Англиканская церковь. История англиканской церкви

Как отделившаяся от Рима и усвоившая основные начала протестантизма, Англиканская церковь признается обычно протестантской, но по сравнению с другими протестантскими церквами Запада, она имеет свои отличительные особенности, как в вероучении, так и в богослужении и устройстве. Наиболее характерной особенностью Англиканской церкви, резко выделяющей ее из ряда всех других протестантских церквей, является сохранение в ней церковной иерархии, вследствие чего она называется еще епископальной.

Начало Реформации в Англии относится к 1534 году. Именно в этом году произошел разрыв отношений между английским королем и Римским Папой.

Непосредственным поводом к этому был отказ Папы аннулировать первый брак английского короля Генриха VIII (1509-1547), вследствие чего он не только бросил открытый вызов папской власти, но и провозгласил самого себя верховным главой Церкви. Этот королевский акт был узаконен парламентом, и разрыв с Римом стал окончательным.

При короле Генрихе VIII и его преемнике Эдуарде VI (1547-1553) перемены в Церкви были незначительными. Наиболее крупными актами Реформации этого периода были перевод Библии на английский язык и закрытие нескольких монастырей. Своеобразной контрреформацией был кратковременный период правления королевы Марии (1553-1558), прозванной Кровавой за жестокое преследование протестантов. Вступление на королевский престол Елизаветы I окончательно определило будущее Англии как не римо-католической страны. Независимость от Рима, упраздненная при королеве Марии, была вновь восстановлена. Были введены новые богослужебные книги, главной из которых является так называемая «Книга общих молитв», и окончательно отредактированы «39 членов веры», принятые ранее. Происходит размежевание клира и мирян на три основных течения: высокую, низкую и широкую церкви. Последующий период истории Англиканской церкви вплоть до 30-х годов XIX века ничем особенным не примечателен. В этом периоде, а точнее - в первой четверти XVIII столетия, осуществляются первые шаги к сближению между Англиканской и Русской Православной Церквами. Петр I, во время путешествия по Западной Европе, в Лондоне беседовал с архиепископом Кентерберийским о положении Англиканской церкви и об ее устройстве. По инициативе части англиканского духовенства, так называемых «не присягнувших», было положено начало переговорам о соединении англиканства с Православием. С 1712 по 1725 год велась переписка между иерархами Англиканской и Восточных Православных Церквей. Смерть Петра I положила конец этому этапу переговоров. В 30-е годы XIX века среди части английских ученых-богословов наблюдается повышение интереса к духовным богатствам Православной Церкви (оксфордское движение). Один из них - Пальмер - переписывался с известным русским богословом А.С. Хомяковым.

В 60-е годы XIX века происходит так называемое англо-американское движение, одним из плодов которого было создание «Греко-русского комитета» в 1862-м году. Эта организация сыграла большую роль в деле сближения англикан с Православной Церковью. Большой интерес к ее деятельности проявлял митрополит Московский Филарет (Дроздов). В 1864 году была основана «Ассоциация Англиканской и Восточных Церквей», в Уставе которой говорилось, что целью ее создания является «объединение членов Англиканской и Православной Церквей по следующим вопросам:

1. повышение обоюдных знаний, увеличение симпатий и дружеских отношений;

2. поощрение изучения восточного христианства;

3. восстановление видимого единения Церкви.

Эта организация проделала очень большую работу по внедрению в Англиканскую церковь лучшего понимания духовных сокровищ Православия. В последствии работа ее была дополнена деятельностью братств св. Албания и прп. Сергия.

Нередкими были и взаимные визиты представителей обеих Церквей друг к другу. Так, например, в 1896 году гостями Русской Православной Церкви были два англиканских епископа: Крейтон и Маклаган. С ответным визитом в 1897 году Лондон посетил архиепископ Финляндский и Выборгский (впоследствии митрополит Санкт-Петербург) Антоний (Вадковский). В 1912-м году в Россию прибыла английская парламентская делегация, в состав которой входило несколько известных деятелей Англиканской церкви. Завершением этого дружественного визита было открытие 17 января 1912-го года «Общества ревнителей сближения Англиканской церкви с Православием».

Первая мировая война приостановлена контакты между богословами обеих Церквей, и только в 1943-м году они снова возобновились.

Именно в этом году делегация Англиканской церкви во главе с архиепископом Йоркским Гарбеттом посетила Москву. С ответственным визитом Лондон в 1945-м году посетил митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич). В 1955-м году в Лондоне состоялось совещание англиканских и православных богословов. На этом совещании был поднят ряд вопросов и, в частности, вопрос о филиокве.

После вступления Русской Православной Церкви во Всемирный Совет ц ерквей контакты между представителями обеих Церквей стали еще более частыми, причем они происходят и на высшем уровне. Так, в 1962-м году гостем нашей Церкви был архиепископ Кантерберийский М. Рамсей, а гостем Англиканской церкви в 1964 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий.

В качестве наблюдателей представители Русской Православной Церкви присутствовали на Ламбетских конференциях в Лондоне в 1958, 1968 и 1978-м годах.

Активное участие Русская Православная Церковь принимала в работе Межправославной богословской комиссии для диалога с англиканами, которая была создана на III Всеправославном совещании на о. Родос в 1964-м году. Кратко остановимся на характеристике устройства Англиканской церкви и ее вероисповедании.

Высшим органом Англиканской церкви в настоящее время является Генеральный Синод, созданный в 1970-м году. Решения, принимаемые им, приобретают силу лишь после утверждения их парламентом и одобрения монархом. С 1921 года в Англиканской церкви существуют приходские советы, которые действуют как совещательные органы пасторов. Характер устройства Англиканской церкви во многом обусловлен ее государственным статусом, следствием которого является полная зависимость Церкви от государства. Государственный статус Церкви проявляется как совокупность весьма странных, порою даже курьезных положений. Так, например, каждый гражданин Великобритании, если не исповедует какой-либо другой разновидности христианства или не является сознательным атеистом, формально считается членом Англиканской церкви. Архиепископ Кентерберийский и двадцать четыре старейших по возрасту епископа имеют постоянные места в палате лордов парламента, в то время как ни один руководитель другой религиозной организации страны подобной привилегии не имеет. Бракосочетание, освященное священниками Англиканской Церкви, имеет юридическую силу, а браки, освященные представителями других церквей и сект, должны быть зарегистрированы еще и в гражданском порядке. Английская королева, невзирая на ее личные убеждения, является главой Церкви. Если она пересекает историческую границу Англии и Шотландии, то она становится главой другой церковной организации - Пресвитерианской церкви Шотландии, догматические положения которой существенно отличаются от англиканских и в некоторых пунктах взаимоисключают друг друга. Рычагом воздействия государства на Церковь является система назначений должностных лиц на ключевые посты управления Англиканской церкви. Со времен Реформации король Великобритании имеет исключительное право назначать на посты всех епископов и настоятелей кафедральных соборов. Заполнение вакансий на приходах находится в руках могущественных покровителей - отдельных частных лиц или же организаций. Церкви не дано самостоятельно решать даже такие сугубо внутренние вопросы своего устройства, как частные изменения в формах культа и обрядности. Так, в 1928 году парламент отверг проект нового молитвенника, который был утвержден большинством Национальной Ассамблеи Англиканской церкви.

Во второй половине 60-х годов прошлого столетия действовала комиссия по выработке предложений для пересмотра существующих церковно-государственных отношений, созданная архиепископом Кентерберийским М. Рамсеем. Эта комиссия, в частности, рекомендовала упразднить право государства назначать епископов и дать в этом деле полную свободу самой Церкви. В 1975 году Генеральный Синод под председательством нового архиепископа доктора Д. Коггана просил парламент предоставить Церкви полную свободу в назначении своих высокопоставленных должностных лиц. Однако все эти попытки добиться независимости от государства оказались безуспешными. Англиканская церковь по-прежнему остается в полной зависимости от государства.

Что касается Ламбетских конференций, собирающихся каждые десять лет, то они не являются Соборами, потому что высшей власти, как Архиерейские Соборы в Православной Церкви, они не имеют. Но все же Ламбетские конференции являются достаточно авторитетными органами для всех членов Англиканской церкви. Большое значение имели решения Ламбетской конференции 1968 года, которые, по словам архиепископа Минского и Белорусского (впоследствии митрополита Ленинградского и Новгородского) Антония, «сдвинули церковную жизнь Англиканской церкви со средневековых, консервативных позиций». Важным решением этой конференции было учреждение Англиканского Консультативного Совета, который будет действовать между Ламбетскими конференциями. Принципиально меняется отношение к диаконскому служению. В решениях этой конференции указывалось, что оно должно быть восстановлено в том значении, которое оно имело в древнехристианской Церкви.

Вероучение Англиканской церкви не имеет определенной системы. Часть епископов и богословов придерживаются католических взглядов, другая - протестантских, а некоторые - православных. Традиционно, в течение более ста лет, в руководстве Англиканской церкви доминировали англо-католики или представители высокой Церкви. Однако в последнее время на передний план стремительно выдвигаются представители низкой Церкви. Одно время они занимали посты архиепископа Кентерберийского, епископа Йоркского и других. Долгое время так называемые «39 членов веры», многие из которых имеют явно протестантский смысл, являлись официальным, общеобязательным документом Англиканской церкви.

Лишь на Ламбетской конференции 1968-го года с большим трудом англиканские епископы решили заявить о своем новом отношении к 39 членам.

Теперь Англиканская церковь будет считать их только историческим документом, под которым не будут подписываться лица, принимающие епископский сан. Тем не менее, они продолжают оставаться довольно-таки авторитетным источником вероучения Англиканской церкви, и поэтому необходимо сделать их краткий анализ.

По заключению православного исследователя «39 членов веры» прот. Рождественского, их «содержание отличается крайней неполнотой и неопределенностью. Нет почти ни одного положения, которое не носило бы на себе решительно протестантского отпечатка».

Так, например, 1-й член говорит о самодостаточности Священного Писания, но предоставляет свободу в принятии частных богословских мнений, которые не противоречат ему и необходимы для спасения. В 5-м члене говорится об исхождении Св. Духа и от Сына, но не разъясняется, что имеется в виду: вечное онтологическое исхождение или временное по домостроительству. Содержание некоторых членов представляет собой реакцию на крайности католического учения о Евхаристии и их практические выражения. Так, в 28-м члене отрицается пресуществление как изменение естества хлеба и вина, отвергается особое церемониальное поклонение Святым Дарам и требуется причащать под двумя видами, но, однако, не раскрывается положительное учение о Евхаристии. Последнее ограничивается утверждением, что Евхаристия есть Таинство, в котором достойно принимающие его причащаются Тела и Крови Христовой.

На богословских собеседованиях англиканских и русских богословов в Москве в июле 1956-го года глава Англиканской церкви архиепископ Кентерберийский М. Рамсей сделал пояснение, что в 28-м члене отвергается особое схоластическое определение Таинства Евхаристии, но не отвергается реальное присутствие Христа в нём.

Это подтверждал видный русский литургист, профессор литургики ЛДА Н.Д. Успенский, в своем докладе, прочитанном в МДА в июле 1962-го года. Доклад завершается следующим выводом: «Если артикулы веры Англиканской церкви недостаточно раскрывают учение о Евхаристии, то в самой Литургии достаточно ясно выражается вера в то, что Тело и Кровь Христовы присутствуют в этом священнодействии реально и объективно».

Англиканское учение о Церкви страдает явной недостаточностью. Англикане считают себя одной из ветвей Неразделенной Церкви. По их заявлению, ни Римская Церковь, ни Греко-Православная, ни Англиканская, отдельно взятые, не составляют Церкви Вселенской, но каждая из них является её ветвью. По словам видного англиканского богослова священника Дж. Финдлоу, «Англиканская церковь является Кафолической, потому что считает себя частью всеобъемлющей, универсальной христианской Церкви и не признает никакого разрыва с прошлым».

Относительно священства следует сказать, что Ламбетская конференция 1930-го года признала его таинством, однако это, как указывал Святейший Патриарх Пимен в своем обращении к участникам Смешанной Агликано-Православной Комиссии 26 июля 1976 года, необходимо «подтвердить догматически всей Англиканской Полнотой». Иконопочитание, по учению Англиканской Церкви, отвергается, но в знаменитых соборах Англии, по свидетельству очевидцев, на горнем месте можно видеть различные художественные изображения.

В июле 1973 года в Оксфорде состоялось первое заседание Смешанной Англикано-Православной Богословской комиссии. Здесь рассматривался вопрос о действии Святого Духа вне Православной Церкви и о возможности соединения англикан с Православной Церковью. Православные участники заседания заявили, что они не могут отрицать действия «Святого Духа и вне канонических пределов Церкви, так как Дух Святой «везде сый и вся исполняй». В дискуссиях по второму вопросу православные настаивали на принципе, что «евхаристическое общение предполагает полное единство веры». На следующем заседании этой комиссии, которое состоялось в июле 1976-го года, было принято «Согласованное заявление по доктринальным вопросам». В этом документе, в частности, отмечалось, что англикане «приемля догматические постановления 5-го, 6-го и 7-го Соборов, издавна привыкли все же основное внимание уделять первым четырём...» По вопросу об иконопочитании они согласились в том, что «почитание икон, как это присутствует в практике Востока, не должно быть отвергнуто, хотя и не считают, что это может быть требованием, предъявленным всем христианам».

По вопросу о филиокве английские участники заседания выразили согласие в том, что этот пункт не должен быть включен в Символ веры вследствие того, что «в первоначальной своей форме Символ веры указывает на происхождение Святого Духа от Отца и что пункт о филиокве был введен в этот Символ веры без санкции Вселенского Собора и без должного внимания к кафолическому согласию».

Одним из важнейших вопросов, который рассматривался на заседании Смешанной комиссии в июле 1981-го года в Шамбези, был вопрос о Предании. Англиканские участники заседания признали, что «Предание имеет жизненно важное значение для Церкви, будучи «динамической реальностью» в её жизни».

Что касается проблемы признания действительности ангиканской иерархии, то здесь единого мнения среди православных богословов нет. Некоторые из них, как, например, профессор МДА Вертоградов, считают, что обстоятельства рукоположения Паркера «не противоречат воззрениям Православной Церкви».

В резолюции, принятой в 1948-м году Совещанием глав и представителей Православных Поместных Церквей отмечалось, что «признание действительности англиканской иерархии может основываться только на единстве веры с Православием».

В заключение необходимо отметить, что, к большому сожалению, в последнее время в отношениях между нашими Церквами произошло серьезное ухудшение. Это было вызвано, главным образом, допущением в Англиканской церкви к рукоположению в священный сан женщин. В послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена Архиепископу Кентерберийскому Д. Коггану, которое было направлено в 1978-м году, отмечалось, что «с православных позиций это абсолютно недопустимо и может изменить цель нашего двустороннего богословского диалога. Мы не сможем тогда, к нашему великому огорчению, рассматривать его как диалог, ведущий нас к евхаристическому общению, но как диалог межцерковного, христианского и человеческого общения».

Ситуация еще более ухудшилась, когда англикане стали допускать к священническому и даже к епископскому служению лиц, состоящих в т.н. однополых браках.

За несколько столетий до начала протестных движений в Европе, реформаторские настроения уже будоражили умы жителей британских островов. Доктриной Римской Церкви в средние века являлось не только осуществление духовного диктата над населением Европы. Ватикан активно вмешивался в светскую жизнь суверенных государств: кардиналы и епископы принимали участие в политических играх монархических династий, а чрезмерные налоги в пользу папской казны вызывали недовольство среди знати и простых людей. Для претворения в жизнь интересов Рима в приходы назначалось иноплеменное духовенство, далекое от сочувствия нравственным запросам местных верующих.

Развитие феодальной экономики требовало ревизии отношений светской власти и Церкви. Наряду с социально-политическими и экономическими предпосылками возникли проблемы вероучительного характера. Все громче раздавались возгласы о том, что католическая вера отклонилась от апостольских традиций. Все это привело к тому, что в XVI веке на Британских островах была образована новая духовная общность - Англиканская Церковь.

Генрих VIII - расколоначальник

Есть такой термин у христианских богословов. Революционные настроения в церковной среде созревают очень часто и по разным причинам: повальное невежество верующих масс, политические коллизии... Крамольные мысли называются искушением. Но вот находится один, кто решается перейти рубикон и выразить общие чаяния в реальных делах. В Британии это сделал король Генрих VIII. Именно при этом монархе началась история Англиканской Церкви.

Поводом послужило желание Генриха развестись с первой женой Екатериной Арагонской и жениться на Анне Болейн. Церковный развод - дело щепетильное. Но знатным особам иерархи всегда шли навстречу. Екатерина была родственницей Карла V. Чтобы не портить отношения с германским императором, папа Климент VII английскому монарху отказал.

Генрих решает разорвать связь с Ватиканом. Он отверг каноническое главенство Рима над Церковью Англии, и парламент всецело поддержал своего монарха. В 1532 году король своим указом назначает Фому Кранмера новым Архиепископом Кентерберийским. Прежде епископы присылались из Рима. По договоренности, Кранмер освобождает короля от брака. В следующем году парламент принимает «Акт о супрематии», провозгласивший Генриха и его приемников на престоле верховным главой Церкви в Англии. Так и совершилось отделение английских приходов от Ватикана. Во второй половине XVI века - во время правления Марии Тюдор, ревностной католички - Католическая и Англиканская Церковь формально соединились на короткое время.

Основы вероучения Англиканской Церкви

Священство и духовенство - не тождественные понятия. Одним из важнейших вопросов всех христианских конфессий является догмат о церковной иерархии. Согласно канонам, пастырь возводится в священный сан не прихотью человеческой, а Святым Духом через особое таинство рукоположения. На протяжении тысячелетий сохраняется преемственность каждого священнослужителя, берущая начало со Дня сошествия Святого Духа на апостолов. Многие протестантские течения отвергли необходимость для своих пастырей быть священниками.

Англиканская Церковь, в отличие от других реформаторских течений, сохранила преемственность иерархии. При возведении в священные степени через епископское рукоположение совершается таинство с молитвенным призыванием Святого Духа. На церковном Соборе в 1563 г. по настоянию королевы Елизаветы I была одобрена символическая книга Англиканской веры в составе 39 статей. Она красноречиво показывает, каковы особенности Англиканской Церкви. Вероучительная доктрина англиканства представляет собой синкретизм католицизма и протестантских воззрений лютеранства и кальвинизма. Тридцать девять тезисов сформулированы достаточно пространно и неопределенно, допуская множество толкований.

Британия ревностно сохраняет свое реформаторское начало. Каноны требуют от клириков публичного исповедования своей верности этим Статьям. Британский монарх, присягая на коронации, сосредотачивает свою клятву именно на протестантских догмах. Текст священной клятвы содержит отрицание веры в то, что во время литургии происходит претворение хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа. Таким образом, не приемлется сама суть христианства: жертва Спасителя во имя всех уверовавших в Него. Также отвергается поклонение Деве Марии и святым.

Догматы англикан

Антиримские движения в обществе христиан Британских островов не привели к таким радикальным последствиям, как на материке. Основные канонические нормы несут печать политических и экономических устремлений знати XVI века. Самое главное достижение заключается в том, что Англиканская Церковь не подчиняется Ватикану. Главой её является не духовное лицо, а король. Англиканство не признает институт монашества и допускает путь спасения души личной верой, без помощи Церкви. В свое время это очень помогло поддержать казну короля Генриха VIII. Приходы и монастыри были лишены имущества и упразднены.

Таинства

Англикане признают только три Таинства: Крещение, Причащение и Покаяние. Хотя Англиканскую общину именуют реформаторской и протестантской, богослужебная традиция допускает почитание икон и пышные облачения духовенства. В храмах во время богослужений используется органная музыка.

Язык богослужений

Во всех уголках мира католическое богослужение совершается на латыни, независимо от родного языка прихожан. В этом главное отличие Католической Церкви от Англиканской, где Библия переведена на английский, и службы проводятся на родном языке.

Три церкви

В англиканстве существует три рода внутренних течений. Так называемая «низкая церковь» ревностно соблюдает завоевание реформации. «Высокая» тяготеет к восстановлению некоторых атрибутов католицизма: почитания Девы Марии и святых, употребления священных изображений. Приверженцев этого течения именуют англокатоликами. Обе эти формации объединены в рамках одной общины «широкой церкви».

Акт о супрематии превратил Церковь в государственную структуру

Все религии мира рано или поздно сталкиваются с необходимостью разграничения полномочий со светской властью. Древний Израиль был теократическим государством. Византия реализовала синергию Церкви и власти императора. А в Британии общество верующих фактически превратилось в один из органов государственной системы. Это при том, что Англия - государство светское.

Британский монарх имеет право назначать предстоятеля Церкви и епископов. Кандидатов на рукоположение на утверждение представляет премьер-министр. Архиепископ Кентерберийский не имеет административной власти за пределами Англии. Большая часть епископата - это члены Палаты лордов. Юридически глава Англиканской Церкви - правящий монарх, независимо от пола.

Акт о супрематии наделяет короля полнотой юрисдикции над Церковью, что дает ему право контролировать доходы и назначать клириков на церковные должности. Кроме того, монарх имеет право решать догматические вопросы, инспектировать диоцезы (епархии), искоренять еретические учения и даже вносить изменения в богослужебный чин. Правда, за всю историю англиканства таких прецедентов не было.

Если возникает необходимость канонических изменений, то собор духовенства не вправе делать этого самостоятельно. Подобные мероприятия должны проходить процедуру утверждения в правительственных органах. Так, в 1927 и 1928 годах Парламент Великобритании не принял предложенный собором духовенства новый канонический сборник взамен утратившей актуальность «Книги общественных молитв», изданной в 1662 году.

Устройство Англиканской Церкви

Англиканское вероисповедание распространилось по всему миру параллельно британской экономической и политической экспансии. Общая численность исповедующих эту веру, по состоянию на 2014 год, достигает 92 миллионов человек. За пределами Британских островов община именует себя епископальной Церковью.

В наши дни англиканство представляет собой сообщество поместных Церквей, признающих свои духовным лидером Архиепископа Кентерберийского. В этом аспекте есть некоторая аналогия с Римской Церковью. Каждая из национальных общин независима и самостоятельна в управлении, точно так же, как в православной канонической традиции. Поместных Церквей, или Провинций у англикан 38, в состав которых входит более 400 епархий на всех континентах.

Архиепископ Кентерберийский не является главенствующим (канонически или мистически) над другими предстоятелями сообщества, но он - первый по воздаянии почестей среди себе подобных. Отличие католической Церкви от англиканской в том, что Папа Римский является верховным главой всех католиков, как в духовном, так и в административном плане. Существование поместных национальных сообществ Ватиканом не приемлется.

Для обсуждения вопросов церковной жизни англиканское духовенство периодически собирается на конференции в Ламбертском дворце в Лондоне.

Женский епископат

Особенности Англиканской Церкви не исчерпываются ее правовым статусом и вероучительными догмами. В 60-х годах прошлого века началось феминистское движение. По прошествии десятилетий борьба за прекращение притеснений в социальной среде привела не только к изменению положения женщины в обществе, но и к деформациям представления о Боге. Протестантизм немало этому способствовал. В религиозных воззрениях реформаторов пастырь - это, в первую очередь, социальное служение. Гендерные различия этому не могут быть помехой.

Впервые таинство рукоположения женщины в пресвитера было совершено в одной из англиканских общин Китая в 1944 г. В начале 70-х годов XX века Епископальная Церковь США официально одобрила хиротонию слабого пола. Постепенно эти веяния добрались и до метрополии. Изменения подобных воззрений социума объективно демонстрируют, каковы особенности Англиканской Церкви в наше время. В 1988 году на конференции епископов в Лондоне было принято постановление о возможности введения в Англиканской Церкви женского священства. Парламентом эта инициатива была одобрена.

После этого количество священников и епископов в юбках стало расти как на дрожжах. В ряде общин Нового Света женщин-пастырей более 20 процентов. Первая дама-иерарх была рукоположена в Канаде. Затем эстафету подхватила Австралия. И вот теперь рухнул последний бастион британского консерватизма. 20 ноября 2013 года Синод Англиканской Церкви подавляющим большинством голосов узаконил рукоположение женщин в епископы. При этом не было учтено мнение простых прихожан, которые высказывались категорически против этих нововведений.

Женщина-священник - этот нонсенс

От времен создания мира религиозные обряды всегда отправляли мужчины. Все доктрины исповедуют непреложность того, что женщина, по замыслу Творца, должна подчиняться мужчине. Именно мужам, да и то не всем, а только избранным, сообщались тайны мироздания и приоткрывалась завеса будущего. Религии мира не знают примеров, чтобы женщина была посредником между Богом и людьми. Это положение особенно важно для христианской богооткровенной религии. Священник во время богослужения представляет собой Христа. Во многих конфессиях, кроме католической, этому должен соответствовать и внешний облик пастыря. Спаситель был мужчиной. Трансцендентный образ Бога - мужское начало.

В истории было немало женщин, совершивших значительные подвиги для проповеди христианства. После казни Спасителя, когда разбежались даже самые преданные апостолы, у креста стояли женщины. Мария Магдалина первой узнала о воскресении Иисуса. Праведная Нина в одиночку проповедовала веру на Кавказе. Женщины выполняли просветительскую миссию или занимались благотворительностью, но никогда не совершали богослужений. Не может представительница слабого пола совершать службу и в силу своих физиологических особенностей.

Не состоявшееся объединение

Хотя по догматическим воззрениям Англиканская Церковь ближе к протестантизму, чем к Православию, тем не менее на протяжении веков предпринимались попытки обе общности верующих объединить. Англикане исповедуют догматы, вполне согласные с Православием: например, о Боге Едином в Трех Лицах, о Сыне Божием и другие. Священники-англикане, как и православные, могут состоять в браке, в отличие от католических.

В XIX-XX веках в Русской Православной Церкви обсуждался вопрос о признании англиканского духовенства на основании признания апостольского преемства в таинстве рукоположения. В последние десятилетия русские иерархи принимали постоянное участие в Ламбертских конференциях. Велся активный теологический диалог, целью которого ставилось объединение с Англиканской Церковью.

Однако особенности Англиканской Церкви, связанные с введением женского пресвитерства и епископства, дальнейшее общение делают невозможным.

Четыре с половиной века английской общины в Москве

В 1553 году Ричард Чанселлор, после неудачной попытки добраться до Индии через арктические моря, оказался в Москве. На аудиенции у Ивана Грозного он добился договоренности об уступках английским купцам относительно торговли в Московии. Именно по его просьбе была открыта первая англиканская церковь в Москве.

Через три года Чанселлор вновь посетил Русь. На Варварке были построены палаты английского двора. Несмотря на то что он, вместе с послом Осипом Непеей, погиб на обратном пути в Англию, было положено начало торговым отношениям с Туманным Альбионом.

Со времен Ивана Грозного англиканская церковь в Москве являлся средоточением жизни британцев в столице. О том, как строилась духовная жизнь англиканцев в смутные времена и на протяжении XVII столетия, сведений практически не сохранилось. В конце XVIII в. выходцы из Британии для богослужений использовали протестантскую кирху в Немецкой слободе. После пожара 1812 года англичане взяли в аренду часть особняка княжны Прозоровской на Тверской улице. А еще через шестнадцать лет приобрели дом в Чернышевском переулке, где после некоторых переделок была устроена небольшая часовня. В конце века была построена англиканская церковь св. Андрея.

Все изменилось с началом XX века. После Октябрьского переворота англиканский пресвитер был выслан из страны, и духовной жизни общины в Москве был положен конец. Возрождение началось лишь в конце восьмидесятых. В 1992 году в России была официально зарегистрирована религиозная организация англикан. Капеллан московского прихода совершает духовное окормление общин в Санкт-Петербурге, на Дальнем Востоке и в Закавказье. Канонически англиканские общества России входят в епархию Гибралтар в Европе.

Англиканская церковь святого Андрея Первозванного

В семидесятых годах XIX века англиканская община в Москве значительно разрослась. Старая часовня в Чернышевском переулке была не состоянии вместить всех прихожан. В 1882 году по проекту архитектора Ричарда Фримана началось возведение нового храма. Зодчий выполнил архитектурный облик здания из красного кирпича в стиле английской готики викторианской эпохи. В плане храм представляет собой однонефную базилику с алтарной абсидой на восточной стороне. Над притвором сооружена высокая башня с четырьмя маленькими стрельницами по углам.

Поскольку большинство прихожан, жертвовавших на строительство, были выходцами из Шотландии, храм был освящен в честь покровителя этой части Британии - св. апостола Андрея Первозванного. Богослужения начались с 1885 года.

В советские годы англиканская церковь св. Андрея разделила судьбу многих храмов России. После ликвидации прихода в помещении разместился склад, потом общежитие. В 1960 году здание было передано знаменитой студии грамзаписи «Мелодия». Долгие годы здесь размещалась одна из технических служб.

В 1991 году англиканская церковь святого Андрея вновь открыла свои двери для прихожан. Для проведения богослужений приезжал священник из Финляндии. Через два года был назначен настоятель, а в 1994 году здание было передано английской общине.

Англика́нство - одно из направлений христианства , появившееся в ходе английской Реформации . Англиканские церкви либо имеют особую историческую связь с Церковью Англии , либо объединены с ней общими богословием , богослужением и церковной структурой . Термин «англиканство» восходит к латинской фразе «ecclesia anglicana», первое упоминание которой относится к 1246 году и означает в дословном переводе на русский язык «Английская церковь». Последователи англиканства именуются англиканами, а также епископалами . Абсолютное большинство англикан принадлежат к церквям, входящим в Англиканское сообщество , которое носит международный характер.

Англиканское вероучение основывается на Писаниях , традициях Апостольской церкви и учении ранних Отцов Церкви . Англиканство, представляющее собой одну из ветвей западного христианства , окончательно отделилось от Римско-католической церкви во времена елизаветинского религиозного примирения.

Для некоторых исследователей оно являет собой форму протестантизма , однако без доминантной руководящей фигуры, какими были Мартин Лютер , Джон Нокс , Жан Кальвин , Ульрих Цвингли или Джон Уэсли . Некоторые считают его самостоятельным течением в христианстве. В рамках англиканства существует несколько направлений: евангелизм , либеральные христиане и англо-католицизм .

Ранняя англиканская догматика коррелировала с современной ей реформационной протестантской догматикой, однако уже к концу XVI века, сохранение в Англиканстве множества традиционных литургических форм и епископата стало рассматриваться абсолютно неприемлемым с точки зрения тех, кто стоял на более радикальных протестантских позициях. Уже в первой половине XVII века Церковь Англии и связанные с ней епископальные Церкви в Ирландии и североамериканских Колониях стали рассматриваться некоторыми англиканскими теологами и богословами как особое, самостоятельное направление христианства, носящее компромиссный характер - «средний путь» (лат. via media ), между протестантизмом и католицизмом. Этот взгляд приобрел особое влияние на все последующие теории англиканской идентичности. После Американской революции англиканские конгрегации в США и Канаде были преобразованы в независимые Церкви со своими собственными епископами и церковными структурами, ставшими прообразами для многих новосоздаваемых, в ходе расширения Британской империи и усиления миссионерской деятельности, церквей в Африке, Австралии и Тихоокеанском регионе. В XIX веке были введен термин «англиканство», который был призван описать общие религиозные традиции всех этих церквей, а также Шотландской Епископальной Церкви, которая, хотя и образовалась из Церкви Шотландии , стала рассматриваться как церковь, разделяющая ту же самую идентичность.

Степень различия между протестантской и римско-католической тенденциями в Англиканстве остается предметом споров, как внутри отдельных англиканских церквей, так и в Англиканском Сообществе в целом. Отличительной чертой англиканства является «Книга общественного богослужения» (англ. The Book of Common Prayer ), которая представляет собой собрание молитв, являющихся основой богослужения на протяжении веков (common prayer - литургия). Хотя Книга общественного богослужения была неоднократно пересмотрена, а некоторые англиканские церкви создали иные богослужебные книги, именно она является одним из стержней, скрепляющих Англиканское сообщество. Не существует единой «Англиканской церкви», которая бы обладала абсолютной юрисдикцией над всеми англиканскими церквями, так как каждая из них является автокефальной, то есть пользуется полной автономией.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Англиканство

    ✪ Королевская Реформация в Англии (рус.) Новая история.

    ✪ HS203 Rus 13. Реформация в Англии. Пуританизм. Сепаратизм.

    ✪ История мировых религий. Часть 18. Христианство. Леонид Мацих.

    ✪ 030. Айзек Азимов и чпоки-чпоки американской аристократии

    Субтитры

Терминология

Слово «Англиканство» (Anglicanism) - это неологизм, появившийся в XIX веке. В основе его лежит более старинное слово «англиканский» (Anglican). Это слово описывает христианские Церкви по всему миру, находящиеся в каноническом единстве с Престолом Кентербери (the see of Canterbury), их учения и обряды. Впоследствии этот термин стал применяться к тем Церквям, которые провозглашали уникальность своей религиозной и теологической традиции, её отличие как от Восточного Православия, так и от Католицизма или других направлений протестантизма , независимо от их подчиненности Британской короне .

Слово «англиканский» (Anglican) восходит к латинскому термину «ecclesia anglicana», относящемуся к 1246 году и означающему в дословном переводе со средневековой латыни «Английская Церковь». Употребленное в качестве прилагательного, слово «англиканский» используется для описания людей, институтов и Церквей, а также литургических традиций и теологических концептов, разработанных Церковью Англии . Как существительное, «англиканин» - член Церкви, входящей в Англиканское Сообщество . Этот термин также используется раскольниками, которые вышли из состава Сообщества или возникли вне него, хотя само Англиканское Сообщество считает подобное употребление некорректным. Однако большинство отколовшихся сохраняет англиканское учение в более консервативной форме, чем некоторые члены Сообщества.

И хотя первые упоминания термина «англиканский» в отношении Церкви Англии относятся к XVI веку, широкоупотребительным он стал лишь в во второй половине XIX века. В законодательных документах Британского парламента, касающихся английской государственной Церкви (the English Established Church), она описывается как Протестантская Епископальная Церковь (the Protestant Episcopal Church), отличная тем самым от Протестантской Пресвитерианской Церкви (the Protestant Presbyterian Church), обладающей государственным статусом на территории Шотландии. Последователи «высокой церкви», которые выступали против использования термина «протестантская», поддерживали употребление термина «Реформированная Епископальная Церковь». Поэтому слово «Епископальная» более употребительно в названии Епископальной церкви США (провинции Англиканского Сообщества) и Шотландской епископальной церкви . Вне Британских островов, однако, предпочтение отдается термину «Англиканская Церковь», так как он позволяет четко отделить эти Церкви от всех других Церквей, которые считают себя епископальными, то есть чья форма управления представляет собой епископальную структуру. В то же время Церковь Ирландии и Церковь Уэльса продолжают использовать данный термин, но с ограничениями.

Определение Англиканства

Англиканство, его структуры, теология и формы богослужения, обычно относят к протестантизму , однако официально церковь именует себя католической . Некоторые считают, что англиканство относится к отдельному направлению в христианстве, представляя собой via media («средний путь») между католицизмом и протестантизмом. Англиканское вероучение основывается на Священных Писаниях , традициях Апостольской Церкви , историческом епископате, первых четырёх Вселенских Соборах и учении ранних Отцов Церкви. Англикане считают, что в Ветхом и Новом Заветах «содержится всё необходимое для спасения», а также, что они представляют собой закон и высший стандарт веры. Англикане рассматривают Апостольский Символ веры как символ крещения, а Никейский Символ веры как достаточное выражение Христианской Веры.

Англикане верят, что католическая и апостольская вера раскрыта в Святом Писании и кафолических Символах Веры и интерпретирует её в свете Христианской традиции исторической Церкви, науки, разума и опыта.

Англиканизм признаёт традиционные таинства, делая, однако, особый акцент на Святой Евхаристии , называемой также Святым Причастием , Господней Трапезой (the Lord’s Supper) или Мессой. Причастие занимает центральное место в англиканском богослужении, являясь общим приношением молитв и восхвалений, в котором жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа провозглашаются через молитву, чтение Библии, пение и принятие Хлеба и Вина, как это было установлено на Тайной Вечере . В то время, как многие англикане придают Евхаристии столь же большое значение, как и западная католическая традиция, имеется значительная свобода в литургической практике, а стиль богослужения варьируется от самого простого до тщательно разработанного.

Уникальной для Англиканства является Книга общественного богослужения , представляющая собой собрание богослужений и использующаяся верующими в большинстве англиканских Церквей на протяжении столетий. Своё название - Книга общественного богослужения - она получила из-за того, что изначально она задумывалась как общая богослужебная книга для всех церквей Церкви Англии, использовавших прежде местные, а следовательно, разные, литургические формы. С распространением влияния Церкви Англии на другие страны термин меж тем сохранился, так как большинство англикан продолжало использовать Книгу общественного богослужения по всему миру. В 1549 году Архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер завершил первое издание Книги общественного богослужения. Хотя Книга общественного богослужения была неоднократно пересмотрена, а некоторые англиканские Церкви создали иные богослужебные книги, именно она является одним из стержней, скрепляющих Англиканское Сообщество.

История

Реформация в Англии проводилась в отличие от других стран «сверху», по воле монарха Генриха VIII , который таким образом пытался порвать с папой и Ватиканом , а также укрепить свою абсолютную власть . Поворотным событием стало провозглашение парламентом в 1534 году независимости английской церкви от римской курии. При Елизавете I была составлена окончательная редакция англиканского символа веры (так называемые «39 статей »). В «39 статьях» признавались и протестантские догматы об оправдании верой, о Священном писании как единственном источнике веры и католический догмат о единоспасающей силе церкви (с некоторыми оговорками). Церковь стала национальной и превратилась в важную опору абсолютизма, её возглавлял король, а духовенство подчинялось ему как часть государственного аппарата абсолютистской монархии. Богослужение совершалось на английском языке. Отвергалось учение католической церкви об индульгенциях, о почитании икон и мощей, было уменьшено число праздников. Вместе с этим признавались таинства крещения и причащения, была сохранена церковная иерархия, а также литургия и пышный культ, характерные для католической церкви. По-прежнему взималась десятина, которая стала поступать в пользу короля и новых владельцев монастырских земель.

В конце XVII - начале XVIII века в англиканстве оформилось два направления:«Высокая церковь », которое настаивало на важности церковных облачений, традиций церковной архитектуры и средневековой музыки во время богослужений и «Низкая церковь », евангелическое течение, которое стремилось минимизировать роль духовенства, таинств и ритуальной части богослужения. В начале XVIII века сторонники проповедника Джона Уэсли из числа евангеликов порвали с англиканством, основав Методистскую церковь , однако многие последователи евангелических взглядов остались внутри матери-церкви.

Вероучение

Основные принципы

Для англикан «Высокой Церкви» вероучение не было установлено исходя из учительской роли церкви, не выведено из теологии основателя (как лютеранство или кальвинизм), не обобщено в неком исповедании веры (помимо Символов Веры). Для них наиболее ранними англиканскими теологическими документами являются молитвенники, которые рассматриваются как результаты глубокой теологической рефлексии, компромисса и синтеза. Они придают особое значение Книге общественного богослужения (the Book of Common Prayer) как основному выражению англиканской доктрины. Принцип, согласно которому молитвенники рассматриваются в качестве руководства по основам веры и религиозной практики, называется латинским выражением «lex orandi, lex credendi» («закон молитвы - закон веры»). В молитвенниках содержатся основы англиканской доктрины: Апостольский , . Согласно принятым в 1604 году Канонам, все клирики Церкви Англии должны принимать 39 статей в качестве основы вероучения.

Книга Общественного богослужения и 39 статей англиканского вероисповедания

Роль, которую Книга общественного богослужения и 39 статей англиканского вероисповедания играют как доктринальные источники Церкви Англии, утверждена в Каноне A5 и Каноне C15. Канон А5 - «Of the Doctrine of the Church of England» («О доктрине Церкви Англии») постановляет:

«Доктрина Церкви Англии основана на Святых Писаниях (The Holy Scriptures) и на учении ранних Отцов Церкви (teaching of the ancient Fathers) и Соборов Церкви (Councils of the Church), которое соответствует Святым Писаниям.

Эта доктрина обнаруживается в 39 статьях Англиканского Вероисповедания (The Thiry-Nine Articles of Religion), Книге общественного богослужения и Ординале.»

Канон С15 («Of the Declaration of Assent») содержит декларацию, которую произносят клирики и некоторые благословлённые светские служители Церкви Англии, когда они начинают своё служение или принимают новое назначение.

Этот Канон начинается со следующего Предисловия (Preface):

«Церковь Англии является частью Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви, служащей одному истинному Богу, Отцу, Сыну и Святому Духу. Она исповедует веру, уникально раскрытую в Святых Писаниях и установленную в кафолических Символах Веры. Эту веру Церковь призвана провозглашать новой в каждом поколении (to proclaim afresh in each generation). Ведомая Святым Духом, она несет свидетельство Христианской истины через свои исторические документы, 39 статей вероисповедания (the Thirty-nine Articles of Religion), Книгу общественного богослужения (The Book of Common Prayer) и Ординал (the Ordering of Bishops, Priests and Deacons). Этой декларацией, которую Ты собираешься произнести, подтверждаешь ли Ты твою приверженность этому наследию веры (inheritance of faith) в качестве твоего вдохновения и боговождения (inspiration and guidance under God) по несению благодати и истины Христа этому поколению и соделания Его известным тем, кто вверен Тебе?»

В ответ на это Предисловие, человек, произносящий Декларацию, отвечает:

«I, A.B.,do so affirm, and accordingly declare my belief in the faith which is revealed in the Holy Scriptures and set forth in the catholic creeds and to which the historic formularies of the Church of England bear witness; and in public prayer and administration of the sacraments, I will use only the forms of service which are authorized or allowed by Canon.»

Так же авторитетную позицию по вероучению занимают англиканские теологи. Исторически, наиболее влиятельным из них - помимо Кранмера - был клирик и теолог Ричард Хукер (март 1554 - 3 ноября 1600), который после 1660 года изображался как отец-основатель Англиканства.

И, наконец, распространение англиканства среди народов неанглийской культуры, растущие разнообразие молитвенников и интерес к экуменическому диалогу привели к дальнейшей рефлексии о характерных чертах англиканской идентичности. Многие англикане рассматривают Чикаго-Ламбетский Квадрилатерал (the Chicago-Lambeth Quadrilateral) 1888 года как «sine qua non» идентичности Англиканского Сообщества..

За несколько столетий до начала протестных движений в Европе, реформаторские настроения уже будоражили умы жителей британских островов. Доктриной Римской Церкви в средние века являлось не только осуществление духовного диктата над населением Европы. Ватикан активно вмешивался в светскую жизнь суверенных государств: кардиналы и епископы принимали участие в политических играх монархических династий, а чрезмерные налоги в пользу папской казны вызывали недовольство среди знати и простых людей. Для претворения в жизнь интересов Рима в приходы назначалось иноплеменное духовенство, далекое от сочувствия нравственным запросам местных верующих.

Развитие феодальной экономики требовало ревизии отношений светской власти и Церкви. Наряду с социально-политическими и экономическими предпосылками возникли проблемы вероучительного характера. Все громче раздавались возгласы о том, что католическая вера отклонилась от апостольских традиций. Все это привело к тому, что в XVI веке на Британских островах была образована новая духовная общность - Англиканская Церковь.

Генрих VIII - расколоначальник

Есть такой термин у христианских богословов. Революционные настроения в церковной среде созревают очень часто и по разным причинам: повальное невежество верующих масс, политические коллизии... Крамольные мысли называются искушением. Но вот находится один, кто решается перейти рубикон и выразить общие чаяния в реальных делах. В Британии это сделал король Генрих VIII. Именно при этом монархе началась история Англиканской Церкви.

Поводом послужило желание Генриха развестись с первой женой Екатериной Арагонской и жениться на Анне Болейн. Церковный развод - дело щепетильное. Но знатным особам иерархи всегда шли навстречу. Екатерина была родственницей Карла V. Чтобы не портить отношения с германским императором, папа Климент VII английскому монарху отказал.

Генрих решает разорвать связь с Ватиканом. Он отверг каноническое главенство Рима над Церковью Англии, и парламент всецело поддержал своего монарха. В 1532 году король своим указом назначает Фому Кранмера новым Архиепископом Кентерберийским. Прежде епископы присылались из Рима. По договоренности, Кранмер освобождает короля от брака. В следующем году парламент принимает «Акт о супрематии», провозгласивший Генриха и его приемников на престоле верховным главой Церкви в Англии. Так и совершилось отделение английских приходов от Ватикана. Во второй половине XVI века - во время правления Марии Тюдор, ревностной католички - Католическая и Англиканская Церковь формально соединились на короткое время.

Основы вероучения Англиканской Церкви

Священство и духовенство - не тождественные понятия. Одним из важнейших вопросов всех христианских конфессий является догмат о церковной иерархии. Согласно канонам, пастырь возводится в священный сан не прихотью человеческой, а Святым Духом через особое таинство рукоположения. На протяжении тысячелетий сохраняется преемственность каждого священнослужителя, берущая начало со Дня сошествия Святого Духа на апостолов. Многие протестантские течения отвергли необходимость для своих пастырей быть священниками.

Англиканская Церковь, в отличие от других реформаторских течений, сохранила преемственность иерархии. При возведении в священные степени через епископское рукоположение совершается таинство с молитвенным призыванием Святого Духа. На церковном Соборе в 1563 г. по настоянию королевы Елизаветы I была одобрена символическая книга Англиканской веры в составе 39 статей. Она красноречиво показывает, каковы особенности Англиканской Церкви. Вероучительная доктрина англиканства представляет собой синкретизм католицизма и протестантских воззрений лютеранства и кальвинизма. Тридцать девять тезисов сформулированы достаточно пространно и неопределенно, допуская множество толкований.

Британия ревностно сохраняет свое реформаторское начало. Каноны требуют от клириков публичного исповедования своей верности этим Статьям. Британский монарх, присягая на коронации, сосредотачивает свою клятву именно на протестантских догмах. Текст священной клятвы содержит отрицание веры в то, что во время литургии происходит претворение хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа. Таким образом, не приемлется сама суть христианства: жертва Спасителя во имя всех уверовавших в Него. Также отвергается поклонение Деве Марии и святым.

Догматы англикан

Антиримские движения в обществе христиан Британских островов не привели к таким радикальным последствиям, как на материке. Основные канонические нормы несут печать политических и экономических устремлений знати XVI века. Самое главное достижение заключается в том, что Англиканская Церковь не подчиняется Ватикану. Главой её является не духовное лицо, а король. Англиканство не признает институт монашества и допускает путь спасения души личной верой, без помощи Церкви. В свое время это очень помогло поддержать казну короля Генриха VIII. Приходы и монастыри были лишены имущества и упразднены.

Таинства

Англикане признают только три Таинства: Крещение, Причащение и Покаяние. Хотя Англиканскую общину именуют реформаторской и протестантской, богослужебная традиция допускает почитание икон и пышные облачения духовенства. В храмах во время богослужений используется органная музыка.

Язык богослужений

Во всех уголках мира католическое богослужение совершается на латыни, независимо от родного языка прихожан. В этом главное отличие Католической Церкви от Англиканской, где Библия переведена на английский, и службы проводятся на родном языке.

Три церкви

В англиканстве существует три рода внутренних течений. Так называемая «низкая церковь» ревностно соблюдает завоевание реформации. «Высокая» тяготеет к восстановлению некоторых атрибутов католицизма: почитания Девы Марии и святых, употребления священных изображений. Приверженцев этого течения именуют англокатоликами. Обе эти формации объединены в рамках одной общины «широкой церкви».

Акт о супрематии превратил Церковь в государственную структуру

Все религии мира рано или поздно сталкиваются с необходимостью разграничения полномочий со светской властью. Древний Израиль был теократическим государством. Византия реализовала синергию Церкви и власти императора. А в Британии общество верующих фактически превратилось в один из органов государственной системы. Это при том, что Англия - государство светское.

Британский монарх имеет право назначать предстоятеля Церкви и епископов. Кандидатов на рукоположение на утверждение представляет премьер-министр. Архиепископ Кентерберийский не имеет административной власти за пределами Англии. Большая часть епископата - это члены Палаты лордов. Юридически глава Англиканской Церкви - правящий монарх, независимо от пола.

Акт о супрематии наделяет короля полнотой юрисдикции над Церковью, что дает ему право контролировать доходы и назначать клириков на церковные должности. Кроме того, монарх имеет право решать догматические вопросы, инспектировать диоцезы (епархии), искоренять еретические учения и даже вносить изменения в богослужебный чин. Правда, за всю историю англиканства таких прецедентов не было.

Если возникает необходимость канонических изменений, то собор духовенства не вправе делать этого самостоятельно. Подобные мероприятия должны проходить процедуру утверждения в правительственных органах. Так, в 1927 и 1928 годах Парламент Великобритании не принял предложенный собором духовенства новый канонический сборник взамен утратившей актуальность «Книги общественных молитв», изданной в 1662 году.

Устройство Англиканской Церкви

Англиканское вероисповедание распространилось по всему миру параллельно британской экономической и политической экспансии. Общая численность исповедующих эту веру, по состоянию на 2014 год, достигает 92 миллионов человек. За пределами Британских островов община именует себя епископальной Церковью.

В наши дни англиканство представляет собой сообщество поместных Церквей, признающих свои духовным лидером Архиепископа Кентерберийского. В этом аспекте есть некоторая аналогия с Римской Церковью. Каждая из национальных общин независима и самостоятельна в управлении, точно так же, как в православной канонической традиции. Поместных Церквей, или Провинций у англикан 38, в состав которых входит более 400 епархий на всех континентах.

Архиепископ Кентерберийский не является главенствующим (канонически или мистически) над другими предстоятелями сообщества, но он - первый по воздаянии почестей среди себе подобных. Отличие католической Церкви от англиканской в том, что Папа Римский является верховным главой всех католиков, как в духовном, так и в административном плане. Существование поместных национальных сообществ Ватиканом не приемлется.

Для обсуждения вопросов церковной жизни англиканское духовенство периодически собирается на конференции в Ламбертском дворце в Лондоне.

Женский епископат

Особенности Англиканской Церкви не исчерпываются ее правовым статусом и вероучительными догмами. В 60-х годах прошлого века началось феминистское движение. По прошествии десятилетий борьба за прекращение притеснений в социальной среде привела не только к изменению положения женщины в обществе, но и к деформациям представления о Боге. Протестантизм немало этому способствовал. В религиозных воззрениях реформаторов пастырь - это, в первую очередь, социальное служение. Гендерные различия этому не могут быть помехой.

Впервые таинство рукоположения женщины в пресвитера было совершено в одной из англиканских общин Китая в 1944 г. В начале 70-х годов XX века Епископальная Церковь США официально одобрила хиротонию слабого пола. Постепенно эти веяния добрались и до метрополии. Изменения подобных воззрений социума объективно демонстрируют, каковы особенности Англиканской Церкви в наше время. В 1988 году на конференции епископов в Лондоне было принято постановление о возможности введения в Англиканской Церкви женского священства. Парламентом эта инициатива была одобрена.

После этого количество священников и епископов в юбках стало расти как на дрожжах. В ряде общин Нового Света женщин-пастырей более 20 процентов. Первая дама-иерарх была рукоположена в Канаде. Затем эстафету подхватила Австралия. И вот теперь рухнул последний бастион британского консерватизма. 20 ноября 2013 года Синод Англиканской Церкви подавляющим большинством голосов узаконил рукоположение женщин в епископы. При этом не было учтено мнение простых прихожан, которые высказывались категорически против этих нововведений.

Женщина-священник - этот нонсенс

От времен создания мира религиозные обряды всегда отправляли мужчины. Все доктрины исповедуют непреложность того, что женщина, по замыслу Творца, должна подчиняться мужчине. Именно мужам, да и то не всем, а только избранным, сообщались тайны мироздания и приоткрывалась завеса будущего. Религии мира не знают примеров, чтобы женщина была посредником между Богом и людьми. Это положение особенно важно для христианской богооткровенной религии. Священник во время богослужения представляет собой Христа. Во многих конфессиях, кроме католической, этому должен соответствовать и внешний облик пастыря. Спаситель был мужчиной. Трансцендентный образ Бога - мужское начало.

В истории было немало женщин, совершивших значительные подвиги для проповеди христианства. После казни Спасителя, когда разбежались даже самые преданные апостолы, у креста стояли женщины. Мария Магдалина первой узнала о воскресении Иисуса. Праведная Нина в одиночку проповедовала веру на Кавказе. Женщины выполняли просветительскую миссию или занимались благотворительностью, но никогда не совершали богослужений. Не может представительница слабого пола совершать службу и в силу своих физиологических особенностей.

Не состоявшееся объединение

Хотя по догматическим воззрениям Англиканская Церковь ближе к протестантизму, чем к Православию, тем не менее на протяжении веков предпринимались попытки обе общности верующих объединить. Англикане исповедуют догматы, вполне согласные с Православием: например, о Боге Едином в Трех Лицах, о Сыне Божием и другие. Священники-англикане, как и православные, могут состоять в браке, в отличие от католических.

В XIX-XX веках в Русской Православной Церкви обсуждался вопрос о признании англиканского духовенства на основании признания апостольского преемства в таинстве рукоположения. В последние десятилетия русские иерархи принимали постоянное участие в Ламбертских конференциях. Велся активный теологический диалог, целью которого ставилось объединение с Англиканской Церковью.

Однако особенности Англиканской Церкви, связанные с введением женского пресвитерства и епископства, дальнейшее общение делают невозможным.

Четыре с половиной века английской общины в Москве

В 1553 году Ричард Чанселлор, после неудачной попытки добраться до Индии через арктические моря, оказался в Москве. На аудиенции у Ивана Грозного он добился договоренности об уступках английским купцам относительно торговли в Московии. Именно по его просьбе была открыта первая англиканская церковь в Москве.

Через три года Чанселлор вновь посетил Русь. На Варварке были построены палаты английского двора. Несмотря на то что он, вместе с послом Осипом Непеей, погиб на обратном пути в Англию, было положено начало торговым отношениям с Туманным Альбионом.

Со времен Ивана Грозного англиканская церковь в Москве являлся средоточением жизни британцев в столице. О том, как строилась духовная жизнь англиканцев в смутные времена и на протяжении XVII столетия, сведений практически не сохранилось. В конце XVIII в. выходцы из Британии для богослужений использовали протестантскую кирху в Немецкой слободе. После пожара 1812 года англичане взяли в аренду часть особняка княжны Прозоровской на Тверской улице. А еще через шестнадцать лет приобрели дом в Чернышевском переулке, где после некоторых переделок была устроена небольшая часовня. В конце века была построена англиканская церковь св. Андрея.

Все изменилось с началом XX века. После Октябрьского переворота англиканский пресвитер был выслан из страны, и духовной жизни общины в Москве был положен конец. Возрождение началось лишь в конце восьмидесятых. В 1992 году в России была официально зарегистрирована религиозная организация англикан. Капеллан московского прихода совершает духовное окормление общин в Санкт-Петербурге, на Дальнем Востоке и в Закавказье. Канонически англиканские общества России входят в епархию Гибралтар в Европе.

Англиканская церковь святого Андрея Первозванного

В семидесятых годах XIX века англиканская община в Москве значительно разрослась. Старая часовня в Чернышевском переулке была не состоянии вместить всех прихожан. В 1882 году по проекту архитектора Ричарда Фримана началось возведение нового храма. Зодчий выполнил архитектурный облик здания из красного кирпича в стиле английской готики викторианской эпохи. В плане храм представляет собой однонефную базилику с алтарной абсидой на восточной стороне. Над притвором сооружена высокая башня с четырьмя маленькими стрельницами по углам.

Поскольку большинство прихожан, жертвовавших на строительство, были выходцами из Шотландии, храм был освящен в честь покровителя этой части Британии - св. апостола Андрея Первозванного. Богослужения начались с 1885 года.

В советские годы англиканская церковь св. Андрея разделила судьбу многих храмов России. После ликвидации прихода в помещении разместился склад, потом общежитие. В 1960 году здание было передано знаменитой студии грамзаписи «Мелодия». Долгие годы здесь размещалась одна из технических служб.

В 1991 году англиканская церковь святого Андрея вновь открыла свои двери для прихожан. Для проведения богослужений приезжал священник из Финляндии. Через два года был назначен настоятель, а в 1994 году здание было передано английской общине.

Возникшая в 16 веке; государственная церковь в Великобритании. Культ и организационные принципы англиканской церкви ближе к католической церкви, чем у других протестантских церквей. В догматике англиканской церкви сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе церкви. Церковную иерархию англиканской церкви возглавляет британский монарх.

Англиканская церковь возникла в результате разрыва английского короля Генриха VIII с папством, секуляризации монастырей, как государственная национальная церковь, возглавленная королем согласно «Акту о супрематии» (1534). Ее вероучение и организационные формы в своей основе оставались католическими. Внешним толчком к реформе послужила ссора Генриха VIII с римским папой, вызванная отказом последнего признать законным развод короля с Екатериной Арагонской. При Эдуарде VI (1547-1553) Т. Кранмером была составлена «Книга общественного богослужения» (Common Prayer Book, 1549), сочетавшая в догматике и культе протестантские и католические элементы. При Елизавете Тюдор в «Тридцати девяти статьях» (1571) вероучение было приближено к кальвинизму.
Основой церковной политики Елизаветы было стремление усилить правительственную опеку над церковью: для наблюдения за исполнением обрядов была создана Верховная комиссия, высший суд по церковным делам. Но параллельно с государственной церковью в Англии начали образовываться тайные группы сектантского толка (пуританство), требовавшие самоуправления церковных общин. В борьбе с пуританами при Якове I Стюарте (1603-1625) англиканская церковь сблизилась с католицизмом. В годы Английской революции (1641-1660) англиканская церковь служила опорой абсолютизма и была упразднена. Официальной религией стало пресвитерианство (умеренное пуританство).
После реставрации Стюартов (1660) англиканская церковь была восстановлена. Годы правления королей Карла II (1660-1685) и Якова II (1685-1688) прошли под знаком борьбы с пуританством: согласно королевскому указу 1673 года. (Test Act) пуританам разрешалось занимать государственные должности лишь при условии признания догматов англиканской церкви. Славная революция 1688 года возвела на королевский престол протестанта Вильгельма III Оранского. Акт о терпимости, изданный в 1689 году, хотя и провозгласил англиканскую церковь господствующей, но существенно облегчил положение католиков и пуритан.
Англиканская церковь построена по иерархическому принципу. Британский монарх, как ее глава, назначает епископов. Высшее духовенство составляют два архиепископа: Кентерберийский (примас англиканской церкви и первый пэр королевства) и Йоркский. Соответственно территория Англии разделена на два архиепископства, в те в свою очередь на епископства. Значительная часть епископов является членами палаты лордов. Принципиальные церковные статуты подлежат утверждению британского парламента. Расходы по содержанию англиканской церкви в большой мере несет государство. Традиционно в англиканской церкви сложились три направления: высокая церковь (High Church), близкая католицизму; низкая церковь (Law Church), близкая к пуританизму и пиетизму; широкая церковь (Broad Church), которая стремится объединить различные христианские течения и является господствующим направлением в англиканской церкви.
Помимо англиканской церкви собственно в Англии (The Church of England), существую самостоятельные англиканские церкви в Шотландии, Уэльсе, Ирландии, США, Канаде, Австралии. Формально они не зависят друг от друга, но The Church of England считается матерью-церковью для остальных англиканских церквей. С 1867 года раз в десятилетие англиканские епископы собираются в Лондоне на Ламбетские конференции (по названию дворца Lambeth - резиденции архиепископа Кентерберийского). Общая численность последователей англиканской церкви в Англии оценивается в 25 млн. человек. Важную роль в церковной жизни играет приходское собрание мирян под председательством священника, которое избирает должностных лиц прихода, а иногда и самого священника.