Промысел Гжель – история, посуда и вышивка. Гжель — от XVII века до наших дней

Как ни странно, гжельская роспись не является на самом деле традиционно русским искусством. Петр I увидел нечто подобное, когда побывал за границей и решил скопировать увиденную технику в России. Для этого он приказал построить специальные поселения, в которых жили и тренировались бушующие художники. На гжельских заводах заимствованная техника смешалась с русским духом и национальными орнаментами. Она быстро стала популярной как в стране, так и за рубежом и стала внушительной частью экспортной продукции. Это искусство стало настолько престижным, что многие владельцы фабрик захотели переквалифицироваться из управляющих в ремесленников, занимающихся росписью.

Настоящая гжельская посуда делается из фарфора и фаянса. Начинающим конечно лучше сначала потренироваться на одноразовой бумажной посуде. Для рисования по ней хорошо подойдет гуашь. Если вы собираетесь использовать посуду по назначению, используйте несмываемые краски для керамики.

Какие орнаменты считаются гжельской росписью?

Типичный набор рисунков включал в себя русских животных, цветы, предметы национального быта (самовар, матрешки), комические сценки из жизни русской деревни (катание на санках), сценки из русских сказок (Иван-Царевич на сером волке). Один из любимых сюжетов мастеров: в центре большого блюда изображена гордая птица, например журавль или цапля. Основное изображение дополнено схематичным изображением природы или архитектуры на заднем плане. На краях блюда сделан цветочный орнамент.

Мало кто знает, что гжельские мастера специально создавали на экспорт по заказу японцев посуду для чайных церемоний, пиалы и фарфоровые фигурки.

Техника гжельского рисунка напоминает японскую живопись тушью. Красота картинки зависит не от детальной прорисовки, а от умения нанести интересный штрих и сделать красивый переход оттенков. Для того, чтобы сделать штрих с переходным оттенком, используйте одновременно на кисти краски двух цветов - белого и синего. Сначала обмакните кисть в белую гуашь, потом опустите ее кончик в синюю краску. Проведите по бумаге - получится штрих неоднородного цвета. Экспериментируйте с разбавлением краски, получая разные оттенки. Для такого мазка хорошо подойдет широкая твердая кисть в форме лопатки.

Рассмотрим основные элементы гжельских узоров - точки, штрихи и линии.

1. Орнамент-сеточка. Проведите очень тонкие линии темно-синим цветом и нарисуйте внутри полученных ячеек круги или квадраты.

2 Линии для создания ободка тарелки. Обычно это волнистые линии с мягкими завитками, от которых отходят в стороны точки, ботанические орнаменты. Никаких острых углов.

3. Узоры, составленные из множества маленьких штрихов в виде капли. Таким способом обычно рисуются цветы и листья. Капли могут быть как одноцветные, так и переходного цвета.

Попробуйте нарисовать на тарелке большой сказочный цветок, сначала сделав большие штрихи как основу и постепенно добавляя мелкие детали.

Алена Чуприна

Мастер -класс для воспитателей (изобразительное творчество) по теме «Гжель-синяя сказка » .

Место проведения : МДОУ д/с №10 г. Подольск.

Целевая аудитория : Воспитатели всех групп МДОУ д/с №10.

Количество участников : 11 человек.

Цели : повышение профессионального уровня педагогов .

Задачи : - знакомство воспитателей с историей промысла Гжель ;

Ознакомление с инструментами и особенностями нанесения краски при росписи Гжель ;

Повышение профессионального уровня педагогов ;

Формирование положительного эмоционального фона, психологический отдых.

Оборудование : белые альбомные листы, кисти разного диаметра и назначения (толстая круглая, средняя заостренная (для примакивания, тонкая контурная, синяя гуашь на палитре, стаканчики с водой, доска для показа образца рисования,образцы рисунков.

Гжель

Незатейливый узор из оттенков краски,

Глина белая, фарфор – атрибуты сказки!

Словно детская рука на кусочках глины

Рисовала в три мазка синие картины.

Чашек круглые бока расписав в колечки,

В лепестки и облака – изразцы для печки,

Голубые кружева, кобальтовый иней,

Будто вьюга намела завитушки линий.

Налепила для игры синие фигурки,

Для забавы детворы, зайцев и свистульки.

Скрыта в лёгкости мазка тайна чудо - глины.

На Руси живёт века промысел старинный.

Поколенья мастеров бело-синей Гжели –

Чародеи двух цветов, наши Боттичелли!

Ход занятия : Уважаемые коллеги, Гжель - село , название которого стало узнаваемым символом неповторимого искусства и народного мастерства . Также гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.

В селе ведется добыча глин, которые используются для производства посуды. Изначально, из гжельской глины создавали аптекарские сосуды, по указу 1663 года царя Алексея Михайловича «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам».

История промысла начинается с XVIII века. Мастера Гжели делали обычную посуду, кирпич, изразцы для печей, детские игрушки. Все это пользовалось спросом в Москве (везти было недалеко и качество было очень хорошее) . Умельцы делали из глины все, что необходимо в быту хозяйке - кувшины, миски, тарелки, квасники и т. д. Расписывалось все это великолепие в стиле Майолика

Работа требовала большого терпения и мастерства - роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев. Многие образцы хранятся теперь в коллекциях Эрмитажа,Государственном объединенном Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее, Останкинском дворце-музее творчества крепостных, Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева и многих других.

Роспись сосудов дополняли скульптурные фигурки людей, птиц, животных. Такой метод открывал широкий путь фантазии мастеров . Кувшины, кумганы (сосуды, чайники превращались в подобие скульптуры. Их ручки приобретали форму веток, а носики заканчивались головкой птицы. Каждый элемент не был копией реального мотива. Он остроумно перерабатывался в декоративную форму. Все эти мотивы мастера выполняли с хорошим пониманием декоративного характера рисунков, смело вводили синий, желтый, зеленый цвета в коричневые контуры.

Кстати, Здесь изготовлялись и изделия промыш­ленно-хозяйственного назначения, как, например, канализационные трубы для московских улиц.

Около 1800 года в селе Володино Бронницкого уезда был открыта гончарня Петра Куликова, где впервые стали создавать фарфор. Дабы не рассекретить производство чуда чудного фарфора. Куликов работал на гончарне сам и в помощь ему были два работника. Этот заводик славен тем, что от него пошла Гжель фарфоровая , а не глиняная.

К 1812 году в истории гжельского промысла уже насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Н . Гусятников, И. Срослей, И. Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Мотивами росписи являлись декоративные цветы, листья, травы. роспись сложна тем , что краска моментально впитывается в черепок и исправить ничего уже нельзя.

Из фарфора стали делать масленки, молочники,чашки, чернильницы, подсвечники, чайницы. Многоцветная кистевая роспись в сочетании с золотом украшала чайные сервизы, вазы для цветов.

История синей, кобальтовой гжели началась только в 40-х годах XX века. Гжельское искусство пришло в упадок и, казалось было забыто навсегда. Но, после ВОВ одна из мастериц гжельского производства представила на Всесоюзной выставке свои работы, расписанные в знакомой нам сине-белой гамме, используя серый кобальт, который при обжиге становится щемяще-синим. На заводе работы были приняты без восторга, но на выставке они получили высшее признание - премию Ильи Репина. С этого момента началась история знакомой всем Гжели - синей сказки .

(Методика рисования основных элементов была получена на Мастер -классе преподавателя Гжельского государственного университета, члена Союза художников России, члена Международного Союза художников Коршуновой Ирины Викторовны)

Для начала, нам надо научиться правильно набирать краску. Важно! Рисуем только одной стороной кисти, не переворачиваем ее. Для этого берем толстую кисть и смачиваем ее в воде, отжимаем о край стаканчика и движением «от себя» проводим рядом с краской, таким образом, на одну сторону кисти набирается краски больше,чем на другую.

Упражнение 1. Полоски.

Набрав краску, проводим полоску от себя.

Упражнение 2. Листья вверх-вниз

Набрав краску, приставляем кисть параллельно верхнему листу и с легким нажимом, закругляем мазок вверх или вниз.

Упражнение 3. Лепесток вниз.

Набрав краску, приставляем кисть параллельно верхнему листу, с легким нажимом проводим линию вниз, чуть в сторону и поднимаем кисть.

Упражнение 4. Лепестки вправо и влево.

Набрав краску, приставляем кисть перпендикулярно верхнему листу и с легким нажимом, закругляем мазок влево или вправо.

Упражнение 5. Розан

С помощью изученных элементов собираем розан.

Тонкой кистью и кистью для примакивания оформляем и дополняем рисунок.

Упражнение 6 - элементы декора Гжель и орнаменты , которые использует роспись .

В гжельской росписи используются различные орнаменты из линий, полос, цветов, точек и т. д. Давайте попробуем воспроизвести их или придумать что-то свое. Для этого мы будем использовать кисть для примакивания и тонкую кисть.

Ну, вот мы и закончили наш мастер-класс , давайте посмотрим на работы, оценим их, что получилось лучше, что хуже, какие элементы давались труднее?

Теперь очевидно, что научиться рисовать элементы гжельской росписи не так уж и трудно , важны годы и годы упорного труда, тысячи повторов для того, чтобы умение переросло в мастерство . Вы, как педагоги , сможете научить детей сине-белой росписи , прекрасной гжельской сказке . Спасибо!

В Раменском районе Московской губернии широко раскинулся «Гжельский куст» - двадцать семь исконно русских деревень, беспорядочно расположенных среди лесов и полей. В них и зародилось сказочное сине-белое росписи. Искусство народное, глубокое и традиционное. Есть на Руси всего несколько знаменитых художественных промыслов: Хохлома, Жостово, Федоскино, Городецкая и Гжельская роспись. Хохломская роспись - это художественная разрисовка и различных изделий из дерева. Жостовская роспись - это рисунки на металлических подносах. Техника росписи Федоскино, гораздо более сложная, основана на применении слойного светоотражающего ингредиента. Городецкая роспись - это нанесение рисунка на тонкую деревянную основу. Она сродни технике иконописи, но сюжеты в основном используются сугубо мирские.

И, наконец, Гжельская роспись - это рисунок ярко-синей кобальтовой краской по сырому белому фарфору с последующей глазировкой и обжигом.

Гжельская земля бедна черноземом, она неурожайная и прокормиться на ней человеку сложно. Годами и десятилетиями старались люди, пахали землю, сеяли. Семь потов сходило с пахарей, да все напрасно - не рожала земля. А все дело было в том, что сразу под верхним слоем земли широким пластом пролегала без конца и края, глубоко и обширно. Как же тут пшенице родиться? Поразмыслил народ гжельский, подумал, да и бросил в земле копаться. Стал глину добывать и гончарное дело поднимать.

В гжельских краях каждый второй человек способен к «рукомеслу» - хоть бочку смастерить, хоть кувшин глинянный. И пошло дело. Сначала несколько мелких кустарных артелей создали, затем покрупнее гончарное производство организовали, посуду стали производить. А посуда должна быть красивой, значит, роспись нужна. В короткий срок появились художники. В то же время глину научились различать. Самые высшие сорта, чисто белые, отправляли в Москву аптекарям для изготовления медицинской посуды. Глина попроще шла на фаянс, тарелки да чаши, а самая белоснежная, фарфоровая, использовалась для изделий в классическом стиле гжель, роспись которых была такой красоты, что от нее дух захватывало.

Говорят, чай из гжельской чашки вкуса неповторимого: десять чашек выпьешь, и еще хочется. Гжельская роспись называется так потому, что ее название пошло от слова «жгель» - значит «жечь», «обжигать». Ну а русский человек любит буквы в словах переставлять. Если кто-то скажет слово «омнибус», то обязательно получится «обнимусь». Вот и переставили: жгель стала гжелью. В 1812 году в Гжельском кусту было уже 25 заводов, которые производили качественную посуду. Попутно в мастерских при заводах выпускались игрушки, декоративные поделки и наборы для праздничных чаепитий. Глины, разных сортов и нескольких оттенков, хватало на все.

Однако в середине XIX века гжельское производство стало приходить в упадок, частично оттого, что посуды уже было сделано много, а может, просто период затишья наступил, как это случается время от времени с большими заводами. Но кризис не затронул художественное производство. Гжельская роспись по-прежнему пользуется спросом. Недавно были созданы специализированные учебные заведения, выпускники которых пополняют ряды мастеров фарфора, художников и дизайнеров. Гжельская роспись, картинки которой никогда не повторяются, в настоящее время снова процветает, радуя неповторимым колоритом своих изделий.

Гжель – всемирно известный , плодами которого являются удивительно красивые, расписанные сине-белыми красками, керамические изделия – неповторимые, яркие и самобытные. Особая популярность гжели заключается в рукотворности, декоративности, затейливости и фантазийности изделий, будь то или сувенир. Работы гжельских мастеров не могут не покорить своей образностью, оригинальными решениями форм и великолепным мастерством . Современное искусство гжели является одним из лучших отражений русских традиций прошлых лет. Но давайте не будем забегать вперед и немного окунемся в прошлое гжельского искусства.

Немного из истории гжели

Предположительно история гжели берет свое начало в давнем XIV веке. Впервые Гжельская волость и село Гжель были упомянуты московским князем Иваном Калитой в 1339 году в одной из своих духовных грамот, а несколько позднее Гжель упоминали практически все великие князья. Многие историки уверены, что название «гжель» происходит от старорусского слова «жгель», дословно означающего «жечь глину». Ученые напрямую связывают название села с гончарным ремеслом, считая, что раз появилось имя, значит, уже существовал и промысел.

Издавна Гжельские земли, что принадлежали Московской области, являлись обладателями скудных почв и были не самым лучшим образом пригодны для земледелия, однако в недрах своих они таили богатые запасы глины. Гжельская глина обладала особыми качествами - тугоплавкостью и высокой пластичностью, была достаточно жирной и практически не содержала песка. Поэтому основная часть населения трех десятков окрестных сел и деревень занималась изготовлением глиняных изделий – всевозможных , квасников, игрушек, расписанных . Более того, гжельские мастера постоянно искали новые формы и технологии производства керамики.

Изначально в Гжели изготавливали преимущественно гончарную , а начиная с XVII века местные мастера начали выпуск чернолощеной керамики и муравленой посуды. Чернолощеная керамика – глиняные изделия черного цвета, получаемые в результате «копчения» в опилках и последующего «лощения» до блеска. Муравленая посуда представляет собой глиняные изделия, покрытые глазурью, как правило, зеленоватого или коричневого цвета. Такая посуда имеет свойство не пропускать воду.

В XVIII веке Гжель приобретает славу одного из самых крупных районов, который занимается производством художественной майолики - керамических крупнопористых изделий, покрытых непрозрачной глазурью. Гжельскую майолику украшали яркой и лепной многоцветной . Народные мастера в своей живой и непосредственной живописи воссоздавали сцены охоты, сказочные архитектурные пейзажи , изображали различных птиц, животных, растительные, цветочные и геометрические мотивы . Майолика гжельских мастеров имела колоссальный успех не только на местных ярмарках и рынках, но и успешно продавалась в Нижнем Новгороде, Москве, Средней Азии, Сибири и на Кавказе. Однако с конца XVIII века в производстве гжельской майолики начался кризис, связанный с появлением английского фаянса, декорированного печатными рисунками, который в огромных количествах поставлялся на территорию России и к тому же дешево стоил.

Гжельские мастера не сложили руки и вплоть до середины XIX века проводили экспериментальные работы с глиной, пытаясь создать исключительного качества. В результате получился так называемый полуфаянс , который был чем-то средним между майоликой и фаянсом. Полуфаянс расписывали синей смальтовой краской, и по качеству он ничем не уступал английским фаянсовым изделиям. Вообще период начало-середина XIX века был для Гжели очень плодотворным, именно в это время здесь был освоен процесс производства изделий из тонкого и фаянса, что являлось доказательством высочайшего мастерства местных ремесленников. Вскоре гжельские изделия приобрели славу не только на всей территории России, но и начали вывозиться в страны Ближнего Востока. При этом гжельские умельцы учитывали национальные вкусы и местные обычаи, и выпускали посуду (чайнички, пиалы и др.) на восточный манер, имеющую характерный орнамент и окраску. Также гжельская посуда широко использовалась в русских трактирах.

В период расцвета в гжельском производстве было задействовано более 30 фабрик. Однако к концу XIX столетия ситуация меняется и гжельское искусство начинает приходить в упадок. Спрос на продукцию постоянно падает и в итоге остается работать только несколько крупных фабрик. После гражданской войны гжельский промысел вновь набирает обороты, в связи с чем начинают открываться новые артели. Но подлинное возрождение гжели начинается лишь после окончания Великой Отечественной войны. Традиции древнего искусства продолжил современный гжельский фарфор , который возродили известный советский ученый Салтыков и художница Бессарабова. Конечно, техника гжели в современных условиях претерпела кардинальные изменения, ведь теперь мастера стали использовать новые керамические (подглазурный высокотемпературный кобальт), но в итоге получилась та самая гжель, которую сегодня без труда узнают во всем мире.

Эксклюзивная гжельская роспись

Гжельская роспись относится к подглазурному виду , то есть изначально расписывается обожженное глиняное изделие, после чего оно окунается в глазурь и опять отправляется в печь на обжиг, в процессе которого краска (кобальт) меняет свой цвет, а глазурь становится прозрачной.

Традиционными гжельскими являются трава, листья, злаки, веточки, ягоды, букеты и гирлянды цветов . Прототипами цветов могут служить розы, гвоздики, ромашки, лилии, астры, маки и пионы. Форма всех цветов носит условный характер, представляя собой растительную орнаментальную роспись. Часто на своих изделиях художники изображают известные гжельские сетки - «жемчужинки», «гребенки», «усики» и «капельки».

Гжельские мастера имеют свои секреты, заключенные в особой технике нанесения мазков: каждый мазок индивидуален и отличается от предыдущего. У каждого мазка и способа его нанесения есть свое определенное название, и, надо признать, таких названий существует немало. Кроме того, при выполнении гжельского рисунка необходимо использовать правильные соотношения синих и белых цветов. Для того чтобы овладеть гжельским мастерством, необходимо потратить не один год и приложить немало кропотливых усилий, а возможно даже пройти через череду неудач, и только после этого становится возможным приобретение истинного мастерства.

Идеи декора и дизайн интерьеров в стиле гжель


Для гжели характерен сине-белый , причем оттенки синего цвета могут иметь разные тональности - васильковый, сочно синий, ярко голубой, лазурный. Психологический эффект синего цвета известен давно – он умиротворяет и расслабляет человека, приводит его в состояние душевного равновесия. Сине-белые комбинации кому-то напоминают небо с облаками, а кому-то – морские гребешки волн, под воображаемый шум которых человек невольно успокаивается.

Сегодня строительный рынок может предложить большое многообразие отделочных материалов, выполненных «под гжель» - керамическая плитка, декоративные панели, различные виды обоев. Можно в гжельском стиле стены при помощи красок, а можно приобрести наборы специальных наклеек «Гжель», и оформить ими стены, например, кухни и ванной, украсить мебель и бытовую технику – вариантов масса.

При оформлении гжельского интерьера можно проявить комплексный подход и придать интерьеру единый стиль. Например, оформляя ванную комнату, можно оформить соответствующим образом не только стены, но и приобрести предметы сантехники «под гжель» - , унитазы, биде, ванны, которые сегодня многие производители изготавливают под заказ.

Если же вы являетесь приверженцем гжельского стиля , но абсолютно не хотите делать ремонт, то можно и в уже существующий подобрать такие готовые изделия, как гжельские светильники, статуэтки, шкатулки, ларцы, сундуки, панно, антикварные тарелки . В помещениях, где присутствует белая мебель, будет прекрасно смотреться сине-белый текстиль – коврики, покрывала, подушечки, . Очень интересные сочетания дают повторяющиеся узоры на гжельском фарфоре и текстильных элементах мебели, например, рисунок декоративного может совпадать с орнаментом обивки кресел или стульев. Неимоверный вид имеет мебель, расписанная гжельскими рисунками, будь то небольшие комоды или кухонные гарнитуры.

В отдельную группу можно вынести «под гжель», хранящие в себе славянские традиции и особый . Самовар, расписанный «под гжель», всегда эксклюзивен и способен преобразить практически любой интерьер . Гжель наделяет его особой яркостью, ведь каждый узор и орнамент, выведенный вручную, обладает уникальной формой и насыщенностью. Сложно отыскать два одинаковых гжельских самовара, которые имели бы идентичный рисунок.

В заключении хотел бы отметить, что создание стиля гжель в интерьере вовсе не означает, что вам придется ограничиться только синими и белыми цветами. Многие дизайнеры советуют использовать золотистую, желтоватую, зеленоватую и бежевую гамму светлых цветов в качестве дополнения к основному дву(три)колору. Наиболее удачно в гжельских интерьерах смотрятся природные оттенкисоломенный, песочный, кленовое дерево, цвет липы , не хуже будут выглядеть сине-зеленые, лимонно-желтые, болотные и оливковые цвета .

Занятие по изобразительному искусству «Секреты гжельской росписи»

Автор: Дранкова Елена Александровна, педагог дополнительного образования МАУ ДО ЦДОД "Радуга" город Пермь

Цель: знакомство с гжельской росписью.
Задачи:
Формировать знания об истории и традициях гжельского промысла, навыки росписи в традициях народного промысла
Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, учить применять мазок с тенью, рисовать элементы гжельской росписи (мазок с тенью, капелька, линия, тычок)
Воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к труду художника ДПИ, умение находить общий язык при работе в группе
Материалы и оборудование:
Доска, ноутбук, наглядные пособия.
Иллюстративный ряд:
1.Наглядное пособие «Приемы кистевой росписи».
2.Выставка изделий из Гжели.
3.Оформление в виде города, расписанного гжельской росписью.
4.Нарисованный самовар, расписанный гжельской росписью.
5.Сказочные ворота, расписанные гжельской росписью.
Для обучающихся:
1.Трафареты чайной посуды
2.Гуашь синего цвета
3.Палитра
4.Круглая беличья кисть №3,№1
5.Плоская колонковая кисть №10
6.Подставка для кисти
7.Тряпочка
8.Баночка с водой
Прогнозируемый результат: данная тема «Гжельская роспись» научить детей разбираться в гжельской росписи; позволяет развивать эстетические чувства; уважать культуру своего народа; любить народное творчество; стремиться самостоятельно выполнять рисунки в технике «Гжельская роспись».
Ход урока
I.Организационный этап
Приветствие. Подготовка готовности к уроку.
Целеполагание
- Сегодня у каждого на парте лежит лист, синяя гуашь, кисти. Ребята, как вы думаете, что мы будем рисовать на занятии?
Постановка учебной цели: сегодня на уроке вы познакомитесь с художественным промыслом - Гжель, узнаем секреты гжельской росписи и выполните коллективную работу “Гжельский сервиз”, используя традиционную форму росписи.
II . Мотивационно – проблематизирующий этап
- Вам интересно познакомиться с гжельской росписью? Актуально заниматься гжельской росписью на сегодняшний день?
(Это культура, народное искусство русского народа, которое передаётся из поколения в поколение.)
Изучение нового материала.
Испокон веков славится Россия своими народными промыслами, мастерами. Вот и до наших дней дошло искусство гжельских мастеров. И чтобы узнать о гжельской росписи, мы с вами отравимся в село, которое расположено недалеко от Москве и состоит из трёх десятков деревень и сёл, каждое из которых имеет своё название, но в народе это место называют одним словом простым – Гжель. И живут в этом селе народные мастера, которые изготавливают гжельскую посуду. Но прежде, чем попасть в гости к мастерам мы с вами узнает об истоках возникновения промысла. С чего же всё зарождалось?
(Иллюстрационное оформление на доске в виде города, выполненного гжельской росписью. За каждым домиком спрятаны этапы изготовления гжельской посуды. Домики открываются по ходу урока.)
История гжели началась с того, что в этих местах были найдены большие залежи белой глины. Глина была чисто белого цвета.
В XVII веке при царе Алексее Михайловиче по его приказу белую глину привозили в Москву и делали из неё аптекарские сосуды.
В XVIII веке на заводах делали обычную для того времени гончарную посуду, изготавливали кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки.
Гжельский промысел переживал разные времена. Было времена, когда промысел полностью исчез, а потом его снова возродили после войны.
На сегодняшний день этому промыслу исполнилось 670 лет. Сегодня искусство гжели продолжает развиваться, и даже более того, получило мощный толчок в развитии благодаря новым современным технологиям. Так, гжельские заводы стали производить термостойкие фарфоровые изделия с гжельской росписью, которую можно использовать в микроволновых печах, всех видах кухонных плит.
Технология изготовления гжельской посуды.
Давайте познакомимся с технологией изготовления изделий гжели. А для этого мы будем заглядывать в гости к мастерам и смотреть, что же они там делают. (Последовательно снимаются картинки с доски в виде домиков, за которыми изображены этапы изготовления гжели)
1. Сначала мастер на гончарном круге изготавливал заготовку из белой глины (ваза, кувшин, горшок).
Потом он украшал изделия лепниной (небольшими отдельно слепленными изделиями). Украшал мастер крышку у чайника или сахарницы в виде головы птицы(Открывается первый домик)


2. Потом изделие сутки сушили.
3. Потом изделие обжигали в муфельной печи для того, чтобы оно стало прочным (Открывается второй домик)


Слово гжель произошло от глагола – жечь, обжигать.
4. После обжига художник расписывал изделие краской – кобальт (серого цвета). По поверхности изделия художник расписывает мазками. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Почему же художник рисует серой краской, а не синей? В этом заключается первый секрет гжельской росписи (Открывается третий домик)


5 .Дальше расписанное изделие погружаю в глазурь – жидкость белого цвета и снова ставят в печь на 18 часов. Температура в печи достигает 1250°-1350°.Из печи достают готовое изделие с синим рисунком. Во время обжига серая краска – кобальт превращается из серого в синий цвет, а глазурь становится прозрачной. После печи узор приобретает множество синих оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям.

(Показ готового изделия)
Художники гжели насчитывают до 20 оттенков синего цвета.
На современном производстве по изготовлению гжельской посуды применяется другая технология и изготавливают гжель из белой глины перемешивают с добавками (кварцевым песком, шпата, каолита) в больших мельницах в течение 28 часов и получают жидкий шликер белого цвета, который называется фарфор. Фарфоровую смесь наливают в гипсовые заготовки и сушат. Через сутки гипсовую форму снимают и ставят в печь. После обжига изделие расписывается кобальтом, покрывается глазурью и снова ставится в печь.
Но в чем, же второй секрет гжельской росписи? Как создаются удивительно красивые гжельские узоры? Эта тайна скрыта за сказочными дверями, которые открываются только для настоящих ценителей искусства гжели,которые хорошо разбираются в народных промыслах. Для того, чтобы открыть ворота вам нужно выполнить задание «Выбери гжельские изделия».
(Иллюстрационное оформление на доске в виде ворот)


Задание «Выбери гжельские изделия» (На доске развешаны картинки с изделиями разных народных промыслов. Надо выбрать изделия только гжельского промысла и оставить их на доске, а изделия других промыслов убрать.Убирая ненужную картинку, необходимо назвать промысел)


- С задание вы справились отлично, и волшебные ворота откроют нам все секреты гжельской росписи.
Открываются сказочные двери.

Самый главный секрет росписи скрыт в мазке, который называется «мазок с тенью». Одним движение кисти художник рисует мазок, который с одной стороны тёмно синий с другой нежно - голубой.
“Мазок с тенями”. Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка. В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.





“Азбуку мазков” дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Данные декорирующие элементы росписи называют: “шашечки”, “усики”, “жемчужинки”, “капельки”.
III. Практическая работа
- Сейчас у нас очень важный этап работы: вы будете расписывать свои трафареты гжельской росписью. На трафаретах в виде чашек мы будем рисовать гжельскую розу. Представьте, что вы находитесь в цехе гжельской росписи и являетесь мастерами росписи.
Разминка для рук.
Но сначала давайте разогреем ваши ручки и сделаем гимнастику для рук. (Между ладошками раскатываем карандаш).
Начнём работы с эскиза розы карандашом. После будем работать кистью,
только сначала вспомним правила работы с кисточкой.
1.Кисточку держат под прямым углом к расписываемому предмету, зажав её тремя пальцами.
2.Не оставляй кисточку в баночке с водой.
3.Не забывай прополоскать кисточку.
Обучающиеся расписывают трафареты (чайник, сахарница, чашки) гжельской розой и декорирующими элементами, используя технологическую карту.

Объем творческой работы определяется в соответствии со способностями ребенка.
VI. Рефлексивный этап
Ребята, вы славно потрудились. Давайте посмотрим результаты работы. Каждый подходит к доске, располагает свою расписанную чашку вокруг самовара, подводит самоанализ. У нас получилась коллективная работа «Гжельский чайный сервиз».


Давайте подведём итог:
1.В стиле, какого промысла выполнена роспись данных сервизов?
2.Из какого материала мастера делали свои изделия?
3.Какой цвет использовали для росписи изделий?
4.Какие декорирующие элементы росписи применяли?
5.Какие секреты вы узнали о гжельской росписи?
6.Что новое вы узнали на уроке?
7.Что понравилось на уроке?
8.Что было легко и трудно делать на занятии?
Спасибо всем ребятам за работу! Мне хочется, чтобы вы всегда бережно и уважительно относились к творчеству русского народа.
Ученики читают стихотворения:
Вот они! Удивительно бледны!
Мастера, скорей за дело,
Украшай посуду смело!
Составляй такой узор,
Чтобы радовал он взор.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь:
Известно всем в народе её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой!
Литература
Ю.А. Межуева «Сказочная гжель»Москва Изд. «Мозаика –Синтез 1999г