Пропорциональная избирательная система РФ (признаки, достоинства). Обществознание что обозначает только пропорциональная система

На фоне проходящих постоянно выборов у большинства людей возникает вопрос о том, что такое пропорциональная избирательная система? Эта проблема давно перестала носить чисто энциклопедический характер, перейдя в плоскость в большей степени практическую. Поэтому имеет смысл дать характеристику обозначенного выборного процесса и выявить его достоинства, а также недостатки.

Пропорциональная отличительные характеристики

Если просто сформулировать сущность данного то она может выглядеть следующим образом: избиратель голосует за имидж той или иной политической силы. И именно это отличает данный вид от мажоритарной модели. Но такое определение требует расшифровки. Итак, основными признаками пропорционального вида являются:

  1. Отсутствие неучтенных голосов.
  2. Прямое соотношение между процентом отданных на выборах голосов и процентом мест в избираемом органе.

Эти два признака обуславливают сам Фактически определенный участок страны или все государство представляет собой многомандатный округ, в котором каждый волен избрать понравившуюся ему политическую силу. При этом избираемыми выступают партии, движения, объединения, блоки, но в орган проходят лишь представленные в зарегистрированных списках физические лица. Стоит отметить, что в странах развитой демократии в пропорциональной системе выборов могут выставляться «соединенные списки» и «независимые списки». В первом случае объединяющиеся политические силы идут на выборы единым фронтом, при этом не уточняя, кто именно будет представлять их в органе. Во втором - пропорциональная избирательная система позволяет выставлять кандидатуру единственного физического лица (такое положение характерно для Бельгии или Швейцарии).

В целом избирательный процесс по данной системе выглядит следующим образом: придя на участок для голосования, избиратель отдает свой единственный голос за конкретную партию. После подсчета голосов политическая сила получает такое количество мест в органе, которое соответствует проценту, полученному на выборах. Далее количество мандатов распределяется согласно списку, зарегистрированному заранее, между членами политической силы. Ротация мест происходит только в тех случаях, когда не в состоянии в силу физических или законодательных причин осуществлять полномочия.

Из всего этого можно сделать вывод, что пропорциональная избирательная система - это особый вид процесса выборов, при котором представитель электората голосует не за конкретных лиц, а за политические силы. Также стоит помнить, что территория, на которой происходят выборы, представляет собой один крупный многомандатный округ.

Пропорциональная избирательная система: достоинства и недостатки

Как и любой тип избирательного процесса, эта система обладает как достоинствами, так и недостатками. К числу преимуществ следует отнести тот факт, что пропорциональная избирательная система способствует учету предпочтений всего электората, который решил огласить свою волю. В данном случае она выгодно отличается от мажоритарной, учитывающей только волю большинства.

А вот к существенному недостатку данной системы относится то, что избирателю фактически дают право голосовать за имидж той или иной политической силы, а не за конкретную личность. Стоит отметить, что в данном случае облик может строиться на харизме лидера (как это случилось, например, в Германии в 1933). При этом пришедшие к власти иные физические лица могут быть и вовсе незнакомы электорату. Таким образом, пропорциональная избирательная система способствует развитию «культа личности» и, как следствие, возможному переходу от демократического строя к автократии. Однако такое положение встречается не так часто вследствие имплементации норм сдерживания.

Следовательно, пропорциональная избирательная система - это удобный механизм учета мнения всего общества, проживающего в конкретной части страны или во всем государстве.

англ. proportional election system) – система избирательного права, при которой избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за один из списков, представленных политическими партиями или избирательными объединениями, допущенными к участию в выборах.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

одна из главных разновидностей избирательной системы, способ определения результатов выборов. В отличие от мажоритарной системы пропорциональная избирательная система исходит не из принципа: победитель (на выборах) получает все, а предполагает распределение мест в определенной пропорции к собранным голосам, поэтому она может быть применена только в многомандатных (в т.ч. общегосударственных) избирательных округах. Главное в пропорциональной системе - вычисление избирательной квоты (избирательного метра) - числа голосов, необходимых для избрания одного депутата. Если все места по квоте разделить нельзя и остаются нераспределенные места, а также остатки голосов у каждой партии, то нераспределенные по квоте места делятся по дополнительным правилам: 1) по правилу наибольшего избирательного числа, когда нераспределенные места по порядку передаются в виде премии партиям, набравшим большее число голосов по сравнению с другими; 2) по правилу наибольшего остатка, когда нераспределенные места передаются партиям, имеющим наибольший остаток голосов, не использованных при распределении мест по квоте; 3) неиспользованные голоса каждой партии суммируются в масштабах всей страны, снова вычисляется квота и места дополнительно распределяются между партиями; 4) нераспределенные места распределяются между партиями в пропорции к числу мест, полученных ими по квоте. Последний метод используется, в частности, когда имеется много нераспределенных мест в общегосударственном округе, например, при применении высокого заградительного барьера. При П.и.с. иногда допускается панашаж - право избирателя голосовать за кандидатов из разных партийных списков, что бывает обычно в небольших одномандатных округах, когда в бюллетене содержатся фамилии кандидатов от разных партий, но не в общегосударственном округе. Панашаж означает голосование за личность кандидата, а не за ту или иную партию, ее программу. Искажает П.и.с. соединение списков, особый прием, в результате которого голоса первоначально распределяются между соединенным списком тех партий, которые объявляют о соединении, а затем они сами делят между собой места, доставшиеся списку. Это дает объединившимся партиям (на деле соединяются только списки кандидатов) определенные преимущества. При пропорциональной избирательной системе может быть допущен преференциальный вотум, когда избиратели, голосуя за определенную партию, вместе с тем могут указать в списке кандидатов наиболее желательных для них л и ц (отмечают цифрами или другими знаками). П.и.с. применяется в России на выборах половины (225) депутатов Государственной Думы, а также при выборах законодательных органов (или части их) в некоторых субъектах Федерации. В.Е. Чиркин

Плюсом П.и.с. является то, что голоса избирателей не пропадают (за исключением тех, которые отданы за список, не преодолевший 5%-ю планку). Минусом П.и.с. считают то, что здесь избиратель выбирает как бы абстрактных лиц - он знает чаще всего лидера партии, движения, нескольких активистов, но остальные ему неизвестны. Кроме того, избранные депутаты не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа, как при мажоритарной системе. Для того чтобы учесть интересы избирателей, многие страны разбивают список на территориальные части. Некоторые страны отказались от связанных списков (когда избиратель голосует за список в целом) и перешли к системе свободных списков - избиратель вправе отдавать предпочтения кандидатурам из списка партии, движения и даже дополнять список. Минусом П.и.с. многие депутаты, политики и исследователи считают и высокий процентный барьер.

П.и.с. применяется при выборах всего парламента (Дания, Португалия, Люксембург, Латвия), либо только нижней палаты (Австралия, Австрия, Бельгия, Польша, Бразилия), либо 1/2 состава нижней палаты (ФРГ, РФ).

Неполное определение ↓

В научных изданиях понятие "избирательная система" используется, как правило, в широком и узком значениях. В первом случае данный термин отражает структуру общественных отношений, которые касаются формирования институтов публичной власти. Эта сфера отношений достаточно велика. К ней относят вопросы формирования круга кандидатов и избирателей, выборной инфраструктуры, а также в целом взаимодействия, которые имеют место на каждой стадии процесса.

Особенности регулирования

В качестве юридической базы для избирательной структуры выступает соответствующая система норм. Ее нередко именуют подотраслью государственного (конституционного) права. Однако следует отметить, что данная нормативная система регулирует не всю избирательную структуру. В состав сферы отношений входят некоторые связи, управление которыми осуществляется посредством корпоративных актов. Это, в частности, уставы партий и прочих политических сообществ. Кроме того, регулирование в сфере избирательной системы осуществляется и с помощью электоральных традиций и обычаев конкретного общества.

Российские тенденции

В РФ на федеральном уровне применяется пропорционально-мажоритарная система выборов. 10 января 2003 года был принят Федеральный Закон. В соответствии с ним, президент страны выбирается по мажоритарной системе (по абсолютному большинству). До 2005 года формирование Госдумы осуществлялось смешанным образом.

Нововведения

После принятия ФЗ, регламентирующего представительство депутатов, при образовании нижней палаты используется пропорциональная система выборов. По Закону к процессу распределения мандатов допускаются списки, которым удалось преодолеть семипроцентный барьер. При этом должны быть соблюдены определенные условия. В частности, списков должно быть не менее 2-х, и в комплексе они должны набрать минимум 60% голосов. Система выборов в субъектах имеет свои особенности. В частности, это касается представительства глав регионов. Ранее они избирались по мажоритарной системе при тайном голосовании на основе прямого и равного права. Участвовать в процессе могли граждане России, которые проживают на территории субъекта.

Пропорциональная система выборов

Эта одна из форм, используемых при образовании представительных органов власти. Для пропорциональной избирательной системы характерно особое распределение мандатов. В частности, оно осуществляется в соответствии с количеством голосов, поданных за кандидатские списки. При этом они должны преодолеть определенный процентный барьер. Пропорциональная система применялась при образовании Госдумы с 2007-го по 2011 год.

Историческая справка

Пропорциональная система начала формироваться в 19-м столетии с появлением партийной структуры. Предположительно, свое первое обоснование она получила в работе Виктора Консидерана, опубликованной в 1892-м. Автор являлся последователем утописта-социалиста Фурье. Практическая реализация этой избирательной системы обосновывалась разными математиками. В связи с этим ее варианты носят различные имена. Первая страна, в которой была использована пропорциональная политическая система, стала Бельгия. Это произошло в 1899 году.

Закрытые списки по многомандатным округам

Пропорциональная система может использоваться разными способами. Однако, как показывает практика, благодаря ей результаты голосования становятся более ясными. Расположение кандидатов в партийном списке осуществляется в порядке предпочтения. Сами они могут быть открытыми либо закрытыми. В последнем случае голоса отдаются за весь список, а не за отдельных кандидатов. Пропорционально им будут распределяться и места.

Представители занимают их в том порядке, в котором они расположены в списке. Это наиболее явные признаки пропорциональной избирательной системы. Такое формирование списков и способ голосования применяется при образовании Европейского парламента во всех государствах Евросоюза. Такая система используется и в Израиле. Здесь вся страна выступает в качестве одного округа, в котором только один закрытый список. С 2007 года такой метод стал использоваться и в России. Таким образом формируется Госдума. Выбор депутатов осуществляется по федеральному округу пропорционально количеству голосов, которые поданы за списки. При этом округ составляет вся Российская Федерация.

Открытые списки

Если используется такая система, то голоса отдаются в зависимости от используемого метода. Так, указывается или один кандидат, или два, или определяется порядок их предпочтения в перечне. Такая система применяется в Республике Конго, Бразилии, Нидерландах и Финляндии.

Дополнительные одномандатные округа

Данная система считается "гибридной". Она имеет определенные преимущества для государств с большим населением, поскольку позволяет сохранять баланс между общенациональными или местными интересами. В ней присутствуют признаки пропорциональной избирательной системы в сочетании со структурой одномандатных округов. Такая форма голосования применяется также в государствах с неоднородным населением, проживающим в различных экономических, социальных, культурных и географических условиях. В частности, она используется в Великобритании и Новой Зеландии, Мексике и Лесото, Германии и Боливии, а также в Шотландии при образовании парламента и создании законодательной ассамблеи Уэльса. До 2007 года она применялась также и в России.

"Передаваемый голос"

Признаки пропорциональной системы в данном случае выражаются в использовании метода "предпочтения". Представители электората отдают голос за 2-х и более кандидатов. В итоге выбранных оказывается больше, чем число мест. Для победы в данном случае кандидату необходимо набрать минимальную квоту. Она определяется путем деления общего количества голосов на число свободных мест +1. К примеру, если есть 9 вакантных мест, то деление осуществляется на это количество плюс одно, то есть на десять. Те кандидаты, которые наберут число голосов, равное этому результату, и займут их. На практике достаточно редко удается распределить все места по результатам первого подсчета. На втором этапе голоса, которые поданы за кандидатов сверх установленной минимальной квоты, автоматически переходят другим.

Последние, таким образом, добирают необходимое количество и также занимают места. При использовании другого варианта подсчета голоса от кандидатов, которые набрали меньше всех, передаются первому в списке, не набравших квоту. Таким образом, он получает возможность занять свободное место. Весь этот процесс длится до того момента, пока не будут заняты все вакансии. Следует сказать, что, несмотря на сложность подсчетов, в результате избиратели в большинстве случаев находят своего кандидата в списке получивших места. Такая система используется в Австралии при образовании сената и палаты представителей Столичного округа страны и Тасмании, а также законодательных советов штатов Виктория, Западная и Южная Австралия, Южный Уэльс (Новый). Ее применяют и в таких государствах, как Мальта, Ирландия, Шотландия при формировании местных органов власти, а также в ряде округов Новой Зеландии.

Каковы плюсы этой формы представительства?

К достоинствам системы эксперты относят то, что каждая партия получает количество мест, пропорционально отданным за нее голосов. Именно поэтому она считается наиболее справедливой. Если квота будет низкой, то у мелких фракций также появится возможность занять свободные места. Преимуществом системы считается и то, что разные группы избирателей могут обеспечить вакансии своим представителям. В связи с этим результат голосования признается населением справедливым.

Данная система позволяет выбирать кандидатов, позиция которых близка их собственной, а не тех, у которых больше шансов. При использовании открытого списка представители электората могут отдать голос и за кандидата, и за партию. В результате снижается влияние фракций на персональный состав своих кандидатов в парламенте. Установление низкой квоты позволяет более адекватно отражать в представительном органе все политические силы страны в соответствии их действительному влиянию на население. Кроме прочего, достаточно низок процент проникновения в государственный аппарат представителей теневого бизнеса либо криминальных структур, способных не совсем легальными методами обеспечивать победу в регионах.

Недостатки пропорциональной системы

В случае проведения голосования по закрытым спискам вероятно использование "принципа паровоза". Речь идет, например, о том, что в начало списка ставятся популярные кандидаты. Впоследствии они отказываются от мандатов, в связи с чем в парламенте оказываются никому не известные люди из конца перечня ("вагоны"). В государствах, где формой правления выступает конституционная монархия или парламентская республика, формирование правительства осуществляет партия, имеющая преимущество в парламенте.

В пропорциональной системе, больше чем в мажоритарной, существует вероятность того, что ни одна фракция не наберет абсолютного большинства. В связи с этим появится необходимость в образовании коалиционного правительства. Если же оно будет состоять из идеологических врагов, то, надо полагать, станет неустойчивым и не сможет провести никакие реформы. В регионах, где присутствует большое количество разнородных групп избирателей, вероятно появление многочисленных мелких фракций. В результате будет затруднено формирование работоспособной коалиции. Уменьшить данную проблему может применение квот.

При использовании закрытых списков отмечается ослабление связи между электоратом и выборными представителями. При использовании открытой системы голосования данной проблемы нет. Закрытые списки дают большую власть лидерам партий, поскольку они распределяют кандидатов в них. Это, в свою очередь, может привести к внутрипартийной диктатуре, торговле местами. Однако в объединениях данные вопросы регулируются специальными методами. Для многих избирателей остается не до конца ясным порядок распределения голосов. Это отрицательно влияет на популярность всей системы в целом.

Другая сфера применения

Принцип пропорциональности используется не только в избирательной системе. В целом, он характерен для многих сфер жизни человека. В частности, в страховании используется система пропорциональной ответственности. Она касается компенсационных выплат. Пропорциональная система возмещения предусматривает отчисление в заранее установленной доле. Страховая компенсация определяется в соответствии с величиной ущерба. Проще говоря, возвращается не вся сумма, а только то количество процентов, на сколько было застраховано имущество.

К примеру, если сумма будет равняться 80% от оценки объекта, то выплачено будет столько же процентов вреда. Оставшаяся доля (20% в данном случае) останется на риске страхователя. Предел ответственности ограничивается страховой суммой. Использование такого метода предположительно должно способствовать повышению заинтересованности в увеличении страховой суммы и взноса. Как и в случае применения в выборной системе, в страховании принцип пропорциональности считается наиболее справедливым, а потому достаточно быстро стал популярным.

Пропорциональная избирательная система – одна из разновидностей избирательной системы, применяемой во многих странах, в том числе и в Российской Федерации.

Впервые пропорциональная избирательная система была применена на выборах в Бельгии в 1899 году.

Пропорциональная избирательная система

Территория государства или представительного органа объявляется единым . Политические партии и/или политические движения выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из этих списков. распределяются пропорционально набранным голосам каждой партией.

Во многих странах есть проходной порог, выраженный в процентном соотношении относительно всех голосов. Например, в России проходной процент на выборах в Государственную думу на последних выборах составлял 7%, а на выборах в 2016 году будет составлять 5%. Пятипроцентный барьер существует почти во всех странах, но в некоторых странах процент ниже. Например, в Швеции – 4%, в Аргентине – 3%, в Дании – 2%, а в Израиле – 1%.

Пропорциональная система может применяться как при выборах всего парламента (например, в Дании, Люксембурге, Латвии, Португалии), так и только нижней палаты (например, в Австралии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Польше) или половины нижней палаты (например, в ФРГ до 2007 года и с 2016 года в Российской Федерации).

Разновидности пропорциональной избирательной системы

Существуют два главных вида пропорциональной избирательной системы – по закрытым партийным спискам и по открытым партийным спискам.

Закрытый партийный список – когда избиратель голосует только за партию, а не за отдельного кандидата. Партия получает количество мест пропорционально полученным голосам. Выигранные в выборах мандаты распределяются внутри партийного списка по членам партии, согласно их очередности в списке. Если список разбит на центральную часть и региональные группы, первыми проходят кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, поданным за партийный список в соответствующем регионе.

Такой тип пропорциональной избирательной системы используется в Российской Федерации, в Израиле, в странах Южной Африки, при выборах в Европейский парламент, а также во всех странах Европейского союза.

Открытый партийный список – когда избиратель голосует не только за партию, но и за конкретного члена партии из списка. В зависимости от метода избиратель может проголосовать или за конкретного члена партии, или за двоих, или указать порядок предпочтения кандидатов в списке.

Такой тип пропорциональной избирательной системы используется в Финляндии, Нидерландах, Бразилии и Демократической Республике Конго.

Достоинства пропорциональной избирательной системы

  1. Достоинством пропорциональной избирательной системы, в отличие от , считается то, что голоса избирателей не пропадают. Кроме, конечно, тех голосов, которые были отданы за партии, не прошедшие процентный барьер. Поэтому самым справедливым применением пропорциональной системы считаются выборы в Израиле.
  2. Пропорциональная избирательная система позволяет создать представительство политических партий в соответствии с их популярностью у избирателей. При этом такая возможность не теряется у меньшинства.
  3. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, который имеет больше шансов, а за направление, которое они разделяют.
  4. В тех странах, где применяются открытые списки, уменьшается влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте.
  5. Меньше вероятность попадания в парламент представителей, обладающих финансовыми рычагами давления на избирателей.

Недостатки пропорциональной избирательной системы

  1. Главным недостатком пропорциональной избирательной системы считается частичная потеря принципа народовластия, утрата связи депутатов с избирателями и/или конкретными регионами.
  2. В тех странах, где применяется закрытый партийный список, избиратель голосует за абстрактного кандидата. Чаще всего избиратель знает только лидера партии и нескольких ее ярких представителей.
  3. При закрытых партийных списках также используется «технология паровоза» – когда в начале списка присутствуют популярные в народе личности (например, теле- и кинозвезды), которые потом отказываются от мандатов в пользу неизвестных членов партии.
  4. Закрытые партийные списки дают возможность лидеру партии определять очередность кандидатов, что может привести как к диктатуре внутри партии, так и ко внутреннему расколу из-за недобросовестной конкуренции между членами партии.
  5. Недостатком является высокий процентный барьер, не позволяющий пройти новой и/или небольшой партии.
  6. При парламентской республике правительство формирует партия, обладающая большинством мандатов. Но при пропорциональной системе велика вероятность отсутствия большинства у одной из партий, что приводит к необходимости созданию коалиции из идеологических противников. Такое правительство может оказаться не в состоянии проводить реформы из-за внутренних разногласий.
  7. Простой избиратель не всегда понимает систему распределения мандатов, а значит, может не доверять выборам и отказаться в них участвовать. Во многих странах уровень явки на выборы колеблется в пределах 40–60% от всего числа граждан с правом участвовать в выборах. А значит, такие выборы не отражают действительной картины предпочтений и/или необходимости реформ.

Пропорциональная избирательная система в России

В России пропорциональная избирательная система применяется на выборах в Государственную думу и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным мажоритарным округам, а вторая половина – по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%. С 2007 по 2011 год все 450 депутатов избирались по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 7%.

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система – способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест выборных органов пропорционально полученному каждой партией или списком кандидатов количеству голосов.

Впервые пропорциональная система была применена в Бельгии в 1884 г. В настоящее время используется в 57 странах: Израиль, Австрия, Дания, Швеция, Нидерланды.

Отличительные черты пропорциональной системы:

1. Строгое соответствие между количеством голосов на выборах и представительством в парламенте.

2. Акцент на представленности различных групп населения в органах власти.

3. Наличие многомандатных округов.

5. Справедливый характер, т.к. отсутствуют проигравшие или потерянные голоса.

Существует 2 основных типа пропорциональной системы:

1. Пропорциональная система партийных списков
2. Пропорциональная система передачи голосов.

Пропорциональная система партийных списков. Ее особенность заключается в наличии многомандатных округов (в роли округа может выступать вся территория государства) и формировании партийных списков как способа выдвижения кандидатов. В результате конкурентами на выборах являются не отдельные кандидаты, а политические партии. Избиратели же голосуют за партию, т.е. за ее партийный список и весь сразу, притом, что он создавался без их участия. Мандаты распределяются между партиями в соответствии с общим количеством голосов, полученных по всему избирательному округу. Технически механизм распределения мандатов следующий: сумма голосов отданных за все партии делиться на количество мест в парламенте. Полученный результат является «избирательным метром», т.е. числом голосов, необходимым для получения одного места в парламенте. Сколько раз этот метр уложится в число голосов полученных партией, столько мест она получит в парламенте. Чтобы не допустить в парламент экстремистские партии, а также избежать партийной раздробленности и неэффективной парламентской деятельности, устанавливается процентный порог. Преодолевшие его партии допускаются к распределению мест, остальные исключаются. В Украине барьер 4%, в России – 5%, в Турции – 10%. Пропорциональная система передачи голосов (Ирландия, Австралия). В отличии от системы партсписков, где голосование осуществляется за партии, данная система дает возможность избирателю выбирать еще и между кандидатами от партии, которую он поддерживает. Кандидаты, набравшие достаточное количество голосов, объявляются избранными; лишние голоса, отданные за них, передаются кандидатам, недобравшим голоса. Такая система справедлива по отношению к избирателям, учитывая мнение всех.

2. Способствует становлению многопартийной системы;

3. Стимулирует коалиционные действия и коалиционное парламентское большинство;

4. Защищает интересы политических меньшинств;

5. Более или менее четкие партийные идентификации избирателей.

Недостатки

1. Сложность определения результатов;

2. Передача партиям права назначать депутатов;

3. Не существует связи депутатов с избирательными округами;

4. Слабое влияние избирателей на правительственные решения;

5. Тенденция к установлению партийной олигархии;

6. Предоставление преимуществ мелким партиям, что может привести к разрушению крупных.

Пропорциональная система налогообложения

При пропорциональной системе налогообложения человек, которые зарабатывает 100 000, должен платить такой же процент от своих доходов, как и тот, кто зарабатывает 25 000.

При (например) 26% пропорциональном налоге, человек с доходом 25 000 заплатит 6500 (25 000 х 0,26 = 6500), а с доходом 100 000 - 26 000 (100 000 х 0,26 = 26 000).

В этом случае, как доход, так и налоговая нагрузка в четыре раза больше у человека с более высокими доходами, чем с низкими. При увеличении дохода увеличивается и сумма налога.