Катапульта для запуска авиамоделей своими руками. Модель планера для запуска с катапульты

Эта простая механическая игрушка доставит много удовольствия юным рыцарям, осаждающим неприступные крепости.

Катапульта — это средневековое осадное орудие, предназначенное для метания огромных камней и других тяжелых снарядов во вражеские укрепления. С помощью длинного рычага, приводимого в движение противовесом, она могла бросать предметы массой до 150 кг на расстояние в несколько сотен метров с большой скоростью. Снаряд укладывался в пращу, вытянутую вдоль платформы. При выстреле длинный рычаг вместе с привязанной пращой быстро поднимался вертикально и один из концов пращи освобождался, позволяя снаряду лететь к цели.

Начните с изготовления платформы

1. Из кленовой доски толщиной 6 мм выпилите бортики А и платформу В по указанным в «Списке материалов» размерам. Положите платформу на подкладки толщиной 3 мм и приклейте к ее кромкам бортики, выровняв торцы деталей (рис. 1 и 1а). Убедитесь в прямоугольности склейки и зафиксируйте детали струбцинами.

2. Из материала толщиной 13 мм выпилите опорные бруски С . Установите в пильный станок пазовый диск толщиной 6 мм. Используя угловой (поперечный) упор с деревянной накладкой и стопором, выпилите в опорных брусках пазы глубиной 3 мм на расстоянии 25 мм от концов (рис. 1), разворачивая детали на 180° после каждого прохода.

Краткий совет! Проверьте настройки на пробном обрезке. При двух проходах с разворотом детали даже небольшая неточность удваивается, и требуемое расстояние между пазами получить не удастся. Делайте пробные проходы на обрезке такой же длины и, если необходимо, измените настройки.

Приклейте, фиксируя струбцинами, опорные бруски С к бортикам платформы А. Расположите внешние бруски, как показано на фото, а внутренние — на расстоянии 51 мм от них.

Смажьте клеем пазы и приклейте бруски к бортикам платформы (рис. 1 и фото А).

Добавьте стойки

1. Из материала толщиной 13 мм выпилите стойки D . С помощью фрезерного стола сделайте фаски шириной 3 мм вдоль внешних ребер, а также вдоль торцов каждой стойки (рис. 1). Просверлите в указанных местах сквозные отверстия диаметром 5 мм для латунного стержня.

2. Сделайте четыре копии шаблона подкосов Е . Из дощечки толщиной 6 мм выпилите заготовки для подкосов и с помощью аэрозольного клея прикрепите к ним шаблоны. Используя лобзиковый станок или ленточную пилу выпилите детали и отшлифуйте их до линии контура. Удалите шаблоны с помощью ткани, смоченной растворителем.

3. Нанесите клей на длинную кромку двух подкосов Е . Приклейте их к стойке D , выровняв заподлицо с нижним торцом и внутренней гранью (без фасок). Вторую пару подкосов приклейте к другой стойке.

Приклейте собранные стойки с подкосами к бортикам платформы А, соединив их латунным стержнем и выровняв посередине над средними опорными брусками С.

4. Для крепления готовых стоек D/Е к собранной платформе А/В/С возьмите латунный стержень толщиной 5 мм и отпилите кусок длиной 108 мм, который поможет выровнять стойки. Нанесите полоску клея вдоль нижнего края каждой сборки подкосов и стойки с внутренней стороны. Вставьте латунный стержень в отверстия стоек (фото В). Приклейте стойки с подкосами к бортам платформы, центрируя их над парой средних ножек С . Когда клей высохнет, удалите латунный стержень.

Рычаг с накладками

1. Выпилите заготовку для рычага F . Сделайте копию шаблона рычага и с помощью аэрозольного клея прикрепите ее к заготовке. Выпилите рычаг и отшлифуйте до контурной линии. Удалите шаблон.

Примечание. Показанное на шаблоне сквозное отверстие диаметром 5 мм просверлите после приклеивания накладок G .

2. Из материала толщиной 19 мм выпилите заготовку размером 35×305 мм для накладок G . Сделайте две копии шаблона накладки и прикрепите их к заготовке, используя аэрозольный клей. Выпилите накладки и отшлифуйте их по контуру.

3. С помощью сверлильного станка просверлите в кромках накладок G отверстия диаметром 3 и 5 мм в местах, указанных на шаблоне.

Зажав деталь в деревянные ручные тиски, отфрезеруйте на накладках G фаски шириной 3 мм в местах, указанных на шаблоне.

Краткий совет! Д ля точного совмещения деталей и латунного стержня требуется аккуратно просверлить 5-миллиметровые отверстия. Чтобы центр отверстия в твердой кленовой древесине располагался точно в нужном месте, вместо обычного спирального сверла используйте сверло с центральным острием. А чтобы отверстия были соосны, убедитесь, что столик сверлильного станка установлен точно под углом 90° к оси сверления.

Теперь отфрезеруйте фаски шириной 3 мм вдоль указанных кромок и торцов накладок с обеих сторон (фото С). Удалите шаблоны. Для безопасной обработки этих небольших деталей удерживайте их с помощью деревянных ручных тисков, а также уменьшите до минимума зазоры вокруг фрезы, вставив в монтажную пластину сменное кольцо подходящего диаметра. Если на вашем фрезерном столе такая возможность не предусмотрена, воспользуйтесь «Советом мастера» внизу, в котором описан простой альтернативный вариант.

Нет пластины со сменными кольцами? Используйте накладку!

Есть простой и быстрый способ сделать такую накладку. Она закроет просвет вокруг фрезы, став беззазорной пластиной, и обеспечит надежную поддержку мелких деталей, позволяя безопасно их обрабатывать. При этом она обойдется вам совсем недорого — для ее изготовления требуется лишь обрезок оргалита.

  • Выпилите из 6-миллиметрового оргалита кусок достаточного размера, чтобы можно было без помех перемещать по нему деревянные ручные тиски с зажатой в них деталью.
  • Просверлите посередине куска отверстие, в которое должен свободно проходить подшипник фрезы.
  • Немного опустив фрезу, наденьте на ее подшипник кусок оргалита с отверстием и прикрепите его к фрезерному столу с помощью струбцин или двухстороннего скотча.
  • Включите фрезер и поднимите фрезу чуть выше, чем требуется для фрезерования фаски.
  • Опустите фрезу до нужной высоты и сделайте фаски на деталях.

4. Места приклеивания накладок G обозначены на шаблоне рычага F . Приклейте к рычагу одну накладку и зафиксируйте ее струбциной. Когда клей высохнет, просверлите в рычаге отверстие диаметром 5 мм для латунного стержня (фото D). Затем при клейте к рычагу вторую накладку, выровняв отверстия с помощью латунного стержня (фото Е).

(Фото D) Приклеив к рычагу-стреле F одну из накладок G, просверлите в рычаге отверстие диаметром 5 мм через отверстие накладки. (Фото E) Приклейте с другой стороны вторую накладку G, выровняв ее с помощью латунного стержня, вставленного в осевое отверстие.

Изготовьте ящик противовеса

1. Выпилите из дощечки толщиной 6 мм боковые Н , а также переднюю и заднюю I стенки и дно J . Дополнительно выпилите еще одну деталь дна, чтобы использовать ее в качестве проставки при сборке ящика. Разметьте, опилите и отшлифуйте угловые скосы на боковых стенках Н (рис. 2). Теперь соберите ящик (фото F и G ).

(Фото F) Нанесите клей на торцевые кромки дна J. Струбцинами прижмите к ним переднюю и заднюю стенки I, вставив между ними выравнивающую проставку. (Фото G) Теперь нанесите клей на кромки дна, задней и передней стенок I/J. Струбцинами прижмите к ним боковые стенки Н.

2. Отфрезеруйте на внешней стороне боковых стенок Н фаски шириной 3 мм (рис. 2).

3. Из материала толщиной 13 мм выпилите накладки К и просверлите в них сквозные отверстия диаметром 6 мм, используя сверло с центральным острием. Затем сделайте угловые скосы шириной 6 мм. Из-за небольших размеров отшлифуйте эти детали вручную с помощью шлифовальной колодки и наждачной бумаги № 100.

4. Приклейте накладки К к боковым стенкам Н , выровняв их по центру с отступом 13 мм сверху, и зафиксируйте струбцинами.

Завершение

1. Просверлите в рычаге F направляющее отверстие 1,5×6 мм для шурупа с головкой-кольцом (рис. 3). Затем просверлите отверстие 1,5×10 мм в верхнем торце рычага для стержня-зацепа длиной 16 мм. Вверните в отверстия шуруп с кольцом и зацеп, оставив выступ 6 мм.

2. Для изготовления пращи возьмите два отрезка шнура длиной 220 мм и кусок прочной ткани или замши размером 25×90 мм. С помощью шила сделайте у концов материала отверстия в указанных местах. Привяжите конец одного отрезка шнура к отверстию пращи, а второй конец — к кольцу шурупа на конце рычага. Затем привяжите к одному концу второго отрезка шайбу диаметром 6 мм, а оставшийся конец также привяжите к свободному отверстию пращи.

3. Перед установкой рычага-стрелы с накладками F/G между стойками D вверните шурупы 5×20 с потайной головкой в 3-миллиметровые отверстия накладок G на глубину около 13 мм (рис. 1). Затем вставьте собранный узел F/G между стойками, пропустив в отверстие латунный стержень-ось диаметром 5 мм и добавив 6-миллиметровые шайбы между накладками G и стойками D .

4. Для подвески ящика противовеса H/I/J/K закрепите на обеих накладках К рым-болты диаметром 6 мм с помощью гаек М6, не затягивая их (рис. 1). Затем наденьте кольца рым-болтов на шурупы, ввернутые в накладки рычага-стрелы, и затяните крепеж (фото Н и I).

(Фото H) Наденьте рым-болты на шурупы, ввернутые в накладки G. Зафиксируйте рым-болты гайками. (Фото I) Вверните шурупы глубже в накладки G, чтобы надежно закрепить рым-болты. Противовес, однако, должен легко качаться.

5. Наконец отшлифуйте все детали катапульты наждачной бумагой зернистостью до 220 единиц и нанесите отделочное покрытие по своему выбору. Не терпится испытать метательную машину в действии? Прочтите вставку «Как стреляет катапульта», где даны советы по эффективному и безопасному использованию этой игрушки. Теперь пора объявлять противнику войну!

Как стреляет катапульта?

Принцип ее действия такой же, как и у гигантских боевых машин средневековья, но эта небольшая модель спроектирована как средство развлечения и предназначена для метания мелких предметов, например таких, как неочищенные лесные орехи или конфеты, чтобы метко попасть в коробку, корзину или другую цель. Для безопасности, а также для того, чтобы катапульта доставила максимум удовольствия, следуйте этим советам.

В целях безопасности

  • Наденьте защитные очки.
  • Никогда не цельтесь в человека или животное.
  • Не используйте для метания металлические или острые предметы.

Для стрельбы из катапульты

  • Положите в ящик-противовес небольшие грузы, например шайбы или монеты. Количество грузов зависит от типа бросаемого объекта, требуемой траектории его полета и дистанции стрельбы. Оптимальное количество грузов определяется опытным путем. В нашем случае потребовалось 14 шайб М6, чтобы бросить арахис в скорлупе на расстояние около 5 м.
  • Положите «снаряд» в пращу и наденьте шайбу, привязанную к свободному шнуру пращи на стержень- зацеп в верхнем торце рычага F. Примечание. Слегка отогните стержень-зацеп вверх или вниз, чтобы изменить момент броска и траекторию полета «снаряда».
  • Вытяните пращу вдоль платформы В, подняв противовес так, чтобы конец рычага-стрелы коснулся платформы. Направьте катапульту на цель и отпустите пращу, которая сделает меткий выстрел.

Шаблоны


Боевая игрушечная катапульта , 5.0 out of 5 based on 1 rating

Мальчишки - народ непредсказуемый, озорной и очень веселый. Их головы постоянно забиты стратегиями сражений, осад вымышленных крепостей. Они прекрасно знают, что такое рогатка, катапульта. И очень часто могут соорудить это оружие из подручного материала. Но как расстраивается детское сердечко, когда сооруженная с большим трудом катапульта рассыпается после первого же выстрела! Ребенок еще не знает, как сделать катапульту, которая будет отличаться прочностью и дальностью стрельбы. Предложите своему сыну помощь. Изготовить самостоятельно такое орудие большого труда не составит. И вы точно знаете, или сможете узнать, как сделать катапульту своими руками.

Большая катапульта

Подобное орудие предназначено для развлечения во время отдыха на даче или в любом другом загородном доме. Не стоит применять его дома, в квартире. И, конечно, не забывайте о технике безопасности. Никогда не оставляйте детей без присмотра с этим приспособлением!

Лучше всего, если вы вместе с ребенком будете планировать, как сделать катапульту. Он с удовольствием включится в процесс творчества. А приведенная пошаговая инструкция подскажет, как сделать катапульту своими руками.

С чего начать?


Приятного времяпровождения!

Мини-катапульта

Никогда нельзя с точностью предсказать, когда понадобится катапульта. Она может стать отличным способом занять ребенка, если приходится долго ждать, а дети, как правило, ждать не любят. При помощи такого орудия можно устроить самые настоящие соревнования между друзьями. Дети по достоинству оценят ваши старания. И если изготовление большой катапульты требует заготовки материалов и взрослой мужской силы, то создание мини-варианта доступно даже ребенку.

Итак, как сделать мини-катапульту? Для самого простого варианта отлично подойдут палочки от мороженого. Их нужно 9 штук. Заготовьте пять резинок. Можно использовать обычные резинки для волос или для денег. Еще вам понадобится крышка от пластиковой бутылки.

  1. Соедините 7 палочек вместе. С обоих концов закрепите их неподвижно резинками.
  2. Оставшиеся две палочки сложите вместе и тщательно закрепите с одной стороны. Противоположные концы расщепите, и наденьте на подготовленную связку из семи палочек. Постарайтесь продвинуть связку как можно глубже. Такое положение закрепите двумя резинками для прочности в положении крест-накрест.
  3. К вершине катапульты (одной из расщепленных палочек) приклейте крышку от пластиковой бутылки. Для этого лучше всего использовать достаточно прочный клей, например «Момент». Можно применить

Мини-катапульта готова. Удачного времяпровождения и, конечно, побед в соревнованиях!

Катапульта из бумаги

Вы удивлены? И не представляете, как сделать из бумаги катапульту? На самом деле вариантов оригами очень много. Самый простой и доступный - это обычный самолетик. Запускать их любят все, абсолютно не зависимо от возраста и половой принадлежности. Главное при изготовлении учесть правила аэродинамики и подобрать качественную бумагу.

И как же хочется, чтобы именно ваш самолетик поднялся выше и пролетел дольше. Этого очень легко добиться, если точно знать, как сделать катапульту.

К основе вашего бумажного "летуна" прикрепите резинку. Именно это простое приспособление и карандаш помогут воспарить самолету выше других.

Для запуска этого чуда цепляете резинку за конец карандаша. Самолетик оттягиваете назад и отпускаете.

Стремительный полет на большую дистанцию гарантирован.

Катапульта из карандашей

Изготовить катапульту можно практически из любых предметов. Даже из обычных карандашей, которые всегда найдутся в доме, можно создать отличное Рассмотрим, как сделать катапульту из карандашей.

Для такого приспособления понадобится десять карандашей, четырнадцать резинок и одна крышка от бутылки.

  1. Создайте из четырех карандашей квадрат - это будет основа катапульты. Места их пересечения тщательно закрепите резинками.
  2. В каждое место пересечения вставьте вертикально по карандашу. Зафиксируйте их положение дополнительными резинками.
  3. Вертикальные карандаши соедините по два и скрепите. Стойки катапульты готовы.
  4. К верхним креплениям стоек добавьте еще один карандаш, расположив его горизонтально. Зафиксируйте положение при помощи резинок.
  5. На одну из сторон основы (см. на рисунок) наложите последний карандаш и тщательно закрепите. Это будет рычаг катапульты.
  6. К свободному концу рычага приклейте пластиковую крышку.
  7. К верхнему горизонтальному карандашу прикрепите последнюю резинку, протянув ее под рычагом.

Катапульта готова. Метких вам попаданий!

Катапульта из "Лего"

Оригинальные орудия получаются из обычного конструктора "Лего". Очень часто множество его деталей, из которых когда-то, согласно инструкции, строились шедевры, пылятся без надобности в коробках. А ребенок просит все новые и новые конструкторы. Стоит ли сразу покупать их? Ведь из многочисленных деталей можно самостоятельно построить прекрасные творения, которые ни в чем не уступят описанным в магазинных рекомендациях. Нужно немного времени и фантазии.

Предложите своему ребенку достать все ненужные детали лего. «Как сделать катапульту?» - спросите у него. Только не оставляйте его одного, помогите начать процесс строительства. Вы сами удивитесь, как быстро ваш малыш включится в творчество. У детей очень развита фантазия, но для ее стимуляции ребенку нужен толчок. Заинтересуйте его. Если вы сами не представляете, как сделать катапульту, с чего начать, посмотрите на картинки.

На ваших глазах создастся самый удивительный и неповторимый шедевр - плод фантазии вашего ребенка, самая лучшая в мире катапульта! Хвалите малыша и восхищайтесь его творением. Не успеете оглянуться, как возле построенной катапульты появятся солдатики, башни, замки, сооруженные одним-единственным архитектором - вашим ребенком!

Вместо заключения

Катапульта - очень простое сооружение. И если возник вопрос, как сделать катапульту своими руками, не стоит переживать. Главное, определите, из каких материалов вы будете создавать такое орудие. Запаситесь всеми необходимыми компонентами будущего шедевра. И вместе со своим ребенком начинайте покорять вершины самостоятельного творчества.

ской, а красной - прочертите центральную линию, старт м посадочный знак.

Наклонный щит сделайте из листа фанеры и прикрепите его двумя-тре-мя петлями к передней части посадочной зоны. О назначении этого щита нетрудно догадаться: он закрывает взлетно-посадочную полосу снизу и исправляет -ошибки пилота при посадке модели.

Готовые щиты соберите вместе и подгоните друг к другу по высоте. Затем скрепите их между собой крючками. Их можно подобрать готовыми ипи сделать из листового металла толщиной 2 мм.

Взлетную зону оборудуйте катапультой и стартовым устройством. Катапуль

той может быть жгут из пяти-восьми нитей авиамодельной резины длиной 1,5 м. Один конец жгута прикрепите к последнему щиту, другой - привяжите к дюралевому поводку.

Стартовое устройство собрано из скобы, штыря-фиксатора и троса. Скобу согните из жести толщиной 1 мм, фиксатор - из проволоки 02 мм. К фиксатору привяжите трос - прочную нить длиной 16,5 м. Скобу закрепите шурупами на центральной рейке щита.

В посадочной зоне (на первых трех щитах) установите тормозное устройство. Оно предназначено для посадки самопета с работающим двигателем (в хвостовой части модели крепится стальной крючок). Устройство состоит из шести тормозных нитей (капроновая или рыболовная леска толщиной 0,6- 1 мм), стоек и грузоа.

Согните из проволоки 01,5-2 мм дгенадцать стоек и закрепите их вертикально, по четыре на каждом из трех щитов посадочной зоны. Проследите, чтобы петли стоек находились на расстоянии 40-50 мм от поверхности щитов. Продерните в них нити длиной по 5 м и привяжите к их концам мешочки с песком весом 100-150 г.

Итак, основная работа выполнена, остается подобрать для аэродрома подходящую площадку (не менее 50x50 м) и уже на месте собрать взлетно-посадочную полосу.

Монтазн аэродрома и запуск модели

Если выбранная вами площадка грунтовая, вройте ножки щитов неглубоко в землю (на 5-10 см). Затем отступите от готовой к испытаниям полосы на 5-6 м, вбейте в землю столбики и натяните на них Ееревку.

Размотайте корд и, перемещая модель вдоль центральной линии ВПП, найдите центр кордодрома. Положите в центр площадки вырезанный заранее фанерный круг и закрепите его, например, длинным гвоздем. Встаньте в этот круг, возьмите в правую руку ручку управления и попросите помощника пронести модель по кругу. Так вы сможете убедиться, не мешают ли полету модели посторонние предметы.

Теперь пришла лора подготовить модель к старту: установить фиксатор в скобу, натянуть резиновый жгут катапульты и надеть поводок на переднюю стойку шасси, зацепить модель хвостовым крючком за фиксатор, запустить двигатель и ровно поставить самолет на азлетной площадке полосы. Выполнив все эти операции, помощник приносит пилоту стартовый трос.

Пилот проверяет систему управления и, отклонив руль высоты на 2-3° вверх, левой рукой выдергивает фиксатор стартового устройства. Самолет, увлекаемый катапультой и тягой двигателя, стремительно взлетает. Далее управление им ничем не отличается от обычного.

Взлетать с ВПП можно и без стартового устройства, если помощник будет держать модель с работающим двигателем и выпускать ее по сигналу пилота, то есть так, как это депают на всех соревнованиях по кордовому моделизму.

имеете с щруаъя.пи

Быстрая доставка: отправка товара со складов в России

Особую популярность в последнее время приобретают планера для FPV полетов, их размеры становятся все впечатляющими. Пилоты также не оставляют без внимания импеллерные модели. Не всегда имеются удобные условия для пуска моделей, да и не все модели имеют шасси. Запуск производится зачастую с рук без помощника. Выходом может стать катапульта. Интернет пестрит схемами и вариантами его изготовления, но не так часто увидишь в поле моделистов осуществляющих пуск с катапульт. Так вот, линейка товаров авиаклуба "Диар-Флай" пополнилась легко сборной - разборной катапультой с ножным управлением для запуска FPV планеров и импеллерных моделей.

Ручной запуск моделей может быть целой проблемой, большинство пилотов испытывают трудности со стартом моделей. Эта замечательная система запуска удобна в транспортировке (расслабить 6 винтов и она собирается пополам) и позволит вам самостоятельно производить запуск моделей с необходимой стартовой скоростью! Все что для этого нужно уже включено в комплект (металлические замки, шнур-амортизатор 2 метра, гвозди, болты, гайки и т.д.).

Характеристики :

Размеры в собранном состоянии:

Длина - 1060мм

Высота задней части - 240мм

Высота передней части - 460мм

Ширина направляющих рельсов - 470мм

Материал :

Каркас - стеклопластиковая труба с пластиковыми соединителями

Ножная пусковая система - фанера с резиновым жгутом (2 метра)

Типовая схема катапульты:

При запусках с помощью катапульты соблюдайте правила безопасности:

1. При забивании костыля в землю придайте ему наклон в сторону, противоположную вектору тяги жгута.

2. Убедитесь, что костыль надежно вбит в землю на достаточную глубину и что грунт выдержит натяжение жгута

3. Прочно закрепите катапульту и педаль на земле

Метательная модель-полукопия самолета Су-24. Модель разработана и изготовлена в лаборатории авиамоделирования Центра детского и юношеского технического творчества города Рыбинска для начинающих авиамоделистов. Прототипом стал современный сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой геометрией (стреловидностью) крыла Су-24, стоящий на вооружении российских ВВС. Запуски таких моделей всегда вызывают интерес как у кружковцев, так и у зрителей. А благодаря простоте изготовления модель этого реактивного самолета пользовалась большим успехом в загородных детских центрах.

Материалы для полукопии понадобятся самые доступные: лист пенопласта ПС-4-40 (300x210x3 мм), 3-мм фанера для носика, авиамодельная резина и клей ПВА. А из инструментов потребуются лишь скальпель, маркер, карандаш, линейка, ножницы и булавки.

Изготовление модели. Большинство деталей вырезается из пенопласта. Из фанеры делается только носик. Обрабатывать пенопласт лучше всего терморезаком, режущим элементом которого служит накаляемая электрическим током нихромовая проволока.

Начинающим моделистам удобнее всего размечать контуры деталей по предварительно изготовленным шаблонам из плотного картона, ну а ребята постарше могут воспользоваться методом перенесения конфигурации деталей с чертежа на пенопласт и фанеру с помощью копировальной бумаги. Чтобы чертеж при этом не портился, его имеет смысл предохранить полиэтиленовой пленкой.

Изготовление модели начинается с разметки на 3-мм листе пенопласта с габаритами 300×210 мм контуров деталей модели. Работа эта должна проводиться с максимальной точностью - от этого зависят летные качества полукопии. Носовая часть размечается на листе 3-мм фанеры. Следует учесть, что для модели требуются двойной комплект консолей крыла и боковин фюзеляжа и шесть комплектов пилонов подвески вооружения.

1 - консоли крыла; 2 - боковины фюзеляжа; 3 - верхняя часть фюзеляжа; 4 - нижняя часть фюзеляжа; 5- половины стабилизатора; 6- киль; 7- перегородка; 8- гаргрот; 9 - носовая часть фюзеляжа; 10 - пилоны подвески вооружения (6 шт.)

Основные детали модели (нумерация деталей соответствует позициям сборочной схемы)

Следующая операция - вырезка острым скальпелем по разметке всех пенопластовых деталей. При этом желательно пользоваться металлической линейкой. Начинающим моделистам эту операцию лучше выполнять ножницами. Торцы вырезанных деталей необходимо выровнять шкуркой.

Самая сложная и трудоемкая часть модели - носовая: она выпиливается лобзиком из 3-мм фанеры и обрабатывается напильником и шкуркой. Паз для зацепления резинки катапульты запуска модели не должен иметь острых кромок, в противном случае резина на них быстро перетрется.

Сборка пенопластовых частей осуществляется на клее ПВА с использованием для временной фиксации деталей друг относительно друга обычных портновских булавок. Именно таким образом сначала приклеивается стабилизатор к верхней части фюзеляжа. Если клей густоват, то перед работой его следует немного разбавить водой для лучшего промазывания поверхностей.

Боковины и верхние части мотогондол соединяются булавками, после чего стыки изнутри промазываются клеем. На торце., нижних частей мотогондол наносится клей, и они вклеиваются между боковинами с фиксацией их между собой булавками.

Далее нужно выбрать необходимую стреловидность поворотных (на прототипе) консолей крыла и приклеить их к центроплану, вставив корневые их части в прорези в боковинах фюзеляжа, после чего вклеить перемычку в середину хвостовой части фюзеляжа.

После окончательного высыхания клея технологические булавки, которыми фиксировались склеиваемые детали, извлекаются, а носовой элемент модели стыкуется с коробкой фюзеляжа и стыки аккуратно промазываются изнутри клеем ПВА.

В задней части фюзеляжа приклеивается киль с временной фиксацией его все теми же булавками. Поверх фюзеляжа модели приклеивается гаргрот, вырезанный также из пенопластовой полоски. После высыхания клея на свои места в соответствии со сборочной схемой модели устанавливаются пилоны подвески вооружения

Отделка модели. Как уже упоминалось, метательная модель представляет собой по-лукопию современного сверхзвукового бомбардировщика, поэтому желательно окрасить ее в соответствии с окраской самолета-прототипа. Рекомендуем использовать для этого несмываемые фломастеры-маркеры, с помощью которых можно изобразить контуры элеронов, закрылков, руля направления, технологические стыки, воздухозаборники, а также звезды и бортовые номера.

Для большей копийности можно окрашивать модель нитроэмалью светло-синего цвета аэрографом. Лучше всего делать это в специальном проветриваемом помещении или на открытом воздухе, вдали от огня. При пользовании аэрографом, заправленным нитроэмалью, рекомендуется держать его на расстоянии 150-200 мм от модели для того, чтобы не допустить растворения пенопласта; краску при этом следует разводить только ацетоном.

Балансировка модели. На сборочной схеме полукопии указано положение ее центра тяжести (ЦТ), гарантирующее устойчивый полет модели, имеющей стреловидность консолей крыла 35°. При изменении стреловидности в большую или меньшую сторону центровка подбирается экспериментально с помощью пластилина, добавляемого в носовую или хвостовую часть самолета.

Регулировка и запуск модели. Перед запуском с катапульты модель следует отрегулировать в планирующих испытательных полетах с руки. Если модель устойчиво планирует и дальность полета составляет при этом 10-15 м, то ее можно запускать с катапульты. Катапульта представляет собой кольцо из резиновой нити сечением 2×1 и длиной 400 мм. Связав кольцо, зажмите пальцами узелок. Другой рукой возьмите модель за хвостовую часть и, оттянув ее, отпустите. Если модель хорошо собрана, то сразу после удачного запуска она должна сделать или петлю Нестерова, или «иммельман-полупеглю» и эффектно приземлиться.

Возможные недостатки планирования устраняются отгибанием задних кромок киля и стабилизатора. Меняя стреловидность крыла и углы отклонения кромок хвостового оперения, можно заставить модель выполнять фигуры высшего пилотажа - такие, как «бочка», «петля», «иммельман», «колокол» и другие.

А - при пикировании задние кромки лопастей стабилизаторов отгибаются вверх; Б - при кабрировании задние кромки лопастей стабилизаторов отгибаются вниз; В - избавиться от левого крена поможет отгибание вниз задней кромки крыла левой консоли; Г- в нормальном полете модель устойчиво планирует на расстояние 10-15 м; Д - отрегулированная модель запускается с помощью катапульты из резиновой нити

По типу модели Су-24 в нашей лаборатории были разработаны и изготовлены метательные полукопии самолетов МиГ-29, Су-27, МиГ-25, Р-18 и Р-16. Все они имеют различные размеры и массу, однако их объединяют эффектный полет, привлекательный внешний вид и простота изготовления.

Для развития конструкторских способностей начинающих моделистов на базе этих моделей можно разрабатывать экспериментальные копии различных схем: бесхвосток, летающего крыла, утки и других.

В соревнованиях моделистов с моделями-полукопиями оцениваются копийность, время полета, чистота выполнения фигур высшего пилотажа и оригинальность разработки (для экспериментальных моделей).

В заключение необходимо заметить, что можно делать и более крупные модели, увеличивая для этого в полтора раза линейные размеры. При этом можно использовать 5-мм пластины, заготовленные с помощью терморезака из вполне доступного упаковочного пенопласта.

Технические данные модели-полукопии самолета Су-24
Размах крыла, мм;
при угле стреловидности 15° …. 280
при угле стреловидности 68°….. 210
при угле стреловидности 35°….. 260
Длина, мм………………………………. 285
Высота, мм…………………………….. 80
Масса модели, г……………………… 20

С. КОЛОНСКОВ, педагог дополнительного образования высшей категории ЦДЮТТ, г. Рыбинск

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.