Глинская икона рождества пресвятой богородицы. Икона Богородицы «Рождество Пресвятой Богородицы» Глинская (Пустынно-Глинская)

Глинская пустынь отошла Киевской митрополии. Около 1704-1706 гг. по благословению Киевского митр. Варлаама (Ясинского) она была приписана к Бутыринскому Петропавловскому монастырю Глуховского уезда Черниговской губернии, а в г., после измены Мазепы, пожалована кн. А. Д. Меншикову , который стал благотворителем обители. Он отдал Глинской пустыни около пяти тысяч гектаров земли, построил кельи и деревянную церковь в честь Вознесения Господня (). В донесении 1730 г. Киевского архиеп. Варлаама (Ванатовича) в Святейший Синод сказано, что Глинская пустынь благодаря дару «князя Меншикова стала обширнейшей» .

Указами имп. Анны Иоанновны и Синода от 11 октября года Глинская пустынь вошла в подчинение Синодальной области и приписана к путивльскому Молченскому монастырю , в г. стала самостоятельной, заштатной.

В монастыре был введен особый Глинский распев, партесного пения прп. Филарет не допускал. В пустыни совершались непрерывное чтение Псалтири и ежедневное поминовение по особому синодику. В 1-ю неделю каждого месяца совершалось освящение воды. Среди особенностей богослужения Глинской пустыни было ношение диаконами по храму дарохранительниц, каждение кациями (кадильницами с ручками).

Второй и третий отделы устава регламентировали обязанности настоятеля, старшей и рядовой братии. Иноки не имели собственности, никого не принимали в кельях, с родственниками встречались изредка и только в гостинице. Каждый поступавший в обитель поручался для духовного окормления старцу , который назначал ученику келейное правило, послушания, ежедневно принимал исповедь и откровение помыслов. Помимо существовавших послушаний духовника и казначея прп. Филарет ввел в пустыни должности благочинного, ризничего, уставщика, экклисиарха, эконома, больничного, гостинника и др. Согласно 25-й главе, братию, не исполнявшую устава, удаляли из пустыни.

Среди старцев, подвизавшихся в Глинской пустыни при игум. Филарете , известны иеромонахи Василий (Кишкин) , Анастасий, духовниками братии были иеромонахи Аввакум, Варсонофий, принявший постриг на Афоне иеросхим. Пахомий (Сковородка) , с 1824 года - иеросхим. Порфирий (Мамчич) , с 1826 года - иеросхим. Пантелеимон Отшельник (+ 1831). В пустыни подвизались ученики прп. Филарета мон. Феодот (Левченко) (+ 1859); иеросхим. Макарий (Шаров) (+ 1864), схим. Евфимий (Любимченко) (+ 1866) и схиархим. Илиодор (Голованицкий) (+ 1879), схим. Марк (Карлов) (+ 1893), иеросхим. Илиодор (Захаров) (+ 1895), схим. Архипп (Шестаков) (+ 1896), схим. Лука (Швец) (+ 1898), мон. Петр (Лешков) (+ 1898), духовник и скитоначальник иером. Феоктист (Бородин) (+ ок. 1911), иером. Аристоклий (Ветер) , иером. Иулиан (Гагарин) (+ ок. 1911), иером. Софроний (Юденков) (+ ок. 1911) и др. Некоторые из них окормляли как братию, так и мирян. До г. послушники могли ходить на откровение помыслов к любому старцу или братскому духовнику. Игум. Иоанникий ввел более строгий порядок: при поступлении в обитель каждому назначался старец (по своему желанию нельзя было избирать), которому ежедневно следовало открывать помыслы и поступки, без благословения его ничего нельзя было предпринимать.

В корпусах Глинской пустыни образован был городок для детей Поволжья, в г.- сельскохозяйственная артель, реорганизованная в г. в колхоз «Красный Октябрь» (с. Сосновка), в г. - в промкомбинат по изготовлению сельхозинвентаря. Часть братии перешла в Рыльский Никольский монастырь , Дранский Успенский и другие монастыри, некоторые служили на приходах, жили у родственников, в ссылке находились схиигум. Андроник (Лукаш) , схиархим. Серафим (Романцев) , схиигум. Николай (Хондарёв) , иеросхим. Иоанн (Примаков) , схим. Симон (Хондошко) и др. Последний настоятель архим. Нектарий (Нуждин) жил в Путивле.

К концу 1942 года в пустыни проживали 12 насельников, в году - ок. 25, в году - 60 (34 монаха и 26 послушников). В 1942 г. Глуховское лесничество передало монастырю больницу с Крестовоздвиженской церковью и двухэтажный архиерейский корпус, в котором устроили кельи, трапезную, кухню, просфорню. Библиотека насчитывала ок. 600 книг. Глинская пустынь содержалась на пожертвования прихожан; при поступлении в обитель насельники приносили кто что мог (продукты, одежду, домашних животных). Не хватало одежды, обуви, литургии совершали в лаптях. Часто на трапезе вместо хлеба была вареная свекла. В году пустынь получила от Сосновского сельского совета 5 га болотистой земли, которую использовали под огород; зерновые не сеяли. Весной г. Шалыгинский райсовет выделил Глинской пустыни около 10 га земли, на которых сеяли овес, просо, ячмень, кукурузу, фасоль. К году в Глинской пустыни было две лошади, два вола, три коровы, бык, устроена пасека на 14 ульев.

Братия соблюдала строгий богослужебный устав, во многом благодаря опытному уставщику, слепому иеросхим. Никодиму (Калиушу) (+ 1953). В 4 часа утра служили полунощницу, утреню, затем следовали 3-я и 6-я песни канона, читались святоотеческие поучения и Пролог, первый час. В 7 ч. 30 мин. читался акафист Спасителю, в субботу - Божией Матери. В 9 ч. совершалась литургия, с 11 ч.- требы. В 16 ч. начиналась вечерня, в 18 ч.- повечерие с канонами. После вечернего правила встречи и разговоры не допускались. Келейное правило давалось старцем, обычно включало Евангелие, Апостол, Псалтирь, пятисотницу с земными и поясными поклонами. На келейную молитву перед утренней службой насельники вставали в 2 часа ночи. Воскресные и праздничные богослужения начинались в 16 часов малой вечерней, с 18 часов до 1 часа ночи служилось всенощное бдение. В 6 часов начиналась воскресная или праздничная полунощница, затем соборный Акафист Пресвятой Богородице, часы и литургия, которая оканчивалась в 13 часов. По праздникам звонили в маленькие колокола и подвешенные рейки. Как и прежде, кадили кациями, с «гробницею» на плечах. Пение совершалось двумя клиросами на гласы и подобны. Левый клирос придерживался распевов Глинской пустыни, правый - обихода и распевов Киево-Печерской лавры . В храме монахи стояли отдельно от богомольцев, в особой комнате.

В 1940-50-х годах в Глинской пустыни сохранялась традиция старчества . При схиархим. Серафиме братским духовником был схиигум. Антоний (Ветер) , затем - архим. Антоний (Прохода) , схиархим. Серафим (Романцев) , благочинным - иеросхим. Иов (Полхов) , затем - схиархим. Андроник (Лукаш) . С середины 1940-х годов в пустыни подвизались архимандриты Тихон (Беляев) , Артемий (Миньковский) , иеросхимонахи Иов (Полхов) , Петр (Дробязка) , Мелетий (Шечко) , Алексий (Заярный) и др. Среди поступивших в Глинскую пустынь после 1945 г. были опытные подвижники, схииером. Оптиной пустыни Паисий (Гришкин) , схим. Новоафонского монастыря Симон (Хондошко) , постриженик Св. Горы схим. Варсонофий (Середа) . Старцы окормляли паломников, приезжавших в Глинскую пустынь со всей страны, вели переписку.

Постройки

Согласно офицерской описи подпоручика А. Рязанцева, к 1764 году в Глинской пустыни находились

  • деревянный на каменном фундаменте Богородице-Рождественский собор с резным позолоченным четырехярусным иконостасом, на южных вратах располагалась чудотворная Глинская икона ;
  • теплый храм во имя свт. Николая Чудотворца (сгорел в 1769 вместе с монастырским архивом);
  • деревянные колокольня с пятью колоколами, настоятельский и братский корпуса, трапезная, кухня, хлебная с погребом и ледником, шесть амбаров, конюшня, два сарая, за оградой - гостиница.

В - годах был возведен каменный собор в честь Рождества Богородицы: восьмерик на двухэтажном четверике. На нижнем этаже собора находились главный престол в честь Рождества Богородицы и притвор с теплым приделом во имя свт. Николая Чудотворца, на верхнем этаже - небольшой придел в честь Преображения (по описи 1817 г.- Вознесения) Господня.

Около года к притвору храма была пристроена каменная колокольня. В Богородице-Рождественском храме справа от царских врат помещалась Глинская икона, украшенная позолоченной ризой, серебряной лампадой. В соборе хранились также чтимые Молченская икона Божией Матери в серебряной ризе, образы апостола Иоанна Богослова, свт. Геннадия I, патриарха Константинопольского и др.

Собор в честь Рождества Богородицы (XVIII в.) был капитально отремонтирован при игум. Филарете и освящен 6 сентября года еп. Евгением (Казанцевым) . В результате перестройки 1852-1864 гг. к собору были пристроены два придела, освященные в сентябре 1864 года еп. Курским Сергием (Ляпидевским) : южный - во имя свт. Митрофана Воронежского и Тихона Задонского , северный - свт. Алексия Московского и мц. Александры. Приделы были оформлены в едином стиле пилястрами, двумя ярусами окон (окна нижнего света имели треугольные разорванные фронтоны), тремя декоративными килевидными кокошниками над карнизами северных и южных фасадов. Барабан увенчала массивная глава луковичной формы с ребрами, соответствующими граням барабана. Вероятно, в это же время вплотную к углам основного четверика были сооружены четыре главки на высоких восьмигранных барабанах, установленных на восьмигранные, декорированные глухими арками основания. На каждой апсиде появилось по три небольшие главки. На средства харьковского помещика К. Д. Хрущова в храме был поставлен резной, с позолотой, двухъярусный иконостас.

Надвратная церковь в честь Иверской иконы Божией Матери была построена в - гг. и освящена в октябре году игум. Филаретом. Это трехъярусная постройка: в нижнем ярусе расположены св. врата, украшенные четырехколонным портиком; второй ярус - четверик с полукруглой апсидой и симметричным ей объемом, с запада декорированный пилястрами с окнами между ними; третий ярус - восьмерик с окнами на каждой грани, увенчанный ребристым куполом и луковичной главкой на высоком барабане. В нишах между колонн первого яруса и над окнами четверика - изображения святых. В храме был установлен резной, из красного дерева, позолоченный иконостас. При входе с гостиного двора братия и прихожане поклонялись поставленной над св. вратами Иверской иконе, присланной с Афона.

В - годах к югу от собора был построен теплый каменный Успенский храм с правым приделом во имя свт. Николая Чудотворца и левым - вмц. Варвары : двухсветный четверик, завершенный треугольными фронтонами с северной и южной сторон, увенчанный луковичной главкой на барабане, с трехчастной апсидой, трапезной с папертью с запада. Храм был декорирован пилястрами по углам, треугольными фронтонами над дверными проемами и полукруглыми нишами со сдвоенными окнами на северном и южном фасадах. В

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» заметно выделяется среди прочих важных, так как на ней изображена земная людская жизнь. Хоть и не запечатлено какое-то конкретное значимое праздничное событие, но она пронизана интимными деталями, приоткрывающими бытовые нюансы. Икона Рождества Богоматери знакомит нас с семьей Анны и Иоакима, вовлекая в происходящее священное событие.

Святая Анна расположилась в левой части иконы. На ее лице радость. Справа к Анне идут служанки и несут ей попить и поесть. Прислужницы — персонажи не вымышленные, поэтому изображены крайне жизненно с детальной прорисовкой. В нижнем правом углу расположились повивальные бабки, готовящие воду, чтобы омыть новорожденного младенца. И нельзя сказать, что хоть одна мелочь и деталь лишняя, все эти подробности происходящего превращают его в святое таинство, частью которого является каждый наблюдающий и присутствующий. Рождество Пресвятой Богородицы ознаменовывает начало не только семейного счастья, бытового, но и общечеловеческого, ведь очень скоро состоится встреча людей с Великим Царем. Несмотря на то что Матерь Божья является главной фигурой иконы, изображена она не в центре, а на руках у повивальной бабки, укутанная в пеленку или ожидающая своего омовения. Этим самым икона «Рождество Пресвятой Богородицы» указывает людям на то, что нужно всегда оставаться смиренными и скромными. И это невзирая на свою важность и значимость.

Начало истории про Рождество Пресвятой Богородицы

Дева Мария родилась во времена морального и нравственного людского упадничества, из которого самостоятельно у них не было сил выбраться. Знающие умы того времени заявляли, что спасти мир может только Господь. Сын Божий возжелал прийти к людям в человеческом обличии и вернуть их на путь праведный. А на роль матери своей он выбрал Марию, единственную достойную среди прочих. Ее родителями стали Анна и Иоаким, жившие в Назарете. Они были из знатного рода, богаты и трудолюбивы, но не этим были известны. Их знали как благочестивую пару, жертвующую 2/3 своих доходов бедным и в храм. На протяжении долгих лет они старались завести ребенка, но тщетно. Анна и Иоаким проводили в молитвах все свое время. Анна обещала Господу, что если он ниспошлет ей ребенка, то она отдаст его ему на служение. В один из дней усердной молитвы к Анне спустился Ангел, чтобы сообщить о том, что Бог услышал ее и дарует ей дочь. Через девять месяцев у супругов родилась Мария. Ее имя означает «госпожа», «царица», и это неслучайно, ведь ей была уготована великая миссия стать Царицей небесной.

Когда девочке исполнилось 3 года, ее привели в храм, отдав на поруки первосвященника Захария. Так она осталась жить там. Про Марию можно сказать только то, что даже среди прочих девушек, живущих с ней, она выделялась наибольшим усердием, трудолюбием и святостью. Трижды в день молилась, в свободное время читала Священные Писания и рукодельничала.

В возрасте девяти лет она потеряла обоих родителей.

Значение иконы

Согласно словам митрополита Анатолия Сурожского, событие, которое икона «Рождество Пресвятой Богородицы» ознаменовывает, становится началом устранения разграничения между Богом и человеком. Перед тем как все случилось, было много чудес и знаков свыше, предвещающих великий день. Даже в Ветхом Завете упоминалось о пришествии Мессии. Говоря о том, какое значение имеет Рождество Пресвятой Богородицы, нельзя не заметить, что это событие сопровождалось нескончаемой чередой чудес, начиная с того, что родилась она у старой бесплодной Анны.

Правда, бесплодной она была только для незнающих, на самом же деле она была целомудренной, такой же, как и ее дочь Мария. Миру подарена, благодаря такому событию, как Рождество Пресвятой Богородицы, икона, значение которой кроется в принципах благочестия, противоречащих напутствиям людям о регулярном чадорождении. Но тем самым она говорит, что при благословении Господнем, дарованном во время венчания, возможно и непорочное зачатие.

Люди, празднуя этот светлый день Рождества Богоматери, радуются и благодарят ее за то, что она заступается и молится за весь человеческий род, одаривает всех безграничной материнской любовью.

Каким образом икона защищает

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы», описание которой изложено выше, помогает каждому, кто обращает свои молитвы к ней, так как она слышит всех. Она отводит беду и защищает. К ней приходят с самыми разнообразными просьбами, но в первую очередь просят о спасении души человеческой, об искоренении в ней сомнений, разрушающих ее соблазнов, о наставлении на путь истинный, который непременно приведет к спасению и исцелению.

Исполнению каких просьб способствует икона

Справиться со многими земными бедами помогает икона «Рождество Пресвятой Богородицы». Фото молящихся еще раз показывает, какое огромное количество людей уповают на ее защиту и поддержку.

Ведь с ее приходом в этот грешный мир в него же приходит надежда на спасение, на жизнь в лучшие времена, но уже вместе со спасителем Иисусом Христом. Если прочитать внимательно молитвы, обращенные к Царице небесной, становится ясно, что для нее нет неисполнимых просьб.

Но чаще всего к ней взывают с мольбами о спасении заблудшей души, лишенной силы и веры. Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» (фото представлено в статье) помогает бездетым семейным парам, долгое время страдающим от этой беды, а также тем, в чьих семьях конфликты и разлад. Как правило, просящие обращаются не только к Деве Марии, но и к ее родителям Анне и Иоакиму.

Глинская икона Рождества Пресвятой Богородицы

В начале 16 века эта икона предстала перед пчеловодами, занятыми в лесу установкой ульев. В 1648 году на том самом месте появилась Глинская пустынь, получившая свое название в честь боярского рода Глинских, владеющих местными землями. Икона исцелила очень многих людей, вследствие чего стала известной, но, как ни прискорбно, до наших дней она не дожила. На ней изображена арка с тремя пролетами, на фоне которой разместилась на высоком ложе святая Анна, только что родившая младенца, и ее муж.

Справа внизу находится купель, а рядом с ней — повивальная бабка, держащая на руках новорожденную. Икона «Рождество Пресвятой Богородицы», написанная в Глинском стиле, отличается от классического варианта присутствием на ней Бога Саваофа. С 1994 года Глинская пустынь принадлежит церкви и находится на територии Украины.

День празднования Рождества Божьей Матери

Примерно в 4-ом веке впервые состоялось празднество в честь Рождества Богородицы, и с тех пор ежегодно 21 сентября (8 сентября по старому стилю) люди, радуясь и ликуя, продолжают восхвалять Деву Марию.

Этот день вдвойне значим для русского народа, ведь именно 8 сентября 1380 года русские войска выиграли битву с ханом Мамаем на Куликовом поле. Это событие стало началом формирования единого русского государства и положило конец междоусобным войнам и распрям между князьями.


Рождества Богородицы Глинская пустынь, мужской монастырь (ставропигиальный)

Глинская пустынь возникла в глухом месте, среди дремучих лесов Крупецкой волости, в 160-ти верстах от Курска, 36-та верстах от Путивля. Ныне это село Сосновка Глуховского района Сумской области. Именно там, в XVI веке, крестьяне, ставившие на деревьях ульи, на высокой сосне увидели икону Рождества Пресвятой Богородицы, от которой исходил свет. Когда прошел страх, стали молиться Матери Божией, собираясь у сосны с родственниками и односельчанами. Вскоре у корней этой сосны появился источник. Приходящие получали помощь Царицы Небесной, исцеление душевных и телесных недугов. Некий пустынник построил там часовню и подвизался в посте и молитве. Народное почитание свитого места не прекращалось, а слух о чудесах от явленной иконы привлек иноков ближайшего монастыря - Путив-льского Молченского, находившегося в 40 верстах от места явления иконы. Монахи поставили новую часовню и в ней исполняли свое правило. Их можно назвать первыми иноками новой обители, названной Глинской скорее всего потому, что ее земли принадлежали Глинским, из рода которых была жена Ивана Грозного - Елена. Есть и другая версия: будто был здесь удобный участок, с хорошей глиной, которую брали местные крестьяне для изготовления глиняной посуды. Сейчас трудно об этом судить. Почва там песчаная, совсем не подходящая для гончаров.

Архивные материалы свидетельствуют о внешнем благолепии и процветании обители в конце XIX века. Пустынь, обнесенная каменной оградой, имела пять отдельных и четыре домовых храма. Соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, каменный, с колокольней, трехпрестольный, построен в 1770-1781 годах тщанием Преосвященного Кирилла, епископа Севского и Брянского. Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, каменный, трехпрестольный, возведен в 1843-1849 годах на пожертвования благотворителей. Храм в честь Иверской иконы Божией Матери, каменный, однопрестольный, сооружен над святыми вратами в 1726-1731 годах также на средства благотворителей. Храм во имя святых Богоотец Иоакима и Анны, каменный, с колокольней, однопрестольный, построен в 1848 году в скиту, на месте Сретения чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, на средства ахтырского помещика Константина Дмитриевича Хрущева. Пятый храм - в честь Нерукотворного Спаса, деревянный, однопрестольный - поставлен в 1892 году на месте подвигов старца схиархимандрита Илиодора, в трех верстах от обители, на средства схимонахини Севского женского монастыря Рафаилы и монахини Анны - графини Гейден. При этой церкви был учрежден скит. В 1906 году здесь выстроили каменную колокольню с двумя келлиями. Домовые храмы были построены в основном в конце ХIХ века: во имя Архистратига Михаила - в 1893 году в деревянном доме Сеймских монастырских мельниц при городе Путивле, храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня выстроен в 1896 году на средства благотворителей при новой монастырской больнице, храм во имя Крестителя Господня Иоанна устроен в 1899 году в Спасо-Илиодоровском скиту также на пожертвования. Четвертый домовый храм - в честь Вознесения Господня - освящен в 1907 году в деревянном доме при хуторе Негровском.





Мощи прославленных Глинских старцев находятся в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Глинской пустыни.

На иконе изображены 13 преподобных Глинских старцев, в разное время подвизавшихся в этой святой обители (причтены к лику святых в 2008 году):

Преподобный Филарет (Данилевский); »

Преподобный Илиодор (Голованицкий);

Преподобный Иоанникий (Гомолко);

Преподобный Серафим (Амелин);

Преподобный Иннокентий (Степанов);

Преподобный Василий (Кишкин);

Преподобный Макарий (Шаров);

Преподобный Лука (Швец);

Преподобный Архипп (Шестаков);

Преподобный Евфимий (Любимченко);

Преподобный Феодот (Левченко);

Преподобный Мартирий (Кириченко);

Преподобный Досифей (Колченков).

В конце прошлого века в Глинской обители подвизалось до 700 насельников, включая послушников, которых было большинство. Содержание от казны пустынь не получала, довольствовалась собственными средствами, трудами братии, помощью усердствующих к обители благотворителей.

Ежегодно 19 июля совершался крестный ход из Глинской пустыни в город Глухов с чудотворной иконой Рождества Пресвятой Богородицы. Это происходило в память об избавлении жителей города от холерной эпидемии в 1848 году и для отвращения бед на будущее. Святую икону устанавливали на площади города, в особо устроенной каменной часовне, где и совершалось всенощное бдение, после которого чудотворную икону переносили в городской собор. На другой день, после литургии, бывал крестный ход от собора к часовне, в которой служили акафист. Затем святыню принимали в храмах и домах. 2 августа святая икона возвращалась в обитель, а на следующий день, после литургии, совершался крестный ход в ближний скит, где тоже служили акафист. Такой же крестный ход с чудотворной иконой Богородицы бывал 9 сентября по случаю престольного праздника в скитской церкви во имя святых Богоотец Иоакима и Анны. По просьбе верующих, святую икону иногда приносили на источник, находившийся на лугу с юго-западной стороны пустыни.

В 50-е годы к остаткам ограды прилепились маленькие каморки, где выполнялись разные послушания, работали, например, сапожник, кузнец, столяр. Желающие попасть в обитель ехали до Глухова, а дальше или шли пешком, или добирались на попутной машине. Письма и посылки приходили на ближайшую станцию Локоть, за ними ездил на лошади монах Афанасий. Каждому паломнику старались найти место на ночь и за трапезой. Для этого не надо было ни рекомендации, ни знакомства, ни вклада. Кто оставался больше трех дней, благословлялся выполнять общие послушания (на огороде, к примеру, или на кухне).

В последующие годы в святой обители был по-прежнему строгий устав. Утреннее богослужение начиналось в четыре часа, и богомольцы стекались в полутемный храм, где горела одна свеча - в руках монаха, читающего утренние молитвы (электричества тогда в обители не было, пользовались керосиновой лампой или свечами). После утренних молитв шла полунощница, по окончании которой и начиналась утреня, по шестой песни канона с амвона читался Пролог. После утрени служили молебен перед чтимой иконой Рождества Пресвятой Богородицы - списка с чудотворной иконы, явленной в XVI веке. Примерно в шесть часов утра все расходились на послушания. А те, кто работал на поварне, уходили после шестопсалмия. Служащий иеромонах брал огонь от лампады перед Чудотворным образом Богоматери и давал повару, который разжигал печь благословенным огнем.

Литургия была одна. Начиналась она в будние дни около девяти часов, затем в храме читались заказные акафисты. Часа в два был обед. Сначала в трапезную шли монахи, после них - богомольцы, В монастыре готовили не только для братии, но и для паломников, которые обеда получали бесплатно хлеб. Бесплатной была монастырская гостиница.

Вечерня начиналась в пять часов, после которой был перерыв на ужин. Затем совершалось повечерие, читали каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу-Хранителю и молитвы на сон грядущим. По окончании службы монахи исполняли келейное правило. Встречи и всевозможные разговоры с паломниками в это время не допускались. Если совершалась всенощная, то богослужение кончалось совсем поздно. Первый час читали в час ночи, а во втором все расходились по своим местам. Праздничные службы начинались в шесть утра. В 1961 году монастырь снова был закрыт, а насельники — разогнаны. В пустыни разместили психоневрологический интернат.

21 сентября - Икона Богородицы «Рождество Пресвятой Богородицы» Глинская (Пустынно-Глинская) Эта икона «Рождество Пресвятой Богородицы» в начале XVI века чудесным образом явилась пчеловодам, которые устраивали в лесу ульи. В 1648 году на месте явления иконы основана Глинская пустынь, получившая своё название от благотворителей монастыря – рода бояр Глинских, владеющих окрестной местностью. Икона прославилась множественными исцелениями. В настоящее время, к сожалению, чудотворная икона утрачена. На древней иконе на фоне 3-х пролётной арки представлена фигура святой праведной Анны на высоком ложе, в проёмах арки изображены: жена, несущая дары, и святой праведный Иоаким. В правом нижнем углу иконы – служанка с младенцем Марией на руках, рядом с ней купель, напоминающая об обновлении и очищении человеческого рода. Позже икону вложили в серебряный киот с самостоятельным изображением: на облаках ангелы, предстоящие чудотворному образу, поддерживают святыню, над которой в окружении херувимов благословляющий Господь Саваоф. В современной иконографии наличие на иконах Рождества Богородицы изображения Бога Саваофа служит признаком принадлежности к Глинскому варианту, независимо от того, отделены изображённые фигуры очертаниями арки или нет. Тем не менее, в Глинской пустыни находится древний список иконы без изображения Бога Отца. Свято-Рождества Богородицы Глинская пустынь после десятилетий забвения и разрухи, в 1994 году, возвращена Церкви. Находится на Украине: село Сосновка, Глуховский район, Сумская обл. Молитва первая О Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами праведных родителей испрошенная, Богу посвященная, и Богом возлюбленная. Кто Тесе не ублажит, или кто не воспоет Твоего преславного рождества? Рождество бо Твое бысть началом спасения человеком и мы, сидящии во тьме согрешений, зрим Тя неприступнаго Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию, паче бо Серафим возвысилася еси Пречистая; обаче приими недостойных рабов Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы наша, Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благосердую Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодая и душам нашим полезная, и к тому возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты, непостыдная Надеждо наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных, неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим Единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Молитва вторая Преблагословенная Дево Марие, Царице небесе и земли, Твоему чудотворному образу припадающе, умильно глаголем: призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли комуждо потребная: вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблудшия на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти, мужей ко благу направи; грешников к покаянию приведи и всех христиан мольбы услыши; болящия уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй. Ты веси, Всемилостивая, яко немощни, яко грешни, яко озлобляеми и достойни прещения Божия; обаче буди нам на помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольскаго прельщения прогневаем Бога. Тя имамы Предстательницу, Юже не отринет Господь, аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши, яко благодатный источник верно поющих Тя и превозносящих преславное Твое рождество. Избави, Владычице, грехопадений и бед всех благочестно призывающих Святое Имя Твое и покланяющихся честному образу Твоему, Ты бо молитвами Своими, беззакония наша туне очищаеши. Темже Тебе припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительныя поветрия, молитвами Своими подающи дожди благовременны и земли обильное плодоприношение; вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних, да вси в христианской любви, благочестии и чистоте благоденственно, тихо и мирно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа. Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему всякая подобает слава, честь и поклонение ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

(празд. 8 сент., 23 окт.), согласно преданию, хранимому иноками Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст ., явлена на сосне в лесу, называемом «бортным ухожьем», во время сбора меда. Из-под корня сосны, на к-рой обретена икона, стала истекать целебная вода; рядом поселился пустынник (имя неизвестно), соорудивший там часовню. Обретение относится к нач.- 1-й пол. XVI в. Предполагают, что владельцами земли в этот период были князья Глинские, покровительствовавшие возникновению обители, что запечатлено в наименованиях новоявленной иконы «Пустынная-Глинская» и самой пустыни - «ухожья Пресвятой Богородицы Глинския» (Иоанн (Маслов) , схиархим . С. 51). Вскоре сюда были направлены иноки путивльского Молченского Софрониева мон-ря, к-рые положили начало монашескому пустынножительству. В кон. XVI в. житель Крупецкой вол. Фома Милонов с товарищами построил здесь деревянную ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Монастырское предание сохранило рассказ о том, как трижды монахи пытались снять икону с дерева и как она неведомой силой возвращалась обратно; настоятель мон-ря велел срубить сосну, после чего источник иссяк, а настоятель заболел и умер. Вскоре источник (криница) появился в 2 км к западу от прежнего места и также прославился исцелениями, к-рые отмечены в монастырских рукописных описаниях Глинской пуст. вместе с чудесами от Г. и. Свидетельствами почитания образа служат многочисленные «привесы», известные по записям уже с 1724 г. (Там же. С. 73).

С именем еп. Севского и Брянского Кирилла (Флоринского) монастырское предание связывает чудо троекратного возвращения Г. и. в обитель, когда по воле архиерея она была перенесена в кафедральный собор г. Севска (1768); после вывоза иконы в обители случился пожар (1769). В 1770-1781 гг. еп. Кирилл, радея о восстановлении пустыни, возвел первую холодную каменную ц. Рождества Богородицы. При игум. Филарете (Данилевском) икона была поставлена над царскими вратами и опускалась для поклонения во время соборного акафистного чтения в субботние дни. При игум. Евстратии (Яковлеве) отстроили теплую каменную ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (1848-1850), куда Г. и. помещали на зиму. Старцы мон-ря называли обитель «чудесным достоянием Царицы Небесной», а Богородицу - «покровительницей обители», произносили перед образом обеты. Связь истории обители с почитанием Г. и. нашла отражение в особых днях ее празднования, уставного субботнего чтения акафиста Благовещению в 1-ю и 5-ю недели Великого поста, а также в совершении крестных ходов (в расположенный на месте 1-го явления иконы Ближний скит и на источник) на Преполовение (1 авг., 9 сент.) и по частным просьбам. С иконой ежегодно устраивались утвержденные Синодом многодневные крестные ходы в г. Глухов (с 19 июля по 2 авг.) в честь исцеления от эпидемии холеры в 1848 г., в с. Шалыгине Путивльского у. в связи с избавлением в 1856 и 1857 гг. от саранчи. Последнее сообщение об иконе относится к 1922 г., когда после закрытия обители образ был унесен членами церковного совета с. Шалыгина. Существует мнение, что святыня и сейчас находится в этом селе и перед открытием Глинской пуст. появится на своем месте.

Об изображении можно судить по литографическому воспроизведению в изданиях XIX в. и по описанию. Размер Г. и.- 20×16,7 см. Иконография не раз поновленной Г. и., возможно, сохраняет черты древнего образа. Традиц. извод иконы «Рождество Пресв. Богородицы» соединяет текст апокрифического Протоевангелия Иакова с прообразовательными символами: скинию завета символизирует 3-пролетная арка, на ее фоне представлена фигура прав. Анны на высоком ложе, а в проемах изображены жена, несущая дары, и прав. Иоаким; подле ложа прав. Анны - стол, прообразующий жертвенник, в правом нижнем углу, оформленном в виде картуша, рядом с женой с младенцем Марией на руках - купель, напоминающая об обновлении и очищении человеческого рода.

В 1861 г. взамен серебряной позолоченной ризы, известной по описи с 1764 г., икона получила золотую, украшенную бриллиантами, топазами и сапфирами ризу и была вставлена в медный позолоченный киот в виде прямоугольной рамки, к-рый в свою очередь помещен в киот округлой формы чеканной работы (1868). Согласно литографии, на круглом серебряном киоте, окаймленном старопечатным орнаментом в виде ракушек, вплетенных в гирлянды из листьев аканфа, помещено самостоятельное изображение: на облаках ангелы, предстоящие чудотворному образу, поддерживают святыню, над к-рой в окружении херувимов благословляющий Господь Саваоф и Св. Дух. Все фигуры изображены в реалистичной манере с использованием светотеневой моделировки и перспективного сокращения. Художественное решение изображения на киоте исполнено в стиле укр. барокко и академической живописи.

Лит.: Глинская Рождество-Богородицкая общежит. пуст. М., 1891; Снессорева . Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 309-310; Чудотворная икона Рождества Пресв. Богородицы Пустынно-Глинская. Од., 1901, 19072; Поселянин . Богоматерь. С. 572; Чудотворная икона Рождества Богородицы Пустынно-Глинская: Очерк явления иконы и описание чудес, от нее происшедших. Од., 19072; Глинская пуст.: Очерк совр. состояния обители. Од., 19042; Логвин П . Г ., Милева Л ., Свенцицкая В . Укр. средневек. живопись. К., 1976. № 27, 59; Игнатий (Брянчанинов), свт . О Божьей Матери // МЦВ. 1989. № 10. С. 2; Иоанн (Маслов), схиархим . Глинская икона «Рождество Пресв. Богородицы» // ЖМП. 1992. № 6. С. 5-7; он же . Глинская пуст.: История обители и ее духовно-просвет. деятельность в XVI-XX вв. М., 1994. С. 58.