Выбор базиса поставки. Условия поставки Что означает базис поставки

1. В ходе осуществления международной торговли сложились оп­ределенные обычаи, которые стали называться базисными ус­ловиями поставки (далее - БУП). Их использование в опреде­ленной мере упростило обмен товарами, однако в силу их раз­личного толкования в отдельных странах между контрагентами возникали противоречия в определении обязательств сторон.

В целях унификации толкования БУП Международная торго­вая палата первоначально издала в 1936 г. сборник толкований международных торговых терминов "Инкотермс" {International Commercial Terms - INCOTERMS). Данный сборник периоди­чески обновляется. В настоящее время действует 7-я редакция издания - "Инкотермс-2000".

БУП, наряду с условиями платежа, являются одним из 2 главных условий внешнеторгового контракта, входящих в группу обяза­тельных условий. БУП определяют:

Обязанности продавца-экспортера и покупателя-импортера по
доставке товара до оговоренного места назначения;

Момент перехода риска гибели;

Момент перехода права собственности от продавца к покупателю.
Чаще всего БУП не выделяется в отдельный раздел контракта,
так как ссылка на БУП традиционно содержится, как минимум,
в 2 разделах внешнеторгового контракта: "Предмет контракта",
"Цена и общая сумма контракта".

Исключение составляют типовые контракты, имеющие широ­кое распространение в международной торговле, где базис по­ставки выделяется в виде свободной строчки на лицевой сто­роне типового контракта.

Условия называются "базисными", так как являются основой при определении внешнеторговой цены (в зависимости от распреде­ления транспортных расходов по доставке товара между про­давцом и покупателем). Наряду с этим БУП оговаривают наи­более важные вопросы, связанные с организацией доставки товара до места назначения. Каждый базис определяет 3 основных момента:

Распределение между продавцом и покупателем транспортных
расходов, т. е. какие расходы и до какого момента (географиче­ского пункта) несет продавец-экспортер, а какие - покупатель-импортер;

Момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения,
утраты или гибели груза, а также права собственности на товар;

Дату поставки товара.

2. В "Инкотермс-2000" содержится толкование 13 БУП , расположен­ных последовательно друг за другом по принципу возрастания рас­ходов и ответственности продавца по доставке товаров. Эти 13 условий, в свою очередь, сгруппированы в 4 группы: Е, F, С, D .

Таким образом, цена ДДП будет самой дорогой, но в то же вре­мя и самой удобной для покупателя, так как предполагает дос­тавку товара до места назначения при условии, что все расходы и риски несет продавец. Самая простая для продавца и обре­менительная для покупателя - EXW (самовывоз покупателем с завода).

Кроме того, все базисы подразделяются на универсальные условия, которые могут быть применимы для любого способа транспор­тировки, включая смешанную перевозку, и специальные, пред­назначенные для какого-то одного вида транспорта.

К специальным базисам относятся все "водные" термины - ФАС, ФОБ, СФР, СИФ, ДЕС и ДЕК.

Отдельно стоит термин ДАФ, который, хотя и не относится к группе специальных базисов, на практике применяется только при поставках по железной дороге или автотранспортом.

Учитывая деление БУП на универсальные и специальные, во избежании недоразумений и конфликтов базисы следует при­менять грамотно и корректно: водные базисы следует приме­нять только для водных перевозок, а универсальные - для всех остальных.

Краткое содержание базисных условий поставки:

1. ЭКСВ - С завода в поименованном пункте (Ex Works... Named
Place - EXW). По данному базису продавец выполняет свои обя­
зательства по поставке, когда он передает товар в распоряже­
ние покупателя у себя на предприятии (заводе, складе, плантации).
При этом товар должен быть подготовлен продавцом для от­
правки в транспортабельном состоянии (полностью готов к от­
грузке). Подает транспортное средство к погрузке и организует
погрузку товара покупатель. Погрузка осуществляется за счет
покупателя.

Покупатель несет все риски за организацию перевозки до места назначения. На нем также лежит таможенная очистка и получе­ние экспортной лицензии.

2. ФСА - Свободно у перевозчика в поименованном пункте (Free
Carrier... Named Place - FCA). Продавец считается выполнив­
шим свои обязательства по поставке товара, прошедшего вы­
возную таможенную очистку, с момента его передачи в распо­
ряжение перевозчика в поименованном пункте. Чаще всего этим
поименованным пунктом является грузовой терминал магист­
рального транспорта (железнодорожная станция, автомобиль­
ная станция, аэропорт). У продавца есть возможность выбора:
он может поставить товар на своем предприятии (предполо­
жим, на предприятии имеется железнодорожная колея) и тогда
он отвечает за погрузку товара на транспортное средство пере­
возчика; или доставить за свой счет товар на терминал магист­
рального транспорта, где перевозчик за счет покупателя раз­
гружает товар, прибывший на транспортном средстве продавца.
Данный базис предполагает участие в перевозке любых видов транс­
порта, включая смешанные перевозки.

ФАС - Свободно вдоль борта судна в поименованном порту от­правления (Free Alongside Ship... Named Port of Shipment - FAS). Продавец считается выполнившим свои обязательства по по­ставке, когда товар размещен вдоль борта судна на причале в со­гласованном порту отгрузки. С этого момента покупатель дол жен нести вес расходы и риски гибели или повреждения товара. Обязанность по обеспечению таможенной очистки и получе­нию экспортной лицензии лежит на продавце.

ФОБ - Свободно на борту судна в поименованном порту от­грузки (Free on Board... Named Port of Shipment - FOB). Прода­вец считается выполнившим свои обязательства по поставке с момента перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. С этого момента (т. е. начиная со стивидорских расходов по раз­мещению груза в трюмах судна - штивки) покупатель должен нести все расходы и риски гибели или повреждения товара. По условиям FOB на продавца возлагаются обязанности по очист­ке товара от пошлин для экспорта.

Данный базис может применяться только при перевозке груза водными видами транспорта (морским, речным).

3. СФР - Стоимость и фрахт в поименованном порту отгрузки (Cost and Freight... Named Port of Shipment - CFR). При данном базисе поставки продавец обязан оплатить расходы и фрахт, не­обходимые для поставки товаров в порт назначения. Риск утра­ты, порчи или повреждения товара переходит с продавца на покупателя в момент перехода товара через поручни судна в пор­ту отправления. В соответствии с базисом CFR на продавце ле­жат обязательства по экспортной очистке товара от пошлин.

Данный базис применятся только при водных перевозках (морской, речной транспорт).

СИФ - Стоимость, страхование, фрахт в поименованном порту отгрузки (Cost, Insurance, Freight... Named Port of Shipment - CIF).

Продавец несет те же обязанности, что и при базисе СФР, но должен также обеспечить страхование груза от рисков в пользу получателя. Продавец заключает договор страхования и пере­сылает полис вместе с другими документами получателю.

Данный базис применяется только при водных перевозках.

СПТ - Провозная плата оплачена до поименованного пункта (Carriage paid to... Named Place of Destination - CPT). По дан­ному базису продавец оплачивает доставку товара до поимено­ванного пункта в стране назначения. Риск утраты, порчи, хи­щения и т. д. переходит с продавца на покупателя в момент передачи товара в распоряжение первого перевозчика в пункте отправления.

Данный базис применяется при перевозках любым видом транс­порта, в том числе в смешанных сообщениях. В обязанности продавца по данному базису входит осуществление экспортной та­моженной очистки.

СИП - Провозная плата и страхование оплачены до поимено­ванного пункта (Carriage and Insurance Paid to... Named Place of Destination - CIP). По этому базису продавец несет те оке обя­занности, что и по базису CUT, но с тем дополнением, что про­давец должен обеспечить страхование товаров от рисков во вре­мя транспортировки. Продавец заключает договор страхования и оплачивает страховую премию. Продавец обязан обеспечить таможенную очистку товара для экспорта.

Данный базис является "сухопутным" ("неводным") эквивалентом базиса СИФ.

4. ДАФ - Поставлено на границе в поименованном пункте (Delivered at Frontier... Named Place - DAF). Обязанности продавца счи­таются выполненными, когда товар очищен от вывозных та­моженных пошлин и поступает на пограничный пункт страны отправления, имея в виду автомобильный или железнодорожный переход на границе. Под термином "граница" понимается любая граница, включая границу страны назначения. В этой связи необходимо точно оговаривать пограничный переходный пункт или место.

Данный базис предназначен для применения при перевозках по же­лезной дороге или автотранспортом.

ДЕС - Поставлено с судна в поименованном порту (Delivered Ex Ship... Named Port of Destination - DES). Обязательства про­давца считаются выполненными с момента поставки товара в распоряжение покупателя в порту страны назначения. Все риски по доставке товара в порт назначения несет продавец. Импортная таможенная очистка товара осуществляется покупателем. Данный базис поставки может использоваться только при пере­возках водным транспортом.

Базисные условия поставки можно указать в статьях «Предмет контракта» или «Цена» (иногда они указываются в обеих этих статьях) либо выделить в самостоятельную статью контракта, что практикуется не часто.

Базис поставки обязательно увязан с ценой и определяет важные элементы взаимных обязанностей сторон контракта по продвижению товара от Продавца к Покупателю, обеспечению транспортными средствами, погрузке и выгрузке товара, оформлению необходимых документов, проведению таможенного оформления, распределению между сторонами расходов по транспортировке, экспедиторским услугам, страхованию товара и др.

Значение базисных условий поставки

Базисные условия (базис) поставки определяют следующие обстоятельства исполнения контрактных обязательств:
— место и момент выполнения Продавцом своих обязательств по поставке товара, т.е. передачи товара в распоряжение Покупателя (обычно это считается также моментом перехода права собственности с Продавца на Покупателя, хотя в Инкотермс о праве собственности не упоминается), соответственно, этот день считается датой поставки;

— момент, до которого все расходы, связанные с поставкой товара, несет Продавец, а последующие расходы ложатся на Покупателя;

— момент перехода с Продавца на Покупателя рисков утраты товара (полной или частичной) или его повреждения, причем, если Покупатель надлежащим образом не принимает поставку (например, к установленному сроку им не предоставлены транспортные средства, не вывезен товар со склада Продавца), переход расходов и рисков на Покупателя может предшествовать физической отгрузке товара.

В мировой коммерческой практике применяется достаточно много разных базисных условий, причем основные различия между ними сводятся к определению места сдачи товара Продавцом Покупателю и использованию того или иного вида транспорта. Вместе с тем от выбора базиса поставки зависит решение целого комплекса вопросов, включая исчисление уровня контрактной цены, отсчет сроков гарантии, сроков предъявления претензий и т.д.

Применение Инкотермс

В ранее упоминавшихся Рекомендациях при определении базиса поставки во внешнеторговых контрактах предусмотрено применение Инкотермс (этот документ, разработанный МТП, упоминался в п. 3.2). Название этого документа является сокращением от International commercial terms, в переводе на русский — «Международные коммерческие термины (условия)», что в отечественной внешнеторговой терминологии соответствует «базисным условиям поставки». В Инкотермс обобщена международная практика по толкованию наиболее широко используемых коммерческих терминов в области внешней торговли, что позволяет устранить неодинаковую интерпретацию их, возникшую в разных странах.

Примечание. Инкотермс впервые был создан МТП в 1936 г. и в последующем неоднократно корректировался (в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и 2000 гг.) для приведения установленных правил в соответствие с меняющейся практикой международной торговли. В ныне действующей, седьмой по счету редакции Инкотермс-2000 учтено широкое распространение в последнее время зон, свободных от таможенных пошлин, увеличение использования электронной связи в торговых сделках и изменения в практике транспортировок.

Инкотермс носит рекомендательный характер, но уже давно широко применяется в международной торговой практике, причем в последнее время активно внедряется и в торговую практику в пределах внутренних рынков. Отметим, что Инкотермс является обязательным для применения в части импортных операций на Украине, в Ираке и Испании, а в Польше признан торговым обычаем.

В Инкотермс-2000 приведены наименования 13 коммерческих терминов и их подробное толкование. Они сгруппированы в 4 группы (англ. E, F, C, D) и расположены в определенной последовательности, отражающей увеличение ответственности Продавца и его расходов, что, естественно, влияет на повышение уровня контрактной цены.

Перечислим их полностью в сокращенном и полном обозначении на английском языке и в переводе на русский язык:

EXW (Ex Works…) — ЕХВ или «с завода» (с предприятия, со склада) либо «франко-завод» (в обозначенном месте);

FCA (Free Carrier…) — ФСА или «свободно у перевозчика» либо «франко-перевозчик» (в обозначенном месте);

FAS (Free alongside Ship…) — ФАС или «свободно вдоль борта судна» либо «франко-вдоль борта судна» (в обозначенном порту отгрузки);

FOB (Free on Board…) — ФОБ или «свободно на борту судна» либо «франко-борт» (в обозначенном порту отгрузки);

CFR (Cost and Freight…) — СФР или «стоимость и фрахт» (указывается порт назначения);

CIF (Cost, Insurance, Freight…) — СИФ или «стоимость, страхование, фрахт» (название порта назначения);

CPT (Carriage Paid to…) — СПТ или «перевозка (провозная плата, фрахт) оплачена до» (обозначенного пункта/места назначения);

CIP (Carriage and Insurance Paid to…) — СИП или «перевозка и страхование оплачены до» (обозначенного места назначения);

DAF (Delivered at Frontier…) — ДАФ или «поставлено на границе» (в обозначенном месте);

DES (Delivered ex Ship…) — ДЕС или «поставлено с судна» (в обозначенном порту назначения);

DEQ (Delivered ex Quay…) — ДЕК или «поставлено с пристани (с причала)» (в обозначенном порту назначения);

DDU (Delivered Duty Unpaid…) — ДДУ или «поставлено без оплаты пошлины» (в обозначенном месте назначения);

DDP (Delivered Duty Paid…) — ДДП или «поставлено с оплатой пошлины» (в обозначенном месте назначения).

В контрактах после каждого базисного условия обязательно указывается определенное место поставки, пункт отгрузки или назначения. При этом желательно, чтобы место поставки было указано возможно конкретнее.

Например, в импортном контракте может оказаться недостаточным указание «СИП Москва»; целесообразно указать пункт места поставки в пределах крупного города, например название склада получателя или иного конкретного пункта, куда иностранный Продавец обязан доставить товар.

В тексте Инкотермс дано обстоятельное толкование каждого из вышеуказанных 13 базисных условий с изложением конкретных обязанностей Продавца и Покупателя по 10 следующим аспектам.

N Обязанности Продавца Обязанности Покупателя
1 Предоставление товара в

соответствии с контрактом

Уплата цены
2

формальности

Лицензии, свидетельства и иные

формальности

3 Договоры перевозки и страхования
4 Поставка Принятие поставки
5 Переход рисков Переход рисков
6 Распределение расходов Распределение расходов
7 Извещение Покупателю Извещение Продавцу
8 Доказательства поставки,

транспортные документы или

эквивалентные электронные

сообщения

Доказательства поставки
9 Проверка — упаковка — маркировка Осмотр товара
10 Другие обязанности Другие обязанности

В качестве примера раскроем содержание двух терминов, один из которых предусматривает минимальные , а другой — максимальные обязанности Продавца.

По условию ЕХВ «с завода» обязанности Продавца в общем виде сводятся к следующему:

— предоставить товар в распоряжение Покупателя в месте поставки, обозначенном в контракте (на складе предприятия или в другом пункте), в оговоренную дату или в пределах оговоренного срока; если в контракте не конкретизированы место и срок поставки, Продавец осуществляет поставку в месте и в сроки, обычные для поставки аналогичных товаров; при этом Продавец может выбрать наиболее подходящий для него пункт в месте поставки;

— подготовить товар для отправки в транспортабельном состоянии, обеспечить упаковку, необходимую для перевозки товара, которая должна быть надлежаще маркирована;

— обеспечить за свой счет проверку товара (его качества, количества, размеров, веса);

— известить Покупателя о дате и месте, когда и где товар будет предоставлен в его распоряжение;

— предоставить Покупателю коммерческий счет, другие необходимые документы или эквивалентные им электронные сообщения (EDI);

— нести все риски потери или повреждения товара до момента его поставки;

— нести все расходы, связанные с товаром до момента его поставки;

— по просьбе Покупателя оказать ему полное содействие в получении экспортной лицензии или другого официального документа, необходимого для экспорта товара.

Продавец не несет ответственности за погрузку товара на транспортное средство, предоставленное Покупателем, и последующую транспортировку товара, равно как и за таможенную очистку товара для экспорта.

Покупатель в свою очередь обязан:

— уплатить контрактную цену, т.е. сумму, предусмотренную контрактом купли-продажи товара, что является первостепенной обязанностью Покупателя при любом базисе поставки;

— принять поставку товара, как только он предоставлен в распоряжение Покупателя в соответствии с условиями контракта;

— нести все риски потери или повреждения товара с момента поставки;

— нести все расходы, связанные с товаром с момента поставки, и все дополнительные расходы, возникшие вследствие невыполнения обязанности принять товар после его предоставления в распоряжение Покупателя;

— оплатить все пошлины, налоги, другие сборы и расходы на выполнение таможенных формальностей;

— получить необходимую экспортную/импортную лицензию или другое официальное свидетельство и выполнить таможенные формальности;

— представить Продавцу соответствующие доказательства о принятии поставки, например расписку в получении товара или подписанный обеими сторонами приемо-сдаточный акт.

Покупатель сам обеспечивает подачу транспортного средства, погрузку товара и перевозку его до места назначения. Но у Покупателя могут возникнуть трудности в отношении погрузки товара на транспортные средства в стране Продавца. Тогда по взаимной договоренности сторон Продавец может взять на себя обязанность по погрузке товара в месте его отправки.

В случае если Покупатель не в состоянии выполнить таможенные формальности в стране Продавца, следует вместо условия «с завода» использовать иной базис поставки — «свободно у перевозчика».

Базисное условие поставки ДДП — «поставлено с оплатой пошлины» (в поименованном пункте) обычно применяется при поставке товара на склад Покупателя. При этом условии в обязанности Продавца входит:

— предоставить товар в распоряжение Покупателя на транспортном средстве, прибывшем в обозначенное место назначения, в согласованную дату или в пределах согласованного срока;

— обеспечить за свой счет упаковку, необходимую для поставки товара, которая должна быть надлежаще маркирована, и проверку товара по качеству и количеству;

— заключить договор перевозки товара до места назначения;

— получить экспортную и импортную лицензию или другое официальное свидетельство, выполнить все таможенные формальности, требуемые для экспорта и импорта товара и для его транзитной перевозки через третьи страны;

— известить Покупателя надлежащим образом об отправке товара;

— предоставить Покупателю коммерческий счет, деливери-ордер (свидетельство о доставке товара), или обычный транспортный документ (коносамент, железнодорожную, автодорожную, воздушную накладную или накладную смешанной перевозки), или эквивалентное электронное сообщение (EDI), которые могут потребоваться Покупателю для принятия поставки товара;

— нести все риски потери или повреждения товара до момента его доставки в место назначения;

— нести все расходы, связанные с товаром до момента поставки, включая оплату пошлин, налогов и прочих сборов.

Обязанности Покупателя при этом базисе поставки минимальны в сравнении с другими базисными условиями, но все же значительны и включают следующие:

— уплатить цену, предусмотренную контрактом купли-продажи;

— принять поставку товара в месте назначения, оплатить выгрузку товара с прибывшего транспортного средства;

— нести расходы, связанные с предпогрузочным осмотром товара (за исключением случаев, когда такой осмотр требуется властями страны экспорта);

— принять требуемый деливери-ордер, или транспортный документ, или эквивалентное электронное сообщение, полученные от Продавца;

— по просьбе Продавца оказать ему полное содействие в получении импортной лицензии или другого официального свидетельства, требуемого для импорта товара, а также других документов или эквивалентных им электронных сообщений, выдаваемых в стране импорта, которые могут потребоваться Продавцу для предоставления товара в распоряжение Покупателя;

— нести все риски потери или повреждения товара с момента его поставки, а также дополнительные риски в случае невыполнения Покупателем своих обязательств (содействие Продавцу в получении импортной лицензии, извещение Продавца о времени и пункте принятия поставки в названном месте назначения);

— нести все расходы, связанные с товаром, с момента его поставки и возможные дополнительные расходы при невыполнении Покупателем вышеуказанных обязательств.

Покупатель может согласиться на исключение из обязательств Продавца некоторых расходов, подлежащих оплате при импорте, в частности налога на добавленную стоимость — НДС (англ. VAT), что должно быть четко оговорено в контракте, например, «поставляется с оплатой пошлины без оплаты НДС» (в обозначенном месте назначения).

Если же Продавец не может обеспечить таможенную очистку товара и оплату таможенных пошлин, следует вместо условия ДДП применять ДДУ — «доставлено без оплаты пошлины» (в обозначенном месте назначения).

Российским участникам ВТД можно порекомендовать иметь в постоянном пользовании Инкотермс-2000 на английском и русском языках. Подчеркнем еще раз, что Инкотермс содержит набор терминов, рекомендуемых для применения в целях международной унификации их толкования и использования в качестве базисных условий поставки в контрактах купли-продажи. Вместе с тем в разных странах продолжают действовать свои торговые обычаи и правовые нормы в отношении применения тех или иных терминов.

Стороны внешнеторговых контрактов часто договариваются о применении Инкотермс-2000 либо в полном объеме, либо с какими-то изъятиями, о чем должно быть прямо указано в контракте. В последнем случае применима, к примеру, такая формулировка: «Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим контрактом, действует Инкотермс-2000». Стороны вправе использовать отдельные положения Инкотермс и без общей ссылки на него, а при необходимости модифицировать, уточнять или дополнять те или иные условия.

Например, в контракте можно оговорить момент перехода с Продавца на Покупателя права собственности на товар, учитывая, что в зарубежных странах этот вопрос решается по-разному или совсем не регламентируется законодательством.

Из перечисленных в Инкотермс базисных условий не все широко используются в международной торговле. В частности, редко применимы условия «поставлено с судна» и «поставлено с пристани». Следует подчеркнуть, что базисные условия ФАС, ФОБ, СФР и СИФ применимы только при водных перевозках, соответственно, их нельзя использовать при перевозках товаров иными видами транспорта. Условие ДАФ часто применяется при железнодорожных и автомобильных перевозках, а в нашей стране — еще при использовании трубопроводного транспорта.

Базисные условия поставки, отличающиеся от Инкотермс

Российским участникам ВТД необходимо знать, что наряду с указанными в Инкотермс терминами в торговле с рядом стран применимы иные базисные условия, предусмотренные в ОУП с зарубежными странами.

Примечание . Так, согласно ОУП с КНР условие ФОБ при водных перевозках (морских и речных) трактуется иначе, чем в Инкотермс, а именно: расходы по погрузке товаров на судно несет Продавец; если иное не установлено контрактом, Продавец также несет расходы по укладке товаров в трюме и другие расходы, связанные с погрузкой товаров, и обеспечивает необходимые сепарационные материалы и вентиляционное оборудование, стоимость которых оплачивается Продавцом за счет Покупателя.

В этих же ОУП предусмотрено, что поставки товаров при железнодорожных перевозках осуществляются на условиях «франко-вагон государственная граница страны продавца» , при автомобильных перевозках — «франко-борт автомобиль на складе пограничного приемо-сдаточного пункта» , при воздушных перевозках — «франко-борт самолета в аэропорту страны Продавца» , а при почтовых отправлениях — «франко-получатель» , тогда как условия ДАФ, ЕХВ, ФСА не применяются.

В ОУП с Финляндией записано, что при железнодорожных перевозках поставки осуществляются «франко-вагон обусловленная в контракте пограничная станция» , а при автомобильных перевозках «франко-автотранспортное средство место погрузки» либо «франко-автотранспортное средство место назначения» .

В отечественной внешнеторговой практике вместо обычного ФОБ, содержащегося в Инкотермс, часто применяется условие « ФОБ со штивкой (укладкой в трюме)» (FOB stowed), поскольку по сложившимся обычаям в российских торговых портах основные стивидорные работы производятся силами порта за счет грузоотправителя (Продавца). Аналогично при импортных операциях российский Покупатель заинтересован, чтобы иностранный Продавец обеспечил укладку товара в трюмы судна в иностранном порту, поскольку Покупатель не имеет договорных отношений с иностранным портом.

Примечание. По сравнению с Инкотермс существенно отличается применение термина ФОБ в США. Согласно Единому торговому кодексу (ЕТК) США условие «ФОБ определенное место» может быть обозначено как «ФОБ место отгрузки» и «ФОБ место назначения», причем допустимы указания «ФОБ судно, вагон или другое средство транспорта». В нашем понимании это означает поставку на условиях франко-указанный пункт, причем не обязательно в порт, но и в любой сухопутный пункт (место) назначения.

Факторы, влияющие на выбор базиса поставки

При выборе базисных условий поставки полезно учитывать следующие факторы:

— особенности товара, его свойства и габариты;

— заинтересованность в сокращении или увеличении объема своих обязательств по поставке товара и передаче соответствующих обязанностей иностранному контрагенту;

— возможности каждой из сторон контракта обеспечить транспортные средства для доставки товара в конечный пункт назначения с учетом осуществления перевозки одним или несколькими видами транспорта (в смешанном сообщении) по единому транспортному документу;

— возможности использования альтернативных видов транспорта и маршрутов перевозки <1>;

— скалькулированные совокупные транспортно-экспедиторские расходы, включая провозные платежи (ставки фрахта при водных перевозках, тарифы на перевозки другими видами транспорта), стоимость перевалок, хранения, экспедиторских услуг, страхования;

— условия обработки грузов в местах погрузки, выгрузки и перевалочных пунктах;

— величина различных пошлин, налогов и сборов, взимаемых на территории стран Продавца, Покупателя и возможных транзитных территориях;

— особенности получения и оформления необходимых документов;

— сложившаяся отечественная и зарубежная торговая практика;

— собственный опыт коммерческой работы на зарубежных рынках, включая наличие или отсутствие деловых отношений с транспортными, экспедиторскими, страховыми и иными организациями, позволяющих обеспечить оптимальное продвижение товара от Продавца к Покупателю.

Решающее значение для выбора базиса поставки и способа транспортировки имеет характер товара , называемого в транспортной сфере грузом . Перевозчики выделяют несколько видов грузов исходя из условий их транспортировки:

генеральный груз (general cargo) — обычные тарные и штучные грузы, упакованные в ящики, мешки, короба, бочки и т.д.;

навалочный, насыпной груз (cargo in bulk) — груз, перевозимый без упаковки, т.е. навалом, насыпью (руда, уголь, удобрения, зерно, песок, гравий и т.д.);

наливной груз (cargo in tanks) — перевозимый в жидком виде в танкерах, железнодорожных и автоцистернах (нефть, нефтепродукты, виноматериалы);

скоропортящийся груз (perishable cargo) — требующий специального температурного и воздушного режима при перевозке (плодоовощная, мясомолочная, рыбная продукция, виноматериалы);

негабаритный груз, в том числе длинномеры и тяжеловесы (long and heavy goods) — имеющий размеры или вес, превышающие допустимые нормы для размещения в обычных транспортных средствах — на железнодорожных платформах, в большегрузных автомашинах;

опасный груз (dangerous cargo) — легко воспламеняющийся, взрывоопасный, ядовитый, токсичный, радиоактивный и др., требующий специального обращения при транспортировке, перевалках, хранении во избежание причинения ущерба людям, имуществу и окружающей среде.

Как явствует из приведенного краткого перечня, для перевозки определенных грузов используются специальные транспортные средства, в том числе танкеры, рудовозы, лесовозы, рефрижераторы, цистерны и т.д. Пищевые товары в замороженном или охлажденном состоянии, а также дозревающие в пути бананы надлежит перевозить в специальных железнодорожных мехпоездах, рефрижераторных автомашинах, морских судах — рефрижераторах, банановозах — или использовать скоростной воздушный транспорт. Для перевозки некоторых особо опасных грузов требуются специальные разрешения государственных органов стран Продавца, Покупателя и транзита.

Каждой стороне контракта важно найти наиболее выгодное для нее соотношение между двумя величинами: контрактной ценой и транспортной составляющей. Продавец стремится свести к минимуму дополнительные расходы по доставке товара в пункт назначения, по возможности возложив их на Покупателя, чтобы получить намеченную реальную экспортную выручку. Покупатель же заинтересован сократить транспортные расходы, чтобы снизить фактическую импортную стоимость и при этом избежать чрезмерных обязанностей по изысканию транспортных средств, выполнению погрузочно-разгрузочных работ, оформлению многообразной документации и других операций.

В тех случаях, когда российский Продавец заинтересован минимизировать объем своих обязательств по поставке товара, выгодно ориентироваться на условия «с завода» или «франко-перевозчик». Последнее условие в российских условиях более предпочтительно, так как иностранному Покупателю трудно обеспечить таможенное оформление, тем более получение экспортной лицензии (если необходимо). Исходя из тех же соображений при морских перевозках вполне реальны условия ФОБ или ФАС (последнее предпочтительно при перевозках в контейнерах). По условию ФАС согласно Инкотермс-2000 таможенная очистка возложена на Продавца.

Российский Покупатель, желающий возложить максимальный объем обязанностей на Продавца, может предусмотреть базисные условия ДДП или ДДУ, а также СИФ при водных перевозках и СИП при перевозках другими видами транспорта. Кстати, условие ДДП неприемлемо для российского Продавца, если он не располагает необходимой информацией о реальных суммах пошлин, налогов, сборов и о процедуре таможенного оформления в стране Покупателя.

Российским участникам ВТД следует более внимательно относиться к определению базисных условий в контрактах и, в частности, избегать таких небрежностей, как указание «СИФ Москва», «СИФ Екатеринбург», если не предусмотрена транспортировка товара водным путем, либо «франко-склад получателя» со ссылкой на Инкотермс.

Полезно еще запомнить, что в трех базисных условиях — ФОБ, СФР и СИФ — одинаково предусмотрено, что Продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки в установленную дату или в пределах согласованного срока, а также что риски потери или повреждения товара переходят с Продавца на Покупателя в момент перехода товара через поручни судна в порту отгрузки . В связи с этим надо твердо уяснить, что согласно Инкотермс при условии СИФ указанные риски не могут переходить на Покупателя в порту выгрузки .

При морских перевозках на условиях СФР или СИФ Покупатель в момент заключения сделки нередко затрудняется указать точный порт назначения. В таких случаях в импортных контрактах можно записать группу портов одного бассейна, например черноморские порты России и/или Украины, балтийские порты России и/или стран Балтии.

По желанию Продавца или Покупателя в контракте может быть указано не одно базисное условие, а два или более альтернативных варианта.

Примечание. Например, при экспорте крупных партий нефти возможно указание следующих альтернативных условий поставки: ФОБ Новороссийск, и/или Туапсе, и/или Вентспилс, и/или Одесса, и/или ДАФ Адамово Застава, и/или Фенешлитке, и/или Будковце. Таким образом, предусматривается, что транспортировка российской нефти может осуществляться морским и трубопроводным транспортом. Первые четыре пункта — морские порты, в которых имеются терминалы для концентрации нефтетоваров, причем они расположены в двух бассейнах — Черноморском и Балтийском. В последних трех пунктах находятся нефтеперекачивающие станции магистральных трубопроводов, откуда нефть может направляться в Польшу, Германию, Венгрию, Чехию, Словакию и другие европейские страны.

Страхование товара в пути

Если Продавец обязан застраховать товар при транспортировке до обозначенного пункта назначения (условия СИФ и СИП), то условия страхования согласуются сторонами. Эти условия могут излагаться в специальной статье контракта, где целесообразно конкретизировать, на какую сумму Продавец обязан застраховать товар (желательно превышающую сумму контракта), в какой страховой компании (можно порекомендовать «Ингосстрах» или его зарубежные представительства и дочерние компании), от каких рисков (включая специальные), каким документом оформляется договор страхования (страховой полис, сертификат) и как этот страховой документ передается Покупателю.

В Инкотермс предусмотрено, что страхование должно быть произведено у страховщика или в страховой компании, пользующихся хорошей репутацией. При отсутствии специальных соглашений о противоположном страхование осуществляется в соответствии с минимальным покрытием согласно Условиям Института по разработке грузовых терминов (Institute Cargo Clauses) Объединения лондонских страховщиков (London Underwriters) или любого подобного сборника договорных статей.

Авторитетный страховщик «Ингосстрах» разработал на основе вышеуказанных условий Правила транспортного страхования грузов , применяющиеся в отечественной внешнеторговой практике на протяжении десятилетий.

Согласно Инкотермс по требованию Покупателя и за его счет Продавец обязан произвести страхование от ряда специальных рисков — военных рисков, забастовок, мятежей и других гражданских волнений, если это возможно. Для российских условий при морских перевозках в зимний период существенное значение имеет страхование (за дополнительную плату) от ледового риска, так как зимой все порты, кроме Мурманска (куда доходит теплое течение Гольфстрим), периодически замерзают.

В Инкотермс содержится еще указание о страховой сумме: страхование должно покрывать как минимум предусмотренную в контракте купли-продажи цену плюс 10% (т.е. 110%) и должно быть заключено в валюте контракта.

Вполне естественно, в Инкотермс предусмотрены только обязанности Продавца по страхованию товара до определенного пункта и не упоминается об обязанностях Покупателя, ибо последний не имеет такого рода обязанностей перед Продавцом при любом базисе поставки. Однако Покупатель сам заинтересован позаботиться о страховании товара при перевозке водным, сухопутным или воздушным транспортом от места поставки товара Продавцом до конечного пункта назначения (условия ЕХВ, ФСА, ФАС, ФОБ, СФР, СПТ, ДАФ).

Комментарий:

EXW (сокр. от англ. Ex Works букв. с места работы; нем. - ab Werk). Также применяется русское “самовывоз”.

Продавец поставляет товар покупателю у себя на заводе, фабрике, руднике, складе и т.п. Вы идете в магазин, взвешиваете килограмм колбасы, вам его упаковывают, оплачиваете на кассе счет и покупаете товар на условиях EXW . Это самые простые условия для продавца и одновременно самые сложные для покупателя, с точки зрения трудоемкости, сложности организации. Но при этом цена товара будет самой предпочтительной для покупки, а это значит что есть возможность для дополнительного заработка.

В общем, если покупатель хорошо знаком с особенностями самого товара, его поведением во время транспортировки, имеет надежного «местного» экспедитора, уверен в надежности продавца, есть смысл сэкономить.

Что нужно учесть покупателю:

Детально уточнить параметры и характеристики грузовых мест (в том числе и маркировку);

Учитывая характеристики грузовых мест и особенности перевозки товара, определиться с видом транспортного средства;

Уточнить объем поставки, желательно чтобы он был кратный объему транспортного средства, которое продавец должен подать под погрузку (вагон, автотранспорт, контейнер и т.д.)

Четко согласовать с продавцом место передачи, с указанием не только географического места (Москва, например) , а с точным адресом;

Четко согласовать сроки подачи транспортного средства под погрузку:

Заранее согласовать с продавцом, чьими средствами будет произведена погрузка. За чей счет понятно, так как в любом случае платит покупатель. Необходимо учитывать и тот факт, что даже если погрузка производится силами продавца, то если нет особых оговорок в договоре, риски утраты или повреждения ложатся на покупателя. Поэтому обязательно согласовываем с покупателем и делаем приписку в договоре “с погрузкой на риск продавца” или “с погрузкой на риск покупателя”;

Определяем с вашим надежным и «местным» экспедитором список необходимых документов для оформления вывоза товара из страны и в зависимости от законодательства страны вывоза, определяем и согласовываем с экспедитором или с продавцом, кто какие документы оформляет;

Определяем с продавцом параметры приема товара в качественном и количественном отношении, в том числе согласовываем документы приема-передачи, выдаем четкие инструкции своему экспедитору, если он будет принимать товар:

Согласовываем со страховыми компаниями условия страхования

Разумеется, этот список не полный и зависит от конкретного случая, но, при этих условиях поставки наиболее весомо могут проявить себя логисты покупателя и, при разумном подходе, принести дополнительную прибыль.

При заключении договора купли-продажи стороны, наряду с другими условиями, должны согласовать и зафиксировать базис поставки товара. Базис поставки устанавливает: обязанности Продавца по поставке товара; момент перехода рисков порчи и утраты товара с Продавца на Покупателя; распределение расходов по перевозке, перевалке, страхованию и таможенному оформлению товара между Продавцом и Покупателем. Различаются контракты отгрузки и контракты доставки. В первом случае Продавец передает товар Покупателю в обусловленном пункте (или в порту) страны отправления. Во втором случае Продавец передает товар Покупателю в согласованном порту или пункте страны назначения. До этого момента он несет риски порчи или утраты товара. Контракты отгрузки, как правило, отвечают интересам обоих участников сделки. Продавцу они позволяют получить контрактную цену товара задолго до того, как он будет доставлен в порт (пункт) назначения. Покупатель получает право выполнять финансовые операции с товаром (продать, заложить) с момента получения товарораспорядительного документа; это особенно важно, если Покупателем является не потребитель, а торговая фирма. Для того чтобы систематизировать все возможные формы базы поставки товара и унифицировать обязанности сторон в каждом варианте, Международная торгово-промышленная палата в 1936 г. разработала типовые правила, которые были сведены в специальный документ - Инкотермс-1936. для удобства пользования каждому варианту базы поставки товара присвоен особый код. Он состоит из начальных букв английских слов, определяющих обязанности Продавца по поставке товара, а следовательно, расходы и риски, которые включены в цену товара. По мере развития международной торговли в правила Инкотермс вносились необходимые дополнения и изменения - в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и 2000 гг.

Правила Инкотермс-90 разработаны с учетом следующих особенностей современной внешней торговли: Развитие контейнерных мультимодальных перевозок. В связи с этим введены новые варианты базы поставки. Одновременно исключены из общей системы ранее применявшиеся частные формы FOR/FOT (free on rail / free on track) и FOB аэропорт. Использование для морских перевозок судов смешанного «река-море» плавания. Поэтому в соответствующих формах базы поставки товара указывается, что Продавец обязан заключить договор на перевозку товара в указанный порт назначения на морском судне или подходящем судне внутреннего водного плавания. Внедрение электронных систем передачи информации. С учетом этого предусматривается, что вместо обычных товаросопроводительных и транспортных документов продавец может направить покупателю эквивалентное электронное сообщение. Все предлагаемые в Инкотермс-90 варианты базы поставки товаров распределены на четыре группы: Группа Е включает только один вариант ex works (EXW), с завода. По этой базе поставки Продавец обязан передать товар Покупателю на своем складе, полностью готовым к транспортировке, но без оплаты таможенных пошлин и сборов. Риск порчи и утраты товара переходит с Продавца на Покупателя с момента, когда товар передан в его распоряжение; Группа F включает три основных базиса поставки: FCA - free carrier (named point), т. е. свободно у перевозчика в указанном пункте страны отправления. Продавец обязан погрузить товар на транспортное средство, предоставленное Покупателем, - на своем складе, либо доставить его на терминал перевозчика. Риски порчи или утраты груза переходят с Продавца на Покупателя с момента, когда товар погружен на транспортное средство, предоставленное Покупателем, или доставлен на терминал перевозчика. FAS - free alongside ship (named port of shipment) - свободно вдоль борта судна, предоставленного покупателем в обусловленном порту погрузки. Продавец обязан за свой счет доставить товар на причал вдоль борта судна, в пределах действия береговых (судовых) грузовых средств. Риски порчи и утраты груза переходят с Продавца на Покупателя в момент доставки товара на причал вдоль борта судна. FOB - free on board (named port of shipment) - свободно на борту судна, предоставленного Покупателем, в обусловленном порту погрузки. Продавец обязан за свой счет доставить товар в порт и погрузить его на борт судна. Риски порчи и утраты груза переходят с Продавца на Покупателя с момента пересечения товаром релингов судна. Базис поставки FOB имеет две разновидности. FOB and trimmed (stowed) - в этом случае Продавец обязан не только погрузить товар на судно, но и оплатить штивку (укладку) груза. FOB liner terms - при перевозке груза на линейных условиях судовладелец организует и оплачивает грузовые работы в портах погрузки и выгрузки. Соответствующие расходы включены в ставку фрахта, 26 которую оплачивает Покупатель. Поэтому обязательством Продавца является только доставить товар на склад порта отправления. В целом все варианты базы поставки товара, которые входят в группу P, предусматривают, что Продавец должен погрузить товар на транспортное средство (судно, вагон, автомашину) или сдать его на склад перевозчика (причал порта погрузки). Транспортное средство для выполнения магистральной перевозки предоставляет и оплачивает Покупатель. Группа C включает четыре основные разновидности базы поставки: CFR - cost and freight (named port of destination). В цену товара входит стоимость самого товара и фрахт до обусловленного порта назначения. Продавец обязан доставить товар в порт, погрузить его на борт зафрахтованного им для этой цели судна и оплатить фрахт. CIF - cost, insurance and freight (named port of destination). В цену товара входит стоимость самого товара, его страховка на время перевозки между портами, указанными в коносаменте, и фрахт. Продавец должен доставить товар в порт отправления, зафрахтовать судно, погрузить товар на судно, застраховать груз на время перевозки в пользу Покупателя и оплатить фрахт до порта назначения. Риски порчи и утраты груза по сделкам CFR и CIF переходят с Продавца на Покупателя в момент перехода грузом релингов (поручней) судна в порту погрузки. Разновидностью этих сделок является база поставки товара на условиях CFR (CIF) liner terms. Как уже отмечалось, при перевозке на линейных условиях судовладелец организует, оплачивает и включает в тариф провозной платы стоимость погрузки и выгрузки груза. Поэтому при базе поставки товара CFR (CIF) liner terms Продавец должен оплатить в ставке фрахта не только перевозку товара до порта назначения, но и его выгрузку в этом порту на склад. CPT - carriage paid to (named point destination), т. е. перевозка оплачена до указанного пункта в стране Назначения. В отличие от сделок на базе CFR, Продавец оплачивает не только морской фрахт, но и довозку товара по территории страны назначения до согласованного пункта. CIP - carriage, insurance paid (to named point), т. е. перевозка и страховка груза оплачены до условленного пункта в стране назначения. В отличие от Базиса поставки CIF Продавец оплачивает не только морской фрахт и страховку груза на время его морской перевозки (или перевозки «река-море»), но и довозку груза до пункта назначения внутренними видами транспорта и страхование груза на период такой перевозки. Риски порчи и утраты груза по сделкам CPT и CIP переходят с Продавца на Покупателя с момента передачи товара Продавцом первому перевозчику. Поставка товара на этих условиях (CPT или CIP) может также предусматривать, что Продавец в согласованном пункте назначения обязан выгрузить товар на склад, если это оговорено контрактом. Группа D состоит из пяти вариантов базы поставки. DAF - delivered at Frontier (named terminal): поставка до границы страны Экспортера. Риски порчи и утраты груза переходят с Продавца на Покупателя с момента передачи товара Продавцом в указанном месте поставки на границе. Если договором не установлено иное, то перегрузка (или смена колесных пар) на границе проводится за счет Покупателя. DES - delivered ex ship (named port of destination): поставка с судна в порту назначения. Продавец оплачивает доставку товара в порт, его погрузку на судно и морскую перевозку; несет риски потерь и повреждений товара до момента его предоставления в распоряжение Покупателя на борту судна в порту назначения. Базис поставки DEQ - delivered ex Quay (named port of destination): поставка с причала в порту назначения. В отличие от базы DES, в обязанности Продавца входит не только доставить товар в порт назначения, но и выгрузить его в этом порту на причал. В течение всего этого периода Продавец несет риски порчи и утраты груза, импортные пошлины и сборы, если иное специально не оговорено в договоре, оплачивает Продавец. DDU - delivered (named point) duty unpaid: поставка до терминала в стране Импортера, пошлина не оплачена. Продавец оплачивает все расходы по доставке груза до согласованного терминала, кроме таможенных пошлин. Риски порчи и утраты груза переходят с Продавца на Покупателя в момент предоставления груза в его распоряжение на согласованном терминале. DDP - delivered (named point) duty paid: Единственным отличием от Базиса поставки DDU является то, что таможенные пошлины и сборы в стране назначения оплачивает Продавец. В целом приведенные выше варианты базы поставки товара и их модификации охватывают все возможные варианты распределения между Продавцом и Покупателем обязанностей по организации доставки товара, расходов и рисков, связанных с этой доставкой: от передачи товара Покупателю на складе Продавца (ЕХМ) до доставки товара Продавцом на склад Покупателя - с отнесением на Продавца всех расходов и рисков, связанных с такой перевозкой. Страхование товара на время транспортировки. В большинстве вариантов поставки понимается, что каждая из сторон (Продавец и Покупатель) страхует товар на ту часть транспортировки, когда она несет риски его порчи и утраты. Однако имеются два исключения - Базисы поставки CIF и CIP. В этих случаях Продавец обязан застраховать товар в пользу Покупателя, который несет риски порчи и утраты груза с момента прохождения грузом релингов судна (CIF) или с момента его погрузки на транспортное средство (CIP). Инкотермс-90 детально определяет обязанности Продавца и Покупателя в части поставки товара. Эти обязанности сгруппированы.

7.1. Понятие и цели «Инкотермс».

При заключении внешнеторгового контракта стороны должны четко разделить между собой многочисленные обязанности, связанные с поставкой товара от продавца к покупателю.

«Инкотермс» (International Commercial Terms) – Правила толкования международных коммерческих терминов для унификации обязанностей продавца и покупателя по поставке товаров и обеспечения одинакового их толкования контрагентами из разных стран, разработанные Международной торговой палатой (МТП), и определяющие содержание основных, наиболее применяемых на практике, условий поставки.

Первая редакция документа была подготовлена МТП в 1936 г. Последняя редакция выполнена в 2010 г. («Инкотермс – 2010»). В правовом отношении документ носит факультативный характер.

Инкотермс 2010 (Incoterms 2010) – это международные правила, признанные правительственными органами, юридическими компаниями и коммерсантами по всему миру как толкование наиболее применимых в международной торговле терминов.

Условия «Инкотермс» базируются на принципе, что риск частичной или полной утраты груза переходит с продавца на покупателя после того, как продавец выполнил свои обязательства по поставке. Положения «Инкотермс» по многим аспектам предлагают лишь общий подход к распределению прав и обязанностей по поставке, поэтому в контракте, при необходимости, конкретизируется это распределение. В большинстве случаев стороны стремятся согласовать подходящее базисное условие по «Инкотермс». Если какие-либо положения «Инкотермс» не устраивают партнеров, это особо отмечается в контракте. Приоритет имеют условия поставки, зафиксированные в контракте.

Базисное условие поставки в договорах купли-продажи в соответствии с «Инкотермс» определяет :

Ø распределение расходов между продавцом и покупателем (кто, за что и до какого момента платит?), соответственно, от выбранного сторонами базиса поставки будет зависеть и контрактная цена товара;

Ø обязательства по подготовке и передаче документов (кто их разрабатывает, получает, за чей счет и на чье имя?), (но не состав документов!);

Ø момент перехода риска и ответственности по поставке (кто, за что отвечает, до какого этапа и момента времени?).

7.2. Распределение обязанностей продавца и покупателя

Распределение обязанностей по транспортировке, предусмотренных в Инкотермс:

А - Обязанности продавца (по элементам)

1. Предоставление товара в соответствии с условиями договора

2. Оформление лицензий, разрешений и других формальностей

3. Заключение договора перевозки и страхования

4. Осуществление поставки

5. Переход рисков

6. Распределение расходов

7. Извещение покупателя

9. Проверка, упаковка, маркировка

10. Другие обязанности

Продавец во всех базисных условиях обязан:

Ø поставить товар в соответствии с условиями контракта в указанный пункт назначения;

Ø своевременно информировать покупателя о готовности товара к отгрузке;

Ø оплатить расходы, связанные с проверкой товара;

Ø обеспечить за свой счет обыкновенную упаковку товара;

Ø получить за свой счет экспортную лицензию или другое разрешение для экспорта;

Ø оплатить таможенные пошлины, взимаемые при экспорте.

Б - Обязанности покупателя (по элементам)

1. Уплата цены за товар

2. Оформление лицензий, разрешений и совершение других формальностей

3. Заключение договора перевозки

4. Принятие поставки

5. Переход рисков

6. Распределение расходов

7. Извещение продавца

8. Предоставление доказательств поставки

9. Инспектирование товара

10. Иные обязанности

Покупатель во всех базисных условиях обязан:

Принять товар в месте и срок, указанный в контракте и оплатить его стоимость;

Нести все расходы и риски с даты истечения срока поставки в связи с несвоевременным принятием товара;

Оплатить все расходы на ввозимый товар, если иное не оговорено в условиях;

Обеспечить за свой счет получение лицензии.

7.3. Составляющие транспортных расходов

При фиксации в контракте цены товара большое значение имеет определение ее базиса поставки . Базис цены устанавливает, входят ли транспортные, страховые, складские и другие расходы по доставке товара в цену товара.

Базисные условия поставки – специальные условия, определяющие обязанности продавца и покупателя по доставке товара, которые устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя. Таким образом, базисные условия определяют, кто несет расходы, связанные с транспортировкой товара от продавца-экспортера к покупателю-импортеру. Эти расходы весьма разнообразны и составляют иногда 40-50% цены товара. Они могут включать:

ü расходы по подготовке товара к отгрузке (проверка качества и количества, отбор проб, упаковка);

ü оплату погрузки товара на перевозочные средства внутреннего перевозчика (водным, железнодорожным, автомобильным, авиационным видами транспорта);

ü оплату перевозки товара от пункта отправления до основных перевозочных средств;

ü оплату расходов по погрузке товара на основные перевозочные средства в пункте экспорта;

ü оплату стоимости транспортировки товара международным транспортом;

ü оплату страхования груза в пути;

ü расходы по хранению товара в пути, перегрузке, и перетарке;

ü расходы по выгрузке товара в пункте назначения;

ü расходы по доставке товара от пункта назначения на склад покупателя;

ü оплату таможенных пошлин, налогов и сборов при переходе таможенной границы.

Те расходы по доставке товара, которые несет продавец, включаются в цену товара. Перечисленные условия называются базисными потому, что они устанавливают базис – основу цены внешнеторговой сделки и оказывают влияние на уровень цены товара, перемещаемого через границу стран-контрагентов.

7.4. Классификация базисных условий поставок.

В современной версии INCOTERMS представлены 11 терминов, которые объединены в 4 группы.

1 группа Е – Франко-завод... (наименование пункта), обязанности по заключению договора перевозки нет, риск лежит на покупателе, продавец предоставляет товар покупателю непосредственно в своих помещениях.

EXW: (импортер) – франко-завод.

Франко (итал.) – покупатель свободен от всех рисков и расходов по доставке товаров до пункта, указанного за словом франко.

2 группа F – продавец обязуется предоставить товар в распоряжение перевозчика, который обеспечивается покупателем (основная перевозка не оплачена).

FCA – франко перевозчик (ж/д транспорт, автотранспорт, воздушный транспорт);

FAS – франко вдоль борта судна (продавец обязан доставить груз в указанный порт вдоль борта судна);

FOB – франко на борту.

3 группа С – продавец обязуется заключить договор перевозки, но без принятия на себя риска случайной гибели или повреждения товара после погрузки (продавец оплачивает основную перевозку).

CFR – стоимость и фрахт;

CIF – стоимость, страхование и фрахт;

CPT – перевозка оплачивается до … (пункт назначения);

СIP – перевозка и страхование оплачены до … .

4 группа D – продавец несет все расходы и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения (группа прибытия).

DAT – Поставка на терминале (название терминала);

DAP – Поставка в месте назначения (название пункта);

DDP – поставка с оплатой пошлины.

Категория E Отгрузка EXW любые виды транспорта EX Works (... named place) Франко завод (...название места)
Категория F Основная перевозка не оплачена продавцом FCA Free Carrier (...named place) Франко перевозчик (...название места)
FAS морские и внутренние водные перевозки Free Alongside Ship (... named port of shipment) Франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки)
FOB морские и внутренние водные перевозки Free On Board (... named port of shipment) Франко борт (... название порта отгрузки)
Категория C Основная перевозка оплачена продавцом CFR любые виды транспорта Cost and Freight (... named port of destination) Стоимость и фрахт (... название порта назначения)
CIF любые виды транспорта Cost, Insurance and Freight (... named port of destination) Стоимость, страхование и фрахт (...название порта назначения)
CIP любые виды транспорта Carriage and Insurance Paid Тo (... named place of destination) Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (...название места назначения)
CPT любые виды транспорта Carriage Paid To (... named place of destination) Фрахт/перевозка оплачены до (...название места назначения)
Категория D Доставка DAT любые виды транспорта new!!! Delivered At Terminal (... named terminal of destination) Поставка на терминале (... название терминала)
DAP любые виды транспорта new!!! Delivered At Piont (... named point of destination) Поставка в пункте (... название пункта)
DDP любые виды транспорта Delivered Duty Paid (... named place of destination) Поставка с оплатой пошлины (... название места назначения)

Категория E – Отгрузка EXW (EX Works (... named place)) Франко завод (...название места) Термин «Франко завод» означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте (например: на заводе, фабрике, складе и т.п.). Продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, а также за таможенную очистку товара для экспорта.

1. ОтгрузкаFCA (Free Carrier (...named place)) Франко перевозчик (...название места) Термин «Франко перевозчик» означает, что продавец доставит прошедший таможенную очистку товар указанному покупателем перевозчику до названного места. Следует отметить, что выбор места поставки повлияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара на данном месте. Если поставка осуществляется в помещении продавца, то продавец несет ответственность за отгрузку. Если же поставка осуществляется в другое место, продавец за отгрузку товара ответственности не несет. Данный термин может быть использован при перевозке любым видом транспорта, включая смешенные перевозки.

2. FAS (Free Alongside Ship (... named port of shipment))Франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки) Термин «Франко вдоль борта судна» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в указанном порту отгрузки. Это означает, что с этого момента все расходы и риски потери или повреждения товара должен нести покупатель. По условиям термина FAS на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. ЭТИМ ДАННОЕ ИЗДАНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПРЕДЫДУЩИХ ИЗДАНИЙ «ИНКОТЕРМС», В КОТОРЫХ ОБЯЗАННОСТЬ ПО ТАМОЖЕННОЙ ОЧИСТКЕ ДЛЯ ЭКСПОРТА ВОЗЛАГАЛАСЬ НА ПОКУПАТЕЛЯ. Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.

3. FOB (Free On Board (... named port of shipment)) Франко борт (... название порта отгрузки) Термин «Франко борт» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в названном порту отгрузки. Это означает, что с этого момента все расходы и риски потери или повреждения товара должен нести покупатель. По условиям термина FOB на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом. Если стороны не собираются поставить товар через поручни судна, следует применять термин FCA.

1. CFR (Cost and Freight (... named port of destination)) Стоимость и фрахт (... название порта назначения) Термин «Стоимость и фрахт» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки.Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в названный порт назначения, ОДНАКО, риск потери или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя. По условиям термина CFR на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом. Если стороны не собираются поставить товар через поручни судна, следует применять термин CPT.

2. CIF (Cost, Insurance and Freight (... named port of destination)) Стоимость, страхование и фрахт (...название порта назначения) Термин «Стоимость, страхование и фрахт» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, НО риск потери или повреждения товара, как и любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя. Однако, по условиям термина CIF на продавца возлагается также обязанность приобретения морского страхования в пользу покупателя против риска потери и повреждения товара во время перевозки. Следовательно, продавец обязан заключить договор страхования и оплатить страховые взносы. Покупатель должен принимать во внимание, что согласно условиям термина CIF , от продавца требуется обеспечение страхования лишь с минимальным покрытием. По условиям термина CIF на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом. Если стороны не собираются поставить товар через поручни судна, следует применять термин CIP.

3. CIP (Carriage and Insurance Paid Тo (... named place of destination)) Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (...название места назначения) Термин «Фрахт/перевозка и страхование оплачены до» означает, что продавец доставит товар названному им перевозчику. Кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения. Это означает, что покупатель берет на себя все риски и любые дополнительные расходы после доставки таким образом товара. Однако, по условиям CIP на продавца также возлагается обязанность по обеспечению страхования от рисков потери и повреждения товара во время перевозки в пользу покупателя. Следовательно, продавец заключает договор страхования и оплачивает страховые взносы. Покупатель должен принимать во внимание, что согласно условиям термина CIP от продавца требуется обеспечение страхования с минимальным покрытием. В случае, если покупатель желает иметь страхование с большим покрытием, он должен либо специально договориться об этом с продавцом, либо сам принять меры по заключению дополнительного страхования. Под словом «перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. В случае осуществления перевозки в пункт назначения несколькими перевозчиками, переход риска произойдет в момент передачи товара в попечение первого перевозчика. По условиям термина СIР на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Данный термин может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешенные перевозки.

4. CPT (Carriage Paid To (... named place of destination))
Фрахт/перевозка оплачены до (...название места назначения)
Термин «Фрахт/перевозка оплачены до» означает, что продавец доставит товар названному им перевозчику. Кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения. Это означает, что покупатель берет на себя все риски потери или повреждения товара, как и другие расходы после передачи товара перевозчику. Под словом «перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. В случае осуществления перевозки в согласованный пункт назначения несколькими перевозчиками, переход риска произойдет в момент передачи товара в попечение первого из них. По условиям термина СРТ на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта.
Данный термин может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешенные перевозки.

1. DAT (Delivered At Terminal (... named terminal of destination))
Поставка на терминале (... название терминала)
Термин«Поставка на терминале» (указанное название места назначения) означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства тогда, когда товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, доставлен им в согласованный терминал указанного места назначения. Под термином "терминал" в базисе поставки DAT понимается любое место, в т.ч. авиа/авто/железнодорожный карго терминал, причал, склад и т.д. Базис поставки Инкотермс DAT возлагает на продавца обязанности нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара и его разгрузке на терминале, включая (где это потребуется) любые сборы для экспорта из страны назначения. Под словом «сборы» здесь подразумевается ответственность и риски за проведение таможенной очистки, а также за оплату таможенных формальностей, таможенных пошлин, налогов и других сборов. Термин DAT может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешенные перевозки.

2. DAP (Delivered At Piont (... named point of destination))
Поставка в пункте (... название пункта)
Термин «Поставка в пункте» (указанное название места назначения) означает, что продавец выполнил свое обязательство по поставке, когда он предоставил покупателю товар, готовый к разгрузке с транспортного средства, прибывшего в согласованное место назначения. Базис поставки Инкотермс DAP возлагает на продавца обязанность по экспортной таможенной очистке товара. Термин DAP может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешенные перевозки.

Два новых термина Инкотермс - DAT (Поставка на терминале) и DAP (Поставка в месте назначения) - заменили следующие термины Инкотермс 2000: DAF (Поставка на границе), DES (Поставка с судна), DEQ (Поставка с причала) и DDU (Поставка без оплаты пошлин)

Число терминов Инкотермс сокращено с 13 до 11. Это стало возможно путем включения двух новых терминов, которые могут быть использованы вне зависимости от согласованного способа перевозки, а именно: DAT (Поставка на терминале) и DAP (Поставка в месте назначения) вместо терминов Инкотермс 2000: DAF (Поставка на границе), DES (Поставка с судна), DEQ (Поставка с причала) и DDU (Поставка без оплаты пошлин).

Согласно указанным двум новым терминам поставка осуществляется в согласованном месте назначения: по термину DAT (Поставка на терминале) путем предоставления товара в распоряжение покупателя неразгруженным с прибывшего транспортного средства (как это было ранее по термину DEQ (Поставка с причала); по термину DAP (Поставка в месте назначения) также путем предоставления товара в распоряжение покупателя, но готовым для разгрузки (как это было ранее по терминам DAF (Поставка на границе), DES (Поставка с судна) и DDU (Поставка без оплаты пошлин).

Указанные новые правила сделали излишними правила Инкотермс 2000 DES (Поставка с судна) и DEQ (Поставка с причала). Указание на терминал в термине DAT (Поставка на терминале) может быть в порту, и поэтому термин DAT может без опаски быть использован в тех случаях, когда применялся термин Инкотермс 2000 DEQ (Поставка с причала).

Аналогично, прибывшее «транспортное средство» в термине DAP (Поставка в месте назначения) может быть судном, а согласованное место назначения - портом назначения: следовательно, DAP (Поставка в месте назначения) может без опаски быть использован в тех случаях, когда применялся термин Инкотермс 2000 DES (Поставка с судна). Указанные новые правила, как и их предшественники, являются терминами «прибытия (delivered terms)», т.е. продавец несет все расходы (кроме расходов по таможенной очистке для ввоза, если она применима) и риски, связанные с доставкой товара до согласованного места назначения.

3. DDP (Delivered Duty Paid (... named place of destination))
Поставка с оплатой пошлины (... название места назначения)
Термин «Поставка с оплатой пошлины» означает, что продавец предоставит прошедший таможенную очистку и неразгруженный с прибывшего транспортного средства товар в распоряжение покупателя в названном месте назначения. Продавец обязан нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара, включая (где это потребуется). Любые сборы для импорта в страну назначения (под словом «сборы» здесь подразумевается ответственность и риски за проведение таможенной очистки, а также за оплату таможенных формальностей, таможенных пошлин, налогов и других сборов). В то время как термин EXW возлагает на продавца минимальные обязанности, термин DDP предполагает максимальные обязанности продавца. Данный термин не может применяться, если продавец прямо или косвенно не может обеспечить получение импортной лицензии. Если стороны желают, чтобы покупатель взял на себя все риски и расходы по импорту товара, следует применять термин DDU. Данный термин может применяться независимо от вида транспорта, но, когда поставка осуществляется на борту судна или на пристани в порту назначения, следует применять термины DES или DEQ.