Организация командной работы учителей в условиях развития школы. Формирование команды

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМАНДА - ГЛАВНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Понятия "команда" и "работа в команде" наиболее разработаны в менеджменте, прежде всего в менеджменте персонала, и связаны особыми психологическими и структурными характеристиками группы сотрудников, позволяющими организовать эффективное взаимодействие работников для достижения поставленных задач. Постоянные изменения во внешней и внутренней среде школы требуют поиска новых ресурсов, корректировки целей и задач, разработки новых проектов, установления новых партнерских связей, а это означает, что востребована работа разнообразных педагогических команд. Процесс командообразования становится неотъемлемой частью жизнедеятельности школы . Еще более актуальным становится превращение педколлектива в команду единомышленников, объединенных общим видением, миссией и ценностями. И в этом случае стратегическое планирование, проектная деятельность, работа в команде становятся личностно значимым, не только для директора и его административной команды, но и для всех участников образовательного процесса, сплоченных в единую команду.


Применительно к практике предметного обучения понятие "работа в команде" стало использоваться в зарубежной методике с конца 50-х - начала 60-х гг. прошлого века. Теоретические и практические аспекты это направления в методике обучения языку были обобщены в сборнике статей, выпущенном в 1992 году издательством Кембриджского университета "Collaborative Language Learning and Teaching". Термин team / collaborative teaching (буквально: "преподавание в команде"/"сотрудничество в преподавании") - в широком смысле обозначает взаимодействие группы преподавателей с целью сделать обучение более эффективным. В более узком смысле термин описывает совместную работу двух или более преподавателей на аудиторном занятии, и именно это понимание является наиболее распространенным в зарубежной методике преподавания языка. Командообразование (тимбилдинг, teambuilding) – мощный инструмент менеджмента, залог успешного развития бизнеса необходимо шире внедрять в школьную систему и РФ /или расширить применение, совершенствовать. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ


В отечественной методике термин "работа в команде" ни в своем широком, ни в узком понимании не используется. Его аналогом в отечественной традиции может служить понятие "сотрудничество" - "учебное сотрудничество", "педагогическое сотрудничество", "педагогика сотрудничества". Как правило, оно относится к взаимодействию учителя с учениками, хотя также может описывать взаимодействие учеников в совместной учебной деятельности и взаимодействие учителей в системе межпредметных связей" (Тюков, 1988). Таким образом, рабочее определение работы в команде применительно к деятельности преподавателей может быть следующим: объединение двух и более преподавателей для обеспечения эффективности учебного процесса с помощью координации содержания и методов обучения во внеаудиторное время или при совместном проведении занятий, а также при сочетании этих двух способов организации работы (наиболее эффективные примеры в сферах обучения языку: билингвальное обучение, бимодальное обучение, использование различных каналов восприятия: сотрудничество логопеда и преподавателя иностранного языка, использующих разные приемы работы, междисциплинарное обучение. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ


Преподаватели, работающие в команде, могут иметь разные специальности, квалификацию, опыт работы. Распределение функций преподавателей будет во многом определяться сферой обучения. Чем лучше члены команды понимают цели совместной работы, чем определеннее и логичнее разделение сфер их деятельности, тем эффективнее будет работа команды. В проекте рассматриваются различия между рабочей группой и командой, типы педагогических команд, плюсы и минусы командной работы, признаки эффективной команды, признаки, характе­ризующие командный способ работы, процесс создания команды, стадии развития команды, стили поведения членов команды, руководства командой, способы воздействия на людей в ходе формирования команды. Рассмотрены также причины возникновения возможных трудностей в команде, и тренинги, используемые для обучения и сплочения команды. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ


ЦЕЛИ ПРОЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ Познакомить: с принципами построения эффективной педагогической команды; с различными приемами и техниками командообразования; с техниками распределения ролей между членами коллектива. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ создать эффективную команду, члены которой обладали бы инициативой, чувством ответственности, высокой работоспособностью и технологиями командной работы для разработки, а затем для реализации инновационных проектов «Школа самоопределения и самореализации» и другие. Цели управляют людьми.


ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Сформировать представление о принципах, правилах и преимуществах командного взаимодействия при решении производственных и профессиональных задач Развить навыки командного взаимодействия (совмещение собственных целей и целей группы; работа по разработке и реализации идей в составе группы; взаимодействие в группе/в паре, ориентированное на результат; превращение проблем в ресурс) Научить членов команды успешно противостоять стрессовым воздействиям управленческой деятельности без ущерба психическому и физическому здоровью Быстро и эффективно восстанавливать ресурс работоспособности


УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА руководители,учителя различных уровней; специалисты по работе с кадрами; другие сотрудники; представители родитель ских комитетов.


КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ Команда - это автономная группа профессионалов, создаваемая для оперативного, эффективного решения управленческих задач. Группа - это общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью. Командообразование - процесс создания команды.


Под словосочетанием «педаго-гическая команда» подразумевается группа педагогов, организованных для совместной работы ради достижения общей цели и разделяющих ответственность за полученные результаты. ПОНЯТИЕ КОМАНДЫ


РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ РАБОЧИМИ ГРУППАМИ И КОМАНДАМИ Таким образом, команда - это автономная группа профессионалов, создаваемая для оперативного, эффективного решения управленческих задач.


Проектная команда. Это многофункциональная группа, в которой могут работать учителя разных учебных дисциплин, если это необходимо для реализации педагогического проекта. Для того чтобы выполнить проект, все члены команды должны тесно сотрудничать друг с другом. Обычно такие команды расформировываются по завершении проекта. Но в научно-исследовательской работе один проект может сменяться другим, а значит, члены команды могут работать многие годы. Команда по оперативному решению задачи. Их можно назвать целевыми командами, опе­ративными группами. Обычно это кратковременные группы. Квалификация членов команды связана со спецификой выполняемого задания: их привлекают для совместного изучения сложных или кри­тических ситуаций, для выработки рекомендаций и их внедрения. Команда по вопросам усовершенствования. Как ясно из названия, эти команды занимаются оптимизацией учебно-воспитательного процесса. Команда управления. В некоторых учебных заведениях их называют управленческими командами. Но если каждый член администрации просто четко выполняет свои обязанности и не выходит за рамки их выполнения, то это еще не команда ТИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМАНД


В организационной структуре больших проектов и в их менеджменте можно выделить три типа проектных команд: 1. Команда проекта (КП) - организационная структура проекта создаваемая на период осуществления проекта либо одной из фаз его жизненного цикла. Задачей руководства команды проекта является выработка политики и утверждение стратегии проекта для достижения его целей. В команду проекта входят лица, представляющие интересы различных участников (включая стейкхолдеров) проекта.


ТИПЫ ПРОЕКТНЫХ КОМАНД 2. Команда управления проектом (КУП) - организационная структура проекта, включающая тех членов КП, которые непосредственно вовлечены в управление проектом, в том числе - представителей некоторых участников проекта и технический персонал. В относительно небольших проектах КУП может включать в себя практически всех членов КП. Задачей КУП является исполнение всех управленческих функций и работ в проекте по ходу его осуществления.


ТИПЫ ПРОЕКТНЫХ КОМАНД Команда менеджмента проекта (КМП) - организационная структура проекта, возглавляемая управляющим (главным менеджером) проекта и создаваемая на период осуществления проекта или его жизненной фазы. В команду менеджмента проекта входят физические лица, непосредственно осуществляющие менеджерские и другие функции управления проектом. Главными задачами команды менеджмента проекта являются осуществление политики и стратегии проекта, реализация стратегических решений и осуществление тактического (ситуационного) менеджмента.


Интерпретация места и роли команды проекта


Время: процесс командообразования «времяемкий». Для того чтобы рабочая группа стала командой, требуется немало времени. Эмоционально-волевой ресурс: чтобы члены группы стали командой, требуются значительные усилия, направленные на формирование «командного духа»; возможно, потребуется дополнительное обучение членов команды. «Человеческий фактор»: в команде резко возрастает ценность человека, директора школы , и каждому члену команды нужно быть к этому психологически готовым. Демократичность: административно-командный стиль управления в команде «не проходит». «Эксклюзивность»: модель команды не всегда пригодна для «тиражирования», каждую новую команду нужно создавать с особой тщательностью и бережностью. Хрупкость: в команде многое держится на взаимоотношениях между ее членами, на «командном духе», системе ценностей, философии развития. Эти категории тонкие и требуют постоянной поддержки, сопровождения. МИНУСЫ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ


ПЛЮСЫ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ


высокие результаты в работе; высокая удовлетворенность членов команды принадлежностью к ней и работой в ней; большое количество предлагаемых идей и решений; большое количество решенных проблем и высокое качество решений; положительный эмоциональный опыт. ПРИЗНАКИ ЭФФЕКТИВНОЙ КОМАНДЫ


ПРИЗНАКИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ КОМАНДНЫЙ СПОСОБ РАБОТЫ Первые буквы каждой из характеристик образуют слово «ПРОДУКТ», которое является ключевым при характеристике командного способа работы: Предназначение и ценности Результативность Оценка и признание Дееспособность Удовлетворение Коллективизм Творческий подход


размер ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КОМАНДЫ Эффективность рабочей группы ресурсы сплоченность пространственные ограничения нормы


ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ КОМАНДЫ Естественный путь последовательного прохождения группой неск-их стадий:


ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ КОМАНДЫ Целенаправленный путь командообразования


ТРЕБОВАНИЯ К РУКОВОДИТЕЛЮ КОМАНДЫ По Т.В. Светенко, Г.В. Галковской: «Обязательные лидерские качества и умения: координировать команду; быть модератором, т.е. уметь создать благоприятный климат в команде; помогать членам команды советами; разрешать конфликты; докладывать о результатах; представлять команду за ее пределами; вести переговоры в интересах команды»


Важной составляющей умения работать в команде является толерантность человека По мнению Валерии Дворцевой, генерального директора КА «ВИЗАВИ Консалт», понятие «работа в команде» подразумевает следующие умения: быстро адаптироваться в новом коллективе и выполнять свою часть работы в общем ритме; налаживать конструктивный диалог практически с любым человеком; аргументированно убеждать коллег в правильности предлагаемого решения; признавать свои ошибки и принимать чужую точку зрения; делегировать полномочия; как руководить, так и подчиняться в зависимости от поставленной перед коллективом задачи; сдерживать личные амбиции и приходить на помощь коллегам; управлять своими эмоциями и абстрагироваться от личных симпатий/антипатий.


ВАРИАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОМАНДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Создание установки на достижение общей цели Развитие командной и персональной ответственности за результат Повышение эффективности делового взаимодействия внутри команды Формирование сплочённости, чувства принадлежности к команде Формирование позитивных ожиданий у участников от работы в команде Раскрытие творческого потенциала участников Помимо сугубо учебных достижений, профессиональный рост начинающего управленца (преподавателя), так как именно эта задача является одной из главных при создании команд подобного типа Создание и укрепление благоприятного психологического климата в команде Разработка и реализация инновационного проекта «Школа самоопределения и самореализации»


ИНСТРУМЕНТАРИЙ Мини-лекция Мозговой штурм Психогимнастические упражнения Показательные эксперименты Ролевые игры Анализ конкретных ситуаций с использованием технологий КР Анализ видеопроб Групповые и индивидуальные упражнения и задания Анализ текущего опыта в формате "здесь-и-сейчас"


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Т.В. Светенко, Г.В. Галковская. Инновационный менеджмент в управлении школой М., 2009. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов - СПб., 2006. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М., 2008. Грейсон Д., Оэделл К. Американский менеджмент на пороге 21 века. - М., 1999. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 2001. Вазина К.Я., Петров Ю.Н., Бериловский В.Д. Педагогический менеджмент (концепция, опыт работы). - М., 2001. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М., 2007.


СОВЕТЫ от Steve Pavlina Чтобы сформировать сильную команду, нужно стать профессионалом в создании команд Сначала команда, потом - проект Выбор правильных членов команды - единственно важный фактор успеха или провала проекта Выбирайте командных игроков, не индивидуалов-суперзвезд В команде должен быть единственный руководитель Программа = команда Поддерживайте связь Разделяйте вознаграждение Запишите это Выгоняйте отстающих членов команды


ИТАК, Собраться вместе есть начало, cохраниться вместе есть прогресс, pаботать вместе есть успех. Генри Форд


РАЗРАБОТЧИК ПРОЕКТА Тухватуллина Г.И., директор лицея №80,г.Наб.Челны Республики Татарстан



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМАНДА - ГЛАВНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

  • Понятия "команда" и "работа в команде" наиболее разработаны в менеджменте, прежде всего в менеджменте персонала, и связаны особыми психологическими и структурными характеристиками группы сотрудников, позволяющими организовать эффективное взаимодействие работников для достижения поставленных задач.

  • Постоянные изменения во внешней и внутренней среде школы требуют поиска новых ресурсов, корректировки целей и задач, разработки новых проектов, установления новых партнерских связей, а это означает, что востребована работа разнообразных педагогических команд. Процесс командообразования становится неотъемлемой частью жизнедеятельности школы. Еще более актуальным становится превращение педколлектива в команду единомышленников, объединенных общим видением, миссией и ценностями. И в этом случае стратегическое планирование, проектная деятельность, работа в команде становятся личностно значимым, не только для директора и его административной команды, но и для всех участников образовательного процесса, сплоченных в единую команду.


ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

    Применительно к практике предметного обучения понятие "работа в команде" стало использоваться в зарубежной методике с конца 50-х - начала 60-х гг. прошлого века. Теоретические и практические аспекты это направления в методике обучения языку были обобщены в сборнике статей, выпущенном в 1992 году издательством Кембриджского университета "Collaborative Language Learning and Teaching" .

    Термин team / collaborative teaching (буквально: "преподавание в команде"/"сотрудничество в преподавании") - в широком смысле обозначает взаимодействие группы преподавателей с целью сделать обучение более эффективным. В более узком смысле термин описывает совместную работу двух или более преподавателей на аудиторном занятии, и именно это понимание является наиболее распространенным в зарубежной методике преподавания языка.

  • Командообразование (тимбилдинг, teambuilding) – мощный инструмент менеджмента, залог успешного развития бизнеса необходимо шире внедрять в школьную систему и РФ /или расширить применение, совершенствовать.


ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

    В отечественной методике термин "работа в команде" ни в своем широком, ни в узком понимании не используется. Его аналогом в отечественной традиции может служить понятие "сотрудничество" - "учебное сотрудничество", "педагогическое сотрудничество", "педагогика сотрудничества". Как правило, оно относится к взаимодействию учителя с учениками, хотя также может описывать взаимодействие учеников в совместной учебной деятельности и взаимодействие учителей в системе межпредметных связей" (Тюков, 1988).

    Таким образом, рабочее определение работы в команде применительно к деятельности преподавателей может быть следующим: объединение двух и более преподавателей для обеспечения эффективности учебного процесса с помощью координации содержания и методов обучения во внеаудиторное время или при совместном проведении занятий, а также при сочетании этих двух способов организации работы (наиболее эффективные примеры в сферах обучения языку: билингвальное обучение, бимодальное обучение, использование различных каналов восприятия: сотрудничество логопеда и преподавателя иностранного языка, использующих разные приемы работы, междисциплинарное обучение.


ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

  • Преподаватели, работающие в команде, могут иметь разные специальности, квалификацию, опыт работы. Распределение функций преподавателей будет во многом определяться сферой обучения. Чем лучше члены команды понимают цели совместной работы, чем определеннее и логичнее разделение сфер их деятельности, тем эффективнее будет работа команды.

  • В проекте рассматриваются различия между рабочей группой и командой, типы педагогических команд, плюсы и минусы командной работы, признаки эффективной команды, признаки, характе­ризующие командный способ работы, процесс создания команды, стадии развития команды, стили поведения членов команды, руководства командой, способы воздействия на людей в ходе формирования команды.

  • Рассмотрены также причины возникновения возможных трудностей в команде, и тренинги, используемые для обучения и сплочения команды.


ЦЕЛИ ПРОЕКТА

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

  • Познакомить:

  • с принципами построения эффективной педагогической команды;

  • с различными приемами и техниками командообразования;

  • с техниками распределения ролей между членами коллектива.

  • УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ

  • создать эффективную команду, члены которой обладали бы инициативой, чувством ответственности, высокой работоспособностью и технологиями командной работы для разработки, а затем для реализации инновационных проектов «Школа самоопределения и самореализации» и другие.


ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

  • Сформировать представление о принципах, правилах и преимуществах командного взаимодействия при решении производственных и профессиональных задач

  • Развить навыки командного взаимодействия (совмещение собственных целей и целей группы; работа по разработке и реализации идей в составе группы; взаимодействие в группе/в паре, ориентированное на результат; превращение проблем в ресурс)

  • Научить членов команды успешно противостоять стрессовым воздействиям управленческой деятельности без ущерба психическому и физическому здоровью

  • Быстро и эффективно восстанавливать ресурс работоспособности


УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

  • руководители,учителя различных уровней;

  • специалисты по работе с кадрами;

  • другие сотрудники;

  • представители родительских комитетов.


КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

  • Команда - это автономная группа профессионалов, создаваемая для оперативного, эффективного решения управленческих задач.

  • Группа - это общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью.

  • Командообразование - процесс создания команды.


ПОНЯТИЕ КОМАНДЫ

  • Под словосочетанием «педаго-гическая команда» подразумевается группа педагогов, организованных для совместной работы ради достижения общей цели и разделяющих ответственность за полученные результаты.


РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ РАБОЧИМИ ГРУППАМИ И КОМАНДАМИ


ТИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМАНД

    Проектная команда. Это многофункциональная группа, в которой могут работать учителя разных учебных дисциплин, если это необходимо для реализации педагогического проекта. Для того чтобы выполнить проект, все члены команды должны тесно сотрудничать друг с другом. Обычно такие команды расформировываются по завершении проекта. Но в научно-исследовательской работе один проект может сменяться другим, а значит, члены команды могут работать многие годы.

  • Команда по оперативному решению задачи. Их можно назвать целевыми командами, опе­ративными группами. Обычно это кратковременные группы. Квалификация членов команды связана со спецификой выполняемого задания: их привлекают для совместного изучения сложных или кри­тических ситуаций, для выработки рекомендаций и их внедрения.

  • Команда по вопросам усовершенствования. Как ясно из названия, эти команды занимаются оптимизацией учебно-воспитательного процесса.

  • Команда управления. В некоторых учебных заведениях их называют управленческими командами. Но если каждый член администрации просто четко выполняет свои обязанности и не выходит за рамки их выполнения, то это еще не команда


В организационной структуре больших проектов и в их менеджменте можно выделить три типа проектных команд:

    1. Команда проекта (КП) - организационная структура проекта создаваемая на период осуществления проекта либо одной из фаз его жизненного цикла. Задачей руководства команды проекта является выработка политики и утверждение стратегии проекта для достижения его целей. В команду проекта входят лица, представляющие интересы различных участников (включая стейкхолдеров) проекта.


ТИПЫ ПРОЕКТНЫХ КОМАНД

    2. Команда управления проектом (КУП) - организационная структура проекта, включающая тех членов КП, которые непосредственно вовлечены в управление проектом, в том числе - представителей некоторых участников проекта и технический персонал. В относительно небольших проектах КУП может включать в себя практически всех членов КП. Задачей КУП является исполнение всех управленческих функций и работ в проекте по ходу его осуществления.


ТИПЫ ПРОЕКТНЫХ КОМАНД

    Команда менеджмента проекта (КМП) - организационная структура проекта, возглавляемая управляющим (главным менеджером) проекта и создаваемая на период осуществления проекта или его жизненной фазы. В команду менеджмента проекта входят физические лица, непосредственно осуществляющие менеджерские и другие функции управления проектом. Главными задачами команды менеджмента проекта являются осуществление политики и стратегии проекта, реализация стратегических решений и осуществление тактического (ситуационного) менеджмента.


Интерпретация места и роли команды проекта


МИНУСЫ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ

  • Время: процесс командообразования «времяемкий». Для того чтобы рабочая группа стала командой, требуется немало времени.

  • Эмоционально-волевой ресурс: чтобы члены группы стали командой, требуются значительные усилия, направленные на формирование «командного духа»; возможно, потребуется дополнительное обучение членов команды.

  • «Человеческий фактор»: в команде резко возрастает ценность человека, директора школы, и каждому члену команды нужно быть к этому психологически готовым.

  • Демократичность: административно-командный стиль управления в команде «не проходит».

  • «Эксклюзивность»: модель команды не всегда пригодна для «тиражирования», каждую новую команду нужно создавать с особой тщательностью и бережностью.

  • Хрупкость: в команде многое держится на взаимоотношениях между ее членами, на «командном духе», системе ценностей, философии развития.

  • Эти категории тонкие и требуют постоянной поддержки, сопровождения .


ПЛЮСЫ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ


ПРИЗНАКИ ЭФФЕКТИВНОЙ КОМАНДЫ

  • высокие результаты в работе;

  • высокая удовлетворенность членов команды принадлежностью к ней и работой в ней;

  • большое количество предлагаемых идей и решений;

  • большое количество решенных проблем и высокое качество решений;

  • положительный эмоциональный опыт.


ПРИЗНАКИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ КОМАНДНЫЙ СПОСОБ РАБОТЫ

  • Первые буквы каждой из характеристик образуют слово «ПРОДУКТ», которое является ключевым при характеристике командного способа работы:

  • П редназначение и ценности

  • Р езультативность

  • О ценка и признание

  • Д ееспособность

  • У довлетворение

  • К оллективизм

  • Т ворческий подход


ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КОМАНДЫ

  • размер


ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ КОМАНДЫ


ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ КОМАНДЫ


ТРЕБОВАНИЯ К РУКОВОДИТЕЛЮ КОМАНДЫ

  • По Т.В. Светенко, Г.В. Галковской: «Обязательные лидерские качества и умения:

  • координировать команду;

  • быть модератором, т.е. уметь создать благоприятный климат в команде;

  • докладывать о результатах;

  • представлять команду за ее пределами;

  • вести переговоры в интересах команды»


Важной составляющей умения работать в команде является толерантность человека

  • По мнению Валерии Дворцевой , генерального директора КА «ВИЗАВИ Консалт» , понятие «работа в команде» подразумевает следующие умения:

  • быстро адаптироваться в новом коллективе и выполнять свою часть работы в общем ритме;

  • налаживать конструктивный диалог практически с любым человеком;

  • аргументированно убеждать коллег в правильности предлагаемого решения;

  • признавать свои ошибки и принимать чужую точку зрения;

  • делегировать полномочия;

  • как руководить, так и подчиняться в зависимости от поставленной перед коллективом задачи;

  • сдерживать личные амбиции и приходить на помощь коллегам;

  • управлять своими эмоциями и абстрагироваться от личных симпатий/антипатий.


ВАРИАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОМАНДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Создание установки на достижение общей цели

  • Развитие командной и персональной ответственности за результат

  • Повышение эффективности делового взаимодействия внутри команды

  • Формирование сплочённости, чувства принадлежности к команде

  • Формирование позитивных ожиданий у участников от работы в команде

  • Раскрытие творческого потенциала участников

  • Помимо сугубо учебных достижений, профессиональный рост начинающего управленца (преподавателя), так как именно эта задача является одной из главных при создании команд подобного типа

  • Создание и укрепление благоприятного психологического климата в команде

  • Разработка и реализация инновационного проекта «Школа самоопределения и самореализации»


ИНСТРУМЕНТАРИЙ

  • Мини-лекция

  • Мозговой штурм

  • Психогимнастические упражнения

  • Показательные эксперименты

  • Ролевые игры

  • Анализ конкретных ситуаций с использованием технологий КР

  • Анализ видеопроб

  • Групповые и индивидуальные упражнения и задания

  • Анализ текущего опыта в формате "здесь-и-сейчас"


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Т.В. Светенко, Г.В. Галковская. Инновационный менеджмент в управлении школой М., 2009.

  • Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов - СПб., 2006.

  • Герчикова И.Н. Менеджмент. - М., 2008.

  • Грейсон Д., Оэделл К. Американский менеджмент на пороге 21 века. - М., 1999.

  • Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 2001.

  • Вазина К.Я., Петров Ю.Н., Бериловский В.Д. Педагогический менеджмент (концепция, опыт работы). - М., 2001.

  • Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М., 2007.


  • Чтобы сформировать сильную команду, нужно стать профессионалом в создании команд

  • Сначала команда, потом - проект

  • Выбор правильных членов команды - единственно важный фактор успеха или провала проекта

  • Выбирайте командных игроков, не индивидуалов-суперзвезд

  • В команде должен быть единственный руководитель

  • Программа = команда

  • Поддерживайте связь

  • Разделяйте вознаграждение

  • Запишите это

  • Выгоняйте отстающих членов команды


ИТАК,

  • Собраться вместе есть начало, cохраниться вместе есть прогресс, pаботать вместе есть успех.

  • Генри Форд


Тема:Формирование команды. Роли в команде

Цели:Цели:
1.Согласование и уточнение представлений о закономерностях формирование команды на основе полученных знаний.
2. Отработка умений применения полученных знаний в условиях тренингов.
3. Развитие коммуникативных способностей для работы в команде.
4. Проектирование заказа на совместную деятельность командного типа.
Форма обучения: Деловая игра
Модель обучения:
Оценка - Обучение - Анализ - Упражнение - Применение

Малые группы – это небольшие объединения людей (от 2-3 до 30 чел.), занятых общим делом и находящихся в непосредственных контактах между собойМалые группы – это небольшие объединения людей (от 2-3 до 30 чел.), занятых общим делом и находящихся в непосредственных контактах между собой

Характеристика малой группыПсихологическая и поведенческая общность ее членов
Динамичность развития и жизнедеятельность группы (от фазы становления до фазы распада)
Морально-нравственные нормы группы
Непосредственный контакт между членами группы
Размер группы
Композиция группы (индивидуальный состав)
Морально-нравстственный тон
Направленность деятельности

Классификация малых группреферентные – нереферентые
естественные – условные
слаборазвитие – высокоразвитие

КОМАНДА – это такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения принято называть коллективистскими (коллектив единомышленников).

Требования к командеУспешно справляться с возложенными на нее задачами
Иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения
Создавать для каждого своего члена возможность развития личности
Быть способной к творчеству., т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сума того же количества индивидов, работающих в отдельности

Признаки командыНаличие:
Руководителя и лидера
Определенной системы отношений в группе
Конформность
Нравственные ценности и нормы
Каналы коммуникации
Позиция и статус
Внутренние установки
Ролевые позиции
Композиция

Этапы формирования команды
(А.Г. Кирпичник)Взаимная ориентация. Это этап невысокой работоспособности группы (самопрезентация, наблюдение других членов группы, понимание и отбор важных для себя свойств партнера).
Эмоциональный подъем. Определяется преимуществом контактов, оживленных новизной ситуации.
Спад психологического контакта. Возникает в следствии начала совместной деятельности, в которой обнаруживаются не только достоинства, но и проблемы, отсюда ситуация взаимной неудовлетворенности.
Подъем психологического контакта. Связан с получением результатов совместной деятельности, согласовании в ролевых функциях, выявляющих сильные стороны каждого члена команды.

Слайд №10

Структуры внутригрупповых каналов коммуникацииЦентрализованные (вертикаль):
Фронтальная
Радиальная
Иерархическая
Децентрализованная
(горизонталь, «коммуникативное равенство»):
4. Цепная
5. Круговая
6. Полная или неограниченная структура коммуникации (нет препятствий для свободного общения)

Ограниченная в
разной мере
структуры

Слайд №11

Фронтальная структураУчастники непосредственно находятся рядом и, вступая в прямые контакты, могут видеть друг друга, что позволяет им в какой-то степени учитывать поведение и реакции друг друга в совместной деятельности

Слайд №12

Радиальная структураУчастники деятельности не могут непосредственно воспринимать, видеть или слышать друг друга и обмениваться информацией только через «центральное лицо». Это затрудняет возможность учитывать поведение и реакции остальных, зато позволяет работать самостоятельно независимо, до конца выявляя собственную, индивидуальную позицию.

Слайд №13

Иерархическая структураИмеется несколько (не менее 2) уровней соподчинения, причем часть из них может непосредственно видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть нет. Межличностное общение ограниченно, коммуникации могут осуществляться в основном между двумя располагающимися рядом уровнями соподчиненности.

Слайд №14

Цепной вариант структурыМежличностное взаимодействие осуществляется как бы по цепочке, где каждый из участников за исключением двух крайних взаимодействуют с двумя соседними. Крайние позиции взаимодействуют только с одним членом группы.

Слайд №15

Круговая структураОдинаковыми возможностями располагают все члены группы.
Имеющаяся информация может циркулировать между членами группы, дополняться и уточняться.
Участники коммуникации могут непосредственно наблюдать за реакциями друг друга, учитывать их в своей работе.

Слайд №16

Полная или неограниченная структураВ ней нет никаких препятствий для свободного межличностного общения. Каждый из членов группы может совершено свободно взаимодействовать с другими.

Слайд №17

Позиционные роли в коммуникацииЗаконы коммуникации предполагают последовательное прохождение следующих позиций:
«Автор»
«Понимающий»
«Критик»
«Организатор коммуникации»
«Арбитр»

Простая
коммуникация

Сложная
коммуникация

Слайд №18

Роли в командеI вариант. Классификация Белбина:
«Председатель» – спокойный, уверенный в себе, контролирующий себя.
«Поставщик» - активный, динамичный, напрягшийся, возбужденный.
«Человек команды» - социально-ориентированный, ласковый, чуткий.
«Уточняющий» - экстраверт, любопытный, общительный, энтузиаст.
«Оценивающий» - серьезный, осторожный.
«Исполнитель» - предсказуемый, управляемый.
«Растущий» - творчески-настроенный индивидуалист, не всем приемлем. Потенциальный «председатель» новой команды.

Слайд №19

Роли в командеII вариант. Классификация Крейган, Райт.
«Лидер выполнения задания» – несущий ответственность за выполнение работ.
«Социально-эмоциональный лидер» - создает благоприятную атмосферу и поощряет анализ в группе.
«Нейтрализатор» - поддерживает хорошее настроение команды.
«Доставляющий» - общается с нужными источниками.
«Главный отрицающий» - оценивает идеи, составляет порядок работ, приветствует конфликт.
«Активный слушатель» - спрашивающий, ищущий идеи, не выражающий поддержки какой-либо определенной позиции.

Экспериментирующая команда пытается избежать притворной вежливости. «Нам не нужна наша дурацкая вежливость», - говорят они; а это означает большую открытость команды и готовность столкнуться с трудностями.
Объединяющаяся команда от общей работы получает больше пользы. На этом этапе выявляются больше усилий для создания структуры работы команды: объясняются цели команды; определяются задания, которые нужно выполнить; более точно и аккуратно проводится планирование и анализ результатов.
Зрелом команде свойственна методологическая работа очень высокого уровня и развивающаяся деятельность (в широком смысле). Лояльность команды является естественной и само собой разумеющейся и не подлежит дискуссиям. Развитие команды становится образом жизни.

Слайд 2

Цели: 1.Согласование и уточнение представлений о закономерностях формирование команды на основе полученных знаний. 2. Отработка умений применения полученных знаний в условиях тренингов. 3. Развитие коммуникативных способностей для работы в команде. 4. Проектирование заказа на совместную деятельность командного типа. Форма обучения: Деловая игра Модель обучения: Оценка - Обучение - Анализ - Упражнение - Применение

Слайд 3

Малые группы – это небольшие объединения людей (от 2-3 до 30 чел.), занятых общим делом и находящихся в непосредственных контактах между собой

Слайд 4

Характеристика малой группы

Психологическая и поведенческая общность ее членов Динамичность развития и жизнедеятельность группы (от фазы становления до фазы распада) Морально-нравственные нормы группы Непосредственный контакт между членами группы Размер группы Композиция группы (индивидуальный состав) Морально-нравстственный тон Направленность деятельности

Слайд 5

Классификация малых групп

референтные – нереферентые естественные – условные слаборазвитие – высокоразвитие

Слайд 6

КОМАНДА – это такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения принято называть коллективистскими (коллектив единомышленников).

Слайд 7

Требования к команде

Успешно справляться с возложенными на нее задачами Иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения Создавать для каждого своего члена возможность развития личности Быть способной к творчеству., т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сума того же количества индивидов, работающих в отдельности

Слайд 8

Признаки команды

Наличие: Руководителя и лидера Определенной системы отношений в группе Конформность Нравственные ценности и нормы Каналы коммуникации Позиция и статус Внутренние установки Ролевые позиции Композиция

Слайд 9

Этапы формирования команды(А.Г. Кирпичник)

Взаимная ориентация. Это этап невысокой работоспособности группы (самопрезентация, наблюдение других членов группы, понимание и отбор важных для себя свойств партнера). Эмоциональный подъем. Определяется преимуществом контактов, оживленных новизной ситуации. Спад психологического контакта. Возникает в следствии начала совместной деятельности, в которой обнаруживаются не только достоинства, но и проблемы, отсюда ситуация взаимной неудовлетворенности. Подъем психологического контакта. Связан с получением результатов совместной деятельности, согласовании в ролевых функциях, выявляющих сильные стороны каждого члена команды.

Слайд 10

Структуры внутригрупповых каналов коммуникации

Централизованные (вертикаль): Фронтальная Радиальная Иерархическая Децентрализованная (горизонталь, «коммуникативное равенство»): 4. Цепная 5. Круговая 6. Полная или неограниченная структура коммуникации (нет препятствий для свободного общения) Ограниченная в разной мере структуры

Слайд 11

Фронтальная структура

Участники непосредственно находятся рядом и, вступая в прямые контакты, могут видеть друг друга, что позволяет им в какой-то степени учитывать поведение и реакции друг друга в совместной деятельности

Слайд 12

Радиальная структура

Участники деятельности не могут непосредственно воспринимать, видеть или слышать друг друга и обмениваться информацией только через «центральное лицо». Это затрудняет возможность учитывать поведение и реакции остальных, зато позволяет работать самостоятельно независимо, до конца выявляя собственную, индивидуальную позицию.

Слайд 13

Иерархическая структура

Имеется несколько (не менее 2) уровней соподчинения, причем часть из них может непосредственно видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть нет. Межличностное общение ограниченно, коммуникации могут осуществляться в основном между двумя располагающимися рядом уровнями соподчиненности. 3 3 3 1 2

Слайд 14

Цепной вариант структуры

Межличностное взаимодействие осуществляется как бы по цепочке, где каждый из участников за исключением двух крайних взаимодействуют с двумя соседними. Крайние позиции взаимодействуют только с одним членом группы.

Слайд 15

Круговая структура

Одинаковыми возможностями располагают все члены группы. Имеющаяся информация может циркулировать между членами группы, дополняться и уточняться. Участники коммуникации могут непосредственно наблюдать за реакциями друг друга, учитывать их в своей работе.

Слайд 16

Полная или неограниченная структура

В ней нет никаких препятствий для свободного межличностного общения. Каждый из членов группы может совершено свободно взаимодействовать с другими.

Слайд 17

Позиционные роли в коммуникации

Законы коммуникации предполагают последовательное прохождение следующих позиций: «Автор» «Понимающий» «Критик» «Организатор коммуникации» «Арбитр» Простая коммуникация Сложная коммуникация ОК А П К Арб

Слайд 18

Роли в команде

I вариант. Классификация Белбина: «Председатель» – спокойный, уверенный в себе, контролирующий себя. «Поставщик» - активный, динамичный, напрягшийся, возбужденный. «Человек команды» - социально-ориентированный, ласковый, чуткий. «Уточняющий» - экстраверт, любопытный, общительный, энтузиаст. «Оценивающий» - серьезный, осторожный. «Исполнитель» - предсказуемый, управляемый. «Растущий» - творчески-настроенный индивидуалист, не всем приемлем. Потенциальный «председатель» новой команды.

Слайд 19

Роли в команде

II вариант. Классификация Крейган, Райт. «Лидер выполнения задания» – несущий ответственность за выполнение работ. «Социально-эмоциональный лидер» - создает благоприятную атмосферу и поощряет анализ в группе. «Нейтрализатор» - поддерживает хорошее настроение команды. «Доставляющий» - общается с нужными источниками. «Главный отрицающий» - оценивает идеи, составляет порядок работ, приветствует конфликт. «Активный слушатель» - спрашивающий, ищущий идеи, не выражающий поддержки какой-либо определенной позиции.

Слайд 20

III вариант. Классификация по Вудкоку. «Лидер команды» - ставит вопрос. «Дипломат» - участник переговоров, влиятелен, ориентируется на всю команду. «Посол» - развивает внешние связи, заводит новые знакомства, полезные для команды. «Контролер» - заботится о качестве продукта, «голос совести» команды. «Судья» - стимулирует справедливость в группе, избегает спешки. «Приспособленец» - наблюдает, не допускает конфликтов.

Слайд 21

Типы команд

Несформировавшаяся команда чаще всего характеризуется как «король и придворные», где «король» делает то, что хочет, а придворные должны ему подчиняться. Иногда «король» тяжело и много работает, но это не помогает формироваться команде, потому что все предложения, дискуссии и решения предлагаются и принимаются им самим. Экспериментирующая команда пытается избежать притворной вежливости. «Нам не нужна наша дурацкая вежливость», - говорят они; а это означает большую открытость команды и готовность столкнуться с трудностями. Объединяющаяся команда от общей работы получает больше пользы. На этом этапе выявляются больше усилий для создания структуры работы команды: объясняются цели команды; определяются задания, которые нужно выполнить; более точно и аккуратно проводится планирование и анализ результатов. Зрелом команде свойственна методологическая работа очень высокого уровня и развивающаяся деятельность (в широком смысле). Лояльность команды является естественной и само собой разумеющейся и не подлежит дискуссиям. Развитие команды становится образом жизни.

Посмотреть все слайды