Презентация с есенин страницы жизни и творчества. Презентация:Сергей Есенин.Жизнь и творчество презентация к уроку по литературе на тему

«Есенин Сергей Александрович» - Побывали в Германии, Бельгии, США. Жизнь и творчество поэта. В 1924 году в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) вышел сборник стихов С.А.Есенина “Москва кабацкая”. Ещё меня учили плавать: сажали в лодку, плыли на середину озера и бросали в воду. Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии (21 сентября по старому стилю).

«Есенин Анна Снегина» - С.А.Есенин. Б. Дехтерев. Лидия Кашина. Иллюстрация к поэме «Анна Снегина» Худ. «Девушка в белой накидке» Анна Сардановская. Музей поэмы «Анна Снегина». Б.А. Алимов.

«Творчество Есенина» - Моя лирика жива одной большой Любовью к родине, чувство к родине – Основное в моем творчестве С.Есенин. Творчество Сергея Александровича Есенина.

«Стихотворения» - Дайте мне на родине любимой, Все любя спокойно умереть! Отговорила роща золотая… Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде… Каждый труд благослови, удача! Деревенский парень, покинувший родной дом, но страстно любящий свою Родину. Спит ковыль. Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется… Нет поэта без родины …

«Есенин Зима» - Источники материалов. Сергей Александрович Есенин (1895-1925г.г.). Жанры произведений. Мало уметь читать, надо уметь думать. Тема чтения. ? Поет зима, аукает книга. Литературное чтение Стихи о зиме. Сергей Александрович Есенин. О Родине О детях О природе О животных О волшебстве, приключениях. Сказка Рассказ Стихотворение Пословица Загадка Басня.

«Творчество Сергея Есенина» - Окончил церковно-приходскую школу. Клён ты мой опавший,клён заледенелый… Писать о любви Есенин начал будучи подростком. Зелёная причёска, девическая грудь… Истоки. Белая берёза под моим окном Принакрылась снегом,точно серебром... И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком… Цикл «Москва кабацкая» - отражение кризиса в жизни и творчестве поэта.

  • Жизнь и творчество
  • С.А. Есенин родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник «Больные думы» (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. «Береза» - первое напечатанное стихотворение С. Есенина. С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы, христианские мотивы.
  • Константиновское земское училище
  • С.Есенин 1913-14 год
  • Интерьер дома-музея
  • А сейчас, как глаза закрою, вижу только родительский дом…
  • Окрестности села Константиново
  • Мать поэта
  • С. А. Есенин с сестрами Катей и Шурой
  • С августа 1912 г. живет в Москве, работает в лавке, потом в типографии Сытина. Учился на историко-философском отделении Московского городского Народного университета им. Шанявского, не закончил. В конце 1913 года сближается с Суриковским литературно-музыкальным кружком, избирается в редакционную комиссию. С 1914 г. публикует стихи в детских журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро».
  • В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. Осенью 1915 г. он входит в литературную группу «Краса» и литературно-художественное общество «Страда».
  • А. А. Блок
  • Фотография. 1916
  • С. Есенин. Записка А. Блоку:
  • «Александр Александрович! Я хотел бы поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в 4.»
  • С почтением С. Есенин».
  • 9 марта 1915 г. А. А. Блок. Запись в дневнике 9 марта 1915 г.
  • «... Днём у меня рязанский парень со стихами. ... Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Язык».
  • В начале 1916 года выходит первая книга «Радуница», в которую входят стихи, написанные Есениным в 1910-1915 годах. Есенин позже признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». Один из основных законов мира Есенина - это всеобщий метаморфизм. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Он очеловечивает природу. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина.
  • С. Есенин. Обложка. "Радуница», 1916г.
  • Первый сборник стихов Есенина "Радуница" (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах "Радуницы" и последующих сборников ("Голубень", "Преображение", "Сельский часослов", все 1918, и др.) складывается особый есенинский "антропоморфизм": животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта ("Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья").
  • Радуница
  • В 1915-1916 гг. у гармоничного лирического героя Есенина появился мятежный двойник, «грешник», «бродяга и вор», а Россия стала уже не только страной кроткого Спаса, но и мятежников. В этот период Есенин испытал на себе влияние идеолога скифства Р.В. Иванова-Разумника. Он становится участником сборников «Скифы» (1917, 1918). Разделявшие взгляды эсеров, «скиф» Иванов и поэт-старообрядец Клюев способствовали тому, что Есенин объединил понятие крестьянского рая с революционной идеей. Идеи этого периода нашли отражения в поэмах 1916-1918 гг.: «Товарищ», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония» и др.
  • С. А. Есенин и Н. А. Клюев 1916 г.
  • В первой половине 1916 г. С.А. Есенин призывается в армию, благодаря друзьям получает назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества. Вместе с Клюевым дают концерты. В день своих именин Есенин получил от великой княгини Елизаветы Федоровны икону Сергия Радонежского.
  • Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник «Голубень». Уже отчетливей проступают приметы другой, каторжной Руси, по которой бредут «люди в кандалах» («В том краю, где желтая крапива» (1916), «Синее небо, цветная дуга» (1916). Меняется герой есенинской лирики: он то «нежный отрок», «смиренный инок», то «разбойник с кистенем» («Наша вера не погасла» (1915), «Разбойник» (1915), «Устал я жить в родном краю» (1916). Эта же двойственность определяет и образ «нежного хулигана» в стихах Есенина периода «Москвы кабацкой» (1924).
  • В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение ("с высочайшего соизволения") санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах.
  • На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован (здесь же несли службу сестер милосердия императрица и царевны), происходит его встреча с царской семьей. Тогда же вместе с Н. Клюевым они выступают, одетые в древнерусские костюмы, сшитые по эскизам В. Васнецова, на вечерах "Общества возрождения художественной Руси" при Феодоровском городке в Царском Селе, а также приглашаются в Москве к великой княгине Елизавете.
  • Вместе с монаршей четой в мае 1916 года Есенин в качестве санитара поезда посещает Евпаторию. Это была последняя поездка Николая II в Крым.
  • Служба в армии
  • События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, «преображения» жизни, переоценки всех ценностей. И Февральскую, и Октябрьскую революции он принял по-скифски, как крестьянские и христианские по содержанию. Есенин сближается с эсерами (сборник «Звездный бык» напечатан в поезде Троцкого, в его типографии).
  • Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву, где выходит сборник «Голубень», вобравший в себя стихи 1916-1917 годов. Затем поэт выпускает сборники стихотворений «Преображение» (1918), «Сельский часослов» (1918). В 1919 Есенин - один из идеологов имажинизма: вышла книга «Ключи Марии», в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918-1919 годах. Имажинисты организуют издательство «Московская Трудовая Артель Художников Слова», открывают кафе «Стойло Пегаса», свое издательство и свою книжную лавку.
  • С. А. Есенин среди имажинистов. Фотография. 1922 г.
  • Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г, Шершеневичем, Р. Ивневым. В начале 1919 они объединяются в группу имажинистов; Есенин становится завсегдатаем "Стойла Пегаса" литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу стремление очистить форму от "пыли содержания". Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству духовной первооснове художественного образа (трактат "Ключи Марии", 1919). Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой "шутовского кривляния ради самого кривляния" "собратьев"-имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры.
  • Имажинизм
  • Женившись на американской танцовщице Айседоре Дункан, с мая 1922 до августа 1923 года Есенин жил за границей: в Германии, Бельгии., Франции, Италии, США. Из заграничной поездки он привез сборник «Москва кабацкая», который был издан в 1924 году. Впечатления о путешествии по Европе и США отразились в прозаическом опыте Есенина «Железный Миргород»
  • С. А. Есенин и А. Дункан Фотография. 1922 г.
  • «Не знаю, не помню,
  • В одном селе,
  • Может, в Калуге,
  • А может, в Рязани,
  • Жил мальчик
  • В простой крестьянской семье,
  • Желтоволосый,
  • С голубыми глазами.
  • И вот стал он взрослым,
  • К тому ж поэт,
  • Хоть с небольшой,
  • Но ухватистой силою,
  • И какую - то женщину,
  • Сорока с лишним лет,
  • Называл скверной девочкой
  • И своею милою».
  • Айседора Дункан
  • Отрывок из поэмы «Черный человек»
  • В статье «Быт и искусство» (1921) С.А, Есенин отвергал принцип национального искусства, принцип поэтического диссонанса. Таким образом, в русской поэзии сложились две версии имажинизма. Революционные потрясения не дали России долгожданного земного рая. Поэт пережил крах своих революционных иллюзий. «Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу, что не к февральской и не к октябрьской, по-видимому, в нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь». Вместе с Волошиным, Клычковым, Пильняком, А. Толстым, Мандельштамом и другими Есенин подписал письмо в отдел печати ЦК РКП(б) в защиту гонимых большевистской идеологией писателей.
  • Поэзия С.А. Есенина последних, самых трагических лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной («Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...» и др.). Поэт понимал, что близкая его сердцу деревня - это «Русь уходящая». Об этом свидетельствует его поэма «Сорокоуст» (1920), сборники стихотворений «Исповедь хулигана» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), «Русь Советская» (1925), «Страна Советская» (1925), «Персидские мотивы» (1925), написанные на Кавказе и связанные с именем Шаганэ Тальян.
  • Шаганэ ты моя, Шаганэ
  • Шагандухт Нерсесовна Талъян (Тертерян) - «Шаганэ».
  • Они познакомились в 1924 году в Батуми, виделись недолго, но появились «Персидские мотивы», посвященные ей:
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!
  • Потому что я с севера, что ли,
  • Я готов рассказать тебе поле,
  • Про волнистую рожь при луне».
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ...»
  • «Руки милой - пара лебедей
  • - В золоте волос моих ныряют.
  • Все на этом свете из людей
  • Песнь любви поют и повторяют...»
  • «Руки милой - пара лебедей...»
  • В ноябре 1925 года поэт закончил автобиографическую, исповедальную поэму «Черный человек», которая оказалась последней в ряду написанных им поэм, а среди них были такие значительные, как «Пугачев» (1921), «Страна негодяев» (1922-1923), «Песнь о великом походе» (1924), «Анна Снегина» (1925). Некоторое время Есенин находился в бакинской больнице водников с подозрением на воспаление легких (окончательный диагноз - туберкулез).
  • С. А. Есенин. Фотография
  • Жизнь С.А. Есенина трагически оборвалась в Петрограде, в гостинице «Англетер» при невыясненных обстоятельствах. Поэта нашли повешенным. После гибели Есенина начался период официального забвения его творчества. В 1927 году появилась статья Бухарина «Злые заметки». Творчество поэта было признано мелкобуржуазным, кулацким, не соответствующим великой эпохе. Статья на много лет стала идеологической основой для литературоведческих работ и учебников.
  • А стихи его знала, читала и пела вся Россия.
  • У гроба С. А. Есенина в Доме Печати. Фотография. 192,5 г.
  • Похоронная процессия у памятника Пушкину. Москва Фотография. 1925
  • «Со времени Кольцова земля Русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин... Вместе с тем Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовём высшим моцартовским началом, моцартовской стихией»
  • (Б. Пастернак).
  • «Есенин - чудо поэзии. И как о всяком чуде, о нём трудно говорить. Чудо есенинской поэзии не только убеждает, но и всегда волнует, как проявление большого человеческого сердца»
  • (Ю. Марцинкявичюс).
  • «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сего дня. Сила и яркость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течёт вечно молодая кровь вечно живой поэзии»
  • (Н. Тихонов).
  • «Мы потеряли великого русского поэта»
  • (М. Горький).
  • Надо было более по-братски помочь ему»
  • (А.В. Луначарский).























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

С целью повышения эффективности процесса обучения, формирования нового информационного пространства современный урок нуждается в более полном использовании компьютерной техники. Компьютерные технологии становятся всё более актуальными, так как заниматься с компьютером очень интересно и познавательно. Они формируют умение работать с информацией, предоставляют обучающимся максимум учебного материала, создают возможность осуществления в процессе обучения перехода от внешнего контроля учителя к самоконтролю учащегося, способствуют переводу педагогической системы на самообучение школьников.

Презентация Microsoft Power Pointк уроку литературы по теме «С. А. Есенин. Жизнь и творчество» способствует качественному усвоению учебного материала, так как привлекает не только содержательностью информации, но и новым способом её подачи, наглядностью, возможностью оптимального сочетания индивидуальной и фронтальной форм работы.

Предлагаю вниманию коллег методическую разработку урока «Сергей Есенин как национальный поэт. Жизнь и творчество», частью которого стала названная выше презентация.

Цели урока :

  • познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, показать народность его творчества;
  • развивать внимание обучающихся, их устную речь;
  • воспитывать интерес к литературе, к личности и творчеству поэта.

Оборудование: портреты и фотографии Есенина, презентация по теме «Жизнь и творчество Есенина», видеоролик, звукозапись.

Методические приёмы : слово учителя, доклад-сообщение ученика, беседа.

Ход урока.

1. Слово учителя. (Запись романса на стихи С.Есенина «Тихо струится река серебристая…», 3 мин.)

Сергея Александровича Есенина представлять, кажется, не надо - это самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание. Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, соз­данный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком».

Есенин - единственный среди русских великих лириков поэт, в твор­честве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел! Все, написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины - основное в моем творчестве». Заметим, не «тема», а «чувство». Например, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» (читаем его) рисуется образ родины-рая. Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской дерев­не, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

Прочитаем его автобиографию, написанную им незадолго до смерти, в октябре 1925 года. (Читаем «О себе»). Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нем-то мы все знаем. И все же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, еще много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее - и никаких псевдонимов, столь попу­лярных в его время, не понадобилось.

2. Доклад-сообщение ученика о жизни и творчестве Есенина. (Презентация по теме. 15 мин. ).

С.А. Есенин родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник «Больные думы» (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. «Береза» - первое напечатанное стихотворение С. Есенина. С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы, христианские мотивы.

С августа 1912 г. живет в Москве, работает в лавке, потом в типографии Сытина. Учился на историко-философском отделении Московского городского Народного университета им. Шанявского, не закончил. В конце 1913 года сближается с Суриковским литературно-музыкальным кружком, избирается в редакционную комиссию. С 1914 г. публикует стихи в детских журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро».

В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. Осенью 1915 г. он входит в литературную группу «Краса» и литературно-художественное общество «Страда».

В начале 1916 года выходит первая книга «Радуница», в которую входят стихи, написанные Есениным в 1910-1915 годах. Есенин позже признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». Один из основных законов мира Есенина - это всеобщий метаморфизм. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Он очеловечивает природу. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина.

В 1915-1916 гг. у гармоничного лирического героя Есенина появился мятежный двойник, «грешник», «бродяга и вор», а Россия стала уже не только страной кроткого Спаса, но и мятежников. В этот период Есенин испытал на себе влияние идеолога скифства Р.В. Иванова-Разумника. Он становится участником сборников «Скифы» (1917, 1918). Разделявшие взгляды эсеров, «скиф» Иванов и поэт-старообрядец Клюев способствовали тому, что Есенин объединил понятие крестьянского рая с революционной идеей. Идеи этого периода нашли отражения в поэмах 1916-1918 гг.: «Товарищ», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония» и др.

В первой половине 1916 г. С.А. Есенин призывается в армию, благодаря друзьям получает назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества. Вместе с Клюевым дают концерты. В день своих именин Есенин получил от великой княгини Елизаветы Федоровны икону Сергия Радонежского.

Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник «Голубень». Уже отчетливей проступают приметы другой, каторжной Руси, по которой бредут «люди в кандалах» («В том краю, где желтая крапива» (1916), «Синее небо, цветная дуга» (1916). Меняется герой есенинской лирики: он то «нежный отрок», «смиренный инок», то «разбойник с кистенем» («Наша вера не погасла» (1915), «Разбойник» (1915), «Устал я жить в родном краю» (1916). Эта же двойственность определяет и образ «нежного хулигана» в стихах Есенина периода «Москвы кабацкой» (1924).

События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, «преображения» жизни, переоценки всех ценностей. И Февральскую, и Октябрьскую революции он принял по-скифски, как крестьянские и христианские по содержанию. Есенин сближается с эсерами (сборник «Звездный бык» напечатан в поезде Троцкого, в его типографии).

Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву, где выходит сборник «Голубень», вобравший в себя стихи 1916-1917 годов. Затем поэт выпускает сборники стихотворений «Преображение» (1918), «Сельский часослов» (1918). В 1919 Есенин - один из идеологов имажинизма: вышла книга «Ключи Марии», в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918-1919 годах. Имажинисты организуют издательство «Московская Трудовая Артель Художников Слова», открывают кафе «Стойло Пегаса», свое издательство и свою книжную лавку.

Женившись на американской танцовщице Айседоре Дункан, с мая 1922 до августа 1923 года Есенин жил за границей: в Германии, Бельгии., Франции, Италии, США. Из заграничной поездки он привез сборник «Москва кабацкая», который был издан в 1924 году. Впечатления о путешествии по Европе и США отразились в прозаическом опыте Есенина «Железный Миргород»

В статье «Быт и искусство» (1921) С.А, Есенин отвергал принцип национального искусства, принцип поэтического диссонанса. Таким образом, в русской поэзии сложились две версии имажинизма. Революционные потрясения не дали России долгожданного земного рая. Поэт пережил крах своих революционных иллюзий. «Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу, что не к февральской и не к октябрьской, по-видимому, в нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь». Вместе с Волошиным, Клычковым, Пильняком, А. Толстым, Мандельштамом и другими Есенин подписал письмо в отдел печати ЦК РКП(б) в защиту гонимых большевистской идеологией писателей.

Поэзия С.А. Есенина последних, самых трагических лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной («Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...» и др.). Поэт понимал, что близкая его сердцу деревня - это «Русь уходящая». Об этом свидетельствует его поэма «Сорокоуст» (1920), сборники стихотворений «Исповедь хулигана» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), «Русь Советская» (1925), «Страна Советская» (1925), «Персидские мотивы» (1925), написанные на Кавказе и связанные с именем Шаганэ Тальян.

В ноябре 1925 года поэт закончил автобиографическую, исповедальную поэму «Черный человек», которая оказалась последней в ряду написанных им поэм, а среди них были такие значительные, как «Пугачев» (1921), «Страна негодяев» (1922-1923), «Песнь о великом походе» (1924), «Анна Снегина» (1925). Некоторое время Есенин находился в бакинской больнице водников с подозрением на воспаление легких (окончательный диагноз - туберкулез).

Жизнь С.А. Есенина трагически оборвалась в Петрограде, в гостинице «Англетер» при невыясненных обстоятельствах. Поэта нашли повешенным. После гибели Есенина начался период официального забвения его творчества. В 1927 году появилась статья Бухарина «Злые заметки». Творчество поэта было признано мелкобуржуазным, кулацким, не соответствующим великой эпохе. Статья на много лет стала идеологической основой для литературоведческих работ и учебников.

А стихи его знала, читала и пела вся Россия.

3. Слово учителя. Просмотр записи стихотворений.

…А его стихи знала, читала и пела вся Россия…

Обстоятельства жизни поэта подтверждаются есенинским высказыванием: «Что касается остальных автобиографических сведений, - они в моих стихах».

(Видеоролик с записью стихотворений в исполнении Сергея Безрукова из кинофильма Владимира Валуцкого «Есенин», 10 мин.).

4. Беседа по лирике С.А.Есенина:

    • Какие стихотворения Есенина привлекли ваше внимание?
    • Какие стихотворения Есенина вы знаете наизусть?
    • Чем привлекает вас творчество этого поэта?
    • Каковы основные темы его лирики?
    • Каковы настроения лирического героя Есенина?
    • Какие образы характерны для лирики природы в поэзии Есенина?

5. 3аключительное слово учителя.

«Большое видится на расстояньи», - справедливо заметил как-то поэт. И, наверное, более всего эта истина самого поэта и касается. Чем больше проходит лет, тем явственнее прозревает читатель: кто из поэтов призван был прийти на время, за пределы которого не вышел, а кто – чтобы сквозь время пройти, став частью не только нашей жизни, но и нашей души.

Об этом поэте Н.Тихонов сказал так: « Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сего дня. Сила и яркость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии».

6. Тестирование по темам:

    • «Биография»
    • «Обзор творчества»

(Тестирование по усмотрению учителя можно перенести на следующий урок, можно использовать для самопроверки и для поурочного контроля в классе ).

Домашнее задание.

  1. Чтение стихотворений Есенина о родине, о природе, анализ стихотворений («В хате», «Выткался на озере…», «Сыплет черёмуха снегом…» и др., выбор)
  2. Выучить стихотворение (по выбору).
  3. Индивидуально: сопоставить стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимою», А.А.Фета «Печальная берёза» и С.А.Есенина «Пороша» и «Берёза»

Презентация, подготовленная к уроку литературы «С. А. Есенин. Жизнь и творчество», содержит гиперссылки и даёт возможность варьировать содержание урока. Если на уроке сообщение преподавателя или обучающегося ограничено основным материалом, то в процессе индивидуальной проработки могут быть использованы материалы гиперссылок. По содержанию материала презентации было создано два электронных теста: «Биография» и «Обзор творчества». Контрольные тесты используются на этапе контроля знаний, умений, навыков (или самоконтроля), могут быть использованы вместе с материалами презентации и приложения в качестве тренажера. Тестирование по усмотрению учителя можно перенести на следующий урок, можно использовать для самопроверки и для поурочного контроля в классе.

  1. Для реализации фронтальной формы обучения рекомендуется организовать изучение данной темы на базе учебного кабинета, оборудованного одним мультимедийным ПК и медиапроектором с настенном экраном или интерактивной доской.
  2. Для реализации индивидуальной формы организации обучения на уроке следует проводить работу на базе компьютерного класса, где одновременно могут заниматься 10-15 человек.

Немаловажен факт, что урок с данной презентацией – это общение обучающегося с компьютером, и обучение в данном случае имеет диалоговый характер. При таком обучении осуществляется принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям обучающегося, реализуются управляемость; то есть в любой момент возможна коррекция процесса обучения, у обучающегося поддерживается состояние психологического комфорта при общении с компьютером. Работа с компьютером на уроке и вне урока способствует подготовке личности «информационного общества.

Список использованной литературы и материалов.

  1. Аудиокнига: «С. Есенин. Поэзия XX века. Стихи и романсы». Серия «Школьная хрестоматия: литература». Страдиз – Аудиокнига, 2004; РАО «Говорящая книга», 2005.
  2. Владимир Валуцкий. Художественный фильм «Есенин».
  3. Газета «Литература» №3, январь, 1998г.
  4. Генералова Н.С. «Литература. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию». Учебно-методическое пособие. – М.; Издательство «Экзамен», 2004.
  5. Журналы серии «Литература в школе», 2003 г. № 10, № 15.; 2001 г. № 6.
  6. Егорова Н. В. «Поурочные разработки по русской литературе XX века» 11 класс, I полугодие. – 4 изд., перераб. И доп. – М.; ВАКО, 2005.
  7. «Практическое пособие для учителей предметников по созданию электронных систем тестирования средствами MS Excel». Гамаюнова М.Н., Пучкова В.И. 2006 г.
  8. «Примерное поурочное планирование уроков русского языка и литературы с применением интерактивных средств обучения». Пособие для учителя. С. А. Романова. Москва. «Школьная пресса». 2005.
  9. Тесты по литературе для 11 класса. 2004.

Приложения:

  1. Аудиозапись «Тихо струится река серебристая…» (романс на стихи С. Есенина) (у автора)
  2. Презентация
  3. Видеоролик (у автора)

Чтобы школьники воспринимали информацию с большей эффективностью, рекомендуется воспользоваться презентацией «Есенин». Информация о неординарной личности представлена в удобном виде с соответствующим оформлением, напоминающим тонкое пение мелодичных строф. Лирика поэта чарует каждого, кто хоть однажды сталкивался с его произведениями, а биография настолько таинственна, что внимание к Есенину не ослабевает даже сегодня.

Урок о жизни и творчестве Есенина станет еще более увлекательным, если использовать в ходе рассказа визуальные материалы, такие как портреты, схемы и таблицы, снимки из прошлого века. В ходе повествования есть также слайды, посвященные женщинам Есенина. Поэт постоянно метался в своей личной жизни, был окружен дамами, поэтому обойти эту часть его истории непростительно.
Величайший поэт – личность незаурядная, поэтому красивая презентация о биографии Есенина отождествляет его образ. С выразительным и структурированным сопровождением Сергей Александрович Есенин откроется ученикам на уроках по литературе со всей своей таинственностью и неординарностью, привьет любовь к поэзии и родине.

Вы можете просмотреть слайды на сайте сайт или скачать презентацию на тему «Есенин» в формате PowerPoint по ссылке ниже.

Биография Есенина
Родители
Дедушка
Земское училище

Церковно-приходская школа
Анна Изрядова
Конфликты с властью
Жизнь в Петрограде

Зинаида Райх
Айседора Дункан
Галина Бениславская
Софья Толстая

Самоубийство
Могила

Cлайд 1

Cлайд 2

Не умирает тот, кто живет в своих произведениях. - Листва закипает, как наши двадцатые, Когда Маяковский с Асеевым в дружестве Писали стихи о любви и о мужестве, Неугомонные и угловатые; Когда Пастернак в бормотанье восторженном, Стремительном, миротворяще-встревоженном, Слагал свои строки и тут же выбрасывал, Сквозь жизнь пробираясь движением брассовым; Когда над Есениным рдяными красками Пылали все зори рязанские истово, И Хлебников числа свои перелистывал И впроголодь пел, детворою обласканный. Листва закипает, как годы начальные, Уже отдаленные дымкой забвения, И новые к жизни идут поколения, Но листья кипят, будто годы те дальные, Те годы начальные, годы двадцатые: Мы нищие были, мы были богатые. .

Cлайд 3

Cлайд 4

«Есенин, «не от мира сего». Он не поэт революции… Поэт погиб потому, что был несроден революции…К смерти Есенин тянулся почти с первых годов творчества… (Троцкий 19 янв. 1926г. «Правда») «Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты русской деревни и так называемого национального характера: мордобой, внутреннюю величайшую недисциплинированность, обожествление самых отсталых форм общественной жизни вообще...» (Бухарин 12 янв. 1927г. «Правда») «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души.» (М.Горький) «Гений – всегда народен» (А.Блок) «Он выражает стон и вопль многих сотен тысяч, он яркий и драматический символ непримиримого раскола старого с новым» (М.Горький)

Cлайд 5

Родился 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости, Рязанской губернии Есенин - тончайший лирик, умеющий мастерски передавать все оттенки настроения человека, состояние его души, поэзию сердца, его музыку. "Крестьянская тема" в его творчестве стала темой национальных судеб, образы деревни - образом России, Родины. Произведения Сергея Есенина вошли в золотой фонд советской поэзии.

Cлайд 6

Встреча с Блоком в Петербурге определила будущее Есенина. Он твердо решил быть поэтом.

Cлайд 7

Тема Родины – главная в творчестве Сергея Есенина. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».

Cлайд 8

В раскрытии темы Родины Есенин проходит долгий путь: от «бревенчатой избы» к «Руси Советской». Видели ли вы, Как бежит по степям В туманах озёрных кроясь, Железной ноздрёй храпя, На лапах чугунных поезд?

Cлайд 9

А за ним, По большой траве, Как на празднике отчаянных гонок, Тонкие ноги закидывая к голове, Скачет красногривый жеребёнок.

Cлайд 10

Тема Родины тесно связана с философской темой: природа-Родина-место человека в мире. Не жалею,не зову,не плачу. Все пройдет,как с белых яблонь дым, Увяданьем золота охваченный, Я не буду больше молодым