Ключ с силой затяжки. Способы затяжки без динамометрических ключей. Использование щелчковых динамометрических ключей

Динамометрический ключ!

Динамометрический ключ



Эcли Вы никогда не работали с динамометрическим ключом, и не знаете что это и зачем он нужен. То эта статья именно для Вас. В первую очередь, зачем нужен такой ключ? Необходим он для закручивания резьбовых соединений с определенным усилием, так называемым моментом силы или моментом затяжки. Единицей измерения для момента силы является ньютон-метр, рус. Нм, англ. Nm.
Так вот в технических данных по обслуживанию автомобиля или другого технического агрегата, предоставляются данные, с какой силой должно затягиваться то или иное резьбовое соединение, даже колеса у автомобиля должны быть затянуты под определенным усилием. И чтобы гайки были затянуты правильно, и не было недотяжек и перетяжек, не срывалась резьба, и не было разболтанных, негерметичных соединений, а автомобиль работал исправно, необходимо соблюдать все рекомендации по облуживанию техники. И в решении данной задачи надежным помощником станет динамометрический ключ.
Динамометрический ключ внешне похож на трещотку, с основным отличием - это наличие у него шкалы, по которой определяется прикладываемое ключом усилие на гайку.
Шкала может быть со стрелкой в виде манометра, в цифровом исполнение с цифровым экраном, или же шкала может быть высеченной на ключе, а индикатором достижения нужного усилия будет служить “щелчок”. Последний вариант один из самых распространенных и не дорогостоящих. Поэтому такой ключ мы и рассмотрим более детально.
Ключ в своем основание имеет вращающуюся рукоятку, на которой высечена вспомогательная шкала от 0 до 14 и нанесенную на недвижимой части ключа основную шкалу. Динамометрические ключи охватывают, ограниченный диапазон усилий. Например от 5 до 25 Нм., от 70 до 350 Нм. и т.д. Вот эта основная шкала и отображает, в каком диапазоне работает ключ.
Например, необходимо закрутить гайку с усилием в 100 Nm, берем ключ, который работает в диапазоне от 40 до 210 ньютон-метр, и накручиваем в основание ключа движимую рукоятку, которая при закручивании будет двигаться по недвижимой шкале ключа. Когда движимая рукоятка дойдет до отметки 98 на основной шкале ключа, останавливаемся. Но это будет только 98 Nm, что бы достигнуть 100нм, ориентируемся на дополнительную шкалу на вращающейся ручке, нужно будет прокрутить ручку еще до отметки 2 на второй дополнительной шкале. В суме 98+2 получим 100Нм.

Варианты измерительных ключей с трещотками

В любом случае потенциально негативные последствия могут варьироваться от простого неудобства до гораздо большего, намного хуже. С технологической точки зрения, однако, потребители более строгое соблюдение стандартов крутящего момента могут позволить разработчикам создавать в будущем все более легкие и более высокопроизводительные биты.

Другими словами, правильный крутящий момент может означать более безопасную и более удобную езду, экономию средств в долгосрочной перспективе и более легкие и более надежные детали для всех нас. Мы все знаем, что ваше идеальное седло должно быть правильного размера и подгоняться под нужную высоту, досягаемости и наклона для вашего тела.




Дальше на ключ нужно надеть торцевую головку необходимого размера, и начать закручивать гайку. При достижении усилия в 100 Nm, Ваш ключ издаст характерный щелчок, он будет даже больше прочувствован Вашей рукой, нежели воспринят на слух. Это будет означать, что необходимое усилие достигнуто, и затягивание нужно остановить. Если кого-то интересует, что же будет происходить с ключом дальше, если не остановиться, отвечу, ничего, он будет щелкать каждый раз при затяжке и работать как обычный вороток, продолжая закручивать вашу гайку все сильней и сильней. Но зачем тогда покупать динамометрический ключ?
Не используйте динамометрический ключ как обычный вороток, если хотите, что бы он прослужил долго, ведь износ инструмента никто не отменял. И самое главное после работы всегда откручивайте ручку назад в нулевое положение. Так как внутри ключа есть пружина, которая сжимается при затяжке, и если оставить ее на долгое время в сжатом статическом положении то она будет терять свои свойства, что приведет к увеличению погрешности при работе. К слову о погрешности, рекомендуется периодически проводить поверку ключей, ведь нужно быть уверенным, что ключ фиксирует именно то усилие, которое Вам необходимо. Предупреждаю что количество предприятий производящих такую поверку ограничено, а у государственных служб, такой сервис дорогостоящий.
Размер динамометрических ключей в зависимости от диапазона, в котором они работают, может варьироваться от не больших с посадочным квадратом в ¼ до огромных с посадочным квадратом в ¾ . Но бывают ситуации когда усилие с которым нужно затянуть резьбовое соединение превышает максимально допустимое значение затяжки самого мощного ключа доступного в продаже! Тогда Вам может пригодиться инструмент - мультипликатор . Эторедуктор-усилитель , который с помощью систем шестеренок увеличивает усилие ровно в три раза. Если в мультипликатор вы вставите ключ и выставите усилие в 800 Нм, то при щелчке ключа мультипликатор будет уже выдавать 2400 Нм.

Чтобы убедиться, что он безопасный и надежный, он также должен быть прикреплен к стойке сиденья в соответствии с конкретными критериями. Затягивание зажима оказывает силу на рельсы седла, что из-за трения препятствует скольжению или перемещению. Но именно благодаря этой силе необходимо проявлять осторожность, чтобы избежать трещин или повреждений, которые могут оказаться еще более опасными.

Ключ торсионного типа с неподвижным стрелочным указателем

Сначала вы должны убедиться, что на челюстях зажима нет острых краев или заусенцев, которые могут «маркировать» рельсы и сделать их более хрупкими в этой точке. Затем вы должны установить правильный момент затяжки, который является результатом прилагаемого усилия и длины рычага, который в этом случае является гаечным ключом. Конечно, вам не нужно делать сложные вычисления, чтобы определить, как сильно затянуть зажим, вы можете просто проконсультироваться с инструкциями производителя, в которых всегда должно указываться максимальное значение. Но чтобы быть в безопасности, лучше оставаться немного ниже рекомендуемого значения. Если есть, используйте наждачную бумагу, чтобы сгладить их. . Особенно на седлах с очень легкими рельсами, где чрезмерное затягивание может раздавить трубы, рискуя сломать их.

Динамометрические ключи бывают нескольких типов:

1) стрелочные (характеризуются невысокой ценой и наибольшей погрешностью в измерениях, порядка 6 %- 8 %, за исключением профессиональных моделей индикаторного типа). Подходят для работ не требующих высокой точности при затяжке резьбовых соединений.

2) Предельного типа (щелчковые) - находятся в среднем ценовом диапазоне, имеют небольшую погрешность (около 4%), большинство из них проходит тарировку на заводе и имеют вложенный сертификат калибровки. Динамометрические ключи предельного типа являются самыми универсальными и часто используемыми как профессиональными работниками СТО, так и любителями.

Рельсы из углеродного волокна также очень чувствительны к так называемому «эффекту надреза», и повышенная сила, оказываемая в определенной точке, может привести к ее разрушению. Но на практике, как вы убедитесь, что вы не превышаете указанный крутящий момент? При завинчивании винтов на сиденье лучше всего использовать динамометрический ключ. Одной из последних деталей, требующих внимания, является контактная поверхность между рельсами седла и стойкой сиденья. Трудно дать стандартные значения, потому что все зависит от геометрии рельсов, но можно с уверенностью сказать, что зажимы длиной менее 30 мм могут вызвать проблемы, потому что они не гарантируют хорошей связи между рельсами седла и стойкой сиденья. Знакомство с основным инструментом трейлера и умное дополнение к вашему набору инструментов.

3) Динамометрические ключи с цифровой индикацией момента затяжки , являются самыми дорогими, но при этом и самыми точными. Чаще всего используются либо на производстве, либо на СТО. Погрешность составляет около 1%. Имеют функцию выгрузки данных в Excel, функцию программирования последовательности задач и многие другие.

Если они слишком плотно затянуты, то болт подчеркивается. Если он слишком ослаблен, гайка наконечника может оторваться или колесо может быть смещено. Проверьте свои характеристики прицепа на правильное значение стопы. Безопасное затягивание гаек на колесе означает последовательность, так что колесо равномерно закреплено.

Другая модель имеет индикаторную иглу, которая настроена на нужный фунт. Они наиболее распространены в магазинах автозапчастей. Каждый производитель имеет разный диапазон крутящего момента, поэтому проверьте руководство своего владельца. Гайки с орехами для легковых и грузовых автомобилей также имеют рекомендуемую переносимость футов. К сожалению, в некоторых автомагазинах по-прежнему используются пневматические пушки, чтобы затянуть гайки на грузовиках и автомобильных шинах. В авторитетных магазинах будут использоваться палочки с крутящим моментом, которые имеют цветовую маркировку для конкретных измерений в фунтах.

СТРЕЛОЧНЫЙ

Самый недорогой вариант. Внешне похож на трещотку. К телу ключа прикреплена шкала (1) и стрелка (2) . При затягивании стрелка остается на месте, а шкала смещается.

Индикаторного типа - менее удобны в применении (за исключением профессиональных моделей).

Важно спросить в магазине, как затягивают гайки. Если ответ: «Не важно» найти другой магазин. Там больше для гаек и болтов крепления наиболее важных компонентов на вашем гоночном автомобиле, чем просто их «достаточно плотно». Болты не работают, просто зажимая что-то из-за давления, которое вы применяете, скручивая гайку. Сталь действительно может растягиваться на несколько тысячных долей дюйма. Это эластичность стали, которая пытается вернуть себя к своей первоначальной длине, что позволяет болту обеспечить постоянную зажимную нагрузку.

Кроме того, эта постоянная сила тяги, которая остается долго после того, как гаечный ключ был удален, помогает удерживать гайку от вибраций, возникающих в результате гонок. Поэтому, если вы не растягиваете болт достаточно, затягивая застежку, вы не получите эту «тянущуюся» или тянущую силу на гайке. Но если вы примените слишком много силы, болт потерпит неудачу. Решение, чтобы убедиться, что ваши наиболее важные крепежные детали затянуты правильно, - это использовать динамометрический ключ.

Динамометрический ключ ПРЕДЕЛЬНОГО ТИПА

Данные динамометрические ключи имеют ограниченный диапазон действия, разные размеры и разные посадочные квадраты под головки. Соответственно при выборе ключа придется это учитывать. Приблизительные значения выглядят так:

В своей наиболее распространенной форме динамометрический ключ просто измеряет величину крутящего усилия или «крутящий момент», который требуется для скручивания гайки или болта, когда он затягивается. Это идеальная система, потому что изменения трения могут изменить ваше значение крутящего момента, в то время как фактическое растяжение болта не зависит от трения, но измерение крутящего момента, как правило, является единственным способом измерения величины силы, размещаемой на болте или шпильке.

Именно поэтому надежный динамометрический ключ является одним из самых ценных инструментов в инструментальной панели любого механика. Это делает работу, которую не могут использовать другие ручные инструменты, и из-за этого механики и моторостроители доверяют своему динамометрическому гайку. Может быть, поэтому существует так много мифов вокруг этих гаечных ключей. Все, от того, как их хранить, как их лучше всего использовать.

от 0,5 кг/м до 2,5 кг/м - квадрат 1/4»

от 1,9 кг/м до 11 кг/м - квадрат 3/8»

от 4,2 кг/м до 21 кг/м - квадрат 1/2»

от 7 кг/м до 35 кг/м - квадрат 1/2»

от 8 кг/м до 40 кг/м - квадрат 3/4»

от 10 кг/м до 70 кг/м - квадрат 3/4»

от 14 кг/м до 200 кг/м - квадрат 1»

Чаще всего усилие на шкале ключа указывается в Ньтонометрах Nm

Способы затяжки без динамометрических ключей

Мы провели несколько из наиболее распространенных мифов за ними, чтобы получить не только их ответы, но и причины. Мощный ключ, который был выброшен Нельзя доверять. Это факт жизни, когда материал падает, сбивается с верстаков и обычно обрабатывается многими различными формами злоупотреблений, с которыми они могут или не могут справиться. Сбивать ваш ½-дюймовый коробчатый ключ с верстака не имеет большого значения, но динамометрический ключ является точной единицей оборудования и должен рассматриваться как таковой.

10 Nm приблизительно = 1 кг/м. Приблизительные моменты затяжки для резьбовых соединений вы можете посмотреть здесь. Не желательно использовать ключ на крайних значениях рабочего диапазона.

Порядок работы с таким ключом следующий. Отпускаем стопорную гайку(1) На теле ключа нанесена шкала Nm(2), а на вращающейся рукоятке нанесена цифровая шкала(3) . При вращении рукоятки нулевая риска шкалы(3) должна совпасть с риской на теле ключа (2) , что и будет выставленным предельным моментом затяжки Nm. Далее вращая рукоятку по часовой стрелке вы прибавляете цифровые значения шкалы (3) к первому выставленному значению до следующего совпадения с нулевой риской. Выставив необходимое усилие, зафиксируйте стопорную гайку и начинайте затяжку. При достижении выставленного усилия раздается громкий щелчок. После этого вращение необходимо прекратить.

Одно случайное падение в цех, вероятно, не имеет большого значения, но повторные капли могут повлиять на калибровку гаечного ключа. Это верно, даже если оно не показывает признаков повреждения. Самый простой способ проверить ваш динамометрический ключ - проверить его на другом гаечном ключе. Затяните болт одним гаечным ключом, а затем попробуйте затянуть тот же болт с помощью второго ключа с тем же параметром крутящего момента. Если второй ключ затягивает болт дальше, прежде чем отмечать такое же количество крутящего момента, вы знаете, что он выключен.

Динамометрический ключ предельного типа с масштабированным окном

Немного дороже по цене, но намного удобнее в использовании. Рукоятка вращается намного легче, стопорная гайка фиксируется щелчком, а не закручиванием и выставленное значение вы видите в готовом виде. (не надо прибавлять значения к нулевому, как в первом варианте.)

Затем повторите тот же процесс с изменением порядка ключей. Конечно, это не самый научный метод. Даже если вы никогда не падали или иным образом злоупотребляли своим динамометрическим ключом, всегда рекомендуется регулярно проверять его профессионально. У профессиональных магазинов обычно есть несколько гаечных ключей и отправлять их для профессиональной калибровки каждые шесть месяцев или около того. Если вы регулярно используете свой гаечный ключ, вам следует отправить его, возможно, примерно раз в год - или раньше, если вы подозреваете, что ваша работа не работает должным образом.

Большинство динамометрических ключей, работают только на затяжку резьбовых соединений с правой резьбой (по часовой стрелке), но есть и исключения, например ключ (с проскальзывающим квадратом)

Электронный динамометрический ключ.



При ремонте современного автомобиля, достаточно трудно обойтись без динамометрического ключа от Kamasa Tools , даже затяжка легкосплавного литого диска, требует фиксированной затяжки. (при привышении усилия, диск может просто треснуть). Мы рассказали Вам об основных видах динамометрических ключей. Выбор остается за Вами. Очень надеемся, что эта информация окажется Вам полезной.

Выбор диапазона рабочего усилия

Гаечный ключ всегда должен быть «разгружен» перед хранением. Гаечный ключ обычно регулируется поворотом ручки на гаечный ключ. Скручивая его, он сжимает пружину и требует большего крутящего момента, чтобы вытащить мяч из фиксатора. Вот как он измеряет крутящий момент.

Но если пружина хранится с гаечным ключом, «нагруженным» или установленным для высокого крутящего момента, давление на пружину может привести к его ослаблению с течением времени. Чтобы защитить ключ, он всегда должен быть возвращен до самого низкого значения, прежде чем хранить его обратно в панель инструментов. Для больших гаечных ключей самая низкая настройка обычно составляет 20 фут-фунтов. Вы всегда хотите сохранить минимальное давление на пружину, чтобы мяч не мог упасть полностью из стопора.

Одним из незаменимых инструментов в наборе автомеханика является динамометрический ключ для автомобиля, представляющий собой гаечную головку с рычагом и встроенным динамометром. Он предназначен для затягивания гаек и болтов на резьбовых соединениях, требующих дозированного усилия затяжки. Ключ может применяться не только в ремонте и обслуживании автомобилей, но и в сборке автоматов, роботизированной техники, промышленном оборудовании.

Ключ с электронным индикатором

Для других стилей динамометрических ключей это не проблема. Новейшие цифровые динамометрические ключи используют электронный тензодатчик для измерения крутящего момента, поэтому, когда гаечный ключ не используется, единственное, что вам может понадобиться, - это удалить батареи, чтобы избежать коррозии, разрушающей дорогостоящий цифровой ключ.

Цифровые гаечные ключи не так точны, как механические ключи для старой школы. Это неверно, и на самом деле истина может быть совершенно противоположной в зависимости от условий. Механические гаечные ключи обычно зависят от ранее описанного механизма запирания шара или из-за того, что луч загибается, когда к болту прикладывается больше крутящего момента. Они относительно просты и надежны.

Автомобилисту этот ключ необходим в ремонте ходовой части, например, при затяжке гайки крепления к полуоси. Неправильная затяжка (недозатяжка или перетяжка) гайки может привести к срезу стопорной шпильки и отрыву колеса от полуоси или поломке трансмиссии и блока цилиндров. Поэтому, тем, кто занимается самостоятельным ремонтом и обслуживанием своего авто, такой инструмент обязательно должен находиться в технической или хотя бы в гараже.

Но это не делает их более точными, чем самая современная эволюция цифровых динамометрических ключей. Они способны считывать десятую часть фунта силы, в то время как большинство механических ключей только считываются с шагом в один фунт. Для теста, который мы тестировали, измерение не превышало более одного процента, а большинство из них составляло менее половины одного процента. Некоторые механические динамометрические ключи используют шкалу луча или индикатор циферблата для указания крутящего момента.

Хотя они точны, они также могут привести к ошибке пользователя из-за явления, известного как «искажение параллакса». Это причудливый способ сказать: «Вы не смотрите на него прямо». Параллаксное искажение происходит, когда зритель наблюдает за калибром под углом. Например, представьте себе иглу на круглом циферблате, направленную прямо над пятью по шкале от одного до взгляда на датчик непосредственно в лоб, игла, очевидно, указывает на пять, но если вы двигаете головой в сторону в в одном направлении может показаться, что это над четырьмя, и если вы двигаете головой в другом направлении достаточно далеко, то игла будет выглядеть так, как будто она указывает на шесть.


Устройство динамометрического ключа

Производители инструментов выпускают различные виды гаечных ключей с динамометром, которые при всём при этом состоят из следующих общих для них деталей:

  • затяжной ручки-корпуса с головкой для крепления насадки;
  • съёмная насадка в виде трещотки или динамометрического прибора;
  • одно, двух или трёх позиционного фиксатора насадки;
  • торсионного или пружинного механизма с измерительной шкалой для индикации или установки прилагаемого усилия;
  • регулировочной ручки с фиксатором для установки заданного усилия в ключах предельного типа.

Динамометрические ключи различаются по размерам рычага, создающего максимально прилагаемое усилие, и размеру квадрата для сменной головки. Так, по пределам установки затяжного усилия с пределами, начиная от 5 до 25Нм и заканчивая от 140 до 2000Нм. По конструкции и принципу работы на российском рынке инструментов встречаются следующие виды динамометрических ключей.

Видео: Динамометрический Ключ. Как Он Работает?

Виды динамометрических ключей

1. Ключ торсионного типа с неподвижным стрелочным указателем


Ключ стрелочного типа

Он имеет стрелочный указатель, неподвижно связанный с квадратом головки и упругий стержень с двухсторонней шкалой, отградуированной в Нм. В момент закручивания гайки шкала отклоняется относительно неподвижного указателя на угол, пропорциональный приложенной силе, и по ней можно оценить величину крутящего момента. Такой ключ можно использовать для закручивания гаек, как с левой, так и с правой резьбой, что является его основным достоинством, включая дешевизну и простоту устройства. Недостатками ключа являются:

  • высокая погрешность измерения прилагаемого усилия, достигающая значения ±15%;
  • отсутствие механизма ограничения передаваемого на гайку крутящего момента, что часто приводит к фактическому его превышению при монтаже.

Ключ со встроенным индикатором манометрического типа.

Его устройство аналогично ключу, указанному выше, только угол отклонения между неподвижной и торсионной частью ручки измеряется с помощью встроенного пружинного динамометра, имеющего форму манометра с двухсторонней шкалой относительно среднего нулевого положения стрелки. Инструмент обладает более высокой точностью измерения крутящего момента, нежели его предшественник.


Этот наиболее популярный у автомобилистов ключ является инструментом предельного типа и имеет в оголовнике трещотку – щелчковый передаточный механизм, который при достижении установленного значения крутящего момента перестаёт его передавать квадрату, проскальзывая и издавая щелчки. Достоинством таких ключей является удобство пользования, позволяющее не контролировать прилагаемое усилие по прибору, а просто крутить ручку до первого щелчка. При этом крутящий момент гарантированно не будет превышен за счёт регулируемого ограничителя. Недостатком инструмента является его использование только на затяжку и необходимость бережного обращения.

3. Ключ с электронным индикатором


Ключ с цифровым индикатором

Наиболее продвинутым и точным инструментом с погрешностью измерения до 1% является динамометрический ключ с цифровым электронным индикатором. Он имеет небольшой электронный динамометр с жидкокристаллическим индикатором измеряемого момента, питающийся от встроенной батарейки, а также регулируемый ограничитель усилия наподобие трещотки. Отличие от предыдущего инструмента состоит в том, что вместо щелчков при достижении предельного момента издаются звуковые сигналы. Недостатком ключа является высокая стоимость.

Видео: Динамометрические ключи. Как пользоваться и хранить. Зачем нужен этот ключ?!

Варианты измерительных ключей с трещотками


Динамометрический ключ в комплектке с набором насадок

Трещотки в динамометрических ключах для автомобилей могут быть съёмными и несъёмными. Съёмные головки позволяют использовать одну ручку для разных размеров гаек, делают инструмент более универсальным. Кроме того, существуют съёмные трещотки, работающие в двух направлениях, как по левой, так и по правой резьбе. Направление вращения устанавливается с помощью специального трёхпозиционного фиксатора-переключателя. Такой вариант является более дорогим по сравнению с ключами с несъёмной головкой.

Ключи с несъёмной трещоткой обычно продаются комплектом, состоящим из трёх инструментов, рассчитанных на разный диапазон размеров гаек. Однако можно подобрать себе и отдельный ключ с подходящим диапазоном усилий. Для расширения его диапазона применения можно воспользоваться мультипликаторами, которые представляют собой обычный редуктор, повышающий или понижающий передаваемое на головку усилие затяжки.

Лучшие ключи на рынке


Современный рынок автомобильных инструментов предлагает автомобилистам большой выбор разнообразных моделей динамометрических ключей от различных производителей. Ниже приведены лучшие марки заморских производителей инструмента, чья продукция пользуется в России заслуженной популярностью и спросом:

  1. Ключи от немецкой компании Hazet признаны во всём мире самыми лучшими представителями динамометрических инструментов. Они могут использоваться как в автосервисе, так и в промышленном производстве. Высокая точность измерения, качества исполнения обеспечивают долгий срок их эксплуатации. Ключ под серийным номером 6000 был отмечен в 2005 году специальной премией, как лучший инструмент года по конструктивному и инновационному исполнению. Большой популярностью пользуются ключи данной марки щелчковые и электронные с расширенным диапазоном крутящего момента. Для строительных машин и грузовиков подойдут мощные инструменты на 3/4 — 1 дюйм с комплектующими мультипликаторами. Для проверки динамометрической части инструментов фирма Hazet выпускает специализированные электроизмерительные приборы.
  2. Инструменты марки Kabo Tool Company отвечают международному стандарту ISO 9001, благодаря использованию качественных хромсодержащих сталей. Они пользуются мировым спросом и популярностью. Динамометрические ключи этой фирмы отличаются большой точностью затяжки, длительным сроком эксплуатации и высокой степенью функциональности.
  3. Доступную цену для отечественных автомобилистов имеют качественные и надёжные измерительные ключи другой германской компании Vigor. Они заслужили уважение специалистов точными показателями работы. В них производится автоматический сброс усилия при достижении установленного значения. Ручка установки позволяет быстро выбрать нужное значение крутящего момента. Прецизионная шкала обеспечивает высокую точность установки. Инструмент комплектуется сертификатом качества.