчика в храм. Будем молиться, все вместе.

А когда они приехали, начал служить молебен мученику младенцу Гавриилу. Смеющегося юношу усадили на стул. Он запрокидывал голову назад и всё ещё продолжал хохотать. К концу молебна с каноном мальчик постепенно стал затихать и наконец уснул. Потом, проснувшись, пришёл в себя, и, отдохнув несколько дней, благополучно досдал оставшиеся экзамены. Вот после этого чудесного исцеления родители мальчика и попросили написать для нашего храма икону святого мученика.

Для меня этот образ дорог ещё и как память о родине. Всякий раз, отправляясь домой, я прошу его благословения в дорогу, а приезжая в Гродно, первым делом бегу к нему же в собор.

Вскоре после появления в храме образа святого младенца Гавриила у отца настоятеля появилось желание на соседнем столпе поместить образ ещё одного святого ребёнка, отрока Артемия Веркольского.

Только свободных денег в восстанавливающемся храме всегда в обрез, а обстоятельства всякий раз складывались так, что пускать их постоянно приходилось на что-то другое, в этот момент более насущное. Потом его перевели на другое место служения, а мечта осталась. И наши верующие о ней рассказали.

Но теперь уже мне нужно было чинить протекающую крышу, ставить нормальные рамы и ещё много-много чего, а образ отрока Артемия так и оставался мечтой. Конечно, периодически мы о нём вспоминали, говорили между собой и даже собирались объявить сбор пожертвований, но всякий раз будто что мешало.

Как-то зашли в наш храм двое, мужчина и женщина, обоим уже за тридцать пять, а детей всё нет и нет.

– Знакомые советуют повенчаться, может Бог нас услышит и благословит ребёночком?

Я назначил им день венчания, они готовились к исповеди, причащались, а когда пришли венчаться, оказалось, что в тот день как раз вспоминали отрока Артемия Веркольского. Конечно, я пожелал им мальчика, потом они ушли.

Не знаю, как другие, но я не помню тех, кого крестил или венчал, особенно если это люди приезжие. И ещё, меня всегда умиляет, когда мама или бабушка подводят ко мне ребёнка лет шести и произносят с нотками разочарования:

– Ну как же вы нас не помните, батюшка, вы же нашу Лерочку ещё младенчиком крестили.

Конечно, Лерочка для бабушки единственная и неповторимая, а мне каждую субботу приносят по нескольку таких малышей. Где же всех упомнить?

Вот точно так же в одну из суббот появляются немолодые уже родители с младенчиком на руках, и смотрят на меня влюбленно, обожающими глазами. И я понимаю, что раз они так смотрят, значит, раньше мы с ними уже определённо пересекались. Как бы только вспомнить, где? Лица помню, но обстоятельства – никак.

– Батюшка, вот он, наш Артёмка! Спасибо вам, теперь мы пришли крестить нашего малыша.

Начинаю соображать: «Так, если я ещё не крестил этого мальчика, значит каким-то образом причастен к его появлению на свет. Каким? Только если я венчал его родителей. Скорее всего».

– И сколько времени прошло после венчания?

– Ровно год. Сегодня день памяти святого отрока Артемия Веркольского.

Я тут же их вспомнил и обрадовался.

После крещения отец подошёл ко мне и объявил:

– Батюшка, нам с женой очень хочется поблагодарить Бога. Он дал нам Артёмку, а мы берёмся подарить храму икону святого отрока Артемия.

Обрадовавшись, я тогда подумал: правильно говорят, что святой приходит в храм тогда, когда мы готовы его принять. Время исполнилось, он и пришёл. Мы обсудили практическую сторону написания иконы, и счастливые родители отправились исполнять обещание.

Прошёл месяц, другой. Никто не появлялся. Потихоньку мы уже стали забывать о том разговоре, как в храм заехала знакомая женщина-предприниматель, которая кроме всего прочего приходилась ещё и родной тёткой младенчику Артёмке. Разговорились, спрашиваю:

– Как там твои поживают? Что-то давно не появляются. Хотели нашему храму икону подарить и пропали. Ты вообще-то в курсе их обещания?

– Конечно, в курсе. Только знаешь, как получается? Хочется доброе дело сделать, и тут вмешивается какое-то экстренное обстоятельство, потом вдруг становится жалко денег, и исполнение обещанного откладывается из месяца в месяц. В довершение всего Артёмкин папа неожиданно потерял работу, так что, батюшка, теперь я у них за главного кормильца, да и поильца тоже. И ни о какой иконе для вашего храма не может быть и речи.

– Ладно, у них не получается, но ведь это ваши близкие люди, почему бы вам, родственникам, им не помочь и не исполнить взятый ими обет? Не такая уж это и большая сумма.

– А что, разве так можно?

Уже через неделю Артёмкина тётка ворвалась к нам с победно поднятой рукой:

– Батюшка, вот обещанная жертва на икону! Все родные сбрасывались с радостью, даже из Воронежа бабушка пятьсот рублей прислала.

Она вручает мне конверт:

– А это от меня, на оклад к иконе.

Ещё через месяц на том самом месте, которое и я после моего предшественника оставлял свободным, мы поместили образ святого отрока Артемия Веркольского. Стоит ли говорить, что папа мальчика Артёма очень скоро нашёл работу. Я об этом узнал, когда мы случайно встретились с ним в ГАИ, он регистрировал только что купленную иномарку, подержанную, правда, но ещё довольно крепкую.

Прошёл наверно ещё год, и в храм снова пришёл Артемий, только уже не тот младенец, а другой, молодой парень лет двадцати двух. И пришёл с большой-большой бедой.

Так получилось, что поздно вечером он вёл машину, там, у себя в городке, где жил. В одном из мест извилистая дорога делала резкий поворот. Обычно по вечерам это опасное место освещалось светом фонаря, но в тот злополучный вечер фонарь не горел. А несколько молодых девчонок, не обращая внимания, что уже поздно и водители могут их не увидеть, взявшись под руки, шли, перегородив дорогу, и беззаботно хохотали. Артём и двигался-то небыстро, но девушек заметил только в самый последний момент. Он резко выкручивает руль вправо, машину заносит, но всё-таки одну из них сбивает.

– Батюшка, она погибла. Я убил сестру моего лучшего друга. В их семье я практически и вырос, её родители не делали между нами различий. А теперь я стал убийцей их дочери, и одновременно дорогого мне человека. Что может быть страшнее?

– Ты пытался поговорить с ними? Попросить прощения?

– Да, но меня и на порог не пускают. Встреча произойдёт только на суде.

– Что тебе грозит?

– Мне всё равно, я даже хочу, чтобы меня посадили.

– Почему ты пришёл ко мне?

– Не знаю, я и в церковь-то прежде никогда не заходил. Сегодня практически в первый раз.

Артём пришёл неожиданно, а у меня ещё целая куча дел. Тогда я посадил юношу к себе в машину, и мы проездили с ним часа два. Потом вернулись в церковь, и я предложил ему помолиться перед образом его святого. Беда привела человека в храм и первый раз в его жизни заставила молиться.

Он приезжал ещё несколько раз и молился святому отроку Артемию Веркольскому. Однажды он позвонил и назвал дату судебного разбирательства, а я не удивился, что суд был назначен в день его именин. И самое главное, в суде они наконец встретились и обнялись. Стояли так вместе и плакали.

После этого случая икону святого отрока украсил первый золотой перстень.

Маленький Артёмка давно уже вырос и учится в школе, иногда я бываю у них в семье, но мне так и не удалось подвигнуть его родителей к чему-то большему, как только освятить квартиру, а Артём меня радует, он стал настоящим христианином. Сейчас живёт в столице, часто бывает в храме. Нас тоже не забывает и периодически звонит. А тут вот недавно приехал и привёз нам икону Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость».

В православном календаре среди мучеников всех времен имеется немало детей. Начиная со времен мучеников Маккавейских и 14 тысяч младенцев, истребленных Иродом в Вифлееме, православное благочестие с особой любовью относится именно к детям, ставшим жертвами внезапной насильственной смерти. В их случае жертвенная смерть соединялась с чистотою их невинности. Тем самым еще не совсем зрелые в физическом смысле отроки и младенцы становились истинной «солью земли» и «светом мира» (Мф.5,13-14).

Отсюда причисление многих младенцев и отроков, замученных за веру от язычников в первые века христианства, а также в дальнейшем пострадавших от иноверных, инославных и атеистов, к лику святых. Отсюда и народное почитание и в дальнейшем причисление к лику святых мученика младенца Гавриила, названного Белостокским, Заблудовским и Слуцким.

Гавриил родился 22 марта (2 апреля) 1684 года в селе Зверки, близ городка Заблудова Белостокского уезда Гродненской губернии в семье православных крестьян Петра и Анастасии Гавдель. Младенец Гавриил отличался от других детей необычными для его возраста качествами души. Он рос ребенком кротким и незлобивым. В нем была заметна склонность к молитве и уединению, чем к детским увеселениям и играм.

Его родители, несмотря на притеснения, которым подвергались тогда православные Речи Посполитой, не желавшие принимать Брестскую унию, свято хранили православную веру. Большое влияние на святого младенца Гавриила оказывала близость монастыря, в котором во время богослужений он духовно созрел, учился молитве и познавал Бога.

В 1690 году семью Говдель постигло великое горе. Невинный мальчик стал жертвой изуверства. 11 апреля, когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался арендатор деревни — Шутко. Он приласкал дитя, и тайно увез его в Белосток, где младенца предали мучениям. Сначала его посадили в подвал, где при помощи острых орудий проткнули ему бок для выпускания крови. После этого мученик был распят на кресте, установленном в корыте и исколот острыми орудиями для выпускания остатков крови. На девятый день ребёнок скончался.

Палачи тайно вывезли бездыханное тело в поле, и бросили у опушки леса вблизи села Зверки. Приближался праздник святой Пасхи. К телу прибегали голодные собаки, над ним кружились хищные птицы, но собаки не только не растерзали его, но даже охраняли тело от птиц. На доносившийся лай сошлись жители села и обнаружили жертву изуверства. Изуверы были найдены и наказаны, а в мемуарах городского Заблудовского правления оставлена соответствующая запись.

При стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, тело замученного младенца Гавриила было предано земле близ кладбищенского храма в Зверках, где и пробыло около 30 лет.

В 1720 г., во время эпидемии, местные жители старались хоронить умерших младенцев вблизи могилы мученика, чувствуя благодатность этого места.

Однажды случайно задели гроб Гавриила и обнаружили его нетленные мощи. Их перенесли в крипту зверковской церкви. В 1746 г. храм сгорел, но мощи Гавриила остались невредимыми и были перенесены в Заблудовский монастырь.

В 1755 г. в связи с ухудшением материального положения монастыря, из-за «его обветшалости и из-за опасений нападок со стороны иноверцев» , с разрешения Константинопольского патриарха и по благословению Киевского митрополита архимандрит Михаил (Козачинский) перенес мощи Гавриила в слуцкий Свято-Троицкий монастырь.

Мощи святого младенца мученика Гавриила

Гавриил Белостокский был канонизирован Русской православной церковью в 1820 году и почитается как покровитель детей, его память совершается 20 апреля (3 мая) и 9 (22) мая. Церковь сообщает о многочисленных случаях исцеления от святых мощей. Постепенно почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской империи.

Вме­сте с зем­ной му­че­ни­че­ской кон­чи­ной мла­ден­ца Гав­ри­и­ла и од­новре­мен­ным его рож­де­ни­ем для но­вой, луч­шей жиз­ни мы по­лу­чи­ли осо­бен­но­го хо­да­тая за нас, греш­ных, пе­ред пре­сто­лом Все­выш­не­го.

В 1930-х годах Троицкий Слуцкий монастырь, где хранились мощи, был закрыт, а святые мощи Гавриила перенесены в Музей атеизма в Минске. В 1944 году святые мощи были перенесены из Минска в церковь Покрова Божией Матери в Гродно, где они находились до 21 сентября 1992 года. В 1992 году по благословению архиепископа Саввы (ставшего в 1998 году предстоятелем Польской Православной Церкви) мощи были торжественно перенесены в Свято-Никольский собор Белостока, где находятся и поныне, являясь объектом паломничества.

В деревне Зверки сегодня действует женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, где сооружен храм в честь святого Гавриила Белостокского. Это место также является местом православного паломничества, как для Русской, так и для Польской Православных Церквей.

Молитва святому мученику младенцу Гавриилу Заблудовскому, Белостокскому чудотворцу

Младенческаго незлобия хранителю, мученическаго мужества носителю, Гаврииле блаженне, земли нашея адаманте драгоценный, нечестия обличителю, к тебе мы, грешнии, молитвенно прибегаем и о гресех своих сокрушающеся, малодушия же своего стыдящеся, любовию зовем ти: скверн наших не возгнушайся, чистоты сый сокровище, нашего малодушия не омерзи, долготерпения учителю, но паче сих немощи наша от небес видя, тех исцеление нам твоею подаждь молитвою, и твоея Христу верности подражатели нас быти научи.

Аще ли безропотно Крест искушений и злостраданий понести невозможем, обаче и тогда милостивыя твоея помощи не лиши нас, угодниче Божий, но свободу и ослабу нам у Господа испроси, таже и молящыяся о чадех своих матери услыши, здравию и спасению младенцем от Господа податися умоляй.

Несть таковаго жесткаго сердца, еже слышанием о муках твоих святый младенче, не умилися и аще кроме умиленнаго воздыхания никоего же благаго деяния принести возможем, но и таковым умиленным помыслом наша умы и сердца, блаженне, просветив на исправление жития нашего, благодатию Божиею нас настави.

Всели в нас ревность неустанную о спасении душы и о Славе Божией, и о часе смертнем память неусыпную хранити помози нам; наипаче же в смертнем успении нашем терзания демонская и помыслы отчаяния от душ нашых предстательством твоим отжени и сия упованием Божественнаго прощения исполни, во еже непрестанно славити нам милосердие Отца и Сына и Святаго Духа, и твое крепкое заступление во веки веков. Аминь.

Акафист святому мученику младенцу Гавриилу Заблудовскому, Белостокскому чудототворцу, PDF »

Мученику младенцу Гавриилу Белостокскому

Тропарь, глас 5:

Святый младенче Гаврииле, ты за Прободеннаго нас ради от иудей, люте от онехже в ребра прободен был еси и за Истощившаго кровь Свою за нас все тело твое на истощение крове в лютыя язвы предал еси, ныне же во славе вечней с Ним вселился еси. Тем помяни и нас, молим, зде чтущих память твою, прося нам здравие телеси и спасение душам нашым.

Кондак, глас 6:

Отечество твое Зверки бысть, мучениче Христов Гаврииле, идеже от истых зверей-иудеев восхищен: абие родителей лишен еси, таже вся поряду люте претерпев, в отечество Небесное преселился еси. Восхищай и нас зде от всяких напастей и скорбей и умоли, молим тя, улучити вечное наследие твое.

Величание

Величаем тя, страстотерпче святый младенче Гаврииле, и чтем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

Вконтакте