Терракотовая армия императора цинь шихуанди. Загадка глиняного войска

Цинь Шихуанди, являвшийся правителем царства Цинь, первый в мире сформировал структуру централизованной власти. Для укрепления целостности государства им были предприняты различные крупные преобразования. Во время его правления было начато возведение национальной дорожной сети. Кроме того, он запретил конфуцианство, объявил о сжигании всех не допущенных правительством книг.

Краткая историческая справка

Родился Цинь Шихуанди в 259 г. до н. э., в первом месяце китайского календарного года. В связи с этим ему дали имя Чжэн, что значит "первый". Местом рождения правителя стал Ханьдан. Там его отец был заложником, а мать - наложницей. Цинь Шихуанди инициировал широкую строительную деятельность. Во всех городах империи возводились дворцы и храмы, так, в окрестностях Чанъаня было сооружено 270 дворцов. Комнаты в них все были украшены пологами, занавесками. Повсюду там жили самые красивые наложницы. Кроме ближайших людей к правителю, никто не знал, где он находится в тот или иной момент. Умер Цинь Шихуанди в 210 году до н. э. (в 48 лет). Похоронен он в одном из сорокаметровых курганов, но его останки так и не найдены по сегодняшний день, так как раскопки на этой территории с некоторого времени запрещены.

Терракотовая армия Китая

Задолго до своей кончины правитель начал строительство роскошного, огромного погребального комплекса в горе Лишань. Возведение сооружения продолжалось в течение тридцати восьми лет. Во время было выявлено, что этот комплекс имеет форму квадрата. Длина сооружения 350 метров с юга на север. Протяженность же с востока на запад - 345 м. Мемориал имеет высоту 76 метров. Общая площадь погребального комплекса - 56 кв. км. На территории мемориала обнаружено три мощных склепа. В них и погребена терракотовая армия, боевая конница, воссоздающая настоящее войско. Укомплектовано оно было по всем государственным правилам того времени.

Тайна Терракотовой армии

Погребенные фигуры, которые находились под землей в течение более двух тысячелетий, были обнаружены случайно в марте 1974 года. В то время крестьяне раскапывали колодец и наткнулись на фигуры лошадей и солдат в рост человека. И было их несколько тысяч. Это и была та самая терракотовая армия императора, захороненная рядом с ним. Она должна была биться за своего правителя и в царстве смерти. Цинь Шихуанди верил, что будет управлять своим государством даже из загробного мира. Но ему, как он считал, были непременно необходимы солдаты. Поэтому и была создана терракотовая армия. Сначала правитель собирался похоронить с собой четыре тысячи молодых солдат. Но советники смогли убедить его не делать этого. Живых людей должны были заменить глиняные статуи. Предполагалось, что в них переселятся души всех умерших в сражениях солдат. По крайней мере, существует такое предание. Но для большей надежности было решено увеличить количество защитников правителя вдвое, то есть их стало 8 тысяч.

Как выглядели статуи?

Армия терракотовых воинов была, как настоящая. Все статуи были выполнены с удивительным старанием и ювелирной точностью. Среди фигур нет одинаковых. Лица солдат показывают многонациональность срединного государства. Так, терракотовая армия Китая состояла не только из непосредственно жителей страны. Среди солдат были и монголы, и тибетцы, и уйгуры, и представители прочих народностей. Каждая деталь одежды была выполнена в соответствии с тем периодом. Доспехи, обувь воспроизведены по моде того времени с поразительной точностью.

Галереи

Сначала перед взором предстает зал площадью 210 х 60 метров. Заложен он на глубине 4,9 м. Здесь находится порядка 6 тысяч пехотинцев. Располагаются статуи в 11 параллельных коридорах. Впереди пеших находятся боевые колесницы, которые В отличие от глиняных человеческих и лошадиных фигур, колесницы были изначально выполнены из дерева. Именно поэтому от них практически ничего не осталось. Пехотинцы, располагающиеся вокруг них, вооружены бамбуковыми шестиметровыми копьями, используя которые, солдаты преграждали врагам дорогу к лошадям. На две колесницы когда-то были поставлены сигнальные барабаны и колокола, боем в которые отдавались приказания и определялось направление атаки. В северном и восточном коридорах также располагаются солдаты, охраняющие подступы с флангов к основным частям. У них, как и у большинства пехотинцев, отсутствуют щиты. Дело в том, что терракотовая армия Цинь Шихуанди состояла только из бесстрашных и крепких солдат, которые, не боясь смерти, не носили ни щитов, ни лат. На головах у офицеров, как правило, были шапочки, а у рядовых солдат - накладные волосы в виде пучков. Во 2-м зале находится порядка 1400 фигур лошадей и солдат. Вторая галерея располагается примерно в двадцати метрах от первой. Солдаты 2-го зала существенно отличаются от тех, что были в первом. В третьей галерее стоит всего 68 фигур. Предположительно, это штабисты и денщики.

Как изготавливались фигуры?

По технологии лепилось сначала туловище. Снизу статуя была монолитной и массивной, соответственно. Именно на эту нижнюю часть приходится весь центр тяжести. Сверху туловище фигуры полое. После того как тело было обожжено, к нему прикрепляли руки и голову. В заключение скульптор лепил лицо, покрывая голову тонким дополнительным слоем глины. У каждого солдата было свое индивидуальное Очень точно передана и прическа каждого воина. В то время волосы были предметом повышенного внимания. Фигуры обжигались несколько суток при постоянно поддерживаемой температуре не ниже тысячи градусов. Благодаря такому продолжительному обжигу глина, затвердевая, становилась как гранит. После этого лучшие художники наносили на статуи краску. Следует сказать, что терракотовая армия раскрашивалась в натуральные цвета. Но за два тысячелетия краски все-таки стали блеклыми, а в некоторых местах исчезли совершенно.

Другие находки

Обнаруженные в погребальном комплексе колесницы из бронзы с лошадьми, впряженными в них, являлись тем самым популярным транспортным средством, которое использовалось правителем, штатом придворных и наложницами. Среди найденных предметов следует отметить также оружие, полотняные и шелковые изделия и прочее. Отлично сохранились мечи. Их лезвия остались все так же остры, как и в те давние времена, и прикоснуться к ним голой рукой просто невозможно - сразу остается порез. Одиннадцать коридоров главного зала разделяются толстыми стенами. Древние мастера сверху выложили цельные древесные стволы, которые покрыли циновками. Поверх этого был залит тридцатисантиметровый слой цемента. На него было уложено три метра земли. Это все должно было обеспечить надежную защиту умершему правителю в царстве живых. Но, к сожалению, расчет не удался.

Крестьянское восстание

Спустя несколько лет после смерти своего правителя китайская терракотовая армия потерпела поражение. На престол взошел его сын Эр. Неумелые действия наследника вызвали шквал народного недовольства. Разразился крестьянский бунт - восстание, которого так опасались советники правителя. Подавить недовольство народа было некому: Эр Шихуанди был безвольным и слабым. Возмущенные повстанцы разграбили, а потом и сожгли неподвижное войско. Следует сказать, что данные действия были не столько актом вандализма, сколько практическим решением бунтующих. Дело в том, что перед своей смертью первый правитель повелел уничтожить все существующее оружие, кроме того, которое должны были иметь солдаты терракотовой армии. В результате в государстве оружия не было, зато под землей было зарыто 8 тысяч превосходных комплектов новых луков, стрел, мечей, копий, щитов. В итоге повстанцы, захватив оружие у армии первого императора, разбили правительственные войска. Бездарный молодой наследник престола был убит своими придворными.

Заключение

В течение многих веков совершались различные попытки отыскать в погребальном комплексе сокровища, было предпринято великое множество экспедиций. Причем участвовали в них как исследователи-археологи, так и простые грабители. Следует сказать, что многие расплатились за эти попытки своей жизнью. По рассказам очевидцев, среди раскопок то и дело находят человеческие скелеты. Сегодня многие ценности изменились. Например, глина, из которой выполнены стены, может по стоимости быть сравнима с золотом. Один кирпич из той древнейшей эпохи стоит несколько десятков тысяч долларов.

Конечно же, я не мог побывать в Китае и не посетить это удивительное место. Добираться в Сиань (Xian) было решено железной дорогой в ночь: это давало возможность съэкономить на отеле и в виде дополнительного бонуса получить более полное представление о жизни и нравах китайцев. Поезд отправляется с Западного вокзала.

Привокзальную площадь украшают Олимпийские символы. Протолкнувшись в кассы мы столкнулись с первой проблемой. Информационная панель, предназначенная для получения разного рода данных оказалась без перевода.

Никто вокруг, включая кассиров по английски не говорил, но наши коммуникативные затруднения были поняты и вскоре нашелся таки англоговорящий работник. Проблемой № 2 было то, что платежи с Визы снова не приняли, пришлось побегать по окрестностям в поиске кэшмашины. Проблемой № 3 стало неправильное толкование стандартов перевозки. Вагон Soft-sleeper, классифицированный мною как купе оказался вовсе даже плацкартом с размещением на трех полках.

Но несмотря ни на что, поставленной задачи условия поездки соответствовали, да и если честно, сталкиваться с неизвестным это ведь отдельное удовольствие. Разве не за этим мы ищем приключений на свои средние и большие ягодичные мышцы. Упреждая вопрос о безопасности, сразу скажу поездка была спокойной. Мы ж не в Сомали были — пиратов и работорговцев в Китае вроде нет. А если что по мелочи, то мы ж не робкого десятка.

Коль понадобится можем и в бубен настучать.

Ну, вобщем дорога протяженностью 12 часов была забавной. Поужинали в вагоне-ресторане, чтобы объяснить нам нехитрый ассортимент меню, собрались все проводники и официанты. Поочередно они по слогам говорили нам какие-то китайские слова, но к пониманию нас это не приблизило. Пришлось применять метод проб и ошибок, благо я любитель острых блюд. В итоге спать пошли сытые. Китайцы, также как и все люди которых мы встречали в разных странах благожелательны, только курят много. В Сиань приехали в 4 утра и пошли искать ночлег.

Отели оказались ужасные в основной массе, но силы были на исходе, поэтому пошли на компромисс. Проснувшись, осмотрелись. Сиань оказался большим городом — семь с половиной миллионов жителей по 2003 г. А история потрясает — ему 3100 лет и на протяжении 13 династий был столицей Китая!!! Не самый древний (Палестинскому Иерихону 9000 лет, а Дамаску в Сирии 4300), но тем не менее впечатляет. Во время династии Мин был обнесен стеной (если присмотритесь, увидите ее на фото).

Периметр стен - 12 км, высота - 12 метров, толщина - от 15 до 18 метров у основания. Стены сохранились до сих пор в хорошем состоянии - простоявшие более 600 лет, они считаются наиболее хорошо сохранившимися крепостными укреплениями в мире. Все что внутри стен — центр, снаружи окраины. Терракотовая армия, ради которой мы сюда прибыли находится в 40 км. к востоку. Заморачиваться не стали, пошли на вокзал и взяли частную экскурсию. Чтобы понимание грандиозности осматриваемой достопримечательности была полной, сначала поехали в музей, где на макетах наглядно объяснялась история давно минувших событий.

Терракотовая армия напрямую связана с именем первого императора Шихуанди из династии Цинь, который объединил Китай и соединил все звенья Великой стены в 210-209 гг. до н. э..

Шихуанди очень интересная историческая фигура. Его имя Ин Чжен, а Цинь Шихуан-ди буквально означает «император-основоположник династии Цинь». Первоначально термины Хуан («властитель, августейший») и Ди («император») употреблялись порознь. Их объединение было призвано подчеркнуть единовластие правителя нового типа.
Созданный таким образом императорский титул просуществовал до самого конца имперской эры.

При нем совершались самые эпохальные стройки, в том числе дороги по всей империи. Дворец Эпан, возводимый при нем поражал всех немыслимой роскошью. Но больше всего императора беспокоили мысли о грядущей смерти. Во время своих странствий он искал разного рода волшебников, надеясь выведать у них тайну эликсира бессмертия. В 219 г. он направил на его поиски экспедицию к островам Восточного Моря. Наиболее известны экспедиции 219 и 210 года к острову Чжифу (Шаньдун), предпринятые Сюй Фу. Но поиски не приносили результата, поэтому он начал строить свою гробницу и рядом с ней терракотовую армию.

За тысячелетия все упоминания об этом были потеряны и лишь в 1974 году армия была случайно обнаружена местными крестьянами во время бурения артезианской скважины к востоку от горы Лишань. Первый этап раскопок прошел с 1978 по 1984 год. Второй - с 1985 по 1986. 13 июня 2009 начался третий этап раскопок. Сейчас на этом месте сооружен громадный исторический комплекс. И вот мы внутри ангара, который возведен для защиты найденного сокровища.

Увиденное нами превзошло все ожидания, несмотря на то, что мы много читали об этом.

В захоронении найдено 8099 терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей в натуральную величину. Колесницы, сделанные из дерева практически не сохранились — время не пощадило.

Эти статуи должны были, вероятно, предоставить Шихуанди возможность удовлетворять свои властные амбиции в загробном мире так же, как он делал это при жизни. И хотя вместо живых воинов вразрез привычной традиции вместе с императором были похоронены их глиняные копии, что могло бы характеризовать Шихуанди как первого гуманиста и прогрессивного человека, но

кроме статуй воинов вместе с Цинем было закопано по различным оценкам до 70 тысяч рабочих вместе со своими семьями и эти люди, в отличие от солдат, были очень даже живыми (смотрите фото, сделанное при раскопках).

Далее выдержка из Википедии. «Фигуры воинов являются настоящими произведениями искусства, поскольку выполнялись в индивидуальном порядке, вручную и с использованием различных методик. Каждая отдельная статуя имеет свои уникальные черты и даже выражения лица.

После придания необходимой формы статуи выпекались и покрывались специальной органической глазурью, поверх которой наносилась краска. Представленные воины отличаются по рангу (офицеры, рядовые солдаты), а также по виду оружия (копьё, арбалет или меч)».

Воины и лошади Терракотовой армии были сделаны в различных районах Китая. Институт ботаники Китайской академии наук сделал такой вывод, сравнив образцы и области распространения пыльцы из статуй.

Исследователи выяснили, что лошадей изготовляли непосредственно рядом с некрополем, вероятно, чтобы упростить их транспортировку (вес лошадиной скульптуры составляет около 200 килограммов), статуи воинов более легкие, их вес составляет примерно 135 килограммов, и место их изготовления пока неизвестно.

Масштабность захоронения потрясает воображение. Обнаруженные три раскопа занимают площадь около 20 тысяч кв. метров. Столь крупное захоронение не имеет равных в мире. Кроме того «крупность» отличает сами фигуры. В среднем они имеют высоту 1,8 метра, фигуры коней имеют высоту 1,7 метра, а длину крупа 2 метра. Столь крупные фигуры также являются уникальными.

Множество фигур имеют весьма плачевное состояние.

Но к счастью для них, для нас и для Шихуандина (на том свете) их находят, классифицируют и

доставляют в госпиталь оперативной терракотовой медицины.

Опытнейшие «хирурги», используя компьютерное моделирование собирают павших воинов буквально по кусочкам и бинтуют раны нанесенные беспощадными столетиями.

Ну а потом снова в строй. Император ведь и не утверждал, что будет легко.

Общеизвестно, что за одного битого двух небитых дают.

После всех процедур бойцы стройными рядами занимают очередь на получение пенсии и пособия по инвалидности.

Во втором месте раскопок не так интересно, но есть музей в котором выставлены терракотовые фигуры. Кстати, терракотовые означают не цвет, а материал из которого они изготовлены — глина. Экспонаты можно рассмотреть вблизи.

Детализация удивляет. Ниже фигура лучника.

В котловане № 3 (самом маленьком) солдаты несут караульную службу. Сразу понятно, что они расставлены по периметру объекта.

Последнее здание на территории комплекса это музей, в котором хранятся бесценные экспонаты. Например, колесницы отлитые из бронзы. Удила, султан и другие украшения на голове лошади и другие детали упряжки сделаны из золота и серебра. Туловище лошади окрашено в белый цвет, помимо белого для окраски деталей использовались и другие минеральные краски. Меняя концентрацию растворителя красок, добивались объемного эффекта. Лошади, колесницы и воины сделаны в половинном размере от натуральных. Их нашли в 20 метрах от могильного кургана Цинь Шихуана в 1980 году. Они располагались по одной, сзади и спереди могилы.

Далее цитата: «Бронзовые колесницы, извлеченные из могильника Цинь Шихуана, — образец и высшее достижение бронзового литья в Древнем Китае, свидетельствующее о высоком уровне металлообработки в те времена. Всего в раскопах насчитали более 3 тысяч скульптур и фрагментов бронзовых боевых колесниц. Поражает мастерство, с каким древние мастера соединяли детали. Они использовали для этого сварку, механическое соединение: втулочно-шарнирное, кнопочное, дышловое. Интерес вызывает зонт-крыша, венчающий колесницы. У первой колесницы зонт-крыша имеет в толщину всего 0,1 сантиметра при размере поверхности в 1,12 кв. метра, у второй колесницы крыша имеет в толщину 0,4 см при размере поверхности 2,3 кв. метра. Надо было владеть высоким уровнем литейной техники, чтобы изготовить такие крупные и в то же время тонкие и равномерные по толщине бронзовые детали. До сих пор сохранилась подвижность деталей: двери и окошки колесниц легко открываются и закрываются, поперечина на оглобле приводит в движение колеса, так что колесница может двигаться.

Вторая колесница запряжена четверкой лошадей. Длина всего изделия 317 см., высота 106,2 см., венчает колесницу зонтообразная крыша. Внутри повозка разделена на переднюю и заднюю части. В передней части помещается возница, а в задней военачальник. Внутренность повозки расписана орнаментом из драконов, фениксов, и облаков.

Сам Шихуанди покоится в гробнице у подножия горы Лишань. Там сейчас находится мемориал, гробница не вскрыта — император вошел в историю как самый жестокий правитель.

Еще гора Лишань знаменита драматической историей, перед которой стыдливо меркнут все поэмы Шекспира. Тысячу лет назад немолодой уже император династии Тан Сюань цзун, имевший более тысячи наложниц влюбился без памяти в девятнадцатилетнюю девушку Ян Гуйфэй. В 739 году придворный евнух Гао Лиши словно невзначай зазвал Сюань-цзуна в дворцовую купальню, где принимала ванну неизвестная юная красавица. Это происходило здесь.

Спрятавшись за бамбуковую ширму он наблюдать за очаровательной незнакомкой. Казалось, девушка не подозревала, что происходит, но перед тем, как взять из рук служанки шелковый халат, она кинула в сторону ширмы такой взгляд, что Сюань-цзун забыл про все на свете. Коварная стратегия сработала безупречно.
Выйдя из купальни, император приказал Гао Лиши разузнать все о ней. Но то уже был готов и доложил, что зовут ее Ян, ей девятнадцать, и она уже три года замужем за сыном императора Ли Мэем. Сюань-цзун потерял и сон, и покой. Забыв о делах государства и о готовящемся походе против кочевников, он думал только о том как завладеть красавицей. Выход придумала она сама, сообщив мужу, что хочет уйти в монастырь. Это было единственно возможной для знатной женщины бракоразводной процедурой. И вот принцессе обрили голову и дали монашеское имя Тайчжэнь - «Высшая истина». Очевидно, она нашла способ заранее договориться с влюбленным императором, поскольку ее не отправили в дальние провинции, а поселили во дворце, чтобы она вместе с другими монахинями молилась за здоровье императора.

Уже через несколько дней Сюань-цзун смог осуществить свои эротическиефантазии и встретиться с красавицей. Днем он с удвоенной энергией занимался делами, а вечером направлялся в дом, где его ожидала прелестная монахиня. Конечно, все знали, где государь проводит ночи, но пока принцу Мэю не нашли новую жену все разумеется молчали. После этого Сюань-цзун официально ввел возлюбленную в свой дворец, присвоив ей звание Гуйфэй - «Драгоценная супруга». Настоящей супругой она стать не надеялась, поскольку уже побывала замужем. К тому же она не могла иметь детей, но это императора волновало меньше всего — у него и так было 27 сыновей от разных жен и наложниц. Очевидно, что ему нравился сам процесс, а не его результат, если вы понимаете о чем я.

Она окружила Сюань-цзуна бесконечной лаской и заботой. Чтобы сберечь здоровье немолодого возлюбленного, она даже составила для него лечебную диету. Вскоре случился переворот. Смуту затеял генерал Ань Лушань. Говорили, что он осмелился домогаться Ян Гуйфэй, но красавица отвергла его. Пылая местью, генерал в 755 году заключил в провинции Ганьсу мир с врагами, и повернул армию на восток. Он обвинял императора, что тот забыл о благе подданных, увлекшись чарами фаворитки. Вместе с жаждущими наживы кочевниками воины Ань Лушаня обрушились на столицу, подвергнув ее страшному разгрому. Сам Сюаньцзун вместе с Ян Гуйфэй и другими придворными бежал на юг. По пути солдаты начали роптать, обвиняя во всем случившемся фаворитку. Говорили, что она со своими родственниками разграбила казну. Ее обвиняли в колдовстве, будто она приворожила императора, а красоту свою поддерживала с помощью снадобья из человеческой крови. 15 июля 756 года на заставе Мавэй в провинции Сычуань разразился открытый мятеж. Солдаты потребовали выдачи фаворитки. После получаса напряженного ожидания двое слуг вынесли из ворот дома тело Ян Гуйфэй. Вышедший следом Гао Лиши объявил, что «Драгоценная супруга» покончила с собой. Есть версия, что ее задушил сам евнух. Увидев свою любимую мертвой, старый Сюань-цзун лишился чувств. Скорбь императора была так велика, что мятежники устыдились и без помех доставили его в Сычуань, где временно разместился двор. Там Сюань-цзун подписал указ о передаче власти Ли Хэну, ставшему отныне императором. Через год, когда Ань Лушань был убит кем-то из своих соратников, императорские войска отбили столицу. Возвращаясь из изгнания, Сюань-цзун остановился на заставе Мавэй и попытался найти могилу возлюбленной, но грабители или лесные звери не оставили от могилы и следа.

Об этой истории поэт Бо Цзюйи сочинил поэму «Вечная печаль». Он писал спустя много лет по рассказам очевидцев и так сказать, креативно ее доработал. В ней, Сюань-цзун тоскуя по любимой обратился к даосскому мудрецу, который в поисках наложницы добрался до небес, нашел там Ян Гуйфэй, ставшую бессмертной феей. Она послала императору драгоценные подарки вместе со словами:

«Крепче золота, тверже камней дорогих
Пусть останутся наши сердца,
И тогда мы на небе иль в мире людском,
Будет день, повстречаемся вновь».

Вернувшись на Землю, даос передал бывшему императору слова наложницы, и тот со счастливой улыбкой умер, сжимая в руках небесные дары. Так родилась поэма о бессмертной любви, известная сегодня всем жителям Китая. К гробнице Ян Гуйфэй приходят пары, чтобы повторить клятву влюбленных в вечной верности.

История конечно очень романтическая, вот я пишу а слезы, капая, заполняют пространство между клавишами ноутбука и тонкими ручейками стекают на пол. Но не надо забывать, что в результате этих событий опустели целые уезды, погибли миллионы людей, Великий шелковый путь перестал существовать, династия Тан не смогла восстановить своего могущества, а великая империя распалась на части. Так что прав был Лев Николаевич Толстой, когда писал: «Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет, не женись до тех пор, пока не скажешь себе, что ты сделал все, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока не увидишь ее ясно, а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда не годным… А то пропадет все, что в тебе есть хорошего и высокого. Все истратится по мелочам. Да, да, да! Не смотри на меня с таким удивлением. Ежели ты ждешь от себя чего-нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя все кончено, все закрыто, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом…» О, если бы Сюань-цзун читал классика, может быть мы знали совсем другое развитие событий, но он к сожалению тогда еще не родился.

Вот на такой циничной ноте мы ненадолго прощаемся с Вами. Вечно ваши, безупречно исполняющие Толстовский наказ, Сианьские ТерраКотики

«Помрешь - ничего с собой не возьмешь» - гласит народная мудрость. Но первый китайский император так не считал, он намеревался унести на тот свет все, что можно. Даже войско

В марте 1974 года в провинции Шэньси, в полутора километрах от величественного кургана древнекитайского императора Цинь Шихуанди, местные крестьяне копали колодец. Искали воду, а нашли глиняные голову и торс в натуральную величину. Позже археологи извлекли из земли и собрали заново сотни статуй терракотовых воинов и лошадей. Глиняная армия возрастом свыше 2200 лет прослыла новым чудом света, после чего ее солдаты «объездили» полмира, привлекая в музеи, где выставлялись, рекордное количество посетителей. В 2006 году они даже «выходили на сцену» нью-йоркской Метрополитен-оперы в качестве декорации в опере Тань Дуня «Первый император». Партию Цинь Шихуанди, по приказу которого и была создана Терракотовая армия, исполнял знаменитый тенор Пласидо Доминго.

Правивший в III веке до н. э. первый объединитель Китая (принятое им по итогам завоеваний имя Цинь Шихуанди так и переводится - «первый небесный правитель из дома Цинь») отчаянно не хотел умирать. Древнекитайский историк Сыма Цянь писал, что император неоднократно поручал подданным найти снадобье, дающее вечную жизнь, и не выносил разговоров о смерти. Однако правитель позаботился и о том, чтобы ни в чем не нуждаться, если все-таки придется отправиться в загробный мир. Цинь Шихуанди взял с собой в могилу «макеты» своей империи и дворца, статуи чиновников, артистов, слуг. И многотысячную армию терракотовых солдат и офицеров.

Идеальное государство

Погребение Первого императора расположено по фэншуй: согласно этому учению, хоронить, как и селиться, нужно там, где задерживается энергия ци, то есть между горами и водой

Терракотовая армия

Дворец . Развалины на верхнем уровне Внутреннего города - остатки дворца, использовавшегося не для церемоний, а для пиров и отдыха. Такие дворцы нередко строили в древнекитайских погребальных комплексах.

Остатки домов смотрителей . Здесь жили чиновники, обязанностью которых было поддерживать порядок в погребальном комплексе.

Колесницы . В квадратной яме найдены две бронзовые колесницы с четверками лошадей - открытая боевая (в сражении такие были в авангарде циньской армии) и снабженная закрытой кабиной (вероятно, для инспекционных поездок по стране). Колесницы и лошади вдвое меньше натуральной величины.

«Пруд» . Здесь найдены глиняные фигуры слуг, музыкантов, а также бронзовые статуи птиц, обитающих у воды: журавлей (древний китайский символ долголетия), гусей и лебедей.

Курган . Под ним находятся гробница Цинь Шихуанди и подземный дворец. Что в них, пока остается тайной: власти не дают разрешения на масштабные раскопки, опасаясь повредить сокровища. Вскрывать насыпь небезопасно: анализ почвы выявил повышенное содержание ртути. Сыма Цянь писал, что по приказу Цинь Шихуанди на полу усыпальницы изобразили карту империи, а «реки» и «моря» на ней наполнили ртутью.

Кладбище строителей . Больше сотни могил, от одного до 14 тел в каждой. Древнекитайские историки сообщали, что на строительство было отправлено более 700 тысяч человек. Трудились здесь в основном государственные рабы, попавшие в кабалу за долги или проступки, либо военнопленные. Когда их хоронили, поверх останков клали куски черепицы со сведениями об умершем: имя, место жительства, ранг и совершенное преступление.

«Дворцовый зверинец» . Здесь найдены статуи слуг, миски и ошейники, скелеты диких зверей и птиц. Это, вероятно, имитация зверинца, где держали редких животных для охоты.

Яма чиновников . Тут обнаружены терракотовые фигуры чиновников высотой 1,8–1,9 м и колесничих, остатки деревянной колесницы и кости лошадей.

«Конюшня» - ямы, в которых найдены скелеты императорских лошадей, керамические сосуды для корма и статуи конюхов.

Могилы знати . По мнению исследователей, здесь похоронены возможные соперники сына Цинь Шихуанди, казненные им после прихода к власти: высшие сановники и сводные братья и сестры.

Ямы с акробатами . В них найдены 11 терракотовых фигур акробатов и инвентарь для выступлений: треножники, копья, бронзовые сосуды.

Конструктивное решение

Цинь Шихуанди хотел от подданных странного: глиняные статуэтки в могилы клали и до него, но никогда еще в Древнем Китае не делали реалистичных изваяний людей в натуральную величину. Пришлось разрабатывать технологию нового «массового производства»

У каждого воина индивидуальные черты лица, различается и форма ушных раковин. Изначально фигуры были ярко раскрашены, цвета соответствовали рангам и подразделениям.

Ямы с терракотовой армией

Они расположены на подступах к кургану: глиняные воины как бы выставлены на его защиту. Земляные стены ям укрепили деревянными балками, пол вымостили серым кирпичом, перекрытия над помещениями были бревенчатые, на них клали циновки, слой глины для защиты от воды и несколько слоев утрамбованной земли. В трех ямах найдено более 8000 терракотовых фигур, и это не предел. С 1979 года здесь открыт Музей терракотовых воинов и лошадей Цинь Шихуанди.

Этапы «производства»

1 Лепка корпуса осуществлялась ленточным способом - из глиняных полос шириной 2 –4 см и толщиной 2–7 см. Корпус изготавливали полым, чтобы уменьшить давление на ноги.

2 Головы, руки и ноги изготавливали отдельно, в двухчастных формах по технологии, отработанной на производстве глиняных труб и черепицы. Головы делали полыми.

3 Сборка . Соединение конечностей с корпусом закрепляли полосами из глины.

4 Придание индивидуальности . На корпус новым слоем накладывали пластины доспехов. Лицу придавали особенные черты. К голове прикрепляли усы, бороду, уши, прическу, головной убор.

5 Сушка и обжиг . Фигуры сушили на открытом воздухе в тени, а потом обжигали в печах при 800–1200 °С.

6 Покраска . Краски делали на яичной основе из пигментов минерального происхождения.

7 Вооружение . В руки воинам давали настоящее боевое оружие, некоторые экземпляры успели побывать в сражении.


Схема расположения ям

(1) Яма № 1 . Самая большая - ее площадь 13 029 м 2 . Около 6000 воинов в боевом порядке, лошади и колесницы.

(2) Яма № 2 - «Военный лагерь». Остатки колесниц, фигуры коней и солдат.

(3) Яма № 3 - «Ставка командования». В ней всего одна колесница с четырьмя лошадьми, статуи офицеров и солдат «охраны».

(4) Яма № 4 пуста - возможно, ее просто не успели наполнить.

«Стройка века» номер два

При Цинь Шихуанди укрепления, возведенные вдоль северных границ для защиты от варваров, объединили в Великую Китайскую стену (правда, та, что сохранилась до наших дней, в основном была создана уже при династии Мин, XIV–XVII вв.). Цинь Шихуанди вообще любил строить, особенно дворцы. Однако циклопические проекты истощали государство и были тяжелым бременем для его жителей. По сути, правитель в буквальном смысле унес с собой в могилу величие и процветание созданной им империи: после смерти Цинь Шихуанди в 210 году до н. э. по всей стране начались восстания. В результате через четыре года династию, которая по его замыслу должна была править 10 000 лет, свергли.

Фото: Alamy / Legion-media (x2), Reuters / Pix-Stream, Diomedia, iStock (X4), Barcroft / Фотохроника ТАСС

Полный список из 155 чудес, которые нужно увидеть своими глазами, вы найдете в юбилейном, декабрьском номере журнала «Вокруг света».

Знаменитые глиняные солдаты китайского императора Цинь Ши-хуан-ди – одна из самых интригующих загадок для исследователей.

В III столетии до н.э. Китаем, по-тогдашнему – Поднебесной империей – правил Ин Чжен , взявший себе имя Ши-хуан-ди , в переводе означающее «первый император». Сразу же после вступления на престол в 221 г. до н.э. (в совсем юном возрасте) он решил позаботиться о своем загробном существовании.


По его приказу к ближайшей от столицы горе Ли-Шань согнали свыше 700 тыс. рабов и каторжников. Пробив каменную толщу, они выстроили в горе гигантский склеп с бронзовыми стенами. Посередине находилось место для саркофага. Под сводами на полу начертили карту земной поверхности, где ртутью разлились моря и реки. На потолке же изобразили небо.

Но властитель не мог отправиться на тот свет без сопровождения. В китайском потустороннем мире та­бель о рангах должна была соблюдаться еще точнее, чем при жизни. Божественную особу императора должна была охранять многочисленная гвардия с вооружением, лошадьми, боевыми колесницами. Слава Богу, умерщвлять или погребать заживо воинов Ши-Хуан-Ди после его кончины в 246 г. до н.э. не стали, только вылепили из глины их копии в натуральную величину.

Прошли века. Весной 1974 г. жители китайской провинции Шэньсин на окраине города Сиань рыли колодец и наткнулись на провал. Был открыт тоннель, который вел в громадные подземные залы с глиняными скульптурами.


Обнаруженная армия состоит более чем из семи тысяч полноразмерных статуй воинов и лошадей, которые были захоронены в 210-209 году до н.э. вместе с китайским правителем Цинем Шихуанди, первым императором феодального Китая. Он впервые смог объединить под властью одного правителя семь отдельных государств на территории страны и основал династию, правившую в период с 221 по 207 годы до н.э.

Историки полагают, что Цинь был одним из наиболее могущественных и значимых правителей в китайской истории, однако его тирания и невероятная жестокость послужили причиной масштабного восстания крестьян вскоре после его смерти, положившего конец династии. Терракотовая армия, погребённая вместе со своим правителем, должна была, вероятно, предоставить ему возможность удовлетворять свои властные замашки в потустороннем мире так же, как он делал это при жизни. И хотя вместо живых воинов вразрез привычной традиции вместе с императором были похоронены их глиняные копии, что некоторыми специалистами расценивается как весьма прогрессивный шаг, не следует забывать, что кроме статуй воинов вместе с Цинем было закопано по различным оценкам до 70 тысяч (!) рабочих вместе со своими семьями, а также около трех тысяч наложниц. И эти люди, в отличие от солдат, были вполне реальными.

Армия глиняных воинов покоится в боевом построении в параллельных склепах в 1,5 километрах на восток от гробницы самого императора. Последняя, в свою очередь, находится в 33 км на восток от г. Ксиан, современного административного центра провинции Шаанкси, одной из центральных провинций Китая. Склепы, имеющие глубину от 4 до 8 метров, сейчас находятся на территории соответствующего музея. Первый из них был открыт для посетителей ещё в 1979 году, а полностью музей стал доступен лишь в 1994-м. На текущий момент археологи освободили от грунта около 1500 статуй.


То, что это копии, сделанные с живых людей, подтверж­дают не только выражения лиц, но и антропологические особенности. В них просматривается явное сходство с жителями центральной части провинции Шэньси: широкий лоб, большой рот с толстыми губами, корот­кие усы…

Чтобы «заселить» императорские захо­ронения глиняным воинством, ко двору приглашали тысячи ремеслен­ников. Вылепленные статуи обжигали в печи. После этого в течение нескольких дней они остывали в специальном помещении. Затем их разрисовывали, одевали в шел­ковые одежды, им приделывали дере­вянные руки и прикрепляли оружие. Деревянные руки свободно вращались в плечах - так легче было владеть оружием в загроб­ных битвах.

Все статуи - полые внутри. Мастера Цинь Ши-хуан-ди раскрасили их в соответ­ствии с табелью о рангах. Солдаты одеты в короткие халаты и нагрудные панцири без украшений; их волосы стянуты узлом, на ногах - обмотки и обувь с прямо­угольным носком. Офицеры – в нагрудных латах с украшениями, высоких шапках, на ногах - сапоги. Генералы - в чешуйчатых латах с украшениями и шапках в виде двух птиц. Стрелки - с луками и самостре­лами, в нагрудниках и коротких халатах.

Всадники, ездовые, стрелки с оружием в руках кажутся живыми. Полутораметровые кони застыли в ожидании стремительного броска… Несмотря на то, что краски сильно поблекли, вид фигур свидетельствует об очень высоком уровне мастерства и таланта древних китайских умельцев. И таких статуй – около 6 тысяч!

Тысячи отреставрированных специалистами, приведенных в «боевую готовность» терракотовых воинов составили удивительную экспозицию, которую стали называть «восьмым чудом света».

Фигуры воинов являются настоящими творениями искусства, поскольку выполнялись в индивидуальном порядке, вручную и с использованием различных методик. Каждая отдельная статуя имеет свои уникальные черты и даже выражения лица. После придания необходимой формы статуи выпекались и покрывались специальной органической глазурью, поверх которой наносилась краска. Представленные воины отличаются по рангу (офицеры, рядовые солдаты), а также по виду оружия (копьё, арбалет или меч).


Кроме глиняных статуй в 1980 году в 20 метрах от гробницы императора были обнаружены две бронзовые колесницы, каждая из которых состоит из более чем 300 деталей. Колесницы запряжены четвёрками лошадей, упряжь которых содержит золотые и серебряные элементы. В скором времени после смерти императора его гробница была разграблена, а пожар, вызванный грабителями, привёл к обвалу потолка, похоронив многотысячное глиняное войско во влажном грунте на более чем две тысячи лет (следует, однако, отметить, что разграбленная усыпальница в действительности могла быть лишь одной из "пустышек", созданных для отвода глаз, и настоящую гробницу ещё следует поискать. Однако это уже несколько иная история).

При первых же попытках экскавации статуй учёные столкнулись с весьма печальным явлением: на воздухе внешний слой скульптур быстро деградировал. По словам Хейнза Ланхолса, археолога из Мюнхенского университета, "после извлечения из грунта статуи сразу же начинают подсыхать, и буквально через пять минут их раскраска начинает лущиться и облезать". Это происходит при падении относительной влажности окружающей среды уже до 84%. Чтобы разъяснить причину наблюдаемого явления, учёные провели химический анализ статуй. Оказалось, что причина нестойкости краски обусловлена тем, что органический состав, применявшийся перед разрисовкой, за время длительного пребывания во влажном грунте претерпел необратимые химические изменения. Поэтому теперь он, подсыхая, начинает отслаиваться от подлежащей основы вместе с нанесённым поверх пигментом. Чтобы избежать деградации покровов, Ланхолс вместе с коллегами предложили следующую технологию.

Статуи, извлекаемые из грунта, тут же помещают в контейнеры, влажность в которых поддерживается на таком же уровне, как и в земле. Далее вся поверхность скульптур обрабатывается водным раствором вещества под названием гидроксиэтилметакрилат (ГЭМА). Последний является мономером некоторых производимых сегодня видов пластика. Молекулы ГЭМА имеют небольшие размеры и проникают в мельчайшие поры, заполненные влагой. После такой обработки статуи отправляют в близлежащий г. Линтон, где находится ускоритель частиц.

С помощью последнего воинов облучают высокоэнергетическими электронами, что вызывает полимеризацию молекул и образование "клея", который накрепко связывает покровы статуи с подлежащей терракотой. Преимуществами описанного метода является то, что молекулы ГЭМА водорастворимы и достаточно малы, чтобы проникать в самые маленькие щели, а также то, что образующийся полимер не видоизменяет внешнего вида статуй, как это делают многие другие составы (например, многие такие вещества наносятся подобно лакам и, затвердевая, вызывают некоторый блеск поверхности).

Британский ученый Морис Коттерелл считает, что в выражениях лиц глиняных воинов зашифрованы иероглифы китайского алфавита, с помощью которых Ши-хуан-ди пытался донести до потомков даосистскую мудрость. По мнению Коттерелла, каждый составляющий элемент глиняного воинства – от порядка построения до мельчайших деталей облачения – имеет строго определенное значение.

В сущности, терракотовое войско представляет собой своеобразную древнюю книгу, и расшифровав ее тайные символы, люди не только постигнут смысл жизни, но и узнают о будущем. По мнению Коттерелла, «шифровка» содержит информацию о расположении знаков Зодиака и астрологических событиях, на основании которых можно составлять гороскопы на любой момент времени. Кто же возьмется за сей труд?

Юрий Супруненко