Депривация — что это за понятие? Сенсорная депривация-деградация личности или путь к самопознанию? Курс сенсорной депривации.

В психологии есть такое понятие как депривация. Оно означает психическую реакцию на неудовлетворенную потребность. К примеру, девушку бросил парень и ее одолевает эмоциональная депривация, потому что она начинает испытывать дефицит эмоций, скучать по тому, что было раньше, но больше не получать этого. Таких ситуаций можно привести много в зависимости от видов депривации. Но самое главное, это знать, как не допустить такого состояния или свести его проявления к минимуму.

Определение

Слово пришло к нам из латинского языка. Deprivation переводится как «потеря», «лишение». Так и происходит: человек теряет возможность удовлетворить свои психофизиологические потребности и испытывает при этом негативные эмоции. Это может быть обида, волнение, страх и многое другое. И, чтобы не путаться в определениях, решено было свести это состояние потерянности в единое целое. Так и возникло понятие депривации, которое охватывает все возможные эмоции. Сущность депривации заключается в нехватке контакта между желательными реакциями и подкрепляющими их стимулами.

Депривация может погрузить личность в состояние тяжелой внутренней опустошенности, из которой сложно найти выход. Вкус к жизни пропадает, и человек начинает просто существовать. Он не получает удовольствия ни от еды, ни от любимых занятий, ни от общения с друзьями. Депривация повышает уровень тревожности, человек начинает бояться пробовать новые модели поведения, пытаясь сохранить стабильное состояние, в котором ему комфортно. Он попадает в ловушку собственного разума, выйти из которой порой может помочь только психолог. Даже самая сильная личность иногда «ломается» под воздействием той или иной ситуации.

Многие путают депривацию с фрустрацией. Ведь что-то общее у этих состояний, определенно, есть. Но это все равно разные понятия. Под фрустрацией подразумевается фиаско в достижении удовлетворения определенной потребности. Т.е., человек понимает, откуда взялись негативные эмоции. А феномен депривации в том, что она может не осознаваться, и иногда люди годами живут и не понимают, что их гложет. И это самое страшное, потому что психологу непонятно, что лечить.

Виды

Углубляясь в тему, рассмотрим разные виды депривации в теории, а также приведем примеры для полного понимания. Классификация подразумевает деление по типу потребности, которая не была удовлетворена и вызвала депривацию.

Сенсорная (стимульная)

От латинского sensus – чувство. Но что такое сенсорная депривация? Это состояние, в которое входят все стимулы, связанные с ощущениями. Зрительные, слуховые и, конечно, тактильные. Банальная нехватка телесных контактов (рукопожатия, объятия, сексуальная близость) может спровоцировать тяжелейшее состояние. Оно может быть двойственным. Одни начинают компенсировать сенсорный дефицит, а другие агрессируют и внушают себе, что «не очень то и хотелось». Простой пример: девочка, которую недолюбили в детстве (мама не прижимала к груди, отец не катал на плечах) будет либо искать нежность на стороне в беспорядочных половых связях, либо замкнется в себе и станет старой девой. Из крайности в крайность? Именно так. Поэтому сенсорная депривация очень опасна.

Частным случаем этого типа является зрительная депривация. Она случается редко, но, что называется, «метко». Заложником зрительной депривации может стать человек, который резко и внезапно лишился зрения. Понятно, что он привыкает обходиться без него, но психологически это очень тяжело. Причем, чем старше человек, тем ему сложнее. Он начинает вспоминать лица своих близких, природу вокруг и понимать, что больше не может насладиться этими образами. Это может привести к затяжной депрессии или даже свести с ума. То же самое может спровоцировать двигательная депривация, когда человек из-за болезни или вследствие ДТП теряет способность к двигательной активности.

Когнитивная (информационная)

Кому-то когнитивная депривация покажется странной, но это одна из самых распространенных форм. Заключается такой тип депривации в лишении возможности получать достоверную информацию о чем-либо. Это заставляет человека додумывать, придумывать и фантазировать, рассматривая ситуацию через призму собственного видения, придавать ей несуществующие значения. Пример: моряк, отправившийся в дальнее плавание. У него нет возможности связаться с родственниками, и он в какой-то момент начинает паниковать. А вдруг жена изменила? Или что-то случилось с родителями? При этом важно, как поведут себя окружающие: будут ли они его успокаивать или, наоборот, подначивать.

В телешоу «Последний герой», которое раньше выходило в эфир, люди тоже пребывали в когнитивной депривации. У редакторов программы была возможность сообщать им о том, что творится на большой земле, но они сознательно этого не делали. Потому что зрителю было интересно наблюдать за героями, длительно находящимися в нестандартной ситуации. А наблюдать было за чем: люди начинали переживать, у них повышалась тревожность, начиналась паника. И в таком состоянии еще нужно было бороться за главный приз.

Эмоциональная

Об этом мы уже говорили. Это нехватка возможностей получить те или иные эмоции либо перелом ситуации, в которой человек был эмоционально удовлетворен. Яркий пример: материнская депривация. Это когда ребенок лишен всех прелестей общения с матерью (речь идет не о биологической матери, а о женщине, способной дать малышу любовь и ласку, материнскую заботу). И проблема в том, что заменить это ничем нельзя. Т.е., если мальчик воспитывался в детском доме, он будет пребывать в состоянии материнской депривации до конца жизни. И даже если он в будущем будет окружен любовью жены, детей и внуков, это будет не то. Отголоски детской травмы будут присутствовать.

Скрытая материнская депривация может случиться у ребенка, даже если он будет воспитываться в семье. Но если мама постоянно работает и не уделяет малышу время, то он тоже будет нуждаться в заботе и внимании. Также это случается в семьях, где после одного ребенка вдруг рождается двойня или тройня. Все время уходит на младших детей, поэтому старший погружается в вынужденную материнскую депривацию.

Еще один распространенный случай – это семейная депривация. Она включает лишение общения не только с матерью, но и с отцом. Т.е. отсутствие института семьи в детском возрасте. И опять же, повзрослев, человек создаст семью, но он будет в ней играть другую роль: уже не ребенка, а родителя. Кстати, патернальная депривация (лишение возможности воспитываться с отцом) постепенно входит в норму из-за свободного отношения к половым контактам. У современного мужчины может быть несколько детей от разных женщин, и, разумеется, какие-то из них будут страдать от недостатка отцовского внимания.

Социальная

Ограничение возможности играть социальную роль, находиться в обществе и быть признанным им. Психосоциальная депривация присуща пожилым людям, которые из-за проблем со здоровьем предпочитают не выходить из дома и коротать вечера в одиночестве перед телевизором. Оттого так ценны различные кружки для пенсионеров, где бабушки и дедушки хотя бы просто общаются.

Кстати, социальная депривация может использоваться и как наказание. В легкой форме, это когда мама не пускает провинившегося ребенка гулять с друзьями, запирая его в комнате. В тяжелой – это заключенные, проводящие годы, а то и жизнь в местах лишения свободы.

Особенности у детей

В психологии часто рассматривается именно депривация у детей. Почему? Во-первых, потому что у них больше потребностей. Во-вторых, потому что взрослый человек, лишенный чего-либо, может как-то попытаться компенсировать этот недостаток. А ребенок не может. В-третьих, дети не просто тяжело переживают депривацию: это часто сказывается на их развитии.

Ребенок нуждается в тех же самых потребностях, что и взрослый. Самое простое – это общение. Оно играет ключевую роль в формировании осознанного поведения, помогает приобрести многие полезные навыки, развить эмоциональное восприятие, повысить интеллектуальный уровень. Причем, для ребенка очень важно общение со сверстниками. В этом плане часто страдают дети богатых родителей, которые вместо того, чтобы отвести малыша в сад, нанимают ему кучу гувернанток и воспитательниц на дому. Да, ребенок вырастет воспитанным, начитанным и вежливым, но социальная депривация не позволит ему найти свое место в обществе.

Депривация прослеживается и в педагогике. Ее отличие в том, что эта потребность в детском возрасте не ощущается. Даже наоборот: ребенок порой не хочет учиться, ему это в тягость. Но если упустить эту возможность, то в будущем начнется тяжелейшая педагогическая депривация. И она будет выражаться в отсутствии не только знаний, а еще и многих других навыков: терпение, упорство, стремление и др.

Проявления

Внешние способы проявления те же, что и у взрослых. И родители или воспитатели должны правильно распознавать эмоции ребенка, чтобы понять, каприз это или один из признаков депривации. Две наиболее распознаваемые реакции, это гнев и замкнутость.

Гнев и агрессия

Причиной гнева может стать неудовлетворение физиологической или психологической потребности. Не купили конфету, не дали игрушку, не отвели на детскую площадку – казалось бы, ерунда, а ребенок злится. Если такое состояние будет повторяться, это может превратиться в депривацию, и тогда гнев будет проявляться не только в крике и метании вещей, но и в более сложных состояниях. Некоторые малыши рвут на себе волосы, а у кого-то даже может начаться недержание мочи как следствие проявления агрессии.

Замкнутость

Состояние, обратное гневу. Ребенок компенсирует депривацию, пытаясь убедить себя, что ему не нужна эта игрушка или конфета. Малыш успокаивается и уходит в себя, находя занятия, не требующие выплеска эмоций. Он может молча собирать конструктор или даже просто бездумно водить пальцем по ковру.

Любая неудовлетворенная психическая депривация в детском возрасте может оказать негативное влияние на будущее и перерасти в серьезные психологические травмы. Практика показывает, что большинство убийц, маньяков и педофилов имели проблемы либо с родителями, либо с социумом. И все это являлось последствиями эмоциональной депривации в детстве, потому что именно ее сложнее всего компенсировать во взрослом возрасте.

Психологические проблемы депривированных детей рассматривали многие ученые-психологи. Диагностика и анализ позволили понять, что именно гложет детей того или иного возраста. Многие работы изучаются современниками, которые выстраивают свои методики для помощи родителям и их детям. Любопытными являются депривационные описания Я.А.Коменского, Ж.Итара, А.Гезелла, Дж.Боулби.

Депривация сна

Еще одна распространенная депривация, которой подвержены многие современные люди. Если говорить простым языком – это банальный недосып. Примечательно, что некоторые люди осознанно идут на это, проводя ночи не в постели, а в ночных клубах или возле компьютера. Другие же вынуждены лишаться сна из-за работы (трудоголики), детей (молодые мамы), тревоги. Последнее может быть вызвано разными причинами. И если человек не спит из-за повышенной тревожности, он попадает в замкнутый круг. Сначала он тревожится и потому не спит. А затем депривация сна приводит к возникновению тревожных состояний.

Депривация сна при депрессии относится к вынужденному состоянию. Потому что человек, возможно, хочет уснуть, но не может. Т.е., он находится в постели, то сон не идет из-за возникающих депрессивных мыслей. Чтобы побороть оба состояния – депривацию сна и депрессию – достаточно немного поспать.

Помощь

Не каждый депривационный синдром требует вмешательства психологов. Нередко человек может справиться с таким состоянием самостоятельно либо с помощью родных и близких. Примеров масса. Чтобы выйти из социальной депривации, достаточно записаться на танцы или другой кружок по интересам. Проблема нехватки интеллектуальных ресурсов решается подключением безлимитного Интернета. Дефицит тактильных контактов проходит после заведения любовных отношений. Но, конечно, более тяжелые случаи требуют серьезного подхода, и без глобальной помощи (иногда на государственном уровне) уже не обойтись.

Справляться с последствиями детских социальных деприваций помогают реабилитационные центры, где ребенок получает не только внимание и заботу, но и общение со сверстниками. Конечно, это покрывает проблему лишь частично, но важно положить начало. То же самое относится к организации бесплатных концертов или чаепитий для пенсионеров, которые тоже нуждаются в общении.

В психологии с депривацией борются и иными способами. Например, компенсацией и реализацией себя в другой деятельности. Так, инвалиды часто начинают заниматься каким-то видом спорта и участвуют в паралимпийских соревнованиях. Некоторые люди, лишившиеся рук, открывают в себе талант рисования ногами. Но это касается сенсорной депривации. Тяжелые эмоциональные лишения компенсировать сложно. Необходима помощь психотерапевта.

Человеческая жизнь полна многочисленных лишений, через которые необходимо проходить. Говоря о депривации, речь может идти о чем угодно. Например, нехватка пищи уже создает ситуацию депривации, в которой человек меняется на эмоциональном и интеллектуальном уровне. Существует множество видов депривации, но основные рассмотрим в данной статье – эмоциональная, социальная, материнская и сенсорная.

Депривацию можно описать такими ощущениями: когда вы стоите на краю пропасти, и вас что-то толкает вниз. Вы не можете удержаться и падаете. Причем вы не знаете, спасетесь или нет, «подстелять вам соломку» другие люди, которым вы доверяете, или нет. Конечно, каждый случай переживается более или менее трагически. Но чем сильнее человек ощущает лишения, тем глубже становится та пропасть, в которую он падает.

Состояние депривации является очень опасным, поскольку никогда не известно, каким человек станет после выхода из сложной ситуации. Частыми являются ситуации, когда люди ломаются. Они становятся агрессивными, замкнутыми, грубыми и т. д. Мир становится жестоким и несправедливым, от чего человек постоянно защищается даже тогда, когда ему ничто не угрожает.

Если необходима консультация, то первую помощь психотерапевта можно получить на сайте сайт. Этого может стать достаточным, чтобы вернуть себе чувство гармонии и полноценности.

Что такое депривация?

Понятие «депривация» берет свое начало от английского слова, которое означает «потеря, лишение». Что такое депривация в психологии? Это психическое состояние, когда человек лишен чего-то ценного и значимого для себя, не способен удовлетворить важные для себя потребности.

Речь идет исключительно об отрицательном явлении, когда человек не может достичь, получить или лишен возможности иметь то, что ему жизненно необходимо. Естественно, что данное психическое состояние негативно сказывается на человеке, у которого происходит искажение (разрушение или опустошение), нередко приводящее к потере смысла жизни.

В психологии рассматриваются различные виды депривации, которые делятся в зависимости от того, чего человек лишен. Можно быть лишенным материнской любви, что приведет к материнской депривации. Можно быть лишенным полноценных социальных контактов, что приводит к социальной депривации. В любом случае речь идет о факторах, которые значительно влияют на психику, мировоззрение и дальнейшее поведение человека, причем практически всегда эти изменения происходят в худшую сторону.

Депривация не отождествляется, но связывается с фрустрацией, когда человек сталкивается с потерями, неудачами, обманом, крушением иллюзий и пр. Однако депривация носит более жесткий характер, когда человек, можно сказать, остается беспомощным перед теми обстоятельствами, в которых он находится.

Виды депривации

В зависимости от того, какая потребность не удовлетворяется, выделяют различные виды депривации. Основными являются 4 вида: сенсорная (стимульная), когнитивная, эмоциональная и социальная. Однако принято придерживаться следующей классификации из-за распространенности ее проявления:

  • Сенсорная (стимульная) депривация характеризуется ограниченностью или бедностью модальностей и вариаций различных внешних стимулов. Простыми словами она обозначается, как обедненная среда. Часто может наблюдаться в детском возрасте или у лиц, прикованных к постели.
  • Когнитивная (информационная, депривация значений) депривация развивается в ситуации хаотичности и быстрой изменчивости окружающего мира, когда человек не может его познать, понять, предугадать. Также возникает, когда человеку не хватает некой информации или знаний, что заставляет делать ложные заключения.
  • Эмоциональная депривация подразумевает недополучение тех эмоций, в которых человек нуждается или ранее получал, но теперь не имеет возможности из-за разлада отношений. Здесь часто рассматривается материнская депривация, когда ребенок недополучает материнской любви, и патернальная (отцовская).
  • Социальная депривация (депривация идентичности) возникает на фоне невозможности человека пребывать в социуме, где он может отыгрывать различные независимые роли. Такое наблюдается у детей, которые живут в сиротских домах или интернатах, у пенсионеров, лиц, прикованных к кровати, и т. д.
  • Двигательная депривация развивается вследствие какой-либо травмы или патологий, когда человек лишен возможности свободно передвигаться.

Существует большой список видов депривации, которые порой могут переплетаться между собой или влиять на развитие одна другой. Отдельно рассматривают явную и скрытую депривации:

  1. Явная депривация имеет четкие ограничения во внешнем пространстве.
  2. Скрытая депривация развивается на фоне внешнего благополучия, однако человек даже в такой ситуации переживает какие-то лишения и потери.

Депривация сна

Одним из основополагающих потребностей является сон. Каждый человек нуждается во сне, когда он должен отдыхать психически и физически. Однако существует немало ситуаций, когда возникает депривация сна: недостаточное количество сна, частые просыпания, неудовлетворенность снами и пр. Человек может не спать как по причине наличия каких-то болезней, так и по собственной воле.

Человек может контролировать процесс засыпания. Частичная депривация наблюдается, когда человек спит по 2-4 часа в сутки. Тотальная депривация возникает, когда человек не спит уже несколько суток.

Депривация сна известна в психотерапевтической сфере, где данный метод используется в качестве лечения. Так, считается, что лишением себя сна можно избавиться от депрессивного состояния. Также депривация сна сказывается на преобразовании калорий:

  • Когда человек спит, вырабатывается соматотропный гормон, который отвечает за переработку калорий в мышечную массу.
  • Когда человек недосыпает, тогда калории преобразовываются в жировую ткань.

Лучше заниматься депривацией сна под руководством специалистов, поскольку расстройство данной потребности может привести к различным нарушениям в психическом состоянии.

Сенсорная депривация

Проявление сенсорной депривации возникает в ситуации, когда человек не получает достаточной информации извне за счет ограничения одного или нескольких анализаторов. Так, можно использовать повязки на глаза или ушные затычки, чтобы человек снизил модальность поступающих раздражителей слуховых или зрительных.

Сенсорная депривация используется в частичном виде:

  1. В медитациях.
  2. В БДСМ играх.
  3. В психологических экспериментах.
  4. В качестве пыток.
  5. В нетрадиционной медицине.

Если человек постоянно переживает сенсорную депривацию, тогда развивается:

  • Тревожность.
  • Депрессивное состояние.
  • Беспокойство.
  • Асоциальное поведение.
  • Деградация мышления и личности.

Во многом последствия сенсорной депривации зависят от того, как человек сам относится к имеющимся лишениям. Если он страдает, тогда в нем возникают негативные патологии или осложнения, качества характера. Если человек спокойно относится к своим лишениям, тогда последствия могут быть минимальными и непагубными.

Социальная депривация

Под социальной депривацией понимается лишение или потеря возможности индивида контактировать с окружающими людьми и миром в целом. Частыми ведутся разговоры о насильственной депривации, когда человек вынужденно лишается общения с людьми не по своей воле.

Социальная депривация делится на такие виды:

  • Добровольная. Возникает, когда человек сам изолируется от общества. Например, сектанты или затворники.
  • Принудительная. Возникает, когда индивида или лиц ограждают от социума, независимо от их желаний и стремлений. Например, заключение в тюрьму или пребывание в сиротском доме.
  • Вынужденная. Возникает, когда человек или группа лиц не по своей или своей воле ограждаются от социума. Например, попадание на необитаемый остров.
  • Добровольно-вынужденная. Когда индивид или группа лиц добровольно себя ограждают от социума с целью достижения каких-то целей. Например, спортивные школы-интернаты.

Человек с самого рождения является социальным существом. Он тянется к многообразному общению с разными людьми. Вот почему изолированность с раннего возраста негативно сказывается на развитии личности. У детей, изолированных от общества, нередко наблюдаются:

  1. Инфантильность.
  2. Заниженная самооценка.
  3. Иждивенчество.
  4. Неуверенность в себе.
  5. Отсутствие самостоятельности.

Материнская депривация

Самой опасной и «ломающей» психику является материнская депривация, когда ребенок не получает материнской любви, ласки и заботы. Это может произойти по многим причинам:

  • Смерть матери.
  • Отказ матери от ребенка.
  • Послеродовая депрессия у матери.
  • Длительное время пребывания ребенка у других родственников (у бабушки и дедушки).
  • Длительные отъезды матери.
  • Пребывание в яслях или детсаду долгое время.
  • Длительное пребывание ребенка в больнице без матери и пр.

Частой является скрытая материнская депривация, когда ребенок находится рядом с мамой, но не получает той любви и ласки, в которой нуждается. Это наблюдается в многодетных семьях, там, где мать является единственной кормилицей семьи, где отношения между родителями формальные, где у матери имеются какие-то личностные проблемы, которым она уделяет много времени и внимания, и т. д. Такая ситуация является частой в силу отсутствия в семьях отцов (патернальная депривация) и необходимости женщины самостоятельно воспитывать и растить свое чадо.

Материнская депривация приводит к различным искажениям в психике ребенка и его поведении:

  1. Ребенок искаженно оценивает самого себя.
  2. Ребенок лишен возможности эффективного установления контактов с окружающими людьми.

Все это проявляется в различных вариациях и искажениях, которые часто являются многочисленными в одном индивиде.

Эмоциональная депривация

Эмоциональная депривация включает в себя все виды взаимоотношений между людьми, где каждый получает некий заряд эмоций. Уже с рождения человек нуждается в эмоциях. Если он их не получает, тогда происходит первое искажение. В детском возрасте часто речь идет о материнской и патернальной депривациях, которые могут влечь за собой различные искажения в поведении и характере человека, который не может теперь получать нужные эмоции от других людей.

Эмоциональная депривация часто проявляется в любовных отношениях, куда люди вступают ради получения положительных эмоций. Однако и здесь может наблюдаться дефицит, когда один любит, а другой нет, один хочет быть рядом, а другой нет.

Дефицит эмоций, которые желает испытывать человек, приводит к искажению мировосприятия и поведения индивида. Появляются неадекватные модели поведения, которые индивид, полагает, помогут ему получить желаемое.

Депривация детей

Практически с самого рождения человек сталкивается с депривацией – когда он чего-то важного для себя не получает. Это приводит к развитию хронической (длительной), частичной, спонтанной или периодической депривации, что зависит от длительности отсутствия нужной потребности.

Психологи отмечают необходимость обеспечения детей различными стимулами и потребностями, которые способствуют их умственному и психическому полноценному развитию. Если длительность депривации оказывается долгой, тогда отмечаются серьезные отклонения в психике.

Сенсорная депривация приводит к умственному и когнитивному отставанию в развитии, ребенок становится дезадаптированным. Социальная депривация способствует одиночеству и замкнутости ребенка, который не умеет устанавливать контакты с окружающими. Эмоциональная депривация приводит к вялости, пассивности и ослаблению физического здоровья ребенка. Материнская депривация приводит к искажению самовосприятия и неспособности самореализоваться в дальнейшем по жизни.

Итог

Депривация передает общий смысл ситуации, когда человек лишен чего-то важного и ценного для собственного умственного, психического или физического развития. Как бы вы себя чувствовали, если бы не могли попить воды? Такой же эффект происходит на психику, которая нуждается в жизненно важном элементе, а не получает его. Итог депривации – различные отклонения на том уровне, где происходит дефицит.

Все люди сталкиваются с депривацией. Это приводит к искажению самовосприятия, поведения и качеств характера. Отсюда могут браться различные неудачи, проблемные ситуации, с которыми человек не может справиться, психические расстройства и т. д. Таким образом, любая депривация является началом плохой жизни, хотя изначально человек рождается полноценным, способным и здоровым.

«Что будет , если мы отрежем все нити,

связывающие нас с внешним миром?

Если отключим все органы чувств?

Наедине с чем мы останемся?…»

Сенсорная депривация. Поиск Тишины

Ночь и Тишина… — лучшее время для размышлений. Начало сенсорной депривации

Кромешная Темнота… Безмолвная Тишина…Ощущение невесомости… Внешний мир не подает признаков своего существования… Я наедине со своим Я…В мире своего внутреннего Я, свободном от иллюзорной реальности Внешнего мира…В лабиринте собственных мыслей… Пытаясь поймать одну из них… Которая ответит на вопрос: Кто я ? Самый главный вопрос в моей жизни… выраженный множеством других: В чем смысл моего существования? Зачем я здесь? Для чего я послан сюда? А что за пределами этого мира? В чем Замысел Творца?

Кто же эти люди, для которых так важно остаться наедине с собственным Разумом, вслушиваясь в Тишину? Нет, это не просто тишина. Это ничто, пустота, отсутствие всего, это «молчание» Внешнего мира… вслушиваясь в которое начинает открываться противоположная его сторона – Метафизическое пространство. Эти люди каким-то внутренним знанием чувствуют его существование… И их задача раскрыть его, познать его законы и смыслы…

Так кто же они? Системно-векторная психология Юрия Бурлана выделила их как обладателей Звукового вектора . Их всего 5%. Звуковики, единственные кто не идентифицирует себя с собственным телом, они отождествляют себя со своим внутренним Я, задача которого раскрыть законы мироздания и понять смысл собственного бытия в этом мире.

Ночь и Тишина – лучшее время для духовного поиска…

Самое комфортное время суток для Звуковичка – Ночь. В первобытной стае, когда все уже спали, он выполнял задачу ночного охранника: вслушивался в тишину — не хрустнула ли где-нибудь веточка под лапой леопарда? Звуковик слышит малейшие звуки. Его Эрогенная зона – Ухо – обладает повышенной чувствительностью по сравнению с другими людьми. Громкие крики, голоса, шум могут сильно травмировать его. Чем сильнее звук – тем больше он в попытке защититься замыкается внутри себя, чтобы оградиться от этого невыносимого вопля…

Именно в Тишине и Уединении Звуковик может сосредоточиться на собственных мыслях и родить Ответ на свой глубокий вопрос или Идею…В каждом из них живет Мудрец, пытающийся раскрыть загадки Вселенной. По сей день это так…

В поиске ответа на вечные вопросы мы ищем место, где внешний мир не отвлекает нас своим шумом и суетой… Легкое состояние сенсорной депривации

«Ти-ши-нааа», — сказал Звуковик сам себе как призыв к действию и пошел думать…

Он нашел местечко, где никто его не будет тревожить… на чердаке…

Была темная ночь… Он расположился на полу… предварительно захватив с собой свою потрепанную тетрадку (он всегда ее брал с собой, чтобы записывать ход своих мыслей)… Удобно расположившись на старом теплом пледе… задумчиво кинул взор в маленькое окошечко, через которое просачивался тусклый лунный свет… Небо было усеяно множеством горящих точек…

«Звезды…Что там за ними?… А ведь наша Вселенная всего лишь одна из бесконечного множества других вселенных… Все больше доказательств, что мы живем в Мультивселенной…Вчера на конференции группа астрономов обнародовала данные космического телескопа «Планк», который зафиксировал так называемый «темный поток». Это похоже на прилив движения целых скоплений галактик сквозь пространство, которое «прибавляется» к движению, вызванному расширением Вселенной. Что-то как будто «тащит» эти скопления в миллион километров в час в сторону созвездий Центавра и Паруса… Существует ли темный поток в реальности или это результат некорректной обработки данных? Но фактов становится все больше… Они указывают, что рядом может быть другая Вселенная, гравитация которой воздействует на нашу……» — понеслись его мысли в голове…

…и он провалился в глубину собственных размышлений, будто выключившись из этого мира: неподвижное тело, взгляд отрешенный …«в никуда», направленный в сторону неба… И только изредка он вздрагивал, возвращаясь откуда-то изнутри, и взахлеб начинал строчить записи в свою тетрадочку…

Сенсорная депривация – «эксперименты» звуковых ученых

Ночь…Тишина… Людская суета проваливается в ночной глубине… Все погружаются в сон… Все, и только для звуковика начинается время размышлений…

Что только эти «ночные сторожи» не напридумывают, чтобы обеспечить себе нужное им комфортное состояние для выполнения их видовой роли (задачи) на этой Земле… Недавно я наткнулась на одно такое «изобретение» американского ученого в области нейрофизиологии и психоанализа.

Джон Каннингем Лилли (6 января 1915 - 30 сентября 2001) - американский врач-психоаналитик, известный своими исследованиями природы сознания в условиях сенсорной депривации

Знакомьтесь, Джон Лилли – доктор медицинских наук, изучающий биофизику, нейроанатомию, биофизику, нейрофизиологию. Он посвятил многие годы изучению одиночества и изоляции в ограниченном пространстве.

Доктор медицинских наук описывает свои исследования, ставя эксперименты над собственным сознанием и работой мозга. Очень любопытным показался его опыт, где он изучал состояние мозга, лишая человека всех внешних стимулов, проходящих через конечные рецепторы его тела. Иными словами, предстояло изолировать испытуемого от всех внешних раздражителей, насколько это физически возможно, чтобы посмотреть результатирующее состояние. Ведь Человек остается один на один с собственным сознанием и бессознательным!

Звуковики – единственные, кто не ощущает свое тело… Они забывают пить и есть, и вспоминают об этом, только когда чувствуют слабость… Потому что их главная задача лежит вне физического мира – они познают внутри себя… Поэтому их так часто отвлекают раздражители внешней среды, от которых они всегда стремятся спрятаться, убегая в тихую ночь… И поэтому их трудовая деятельность начинается с глубокого вечера и продолжается все ночное время суток, а с утра им так трудно вставать…

Так вот, Джон Лили в поиске «бестелесного» состояния , комфортного для изучения собственного бессознательного, решил отключить все свои сенсоры, распознающие сигналы из окружающего мира.

Он в 1954 году решил провести свой первый опыт: погрузился в бассейн с водой. Она была соленоватой, чтобы поддерживать в ней нейтральное положение для уменьшения эффекта гравитации. Одновременно с этим он изолировал все источники звука (звуконепроницаемая комната) и, насколько возможно, отрезал все источники света. Чтобы убрать ощущения через кожу – он снял всю одежду и добился поддержания температуры воды в бассейне, при которой ее перестаешь чувствовать. Вода была стоячей, а при отсутствии движения потоков – она как бы «исчезает», ее перестаешь ощущать. Таким образом, он изолировал себя от ощущений через органы чувств: зрение, звук, осязание. Остается обоняние и вкус. По возможности исключил все запахи, и, естественно, ничего «вкусового» не держал во рту (хотя существуют специальные таблетки, которые на время лишают чувствительности эти 2 сенсора, но не будем здесь об этом). Маску для дыхания он разработал сам, которая бы закрывала всю его голову и плотно прилегала к шее, чтобы он мог свободно крутиться в воде, не боясь утонуть. Она была оснащена двумя дыхательными трубками, прикрепленными к специальным клапанам сбоку бассейна. Все это помогало без накопления углекислого газа и без истощения кислорода в организме спокойно отдаваться своей затее…

Приближаясь к «бестелесному» состоянию в полной тишине… начинается работа с внутренним самосознанием. Первые шаги к открытию Камер сенсорной депривации

После некоторой координации своего положения ученый все же смог погрузится в «иной мир». Эти переживания он позднее назвал «потерей чувствительности». Отсутствие стимулов извне начинает компенсироваться обострением сознания и увеличением чувствительности. Оставшись один на один с собой, концентрируясь на абсолютной тишине в кромешной тьме, не чувствуя свое тело, и полностью потеряв ощущение внешнего мира, ученый провел несколько часов, о чем в последствии постоянно вспоминает с восхищением и эйфорией.

Позже он описывает свой первый опыт так:

«Я прошел через состояние дремоты, состояние, похожее на транс, мистическое состояние. Я был полностью сконцентрирован… Я потратил часы, работая над своими собственными помехами, мешавшими мне понять самого себя в своем жизненном пути. Я проводил часы в концентрации и созерцании, не зная, что я делаю… »

А что же он действительно делал? Теперь мы с точностью можем ответить на этот вопрос!

Системно-векторная психология дает нам этот ответ. Он выполнял видовую роль звукового вектора — как и в первобытные времена, в поиске тревожного звука, по сей день в уже изменившемся времени и ландшафте – вслушиваясь в ночную тишину, звуковик раскрывает законы Мироздания, ищет смысл жизни и отвечает на вечные вопросы о существовании всего человечества. Он интроверт , и ему требуется изоляция для полного сосредоточения, которое позволит наработать необходимые нейронные связи, чтоб сформировалась так необходимая ему мысль, которая заполнит пустоту в его постоянном познании Вселенной…

То, что проделал Джон Лили позднее назвали Сенсорной депривацией.

(от лат. sensus - чувство, ощущение и deprivatio - лишение) — частичное или полное лишение чувствительности одного или более органов чувств от внешнего воздействия:

«Отключение» зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса, температурных рецепторов и вестибулярного аппарата. Также к сенсорной депривации может относить ограничение подвижности, общения, эмоциональных переживаний.

Ученые в этой области считают, что сеансы сенсорной депривации имеют расслабляющее воздействие на человека, запускают процессы внутреннего подсознательного анализа, структурирования и сортировки информации, процессы самонастройки и стабилизации психики, в то время как длительное лишение внешних раздражителей может привести к чрезвычайному беспокойству, галлюцинациям, депрессии и асоциальному поведению. Все хорошо в меру

Камеры сенсорной депривации – «бестелесное» изобретение звуковиков

Опыты Джона Лили послужили созданию Камеры сенсорной депривации - звуко- и светонепроницаемая емкость, куда не проникают запахи, где человек плавает в теплой солёной воде, плотность которой равна плотности тела и температура которой очень близка к температуре тела, что создает ощущение невесомости. Еще называют ее «флоутинг » капсула (англ. float - свободно плавать, держаться на поверхности). В такой среде человек ощущает себя изолированным от стимулов окружающей среды

Здесь создаются условия, близкие к эмбриональным. Человек перестает воспринимать: где границы его физической оболочки и где начинается окружающее пространство – это дает ему ощущение «потери тела », полной свободы от него. Ничто извне не беспокоит, и он может глубоко расслабиться и сконцентрироваться на своих мыслях, побыть наедине с собой в полной Тишине.

Джон Лилли называет это в своих книгах: «Войти в мир сознания, свободным от реальности «.

Эти камеры используются также для медитаций, йоги, расслабления, в нетрадиционной медицине, психологических экспериментах, коррекции личности и даже пыток и наказаний (но это для зрительных людей, для них одиночество и темнота – это ужасно страшно)

Оставшись наедине с самим собой, в беззвучной тишине, начинаешь слышать звук внутреннего голоса, погружаешься в мир мыслей, встречаешься с лабиринтами собственного бессознательного, являющегося лишь частью чего-то Целого… Всеобъемлющего Разума…

Сенсорная депривация — свобода от Внешнего мира в поиске самопознания

Разновидностью сенсорной депривации можно назвать и «Закрытые глаза, отрешенный взгляд, тихое, уединенное место, неподвижная поза, отшельничество и затворничество», используемые для различных практик саморазвития и самопознания.

ВВЕДЕНИЕ

Измененные состояния сознания (altered states of consciousness) возникают при воздействии наличность человека, пребывающего в обычном состоянии сознания, различных факторов: стрессовых, аффектогенных ситуациий; сенсорной депривации или длительной изоляции; интоксикации (психоделические феномены, галлюцинации на фоне высокой температуры и др.); гипервентиляции легких или, напротив, длительной задержки дыхания; острых невротических и психотических заболеваний; когнитивно-конфликтных ситуаций, выбивающих сознание субъекта из привычных форм категоризации (например, необычное поведение наставника в чань-буддизме, применение коанов, т. е. парадоксальных изречений, используемых буддизмом), парадоксальных инструкций, не выполнимых в логике обычного состояния сознания и приобретающих осмысленность для субъекта лишь в "логике ИСС"; в гипнозе и медитации и др.

В исследованиях сознания в зарубежной (американской, английской и канадской) психологии большое внимание уделяется теме измененных состояний сознания (ИСС). При этом попытки классификации и упорядочения многообразной феноменологии этих состояний ориентируются преимущественно на способ их продуцирования. Одним из таких способов считается сенсорная депривация (sensory deprivation - SD). Зарубежные коллеги трактуют SD как крайне выраженную степень редукции стимуляции, поступающей на органы чувств. В настоящей работе термином SD будут обозначаться различные -- от весьма высоких до незначительных -- степени упомянутой редукции. Это позволит нам более широко сопоставить данные зарубежных ученых с данными отечественных исследователей, изучавших особенности психической деятельности человека в условиях монотонии, социальной изоляции, полной тишины, иммобилизации, общего снижения афферентации, ограничения информации и т.д.

Актуальность исследования: общепринятого определения ИСС на сегодняшний день нет. Это связано с тем, что ни в отечественной, ни в зарубежной психологии данная проблема не получила достаточной теоретической разработки. Следовательно, данная тема актуальна.

Цель исследования: изучить психологические изменения у человека в условиях сенсорной депривации.

Задачи исследования:

· Дать общую характеристику сенсорной депривации;

· Рассмотреть изменение времени;

· Рассмотреть расстройства произвольного внимания и целенаправленного мышления;

· Рассмотреть особенности эмоционального реагирования;

· Рассмотреть трансформацию смысловых систем.

Предмет исследования: психологические изменения у человека в условиях сенсорной депривации.

Объект исследования: измененные состояния сознания.

Метод исследования: теоретический анализ литературы.

СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

Общая характеристика сенсорной депривации

ДЕПРИВАЦИЯ СЕНСОРНАЯ, СНИЖЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ (sensory deprivation) - состояние, характеризующееся значительным снижением восприятия поступающей сенсорной информации. Длительная сенсорная депривация может нанести значительный вред здоровью человека, так как состояние и нормальное функционирование его организма в значительной мере зависят от постоянной реакции на окружающие раздражители. Основными входными сенсорными каналами, по которым в организм человека поступает различная информация, являются органы чувств. Если эти каналы оказываются блокированными, то человек утрачивает ощущение реальности, перестает ощущать себя во времени и пространстве, у него возникают различные галлюцинации, странные мысли, а иногда и проявления дисфункции нервной системы. Даже незначительная сенсорная депривация, возникающая у ребенка в раннем детстве, может иметь серьезные последствия в будущем. Если на несколько месяцев закрыть младенцу один глаз, то этот глаз не будет видеть на протяжении всей жизни человека. Ранняя депривация нормального слуха может привести к сильной задержке интеллектуального развития и значительно затруднить обучение ребенка. Депривация нормального контакта и стимулов, которые возникают между матерью и ребенком, может привести к серьезным отклонениям в развитии личности в более старшем возрасте.

Невозможность осуществления адекватного виду животного импринтинга, приводит к ранней сенсорной депривации (депривация - лишение, отсутствие чего-либо), вызывающей часто необратимые изменения структурной и функциональной организации центральной нервной системы и ее анализаторов.

Принято различать три вида условий содержания животных. Обедненные условия содержания (обедненная среда) - когда сенсорные воздействия внешней среды или контакты с особями своего вида ограничены (содержание в условиях замкнутой территории с ограниченным притоком новых раздражителей). Нормальными или обычными условиями содержания (нормальная среда), называют условия, максимально соответствующие экологическим особенностям вида или тем условиям, где животным предстоит существовать. Под обогащенными условиями содержания (обогащенная среда), подразумевают дополнительное наличие контактов с особями своего и других видов, различных игровых предметов, регулярную смену мест прогулок, проведение игровых и специальных занятий.

Под "синдромом питомника" понимают целый комплекс качеств, присущих собакам родившимся и выращенным в условиях питомника - повышенная настороженность, трусливость, резко выраженная ориентировочная реакция к новым и сложным раздражителям. Но сейчас и многие владельцы откладывают начало прогулок своего щенка до того времени пока не будут сделаны все прививки, срок которых определяется не только возрастом, но и сменой зубов, а то и купированием ушей. В результате щенка зачастую впервые выводят на улицу в возрасте 5-7 месяцев.

Во время продленного квартирного содержания, во-первых, ограничивается двигательная активность щенка, что приводит к гиподинамии, а следовательно к ослаблению защитных сил организма и экстерьерным нарушениям; во-вторых, происходит социальная изоляция, которая в будущем скажется на общее с себе подобными; а, в-третьих, организм испытывает ту самую сенсорную депривацию.

Морфологические изменения центральной нервной системы, которые выражаются в уменьшении объема серого вещества мозга по сравнению с животными, содержащимися в обычных условиях (у животных, выращенных в обогащенной среде, отмечается увеличение тела нервных клеток, количества дендритных шипиков и синапсов, новых отростков аксонов и увеличение диаметра капилляров мозга);

Торможение формирования (созревания) анализаторов, что в дальнейшем приводит к ухудшению научения с их использованием;

Способствует сохранению рефлекса настороженности, характерного для молодых животных, (если этот рефлекс не угашается в раннем детстве, он может сохраниться на всю жизнь);

Приводит к замедлению угасания ориентировочно-исследовательского поведения и привыкания к новой обстановке;

Вызывает ухудшение сенсорно-моторной координации животных, что в дальнейшем выражается в трудности освоения двигательных навыков;

Вызывает активацию нервных образований отрицательного подкрепления, в результате чего животные стремятся исключить возможность получения отрицательного подкрепления даже за счет отказа от получения положительного;

Снижает стрессоустойчивость и ухудшает состояние конституционального (естественного) иммунитета.

Комплексное негативное влияние ранней сенсорной депривации в итоге отрицательно сказывается на процессе более совершенных форм научения. Так, например, выращивание щенков в условиях социальной депривации (изолированно) до 9-12 месяцев вызывает у них значительные отклонения в пищедобывающей, ориентировочно-исследовательской, агрессивно-оборонительной, половой и социальной формах деятельности. В то же время, несложные занятия с собакой (тренировка торможения) на 4-6-й; 8-10-й и 16-18-й неделях жизни показали, что в будущем лучше обучаются те животные, у которых тренировку начинали в более ранний период.

В последние годы часто приходится корректировать поведение собак неуверенно или трусливо ведущих себя в обычных городских условиях, боящихся новых мест и громких звуков. Физиологической основой такого поведения является то, что по мере анатомического и функционального созревания анализаторов определяется не только порог их чувствительности и адаптационные возможности, но и складываются сложнейшие механизмы восприятия и узнавания раздражителей. Замечено, что выраженность реакции животного на раздражитель зависит от степени новизны, силы и отчасти от неожиданности раздражителя. Считают, что степень новизны обратно пропорциональна следующим факторам: а) частоте появления похожих раздражителей; б) степени давности (имеется в виду время, прошедшее между появлением похожих раздражителей); в) степени сходства раздражителей.

Различают также новизну абсолютную (раздражитель никогда не встречался животному) и относительную (необычное сочетание знакомых животному раздражителей). Степень новизны зависит также от степени неожиданности раздражителя, которая определяется тем, насколько действующих раздражитель отличается от ожидаемого животного. Повторение же раздражителей приводит к снижению степени новизны и угашению ориентировочной реакции.

Известно, что животные предпочитают раздражители умеренной интенсивности и избегают слишком сильных, новых и необычных. Чем непривычнее и сложнее обстановка, тем чаще проявляется неуверенность, робость и даже реакция избегания - нежелание животного находиться в данной обстановке, неповиновение, побег.

Чувствовать себя одиноким можно и в толпе, и на работе, и в семье, и даже наедине с любимым… Это чувство зависит не от окружения, не от количества друзей или недругов, а прежде всего от структуры личности. Разные оценки одиночества легче всего проиллюстрировать на примере так называемых интроверта и экстраверта. Конечно, это довольно упрощенная шкала, но в принципе можно сказать так: интроверт - это вещь в себе, он обращен внутрь собственной личности, а экстраверт постоянно стремится быть на людях (для таких, как говорят, на миру и смерть красна). Так вот. Одиночество в толпе на самом деле возможно только для интроверта: экстраверт быстренько сойдется практически с каждым, и что важно, его вполне удовлетворит довольно поверхностное знакомство. Именно экстраверт чаще разговаривает с незнакомыми людьми в транспорте, именно экстраверту проще всего познакомиться на улице - потому что он вовсе не претендует на глубокое и долгое общение. Ему важна смена впечатлений, и пока вокруг него есть люди - от одиночества он страдать не будет. Более того, ему по большому счету даже не обязательно заводить разговор - достаточно того, что столько людей просто на него смотрят!

А вот интроверту важно иметь одного-двух "верных друзей", желательно таких же по характеру, как он. У таких "приятелей" сам процесс общения иногда проходит довольно интересно: они сидят в одной комнате (или дышат с двух концов провода в телефонную трубку) - и молчат. Это они общаются. И им такого общения вполне хватает - им ведь важен не сам разговор, а ощущение того, что друг рядом. Важно знать, что есть сама возможность другу позвонить - а собственно звонить и не обязательно. Именно поэтому интроверты начинают чувствовать себя одинокими, когда теряют по тем или иным причинам своего проверенного друга - а нового знакомого, столь же близкого, завести быстро им очень трудно, а иногда и вообще не получается. Ведь в отличие от экстраверта, который найдет общение везде, где есть хоть какие-то люди, интроверту установить взаимопонимание сложно.

Но как известно, чистых экстравертов и интровертов не бывает. Все мы в той или иной степени "смешанные". Именно поэтому практически все люди в той или иной ситуации хоть раз да ощущали свое одиночество…

Но одиночество - не всегда зло. Есть ситуации, когда людям (одним реже, другим чаще) просто необходимо побыть наедине с собой. И о проблеме одиночества можно говорить тогда, когда это состояние затягивается вопреки вашему желанию - иными словами, когда от одиночества человек начинает страдать. В психологии есть понятие "сенсорная депривация" (или эмоционально-информационный голод). Если человек лишен необходимого ему по структуре личности количества общения, необходимых жизненных впечатлений, у него могут возникнуть проблемы и психологического, и психиатрического, и соматического характера. Все потому, что он самым натуральным образом голодает по общению, по информации.

И страдание от одиночества - не что иное, как проявление сенсорной депривации в том или ином виде (проще говоря - нехватка того или иного вида информации или впечатлений). Каких угодно - зрительных, вербальных (словесных) и даже тактильных (прикосновений). И здесь мы подошли к ответу на вопрос, как избавиться от одиночества: вначале следует точно определить, КАКОЙ именно информации, КАКИХ именно впечатлений вам не хватает, и именно этот недостаток восполнять. Именно поэтому бесполезно одинокому человеку советовать пойти в какой-нибудь клуб или завести новую подружку. Важно правильно определить и удовлетворить именно тот канал сенсорной депривации, по которому ощущается нехватка впечатлений - потому что действие в неверном направлении может еще усилить неприятные чувства и привести к еще более плачевным последствиям.

Бывает, что сам человек не в состоянии с ходу определить, чего именно в жизни ему не хватает. Вот самый распространенный пример: жалоба на одиночество, обусловленная отсутствием сексуального партнера (причем неважно, от мужчины она исходит или от женщины). Вроде бы можно подумать, что человеку нужно удовлетворить свои физиологические потребности. А если копнуть глубже - поиск сексуального партнера может быть обусловлен и недостатком обычных прикосновений, и потребностью в чувстве защищенности, и страхом спать одному, и жаждой ярких любовных эмоций - но только не сексом в его физиологическом смысле. Скажем, часто мужчина, которому требуются тактильные впечатления (таких в детстве, как говорят, "мама недотискала"), тащит в постель чуть ли не каждую встречную даму, слывет донжуаном и распутником - а ему всего-то нужны ласки и объятия (кстати, с сексуальной функцией при этом у него могут возникнуть проблемы - только потому что секс в чистом виде ему не так уж и нужен). В итоге дамы начинают от него шарахаться - мол, распутник, да еще и любовник неважный… В результате мужчина начинает комплексовать, а избавления от одиночества ему его бурная личная жизнь, естественно, не приносит.

Вообще, когда человек ищет совсем не то, чего ему не хватает, пытается заполнить в жизни совсем не ту нишу - неудивительно, что его поиски не дают ему желаемого результата. И чувство одиночества становится еще сильнее. А всего-то нужно - пойти по верному пути и найти адекватные способы решения "проблемы одиночества". Скажем, если у вас тактильный голод - можно, к примеру, устроиться в кружок танцев или пройти курсы массажа (где курсанты практически в обязательном порядке практикуются друг на друге). Чувство безопасности можно приобрести, установив надежную дверь и решетки на окна, а еще лучше - завести собаку. Если вам не хватает ярких, сильных переживаний - может быть, просто нужно почаще ходить в театр или кино (не смотреть видеокассету или спектакль по телевизору, а наблюдать за действием именно вместе с другими - так ваши переживания станут еще ярче). Но это только примерные рекомендации: каждый отдельный случай нужно разбирать подробнее.

Лучше не запускать состояние сенсорной депривации, не усугублять чувство одиночества. Ведь в запущенном состоянии любая проблема решается сложнее. У человека начинает проявляться деструкция поведения, ухудшается способность к установлению межличностных связей (иными словами, он становится абсолютно неконтактным и приобретает тяжелый характер). У людей, страдающих от сенсорной депривации, часто возникают проблемы в бизнесе только потому, что он с деловым партнером говорит о чем угодно, только не о деле. Бизнесмены, которые заключают сделку в ресторане в сопровождении спиртного, как правило, оба испытывают трудности в общении - как говорится, встретились два одиночества. Они, если не выпьют, вообще не смогут ни о чем говорить… Кстати, нередко люди вообще начинают пить, чтобы "залить" свое чувство одиночества. Или влиться на правах равного в какую-нибудь теплую пьяную компашку.

Поэтому важно правильно определить, если хотите, ОТ КАКОГО ИМЕННО ОДИНОЧЕСТВА, от дефицита каких впечатлений вам нужно избавиться. И неверно думать, что лучшее спасение от одиночества - знакомиться на улице или ходить в дискотеку. Более того, прежде чем обзаводиться любыми новыми знакомствами, важно утолить существующий "психологический голод" - иначе все прочее общение будет этому голоду подчинено.

Проблемы социальной изоляции и сенсорной депривации имеют очень большое значение в связи с их ролью в развитии психических расстройств, вплоть до суицидальных. Целью настоящего исследования явилось изучение влияния сенсорной депривации и социальной изоляции на психику здоровых взрослых и детей. В соответствии с поставленной целью нами был произведен анализ литературы по этой проблеме за период с 1960 по 1989 гг., а также случаи из практики (собственные наблюдения автора). В результате анализа литературных данных было выявлено, что последствия сенсорной депрвацией и социальной изоляции могут быть самыми разными: от нарушения формирования личности до глубоких психотических расстройств. Сенсорная депривация в детском возрасте замедляет становление нервно - психических функций: мышления, эмоцианально - волевой сферы (Кузнецов О. Н., 1964). При длительной географической изоляции в условиях замкнутых малых групп (моряки длительного плавания, космонавты) возникают эмоциональные нарушения за счет однообразия сенсорных и эмоциональных раздражителей (Bombart A., 1960; Richards M., 1989). В условиях полной изоляции (спелеологи, полярники и яхтсмены - одиночки, заключенные одиночных камер) возникают расстройства различной степени выраженности: от компенсаторных реактивных расстройств психики (иллюзии, галлюцинации и другие) до глубоких пролонгированных психотических расстройств (галлюцинозов, психозов, суицидов) (Mayer М. I., 1984). Подобные состояния в экспериментальных условиях искусственной сенсорной депривации описаны и у здоровых людей. В одиночных сурдокамерах у космонавтов также были выявлены компенсаторные расстройства восприятия, отмечены бредовые идеи, феномен "клаустроксенофобии" (Лебедев В. И., 1976). Особый интерес представляет социальная изоляция и её самодеструктивные последствия - алкоголизация, наркотизация, суициды (Mayer M. I., 1984). Таким образом, как сенсорная депривация, так и социальная изоляции оказывают существенное влияние на психическое развитие и функционирование индивидуума.

Депривация – это состояние психики индивидов, спровоцированное потерей возможности ублажения основополагающих жизненных потребностей и нужд, например, половое влечение, прием пищи, сон, жилище, общение дитя с родителем, или утратой благ, жизненных условий, привычных для конкретного индивида. Представленный термин произошел от англоязычного понятия, которое означает лишение или потерю. При этом данный термин обладает негативным смыслом, яркой отрицательной направленностью и в себе несет не просто потерю, а именно лишение нечто очень значимого и жизненно необходимого.

Депривация это в психологии означает недостаток сенсорных побудителей и социальных мотивов, лишение индивида общественных контактов, живых ощущений и впечатлений. Понятие «депривация» является родственным (хотя и не тождественным) термину « » со стороны содержательно-психологического смысла. Депривированное состояние в сравнении с фрустрационной реакцией значительно более тяжелое, болезненное, нередко даже личностно разрушающее состояние. Оно выделяется максимально высоким градусом жесткости и постоянства. В разнообразных бытовых ситуациях и жизненных обстоятельствах совершенно разные потребности могут оказаться депривированными.

Виды депривации

Депревированные состояния обычно подразделяются в зависимости от неудовлетворенной потребности.

Наиболее часто выделяют именно 4 разновидности данного состояния психики, в частности: стимульную или сенсорную, когнитивную, эмоциональную и социальную. Большинство авторов придерживается именно нижеприведенной классификации.

Сенсорная или стимульная психическая депривация представляет собой понижение количества сенсорных мотивов либо их ограниченная вариативность и модальность. Нередко сенсорная депривация может описываться термином «обедненная среда», другими словами, среда, в которой субъект не получает необходимое количество зрительных стимулов, слуховых импульсов, осязательных и прочих побудителей. Эта среда может сопутствовать детскому развитию, а может включаться в обыденные ситуации взрослого .

Когнитивная депривация или депривация значений возникает вследствие чересчур изменчивого, хаотичного устройства внешнего мира, который не имеет четкого упорядочения и конкретного смысла, что не дает возможности постигать, предугадывать и управлять происходящим извне.

Когнитивную депривацию еще называют информационной. Она препятствует формированию адекватных форм окружающего мира. Если индивид не получает нужные данные, представления о взаимосвязях, наличествующих между предметами или событиями, то он создает «ложные связи», вследствие чего у него появляются ошибочные убеждения.

Эмоциональная депривация заключается в недостаточности возможностей установления к какой-либо личности интимно-эмоционального отношения или распад связи, если она ранее была создана. С данным видом состояния психики могут сталкиваться индивиды в разном возрасте. Зачастую к детям применяют термин «материнская депривация», тем самым акцентируя важность для малышей эмоциональной связи с родительницей, дефицит или разрыв которой ведет к цепочке нарушений психического здоровья крох. Так, к примеру, депривация детей сирот состоит в разлуке с родителями и может быть, как материнской и патернальной, то есть отцовской.

Социальная депривация или депривация идентичности состоит в ограничении возможностей для освоения независимой социальной роли.

Социальной депривации подвержены малыши, живущие в детских домах либо обучающиеся учебных заведениях закрытого типа, взрослые лица, изолированные от социума или имеющие ограничение в контактах с другими индивидами, пенсионеры.

В обычной жизни перечисленные виды депривации могут переплетаться, объединяться, являться следствием другой.

Кроме вышеперечисленных видов депривации, существуют также и другие. К примеру, двигательная депривация возникает тогда, когда индивид сталкивается с проблемой ограничения в движениях вследствие перенесения травмы либо болезни. Данный вид состояния не относится к психическому, но оказывает сильное воздействие на психику личности.

Помимо видовой классификации, выделяют формы проявления депривации – явные или скрытые. Очевидный характер имеет явная психическая депривация (например, пребывание личности в социальной изоляции, продолжительное одиночество, нахождение малыша в детском доме), то есть в культурном разумении это видимое отклонение от устоявшейся в социуме нормы. Скрытая или частичная является не такой явной. Она зарождается при внешне благоприятных обстоятельствах, которые все же не предоставляют возможности удовлетворения фундаментальных потребностей для индивидов.

Таким образом, депривация это в психологии представляет собой многоаспектное явление, которое затрагивает различные области человеческой жизни.

Депривация сна

Дефицит или полное лишение возможности удовлетворения основополагающей потребности во сне. Возникнуть из-за расстройства сна вследствие наличия болезни, как результат осознанного выбора или по принуждению, например, в качестве пытки. Нередко при помощи сознательного лишения сна успешно поддаются терапии депрессивные состояния.

Человеческие индивиды не могут постоянно не спать. Однако ему по силам свести этот процесс к минимуму (например, до пары часов в сутки) – частичная депривация сна.

Тотальная депривация сна представляет собой процесс лишения сна в течение как минимум нескольких суток.

Также существуют определенные методики применения депривации в качестве лечения. Однако по сей день существует множество споров по поводу полезности применения депривации в качестве терапевтического средства. Так, к примеру, она приводит к уменьшению секреции соматотропного гормона, который отвечает за переработку калорий в мышечную массу. При его дефиците калории трансформируются не в мышечную ткань, а в жировую.

Депривация сна характеризуется наличием нескольких основных этапов. Начальный этап, длительность которого составляет от одних до шести суток, и характеризуется постоянной борьбой индивида со сном. Люди пытаются погружаться в сон на довольно короткий промежуток времени (не более двух часов). И главным тут является не сорваться, сохраняя психологическое спокойствие. С этой целью индивиды стараются разнообразить свою деятельность, заняться чем-то ранее неизведанным и интересным. При выборе нового дела предпочтение отдают не монотонному, а более активному занятию. Нужно понимать, что в течение начального этапа индивидов может преследовать нервное напряжение, эмоциональные расстройства, плохое самочувствие. По окончанию начального этапа плохое самочувствие уходит. Следующим этапом, длительностью до десяти дней, является шоковая терапия. Второй этап характеризуется расстройствами сознания: человеческие особи будут казаться роботами, могут наблюдаться нарушения в восприятии окружающей реальности, в когнитивной сфере также могут появляться сбои. К примеру, индивид может забыть, что случилось мгновение назад, или путать прошлое и настоящее. Возможна легкая . Данный этап характеризуется постоянной бессонницей, к которой уже организм адаптировался. Работа всех систем обостряется, а процессы ускоряются. Наблюдается более отчетливое восприятие мира, обостряются чувства. Если продолжать и дальше лишать себя сна, то наступит третий этап, который считается довольно опасным для здоровья индивидов. И знаменуется он возникновением зрительных .

Сегодня врачи успешно применяют методику депривации сна для выведения людей из глубочайшей . Суть метода заключается в постепенном изменении цикличности сна: уменьшении количества времени пребывания во сне и увеличении периода бодрствования.

Депривация сна, как полагает большинство медиков, избирательно воздействует на определенный участки мозга, отвечающие за впадение людей в депрессивные состояния.

Сенсорная депривация

Частичное либо абсолютное лишение одного анализатора или нескольких органов чувств воздействия извне называется сенсорной либо стимульной депривацией. К самым простым искусственным средствам, вызывающим состояние утраты восприятия, относятся ушные затычки или повязка на глаза, убирающие либо уменьшающие воздействие на зрительный или слуховой анализатор. Существуют и более сложные механизмы, отключающие одновременно несколько анализаторных систем, например, обонятельную, осязательную, вкусовые и температурные рецепторы.

Стимульная депривация с успехом применяется в различных психологических экспериментах, нетрадиционной медицине, БДСМ играх, медитациях и в качестве пыток. Расслабляющим эффектом обладают короткие периоды депривации, так как запускают внутренние процессы подсознательного анализа, упорядочивания и сортировки информации, самонастройки и стабилизации психической деятельности. Между тем длительное лишение внешних побудителей может спровоцировать чрезмерное беспокойство, галлюцинации, депрессивное состояние и асоциальное поведение.

Ученые из университета Мак-Гилла в пятидесятых годах двадцатого столетия предлагали добровольцам пробыть максимально длительный период времени в специальной камере, ограждающей их от внешних импульсов. Испытуемые располагались в небольшом замкнутом пространстве в лежачем положении, в котором все звуки перекрывались однообразным шумом мотора кондиционера. Их руки были вставлены в специальные картонные муфты, а глаза закрыты затемненными очками, пропускающими лишь слабый рассеянный свет. Выдержать данный эксперимент большинство испытуемых было неспособно дольше 3 дней. Это связано с обращением человеческого сознания, лишенного привычных внешних раздражителей, в глубины подсознательного, из которого начинали всплывать довольно причудливые и самые невероятные образы и ложные ощущения, напоминающие испытуемым индивидам галлюцинации. Подобные мнимые восприятия пугали испытуемых, и они требовали завершить эксперимент. Данное исследование позволило ученым заключить, что сенсорная стимуляция для нормального развития и функционирования сознания является жизненно необходимой, а лишение сенсорных ощущений ведет к деградации мыслительных деятельности и самой личности. Неизбежными последствиями длительной стимульной депривации будут нарушения когнитивной сферы, а именно памяти, внимания и мыслительных процессов, тревожность, расстройства цикличности сна и бодрствования, смены настроения от депрессивного состояния до эйфории и наоборот, неспособность отличать явь от галлюцинаций.

Дальнейшие исследования показали, что возникновение перечисленной симптоматики обуславливается не фактом депривации, а отношением личности к утрате сенсорных восприятий. Само лишение воздействия извне на анализаторы взрослому индивиду не страшно – это всего лишь изменение условий среды, к которому человеческий организм легко адаптируется путем осуществления перестройки функционирования.

Так, к примеру, пищевая депривация совсем не обязательно будет сопровождаться страданиями. Неприятные ощущения появляются только у тех индивидов, которым голодание непривычно либо их насильно лишают пищи. Люди, сознательно практикующие лечебное голодание, на третий день ощущают легкость в организме и легко могут перенести десятидневное голодание.

Сенсорная и эмоциональная депривация детей раннего возраста проявляется в дефиците возможностей для установления эмоционально-интимного отношения к определенному лицу либо в разрыве устоявшейся связи. Дети, оказавшиеся в детском доме, интернате или больнице, нередко оказываются в обедненной среде, вызывающей сенсорный голод. Подобная среда вредна для индивидов любого воз­раста, но на малышей она действует особенно губительно.

Многочисленные психологические исследования доказали, что необходимым условием нормального формирования мозга в раннем возрастном периоде является наличие достаточного количества внешних впечатлении, поскольку именно в ходе поступления в мозг разнообразной информации из внешней среды и дальнейшей ее пере­работки происходит тренировка анализаторных систем и соответству­ющих структур мозга.

Социальная депривация

Полное отсутствие или снижение возможности общаться с окружающими людьми, жить, взаимодействуя с обществом, является социальной депривацией. Нарушение личностных контактов с социумом может спровоцировать определенное состояние психики, которое служит патогенным фактором, вызывающим развитие ряда болезненных симптомов. Возникновение нарушений обусловлено социальной изоляцией, уровень жесткости которой бывает различным, что в свой черед устанавливает меру жесткости ситуации депривации.

Выделяют несколько форм социальной депривации, которые разнятся не только лишь по уровню ее жесткости, но по лицу, которое является инициатором. То есть существует определенная личность, которая устанавливает депривационный характер отношений индивида либо группы лиц с широким социумом. В соответствии с этим выделяются нижеприведенные варианты социальной депривации: вынужденная, принудительная, добровольная и добровольно-вынужденная изоляция.

Вынужденная изоляция наступает тогда, когда индивид либо группа лиц оказываются в силу непреодолимых обстоятельств оторванными от социума. Такие обстоятельства не зависят от их воли или от воли общества. К примеру, команда морского судна, попавшая вследствие крушения на необитаемый остров.

Принудительная изоляция наблюдается, когда социум изолирует индивидов не зависимо от их стремлений и желаний, а зачастую и вопреки ним. Примером подобной изоляции выступают заключенные, находящиеся в условиях исправительных учреждений или закрытые социальные группы, нахождение в которых не подразумевает ограничения в правах и не предполагает понижение социального статуса личности (солдаты срочной службы, воспитанники детских домов).

Добровольная изоляция происходит тогда, когда индивиды по собственному желанию дистанцируются от общества (например, монахи или сектанты).

Добровольно-вынужденная изоляция наступает тогда, когда достижение определенной значимой для индивида либо группы лиц цели подразумевает необходимость существенно сузить собственные контакты со знакомым окружением. Например, спортивные школы-интернаты.

Человек является наиболее совершенным созданием на планете Земля, но при этом в период новорожденности и в младенчестве является самым беспомощным существом, поскольку какие-нибудь готовые формы поведенческого реагирования у него отсутствуют.

Депривация детей раннего возраста ведет к снижению их успешности в понимании социума и затруднениям в построении коммуникаций с отдельными субъектами и социумом в целом, что в дальнейшем существенно повлияет на эффективность их жизнедеятельности деятельности.

Кроме этого, нахождение в учреждениях закрытого типа не остается без губительных последствий для детской развивающейся психики.

Социальная депривация детей сирот резко активизирует формирование нежелательных личностных черт, таких как: инфантилизм, неуверенность в себе, иждивенчество, отсутствие самостоятельности, заниженная самооценка. Все это тормозит процесс социализации, ведет к дисгармоничности социального развития детей сирот.

Депривация детей

Дефицит каких-либо условий, предметов или средств, удовлетворяющих материальные нужды, духовные и психические потребности, в условиях постоянной нехватки может быть хроническим, то есть хроническая депривация. Кроме этого, она может быть периодической, частичной или спонтанной и зависит от продолжительности утраты.

Длительная депривация детей задерживает их развитие. Недостаток социальных стимулов и сенсорных раздражителей в процессе детского формирования ведет к торможению и искажению умственного и эмоционального развития.

Для полноценного формирования малышей необходимы многообразные побудители различной модальности (слуховые, тактильные и др.). Их дефицит порождает стимульную депривацию.

Неудовлетворительные условия для обучения и усвоения различных навыков, беспорядочное устройство внешней среды, не дающее возможности постигать, предугадывать и управлять происходящим извне, порождает когнитивную депривацию.

Общественные контакты с взрослым окружением и в первый черед с матерью обеспечивают формирование личности, а их дефицит приводит к эмоциональной депривации.

Эмоциональная депривация влияет на крох следующим образом. Дети становятся вялыми, у них снижается ориентировочная активность, они не стремятся к движению, неизбежно начинается ослабление физического здоровья. Также наблюдается задержка в развитии по всем основным параметрам.

Материнская депривация не утрачивает губительную силу собственного воздействия на всех этапах детского взросления. Вследствие материнской депривации искажается отношение маленькой личности к самой себе, может наблюдаться неприятие ребенком собственного тела или аутоагрессия. Кроме этого ребенком утрачиваются возможности установления полноценных взаимоотношений с другими лицами.

Ограничение возможностей осуществления социальной через усвоение определенных социальных ролей, а также посредством приобщения к общественным идеям и целям приводит к социальной депривации.

Выраженный результат замедления или нарушения в развитии малышей, который наступает вследствие какой-либо формы депривации, носит название госпитализм.