Жены Мироносицы, свв. День Святых Жен-мироносиц в Православии

«Христос Воскресе!» 40 дней после Пасхи православные христиане приветствуют друг друга этими радостными словами. 40 дней звучат они под сводами храмов, в домах, мы поем ликующие пасхальные песнопения. Каждый, кто участвует в церковной жизни, знает, что нет более радостного времени в году, чем пасхальные дни.

В третье воскресенье по Пасхе Святая Церковь традиционно прославляла тех, кто первыми передали людям радостную весть о Воскресении Христовом. Замечательно, что это были женщины. Как через праматерь Еву произошло падение человека, и смерть вошла в мир, так через женщин пришла весть об избавлении от греха и смерти. Мы празднуем в это воскресенье память святых жен-мироносиц.

Вспомним Евангельские события, чтобы глубже понять всю высоту подвига этих святых женщин. Из Евангельской истории мы знаем, что чуткие сердца женщин горячо откликнулись на проповедь Христа. Во время Его земной жизни множество женщин следовали за Ним, служили Ему своими трудами, средствами – как говорит Евангелие, «имуществом своим». Они сопровождали Христа и во время Его славных деяний, когда Он изумлял всех многими чудесами, знамениями, исцелениями. Но эти женщины проявили еще большую любовь и преданность во время величайшего унижения Христа, во время Его страданий на Кресте и даже тогда, когда Его тело лежало во Гробе.

Евангелие повествует о том, что после взятия Христа все ученики покинули Его, и только Матерь Его и святые жены следовали за Ним, когда Он, изнемогая под тяжестью Креста, шел на Голгофу. Эти женщины со слезами, не таясь, шли рядом с Божественным Страдальцем.

Сейчас наступили новые времена в духовной жизни нашей Отчизны. Многие годы лишь единицы из верующих россиян могли попасть на Святую Землю. Ныне же тысячи наших верующих соотечественников совершили паломничество в Иерусалим, побывали в местах, связанных с жизнью, страданиями и Воскресением Господа.

Те, кто были в Иерусалиме, рассказывают, что до сего дня сохранилась память о Крестном пути Господа на Голгофу.
На этом пути есть несколько остановок, где по преданию Господь падал, изнемогая под Крестом. Но есть на этом пути место, связанное с одной из тех, чью память мы сегодня совершаем. На этом пути показывают место, где во времена жизни Спасителя находился дом одной женщины, которая следовала за Ним и служила Ему среди других женщин. Имя ее – Вероника.

Церковное предание повествует: когда Господь остановился на Своем скорбном пути, Вероника подала Ему плат, чтобы Он смог отереть Свой окровавленный Лик. Христос приложил этот плат к лицу, и на плате осталось Его изображение. В западной христианской традиции существует множество изображений страдающего Лика Христа, отпечатавшегося на плате Вероники.

Когда Христа распинали на Кресте, рядом стояла Его Матерь Пресвятая Богородица, апостол любви – Иоанн Богослов – и вместе с ними стояли святые жены. Их не испугали угрозы отлучения от церкви, угрозы смерти, их не испугали беснующиеся толпы. Любовь ко Господу помогла им победить страх. Тем временем на Голгофе совершились страшные и непонятные события: внезапная тьма, землетрясение. Постепенно разошлась толпа после совершенного злодеяния, и у креста с Распятым Господом остались до конца стоять римские воины, которые по долгу службы должны были стеречь тела распятых, осталась Божия Матерь с апостолом Иоанном и святые жены.

В православных иконах есть прекрасные изображения, показывающие это стояние у Креста. В каждом православном храме обязательно присутствует Распятие с изображенными рядом с ним Божией Матерью, апостолом Иоанном или одной из святых жен – Марией Магдалиной.

После смерти Спасителя на Кресте тайные ученики Христа – Иосиф и Никодим – пришли к Пилату просить тело Иисуса. Когда Христос открыто проповедовал, они ходили к Нему ночью, боясь ненависти и мести от своих соотечественников. Но после Распятия и Крестной смерти Господа они по преданности, по любви и благодарности оказались крепче Его ближайших учеников. Они забыли страх и открыто исповедали себя учениками Христа, когда другие ученики Его скрывались. Они открыто погребли Тело своего Учителя, от которого они уже больше никогда не отказывались. Оба они по­страдали за это впоследствии. Невзирая на страх перед синедрионом (членом которого был Никодим), они обвили тело Его новой плащаницей, помазали ароматами. Синедрион следил, где погребали Господа, поставил стражу у гроба Спасителя и наложил печать, один конец кото­рой был на пещере, другой – на камне.


Святые жены были рядом и смотрели, как погребали Господа. Они вместе с Божией Матерью долго не могли уйти от пещеры, где был погребен Господь. Но уйти все же пришлось, так как наступал субботний день, по закону иудейскому он был днем покоя. И только когда в Иерусалимском храме зажигались огни, можно было опять идти ко Гробу.

Именно из-за того, что приближалась суббота, Иосиф с Никодимом поспешили взять Тело Господа и положили в пещеру, чтобы через день совершилось погребение по принятому у иудеев полному обряду. Поэтому, возвратившись в дом, святые жены купили ароматы, приготовили благовония, которыми по обычаю умащивали тело погребаемого. Сделали они это в пятницу – день распятия и смерти Господа, так как в субботу ничего нельзя было ни продавать, ни покупать, ни приготовлять.

Так что в субботу (как повествует апостол и евангелист Лука) они были в покое по заповеди и только на другой день, в предрассветной тьме, поспешили с приготовленными ароматами ко Гробу Божественного Учителя. Поэтому и называем мы их мироносицами, что они несли в сосудах драгоценное миро и благовония, чтобы помазать ими Тело Господа.

В то время, когда они шли ко Гробу, произошло величайшее событие: Господь Иисус Христос Воскрес, Ангел Господень сошел с Небес и отвалил камень от Гроба, нарушив печать. Когда жены-мироносицы шли ко Гробу, они волновались: кто отвалит им тяжелый камень от Гроба, чтобы приготовить Тело Господа к погребению? Подошли к пещере и видят: она пуста!

Сегодня, в день празднования в честь святых жен-мироносиц, хочется рассказать о том, на что обычно мало обращают внимания. Это вопрос о том, кто первым узнал о Воскресении Христа. На Небе первыми узнали Ангелы – они и возвестили об этом, как повествует Евангелие. А на земле? Из текста Евангелия следует, что первыми узнали о Воскресении святые жены-мироносицы. Их подвиг был вознагражден великой, несказанной радостью: святые жены первыми увидели Воскресшего Господа, первыми услышали Его приветствие: «Радуйтесь!» и первыми возвестили апостолам о Его Воскресении.

Здесь хочется отметить, как важно не только верить в Бога, как говорят многие сегодня: «Я верю, но считаю, что не обязательно ходить в церковь»,– но как важно участвовать именно в церковной жизни, в богослужениях, в молитвенных трудах. Тогда можно узнать удивительные вещи, о которых обычно не говорится. Так, в особом чтении (называется оно «синаксарь») в богослужении первого дня Пасхи нам открывается, что первой узнала на земле о Воскресении Господа Его Матерь!

В 28-й главе Евангелия от Матфея есть такие слова: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб» (Мф. 28. 1).
«Другая Мария» – это Божия Матерь. Она была там, когда земля задрожала, когда воины в страхе бежали. Ангел первой возвестил Ей о Воскресении. Все, кто бывал на Пасхальном богослужении, знают эти слова Ангела, каждый год мы с радостным трепетом ожидаем, когда в храме зазвучит это дивное обращение-песнопение: «Ангел вопияше Благодатней, Чистая Дево, радуйся, и паки реку: радуйся, Твой Сын воскресе тридневен от Гроба и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся…»

Только после этого ко Гробу пришла Мария Магдалина и ей явился Христос. В нашей национальной сокровищнице – Третьяковской галерее – многие могут увидеть картину знаменитого художника Александра Иванова «Явление Воскресшего Христа Марии Магдалине».

Хочется посоветовать всем, у кого есть дети, непременно посещать этот музей, там многому можно научиться, риобщиться к красоте. Можно по-разному относиться к нахождению в музеях икон. Конечно же, их место – в храме. Но невозможно отменить тот факт, что в Третьяковской галерее (и в других музеях) находится много дивных чудотворных икон – святынь нашей Церкви. Пойти помолиться перед ними, увидеть и почувствовать благодать и красоту, которые они источают, это наш христианский долг.

Святая Мария Магдалина первой из жен-мироносиц удостоилась счастья видеть Воскресшего Господа – об этом повествуется в Евангелии, и, более того, именно ей Господь повелел возвестить Своим ученикам и Петру о Воскресении. Святые отцы говорят, что тем самым Мария явилась как бы апостолом для апостолов. Всем нам в этот день следует перечитать строки Евангелия от Иоанна, где рассказывается о событии Воскресения Христова и о явлении Господа Марии Магдалине:
«В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко Гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от Гроба. И так бежит, и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из Гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко Гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик вежал скорее Петра и пришел ко Гробу первый. И наклонясь, увидел лежащие пелены; но не вошел во Гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во Гроб, и видит одни пелены леждщие и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежит, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко Гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежлло воскреснуть из мертвых. И так ученики опять возвратилнсь к себе.

А Мария стояла у Гроба и плакала, и, когда плакала, наклонилась во Гроб. И видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы, и другого у ног, где лежало Тело Иисуса. И они говорят ей: жена! Что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась ндзад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! Что ты плачешь? Кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратясь, говорит бму: Раввуи! Что значит: учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братиям Моим, и скажи им: восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа, и что Он сие сказал ей» (Ин. 20, 1–18).

Явился Господь и другим святым женам, сохранившим верность Ему до конца. Имена многих из этих святых жен сохранило нам св. Евангелие. Это Мария Магдалина (память 22 июля), Мария Клеопова или Иаковля (память 23 мая), Соломия (память 3 августа), Иоанна (память 27 июля), сестры св. праведного Лазаря – Марфа (память 4 июля) и Мария (память 18 марта), Сусанна, Вероника и «многие другие, которые служили бму имением своим» (Лк. 8, 3), как пишет св. евангелист Лука.

Этих святых жен, принесших миро ко Гробу Спасителя, Святая Церковь чтит и назвала их мироносицами, установив особый день празднования им, когда все мы молитвенно просим их благодатной помощи в христианской жизни.
Их подвиг воодушевил многих женщин. Их заботы и труды положили начало служению, которое приобретало со временем разные формы. Оно выражалось в воспитании детей, заботах о сиротах, больных. В раннехристианское время существовали в Церкви диаконисы, которые помогали священникам при совершении таинства св. Крещения, помогали исповедникам веры, заключенным в тюрьмы, ухаживали за больными.

Некоторые из язычников даже называют христианство «религией женщин». Мы же вспомним сегодня слова знаменитого языческого ритора Либания, учителя св. Иоанна Златоуста, сказанные им о матери святителя: «Какие у христиан женщины!» Это возглас восхищения и удивления.

Если мы посмотрим сегодня на нашу Церковь, то и в ней большинство нашей паствы – женщины. На их плечах лежит большинство забот по благоустроению храмов, помощь в богослужении, христианское воспитание детей, да и материально церковь существует главным образом на средства наших верующих женщин. Не случайно один из духовных людей сказал в послереволюционное время: «Россия спасается не клобуками, а платочками» (не монашеством, а простыми верующими женщинами).

Среди святых жен-мироносиц есть два имени, которые стали символами христианского служения женщин: это Мария, которая, сидя у ног Христа Спасителя, внимала началам жизни вечной, и ее деятельная сестра Марфа, которая хлопотала о приготовлении лучшего угощения для Божественного Учителя. В своем хозяйственном рвении Марфа упрекнула Господа за то, что сестра ее, сидя у ног Его, не помогала в приготовлениях. Христос, отвечая Марфе, не осудил ее забот и дел, которые она делала из любви к Нему, а лишь отметил относительную ценность ее забот в сравнении с «благой частью», которую избрала Мария. Это два пути служения: путь Марфы – путь внешнего, но вдохновленного любовью служения ближним; Марфа утверждает Божественную истину о том, что «вера без дел мертва»; путь Марии – молитвенное, духовно-благодатное воздействие на мир.

Не случайно отрывок из Евангелия о посещении Христом Марфы и Марии читается на утрени праздников в честь Пресвятой Богородицы. Завершается это Евангелие словами: «Блаженны слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 11, 28).
Эти слова относятся к мироносице Марии, и это не только духовная вершина служения для женщины, но и вообще достижение того, к чему был предназначен человек. Назначение Адама и Евы – слушать слово Божие, хранить знание, дарованное Богом и творчески исполнять его. Но первые люди не исполнили это призвание, поддавшись соблазну искусителя. И вот, на грани Ветхого и Нового Заветов, среди жен-мироносиц, встретивших первыми Воскресшего Господа, Евангелие раскрывает нам дивный образ Марии, которая слышит слово Божие, хранит и исполняет его.

На нашей земле это служение святых Марфы и Марии воплотилось в Марфо-Мариинской обители, основанной в Москве святой преподобномученицей Великой княгиней Елисаветой Феодоровной. И не случайно после убийства большевиками ее нетленные останки нашли упокоение во святом граде Иерусалиме, в храме святой Марии Магдалины, расположенном в Гефсиманском саду.

СВЯТЫЕ ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ МАРИЯ МАГДАЛИНА, МАРИЯ КЛЕОПОВА, САЛОМИЯ, ИОАННА, МАРФА, МАРИЯ И СУСАННА.

По традиции, принятой в Православной Церкви, этот день святых жен-мироносиц считается праздником всех женщин-христианок. Не 8 марта, а в день святых жен-мироносиц поздравляли всегда на Руси женщин с их праздником, дарили цветы, подарки. Давайте присоединимся и мы к этому древнему прекрасному обычаю. Быть может, узнав об этом, мужчины вспомнят о своих верующих матерях, женах, сестрах и устроят им настоящий радостный праздник.

Пример святых жен-мироносиц свидетельствует о том, что ни убеждения, ни идеи, какими бы правильными и добрыми они ни были, смерть победить не могут, а только любовь может победить смерть. К этой любви и зовут нас святые жены, память которых мы совершаем ныне, и мы можем просить, чтобы они умолили Господа: да дарует Он всем нам этот дар верной, вечной, непобедимой любви. Аминь.

[греч. μυροφόροι γυναίκες] (пам. 3-я Неделя по Пасхе), последовательницы Иисуса Христа, первыми пришедшие к погребальной пещере, где накануне было положено тело Господа, чтобы совершить, по иудейскому обычаю, помазание благовонными маслами и оплакать Его.

Евангелия почти одними и теми же выражениями повествуют о том, что во время распятия Христа мн. женщины, «следовавшие за Ним из Галилеи» (Лк 23. 49), были там и смотрели издали (Мф 27. 55-56; Мк 15. 40-41; Лк 23. 49; Ин 19. 24-27). В Ин 19. 25 сообщается в отличие от синоптических Евангелий, что «Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова (ἡ τοῦ Κλωπᾶ) и Мария Магдалина» вместе с ап. Иоанном Богословом стояли рядом с Крестом. В период Его земного служения многие из Ж.-м. служили Ему, в т. ч. и «имением своим» (Лк 8. 2-3). После смерти Христа нек-рые из них участвовали в Его погребении неподалеку от места казни (Мф 27. 59-61; Мк 15. 46-47; Лк 23. 53-55; ср.: Ин 19. 40-42). По прошествии субботы, когда начался 1-й день недели, они первыми пришли к погребальной пещере, чтобы помазать тело Спасителя (Мк 16. 1), т. е. совершить необходимый погребальный обряд, к-рый состоял в натирании умершего специальными благовонными смесями, ослаблявшими на время скорость и запах разложения (McCane . 2000. P. 174-175). Ж.-м. по-разному представлены у евангелистов. Так, в Евангелии от Матфея упоминаются только Мария Магдалина и «другая Мария» (Мф 28. 1); в Евангелии от Марка - Мария Магдалина, Мария Иаковлева (Μαρία ἡ ᾿Ιακώβου; ср.: Мк 15. 40) и Саломия (Мк 16. 1); в Евангелии от Луки - «Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними» (Лк 24. 10). По свидетельству евангелиста Иоанна, из женщин в то утро дважды приходила ко гробу только Мария Магдалина (Ин 20. 1-2, 11-18). Т. о., все Евангелия сообщают о присутствии у погребальной пещеры Марии Магдалины, а синоптики совпадают в свидетельстве о том, что она пришла ко гробу вместе с Марией, матерью Иакова и Иосии, и матерью сыновей Зеведеевых (ср.: Мф 27. 56). У евангелистов Марка и Луки в рассказе о хождении ко гробу фигурируют еще Саломия и Иоанна соответственно.

Саломия, кроме Мк 16. 1, упоминается в Мк 15. 40 (вместе с Марией Магдалиной и Марией, матерью Иакова и Иосии). Сопоставляя Мк 15. 40 и Мф 27. 56, можно предположить, что она и есть «мать сыновей Зеведеевых», которая незадолго до входа Господня в Иерусалим просила у Него, чтобы он сделал ее сыновей (Иакова и Иоанна) первыми после себя в Царстве Божием (Мф 20. 20-23).

Об Иоанне, кроме как в Лк 24.10, евангелист Лука говорит еще в Лк 8. 3, когда перечисляет по именам учениц Христа, следовавших за Ним по Галилее. Там она называется «женой Хузы, домоправителя Иродова» (имеется в виду царь Ирод Антипа). Больше о ней в НЗ не упоминается. Видимо, евангелист, если ему было известно Евангелие от Марка, хотел при помощи выражения «и остальные с ними» гармонизировать сообщение евангелиста Марка с имеющимися у него сведениями о тех, кто находились тогда около гроба (см.: Nolland. 1998. P. 1191). Если же этого Евангелия не было в его распоряжении, то он, вероятно, просто обобщил в этой фразе все имевшиеся у него сведения о женщинах, к-рые пришли к гробнице Спасителя. Иоанну же он удостоивает упоминания по имени в рассказе о посещении пустой гробницы вместе с 2 также названными по имени женщинами, стремясь подчеркнуть, как предполагает Дж. Нолленд, важность ее служения Господу и апостолам своим богатством (Ibidem).

Больше всего споров у толкователей вызывал и до сих пор вызывает вопрос идентификации «Марии, матери Иакова меньшего и Иосии» (᾿Ιωσῆτος - Иосета - Мк 15. 40) или Иосифа по греч. тексту (᾿Ιωσήφ - Мф 27. 56). На этот счет имеются 2 основные т. зр.: Марию (названную в Мф 27. 61 «другая Мария») блж. Иероним Стридонский отождествлял с Марией Клеоповой (Ин 19. 25), сестрой Богородицы и женой упоминаемого в Лк 24. 18 Клеопы (Κλεοπᾶς) (Hieron . De virgin. 13 // PL. 23. Col. 195c-196b; см. также: Zahn . 1900. S. 320-325). Согласно др. толкованию, к-рого придерживался, в частности, свт. Иоанн Златоуст, именно Богородица упоминается среди Ж.-м. в Евангелии от Матфея под именем «Марии, матери Иакова и Иосии» (Мф 27. 56), а также - «другой Марии» (Мф 27. 61; 28. 1) (Ioan. Chrysost. In Matth. 88 // PG. 58. Col. 777; см. также: Theoph. Bulg . In Matth. 27 // PG. 123. Col. 473). Блж. Феофилакт Болгарский пишет: «Под Марией, матерью Иакова, разумей Богородицу, ибо Ее так называли как мнимую мать Иакова, сына Иосифова, я разумею брата Божия» (Idem . In Luc. 24 // PG. 123. Col. 1112). О том, что «другая Мария» и Богородица - одно лицо, говорится в синаксарном чтении во Св. Неделю Пасхи. Из совр. исследователей подобную интерпретацию отстаивает, напр., Дж. Кроссан, к-рый предполагает, что евангелист Марк не называет эту Марию Матерью Иисуса потому, что, как он считает, она не была последовательницей Христа во время Его земной жизни (см.: Мк 3. 21, 31-35; 6. 4), и поэтому предпочитает отличать ее от одноименных женщин путем указания детей (см.: Crossan . 1973. P. 105ff.), пусть даже и приемных (согласно мнению, напр., Епифания Кипрского (Epiph. Adv. haer. 78. 8 // PG. 42. Col. 710-712; см. также: Глубоковский . 1999. С. 94-97).

Что касается отождествления «другой Марии» с «Марией Клеоповой», то здесь возникают трудности с тем, что значит определение «Клеопова»: «мать Клеопы», «сестра Клеопы» или, что наиболее вероятно, «жена Клеопы». Решить это однозначно невозможно в силу скудости документальных свидетельств об этой Марии (Witherington . 1992. P. 582). Однако «женой Клеопы» считал ее уже раннехрист. автор Егесипп (сер. II в.; см.: Euseb . Hist. eccl. III 32. 4). Кроме того, остается спорным, относится ли выражение «сестра Матери Его» в Ин 19. 25 к указанной Марии, или оно указывает на еще одну не названную по имени женщину, стоявшую у Креста Христова (Bauckham . 2002. P. 204-206). Евсевий Кесарийский считал, что под «другой Марией» нужно понимать вторую Марию из Магдалы, почему она и названа так, чтобы отличать ее от Марии, называемой Магдалиной (Euseb . Quaest. evang. II 6 // PG. 22. Col. 948), однако это мнение не получило широкого распространения.

Исследователями было указано на противоречие в Евангелиях относительно обряда помазания: в синоптических Евангелиях при описании положения тела Спасителя в гробницу не говорится о помазании и подчеркивается желание Ж.-м., придя к могиле, помазать его; в Евангелии от Иоанна же рассказывается о том, что тело Христа было помазано Иосифом из Аримафеи и Никодимом перед помещением его в гробницу. Высказывались разные предположения о причинах этих расхождений: напр., слова о действиях Никодима считаются редакторской вставкой евангелиста Иоанна, при помощи которой он хотел подчеркнуть мужественное ученичество как самого Никодима, так и Иосифа (Paulien . 1992. P. 1105). Еп. Кассиан (Безобразов), однако, допускает возможность исторического разрешения этого противоречия: «Иосиф и Никодим, с одной стороны, и женщины, с другой, действовали независимо друг от друга. Возможно, что верные галилеянки и не знали тайных учеников» (Кассиан (Безобразов). 2006. С. 337).

Мн. толкователи обращали и обращают внимание на упоминание евангелистом Иоанном в рассказе о приходе ко гробу только одной Марии Магдалины (Ин 20. 1). Блж. Августин, обсуждая эту особенность 4-го Евангелия, говорит, что Мария Магдалина была упомянута потому, что «пламенела большей любовью», при этом подразумевались и др. вместе с ней, но о них он умолчал (Aug. De cons. evang. III 24 // PL. 34. Col. 1201). В пользу согласованности сообщения Евангелия от Иоанна с сообщениями синоптических Евангелий говорит выражение Марии «и не знаем» (Ин 20. 2), т. е. тем самым намекается на присутствие др. женщин у гроба вместе с Марией. Однако дискуссия о значении этого выражения не прекращается (см.: Beasley-Murray. 1999. P. 368 sqq.) Многие исследователи при этом пытаются объяснить указанное расхождение между Евангелиями или намерением евангелиста Иоанна драматизировать сцену явления Воскресшего, или особым положением Марии Магдалины в первоначальной Церкви и т. п. (см.: Witherington . 1992. P. 582).

Давая общую богословскую характеристику рассказу о хождении Ж.-м. ко гробу, библеисты указывают в описании эпизода с мироносицами в Евангелии от Марка на наличие элемента иронии: Иисус не только Мессия (ср.: Мк 14. 3), Он уже воскрес, и поэтому умастить Его тело после смерти уже невозможно. «Ирония по отношению к женщинам за непонимание ими ситуации присутствует и в описании их беспокойства по поводу поиска человека, к-рый помог бы им откатить камень (Мк 16. 3), ибо камень был «...весьма велик» (Мк 16. 4)» (Osborne . 1992. P. 678-679). «В целом Мк 16. 1-4 сосредоточивается на непонимании ситуации женщинами (к-рые играют у Марка немалую роль в раскрытии темы ученичества) и ведет читателя к восприятию Божественного вмешательства как единственно возможной разгадки этой ситуации» (Ibidem). Евангелист Матфей во многом следует за Марком, но в отличие от него не подчеркивает заблуждения женщин, собиравшихся помазать тело Иисуса благовониями, ему важнее тема свидетельства женщин (ср.: Мф 27. 56, 61) (Osborne . 1992. P. 679). Кроме того, возможно, что в Евангелии от Матфея с его умолчанием, как и в Евангелии от Иоанна, о погребальном помазании идет речь об обычае посещения недавно умершего, чтобы точно убедиться в его смерти - «...посмотреть гроб» (Мф 27. 61) (Hagner . 1995. P. 869).

Евангелист Лука, так же как евангелист Матфей, пересматривает список имен и добавляет фразу «и другие с ними» (Лк 24. 10), усиливая тем самым роль женщин как свидетельниц воскресения Иисуса Христа (Osborne . 1992. P. 682). Что касается Евангелия от Иоанна, то «все четыре эпизода главы 20 изображают кризис веры, поскольку участники (в т. ч. и Мария Магдалина.- П. Л. ) событий, предшествовавших и последовавших за Воскресением, не понимают до конца всего происходящего» (Ibid. P. 682, 684-685). Но Христос Сам помогает им прийти к полному постижению Воскресения через откровение Своей божественной природы (Schnackenburg. 1982. P. 335). Свт. Иоанн Златоуст подчеркивает в своем толковании рассказа о хождении ко Гробу Спасителя «мужество женщин... пламенную любовь… щедрость в издержках… решимость на самую смерть» (Ioan. Chrysost. In Matth. 88 // PG. 58. Col. 778), призывая христиан подражать им.

Рассказ о Марии Магдалине, пришедшей на могилу Спасителя с др. женщинами, сохранился также среди дошедших до наст. времени фрагментов апокрифического Евангелия от Петра (12. 50-54; 13. 55-57), составленного во II в. Он, за исключением незначительных деталей, не содержит ничего нового по сравнению с рассказами канонических Евангелий, видимо являясь эклектическим текстом (Brown. 1997. P. 835).

В день памяти св. Ж.-м. в Регентской школе при МДА традиционно проходит вечер, посвященный Ж.-м. (Макарий [Веретенников], архим. Творческие вечера в Регентской школе // АиО. 2008. № 2(52). С. 326-327).

Лит.: Zahn Th. Brüder und Vettern Jesu. Lpz., 1900. S. 225-364; Глубоковский Н. Н. Благовестие христ. свободы в послании св. ап. Павла к Галатам. София, 1935. М., 1999р. С. 89-98; Crossan J. D. Mark and the Relatives of Jesus // NTIQ. 1973. Vol. 15. Fasc. 2. P. 81-113; Schnackenburg R. The Gospel According to St. John. L., 1982. Vol. 3: Comment. on Chap. 13-21. P. 300-335; Osborne G. Resurrection // Dictionary of Jesus and the Gospels / Ed. J. B. Green et al. Downers Grove (Ill.), 1992. P. 673-688; Paulien J. Nicodemus // ABD. 1992. Vol. 4. P. 1105-1106; Witherington B. Mary (2) // Ibid. P. 582; Brown R. E. Death of the Messiah: From Gethsemane to the Grave. L., 1994. Vol. 2: A Comment. on the Passion Narratives in the Four Gospels. P. 1012-1030, 1052-1098; idem. An Introduction to the NT. N. Y.; L., 1997; Hagner D. A. Matthew. Dallas (Tex.), 1995. Vol. 2: 14-28. P. 865-871. (WBC; 33b); Nolland J. Luke. Dallas, 1998. Vol. 3: 18:35-24:53. P. 1168-1194. (WBC; 35с); Beasley-Murray G. R. John. Nashville (Tenn.), 19992. P. 364-378, 388-391. (WBC; 36); McCane B. R. Burial Practices, Jewish // Dictionary of New Testament Background / Ed. C. A. Evans, S. E. Porter. Downers Grove; Leicester (UK), 2000. P. 173-175; Bauckham R. Gospel Women: Stud. of the Named Women in the Gospels. Grand Rapids (Mich.); Camb., 2002. P. 203-247, 257-311; Кассиан (Безобразов), еп . Лекции по НЗ: Евангелие от Иоанна. М.; П., 2006. С. 330-343.

П. Ю. Лебедев

Гимнография

Прославление Ж.-м. в правосл. гимнографии тесно связано с прославлением Воскресения Христова, т. к. Ж.-м. оказались первыми, кто пришли к Живоносному гробу и получили весть о Воскресении. Главным днем прославления Ж.-м. является 3-я Неделя (воскресенье) после Пасхи (нарочитое упоминание Ж.-м. есть и в каноне 5-й Недели после Пасхи, о самаряныне: в каждой песни канона здесь присутствует 1 или даже 2 тропаря, посвященные Ж.-м.), но они также вспоминаются в Великую субботу , а во весь год - в каждое из воскресений (если только воскресная служба не отменяется ввиду совпадения воскресного дня с двунадесятым Господским праздником).

В воскресных последованиях Октоиха Ж.-м. упоминаются по крайней мере в 1-2 стихирах , практически всегда - в седальнах на утрене, иногда - в икосах воскресных кондаков ; на литургии на блаженнах , как правило, также имеется тропарь (как правило, это 5-й по счету тропарь; иногда 2 тропаря), в к-ром прославляются Ж. м. В воскресных канонах упоминания Ж.-м., напротив, достаточно редки.

Правосл. гимнографы в песнопениях в честь Ж.-м. описывают подвиг Ж.-м., к-рые преодолели страх перед властями, пошли ко Гробу Христа и стали свидетелями явления ангела: (1-й седален по 2-м стихословии воскресной службы 1-го гласа), (2-й тропарь 3-й песни крестовоскресного канона 5-го гласа) и т. д. Подчеркивается, что они были первыми благовестницами Воскресения: (икос воскресного кондака 1-го гласа), иногда ярко представляется необычность этой ситуации - Ж.-м. благовествуют Воскресение тем, кто были избраны для благовестия: (1-й седален по 1-м стихословии воскресной службы 6-го гласа). Горе Ж.-м. противопоставляется сменившей его радости о Воскресении: . Фраза: (1-я восточна на хвалитех воскресной службы 2-го гласа) относится к своего рода поэтическим преувеличениям, так же как и приписывание Ж.-м. изначального знания о Воскресении: (3-я восточна на хвалитех воскресной службы 4-го гласа). Сравнивается дерзновение жен и боязнь самого ап. Петра: (1-й седален по 2-м стихословии воскресной службы 5-го гласа). В некоторых песнопениях повествуется о явлении Христа Марии Магдалине (2-й седален по 1-м стихословии воскресной службы 6-го гласа и др.). Особым образом тема Ж.-м. представлена в евангельских стихирах и воскресных эксапостилариях, пересказывающих соответствующие евангельские зачала.

А. А. Лукашевич

Иконография

Евангельский рассказ о явлении ангела женам у Гроба Господня, представляющий первое свидетельство о Воскресении Господа, лег в основу ранней иконографии «Воскресение Христово». Евангелисты называют разное число участниц этого события, при этом не упоминая среди Ж.-м. Богородицу; однако святые отцы (напр., свт. Григорий Палама - Greg. Pal. Hom. 18) признавали Ее присутствие, что повлияло на иконографию. Отличается в рассказах также число ангелов. Апостолы Матфей (Мф 28. 2-3) и Марк (Мк 16. 5) упоминают об одном, апостолы Лука (Лк 24. 4) и Иоанн (Ин 20. 11-12) - о 2 ангелах в «блистающих» и «белых» одеждах; число стражников у Гроба не уточняется.

Самое раннее из известных изображений Ж.-м. у Гроба Господня находится в баптистерии в Дура-Европос (232/3 или между 232 и 256). В нем сочетаются повествовательное начало, раннехрист. символизм и условность: Ж.-м. изображены идущими слева направо к закрытому Гробу, у них в руках сосуды с маслом и горящие факелы; над Гробом - 2 звезды, символизирующие ангелов. На фреске вестибюля погребального комплекса в квартале Кармус в Александрии (2-я пол. V в.) появилось изображение бескрылого ангела, сидящего перед гробом,- данная схема впосл. получила название «Явление ангела женам-мироносицам», с вариациями в деталях удерживалась в течение 2 столетий.

На рельефе серебряного саркофага (IV в.) из Сан-Надзаро Маджоре в Милане представлены 3 Ж.-м. перед Гробом в виде здания, над к-рым находится полуфигура нисходящего ангела. На авории (ок. 400 г., Баварский национальный музей, Мюнхен) гробница изображена в виде 2-ярусного каменного здания, облокотившись на него спят стражники; слева у полуоткрытой двери сидит ангел, справа подходят Ж.-м., над которыми представлено «Вознесение Господне»: юный Христос поднимается по облакам, ухватившись за руку Бога.

В VI в. сцена у Гроба Господня по-прежнему воспринималась как иконографическое решение темы Воскресения, при этом она включалась в Страстной цикл, напр., в мозаике в ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (до 526). Как все евангельские композиции этого ансамбля, «Явление ангела женам-мироносицам» изображено сокращенно: в центре - Гроб Господень в виде купольной ротонды (моноптер) с приподнятой плитой саркофага внутри, слева сидит крылатый ангел, справа стоят 2 жены; у них в руках ничего нет. В Евангелии Раввулы (Laurent. Plut. I 56. Fol. 13, 586 г.) представлена 2-частная листовая миниатюра с композициями «Явление ангела женам-мироносицам» в нижней части и «Распятие» в верхней: в центре среди деревьев, на одном уровне с их вершинами, изображена небольшая гробница с полуоткрытой дверью, обрамленной 2-колонным портиком; стражники перед входом пали на колени, один отшатывается от света, идущего из-за двери. Слева от гробницы на каменном блоке сидит крылатый ангел, возвещающий о Воскресении Иисуса Христа 2 женам, к-рые также стоят слева. В одной из них, изображенной с нимбом, узнается Богоматерь, Ее сходный образ представлен в сцене «Распятие» и повторен еще раз справа от гробницы в «Явлении Иисуса Христа Мариям по Воскресении». Этот сюжет в средневизант. период стал самостоятельной иконографией: Господь идет вправо, благословляя 2 жен, припавших к его ногам.

Иначе представлено «Явление ангела женам-мироносицам» на миниатюрном клейме крышки реликвария из капеллы Санкта-Санкторум (Византия. Палестина. ок. 600 г., Музеи Ватикана), где в 3 ярусах изображены 5 евангельских сцен от Рождества Христова до Вознесения. В центре композиции большое круглое купольное здание - ротонда Воскресения, построенная имп. Константином I, в распахнутых вратах к-рой виден престол под покровом. Фигуры в композиции расположены симметрично: справа от врат - ангел, слева - 2 жены, показанные в стремительном движении, одна из них - Богоматерь. Сцена с Распятием и женами у кувуклии повторена на ампулах из кафедрального собора в Монце (кон. VI-VII в.; см.: Покровский. С. 407. Рис. 144).

В послеиконоборческий период (с IX в.) в иллюстрациях Псалтири сформировалась иконография Воскресения Христова как Сошествия Господа во ад. В Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. № 129д. Л. 44, 78 об., сер. IX в.) Ж.-м. у Гроба изображены стоящими или сидящими около цилиндрического сооружения гробницы, но без ангела. В X-XI вв. с этой сценой соседствует композиция «Явление Христа женам-мироносицам» (пластина из слоновой кости, X в., ГЭ; фрески Св. Софии Киевской, 40-е гг. XI в.). Распространение получил вариант иконографии с симметричной композицией: благословляющий Христос изображается фронтально, стоящим между 2 деревьями, с обеих сторон к его стопам припадают Ж.-м. В визант. традиции композиция называется «Херете» (χαίρετε - радуйтесь) по приветственному слову воскресшего Христа, обращенного к Ж.-м. (Трапезундское Евангелие - РНБ. Греч. № 21+21 А, 2-я пол. X в.).

В средневизант. период в Страстном цикле она также часто соседствует с композицией «Явление ангела женам-мироносицам». Иконография последней сцены в визант. искусстве приобрела устойчивые черты. Ротонда Воскресения, равно как и другие архитектурные формы гробницы, и каменный саркофаг уступили место изображению Гроба Господня в виде вертикальной пещеры, в к-рой находятся гробные пелены. Типичным образцом такой иконографии, много раз повторенной в столичном и провинциальном искусстве XI-XII вв., служит серебряная пластина от реликвария, хранящаяся в Лувре (см.: Byzance: L"art Byzantine dans les collections publiques françaises. P., 1992. P. 333-335). Предположительно пластина происходит из Фаросской ц. Большого дворца в К-поле. В 1241 г. она была привезена в Париж кор. Людовиком Святым и вложена в сокровищницу Сент-Шапель. Сцена представлена на фоне горы. Справа сидит ангел с вертикально поднятым крылом, опирающийся левой рукой на жезл. Правой рукой ангел указывает на находящуюся слева от него вертикальную пещеру с пеленами. Пелены состоят из 2 частей. Нижняя (саван) перевита крест-накрест, верхняя (сударь - плат закрывавший лицо) показана вспарушенной. Жены компактной группой стоят слева от ангела. Та, что изображена ближе к центру, отпрянув от гроба, прикасается к плечу жены, стоящей слева. Аналогичная иконография на эмали Пала д"Оро (XI в., собор Сан-Марко в Венеции), на миниатюре сир. Евангелия XII в. (Lond. Brit. Mus. Add. 7169. Fol. 12), на фреске Спасского собора Мирожского мон-ря (40-е гг. XII в.).

В XIII-XIV вв. встречаются различные модификации иконографии, выработанной в предшествующий период. Они часто возрождают ранневизант. формы отдельных предметов. На фреске монастырского храма в Милешеве (до 1228, Сербия) Ж.-м. изображены справа от ангела, крупная фигура к-рого доминирует в композиции. Ангел, сидящий на большом мраморном кубическом блоке в сияющих белых одеждах, изображен фронтально и смотрит прямо перед собой. В правой руке у него жезл, левой рукой указывает на пустую гробницу в виде вертикального прямоугольного здания со скатной кровлей и зарешеченным арочным проемом, внутри которого находится свернутый саван. Справа от камня - небольшие фигуры 2 Ж.-м., прижавшихся друг к другу. В руках одной небольшая кадильница-кацея. Внизу изображены уснувшие стражники. На иконе XIV в. (Художественная галерея Уолтерса, Балтимор) представлены в одной композиции «Сошествие во ад» и «Явление ангела женам-мироносицам»; женщины изображены дважды: сидящими перед гробницей и стоящими перед ангелом, к-рый, сидя на плите, указывает им на пещеру с пеленами.

Др. вариант иконографии «Явление ангела женам-мироносицам» представлен на иконе из иконостаса Троицкого собора ТСЛ (1425). Сцена разворачивается на фоне горного пейзажа. Ангел с поднятыми вертикально крыльями изображен сидящим на круглом камне рядом с диагонально расположенным саркофагом с пеленами, верхняя часть к-рого находится в пещере. Слева от саркофага, заглядывая в него, стоят 3 Ж.-м. Их фигуры даны в сложном развороте к ангелу. Этот иконографический извод, главной особенностью которого является изображение прямоугольного саркофага, стал особенно популярен в рус. искусстве. Подобная иконография сюжета на новгородской иконе-таблетке (кон. XV в., НГОМЗ), только саркофаг расположен под др. углом. На иконе из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (1497) ангел сидит у изголовья саркофага, пещеры нет, Ж.-м. стоят слева, справа от саркофага изображены фигурки спящих юношей - стражей Гроба. На иконах XVI в. спящими представлены 3 воина в доспехах (икона 2-й пол. XVI в., КГОХМ), стражников изображают и в большем количестве (напр., икона строгановской школы кон. XVI - нач. XVII в., ГРМ). На иконах кон. XV - нач. XVI в. число Ж.-м. увеличено до 7, причем не только у Гроба, но и в сцене явления воскресшего Христа, к-рая была нередко совмещена с сюжетом «Явление ангела женам-мироносицам» (один из ранних примеров - икона из Гостинопольского мон-ря, 1457, ГТГ). Этот иконографический вариант получил широкое распространение в XVI в. Особенностью, определявшей традицию рус. искусства, стало изображение 2 ангелов, сидящих на круглых камнях у изголовья и у изножья саркофага (иконы XV и нач. XVI в., ГРМ). Эти иконографические типы сохранялись на протяжении XVII-XVIII вв.

Лит.: LCI. Bd. 2. Sp. 54-62; Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 482-494.

Н. В. Квливидзе

Из числа величайших православных икон особенно выделяется лишь небольшое их количество. Икона «Жены-мироносицы» - как раз одна из таких.

Этот образ описывает события Страстной недели и относится к иконам, связанным с Пасхой и ее постпраздничным периодом. Именно поэтому он так известен в церковном православном мире.

История иконы

В Страстную субботу, когда тело Христово должно было лежать во гробе, к нему пришли жены-мироносицы. Тела Христова там, естественно, не оказалось, потому что он вознесся на Небеса, но не как обычный смертный — не только душой, но и телом.

Версий того, кто был этими самыми мироносицами, несколько. Описаны эти версии в Евангелии: кто-то из апостолов утверждал, что это была Мария Магдалина и Мария, мать Иакова. Кто-то упоминал Соломию, Иоанну. В любом случае, женщин было несколько. Они не отвернулись от Христа, который был казнен. В те времена у знакомые того, кто был казнен, тоже могли подвергнуться преследованию, потому практически все отвернулись от Спасителя. Осталась рядом с Богородица, жены-мироносицы, Иосиф, пара праведных людей и один апостол. Именно поэтому мироносицы так почитаются в христианстве.

Пришли они к гробу Господнему для того, чтобы совершить древний еврейский посмертный обряд. Они не убоялись последствий своего деяния, потому и были возвеличены Господом за свой смелый поступок и веру.

Как выглядит икона и в каких храмах она есть

На иконе всегда изображается Дева Мария, а также сами мироносицы. Их бывает трое, семеро или пятеро. На иконе есть гроб Господень, в котором нет тела. В гробу лежит только плащаница и хитон. Иногда изображаются те двое учеников, которые не отреклись от Спасителя, а также сам воскресший Господь.

Стоит отметить, что в большинстве православных храмов есть такая роспись или иконы. Многие церкви называются в честь жен-мироносиц. Помолиться перед данной иконой получится практически в любом городе России и даже за ее пределами. Вы можете посетить даже то самое место, где был обнаружен пустой гроб с одеждой Христа внутри. Тот храм так и называется — храм Гроба Господнего в Иерусалиме. Именно там появляется из года в год Благодатный огонь.

В чем помогает икона

Данная икона показывает, как важна сила веры. Не стоит отрекаться от Господа и от веры, даже если это сулит вам лишь опасности и беды. Тех, кто при жизни был крепок в своей вере, Господь принимает к Себе всегда. Непоколебимость веры — это показатель того, насколько сильно вы любите Господа, насколько близки вам Его принципы и Его учение.

Данная икона — это отражение человеческой сущности, ее сильных и слабых сторон. Важно не то, находились ли вы с Богом всю свою жизнь, а то, остались ли вы с ним в самый страшный час. Апостолы учились у Христа всему, что он говорил, а потом предали его. Конечно, это не полноценное предательство, которое совершил Иуда, но это неправильный шаг. Икона «Жены-мироносицы» помогает не сомневаться в своей вере, а лишь укреплять ее изо дня в день.

Молитвы перед иконой

Разрешено чтение любых молитв, обращенных непосредственно ко Христу или Заступнице. Есть молитвы также, которые адресованы самим мироносицам. Вот простейшая из таких:

«Вы остались рядом с Христом, потому что прощение и свет получили Господень. Наделите нас, грешных рабов Божьих, верой своей и непреклонностью великой. Пусть жизнь наша будет полна добра и равенства, ибо никто не уникален в положении своем относительно Бога нашего. Все мы рабы Божьи, и все мы просим прощения у милостивого Отца, Сына и Святого Духа. Услышь нас, Господи, да помоги благодать обрести вечную. Аминь».

Дата празднования иконы

Третье воскресенье после Пасхи — это день жен-мироносиц. В этот день вспоминается история женщин, которые восславили Господа после смерти. Это и день иконы, соответственно, тоже. В православии этот день отводится для того, чтобы отдать дань уважения этим женщинам, которые не убоялись последствий своей веры. Они являются для православных людей особым символом веры.

Также этот день является неким православным аналогом 8 марта, потому что в этот день принято поздравлять матерей, бабушек, сестер, жён. Каждая женщина является в какой-то мере мироносицей, потому что любовью своей освещает жизнь своих близких. Многие скептики говорят, что роль женщины в православии низка, равно как и в любой религии, но это не так. Об этом празднике знают практически все, но не все знают, что жены-мироносицы оказали самыми верными последовательницами веры в Христа. Женщины должны демонстрировать свою преданность, за которую в этот день их восхваляют мужчины.

В этот день желательно посетить церковь, чтобы помолиться об укреплении веры и за здравие всех близких. Чтение молитв дома тоже имеет огромный вес, поэтому не поленитесь помолиться, даже если у вас нет возможности посетить храм. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Реальность воскресения Христа открывает нам икона жен-мироносиц, с которой мы идем на крестный ход в пасхальную ночь, совершаем это шествие и в другие пасхальные воскресные дни.

Длятся пасхальные дни, длится пасхальная радость, снова и снова приветствую вас пасхальным приветствием: «Христос Воскресе!»

Свидетельство правды

Сейчас перед нами посреди храма образ, именуемый «Жены-мироносицы у Гроба Господня». Он так важен для нас потому, что здесь явлена тайна, реальность, которую невозможно было увидеть глазами, скрыта она была от людей. Но эта правда стала наиболее глубокой аксиомой христианской веры.

Это аксиома Воскресения Христова.

Когда жены-мироносицы, читаем мы в Евангелии, пришли на Гроб Спасителя чтобы помазать Его Тело миром, они увидели пустой Гроб и пелены, рядом лежащие.

Для них это было страшным удивлением, потому что никакой человеческой физической силой земной невозможно было разодрать погребальные пелены, обработанные специальными смолами, скрепившими пелены намертво.

Здесь именно это слово и нужно – «намертво»: погребальные пелены намертво удерживали тело умершего человека.

В повествовании о воскрешении Лазаря евангелисты тоже напоминали нам об этом, потому что для людей того времени, той культуры это было большим, чем для нас с вами сейчас, удивлением – страшным и радостным.

И вот, жены-мироносицы увидели не только пелены и отверстый гроб, но и юношу, сидящего рядом с Гробом Господним. Он возвестил им о чуде Воскресения. Благословил их идти к ученикам и рассказать, что совершилось то, о чем пророки предвозвещали и о чем Спаситель многократно предсказывал. О том, что Ему надлежит умереть, принять такую же, как у всех нас, человеческую смерть, но не остаться в смерти навсегда, а в третий день воскреснуть.

Вот эта реальность, отсутствие во Гробе, отсутствие в этом мраке, в этой черноте Гроба Самого Спасителя – уже является свидетельством Воскресения Его.

Женская пластика

Говоря о различных иконах Постной и Цветной Триоди, мы касались лишь самых основных композиционных их моментов. Мы очень мало пока говорили о художественной стороне, но это, может быть, самое главное – увидеть не только то, что именно изображено, но и как это изображено.

Хотя, по слову апостола Павла, нет во Христе ни мужеского пола, ни женского, но, тем не менее, всегда на хороших иконах мы видим жен-мироносиц именно с женской пластикой изображенных.

Художник передает их женское волнение, их трепетность. И не только в женских фигурах проявляется такое особое отношение иконописца к каждому из изображаемых персонажей; видите, никакой ненависти к этим воинам стерегшим Тело Христово, они просто заснули.

Часто и весь антураж, всё окружающее пространство и колористически, и пластически тоже соответствует главным действующим лицам. Например, на иконе, приписываемой школе Андрея Рублева, мы видим такое трехчастное изображение и самых жен-мироносиц, и такое же трехчастное изображение гор на дальнем плане. Единство в пластике изображения женских фигур и гор придает композиции завершенность.

Свет

Когда мы говорим об иконе, как таковой, – это всегда икона Самого Христа. В житии и в облике каждого из святых явлен Христос. На большинстве икон праздников мы видим Самого Спасителя, Богочеловека Иисуса Христа.

А уникальный смысл и содержание образа «Жены-мироносицы у Гроба Господня» в том, что на нем видимым образом мы не видим Христа. Но при этом мы явно чувствуем присутствие Его. Парадокс?

Свет иконы свидетельствует о Нем. Юноша, сидящий на камне, – это ангел, посланный от Отца Небесного, чтобы возвестить женам-мироносицам истину Воскресения. Он облачен в блистательные белые одежды.

Тут вспоминается евангельское повествование о белизне одежд Самого Христа на горе Фавор, когда Он преобразился пред учениками. «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк. 9, 3).

Белизна Ангела – вестника вечной жизни – контрастирует с чернотой опустевшего Гроба, что являет яркость драматизма происходящего. Это было видимо и для жен-мироносиц. И вот, при видимом отсутствии изображения Самого Христа на иконе, этот образ так ярко и трепетно являет истину Воскресения, свет свой, свою радость.

Эту реальность, эту правду открывает нам икона жен-мироносиц, с которой мы идем на крестный ход в пасхальную ночь, совершаем это шествие и в другие пасхальные воскресные дни.

Наш крестный ход – это тот самый ход жен-мироносиц, и, может быть, даже не ход, а бег, когда они с радостью бежали к будущим апостолам, чтобы возвестить им о радости: «Христос Воскресе!»

Жены-мироносицы.… Эти женщины утром, в первый день после субботы, пришли ко гробу воскресшего Господа Иисуса Христа, чтобы ароматами и благовониями умастить Его пречистое тело. Чтобы, как думали они, отдать последнюю дань любви и уважения Тому, Кто теперь мертв и бездыханен, Кого они так любили и почитали, следуя за Ним повсюду. И вместо боли нашли у гроба своего Бога и Учителя радость, удивление и восторг. Христос воскрес! И эти женщины узнали об этом первыми. Мы довольно хорошо знаем это евангельское повествование. Но на вопрос, кто входил в число жен, принесших миро, как правило, можем сперва назвать Марию Магдалину, а остальных - вспомним с трудом...

Так кого же мы называем мироносицами? Воспоминания о чьем самопожертвовании, несравненной и нежной любви ко Христу подают нам пример служить Ему с такой же преданностью?

В евангелиях имена жен-мирносиц и их количество различаются. После субботы ко гробу пришли: у Матфея (28:1-10) - Мария Магдалина и другая Мария (вероятно, Матерь Божия); у Марка (16:1-13) - Мария Магдалина, Мария Иаковлева (мать Иакова, апостола от 70-ти), Саломия (мать сынов Зеведевых Иакова и Иоанна);

justify;line-height:13.5pt;background:white"> у Луки (23:23-55) - Мария Магдалина, Иоанна (жена Хузы), Мария (мать Иакова), «и другие с ними»;
у Иоанна (20:1-18) - Мария Магдалина. Священное Предание Церкви говорит также о Марии и Марфе, Марии Клеоповой и Сусанне. Эти женщины вошли в гимнографию и литургические тексты под общим именованием жен-мироносиц. А теперь вспомним о каждой из них.

Святая мироносица равноапостольная Мария Магдалина Святая мироносица Мария Клеопова
Святая мироносица Саломия
Святая мироносица Иоанна

Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности — особое, исконно русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа — вот жизненный идеал Православной Руси.

Другая черта древнерусской праведности — особый «чин» вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.

Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах — святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы.

Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу.

Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей.
Неделя (воскресенье) жен-мироносиц — это праздник каждой православной христианки, православный женский день.


Напомним, что советская власть подменила этот праздник на светский 8 марта. Исторически это был день почтения женщины революционерки, борющиеся за свою власть и права, наряду с мужчинами. В православии женщина никогда не ставилась наравне с мужчиной, она кость Адама, она сотворена Богом для служения мужчины. Так было определено Создателем. Все, что начало происходить около 100 лет назад - подмена и попытка отменить Божественное предназначение. Но все возвращается на круги своя: как бы ни была успешна женщина в карьере, бизнесе, если она не стала женой и матерью - это все равно, что дерево без плода, засохшая смоковница. Уже успешная, но обманутая обществом и дьяволом женщина понимает, что она несчастна. Только реализация женщины как матери и жены, или же в высшем предназначении - невесты Христовой (сбережение девства Христа ради) дает ее душе мир, спокойствие, гармонию.