В чем проявляется менталитет. Подходы к определению понятия «менталитет

Менталитет помогает понять, почему в одинаковых ситуациях разные народы ведут себя по-разному. Его природа консервативна, ее невозможно быстро изменить, точно так же как характер мыслей, чувств, поведение многих людей. Мировоззрение влияет на образование, но образование способствует воссозданию, преобразованию и корректировке менталитета.

Менталитет - что это?

Менталитет - это образ мыслей, . Он проявляется в виде эмоциональных, культурных, интеллектуальных особенностей человеческого мировоззрения, свойственным определенной этнической группе. Такое понятие распространилось в русской разговорной речи с середины двадцатого века. С помощью мировосприятия человек может понять умонастроение, оценку, взгляд, норму поведения, ценности, мораль различных групп людей.

Менталитет в социологии

Мировоззрение помогает изучить общественное сознание и имеет следующие эвристические возможности:

  • помогает понять уникальный субъекта;
  • помогает понять специфическое восприятие мира;
  • объясняет поведение и деятельность субъекта.

Если исходить из того, чем определяется менталитет в социологии, то в данном случае - это система социально-психологических особенностей человека, либо общности. В основу такого мировосприятия положен генотип, создание которого было обусловлено природной и социальной средой, собственным духовным творчеством субъекта. Мировоззрение предопределяет то, каким характером будет наделен человек, какая у него будет речь, поведение, деятельность. Он воссоздает единство, преемственность социальной общности.

Существует три компонента менталитета:

  1. Уникальность. Это чувства, эмоции, идеи, стереотипы, которые присутствуют у одного субъекта, отсутствуют у других.
  2. Своеобразное сочетание определенных признаков, которые характерны только для определенного коллективного субъекта. Так, например, в профессиональной сфере это интеллектуальная честность, смелость, широкий кругозор, высокий .
  3. Количественное соотношение таких признаков. Например, по показателю IQ можно разделить людей по категориям: юристы, банкиры – 120%, авиамеханики, электрики, химики – 109%, маляры, водители – 98%.

Менталитет в культурологии

Мировосприятие - это составная часть определенной культуры, определенного культурного пространства, на его формирование влияют определенные социальные, культурные условия в процессе длительного исторического развития. На протяжении многих столетий умонастроение формировалось, поддерживалось и видоизменялось под воздействием:

  • естественно-географических условий проживания;
  • соседства народов (в ходе эволюции один народ заимствует элементы быта, языка и верований у другого народа);
  • культурных условий, где системное ядро – культура, а отдельные элементы – жизненные явления в рамках культуры (бытовые привычки, политические нормы, религиозные верования).

У каждого народа свое культурное пространство, свои формы культуры, которые наполняются им в процессе деятельности. Народ сам является создателем своего культурного пространства, в этом и есть глубинный смысл культуры. Менталитет и культура – это понятия, которые не только характеризуют общее, что объединяет отдельных носителей одной культуры, но и выделяет то, что отличает эту культуру от других.

Менталитет - психология

Мировосприятие в психологии является характерной спецификой психической жизни определенного социума. Для ее раскрытия используется система взглядов, оценки, склад ума, хотя такое мировоззрение не может полностью совпадать с мыслью, действием, словом человека. Изучая, что такое менталитет человека, психологи сумели выделить четыре типа:

  1. Варварский - высокая выживаемость, выносливость, активное сексуальное поведение, бесстрашие перед риском смерти, это своеобразный менталитет победителя.
  2. Аристократический - независимость, гордыня, аристократичность, стремление к внешнему лоску, высокая нравственность.
  3. Интельский - пренебрежение к удобствам, комфорту, высокая работоспособность, сильная боязнь смерти, боли.
  4. Буржуазный - бережливость, экономичность, трудоголизм, душевная скупость, неискренность.

Вместе с тем, как развивались общественные отношения, складывалась и изменялась типология индивидуального мировосприятия: можно было изменить менталитет, дополнить его новыми чертами, лишить нежизнеспособных сторон. Сегодня такие типажи крайне редко можно встретить в чистом виде. Они скорее способствуют созданию интересных сочетаний людей, помогают окрасить ментальное сознание наций.


Менталитет - философия

Менталитет представляет собой совокупность социально-психологических особенностей человека, у различных групп людей или социальных групп она различна. Частью такого мировоззрения считается чувство собственной принадлежности. Великие мыслители, философы считали, что на патриотизме, чувстве родины основывается народный дух. Осознанная принадлежность человека к определенному этносу, нации пробуждает его духовность.

Менталитет в философии отражает определенный образ мыслей, который может носить групповой характер. Мировосприятие состоит из традиций, обычаев, прав, институтов, законов. Все это проявляется с помощью главного инструмента, которым является язык. Мировосприятие в философии представляет собой определенную психическую оснастку, умственный инструмент, с помощью которого представители того или иного общества могут по-своему воспринимать свое окружение, самих себя.

Виды менталитета

Человеческое мировоззрение – это уникальный сплав психических качеств, их особенностей, то, как они проявляются. Для того чтобы узнать, какой бывает менталитет, нужно внимательно присмотреться к следующим видам:

  1. Исходя из сферы жизни социума, мировосприятие делится на экономическое, социальное, политическое, культурное, духовно-нравственное.
  2. В зависимости от типов деятельности, мировоззрение может быть производственным, научным, техническим, административным, литературным.
  3. Исходя из образа, мышления, мировоззрение может быть религиозным и национальным, городским, сельским, гражданским, военным.

Ментальность и менталитет - отличия

Менталитет считается основой, ядром культуры народа. Ментальность – это способ видения мира, в котором мысль сопряжена с эмоциями. В отличие от ментальности, мировосприятие имеет общечеловеческое значение, а ментальность затрагивает любые социальные слои, исторические времена. Ментальность – это предпосылка к возникновению, существованию мировоззрения.

Чем отличается ментальность от менталитета? Мировосприятие - это культура, которая относится к определенной социальной группе, она выражается через образ мышления, отражается в бессознательном эмоционально-чувственном переживании в виде обычаев, традиций, религии, философии и языка. Ментальность - это более широкое понятие, которое описывает способ мышления, как таковой. А менталитет - это более конкретное определение, которое в общих чертах описывает специфику явлений.

Менталитет и мировоззрение

В основу менталитета положено мировоззрение. Оно выражается с помощью понятий, идей. Мировоззрение в общих чертах описывает модель человеческого мира, оно помогает человеку учиться осознавать себя в этом мире. Без этого качества у человека не получится осмыслить свое существование, найти свою цель, в данном случае проявляется низкий менталитет. Человеком легко будет управлять и манипулировать.

В зависимости от способа восприятия мира, выделяют следующие виды мировоззрения:

  • философское;
  • мифологическое;
  • религиозное;
  • научное.

Как формируется менталитет?

Формирование менталитета происходит на протяжении двенадцати лет. Оно начинается с трехлетнего возраста и завершается к шестнадцати годам, когда у человека происходит образование своей системы ценностей, целей, средств для их достижения. Развитие сторон мировосприятия человека напрямую зависит от:

  • менталитета родителей;
  • книг и кинокартин;
  • физической выносливости и психической стабильности;
  • политики;
  • школы.

От переезда в другую страну или заключения брака с иностранцем многих удерживает одно – разница менталитетов. Разница проявляется в мелочах и в отношении к жизни в целом. Что такое менталитет? Чем он отличается от ментальности? И как проявляет себя загадочная русская душа? Кто-то гордится своим происхождением и менталитетом, кто-то всеми силами пытается искоренить его проявления. Важно различать: что заложено генетикой, а что все-таки можно изменить.

Что такое менталитет?

Менталитет - это исторически и генетически сложившаяся совокупность социально-психологических качеств народа. Этимологически происходит от греческого слова mentis — ум, мышление, душа, рассудок, способ мышления. То есть одно слово объединяет множество явлений и процессов, что порождает большое количество толкований. Если описать менталитет обычными словами - это отображенный в культуре исторический опыт , который впитывает воспитанный в этой культуре человек.

В научной литературе часто используют два понятия: менталитет и ментальность. Одни авторы считают слова синонимами, другие пытаются провести грань между этими понятиями. Согласно второй теории различий менталитет - это исторически и генетически выработанная духовная константа, отражающая глубинные ценности народа, этноса. А ментальность - динамичное, частное, конкретное проявление, рожденное эпохой. Типов ментальностей существует столько же, сколько есть социальных групп. А менталитет характеризует народ в целом.

С одной стороны менталитет отображает суммарную характеристику людей, живущих в конкретной культуре, с другой – характеризует психологические аспекты отличий одной нации от другой. Это позволяет отдельно рассматривать менталитет американцев, французов, немцев или англичан.

Хотите принимать лучшие решения , найти идеальную карьеру и реализовать ваш потенциал по максимуму? Узнайте бесплатно , каким человеком вам суждено было стать при рождении с помощью системы

Эволюция понятия «менталитет».

Истоки национального менталитета русских людей и представителей других народов находятся на заре человечества. Предметом анализа зарождающегося народного мышления часто оказываются устные свидетельства: былины, сказки, сказания, легенды, пословиц, мифы. Эти древние памятники культуры отражают все периоды духовного развития народов и этносов.

Размышления на тему обобщенных социально-психологических особенностей людей встречаются в трудах Геродота, Плиния и многих историков античности. Важнейшими культурными памятниками, которые дошли до наших дней, являются Библия и Коран. В Библии в форме религиозно-художественных сюжетов содержится определенный кодекс миропонимания и мироотношения к действительности. В Коране изложены основные культурные и духовные принципы, ценности мусульманского мира.

Но в научной практике к этой проблеме впервые обратились в XVIII веке шведский медик Карл Линней и французский философ Шарль де Монтескье . В то же время зародилась новая наука этнопсихология. Объектом изучения этнопсихологии стали «душа народа», «национальный характер», а основное внимание уделялось Человеку в истории, его , миропониманию, системе ценностей.

Английское слово Mentality вошло в обиход еще в XVII веке, но как научный термин впервые использовалось классиком французской этнологии Люсьеном Леви-Брюль . В своей книге «Первобытный менталитет» автор описывал жизнь коренных жителей Австралии, Новой Гвинеи, а термином «менталитет» описывал , личностные черты, ценности, присущие разным племенам.

В конце 1920-х годов французские ученые Марк Блок и Люсьен Февр основали «Школу Анналов» – научное историческое направление, поставившее человека выше событий политической истории. С этого времени понятие менталитета перешло в разряд научной категории, описывающей массовое народа или этноса. В ментальность представлена другим понятием – социальным или национальным характером. Исследованиями в этой области занимались крупнейшие психоаналитики XX века Зигмунд Фрейд, Эрих Фромм, Карл Юнг .

Сегодня исследованием менталитета занимаются многие науки: философия, социология, история, этнология, социальная психология, культурология. Помимо научных исследований о менталитете рассуждают деятели культуры, политики. Есть отрасль исторической науки – история ментальностей, которая изучает историю не с точки зрения событий и войн, а как социально-культурное явление. Область изучения истории ментальностей – это совокупность материальных условий жизни, быта и мироощущения народа.

Менталитет русского человека.

Во время изучения особенностей русского менталитета культурологи и социологи делят историю на шесть исторических периодов: языческий, дохристианский, допетровский, имперский, советский, новороссийский. Каждый из этих периодов повлиял на формирование русской ментальности. Но особенно сильным оказалось влияние православного христианства.

На протяжении всей истории русского народа особенно трепетным было отношение к мотиву страдания. воспринималось не само по себе, а как вознаграждение за страдания и несчастья. Изначально связь просматривается в пословицах и поговорках: «не было бы счастья, да несчастье помогло », «кто нужды не ведал, тот счастья не знает ». Истинно народные песни пронизаны «тоской-кручиною», а в сказках главному герою приходится преодолеть много испытаний в ожидании награды. Истории о тяжелой судьбе русского человека есть в творчестве всех русских поэтов и писателей.

В XIX веке идеолог официальной народности граф Сергей Уваров сформулировал знаменитую триаду «Православие. Самодержавие. Народность». Позже Сталин сократил ее до двух составляющих «Простота и народность». Но в литературе, философии, культуре споры о менталитете не утихали никогда . Самые объемные исследования национального сознания, русской философии провел религиозный и политический философ Н. Бердяев.

Современные исследования показывают, что ментальность русского человека проявляется поведения вне зависимости от его места проживания:

  • Страх перед тем, «что люди скажут».
  • Желание «жить по правде».
  • Между разумом и чувством выбирать чувство.
  • Чаще видеть в себе недостатки, а не достоинства.
  • Спорить по любому поводу.
  • Улыбаться только знакомым людям.
  • Любовь в халяве и ожидание чуда.
  • Консерватизм и жалость.

И неважно, плох или хорош русский менталитет. В любом случае он преобладает в жизни всей нации, символизирует превосходство духовного над материальным. Изменить менталитет очень трудно даже тогда, когда он ведет не к развитию, а к разрушению.

Но преувеличивать силу ментальности тоже не стоит. С одной стороны менталитет двигает человека на определенные действия, с другой – заставляет отталкивать все чуждое, неприятное. Но ведь слово «ментальность» происходит от слова «мышление». Значит, смена мышления, и обучение новым навыкам помогут поменять свой менталитет.

Можно ли перестроить свое мышление?

Факторы, влияющие на менталитет, можно разделить на 2 группы:

  • Объективные : генетика, место рождения и проживания, культурная среда, система отношений в обществе.
  • Субъективные : психические особенности, мировоззрение, ценности, взаимоотношения.

Ежегодно журнал Forbes публикует «честные» списки богачей, которые заработали свое богатство, а не получили его по наследству. Многие росли в неблагополучных семьях или не получили высшего образования. Ученые-эксперты проанализировали истории успеха миллионеров, которые сделали «сами себя», и составили ряд упражнений для изменения ментальности. Если генетику или место рождения изменить невозможно, то при желании настроить разум на богатство возможно.

Успешные люди:

  • Ориентируются на качество, а не на количество.
  • Верят в свой и свои силы.
  • Ставят четкие краткосрочные и реалистичные долгосрочные .
  • Умеют сосредоточиться на главном, но регулярно корректируют свой курс.
  • Заботятся о здоровье и не забывают о .
  • Создают финансовую «подушку безопасности».
  • Учатся всю жизнь.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Русский менталитет совсем не похож на американский, но похож на украинский и белорусский из-за общей истории. Люди часто используют это понятие, но знают ли они его точное значение?

Менталитет — что это

Происходит термин от латинского слова «mens», что в переводе означает ум, образ мыслей, склад ума .

Поэтому целое мировоззрение какой-то определённой культуры. Она отражается во всех аспектах доступных человеку:

  1. интеллектуальном;
  2. эмоциональном;
  3. поведенческом;
  4. целостном восприятии мира.

Как можно описать отдельного человека, так и можно говорить об этнической группе в целом. То есть, это коллективная психика , которая была сформирована под воздействием общих факторов, например, государственной политики.

Менталитет отдельно взятого человека соткан из черт, которые перешли ему по наследству от родителей либо были обретены вследствие . Также изменения ментальности возможны за счет жизненных уроков либо нахождения в определённой узкой социальной группе (на работе, например).

Факторы формирования

Менталитет — это простыми словами характеристика личности, которая сформировалась под такими группами факторов:

  1. место рождения человека;
  2. воздействие социума;
  3. образование;
  4. вероисповедание.

Все эти причины играют важную роль в развитии , и нельзя выделить какую-то одну главную. Даже если какая-то из них отсутствует (например, образование или религия) – это тоже наложит значительный отпечаток на менталитет.

Если расписывать совокупность факторов, которые могут влиять на личность – это:

  1. унаследованные черты;
  2. целенаправленное воспитание родителей;
  3. мировоззрение родителей, в котором растёт ребёнок;
  4. выбор учебного учреждения;
  5. выбор социальных кругов общения: друзья, партнёры;
  6. работа;
  7. искусство (книги, фильмы, музыка, картины) – всё это тоже имеет больше влияние.

Менталитет общества

Менталитет как характеристика социальной группы формировался на протяжении целых веков. Он всегда развивается и меняется в зависимости от хода истории. Имеет как негативные, так и позитивные стороны. Как и люди, которые его составляют в совокупности.

Менталитет – это не логичные поступки этнической группы, после длительного размышления. А скорей шаблонные и стандартные действия, которые сформировались под воздействием разных факторов.

И когда наступает определённая ситуация, люди не задумываются и ведут себя так, как принято в их социальном кругу (действуют в рамках шаблона поведения).

Менталитет общества определяется следующими составляющими :

  1. традиции;
  2. культура;
  3. тип мышления;
  4. ценности;
  5. нормы;
  6. взгляды на разные аспекты жизни;
  7. мировосприятие;
  8. жизненный опыт;
  9. способность к социальной адаптации

Для того чтобы вы лучше понимали, приведём примеры, какие могут быть менталитеты:

  1. по стране проживания (немецкий, английский);
  2. по профессии (учительский, водительский);
  3. аристократический;

Примеры национальных менталитетов

Поскольку для большинства из нас менталитет ассоциируется с характеристикой нации, рассмотрим пример нескольких стран.

Жители России характеризуются отсутствием приватности человека. Каждый может постучаться к соседу в квартиру вечером, не думают, что лучше не беспокоить в такое время. Все всё про друг друга знают.

Русские знамениты на весь мир своей искренней и открытой душой. Они действуют от сердца. Если им не нравится кто-то, они не будут это скрывать. А полюбившегося человека примут с распростёртыми объятиями.

Негативизм как взгляд на мир – распространённое описание этого народа. Даже если всё стабильно и нормально, людям всё равно кажется, что что-то не так и есть повод погрустить (понастальгировать по былым временам) и сетовать на ситуацию, политику, чёрного кота на улице.

Американцы же очень позитивные и эмоциональные люди, несмотря на то что каждый третий сидит на антидепрессантах. Всегда улыбаются и всему рады (возможно, что это следствие многолетнего свободного ношения оружия — лучше улыбнуться, чем получить пулю).

Иногда это переходит в , если перед ним человек, которому улыбаться он не хотел бы. Если американцы выражают свои чувства или отношение к чему-то, то словами «Восхитительно!», «Я вас очень сильно люблю!», «Это просто замечательно!» (послушайте их текущего президента).

Граждан Америки считают работоспособным народом. Но при этом они стараются отделять работу от личной жизни, отдавая ей значительное количество внимания. Также они не любят халяву. Если есть бесплатные напитки, они всё равно пойдут и заплатят за них.

Являются хорошими слушателями и никогда не перебивают. И сразу дают новому собеседнику кредит доверия. Они не пытаются проверить какую-то информацию, врёшь ты или нет. Не любят разговаривать об интригах и сплетнях.

Вот немцев сразу характеризует любовь к порядку. У них для всех предметов есть место, куда их нужно класть, и только туда. Они строго придерживаются правил, установленных в семье, на работе, в государстве. «Ordnung muss sein» — порядок должен быть всегда.

Жители Германии никогда ничем не делятся. Даже если речь идёт о куске пиццы для своего друга. Также у них особое отношение к детям. Законом запрещено их бить и на них кричать. За это могут отобрать ребёнка и поставить семью под наблюдение.

Эти описания дают только приблизительное представление о нации, и совсем не обязательно что представитель России, Америки или Германии должен им соответствовать. Но в общем социум похож на те характеристики, которые им приписали.

Я тут не упоминал про ментальность китайцев, японцев и других «далеких» от нас народов. С ними мы вообще отличаемся очень сильно. Это, кстати, мешает сближению, ибо мы все же больше европейцы, чем азиаты. Но, думаю, скоро мы этот пробел исправим.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое ментальность: здоровье и болезнь на ментальном уровне Что такое эксплуатация Презумпция невиновности - что это такое на бумаге и в жизни Труд - что это, влияние на эволюцию, виды и цели трудовой деятельности Правовое государство - это идеальная модель управления (его понятие, признаки и 6 основных принципов) Маргинал или изгой общества Что такое социум и чем это понятие отличается от общества Что такое мировоззрение - его структура, типы и виды, а также роль мировоззрения в жизни человека Что такое Родина (Отчизна, Отечество) Что такое права человека: мнение ООН и учёных Бизнес-идеи 2019 года - как найти свою, ТОП бизнес-идей с минимальными вложениями, которых пока нет в России

Сегодня понятие менталитета является одним из самых популярных терминов современной психологии. Он выступает фактором построения интегрального образа реальности (картины мира), психологи с его помощью пытаются объяснить особенности поведения людей. Это понятие относительно новое, а поэтому не все понимают его смысловое значение. Что же означает менталитет простыми словами?

Содержание:



Что такое менталитет?

Менталитет (от латинского «mens» – дух, душа и «alis» – другие) – это особенности мышления группы людей или отдельной личности, к которым относятся: система ценностей, норм, идеалов, моральных ориентиров, установок и представлений; когнитивные, интеллектуальные, эмоциональные, культурные особенности; склад ума; образ мыслей; мировоззрение, мироощущение и мировосприятие. Это своеобразное воплощение совокупного опыта предыдущих поколений. Менталитет складывается и передается на основе общего исторического, культурного, социального и экономического развития той или иной общности, народности, нации.

Корни этого понятия прослеживаются в работах Ш.Монтескье, Ж.Б.Вико, И.Гердера, Гегеля, Д.Локка, Ф.Бекона и др. Первым, кто ввел этот термин в научный обиход, был французский историк и этнолог Л.Леви-Брюль. Он в 1921 году опубликовал свою книгу «Первобытный менталитет», в которой подробно объяснил значение этого понятия на основе изучения человека каменного века. Менталитет изначально был термином исторических наук и уже позже перешел в качестве предмета исследования социологии и психологии.




Сознательное и бессознательное

В психологии существует два подхода к интерпретации менталитета:

  1. Это противопоставленность двух оснований: сознательного и бессознательного; Сознание представляет собой способность целенаправленного оценочного отражения объективной действительности с помощью построения визуальных образов и логических рассуждений, проявления эмоций и чувств. Сознание может быть индивидуальным и общественным. Часто человек, настолько проникаясь коллективным духом и сливаясь с какой-либо группой людей, начинает подчинять личные взгляды общественным. Бессознательная составляющая пронизывает все психические процессы человека, именно она лежит в основе его поведения и эмоционального состояния. Но человек этого не осознает. Бессознательное так же, как и сознание, бывает индивидуальным и коллективным. В основе последнего лежат архетипы – так называемые неосознанные образы (литературных и фольклорных героев), которые влияют на формирование шаблонов поведения человека, перенимаемых с далекого детства и затем воспроизводимых на бессознательном уровне в повседневной жизни на протяжении длительного времени.
  2. Это совокупность рациональной (совокупность знаний о мире) и иррациональной (вера, представляющая собой социальную память) составляющих мышления человека.

Важно! Менталитет – это нечто общее, рождаемое из природных данных и компонентов, обусловленных принадлежностью к общности, которое раскрывает представление человека об окружающей действительности, это картина мира, воплощенная в системе образов и представлений, массовое сознание на глубинном уровне.




Особенности менталитета личности

Для того, чтобы отличить одного человека от другого, выделить его как личность в социальной среде, определить его психологические особенности, психологи употребляют термин «менталитет личности» или индивидуальный менталитет. Он не является постоянным на протяжении всей жизни человека, а меняется под влиянием различных факторов, зависящих напрямую от индивида и независящих от него (внешних).

К первым относятся:

  • жизненный опыт;
  • усилия воли;
  • психологическая устойчивость.

Ко вторым относятся:

  • влияние более сильных личностей: кумиров, авторитетов, учителей;
  • государственная политика;
  • знания, получаемые из внешних источников (публицистика, телевидение, радио, интернет и т.д.);
  • родительские установки, стереотипные правила поведения;
  • средства массовой информации;
  • школьное воспитание.

Менталитет личности формируется с 3-4 лет до 15-17 лет. Несмотря на окончательно сформированный менталитет к подростковому возрасту, под влиянием различных факторов ценности человека могут меняться на протяжении всей жизни. Пример: цели и средства их достижения в период подросткового максимализма и в зрелом возрасте существенно различаются.

Важно! С возрастом увеличивается число обязанностей человека, растет чувство ответственности за свою жизнь и жизнь близких, поэтому те насущные проблемы и заботы, которые актуальны для подростков, чья жизнь в большей степени подчиняется внутренним ежеминутным порывам, очень часто для более взрослых людей кажутся несущественными.

Поскольку сегодня вопрос физического выживания уже не является таким острым, как в древности, на первый план в современном обществе выступает проблема психологической несформированности – когда люди не становятся зрелыми личностями, вырастив собственных детей и дожив до глубокой старости, а так и остаются детьми, инфантильными и безответственными. Поэтому менталитет личности не всегда зависит от возраста.



Типы группового менталитета

Если на формирование менталитета личности большее влияние оказывает сознание, то на групповой менталитет – бессознательное – стереотипы и архетипы общества, которые человек, являющийся частью этого общества, не всегда может объяснить.

В зависимости от различной степени общности типы бывают следующие типы группового менталитета:

  • менталитет нации (русский, славянский, американский и т.д.);
  • профессии (военный, врачебный, преподавательский и т.д.);
  • класса (рабочий, буржуазный и т.д.);
  • партии (либеральный, демократический);
  • возрастной (детский, подростковый, зрелый, старческий и т.д.);
  • территориально-географической принадлежности (городской, столичный, сельский, провинциальный);
  • криминальный.

Число типов менталитета постоянно увеличивается. По причине многогранности современного общества каждый человек является представителем сразу нескольких типов менталитета.



Особенности национального менталитета

Основными структурными элементами национального менталитета являются:

  • речь, языковая принадлежность;
  • коллективная память;
  • представления, сформированные в обществе;
  • коллективные эмоциональные переживания и настроения;
  • коллективные ценности, идеалы и установки;
  • национальная идентичность;
  • стиль мышления и общественного восприятия;
  • национальный характер и темперамент;
  • образцы и шаблоны поведения;
  • ментальные культурные репрезентации.

Черты российского менталитета: (россиянин – не обязательно русский, это и казаки, и башкиры, и евреи, живущие на территории Российской Федерации, а за ее пределами всех бывших или настоящих россиян независимо от происхождения называют русскими):

  1. Соборность: все общее, все свои, что скажут люди – проявляется в отсутствии приватности и возможности вмешиваться в чужую жизнь.
  2. Желание жить «по правде», а не быть законопослушными гражданами своей страны.
  3. Превалирование чувств над разумом: искренность и душевность – две черты характера сборного образа русского человека.
  4. Преобладание негативизма над позитивизмом: большинство русских ищут в себе недостатки, а не достоинства.
  5. Улыбка – не обязательный атрибут вежливости: у нас не принято улыбаться на улицах, смотреть в лица окружающих и знакомиться с незнакомыми людьми.
  6. Любовь к спорам по глобальным философским вопросам.
  7. Вера в победу добра над злом.
  8. Руководство жизненным правилом «Не высовывайся».
  9. Привычка, что в жизни все достается даром, убежденность, что больших денег честным трудом не заработать.
  10. Здоровье – не главная ценность в жизни.
  11. Забота об убогих и бедных.
  12. Вместо гуманизма предпочтение отдается жалости.

Простыми словами, в основе национального менталитета лежат стереотипы мышления, различные устоявшиеся особенности того или иного народа.

Содержание статьи

МЕНТАЛЬНОСТИ (МЕНТАЛИТЕТ) –(отлат. mens, mentis – ум, мышление, рассудительность, образ мыслей, душевный склад) – совокупность социально-психологических установок, автоматизмов и привычек сознания, формирующих способы видения мира и представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности. Как любой социальный феномен, ментальности исторически изменчивы, но изменения в них происходят очень медленно.

Социальный психолог видит в ментальностях (менталитете) взаимосвязанные психологические реакции, представления и качества, несущие в себе остатки опыта предыдущих поколений, «самопонимание групп» (Ю.Митке) как синтез сознания и коллективного бессознательного.

Социальный историк считает ментальностями обобщенный способ восприятия мира, манеру чувствовать и думать, характерную для людей определенной эпохи.

Социолингвист считает ментальностью семантическую матрицу, предопределяющую смысловые реакции культурных субъектов. С точки зрения лингвистики, в изучении ментальностей важно подчеркивать роль языка, моделирующую сознание.

Общей характерной чертой ментальностей – в отличие от доктрин и идеологических конструкций, представляющих собой законченные и продуманные системы, – является их открытость, незавершенность, континуальность, диффузная природа, «разлитость» в культуре и обыденном сознании. Ментальности выражают не столько индивидуальные установки каждого из людей, сколько внеличную сторону общественного сознания. Субъектом ментальностей является не индивид, а социум. Они проявляются в словесном языке (вербальной культуре общества) и языке жестов, в поведении, обычаях, традициях и верованиях.

Понятие ментального позволяет соединить аналитическое мышление, развитые формы сознания с полуосознанными культурными шифрами. Ментальное связывает многочисленные оппозиции – природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного. Особенно продуктивно понятие ментальностей используется для анализа архаических структур и давно ушедшего времени с характерными для него формами мифологического мировосприятия.

В современном гуманитарном знании понятие ментальностей приобрело расширительный смысл и употребляется не только для обозначения тех или иных культурных стереотипов, типичных для больших социальных групп или характеристики духовной настроенности всего общества, но и для толкования образа мыслей, верований, «навыков духа» небольшой группы людей.

Большинство представителей отечественной гуманитарной науки склонны употреблять дефиниции «ментальностей» и «менталитета» как синонимичные, хотя в целом их синонимичное или раздельное использование не устоялось. Социолингвисты представляют эти два термина как несовпадающие. С их точки зрения, понятие «ментальность» должно пониматься как «базовая характеристика системы психологической репрезентации опыта в сознании людей исторически определенной лингвокультурной общности, фиксирующая функционально-динамические аспекты этого опыта», тогда как более употребительное слово «менталитет» обозначает содержательные его стороны. Некоторые из ученых, не склонных ставить знак равенства между понятиями «ментальностей» и «менталитета», считают, что последний имеет более общее, в известном смысле – общечеловеческое значение («менталитет средневековья»), а термин «ментальности» соотносим с понятиями «мышление» или «чувство» (напр., французская или русская ментальность, ментальность дворянина, ментальность личности и т.д.) (Л.Н.Пушкарев). Наконец, еще одна точка зрения сводится к рассмотрению разных ментальностей (религиозной, этической и т.д.) как частей менталитета (М.М.Громыко).

История появления термина.

Термин «ментальности» использовался еще в XIX в. американским философом и поэтом Р.Эмерсоном (1803–1882), пытавшимся связать воедино метафизические и психологические проблемы общественных настроений. Понятие «коллективных ментальностей» использовалось также французским политиком и историком А. де Токвилем, автором книги Демократия в Америке (1835), стремившемся отыскать первопричины предрассудков, привычек и пристрастий, распространенных в описываемом им американском обществе.

В научный оборот термин «ментальности» был введен французским этнологом и социо-антропологом Л.Леви-Брюлем (1857–1939), изучавшим дологическое мышление и «коллективные представления» (или «ментальности») так наз. «примитивных народов». Характерной чертой ментальностей Л.Леви-Брюль считал необъяснимость с помощью обычной логики и здравого смысла, «мистичность» (подчеркиваемую также «отцом социологии» Э.Дюркгеймом), сопричастность всех ко всеобщим верованиям или заблуждениям (т. наз. «закон сопричастия», loi de participation). Он первым подчеркнул сложность попыток постичь коллективную жизнь бесписьменных народов, исходя из современных понятий.

Философское понимание понятия «ментельностей» связывают с именем немецкого мыслителя-неокантианца Э.Кассирера (1874–1945). Он вкладывал в понятие «менталитета» примерно то же содержание, что и Л.Леви-Брюль, подчеркивая, что виды менталитетов можно систематизировать по способам восприятия окружающего мира, в особенности, как он полагал, природы.

Психоаналитическая и социопсихологическая исследовательская традиция , в рамках которой родилась психоистория, склонна была представлять ментальности аналогом и синонимом «социального характера». Социолог-неофрейдист Э.Фромм (1900–1980) в работе Бегство от свободы (1941) употреблял понятие «социального характера», считая его синонимичным понятию коллективных представлений или ментальностей. Французский психолог Г.Бутуль полагал, что ментальности – как совокупность идей и интеллектуальных установок – находится между человеком и воспринимаемым им миром «как призма» (Ментальности , 1952).

В середине и второй половине 20 в. понятие ментальностей активно использовалось в философских системах феноменологов и структуралистов, введших в языковую норму термин «эпистема» (система познания и умственная картина мира), близкого по содержанию к понятию «ментальностей».

Основы социально-исторического рассмотрения ментальностей заложены французской исторической школой. Именно она заставила начать скрупулезную разработку истории понятий, формирующих жизнь людей в обществе и доказывая, что их изменчивое содержание составляет неотделимую часть культуры.

Согласно видению перспектив воссоздания ушедших столетий «новой исторической наукой», один из ее основателей, Л.Февр, полагал, что историку по силам не столько реконструкция объективного мира (раз и навсегда ушедшего!), сколько воссоздание миропредставления и умонастроений (ментальностей) людей изучаемой им эпохи, т.е. их субъективных оценок мира со всеми важными для них реальностями, включая богов, демонов и пр. Л.Февр, основавший вместе с М.Блоком школу «Анналов», усматривал в коллективных ментальностях не столько биологические, сколько социальные основания, природу и детерминанты. Видя в них процессы «вторичной перекодировки» картины мира с помощью знаковых систем, Л.Февр и М.Блок первыми показали возможности расшифровки этих семиотических воплощений: «Историк должен стремиться к тому, чтобы обнаружить те мыслительные процедуры, способы мировосприятия, привычки сознания, которые были присущи людям данной эпохи и о которых эти люди могли и не отдавать себе ясного отчета, применяя их как бы „автоматически", не рассуждая о них, а потому и не подвергая их критике», – отмечал М.Блок в одной из своих работ.

Таким образом, французские историки, стоявшие у истоков изучения «истории ментальностей» как самостоятельного направления, поместили «ментальное» между осознанным, очевидно структурированным, отрефлексированным (то есть формами общественного сознания – религией, идеологией, моралью, эстетикой и т.д.) и неосознаваемым (бессознательным) в коллективной, а отчасти – и в идивидуальной психике людей. Важнейшей, конструирующей ментальности, сферой является «сфера представлений о человеке» (Р.Шпрандель).

История ментальностей (менталитета)

История ментальностей (менталитета) – область изучения прошлого, неотъемлемая часть «новой социальной истории» как истории социально-культурной. Оформилась в самостоятельное направление в 1960-е вначале в западном, а затем во всем европейском гуманитарном знании в рамках так. наз. «историко-антропологического поворота» – интереса к человеку, его представлениям и образу жизни. Упрочение позиций истории ментальностей именно в десятилетие «ниспровержения основ» и вызревания студенческой революции 1968 (движения «новых левых») связано с попытками переориентировать науки о прошлом с «истории героев» (правителей, мыслителей, пролководцев, дипломатов) на «историю рядовых людей». В центр научных трудов были поставлены воззрения народа, эмоции и мысли обычных, в том числе – «простых людей», анализ движущих механизмов их социального поведения (Э.Леруа Лядюри во Франции, Х.Медик, А.Людтке в Германии).

Вслед за Л.Февром и М.Блоком, их продолжатели, сгруппировавшиеся вокруг журнала «Анналы», заставили потесниться «историю высказываний» философов и политиков, правителей и военоначальников, выдвинув на первый план «историю потаенных мыслительныхструктур», присущих всем или большинству членов общества, анализ идей, не контролируемых их носителями и действующих помимо их воли и намерений.

Помимо социальной психологии, сильный импульс рождению истории ментальностей дала структурная антропология, позволившая представить общество как всеобъемлющую систему отношений «от подвала до чердака» (М.Вовель). Увидев в реконструкции «ментального» элемент воссоздания истории в ее целостности, младший современник Л.Февра и М.Блока Ф.Бродель , предложил анализировать два уровня «структур» в жизни любого общества: структуры жизни материальной и нематериальной, охватывающей человеческую психологию и каждодневные практики. Второй уровень был назван им «структурами повседневности». Именно в них, полагал Ф.Бродель, формировались ценности и символы веры человека определенной эпохи, поэтому понять мотивы поведения людей, семиотические воплощения их картины мира (образы, представления, привычки, ощущения, предугадывания и т.д.) – значит понять саму эпоху, само время, разобраться во взаимодействии разных сторон жизни общества, от бытовых деталей до политических пристрастий, от первейших материальных интересов до аналитической работы человеческого ума.

Одновременно с появлением первых исследований по «истории ментальностей» во Франции, в России шло развитие т.наз. «школы семиотики» – науки о знаковых системах или тартусской школы (Ю.М.Лотман , Вяч.Вс.Иванов, Б.А.Успенский, В.Н.Топоров). Выросшая из лингвистики и начавшая экспансию в иные гуманитарные науки, в том числе и истории, эта школа позволила сформироваться новым подходам к исследованию прошлого, всех сфер человеческой деятельности, которые последователи этой школы предложили рассматривать как тексты и знаки, подлежащие расшифровке. Еще одно российское направление в исследовании ментальных процессов было намечено вышедшими в то же время (1960-е) работами М.М.Бахтина , показавшего перспективность изучения потаенных пластов общественного сознания, тесно связанных с повседневной жизнью людей (напр., «карнавальной смеховой культуры», характерной для сердневековья) и игнорировавшихся предшествующей наукой.

Идейное объединение Школы семиотики, направления М.М.Бахтина в литературоведении и наработок историков ментальностей (во Франции и, десятилетием позже, в Германии) могли бы стать прорывом в новом понимании исторической реальности. Однако «железный занавес» между СССР и Западом, жесткие идеологические и политические барьеры, отделившие российских гуманитариев от новых тенденций развития мировой науки, помешали объединению и обрекли историков в СССР на отставание, которое они пытаются преодолеть лишь в последнее десятилетие.

Предмет истории

ментальностей – реконструкция способов поведения, выражения и умолчания, которые передают общественное миропонимание и мирочувствование; способы и содержание мышления; представления и образы, мифы и ценности, признаваемые отдельными группами или обществом в целом. В отличие от истории повседневности , которую интересует, помимо «времени стабильности», еще и «краткое», «нервное» время конкретных событий, а также в отличие от психологии, также сосредотачивающией свое внимание на легко изменчивых состояниях психики, – история ментальностей ставит в центр исследовательского внимания изучение всего постоянного (социально-психологических констант), медленных, подспудных изменений, растянутых во времени очень большой протяженности (la longue durée). Историков ментальностей интересуют в общем спектре социальных времен «времена большой длительности» как консервирующие самое типичное в психологии и поведении, то, что заложено в сознание людей их воспитанием, культурой, языком, религией и делает заметными изменения лишь при рассмотрении больших хронологических отрезков истории.

Круг тем и проблем «историка ментальностей» – это восприятие географической среды, отношения к природе, пространства и времени в самом широком смысле, позволяющее понять восприятие людьми того времени самой истории – ее поступательного развития или ее «круговой» повторяемости, регресса, статики, движения. Он включает также весь спектр проблем, связаных с системой верований, отношениями мира земного и мира потустороннего, восприятием и переживанием смерти, разграничением естественного и сверхествественного, духовного и материального. В некоторых аспектах историки ментальностей близки специалистам по истории повседневности – когда изучают установки людей, касающиеся восприятия труда в доме и вне дома, брака, сексуальной культуры, воспитания детей и отношения к ним, гендерных стереотипов, болезней, уродств, инвалидности, старости, семьи, когда исследуют ориентацию на новое или на традиционное. Через историю ментальностей в «новую социальную историю» вернулось изучение права, которое Ж.Ле Гофф называл «пугалом историка» – но это не традиционное описание норм и предписаний, а реконструкция их восприятия рядовыми людьми в праве писаном и обычном, воссоздание правосознания определенной эпохи. В центре внимания историка ментальностей всегда присутствуют и социально-политические аспекты духовной жизни и коллективных умонастроений людей – их оценка общества и его составляющих, понимание соотношения целого и отдельного, индивидуального и общественного, степени самостоятельности личности в социуме или включенности, зависимости от него, отношение к труду, собственности, бедности и богатству, власти, господству и подчинению, понимание свободы, воли, доступ к хранению и распространению информации.

Цель

историка повседневности – изучение картины мира людей с точки зрения их собственного восприятия. Однако современному историку приходится использовать для этого сложившийся к настоящему времени понятийный аппарат, теоретические схемы и модели и постоянно сопоставлять различия в содержании устоявшихся и лишь кажущихся неизменными понятий. Постоянное сопоставление «внешней» точки зрения, обусловленной современной системой знаний, – с «внутренней», присущей людям изучаемой эпохи, создает ситуацию нового видения истории, т. наз. «стереоскопического видения» (А.Я.Гуревич). Это позволяет сохранять принцип историзма и избегать переноса в изучаемую эпоху современных представлений.

К источникам , отразившим потаенные мыслительные структуры и комплексы коллективных представлений (неосознанных, неотрефлексированных) – можно отнести «все, созданное человеком и сохранившее в себе духовную сущность своего творца» (П.Динцельбахер). Поэтому практически все виды и типы источников, как письменных, так и фольклорных, этнографических, археологических, нумизматических и т.п. могут быть привлечены к исследованию. Однако большее значение имеют материалы личного происхождения – завещания, дневники, письма, мемуары, автобиографии, художественные произведения, отобразившие миросозерцание своих авторов. Для исследователей ментальностей недавнего прошлого огромное значение имеет «устная история» (оформившаяся в отдельное направление также в 1960-е) – интервью всех видов (нарративных, полуструктурированных, биографических, лейтмотивных, фокусированных и проч.). «Устные истории», собранные историком ментальностей, из обычной в традиционном исследовании коллекции фактов, превращаются в новый вид эмпирического материала, структурированный по темам и хронологии т. наз. «вторичный источник».

Методы изучения

ментальностей очень разнообразны. Поскольку ментальности – это «нечто невыразимое, что нельзя выписать из текста источника и что может быть лишь выявлено исследователем из высказанных автором исследуемого текста мнений и суждений» (Ф.Граус) – постольку историк вынужден пользоваться не только историческими, но и многими иными приемами и методами – психологическими, этнологическими.

Поскольку рядовые люди далекого прошлого практически не оставили каких-либо ego-документов (источников личного происхождения – писем, дневников, воспоминаний), постольку историку приходится анализировать весь круг источников, которые могли отобразить их образ мыслей и систему ценностей. Ему приходится задавать источникам, запечатлевшим высказывания или оценки этих рядовых людей, вопросы, которые обычно задают этнологи, работающие с живыми респондентами. Этот метод получил название «историко-этнографического».

Ряд аналитических приемов история ментальностей заимствовала из семиотики, выработавшей способы понимания чужой культуры путем поиска и анализа символических (семиотических) форм – слов, образов, институтов, поступков, посредством которых люди в определенных обстоятельствах представляли себя самим и другим людям. Исследователю ментальностей приходится истолковывать смыслы и символы, связанные с предметным миром и миром явлений через мир близкой к опыту реальности людей прошлого – мир повседневности, обычной речи, привычных поступков (Ю.М.Лотман). В последнее время одним из путей исследований истории ментальностей стал анализ дискурсивных практик (прежде всего – господствующих дискурсов), под которыми понимаются «практики речевого поведения» (М.Фуко) – то есть способов, правил, логики обсуждения чего-либо вербальным и невербальным (языком поступков и жестов) путем.

Уровни изучения

ментальностей зависят от постановки исследовательских задач и анализируемого поля взаимодействия социальных объектов. Широко, цивилизационно мыслящие культурологи склонны ставить задачи изучения общего ментального «фона» каждой эпохи (Й.Хейзинга, Ф.Арьес, Ж.Ле Гофф, в России – М.М.Бахтин, А.Я.Гуревич). С другой стороны, последователи Ф.Броделя во Франции и Г.Телленбаха в Германии показали возможности анализа ментальностей и отдельных социальных страт (например, Ж.Дюби, описывавший характерные черты поведения французской элиты, от рыцарей до священников, Э.Леруа Лядюри, сосредоточивший свое внимание на умонастроениях крестьян в деревне XIII в. или Ю.Митке, изучавший менталитет средневековых нищенствующих орденов). Свои подходы и уровни в изучении ментальностей предлагают также современные этнологи и этнопсихологи, реконструирующие историю складывания национальных характеров и национальных культур (Э.Стефаненко). Особое место в изучении истории ментальностей занимают специалисты в области гендерных исследований и близкая к ним феминистская историография, настаивающая на различиях мужского и женского менталитета, мужской и женской системы ценностей, способов восприятия мира, фиксации запечатлевшегося в памяти (О.Хафтон, Э.Г.Дэвис, Т.де Лауретис, Д.Рейли, в России – Н.Л.Пушкарева, С.Г.Айвазова, Е.А.Здравомыслова, А.А.Темкина).

Значение «истории ментальностей» в науке определяется стремлением сломать невидимый барьер, разделяющий социально-экономическую или политическую историю и историю духовной жизни, объединить развивающиеся автономно исторические дисциплины, проникнув в глубины духовной жизни людей прошлого. Возникшая как «испытательный полигон» новых исследовательских практик медиевистов и специалистов по западноевропейской истории раннего Нового времени, история ментальностей быстро нашла себе место и в исследованиях более поздних эпох и способствовала написанию и их истории как наразрывного единства материальной и духовной жизни, общества и культуры. Длительность сохранения интереса к исследовательскому направлению «истории ментальностей» объясняется широкими возможностями научного синтеза, объединения результатов исследовательского анализа и приемов работы разных гуманитарных дисциплин – истории, этнологии, психологии и этологии, лингвистики, культурологии, семиотики, литературоведения, географии, экологии.

Лев Пушкарев , Наталья Пушкарева