Тантра. Учение о высшей Реальности


Здесь мы опишем лишь наиболее общие принципы Тантрического Пути, Учения, которое является наиболее древним и глубоким из всех существующих духовных традиций мира. И это так потому, что сама Тантра возникла на основе первичных архаичных религиозных культов, истоки Учения лежат во врожденной способности человека воспринимать мир образно, интуитивно ощущать его. Затем, на основе прямой, косвенной, знаковой информации создавать для себя духовную картину мироздания, мир, который наполнен жизнью видимой и скрытой.
Это способность воспринимать дух явлений и вещей, качество восходящее в глубочайшие слои бессознательного, способность, которая помогала человеку выживать в агрессивной среде дикого первобытного мира. Лишь много позднее стали появляться те формы религиозного поклонения, которые мы теперь называем мировыми религиями. И чем дальше развивалось человечество, тем больше религия отделялась от природы, тем больше она насыщалась философией, схоластикой, ментальными спекуляциями в ущерб непосредственному духовному опыту.

Тантрический путь

В отличие от Йоги, где практика нацелена на полный контроль тела, энергии и ума, в основном за счет подчинения и отрешенности, Тантра использует эти аспекты человека для видоизменения, духовной трансформации негативных качеств в позитивные. Некоторые люди обладают достаточной силой и решимостью преодолевать любые препятствия, кто-то обуреваем страстями и желаниями, испытывает сильные привязанности, гнев и т.п., для таких личностей порой сложно практиковать "путь ухода от социума", самоизоляции, отрешения и монашества.

Напротив, применяя против своих ограничений и страстей особые методы Тантры, цель духовной реализации достигается значительно быстрее. Существуют люди, которые по природе обладают особым тонким, образным восприятием мира, они ощущают глубинные процессы в энергетике тела, видят потоки энергии в живых существах, а потому для таких личностей будет правильным развивать эти способнсти до совершенного уровня и, с помощью их, постигнуть природу души.
Тантрический путь ведет человека к источнику духовного сознания через проникновение в скрытые законы энергетики и психики.

Сущность учения Тантры

Эта система духовного совершенствования - необычайно мощное средство, способное привести к достижению результата за одну жизнь. Путь к "сердцу Реальности", в Учении Тантры, проходит через управление жизненными потоками, энергетическими центрами, методы контроля энергии тела и ума. Эти средства служат единственной цели - духовной трансформации (преображению). Трансформация негативностей в позитивные качества - истинная сущность Тантры. Любое психологическое ограничение, страсть или зависимость можно преобразить с пользой для себя и других, если понимать как это сделать и применить необходимые методы.

Через духовную работу, адепт изменяет свое мировосприятие и его обычное представление о мире преображается в совершенно новый, духовный взгляд на окружающее. Это подобно тому как человек, будучи беспокойным и раздраженным, реагирует на окружающее с агрессией, но когда он приходит в равновесие, то оценивает мир так как есть. Или же если с такой личностью происходит еще больший стресс, преодолеть который он не в состоянии. В такой ситуации человек перестает видеть в беспокоящих факторах проблему, но ищет в окружающем защиту.
Метод Тантры подобен вытаскиванию занозы в ноге другой занозой, преодолению негативностей и захваченностей с помощью подобных энергий, трансформации силы страсти с помощью энергии страсти. Этот подход значительно отличает методологию Тантры от практики Йоги, хотя оба этих учения взаимопереплетаются и дополняют друг друга, их объединяет глубокое понимание законов энергетики и психики в человеке.

Конечно, для такой практики необходимо обладать соответствующим пониманием и способностями, надежной поддержкой и советом опытного наставника, духовного учителя. Когда все нужные качества присутствуют - цель Тантры достигается без помех, в кратчайшие сроки.

Цель учения Тантры

Мы живем в мире, который не понимаем, более того, мы не понимаем даже самих себя. Множество неразрешенных вопросов постоянно ввергают личность в состояние психологического дисбаланса. Человек, находясь в эмоционально агрессивной среде, должен использовать определенные методы защиты для успешного отражения негативного энергетического натиска. Тантра, за многие тысячелетия, сформировала целый комплекс действенных средств трансформации любой негативной энергии в положительный процесс. Действуя в мире, без каких-либо ограничений, не впадать в зависимость и бессилие, а достигать большей свободы и энергичности - сущностная цель Тантры.
Раскрыть весь потенциал личности, заложенный в ней изначально - главная задача Тантры, как системы духовного преображения человека.

Символизм Тантры

В тантрах сущность высшего Знания скрыта в особой системе знаков, священных символах, звуковых формулах и вибрациях, визуальных образах. Это знание передается в священных текстах иносказательно, на тайном, понятном только посвященным, языке. Стараясь прояснить подлинный смысл йогических писаний, необходимо вникнуть в сокровенный смысл эзотерических символов и знаков. Ум современного, практикующего йогу человека, слишком "научен и логичен", поэтому не способен выйти за границы стандартного мышления. Для такого "практикующего", с его прагматичным умом, древний символизм кажется устаревшим и бессмысленным, а потому понять тантрические метафоры для него невозможно.

Классификация различных видов тантр

Тантры имеют разные системы классификации. Можно говорить о различных классах "внешних" и "внутренних" тантр, "отцовских" и "материнских", "недвойственных" и т.п. Наиболее общая классификация рассматривает тантры "левой руки" (вама-марга), "правой руки" (дакшина-марга) и "срединный путь" (мадхьяма-марга).


Тантра - тайное Знание, раскрывающее человеку Природу Реальности, она предаётся наиболее достойным душам, от учителя - ученику. Сам процесс передачи знания является в Тантре тайным, священным, так как учитель является источником не просто интеллектуального понимания, но носителем трансцедентного опыта, тем, кто пережил высшее состояние непосредственно. Считается, что не "подключившись к источнику" невозможно достичь цели, так как будет отсутствовать причина духовной реализации.

Поскольку тантрические техники очень глубоки, и затрагивают самые сокровенные уровни человека, то обычный человек, без специальных разьяснений и передачи знания (посвящения) не в состоянии понять и осуществить метод. Более того, тантрические тексты специально написаны скрытым тайным языком и совершенно непонятны непосвященному. Это, с древности, служило надежной защитой учения от профанации, защищало учителей и последователей Тантры в смутные времена. Тантрические техники могут быть опасны для здоровья или психики если их пытается практиковать непосвященный, поэтому получение наставлений учителя крайне необходимо.
Таким образом, в учении Тантры изначально сложилась традиция духовной передачи знания, которое бережно, без искажений передавалось наиболее благородным и мудрым ученикам, достойным быть дальнейшими хранителями тайного Знания. Духовная преемственность учения, передача сокровенной мудрости и метода от учителя (гуру) к ученику именуется "парампара".


Система Тантры предназначена для практикующих разных уровней способностей. Тантра разделяет духовных последователей и учеников, на три основные категории (бхавы):

Пашу
(буквально "животное") - обычные люди, обладающие низким уровнем развития сознания и энергии, не владеющие собой, сомневающиеся и ограниченные различными предрассудками и омрачениями;
Вира (буквально "герой") - тантрики, которые имеют развитую волю, интеллект и твердое намерение идти вперед. Они способны выполнять самую сложную садхану и контролировать свои энергии и чувства;
Дивья (буквально "божественный") - те, кто достиг высокого духовного развития в предыдущих воплощениях и может без усилий пребывать в глубоких состояниях медитации.

Соответственно, каждой категории присуща своя система практики - садхана. Она так и называется пашу-садхана, вира-садхана, дивья-садхана.
Каждая из категорий имеет свой особый свод правил и принадлежность к определенной категории последователей именуется - "бхава"

Тем не менее, к какой бы категории не соответствовала личность адепта, он может прогрессировать и духовно развиваться. Всегда существует шанс продвинуться на более высокие ступени в духовной эволюции. Обычно, именно духовный учитель, тантрический гуру, определяет в какой бхаве должен практиковать адепт.


Лесная Школа Йоги и Тантры регулярно проводит тантрические ритриты "Бхайрава" в Крыму для духовных искателей, которые стремятся познакомиться с учением Тантры на практике. Это цикл семинаров по Тантре, направленных на изучение и применение глубоких методов кашмирского шиваизма, на основе текста "Виджняна Бхайрава Тантра ".

Тантрический проект "Бхайрава" является во многом уникальным и включает специальные методы древних тантрических методик. Более ста практик обнаружения высших духовных состояний, методы концентрации сознания, тонкие медитативные техники для пребывания в природе ума, аскетические практики, садхана в устрашающих местах, приемы освобождения от влияния гнева и страха и многое другое - составляющие тантрических ритритов серии "Бхайрава". Интенсивность и тщательная избирательность практик создают резонансный эффект духовной трансформации адепта, это способствует быстрому психологическому продвижению, развитию мудрости, энергии и воли.

Тантрические ритриты проходят в удаленных регионах горного Крыма, там, где практикующим тантристам никто не может помешать во время медитативных занятий и групповых практик самоосвобождения.
Объем практики на ритритах "Бхайрава" значительно превосходит семинары йоги общего характера.


Теория и практика учения Тантры
Истоки Тантры - происхождение учения Тантры, корни традиции
Тантрический путь - особенность духовного процесса в Тантре
Сущность учения Тантры - основная идея тантрического пути
Символизм Тантры - особая система знаков, тайных символов и образов для передачи Занния
Цель Учения Тантры - к чему придет адепт в процессе тантрической практики
Три основных направления Тантры - особенности различных систем Тантры
Пять Принципов Тантрического Пути - пять разновидностей духовного развития (Паньчаратна-ачара) в Тантре
Классификация видов Тантры - подразделения Тантры на различные типы, общие критерии
Духовная преемственность в Тантре - взаимоотношения учитель - ученик и передача знания
Три категории учеников в Тантре - разделение адептов по уровню способностей и состоянию зрелости души
Искажение Тантры - неверное трактование и профанация духовного учения
Опасность методов Тантры - интенсивные средства Тантры должны применяться верно

Тантра – что это такое?

Тантра – термин, который в той или иной степени знаком каждому человеку. О соответствующей технике массажа не слышал только ленивый. Но, к сожалению, с этой практикой связано множество заблуждений. Основное из них заключается в том, что тантрические упражнения неминуемо связаны с сексом. На самом деле, это не совсем так. Изначально тантра появилась как символ слияния и дополнения друг друга двух древних богов. Их союз сделал их сильнее и лучше.

Поэтому осуществлять подобные практики действительно правильнее с партнером противоположного пола. Подобно инь и ян, они будут обогащать друг друга полярной энергией, делиться лучшим, что есть в них обоих. Но для выполнения упражнения половой контакт не является конечной целью. Конечно, если речь идет о двух влюбленных, то слияние не только души, но и тела вполне может иметь место.

Чтобы освоить тантру, не обязательно посещать специальные семинары, достичь желаемого можно и в домашних условиях.

Тантрические практики

Способы осуществлять упражнения могут быть следующими:

  1. Индивидуальные занятия по достижению гармонии души.
  2. Парные упражнения.
  3. Групповые техники.

Положительные стороны:

  1. Позитивное восприятие своего тела, его познание.
  2. Раскрытие внутренних энергетических резервов.
  3. Освобождение от всего негативного.
  4. Обращение к своему нематериальному «Я», достижение гармонии с душой.

Упражнения в домашних условиях

Основные правила:

  1. Никакой лишней одежды.

Если чувствуете это для себя наиболее удобным, снимите все лишнее. Ничего не должно сковывать движений, создавать границу между вами и окружающим миром.

  1. Приятная атмосфера.

В помещении для сеанса должно быть тепло. Можно включить негромкую приятную музыку и зажечь ароматические свечи.

  1. Если тантрические упражнения выполняются с партнером, то вамобоим должно быть легко в присутствии друг друга. Постарайтесь избавиться от стыда и смущения.

Упражнения:

  1. Правильное дыхание.

Сядьте либо лягте в удобной позе. Дышите глубоко и ровно через рот не грудным, а брюшным способом.

  1. Визуализация.

Закройте глаза и представьте себя в приятном, красивом месте. Увидьте себя без одежды, безмятежного и спокойного. Если выполняете технику с партнером, пусть и он будет присутствовать в воображаемом месте. Побудьте немного мире иллюзий, а затем вернитесь к реальности.

  1. Сядьте в обнаженном виде перед зеркалом. Внимательно рассмотрите себя. Но воспринимайте себя в глобальном смысле: не как конкретного человека, а как отображение половой принадлежности. Рассмотрите все части тела, отдавая дань восхищения заслуживающим этого и допуская разумную критику там, где это уместно.
  2. Пойте.

Выберите наиболее приятное для себя слово. Возможно, им станет имя любимого человека. С чувством произносите его, растягивая слоги, меняя интонацию. Получите удовольствие от своего голоса, позвольте ему звучать в полную силу или совсем тихо. Так, как вам хочется именно в этот момент.

  1. Если ваш партнер рядом, сядьте друг напротив друга и касайтесь друг друга легкими поглаживающими движениями, даря всю свою нежность. Ласку и любовь.
  2. Единение.

Лягте с партнером на бок, прижавшись друг к другу. Тела должны быть направлены в одну сторону. Постарайтесь максимально повторить позу друг друга. Полежите так немного, медленно вдыхая и выдыхая, чувствуя себя единым целым.

Регулярное выполнение упражнений окажет положительное воздействие как на физическое, так и на психическое здоровье, а также гармонизирует взаимоотношения с партнером, если вы практикуетесь вместе.

Возможно вам также понравится:


Тантра-йога что это такое и для чего?
Тантра на расстоянии для привлечении новой любви
Тантра на расстоянии с любимым человеком
Тантрический ритуал Майтхуна — как его сделать
Тантрический танец пять стихий — значение и как его делать?
Тантрический контакт что это такое и как его добиться

- 1216

Тантра представляет собой целостный подход к изучению Универсума с позиции Индивидуума; это исследование макрокосма посредством изучения микрокосма.

Чтобы обеспечить практические средства осознания высочайших идеалов философии в повседневной жизни, Тантра пользуется всеми науками: астрономией, астрологией, нумерологией, физиогномикой, парапсихологией, математикой, геометрией и так далее. Вместо того чтобы разделять различные сферы человеческого знания и распределять их по категориям, Тантра, напротив, соединяет их воедино, словно нанизывая бусины на одну нить. Возникающие при этом прекрасные четки становятся уникальным инструментом совершенствования физической, умственной и духовной жизни человека. Иными словами, Тантра исследует само дерево жизни, не ограничивая себя изучением какой-либо одной из его ветвей. Это дерево, этот макрокосм являет собой беспредельную совокупность разнообразных составляющих, соединенных в единое целое всеобщим законом (дхармой), присущим самой их природе. Тантра стремится постичь этот закон, благодаря которому мир разнообразных явлений упорядочивается и превращается в мир относительного существования (майи); кроме того, целью Тантры является использование этого закона для поощрения эволюции сознания личности. Как сказано в «Кашикавритти», Тантра есть то знание, которое расширяет границы разума, тела и сознания.

Таким образом, цель Тантры заключается в расширении осознания во всех состояниях сознания - в бодрствовании, сновидении и сне без сновидений. Для достижения этого необходимо «депрограммирование» и «перепрограммирование» человеческого компьютера. Первичное программирование обеспечивается нашим рождением в определенном месте и в определенное время, а также воздействием наследственности и окружающей среды. Если человек доволен своими достижениями и не испытывает в жизни особых затруднений, он не ощущает и потребности в переменах. Однако если его жизнь становится сложной, если человек пытается найти какой-то выход за пределы ограничивающей его «программы», ему необходим определенный метод изменения себя. Тантра предлагает методологию и инструменты для подобной работы над собой. Она учит человека выявлять различные факторы, оказывающие влияние на его мысли и чувства, и преодолевать преграды, мешающие его развитию. Это преграды, вызванные неведением, нетерпимостью, эгоизмом и привязанностью к своей животной природе. Очищая свои мысли и чувства посредством тантрических практик, человек учится создавать внутри себя покой, гармонию и упорядоченность. Итак, Тантра способствует развитию тех качеств целеустремленности и уравновешенности, которые помогают сознанию освободиться от своей ограниченности.

Шакти
Тантру часто считают "культом Богини Матери". Это не совсем точно, хотя один из аспектов Тантры действительно можно было бы называть культом шакти. Шакти представляет собой универсальный принцип энергии, силы, или созидательного начала. Эта энергия персонифицируется женским образом Шакти, Вселенской Матери. Она неотделима от того, кто ею владеет, - от шактимана ("держателя силы"), мужского начала, или Вселенского Отца. Авторы Упанишад называют шактимана Брахманом, а в тантрической традиции он носит имя Шива.

По существу, вселенная является порождением этой пары противоположностей: статичного (шактиман) и динамичного (шакти) начал. Внешняя сторона любого явления представляет собой творческий аспект динамичной силы, но внутри каждого творения динамичного начала пребывает статичная сила - ядро феноменального существования.

Разыгрываемая шакти пьеса не имеет ни начала, ни конца. Несмотря на безостановочность этой энергии, ее движение представляет собой упорядоченный цикл, в котором периоды движения сменяются периодами покоя. В период движения подверженная преобразованиям энергия претерпевает множество изменений (викрити) и искажений. В течение периода покоя она приводит в порядок свою структуру, в результате чего непрерывный процесс сотворения, сохранения и разрушения - возвращения к упорядоченности и нового сотворения - продолжается вечно. В Тантре считается, что, пока существует сам феноменальный мир, его творцом, хранителем и разрушителем является Вселенская Мать. По этой причине ее следует почитать как аспект Божественного. Какая же сила приводит в движение эту вечную пьесу, по ходу которой возникает иллюзорный мир явлений? Сила желания (иччхашакти); это желание присуще тому, кто лишен каких либо признаков, - не имеющему ни имени, ни формы аспекту Божественного (Брахману, или НишкалБрахману). Тантра выполняет грандиозную работу, изучая этот принцип желания.

Желания и чакры
Поскольку Тантра считает желание первичной движущей силой вселенной, она не призывает своих последователей отказываться от желаний. Прочие духовные учения рекомендуют избегать желаний, которые, согласно принципам этих учений, становятся оковами и препятствиями на пути к достижению высшего сознания. Последователи других учений пытаются покорить желания путем аскетизма или сжигания семени желания в пламени знания, чтобы это семя не смогло пустить ростки. Однако при этом возникает парадокс: чтобы достичь отсутствия желаний, человек должен обладать очень сильным желанием избавиться от желаний!

Тантра утверждает, что желания совершенно естественны и всегда присущи людям, пока те воплощены в человеческом теле. Роль тех окон, сквозь которые в нас проникают желания, исполняют органы чувств. Это означает, что желания возникают в силу привязанности к тому, что человек ощущает. Физической основой любых желаний является неизмеримо огромное число электрохимических импульсов. Чем активнее их подавляют, тем сильнее они становятся. Желания способствуют выделению гормонов железами эндокринной системы. Вызванное подавлением желаний изменение концентрации этих веществ в крови приводит к химическим нарушениям и болезням.

Желания непосредственно связаны с шестью психическими центрами, которые называют чакрами. Проходя в своем естественном течении - и в согласии с движением Земли в космосе - сквозь различные чакры, энергия наделяет силой дремлющие в этих чакрах желания. Это заставляет человека испытывать в течение суточного цикла то одни, то другие желания. Наша физическая действительность непосредственно зависит от силы тяготения Земли, от создаваемой небесными телами окружающей среды и от пронизывающих нашу планету электромагнитных потоков.

Постоянное присутствие желания перерастает во влечение и любовь к объекту желания. Человеческая душа подвержена сильному влиянию своего объекта желания и обусловлена его качествами. Большая часть желаний сосредоточена на физическом теле и его удобствах. Люди становятся рабами собственных инстинктов, составляющих низшую область личности, и в результате оказываются жертвами волнения, одиночества, возбужденности, беспокойства, неудовлетворенности, эгоистичности и страданий. Все религии и учения, которые стремятся улучшить человеческое поведение, пытаются одолеть эти трудности, призывая своих приверженцев к почитанию таких абстрактных принципов, как истина, сострадание, доброжелательность, терпимость, самопожертвование, непредвзятая оценка окружающих, преданность возвышенному, стойкость и всепрощение. Однако для того, чтобы применять эти принципы, человеку необходимы практические методы. Одно только понимание таких идеалов отнюдь не делает нас мудрыми или счастливыми.

Желания не относятся к сфере «Я», индивидуального сознания, - они связаны с шестью чакрами, и потому все желания можно классифицировать как соответствующие той или иной чакре. Чакры представляют собой область проявления пяти грубых элементов - акаши (эфира, или пространства), воздуха, огня, воды и земли - и их источника: тонкого элемента под названием махат. Чтобы превзойти желания, человеку следует возвыситься над этими элементами, а этого можно добиться только путем подъема покоящейся в основании позвоночника дремлющей энергии (кундалини).

В этой статье, мы рассмотрим самые простые и безопасные парные тантрические техники.

Включите какую либо музыку, достаточно интенсивную, ритм которой постепенно возрастает.

Сядьте напротив друг друга и смотрите друг другу в глаза. Начните дышать, не отрывая взгляда, с каждым разом дышите все интенсивнее и интенсивнее. Осознавайте, как меняется ваше дыхание. С начала вы будете дышать в своем ритме, затем ваше дыхание начнет настраиваться на ритм партнера и вы начнете дышать в унисон. Дышите пока не закончится музыка. По окончанию всего процесса лягте на спину, закройте глаза и дышите животом, почувствуйте, как энергия растекается по телу. Когда энергия перераспределена, сядьте напротив друг друга, возьмитесь за руки, закройте глаза. Некоторое время сидите в тишине, и наблюдайте как энергия равномерно и гармонично распределяется в вашем общем пространстве.

Если процесс гармонизации у кого то идет дольше, дайте возможность партнеру завершить процесс.

Гармонизация чакр

Сядьте спиной друг к другу. Некоторое время просто подышите, настройтесь на общую работу. Представьте свой позвоночный столб ровным. Направьте внимание в область первой чакры, сделайте три вдоха выдоха в этой области. Затем начните вместе пропевать биджа мантру чакры 9 раз, когда пропоете мантру, сделайте три вдоха выдоха, наблюдая вибрацию в энергетическом центре. Так двигайте по всем чакрам.

Биджа мантры:

1. муладхара чакра (область копчика) - звук ЛАМ;

2. свадхистанина чакра (оласть ниже пупка) - звук ВАМ;

3. манипура чакра (область солнечного сплетния) - звук РАМ;

4. анахата чакра (область груди) - звук ЯМ;

5. вишудха чакра (область шеи) - звук ХАМ;

6. аджна чакра (область между бровями) - звук АУМ;

7. сахасрара чакра (область макушки) - звук ОМ.

Когда все чакры пройдены снизу вверх, посидите поконцентрируйтесь на своей оси, вдоль которой расположены ваши центры.

Парный танец

Поготовтесь к практике, создайте в помещение приятную атмосферу, включите музыку для танца.Станьте напротив друг друга, возьмитесь за руки, закройте глаза, и почувствуйте единение на уровне сердца. Когда вы объединитесь начните танцевать. Танцуйте синхронизируя ваши движения, перетекая от одной позиции в другую синхронно, улавливая на тонком уровне следующее движение партнера. Позвольте музыке в вас течь, когда вы будете удовлетворены танцами, лягте на спину, держите друг друга за руки, закройте глаза и дышите животом, осознавая перераспределение энергии в теле.

Вы можете усложнить эту технику, танцуя с завязанными глазами, но при этом вы повысите свою сонастройку и чувствительность. При выполнении этой техники, партнеры становятся друг к другу спиной и берутся за руки, затем начинают танцевать, стараясь не разъединять руки.

В конце любой техники, некоторое время будьте в тишине, осознавая движение энергии в себе и в пространстве.


Медитация "Любящая доброта" Работа с чакрами
Подготовка к встрече со своим Ангелом Хранителем во сне Работа с Сахасрара чакрой
Медитация для работы с драгоценными камнями и минералами Работа с Аджна чакрой
Выстраивание астральной защиты. Снятие порчи Работа с горловым центром-Вишудха
Медитации на формирование событий Работа с Анахата чакрой
Медитация "Идеалы возможного в человеке" Работа с Манипура чакрой
Медитации для работы со своим прошлым Работа с Свадхистана чакрой

Тантризму в индуизме присущи следующие особенности :

  • преобладание представителей самых низких каст в составе школ;
  • большая доля представителей неарийских племён в составе школ;
  • крайняя эзотеричность школ и проводимых в них обрядов;
  • широкое использование методов йоги;
  • несовместимость основных обрядов с брахманистским ритуалом и моральными нормами брахманов;
  • отведение особой роли половому энергетическому началу, которое представлено в виде богини Шакти .

Тантризм отличается от других индийских религиозных традиций отказом от аскетических практик, вместо которых он сосредоточивается на максимальной активизации внутренних телесных потенций. Помимо йоги, в тантризме практикуются различные магические и оргиастические ритуалы, высвобождающие сексуальную энергию человека, что приводит к отождествлению чувственного экстаза с мистическим. Вследствие интереса к телу как к сосуду вечного последователи тантризма увлекаются алхимией и различными способами продления жизни. Большую роль в тантризме играет мистическая физиология чакр .

Происхождение тантризма восходит корнями к древним индуистским традициям и связано с культом Великой богини-матери. Тантристы считают своё вероучение универсальной верой всех людей, из которой развились и черпают свою духовную силу остальные религии . За основу принимается представление о тождестве микрокосма и макрокосма , человека и мироздания, поскольку всё возводится к единению двух начал - женского и мужского. В зависимости от того, какое начало признается главенствующим, тантра разделяется на «правую» и «левую».

Кроме того, «правый путь» регламентирует «правильные», то есть традиционные практики и ритуалы, ведущие к постепенной трансформации тела и сознания.

«Левый» же путь называется ещё «путём бесстрашных» потому, что не имеет заранее задаваемых ограничений в использовании приёмов расширения сознания и трансформации и поэтому именно на нём находят применения самые рискованные (и поэтому самые эффективные) способы и практики, которые непосвящённому человеку могут показаться по меньшей мере странными.

Буддийская тантра

В тибетской и бонской терминологии тантра определяется как система практик для достижения высшей реализации, и является особенностью буддизма Ваджраяны (или тантрического буддизма), который включает в себя тибетский буддизм и восточноазиатскую школу Сингон .

Тантрическая практика в Тибете включает в себя три основных элемента:

  1. созерцание изображения божества и затем - отождествление себя с ним;
  2. использование при этом особых ритуальных жестов, обозначающих то или иное божество (эти жесты называются мудры , они пришли в Тибет из Индии);
  3. чтение мантр .

Буддийская тантра включает в себя четыре класса тантр:

  1. тантра действия (Крия-тантра), предполагающая совершенствование через ритуал;
  2. тантра выполнения (Чарья-тантра), в которой ритуал и медитация признаются равноценными;
  3. Йога-тантра , в основе которой лежит йогическая медитация;
  4. тантра высшей йоги (Ануттара-йога-тантра), в практике которой основным является постижение недвойственности мироздания, единства противоположных начал.

Символом мудрости и пустоты, женского начала, является лотос . Почитание лотоса пришло в Тибет из Индии , где этот цветок символизирует чистоту, красоту и совершенство. Троном каждому из тибетских богов служит огромный цветок лотоса. Другой символ женского начала вселенной - особый ритуальный колокольчик. Мужским символом служит ваджра (санскр. «алмаз» и «молния») - небольшой ритуальный жезл, символ самого Просветления, происходящего подобно вспышке молнии; символ истинности, вечности и нерушимости буддийского учения, а также искусного метода достижения реализации. Колокольчик (гхантха, хонхо) и ваджра символизируют мудрость и метод.

Тантрический секс

Тантри́ческий секс - одна из тайных тантрических практик, основное содержание которой - интимная близость партнёров. Ритуальный тантрический секс в тантрической литературе называют майтхуна (मैथुन maithuna). Однако, вопреки бытующему мнению, майтхуна является завершающей частью ритуала, называемого «Панчамакара » (पञ्चमकर pañcamakara - Пять букв «М »), называемого так по первым буквам названий составных частей ритуала:

  1. मद्य - madya - мадья (вино);
  2. मांस - māṃsa - мамса (мясо);
  3. मत्स्य - matsya - матсья (рыба);
  4. मुद्रा - mudrā - мудра (жареные зёрна) и
  5. मैथुन - maithuna - майтхуна (ритуальное соитие).

Другое название ритуала - Панчататва (पञ्चतत्त्व - pañcatattva - Пять истин).

См. также

Напишите отзыв о статье "Тантра"

Примечания

  1. , с. 771.
  2. // Философский энциклопедический словарь . - 2010.
  3. Пятигорский А. М. / // Философская энциклопедия . В 5-ти т. / Под ред. Ф. В. Константинова . - М.: Советская энциклопедия . - 1960-1970.
  4. Лысенко В. Г. // Новая философская энциклопедия / ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . - 2-е изд., испр. и допол. - М .: Мысль , 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9 .
  5. Человек, который независимо от принадлежности к той или иной касте, убеждений или религии стремится к духовному развитию или делает что-то конкретное, является тантриком. Тантра сама по себе ни религия, ни «изм». Тантра - это фундаментальная духовная наука. Везде, где есть какая-либо духовная практика, должно считаться само собой разумеющимся, что она основана на тантрическом культе. Там, где нет никакой духовной практики, где люди молят Бога выполнить их мелкие мирские желания, где единственным девизом людей является «Дай нам это, дай нам то», - только там можно обнаружить попытки препятствовать тантре. Таким образом, только те, кто не понимают тантру или даже после понимания тантры не хотят делать никакой духовной практики, противостоят культу тантры.

    Оригинальный текст (англ.)

    A person who, irrespective of caste, creed or religion, aspires for spiritual expansion or does something concrete, is a Tantric. Tantra in itself is neither a religion nor an "ism". Tantra is a fundamental spiritual science. So wherever there is any spiritual practice it should be taken for granted that it stands on the Tantric cult. Where there is no spiritual practice, where people pray to God for the fulfilment of narrow worldly desires, where people’s only slogan is “Give us this and give us that” – only there do we find that Tantra is discouraged. So only those who do not understand Tantra, or even after understanding Tantra do not want to do any spiritual practice, oppose the cult of Tantra.

Литература

  • В. А. Ефименко. Шактизм и тантра // Древо индуизма / Отв. ред. И. П. Глушкова . - М .: Издательская фирма «Восточная литература» РАН , 1999. - С. 64-95. - 559 с. - (Культура народов Востока). - 2500 экз. - ISBN 5-02-018032-7 .
  • Авалон А. Введение в маханирвана-тантру. - М., 2002.
  • Баркова А. Л.
  • Пахомов С. В. Тантризм // Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц . - М .: Вост. лит.; Академический Проект; Гаудеамус, 2009. - С. 771-774. - 950 с. - ISBN 978-5-02-036357-1 , ISBN 978-5-8291-1163-2 , ISBN 978-5-98426-073-2 .
  • Ферштайн Г. Тантра. - М., 2002. - (Серия «Грандиозный мир»).

Ссылки

Отрывок, характеризующий Тантра

Napoleon».
[Князь Кутузов, посылаю к вам одного из моих генерал адъютантов для переговоров с вами о многих важных предметах. Прошу Вашу Светлость верить всему, что он вам скажет, особенно когда, станет выражать вам чувствования уважения и особенного почтения, питаемые мною к вам с давнего времени. Засим молю бога о сохранении вас под своим священным кровом.
Москва, 3 октября, 1812.
Наполеон. ]

«Je serais maudit par la posterite si l"on me regardait comme le premier moteur d"un accommodement quelconque. Tel est l"esprit actuel de ma nation», [Я бы был проклят, если бы на меня смотрели как на первого зачинщика какой бы то ни было сделки; такова воля нашего народа. ] – отвечал Кутузов и продолжал употреблять все свои силы на то, чтобы удерживать войска от наступления.
В месяц грабежа французского войска в Москве и спокойной стоянки русского войска под Тарутиным совершилось изменение в отношении силы обоих войск (духа и численности), вследствие которого преимущество силы оказалось на стороне русских. Несмотря на то, что положение французского войска и его численность были неизвестны русским, как скоро изменилось отношение, необходимость наступления тотчас же выразилась в бесчисленном количестве признаков. Признаками этими были: и присылка Лористона, и изобилие провианта в Тарутине, и сведения, приходившие со всех сторон о бездействии и беспорядке французов, и комплектование наших полков рекрутами, и хорошая погода, и продолжительный отдых русских солдат, и обыкновенно возникающее в войсках вследствие отдыха нетерпение исполнять то дело, для которого все собраны, и любопытство о том, что делалось во французской армии, так давно потерянной из виду, и смелость, с которою теперь шныряли русские аванпосты около стоявших в Тарутине французов, и известия о легких победах над французами мужиков и партизанов, и зависть, возбуждаемая этим, и чувство мести, лежавшее в душе каждого человека до тех пор, пока французы были в Москве, и (главное) неясное, но возникшее в душе каждого солдата сознание того, что отношение силы изменилось теперь и преимущество находится на нашей стороне. Существенное отношение сил изменилось, и наступление стало необходимым. И тотчас же, так же верно, как начинают бить и играть в часах куранты, когда стрелка совершила полный круг, в высших сферах, соответственно существенному изменению сил, отразилось усиленное движение, шипение и игра курантов.

Русская армия управлялась Кутузовым с его штабом и государем из Петербурга. В Петербурге, еще до получения известия об оставлении Москвы, был составлен подробный план всей войны и прислан Кутузову для руководства. Несмотря на то, что план этот был составлен в предположении того, что Москва еще в наших руках, план этот был одобрен штабом и принят к исполнению. Кутузов писал только, что дальние диверсии всегда трудно исполнимы. И для разрешения встречавшихся трудностей присылались новые наставления и лица, долженствовавшие следить за его действиями и доносить о них.
Кроме того, теперь в русской армии преобразовался весь штаб. Замещались места убитого Багратиона и обиженного, удалившегося Барклая. Весьма серьезно обдумывали, что будет лучше: А. поместить на место Б., а Б. на место Д., или, напротив, Д. на место А. и т. д., как будто что нибудь, кроме удовольствия А. и Б., могло зависеть от этого.
В штабе армии, по случаю враждебности Кутузова с своим начальником штаба, Бенигсеном, и присутствия доверенных лиц государя и этих перемещений, шла более, чем обыкновенно, сложная игра партий: А. подкапывался под Б., Д. под С. и т. д., во всех возможных перемещениях и сочетаниях. При всех этих подкапываниях предметом интриг большей частью было то военное дело, которым думали руководить все эти люди; но это военное дело шло независимо от них, именно так, как оно должно было идти, то есть никогда не совпадая с тем, что придумывали люди, а вытекая из сущности отношения масс. Все эти придумыванья, скрещиваясь, перепутываясь, представляли в высших сферах только верное отражение того, что должно было совершиться.
«Князь Михаил Иларионович! – писал государь от 2 го октября в письме, полученном после Тарутинского сражения. – С 2 го сентября Москва в руках неприятельских. Последние ваши рапорты от 20 го; и в течение всего сего времени не только что ничего не предпринято для действия противу неприятеля и освобождения первопрестольной столицы, но даже, по последним рапортам вашим, вы еще отступили назад. Серпухов уже занят отрядом неприятельским, и Тула, с знаменитым и столь для армии необходимым своим заводом, в опасности. По рапортам от генерала Винцингероде вижу я, что неприятельский 10000 й корпус подвигается по Петербургской дороге. Другой, в нескольких тысячах, также подается к Дмитрову. Третий подвинулся вперед по Владимирской дороге. Четвертый, довольно значительный, стоит между Рузою и Можайском. Наполеон же сам по 25 е число находился в Москве. По всем сим сведениям, когда неприятель сильными отрядами раздробил свои силы, когда Наполеон еще в Москве сам, с своею гвардией, возможно ли, чтобы силы неприятельские, находящиеся перед вами, были значительны и не позволяли вам действовать наступательно? С вероятностию, напротив того, должно полагать, что он вас преследует отрядами или, по крайней мере, корпусом, гораздо слабее армии, вам вверенной. Казалось, что, пользуясь сими обстоятельствами, могли бы вы с выгодою атаковать неприятеля слабее вас и истребить оного или, по меньшей мере, заставя его отступить, сохранить в наших руках знатную часть губерний, ныне неприятелем занимаемых, и тем самым отвратить опасность от Тулы и прочих внутренних наших городов. На вашей ответственности останется, если неприятель в состоянии будет отрядить значительный корпус на Петербург для угрожания сей столице, в которой не могло остаться много войска, ибо с вверенною вам армиею, действуя с решительностию и деятельностию, вы имеете все средства отвратить сие новое несчастие. Вспомните, что вы еще обязаны ответом оскорбленному отечеству в потере Москвы. Вы имели опыты моей готовности вас награждать. Сия готовность не ослабнет во мне, но я и Россия вправе ожидать с вашей стороны всего усердия, твердости и успехов, которые ум ваш, воинские таланты ваши и храбрость войск, вами предводительствуемых, нам предвещают».
Но в то время как письмо это, доказывающее то, что существенное отношение сил уже отражалось и в Петербурге, было в дороге, Кутузов не мог уже удержать командуемую им армию от наступления, и сражение уже было дано.
2 го октября казак Шаповалов, находясь в разъезде, убил из ружья одного и подстрелил другого зайца. Гоняясь за подстреленным зайцем, Шаповалов забрел далеко в лес и наткнулся на левый фланг армии Мюрата, стоящий без всяких предосторожностей. Казак, смеясь, рассказал товарищам, как он чуть не попался французам. Хорунжий, услыхав этот рассказ, сообщил его командиру.
Казака призвали, расспросили; казачьи командиры хотели воспользоваться этим случаем, чтобы отбить лошадей, но один из начальников, знакомый с высшими чинами армии, сообщил этот факт штабному генералу. В последнее время в штабе армии положение было в высшей степени натянутое. Ермолов, за несколько дней перед этим, придя к Бенигсену, умолял его употребить свое влияние на главнокомандующего, для того чтобы сделано было наступление.
– Ежели бы я не знал вас, я подумал бы, что вы не хотите того, о чем вы просите. Стоит мне посоветовать одно, чтобы светлейший наверное сделал противоположное, – отвечал Бенигсен.
Известие казаков, подтвержденное посланными разъездами, доказало окончательную зрелость события. Натянутая струна соскочила, и зашипели часы, и заиграли куранты. Несмотря на всю свою мнимую власть, на свой ум, опытность, знание людей, Кутузов, приняв во внимание записку Бенигсена, посылавшего лично донесения государю, выражаемое всеми генералами одно и то же желание, предполагаемое им желание государя и сведение казаков, уже не мог удержать неизбежного движения и отдал приказание на то, что он считал бесполезным и вредным, – благословил совершившийся факт.

Записка, поданная Бенигсеном о необходимости наступления, и сведения казаков о незакрытом левом фланге французов были только последние признаки необходимости отдать приказание о наступлении, и наступление было назначено на 5 е октября.