Конспекты занятий по обучению грамоте в группе предшкольной подготовки "грамотейка". Конспект занятия по грамоте (класс предшкольной подготовки) Тема: Звуки,

Цели: развивать коммуникативные умения, умение сотрудничать со сверстниками и учителем; формировать некоторые приемы учебно-познавательной деятельности, увеличивать объем памяти и внимания; развивать любознательность.

Оборудование: запись песни «Вместе весело шагать по просторам», раздаточный материал с изображением варежек, времен года, колокольчик.

(занятие рассчитано на 60 минут с перерывом для отдыха)

Ход занятия.

Организационный момент.
Всем доброго дня, мы начинаем наше занятие. Давайте вместе скажем волшебные слова.
— Раз, два, три – слушай и смотри!
— Три, два, раз – мы начнем сейчас!

Актуализация знаний.
Давайте вспомним, какие правила поведения в школе, на уроках мы изучили?
Для чего нам нужно соблюдать эти правила?
Зачем нужна человеку школа?

Постановка проблемы.
А сейчас я хочу, что бы вы послушали фрагмент песенки «Вместе весело шагать по просторам и, конечно, припевать лучше хором».
— Вы прослушали песенку, скажите, что весело вместе делать?
— Ребята, ответьте любите ли вы играть в одиночку?
-А любите ли вы оставаться дома одни — без мамы, без папы?
— Вот сегодня мы будем учиться работать вместе, дружно.

Игра «Выбери пару по сигналу»

Я сейчас позвоню в колокольчик, а вы должны выбрать себе пару для игры на переменке. Оглядитесь вокруг, посмотрите друг на друга. Готовы? Тогда даю сигнал!
— Почему вы образовали именно такие пары? Объясните.
-С кем бы вам хотелось поиграть? Были ли такие, что не хотели выбирать себе пару? —Объясните, почему вам было трудно определиться в выборе?
-Действительно, не зная друг друга сложно определиться в выборе. Для того что бы создать пару нужны общие интересы, дела.
– Как же нам поступить, как же нам узнать друг друга получше? Хотите это сделать? Я сейчас буду передавать колокольчик, у кого в руках он окажется, тот должен рассказать о себе, как зовут, что любит.
– Дети, чему мы с вами учились в этой игре?
Вывод: Мы должны внимательнее присмотреться друг к другу, уважать интересы других детей. Конечно, за одно занятие нам тяжело узнать характер каждого, но впереди у нас еще много времени, что бы поближе разглядеть одноклассников.
Прошу всех пройти к своим местам, за парту.

Решение проблемной ситуации.

Игра «Разноцветные варежки» (игра взята из публикации «Введение в школьную жизнь» Цукермана)

Сейчас мы проведём игру «Разноцветные варежки». Дети, сколько всего варежек? Пара. Вот и играть мы будем с вами парами. Так как мы еще плохо знаем друг друга, то пары определим соседством по парте. Нам потребуется один набор карандашей. Перед вами лежит рисунок из пары только одной варежки. Посмотрите, какие они не красивые — бесцветные, без украшений. Ваша задача — договориться с соседом по парте, выбрать какой рисунок вы будете рисовать. Раскрашивать нужно каждому свою картинку, но узоры должны быть у вас похожие, одинаковые. Поднимите руку те, кто понял это задание? Тогда начинаем работу.
-Давайте посмотрим, получились ли у вас в парах похожие рисунки на варежках. Молодцы, вы поработали дружно.
Работа с раздаточным материалом.
— Как мы с вами работали (в парах) А чего в жизни бывает в парах? Носки, перчатки, варежки, ботинки… А как по другому сказать пара? Правильно это 2. Найдите на рисунке и раскрасьте те предметы, которых по два.

Какие картинки вы раскрасили? Чего же у вас получилось два?
На занятия иногда будем работать парами, иногда группами, но чаще приходится работать самому. Вот теперь следущее задание индивидуально, то есть будет каждый работать сам. У вас на столе листик с заданием.

— Посмотрите, на картинку, какие видите времена года? Поработайте с картинкой, на которой изображено время года, когда нам потребуются такие варежки. Это….зима.
-А теперь найдите картинку, на которой изображено время года, которое соответствует нашему дню. Это….весна.
— А теперь обведите линии на картинке, где изображено время года, когда можно ходить на речку купаться. Это…лето.
— А теперь то время, когда вы придете в школу и назоветесь первоклассниками. Это…осень.

Работа с геометрическими фигурами

Рассмотрите геометрические фигуры на своем столе, расположите их так, чтобы у вас получилась картинка. У детей на столе одинаковй набор из геометрических фигур для аппликации «черепашка». Ребята в произвольном порядке выкладывают фигуры, создавая любую картинку.
Какие же вы молодцы, у кого то получилась машинка, у кого-то домик, а кто-то и кораблик построил. У всех у вас разные картинки получились, а сейчас мы с вами изготовим одну картинку.

Послушайте стихотворение, то о ком пойдет речь и будет изображен на аппликации.

Едет домик по дорожке,
Едет вдоль овражка,
А под ним четыре ножки.
Это…
Черепашка!
Догадались о ком пойдет речь? Что вы знаете интересного об этом животном?

А теперь ваше внимание на доску, кого вы видите на аппликации? (Черепаху)

Попробуйте разложить фигуры на альбомном листе, чтобы и у вас получилась такая же черепашка. Получилось? Теперь нам потребуется клей, что бы эти фигуры зафиксировать на альбомном листе.

Интересные факты:

Черепашка долгожитель — может прожить более 100 лет.
Общаясь с людьми, черепахи могут запомнить их лица.

Итог занятия.
— Чему мы с вами учились сегодня? Как мы работали?

Дата: Грамота.

Тема: «Звук [а]. Буквы А, а»

Цель:

    учить выделять звук [а] в словах, находить его место (начало, середина, конец слова);

    дать понятие «гласный» звук;

    дифференцировать понятия «звук» - «буква»;

    познакомить с правилом написания большой буквы;

    совершенствовать навыки слого-звукового анализа, постановки ударе ния;

    закрепить знания о предложении;

    развивать речевой слух, зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику; воспитывать самостоятельность, активность, умение делать логические выводы.

Ход занятия

1. На этом уроке у нас будет помощник. А кто, вы угадайте.

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

Он известен, знаменит,

Это доктор... (Айболит).

По сюжетному рисунку составляется рассказ про Айболита, который лечит животных. Содержание рассказа дополняется ответами на вопросы: Под каким деревом сидит доктор? Какая птица нарисована рядом? Какие цветы растут под деревом?

    Что записано под рисунком? (Предложения)

    Чем различаются эти предложения? (В конце предложений стоят раз
    личные знаки препинания.) Предложения должны произноситься с разной
    интонацией.

    В каких случаях люди произносят эти предложения? (Дети разыгрывают
    по парам эти маленькие сценки, предварительно распределив роли.)

Из составленного рассказа выделяется предложение, состоящее из трех слов, например: Айболит вылечил верблюда. Это предложение соотносится со схемой, которую воспитатель чертит на доске. Какое слово первое? Айболит. Второе? Вылечил. Третье? Верблюда.

П. 1. С какого звука начинается имя доктора? (Со звука [а])

- Как вы думаете, какова же тема нашего урока? («Звук [а], буквы А, а»)

    Вот и первое задание от нашего доктора, а за каждый правильный
    ответ доктор дает витамин. Кто хочет быть здоровым и получить витамины?
    (Учитель раздает красные фишки из коробки, на которой написано «Вита
    мин А».)

    Назовите картинки, которые вы видите. (Овца, коза, аисты)

    Найдите лишнее слово по нескольким признакам (Из данных слов
    можно исключить слово аисты. Аисты ~ это птицы, а овца и коза - домашние
    животные. Слово аисты обозначает много предметов, а слова овца и коза - один
    предмет. В слове аисты ударение падает на первый слог, а в словах овца и
    коза - на второй. В слове аисты пять звуков, а в словах овца и коза по четыре
    звука. В слове аисты три слога, а в словах овца и коза по два.)

2. Артикуляция звука. Произнесите слово аисты. Назовите первый звук:
[а]. Произнесите несколько раз звук [а]. Когда мы произносим звук [а], то рот
широко открыт, язык лежит за нижними зубами. Звук произносится с голосом.
Воздушная струя не встречает на своем пути преград. Звуки, которые произ носятся с голосом и не встречают во рту преград, будем называть гласными. Квадратики в звуковых схемах, которые обозначают гласные звуки, будем обо значать красным цветом.

3. Характеристика звука. Звук [а] - гласный. Приведите примеры слов, начинающихся со звука [а]. А вот и наш любимый доктор Айболит. Он занят своим очень важным делом - лечит зверей. Вот и еще одно задание от нашего доктора. Айболит хочет проверить, хорошо ли слышат ушки ребят. Произнесите названия животных, в которых есть звук [а], обведите.

III . 1. С каким звуком мы сегодня познакомились?

( Со звуком [а].) Я вам покажу знак-букву, которым обозначается звук [а]. (Показ буквы)

- Чем отличается звук [а] и буква А? Звук мы сказали, т.е. произнесли и
услышали, а букву написали и увидели. Звуки мы слышим и произносим, а буквы
мы видим и пишем.

Физминутка «Аист».

2. Анализ образа буквы «А, а» - печатная, двух видов: большая и ма ленькая. Для чего нужна большая буква? С большой буквы пишутся имена и фамилии людей. Первое слово в предложении также пишется с большой буквы (поэтому мы обозначаем его прямоугольником с черточкой).

IV . 1. Рассмотрите подпись под рисунком (с. 24). Прочитать гласные
буквы, это значит, надо их назвать. Индивидуально и хором читают предложе
ния А-а-а! А-а-а. Объясняют их смысл и находят нужную интонацию. (Айболит
просит зверей открыть рот и произнести: «А-а-а!». У акулы болят зубы, и она
произносит монотонно «А-а-а. А-а-а.»)

2. А как он лечит зверей? (Дает лекарство и витамины.) Кто хочет быть здоровым, должен получать витамины. А вы знаете, какой витамин очень полезен для глаз и укрепляет зрение? Это витамин А. А где его можно найти, давайте посмотрим на рисунки (арбуз, ананас, абрикос).

- Как назвать одним словом? (Фрукты)

3. Вот и следующее задание от нашего доктора:

    Соедините рисунки со звуко-буквенными схемами.

    Сколько слогов в каждом слове? (Дети выделяют в тетради.)

    В каждом ли слоге есть звук [а]?

    Поставьте ударение в словах.

    В каких словах слог со звуком [а] является ударным?

    Чем отличаются эти схемы от тех, которые встречались на предыдущих
    страницах? (К звуковым схемам слов присоединились буквы.)

    По мере знакомства с буквами эти схемы будут заполняться все больше
    и больше, и наконец, мы сможем прочитать все слово, записанное буквами, а
    пока вместо них стоят пустые клеточки.

    Итак, мы познакомились с буквой «а», которая может быть частью слова
    II даже встречаться в слове несколько раз.

V . Выполнение упражнений по подготовке детей к письму.

    Раскрасить картинку.

2.Чтение стихотворения В. Измайлова «Как появились буквы».

3. Печатанье букв А, а в тетради. Преподаватель рассматривает с деть ми букву, спрашивает: Сколько элементов в большой букве? (Три) Какие 1ИСМЦНТЫ? (Палочки) Все ли палочки одинаковые? (Нет. Две палочки длинные, одна- короткая.) Сколько элементов в маленькой букве? (Два) Какие элементы? (Прямая с закруглением вверху и внизу, овал.)

4. Выполнение логических заданий.

VI . Итог:

    С какой буквой познакомились? (А)

    Какой звук обозначает гласная буква А? (Гласный звук [а])

    Чем отличаются звуки и буквы?

    Придумайте слова со звуком [а] в начале (середине, конце).

Ирина Ивановна Мирная
Открытое занятие по обучению грамоте для класса предшкольной подготовки.

Открытое занятие .

Область :Коммуникация

Подобласть : Основы грамоты и письма .

Путешествие по сказке «Царевна -лягушка» .

Тема : Повторение.

Цель : Продолжать учить детей составлять предложения и записывать схематично.

Развивать умение проводить звуковой анализ, умение читать по слогам.

Развивать мыслительные процессы мышление, речь, память. Воспитывать интерес к занятию

Место проведения : Мультимедийный кабинет.

Методы : Игра, объяснение, чтение, показ.

Слеметсіздер ме! (Здравствуйте)

Круг (шебер) приветствия.

Амансы ба, Жер!

Амансы ба, Кн!

Амансы ба, Дос!

Амансы ба, бл Мен!

Мы отправляемся с вами в сказку «Царевна –лягушка» .

(Читают дети) . 1. слайд

В некотором царстве, государстве жил был царь, и было у него три

Позвал их царь и сказал :

Сынки мои любезные, пока я еще не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат.

Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте : куда стрелы упадут, там и судьба ваша.

Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули луки и выстрелили. У старшего сына стрела упала на боярский двор, подняла стрелу боярская дочь. У среднего сына упала стрела на широкий купеческий двор, подняла ее купеческая дочь. А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает куда.

Ребята,нужно помочь Ивану-царевичу, найти стрелу.

1. Задание на доске написаны слова- перевертыши их нужно прочитать и мы узнаем, куда упала стрела и кто ее словил от-ол-об, ак- шуг-ял (болото лягушка) .

1. Теперь ответьте из чего состоит слово (звуков) .

2. Какие бывают звуки? (гласные, согласные, мягкие и твердые) .

Проведем звуковой анализ слова болото(6 звуков, 3 гласных,3согласных)

ставим ударение).

(Один ребенок работает у доски, остальные в тетрадях) .

Вос. Открываем рабочие тетради , от последней работы отступаем две клеточки вниз в третьей ставим точку, от точки в правую сторону начинаем работать.

Сколько слогов?

Мы знаем правила

Сколько в слове гласных,столько и слогов это знает каждый из учеников.

Ставим ударение.

Увидел Иванушка лягушку, опечалился, да делать нечего.

Завернул лягушку в платок.

2 Задание

Составьте предложения

со словом лягушка и запишите схематично.

Как начинам писать предложение , с большой буквы в конце ставим точку.

(Один ребенок работает у доски, остальные в тетради) .

Позвал царь сыновей :

Пускай ваши жены испекут мне к завтрему хлеб. Хочу узнать, которая лучше стряпает.

Иван-царевич голову повесил, пришел домой. Лягушка его спрашивает :

Что закручинился? Он отвечает :

Надо к завтрему испечь царю хлеб.

Не тужи, Иван-царевич, лучше ложись спать, утро вечера мудренее.

А лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила лягушечью кожу, обернулась Василисой Премудрой,пошла

хлеб печь. Иван притворился, что спит, и сжег кожу. Василиса Премудрая заплакала и сказала :

Иван-царевич, зачем ты кожу сжёг? Налетел ветер и унес Василису к Кощею бессмертному.

7. слайд 3. Задание (Дети читают с доки) .

Просит их Лягушка –царевна : Помогите! Ивану дорогу укажите.

8. слайд 4. Задание (Читают с доски) .

Шёл Иван устал.

Сел под дерево.

Вос. Мы ребята тоже с вами устали, давайте отдохнем и сделаем физминутку.

Трыдар- встаньте

После физминутки прошу детей отырыдар- сядите.

(Видео физминутка) .

9. слайд 5. Задание

Вос. Загадывает загадку.

Бурый, косолапый

По лесу бредёт.

Любит "одолжить" он. У лесных пчёл мёд. (Медведь)

Раскачал, медведь дерево упал сундук, вылетела из сундука утка. Целился Иван в нее из лука,но не смог попасть заколдованная она. Мы должны ему помочь.

10. слайд 6. Задание

Ира, Саша, Миша, Шура. (Дети читают слова) .

Наташа, Маша, Рома.

Вос. Почему эти слова пишем с большой буквы? (Ответы) .

Правило, имена пишутся с заглавной буквы.

Вос. Молодцы! Правильно. Подстрелил,царевич утку и выпало из утки яйцо золотое.

11. слайд 7. Задание

Вос. Загадывает загадку.

Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом - такая злюка!

Конечно, это… щука.

12. слайд 8. Задание

Вос Щука держит в зубах яйцо золотое,отдала щука яйцо царевичу. Бил он яйцо бил не смог разбить, наша помощь ему нужна.

Вос. Загадывает загадку.

Маленького роста я, Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу. Игла

Вот игла, где смерть Кощеева спрятана. Хотел Иван иглу переломить, да никак не может.

Еще одно задание выполнить нужно.

13. слайд 9. Задание

Шина, жир, рак,

мыши, мак, живут.

Вос. Назовите слова, в которых спряталось правило. Жи-Ши пиши с буквой и.

Разломил Иван иголку. И разрушилось царство кощеево.

Выбежала к нему Василиса Премудрая поцеловала его в уста сахарные воротились домой и зажили они

долго и счастливо до глубокой старости.

Вос. Ребята, это вы помогли Ивану Василису Премудрую найти и расколдовать.

Хвалю детей Какое У нас сейчас было занятее , что вам больше всего понравилось?

Итог занятия .

Обучение грамоте

Тема: Звук и буква Г

Цель: Цели: продолжить изучение букв русского алфавита; познакомить учащихся с новыми звуками [г], [г’] и буквами Г, г, обозначающие эти звуки на письме; формировать навыки чтения; совершенствовать навыки слого- звукового и звуко – буквенного анализа слов; способствовать развитию мышления, речи, фонематического слуха, способности воспринимать и понимать прочитанное; воспитывать интерес к учению и чтению.

Ход занятия

Организационный момент
Долгожданный дан звонок. На уроке не дремать,
Он позвал нас на урок! Знания быстрей хватать.
Все садитесь тихо, дети, Чтобы не было мороки,
Договариваемся не шуметь, Все ли вы готовы к уроку?
Руку красиво поднимать, Тогда, время не тратя даром,
Чётко, ладно отвечать, Мы урок обучения грамоте начинаем.

Сообщение темы и целей урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками и буквами, которые их обозначают, будем читать слоги и слова с новыми буквами.

Повторение пройденного материала

- С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? Характеристика звука.

Изучение нового материала

Загадки:

Застучало, зашуршало,
Зашумело под столом…
В красной шапке, с бородою,
Скатерть отодвинул…(гном).

Длинная шея, красные лапки,
Щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь)

- Кто это? Как догадались? Как гогочут гуси?
Произнесём слова отгадки и послушаем их.
Все ли звуки нам знакомы? Какой звук незнаком?

Сегодня на уроке я предлагаю поиграть в исследователей. Мы будем исследовать звук Г и давать ему характеристику.

Характеристика звука: Согласный, твердый, мягкий, звонкий.

Составить звуковую модель к слову «гусь». (один ученик работает у доски ). Проверьте, такая ли у вас модель получилась? Сколько слогов в слове «гусь»? Почему?
Молодцы! Умеете составлять звуковую схему слова.

Послушайте стихотворение С. Маршака, постарайтесь запомнить слова со звуками [г], [г’].
Вот гуси с выводком гусят
Галдят, шипят, как змеи.
Грузовику они грозят,
Вытягивая шеи.
Но не страшна грузовику
Гусей горластых стая.
Гудком грозит он гусаку,
Дорогу расчищая.
Какие слова с новыми звуками запомнили?
Молодцы! Все были внимательными и правильно запомнили слова с новыми звуками.

Звуковой анализ слова: Гитара

Все мы очень любим слушать
Как поёт у нас Тамара,
И в руках её послушна
Шестиструнная... (гитара)

Физкультминутка.
Знакомство с новыми буквами.
Учитель. На письме звуки [г] и [г’] обозначают буквой «гэ». Это печатные буквы «гэ».
Почему их две? На что похожа буква «гэ»?

Перед вами буква Г Букву на плечах носил,
Стоит, подобно кочерге. На лугу траву косил.

Г – крючок обыкновенный, Г схожа с цаплею по виду
Но в труде помощник верный. И на одной ноге стоит.

Прописывание в воздухе буквы «гэ» и печатание в тетрадях.

Чтение слов и слогов.

Итог урока
Молодцы, ребята! Наш урок подошёл к концу.
Что нового, интересного узнали на уроке? Чему учились?

Занятие 1

Ход занятия

I. Вступление

Звучит музыка песни "АБВГДейка".

Учитель. Вы все сегодня стали учениками школы "Абвгдейка". У нас хотя и маленькая, но уже школа. А в школе есть свои правила. Хотите узнать, какие?

Дети. Да.

. Ответить хочешь – не шуми.
А только руку подними.
Ответить хочешь – надо встать,
Когда же сесть позволят – сядь.
Парта – это не кровать
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.

Звенит колокольчик.

II. Развитие речи

У. Сегодня мы с вами отправимся в одну всем вам известную сказку. А что это за сказка, помогут догадаться слова "Тянет-потянет, вытянуть не может". Давайте вспомним героев этой сказки.

Дети называют героев сказки, а учитель в это время достает кукол из кукольного набора.

– Сейчас у нас будет кукольный спектакль, а вы станете артистами. Артисты должны не стесняться, говорить громко, четко.

Дети проигрывают сказку.

– Почему семья вытащила репку?

Д. Потому что работала дружно.

III. Игра на развитие внимания и двигательной памяти

У. Если я говорю "бабка" – то вы "вяжете", если говорю "внучка" – подпрыгиваете, если "дедка" – "рубите дрова", если "кошка"– умываетесь, если "Жучка"– лаете, если "мышка"– то пищите.

Сначала учитель говорит и показывает движения верно, а затем начинает путать. Говорит "бабка", а сам подпрыгивает.

IV. Моделирование (практическая работа)

У. Давайте попробуем изобразить героев при помощи схем. Репку мы покажем желтым треугольником, а остальных героев – отрезками разной длины.

Еще раз повторяется сказка, но в более сокращенном варианте. Затем дети сами рассказывают сказку, оперируя моделями.

V. Постановка руки

У. Сейчас мы отправимся в гости к дедке и бабке. Но пройти к ним непросто. Открываем тетрадь со словами:

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Карандашик так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Вы видите в тетради дорожку. Она достаточно узкая. Ваша задача – пройти по тропке, не выходя за ее границы. А для того чтобы ваши пальчики слушались, их надо разогреть.

Выполняется массаж пальчиков.

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный, и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, непоседливый самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

VI. Перемена "Кот на крыше" (автоматизация звука "ш-ш-ш-ш")

На скамейке сидит ребенок с закрытыми глазами. Он "кот". Остальные дети – "мышки". Они тихонько подходят к коту и, грозя друг другу пальцем, говорят вполголоса:

Тише, мыши, тише, мыши!
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись.

Кот просыпается, говорит: "Мяу". Вскакивает и гонится за мышами.

VII. Математика

На доске рисунки с героями сказки "Репка".

У. Давайте сосчитаем героев нашей сказки. Сколько всего героев?

Д. Шесть.

VIII. Пространственная ориентировка

У. Кто стоит первым?

Д. Дед.

У. Кто между бабкой и Жучкой?

Д. Внучка.

У. Перед внучкой?

Д. Бабка.

У. Положите перед собой столько кружочков, сколько героев в этой сказке.

Дети выкладывают шесть кружочков.

У. Мышка убежала. Сколько героев осталось?

Д. Пять.

У. А теперь снова прибежала. Сколько героев стало?

Д. Шесть.

IХ. Развитие внимания и памяти

У. Запомните, кто за кем стоит.

На доске:

– А теперь закройте глаза.

Дети кладут головы на парты и закрывают глаза. В это время учитель меняет героев местами. Дети поднимают головы и говорят, что изменилось.

Х. Решение стихотворных задач

Оказывается, у кошки есть три котенка.

У кошки три котенка.
Они мяучат громко.
В лукошко мы глядим:
Куда пропал один?

Вдруг видим: из-под лавки
Его выносит кошка.
Он первым встал на лапки
И вылез из лукошка.

А сколько котят еще не умеют ходить?

Д. Два.

Хорошо мы потрудились,
Рисовали и резвились,
Но прощаться нам пора,
До свиданья, детвора!

На память о занятии дети получают, картинку с героями сказки "Репка".

ХI. Домашнее задание У. Раскрасьте картинку.

ЗАНЯТИЕ 2

Ход занятия

I. Вступление

Учитель. К вам в гости пришел мишка-Топтыжка. Он хочет вас пригласить в один чудесный дом.

В этом доме чудеса:
Много парт, звонок – оса.
Прозвенел и тишина.
Начинать урок пора.
Что это?

Дети. Школа.

II. Формирование грамматического строя речи. Понятие о слове

Учитель читает загадку, дети называют отгадку. Учитель прикрепляет картинку с отгадкой на доску, рядом написано слово.

Кто вас встретит у порога
И научит вас писать,
Прочитает книжек много
И поставит всем вам "5"?

Д. Учитель.

Вы теперь не просто дети,
Вы теперь... (ученики ),
Форму новую надели,
Завязали все шнурки.

Д. Ученики.

Со мною в дождик и в метель
Шагает в школу мой... (портфель )
Зимой он книжками набит,
А летом пуст и крепко спит.

Д. Портфель.

У. Предметы могут быть живыми и неживыми. Живые отвечают на вопрос кто ?, а неживые – на вопрос что ?

III. Игры на внимание

Игра "Возьмем – не возьмем?"

Учитель показывает предметы, а дети хлопают в ладоши, если это школьные принадлежности.

Предметы для показа: ручка, альбом, хлопушка, карандаш, резинка, пистолет, пенал, учебник.

Игра "Что изменилось?"

Дети рассматривают предметы, затем опускают головы на парты. Учитель в это время меняет предметы местами. Дети угадывают, что изменилось.

IV. Математика. Счет предметов

Дети считают сначала по порядку, затем начинают счет со второго, затем с третьего предмета, а после делают вывод: результат счета не зависит от порядка.

V. Двигательная память

На доске рисунки школьных принадлежностей. Если учитель показывает на ручку – то дети встают прямо, как солдатики. Если на альбом – руки в стороны, если на карандаш – руки вверх, на резинку – присесть, на пенал – руки вперед-назад, на учебник – прыжки.

VI. Постановка руки

То я в клетку, то в линейку,
Написать по мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать,
Называюсь я...

Д. Тетрадь.

Перед детьми лежит лист, согнутый пополам, как тетрадь. Учитель поясняет, что такое лист, страница, клетка.

Дети показывают верхний правый и левый углы, нижний левый и правый углы. Обводят клетку, ставят в верхнем правом углу кружок, в нижнем левом углу – треугольник, в середине страницы рисуют квадрат.

VII. Подвижная игра "У медведя во бору" (автоматизация звука [р])

У медведя во бору грибы, ягоды беру.
А медведь не спит, а медведь рычит.

Когда медведь начинает "рычать", дети убегают.

VIII. Развитие мышления

Игра "Перестановки"

У. Сегодня мы познакомимся с игрой, которая называется "Перестановки". Посмотрите, в нижнем ряду карточки стоят в кармашках подряд, а в верхнем ряду – по другому. Нужно отгадать, какая карточка поменяла кармашек.

Игра "Вопрос – ответ"

Учитель задает вопрос и кидает ребенку мишку, ребенок отвечает на вопрос и бросает игрушку назад.

Как в школе нужно обращаться к учительнице?

Если тебе нужно о чем-нибудь спросить учительницу, как ты поступишь?

Если тебе во время урока понадобится выйти в туалет, что ты скажешь?

Что такое урок?

Как ты узнаешь, что пора идти на урок?

Для чего нужна перемена?

Как в школе называется комната, где учатся дети?

Как в школе называется стол, за которым дети сидят?

Где пишет учитель, когда объясняет задание?

Что такое отметка?

Какие отметки плохие, а какие хорошие?

Что такое каникулы?

Какие бывают каникулы?

После игры учитель задает домашнее задание и прощается до следующего занятия.