В произведении есть рифма ритм. Акцентный стих


Вы пробовали когда-нибудь объяснить незрячему человеку, что такое «красный»? Я не пробовал, и, честно говоря, надеюсь, что мне никогда в жизни не придется пытаться это сделать. Есть вещи, о которых мы толком и не задумываемся, для нас они естественны на уровне безусловных рефлексов.

Немногие из нас умеют влезть в чужую шкуру и взглянуть со стороны, как же посторонний человек воспринимает наши слова другими, его собственными ушами. Его мозгами, его знаниями.

Это было небольшое лирическое вступление. На него меня натолкнуло понимание того, что когда ты, будучи музыкантом, делишься с неподготовленным человеком музыкальными знаниями, далеко не всегда он хорошо понимает, о чем ты говоришь.

Время и его связь с метром и ритмом

Вот, например, такое явление как ритм . Вроде всем нам понятное слово. Мы его используем в разных контекстах, и иногда и не задумываемся о его исконном значении. Мы говорим – «в моем ритме жизни», «сердечный ритм», «ритмичный танец», и так далее. Иногда мы употребляем и другие слова, близкие к понятию ритмики – например, темп . Мы говорим – «в темпе вальса», а правильно ли? Может быть правильнее «в ритме вальса»? И если об этом начать задумываться – оказывается, что мы не совсем четко представляем себе границы между понятиями ритма и темпа. Не знаем, почему прибор, который в нашем понимании задает темп или ритм – называется «метроном». Почему не «ритмоном». И что же такое тогда метр ?

Оказалось, что даже для многих музыкантов эти понятия – темный лес. Поэтому я решил написать небольшой материал, в котором изложу основы понятий ритм, метр, темп, расскажу про их музыкальное значение, взаимодействие. Не совсем уверен, что статья действительно получится небольшой, как говорится – аппетит приходит во время еды.

Начнем с понятия, которое нам очень близко, с которым мы живем всю жизнь и никуда от него деться не можем. Понятие времени .

Время – это наше четвертое измерение. Как говорят философы, прямая – это след от точки, двигающейся перпендикулярно себе. Плоскость – это такой же след от прямой. Пространство – след от движущейся перпендикулярно себе плоскости. А время – это след движения нашего пространства. Мы четырехмерные существа, потому что у нас не просто есть длина, ширина и высота, но все это существует в динамике – то есть в движении, в развитии. Наше пространство движется и расширяется, и направление этого расширения задает время.

Мы понимаем время в разных трактовках. С одной стороны это постоянно текущие друг за другом мгновения. С другой – это отрезок от одного события до другого. С третьей стороны – время это точка, в которой происходит определенное событие. Например, мы едем в метро утром с 9 до 10 часов. Час – это время в пути. Или нам нужно быть в определенном месте ровно в 11.30. И эти цифры – тоже время.

А что такое время применительно к музыке? Это то, что отличает музыку от других видов искусства – от живописи, скульптуры, резьбы по дереву и так далее. Музыка развертывается во времени , она проходит определенные этапы – от зарождения, через развитие, к кульминации, и до финальной точки. Музыка проживает определенную жизнь, ограниченную своими рамками. И в этой жизни есть взлеты, падения, вехи, важные события.

Такт, доли, размер

Если сказанное доступно и понятно – то и проблем с пониманием ритма, темпа и метра не будет. Но все-таки нужно еще немного подготовительной терминологии из самых начал элементарной теории музыки.

В любом музыкальном произведении есть определенные отрезки, на которые оно делится. А также точки, с помощью которых происходит деление. Самый простой и короткий отрезок музыкального произведения – это такт . А точка, которая определяет начало такта – называется сильная доля . Помимо сильных, безусловно, в такте есть еще слабые доли и относительно сильные доли .

Многие слышали, как музыканты «считают»: раз-и-два-и-три-и-четыре-и. Многие видели, как дирижеры оркестров машут палочкой. Так вот, взмах палочки сверху вниз всегда означает «раз». Это и есть сильная доля, и именно на нее ориентируются все музыканты оркестра, чтобы не «развалиться». Перед наступлением сильной доли для обозначения начала такта ставится вертикальная линия – она называется тактовая черта . Сразу за тактовой чертой всегда идет сильная доля.

В такте может быть разное количество долей. Это количество задает размер произведения. Чаще всего в музыке, которую мы слышим по телевизору или по радио, размер включает в себя четыре доли. Это наиболее распространенный, «шаблонный» размер, который оказался удивительно гармоничным для создания произведений танцевальных жанров. Практически вся современная электронная, танцевальная и поп-музыка написана в четырех долях.

Но бывают и другие размеры. Если не слишком углубляться в музыкальную теорию, то достаточно знать, что размеры бывают простые, сложные и смешанные . Простые состоят из двух или трех долей. Сложные – из комбинаций простых размеров, но при этом складываются только размеры одинакового состава. Например, размер с четырьмя долями (о котором я писал выше) – состоит из двух элементов по две доли. Ну а смешанные размеры включают в себя разнородные составляющие, например пятидольный размер делится на 2+3 (или 3+2).

Ввиду вышесказанного, простые и сложные размеры делятся на двудольные и трехдольные . Сложный размер с девятью долями будет трехдольным – 3+3+3. Сложный размер с шестью долями может быть как трехдольным (3+3), так и двудольным (2+2+2).

Раньше, в давние времена, трехдольные размеры также были очень распространены в танцевальной музыке. Вальсы, полонезы, менуэты – это все танцы на основе трехдольного такта. Сейчас же в поп-музыке трехдольные размеры используют разве что наиболее «продвинутые» композиторы, не боящиеся остаться непонятыми. Однако, сложные (а также смешанные) размеры довольно распространены в рок-музыке, в джазе, в стилях фьюжн, джаз-рок, арт-рок и так далее.

Метр и темп

Итак, вернемся к сильным и слабым долям. Представим, что у нас есть исходные данные – такт из четырех долей. Сильной долей будет называться только первая . Относительно сильной будет называться та доля, с которой начинается составной элемент нашего размера. Вспомним, что четыре доли у нас делятся на 2+2, а значит третья доля будет начинать второй элемент. Она и называется относительно сильной долей . Остальные доли называются слабыми – это вторая и четвертая.

Доли внутри такта между собой равны по продолжительности. Если произведение быстрое, то одна доля длится короткое время. Если медленное – то доля длиннее. Вот это чередование равных долей на протяжении всего произведения – называется метром. Выделим это отдельно.

Метр – чередование сильных и слабых долей в произведении.

Именно от слова метр произошло название вспомогательного музыкального прибора – метронома . Кто-то наверняка видел и помнит старые метрономы в виде пирамидки, из которой торчит вертикальный маятник, и если этот маятник запустить – он издает равномерные щелчки, выделяя одну из долей: «тум-цок-цок-цок, тум-цок-цок-цок». Тум – это сильная доля, цоки – слабые и относительно сильные. Сегодня в основном используют электронные метрономы. Кроме того, метроном можно найти и в интернете, по запросу «онлайн метроном».

Скорость, с которой «цокает» метроном – это темп. Чем выше темп – тем быстрее произведение. Выделим это.

Темп – скорость чередования сильных и слабых долей в произведении.

Кстати, возвращаясь к понятию времени – музыканты высокой квалификации, помимо слова «доля», используют также термин «время». Можно услышать фразы типа «труба вступила на сильном времени», или «аккорд разрешается на сильном времени». Таким образом дается понять, что данная сильная доля – это не просто наступление нового отрезка (такта), но и некий драматургически важный момент в произведении. В более узком смысле слова «доля» и «время» могут быть просто синонимами.

До этого момента, в принципе, должно быть все понятно. Когда вы сидите на концерте и хлопаете в ладоши по ходу произведения (вы это наверняка назовете «в ритме произведения») – вы отстукиваете метр . Не ритм, а именно метр, в определенном темпе. К ритму это пока что не имеет никакого отношения. Кто-то инстинктивно притопывает ногой, когда по радио играет «ритмичное» произведение. Это тоже метр, а не ритм. Кто-то ставит музыку в наушниках, и «в темпе» этой музыки шагает по дороге. Шаги в этот момент также отсчитывают метр.

Длительность

Теперь мы знаем, что такое такт, доля, метр и темп. Частично также познакомились с понятием размера. А дальше все становится немного сложнее, мы переходим к понятию ритма.

Если единицей измерения метра у нас была доля, то единицей измерения ритма является длительность . А с длительностями надо разобраться внимательнее.

Чтобы проще понять, что такое длительность – обратимся к ассоциациям. Предположим, вы собираете анекдоты. У вас есть тетрадки, в которых вы их записываете. В каждой тетрадке по четыре страницы. На одной странице может уместиться один обычный анекдот, а может два маленьких. Но также бывают большие анекдоты, которые не помещаются на одной странице. Эти анекдоты могут занимать полторы страницы, или даже две.

Ваша тетрадка – это такт, страница тетрадки – доля, а один анекдот – это некая нота, у которой есть длительность. Длительность может быть равна доле, может быть меньше нее, может и больше.

Одна страница – это четверть вашей тетради. Если вы записываете один анекдот – то длина анекдота равна четверти тетради, то есть странице. Если анекдот очень большой и занимает две страницы – то он равен половине тетради. А если анекдот маленький, умещается на половинке страницы – то он равен восьмой части тетради. Это все простая арифметика, доступная школьникам начальной школы.

В музыке – то же самое. Доли бывают разные. Например, «четвертные». И если в такте четыре таких доли, то он состоит из четырех четвертей. Четыре четверти – это и есть точное обозначение размера, о котором мы уже много говорили. Записывается он в произведении в виде двух цифр друг над другом, из которых верхняя показывает количество долей в такте, а нижняя – то, какие это доли. Например, если надпись гласит 4/4, это означает, что этот такт состоит из четырех четвертных долей.

Напрашивается логичный вопрос – а почему же 4/4 не обозначить просто как одна целая? Ведь 4/4=1? Все верно. Но ведь нас интересует ритм, пульсация. А значит нам нужно задать произведению метр. Вот и получается, что давая обозначение четырьмя долями – мы обозначаем метр произведения. Помните, как барабанщик на рок-концертах стучит четыре раза палочками перед началом песни? Он отсчитывает метр, «раз-два-три-четыре». А мы помним, что если долей четыре, то после слова «четыре» снова наступит «раз». Это будет «сильное время», на которое вступят все остальные музыканты. И если бы мы написали вместо 4/4 просто 1 – то никто бы точно не знал, когда вступать.

Но вернемся к тетрадям с анекдотами. Если на одной странице умещаются два анекдота – то каждый из них занимает восьмую часть тетради. Точно так же, если на одну долю в размере 4/4 играется две ноты – они называются «восьмыми». Если четыре ноты на одну четвертную долю – «шестнадцатыми», и так далее. Ну и наоборот, если играется длинная нота, занимающая сразу две доли – она называется «половинная», то есть она длится две четверти. В случае с размером 4/4 половинная нота будет равна половине такта.

Надо иметь в виду, что такт может состоять и из двух четвертных долей. Тогда он будет обозначаться 2/4, и в таком случае нота длиной в две доли будет занимать целый такт, хотя она так и останется «половинной».

Логика во всем этом очень простая, и если Вы сразу не поняли, чем отличается доля от длины ноты – можете просто перечитать несколько абзацев еще раз. Ну а если все понятно – наверняка вы уже догадались, что длина ноты – это и есть длительность .

«Зачем же музыкальные теоретики все так усложняют?», – может возникнуть вопрос. Почему не назвать это обычным словом длина? На этот вопрос есть ответ. Дело в том, что одни и те же ноты можно сыграть как быстро, так и медленно. И если бы ноты записывались без привязки к долям, по абсолютной временной продолжительности – то приходилось бы переписывать произведение каждый раз, когда вы его захотите сыграть быстрее или медленнее. А когда есть доли, размер и метр – достаточно просто поменять темп, и все. Длительность одной четвертной ноты в любом темпе равняется сумме длительностей двух восьмых нот , но она вдвое короче, чем половинная нота. Все в соответствии с привычной арифметикой. Недаром Аристотель называл музыку разделом математики.

В размере «четыре четверти» (а также три четверти, две, и так далее) четвертная нота будет занимать ровно одну долю и в быстром темпе, и в медленном. Поэтому обозначение темпа, в котором звучит произведение – понятие абсолютное. Мы говорим – «сто двадцать ударов в минуту», и метроном играет нам два удара в секунду, а обозначается это «120 bpm» (beats per minute ). А вот длительность нот – понятие относительное. Половинная нота в темпе 120 bpm будет длиться одну секунду. А половинная нота в темпе 60 bpm – две секунды (два четвертных удара метронома, каждый продолжительностью 1 секунда). Можно сыграть одни и те же длительности в очень быстром и очень медленном темпе.

Особенности записи длительностей

Как вы уже поняли, длительности бывают целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые и так далее. Есть дополнительные музыкальные обозначения, позволяющие записывать длительности больше или меньше основных.

Например, с помощью точки, поставленной рядом с нотой, можно обозначить, что длительность увеличивается в полтора раза. «Четверть с точкой » по продолжительности равна сумме четверти и восьмой. «Половинка с точкой» добавляет к себе четверть. Если вы видели в нотной записи точки и не знали, что они обозначают – теперь знаете. Но не перепутайте с точками, которые ставятся над нотами и под ними. Эти точки обозначают staccato – то есть отрывистая игра. В принципе, это тоже в определенной степени относится к ритмике.

Кроме того, длительность ноты может увеличить так называемая лига . Это дуга, которая соединяет две или более ноты. Если две рядом стоящих одинаковых ноты «залигованы » – это означает, что общая продолжительность звучания этих звуков равна сумме длительностей этих нот . Это бывает полезно в некоторых случаях, когда невозможно другими способами обозначить длительность. Например, если нота длится дольше, чем один такт, то продлить ее через тактовую черту можно только с помощью лиги. Также, иногда требуется записать ноту, по длительности равной 1/4 +1/16. Если бы добавить нужно было восьмушку – то мы бы просто поставили точку, но шестнадцатую можно добавить только с лигой.

А с помощью такой записи как триоль – можно задать звучание трех нот вместо двух. Там, где на одну долю можно было сыграть только две восьмушки – играются три восьмушки «триоль». Существуют также квартоли, квинтоли, дуоли и так далее, но наиболее распространены триоли, поэтому пока достаточно ограничиться ими.

Ритм

Теперь понятие длительности стало более доступным. А уже на основе этого можно говорить и о ритме.

Если про доли мы говорили, что внутри такта они между собой равны, то длительности внутри такта могут быть все разные. Например, такт с размером 4/4 может состоять из длительностей: 1/2 + 1/4 +1/4. Или наоборот – 1/4 + 1/2 +1/4. Могут быть вариации с восьмушками и другими длительностями, а также с точками и с триолями. Главное, чтобы их сумма равнялась размеру такта.

Ритм – понятие более вольное, чем метр. Придумывая музыку, или работая над аранжировкой, мы сами выбираем длительность нот, которые будут звучать. А метр при этом остается неизменным. Длительности чередуются в разнообразном порядке, образуя ритмический рисунок. Эта особенность и легла в теоретическое определение понятия ритм.

Ритм – чередование длительностей нот в произведении.

При этом важно не забывать, что не в каждый момент обязательно должна звучать какая-то нота у каждого инструмента. Часто у инструментов бывают кратковременные или длительные перерывы в звучании. Перерыв в звучании называется «пауза». Паузы, точно так же как и звучащие ноты, образуют ритмическую ткань партии и произведения. И они тоже бывают целыми, половинными, четвертными и так далее.

Пауза – перерыв в звучании.

Ну вот, теперь мы знаем, что такое ритм. Но еще не все, что нужно знать об этом.

Роль ритма в музыке

Любая мелодия обладает ритмом – ведь она состоит из нот разной длины. Если бы все ноты были в любой мелодии одинаковыми по продолжительности – было бы совершенно неинтересно. Исполняя песню, певцы любят потянуть самые красивые ноты. А иногда ноты, наоборот, исполняются коротко, группами, насыщенными пассажами. Современные речитативные стили исполнения типа хип-хоп предполагают большое ритмическое насыщение вокальной линии. Но это все «линейная» ритмика.

А есть еще ритмика, которая задает структуру произведения, его жанровую принадлежность. То, что мы называем «стилем » музыки. Многие без труда определят на слух разные музыкальные стили – рок, танцевальная музыка, латино, рэггей и так далее. Но далеко не все понимают, что основа этих стилей – ритм-секция . То есть те инструменты, которые играют цикличные ритмические рисунки, повторяющиеся от такта к такту. Прежде всего это, конечно, барабаны, перкуссия и бас . С академической точки зрения к ритм-секции можно также отнести ритм-гитару, фортепиано, банджо, и любые другие инструменты, с помощью которых мы можем разнообразить ритмику исполнения.

Зная особенности разных стилей – можно с легкостью программировать ритм-секцию на компьютере или на любом железном секвенсоре, будь то или рабочая станция.

К примеру, достаточно расставить в размере 4/4 на каждую долю бочку, усилить 2 и 4 доли малым барабаном, и между ударами бочки поместить короткий хайхет – вот уже звучит обычная танцевальная ритм-секция .

Если же поместить бочку на 1 и 3 доли (сильная и относительно сильная), малый на 2 и 4 (слабые), а хайхет сыграть восьмушками на протяжении всего такта (по две на долю) – это будет обычный бит, часто применяемый в рок-музыке .

А если взять танцевальный рисунок из первого примера и сыграть хайхет шестнадцатыми (шестнадцать нот в такте) – получим стиль «диско ».

Другие стили имеют свои особенности, но все эти особенности можно проанализировать и воспроизвести. Неважно, что вы хотите сыграть, музыку в стиле хаус или сальсу, рэггей или рок-н-ролл, любое из этих направлений опирается на чередование длительностей , в их основе – ритм.

Но, конечно, помимо самого ритмического рисунка очень важно учитывать и характерные для этого стиля рамки темпа . Например, если вы решили сделать танцевальную музыку – то скорее всего имеет смысл использовать темп 120-135 bpm. Потому что точно такой же рисунок, сыгранный в темпе 90 bpm уже не будет побуждать слушателя танцевать.

Анализируйте любимые произведения на предмет темпа, в котором они исполняются. Это очень важный аспект, напрямую влияющий на успех вашей аранжировки . Чтобы измерить темп любой записи – на элетронных метрономах существует кнопочка Tap Tempo , нажав на которую несколько раз во время звучания композиции (нажимать нужно на доли – раз, два, три, четыре), вы сможете увидеть на экране довольно точное числовое значение темпа.

Взаимодействие метра и ритма

И еще одна очень важная часть этой статьи. Она коснется взаимодействия метра и ритма .

Дело в том, что хотя метр и ритм это разные понятия, они постоянно работают в связке . Стилистика произведения определяет, насколько их взаимодействие тесное и скоординированное. Между ритмом и метром может быть три типа соотношений. Они обусловлены самими определениями этих двух терминов:

  • Ритм и метр поддерживают друг друга. Ритмически сильные доли (музыкальные акценты) в основном совпадают с метрически сильными долями (помним, что метрически сильная доля – первая).
  • Ритм и метр контрастируют друг с другом. Ритмически сильные доли не совпадают с метрически сильными долями. Такое встречается довольно часто.
  • Ритм и метр нейтральны друг к другу. Такое обычно бывает, когда ритмика не слишком выраженная.

Можно вспомнить много разных примеров специфичного взаимодействия метра и ритма. Те кто знаком с джазовой музыкой даже наверняка могут вспомнить анекдот про ночной кошмар Луи Армстронга, которому приснилось, что он белый и играет «на сильную долю». Любителям джаза известно, что основа ритмики этом жанре – выделение слабых долей.

Если ваши знания джаза обширны – то можно вспомнить стиль би-боп , где при игре постоянно «усиливается» опережающий акцент. Ноты, приходящиеся на все основные доли – ослабляются, а акценты в импровизации играются на промежуточные ноты, да еще и с ритмической «оттяжкой».

Часто можно услышать про то, что в рок-музыке главным ударным инструментом является малый барабан. А поскольку малый барабан обычно играет на 2 и 4 долю – создается ощущение, что эти слабые доли превращаются в сильные, акцентированные.

Вспомним и стиль рэггей – в нем бочка часто пропускает первую долю и играет на вторую. тоже постоянно отрабатывает свою линию, пропуская сильную долю метра. Гитара или другие инструменты, играющие ритм-партии, дают акценты на «и», между долями. То есть выделяя восьмые доли после каждой из основных долей.

Другой пример с пропущенной сильной долей – сальса . В этом стиле ритмически сильная доля наступает перед первой, то есть как бы опережая само произведение. В сальсе за это обычно отвечают бас и бочка.

Нейтральную ритмику в современных стилях можно нередко услышать в музыке лаунж , или в стоп-таймах трансовых произведений.

В академической музыке нейтральная ритмика тоже часто встречается – в основном при сольных исполнениях на фортепиано, гитаре, иногда при пении романсов, арий. Движение как бы постоянно то ускоряется, то замедляется – в зависимости от ощущений исполнителя. Подобное исполнение в традиционной академической музыке обычно обозначают как rubato или ad libitum .

В заключение

Вот такие, довольно простые, но очень важные знания. Не расстраивайтесь, если после первого прочтения не все улеглось в голове. Перечитайте еще и еще раз, медленно и вдумчиво. Информация действительно на первый взгляд запутанная, но как только вы с ней разберетесь – увидите, как вдруг просто стало работать с ритмом в ваших аранжировках.

В общем, нюансов много, и о ритмике можно говорить бесконечно. Но во всем главное – знать основы, и я надеюсь, что эта статья помогла их немного систематизировать.

Как обычно, желающих не пропустить новые интересные материалы приглашаю подписаться на мой блог . На очереди еще немало актуальных музыкальных тем. И конечно, жду Ваших отзывов, дополнений и критики в комментариях к статье. Благодаря Вашим комментариям я понимаю, о чем еще нужно рассказать.

Что Вы узнаете из этого блога? " src="http://danalex.ru/wp-content/uploads/anantara-small-150x150.jpg" width="150" height="150" style="padding: 0px; margin: 0px; border: 0pt none;">

Ритм в музыкальном произведении – это непрерывное чередование звуков и пауз самой разной продолжительности. Вариантов ритмических рисунков, которые могли бы образоваться в таком движении, очень много. И поэтому ритм в музыке бывает тоже разным. На этой страничке мы рассмотрим лишь некоторые, особые ритмические фигуры.

1. Движение ровными длительностями

Движение ровными одинаковыми длительностями встречается в музыке нередко. Причем чаще всего это движением восьмыми, шестнадцатыми или . Следует отметить, что подобная ритмическая монотонность часто создает гипнотический эффект – музыка заставляет полностью погрузиться в передаваемое композитором настроение или состояние.

Пример №1 «Слушаем Бетховена». Ярким примером, который подтверждает вышесказанное, является знаменитая «Лунная соната» Бетховена. Посмотрите нотный отрывок. Ее первая часть целиком построена на непрерывном движении восьмых-триолей. Вслушайтесь в это движение. Музыка просто завораживает и, действительно, как будто гипнотизирует. Может быть, за это ее так любят миллионы людей на Земле?

Другой образец из музыки того же композитора – Скерцо – вторая часть прославленной Девятой симфонии, где после краткого энергичного громоподобного вступления мы слышим «дождь» ровных четвертных нот в очень быстром темпе и в трехдольном размере.

Пример №2 «Прелюдии Баха». Не только в музыке Бетховена встречается прием ровного ритмического движения. Аналогичные примеры представлены, например, в музыке Баха, во многих его прелюдиях из «Хорошо темперированного клавира».

В качестве иллюстрации представим вам Прелюдию До мажор из первого тома ХТК, где ритмическое развитие построено на ровном неспешном чередовании шестнадцатых нот.

Конечно, разновидностей ритмических рисунков существует гораздо больше, чем мы здесь рассмотрели. Свои особенности ритмики есть у многих музыкальных жанров и стилей. Например, яркие характеристики с этой точки зрения получают такие жанры, как вальс (трехдольный метр и плавность или фигуры «кружения» в ритме), мазурка (трехдольный метр и обязательное дробление первой доли), марш (двухдольный метр, четкость ритма, обилие пунктиров) и т.д. Но все это – темы отдельных дальнейших разговоров, поэтому заходите к нам на сайт почаще и вы обязательно узнаете еще много нового и полезного для себя о мире музыки.

В широком смысле ритмообразующие элементы:

1.Членение речи на стихотворные строки, т. е. стихи (строки часто не совпадают с законченными синтаксическими единицами).

2.Соразмерное количество слогов в строке(организация слогов неодинакова в стихотворных произведениях разных народов, разных времен и зависит от особенностей национального языка, его исторического развития).

3.Соразмерное количество ударений в строке. Равномерная повторяемость стоп в строке (стопа - ударный слог с примыкающим к нему безударным).

4.Рифма - созвучия концов стихов. Стихотворение без рифм - «белый стих».

5.Строфа - группа стихов, объединенных формальным признаком. (Онегинская строфа, сонет и т.д.)

6.Паузы - внутренние (цезура) и концевые (на конце строки).

В узком смысле единицей ритма считают метр - размер.Основных силлабо-тонических размеров пять.
У каждого размера есть своя цифровая «формула»:

Хорей - это стих, где ударения должны падать на нечетные слоги. Значит, формула хорея -1, 3, 5, 7, 9... и т. д. Сквозь туман кремнистый путь блестит...

Ямб - это стих, где ударения должны падать на четные слоги. Значит, формула ямба - 2, 4, 6, 8, 10... и т. д. Конечно, царь: сильна твоя держава

Дактиль - это стих, где ударения должны падать на слоги: 1, 4, 7, 10... и т. д. Солнце садится, и ветер утихнул летучий 1 2-» 3 4 -5 -67 8 9 10 11 12 13 14

Амфибрахий - это стих, где ударения должны падать на слоги 2, 5, 8, 11... и т. д. В песчаных степях аравийской земли

Анапест - это стих, где ударения должны падать на слоги: 3, 6, 9, 12... и т. д. Вот парадный подъезд. По торжественным дням...

Слоги не всегда бывают ударными.Встречается пиррихий - пропуск ударения на «положенном» ему месте,лишнее ударение - спондей. Если не подходит под эти формулы, это неклассический стих, его называют по-разному: и дольник, и логаэдический стих, акцентный, тонический и т. д.

Ритм (греч. - "соразмерность", "стройность. Понятие ритма принадлежит к наиболее общим и общепринятым признакам стихотворной речи. Под ритмом принято понимать правильное чередование, повторяемость одинаковых элементов. Именно это свойство ритмических процессов - их цикличность - является одной из основ стихосложения. Каждая стихотворная фраза, каждая строка обладает своим особым ритмом, который мы ощущаем при чтении. А при отстукивании или скандировании этот ритм становится совсем очевидным. Именно наличие жёсткого ритма и позволяет стихам ложиться на музыку, становиться песнями. Под стихи можно маршировать, танцевать, делать зарядку, то есть совершать ритмичные действия. Языковым чутьём, ритмическим слухом должен обладать каждый поэт и если человек не обладает этими навыками, то тут не помогут никакие правила стихосложения.
В стихе строки могут и не абсолютно повторять расположение ударений, а сохранять лишь основную тенденцию этого размещения. Например, в строфе А. Пушкина:

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Нет полного однообразия в размещении ударных слогов, но налицо совершенно отчетливая закономерность: количество слогов в строке 8, 7, 8, 7; все ударения тяготеют к нечетным слогам (3, 5, 7; 1, 3, 7; 3, 7; 3, 7), а 7-й слог обязательно ударен. Из всех 16 нечетных слогов 10 несут ударение, из 14 четных слогов ни на одном нет ударения. Случайность такого размещения абсолютно исключена. Этого с избытком достаточно, чтобы расслышать ритм стиха, т. е. повторяемость заданного размещения ударений. Иногда термин ритм употребляют в узком смысле, как фактическое размещение ударений, противопоставленное заданной схеме, называемой метр.
Все системы стихосложения едины в одном, главном: ритм образуется с помощью членения на соотносимые отрезки - стихи (строки).
Их обычно записывают и печатают столбиком, но стих остается стихом, если его записать без разбивки на строки или, наоборот, разбить строку, как у В. Маяковского, "лесенкой". Поэтому стихотворный ритм существует не в отдельной строке, а только в сочетании строк.

Для изображения ритмической структуры текста используют значки: (U) - безударная гласная; (|) - ударная гласная.
Ритм в стихах, наверное, главнее рифмы. Стихотворение может быть без рифмы (белый стих), но стихов без ритма не бывает. Стихи без ритма - это уже проза. Ритм - закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц. Например, стук маятника или удары пульса ритмичны: в них мы имеем, во-первых, единицы, т. е. определенные, отграниченные друг от друга какими-либо интервалами, законченные явления (стук, удар), во-вторых, - соизмеримость, однородность этих единиц (все удары звучат одинаково), в-третьих, - повторяемость единиц (ряд их), в-четвертых, - упорядоченность, закономерность повторения и наконец, в-пятых, - чувственную ощутимость, возможность непосредственного восприятия этих единиц и интервалов между ними. Ритм, в широком смысле, присущ непосредственно и целому ряду природных явлений (морские волны и т. п.) и человеческому организму (ритмично дыхание, работа сердца, кровообращение и т. д.). Ритмичность является свойством любого живого организма. "Система, насквозь пронизанная ритмами", - так образно назвал человека один из ведущих российских биоритмологов Б.С. Алякринский.

Поскольку речь (на понятном языке) всегда делится на слова, постольку эти по-вторяемые речевые элементы могут быть определены и как повторение однородных словесных сочетаний, подобранных по сходству тех или иных словесно-звуковых их особенностей (порядок ударных и безударных слогов, расположение пауз, звуковые повторы и т. п.). Таким образом единицей речевого ритма становятся слово или группа слов, отграниченные от последующих при помощи интервала - сильной паузы - и соизмеряющиеся с другими единицами благодаря повторению однородных словесно-звуковых особенностей. Например, в следующем отрывке мы можем установить наличие ритма на основе целого ряда однородных признаков, повторяющихся в каждой единице, т. е. в каждом сочетании слов, отграниченном от других при помощи сильной паузы:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.

В этом отрывке чередуются строки, отделенные друг от друга сильными паузами, т. е. представляющие собой законченные ритмические единицы. В то же время они соизмеримы благодаря повторению в них сходных словесно-звуковых элементов. В них одинаковое число слогов (8-7, 8-7 и т. д.), одинаковое число ударений в каждой строке, ударения эти находятся на одних и тех же слогах. В каждой строке (на всех четных строках) ударение падает на последний слог, на всех нечетных - на предпоследний. Концы строк отмечены звуковыми повторами (рифмами); все это и создает основу соизмеримости этих строк, позволяющую воспринимать их в качестве однородных ритмических единиц. Закономерное повторение этих соизмеримых речевых единиц и создает ритм. В зависимости от изменения тех словесно-звуковых элементов, которые кладутся в основу соизмеримости, меняется и характер ритма. В то же время все эти элементы (паузы, определенная расстановка ударных и безударных слогов, характер окончаний, число слогов в строке и т. д.) даны не сами по себе, а в определенных сочетаниях слов. Слова эти, в зависимости от смысла, произносятся с определенным выражением и с определенной интонацией. На некоторые из них падает сильное ударение, на некоторые слабое и т. д. В результате - в зависимости от характера слов, т. е. от содержания произведения, - приобретают соответствующую своеобразную окраску и те словесно-звуковые особенности, которые положены в основу ритма, они получают свое реальное звучание лишь в связи с содержанием данного произведения.
Таким образом ритм является сложным явлением, в основе которого лежит целый комплекс признаков (пауза, расстановка ударных и безударных слогов, расположение окончаний и т. д.) и который получает свое реальное наполнение лишь в связи с данной словесной системой, в которой он осуществляется. Эмоциональная насыщенность ритмической речи определяет связь ритма с лирическими и лиро-эпическими жанрами, которые как раз характеризуются наибольшей эмоциональностью, напряженностью. В этом смысле понятие ритмически организованной речи сливается с понятием речи стихотворной, одним из отличительных признаков которой ритм и является.

А теперь посмотрим, как выглядит графически правильный, красивый ритм.

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок,
И укусит за бочок.
Он утащит во лесок,
Закопает во песок...

В стихотворении выделены сильные слоги. Они произносятся как бы с некоторым нажимом. Если обозначить сильный слог (/) , а слабый (-) , то получим вот такую ритмическую структуру стихотворения:

/ - / - / - /
/ - / - / - /
/ - / - / - /
/ - / - / - /
/ - / - / - /
/ - / - / - /

Каждая строчка устроена одинаково.
В каждой семь слогов; сильные 1-й, 3-й, 5-й и 7-й. То есть идёт чередование: сильный - слабый, сильный - слабый... А теперь посмотрим, как здесь стоят ударения в словах. Легко заметить, что они как бы "тянутся" к сильным слогам: большинство сильных слогов - под ударением, большинство слабых - безударные. Это естественно: ведь "с нажимом" мы обычно произносим именно ударные слоги.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СБОЯ РИТМА

1. Отсутствие языкового чутья и ритмического слуха.
Ритмический слух может развить в себе каждый человек, но для этого нужно усиленно тренироваться - читать стихи хороших поэтов (желательно вслух), запо-минать их, декламировать на память в любой аудитории. К нарушению ритма ведёт скопление в стихотворении большого количества рядом стоящих согласных букв или шипящих звуков.

2.Отсутствие правильного чередования в стихе ударных и безударных слогов.

3.Знаки препинания внутри строки (точка, запятые, перенос).

4. "Длинные" строки. Уже при 8-10 - сложных строках возникают проблемы с чтением, количество стоп перестаёт восприниматься на слух - происходит сбой ритма.

6. Если вы чувствуете, что в стихотворении есть сбой ритма и ощущается нехватка одного - двух слогов, то не следует вставлять в строку такие слова, как "тот", "тут", "значит", "сё", "уж" и др. В этом случае лучше полностью заменить всю строку.

Тем, кто только-только начинает пробовать свои силы в поэзии можно дать ещё несколько советов, помогающих избежать сбоя ритма.

Помните: первые две строки любого стихотворения являются камертоном для любого стихотворения. Как прозвучали эти строки, так должны звучать и любые первые две строки всех куплетов. Чтобы не сбиться с ритма можно пробовать петь про себя все строки стихотворения. Допустим, за основу вы взяли ритм стихотворения Пушкина "Буря мглою..." Про себя вы поёте:
Та-та-та-та та-та-та-та
Та-та-та-та та-та -та,
Та-та-та-та та-та-та-та
Та-та-та-та та-та-та
Точно также можно пропеть и любой другой вид ритма. Мелодия, которую вы поёте, можно назвать внутренним ритмом стиха. Очень важно, чтобы она жила в вас непроизвольно.

И ещё: Если в первой строке стихотворения у вас 8 слогов, во 2-ой - , то 9 это повторение должно следовать до конца всего стихотворения. Наглядно это можно представить себе так:

1-ый куплет 1-ая строка 8 слогов
1-ый куплет 2-ая строка 9
1-ый куплет 3-строка 8
1-ый куплет 4-ая строка 9

Второй куплет 8
9
8
9

То же самое во всех последующих куплетах. Конечно, нужно ещё помнить о том, что нельзя использовать в одном стихотворении различные виды рифм (мужская, женская и т.д.)

Со временем, как только у вас выработается музыкальный (или точнее, поэтический) слух вы спокойно обойдётесь без этих советов.

Доброго вам плавания в океане поэзии!

Ритм (греч. ῥυθμός размеренность, такт, стройность, соразмерность) существует несколько значений этого слова: Чередование каких либо элементов (например, звуковых или речевых), происходящее с определенной последовательностью,… … Википедия

Закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц. Напр. стук маятника или удары пульса ритмичны: в них мы имеем, во первых, единицы, т. е. определенные (отграниченные друг от друга какими либо интервалами, законченные) явления… … Литературная энциклопедия

А; м. [греч. rhythmos] 1. Равномерное чередование каких л. элементов (звуковых, двигательных и т.п.). Ритм дыхания. Ритм сердца. Иметь врождённое чувство ритма. / О согласованности элементов в художественном произведении как средстве создания его … Энциклопедический словарь

- (греч. rhythmos). В музыке: особого рода тактовое распределение. В поэзии и риторике: размер стиха или фразы; благозвучие, состоящее в стройной последовательности долгих и коротких слогов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

ритм - Активный, артистический, бешеный, бойкий, буйный, быстрый, важный, веселый, виртуозный, выразительный, вялый, гармонический, гармоничный, грациозный, дружный, единый, живой, завораживающий, задорный, изломанный, импульсивный, капризный, ладный,… … Словарь эпитетов

Ритм - (греч. rhytmos соразмерность, стройность) 1) чередование каких либо элементов (звуков, изображений или предметов), происходящее с определенной последовательностью; 2) упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи,… … Педагогическое речеведение

- (греч. μέτρον, мера, размер) в русском языке означает, в более широком смысле, стихотворный размер (см. Стихосложение), в более тесном неделимую ритмическую единицу, с определенным расположением долгих и кратких слогов или же с акцентом… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Абстрактная ритмическая схема, которой подчиняется индивидуальный ритм каждой строки отдельного стихотворного текста. Размер определяют в зависимости от системы стихосложения. В силлабике – по постоянному числу слогов, составляющих каждый стих… … Литературная энциклопедия

Понятие Стихосложение (иначе версификация) употребляется в двух значениях: учение о принципах стихотворной организации речи стиховедение; то есть как способ организации звукового строения речи, в котором речь делится на стихи и прозу. в… … Википедия

Книги

  • Книга моих стихов. Самоучитель юного поэта , Лукашкина М.. Известный детский поэт Маша Лукашкина объясняет, что такое рифма, ритм, стихотворный размер. Разобравшись с теорией, ребенок сможет попробовать свои силы в сочинении стихов самых разных…
  • Я на скрипочке играю. Первые шаги. Учебное пособие для начинающих. Клавир и партия , Никанорова Н.. Вниманию педагогов и учащихся предлагается сборник, рекомендованный для начального этапа обучения игре на скрипке. Каждая пьеса написана в своем жанре и характереи ориентирована на конкретный…